Политика мультикультурализма в Европе на примере Германии, Франции и Швеции

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Политика мультикультурализма в Европе на примере Германии, Франции и Швеции

Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет Международных Отношений

Кафедра Мировой Политики










Курсовая работа

на тему: «Политика мультикультурализма в Европе на примере Германии, Франции и Швеции»


Выполнила: Гордеева Ю.П.

студентка 1 курса, 2 группы

Научный руководитель -

Кандидат географических наук

Матвеевская А.С.


Санкт-Петербург

год

Оглавление

Введение

Глава 1. Мультикультурализм в миграционной политике европейских государств

.1 Теоретические основы понятия миграционная политика

.2 Миграционная политика Германии

.3 Миграционная политика Франции

.4 Миграционная политика Швеции

Глава 2. Европейский мультикультурализм: проблемы и перспективы развития

.1 Формирование политики мультикультурализма в XX веке

.2 Современное состояние мультикультурализма в Европе

.3 Вопросы мультикультурализма в программах политических партий

.4 Перспективы развития политики мультикультурализма

Заключение

Список источников

Введение

Актуальность темы исследования.

Ежегодно миллионы людей пересекают границы в поисках новой жизни и работы, с целью получения образования или стажировок;путешествуют, ездят на лечение, спасаются от национальных, политических и других преследований.

На протяжении ХIX и XX веков миграционные процессы приобрели масштабную модификацию;появились качественно новые виды миграции - туристическая, челночная,трудовая и др. Несомненно, возросла активности миграционных потоков.К примеру, с 1990 по 2000 гг. количество мигрантов составляло более 20 млн. человек,а это около 2 млн. мигрантов ежегодно перебирались из менее развитых регионов мира в более развитые, в основном это была Северная Америка и Европа.

В настоящее время интеграционные процессы приобрели глобальный характер и попытки современных правительств решить проблему усиления миграционных потоков становятся все актуальнее. Помимо взаимодействия государств для реализации правильной миграционной политики, принимаются усилия по разработке идеологических платформ, которые могли бы помочь облегчить жизнь мигрантов и беженцев. В связи с этим в конце 20 века многие европейские страны начали активно проводить так называемую политику мультикультурализма, заключающуюся в уважении культур различных народов. В надежде на легкое «включение» трудовых мигрантов в европейское общество, их не принуждали к изучению государственного языка, культуры и традиций. Однако через некоторое время многие европейские страны признали проигрыш политики мультикультурализма.

В свете вышеизложенного представляется весьма перспективным рассмотрение эффективности политики мультикультурализма.

Объектом исследования данной курсовой работы выступает политика мультикультурализма в рамках трех европейских стран: Германии, Франции и Швеции.

Предметом исследования является эволюция политики мультикультурализма в Германии, Франции и Швеции, как социо-культурный феномен XXI века.

Степень научной разработанности.

В ходе курсовой обратимся как к зарубежным авторам,так и к отечественным:

Г.А. Карпов, У. Кимлик, М. В. Ключникова,А.Н. Сухов, И.А. Романов, М.Б. Денисенко, В. Ю. Сморгунов, К.Б. Бреттел, А.И. Куропятник, М.Б. Денисенко и другие. Многие исследователи данной темы акцентируют внимание читателей на крах политики мультикультурализма и переход многих европейских стран к политике интеграции. Об эффективность адаптационных механизмов интеграции мигрантов в принимающие сообщества пишут такие авторы как: А. Геддес, М. Гиунги, Ф. Пасси, Т. Флориан. В качестве источников были использованы Конституции трех европейских государств, опубликованные тексты государственных концепций миграционной политики, нормативно-правовые акты, международные соглашения, а также материалы средств массовой информации.

Хронологические рамки курсового исследования охватывают период с 1950-х по 2000-е гг.. Именно в этот период начинаются массовые миграционные потоки и происходит формирование новых правовых и идеологических основ.

Территориальные рамки исследования обусловлены границей трех европейских стран,а именно - Германии,Франции и Швеции.

Проблема неэффективности данной политики является чрезвычайно актуальной в наши дни по ряду причин:

1.усиленный рост приезжих из развивающихся стран;

2.социальная напряженность,рост бандитизма;

.маргинальность отдельных слоев населения;

.нежелание иммигрантов принимать культуру принимающей страны,продвижение своих традиций;

.разрушение многовековых культурных устоев;

.религиозные притязания

Цель данной курсовой работы - на примере трех стран Европы рассмотреть проблемы политики мультикультурализма. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить перечень задач:

1.Определить какое место мультикультурализм занимает в миграционной политике Германии, Франции и Швеции,

2.Указать интеграционные проблемы иммигрантов и коренных жителей,

.Показать перспективы политики мультикультурализма.

мультикультурализм миграционный политика европа

Глава 1. Мультикультурализм в миграционной политике европейских государств

1.1Теоретические основы понятия миграционная политика

В различных источниках научной литературы мы сталкиваемся с многообразием трактовки термина «миграционная политика». Проблема заключается в том,что одни авторы видят в ней необходимость государственного взаимодействия на различных уровнях, другие же,наоборот,считают,что возможны иные пути регулирования-негосударственные меры.

А.И. Романов определил миграционную политику в двух понятиях. В широком смысле такая политика должна воздействовать на все факторы переселения,а в узком - лишь на механизмы миграционного движения. По мнению Л.Л. Рыбаковского «миграционная политика - это система общепринятых на уровне властных структур идей и концептуально объединённых средств, с помощью которых, прежде всего, государство, а также другие общественные институты, соблюдая определённые принципы, предполагают достижение поставленных целей». С точки зрения С.В. Рязанцева, миграционная политика представляет собой систему общепринятых идей, концепций, с помощью которых общественные институты предполагают достижение поставленных целей .

Пожалуй, следует согласиться с тем, что в первую очередь миграционная политика- это концепция и целенаправленная деятельность политических и общественных институтов, направленная на упорядочение миграционных процессов. Ключевая цель миграционной политики является оптимизация миграционного движения, обеспечивающая циркуляцию трудовых ресурсов.

Прежде чем говорить о процессе регулирования миграционных потоков в отдельных странах, необходимо разграничить понятия «мигрант» , «эмигрант» и «иммигрант».

В международном праве до сих пор не выработано понятие «мигрант», это связано с тем, что нет четкого понимания целей того или иного «переселенца». Важным фактором в определении этого понятия является территориально- географическое перемещение, исходя из этого можно сказать, что «мигрант» -это лицо, пересекающее границы территорий со сменой постоянного места жительства навсегда или на длительное время. В основном мигрантами считают людей, которые находятся в поисках работы, от этого и пошло название «трудовой мигрант».

Понятия «эмигрант» и «иммигрант» схожи, но есть определенные нюансы. Эмиграция связана непосредственно с перемещением человека из одной страны в другую, эмигрант в свою очередь является лицом, выезжающим из своей страны в другою по тем или иным причинам. Иммиграция похожий процесс, однако акцент делается не на въезд из страны, а на выезд. Иммигрантом могут называть человека граждани принимающей страны. Приведу пример: гражданка Франции хочет эмигрировать в Германию. Для французов она будет эмигранткой, а немцы будут называть ее французской иммигранткой. Значит, она жила во Франции, а теперь в Германии. Все предельно просто.

Запомнить можно следующим образом: «эмигрировать в», а «иммигрировать из».

Специфика современного миграционного профиля отражает следующие ключевые моменты: выборочная политика миграции, ограничение въезда для отдельных категорий мигрантов (особенно по линии воссоединения с семьей), упрощение процедур приобретения гражданства, увеличение требований по интеграции для вновь прибывающих мигрантов, ужесточение санкций за нарушение миграционного законодательства, а равно отход от сегрегации мигрантов и переход к политике интеграции.

.2 Миграционная политика Германии

Современная Германия является одним из ключевых игроков на арене европейской интеграции. Расширение производства, распределение рынков труда обязывают страны принимать активное участие в миграционных процессах. Свобода передвижения трудовых ресурсов внутри ЕС подразумевает колоссальный международный обмен, при этом временные трудовые формы миграции не всегда, но зачастую превращаются в миграцию на постоянной основе - о таких метаморфозах Германия знает лучше любого другого европейского государства.

Приток иностранцев в Германию последовал после окончания Второй мировой войны. Для восстановления экономики страны требовались рабочие,которых явно не хватало из-за военных потерь как мужского,так и женского населения. Власти страны стали приглашать иностранцев в рамках международных соглашений. С 1955 по 1968 гг. рабочие приглашались из стран средиземноморского бассейна (Испания, Турция, Португалия, Тунис, Югославия и др.). Но положение в стране значительно изменилось к 70-м годам, когда численность иностранных рабочих составила около 2,7 млн человек . Вскоре, взяв пример с Швейцарии, Германия перешла на систему вербовки, так называемых, «гастарбайтеров». Эта система предполагала, что один рабочий получает разрешение на работу в течение определенного периода времени, а затем просто будет замещен другим таким же рабочим. Прибытие семей не приветствовалось, а также уделялось мало внимания жилищным условиям иностранцев, что создавало социальную нестабильности в обществе. Однако, работодатели получали выгоды, а именно- дешевизна рабочей силы и экономия на социальных издержках.

В конце 70-х гг. программы рабочей иммиграции были аннулированы правительством ФРГ , а новые законы,ограничивающие использования труда иностранных граждан,должны были значительно сократить общее число мигрантов. Однако, этого не произошло- из 19 млн. мигрантов, работавших в период 60-х - 70-х гг., 5 млн. осталось на постоянное жительство после окончания срока контракта. Численность иностранцев только увеличивалась за счет иммиграции по легальным (воссоединения семей и беженцы) и нелегальным каналам. В 1984 г. немецкие власти установили «гранты на репатриацию» для поощрения добровольного возвращения домой в размере 10 тыс. немецких марок, чем воспользовались лишь 40 тыс. иностранных работников.

Проблема заключалась и в том, что миллионы иностранцев не принимали никакой роли в общественной жизни страны. Правительство ФРГ стало предпринимать меры по интеграции иностранцев в немецкое общество. Так 1 января 1991 года вступил в силу Закон об иностранцах (Auslandergesetz, AuslG) от 09.07.1990 , который предоставлял права иностранным рабочим на постоянное жительство при условии пяти лет проживания и работы в стране, знания немецкого языка, наличии нормальных жилищных условий и отсутствии криминального прошлого.

С 1 января 2000 г. в силу вступили положения о реформировании Закона о гражданстве , облегчающие условия получения немецкого гражданства, а в августе того же года была введена балльная система « green-card», целью которой было привлечение квалифицированных рабочих, а это фактически означало, что закон 1973 года, запрещавший нанимать рабочую силу из третьих стран, потерял свою силу. Эта программа просуществовала лишь 5 лет, но после ее аннулирования некоторые пункты были записаны в иммиграционное законодательство страны, в целях облегчения трудоустройства .

В июле 2001 г. Независимая Комиссия по иммиграции представила новую стратегию «Структурируя иммиграцию - поощряя интеграцию» («Structuring Immigration - Fostering Integration»), в которой говорится, что Германии следует официально признать себя страной иммиграции, открыв каналы как постоянной, так и временной трудовой миграции, используя балльную систему отбора иммигрантов.

Законодательная база весьма перспективна и дает возможность многим иностранным гражданам реализоваться как полноценный гражданин ФРГ. К примеру, право на проживание в Германии- одна из самых удобных форм разрешения на жительство для иностранцев- предоставляется, если :

иностранец имеет вид на жительство в ФРГ нa протяжении не менее 8 лет, либо он имеет бессрочный вид на жительство не менее 3 лет;

иностранец не менее 60 месяцев осуществлял выплаты или вносил взносы в фонды пенсионного страхования.

На сегодняшний день миграционный прирост населения составляет 43 тыс. человек в год, при этом квалификация рабочих оставляет желать лучшего. В результате, для экономики Германии мигранты становятся не ценным ресурсом, а скорее обузой - их налоговые отчисления мизерны по отношению к затратам на социальное обеспечение. По подсчетам специалистов, как во многих европейских странах, Германия сталкивается с кризисом- старение население приводит к меньшему количеству работоспособных людей, что, следовательно, приводит к необходимости найма иностранных рабочих.

Германия превратилась в страну мигрантов и стала лидером в Европе (более 1/3 всех мигрантов европейского общества сосредоточены в Германии). Статистическое управление Германии обнародовало данные за 2012 год: более 16 млн человек имеют иностранное происхождение,то есть являются мигрантами.

Однако вопрос о последствиях миграции является спорным. С одной стороны, она позволяет в значительной мере решить проблему старения населения и оказывает положительный рост на рынке труда,но с другой-вызывает недовольство коренных граждан Германии, приводит к социальному напряжению, расовым и религиозным конфликтам.

В настоящее время возникает необходимость в приспособлении к новым реалиям жизни немецкого общества. В миграционном законодательстве Германии отмечается тенденция к переносу акцентов с «гастарбайтеров» на «новых граждан», а именно тех, кто будет являться хорошо образованными, активными и молодыми гражданами Германии. Для этого необходимо привлекать мигрантов на конкурентной основе.

.3 Миграционная политика Франции

Как и Германия, Франция ежегодно принимает миллионы мигрантов со всего мира. Современные реалии показывают не самую радостную перспективу развития миграционных процессов, а внутренний климат государства претерпевает постоянные изменения, затрагивающие все стороны жизни общества.

Массовая иммиграция во Францию началась в середине XIX века, тогда и сформировались основные направления французской миграционной политики: удовлетворение растущего спроса на рабочую силу и стабилизация демографического положения- Франция первая столкнулась с угрозой депопуляции. После окончания Второй мировой войны правительство Франции вело открытую иммиграционную политику. В ноябре 1945 г. был принят Закон о въезде и пребывании иностранных граждан в Франции- основной закон об иммиграции. В него вносилось более 40 поправок . В 50-е гг. во Францию стали прибывать рабочие из Италии и Испании, однако основной поток мигрантов шел из бывших французских колоний- стран Северной Африки, Магриба и Ближнего Востока. В середине 70-х гг. Франция столкнулась с экономическим кризисом, который дал толчок резкому росту безработицы. Тогда правительство свернуло программу приему иммигрантов, за исключением обучения, предоставления убежища и воссоединения семей.

Французский министр внутренних дел Ш. Паскуа в 1993 г. сформировал главную цель миграционной политики как сокращение нелегальной иммиграции до нулевой отметки. Позже, в августе того же года, был принят закон по сути запрещающий иностранцу прибывать во Франции на постоянной основе. Закон принципиально усложнил процесс получения разрешения на пребывание в стране некоторым категориями иммигрантов. Однако в 1997 г. Шарль Паскуа был обвинен в том, что он содействовал уменьшению человеческих ресурсов страны , посредством ограничения возможности в получении работы и проживании иностранным рабочим и студентам. В 1998 г. французское иммиграционное законодательство пополнилось новым законом Ж.П. Шевенманна, который облегчал процедуру получения гражданства, были открыты двери студентам и квалифицированным рабочим, а борьба с нелегалами приобретала более массовый характер.

По данным Национального института статистики и экономических исследований свыше 5 млн. иммигрантов проживает на территории Франции на конец 2010 г. По этническому составу иммигранты во основном из Германии и Бельгии (более 100 тыс.). Во Франции проживает более 100 тыс. немцев и бельгийцев, 90 тыс. поляков, около 70 тыс. вьетнамцев и более 73 тыс. китайцев. Примерно равное число выходцев из Швейцарии и Камбоджи (около 50 тыс.).

Однако во Франции существует различие между понятием «иммигрант» и «иностранец». Иммигрантом является лицо, проживающее во Франции, но не являющееся гражданином Франции с момента рождения. Иностранец же проживает во Франции, но не имеет французского гражданства. Из-за различия в понятиях, число иностранных жителей колеблется, но по официальной статистике количество иммигрантов на 2011 г. составляет 5,5 млн. человек.

«В настоящее время вопросами приема мигрантов занимаются многие государственные и коммерческие учреждения.

1.Департамент Министерства труда и солидарности разбирает вопросы, непосредственно связанные с интеграцией иностранных граждан.

2.Высший Совет по интеграции. В его полномочия входит разработка и реализация миграционной политики.

.Французское бюро помощи беженцам и апатридам (OFPRA) занимается вопросами рассмотрения ходатайств лиц, ищущих убежища, и предоставления статуса.

.Специальная служба помощи эмигрантам (SSAE), оказывает финансовую помощь всем лицам, ищущим убежища, до момента регистрации их ходатайств.

.Фонд социальных действий (FAS), занимается предоставлением пособий и финансовым обеспечением программ обучения иммигрантов.

.Бюро по международной миграции (ОМI), государственный орган, осуществляющий выдачу разрешений иностранным гражданам, желающим работать во Франции.

.Центры по приему лиц, ищущих убежища (CADA). В стране действуют 54 таких центра, рассчитанных на 3300 человек.

.Центры временного размещения лиц, получивших статус (СРН). Функционирует 35 центров временного размещения, способных принять 1240 человек.

Непременным условием успешной интеграции иммигрантов считается изучение французского языка. Для этого существуют специальные курсы.

В соответствии с Гражданским кодексом гражданином Франции считается:

тот, у кого хотя бы один из родителей имеет французское гражданство;

родившийся во Франции, у кого один из родителей также родился на территории Франции;

родившийся во Франции до 01. 01. 1994 у иностранца самого родившегося на территории, бывшей в этот момент французской;

родившийся во Франции, один из родителей которого родился в Алжире до 03. 07. 1962. Это положение не может применяться к детям, родившимся после 31. 12. 1993, если их родители-алжирцы не в состоянии подтвердить непрерывного легального проживания во Франции свыше 5 лет;

родившийся во Франции у родителей-иностранцев, если по иностранным законам он не получил гражданства ни одного из родителей (то же, если родители - лица без гражданства).»

мая 2006 года французская Assemblée Nationale одобрила закон о миграции и интеграции Французской Республики, согласно которому французская политика в области миграции ориентируется на стратегию выборочной миграции, т.е. в приоритетных списках будут высококвалифицированные специалисты, ученые, талантливые художники, музыканты и т.д. Иными словами, вводится система квот - определенное число иммигрантов, которым разрешено въехать в страну. Наиболее полное представление о значимости современного миграционного законодательства для Французской Республики отражено в словах бывшего президента Николя Саркози перед Парламентом страны во время представления данного закона: «перед тем, как мигрант въедет в страну, неважно по какому основанию - для учебы, воссоединения с семьей и прочего, Республика решит, скажет ли она ему «добро пожаловать».

Политика селективной миграции основывается на введении карты компетенции мигранта - carte competences et talents,. Обладатели данных карт, согласно ст. 15 Закона, будут осуществлять свою трудовую деятельность в избранном ими направлении. По смыслу, данная карта предназначена для облегченного въезда в страну специалистов высокой квалификации, ученых и профессионалов, которые требуются рынку труда Республики.

Вторым важным элементом миграционной политики Франции является обязательный договор об интеграции contract d'accueil et d'intégration, согласно ст. L311-9 Закона, обязующий мигранта, как проживающего в стране, так и впервые въезжающего на ее территорию, приложить все усилия для интеграции в принимающее общество, стать членом какого либо общественного образования и освоить язык до требуемого законом уровня.

Еще одно нововведение затронуло членов семей иммигрантов- закон о новых правилах въезда для родственников, живущих в стране иммигранта, который предполагает проведение генетической экспертизы для подтверждения родства. Однако финансовую помощь иммигрантам государство значительно сократило: пособия по безработице сократились в два раза. Эти правила существенно ударили по мигрантам, которые лишь живут за счет налогоплательщиков Франции, не стараясь принести свой вклад в экономику страны.

.4 Миграционная политика Швеции

Что касается Швеции, то долгое время она по праву считалась страной эмиграции. В середине XIX в. за ее пределы выехало более 2 млн. человек, что несомненно ударило по экономике Швеции. Изменения такой тенденции произошли в конце 30-х гг. XX столетия, когда в страну двинулись нескончаемые потоки иммигрантов. Очень показателен будет такой пример: каждый пятый житель Швеции является иммигрантом или имеет родителей иностранного происхождения. Современную Швецию легко можно назвать страной мультикультур.

Координацией миграционной политики занимается МИД Швеции, в подчинении котором находится Миграционный департамент.

Основная Законодательная база миграционной политики представляет из себя:

1.Закон об иностранцах 1989 г.

2.Закон о мерах борьбы с этнической дискриминацией на рабочем месте 1999 г.

«Шведское законодательство содержит положения, которые призваны предотвращать возникновение двойного гражданства. При приобретении подданства этой страны требуется представить документ, подтверждающий факт выхода из иного гражданства. Интересно, что шведские власти в начале 90-х годов не требовали таких справок от выходцев из стран СНГ, поскольку считалось, что с распадом СССР они автоматически стали лицами без гражданства.

Вместе с тем, на практике множество шведских граждан имеют паспорта других государств. Такая ситуация может возникнуть, в частности, в случае вступления шведских подданных в брак с гражданами Ирана или Швейцарии. По законодательству этих стран супруги автоматически приобретают местное гражданство.»

Международные соглашения:

1.Конвенция (1951 г.) и Протокол (1967 г.) о статусе беженца

2.Европейская конвенция о предотвращении насилия (1987 г.)

.Шенгенское соглашение (1994 г.), которое предполагало введение единой визы на территории ЕС, полицейское и таможенное сотрудничество, а также проведение совместной иммиграционной политики.

Швеция- крайне лояльная страна по отношению к иммигрантам, усилие властей государства идет на интеграцию мигрантов на равных условиях. Иммигрант имеет все те же права, что и местный житель, за исключением права голоса на выборах.

В последние годы правила иммиграции приобрели мультикультурный оттенок, и со стороны правительства исходят новые реформы, например, с 2008 г. получить разрешение на работу не составит никакого труда. Такие условия, несомненно, подойдут любому иностранному гражданину. По данным Eurostat общее количество иммигрантов в 9-миллионной Швеции составляет более 1,5 млн. Каждый год в Швецию въезжает около 103 тыс. иностранцев, и большинство из них остаются в стране на ПМЖ . С июля 2010 г. ,согласно данным Миграционной службы Швеции , в силу вступили изменения, позволяющие иммигрантам получить разрешение на проживание по основанию воссоединения с семьей без выезда из страны. Данные изменения были направлены на снижение разлучения детей с родителями, что звучит более чем гуманно, «со вкусом» мультикультурализма, так сказать.

Можно сделать вывод, что Европа старается проявлять понимание к интеграционным тревогам и заботам мигрантов из третьих стран. Создаются государственные органы власти, программы, инициативы, направленные на продвижение интеграции во всех сферах общественной жизни. В то же самое время имеется ряд проблем, такие как качество языковых и ориентировочных курсов для иностранцев, недостаточное использование производственного потенциала проживающих в стране мигрантов, необходимость улучшения шансов на трудоустройство, повышение квалификации для иммигрантов, получавших образование в третьих странах и т.д.

Важно понимать, что интеграция в понимании европейской миграционной политики - это не совместное сосуществование, а мирное взаимодействие, общее совершенствование общества. Такая Европа представляет истинный мультикультурализм, но, увы, не все так красочно, как может показаться на первый взгляд. В поисках лучшего способа интеграции приезжих, власти забыли о собственных гражданах, о своей культуре и единой Европе. Иммигранты, которые, не побоюсь этого слова, заполонили Европу, стали размывать целый пласт культуры и традиций, который создавался веками. Задача приезжих рабочих, в частности из стран Азии и Африки, заключалась лишь в заработке денег, а инфантильные надежды Запада о построение толерантного общества рушились...

С пониманием этого, власти европейских стран начали пересмотр адаптационной модели, ставя в приоритетах уже не проблемы иммигрантов, а своих граждан. В результате, миграционная политика изменилась в сторону селективной интеграции, выборность и ужесточение мер- стали ключевыми аспектами миграционного законодательства стран ЕС.

Глава 2. Европейский мультикультурализм: проблемы и перспективы развития

.1 Формирование политики мультикультурализма в XX веке

Термин «мультикультурализм» отождествляется с этническим, конфессиональным, языковым и культурным многообразием того или иного общества. Если раньше источником такого многообразия являлась историческая неоднородность населения, то сейчас таким источником, несомненно, являются иммиграционные процессы.

Мультикультурализм как явление появилось достаточно давно. Процессы смешения культур, языков, религий разных народов всегда присутствовали в истории. Но, если говорить о современном мультикультурализме, то необходимо учитывать всю широту распространения и роль этого явления. Неотъемлемой частью мультикультурности является глобализация, именно она делает смешение культур - нормой. В любом современном государстве присутствуют различные социальные группы, а их взаимодействие приводит к определенной интерпретации культуры.

Формирование идеи мультикультурализма связано с именем канадского политолога Уиллом Кимликом, чьи исследования повлияли на дальнейшее развитие этого феномена. В понимании Климлика существует два типа культур: те, которые выполняют весь набор коммуникативных, социальных и пр. функций, и те, которые находятся в маргинальном положении. В государстве непременно есть господствующая культура, которая является «своей» для одной части общества и «чужой» для другой. По мнению политолога группам должны быть предоставлены возможности для сохранения их культуры, а это означает одно - автономия групп от вмешательства окружающего общества. Что касается иммигрантов, к ним должно быть особое отношение - государство должно выказывать уважение их культурным корням, гарантировать равные права и делать более комфортной адаптацию к принимающему обществу.

Канада является родиной мультикультурализма. В середине 60-х гг. вместо того, чтобы ассимилировать новых мигрантов, канадцы приняли формулу мультикультур, а в 1971 г. такая политическая идеология была принята официально. В основу этой политики вошли такие принципы:

1.культурное разнообразие

2.взаимная толерантность и уважение

.равные права

.идентификация человека с той или иной этнокультурной группой

.политическая поддержка и правовая база, регулирующая отношения в обществе.

Иными словами, суть такой политики заключалась в возможности параллельного сосуществования различных этнических групп и взаимное уважение культур. В 1982 г. была принята Хартия прав и свобод (Canadian Charter of Rights and Freedoms), как часть Конституции Канады, в которой одно из главных положений касается необходимости сохранения в стране и расширения культурного наследия различных этнических групп .

На сегодняшний день такая концепция не признает одной доминирующей культуры, однако предполагает некую систему ценностей, за которой стоит культурный плюрализм, а главный аспект такой политики является толерантность. Государство , в свою очередь, должно обеспечить выполнение этих норм, или другими словами, должно очертить границы и определить «правила игры» между группами.

Взяв пример с Канады, многие европейский страны начали пересматривать свою политику и прибегать к мультикультурализму. Такая мера однозначно была вынужденной. Обращение к идеям «мультикультурного общества» отражало насущную потребность включения мигрантов в общественную жизнь принимающего государства. Актуальность этой проблемы проявлялась все больше, когда становилось ясно, что большинство тех, кого считали «гостями», останутся в стране навсегда. Действовав в рамках ассимиляции иммигрантов, Европа не могла «включить» те или иные этнические и конфессиональные группы в общий культурный контекст. В надежде на сохранение культуры национального большинства и принятие новых групп меньшинств, правительства европейский стран смягчили условия адаптации иммигрантов. Для реализация мультикультурной политики необходимо было предпринять следующие меры:

1.создание социальных платформ для лучшей адаптации иммигрантов

2.официальное признание и помощь в организации этнических праздников

.обеспечение толерантных межнациональных и межэтнических отношений

.расширение избирательных прав

.признание двойного гражданства

Однако закрепленный на законодательном уровне и воплощенный в соответствующих учреждениях мультикультурализм существует лишь в Канаде и Австралии. Только эти две страны положили в основание своих законодательств представление об обществе как совокупности этнических групп. Что касается Европы, то только власти Швеции и Нидерландов предприняли шаги, которые соответствовали идеям мультикультурализма: право на получение образования на родном языке, проведение праздников и издание собственных СМИ .

На сегодняшний день дискуссия о мультикультурной концепции приходит в упадок. Многие страны Европы открыто признали провал этой политики.

По наблюдениям американского социолога Р. Брабакера, с начала 2000-х гг. тенденция на разворот к ассимиляционизму проявляется все ярче и отход от политики мультикультурализма стал не исключением, а нормой.


Европа XXI века представляет собой глобальное мультикультурное и полиэтническое сообщество, и с этим трудно поспорить. Европа приобрела унифицированное политическое лицо, а именно: общий рынок, единая валюта, «прозрачные» границы, уравнение прав всех живущих на территории европейского сообщества, усиливающие влияние межгосударственных институтов. По всем законам жанра, Европа должна стать идеальным гражданским обществом, где не существует расово-этнической и религиозно- культурной дискриминации. Несомненно, это «лакомый кусок» для приезжих из стан Азии и Африки. В действительности же формула утопической Европы не работает. Возрастает негативное противопоставление между различными общинами и социальными формациями. Перечислим некоторые из них:

1.граждане против иностранных приезжих

2.одна этническая община против другой

.разногласие между европейцами и «неевропейцами»

.религиозная нетерпимость

В итоге эти явления приобретают окрас пропаганды европейской идентичности и защиты национально-культурных ценностей, языка, устоев социального государства и т.д.

На сегодняшний день по данным Eurostat население ЕС составляет более 500 млн. человек, из которых около 10%- мигранты, и это без учета нелегальных приезжих . Миграционные потоки приобрели стихийный характер, а самих мигрантов стали рассматривать как беженцев. В настоящее время в Европе ежегодно официально ищут убежище около 400 тыс. человек, а через различные нелегальные каналы въезжает более 500 тыс. мигрантов. Общая численность нелегальных мигрантов составляет от 5 до 7 млн. человек . Очевидно, что иммигранты образуют внушительную социальную прослойку, обладающую растущим демографическим потенциалом. Если рассматривать «неевропейское население» , то крупнейшими этническими общинами являются : турецкая и арабская (около 6 млн. человек), африканская и индо-пакистанская (около 5 млн. человек), китайская (более 1 млн.), американская (также), японская (100 тыс.человек) и др .

Характерная тенденция современной глобальной миграции состоит в значительном увеличении мигрантов без какого-либо образования и опыта работы. Границы национальных государств пересекают в поисках заработка не только чернорабочие и коммерсанты, но и их семьи. Да, несомненно, мигранты являются наиболее гибким контингентом рабочей силы, адаптированной к любым предложениям, условиям труда и заработной плате. Это привлекает европейских предпринимателей, так как это выгоднее, чем найм среднестатистического избалованного европейца. С точки зрения экономического роста, мигранты являются настоящим двигателем прогресса, но с точки зрения общеевропейского гражданского общества, приезжие дестабилизируют национальные приоритеты, подавляют культуру и в какой-то мере поглощают Европу.

Антимигрантские настроения в европейском обществе заметно усилились за последние десятилетия. Все чаще в газетах появляются пестрые заголовки о крахе мультикультурной политики, все заметнее становится социальная напряженность, и, к большому сожалению, все глобальнее становится проблема незащищенности европейской культуры.

Сложности с интеграцией иностранцев в обществе появляются в связи с увеличением числа нелегальных приезжих. Как следствие во многих европейских государствах образуются целые гетто и бесконечные конфликты, дающие почву для ненависти к мигрантам. Во Франции поводом для первых беспорядков послужила смерть двух подростков из семьи иммигрантов. Причиной гибели молодых людей стала не оказанная помощь французских полицейских . Париж и другие города охватила волна погромов, учиненных иммигрантами. Тогда, в 2005 г., чтобы ситуация не вышла из-под контроля, французским властям пришлось ввести чрезвычайное положение в регионе. В след за данными волнениями последовал законопроект, который был разработан министром внутренних дел Николя Саркози . «Он сделал акцент на видеокамерах наблюдения, которые установят в людных местах, с тем, чтобы круглосуточно контролировать ситуацию. Закон ставил под контроль перемещение людей из Франции за границу и обратно в страну. Во исполнение нового закона Саркози разработал "план" принудительной высылки подозрительных иностранцев из Франции. Уже в 2005 году их число превысило 20 тысяч. На 2006 год было "запланировано" выставить за дверь 25 тысяч. Откуда взялись эти "перспективные цифры", сказать трудно. Был делан акцент на ограничении автоматического получения французского гражданства в результате заключения фиктивного брака с французом или француженкой. С этой целью правительство должно было увеличить минимальный срок совместной жизни супругов с тогдашних двух до четырех лет, если речь идет о семье, проживающей во Франции. И с трех до пяти лет - для семьи, обитающей за рубежом. Усложнялась и сама процедура заключения смешанных браков за рубежом. Теперь жениху и невесте придется в обязательном порядке пройти собеседование с французским консулом. Он решит, не является ли брак фиктивным. Молодым иностранцам трудно будет устроиться на учебу во французских вузах. До сих пор для этого было достаточно будущему студенту заручиться справкой о зачислении в ВУЗ. Теперь ему надлежит пройти через сито Центра по обучению во Франции. Зарубежным выпускникам французских высших учебных заведений будет сложнее получить во Франции работу. На это им отведут только шесть месяцев. Не успеешь - езжай домой» .

В последнее время проблема интеграции мигрантов стала одной из ключевых на повестке дня шведского правительства. Массовая иммиграция породила множество социальных проблем. Население заметно разделяется, особенно в промышленных районах. Сегрегация негативна как для иммигрантов, так и для коренных шведов. Появляются предубеждения как с одной стороны, так и с другой. Все это приводит к национализму и ксенофобии.

Меры по успешной интеграции иммигрантов не проводились в течении долгого времени, поскольку власти не хотели признавать тот очевидный факт, что временные работники закрепились в Швеции на постоянное жительство. Что произошло в результате? Маргинализация целых поколений мигрантов и увеличение доли нелегально проживающих иностранцев. Многие иммигранты, особенно из мусульманских стран, после переезда в Швецию живут отдельными коммунами и не хотят принимать новую среду. Их замкнутость и закрытость зачастую вызывают агрессию, а недовольство со стороны местных жителей становится все заметнее; стычки порой доходят до нацизма и экстремизма. Границы между национальностями и межкультурные барьеры становятся ярко окрашенными, а мультикультурное «безумие» приобретает ранее невиданные масштабы. Как пишет шведская газета Nationell Idag : «Из-за наплыва иммигрантов и беженцев из стран третьего мира значительно возросло число тяжких преступлений. Специализация приезжих преступников - наркотики, разбой и изнасилования, в том числе и в школах. Нередки случаи, когда совершившему серьезное правонарушение иммигранту, получающему вид на жительство, дают удивительно мягкое наказание и не депортируют, хотя в таких случаях депортация практикуется. Естественно, растет возмущение законопослушных граждан, страдающих от преступности и чувствующих себя изгоями в собственной стране. Соответственно, увеличивается число сторонников националистических организаций. Некоторые наблюдатели утверждают, ссылаясь на данные Центрального статистического бюро (SCB), что к 2050г. шведы у себя на родине станут нацменьшинством» . С другой стороны, многие иммигранты чувствуют себя дискриминированными и обделенными, видя недоверие и даже страх в глазах шведов, принимающие на работу своих соотечественников, но никак не иностранцев. Местные жители обходят стороной районы, где проживают иммигранты, потому что там царит высокий уровень бандитизма.

Германия- крупнейшая западноевропейская страна- за последние годы приняла больше иммигрантов, чем вся Европа. Из 82, 3 млн. жителей около 7,5 млн. являются иностранцами . Германия охвачена очевидными затруднениями в адаптации иммигрантов в немецкое общество. Беспокойство местных властей вызывают более сплоченные диаспоры, которые не хотят интегрировать в общество в соответствии с теорией мультикультурности. Но эта теория, как можно заметить, имеет мало общего с практикой. Лишь мизерный процент из иностранцев и коренных немцев считают, что живут в реально существующем многокультурном обществе. Да, несомненно, идея мультикультурного общества привлекательна для всех, кто осуждает ксенофобию, но исходя из этой концепции, Германия сталкивается с куда более серьезными проблемами.

В целом, если обобщать проблематику интеграции, то стоит выделить основные причины волнений, беспорядков и недовольств:

1.отсутствие налаженной системы интеграции иммигрантов в европейское общество;

2.отсутствие каналов связи между меньшинствами и властями;

.отсутствие взаимопонимания между коренным населением и приезжими

.многие иммигранты просто не хотят работать, и государство обязано обеспечивать их за счет налогоплательщиков своей страны, что, конечно, возмущает европейцев;

.замкнутость этнических групп, создание общин на базе своих устоев, традиций и социальных норм и др.

6.религиозная нетерпимость

2.3 Вопросы мультикультурализма в программах политических партий

В последние два десятилетия в Европейских странах заметно усилилась обеспокоенность явно недостаточными ассимиляцией и интеграцией иммигрантов в общество. Власти предприняли попытки реформировать первоначально избранные модели интеграции. Основная цель проводимых мероприятий заключалась в том, чтобы уладить проблемы, вызванные культурным многообразием, повысить уровень занятости и снизить зависимость иммигрантов от социальных выплат, которые тяжелым бременем легли на бюджеты стран. На сегодняшний день эти вопросы остаются в центре обсуждений политических партий и неправительственных организаций.

Во Франции очень показателен возросший рейтинг партии «Национальный фронт», которую возглавляет Ж.- М. Ле Пене . Одной из ключевых задач перед собой партия ставит ужесточение иммиграционной политики. А также они предлагают отменить двойное гражданство, восстановить пограничный контроль в Шенгенской зоне, установить более жесткие ограничения на иммиграцию. Оппозиционная правая партия Союз за народное движение (СНД) также призывает реформировать миграционную политику. Жан-Франсуа Копен, глава партии, заявил, что эта политика должна быть основана на еще более жестком контроле границ Евросоюза, а также реформировании шенгенской зоны. Глава СНД предлагает также ужесточить борьбу с нелегальной миграцией и «сделать Францию социально менее привлекательной для мигрантов».

В Германии в правительственной программе 2002 г. союза ХСС/ХДС провозгласили свою миграционную политику таким образом: «Германия должна более жестоко, чем то было ранее, регулировать миграцию и ограничивать ее. Расширение миграционных потоков является опасной инициативой для всего мира и способно оживить радикально-направленные силы внутри страны» .

В 2014 г. ХСС предоставила проект, по которому иностранцы, желающие остаться в стране на постоянной основе, должны общаться по-немецки не только в общественных местах, но и дома. Генеральный секретарь партии Андреас Шойер утверждает, что только такие меры дадут возможность к лучшей интеграции иностранных приезжих. Однако, не многие поддержали эту идею. К примеру, Генсек баварской СДПГ (SPD) Наташа Конен заявила: "Не хватало только языковой полиции от ХСС, чтобы все контролировать".

В Швеции, начиная с 2009 г. правительством был представлен законопроект, который значительно усилил контроль за исполнением "начальных программ" муниципалитетами. Участие беженцев было на добровольной основе, однако предусматривалось денежное стимулирование (увеличение социальных выплат для присоединившихся к программе). Но ситуация осложнилась тем, что не было скорректировано право иммигрантов на выбор места своего пребывания. В результате в настоящее время продолжает увеличиваться их концентрация в малоимущих городских районах, а соответствующие муниципалитеты, обязанные обеспечивать участие в "начальных программах", не справляются с наплывом желающих. В этой связи легко объяснить рост ксенофобских настроений среди коренного населения данного региона Швеции. В провинции Сконе за националистическую партию Шведские демократы в 2010 г. проголосовало наибольшее количество избирателей.

В 2014 г. шведская христианско-демократическая партия выступила с рядом предложений: сокращение выплат мигрантам ,а вместо постоянного разрешения на жительство- выдача временного на 3 года .

В свою очередь партия Центра представила свою программу интеграционной политики. Центристы выступили с идеей ввести гарантированное первое жильё для мигрантов, предоставляемое муниципалитетами. Таким образом мигранты не будут застревать надолго в домах для беженцев или лагерях, как сейчас. Центр намерен изменить систему распределения беженцев между округами и муниципалитетами для того, чтобы оно стало более равномерным. Партия выступает за то, чтобы миграционное ведомство сотрудничало с муниципалитетами и службой занятости на ранней стадии. Программа центристов включает в себя также интенсивные курсы шведского языка для всех детей-мигрантов.

2.4 Перспективы развития политики мультикультурализма

Право на идентичность культурной формы стало очень популярно в Европе 1980-х гг. Предполагалось, что такая установка позволит легче адаптироваться иммигрантам, однако, по прошествии лет стало ясно, что такая установка не только проигрывает ассимиляционной модели, но и допускает растущую сегрегацию населения, которой не наблюдалось за последние 20 лет.

Сегодня страны-участники ЕС не перестают проявлять интерес в выстраивании полноценного диалога между представителями различных культур на собственном пространстве. Ключевым событием, по моему мнению, стала трагедия в Charlie Hebdo, которая показала, что население не готово смириться с тем, что представители других конфессий нагло диктуют европейцам, как жить и на что ориентироваться. Европа приходит к выводам о необходимости трансформации политики в отношении иммигрантов.

Дилемма мультикультурной политики на сегодняшний день состоит в том, как достичь подлинного единства без межкультурных противоречий. Можно предположить следующие сценария развития событий:

1.смена межкультурного диалога на модель «плавильного котла» (однако такой поворот событий мало вероятен, учитывая, что условия для протекания культурного взаимодействия в США и Европе различны)

2.изменение координат в мультикультурной политике.

Достичь гармонии между населением в условиях многообразия культур крайне сложно, но четкое понимание новых вызовов со стороны иммигрантов должно облегчить эту задачу. Страны ЕС должны изменить политику в отношении вновь прибывающих мигрантов, а предъявление требований должно рассматриваться со стороны выгоды европейского сообщества. «Включение» мигрантов в единое европейское пространство возможно в условиях принятие необходимых законов, концепций и регламентации политических шагов в данной сфере. Никто не говорит о полном отказе от мультикультурализма, наоборот, правительства стран должны способствовать сохранению толерантной среды среди граждан.

Жизненно необходимо понимать, что безопасность всех членов европейского сообщества лежит в сфере обязанностей властей, а это означает усиление контроля над лицами, причиняющие угрозу как внутренней, так и внешней безопасности. Прийти к обоюдному компромиссу необходимо не только политическим кругам, но и обычным гражданам. Модель эффективного мультикультурализма предполагает равное включение представителей всех культурных групп в общественную жизнь на условиях уважения. Однако, по мнению отечественного политолога А.М Демидова, политика мультикультурализма- модель, которая противоречит фундаментальным социально-политическим устоям общества, так как в государстве всегда есть доминирующая культура, а появление отличных от господствующей культур приводит к такому явлению как «параллельные общества», а в перспективе - «параллельные государства» . По его мнению «мультикультурализм является одним из фундаментальных постулатов современной либеральной идеологии, и отказ от него поставил бы под сомнение и другие её принципы. Европейские политики оказываются заложниками собственной системы ценностей, и предпочитают следовать однажды выбранному курсу, даже если он не достигает результатов. Однако подобная позиция создает риск дальнейшей дестабилизации социально-политической системы европейских стран, вплоть до возникновения вооруженных конфликтов».

У. Климлик, тот, чьи идеи стали ключевыми в развитии мультикультурализма, внимательно наблюдает за успехами и провалами этого явления. Как считает сам политолог, недостаточный уровень институализации государства и развития настоящей демократии ставит под сомнение правильную реализацию мультикультурной политики, а ее позитивное восприятие зависит от достижения высокой степени государственной самостоятельности, при которой многообразие культур не будет угрожать ее территориальной целостности и национальной безопасности .

В настоящий момент разговоры о поддержке культурного диалога и взаимной толерантности отодвинуты на второй план. 2010- 2011 гг. ознаменованы публичным признанием несостоятельности мультикультурализма. Так, например, канцлер Германии Ангела Меркель заявила: «Наш подход состоял в мультикультурализме, в том что мы будем жить рядом и ценить друг друга. Этот подход провалился, совершенно провалился» . С ней согласился, на тот момент президент Франции, Николя Саркози: «Мы были слишком озабочены идентичностью того, кто приезжает в страну, и обращали недостаточно внимания на идентичность страны, которая принимает приезжего» . А на 47-й Мюнхенской конференции по безопасности 2011 г. Дэвид Кэмерон призвал полностью отказаться от доктрины мультикультурности .

Итак, обратившись к истокам зарождения мультикультурализма, становится очевидным тот факт, что идея многокультурности является проекцией современного общества. Взаимоуважение- есть ключ к пониманию друг друга. Переменив эту концепцию с Канады, страны Запада, несомненно, старались облегчить жизнь иммигрантов посредством сохранения своей культуры, но время показало, что не все согласны принять данный подход. Европа столкнулась с серьезными проблемами разногласия, недовольства и конфликтов, которые впоследствии могут стать глобальными и затронуть все мировое сообщество.

Заключение

Вопрос об интеграции в последние годы стал исключительно актуальным, а глобализация, в свою очередь, делает границы все менее явными. В таком состоянии общество претерпевает всевозможные как положительные, так и отрицательные изменения; любой человек будет автоматически включен в цепь экономических, социальных, политических и др. процессов, однако только государство может определить барьер включения того или иного человека, предпринимая определенные меры.

Феномен мульткультурализма весьма многогранен, и не всегда там, где о нем много говорят, он действительно - в политической практике - реализуется. Если говорить о повседневной жизни, то, несомненно, мультикультурализм способен обогатить общество, однако как политическая концепция, он способствовал возникновению расколотого государства, лишенного политического и культурного центра. Национальное государство не приемлет сочетания в себе иных государств, по мере роста последних начинается соперничество.

Целью данной курсовой работы являлось рассмотрение политики мультикультурализма на примере трех европейских стран: Германии, Франции и Швеции. Проведенное исследование выявило целый спектр проблем и несостоятельность данной концепции.

В начале 50-х гг. полагалось, что присутствие иммигрантов в Европе носит временный характер, от этого и характер политики принимающих стран был лояльным к приезжим. Но вскоре стало очевидно, что временные гости не собираются покидать Европу, а, наоборот, жаждут остаться. Большинство европейских государств приняло мультикультурную модель интеграции, приветствуя автономность культур каждой этнической ниши. В ходе реализации такой политики выявились объективные недостатки, проявляющиеся в уже навязчивой диктатуре различных диаспор, их нежелание принимать западный образ жизни. Все это вылилось в недовольство коренных граждан и противостоянием культур, религий и этносов. Такая ситуация является крайне опасной, и разговоры об изменении иммиграционной политики ведутся все чаще.

Реалии последних лет свидетельствуют о необходимости переосмысления роли толерантности и многокультурности в процессе становления современного мира. Таким образом, поиск решений, лежащий в плоскости межкультурного диалога, имеет дальнейшие перспективы и исследования.

Список источников

.Денисенко М.Б., Хараевой О.А., Чудиновских О.С. «Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада», Москва 2003 г.

.Демидов А. М. Институциональные причины кризиса политики мультикультурализма в Европе // Молодой ученый. - 2013. - №7.

.Лобанов К.Н. Проблема религиозной и этнической толерантности в странах европейского союза и ее новое содержание в условия ужесточения иммиграционной политики ЕС // Среднерусский вестник общественных наук. ‒ 2007. ‒ No 2

.Рыбаковский Л.Л. Миграционная политика России: теория и практика // Современные проблемы миграции в России: материалы общероссийской научной конференции (11-13 ноября 2003г.). - М., 2003.

.Рязанцев С.В. Материалы международной конференции. Политика народонаселения: настоящее и будущее. - М: МАКС Пресс, 2005.

.Сухов А.Н., Трыканова С.А. Миграция в Европе и ее последствия. ‒ М.: Флинта, 2008.

.Большаков Г.А.-Сравнительный анализ политики интеграции и мультикультурализма в странах Скандинавии-Теория и практика общественного развития(2013, №5)-225-227 стр.

.Ключникова М.В. Швеция: влияние политики мультикультурализма на государство всеобщего благосостояния // Современная Европа. ‒ 2014. ‒ No 2. ‒ С. 54 ‒ 68

.Кондратьева Т.С. Западная Европа перед лицом «иммиграционного вызова». - 2006. -№7. - С. 35-40.

.Кондратьева Н.Б. Миграция в Европе: реалии и вызовы. По материалам международной конференции «Миграционные проблемы в Европе и пути их решения» // Современная Европа. ‒ 2015. ‒ No 1. ‒ С. 147 ‒ 149

.Куропятник А.И. Мультикультуризм: Идеология и политика социальной стабильности полиэтнических обществ.-Журнал социологии и социальной антропологии. 2000.Том 3. №2 - 53-65 стр.

.Романов, И.А. Миграционная политика: Проблемы целевого переселения / И. Романов // Вестник Московского университета: Сер 12:Политические науки . - 10/2004 . - N5 . - С.85-91 .

13.Brettel C., Hillifield F. Migration Theory.Third Edition ‒ New York: Routledge, 2000

.Castles S., Miller M. Age of migration: International Population Movements in the Modern World. ‒ London: Palgrave Macmillian, 2009

.Chou M.-H., Bangert IN., The 2006 French Immigration and Integration Law: Europeanization or Nicolas Sarkozys Presidential Keystone? Working Paper, No. 45, University of Oxford, 2007, S. 5

.Geddes A. The Politics of Migration and Immigration in Europe. ‒ London; Thousand Oaks; New Delhi: SAGE Publications, 2003

.Giugni М., Passy F. Dialogues on migration policy. ‒ Oxford: Lexington Books, a division of Rowman& Littlefield, 2006

.Germany at the Crossroads: National Identity and the Challenges of Immigration Hermann Kurthen-nternational Migration Review Vol. 29, No. 4 (Winter, 1995), pp. 914-938 Published by: The Center for Migration Studies of New York, Inc.

.Kymlicka W. Multicultural Odysseys. Navigating the New International Politics of Diversity / W. Kymlicka. - New York : Oxford University Press, 2009. - 374 рp.

. Florian T., Imke K. EC Visa Facilitation and Readmission. International Migration review. 2008

21.Straubhaar T. New Migration Needs a NEMP (A New European Migration Policy). HWWA Discussion Paper 95, 2000

Похожие работы на - Политика мультикультурализма в Европе на примере Германии, Франции и Швеции

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!