Техника и тактика лова скумбрии в исключительной экономической зоне Японии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Сельское хозяйство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,66 Мб
  • Опубликовано:
    2015-10-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Техника и тактика лова скумбрии в исключительной экономической зоне Японии

Введение

Промышленное рыболовство - одна из отраслей рыбной промышленности, которая занимается добычей животного и растительного сырья из водной среды.

К предметам труда в добывающей рыбной промышленности относятся различные виды, морские млекопитающие, моллюски, ракообразные, иглокожие, водная растительность.

Основную часть добычи составляет рыба. Это и определяет название добывающей отрасли.

Средствами труда в промышленном рыболовстве являются промысловые суда, промысловые механизмы, орудия лова.

Современное промысловое рыболовство характеризуется высоким уровнем механизации.

В морском рыболовстве механизированы все наиболее тяжелые и трудоемкие операции.

Перед рыбной промышленностью стоят задачи перехода от механизации отдельных операций лова к комплексной механизации и автоматизации добычи рыбы.

В промышленном рыболовстве траловый лов является одним из главных видов лова. На его долю приходится более 55% мирового улова, а в отечественном рыболовстве более 70% общего улова.

Траловый флот в своем составе имеет суда различного класса, от малых рыболовных ботов для работы в прибрежной зоне и внутренних водоемах до мощных современных океанических траулеров типа БАТ, РТСМ, БМРТ с неограниченными районами и большой автономностью плавания, оснащенных поисковой и навигационной техникой, современными траловыми орудиями лова и обработки, контроле их работы, промысловыми устройствами и оборудованием, позволяющим не только ловить рыбу, но и перерабатывать ее, а в некоторых случаях производить готовую для реализации продукцию.

Цели и задачи промышленного рыболовства России определены в Концепции развития рыбного хозяйства на период до 2020 г., одобренной распоряжением Правительства РФ от 2 сент. 2003 г. № 1265-р.

«Целью развития рыбного хозяйства в России является достижение стабильного функционирования рыбохозяйственного комплекса на основе сохранения, воспроизводства и рационального эксплуатации водных биологических ресурсов, развития аква- и марикультуры, обеспечивающего удовлетворение внутреннего спроса на рыбную продукцию, продовольственную независимость страны, социально-экономическое развитие регионов, экономика которых зависит от прибрежного рыбного промысла. При этом обязаны быть сделаны условия для повышения эффективности экспорта рыбной продукции и ее конкурентоспособности и оптимизации структуры управления рыбохозяйственным комплексом».

В Морской доктрине России на период до 2020 г. (утвержденной Президентом Пр-1387 от 27 июля 2001 г.), определена национальная политика в области рыболовства: цели, задачи, направления и способы достижения национальных интересов в области рыболовства на морском побережье, во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе РФ и в открытом море.

В частности, в Тихом океане важнейшей долгосрочной задачей является интенсификация разведки и освоения морских биологических ресурсов в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе России, и в исключительных экономических зонах и на континентальных шельфах государств Юго-Восточной Азии на основе заключенных соглашений.

1. Описание района промысла

Исключительная экономическая зона (ИЭЗ) представляет собой район, прилегающий к территориальному морю, шириной не свыше 200 миль, для которого международное право установило особый правовой режим.

Отсчет ширины производится от той же береговой линии, от которой исчисляется ширина территориального моря. Смысл особого режима в том, что права прибрежного государства и права других государств определяются международным правом. В данном случае имеет место новое явление, когда государство обретает суверенные права на международное пространство благодаря международному праву. Как известно, в других случаях права государства вытекают из его суверенитета.

Таблица 1.1. Площадь акватории исключительной экономической зоны (ИЭЗ) Японии, включая территориальные воды (ТВ)

Страна

Площадь ИЭС и ТВ, тыс. км2

Япония

4479


Рисунок 1.1. Схема ИЭС Японии

Рисунок 1.2. Карта Японии

Цепь Японских островов слагается из двух островных дуг.

Северную дугу составляют четыре крупных острова: Хоккайдо, Хонсю (Хондо), Кюсю и Сикоку, а также множество мелких островков.

Южная Рюкюйская дуга включает только мелкие острова.

Со стороны Тихого океана Японские острова сопровождаются глубоководными ложбинами, со стороны материка шельфовыми морями.

Выпуклой стороной дуги обращены к океану.

Между дугами и материком расположены морские бассейны: Восточно-Китайское, Японское, Охотское и вне Японских островов Берингово море.

От центральной части острова Хонсю ответвляется дуга островов Идзуситито-Бонин, уходящая далеко в Тихий океан.

Процесс отделения островов от материка начался с середины третичного времени, во время заложения и углубления окраинных морей Восточной Азии.

Следующим этапом было обособление системы островных дуг, а затем окончательное отделение островов.

Наряду с Меридиональными, имели место и широтные прогибы, и сбросовые дислокации.

Степень погружения материковой суши под уровень моря различна.

Японское море в целом более глубокое (есть глубины, превышающие 4200 м), нежели Желтое и Восточно-Китайское моря, где преобладают глубины менее 100 м, особенно в западной части.

Острова пережили не менее четырех этапов складкообразования.

Из них герцинские движения были очень энергичными и являются основными в создании островных ядерных структур, которые в течение повторных этапов складчатости подвергались раздроблению и перемещению на различную высоту.

В результате многократных складчатых и сбросовых дислокаций была создана сложная тектоническая основа островов, отражающаяся в их рельефе.

В природе Японских островов сочетаются континентальные и островные черты.

Близость материковой Азии отразилась на формировании и характере органического мира. Материк оказывает существенное влияние и на климатические условия.

С другой стороны, островное положение и большая тектоническая подвижность существенно сказались на особенностях рельефа и климата Японии.

Поэтому в ее природе совмещаются черты, свойственные соседним районам Китая, и черты, специфически островные и специфически японские.

Японские острова вместе с другими островами, окаймляющими Азию с востока, и с соседними частями Тихого океана принадлежат к зоне субдукции.

Об этом свидетельствуют сложная структура и рельеф дна с полосами подводных и надводных горных сооружений, относительно устойчивых жестких участков и глубочайших в мире океанических желобов.

Наибольшей глубины в этом районе Тихого океана достигают Курило-Камчатской и Японский желоба, окаймляющие с востока северную часть дуги Японских островов и островов Бенин. У островов Рюкю проходит глубоководный желоб того же названия.

Океан и окраинные моря причудливо расчленяют береговую линию островов, создавая сложную систему проливов, заливов и внутренних бассейнов.

Часть Тихого океана, обособленная широтным, юго-западным участком острова Хонсю и островами Скоку и Кюсю, называется Внутренним Японским морем.

Для островов и прилегающих частей океанического дна характерна интенсивная сейсмичность.

Особенно выделяются в этом отношении тихоокеанские берега Японских островов.

Приборы ежедневно регистрируют в Японии и вблизи ее берегов по несколько землетрясений, а общее количество подземных толчков различной интенсивности достигает 1500 в год. Сейсмичность сочетается на Японских островах с вулканической деятельностью эксплозивного типа, которая обычно интенсивно проявляется в областях желобов и островных дуг.

Вулканизм особенно характерен для западной окраины островов и средней части Хонсю, где проходят линии глубоких разломов.

Из 150 вулканов Японии 40 действовали в историческое время, а 15 относятся к действующим.

Вулканические конусы в некоторых районах образуют наиболее высокие точки рельефа; вулканические породы различного возраста играют большую роль в строении островов.

Современный период в Японии является, очевидно, временем оживления вулканической деятельности.

Например, имеются данные о возобновлении активности вулкана Фудзияма, поднимающегося в пределах поперечного грабена, пересекающего остров Хонсю.

Формирование островов происходило в течение нескольких циклов, начиная с палеозоя.

Особенно большое значение имели горообразовательные движения мезозоя, сопровождавшиеся мощной вулканической деятельностью.

В кайнозое мезозойские сооружения подверглись частичному складкообразованию, но наибольшую роль в неогене и начале четвертичного периода играли вертикальные перемещения, поднятия и опускания совместно с вулканизмом, приведшие к образованию современного рельефа.

Они обусловили его большую раздробленность, преобладание средневысотных гор с пологими, выровненными поверхностями, приподнятыми на различную высоту, и с ясно выраженными свидетельствами недавнего омоложения в виде глубоко врезанных молодых долин, по которым текут бурные водотоки.

Продолжающаяся и в настоящее время интенсивная сейсмическая деятельность приводит к постоянным изменениям земной поверхности.

Современная тектоническая активность, как известно, помимо частых и разрушительных землетрясений и вулканизма, проявляется в сводовых поднятиях отдельных зон.

Последние хорошо фиксируются на побережье: береговая линия отличается резкостью очертаний по линиям молодых сбросов.

Морские террасы перемещены на разные уровни; одни из них находятся под уровнем моря, другие подняты на десятки и сотни метров над ним.

Наиболее сейсмичными районами являются берега внутреннего Японского моря и вся внешняя сторона, обращенная к Тихому океану, тогда как вулканизм наиболее активен на внутренней, западной стороне.

Низменности занимают лишь небольшую часть поверхности Японии.

Они расположены в тектонических котловинах, главным образом по окраинам островов, и сравнительно небольшими пятнами среди гор и холмистых местностей.

Молодые дифференцированные движения отразились также на строении береговой линии островов.

Особенно сильное расчленение риасового типа характерно для Тихоокеанского побережья.

Береговая линия внутренних морей значительно проще, так как ее направление совпадает с линиями разломов.

Участки абразионных террас на отдельных отрезках побережий свидетельствуют о том, что опускание сменялось поднятиями.

Внутреннее японское море (Сето-Найкай) расположено внутри проливов между островами Хонсю, Кюсю и Сикоку (Япония).

Соединяется с Тихим океаном проливами Кии и Бунго, с Японским морем проливом Симоносеки (площадь 18 тыс. кв. км).

Очень развито промышленное рыболовство.

Восточно-китайское море (Дунхай) - полузамкнутое море Тихого океана, между побережьем Восточной Азии (Китай) и островами Рюкю и Кюсю (Япония) (площадь 836 тыс. кв. км).

Развито промышленное рыболовство тихоокеанской сельди, сардин, горбылевых, также ловят деликатесы: омаров, крабов, собирают трепангов.

Ведется заготовка съедобных водорослей и добыча соли из морской воды.

Охотское море - одно из наиболее крупных и глубоких морей России.

Его площадь равна 1603 тыс. кв. км, объем 1318 тыс. куб. км, средняя глубина 821 м, наибольшая глубина 3916 м.

От Тихого океана Охотское море отделено дугой Курильских островов.

Охотское море почти повсюду имеет естественные рубежи и только на юго-западе от Японского моря его отделяют условные линии: мыс Южный - мыс Тык и в проливе Лаперуза мыс Крильон - мыс Соя.

Юго-восточная граница моря идет от мыса Носяппу (остров Хоккайдо) через Курильские острова до мыса Лопатка (Камчатка), при этом все проходы между островом Хоккайдо и Камчаткой включаются в Охотское море.

В этих пределах пространство моря простирается с севера на юг от 62 градусов 42 минут до 43 градусов 43 минут северной широты и с запада на восток от 134 градусов 5 минут до 164 градусов 45 минут восточной долготы.

Охотское море относится к окраинным морям смешанного материково-окраинного типа.

Главное богатство этого моря - промысловые животные, прежде всего рыба.

Здесь добываются ее наиболее ценные виды - лососевые - и их икра.

В настоящее время запасы лососевых уменьшились, поэтому снизилась их добыча. Лов этой рыбы лимитирован.

Кроме того, в море в ограниченных количествах вылавливается сельдь, треска, камбала и другие виды морской рыбы.

Охотское море - главный район крабового промысла.

В море ведется добыча кальмаров.

2. Гидрометеорологическая характеристика района промысла

промышленный рыболовство экономический зона

Японское море - принадлежащее к бассейну Тихого океана, на западе омывает восточный берег Кореи, на севере - русский берег материка; на востоке оно отделено от Тихого океана группой японских островов.

Основными факторами, определяющими гидрологический режим исследуемой акватории и Японского моря в целом, являются взаимодействие его поверхностных вод с атмосферой на фоне изменяющихся климатических условий и водообмен через проливы со смежными водными бассейнами.

Первый из этих факторов является решающим для северной и северо-западной части моря.

Здесь под действием северо-западных муссонных ветров, приносящих из материковых районов в зимний сезон холодные массы воздуха, поверхностные воды в результате теплообмена с атмосферой значительно охлаждаются.

При этом в мелководных районах материкового побережья, залива Петра Великого и Татарского пролива формируется ледяной покров, а в прилегающих к ним открытых областях моря развиваются конвекционные процессы.

Конвекция охватывает значительные слои воды (до глубин 400-600 м), а в отдельные аномально холодные годы достигает придонных слоев глубоководной котловины, вентилируя холодную, относительно однородную глубинную водную массу, составляющую 80% всего объема вод моря. В течение всего года северная и северо-западная части моря остаются холоднее южной и юго-восточной.

Водообмен через проливы оказывает доминирующее влияние на гидрологический режим южной и восточной половины моря.

Втекающие через Корейский пролив субтропические воды ветви Куросио в течение всего года отепляют южные районы моря и воды, прилегающие к побережью Японских островов вплоть до пролива Лаперуза, в результате чего воды восточной части моря всегда теплее, чем западной.

На картах горизонтального распределения температуры воды на поверхности северная и южная части моря отчетливо разделяются термическим фронтом, положение которого в течение всех сезонов года остается примерно постоянными.

Этот фронт отделяет теплые и соленые воды южного сектора моря от более холодных и распресненных вод северной части моря.

Горизонтальный градиент температуры на поверхности поперек фронта на протяжении года изменяется от максимальных значений 16°/100 км в феврале, до минимальных - 8°/100 км в августе.

Наиболее теплым месяцем является август, когда температуры на севере равны 13-14°, а на юге, в Корейском проливе, достигают 27°. Самые низкие температуры (0…-1,5°) характерны для февраля, когда в северных мелководных районах образуется лед, а в Корейском проливе температура понижается до 12-14°. Величины сезонных изменений температуры воды на поверхности в общем возрастают с юго-востока на северо-запад от минимальных значений (12-14°) у Корейского пролива - до максимальных (18-21°) в центральной части моря и у залива Петра Великого. Относительно среднегодовых значений отрицательные аномалии температуры имеют место в период с декабря по май (во время действия зимнего муссона), а положительные - с июня по ноябрь (летний муссон).

Наиболее сильное охлаждение (отрицательные аномалии до -9°) происходит в феврале в области 40-42° с.ш., 135-137° в.д., а наибольший прогрев (положительные аномалии более 11°) наблюдается в августе вблизи залива Петра Великого.

С увеличением глубины диапазон пространственных изменений температуры и ее сезонных колебаний на различных горизонтах значительно сужается. Уже на горизонте 50 м сезонные колебания температуры не превышают 4-10°. Максимальные амплитуды колебаний температуры на этой глубине отмечаются в юго-западной части моря. На горизонте 200 метров средние месячные значения температуры воды во все сезоны возрастают от 0-1° на севере моря - до 4-7° на юге.

Положение основного фронта здесь не изменяется по отношению к поверхностному, но проявляется его меандрирование на участке между 131° и 138° в.д. В центральной части бассейна к северу от основного фронта температура на этом горизонте равна 1-2°, а южнее - возрастает скачком до 4-5°. На глубине 500 м температура в пределах всего моря меняется незначительно. Она составляет 0,3-0,9° и практически не испытывает сезонных вариаций. Зона фронтального раздела на этой глубине не проявляется, хотя в области, прилегающей к побережью Японии и Кореи, отмечается некоторое увеличение температуры, обусловленное переносом тепла в глубинные слои вихревыми образованиями, активно формирующимися в этой области моря.

Крупномасштабные особенности распределения солености на поверхности определяются водообменом моря с соседними морскими бассейнами, балансом осадков и испарения, льдообразованием и таянием льда, а также материковым стоком в прибрежных районах.

В зимний сезон на большей части поверхности моря соленость вод превышает 34‰, что обусловлено, главным образом, поступлением высокосоленых вод (34,6‰ ) из Восточно-Китайского моря.

Менее соленые воды сосредоточены в прибрежных районах азиатского материка и островов, где их соленость уменьшается до 33,5 -33,8‰ .

Наиболее высокие значения солености в южной половине моря приходятся на весенне-летний сезон, когда усиливается подток соленых в это время тихоокеанских вод из Восточно-Китайского моря.

Характерно постепенное запаздывание максимумов солености с юга на север. Если в Корейском проливе максимум наступает в марте-апреле, то у северного побережья о.Хонсю он наблюдается в июне. Наиболее соленые воды располагаются у Корейского пролива. Весной эти особенности в основном сохраняются, но область пониженных значений солености в прибрежных районах в связи с таянием льда и увеличением материкового стока, а также количества осадков увеличивается. Далее к лету, вслед за поступлением в море через Корейский пролив распресненных из-за обилия осадков поверхностных вод Восточно-Китайского моря, общий фон солености на акватории моря снижается до значений менее 34‰ . В августе диапазон изменчивости солености в пределах всего моря составляет 32,9-33.9‰ .

Вертикальная структура поля солености в различных частях Японского моря характеризуется значительным разнообразием.

В южной и юго-восточной части моря в теплый период года ниже распресненных поверхностных вод отчетливо выделяется промежуточный слой повышенной солености, сформированный высокосолеными водами (34,3-34,5‰), поступающими через Корейский пролив. Ядро его расположено на глубинах 60-100 м на севере и несколько глубже - на юге моря. К северу соленость в ядре этого слоя уменьшается и на периферии достигает значений 34,1‰. В зимний сезон этот слой не выражен. В это время года изменения солености по вертикали на большей части акватории не превышают 0,6-0,7‰. В ограниченном районе, расположенном к востоку от Корейского полуострова на глубинах 100-400 м, выделяется промежуточный слой пониженной солености, формирующийся в зимний сезон за счет погружения поверхностных вод в зоне фронтального раздела. Соленость в ядре этого слоя равна 34,00-34.06‰. Сезонные изменения вертикальной структуры поля солености хорошо заметны только в верхнем 100-250-метровом слое.

В соответствии с рассмотренными особенностями пространственно-временной изменчивости температуры и солености толща вод Японского моря складывается из различных водных масс, классификация которых производится, в основном, по экстремальным элементам вертикального распределения солености.

По вертикали водные массы открытой части Японского моря разделяются на поверхностную, промежуточную и глубинную. Поверхностная водная масса (ее разновидности: ПСА - субарктическая, ПВФ - зоны фронта, ПСТ - субтропическая) располагается в пределах верхнего перемешенного слоя и ограничена снизу сезонным термоклином. В южном теплом секторе она (ПСТ) формируется в результате смешения вод, поступающих из Восточно-Китайского моря и прибрежных вод Японских островов, а в холодном северном (ПСА) - смешением распресненных материковым стоком вод прибрежных районов с водами открытых областей прилегающей части моря. Как было показано выше, в течение года температура и соленость поверхностных вод изменяются в большом диапазоне, а их толщина колеблется от 0 до 120 м.

В расположенном ниже промежуточном слое вод на большей части моря в теплый период года выделяется водная масса повышенной солености (ее разновидности: ППСТ - субтропическая, ППСТТ - трансформированная), ядро которой расположено на глубинах 60-100 м, а нижняя граница на глубине 120-200 метров.

Соленость в ее ядре составляет 34,1-34,8‰. В локальном районе к востоку от побережья Корейского полуострова на глубинах 200-400 м иногда выделяется водная масса пониженной (34,0-34,06‰) солености.

Глубинная водная масса, обычно называется водой собственно Японского моря, охватывает весь нижний слой (глубже 400 м) и характеризуется однородными значениями температуры (0,2-0,7°) и солености (34,07-34,10‰). Высокое содержание растворенного кислорода в ней указывает на активное обновление глубинных слоев поверхностными водами.

В прибрежных районах северо-западной части моря вследствии значительного распреснения материковым стоком, обострения приливных явлений, ветровых апвеллингов и зимней конвекции формируется специфическая прибрежная структура вод, представленная комбинацией по вертикали поверхностных вод (ПП) менее соленых, чем воды, прилегающих областей открытого моря, и имеющих более значительные колебания температуры, а также подповерхностных вод (ППСА) более высокой солености и низкой температуры, формирующихся в ходе зимней конвекции. В некоторых районах (Татарский пролив, залив Петра Великого) в ходе интенсивного льдообразования зимой формируется высокосоленая (до 34,7‰) и очень холодная (до -1,9°) водная масса (ДШ). Распространяясь у дна, она может достигать кромки шельфа и стекать вдоль континентального склона, участвуя в вентиляции глубинных слоев.

Рисунок 2.1. Карта характера приливов Японского моря: (1) - полусуточный прилив; (2) - непр. полусуточный; (3) - непр. суточный; (4) - суточный

Приливные движения в Японском море формируются преимущественно полусуточной приливной волной , которая является почти чисто стоячей, с двумя амфидромическими системами, расположенными вблизи границ Корейского и Татарского проливов.

Синхронные колебания приливного профиля уровня моря и приливных течений в Татарском и Корейском проливах осуществляются по закону двухузловой сейши, пучность которой охватывает всю центральную глубоководную часть моря, а узловые линии расположены вблизи границ указанных проливов.

Основными элементами схемы циркуляции вод Японского моря являются теплые течения южного и восточного и холодные течения северо-западного секторов моря.

Теплые течения инициируются притоком субтропических вод, поступающих через Корейский пролив, и представлены двумя потоками: Цусимским течением, состоящим из двух ветвей - спокойной (мористой) и более турбулентной, движущейся под самым берегом о-ва Хонсю, и Восточно-Корейским течением, распространяющимся единым потоком вдоль побережья Корейского полуострова.

Рисунок 2.2. Обобщенная схема циркуляции вод Японского моря

На широте 38-39° с.ш. Восточно-Корейское течение разделяется на две ветви, одна из которых, огибая с севера возвышенность Ямато, следует в направлении Сангарского пролива, другая, отклоняясь к юго-востоку, частью вод замыкает антициклоническую циркуляцию у южного побережья Кореи, а другой - сливается с мористой ветвью Цусимского течения.

Объединение всех ветвей Цусимского и Восточно-Корейского течений в единый поток происходит у Сангарского пролива, через который происходит вынос основной части (70%) поступающих теплых субтропических вод.

Остальная часть этих вод продвигается далее к северу в направлении Татарского пролива.

При достижении пролива Лаперуза основная масса этого потока выносится из моря, и лишь незначительная его часть, распространяясь в пределах Татарского пролива, дает начало холодному течению, распространяющемуся в южном направлении вдоль материкового побережья Приморья.

Восточно-Китайское море - полузамкнутое море <#"866876.files/image005.jpg">

Рисунок 2.3. Среднее многолетнее положение кромки льда в период максимального развития ледяного покрова (1) и предельная граница распространения льда (2) в регионе

Начинающийся процесс таяния льдов в апреле приводит к уменьшению значений солености на поверхности до 32,5-33,3°/оо. Только в проливах средних Курил сохраняется соленость более 33°/оо.

Весной вследствие разрушения ледового покрова и увеличивающегося стока рек выделяется прибрежная зона распреснения, где величина солёности па поверхности понижаются до 30,5-32,0 °/оо. В открытой части моря соленость мало меняется в пространстве и составляет приблизительно 33°/оо.

Летом происходит дальнейшее распреснение вод, и в августе соленость повсеместно ниже 33°/оо. В открытых водах она составляет 33,2-33,7°/оо, у побережий 30,0-31,5°/оо. Осенью сток рек уменьшается, начинается процесс вертикального обмена вод и соленость повсеместно повышается, причем существенное увеличение (на 1,0-3,0°/оо) отмечается у побережья, а в открытых водах всего на 0,2-0,5°/оо.

Несмотря на прогрев поверхностных вод летом до 12-14 С, местами до 15-16°С, в подповерхностных слоях сохраняются холодные остаточные воды зимнего происхождения. Летний прогрев распространяется до 20-50 м и только в районе южных Курильских островов до 75 м.

Иногда туманы бывают чаще: в южной части моря - весь месяц.

Холодный слой постепенно разрушается, тепло, накопленное в теплое время года па поверхности, проникает в нижележащие слои. Температура воды в ядре медленно повышается до 1,5-2,0 °С в юго-восточной части моря.

Поступление тихоокеанских вод происходит через северные проливы Курильских островов, причем главную роль играет пролив Крузенштерна.

Тихоокеанские воды, проникающие в Охотское море вдоль континентального склона западной Камчатки, двигаются в северном направлении. Это течение под названием Западно-Камчатское является начальным звеном циклонического круговорота вдоль всего периметра Охотского моря.

Далее в порядке очередности идут Северная ветвь, Пенжинское, Ямское, Северо-Охотское течения и замыкает Восточно-Сахалинское течение, выносящее холодные охотоморские воды в Тихий океан через многочисленные проливы Южных Курильских островов.

Основным местом выхода охотоморских вод является пролив Буссоль наряду с проливом Крузенштерна, являющийся самым широким и глубоководным (более 1500 м).

Глубины других проливов не превышают 500 м, поэтому они играют подчиненную роль в водообмене между Тихим океаном и Охотским морем.

Скорости течений в северной части моря не превышают 5 см/с у западного побережья Камчатки составляют 10-12 см/с, такие же величины имеет Восточно-Сахалинское течение.

На фоне общего циклонического движения вод но контуру бассейна в пределах моря формируются три крупных круговорота циклонического характера: над северо-западным шельфом, в заливе Шелихова и в центре глубоководного бассейна. Размеры этого круговорота составляют 200-300 миль. На юге моря между заливом Терпения и Курильскими островами образуется стационарный антициклонический круговорот.

В центральной части Охотского моря и у Курильских островов прозрачность воды более 15 м. Этот район окружают воды с прозрачностью от 10 до 15 м, которые наиболее типичны для открытого моря. В прибрежных водах прозрачность составляет 5-10 м, а в приустьевых участках она может быть менее 5 м. Прозрачность воды в прибрежных районах уменьшается за счет материкового стока и волнения. В течение дня прозрачность воды изменяется от 7 до 15 % относительно прозрачности в середине дня.

Сезонные колебания составляют около 7-10 % относительно прозрачности воды летом. В районе, где хорошо развиты приливы, в любое время дня прозрачность воды может меняться.

3. Промысловая биология объекта лова

Скумбриевые (Scombridae) - хорошо обособленный подотряд, все представители которого обитают в море и ведут пелагический образ жизни, не будучи связанными с дном ни в каком периоде жизненного цикла.

Они характеризуются удлиненным веретеновидным телом, тонким и более или менее сжатым с боков хвостовым стеблем, снабженным двумя небольшими килями между лопастями хвостового плавника и у большинства родов большим средним килем впереди них, наличием дополнительных плавничков позади мягкого спинного и анального плавников, а также рядом других особенностей.

Внешний вид и многие анатомические признаки скумбриевидных рыб свидетельствуют об их принадлежности к числу быстрых пловцов, хорошо приспособленных к активной жизни в толще воды.

Рисунок 3.1. Скумбрия восточная

Морской теплолюбивый вид.

У берегов Приморья и в северной части Японского моря встречается в летний период.

Ареал охватывает южную часть Охотского, Японское, Жёлтое и Восточно-Китайское моря, воды у тихоокеанского побережья Японии и Южных Курил к востоку до Калифорнии.

Тело веретенообразное, лишь слегка сжатое с боков, целиком покрытое мелкой чешуей.

Боковая линия почти прямая, с небольшими изгибами.

Позади второго спинного и анального плавников 4÷5 дополнительных плавничков.

Хвостовой стебель с каждой стороны имеет по два боковых киля.

Спинная поверхность сине-зеленого цвета, исчерчена узкими волнистыми полосками, брюшная поверхность серебристо-белая, без пятен. D IX-X-I, 11-12 + 5; A I, 11-12 + 5; P 20-21; GR 37-47; LL 210-220.

Стайная пелагическая рыба средних размеров.

Достигает длины 63 см и массы 2,8 кг.

Продолжительность жизни 7÷8 лет.

Обычные размеры взрослых рыб меньше: длина 35÷40 см, масса 0,5÷0,8 г.

Восточная скумбрия - массовый вид, совершающий протяжённые миграции.

Весной и в начале лета она из районов нереста мигрирует в воды Приморья для нагула.

Её нерест проходит на юге Японского моря в апреле-мае.

Часть мигрирующих косяков, особенно в годы с высокой численностью, нерестится в водах залива Петра Великого в июне-июле.

Икрометание порционное, происходит при температуре воды 13÷18 °С.

Икринки развиваются в поверхностных слоях воды.

Инкубационный период 4÷5 сут.

Выклюнувшиеся личинки, а впоследствии мальки, развиваются очень быстро и к осени достигают длины 14÷16 см.

Мальки тяготеют к закрытым бухтам и заливам.

Наиболее быстро восточная скумбрия растет в первые два÷три года жизни, причем за первый год она достигает длины 20 см.

На третьем году жизни, когда она становится половозрелой, темп её роста резко замедляется.

В период летнего нагула восточная скумбрия обитает в водах с температурой свыше 12 °С, откармливаясь на богатых планктоном участках побережья всего Приморья.

Основную пищу взрослых рыб составляют крупные планктонные ракообразные - калянусы, черноглазки, и др., в меньшей степени - донные и придонные животные, в частности крабы и мелкие рыбы - анчоус, малоротая корюшка, лапша-рыба, сардина.

Обратная миграция восточной скумбрии из вод Приморья на юг начинается осенью, с похолоданием вод.

К концу октября она полностью уходит из наших вод.

Скумбрия - важная промысловая рыба, численность которой подвержена естественным периодическим колебаниям с разницей между минимальными и максимальными величинами в десятки раз.

В Приморье в 50-х гг., в период высокой численности скумбрии, существовал специализированный кошельковый промысел этой рыбы.

Максимальный вылов (18,4 тыс. т) был достигнут в 1953 г.

В последующие годы, в связи со снижением запасов восточной скумбрии в пределах всего ареала, ее миграции к берегам Приморья стали эпизодическими и промысел прекратился.

В настоящее время наблюдается рост численности восточной скумбрии в местах постоянного обитания, что даёт основание ожидать её регулярных и массовых подходов к берегам Приморья и возобновление промысла приморскими рыбаками.

Восточная скумбрия обладает нежным, вкусным и очень питательным мясом, в котором содержится до 20 % жира.

Она с успехом используется для изготовления различных консервов, соленой и копченой продукции.

Сопряженность северной и южной границы океанического распространения стад cкумбрии с изотермами 3-4° и 15°С очерчивает пределы их биокинетической зоны.

В зимние месяцы 3-4°-изотермы проходят от о-ва Хоккайдо к приалеутскому району субарктической зоны и далее к побережью Центральной Америки, практически полностью оставляя за пределами нагульной области скумбрии акваторию дальневосточной российской исключительной экономзоны в СЗТО, Охотском и Беринговом морях.

В этот период наиболее благоприятными для нагула являются открытые океанские воды: зоны круговоротов течения Ойясио, западного субарктического круговорота и мезомасштабных вихрей различных ориентаций, образующихся в результате дивергенции Северотихоокеанского течения восточнее 155° в.д.

Для азиатских стад скумбрии в период зимовки, при выходе из зимовки и на преданадромных миграциях первостепенное значение имеют западные акватории общего ареала - зона западного субарктического круговорота и прилегающих вод.

С весенним потеплением их стада продвигаются на север, северо-запад, оккупируя воды ИЭЗ Японии вдоль Курильской гряды и у восточной Камчатки, и начиная заходить в Охотское и Берингово моря, вероятно, в марте-апреле.

Кроме того, скумбрия мигрирует в 200-мильную зону восточной и северо-восточной части Японского моря.

Миграции скумбрии эшелонированы, тыльные части потоков представлены незрелыми рыбами, совершающими кормовые миграции к районам шельфа и позднее возвращающимися на океанические пастбища.

4. Технические параметры орудия лова

Пелагический трал - трал, а вернее траловый комплекс, включающий в себя: собственно трал, траловые доски, ваера, кабеля, голые концы, щитки (кухтыли), груза.

Предназначение пелагических тралов - облов придонных и пелагиальных рыбных скоплений.

Первые пелагические тралы начали появляться в семидесятых годах двадцатого века и не противопоставлялись донным тралам, а (как оказалось) просто сменили кошельковые невода.

Именно в то время начали поступать на флота крупнотоннажные промысловые суда с мощными силовыми установками и способные морозить рыбопродукцию.

Именно эти суда и стали облавливать массовые скопления пелагических рыб.

Особенностью данного трала стало отсутствие сквера. Пелагический трал симметричен.

Конструкция траловых досок для пелагии, так же, разительно отличается по конструкции.

Впрочем, есть и универсальные доски.

Постепенно принцип работы пелагического трала менялся, упор стал делаться на запугивании рыбы и концентрации ее в центре с последующим попаданием в мешок.

Пелагический траловый комплекс стал еще более материалоемким, следовательно, и более дорогим, нежели донный.

С развалом Советского Союза и гибелью государственных флотов экспедиционный лов прекратился, и большинство крупнотоннажных судов было разрезано.

Пелагический трал используется для облова в толще воды и вооружен таким образом, чтобы не происходило касания и траления по грунту.


Рисунок 4.1. Трал пелагический 166/800

Таблица 4.1. Технические характеристики орудия лова

Технические параметры трала

Трал 166/800

Длина канатной части, м

167,4

Длина верхней подборы, м

166

Вертикальное раскрытие, м

70

Горизонт тальное раскрытие, м

120

Длина канатной до гужа, м

93,3

Длина крыла, м

43,6

Длина сетей концевой части, м

64,5

Длина сетей запдет., м

30

Всего длина до гужа, м

187,8

Процентное отношение агрегатного сопротиления

65,8%


Трал представляет собой сетной мешок специальной формы, который буксируется по дну водоема или на определенной глубине и улавливает встречающуюся на его пути рыбу. Раскрытие и расправление мешка происходит на ходу судна от сопротивления воды движению мешка, а также от действия специальной оснастки и вооружения.

В большинстве случаев сетная часть разноглубинных тралов представляет собой симметричный сетной мешок, состоящий из двух одинаковых половин - верхней и нижней - с одинаковыми боковыми сторонами.

Верхняя подбора оснащена плавами в виде кухтылей, гидродинамических поплавков различной формы, подъемных щитков и т. д.

Нижняя подбора оснащена грузилами, гидродинамическими грузилами или щитками, расположенными так, что подъемная сила их действует в обратную сторону, т. е. вниз.

В тралах наиболее простых конструкций, например в датских тралах Ларсена, горизонтальное раскрытие осуществляется по способу близнецов, т. е. путем буксировки орудия двумя судами.

Более распространенным является лов с одного судна, когда раскрытие тралов осуществляется с помощью распорных досок, как например в советских тралах, шведском трале Ларссона, калифорнийском и других тралах.

В шведском трале распорная доска оригинальной конструкции, напоминающая крыло самолетов, но расположенное в вертикальной плоскости. Исследования свидетельствуют, что у таких досок повышенная распорная сила. Интересны в нем также формы верхнего и нижнего гидродинамических поплавков.

В некоторых тралах, например в канадском, распорные доски имеют вид параванов, присоединенных на отдельных тросах. Доски имеют форму выгнутой пластины с двумя килями по краям и оснащены четырьмя цепочками, играющими роль дужек обычных распорных досок. В нижних углах трала помещены депрессоры - металлические распорные щитки, оттягивающие низы трала.

Траловые доски предназначены для обеспечения горизонтального раскрытия и заглубления трала.

Разработаны траловые доски для пелагических и донных рыболовных тралов.

Пелагическая доска позволяет:

–       спускать и поднимать пелагический трал в закрытом по горизонтали виде и тралить на оптимальных /докритических/ углах атаки 15-250;

–       обеспечить гидродинамическое качество К=4;

–       снизить комплект снабжения каждого судна в несколько раз за счет взаимозаменяемости и надежности. Донная траловая доска позволяет:

–       спускать и поднимать трал в закрытом по горизонтали виде и при сохранении надежности тралить на оптимальных углах атаки в пределах 25-350;

–       уменьшить потери промыслового времени на спуск и подъем трала на 28,5%;

–       стабилизировать нагрузку на электропривод при спуске-подъеме трала, исключая необходимость постоянной ручной регулировки скорости вращения барабанов лебедок с целью ограничения потребляемого тока;

–       иметь распорную силу на 25% выше при одинаковом сопротивлении по сравнению со штатными досками;

–       увеличить срок службы во много раз;

–       снизить комплект поставки на суда в сравнении с нормативными.

5. Технические параметры промыслового судна

.1 Назначение и тип судна

Большой автономный морозильный траулер-рыбозавод предназначен для промысла рыбы посредством донного и разноглубинного тралов; переработки основного добытого пищевого сырья в мороженую продукцию; переработки непищевого прилова и отходов от разделки в кормовую муку и технический жир; приготовления консервов и получения полуфабриката медицинского жира; хранения произведенной продукции, сдачи ее на транспортные суда в районе промысла и для транспортировки продукции в порт базирования.

Тип судна: двухпалубное, с удлиненным баком, смещенной в нос надстройкой, кормовым слипом, для спуска и подъема трала, с единой навигационной и промысловой рубкой, с избыточным надводным бортом, одновинтовое с винтом регулируемого шага (ВРШ) в направляющей насадке.

Основное назначение большого морозильного траулера - рыбозавода:

–       промысел посредством донного и разноглубинного тралов морского окуня, трески, камбалы, скумбрии, хека, морского карася, сельди, сардины, ставриды и других пород рыб;

–       переработка основного пищевого сырья в мороженую продукцию в разделанном и неразделанном виде;

–       переработка непищевого прилова и отходов от разделки на кормовую муку и технический жир;

–       хранение вырабатываемой продукции и сдача ее на транспортные суда в районе промысла.

В качестве главных двигателей установлены дизели марки 6ЧН40/46. Двигатель 6ЧН40/46 - четырехтактный, рядный, вертикальный, неревер-сивный, тронковый, простого действия, с газотурбинным наддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Двигатель снабжен системой дистанционного автоматизированного управления частотой вращения, системой аварийно-предупредительной сигнализации и защиты, а также системой автоматического регулирования температуры охлаждающей воды и смазочного масла.

5.2 Основные технические показатели судна

Таблица 5.1. Основные технические показатели судна

Наименование параметра

Значение, размерность

Наибольшая длина

103,1 м

Длина по конструкционную ватерлинию

99,6 м

Длина между перпендикулярами

94,4 м

Наибольшая ширина

16,0 м

Высота борта у миделя до верхней палубы

Высота борта у миделя до нижней палубы

7,40 м

Осадка по летнюю грузовую ватер линию

5,90 м

Высота двойного дна

1,20 м

Строительный дифферент

1,44 м

Водоизмещение судна

5839 т

Валовая вместимость судна

3384 рег.т

Чистая вместимость

1435 рег.т

Максимальный дедвейт судна при осадке по летнюю грузовую марку

1810 т

Грузоподъемность грузовых трюмов для рыбной продукции

1364 т

Емкость грузовых трюмов

1595 м3


5.3 Мореходные качества

Судно типа БАТМ имеет следующие мореходные качества:

а) скорость судна при водоизмещении 5839 тонн, при волнении моря не более 2-х баллов и ветре не более 3-х м/с, при чистом корпусе и движительном комплексе и частоте вращения винта 145 мин-1, составляет 16,2±0,5 узлов. Скорость судна при тралении (рекомендуемая) составляет 6,0 узлов;

б) автономность судна, определенная запасами топлива, обеспечивает продолжительность промысловой работы судна в течение 70 суток;

в) район плавания - неограниченный, основные районы плавания - умеренные широты морей северного и южного полушарий, также обеспечивается работа судна в тропических условиях.

6. Техника лова

Промысловые схемы на судах кормового траления отличаются в основном особенностями выполнения операций перехода от выборки ваеров к выборке кабелей, использованием многооперационных (агрегатированных) или однооперационных лебедок, применением однотраловой или многотраловой схем, способом выборки сетной части трала, конструкцией грузовых устройств для выливки рыбы, количеством и размещением промысловых машин и устройств на судне.

Промысловая схема со стопорными оттяжками одна из наиболее старых промысловых схем, которая применяется на БАТМ.

По этой схеме на корме вместо траловых дуг устанавливают подвесные блоки.

Трал сначала спускают на кабелях, а затем, на стопорных оттяжках.

Концы оттыжек крепят за рамы на палубе, освобожденные от нагрузки кабели подхватывают гаками подъемных оттяжек и заводят в подвесные блоки.

Кабели вновь набирают до подхода к блокам стопорных оттяжек и отсоединяют их.

Далее соединяют переходные концы с досками, висящими на цепных подвесках, спускают доски в воду и стравливают ваера.

При подъеме трала выбирают ваера, закрепляют траловые доски на цепных подвесках, выбирают кабели.

После подхода к корме клячовок к ним присоединяют гаки стопорных оттяжек.

Оттяжки набивают, а освобожденные от нагрузки кабели выводят из блоков.

Далее поднимают трал по слипу за кабели до подхода голых концов трала к лебедке.

Слип для подъема трала на палубу судна обычно имеет криволинейную или прямолинейную форму с углами наклона 30-400.

В кормовой части многих судов кормового траления установлен транцевый портал для подвески траловых досок, ваерных блоков и блоков спускового троса.

Одновременно такой портал служит тралмейстерским мостиком.

Палубные ролики для проводки ваеров от лебедки на подвесные ваерные блоки устанавливают, если расстояние между подвесными блоками значительно превосходит расстояние между серединами ваерных барабанов.

При этом для проводки одного ваера устанавливают 1-3 ролика.

Применение раздельных лебедок исключают использование палубных роликов, кроме роликов для промера ваеров.

Подвесные ваерные блоки крепят на траловых дугах, кронштейнах, транцевых порталах.

Траловые дуги в основном применяют на мелких судах.

Спусковой трос служит для стягивания трала в воду.

Он представляет собой стальной канат с глаголь-гаком на ходовом конце.

Спусковой трос снабжают также двумя оттяжками.

Одна из них служит для отдачи глаголь-гака при его подходе к блоку под слипом, через который проведен спусковой трос.

Вторую оттяжку применяют для подтягиванияглаголь-гака спускового троса к месту очередного остралливания трала.

Спусковой трос тянут турачкой траловой, вспомогательной грузовой или вытяжной лебедки.

Вытяжные концы представляют собой стальные канаты с гаками для подъема мешка с уловом на слип и далее на палубу судна.

Для этого вытяжные концы подают на вытяжную лебедку.

При подъеме большого улова необходимо не один, а два вытяжных конца.

Кроме основных, иногда используют дополнительные вытяжные концы, которые проводят через блоки, расположенные высоко над палубой, чтобы при тяге вытяжной конец шел по касательной к образующей слипа.

При подъеме очень больших уловов вместо дополнительных вытяжных концов применяют тони для снижения нагрузок на их тяговые органы лебедок.

Грузовые стрелы и порталы служат для подъема над палубой и перемещения к месту выливки мешка с уловом, различных операций по вооружению трала и подготовки судна к лову, погрузочно-разгрузочных работ.

Обычно на судне устанавливают 2-4 стрелы.

На больших современных траулерах вместо стрел для указанных целей часто устанавливают стационарные порталы П-образной формы.

Обычно порталы расположены в районе верхнего порога слипа.

Для проводки подъемных тросов к траверзам порталов подвешивают блоки грузоподъемностью 100-150 кН.

Вытяжные лебедки служат для подъема по слипу и рабочей палубе трала с уловом.

Нагрузка на лебедку при выполнении этой операции равна весу улова.

Тяговое усилие вытяжных лебедок составляет обычно 30-100 кН.

Скорость тяги не превышает 0,15-0,30 м/с, а канатоемкость - 100 м.

Ваерные лебедки служат для травления ваеров при спуске трала, закрепление их при застопоренном барабанном процессе траления, выборки ваеров при подъеме трала, удерживание траловых досок у транца судна, регулирования длины ваеров при переводе разноглубинного трала с одного горизонта лова на другой.

Ваерные лебедки имеют тяговое усилие до 10-130 кН, скорость выборки ваеров до 3-4 м/с, рабочую канатоемкость - 3600 м. промысловые грузовые лебедки служат для стягивания сеткой части трала в воду при его спуске, выливке улова и выполнения других промыслово-грузовых операций.

Такие лебедки устанавливают обычно у порталов грузовых колонн. Тяговое усилие лебедок 15- 80 кН, скорость тяги 0,3-0,6 м/с.

Из разнообразия промысловых схем при кормовом тралении вытекают различия в технологии лова.

Вместе с тем работа по различным схемам имеет много общего.

Подготовка к лову включает те же работы, что и при бортовом тралении.

Непосредственно перед началом лова полностью оснащенный трал располагают на рабочей промысловой площадке.

Расправленный трал осматривают и устраняют замеченные неисправности.

Траловые доски выводят к подвесным ваерным блокам, подвешивают на цепочки или оставляют висеть на ваерах.

Трал спускают с помощью спускового троса.

Для этого за гужик на конце мешка крепится глаголь-гак спускового троса, а сам спусковой трос, проведенный через подвесной блок под кормовым транцевым порталом, подается на турачку лебедки.

Спусковой трос выбирается лебедкой, и мешок трала выходит на слип, а иногда и в воду.

После этого с помощью оттяжки глаголь-гак отдают и крепят его за грунтроп. Лебедку вновь включают, и спусковой трос выбирают до тех пор, пока сетная часть не сойдет со слипа.

Вновь дергают оттяжку, отдают глаголь-гак.

При движении судна вперед самым малым ходом под действием кильватерной струи трал расправляется за судном.

Отдают тормоза и травят кабели на заднем ходу лебедки при включенных барабанах до подхода колец включения лапок досок к слиповой канавке.

Далее в зависимости от промысловой схемы переходят от травления кабелей к травлению ваеров.

Перед отдачей траловых досок судну дают средний ход и, когда оно наберет скорость, спускают доски.

Когда доски взяли распор, судну дают полный ход и травят ваера под торможением или на заднем ходу лебедки.

Перед окончанием травления ваеров ход судна уменьшают и постепенно зажимают стопоры барабанов лебедки.

Стопоры окончательно зажимают после подхода заданной марки ваеров к слиповой канавке и выравнивания длины вытравленных ваеров.

При разноглубинном лове трал по окончании травления ваеров должен оказаться на заданной глубине.

Для точного выведения трала на заданный горизонт перед началом промысла производят тарировку трала.

В результате тарировки устанавливают зависимость глубины хода верхней подборы трала от длины вытравленных ваеров и скорости траления.

Одновременно устанавливают скорость погружения и подъема трала при травлении ваеров определенной длины на различных режимах работы главного двигателя.

Трал тарируют с помощью приборов контроля параметров трала (ИГЭК-супер, Ритм-600 и т. д.).

Вибраторы приборов закрепляют на верхней подборе так, чтобы излучающая поверхность прибора была направлена вверх.

Тарируют на нескольких режимах работы главного двигателя (разном числе оборотов гребного вала и развороте лопастей винта регулируемого шага), чтобы в процессе траления можно было опускать и поднимать трал, не изменяя длины вытравленных ваеров.

Наибольшую и наименьшую длину ваеров выбирают с учетом глубин в предполагаемом районе промысла.

Вытравив наименьшую длину ваеров, трал буксируют в течение 12-15 мин на одном режиме работы двигателя.

За это время 3-4 раза снимают и заносят в таблицу отсчеты оборотов главного вала, величину разворота лопастей винта, скорость траления, горизонт хода трала.

Через 12-15 мин дотравливают одну или две марки ваера и продолжают тарировку на первоначальной скорости, но при другой длине вытравленных ваеров и т. д.

По полученным данным строят тарировочные графики и составляют тарировочные таблицы.

Тарировку целесообразно проводить при тралении по ветру и тралении против ветра.

Специально трал тарируют, чтобы установить скорость погружения и скорость подъема трала при изменении скорости траления или длины вытравленных ваеров.

В последние годы во многих странах разрабатывают системы автоматического наведения разноглубинного трала на облавливаемые косяки и скопления рыб.

Перед подъемом трала готовят лебедки и рабочую площадку палубы.

Ваера выбирают на самой малой скорости судна.

При выходе из воды последней марки ваеров скорость судна несколько увеличивают, а скорость выборки уменьшают.

Когда траловые доски подошли к подвесным блокам, лебедку останавливают и зажимают ленточные тормоза.

Доски берут на цепи или оставляют висеть на ваерах.

Дальнейший процесс подъема трала до подхода голых концов трала к ваерной или траловой лебедке зависит от вида промысловой схемы.

Даже у самых крупных траулеров длина промысловой палубы мала для полной растяжки трала, поэтому мешок трала обычно поднимают с помощью вытяжных концов.

По этому способу за вытяжные концы к лебедке подтягивают крыловые грунтропы или сетную часть устья.

Затем гаки втяжных концов крепят за строп, который обносят вокруг мешка в районе слиповой канавки.

Выбирая вытяжной конец на барабан лебедки, подсушивают улов.

При больших уловах вокруг мешка обносят второй строп и закладывают в него гак вытяжного конца другого борта.

Улов выливают с помощью грузовых стрел, а на судах с порталами тяговыми концами, проведенными через подвешенные к порталам грузовые блоки.

С помощью этих средств мешок с уловом подтягивают и приподнимают над рыбным ящиком или бункером, и часть улова после развязывания гайтяна выливается самотеком.

Затем с помощью шкентелей стрел или шкентелей, проведенных через блоки на портале, выливают остальную часть улова.

Выливают улов также рыбонасосами типа «Исток», «Ротор», которые крепят к концу мешка трала.

При подходе мешка с уловом к судну к рыбонасосу подсоединяют шланги и перекачивают улов на судно.

При обычном способе подъема трала по кормовому слипу из-за большого числа переостропок увеличивается время на подъем и выливку улова.

Некоторые траулеры не имеют слипа и улов выливают через корму или борт без переостропок.

Для этого траулер снабжают крупным кормовым порталом, стрелами длиной 15-17 м, грузовыми, топенантными и поворотными лебедками (так называемый голландский способ работы с тралом).

Улов на таких судах часто выливают непосредственно в подпалубные бункера, в результате чего обработка улова не препятствует продолжению промысла.

На некоторых судах применяют схему передачи мешков с уловом с добывающего судна на транспортное.

Судно-ловец выбирает трал на барабан и при выходе мешка на палубу отсоединяет его от передней части трала (они соединены между собой распускным швом).

Одновременно транспортное судно подбирает буй передаточного конца, вытягивает его, и переднюю часть мешка заводят в силовой блок.

С помощью переходного конца на палубу вытягивают задний конец мешка.

Гайтан развязывают и вставляют в него погружной насос с раструбом.

Затем насос опускают в воду и рыбу выливают, регулируя положение кутка и рыбонасоса с помощью силового блока и дележного стропа.

После выливки улова судно-ловец подбирает сброшенный с транспортного судна передаточный конец, привязанный к другому свободному мешку, вытягивает на борт и присоединяет мешок к тралу.

Подобная схема выливки улова требует согласованной работы промысловых и транспортных судов и не совсем удобна при достаточно сильном ветре и волнении.

7. Тактика лова

7.1 Автоматизированный траловый лов <http://ottenok.net/ulov/category/orudiya-i-sposoby-rybolovstva/lov-tralami/osobennosti-avtomatizirovannogo-tralovogo-lova>

Атоматизация тралового лова относится к наиболее важным проблемам промышленного рыболовства.

Рассмотрим особенности автоматизации наведения трала на облавливаемые концентрации рыб, регулирования размеров и формы устья трала, управления облавливаемыми концентрациями рыбы.

Наведение трала на облавливаемые концентрации рыб связано с изучением маневренных свойств трала и судна, получением и обработкой информации об объекте лова, выбором метода наведения трала на косяки рыб, способа управления тралом и промысловым судном в процессе наведения трала на косяки.

Маневренные свойства судна и особенно трала существенно ограничивают область применения систем наведения трала.

Так, переход трала с одного горизонта лова на другой занимает 6-12 мин. За это время судно проходит расстояние 1000-2000 м, т.е. обычно больше, чем отстояние по горизонтали трала от судна. Поэтому маневр следует начинать заранее.

Информацию об объекте лова получают с помощью гидроакустической аппаратуры с применением различных средств ее обработки и отображения в виде, удобном для восприятия.

Для отображения информации обычно используют электронные индикаторы на электронно-лучевой трубке с записью информации символами, линиями, цифрами и текстом.

Получаемая с помощью гидроакустических приборов информация служит для обнаружения и распознавания косяка или скопления, выделения их наиболее плотной части, определения глубины погружения, направления и скорости перемещения.

При выборе метода наведения трала, способа управления тралом и судном учитывают особенности перемещения объекта лова, положение трала относительно объекта лова к началу наведения, возможность и целесообразность установки на самом трале измерительных устройств для определения положения объекта лова, дальность действия и точность измерительных устройств, установленных на судне и трале, наличие на самом трале устройств для регулирования положения трала, особенности переходных процессов при изменении положения трала в процессе наведения.

По данным о положении объекта лова относительно трала вырабатывают параметры движения трала, которые обеспечиваются маневрированием судна, длиной ваеров, регулирующими устройствами на трале с учетом принятого метода наведения.

Возможно управление тралом и по методу самонаведения, когда прием, обработка информации об объекте лова, формирование управляющих команд и непосредственно процесс наведения выполняют с помощью аппаратуры и исполнительных механизмов, расположенных на самом трале.

Перспективен комбинированный метод управления тралом, когда самонаведение осуществляется только на последнем этапе наведения, а на более ранних этапах применяют дистанционное управление. Наведение трала возможно на неподвижные концентрации рыб и на концентрации рыб, совершающие горизонтальные и вертикальные миграции, заныривающие косяки.

Каждому из этих случаев соответствуют свои методы наведения.

Например, если косяк рыбы совершает горизонтальные миграции, то наиболее эффективно наведение методом погони, когда направление касательной к траектории трала в каждый момент времени проходит через точку нахождения косяка.

Первый этап автоматизации тралового лова состоит в создании систем индикации подводной обстановки в процессе лова.

Рассмотрим как пример такую систему норвежской фирмы «Сим-рад».

Система состоит из судового гидролокатора, тралового эхолота, судового лага, гирокомпаса, судового эхолота, прибора индикации. Сбор, обработку и представление информации на цветном дисплее выполняет бортовая ЭВМ.

Предусмотрено 4 режима работы системы, в каждом из которых цветное изображение дополняется текстом, цифрами, символами.

Во всех режимах в верхней части экрана отображается цифровая и буквенная информация о скорости и курсе судна, направлении на трал, его наполнении, температуре воды, географических координатах судна.

На дисплее показаны символы судна и трала, контур дна, расстояние от судна до трала по горизонтали» глубина хода трала, вертикальное раскрытие трала, расстояние от трала до дна, глубина в месте лова.

Полная индикация подводной обстановки облегчает маневрирование судном и орудием лова, существенно повышает эффективность лова.

Однако системы индикации подводной обстановки не выдают рекомендаций по оптимальному управлению процессом лова (скорости траления, длине ваеров, курсе судна и т. д.).

Второй этап в разработке систем автоматизации тралового лова заключается в создании систем с режимом рекомендаций.

Одна из первых подобных систем разработана в Японии фирмой «Nichimo».

В нее входят трал, траловая лебедка, главный двигатель, винт регулируемого шага, лаг, приборы контроля параметров трала и окружающей среды, малогабаритная ЭЦВМ.

Принцип действия системы основан на том, что если с помощью гидроакустического вибратора концентрация рыб не обнаружена на горизонте хода трала, то трал поднимают или опускают для поиска рыбы на других горизонтах.

Глубина хода трала корректируется автоматически по данным ЭВМ изменением длины ваеров и скоростью траления.

Различие размеров косяков и скоплений рыб, их поведения, плавательной способности, особенностей техники лова делает актуальной задачу регулирования площади устья трала Fy, соотношения между Fy и скоростью траления Vтр, между горизонтальным и вертикальным раскрытием трала.

Регулирование возможно на борту судна перед тралением или в процессе траления путем изменения размеров передней части трала, количества плава и груза, регулированием гидродинамических распорных средств и т. д.

Так, площадь устья трала можно изменять, например, путем «кошельования» устья трала.

Соотношение между горизонтальным и вертикальным раскрытием регулируют изменением величины и точек приложения сил, действующих на устье трала.

Если изменение формы устья трала в процессе траления обусловлено различием формы и размеров облавливаемых косяков, то сигналом для начала регулирования служат показания гидроакустических приборов.

Регулируют по показаниям приборов контроля за горизонтальным и вертикальным раскрытием трала средствами для изменения этих параметров.

Конечно, такое регулирование имеет смысл, если оно существенно повышает эффективность лова.

Изменять соотношение между Fy и Vтр иногда целесообразно при облове редких косяков, когда, уменьшая Fy, можно сократить продолжительность перемещения трала между косяками и продолжительность наведения трала.

В этом случае необходим контроль за положением косяков и оценка степени регулирования Fy и Vтр.

Для автоматизации закрытия трала перед его подъемом используют показания приборов наполнения трала.

Частично или полностью закрыть трал можно уменьшением угла атаки траловых досок, значительным увеличением скорости выборки трала, отмеченным выше способом «кошелькования» устья трала и т. д.

Важно, что закрытие устья трала существенно уменьшает нагрузки на элементы траловой системы, время выборки трала (особенно при глубоководном траловом лове) и сокращает уход рыбы из трала.

Известны устройства для закрытия не устья, а мешка трала для уменьшения ухода рыбы.

Наряду с автоматизацией наведения трала на концентрации рыб и изменением параметров устья трала важное значение приобретают задачи автоматизации управления объектом лова.

Обычно они связаны со стабилизацией или регулированием положения, размеров и формы облавливаемых концентраций, которые не всегда оптимальны или в процессе лова изменяются в неблагоприятную сторону.

Вот некоторые из них: посадка рыбы на грунт в зону облова донным тралом; уменьшение высоты донного скопления до величины вертикального раскрытия трала; остановка подвижного скопления; предотвращение ухода скопления из зоны облова при прохождении над ним судна или при приближении к нему трала; приведение в соответствие формы и размеров косяков в толще воды форме и размерам зоны облова трала; перемещение косяков рыбы в зону облова разноглубинного трала, если их относительное расположение неблагоприятно для последовательного улавливания.

В общем случае автоматизированная система управления объектом лова должна определять положение, параметры перемещения и распределения объекта лова, оценивать, насколько они соответствуют оптимальным, давать команду техническим средствам, предназначенным для оптимизации положения и поведения объекта лова, контролировать и корректировать ход процесса управления.

Автоматизация управления объектом тралового лова требует иногда применения весьма сложных схем и, в частности, управляющих вычислительных машин.

Однако некоторые схемы автоматизации могут быть весьма простыми.

Известны и другие задачи автоматизации тралового лова - спуска-подъема трала, управления режимом работы источников физических полей средств интенсификации лова, автоматизации, обеспечивающей непрерывность тралового лова, регулирования угла атаки траловых досок и т.д.

Заключение

промышленный рыболовство экономический зона

Траловый лов был и останется ведущим в морском рыболовстве благодаря его многочисленным достоинствам. Вместе с тем уже сейчас обращают внимание на его высокую энергоемкость, низкую селективность и качество рыбы при больших уловах.

По-видимому, несколько возрастет роль тралового лова во внутренних водоемах при условии его лучшей приспособленности к небольшим глубинам в водоемах и меньшего влияния на биоценоз дна.

Сохранится ведущая роль морского разноглубинного тралового лова, которая соответствует преобладающей доле пелагических рыб и других объектов лова в Мировом океане, тем более что разноглубинные тралы успешно применяют в придонном и донном варианте.

Очевидно, роль глубоководного тралового лова по-прежнему останется незначительной из-за небольших запасов глубоководных рыб и трудоемкости лова. В то же время должна возрасти роль тралового лова в самых поверхностных слоях воды, в том числе за счет применения близнецового лова.

Незначительной останется в морских водоемах роль разноглубинного тралового лова с применением физических раздражителей. Препятствием к их распространению служат прежде всего большие объемы воды, в которых физические поля должны действовать, и перемещение орудия лова. Однако роль физических раздражителей при лове донными тралами и любыми тралами во внутренних водоемах должна возрасти.

В ближайшие годы возможен переход на бездосковые разноглубинные тралы, у которых горизонтальное и вертикальное раскрытие создают гибкими подъемными (распорными) средствами. Такие среды имеют меньшее сопротивление, существенно облегчают спуск и подъем трала при условии создания надежного первоначального раскрытия.

Литература

 

1. Баранов Ф.И. Техника промышленного рыболовства М. "Пище-промиздат", I960.с.696

. Засосов А.В. Теоретические основы, рыболовства. М., "Птцепромиздат", 1970. с. 290

. Мельников В.Н. Биофизические основы промышленного рыболовства. М. "Пищепромиздат", 1973.-392 с.

. Мельников В.Н. Устройство орудий лова и технология добычи рыбы. М. "Пищепромиздат", 1989.-297 с.

. Розенштейн М.М. Расчет элементов глубоководной траловой системы. М. "Пищепромиздат", 1976 - 190 с.

Похожие работы на - Техника и тактика лова скумбрии в исключительной экономической зоне Японии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!