Политическая программа партии 'Справедливая Россия'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,54 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Политическая программа партии 'Справедливая Россия'

ВВЕДЕНИЕ

Политическая партия представляет собой наиболее универсальную из политических форм общественную организацию. Она приспособлена конкретно для политической деятельности в условиях представительной демократии, выражает конкретные интересы различных социальных групп населения, которых она представляет в системе власти и которые формирует ее социальную базу. Кроме того, именно партия расставляет на политическом поле те ориентиры, которые помогают впоследствии избирателям. Благодаря политической партии регулируются и структурируются электоральный процесс и деятельность представительных органов.

Несомненно, существуют и другие организации, которые принимают важное участие в выборах и в политическом процессе. Но только в пределах партий существует возможность сформулировать общий политический выбор или предложить политическую альтернативу, обеспечить упорядоченный переход власти. Группы интересов и новые социальные движения осуществляют влияние на власть, но по определению они не могут, в отличие от партий, претендовать на легитимное представительство большинства, таким образом, превращаясь в правящую силу. Их деятельность не способствует интеграции, а, напротив, разделяет, фрагментирует общество.

Само понятие «партия» в переводе с латинского языка означает «доля, часть», то есть в буквальном смысле слова партия - это часть населения. Партии представляют собой своеобразного участника общественной жизни. Это своеобразие заключается в двойственной природе партий, а именно - социальной и институциональной одновременно.

Говоря о социальной природе партий, подразумевается, что партии объединяют наиболее активных представителей тех или иных социальных групп, т.е. партии берут свое начало в обществе. Если говорят об институциональной природе партий, имеют в виду, что партии представляют собой важнейший элемент в механизме государственной власти.

Изучение политических партий как политико-правового явления, категории и института является одним из наиболее значимых и перспективных направлений современной общественной науки. Теоретико-методологический и практический интерес к этому направлению исследований в отечественной науке многократно усиливается формированием в наши дни новой демократической, конкурентной и плюралистической партийной системы, превращением политических партий в структурный элемент механизма организации и осуществления государственной власти в Российской Федерации.

Изучая любую партию, невозможно оставить без рассмотрения основные документы, то есть программу и устав партии. Если символы (наименование, цвета, флаги, герб и т.д.) и лидер в некоторой степени считать лицом и главным образом, представленным электорату, то в данном случае программа - это своего рода «душа», внутренний мир партии. Символы и программы партий помогают гражданам понять, кто и какую роль играет в политике, без необходимости читать между строк, а это обеспечивает необходимый контроль.

Объект работы - политическая программа партии Справедливая Россия с 2006 г. по 2014 г. Предметом выступает особенность трансформации программ партии Справедливая Россия. Цель данной работы в соответствии с выбранным объектом и предметом может быть сформулирована следующим образом: изучить процесс формирования партии Справедливая Россия, определив и проанализировав, исходя из этого, масштабы и векторы изменчивостипрограмм исследуемой партии на период от становления и до настоящих дней. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

. Дать теоретические обоснования исследования программы партии и определить ее значимость.

. Обратиться к истории становления партии Справедливая Россия как политического элемента.

. Провести анализ политических программ партии Справедливая Россия по установленным параметрам.

. На основании проведенного анализа выявить определенные тенденции изменения в основных положениях партии в разные временные промежутки.

В силу этого партии выступают в качестве посредника между гражданским обществом и государством, трансформируют интересы гражданского общества в реальную политику государства. В этом состоит уникальное значение партий как общественного института.

Изучение политических партий как политико-правового явления, категории и института является одним из наиболее значимых и перспективных направлений современной общественной науки. Теоретико-методологический и практический интерес к этому направлению исследований в отечественной науке многократно усиливается формированием в наши дни новой демократической, конкурентной и плюралистической партийной системы, превращением политических партий в структурный элемент механизма организации и осуществления государственной власти в Российской Федерации.

Изучая любую партию, невозможно оставить без рассмотрения основные документы, то есть программу и устав партии. Если символы (наименование, цвета, флаги, герб и т.д.) и лидер в некоторой степени считать лицом и главным образом, представленным электорату, то в данном случае программа - это своего рода «душа», внутренний мир партии. Символы и программы партий помогают гражданам понять кто и какую роль играет в политике, без необходимости читать между строк, а это обеспечивает необходимый контроль.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ СУТИ И ПРИРОДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

.1 Понятие, структура, виды и основные признаки политических партий

Термин «партия» происходит от латинских слов «парс» - часть и «партире» - делить. До появления в 19 веке современных политических движений и партий этим термином обозначались группы, соперничающие между собой в сфере власти, или группы которые вели борьбу за большое влияние на власть.

Сегодня политические партии - это неотъемлемая часть политической системы современного мира. Среди реально имеющихся в настоящее время политических сил самой влиятельной является, несомненно, партии. В смысле представительства и выражения индивидуальных и групповых интересов политические партии представляют главный элемент гражданского общества. Институт партий есть результат социально-экономической и социокультурной эволюции общества. Значимость партий привела к формированию в политологии самостоятельной области знания - партологии, которая занимается непосредственным исследованием партий и партийных систем.

Итак, политическая партия - это общественное объединение, имеющее устойчивую структуру и постоянный характер деятельности, независимое, выражающее политическую волю своих членов и сторонников, ставящее своими целями участие в определении политического курса данного государства, а также участие в формировании органов государственной власти и управления, в осуществлении власти через своих представителей [33].

Существует много различных подходов к самому определению сущности партии. Среди них выделяют [16, c. 360]:

. Происходящее от либеральной традиции, где партия понимается, как группа людей, следующих одной идеологической доктрины (Б. Констан).

. Институциональное понимание политической партии, то есть как организации, функционирующей в системе государства (М. Дюверже).

. Интерпретация политической партии как выразителя интересов определенных классов, то есть с точки зрения марксизма.

М. Дюверже именует партию «объединением людей, имеющим свою особую структуру и относительно прочное, длительно существующее социальное формирование, стремящимся к овладению учреждениями государственной власти и имеющим такую структуру своей внутренней организации, которая соединяет партийных лидеров в центрах управления с их сторонниками на политической арене» [23, с. 15].

Представитель функционального подхода К. Лоусон считал что, политическая партия выглядит как «организация индивидов, которая стремится продлить путем выборов или помимо выборов полномочия народа или его частей для специальных представителей этой организации, чтобы осуществлять политическую власть данных представительных учреждений, утверждая, что такая власть будет осуществляться от имени этого народа» [27].

П. Меркл называл партией такое «политическое образование, которое регулирует и социализирует новых членов, избирает лидеров через внутренние процессы представительства и выборов, разрешает внутренние споры» [13, с. 96].

Стоит привести и современные примеры определения партий. Шварценберг понимает политическую партию как «непрерывно действующую организацию, существующую как на национальном, так и на местном уровне, нацеленную на получение и отправление власти и стремящуюся с этой целью к широкой массовой поддержке» [24, c. 107]. Кермонн давал следующее определение: «Партии - это организованные политические силы, объединяющие граждан одной политической тенденции для мобилизации мнения по определенному количеству целей и для участия в органах власти либо для ориентирования власти на достижение этих требований» [10, c. 215]. В Политическом словаре можно прочесть следующее: «Политическая партия - наиболее активная и организованная часть какого-либо класса, либо его слоя, выражающая их интересы» [18, с. 410].

Естественно, не всякую группу организованных интересов можно назвать партией. Признаки, отличающие партии от других политических структур, сформулировали Дж. Лапаламбара и М. Вейнер в своей работе «Политические партии и политическое развитие» [16, с. 362]. Согласно их воззрениям, самыми существенными признаками партии являются:

. всякая партия являет собой носителя определенной идеологии;

. партия - это структурно оформленная организация, то есть относительно продолжительное по времени и устойчивое объединение людей-единомышленников, на самых различных уровнях политики от местного до международного;

. главной целью организации и последующего функционирования политической партии является борьба за завоевание и осуществление власти;

. каждая партия пытается обеспечить себе народную поддержку, начиная от процесса голосования и заканчивая активным членством. Этот признак партии отличает её от политических клубов, которые не принимают участия в выборах и парламентской деятельности.

Политическая партия, как и любая другая политическая организация, обладает определенной структурой [16, c. 368]:

.Высший лидер и штаб, выполняющие руководящую роль.

.Бюрократический аппарат, воплощающий в жизнь решения руководящей группы.

.Активные члены партии, участвующие в ее жизни, но не входящие в ее бюрократию.

.Пассивные члены партии, формально числящиеся или примыкающие к ней, незначительно участвуя в ее деятельности.

.Меценаты и симпатизирующие, которые могут входить или не быть в составе партии.

Функции политической партии подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним функциям относят [25, с. 15]:

. Сохранение и адаптация партии к новым условиям.

. Организация структуры партии и налаживание отношений между центром и периферией.

. Рекрутирование.

. Решение финансовых вопросов.

. Подготовка из числа членов партии политических лидеров и лиц, располагающих знаниями государственного руководства для других структур политической системы, в том числе и для выдвижения кандидатов в представительные органы власти.

Внешние функции политических партий [25, с. 15]:

.Социальная функция - это работа партии с массами для расширения своих сторонников, разъяснение им политической и социально-экономической ситуации с целью предложения действий, а также политическое воспитание (социализация) граждан.

.Идеологическая функция - способ удовлетворения интересов меньшинств и выработку картины мира.

.Политическая функция - борьба за политическую власть, основываясь на программных установках, осуществление различных форм участия в политической деятельности, налаживание контактов с другими политическими организациями для возможности коалиционных союзов.

.Управленческая функция - реализовывается после победы на выборах, когда партия участвует в организации правительства или берет на себя ответственность по управлению государством. Отсюда партия должна контролировать деятельность своих лидеров независимо от надзора политических институтов.

Партии классифицируют по самым различным основаниям. Морис Дюверже в своей работе «Политические партии» подразделил партии на:

массовые партии, связывающие большие коллективы людей. Такие партии сильно централизованы, обладают четкой иерархией и финансируются за счет членских взносов.

кадровые партии возникают в результате сотрудничества низовых избирательных комитетов рядовых граждан и парламентских групп в верхах. У данных партий нет постоянного членства и централизованной структуры, партийную линию формулируют партийные боссы [5, c. 25].

Партии также различают по их отношению к формам собственности и способам распределения общественных благ. По этому критерию партии делятся на три основные группы: партии правого (консервативного) типа, партии центристского типа, партии левого типа.

Партии правого (консервативного) типа включают людей реформистских, консервативных взглядов, которые выступают за защиту интересов весьма состоятельных и влиятельных слоев общества. Такие партии отстаивают правовое государство.

Партии центристского типа парируют идеологию среднего класса. В них часто входит научно-техническая и творческая интеллигенция.

Партии левого типа выступают за более активную роль государства в экономической среде и его участие перераспределении благ. Они сторонники социального государства.

Имеются также ультраправые партии, это партии фашистского, расистского толка.

Попытки усовершенствовать классификацию Дюверже происходили под влиянием социальных перемен в индустриально развитых странах. В постиндустриальных обществах существенно трансформировался механизм выработки политических предпочтений. В соответствии с классической моделью американских политологов С. Липсета и Д. Роккана, на политический выбор граждан влияет совокупность пяти переменных: общественного положения, уровня доходов, качества образования, места жительства и религиозная принадлежность. Считается, что граждане со скромным материальным достатком, низким уровнем образования, со статусом рабочего или мелкого служащего тяготеют к партиям левого спектра [16, c. 373].

С 60-х годов 20 века на основе новых появляющихся социальных движениях, а именно экологические, гражданские инициативы и т.д., создаются партии «новой волны» или как их часто именуют партии-движения. Такие партии располагают другим типом отношений с избирателями, так они принимают децентрализованные решения и меняют кадры из центра в периферию и наоборот. Партии-движения, в основном, устремлены на постматериальные ценности, и имеют своеобразный стиль и имидж [26].

Заключая все выше написанное, можно сделать вывод, что политическая партия представляет собой добровольный, долговременный союз на идеологической основе, направленный на приобретение государственной власти либо участие в ней, преимущественно посредством избирательного процесса, причем власть предстаёт инструментом реализации политической программы. Каждая партия имеет определенную внутреннюю структуру и занимается выполнением как внешних, так и внутренних функций. Кроме наличествующих классических определений партий, с середины 20 века появляются партии нового типа, которые выходят на первый план в политической жизни общества.

1.2 Идеология как неотъемлемая часть политической партии

Говоря о партии, нельзя обойти мимо такой понятие как идеология. Политическая идеология обосновывает главное содержание, основные цели и социальное назначение политики. Термин «идеология» (от греч. «идея» и «логос» - учение, понятие) был введен в оборот французским ученым Дестютом де Траси в своем четырехтомном труде «Элементы идеологии» в начале XIX в.[5, с. 623]. Он назвал идеологию «наукой об идеях, о том, как они возникают, и о закономерностях человеческого мышления». А. Гельвеций, например, классифицировал идеи на три вида - полезные, вредные и нейтральные [5, с. 625].

Политическая идеология - система основополагающих (базовых) идей, понятий, с большей или меньшей точностью отражающих политические явления и процессы, в соответствии с которыми формируется политическое сознание (мировоззрение) и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом [5, с.567].

С тех пор в мировой политологии сложились различные суждения об идеологии. Во времена Просвещения понятие идеологии трактовалось как неадекватное реальности сознание, основанное на религиозных и других предрассудках, противостоящее рациональному познанию действительности. К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали классовый характер идеологии и считали, что она служит средством подчинения трудящихся господствующему классу, камуфлирует его эксплуатацию. Вот почему устранение господства эксплуататоров будет означать конец идеологии как ложной, иллюзорной формы сознания и наступит время научной идеологии, которой и будет марксизм [4, с. 13]. Попытку социологического исследования идеологии предпринял немецкий социолог К. Маннгейм. Он, как и классики марксизма, считал идеологию классового тенденциозным сознанием. Вместе с тем ученый подчеркивал важнейшую черту идеологии - ее способность сплачивать людей и мобилизовывать их на защиту своих интересов [6, с. 27].

Неомаккиавеллисты (Р.Моска, Р.Михельс, В.Парето) гиперболизировали политическую идеологию, характеризировали ее как «служанку власти», не имеющую в политике сколько-нибудь серьезного самостоятельного значения. В середине XX в. идеологи индустриального общества (Дж. Гэлбрейт, Р.Арон, Д.Белл, З.Бжезинский, Р.Дарендорф, и др.) заявили о «конце идеологии». Они выдвинули теорию «деидеологизации», согласно которой уровень информированности общества растет, и потребность в идеологии как бы отпадает. Эта теория, однако, вскоре была опровергнута всем ходом общественного развития [6, с. 29].

Политическая идеология имеет достаточно сложную структуру. В содержании идеологии выделяют: 1) концептуальный; 2) программно-политический и 3) актуализированный структурные компоненты [4, с. 12].

Концептуальный компонент структуры идеологии основывает в теоретической, логически упорядоченной форме общественные идеалы и ценности определенного слоя. Это могут быть идеалы, объясняющие существующий порядок общественной жизни и указывающие пути его совершенствования (например, консервативная, либеральная идеология). Но могут быть и социальные утопии, имеющие мало общего с реальностью (анархистская идеология и др.). В программно-политической части идеологии намечаются пути и способы реализации коллективных ценностей и интересов с помощью воздействия на государственную власть и ее использования. Этот структурный элемент идеологии выражается в форме программ политических партий, выдвижения лозунгов и требований, т.е. она ориентирована на практическую деятельность.

Актуализированный компонент идеологии отражает степень усвоения гражданами целей и принципов данной идеологии, что воплощается в практических делах и поступках. Данный элемент идеологии характеризуется довольно широким спектром вариантов усвоения людьми идеологических установок - от легкой смены политических позиций до восприятия своих политических привязанностей как глубинных мировоззренческих ориентиров.

Политическая идеология выполняет также следующие функции [4, с. 14]:

мобилизирующая - мобилизирует общество, социальные группы на реализацию поставленных целей;

интеграционная - сплачивает людей, формирует политическое сообщество, способствует возникновению чувства коллективного «мы»;

критическая - способствует критическому осмыслению действительности;

когнитивная - дает знания об обществе и в то же время, отражает противоречия породившего данную идеологию общества;

компенсаторная или амортизационная - способствует ослаблению социальной напряженности, вселяет надежду на благополучное изменение существующего бытия;

прогностическая - определяет ближайшие и конечные цели.

Политическая идеология конкретизируется в политических доктринах, в программных документах партий, в заявлениях различных политических сил. Политическая идеология разрабатывается особым слоем людей - теоретиками, интеллектуальными представителями класса, нации, народа. Практическое же воплощение ее принципов и норм осуществляется через психологический настрой элит и рядовых граждан. Таким образом, политическая идеология одновременно учение (доктрина), программа и политическая практика.

ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПАРТИИ СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ

.1 История становления Справедливой России как политической партии

Итак, обратимся к самой партии «Справедливая Россия» (СР, эсеры) - официально зарегистрированная левая политическая партия в России, придерживающаяся идеологии социал-демократии и модернизированного социализма. Председателем партии является Миронов Сергей Михайлович. Официальной датой образования партии Справедливая Россия считается 2006 год. А именно, 29 августа 2006 года в пресс-центре еженедельника "Аргументы и факты" был подписан первый документ, положивший начало созданию новой партии - Соглашение "Об основных принципах объединения партии "Родина", Российской партии ЖИЗНИ и Российской партии Пенсионеров". Соглашение подписали руководители партий: Сергей Миронов, Александр Бабаков и Игорь Зотов. Немного позже , 28 октября 2006 года на VII съезде партии "Родина", было принято решение о переименовании ее в партию "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ: РОДИНА / ПЕНСИОНЕРЫ / ЖИЗНЬ". В этот же день практически одновременно на съездах Российской партии ЖИЗНИ и Российской партии Пенсионеров были приняты решения о прекращении деятельности партий и их вхождении в партию "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ: РОДИНА / ПЕНСИОНЕРЫ / ЖИЗНЬ".

Партия Справедливая Россия как и любая другая партия имеет свой устав и обозначенные цели и задачи, которые она преследует. Итак, цели которые ставит перед собой партия эсеров звучат следующим образом:

) строительство в России справедливого, свободного и солидарного общества;

) содействие реализации стратегических задач развития страны - созданию достойного уровня жизни граждан Российской Федерации и формированию социального и эффективного государства;

) обеспечение для граждан Российской Федерации социальной безопасности;

) участие в формировании ответственной перед народом государственной власти;

) содействие обеспечению законных прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормами международного права;

) содействие формированию институтов гражданского общества и культуры гражданственности в России;

А для реализации данных целей, предусмотренных настоящим Уставом, партия решает следующие задачи:

)проводит политико-образовательную, агитационно-пропагандистскую, информационную и иную работу с гражданами, осуществляет взаимодействие с общественностью по всем направлениям деятельности Партии;

)участвует в политической жизни общества в целях обеспечения подлинного народовластия в Российской Федерации и формирования социального и эффективного государства;

)содействует формированию и развитию системы социального партнерства на основе достижения баланса интересов между государством и обществом в интересах каждого гражданина Российской Федерации;

)содействует консолидации общественных сил Российской Федерации в целях защиты конституционного права гражданина Российской Федерации на достойную жизнь;

) проводит массовые организационно-пропагандистские публичные мероприятия, связанные с разъяснением позиции Партии по реализации целей и задач, предусмотренных настоящим

Теперь хотелось бы подробнее рассказать о партиях которые составили костяк партии Справедливая Россия войдя в ее состав, а именно о партиях Родина , Пенсионеры и о партии Жизнь.

Итак, начнем с Партии Пенсионеров. В 1999 году перед народом предстал «новичок» на политической сцене страны, им стала Партия пенсионеров, на которую рассчитывали, что она станет реальным конкурентом КПРФ на левом фланге. Проект Партии пенсионеров был начат в ноябре 1997 г. тюменским предпринимателем С. Атрошенко, принимавшим в 1996 г. участие в выборах губернатора Тюменской области и занявшим второе место после действующего главы Л. Рокецкого. Организация была зарегистрирована в 1998 г. «Технологи», имевшие непосредственное отношение к формированию партии, при создании партии предполагалось , что это будет больше не классическая партия, сколько широкое движение социальной направленности, которое примет в свои ряды тех, кто либо находится в пенсионном возрасте, либо имеет соответствующую запись в трудовой книжке. Исходя из названия партии, можно сделать вывод, что в качестве потенциальных сторонников или же базового своего электората Партия пенсионеров рассматривала всех российских граждан, достигших пенсионного возраста или близкого к этому возрасту.

Говоря о программе Партии пенсионеров, нужно сказать, что она включала в себя пять главных экономических требований к президенту, правительству и Госдуме, а именно:

)увеличить пенсии до уровня, вдвое превышающего минимальный прожиточный минимум;

)компенсировать вклады населения, обесценившиеся в результате реформы‖ 1992 г.;

)приостановить проведение жилищно-коммунальной реформы до тех пор, пока не будут выполнены первые два требования;

)восстановить определенные стандарты медицинского обслуживания для людей старше 50 лет;

)принять закон о недопустимости возрастной дискриминации.

Еще одна интересная задача, которую ставит перед собой Партия пенсионеров, состоит в «восстановлении разрушенной связи между поколениями». В предвыборной платформе Партии пенсионеров весомое место уделено необходимости улучшения положения российских пенсионеров. Для решения этой задачи предлагалось кардинально реформировать систему пенсионного обеспечения. В президентских структурах, вначале предвыборной кампании Партия пенсионеров рассматривалась как возможный участник предвыборного блока прокремлевской направленности. В связи с этим рассматривались различные сценарии её электоральной стратегии, в частности ее участие в блоке либо вместе с движением «Кедр», либо с «Женщинами России» А. Федуловой, а также в более широком альянсе, где наряду с упомянутыми партиями фигурировал еще и НДР. Одновременно с этим в политических кругах было довольно широко распространено мнение, что фактическим инициатором и покровителем партии выступал управляющий делами президента П. Бородин. Тогда же стало известно о том, что избирательная кампания Партии пенсионеров будет поддерживаться и фактически финансироваться Пенсионным фондом РФ, обладавшим значительными финансовыми и кадровыми ресурсами. Это представлялось особенно важным, так как работники Фонда являются весьма важными и значимыми фигурами в жизни каждого пенсионера.

Планы участия Партии пенсионеров в составе некоего «социального предвыборного блока», который бы выступал за ценности советского периода и который эксплуатировал бы социальные темы, были прямо нацелены на то, чтобы оттянуть как можно большую часть голосов у ОВР и КПРФ. Однако после того, как был создан блок «Единство» все остальные похожие проекты в президентской администрации были приостановлены. Возможно, именно в связи с этим Партия пенсионеров так и не получила поддержки со стороны П. Бородина и Пенсионного фонда. Вся избирательная кампания Партии пенсионеров прошла в остром дефиците финансирования. Элементарно денег не было ни на производство полиграфической продукции, не говоря уже о покупке эфирного времени для рекламных роликов. Кроме этого, Партия не могла оказать финансовую поддержку своим региональным организациям и одномандатникам. В конечном итоге самым заметным мероприятием в ходе предвыборной гонки стал съезд партии, который прошел 9 октября в Государственном Кремлевском дворце. В ходе всей кампании ставка была сделана на использование ценностей советской эпохи и темы нынешнего не достойного положения людей пенсионного возраста. В этом плане избирательная кампания Партии пенсионеров во многом совпадала с элементами кампании КПРФ. Однако то, что у партии отсутствовали какие либо ресурсы привело к тому, что Партия пенсионеров действовала довольно вяло. Вся тяжесть агитационной работы пришла на региональные отделения, которые, по оценкам центрального штаба, оказались не готовы к решению столь сложных задач. [21, С. 203-204]В 1999 году на выборах, Партия пенсионеров набрала 1,99 процент (1298948 голосов).

В программе Партии пенсионеров важнейшими социально-политическими проблемами, являются трудности жизни пенсионеров в современной России. Это достойное и справедливое материальное обеспечение пенсионеров, проблема жилья для них, медицинское обслуживание. Однако нужно сказать, что программа партии не заканчивалась только лишь перечислением такого рода вопросов. Она касалась и таких важных для всего общества и, можно сказать, фундаментальных тем, как устранение разрыва между уровнем цен и средним уровнем заработной платы в стране, вопрос о собственности на природные ресурсы, проблема реализации принципа разделения властей. При этом говорилось, развитие гражданского общества в стране станет единственной возможностью осуществить столь необходимые ей реформы и обеспечить достойный уровень и качество жизни не только пенсионеров, но и всего народа. Исходя из этого, можно сказать, что построение и развитие гражданского общества было приоритетной, стратегической целью Партии Пенсионеров [30].

Следующая партия, вошедшая в состав партии Справедливая Россия и которую мы рассмотрим, это Партия Жизнь. Нужно сказать, что в качестве важнейших социально-политических проблем, выдвигавшиеся Партией жизни на первом плане находились вопросы социальной защиты граждан, достижение социальной справедливости. При всем этом, приоритет в обеспечении различных социальных гарантий, прав и равных возможностей для их реализации остается за государством, которое должно быть, по мнению авторов программы, «сильным». Стержнем всей программы или основным элементом программной конструкции Партии жизни являлся, конечно, сам термин «жизнь», вокруг которого происходило обсуждение всех важных проблем и вопросов, а преамбула программы целиком посвящена обоснованию ценности жизни в современном мире [26].

Среди всех конкретно обозначенных социально-политических проблем, которые описаны в программе партии, можно назвать следующие: сильное государство, согласие народов, доступность жилья, качественное здравоохранение, полноценное образование (доступное, демократичное, высококачественное). Этот перечень не просто так начинается с упоминания о государстве, потому что именно оно является тем «локомотивом», который способен вытащить российское общество из кризиса. Проблема коррупции обозначена как проблема национальной безопасности и в связи с этим, она отдельным пунктом прописана в программе партии. Основным адресатом, к которому обращена программа Партии Жизни, тем субъектом, к мнению кого партия апеллирует, являлся самый широкий круг граждан России. Потенциальные партийные избиратели - это «подавляющее большинство россиян, кто хочет жить сегодня иначе, чем живет». Утверждалось, что партия предназначена для тех, кто видит свое будущее в будущем России. Это отсылало не просто к историческому прошлому нашей страны, не только к еѐ настоящему, но партийная программа проецировалась в будущее и была обращена к электорату, который связывает свои перспективы с Россией.

Еще одной политической силой, активно заявившей о себе на левом и левоцентристском фланге, стал блок «Родина», представляющий для нас интерес не только сам по себе, но и как «прародитель» наряду с Партией пенсионеров и Партией жизни партии «Справедливая Россия», которая стала крупнейшим левоцентристским проектом за последнее время. Этот блок был создан в августе-сентябре 2003 г. для того чтобы участвовать в выборах в Государственную Думу 2003 г. Изначально задумывалось название блока как "Товарищ" (такое же название, Товарищ‖ было дано информационному агентству, образованному для информационной и агитационной поддержки блока). Официально избирательный блок "Родина (Народно-патриотический союз)" был учрежден 14 сентября 2003 тремя партиями - Партией российских регионов, Партией национального возрождения "Народная воля" и Социалистической единой партией России "Духовное наследие" (СЕПР) [27].

На выборах 7 декабря 2003 г. список блока "Родина" занял четвертое место, набрав 9,0% (5469,6 тыс.) голосов, и получил 29 депутатских мест в Государственной Думе. В одномандатных округах были избраны восемь кандидатов, выдвинутых блоком "Родина". На основе депутатов, списочников и одномандатников, избранных от блока, в январе 2004 г. была создана фракция "Родина" в Государственной Думе, в которую первоначально вошли 36 депутатов. Блок Родина‖ и его уполномоченный орган, Высший совет, юридически должны существовать до конца срока полномочий Государственной Думы четвертого созыва. На практике он потерял дееспособность уже к 2004-2005 гг. из-за внутренних противоречий между партиями и ведущими политиками, входящих в блок. В октябре 2004 г. СЕПР отозвала своих представителей из Высшего совета блока. В конце 2004 г. обсуждалась возможность объединения партий Родина‖ и Народная воля‖, однако съездНародной воли‖ в декабре 2004 г. отказался от объединения на условиях, предложенных партией "Родина". Вообще результаты выборов 2003 года для Партии Родина, Партии Пенсионеров и партии Жизни сложились следующим образом: Российская партия пенсионеров и партия социальной справедливости 3,09% голосов(1874739тыс. голосов); Партия возрождения России - Российская партия жизни 1,88% голосов( или 1140333тыс.голосов); Родина 9,02%голосов(или 5469556тыс.). Итого в сумме эти три партии набрали 13,99%голосов (или 8484628тыс.).

Рассмотрев все три элемента партии Справедливая Россия, хотелось бы обобщить выше сказанное. Итак, важнейшими социально-политические проблемами, обозначенными в программах данных партий, являются следующие:

Партия Жизнь - сильное государство, согласие народов, доступность жилья, качественное здравоохранение, полноценное образование (доступное, демократичное, высококачественное), коррупция, экологическая безопасность, построение многополюсной системы международных отношений, сохранение и обеспечение достойной жизни нашего народа.

Партия Пенсионеров - достойное и справедливое материальное обеспечение пенсионеров, жилье для пенсионеров, медицинское обслуживание пенсионеров, ликвидация разрыва между уровнем цен и средним уровнем заработной платы в стране, вопрос о собственности на природные ресурсы, проблема реализации принципа разделения властей, построение и развитие гражданского общества

«Родина»- бедность, разрыв в доходах между самыми богатыми и самыми малообеспеченными, потеря конкурентоспособности страны в мире, угроза потери национальной независимости

Пути решения проблем в партийных программах:

Партия Жизнь - укрепление территориальной целостности России, укрепление государства, необходимость контроля общества над деятельностью органов власти, взяточничество должно быть приравнено к государственной измене, необходимость мобильной профессиональной армии, создание общественных наблюдательных советов в СМИ, пересмотр реформ пенсионного обеспечения, образования, медицинского страхования, жилищно-коммунального хозяйства в сторону придания им большей социальной направленности, создание законодательной и нормативной базы для реализации молодежной политики.

Партия Пенсионеров - государство должно срочно и в полном объеме вернуть свои долги, которые образовались в результате либерализации цен и приватизации, система льгот и компенсаций для пенсионеров по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства, минимально необходимый уровень бесплатного медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения для пенсионеров, повышение пенсий и МРОТ, открытие каждому гражданину именного банковского счета, на который зачисляется доля доходов от продажи ископаемых, формирование правительства на основе парламентского большинства, прямые выборы членов Совета Федерации .

«Родина»- кардинальное повышение оплаты труда и пенсий (четырехкратное повышение минимального размера оплаты труда, удвоение средней заработной платы и удвоение пенсий), формирования правительства народного доверия, реализация программы социальной справедливости и экономического роста, включающая в себя разделы:

сфера государственного строительства,

сфера экономической политики,

социальная сфера,

культурно-нравственная сфера,

сфера национальной безопасности,

задачи в области декриминализации государства и общества.

2.2 Содержание партии Справедливой России в программных документах: цели, политика, направления

политический партия идеология программный

После всего сказанного вернемся к главной теме нашей работы, а именно, непосредственно к партии Справедливая Россия. Партия Справедливая Россия имеет не только трех организационных «доноров» - партии, которые в результате своего объединения и образовали ее (Партия жизни, «Родина», Партия пенсионеров), но и идеологических, потому что эти партии предоставили идейную платформу для создающейся политической организации. В этой связи, правильно было бы рассмотреть, как решались проблемы стыковки программных положений партий-предшественниц. В связи с этим, представляет интерес выступление С.М. Миронова на V (внеочередном) съезде Российской партии Жизни, посвященный процессу объединения трех партий в «Справедливую Россию» [14, С. 176-187].

В этом выступлении С.М. Миронов особо подчеркивал, что создаваемая партия довольно жестко ориентируется на действующего, на тот момент, президента - В.В. Путина. Объясняется это тем, что за годы президентства В.В. Путина, по утверждению Миронова, была достигнута экономическая и политическая стабильность. Были решены многие задачи по созданию порядка в стране, усиления обороноспособности и безопасности, достигнуто общественное согласие по базовым ценностям: выборность власти, сильное государство, приоритет национальных интересов, частная собственность, социальная справедливость, свобода средств массовой информации. В свою очередь В. Путин также оказывал моральную и политическую поддержку процессу образования «Справедливой России». На встрече с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай» 14 сентября 2007 г. Владимир Путин подробно остановился на вопросах партийного строительства в России. Особый упор он сделал на ответственную социал-демократическую составляющую политического спектра, подчеркнув, что это должен быть «не осколок из прошлых времен в виде КПРФ, а настоящее современное левое движение: левая партия с социал-демократическим складом мышления». Свое отношение к «Справедливой России» в контексте её взаимоотношения с «единороссами» В. Путин четко определил следующим образом: если «Единая Россия» «будет допускать какие-то ошибки, то появится другая ответственная сила в виде партии с социал-демократическими взглядами, которая сможет взять на себя ответственность за судьбу страны» [32].

Первым идеологическим документом объединенной партии стал Манифест политической партии «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь» Основная проблема, с которой если можно так сказать будет бороться партия, это несправедливость, так как, по мнению авторов программы, данная проблема остро стоит перед Россией. В первую очередь несправедливость проявляется в том, «что происходит с человеком труда в России, где пока десятки миллионов бедных граждан, где размах коррупции, беззакония, произвола и социального неравенства угрожает национальной безопасности, где человек не чувствует себя защищенным ни на работе, ни на улице, ни дома, где более миллиона беспризорных детей, где практически все пенсионеры нищие». Эта формулировка в концентрированном виде содержит в себе основные положения, на внимание которых делали свой акцент программы партий-предшественниц. Проблема бедности была взята из программы «Родины», проблема коррупции и достойной жизни людей из Партии Жизни, вопросы защиты пенсионеров - Партия Пенсионеров. Кроме того, в Манифесте повторяются и пути достижения целей, которые совпадают с идеологией программы «Родины», повторяя ее как по смыслу, так и структурно: повышение зарплаты, контроль общества над доходами от продажи природных ресурсов, борьба с коррупцией, повышение культурного и нравственного уровня народа.

Первым серьезным текстом партии Справедливая Россия, изучив который можно выявить ее политические ориентации стало Программное заявление, заложившее основы левоцентристской, социально-ориентированной риторики, которая в будущем будет встречаться регулярно. Главная проблема которая стоит перед Россией - это низкий уровень жизни в стране и низкий уровень демографических показателей. «Ситуация в стране характеризуется низкой рождаемостью, высокой смертностью, падением социального статуса и авторитета семьи… Уровень и качество жизни людей не достойны современного государства… Свыше 25 миллионов человек имеют доходы ниже прожиточного минимума… Неуверенность в завтрашнем дне проникла в самые глубины общества» [31].

Такие формулировки, характерные для Программного заявления, которое появившееся 28 октября 2006 года, то есть более чем за год до парламентских выборов 2007 года, позволяют нам говорить, что «Справедливая Россия» с самого начала своего создания преследовала две электорально-политические цели: сыграть роль «запасной» партии власти и весомо ослабить КПРФ на предстоящих выборах. Здесь мы выходим на чрезвычайно важную и актуальную проблему существования в России так называемых «резервных» партий власти и их идеологическом содержании [32].

Программное заявление «Справедливой России» было принято 28 октября 2006 года, а Платформа партии - на первом съезде через четыре месяца 26 февраля 2007 года, тогда же прошел и первый съезд «Справедливой России», на котором партия одобрила политическую платформу, предложенную ее лидером - С. Мироновым.

Предвыборная программа партии «Справедливая Россия» представляет собой наиболее развернутый документ, в котором обобщены политические приоритеты, обозначены важнейшие задачи общества и намечены пути их решения. Программа партии изложена в форме блоков, каждый из которых посвящен наиболее острым темам и проблемам современной России. Каждый блок состоит из таких разделов, как констатация удручающего положения дел в той или иной сфере, перечисления мер, которые предлагает осуществить партия, лозунга или слогана, в концентрированном виде отражающего суть партийного видения проблемы. Главным отличием программы от предыдущих партийных документов является то, что в ней четко и ясно сформулирована социалистическая ориентация «Справедливой России». Социализм «справедливороссов» в программе обозначен как «новый» и «перспективный». Его основные характеристики - это: реализация жизненных интересов большинства населения, справедливое распределение доходов общества; защита людей от бедности и произвола властей; базовые социальные гарантии и достойные пенсии; доступные системы образования и здравоохранения[31].

Таким образом, прямо перед парламентскими выборами 2007 года «Справедливая Россия» окончательно заняла левоцентристскую позицию в политическом спектре современной России. Тогда и стало ясно, что основным электоральным конкурентом рассматриваемой нами партии является не основная партия власти - «Единая Россия», а Коммунистическая партия Российской Федерации.

Обращаясь к выборам, следовало бы показать результаты партии СР как на федеральном, так и на местном уровнях. Итак: на думских выборах 2007 года партия получила 5 383 639 голосов (7,74 %), сформировав в Госдуме пятого созыва фракцию из 38 депутатов. Федеральный список партии возглавили Сергей Миронов и Светлана Горячева. На думских выборах 2011 года партия получила 8 648 796 голосов (13,24 %), (заняв третье место которое до этого занимала ЛДПР), таким образом улучшив свой результат и сформировав в Госдуме шестого созыва фракцию из 64 депутатов. Федеральный список партии возглавили Сергей Миронов и Николай Левичев.

На выборах мэра Москвы в 2013 году выдвинутый от «Справедливой России» Николай Левичев получил на выборах 2,79% (64 778 голосов) избирателей заняв последнее место. Нужно сказать, что кандидатами от партии на президентских выборах в разные года были разные люди, например в 2004г.- Виктор Геращенко, 2008г. - небезызвестный Дмитрий Медведев, который сейчас является премьер-министром России, а в 2012г. - Сергей Миронов.

Но вернемся к программе партии Справедливая Россия, как мы можем наблюдать, то основным идеологическим приоритетом «Справедливой России» значится социальная защита, социальная справедливость, борьба с бедностью. Эта тема довольно ярко описана во всех трех текстах и везде занимает ведущее место. Исходя из всего этого можно сказать, что именно социальная направленность партии становится ее основным «посланием» к избирателю, основой построения всех агитационных материалов и публичных выступлений лидеров. Кроме того, очень важной в текстах партии обозначена проблема труда, занятости и пенсионного обеспечения. Во всех документах эта тема находится на втором месте, а точнее после вопросов социальной справедливости. Эта пара создает устойчивую связь, фундамент идеологии «Справедливой России». Остальные же темы, хоть и постоянны, т.е. они, безусловно, присутствуют в программах партии, не оставшись без внимания, но их место в иерархии ценностей довольно ситуативно. Интересной тенденцией является то, что список тем от одного документа к другому постоянно расширяется. Это выражается как на чисто количественном, так и на качественном уровнях. К примеру, в программном заявлении начали появляться и занимать достаточно высокие позиции, вопросы, касающиеся коррупции, сельского хозяйства, стабилизационного фонда, жилищной политики, реформы армии. Большая часть из них сохранила свои места и в дальнейшем в предвыборной программе. Некоторые вопросы усилили свое звучание, такие как жилищные вопросы, другие - остались на прежнем уровне -армия, третьи так вовсе потеряли в весе коррупция и сельское хозяйство.

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПАРТИЙНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПАРТИИ СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ 2011-2014

3.1 Программа Справедливой России от 2014 года

Выделив для себя несколько пунктов программы, которые представляют для меня особый интерес, я попытался проанализировать их. В ходе работы с программами партии выяснилось, что как таковых изменений программы партии не претерпевали, а изменениями были лишь дополнения направлений движения партии и появление новых пунктов в программах партии. И вот что получилось.

Позиция партии Справедливая Россия по отношению к тому, как должна быть устроена государственная власть в России, выглядит следующим образом. У социалистов, власть - значит, что государство служит народу, опираясь на духовные и нравственные устои общества. Партия выступает за сильную и ответственную власть, которая будет работать на модернизацию страны и повышение ее конкурентоспособности.

По их мнению, государственная администрация должна быть выше коммерческих интересов любых предпринимательских групп и держав дистанцию между собой и бизнесом. Партия будет бороться с любыми попытками "приватизировать государство" и обратить всю мощь государственной власти в пользу частных и корпоративных интересов. Наша цель - создать социально ответственную власть, отвечающую требованиям открытого и справедливого общества. Власть не может быть выше закона и должна работать на интересы граждан!

Местный уровень власти - самый надежный и прямой путь к решению жизненно важных проблем населения. Именно на местном уровне могут наиболее полно реализоваться принципы низовой демократии, демократии участия.

В связи с этим партия считает нужным:

.ликвидировать необоснованные привилегии членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (особый порядок медицинского, санаторно-курортного, транспортного, бытового и пенсионного обеспечения и другие).

.отменить статус неприкосновенности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

.разработать и внедрить административные временные регламенты и стандарты оказания государственных услуг населению. Предусмотреть увольнение государственных служащих, систематически вызывающих нарекания со стороны людей.

.принять федеральную целевую программу "Электронный парламент", содержащую комплекс мер по расширению коммуникаций между гражданами и представительными органами власти всех уровней. Обеспечить для граждан доступность информации о расходовании средств региональных и местных бюджетов.

.добиться исполнения закона об информационной открытости работы всех ветвей власти. Широко использовать Интернет для оперативного диалога населения с государственной администрацией, политиками и общественными деятелями, в том числе обеспечить свободный доступ населения к сведениям о работе официальных лиц.

.добиться полного финансового, информационного и кадрового обеспечения органов местного самоуправления, нормальных условий для их работы.

.Ввести ограничение при поступлении на муниципальную службу для граждан, находящихся в близком родстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с выборным должностным лицом местного самоуправления, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Партия отчетливо выступает за развитие гражданских инициатив, неправительственных и некоммерческих общественных объединений (так называемого "третьего сектора").Мы считаем, что именно "третий сектор" наиболее активно инициирует социальное партнерство, формирует условия для движения общества по пути справедливости, солидарности и свободы.

По мнению членов партии, в лице общественных организаций наша страна приобретет гибкую и оперативную силу, представляющая общественные интересы, будет учить людей отвечать за собственную жизнь и жизнь других людей, приучать предпринимателей к социальной ответственности. Для осуществления этих инициатив партия выступает за разработку и принятие на государственном уровне стратегии развития гражданского общества в России, отражающей основные направления сотрудничества органов государственной власти с некоммерческими организациями.

И в связи с этим партия Справедливая Россия считает необходимым принять комплекс мер, а именно:

.поддержать законодательные инициативы, создающие для общественных организаций и гражданских объединений режим максимального благоприятствования, включая налоговые льготы и упрощение отчетности перед органами государственного регулирования.

.содействовать всем формам самоорганизации населения - домкомам, жилищным объединениям, соседским сообществам, кооперативам, центрам развития, региональным общественным палатам - в их стремлении решать местные проблемы собственными силами.

.поощрять участие некоммерческих объединений в сфере предоставления социальных услуг (образование, здравоохранение, просвещение, уход за инвалидами), в том числе с помощью государственных грантов.

.освободить от всех видов налогов средства общественных организаций, направляемые на благотворительные цели, и физических лиц, получателей этих средств, на всю сумму предоставленной помощи.

.принять новый закон о благотворительных и некоммерческих фондах, чтобы они стали массовым явлением, были легитимными, прозрачными и не служили целям отмывания денег.

Все эти меры вызваны тем, что партия действительно считает что "Третий сектор" - это важнейший источник социально-экономических инноваций, которые после апробирования должны стать частью государственной политики.

Кроме того партия будет поддерживать передачу полномочий от властных структур государства общественным организациям и объединениям.

Про многопартийность Справедливороссы говорят, что это общественное достояние, наравне с другими демократическими институтами. Это важнейшая часть сложного механизма согласования интересов различных социальных групп и формирования государственной общности. Для строительства стабильной и благоустроенной страны необходимо существование цивилизованной системной оппозиции, поддерживающей базисные ценности общества, ставящей задачу вы работки альтернативного курса развития и способной осуществить этот курс в случае победы на выборах. Оппозиция предоставляет возможность политического выбора и перераспределения власти без насилия, демократическим путем. И задача партии здесь звучит как: Наша задача - последовательная защита российской многопартийности, свободы политического выбора.

Партия считает необходимым:

.избирать членов Совета Федерации всенародным голосованием жителей соответствующего региона.

.законодательно установить выборы мэров городов всем населением.

.обеспечить реальную многопартийность путем принятия законов о деятельности партий, не имеющих большинства в Государственной Думе, и непарламентских партий.

.законодательно обеспечить право партий парламентского меньшинства на представительство в руководящих органах Государственной Думы и региональных заксобраний.

.отменить процедуру сбора подписей для зарегистрированных Минюстом партий при их участии в выборах любого уровня, включая президентские.

.снизить проходной барьер для партий в Государственную Думу до 5%.

Рассмотрев взгляды партии на устройство властных структур, перейдем к не менее интересной области обозначенной в программе партии Справедливая Россия, а именно к национальной политике.

Российская Федерация - многонациональная страна, ее способность органически включать в себя разные народы, религии и культуры всегда была основой ее могущества. Разнообразие проживающих в России народов, объединенных русским языком и общей многовековой историей, делает нашу страну уникальным государством, имеющим огромные культурные и цивилизационные преимущества.

Разрушение государственности в 1990-е годы породило социальные и межэтнические противоречия. В стране стала неимоверными темпами подниматься расовая и этническая нетерпимость. Развитие ксенофобии как результат отсутствия четкой и последовательной национальной политики в нашей многонациональной стране. Не развиты институты постоянного межконфессионального и межэтнического диалога.

Наша цель - последовательно бороться с распространением ксенофобии и экстремизма, формировать общественное мнение в пользу межнационального и межкультурного сотрудничества, взаимопонимания граждан России разных национальностей и культур.

Для осуществления этих мер, партия считает необходимым предпринять следующие меры:

.создать орган исполнительной власти, ответственный за формирование и реализацию национальной политики.

.жестко искоренять любые проявления расизма, национального экстремизма и религиозной нетерпимости. Поддерживать образовательные программы, направленные на преодоление этнофобии.

.обеспечить диалог власти, национальных общин и диаспор, ведущих конфессий в рамках общественных межнациональных советов.

.поддерживать историко-культурные, этнокультурные, военно-патриотические, краеведческие общества и организации.

.содействовать сохранению и развитию языков всех народов России.

.расширить государственные программы поддержки самобытных культур коренных и малочисленных народов Российской Федерации.

Партия Справедливая Россия выступает за свободу вероисповедания. Выступая параллельно за недопущение разрушительной деятельности тоталитарных и человеконенавистнических сект и организаций. Партия исходит из того, что межнациональное согласие и стабильность в России напрямую зависят от состояния и уровня социальной справедливости в обществе.

И наконец, в области внешней политики партия ставит перед собой цель вывести Россию на позиции реально великой державы, равноправного и ответственного партнера в межгосударственных отношениях. Утверждая, что партия будет противостоять любым попыткам навязывания России концепции однополярного мира и установлению нового глобального миропорядка, который противоречит принципам справедливости в международных отношениях.

Мы намерены устранить двусмысленность в отношениях России с НАТО. Перед НАТО надо твердо ставить интересующие нашу страну вопросы: о ратификации ДОВСЕ, о развитии взаимных мер доверия, о прекращении подтягивания натовской инфраструктуры к границам России и включения в блок соседних с нами стран.

По мнению членов партии Россия должна оставаться активным участником глобальной борьбы с международным терроризмом. Убеждаясь в необходимости переноса акцента с преимущественно военных мер на организационно-политические меры. Они должны быть направлены на устранение питательной среды терроризма, в первую очередь на устранение несправедливого разрыва в правах и возможностях между развитыми странами и остальным миром.

Для этого партия считает необходимым:

.проводить активную внешнюю политику, безусловным приоритетом которой является защита территориальной целостности и суверенитета России. Развивать отношения со всеми странами как партнерство на основе выверенного баланса интересов.

.добиваться развития международных отношений исключительно на принципах демократии, равноправия и взаимоуважения государств. Жестко противодействовать любым попыткам пересмотра истории, предъявлению нашей стране так называемых "исторических претензий".

.добиться прекращения со стороны НАТО "тихой агрессии" в отношении России, выражающейся в продвижении к нашим границам и попытках подрыва позиций России на постсоветском пространстве.

.считать важнейшим направлением российской внешней политики развитие отношений со странами СНГ и ближнего зарубежья.

.активно защищать права соотечественников в ближнем и даль нем зарубежье; принять закон о помощи гражданам России, оказавшимся в экстремальных условиях за рубежом.

.проводить многовекторную внешнюю политику, особенно с учетом растущего влияния ведущих стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Развивать отношения в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Интенсифицировать развитие стратегически важных отношений с Индией и Китаем. Развивать сотрудничество со странами Латинской Америки и Африки.

Партия придает большое значение укреплению экспертно-научной базы и кадрового состава внешнеполитических ведомств России, в том числе на основе федерального закона о дипломатической службе, который вернет этой профессии былое уважение, а стране - высокопрофессиональную дипломатию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя вывод можно сказать, что за недолгое время своего существования, программные приоритеты «Справедливой России» оказались подверженными довольно динамичной эволюции. Изучив программу можно достаточно четко выделить блок фундаментальных ценностей, на которые опирается идеология партии: социальная защита населения и обеспечение достойного уровня жизни граждан. Другие пункты программы довольно ситуативны и могут увеличиваться или уменьшаться в своей актуальности, меняя место в идеологической иерархии в соответствии с меняющейся политической конъюнктурой. Большая часть программных приоритетов носит социально-экономический характер. А как раз таки политических требований в чистом виде довольно немного. Сопоставление идеологических позиций партии с данными социологических исследований показывает, что «Справедливая Россия» с нынешним набором программных установок может претендовать на стабильную, но относительно небольшую электоральную нишу, что подтвердили итоги парламентских выборов 2007 года и последующие выборы в региональные законодательные органы.

Проанализировав программные документы партий-предшественниц «Справедливой России» можно спокойно отнести все три партии (Партия жизни, Партия пенсионеров, «Родина») к левоцентристскому сегменту политического спектра современной России. Этот вывод вытекает на основании рассмотрения списка основных проблем России с точки зрения этих партий и путей их решения. Левоцентризм партий-предшественниц проявился в призывах к расширению социальных программ и государственного участия во всех сферах жизни общества. И конечно же, довольно характерным признаком для идеологической идентификации партии стал образ оппонента. Им обозначена исполнительная власть в виде Правительства, а также предыдущие «поколения» российских реформаторов, на которых возложена ответственность за социально-экономический кризис.

Наряду с общими чертами, которые присуще более менее каждой партии, у Справедливой России имеется и ряд программных особенностей. К относится национально-патриотическая окраска «Родины», геронтологическая риторика Партии пенсионеров и беспредметный популизм Партии жизни. «Справедливая Россия» не только механически соединила в себе материальные, человеческие и идеологические потенциалы своих предшественниц, но ей удалось добиться выхода на качественно новый уровень по всем этим моментам. «Справедливая Россия» восприняла, усилила, сделала более ясным левоцентристский, социал-демократический пафос. «Справедливая Россия» стала партией, которая более объёмно и масштабно выражает левоцентристские идеалы, удалившись от узости партийных программ партий-предшественниц. При этом фигура лидера «Справедливой России» С. Миронова и его предыдущий опыт политической деятельности в Партии жизни обусловил наибольшую преемственность этих организаций.

Вместе с тем, за короткое время «Справедливая Россия» достаточно динамично трансформировала свои программные приоритеты. Если декларации о необходимости социальной защиты населения и обеспечении достойного уровня жизни граждан носят фундаментальный характер, то более частные моменты - ситуативны и подвержены воздействию политической конъюнктуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамов Ю. К. Политические партии и движения России. - М. - 2010 - 324 c.

2. Автономов A.C. Основные проблемы формирования партийной системы в России/Формирование политической системы России. М. - 1996 - 784 с.

. Гельман В.Я. О становлении российской системы и практиках политических коалиций // ПОЛИС 2010 г. № 3, С. 182-187.

. Голосов Г.В., Лихтенштейн А.В. «Партии власти» и российский институциональный дизайн: теоретический анализ. //ПОЛИС 2001г. №1(60), С. 6-15.

. Дюверже М. Политические партии / Пер. с франц. - М.: Академический Проект, 2000 - 538 с.

. Исаев Б.А. Зарождение, становление и функционирование партийной системы современной России. СПб., 1997 - 478 с.

7. История политических и правовых учений. / Под ред. чл.-кор. РАН, д.юр.н., проф. В.С. Нерсесянца. - М. - 2010 - 736 с.

8. История политических партий России.- Под. Ред. А.И.Зевелева. М.: Высшая школа, 1994 - 589 с.

.Коргунюк Ю.Г., Заславский С.Е. Российская многопартийность: становление, функционирование, развитие. М. ИНДЕМ. 1996 - 240 с.

. Кретов Б.И. Политология, Учебное пособие для вузов, Высшая школа, 2012 - 195 с.

. Кынев А.В., Любарев А.Е. Партии и выборы в современной России. Эволюция и деволюция. М. Новое литературное обозрение 2011 - 792 с.

. Макаренко Б.И. Партийная система России в 2008-2009 гг.: аналитический доклад Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН. 77 с.

. Матвеев Р.Ф. Теоретическая и практическая политология М. 2009 - 358 с.

14. Миронов С.М. Наш путь - к справедливой России. Выступление на V (внеочередном) съезде Российской партии жизни 28 октября 2006 г. // Избранные статьи, выступления, интервью Председателя Совета Федерации, Председателя политической партии «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь» С.М. Миронова. М., 2007. С. 176-187.

. Мухаев Р.Т. Теория политики М. ЮНИТИ-ДАНА, 2009 - 634 с.

. Олещук В.А., Павленко В.Б. Политическая Россия: партии, блоки, лидеры. Год 1997 (Справочник). М.: Изд-во «Весь мир». - 1997 - 342 с.

. Политические партии России, М., Фонд права, 1995 - 415 с.

. Пушкарева Г.В. Партии и партийные системы: концепция М. Дюверже //Социально-политический журнал М. 1993 г. №9 С. 10-18.

20. Санистебан Л. Политика и идеология. // Диалог. 1993г. № 8 - 9. С.23-27.

21. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-2001: от Горбачева до Путина. М., 2001 - 396 с.

. Черкасов Г. Партии-аутсайдеры // Россия в избирательном цикле 1999-2000 годов. М., 2001. С. 203-204.

23. Хесс Х. Практическая работа в партии. Справочное руководство. М., 2005. С. 22.

24. Шварценберг Р-Ж. Политическая социология. В 3-х частях, Ч.1., М. 1992 - 624 с.

25. Ячник И.Н. Учебное пособие по сравнительной политологии: политические институты власти. Б. 2011- 145 с.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

. Основы теории политических партий #"justify">. Политические партии #"justify">28. Политическая программа Партии Жизни // #"justify">. Предвыборная программа избирательного блока «Партии возрождения России и Российской партии жизни» // #"justify">33. Словарь политологических терминов http://www.slovari.info/lawyer/1503.html (Дата обращения 15.11.2012)

Похожие работы на - Политическая программа партии 'Справедливая Россия'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!