Партийная система современного российского общества: динамика политической реформы Д.А. Медведева

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,27 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Партийная система современного российского общества: динамика политической реформы Д.А. Медведева















КУРСОВАЯ РАБОТА

«Партийная система современного российского общества: динамика политической реформы Д.А. Медведева»

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению партий и партийных систем

.1 История происхождения и структура политических партий

.2 Партийные системы и политические режимы

Глава 2. Динамика политической реформы Д.А. Медведева

.1 Реформы избирательной системы РФ: к истории вопроса

.2 Изменение условий регистрации партий после реформы Д.А. Медведева

.3 Результаты реформы Д.А. Медведева на 2012 год

Заключение

Библиография

Введение

В начале работы хочется сказать об актуальности данной темы. В современном мире постоянно происходят различные изменения, политика, разумеется, не является исключением. Можно проследить развитие политических преобразований политических систем ХХ века на примере тоталитарных режимов в Европе. Таким образом, мы сможем выявить значение и важность политических реформ. В современной России они давно назревали и вот результат - появление институциональных изменений в современной партийной системе. Это является важным шагом со стороны государства, для улучшения всей политической системы в целом. Те изменения, которые происходят под влиянием политической реформы, являются интересной темой исследования. Можно добавить, что процесс реформирования еще не завершен, и поэтому можно наблюдать его как бы в реальном времени. Задуманная Д.А. Медведевым политическая реформа направлена на решение проблем политической системы. В данный момент тема реформирования представляет достаточно большой научный интерес. Насколько сильно политические партии зависят от государства? Может ли политическая реформа решить все проблемы современной партийной системы РФ? Какие шаги реформирования уже сделаны? В данной работе мы попробуем дать ответы на эти вопросы.

Целью данного исследования является раскрытие таких явлений как политическая культура, политическая система и ее особенности, партийная система, политический режим (виды политических режимов), политическая партия, и выявление специфики политической реформы в современной РФ, осуществляемой президентом РФ Д.А. Медведева. Так же мы будем рассмотреть промежуточные результаты, полученные к концу декабря 2012 года. Мы выявим те изменения, которые уже произошли, и попробуем установить причинно-следственные связи. Так же выделим основные особенности политической реформы в РФ. Попробуем дать оценку происходящим переменам в политической системе РФ.

Объектом исследования является партия как политический феномен. Партия как элемент партийной системы является важным политическим институтом. С начала ХХ века парии активно появляются в современном мире.

Предметом исследования является политическая реформа Д.А. Медведева начатая им в 2011 году. Необходимо рассмотреть предпосылки и цели данной реформы. Понять ее направление и установить достигнутые результаты.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

. Проанализировать определения «политическая культура», «политическая систем», «партийная система», «политический режим», «политическая партия», «политическая реформа»;

. Проследить эволюцию партийного строительства и политической реформы в РФ;

. Раскрыть ценностное содержание политической реформы и выявить изменения в политической ситуации в России в связи с политической реформой;

. Определить, как развивается политическая реформа, и о каких ее результатах можно говорить к концу 2012 года.

В первой главе мы будем разбирать поставленные задачи 1 и 2, во второй главе соответственно задачи 3 и 4. Для написания данной работы использован методы сравнений и аналогий, сравнительно-исторический и аналитический анализ источников. В работе проанализированы источники и монографии: М. Дюверже «Политические партии», М.Я. Острогорский «Демократия и политические партии», Х. Арондт «Истоки тоталитаризма», М. Фуко «Интеллектуалы и власть», так же исследованы Законы РФ касающиеся политических партий и выборов на разных уровнях власти.

Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению партий и партийных систем

.1 История происхождения и структура партий

Чтобы начать рассуждения, нужно разъяснить смысл самого слова «партия» и его исторически возникавших определений. Откуда появилось и что обозначало?

«Термин «партия» «partes» происходит от латинского слова «pars», что означает «часть, участие, сторона, раздел», и «partio» - «делю», «разделяю». Со времен Древнего Рима существует поговорка: «Partes Caesaris sequi» - «Присоединиться к партии Цезаря» (букв. «следовать за»), т.е. оказаться на стороне победителей. В современном итальянском языке термин «part» означает: «часть», «доля», «отрезок линии», «сторона», «партия», а также «игра», «роль», «участие в какой-либо деятельности» и одновременно, «быть в стороне». Понятие «политическая партия» обозначается термином «partito». В этом смысле - как отдельная группа, часть общества, сторона спора, игры, борьбы, какая-либо общественная деятельность, латинизм «part»» вошел практически во все европейские языки, а в XX в. стал интернациональным».

Возникновение политических партий способствовало зарождению политической мысли, а также в целом формированию такого явления как политическая культура, которая со времен античной цивилизации и до наших дней оказывает воздействие на формирование самой политической мысли. Поэтому об этом явлении стоит упомянуть. Характеризуя многозначность понятия современности и, вместе с тем, уточняя понятие политической культуры, можно отметить следующую особенность: «Эстетическое не просто переплетено с политическим, а выступает как его средоточие и предельное проявление».

Существует следующее определение политической культуры: «Политическая культура - система ценностей, отражающих функционирование, с одной стороны, государства, с другой - общества. Она нацелена на жизне-воспроизводство общественной системы и является важным показателем ее развития в ряду других общественных систем. В то же время политическая культура - отражение этно-исторической самобытности; она всегда исторична, конкретна». В этой своей конкретности политическая культура есть важное составляющее любого общества, рассматриваемого с точки зрения его политической системы. Это можно проследить по различным историческим примерам, взять, например, описание Аристотелем жизни древнегреческого полиса, выражающее суть его политической системы. Политическая культура Италии XVI века описана в трудах Н. Макьявелли.

С точки зрения учета особенностей современного политического процесса необходима разработка методологических подходов к решению задач партийного строительства но, прежде всего, необходима четкость понимания того, что такое партия. Согласно данным известного политолога М. Дюверже, политические партии в том виде, в котором мы их сейчас видим и воспринимаем, в 1850 году отсутствовали везде кроме США. За последние 160 лет ситуация сильно изменилась. Сейчас во многих странах мира есть политические партии. Это является неотъемлемой частью современного демократического общества.

Существует несколько определений понятия «партия», в данной работе мы проработаем некоторые из них. Начнем с определения М. Дюверже: «Партия это не просто общность, но совокупность общностей, множество рассеянных по стране малых объединений (секций, комитетов, местных ассоциаций, etc.), связанных между координационными институтами». Это определение учитывает современное состояние партийной системы, включающей в себя много звеньев. Сегодня партии занимают важное место в демократических странах. Они являются своеобразной движущей силой.

Вот какую характеристику понятия «партия» дает М.Я. Острогорского: «Партия по своей природе является свободным объединением граждан, которое, как и всякое другое объединение, не поддается внешнему воздействию, поскольку оно не противоречит общему закону». М.Я. Острогорский написал это более 100 лет назад, но смысл написанного, остается актуальным и сейчас.

Для сравнения вот еще одна формулировка начала ХХ века: «Политические партии, - писал российский политолог Ю. Гамбаров, - есть общественная группа. Это значит, что она не представляет собой целого народа или общества и есть, как это показывает и этимология данного слова латинского корня, только часть народа или общества».

Отсюда следует, что Ю. Гамбаров видит партию как одну из ячеек политического общества. Здесь их взгляды совпадают с М.Я, Острогорским. За более чем сто лет партии все равно остались лишь общественной группой. Люди вступают в партию по собственному желанию и сами вольны выбирать себе партию по своим политическим взглядам.

Следующая формулировка политической партии очень актуальна для современного общества. Она характеризует современное состояние самой политической системы современности.

«Политическая партия - открытая информационная система. Один из ключевых факторов ее существования - обмен информацией с окружающей средой. Чем более интенсивно он проходит, тем выше «температура тела» партии, тем быстрее она развивается. И наоборот».

Основное назначение партии это борьба за власть в стране. Также партия, добившись власти, должна эту власть удерживать. Если партия не состоятельна и плохо организована то, скорее всего она быстро потеряет поддержку населения и прекратит свое существование. Возможны варианты слияния партий, если они относятся к одному политическому крылу (правые, левые или центристы) или для укрепления своих позиций.

««Классические» Политические партии типа британской консервативной или шведской социал-демократической еще в середине 20 века последовательно вели борьбу за власть для некой весьма значительной части общества, одновременно для нескольких социальных групп».

Официальное определение партии есть в нормативно-правовых актах РФ. Оно говорит о том, что партии в РФ созданы на благо жителей страны для представления интересов различных социальных групп.

По действующему российскому законодательству политическая партия есть: «общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни, общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления»».

Таким образом, в ситуации современности речь идет уже не только об отдельных партиях, а о целых политических системах, существующих и функционирующих в сложных условиях современного общества. Поэтому рассмотрению подлежат партийные системы и их особенности.

.2 Партийные системы и политические режимы

политический партия реформа медведев

Политическое есть сфера коммуникации между людьми, сфера, «где у нас есть обязательства договориться с другими людьми о том, какие убеждения и желания лучше иметь». Мы все находимся в этой сфере коммуникаций, просто все занимаем разные места.

В отечественной политологии существует такое определение политической системы: «Политическая система в традиционном, принятом в отечественном политико-правовом познании варианте осмысления - это сложный и динамичный механизм интегрированного выражения интересов различных социальных групп посредством политики и власти, обеспечивающий управление делами всего общества. Основным назначением этого многомерного образования является обеспечение целостности, единства действий людей в политике, взаимосвязь граждан и государства. Понятие «политическая система» позволяет наиболее полно и последовательно раскрыть социально-политическую природу общества, существующие в нем политические отношения, институты, нормы и принципы организации власти». В этом определении заложен глубокий смысл того, насколько важна для любого современного общества политическая система. Насколько необходимо наличие в ней качественных политических институтов, связи между государством и гражданином, живущим в нем. Особенно в данном определении подчеркивается многомерный характер политической системы и ее динамизм.

Что касается партийных систем, то их существует несколько видов. Это однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы. Партийная система зависит от политического режима в той или иной стране. Соответственно мы не можем говорить о многопартийности в тоталитарном государстве и наоборот об однопартийной системе в демократическом государстве.

Однопартийная система свойственна авторитарным и тоталитарным режимам. Во главе всего общества стоит партия. Она осуществляет строгий контроль над населением страны, ведется борьба против врагов партии.

В таком случае партия определяется как: «Главное дело партии состоит в распространении в обществе велений диктатора, обеспечении правительственной пропаганды. Именно в этом и заключается самое настоящее ее своеобразие. Единственная партия неотделима от современной техники воздействия на массы. Она представляет собой пропагандистский орган, наиболее совершенный из всех доныне известных. Она идеально приспособлена для управления общественным мнением, для того чтобы его формировать, ставить в определенные рамки, регулировать и направлять. Но убеждения и даже навязывания своей воли не всегда оказывается достаточно: их дополняют слежка и репрессии. Будучи органом пропаганды, партия выступает также и полицейским органом, и ее оригинальность здесь не менее велика. Надзор и донос составляют две существенные обязанности добросовестного активиста. Сама организация партии позволяет ей следить за всем».

Хорошее определение партии в однопартийной системе. Партия определяется как механизм воздействия на массы. Как движущая сила над всем обществом. Народ это вынужден принимать, по причине боязни карательных институтов власти.

В этом смысле примерами однопартийной системы являются СССР и Фашистская Германия. В этих режимах характерно представлена пропаганда в различных ее проявлениях. Например, запрет народу на вольнодумство. Это особенно сильно проявлялось в СССР в 30-х - начале 50-х годах XX века. Пропаганда активно применялась в Фашистской Германии, благодаря этому германский народ оказался под властью Национал-социалистической немецкой рабочей партии. В СССР был сильно развит «карательный аппарат» - слежка и репрессии над лицами, попавшими под подозрение в неверности партии. Несмотря на похожесть режимов стран, они имели каждая свои пути развития. Тоталитаризм развивался по-разному. В СССР он вырос из внутренней борьбы в рядах РСДРП. После прихода к власти И.В. Сталина, им начинается постепенный захват всей власти. С помощью тотального контроля над всем обществом, за 15 лет СССР смог догнать высокоразвитые индустриальные страны запада. Жесткая дисциплина, существовавшая в партии, переносилась на все общество, не допускалось и преследовалось инакомыслие. Про фашистскую Германию можно сказать, что там тоталитаризм вырос из захвата власти в стране одной партией. И контроля всего народа с помощью определенных рычагов давления. Прежде всего, основополагающей стала идея превосходства немцев (истинных арийцев) над всеми другими нациями.

Двухпартийные или дуалистические системы - это партийные системы, в которых конкурируют между собой две политические партии. В качестве примера можно привести такие страны как США и Англия. В этих странах есть две сильных партии, конкурирующих за власть в стране.

Многопартийные политические системы. В стране с такой политической системой находится у власти более трех партий. Многопартийные системы - явление относительно недавнее. Поэтому актуально следующее высказывание: «Типологию многопартийности дать нелегко: от трех партий - и до бесконечности, включая бесчисленное множество разновидностей; а сколько еще форм и оттенков в каждой из них!»

С методологической точки зрения важен анализ генезиса многопартийной системы. Многопартийность возникает по разному, она может трансформироваться из двухпартийных политических систем или как в РФ формироваться после развала СССР, хотя надо заметить еще до 1917 г. в Российской Империи активно шел процесс формирования партий. Когда в октябре 1990 г. был принят Закон СССР «Об общественных объединениях», то на его основе сразу начали появляться всевозможные партии.

Также существует понятие политического режима. Рассмотрим несколько видов политических режимов: тоталитаризм, авторитаризм и демократию. Все эти режимы присутствуют в настоящее время на нашей планете.

Политический режим, подразумевающий полный контроль над населением страны и различные репрессии, - это тоталитаризм. Ханна Арондт в своей книге - «Истоки тоталитаризма» описала зарождение тоталитаризма и то, что ему предшествовало.

Она пишет следующее: «Тоталитарные движения нацелены на массы и преуспели в организации масс, а не классов, как старые партии, созданные по групповым интересам в континентальных национальных государствах; и не граждан имеющих собственные мнения об управлении общественными делами и интересы в них, как партии в англо-саксонских странах. Хотя сила всех политических групп зависит от их численности, тоталитарные движения зависят от голых количеств до такой степени, что тоталитарные режимы вероятно невозможны в странах с относительно малым населением».

Это высказывание раскрывает смысл тоталитаризма, анализируя такой феномен как тоталитарное движение, и служит классификации режимов данного типа. Отсюда можно сделать вывод, что тоталитарный режим в СССР и Фашистской Германии был нацелен на массы и в определенный момент этими массами поддержан. Сила масс, на которые опирались лидеры тоталитарных движений, была огромной.

К вопросу об условиях возникновения и о генезисе тоталитарных режимов относится высказывание, касающееся формирования и распространения тоталитарных движений, а именно: «Тоталитарные движения возможны везде, где имеются массы, по той или иной причине приобретшие вкус к политической организации. Массы соединяют отнюдь не сознание общих интересов, и у них нет отчетливой классовой структурированности, которая выражается в определенных, ограниченных и достижимых целях. Термин «массы» применим только там, где мы имеем дело с людьми, которых по причине либо их количества, либо равнодушия, либо сочетания обоих факторов нельзя объединить ни в какую организацию, основанную на общем интересе: в политические партии, либо в органы местного самоуправления, или различные профессиональные организации, или трейд-юнионы».

Здесь имеется в виду то, что благодаря «свободным» массам, в любом обществе могут возникать тоталитарные движения. И чем больше таких масс, тем сильнее может быть тоталитарное движение. Хорошим примером может служить СССР. Когда к власти пришли Большевики они как раз и опирались на «свободные» массы Российского народа.

Что касается авторитарных режимов, то они распространены в современном мире. Многие страны подходят под режим авторитаризма. Страны, называющие себя демократическими, по сути своей часто бывают авторитарными.

««Авторитаризм», строго говоря, обозначает такое отношение между власть имущими и руководимыми, которое основывается в большей степени на силе, чем на убеждении. Равным образом, это и такие политические отношения, при которых пополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы между кандидатами за ответственные общественные должности. И наконец, употреблению этого слова сопутствует не всегда точное представление о том, что режимы этого рода игнорируют установленные законом процедуры замены и мирного смещения их руководителей, что прекращение и передача власти в них есть результат насильственной конфронтации, а не институционализации».

Авторитаризм может являться относительной стабильностью, но стабильность часто переходит в застой. К тому же от авторитаризма сложно просто так «избавиться», смена такого режима может сопровождаться гражданской войной. К тому же в авторитарном режиме поддерживается определенный контроль над обществом.

Теперь мы перейдем от политического режима к партийным системам. Рассмотрим определение политической системы, ее значение для общества в целом.

«Партийная система, с одной стороны, является элементом общей политической системы государства, а с другой стороны, сама в значительной степени ее формирует. При этом партийная система является результатом комплексного воздействия ряда факторов - это собственно законодательство о политических партиях, избирательная система, форма правления, особенности национальной политической культуры и т.д.».

Основываясь на этом определении можно подтвердить следующее: партийная система и политическая система имеют взаимосвязь и чем эффективнее они влияют друг на друга, тем выше политическая стабильность в стране. Чем лучше взаимодействуют элементы систем, тем лучше результаты, которые они могут показать.

Тему политической системы и политических партий следует рассматривать в контексте вопроса о власти. Французский философ и политолог М. Фуко, отмечая первостепенную значимость политической теории, указал на важный с методологической точки зрения аспект - на необходимость создания современных стратегических проектов, основанных на анализе властных механизмов: «…Это запугивание реформой, - писал он, имея в виду политическую ситуацию во Франции, - связано с неполнотой стратегического анализа, свойственного политической борьбе, а именно борьбе в поле политической власти. И сегодня роль теории, мне представляется, состоит как раз вот в этом: не излагать глобальную систематичность, которая все расставит вновь по своим местам, но анализировать властные механизмы в их обособленности, засекать их связи, … и мало-помалу строить стратегическое знание».

М. Фуко предостерегал от узости подхода к анализу вопроса о власти, но это его замечание касается и политической теории в целом: «Мы, - писал он, - выхолащиваем вопрос о власти, когда ставим его единственно на языке законодательства либо Конституции, или же исключительно по отношению к государству либо государственному аппарату. Власть же - это нечто гораздо более сложное, гораздо более плотное и рассеянное, чем какая-либо совокупность законов, или какой-то государственный аппарат».

Приведенные высказывания М. Фуко подтверждают тот факт, что политологам, когда речь идет о политической теории и государственных деятелях, приходиться иметь дело со сложными политическими системами, имеющими и общие черты, и свою специфику, присущую отдельным странам. Каждая страна является абсолютной индивидуальностью, и все что в ней происходит, зависит от национального менталитета этой страны.

Глава 2. Динамика политической реформы Д.А. Медведева


Современная модель политической системы в России появилась относительно недавно. Она начала строиться в 1991 году, после развала СССР. Если сравнивать с западными странами, где политические системы действуют стабильно уже много десятилетий, а в США и столетий, Российская политическая система молодая и нестабильная в ней постоянно происходят различные изменения.

Различные политические реформы начались в РФ с 1991 года. Новая страна формировала новую политическую систему. На развалах СССР и одно партийности начали появляться различные политические партии. Хотя благодаря реформе М.С.Горбачева первые альтернативные КПСС партии начали появляться еще в конце 80-х годов XX века. Важным решением для современной многопартийности стало принятие закона СССР от 09.10.1990 № 1708-1 «Об общественных объединениях». После его подписания стала возможной официальная регистрация политических партий. Это являлось важной отправной точкой для современной политической жизни общества.

Октябрь 1990 года можно считать началом большого пути политических реформ в РФ. После развала СССР реформы политической системы стали просто необходимостью.

Условно на данный момент можно выделить три этапа политических реформ: 1991-1999, 2000-2008 и 2008-2012. Начиная с первого этапа, политическая система РФ является многопартийной. Нас будет интересовать в первую очередь третий этап. С 2008 года новым избранным президентом РФ стал Д.А. Медведев. Он сменил на этом посту В.В. Путина. В конце 2011 года в послании Федерального собрания он предложил изменить порядок регистрации политических партий и некоторые другие структурные изменения политической системы.

Существует аналитика современной выборной системы. При этом политологи демонстрируют разные подходы. Некоторые из них достаточно критичны, например: «Сформировавшаяся в настоящее время в стране избирательная система представляет собой пример того, как, сохраняя внешнюю форму того или иного института, можно полностью лишить его традиционного смысла. Формально являясь пропорциональной, на практике отечественная избирательная система означает систему многоуровневых ограничений и тотального контроля бюрократии за реализацией избирательных прав граждан, когда выборы все более напоминают не реальную конкуренцию, а тщательно отрежиссированные спектакли с заранее известным финалом».

Из данного высказывании можно понять так: бюрократические рамки давят на общество, ограничивая его. И как следствие общество может выражать свое недовольство. А если государство не прислушивается к своим гражданам, это может повлечь за собой волнения среди населения страны.

Вот еще одно высказывание о партийной системе «Сложившаяся во второй половине 2000-х гг. партийно-избирательная система может характеризоваться как система все более ограниченной и регулируемой государством политической конкуренции в условиях управляемой партийной системы с формально доминирующей партией, выполняющей вспомогательную политическую роль придатка исполнительной власти».

Это получилось в следствии, отсутствия конкуренции между партией власти и оппозиционными партиями, которые в свою очередь не могут или не хотят конкурировать с партией имеющей большинство мест в Государственной думе.

Вместе с тем, все аналитики единодушны в одном: «Право граждан на формирование органов власти посредством выборов, является важнейшей основой демократии. В свою очередь, свобода избирать власть немыслима без ряда других основных гражданских и политических свобод, в частности права на свободное объединение в политические партии и союзы, слова и других». Данное рассуждение основывается на мысли о необходимости формирования гражданского общества, в котором актуализированы, прежде всего, гражданские свободы. То, что прописано у нас в Конституции, должно иметь возможность реализовываться.

В декабре 2011 года в своем послании к Государственной думе президент РФ Д.М. Медведев выступил с очень важным начинанием. Он предложил произвести изменения в политической системе РФ. Было предложено шесть пунктов для изменения. Во-первых, упростить порядок регистрации партии - сократить минимальную численность партии до 500 человек, при наличии представления 50% регионов РФ. Во-вторых, проводить выборы руководителей субъектов РФ прямым голосованием жителей данных регионов. В третьих сократить минимальное число подписей для участия самовыдвиженцев в выборах президента РФ до 300 тысяч и до 100 тысяч от непарламентских партий. В четвертых, изменить порядок формирования центральной и региональных избирательных комиссий. Расширить представительство политических партий в избирательных комиссиях. Партии должны получить право отзывать своих представителей в комиссиях досрочно, в случае необходимости. В пятых изменить систему выборов в Государственную думу, ввести пропорциональное представительство по 225 округам. В шестых отменить необходимость собирать подписи для участия в выборах в Государственную думу и различные региональные избирательные органы.

На конец декабря 2011 года, то есть, перед посланием президента Федеральному собранию, существовали определенные требования. Так для регистрации партии необходимо было иметь не менее 45 тысяч членов, и иметь региональные отделения, в более половины субъектов РФ численностью не менее 400 человек. Главы регионов назначались органами субъектов РФ по личному представлению президента РФ. Кандидатуры выдвигались от партии, победившей на региональных выборах. Для регистрации в выборах, самовыдвиженцу необходимо собрать 2 млн. подписей, а политическим партиям 150 тысяч. Если здраво посмотреть на такие цифры становиться понятно, что создать политическую партию при таких условиях практически не реально. Организация должна будет несколько лет организовываться, и вместо реальной работы будет только организационный процесс и бюрократические заминки.

Достаточно яркий пример можно привести из недавнего прошлого. С 2004 года кол-во партий в РФ значительно сократилось. К 2010 в РФ насчитывалось 7 партий. В 2004 их было 44. Постепенно из-за не популярности и различных слияний количество партий быстро сокращалось. Некоторые партии после провалов на выборах прекращали свое существование из-за невозможности погасить финансовые задолженности. Партия «Правое дело» была единственной партией, которая была зарегистрирована в период с 2004 года.

Можно сделать вывод, что партийная система сильно ослабла и выдержать уровень борьбы смогли только 7 партий. Причем в Государственную думу смогли пробиться, только 4 из них.

В течение оставшегося срока своих президентских полномочий Д.А. Медведев частично начал реализовывать политическую реформу. Он внес законопроект в Государственную думу, дающий жителям регионов возможность самим выбирать себе главу региона сроком на пять лет. Далее им был подписан закон упрощающий регистрацию политических партий. Последним был подписан федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Подобные предложения реформ и их быстрая реализация может быть связана с народными волнениями, прокатившимися по стране в период с декабря 2011 по май 2012 года. Протестные движения были связаны с выборами в Государственную Думу IV созыва. Люди, выходившие на улицы, были, недовольны результатами голосования. События показали, что наличие политических свобод в обществе создает напряженность, реальность требует особенно вдумчивого отношения к ситуации, учета интересов разных слоев населения, конструктивного решения вопросов партийного строительства, соответствующего современной политической ситуации.

Изменение в партийной системе даст возможность всем политически активным гражданам проявить себя. В стране появиться много партии и эти партии будут представлять большее количество людей. Не будет ограничения между семью партиями. При таких условиях регистрации партии, многопартийная политическая система сможет проявить себя в лучшем виде.

.2 Изменение условий регистрации партий, после реформы Д.А. Медведева

Реформирование политической и партийной системы началось почти сразу. Уже 2 апреля 2012 года был подписан Федеральный закон «о внесении изменений в федеральный закон «о политических партиях»». Согласно этому документу минимальная численность политической партии для государственной регистрации должна составлять всего 500 человек. Это в 80 раз меньше старого минимума. Новый порядок регистрации стал гораздо проще. Как было уже написано раннее, число политических партии в РФ сократилось от 44 в 2000 году до 7 в 2012. Связанно это было не только с неспособностью самих партий держать определенный уровень конкуренции, но и с большими трудностями во время их регистрации. После внесения соответствующих поправок в закон можно будет ждать появления большего числа партий, на разных уровнях - как на региональном, так и на федеральном. Такая реформа способна укрепить политическую систему, сделать ее «живой», то есть мобильной. Старые «киты» партийной системы: «Единая Россия», «ЛДПР», «КПРФ», «Справедливая Россия» они ни куда не денутся, но уровень конкуренции поднимется. В борьбе за электорат за свои интересы и взгляды, они будут реальными действиями доказывать свою состоятельность. В сложившихся условиях современности и наличия недовольства граждан РФ предвыборными компаниями, эта реформа может послужить хорошую службу.

Но нужно учитывать, что несмотря на упрощенную систему регистрации политической партии, объем необходимых документов не сильно уменьшился. И последнее слово все равно остается за государством - быть или не быть той или иной политической партии. Сложно сказать насколько это хорошо или плохо, но в любом случае главный барьер на пути образования партий уменьшен.

В конце сентября 2012 года вышел Федеральный закон от 02.10.2012 N 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Он внес некоторые коррективы в порядок выборов депутатов от политических партий. И порядок выборов в единый день голосования. В другой редакции записана статья об одномандатных и многомандатных избирательных округах.

Изменения и внесение поправок и коррекция законов неизбежна. Реформа партийной системы, задуманная Д.А. Медведевым, в течение всего 2012 года набирает обороты. Для правильной работы всей системы в целом, а мы говорили, что политическая система и партийная зависят друг от друга, необходимо внести не только один закон, упрощающий регистрацию политических партий, а серию различных изменений в законах и подзаконных актах.

.3 Результаты реформы Д.А. Медведева на 2012 год

На конец декабря 2012 года можно констатировать следующие факты: частично политическая реформа реализуется. Уже на данный момент внесены изменения в законы: «О политических партиях», «О выборах президента РФ» и некоторые другие. Пока рано судить о положительных или отрицательных сторонах данной реформы. Должно пройти время. Сейчас идет формирование или правильнее сказать обновление политической системы в целом, и партийной системы в частности. После выборов в Государственную думу в 2016 году можно будет говорить о результатах реформы. Как будут организовываться новые политические партии, о том как, и насколько они конкурентно-способны, можно будет судить по результатам их предвыборных компаний. Но судя по наличию желания у граждан РФ регистрировать партии, и вести активную политическую деятельность нормальная конкуренция должна появиться.

На конец декабря 2012 года по данным Министерства Юстиции зарегистрировано 54 партии. За 2012 год было зарегистрировано 47 партии. Многие из них раньше существовали неофициально как общественные движения. Произошла реорганизация партий. С начала апреля 2012 года очень активно подаются документы на регистрацию новых политических партий. Поэтому в 2013 году можно будет ждать еще большего количества зарегистрированных партий.

Сейчас уже смело можно сказать, что в РФ есть многопартийная система, и права партий в ней не ущемляются. Появилась возможность выбора у людей. Они смогут выбирать не только сторону правых левых или центристов, сегодня они могут выбирать те, которые им будут по политическим взглядам наиболее ближе. Теперь можно будет ждать интересных предвыборных компаний. На разных уровнях власти.

В 2012 году восстановлена система выборов глав субъектов РФ. В период с 2011 по 2012 главы назначались лично президентом РФ. В 2012 году прошли выборы в 5 субъектах РФ. Выборы проходили в единый день голосования 14 октября. В этих субъектах были выбраны новые главы.

Нужно отметить, что согласно Федеральному закону N 41-ФЗ, кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения на должность президента РФ, теперь обязан собрать в свою поддержку не менее 300 тысяч подписей избирателей, и на один субъект РФ должно приходиться не более 7500 подписей избирателей, проживающих на территории данного субъекта РФ. Политическая партия теперь обязана собрать в поддержку выдвинутого ею кандидата не менее 100 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 2500 подписей избирателей.

Это еще одно изменение, являющееся важным, оно упрощает возможность участия в выборах президента РФ. А так как это изменение идет вместе с изменением порядка регистрации партии, можно говорить о политическом плюрализме в РФ. В современном демократическом обществе, это является необходимостью. Только реформируя систему можно добиться каких-либо результатов. РФ большая и сильная страна, и политическая система в не тоже должна быть сильной и надежной. В целом реформирование политической системы является положительным явлением. Через несколько лет мы сможем проверить эффективность данной реформы на выборах в Государственную Думу РФ. На данный момент процесс реформирования продолжается. Но тенденции развития реформы правильные.

Заключение

В данной работе мы раскрыли понятия и определения таких явлений как политическая культура, политическая система, партийная система, политический режим, политическая партия. Выяснили их структуру и зависимость. Ведь важно понять что возникновение политических партий способствовало зарождению политической мысли, и помогало формированию такого явления как политическая культура, которая со времен античности и до наших дней продолжает оказывать воздействие на формирование политической мысли.

Смогли выявить специфики политической реформы в современной РФ, осуществляемой президентом РФ Д.А. Медведева. Рассмотрели промежуточные результаты, полученные к концу 2012 года. Мы выявили те изменения, которые уже произошли, и попытались установить причинно-следственные связи. Так же на основании исторические предпосылок и событий 2011- 2012 гг. смогли придти к следующему выводу - политическая реформа в РФ является вынужденной необходимостью.

На конец декабря 2012 года по данным Министерства Юстиции зарегистрировано 54 партии. За 2012 год было зарегистрировано 47 партии. Многие из них раньше существовали неофициально как общественные движения. Произошла реорганизация партий. Это является уже существенным изменением, ведь в начале января 2012 года было только 7 официально зарегистрированных партий. Такое изменение, безусловно, является положительным.

Еще одно изменение коснулось выборов президента РФ: кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения на должность президента РФ, теперь обязан собрать в свою поддержку не менее 300 тысяч подписей избирателей, а не 2 млн. как раньше, это является существенным изменением, а точнее упрощением для лиц, желающих участвующих в выборах.

Реформа, начатая Д.А. Медведевым, является важным шагом для будущего РФ. Благодаря реформе, политически активные граждане Российского общества могут отстаивать свои политические интересы в составе тех партии, которые им ближе по духу. Современная многопартийность в РФ получила новый виток жизни. Она направлена на граждан страны, которые получили политический плюрализм. Это важный этап для РФ в целом. На данный момент внесены изменения в такие законы как: «О политических партиях», «О выборах президента РФ» и некоторые другие. Пока еще рано судить о положительных или отрицательных сторонах данной реформы. Но процесс реформирования идет.

Библиография

Нормативно-правовые акты:

.Конституция Российской Федерации. М.: Проспект, 2012.

.Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 22.12.2011 "Послание Президента РФ Федеральному Собранию"// Российская газ. - 2011.

.Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ: О политических партиях// Российская газ. - 2001.

.Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ: О выборах Президента Российской Федерации// Российская газ. - 2003.

.Федеральный закон от 02.04.2012 N 28-ФЗ: О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" // Российская газ. - 2012.

.Федеральный закон от 02.05.2012 N 41-ФЗ: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с освобождением политических партий от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления» // Российская газ. - 2012.

.Федеральный закон от 02.10.2012 N 157-ФЗ: «О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Российская газ. - 2012. Научная литература:

.Абрамов В.Н. Многопартийность в постсоветской России: тенденции, проблемы, общественные потребности/ В.Н. Абрамов. - М.: Издательство Магистр, 1997. - 40с.

.Агафонова Е.П. Злоупотребление публичной властью и анти коррупционная политика в современной России/ Е.П. Агафонова. - М.: Юрлитинформ, 2011. - 432 с.

.Арондт Х. Истоки тоталитаризма/ Х. Арондт. пер. с англ. И.В. Борисовой, Ю.А. Кимилева, А.Д. Ковалева, Ю.Б. Мишкенене, Л.А. Седова Послесл. Ю.Н. Давыдова. Под ред. М.С. Ковалевой, Д.М. Носова. М.: ЦентрКом, 1996. - 672 с.

.Дюверже М. Политические партии/ М. Дюверже; пер. с фр. Л.А. Зиминой. - Изд. 4-е. - М.: Академический Проект; Трикста, 2007. - 544с.

.Грякалов А.А. Субъективность и топос (к определению современности)/ А.А. Грякалов // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2007. - Т.8. № 2. - С. 34.

.Исаев Б.А. Политология: Хрестоматия/ Сост. Б. А. Исаев, А. С. Тургаев, А.Е. Хренов. - Спб.: Питер, 2006. - 464с.

.Исаев Б.А. Теория партий и партийных систем: учебное пособие для студентов вузов/Б.А. Исаев. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 400с.

.Коргунюк Ю.Г. Становление партийной системы в современной России/ Ю.Г. Коргунюк. М.: Фонд ИНДЕМ, 2007 - 544с.

.Кулик А. Партийная демократия: политические партии в формировании открытого общества на Западе и в России/ А. Кулик. - М.: Издательство Магистр, 1997. - 48с.

.Кынев А.В. Партии и выборы в современной России: эволюция и деволюция/А.В. Кынев, А.Е. Любарев. - М.: Фонд «Либеральная миссия»; Новое литературное обозрение, 2011. - С. 27

.Острогорский М.Я. Демократия и политические партии/М.Я. Острогорский. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЕЭН), 2010. - 760с.

.Радкувич С. Как и/или удержать власть: секреты строительства непобедимой партии/ С. Радкувич. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 192с.

.Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность/ Р. Рорти / Пер. с англ. И. Хестановой, Р. Хестанова. - М.: Русское феноменологическое общество, 1996. - 280с.

.Фуко М. Интеллектуалы и власть/ М. Фуко. - М.: Праксис, 2002. - 381с.

Похожие работы на - Партийная система современного российского общества: динамика политической реформы Д.А. Медведева

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!