Социальная направленность деятельности кооперативов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,99 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальная направленность деятельности кооперативов














Социальная направленность деятельности кооперативов

Содержание

Введение

Глава 1. Социальная сущность кооператива в системе потребительской кооперации

.1 Становление и традиции социальной деятельности в потребительских обществах системы потребительской кооперации

1.2 Духовно-культурные ценности потребительской кооперации и их связи с социальной политикой государства

Глава 2. Социальная направленность деятельности кооперативов

2.1 Социальная направленность хозяйственной деятельности кооператива в системе потребительской кооперации

.2 Деятельность социальных кооперативов в системе международного кооперативного движения

Глава 3. Социальная направленность и тенденции развития деятельности кооперативов в международном кооперативном движении

3.1 Направление развития кооперативов

3.2Тенденция развития деятельности кооперативов

Заключение

Список использованных источников


Введение

Актуальность темы.

C ухудшением экономической ситуации, увеличением безработицы, неуверенности в будущем, депрессии, потерей социально-политических ориентиров - причастности к общему государственному делу, насаждаемая индивидуализация производства и общественной жизни создают определенный фон для роста социальных заболеваний.

В сложившихся условиях возрастает роль и значение потребительской кооперации, которая выступает как форма объединения населения и берет на себя часть функций государства, в частности - социальную защиту населения: создание новых рабочих мест; расширение комплекса бытовых услуг; участие в обеспечении продовольственной безопасности; подготовку и переподготовку специалистов, обладающих высокими духовными качествами, борьба с бездуховностью, воспитание чувства патриотизма у молодежи. Все это особенно стало важно сейчас, когда в условиях жестокой конкурентной борьбы и прочих особенностей современного бытия вечные человеческие ценности потеснили лжедуховные инновации.

Совершенствование системы потребительской кооперации, ее ориентация на прогрессивные направления хозяйственно-экономической деятельности в условиях формирования рыночных отношений является одной из основных социальных потребностей общества, что обусловлено самой исторической миссией кооперативного движения. Без изучения главного назначения потребительской кооперации, ее основной функции, социальных процессов и создания системы управления невозможно обеспечить решение экономических и социальных задач развития общества.

Социальные и экономические процессы, протекающие в современной потребительской кооперации, требуют досконального изучения проблем социальной работы, в современных кооперативах, которые вытекают из противоречивости целей: защитой интересов пайщиков и необходимостью соблюдать законы рыночной экономики.

Объектом исследования курсовой работы является потребительская кооперация, а предметом исследования представлена социальная направленность деятельности кооперативов .

Цель курсовой работы - это углубление знаний по дисциплине "Теория и история потребительской кооперации".

Задачами курсовой работы является изложение, изучение, обоснование выводов и предложений по следующим вопросам курсовой работы:

. Социальная сущность кооператива, потребительского общества в системе потребительской кооперации.

.1.Становление и традиции социальной деятельности в потребительских обществах системы потребительской кооперации.

.2.Духовно-культурные ценности потребительской кооперации и их связи с социальной политикой государства.

. Социальная направленность деятельности кооперативов.

.1.Социальная направленность хозяйственной деятельности кооператива в системе потребительской кооперации.

.2.Деятельность социальных кооперативов в системе международного кооперативного движения.

. Социальная направленность и тенденции развития деятельности кооперативов в международном кооперативном движении.

.1. Направление развития кооперативов.

.2. Тенденция развития деятельности кооперативов.

Метод исследования: синтез, сравнение, анализ.

Общий объём курсовой работы составил 41 страницы печатного текста. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Социальная сущность кооператива в системе потребительской кооперации

.1 Становление и традиции социальной деятельности в потребительских обществах системы потребительской кооперации

«Потребительская кооперация - система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов». Потребительская 9кооперация как социально-экономическая структура возникла из практических потребностей общества в первой половине XIX века. К этому времени в Европе и Северной Америке сложился целый комплекс экономических, политических, финансовых, правовых и идеологических предпосылок, побудивших малообеспеченные и средние слои городского и сельского населения объединиться для кооперативного предпринимательства.

В России массовое создание потребительских обществ относиться к 70 - 90 годам XIX века. Однако, истоки потребительской кооперации следует искать в социальной работе, которая как вид человеческой деятельности начала складываться в глубокой древности. Социальная деятельность как одна из разновидностей социального действия имеет в России свою историю и традиции, которые представляют не только познавательный интерес, но и практическую значимость для тех, кто занят в сфере социальной работы.

«Социальная работа - это вид социальной деятельности, направленной на гармонизацию личностных и общественных отношений через оказание помощи отдельным индивидам, группам людей и общностям, испытывающим затруднения в социальном функционировании, посредством защиты, поддержки, коррекции и реабилитации, а также путем изменения или реформирования отдельных элементов социальной системы. В социальной работе используются принципы, методы и подходы целого ряда научных направлений к решению социальных и гуманитарных проблем».

Главная цель социальной работы - забота о благосостоянии и раскрытии возможностей и способностей личности, семьи, общества к нормальному социальному функционированию. Специфические ценности социальной работы: любовь к ближнему, сочувствие, сопереживание; участие; вера во внутренние силы клиента, в возможность изменить ситуацию; желание помочь и пожертвовать; накопление знаний; приобретение опыта; социальное творчество.

Чтобы понять специфику социальной работы, нужно соотнести ее с благотворительностью. «Благотворительность - проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему».

Учитывая сложившиеся традиции и новые подходы в отечественной историографии социальной истории, мы будем использовать при анализе эволюции форм социальной деятельности такие понятия и термины, как благотворительность, социальное призрение, социальное обеспечение, социальная помощь, социальная защита и другие, которые были специфичны для той или иной модели социальной работы.

Социальные ценности отечественной потребительской кооперации, базирующиеся на общечеловеческих ценностях, таких как гуманизм, социальная справедливость, социальное партнерство, корпоративизм и др., следует искать в гуманистических традициях наших предков-славян. Опыт коллективного труда и управления хозяйством, обобществления собственности, взаимовыручки и взаимо - поддержки общинников, проявления сострадания к ближнему, был известен человеку со времен глубокой древности. Сельское земледельческое общество существовало на Руси в той или иной форме с ранних пор, сохраняя удивительную живучесть и в докрепостной период, и во времена крепостного права и после его отмены. Важное значение в формировании российской социальной традиции играла община. В течение многих веков складывался целый пласт общинной культуры, которая базировалась на системе поддержки и взаимовыручке общинников.

Важное значение в формировании российской социальной традиции играла община. В течение многих веков складывался целый пласт общинной культуры, которая базировалась на системе поддержки и взаимовыручке общинников.

Еще в до государственный период в рамках общины сложились формы поддержки, которые включали институт «старцев», институт «вдов» и институт «приймачества» - защита детей. Самой яркой чертой самобытной общинной культуры была ее социальность, которая выражалась в коллективизме отношений, самоуправлении и справедливости. О гуманистических традициях славянских народов писали историки-гуманисты. С.И. Соловьев отмечал, что западные путешественники превозносят гостеприимство славян, их ласковость, обхождение с пленными, которые «у славян не рабствовали весь век, как у других народов, а по истечении определенного срока были вольны или возвратиться к своим, или остаться жить между славян в качестве друзей».

Христианство на Руси сыграло положительную роль в развитии благотворительности. Эту роль отмечал историк В.О. Ключевский: «Человеколюбие у наших предков было то же, что нищелюбие, и любить ближнего значило, прежде всего - накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице. Благотворительность считалась нужной не столько для благо творимых, сколько для благотворящих - для их нравственного здоровья, для поднятия уровня их нравственного совершенствования и как средство для обеспечения будущего в загробной жизни».

Вводя православное христианство на Руси, князь Владимир глубоко воспринимал его положения, обращенные к душе человека, призывающие людей заботиться о ближнем, быть милосердными, такие как: «Блаженны дающие милостыню, и помилованы они будут», «Просящему у тебя дай, и от того, кто хочет взять у тебя в долг - не отворачивайся», «Продавайте ваши имения и давайте милостыню», «Радуйся с радующимися и плачьте с плачущими» и др.

Стремясь закрепить и развивать благотворительную деятельность, придать ей более или менее организованный характер, князь Владимир издает Устав, в котором общественная помощь нуждающимся, поручалась духовенству в лице патриарха и подчиненных ему церковных структур.

На протяжении веков средоточием социальной помощи были церкви и монастыри. Под их руководством русские люди учились понимать и исполнять заповедь о любви к ближнему. При общественной неурядице, при недостатке безопасности для слабого и защиты для обижаемого следование этой заповеди полагали, прежде всего, в подвиге сострадания к страждущему, а ее первым требованием признавали личную милостыню. Нищенство на Руси считалось не экономическим бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним из главных средств нравственного воспитания народа, практическим институтом благонравия, состоящим при церкви. Вокруг церквей и монастырей сложились со временем целые слободки, где жили люди, основным источником существования которых стала милостыня. Люди порой начинали нищенствовать не потому, что неожиданно впадали в нужду, а потому, что это было выгоднее, чем честным трудом зарабатывать свой хлеб.

К эпохе царствования Екатерины II относится становление системы общественного призрения. Так, указ от 7 ноября 1775 г. предписывал в каждой губернии открыть под "председательством гражданских губернаторов особые приказы Общественного призрения". На эти приказы были возложены обязанности - устраивать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимо больных, для психически больных, работные и смирительные дома.

В российском правительстве вызревала мысль о том, чтобы попечение о нищих и калеках сделать общественным, а не только государственным, и что нет ничего зазорного в привлечении милосердных людей к посильной помощи в решении данной проблемы. Полное воплощение эта идея получила в начале XIX века при Александре I, когда убедились, что призрение для правительства - ноша чрезмерная, и без общественности не обойтись. Для того чтобы привлечь внимание жертвователей, самому делу призрения был придан статус национально значимого деяния. Не случайно к делу призрения были подключены члены императорской семьи в ранге высочайших покровителей.

Новым явлением в 60-е годы XIX века было включение в социальную работу земских самоуправленческих органов, деятельность которых в сфере общественного призрения по мере укрепления институтов самоуправления становилась все более широкой и разносторонней. Земский опыт свидетельствует, что успешное выполнение государством своих функций и задач, в том числе в повышении уровня жизни народа, с объективной необходимостью предполагает активное участие широких социальных слоев в государственной и общественной жизни.

В практике социальной деятельности земских органов значительное место занимало поощрение различных форм кооперативного движения. Развитие сельскохозяйственной кооперации связано с именами таких либеральных деятелей как Н.П. Гибнер, С.Д.Маслов, А.В.Чаянов. Для формирования и роста потребительской кооперации многое сделали В.Н. Зельгейм, Д.С. Коробов, А.В. Меркулов. В России первые кооперативные организации появились в начале XIX века. В 1813 году в Риге было основано общество взаимной помощи «Возобновленная дружба», которое имело письменный устав. В 1831 году ссыльные декабристы, дворянские революционеры, участники восстания 1825 года основали в Петровском каземате в Забайкалье потребительское общество «Большая артель» для закупок продовольствия. Письменный устав «Большой артели» содержал уже некоторые кооперативные принципы: добровольность членства, демократическое управление и контроль, которые и в нынешнее время являются основными в мировом кооперативном движении.

Однако широкое движение образования кооперативов началось в 60-е годы XIX века. У истоков массового движения потребительской кооперации стояли три потребительских общества - Петровско-Забайкальское (в Читинской области), Кыновское (на Урале в Пермской области) и Рижское (в г. Риге). Благодаря поддержки земств с 90-х года XIX века начался устойчивый подъем кооперативного движения. В 1901 году сеть кооперативных объединений охватывала 1625 кооперативных обществ, в том числе 837 кредитных, 600 потребительских, 137 сельскохозяйственных и другие.

Российская кооперация была в основном деревенской. Из общего количества кооперативов 88 % действовали на селе и обслуживали крестьянское население. К 1914 году кооперация России набрала силу, создала общероссийские и региональные специализированные союзы. В конце 1916 года кооперация представляла собой разветвленную систему, объединяющую 63 тыс. кооперативов всех видов и 24 млн. членов. В нее входили 35 тыс. товариществ потребительской кооперации (11,5 млн. членов), 16261 кредитных объединений (10,5 млн. членов), 5500 обществ сельскохозяйственной кооперации (1,6 млн.), 4100 молочных, кустарных и других артелей (495 тыс. членов).

Вместе с семьями кооперация на селе обслуживала около 100 млн. человек, т.е. свыше 80 % сельского населения. Земские органы самоуправления содействовали созданию кооперативов и их оформлению в союзы, оказывали помощь в проведении съездов представителей кооперативных объединений, выступали за расширение самостоятельности товариществ и обществ кооперации.

Само возникновение и деятельность общественных управленческих органов явились наглядным свидетельством того, что всеобъемлющая и жесткая государственная централизация не всегда приносит необходимый эффект. Хозяйственная и социально-культурная работа земских собраний, их исполнительных учреждений убедительно показала, что государство не в состоянии обеспечить полнокровную жизнь общества без системы самоуправления народа, в том числе и в социальной сфере.

Один из важнейших исторических уроков, вытекающих из практики создания и функционирования земских управ, состоит в настоятельной необходимости включения в механизм осуществления народовластия и организации социального обслуживания населения и их представительных институтов в лице выборных муниципальных самоуправленческих органов, способных воспринять, продолжить и творчески развивать прогрессивные традиции земских учреждений самоуправления в России в области социальной поддержки граждан.

В советский период в нашей стране была развита одна из самых уникальных систем социальной защиты человека: бесплатное образование, здравоохранение, доступные культурные учреждения, система пенсионной, жилищно-бытовой и другой помощи различным социальным группам. Успешно функционировали различные общественные организации и ассоциации, оказывающие помощь населению. Отказавшись от принципа благотворительности, рабоче-крестьянское правительство осуществляло коммунистическое социальное обеспечение, при котором каждый впавший в инвалидность и нужду, каждый нетрудоспособный, будь то ребенок или взрослый, может надеяться, что государство не даст ему умереть с голода, а придет ему на помощь. На основе этих начал было широко развернуто дело по системе социального обеспечения.

На рубеже XX-XXI веков в нашей стране созрели все предпосылки для перехода к государственному уровню решения проблем социальной работы, к созданию целостной системы социальных служб с разветвленной инфраструктурой их кадрового обеспечения - на основе ретроспективного научного анализа, накопленного отечественного опыта, осмысления ведущих тенденций развития мировой теории и практики социальной работы. Сформировалась концепция социальной работы, включающая наиболее общие положения, на основе которых создаются многочисленные регионально ориентированные варианты, различающиеся по способам и средствам реализации общих подходов в конкретных национально-региональных и местных условиях.

Таким образом можно сделать вывод, что потребительская кооперация развивалась в русле отечественной социальной традиции и для осмысления становления ее социальной деятельности обратится к истокам социальной деятельности в России, которая как вид человеческой деятельности начала складываться в глубокой древности.

В годы правления Петра 1 постепенно передавалось благотворительность в руки государственных учреждений. Были сделаны попытки воспитать в обществе сознательное отношение к нищенству.

Постепенно формируется государственный подход к поддержке нищих и нуждающихся - это четко выраженное желание регулировать и контролировать процесс оказания социальной помощи ради общественного порядка. Но с другой стороны продолжалась христианская благотворительность, и помощь нуждающимся.

В практике социальной деятельности земских органов значительное место занимало поощрение различных форм кооперативного движения. Земский опыт свидетельствует, что успешное выполнение государством своих функций и задач, в том числе в повышении уровня жизни народа, с объективной необходимостью предполагает активное участие широких социальных слоев в государственной и общественной жизни.

Яркий след не только в истории русского революционного движения, но и в становлении общественной благотворительности оставили декабристы. В 1831 году ссыльные декабристы, дворянские революционеры, основали в Петровском каземате в Забайкалье потребительское общество «Большая артель» для закупок продовольствия.

Российская кооперация была в основном деревенской. В России первые кооперативные организации появились в начале XIX века. Благодаря поддержки земств с 90-х года XIX века начался устойчивый подъем кооперативного движения.

1.2 Духовно-культурные ценности потребительской кооперации и их связи с социальной политикой государства

Поддерживая задачу социального и духовно-нравственного возрождения общества, потребительская кооперация все больше утверждает себя в новом и уникальном качестве - в роли проводника гуманистических отношений и социальных преобразований в обществе.

В потребительской кооперации сложилась система ценностей, обусловленная мотивацией профессионального выбора, представлениями роли и значения данной профессии о своей личной и социальной ответственности.

Характеристикой социальной миссии потребительской кооперации являются ее гуманистические ценности. Они предполагают осознание социальным работником самоценности человеческой личности, ее неповторимой индивидуальности и творческой сущности. Являясь деятельностью по оказанию помощи людям в решении их проблем, социальная работа - практическое выражение принципов гуманизма, согласно которому высшей ценностью в обществе является человек. «Представление об абсолютной ценности каждого человека переходит здесь из разряда философских понятий в категорию базисного психологического убеждения как основы всей ценностной ориентации индивида».

Гуманность социальной работы в потребительской кооперации выражается в различных формах, наиболее общей из которых является альтруизм. Альтруизм - моральное качество, характеризующее готовность человека пожертвовать своими интересами ради блага других людей.

Существуют различные формы проявления гуманности, которые характеризуются большей конкретностью, чем альтруизм: сочувствие, сострадание, великодушие, то есть все то, что в психологической науке принято обозначать термином эмпатия. Эмпатия - способность человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей, эмоциональный отклик, умение поставить себя на место другого человека. Эмпатия проявляется в сопереживании и сочувствии. Сопереживание - принятие чувств, которые испытывает другой человек, отношение к чувствам другого, как нашим собственным, то есть при сопереживании эмоциональный отклик идентичен тому, что переживает конкретный человек или конкретные люди. потребительская кооперация социальная

С эмпатией связано и такое явление психической жизни личности, как рефлексия. «Рефлексия - своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения индивидами друг друга, взаимоотражение, содержанием которого является субъективное воспроизводство внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире, в свою очередь, отражается внутренний мир первого исследователя».

Каждая историческая эпоха формирует свои ценности, которые в какой-то степени определяют поведение человека. В социальной работе такими ценностями являются: толерантность, эмпатия, благотворительность. Ценностями потребительской кооперации также являются уважение к человеку, помощь, борьба с бедностью, возрождение духовности, забота об обществе, взаимопомощь.

В каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу объективных причин: болезнь, нетрудоспособность вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и так далее. Эти категории населения, особенно сельского, не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда главным фактором производства и распределения все в большей степени становится капитал.

Государство формально заинтересовано в поддержке социально уязвимых слоев населения по нескольким причинам:

государство, провозгласившее себя цивилизованным, руководствуется идеей гуманизма и обязано, согласно Всеобщей Декларации прав человека, «обеспечить населению достойный уровень жизни»;

всякое государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы;

социально-экономическая поддержка неимущих нивелирует экономическое состояние различных групп и слоев населения, тем самым, снижая социальное напряжение в обществе.

Именно поэтому такие отношения неизбежно порождают свою противоположность - специализированный институт социальной защиты населения.

Социальная защита - это политика по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста, иначе в социальной защите нуждаются все конституционные права и свободы личности - от права на собственность и свободу предпринимательства до личной неприкосновенности и экологической безопасности.

Статья 7 Конституции РФ гласит, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Система социальной защиты, как показывает практика, вовлечена в современную систему экономики и является его неотъемлемым элементом. Через нее реализуется принцип социальной справедливости, социальная поддержка тех, кто объективно не имеет возможности обеспечить себе достойный уровень жизни. Большие надежды здесь возлагаются на социально-экономическую деятельность потребительской кооперации.

Главная цель социальной защиты сегодня состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации. Различают субъекты и объекты социальной защиты населения. Одним из основных субъектов социальной защиты населения является государство. Другим - все граждане общества, а также отдельные социальные группы. Таким образом, меры социальной защиты населения, с одной стороны, охватывают всех членов общества, а с другой стороны, адресованы отдельным социальным группам населения.

Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату. В странах с социальной рыночной экономикой большая роль в решении вопросов благосостояния, поддержки определенных стандартов качества жизни отводится дополнительным формам социальной защиты населения. Одной из них является благотворительная деятельность. В статье 39 Конституции особо отмечается необходимость развития благотворительности в России как особой, дополнительной формы социальной защиты населения.

Под благотворительной деятельностью понимается деятельность по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Потребительская кооперация как социально- экономическая структура среди своих основных функций осуществляет социальную защиту и социально-экономическую поддержку населения, особенно из сельской местности. Это касается, в первую очередь, тех категорий граждан нашей страны, которые не смогут выжить без защиты и социальной помощи государства.

Борьба с бедностью и социальной незащищенностью сельского населения сегодня не только главная суть концепции, но и главная стратегия, и главное направление реализации социальной миссии потребительской кооперации России. Эта деятельность осуществляется через сельские магазины, которые по своей сути являются торгово-бытовыми центрами. Исходя из возможных материальных условий, потребительская кооперация через магазины оказывает благотворительную помощь сельским жителям. Основную часть отдаленных населенных пунктов составляют пожилые люди, особо нуждающиеся как в небольшой материальной помощи, так и в простом человеческом внимании.

Социальная работа в кооперации - вид профессиональной деятельности, направленный на удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов пайщиков, на создание условий, позволяющих смягчать жизненные трудности и преодолевать бедность.

Осуществление социальной миссии потребительской кооперации раскрывает возможности человеческой деятельности, ориентированные на общечеловеческие духовные ценности.

Потребительская кооперация - это социально ориентированная система, которая имеет свои принципы, основанные на общечеловеческих ценностях. На практике это означает расширение сферы деятельности социальной работы на селе, социальной миссии потребкооперации через совершенствование сферы услуг.

В современную эпоху занятость стала одной из острых социально-экономических проблем, волнующих государства, человеческое сообщество и отдельных людей. И с каждым новым десятилетием ее острота не только не ослабевает, но, наоборот, все более нарастает. Одни государства решают эту проблему более или менее успешно, другие же испытывают в ее решении значительные трудности. Чем больше людей занято общественно полезной и эффективной работой, тем больше в стране валовой внутренний продукт (при прочих равных условиях). Наличие высокой и растущей безработицы не позволяет произвести потенциально возможный ВВП (выпуск продукции при полной или эффективной занятости), что создает значительные трудности для государства в решении социальных проблем. В особенно тяжелом положении оказываются лица, длительное время не работающие и не имеющие источников существования, кроме пособий, выделяемых в соответствии с теми или иными государственными программами. Это толкает их на поиск жизненных средств незаконным способом, усиливает криминальную ситуацию и другие негативные явления в обществе.

Обеспечение занятости всего трудоспособного населения, особенно сельского, является одной из важных задач нашего государства, общественных организаций, особенно потребительской кооперации.

Занятость - это понятие, которое имеет много значений, включает разные виды деятельности. Под занятостью понимают занятие полезным делом, учебой, работой, уходом за детьми, военную службу и так далее.

Благодаря своим духовным ценностям потребительская кооперация является одним из помощников в реализации такого направлении социальной политики государства, как патриотическое воспитание граждан. Дальнейшее развитие государства невозможно без воспитания у россиян гордости за свою страну, без результативной системы патриотического воспитания всех категорий граждан, особенно молодежи.Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

В постановлении 124-го Собрания представителей потребительских обществ Российской Федерации отмечена необходимость воспитания у молодежи нравственности, морали, высокой духовности, чувства патриотизма и преданности Родине, сострадания и милосердия, развитие общей культуры взаимоотношений, приверженность кооперативным идеям.

Потребительская кооперация сегодня ищет ценности и идеалы, которые обновят, изменят, сделают более чистыми, красивыми взаимоотношения людей, наполнят их высокими духовными помыслами. Именно эти идеи обновления, преображения мира, духовного единения привнес в мир русский философ С.Л. Франк.

С.Л. Франк, раскрывая специфику русской духовности, писал «Когда речь идет о русских поисках «блага», имеются в виду не ценности, приносящие личное спасение или исцеление, ...но основа, на которой должна зиждиться вся человеческая жизнь, ...через которую человечество и мир спасаются и преображаются».

Духовность оказывает преобразующее воздействие на общество и проявляется в виде общечеловеческих нравственных ценностей. По словам замечательного русского философа Н.О. Лосского, «вся жизнь движется любовью к ценностям».

Философия потребительской кооперации, как составляющая духовной культуры общества, раскрывает истинные духовные ценности в культурном наследии России, указывая путь нравственного возрождения человека. Надо менять сознание, научиться мыслить по-новому, включая высокие нравственные категории. Действительно, «Человек - это тростник, самое слабое в природе существо, но это тростник мыслящий», писал физик и философ Б. Паскаль. Благодаря способности мыслить, отражать мир в своем сознании, человек ищет пути изменения бытия, улучшения условий жизни, возвышенного и уважительного отношения к человеку. Научные достижения питают ум человеческий, мудрость питает разум.

Проблема человека, смысла его жизни является стержнем философии культуры потребительской кооперации. В процессе реализации социальной миссии потребительской кооперации поставленные цели и продуманные задачи позволяют раскрыть творческие способности личности, сделать быт более содержательным, красивым, а человека добрее и чище.

Каждая историческая эпоха формирует свои ценности, которые в той или иной степени определяют поведение человека. В процессе своего самоутверждения человек опирается на те ценности, которые для него кажутся несомненными. Сегодня в потребительской кооперации несомненными ценностями является борьба с бедностью, безработицей, бездуховностью на селе.

Познание каждым человеком этих ценностей служат основанием для становления целостного человека.

Потребительская кооперация ориентирована на высокий идеал божественных заповедей, наполняя свою идеологию высокими помыслами и добрыми делами во имя человека, во имя добра и справедливости на земле. Потребкооперация возрождает традиции русской православной культуры через свои духовные ценности.

Высокие ценности потребительской кооперации остаются связующей нитью с принципами православия, это идеи сострадания, милосердия, вспомоществования, любви к ближнему, бескорыстной помощи бедному, нуждающемуся.

Ценностная концепция гуманизма способствует гармонизации духовных ценностей, определяющих социальную политику потребительской кооперации.

Таким образом обобщая все выше сказанное сделаем следующий вывод: духовно - культурными ценностями потребительской кооперации являются: уважение к человеку, помощь, борьба с бедностью, возрождение духовности, забота об обществе, взаимопомощь, воспитание чувства патриотизма у граждан. Социальные ценности отечественной потребительской кооперации, базирующиеся на общечеловеческих ценностях, таких как гуманизм, социальная справедливость, социальное партнерство, корпоративизм.

Все эти ценности безусловно перекликаются с социальной политикой государства. Основная цель деятельности государства в социальной рыночной экономике состоит в поддержании социально-экономической стабильности, в обеспечении максимально высокого уровня благосостояния, социального прогресса, в сохранении общественных ценностей, окружающей природной среды на основе экономической свободы, конкуренции, частной инициативы. В социальной политики государства такие проблемы как занятость населения, социальная защита, патриотическое воспитание граждан, благотворительность, безусловно находят отклик в духовно - нравственных ценностях потребительской кооперации. Так, борьба с бедностью и социальной незащищенностью сельского населения сегодня не только главная стратегия, но и главное направление реализации социальной миссии потребительской кооперации России. В расширение сферы деятельности потребкооперации на селе входит задача оказания помощи в получении работы. Реализация социальной миссии на селе сопровождается широкой кооперативной благотворительностью, которая все больше принимает форму социальной помощи сельским жителям, отпуская им товар в долг. Яркий след не только в истории русского революционного движения, но и в становлении общественной благотворительности оставили декабристы.

Так же, кооперативное движение глубоко патриотично как по самой своей идеи, по заложенному в ней смыслу, так и по факту, и ее патриотическая миссия сегодня - помочь выжать ядру нации - сельскому населению, возродить село.

Глава 2. Социальная направленность деятельности кооперативов

.1 Социальная направленность хозяйственной деятельности кооператива в системе потребительской кооперации

Социальная миссия потребительской кооперации реализуется посредством осуществления коммерческой деятельности, включающей различные отрасли и виды деятельности. Потребительская кооперация осуществляет многоотраслевую хозяйственную деятельность в интересах пайщиков. Выделяются следующие основные отрасли: розничная торговля и общественное питание, заготовки, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и услуги.

Прибыль от коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации направляется как на развитие хозяйственной деятельности, так и на реализацию социальных целей в интересах своих членов. В этом заключается существенное отличие коммерческой деятельности потребительских обществ и их союзов от других субъектов рынка.

Следует отметить, что потребительская кооперация удовлетворяет экономические и социальные потребности как своих пайщиков, так и некооперированного населения, проживающего на территории деятельности организаций потребительской кооперации.

Все отрасли потребительской кооперации тесно взаимосвязаны. Каждая отрасль хозяйственной деятельности удовлетворяет вполне конкретные материальные и иные потребности пайщиков.

Розничная торговля и общественное питание непосредственно обеспечивают удовлетворение потребностей пайщиков и обслуживаемого населения в необходимых товарах и услугах. Розничная торговля представляет пайщикам и обслуживаемому населению возможность купить продукты питания, одежду и другие необходимые товары в магазинах и мелкорозничной сети.

Общественное питание организует производство и потребление продуктов в своих предприятиях (столовых, кафе, ресторанах), обеспечивая горячим питанием пайщиков и обслуживаемого населения на работе, в учебных заведениях, в пути, во время отдыха.

Заготовки сельскохозяйственной продукции и сырья способствуют обеспечению производственных предприятий потребительской кооперации сырьем, а пайщиков и обслуживаемого населения - продуктами питания, поставляя их в магазины, столовые, рестораны и другие предприятия торговли и общественного питания.

Промышленность производит как продовольственные, так и другие необходимые пайщикам и обслуживаемому населению товары, которые доставляют в магазины для продажи населению.

Сельское хозяйство является источником продовольственных товарных ресурсов как для торговли и общественного питания, так и для промышленности. Транспорт осуществляет доставку товаров в предприятия торговли, общественного питания и непосредственно пайщикам и обслуживаемому населению.

Строительство, как отрасль хозяйства, создает сооружения и здания для осуществления разных видов деятельности, возводит жилье, детские сады, пансионаты, библиотеки, площадки и павильоны для проведения культурно - массовых мероприятий.

Услуги, предоставляемые населению, приобретают всё большее значение в хозяйственной деятельности потребительской кооперации. Они способствуют улучшению бытовых условий, организации отдыха, получению образования и удовлетворению других потребностей пайщиков и обслуживаемого населения.

Социальная миссия реализуется, если менеджеры каждой отрасли хозяйства, в текущей деятельности соблюдают кооперативные принципы.

Организации, которые более чем полтора века заботятся об удовлетворении потребностей своих пайщиков и населения во всех регионах страны. Каждое потребительское общество оказывает нуждающимся пайщикам и другим жителям материальную помощь, заботится о пенсионерах, а также о нетрудоспособных гражданах.

В организациях потребительской кооперации трудятся более 350 тыс. человек. Рост объемов действующих отраслей хозяйства, появление новых видов деятельности буду способствовать привлечению большего количества граждан к общественно полезному труду, сокращению безработицы, особенно в сельской местности.

Потребительская кооперация прошла длинный исторический путь, находилась в разных трудных ситуациях. Из сложного положения она выходила только потому, что осуществляла деятельность для пайщиков и вместе с пайщиками.

В 90-е гг. XX столетия - период формирования в стране рыночной экономики - потребительская кооперация оказалась в кризисном состоянии: резко сократились объемы деятельности, стали убыточными целые организации и отрасли, закрылись многие предприятия (магазины, рестораны, оптовые базы).

В этих сложных условиях потребительская кооперация вновь нашла свой самобытный путь выживания и развития. Это путь усиления социальной направленности отраслей деятельности потребительской кооперации по удовлетворению материальных и иных потребностей пайщиков. Решая социальные задачи, потребительская кооперация укрепляла кооперативное хозяйство, возвращая к жизни новые отрасли и «замолчавшие» неработающие предприятия.

Кооператоры рассудили так: если покупательная способность пайщиков снизилась и у них нет денег покупать столько товаров, чтобы обеспечить прибыльную деятельность магазинов, столовых и других кооперативных предприятий, то нужно вместе, «сообща» начать зарабатывать деньги, чтобы пайщики могли покупать товары и услуги.

Многие кооперативные организации стали заниматься сельским хозяйством, арендуя землю или выкупая обанкротившиеся сельскохозяйственные предприятия. Кооперативные организации стали выращивать зерновые культуры, картофель, овощи, заниматься животноводством. Результаты такой деятельности - экономический и социальный эффект. Во-первых, граждане, занимающиеся сельским хозяйством, сохранили работу. Во-вторых, потребительская кооперация стала производить сельскохозяйственную продукцию, перерабатывать её и получать товары для продажи в магазинах и на других предприятиях торговли по более низким ценам, чем частник. Развитие сельского хозяйства в организациях потребительской кооперации помогло решить ряд социальных задач и укрепить экономическую деятельность потребительской кооперации.

Можно привести много подобных примеров усиления социальной направленности деятельности потребительской кооперации, которые постоянно и подробно освещаются в газете «Российская кооперация».

Потребительская кооперация развивает многоотраслевую деятельность в интересах пайщиков и вместе с пайщиками, адаптируясь к условиям рыночных отношений. Таким образом, многоотраслевая хозяйственная деятельность потребительской кооперации имеет четко выраженную социальную направленность на удовлетворение материальных и других потребностей пайщиков и обслуживаемого населения.

.2 Деятельность социальных кооперативов в системе международного кооперативного движения

Международное кооперативное движение - это крупное социально-экономическое движение, осуществляемое в форме сотрудничества и солидарности национальных кооперативных движений. Сотрудничество между кооперативами разных стран возникло еще в начале XIX в. Образование национальных кооперативных союзов создало реальную возможность для объединения кооператоров мира. В 1895 г. кооперативные организации ряда стран объединились и создали кооперативную международную организацию - Международный кооперативный альянс (МКА).

Усилилось экономическое сотрудничество - кооперативная внешняя торговля. Кооператоры совместными действиями добились благоприятных таможенных и налоговых условий для осуществления кооперативной внешней торговли. В области научно-технического сотрудничества стал развиваться обмен проектами торговых, производственных и других предприятий; технологиями по производству и перемещению товаров; информационными программами, научной и учебной литературой.

Усилились контакты между кооперативными организациями разных стран по обмену опытом ведения хозяйственной и социальной деятельности. Руководители и специалисты кооперативных организаций, преподаватели и студенты учебных заведений стали выезжать в кооперативные организации и образовательные учреждения для изучения опыта работы экономически устойчивых кооперативов и углубления знаний.

В кооперативном движении выработана своя кооперативная идеология, основанная на ценностях и принципах кооперации. Международное кооперативное движение оказало значительное влияние на развитие общества, которое заключается в следующем: во-первых, в защите малообеспеченных слоев населения, создании условий для приобретения ими необходимых благ и развития кооперативного предпринимательства; во-вторых, в распространении гуманных, демократических отношений в рыночной экономике; в-третьих, в том, что коммерческая и социальная деятельность кооперативных организаций внесла существенный вклад в развитие экономической и социальной сферы стран мира, способствовала экономическому и социальному прогрессу общества.

В современном мире кооперативное движение является крупным социально-экономическим движением. В настоящее время почти во всех странах мира население в той или иной степени пользуется услугами кооперативов. Свыше 700 тысяч кооперативов, включающих 120 видов и разновидностей, объединяют более 800 млн человек взрослого населения планеты Земля и предоставляют более 100 млн рабочих мест.

Глава 3. Социальная направленность и тенденции развития деятельности кооперативов в международном кооперативном движении

.1 Направления развития кооперативов

Прибыль - важнейший показатель и источник финансирования хозяйственной деятельности предприятия, функционирующего на началах коммерческого расчета. В этой связи становится очевидным тот факт, что частный предприниматель не проявит интереса к сегменту рынка, который не обеспечит ему экономических выгод. Это является существенным отличием потребительских обществ и их союзов от других субъектов рынка.

Потребительская кооперация осуществляет многоотраслевую хозяйственную деятельность, которая оказывает существенное влияние на развитие сельского потребительского рынка, на обеспечение населения продовольствием, на развитие инфраструктуры села.

Научно-практические конференции "Потребительская кооперация - социально ориентированная система" и "Кооперативная самобытность в новом тысячелетии", состоявшиеся в 1999 и 2000 годах, всколыхнули всю систему потребительской кооперации, на конкретных примерах показали многомиллионной армии пайщиков и работников, что в современной обстановке потребкооперация не может успешно развиваться, используя старые методы работы.

В принятых на конференциях рекомендациях впервые определена кооперативная модель хозяйствования потребительской кооперации как системы, включающей в себя два взаимосвязанных направления: хозяйственную деятельность и социальную миссию. Выработаны, исходя из этого, основные направления работы, включающие:

активное вовлечение пайщиков в экономическую деятельность;

борьбу с бедностью по двум основным направлениям:

а) путем оказания помощи пайщикам;

б) путем обеспечения людей работой за счет:

восстановления объемов торговой, заготовительной, производственной деятельности до уровня;

освоения и широкого развития новых, нетрадиционных для потребкооперации видов деятельности, необходимых людям;

создания малых производств: мельниц, крупорушек, маслобоек, гвоздильных цехов в районных кооперативных организациях, зернодробилок, пунктов по приемке молока и сепараторных при магазинах;

обеспечения закупок всей продукции в хозяйствах населения, предлагаемой к реализации, через магазины - приемозаготовительные пункты;

развития сельскохозяйственного производства, для чего каждая районная кооперативная организация должна иметь 100-300 и более гектаров земли, содержать на откорме не менее 50 голов свиней;

открытия лавок на дому, мелкорозничных предприятий, привлечения к работе в потребительской кооперации пастухов, надомников по выпечке хлеба, сепарированию молока, изготовлению изделий народных промыслов, выполнению других работ;

широкого развитие на селе сферы платных услуг
населению, в первую очередь бытовых;
привлечение заемных средств населения, в том числе через магазины для финансирования хозяйственной деятельности;

создания кооперативов при школах, кооперативных учебных заведениях, проведениязанятийв общеобразовательных школах по программе "Основы потребительской кооперации".

Основная роль в реализации рекомендаций и реформировании потребительской кооперации отведена кооперативным участкам, магазинам, деятельность которых должна соответствовать требованиям времени.

Во многих организациях потребительской кооперации развернулась активная работа по выполнению рекомендаций конференций, в результате чего растут объемы в отраслях кооперативного хозяйства, укрепляется финансовое положение, развиваются новые виды деятельности, создаются дополнительные рабочие места. Однако в ряде потребительских обществ и их союзов положение остается неудовлетворительным, все идет по-старому. Причина этому кроется в отсутствии у руководителей и специалистов четкого представления о современном управлении, неумении грамотно руководить сложным кооперативным хозяйством, нежелании перестраивать свое мышление.

В Законе «О потребительской кооперации в Российской Федерации» определена роль пайщиков. Пайщики - это основа основ кооперации, со всеми правами хозяина положения. Сегодня воочию убеждаемся, что пайщики могут все, это золотые руки специалистов многих профессий, умеющие красиво и эстетично обустроить село, превратить магазин в духовный центр общения и проведения досуга, где проходят сельские сходы, детские утренники, родительские собрания, встречи односельчан по торжественным и памятным датам. Самоотверженность и подвижничество пайщиков определяют конкретные достижения потребительской кооперации - рост товарооборота и объемом производства, увеличение прибыли и социальных услуг. Деньги, заработанные потребкооперацией в городе, идут на реконструкцию сельских магазинов, на поддержание жизни в деревне, это делает кооперативную экономику нравственной. Кооперация является реальной силой, способной стабилизировать социально-экономические отношения на селе. Пайщики являются центральной фигурой в системе потребительской кооперации. Пайщик - социальная база потребительской кооперации, ее экономическая опора и главное конкурентное преимущество всей системы. Пайщик в системе потребительской кооперации занимает доминирующее место, увеличение численности пайщиков ведет к ее усилению. Поэтому социальная политика потребительской кооперации направлена и на привлечение новых членов-пайщиков. В решении этой задачи выделяются два аспекта:

во-первых, пропаганда кооперативных ценностей и принципов, отражающих преимущества кооперативов как демократически управляемых организаций, и всей системы как социально ориентированной;

во-вторых, создание условий для роста благосостояния членов-пайщиков, чтобы сельские жители стремились стать членами кооператива, видя реальные позитивные результаты экономического сотрудничества с потребительским обществом. При дифференциации подходов к преодолению бедности пайщиков, работников потребительской кооперации и некооперированного населения, на первый план выдвигается задача создания системы льгот и преимуществ для пайщиков. Основным способом достижения этого является механизм экономического участия пайщиков, представляющий собой комплекс экономических и социальных мер, направленных на повышение эффективности сотрудничества кооператива и пайщиков.

Механизм экономического участия пайщиков демонстрирует специфику потребительской кооперации, заключающуюся в имеющейся у нее возможности при реализации социальной политики опираться на свою многоотраслевую хозяйственную деятельность. Как уже отмечалось, эта специфика является важнейшим преимуществом потребительской кооперации и в ее деятельности по преодолению бедности сельского населения.

Современная жизнь, применяемые технологии требуют возврата к тем ценностям, которые совсем недавно казались совершенно отброшенными «за ненадобностью». Опять становится нужным человек, способный задумываться над самим собой, над смыслом собственной жизни, над этическими вопросами.

Среди многочисленных забот кооператоров России главная - усиление внимания к социальным нуждам людей, причем не только пайщиков, но и всех сельских жителей. Кооперативные организации наряду с качественным обслуживание населения содействуют развитию культуры, спорта, организации досуга, художественной самодеятельности.

Вся история международного кооперативного движения - свидетельство того, что всегда были и будут люди высоконравственные, духовные, социально активные, чувствующие себя не крошечными «винтиками» непонятной машины, а творцами, от которых зависит слаженная и эффективная работа справедливой и перспективной системы, отвечающей их потребностям и этическим ценностям.

Потребительская кооперация для реализации своей благородной миссии по духовному просвещению народа нашла союзника в лице Русской Православной церкви и других традиционных религий. Все религии учат добру и состраданию к ближнему - и это духовное начало роднит их с потребкооперацией, которая работает на благо людей, борется с бедностью.

Действительно самоограничение и смирение ради служения ближним ради бытия человеческого общества есть высшая и наиболее достойная форма личностной самореализации.

Сейчас в большинстве субъектов Российской Федерации организациями потребительской кооперации безвозмездно или за символическую плату - передано Церкви 146 зданий и сооружений. В них открыты церкви, церковно-приходские школы, организована продажа духовной литературы. Привлечение к участию в социальной работе священнослужителей очень важно, ведь именно они более доходчиво умеют донести до сознания людей идеи добра и милосердия.

Всегда следует помнить, что потеря духовности равнозначна потере человечности. Чтобы быть духовно богаче, крепче, следует сходить в церковь, послушать проповедь. Потребительская кооперация и Церковь объединяют усилия по оказанию помощи страждущим, в укреплении нравственного здоровья сельского населения.

Сегодня потребительская кооперация вместе со священнослужителями делает важное благородное дело, проявляя заботу о духовном здоровье людей.

Потребительская кооперация проводит многотрудную работу по духовно-нравственному воспитанию жителей села, пайщиков, поскольку без духовности, морали высокой нравственности нельзя представить будущее потребительской кооперации. Развитие кооперативного движения невозможно без общей идеологии.

.2 Тенденции развития деятельности кооперативов

Тенденции развития деятельности кооперативов в области реализации социальной миссии следующие:

направить усилия кооперативных организаций на обеспечение неукоснительного осуществления рекомендаций Российских научно-практическихконференций "Потребительская кооперация - социально ориентированная система" и "Кооперативная самобытность в новом тысячелетии", определивших программу развития и совершенствования кооперативной деятельности на текущий период и перспективу, на реализацию социальной миссии потребительской кооперации как одного из главных стратегических направлений ее деятельности, в первую очередь на борьбу с бедностью, решение проблемы занятости населения за счет расширения многогранной деятельности потребительской кооперации;

проводить широкую разъяснительную работу о социальной миссии потребительской кооперации среди пайщиков и населения через все доступные средства: беседы, лекции, собрания, местные и центральные: средства массовой информации, газету "Российская кооперация", активно использовать их для вовлечения в потребительские общества новых членов;

считать магазин - заготовительный пункт - центр кооперативного участка основным звеном в реализации хозяйственных и социальных задач, стоящих перед каждой кооперативной организацией, расширять с учетом местных условий свои функции, осваивать и внедрять новые виды услуг, в том числе предоставление населению в магазинах потребительской кооперации местной и междугородней телефонной связи, продажу телефонных карт, обмен газовых баллонов и другие;

иметь в каждом магазине - приемозаготовительном пункте - центре кооперативного участка книгу данных о подворьях населения, содержащую сведения о владельцах подворий, площади земельного участка и поголовье животных, возможных объемах реализации продукции животноводства и растениеводства, лекарственно-технического, кожевенного и вторичного сырья, макулатуры, суммах предоставляемых заемных средств. Разработать
типовую книгу учета данных о хозяйствах населения. Организовать в районных кооперативных организациях и республиканских, краевых, областных потребительских союзах обобщение данных о возможных ресурсах, имеющихся в сельских подворьях;
заключать с сельскими подворьями долгосрочные договоры на продажу сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий народных промыслов, предоставление разного рода услуг, взаимодействие по другим направлениям их жизнедеятельности;

учитывая важную роль магазинов в осуществлении хозяйственных и социальных задач, замещать должности заведующих магазинами специалистами широкого профиля, умеющими работать с населением и проводить идеи кооперации в жизнь Заведующий магазином должен стать основной фигурой в управленческой структуре, для чего необходимо систематически проводить учебу завмагов, приглашать их на заседания совета и правления потребительского общества, привлекать к разработке системы оплаты труда продавцов. С целью повышения профессионального уровня заведующих магазинами и продавцов, освоения ими новых форм работы, обмена опытом периодически проводить с этой категорией работников на уровне районов и областей слеты, встречи, совещания, семинары, конкурсы название лучшего по профессии;

установить зависимость оплаты труда заведующих магазинами и продавцов от объемов торговой, закупочной деятельности, рентабельности работы для чего вести в каждом магазине учет полученных доходов и произведенных расходов, использовать различные формы материального
стимулирования за работу по привлечению заемных средств населения, приему заявок на оказание бытовых услуг, информированию пайщиков, привлечению в кооперативы новых членов;
с учетом интересов пайщиков и населения, а также экономической целесообразности, в ближайшее время активизировать работу по созданию малых производств, предприятий, цехов бытового обслуживания, подсобных сельских хозяйств и иных объектов;

развивать кооперативную оптовую торговлю, организовать кольцевой завоз товаров в магазины, что позволит снизить издержки обращения, поднять конкурентоспособность кооперативной торговли;

возрождать и расширять книжную торговлю в сельской местности открывать магазины и отделы, торгующие книгами в районных центрах и крупных населенных пунктах, организовать продажу книг в магазинах отдаленных сел и деревень;

обеспечить эффективное использование площадей магазинов, не занятых под торговые процессы, за счет открытия аптечных киосков, пунктов по оказанию различных бытовых услуг, кафетериев, пунктов по приему и переработке молока, сельскохозяйственной продукции, установки междугородных телефонов, игровых автоматов, зернодробилок, организации чайных столов, библиотек, центров кооперативных участков;

считать недопустимым сдачу магазинов и других производственных объектов потребкооперации в аренду, что ведет к появлению конкурентов, подрыву хозяйственно-финансовой деятельности и престижности потребкооперации. Возвратить все объекты, ранее сданные в аренду;

навести порядок в паевых взносах, исходя из того, что размер паевого взноса должен быть доступным для каждого пайщика и любого гражданина, желающего стать членом потребительского общества. При этом следует учитывать, что паевой фонд составляет незначительную часть средств кооперативной организации, а паевой взнос выступает одной из форм, но не главной, экономического участия пайщиков в деятельности организации. Пайщики экономически участвуют в деятельности кооператива как покупатели товаров, сдатчики сельхозпродукции, кредиторы, предоставляющие заемные средства, и т.д.;

расширять и укреплять взаимодействие с органами государственной власти. Добиваться включения вопросов потребительской кооперации в региональные программы развития села;

укреплять экономическое сотрудничество между кооперативными организациями региона для более полного использования преимуществ кооперативов и укрепления их конкурентных позиций на рынке товаров и услуг;

внедрять замкнутый цикл деятельности кооперативных организаций: производство сельскохозяйственной продукции

переработка - реализация, обеспечивая высокое качество и сохранение потребительских свойств производимой организациями потребительской кооперации продукции.

Социальная миссия предполагает развитие потребительской кооперации как общественной организации. Поэтому одна из важнейших задач заключается в том, чтобы превратить кооперативы в центры духовной жизни сельского населения.

Сегодня становится очевидным, что только совместными усилиями всех ветвей и структур власти и кооперативного движения можно добиться того, чтобы бедность отступила, сельский житель не чувствовал себя обделенным, чтобы жизненный уровень его неуклонно возрастал.


Заключение

Из курсовой работы можно сделать следующие выводы:

. Потребительская кооперация - система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов». Потребительская кооперация как социально-экономическая структура возникла из практических потребностей общества в первой половине XIX века. К этому времени в Европе и Северной Америке сложился целый комплекс экономических, политических, финансовых, правовых и идеологических предпосылок, побудивших малообеспеченные и средние слои городского и сельского населения объединиться для кооперативного предпринимательства.

. Социальные ценности отечественной потребительской кооперации, базирующиеся на общечеловеческих ценностях, таких как гуманизм, социальная справедливость, социальное партнерство, корпоративизм и др., следует искать в гуманистических традициях наших предков-славян. Опыт коллективного труда и управления хозяйством, обобществления собственности, взаимовыручки и взаимно поддержки общинников, проявления сострадания к ближнему, был известен человеку со времен глубокой древности. Сельское земледельческое общество существовало на Руси в той или иной форме с ранних пор, сохраняя удивительную живучесть и в до крепостной период, и во времена крепостного права и после его отмены. Важное значение в формировании российской социальной традиции играла община. В течение многих веков складывался целый пласт общинной культуры, которая базировалась на системе поддержки и взаимовыручке общинников.

. Потребительская кооперация развивалась в русле отечественной социальной традиции и для осмысления становления ее социальной деятельности обратится к истокам социальной деятельности в России, которая как вид человеческой деятельности начала складываться в глубокой древности.

. В практике социальной деятельности земских органов значительное место занимало поощрение различных форм кооперативного движения. Земский опыт свидетельствует, что успешное выполнение государством своих функций и задач, в том числе в повышении уровня жизни народа, с объективной необходимостью предполагает активное участие широких социальных слоев в государственной и общественной жизни.

. В потребительской кооперации сложилась система ценностей, обусловленная мотивацией профессионального выбора, представлениями роли и значения данной профессии о своей личной и социальной ответственности.

Социальная защита - это политика по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста, иначе в социальной защите нуждаются все конституционные права и свободы личности - от права на собственность и свободу предпринимательства до личной неприкосновенности и экологической безопасности.

. Социальное обслуживание престарелых и инвалидов в рыночной экономике возлагается как на государственные центры социального обслуживания, так и на негосударственный сектор. К негосударственному сектору социального обслуживания относятся общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов. Например, деятельность потребительской кооперации на селе.


Список использованных источников

Конституция (Основной Закон) Российской Федерации: Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Введена в действие с 25декабря 1993г.

Гражданский Кодекс Российской федерации (часть 1):от 30.11.1994.

Уставы потребительских обществ.

Вахитов К. И. История потребительской кооперации России: Учебник-2015.

Теплова Л.Е. Теория и история потребительской кооперации: Учебник-2009.

Глушецкий А. А. Кооперация: роль в современной экономике. - М.: Профиздат, 1991.

Ермаков В. Ф. Потребительская кооперация на пути радикальных реформ. - Белгород: Изд-во Белгородского университета потребительской кооперации, 1998.

Ермаков В. Ф., Киселева Г. В., Балашов А. И. и др. Вместе ради будущего. 170 лет потребительской кооперации России. - М.: Издательский дом Центросоюза, 2001.

Исаенко Е. В. Стратегия устойчивого развития розничной торговли потребительской кооперации. - Белгород: Кооперативное образование, 2002.

Киселева Г. В. Управление кадровым потенциалом в системе потребительской кооперации. - Белгород: Изд-во Белгородского университета потребительской кооперации, 1998.

Макаренко А. П. Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие для студентов кооперативных учебных заведений. - М: ИВЦ «Маркетинг», 2002.

Самсонов Л. А. Творцы кооперации: Сборник. - М.: Моск. рабочий, 1991.

Теплов В. И. Социально-экономическая деятельность потребительской кооперации. - Белгород: Изд-во Белгородского университета потребительской кооперации, 1999.

Теплова Л. Е., Уколова Л. В., Тихонович И. В. Кооперативное движение: Учебное пособие для кооперативных учебных заведений на русском и английском языках. - 2-е изд. - М.: Издательство РДЛ, 2003.

Туган-Барановский М. И. Социальные основы кооперации. - М.: Экономика, 1989.

Уколова Л. В. Кооперативы современной России: Учебное пособие. - Белгород: Изд-во Белгородского университета потребительской кооперации, 1999.

Похожие работы на - Социальная направленность деятельности кооперативов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!