Политическая идеология как опорная категория политической науки

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,16 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Политическая идеология как опорная категория политической науки

ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Т.Г. ШЕВЧЕНКО

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ПОЛИТОЛОГИИ И ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ






Политическая идеология как опорная

категория политической науки

Курсовая работа по дисциплине

«Теория политики»


студента ИГ11ДР65ПЛ (303-П)

Я.О. Галинского

Научный руководитель -

доцент кафедры политологии

и политического управления

С.А. Осипова



Тирасполь, 2014

Cодержание

Введение

Раздел I. Сущность и генезис представлений о политической идеологии

Раздел II. Предназначение, уровни функционирования и формы проявления политической идеологии

Раздел III. Политика и идеологический дискурс в современной России

Заключение

Библиография

Введение

Выяснение сущности всего многообразия категорий политической науки, безусловно, имеет большое теоретическое и практическое значение. Без ее решения невозможно осмыслить как содержательный аспект теории политики, так и понять предназначение самой политической науки.

В данной связи, важно напомнить, что категории (понятия) той или иной науки в обобщенной форме отражают наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности. Фактически они выступают в качестве главного конструкционного элемента любой научной теории. Иначе говоря, категории и понятия политической науки выступают в качестве результата познания политической сферы общественной жизни и отражают наиболее существенные связи и отношения, присущие явлениям и процессам политики. Иными словами, содержание объекта и предмета политической науки получает свое развернутое отражение именно в системе понятий и категорий данной науки.

Одной из базовых, опорных категорий политической науки, на наш взгляд, является категория «политическая идеология», поскольку именно она во многом предлагает цели и ориентиры для политических действий.

Стремление различных групп общества воплотить свои интересы, предпочтения, потребности привели к возникновению различных по целям и содержанию видов политической идеологии и представлению о противоположности и борьбе идеологий. Политические идеологии стали выступать как определенные доктрины, оправдывающие притязания какой-либо группы на власть, ее использование. Часто духовный экспансионизм становится яркой чертой политической идеологии как идеологического орудия элиты, стремящейся подчинить общественное мнение собственным идеям, взглядам на то, как должно развиваться общество. Как отмечает профессор В.А. Ачкасов, идеология отличается от политических идей, теорий и философских систем тем, что она всегда ориентирована на действие, на соединение с практикой, тяготея, таким образом, к сфере политики.

Следовательно, идеология - это не просто теоретически оформленное осознание социальным слоем своего бытия и тенденций его развития. Ориентиры для социального действия создает система ценностей, которые закрепляются в идеологии. Эти ориентиры мобилизуют людей, руководят их общественной активностью, во многом, определяют ее.

Отражая весь спектр социально-политических конфликтов и доводя их до конца в идеальной, теоретической форме, любая идеология выходит на человека как на общественное существо, способствуя его социальной, политической, национальной самоидентификации, а идеологические ценности придают смысл социальному действию, оправдывая его.

Основным содержанием политической идеологии всегда является политическая власть, ее трактовка, отношение к различным политическим институтам, представления о наилучшем государственном устройстве, методах и средствах социальных преобразований. В политической идеологии фиксируется отношение к партиям и массовым движениям, устанавливаются ориентиры в сфере международных отношений, определяются принципы решения национального вопроса и др. Но самое главное - политическая идеология формирует общественные идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества.

Реалии начала XXI века дают основания утверждать, что в российском и приднестровском научных сообществах после многих лет идеологических шараханий, утраты привычных ценностей, общественное сознание постепенно приходит к доминирующей мысли о ценности и важности политической идеологии в жизни общества и государства, наблюдается

резкий интерес к идеологической проблематике, развертывается научный дискурс о необходимости и возможности разработки, объединяющей общество и государство, идеологии. Поэтому, в данном контексте, говорить о «конце идеологий» - нет никаких оснований. Это было бы просто наивно. Хотя бы потому, что идеология - это упрощенная (для средств массовой информации и общественного сознания) теория, «облегчённая» объяснительная картина мира. В первую очередь - мира политического.

Все вышеизложенное определяет, по нашему мнению, научную и политическую актуальность исследования политической идеологии как одной из важнейших категорий политической науки.

Объектом нашего исследования выступает политическая наука как таковая.

Предметом исследования является политическая идеология как опорная категория.

Целью курсовой работы является концептуальное исследование феномена и сущности политической идеологии как базовой категории политической науки.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

уточнение теоретико-методологического подхода к анализу роли и места категории «политическая идеология» в политической науке;

анализ представлений различных групп ученых о сути идеологии;

изучение основных подходов к изучению политической идеологии и моделей их формирования;

анализ главных функций политической идеологии и основных ее разновидностей.

Методологические основы исследования.

При работе над темой исследования, мы использовали, прежде всего, исторический и системный подходы при изучению категории «политическая идеология», что позволило нам понять ее место в системе понятий политической науки, выявить ее роль для понимания мира политического, уяснить какие модификации и переформат претерпевают сегодня политические идеологии.

Научная новизна исследования, на наш взгляд, обусловлена, прежде всего, актуальностью анализируемой проблемы в контексте сегодняшней политической повестки дня, а также использованием новейших источников и литературы.

Степень научной разработанности темы исследования.

Исследованием политических идеологий в контексте внутреннего и особенно глобального политического процесса, в последние годы в основном занимались представители западной политической науки. Широко известны фундаментальные труды западных политологов: З. Баумана, М. Фридена, Р. Экклшалла, Д. Сэссуна, Д. Кула и др. Более того, в некоторых западных странах даже отдельно выходят специализированные журналы в области политических идеологий. Например, в Великобритании регулярно издается «Журнал о политических идеологиях». По мнению главного редактора журнала, известного политического философа М. Фридена, сегодня настало время для постановки вопроса о «начале идеологии», в противовес прогнозам 1990-х годов о ее конце. Особо хотелось бы подчеркнуть, что на страницах журнала большое внимание уделяется анализу самой категории «политическая идеология», рассматриваемой в разных ракурсах.

В России же, с начала 90-х годов, в связи с принятой стратегией государственного развития, проблема идеологии в научных исследованиях как бы отошла на второй план и только в самое последнее время, осознав ошибочность забвения роли и места идеологии в жизни общества и государства, начали появляться серьезные исследования в этой области. В данном контексте мы можем назвать работы: Алексеевой Т.А., Баранова Н.А. А.Д., Бученкова Д.В., Гаджиева В.А., Гуторова В.А., Капустина Б.Г., Макаренко В.П., Малиновой О.Ю., Мельника В.А., Сироты Н.М., Соловьева А.И., некоторых других.

В Приднестровье и того меньше. Здесь практически только в самое последнее время ученые начали заниматься идеологией государства и ее отдельными аспектами, формулировкой национальной идеи ПМР. В первую очередь, речь идет о научных трудах ученых Института истории и государственного управления ПГУ им. Т.Г. Шевченко Бабилунги Н.В., Галинского И.Н., Шорникова И.П., Штански Н.В.

Практическая значимость исследования.

По нашему мнению, материал курсовой работы может быть использован студентами при подготовке к лекциям и семинарским занятиям по курсам

«Теория политики», «Современные идеологии современности», а также в самостоятельной работе и при подготовке рефератов и научных докладов для представления на студенческих конференциях.

Раздел I. Сущность и генезис представлений о политической идеологии

Политическая идеология, несомненно, является одной из форм политического сознания, которое выступает наиболее общей категорией политической науки. В свою очередь, политическое сознание включает всю совокупность духовных, психических образований, возникающих в процессе отражения мира политики. Сюда входят: ценности, представления, убеждения, стереотипы, теории, эмоции и другие феномены политической жизни, определяющие поведение людей в сфере политических отношений. В силу этого, очевидно, что от политического сознания в значительной степени зависит содержание и характер политического процесса.

Политическое сознание как сложная система, имеет различные уровни, например, ученые говорят об обыденном и теоретическом сознании. Обыденное - включает совокупность идей и представлений, возникающих у отдельных людей или социальных групп в процессе непосредственного восприятия повседневного политического опыта. К обыденному сознанию можно отнести и так называемое общественное мнение, т.е. выраженное тем или иным образом восприятие общественным сознанием общественных, политических проблем.

Теоретическое сознание представляет систему целостного, достоверного, теоретически оформленного, то есть, выраженного с помощью понятий, суждений, умозаключений, знания о политической действительности. В сущности, теоретическое политическое сознание - это в большой мере научное сознание, это сфера научного обобщения политического опыта, включающая определенные концепции, доктрины, теории. Наиболее существенной характеристикой теоретического сознания является его объективность, иначе говоря, адекватное отражение тех существенных связей и закономерностей, которые существуют в реальном мире политики.

Что же касается идеологии как формы политического сознания, то ее своеобразие выражается в отражении действительности с позиции интересов определенной социальной группы. Другими словами, политическая идеология - это не просто объективное знание о том, что происходит в этом мире, а знание с учетом интересов, целей, отношения к этому происходящему той или иной социальной общности.

По форме все развитые идеологии всегда являются теоретически оформленными и претендуют на научность, на объективное отражение действительности. Но в отличие от науки, идеологии не ограничиваются объяснением реальных политических процессов. Они также формулируют определенные ценности, идеалы, которые должны быть воплощены в действительность. Важно отметить, что на основе идеологий формулируется определенная политическая программа, которую необходимо осуществить для воплощения в жизнь сформулированных, в рамках данной идеологии, ценностей.

Таким образом, мы можем утверждать, что любая идеология включает следующие компоненты: 1) объяснение действительности, истории, современности, механизма развития общества. В этой части идеология, по нашему мнению, выступает как политическая теория, претендующая на научность; 2) формулировку основных ценностей и идеалов, которые должны быть положены в основу политической практики; 3) формулировку программы действий.

Сам термин «идеология» имеет древнегреческое происхождение и буквально означает «учение об идеях». Впервые в научный оборот этот термин был введен в конце XYШ века Антуаном де Траси, одним из последних представителей поколения французских просветителей. В своем многотомном труде «Элементы идеологии» он охарактеризовал идеологию как «науку об идеях», которая должна быть такой же точной, как и все

естественные науки. Он и его соратники подчеркивали практический характер идеологии, которая может быть положена в основу разумного общественного устройства.

Однако, научное употребление понятия «идеология» в конце XVШ века вовсе не означало, что до этого времени идеологии как таковой не существовало. Заметим, что потребность в ней как рациональной основы политической деятельности испытывали все общества всегда. Однако, как мы полагаем, что до эпохи Просвещения роль идеологии на протяжении столетий в основном выполняла религия.

Безусловно, и мы в этом уверены, формирование «научной» идеологии связано с процессом модернизации - переходом человечества от традиционного общества - к современному. Этот процесс начался в XV - XVШ веках, а в XIX - XX охватил всю планету.

К числу ученых, которые занимались историей возникновения политических, идеологических идей и учений, непосредственно до возникновения термина «идеология», обычно относят таких просветителей, как Д.Дидро, К. Гельвеций, П. Ламетри, П. Гольбах. В XIX - XX веках О. Контом, К. Марксом, Э. Дюркгеймом, М. Вебером, В. Парето, Т. Парсонсом и другими учеными исследовались такие аспекты идеологии, как ее природа, соотношение с наукой, взаимодействие с другими сферами жизни общества. В этот период даже появляется специфический термин «идеологоведение».

В дальнейшем, в науке сложились разные взгляды на идеологию как объект научного анализа. Например, теория идеологии активно развивалась в рамках классического марксизма. В работах создателей марксистской теории термин «идеология» в зависимости от контекста использовался в трех основных значениях, а именно:

Сознание определенного класса в целом

Теоретическое сознание;

Ложное, извращенное сознание, порожденное противоречиями производственных отношений.

Марксизм, прежде всего, исходил из обусловленности идеологических доктрин материальными условиями жизни общественных групп. Согласно классическому марксизму идеология это - теоретическое выражение интересов и идей буржуазии, используемых для сокрытия действительных властных отношений, для создания видимости компромисса конфликтных групп. По мнению марксистов, идеология научна, если выражает классовые интересы, совпадающие с ведущими тенденциями общественного развития. Именно такой подход к идеологии доминировал в Советском Союзе, претерпевая во времени незначительные изменения и уточнения, в основном фразеологического характера. Марксистская идеология именовалась пролетарской, революционной, прогрессивной, научной. Все немарксистские направления политической мысли определялись как буржуазные, реакционные, иллюзорные, ложные.

В отличие от марксистского понимания идеологии, Макс Вебер во главу угла поставил взаимообусловленность связей между материальной сферой и мировоззренческими системами. Он писал: «Интересы, а не идеи господствуют непосредственно над деятельностью, но «образы мира», создаваемые «идеями», очень часто служили стрелками, указывающими путь, по которому действия были движимы динамикой интересов».1

Итальянский мыслитель В. Парето, не отрицая социальную обусловленность идей и концепций, тем не менее, акцентировал внимание на необходимость выработки таких мировоззренческих систем, «чтобы то, что из них логически следует, не вступало в противоречие с условиями реальной

В западной политической науке идеологию чаще всего характеризуют как систему ценностей и представлений, например - Д. Истон, М. Дюверже и другие.

Следует отметить, что отдельные западные ученые занимают позицию, согласно которой наука и идеология - это антиподы. Они отрицают наличие у идеологии каких-либо познавательных функций. Например, М. Вебер относил идеологию к области веры, отрицая, тем самым, саму постановку вопроса об ее научности. Как веру расценивает политическое мировоззрение, идеологию и современный западный политолог У. Матц. Другой западный политолог К. Мангейм, вслед за М. Вебером, рассматривает любую идеологию как неадекватное отражение действительности, как совокупность ложных представлений, обусловленных социально-историческими обстоятельствами, особенностями познания действительности, интересами познающего субъекта.

Весьма, своеобразен подход к идеологии американского политолога С. Зизека, который понимает идеологию как систему идей, концепций и верований, претендующих на истинность, но на самом деле служащих определенным политическим интересам. Задачу ученого он видит в выявлении скрытого политического подтекста идеологий через различные симптомы (противоречия, умолчания, оговорки).

Особенно много внимания уделил феномену идеологии К. Мангейм, который рассмотрел и описал идеологию как систему «добровольной мистификации», обратил внимание на функциональные характеристики идеологии, в частности, на способности к сплочению людей, аккумуляции их политической энергии.

Такие известные западные социологи и политологи, как Р. Арон, Д. Белл, С. Липсен, Э. Шиллз трактуют идеологию как систему ложных идей искажающих реальную действительность, более того, они предприняли попытку ее отрицания как механизма социальной регуляции и даже выдвинули концепцию «деидеологизации».

Однако чуть позже, во второй половине 70-х годов, тенденции к «деидеологизации» сменились «реидеологизацией», то есть сознательным курсом на возрождение идеологий в жизни западного общества. Во главе «реидеологизации» выступил неоконсерватизм, призвавший к преодолению духовного вакуума, созданию жизнеспособных и популярных концепций капитализма. При этом, отметим что, данная концепция «реидеологизации», должна была работать как противовес коммунистической идеологии.

Весьма любопытна интерпретация идеологии западным политологом Луи Альтюссером, который видит в ней «сверхдетерминированное бессознательное переживаемого опыта». Он отмечает, что она не имеет истории, неизменна по своей структуре и функционированию в обществе и выступает не столько как форма сознания, сколько как система не проходящих через нее каузальных воздействий.

Российский ученый А. И. Соловьев вообще считает, что в условиях усложнения социальной структуры и появления новых способов политических коммуникаций, политическая идеология как политический инструмент минимизирует свое социальное присутствие, вытесняется на периферию политики, а на смену ей приходит культура, что ведет к радикальной трансформации политического пространства.

Таким образом, мы можем утверждать, что единого представления об идеологиях не существует. В этом смысле, можно согласиться с точкой зрения российского политолога Т.А. Алексеевой, а именно: « Среди всех «сущностно-оспариваемых» и крайне противоречивых концепций

социальных и гуманитарных наук концепция «идеологии» находится вверху списка наряду с такими понятиями, как «общество», «группа», «власть», «разум» или «знание».

Сегодня большинство ученых, в том числе и политологов, определяют идеологию как систематизированную совокупность идей, выражающих интересы, цели и намерения больших социальных групп: классов, наций, партий и пр. Она предназначена для внедрения в массовое сознание соответствующих критериев оценки настоящего и будущего развития общества. В силу этого, на наш взгляд, любая идеология всегда носит политический характер, в том смысле, что используется для характеристики рационально-ценностной мотивации политического поведения и мировоззренческой оценки политики. То есть, по нашему мнению, политическая идеология не является особым видом идеологии, так как категории (понятия) «идеология» и «политическая идеология», по сути своей синонимичны и во многих трудах и учебных пособиях они употребляются как взаимозаменяемые. Прилагательным «политическая» всего лишь подчеркивается тот факт, что идеология есть социальный феномен, который проявляется, прежде всего, и главным образом в сфере политических отношений, обосновывает притязания общественных групп на власть и ее использование и потому предусматривает определенную стратегию действий.

Исходя из вышеизложенных тезисов политическую идеологию мы можем определить, как систематизированную совокупность идей, ценностей, принципов, целей и представлений, посредством которых определенные субъекты социально-политических отношений осознают себя, свои потребности и интересы, выражают свое отношение к существующему социально-политической действительности, формулируют и оправдывают свои цели и устремления и обосновывают пути и средства их достижения с

помощью государственной власти. Следовательно, политическая идеология всегда есть, прежде всего, концептуализированный интерес определенной группы людей по поводу политического процесса и перспектив его развития.

Особое внимание следует обратить на специфику политической идеологии как феномена сознания. В начале работы мы уже отмечали функциональную зависимость системы идей, ценностей и представлений, составляющих ее содержание, от политических интересов носителя данной идеологии. Иначе говоря, политическая идеология представляет собой упорядоченную систему представлений, как о существующей социально-политической действительности, так и о необходимых ее изменениях с точки зрения группы, класса или общности, интересы и действия которых данная идеология обслуживает. Наглядным примером этому могут служить те политико-идеологические процессы, которые можно наблюдать в современной Украине, то есть, ориентация правящей политической верхушки на идеологию украинонационализма и европеизма.

Как мы уже отмечали, политическая идеология содержит активное преобразующее и побуждающее начало, обладает исключительным мобилизационным потенциалом, а идеологический проект всегда предполагает, что обозначенные в нем цели буду достигнуты путем преобразования действительности. При этом, отметим, что идеологии не просто объясняют закономерности, которые обуславливают необходимость определенных трансформаций, в поле зрения идеологии, в первую очередь, попадают лишь те идеи, которые позволяют обосновать выбор соответствующих моделей политического поведения и участия. Важно также подчеркнуть, что идеологические проекты, как правило, ориентируются на конкретные политические действия, «вдохновляют и направляют» социальные массы «в их желании достичь идеального социального порядка»

отвечающего массовым представлениям о будущем. Идеология побуждает отдельные социальные группы и общество к деятельности, определяя и обосновывая соответствующие пути достижения заявленных целей. В силу чего, исследователи феномена идеологии, независимо от их представлений о ней как ложной (К. Маркс, К Мангейм, К. Поппер, Х. Арендт) или объективной форме сознания общества (П. Рикер, У. Матц, В. Парето), отмечают исключительную функциональность идеологии в «экстремальных условиях».

Рассматривая способы концептуализации политической идеологии, мы обращаем внимание на то, что наиболее полно раскрыть данный феномен возможно лишь в рамках функционального подхода, который рассматривает политическую идеологию как особую идеально-преобразующую конструкцию в сфере политики, как форму сознания, возникновение, развитие, расцвет и упадок которых имеют определенные исторические предпосылки.

Таким образом, мы можем констатировать, что связь между идеологией и политикой, с одной стороны неразрывна, с другой стороны достаточно сложна и не всегда подается анализу. Речь идет о том, что довольно часто, фрагментация общества (что мы, например, наблюдали в период распада Советского Союза) сужает возможности политики, основанной на идеологии, направлять развитие общества по сценарию, предусмотренному этой идеологией. Аналогичные процессы мы можем сегодня наблюдать в Республике Молдова и на Украине, где политическая фрагментация и идеологическая децентрализация общества не позволяют правящим политическим кругам направлять развитие этих государств по выбранной европейской модели.

Вообще, очень важно обратить внимание на то обстоятельство, что в

условиях, так называемого, восстания масс, а также в условиях современной «цветной революции» политическая идеология оказывается основным средством рационализации сферы политического. В этих экстремальных

условиях, политическая идеология рационализирует мир политики путем его упрощения, делая его понятным и применимым к повседневной жизни граждан, позволяя приобщиться социальной массе к политическим целям развития общества и государства. Фактически, ее основной задачей становится обеспечение двусторонней связи между властью и массами. И в этом своем качестве идеология, конечно же, дискурсивна в своей основе. Чрезвычайно важно отметить также, что она конструируется социальными и историческими обстоятельствами, в которых возникает, и трансформируется зачастую под воздействием политических целей и амбиций тех, чьим интересам идеология отвечает

Каким же образом происходит формирование той или иной модели политической идеологии? Политологи выделяют четыре базовые модели.

Первая модель получила название модель конденсации. Иначе говоря, механизм данной модели исходит из того, что в ходе своеобразной конденсации испарений массового сознания, присущие ему представления и взгляды трансформируются в идеологические структуры (например, идеология майдана и антимайдана, румынизма и молдовенизма).

Вторая модель - интегративная. Для этой модели характерны синтез и конвергенция различных идей, представлений, и ценностей, существующих идейно-политических течений (например, неоевразийство, неолиберализм, неоатлантизм).

Третья модель - дивергентная. Речь идет о том, что формирование новой политической идеологии происходит в результате дезинтеграции, расщепления существующей идеологии. (например, на базе идеологии социал-демократии, возникли идеологии большевизма, троцкизма, анархизма, маоизма, сталинизма).

Четвертая модель - ревитализации идеологий. Это ситуация, когда происходит возврат к старым идеям, их возрождению в модифицированной форме на новой основе (скажем, возврат к идеям патриотизма, коллективизма, идеологии пионерского движения).

Разумеется, выделение вышеперечисленных моделей носит в большой мере условный характер. В реальном процессе генезиса идеологий они довольно часто сочетаются между собой и редко встречаются в чистом виде. В то же время знание этих моделей может помочь исследованию механизма возникновения новых политических идей и идейных течений, политических идеологий.

Итак, мы можем констатировать, что любая идеология носит политический характер, но понятие политическая идеология еще больше усиливает политическую составляющую идеологии и употребляется в совершенно определенном смысле, а именно, для характеристики рационально-ценностной мотивации политической деятельности и мировоззренческой основы политики, иначе говоря, политическая идеология выступает как важнейшая категория политической науки.

Раздел II. Предназначение, уровни функционирования

и формы проявления политической идеологии

Как мы уже выяснили, политическая идеология является неотъемлемой частью социальной действительностью, политического и духовного бытия современного общества. Она имеет множество различных форм выражения и многообразна в конкретных видовых проявлениях. С точки зрения характера выражаемых идей, политические идеологии подразделяются на умеренные и радикальные, вплоть до экстремистских. По сфере распространения и политического влияния, по своему статусу они делятся на общественные и государственные. Первые проявляются и действуют, главным образом, в сфере гражданского общества, выступая идейной платформой политических партий, движений и объединений. Вторые - имеют государственный масштаб и проявляют себя в сфере государственной политики, выражая общенациональные интересы и ценности. В зависимости от масштаба охвата политическими идеологиями социальной реальности, также, выделяют две основные разновидности: тоталитарные и открытые политические идеологии. Тоталитарные стремятся дать объяснения всем явлениям, выработать картину мира, исключающую противоречия, открытые же, ориентируются на человека думающего, способного воспринимать картину мира во всем его противоречивом разнообразии.

Разумеется, реальный «вес» любой политической идеологии зависит от степени ее влияния на общественное сознание. При этом, она может быть как институционализирована, так и неинституционализирована, т.е. быть или не быть идеологией определенной политической организации. Институционализация по идейным основаниям предполагает формирование политических партий, у которых политическая идеология всегда выступает как целевая идеология, ее объектом является власть, а предметом - механизмы ее использования. Она концептуализирует интересы своих сторонников, через видение экономических перспектив и обосновывает свои претензии на власть.

В данном контексте мы можем говорить о том, что политическая идеология имеет следующие основные структурные элементы:

а) общие мировоззренческие, в том числе и теоретические, идеи и взгляды, отражающие основные черты эпохи;

б) ценностные ориентиры, выраженные в программных установках и дающие представления о желаемом государственном устройстве;

в) конкретную стратегию реализации программных политических установок;

г) деятельность по реализации политической программы.

Что же касается государственных, или общенациональных политических идеологий, то они существенно отличаются от партийных идеологий. В основе государственной идеологии, как правило, лежит концепция национальной безопасности. В данном случае политическая идеология есть адекватное осознание нацией-государством своих национальных интересов.

Государственные идеологии различных государств, в основном, основаны на ограниченном наборе политических и идентификацонных моделей, а именно:

все мы - одно единое сообщество, у каждого члена которого один и тот же интерес: жить комфортно и мирно на своей земле;

у других сообществ, населяющих другие государства, подобные интересы. Мы их уважаем, но наши интересы для нас приоритетнее;

наш политический лидер представляет всех нас, поэтому публично его критиковать не следует.

Важно уяснить, что обычно политические идеологии оцениваются учеными по следующим критериям:

по соответствию интересам той или иной общественной группы, члены которой данную идеологию разделяют;

по глубине охвата общественных проблем и широте предлагаемых общественных изменений;

по отношению к господствующему политическому порядку, то есть, насколько они ему лояльны или оппозиционны;

по доминирующей политической силе в идеологическом течении;

по степени организационной оформленности движений, артикулирующих ту или иную политическую идеологию;

по социальной базе и социальным основаниям распространенности данной политической идеологии в обществе.

Следует обратить внимание и на то, что в связи с институциональным оформлением политической идеологии, для этих институтов весьма важной задачей является ориентация политического поведения граждан. В соответствии с решением этой задачи, в теории политики рассматриваются несколько уровней политической идеологии, а именно:

теоретический (концептуальный). Это, скажем так, наиболее абстрактный уровень, на котором раскрываются политические идеалы и ценности определенного класса, нации, государства, формируются основные положения применительно к главным сферам жизнедеятельности общества и человека;

программно-политический. На нем происходит адаптация, перевод с языка социально-философских принципов на язык программ и лозунгов политических требований элиты или контрэлиты, формируется нормативная основа для принятия управленческих решений и политического поведения граждан. Главное требование этого уровня состоит в том, чтобы быть максимально доступными для возможно большего количества людей, ориентировать их на конкретные политические действия;

обыденно-актуализированный житейский), то есть, определяющий степень освоения идей, целей, принципов конкретной политической идеологии, ее влияния на практическую деятельность людей, их политическое поведение. Подчеркнем, что на данном уровне проявления политической идеологии существующая действительность осмысливается через систему сопряженных между собой образов-представлений. Важно подчеркнуть, что именно этот уровень позволяет элите, через изучение общественного мнения, определять степень влиятельности и надежности политической идеологии, которая выступает как организационная, регулятивная, контрольная система, направляющая жизнь человека и общества.

Вместе с тем, крайне необходимо обратить внимание на то что, будучи формой сознания, политическая идеология вторична, как по содержанию, так и по способам своего выражения. Дело в том, что социально-политические ценности и идеалы, которые в одной исторической эпохи казались людям вполне естественными, в другой эпохе могут восприниматься гражданами как противоестественные и аморальные. В силу чего, уточним, истинность и действенность любой идеологической конструкции весьма относительны.

Итак, мы выяснили, что роль политической идеологии в жизни общества сама по себе важна и значительна. Политическая идеология изначально предельно функциональна. Она сказывается практически на всех элементах политической системы общества. Прежде всего, она формирует и развивает политическое сознание людей (индивидуальное, коллективное, общественное), дает необходимые ценностные ориентиры и мировоззренческие позиции.

Политическая идеология обеспечивает ценностное восприятие, осмыслении, выражение групповых и общественных политических интересов, приучает к анализу социально-политических явлений и процессов через призму определенных интересов и политических целей.

Политическая идеология, являясь по своей природе социальным феноменом, призвана либо защищать существующий политический строй (и в этом случае она легитимизирует утверждаемый властью политический порядок путем опоры на ценности, речевые практики и символы, укоренившиеся в общественном дискурсе или отвечающие возникающим в связи с модернизацией общественным настроениям и требованиям), либо обосновывать необходимость внесения в него определенных, вплоть до кардинальных, изменений с целью его приспособления к интересам определенных групп людей. Причем, политическая идеология позволяет избежать чувства вины, которое может овладеть людьми, совершившими определенные политические действия, представляя те или иные политические действия не как произвольное выражение интересов определенных социальных субъектов, а как реализацию общепринятых общенациональных моральных принципов (это мы можем сегодня, воочию, наблюдать на примере развивающегося политического процесса в современной Украине).

Политическая идеология является важным инструментом политической и общественной организации. Она объединяет, сплачивает близких по своему социальному статусу и политическим устремлениям людей, причем, как на основе общности созидательных целей деятельности, так и на основе «образа врага», целей противоборства и конфронтации.

Ученые обращают пристальное внимание еще на одну особенность политической идеологии - на то, что идеологическая консолидация общества является важным источником его силы. В данном контексте можно вспомнить Великую Отечественную войну советского народа против фашизма и Приднестровскую отечественную войну 1992 года против молдовского национализма и унионизма, где войны велись идеологически консолидированными советским и приднестровским обществами. Не случайно, известный политический философ К. Маннгейма, подчеркивая роль политической идеологии в жизни общества отмечал такую ее сильную сторону, как способность сплачивать людей и аккумулировать их энергию, направлять ее на определенные формы действия. Солидаризуясь с этим мнением, один из лидеров общественного мнения современной России С.

времени. М.: Юрист, 1994. С.177.

Кургинян говорит о том, что «мы страшно одиноки зависимы в случае, если наше общество идеологически расколото…Но мы абсолютно независимы в случае идеологической консолидации страны».

Идеология обладает значительным воспитательным потенциалом и обеспечивает решение задач политической социализации личности, формированию и развитию политической культуры граждан.

Иначе говоря, политическая идеология выполняет целый ряд социально значимых функций: мировоззренческую, интегрирующую, защитную, мобилизующую, прогностическую, социально-организующую.

Наконец, и это весьма существенно, политические идеологии обладают большим потенциалом, с помощью которого можно манипулировать общественным сознанием. Они облегчают коммуникационное воздействие, ибо определенные социальные слои, по образному выражению американского политолога Р. Макридиса, смотрят на мир, как бы, в одинаковые бинокли. Причем, довольно часто непременным компонентом той или иной политической идеологии являются политические мифы, которые периодически используются при идейно-политическом воздействии на массовое сознание.

В данном контексте, мы можем говорить о двух способах идейно-политического воздействия. С одной стороны, это политико-идеологическое убеждение, предполагающее честное, прямое обращение к людям, к их сознательному, критическому мышлению. С другой стороны, это косвенное, скрытое, с использованием лжи апеллирование к национальному, инстинктивному, отсталым взглядам в человеке, политическим мифам.

Довольно часто, возникновение в обществе разного рода политических кризисов побуждает политическое руководство, политтехнологов

ограничивать убеждения, прибегая к манипулированию, являющемуся способом скрытого управления политическим сознанием и поведением граждан, с целью принудить их действовать (или бездействовать) часто вопреки их собственным интересам. Осуществляясь незаметно для управляемых, оно имеет преимущество перед силовыми способами реализации господства (примером этого может служить сегодняшнее манипулирование общественным мнением в Украине).

Важно подчеркнуть, что технология государственного манипулирования основывается на систематическом внедрении в массовое сознание социально-политических мифов, иллюзий, норм, идей, ценностей, которые должны восприниматься без критического осмысления, на веру. Скажем, мифы вносят вымышленные явления в подлинную цепь политических событий, порождают не существующие в действительности объекты (например «героические» образы защитников Майдана, представителей «Правого сектора, молдовских комбатантов и др.), заменяют опытно проверенные знания вымышленными сущностно искаженными представлениями). Без политических мифов не обходилось и не обходится ни одно массовое политическое движение. Значение политического мифа достаточно точно выражено во фразе «Он реализуется и организовывается, приспосабливается к определенным политическим нуждам и используется для достижения политических целей».

В манипулировании первостепенное внимание уделяется ценностному подчинению. Это, так называемое, регулирование ценностей, когда в зависимости от обстоятельств в центр политики выдвигают «прагматические» или «гуманистические» мотивы: идеализация ценностей, отнесение их к будущему, потенциальному бытию; абсолютизация ценностей, апеллирование к таким добродетелям, которые выдаются за

вечные и неизменные, пишутся с большой буквы и могут использоваться в разных сочетаниях: Свобода, равенство, Справедливость, Патриотизм, Демократия, Мир, и пр.

Разумеется, существуют и определенные пределы манипулирования. Препятствием здесь являются опыт людей, неподконтрольные отдельным политическим силам напрямую средства массовой коммуникации и, конечно же - идеологическая стойкость общества.

Резюмируя изложенное в данном разделе, отметим, что политическая идеология является одним из важнейших компонентов политического процесса. Вне идеологии де-факто вообще отсутствуют политические действия. Как точно подметил ведущий немецкий политолог, профессор Кельнского университета У. Матц: «Идеология есть нечто большее, чем ложная теория, а именно - учение, вызывающее к жизни определенную политическую практику».1

Разумеется, каждая из вышеперечисленных политических идеологий в политическом пространстве России имеет множество разновидностей и модификаций, которые в той или иной степени оказывают воздействие на развивающийся политический процесс.

Совершенно очевидно, что воздействие идеологий и их взаимовлияние протекает в двух основных направлениях: по линии дистанцирования и полемики с оппонентами, с другой стороны - по линии установления контактов между совместимыми политическими идеологиями, которые помогают сближению и даже заимствованию теоретических и программных положений, лозунгов и идей. Заметим, что подобные контакты насыщают содержание идеологических систем и доктрин, и отчасти политической стабильности в обществе.

Раздел III. Политика и идеологический дискурс в современной России

Как утверждает известный российский политолог, профессионально занимающийся исследованием политических идеологий, Н.М. Сирота «важнейшим аспектом функционирования идеологий является их взаимодействие в политическом пространстве…, что обозначается понятием «идеологический дискурс». Более того - политическая идеология дискурсивна в своей основе. Она конструируется социальными и историческими обстоятельствами, в которых возникает, и трансформируется зачастую под воздействием политических целей и амбиций тех, чьим интересам идеология отвечает.

Однако прежде чем «взяться» за исследование политического дискурса следует уяснить, а какие политические идеологии вообще присутствуют в политическом поле России. Анализ сложившихся в обществе социально-политических сил и отражающих их интересы различных идейно-политических течений, позволяет говорить о существовании здесь, в первую очередь, традиционных классических политических идеологий: либерализма, консерватизма, социализма. Разумеется, весь состав идеологического спектра современной России не сводится только к трем указанным политическим идеологиям, он гораздо богаче и представлен, в том числе многими другими разновидностями политической идеологии, например, феминизмом, национализмом, коммунитаризмом, анархизмом, экологизмом и др. Отметим, что на эволюцию политических идеологий, появление их новых, частных разновидностей большое влияние оказывают динамизм и незавершенность процессов социально-политической жизни современной России, различные альтернативы развития, разнообразные интерпретации тенденций, содержание общественно-политических процессов.

Либеральная идеология возникла еще в Новое время и в основном питалась идеями французских просветителей, Великой французской и американской революций о свободе личности, господстве права, гражданском обществе, ограничивающем государство, о создании условий для реализации прав человека. Идеалом общественно-политического устройства для идеологии либерализма является парламентская республика или парламентская монархия (как, скажем, Великобритания).

В процессе развития данной политической идеологии, возникающих дискуссий и реальной практики шла выработка политической программы неолиберализма, который представляет собой сегодня одну из наиболее влиятельных в западном мире политических идеологий и которая, по мнению современного американского политолога Ф. Фукуямы, воплощает «триумф западной идеи…». Суть этой программы состоит в следующем: необходимость участия масс в политическом процессе, демократизация принятия управленческих решений, консенсус управляющих и управляемых. Так, по крайней мере, озвучиваются программные установки неолиберализма на официальном уровне.

В России, с начала 90-х годов, после начала радикальных реформ, идеология либерализма была взята на вооружение новой политической элитой. И до сегодняшнего времени она так и осталась в основном идеологией политической, экономической и интеллектуальной элиты российского общества, не имеющей сколько-нибудь широкой социальной базы, поскольку идеология либерализма отождествляется в общественном сознании с политикой «шоковой терапии» и ее последствиями.

В роли главных ее субъектов изначально выступали ( и выступают) такие политические движения и политические партии, как «Наш дом - Россия» - (В. Черномырдин), «Демократический выбор России» - (Е.Гайдар), «Яблоко» - (Г.Явлинский), «Союз правых сил» - (Б.Немцов). Сегодня это - «Единая Россия» - (Д. Медведев), «Гражданская платформа» - (М. Прохоров), «РПР - Парнас» - (Б. Немцов) и др. В основу политики либерализации положены в основном интересы элиты крупных частных собственников

Консервативная идеология в современной российской политике представлена в первую очередь политическими доктринами, настаивающими на связи прошлого и настоящего, на воспроизводстве лучшего опыта прошлого, препятствующими забвению базовых цивилизационных и культурных навыков, традиций. По определению британского профессора М. Оукшотта, быть консерватором, это значит «предпочитать известное неизвестному, то, что испытано, тому, что не прошло проверку практикой, факт - выдумке, действительное - возможному, ограниченное - безграничному, близкое - далекому, достаточное - изобилию, обычное - совершенному». Идеалом политического устройства для идеологии консерватизма являются: стабильность, порядок, преемственность, основанные на авторитете и свободе. Во властных отношениях, ее идеал, это - концепция «демократического господства элит», в соответствии с которой демократия представляет собой власть меньшинства в интересах общественного блага.

В современной России идеология консерватизма (неоконсерватизма) начала активно развиваться в 2000-е годы, завоевывая все новых и новых сторонников. Она исповедуется прежде всего, так называемым, национал-патриотическим движением, которое отвергает как коммунизм, так и западную либеральную демократию, выдвигая в качестве своей цели возрождение России на органически присущих ей традиционно сложившихся устоях: сильное единое государство, православие как основа духовной жизни, верность национальным традициям русского народа. Отметим, что начиная с 1999 года в России начался настоящий «консервативный бум». Все больше политических партий и движений определяют свою идеологию как "консервативную", например, партия "Родина» - (Д. Рогозин).

Многие общественные деятели, обозреватели, публицисты также относят себя к консервативному лагерю. Не ослабевает вал публикаций, научных монографий и диссертаций по проблемам мирового и русского консерватизма в рамках философии, истории, политологии, социологии. В ряде ведущих научных журналах страны публикуются статьи о феномене консерватизма, в том числе в форме обсуждений (т.н. «круглые столы»).

Все больше специалистов-политологов говоря о сегодняшнем «новом курсе» президента РФ В.В. Путина, стали употреблять понятие «консерватизм», отмечая, что в основе этого курса после периода Б. Ельцина был положен принцип стабильного прагматизма (восстановление вертикали власти, прекращение практики повсеместного политического торга, борьба с разделением общества на кланы в регионах). Важно подчеркнуть и то, что типологически «новый курс» В.В. Путина содержит явные черты «неоконсерватизма». политический идеология дискурс

Социалистическая идеология, особенно в ее политических проявлениях, включает в себя множество разных течений, прежде всего коммунистическую и социал-демократическую идеологии. Ее общественно-политический идеал основан на допущении, что основной единицей социума является социальная группа, в силу чего ее можно считать идеологией коллективизма. Следуя этой логике, власть в государстве должна принадлежать трудящимся, то есть, непосредственным производителям материальных благ, напрямую или через процедуры представительства, а государство должно основываясь на принципах выборности и представительности обеспечивать высокую степень участия населения в политической и социальной жизни.

В сегодняшней России, социалистическая идеология предстает как метод исторического действия, базирующийся на приоритете коллективистской солидарности, социального контроля и общественной инициативы. Именно эти принципы пытается сегодня демонстрировать большинство социалистических партий России, в том числе и КПРФ - (Г. Зюганов).

Взаимодействие политических идеологий в политическом пространстве обычно обозначается в науке понятием идеологический дискурс. Причем, идейные контакты разнообразных политических доктрин и программ, как правило, развиваются в двух направлениях. С одной стороны, политические идеологии, прежде всего, пытаются очертить отношения со своими наиболее ярыми противниками, контакты с которыми формируются на принципах дистанцирования, взаимной закрытости друг от друга и острой полемики. В конечном счете, такой диалоговый режим дискурса ведет к усилению политической напряженности. С другой стороны, идейные контакты сторонников тех или иных идеологий с более приемлемыми по политическим соображениям конкурентами и партнерами предполагают возможность сближения и даже заимствования ими друг у друга тех или иных программных, теоретических положений, требований, лозунгов и т.д. На наш взгляд, такие связи способствуют обогащению содержания идеологических систем, что способствует объединению родственных или близких по духу политико-идеологических доктрин, а это не может не укреплять политическую стабильность и порядок в обществе.

Следует также сказать, что идеологический дискурс - явление всегда многоуровневое. Например, в нем всегда присутствует полемика, которая выражает наиболее общие тенденции борьбы тех или иных идей. В настоящее время борьба традиционных и модернизируемых государств укрупнило акценты идейной дискуссии. Наряду с поощрением самых разнообразных идеологических споров главный водораздел время провело между идейными течениями, защищающими идеалы гуманизма, человечности и демократии, с одной стороны, и доктринами, оправдывающими насилие, физическое принуждение и террор как приоритетные методы достижения своих политических целей, - с другой.

Такое положение предопределило и соответствующую эволюцию идеологических систем: с одной стороны, сближаются политические доктрины неолиберализма, неоконсерватизма, социализма, христианско-демократической идеологии и некоторых других, а с другой - одновременно нравственно и идейно объединяются фашистские, экстремистские, шовинистические, фундаменталистские, расистские и другие подобные учения. Следовательно, выравнивание понятий у приверженцев гуманистических идеологий в отношении прав человека, демократии, защиты моральных и семейных ценностей и ряда политических ценностей сочетается с распространением и оправданием терроризма и насилия как главных способов захвата и использования власти сторонниками иных политических идеалов.

Одновременно, с такими глобальными измерениями дискурса, для него характерны и особенности идейной полемики, ведущейся на региональном уровне. Например, в группе устойчивых, стабильных государств демократической ориентации идеологические споры в основном касаются частичных разногласий по вопросам текущей политики. Поэтому острота дискурса здесь невелика, а роль идеологий минимизируется. В странах же, в которых только еще идет процесс национальной консолидации или определяются пути дальнейшего развития государства, дискурс наполнен острыми спорами национальных идеологий: либеральных, консервативных и социалистических.

Наконец, третьим уровнем дискурса являются споры между ведущими доктринами в рамках одной страны. Здесь проявляется вся специфика политической палитры властных отношений. В России, например, такое страновое наполнение дискурса обеспечивает полемика представителей трех основных доктрин: социалистической, неоконсервативной (националистической) и неолиберальной. От характера этого идеологического соперничества непосредственно зависят и темпы реформирования, и определение будущего российского государства.

Вместе с тем, следует обратить внимание на то, что, на наш взгляд, целью политической идеологии является, как правило не высвечивание истины. Задачи, стоящие перед политической идеологией, предполагают обеспечение существования и функционирования властного субъекта, легитимируемой политической идеологией системы отношений и институтов, оправдание их.

В данном контексте, необходимо подчеркнуть, что как форма массового политического дискурса политическая идеология предельно зависима от «социальных фактов», обуславливающих ее появление. Политическая идеология эффективна настолько, насколько она учитывает особенности трансформации своего адресата: его ценности, привычки, доминирующие стратегии и модели политического поведения и участия.

Мы уже отмечали, что современная идеологическая палитра России становится гораздо богаче и насыщеннее классической, что предполагает теоретическое обоснование новых ценностных приоритетов и их практическое воплощение в общественно-политических объединениях, партиях и движениях. Российская политическая практика показывает, что идеологические предпочтения политических субъектов коррелируют с потребностями российского общества, которые изменяются в ходе экономических и социально-политических трансформаций. Поэтому политические партии стремятся агрегировать и артикулировать интересы определенных слоев общества, идеологически концептуализируя представления людей о политической ситуации, встроить эти оценки в общую картину мира, сделав понятными предлагаемые политические изменения.

В отличие от западного идеологического дискурса в России не стали определяющими постклассические тенденции, прежде всего, по причине нерешенности базовых социально-экономических проблем. Тем не менее, кардинальные перемены в социально-экономической, политической и социокультурной сферах приводят к корректировке фундаментальных ценностей всех основных течений общественно-политической мысли - либерализма, консерватизма, социализма. Изменяется оценка роли государства, научно-технического прогресса, демократии и других важнейших компонентов современного общества, что приводит к перестройке научного понятийно-категориального аппарата.

Все три модели общественного развития являются подвижными и динамичными. В зависимости от конкретной исторической ситуации социалистический, консервативный и либеральный сегменты в общей системе общественно-политической мысли могут расширяться или сужаться, проявлять себя изолированно или сближаться, создавая социально-либерально-консервативный синтез. Создается, по сути, пограничное пространство, которое можно представить как зону взаимопроникновения социализма, либерализма и консерватизма. Например, сегодня в сложившихся российских политических условиях иногда просто трудно однозначно разграничить консерватизм и либерализм. В обоих случаях отстаивается свобода (правда, для современных консерваторов является приоритетной свобода в рыночных отношениях, а для либералов - свобода личности), конституционное государство, господство законов. Различаются они между собой в оценке путей, ведущих к цели, трудностей в ее достижении, а также приоритетов в социально-политическом развитии. «Нынешний консерватизм, - пишет Л.Ионин, - это реакция на модернизацию, тотальную демократизацию, глобализацию и прочие сложные и неоднозначные вещи.1

Вместе с тем, конечно же, отдельные ответвления политических идеологий довольно часто позиционируют себя как отражающие интересы и чаяния большинства населения России, например, так называемый, просвещенный консерватизм, который выступает как противник продвижения либеральной модернизации в России. В силу чего, неудивительно, что Манифест просвещенного консерватизма, представленный в 2010 году известным общественным деятелей России Никитой Михалковым, ставит под сомнение либерально-демократическую идеологию, прямо заявляя - «эйфория либеральной демократии закончилась». В документе выражается уверенность в том, что «только справедливая форма сочетания свободы и власти, основанная на соединении заповедей и идеалов правды с принципами и нормами права, может и должна обеспечить всем нам "нормальную человеческую жизнь в нормальной человеческой логике - без революций и контрреволюций"»1

Важно обратить внимание на то, как авторы манифеста характеризуют новую разновидность консерватизма: «Просвещенный консерватизм - это позитивное умение осмыслить прошлый и будущий мир вещей, свойств и отношений в должной и верной мере, а также способность эффективно действовать в современном мире, не разрушая его».2

Также, в политико-идеологическом поле современной России становится заметным расширение поддержки различных направлений социалистической идеологии. И это имеет объективные основания. В качестве основных причин исследователи называют нерешенность социально-экономических проблем, остатки консервативного советского мышления, исторически сложившийся коллективистский характер российского общества, проблемы в становлении гражданского общества, отчужденность граждан от власти, увеличивающийся разрыв между богатыми и бедными и некоторые другие. В частности российский политолог А.А.Галкин констатирует, что Россия, «…оказавшись в промежуточном положении между развитыми государствами и странами отстающего и догоняющего развития, … стала плацдармом, на котором переплелись наиболее острые противоречия, свойственные и тем, и другим».

Очевидно и то, что для российского идеологического дискурса в последнее время также стал востребованным симбиоз классических идеологий с национализмом, который в различных формах присутствует в партийных программах. В политическо-идеологической риторике все чаще акцентируется внимание на великодержавии, патриотизме, незыблемости внутреннего и внешнего суверенитета. Националистическая идеология вновь широко востребована по причине попыток унижения России со стороны ряда западных стран, превращения ее в придаток мирового гегемонизма. Именно поэтому, противодействие ныне проявляющимся глобальным тенденциям, приводит к обращению политических партий и общественно-политических движений к потенциалу идеологии национализма как средству мобилизации населения для решения своих задач. Так, ЛДПР призывает к восстановлению «статуса России как Великой Державы» и объявляет стержневой идеей строительства будущей России общинность, понимаемую как «взаимовыгодный союз свободных людей одной культуры и одного языка, служащий величию Державы и процветанию общества»

В программах других политических партий идеология национализма также эксплуатируются в той или иной мере.

Таким образом, мы можем констатировать, что в России идеологический дискурс протекает на разных уровнях и с разной интенсивностью. От его содержательной части и воздействия на политическое руководство страны, во многом будет зависеть формы и темпы политической модернизации России, выбор ее цивилизованного пути развития.

Заключение

В соответствии с поставленной в курсовой работе целью и, исходя из проведенного анализа, мы пришли к следующим выводам.

Политика была и остается самым гибким и неизменно эффективным регулятором социальных отношений. Присущие ей механизмы использования власти позволяют целенаправленно управлять общественными процессами и информационными потоками, институтами и человеческими отношениями. Столь же очевидно и то, что одним из наиболее мощных источников ее социального могущества в последние столетия была идеология, в первую очередь, идеология политическая. С ее помощью эффективно продвигались те или иные групповые интерес и достигались политические цели отдельных политических групп или государства в целом.

На наш взгляд, политическая идеология, несмотря на весьма и весьма многогранное содержание, по своим функциональным основаниям может быть представлена как своеобразная идеальная матрица, диктующая способы политических действий. Иначе говоря, вся политическая архитектура эпохи модерна, да и постмодерна, по нашему мнению, может рассматриваться как прямой и непосредственный результат использования идеологических инструментариев презентации определенных групповых интересов и соответствующих методов функционирования государственной власти. Именно в этом качестве политическая идеология и выступает в качестве опорной, базовой категории политической науки.

Политическая идеология представляет собой не некий искусственно созданный и чужеродный обществу духовный феномен, а естественное по происхождению, сложное по содержанию общественное явление, часть духовной реальности. И как общественное явление, идеология развивается вместе с развитием общества, претерпевает соответствующие модификации.

Роль политической идеологии, как системы ценностей и предпочтений людей, вовлеченных в политическую жизнь, в жизни современного общества, в политическом процессе, в выработке того или иного стратегического политического курса чрезвычайно важна. Именно с помощью идеологии люди, партии, различные субъекты политики, во многом, формируют свое отношение к реальной действительности, определяют взгляды, интересы, цели, намерения.

Политические идеологии, выражая различные интересы и мотивации социальных субъектов и утверждая пути и средства их реализации с помощью государственной власти, объективно выступают в качестве специфического инструмента коллективного действия. Это свое предназначение политические идеологии выполняют посредством осуществления различных функций (в первую очередь - познавательно-ориентационной, прагматической, мобилизщационной).

Важно отметить, что не только политические идеологии влияют на реальные политические процессы и политические поведение различных политических и социальных групп. Они сами могут подвергаться серьезному воздействию со стороны политики. В одних случаях развитие политических идеи и идеологий может опережать сдвиги и изменения в политике, в другом случае идеологии могут эволюционировать с учетом происходящих в обществе перемен. Возможно также инерционное состояние политических идеологий, связанное с живучестью устаревших стереотипов и представлений. Поэтому, при рассмотрении вопроса о роли политической идеологии в жизни общества и государства, следует учитывать также и влияние политических процессов на идеологические воззрения социальных и политических акторов.

В целом же, резюмируя вышеизложенное, мы можем сделать главный вывод, а именно: в начале ХХI века Россия переживает такую же борьбу идеологий, как и в начале - середине ХХ века, и что она вновь находится в поиске объединяющей идеи, способной дать ответы, сформулировать ценности и цели, соответствующие интересам личности, общества и государства.

Безусловно, что выбор той или иной общенациональной политической идеологии в значительной мере будет определяться не только насущными проблемами России и ее народа, но и идеологическими предпочтениями правящей политической элиты, ее пониманием целей и задач развития страны. В данном контексте следует обратить внимание на то, что сегодня, исходя из признания существования русской цивилизации, разрабатываются предложения к проекту «Основ государственной культурной политики», подготовленные в Министерстве культуры для рабочей группы в администрации президента, разрабатывающей новую идеологическую концепцию культуры. Значение этого документа сложно переоценить - заканчивается эпоха идеологического вакуума, в которой оказалась Россия после 1993 года, поскольку, речь идет о первом опыте закрепления не просто идеологических патриотических установок по развитию страны - а о признании того, что оно будет идти в соответствии с национальным мировоззрением. Это - революция в сознании, политической идеологии, в мышлении государственной элиты, не побоявшейся признать очевидные, но принципиально неприемлемые для части элиты вещи.

Аналогичный вывод мы может сделать и в отношении необходимости формирования и утверждения политической идеологии приднестровского государства. Как показывают последние разработки приднестровских политиком и идеологов, такой политической идеологией может стать идеология «Русского мира», идеология воссоединения с материнским государством - Россией.


Библиография

Источники

Конституция Российской Федерации. М.: АСТ. Астрель. 2009. 64 с.

Концепция внешней политики ПМР [Электронный ресурс] -#"justify">Манифест просвещенного консерватизма. [Электронный ресурс] -#"justify">Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, 5 ноября 2008 г. [Электронный ресурс]- Официальный сайт Президента России: #"justify">Монографические исследования и научные статьи

Алексексеева Т. Насилие и демократия в политике США//Международные процессы. Т.6№12. Май-август 2008.С. 18.

Баранов Н.А. Основные направления идеологического дискурса в современной России // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. Научный журнал. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. №2. С.19-34.

Баталов Э. От тоталитарной идеологии - к идеологическому плюрализму// Общественные науки и современность. 1991. № 3. С. 47 - 56.

Бученков Д. Феномен политической идеологии// Свободная мысль. 2010. №6. С. 43-56.

Бауман З. Идеология в мире постмодерна//Политическая наука. Политическая идеология в современном мире (РАН ИНИОН). 2003 .№4. С. 86-91.

Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий//Мистика, религии, наука. М.:Канон, 1998.С. 248.

Волков Ю.Г. Идеология в жизни современного российского общества// Социально-гуманитарные знания. 1999 -№ 6, С. 27-35.

Гаджиев В.А. Политическая идеология: Концептуальный аспект// Вопросы философии, 1998. №12, с.58-73.

Галкин А.А. В поисках альтернативы: судьба левой идеи в изменившемся мире // Полития. 2006. №1. С.108-114.

Гуторов В.А. Современная российская идеология как система и политическая реальность. Методологические аспекты//Полис. 2001. №3. С.65-74.

Жукоцкая А.В. Проблема идеологии: социально-философский анализ: автореферат на соиск. уч. степ. докт. филос.н. по спец. 09.00.11. М., 1998, 32 с.

Журнал о политических идеологиях//Политическая наука. Политическая идеология в современном мире (РАН ИНИОН). 2003. № 4. С. 161-162.

Иванова А.С. Начала «идеологии». Антуан Дестют де Траси и его наука об идеях//Вопросы философии. 2013. №8. С. 146-148.

Ионин Л. Апдейт консерватизма. М.: Высш. школа экономики, 2010,304 с.

Исаева Т.Б. Террористическая идеология в политических и правовых учениях российской оппозиции (ХIX - начало ХХ века). Смоленск: Универсум, 2010, 244 с.

Капустин Б.Г. Идеология и политика в посткоммунистической России. М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 265 с.

Кургинян С. Слово есть дело//Век. 1996.№15.С. 23.

Макаренко В.П. Главные идеологии современности. Ростов н/Д: «Феникс», 2002. - 480 с.

Малинова О.Ю. Идеологический плюрализм и трансформация публичной сферы в постсоветский период//Полис. 2007 -№1, С. 8-21.

Малинова О.Ю. Партийные идеологии в России: Атрибут или Антураж? Полис. 2001. № 5. С.- 98-107.

Малинова О.Ю. Концепт идеологии в современных политических исследованиях//Политическая наука. Политическая идеология в современном мире (РАН ИНИОН). 2003. №4. С. 8-21.

Мангейм К. Идеология и утопия// Мангейм К. Диагноз нашего

Мартьянов В.С. Постмодерн - реванш «проклятой стороны Модерна»//

Полис. 2005. № 2. С.54-83.

Матц У. Идеологии как детерминанты политики в эпоху модерна//Полис.1992 - №1-2

Мельвиль А.Ю. Категории политической науки. М.: РОССПЭН, 2001.- 341 с.

Москвичев Л.Н. Теория «деидеологизации»: иллюзия и действительность. М.: Мысль, 1971. 278 с.

Парето В. Социалистические системы//теоретическая социология:Антология:В 2 ч. Ч.1/М.: Кн. Дом «Университет», 2002. С. 259.

Соловьев А.И. Политическая идеология: логика исторической эволюции//Полис, 2001.- №2, С. 26 - 34.

Соловьев А.И. Идеология и культура: политические оппоненты современной эпохи//Политическая наука. Политическая идеология в современном мире. 2003. №4. С. 32-44.

Фишман Л.Г. Политический мир и идеология: «Опасное сближение»?Полис. 2001. №2, С. 46-54.

Фукуяма Ф. Конец истории//Вопросы философии.1990. - № 3. С. 134.

Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: АСТ, 2004. - 230 с.

Шварцмантель Д. Идеология и политика / Пер. с англ. Харьков: 2009. -

с.

Щербаков А.Е. Структурная композиция идеологии как процесса, Вестн. МГУ. Сер.123. Политические науки. 2004. №2, С. 66-78.

Похожие работы на - Политическая идеология как опорная категория политической науки

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!