Особенности политических партий

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,07 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности политических партий

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХ

1.1 Значение политических партий в демократическом государства

.2 Понятие и функции политических партий

.3 Права и обязанности политических партий

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ

2.1 Порядок создания политических партий. Прекращение деятельности политических партий в Российской Федерации

2.2 Политические партии в Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования определяется тем, что политические партии играют важную роль в современном политическом процессе в Российской Федерации. Современное демократическое государство немыслимо без политических партий и партийной системы является важным элементом демократической политической системы. В то же время, создание систем других представляет собой сложный процесс, который определяется различными факторами и зависит от конкретных исторических условий, в которых оно происходит. Таким образом, попытки напрямую перенести организационные формы и институты из стран с устоявшейся демократией в страны со становящейся демократией редко заканчиваются успешно.

В связи с этим, опыт стран, в которых политическая демократия еще развивается важен для теоретического понимания общих законов и социально-культурных характеристик партийных систем, а также для разработки эффективных стратегий в поддержку демократических институтов.

Вопрос о конституционализации политических партий предоставляет им статус конституционного института, который является спорным в западной политической и юридической литературе. Основной аргумент состоит в том, что стороны считают что практическая реализация одного из основных прав человека - свобода объединения и, следовательно, любой из их правового регулирования, в частности конституционного, ограничение этой свободы. Другой достаточно распространенный аргумент - конституционное признание политических партий, которое означает их включение в общественности.

Объектом исследования являются общественные отношения, регулирующие правовые основы деятельности политических партий.

Предметом исследования являются нормы, регулирующие правовые основы деятельности политических партий.

Цель работы состоит в том, чтобы дать системное и многоуровневое описание процесса становления политической партии в современной России.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

изучить понятие, происхождение, типологию и функции политических партий;

рассмотреть типологию партийных систем и их характеристику;

исследовать опыт партийно-политического развития современной России. политический партия демократический

Методологическую основу исследования составляют частные и общие научные методы: исторический, логический, диалектический, структурно-системный и многие другие.

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников информации.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХ

.1Значение политических партий в демократическом государстве

Вопрос о значении политических партий в современном обществе обсуждается уже давно, и все же однозначных ответов так и не найдено, поэтому его все еще можно считать открытым.

По мнению аналитиков не важно, как мы определяем современную демократию, одно остается неизменным: демократической системе необходимы группы, которые выступают посредниками между правительством и обществом, а также механизмы для выражения и отстаивания различных точек зрения и политических предпочтений. Задача ученых состоит в том, чтобы выяснить, обязательно ли в роли этого механизма должны выступать политические партии. Так, из-за развития современных технологий, и особенно из-за усиления роли Интернета как средства обмена информацией, многие авторы выражают сомнение в необходимости существования политических партий для правильного функционирования демократической системы. Электронные средства коммуникации сокращают дистанцию между избирателями и политическими кандидатами, которые теперь могут напрямую обращаться к своей аудитории через электронные СМИ и Интернет. Посредничество политических партий здесь уже не требуется.

Расцвет гражданского общества и заинтересованных групп снижает важность партий на политической арене. Все точки зрения, интересы или идеологии могут быть представлены заинтересованными группами.

Сближение политических партий в вопросах политики и идеологии снижает роль межпартийной конкуренции. В современных демократических странах различия между политическими партиями в вопросах идеологии и политических программ становятся все менее заметны. В результате, различия между ними становятся менее очевидными, чем раньше. Поскольку политические партии начинают сходиться во взглядах, конкуренция между ними теряет свое значение и становится ненужной тратой ресурсов. С этой точки зрения нет смысла делать ставку на политические партии.

Кроме того, современные избиратели в некоторой степени разочаровались в политических партиях и профессиональных политиках - они воспринимаются как коррупционеры, препятствующие реформам и политическому обновлению. Политическая номенклатура стала рассматриваться как препятствие для прогресса. Некоторые авторы утверждают, что чем меньше политический партий, тем лучше для развития и реформирования.

Политическая партия, по определению экспертов, - это сеть, созданная и управляемая политически амбициозными людьми, которых объединяет общая идеология. Они пытаются привлечь тех, кто интересуется политикой для того, чтобы расширить сферу своего влияния и укрепить свои позиции. Определяя политические партии таким образом можно с уверенностью сказать, что они все еще необходимы современным демократическим государствам - даже в электронный век. Прежде всего, хотя электронные средства связи обеспечивают избирателям упрощенный доступ к нужной информации и дают политикам больше возможностей для непосредственного обращения к избирателям, организация избирателей, а также выражение идеологических и политических взглядов - две главные функции политических партий - все еще не могут выполняться кем-то еще. Обращения и призывы онлайн - пассивный способ действия, его эффективность ограничена. Кандидатам по-прежнему нужны местные партийные организации, более эффективные в том, что касается влияния на избирателей и организационных вопросов. Кроме того, использование исключительно электронных средств без опоры на политические партии делает возможной ситуацию, в которой несколько состоятельных граждан становятся кандидатами и выигрывают выборы просто потому, что могут позволить себе доминировать в электронных средствах массовой информации.

Далее, гражданское общество и ряд заинтересованных групп во многих аспектах не заменяют, а только дополняют политические партии. Несмотря на то, что некоторые функции действительно дублируются, политические партии более ориентированы на власть и конкретные действия, у них более комплексные программы, включающие широкий спектр социальных, политических, экономических и культурных вопросов. Гражданские группы обычно ориентированы на определенные сегменты общества и заняты решением каких-то отдельных вопросов. Когда заинтересованная группа занимается решением большого количества вопросов, затрагивающих интересы разных слоев населения, а также предпринимает действия, которые влияют на политику правительства или даже его состав - в этом случае она мало чем отличается от политической партии.

Кроме того, сближение партий в идеологических и политических вопросах ставит перед ними новые задачи, но это не свидетельствует о конце партийной политики. Сближение не означает, что партии встают на одинаковые позиции по всем вопросам. Разные политические партии все еще обеспечивают избирателям возможность выбора. В конце концов, исследователи сравнивают избирателей с покупателями, которым нравится выбирать зубную пасту из множества предложенных брендов, хотя разница между ними минимальна.

Наконец, тот факт, что люди устали от коррупции и партийной политики также не означает, что партии должны уйти с политической арены. Это говорит о том, что нужно изменить некоторые приемы партийной деятельности, а сами партии реформировать.

Таким образом, вышеупомянутые четыре причины для исчезновения политических партий со сцены - это на самом деле четыре задачи, которые современные партии должны решать. Более того, это - возможности, которые партии могут использовать для реформирования самих себя и улучшения качества выполнения традиционных функций. Партии останутся важной политической силой в современных демократиях, поскольку они являются наиболее эффективным и действенным организационным средством достижения власти для политически амбициозных людей.

Какие же партии способствуют укреплению и правильному функционированию демократической системы, а какие нет?

Укрепление демократии - это процесс, в ходе которого демократия настолько широко принимается гражданами и глубоко проникает в общество, что ее крах становится крайне маловероятным. Демократию можно назвать прочной, если она принята большинством граждан как оптимальная форма правления. Процесс укрепления включает в себя поведенческие и законодательные изменения, которые нормализуют демократическую систему и повышают ее устойчивость. Такая нормализация требует большой вовлеченности граждан, развития демократической культуры, увеличения числа лидеров и повышения их образования, функционирования зрелого гражданского общества и, что еще важнее, политической стабильности. Для укрепления демократии необходимо, чтобы нормы и процедуры демократического решения конфликтов стали общепринятой нормой. Ключом здесь является внимание к повседневной практике государственных учреждений.

Принципиальный показатель укрепления демократии - это процент избирателей, которые считают демократию необходимым условием жизни страны. Что касается производительности демократии, ее качество можно оценить по состоянию следующих областей: защита прав человека, защита справедливости и равенства, оперативность и эффективность управления, ненасильственное выражение политических взглядов.

Политологи сходятся во мнении, что в условиях раздробленной партийной системы ни одна партия не может постоянно получать избирательное большинство.

Помимо того, если партийная система не имеет законодательной основы, значит у партий неглубокие корни в обществе. Один из показателей укорененности в обществе - это процент избирателей, которые доверяют партиям, имеют четкие партийные предпочтения или идентифицируют себя с той или иной партией. Низкий уровень доверия к партиям в обществе вредит демократии как минимум по двум причинам.

Во-первых, отсутствие принадлежности к какой-либо партии среди избирателей ведет к непостоянству взглядов избирателей.

Во-вторых, если партийная система не закреплена законом, то избиратели голосуют, исходя из личных предпочтений или связей, а не партийных задач. А это, в свою очередь, увеличивает шансы непартийных кандидатов выиграть выборы, особенно президентские.

Популизм наиболее распространен в странах, где отсутствует четкая структура партий и партийной иерархии. Механизм демократической ответственности здесь ниже, а политические лидеры более непостоянны и чаще нарушают негласные правила игры. В обществах с более прочной демократической властью символы партий имеют больше значения, а партийные обещания - надежности. Символы и программы партий помогают гражданам понять, кто и какую роль играет в политике, без необходимости читать между строк, а это обеспечивает необходимый контроль.

.2 Понятие и функции политических партий

Есть много определений политических партий, многие из которых содержат весьма разные представления о своей роли в общественной жизни, но юридическое определение отличается от понятий социологов и политологов, так как политологи и социологи исследуют политические партии как элемент социальных и политических систем общества, а не как правовую категорию. Например, определяя политическую партию как социологическую категорию, должны указывать, что она отражает интересы социальных групп, и включение этой функции в юридическом определении партии должны быть исключены.

Партия - это политическая организация, борющаяся за власть или за участие в осуществлении власти в государстве, это наиболее общее определение, но, кроме него, есть много других подходов к определению сущности политических партий.

В дополнение к этим подходам есть несколько других понятий: партия - это носитель идеологии; партия - долговременное объединение людей; цель партии - завоевание и осуществление власти, также партия стремится заручиться поддержкой народа.

Политической партией считается общественное объединение, созданное для участия граждан в политической жизни общества, посредством формирования и выражения политической воли, для того чтобы принять участие в общественно-политических мероприятиях, выборах, референдуме, а также имеет право представлять интересы граждан.

Политическая партия - это политическая организация, объединяющая людей с общими социальными интересами и идеалами, в реализации которых они приписывают участие в политической власти, или его акцентом на достижения своих требований. Выявление природы и место партии в политической системе, необходимо показать, что партия вертикальной связи между государством и гражданским обществом участвует во всех этапах политического процесса: артикуляция интересов в процессе принятия решений и реализации.

Роль партий в политической жизни общества сводится к формированию вариантов политики правительства влиять на политическую социализацию, к мобилизации избирателей. В рамках противоречивого единства государства и гражданского общества, политическая партия занимает позицию посредника с момента основания в гражданском обществе и направляя свою деятельность на развитие государственных структур в борьбе за политическую власть, конкретных методов.

Функции партии, которые наиболее ярко демонстрируют ее место в политической системе, выражают необходимость решения двух групп задач: внутренних и внешних. К внутренним функциям можно отнести:

Организацию структуры партии и налаживание необходимых отношений между первичными организациями, а также между ними и вышестоящими партийными инстанциями.

Функцию политического рекрутирования, т.е. пополнения рядов партии за счет новых членов.

Решение финансовых проблем (контроль за положением партийной кассы).

Подготовку из числа членов партии политических лидеров и лиц, обладающих знаниями государственного руководства для других структур политической системы, в том числе и для выдвижения кандидатов в представительные органы власти.

Внешние функции имеют более сложную структуру:

. Социальные функции - одни из важнейших, так как партии являются ведущей частью системы социального представительства. Социальные интересы обретают форму политических целей, задач, решая которые, партии осуществляют связь различных социальных слоев, групп, как между собой, так и с государством и другими политическими институтами, способствуя при этом интеграции (или дезинтеграции) этих слоев и групп в существующую политическую систему. Таким образом, социальные функции включают в себя:

Работу партии с массами с целью расширения своих сторонников - будущих избирателей;

Разъяснение массам политической и социально - экономической ситуации, в которой живет общество, предложение платформы действий.

Социально - политическое просвещение и сплочение граждан на основе общности интересов;

Политическое воспитание (социализацию) граждан. Работу с молодежью с целью вовлечения ее в активную политическую деятельность, для обеспечения стабильности и преемственности в развитии общества.

. Идеологические функции - связаны с разработкой партийной идеологии, программных документов, а также с осуществлением партийной пропаганды.

Современные крупные партии имеют свои научные центры, осуществляют социологические исследования, проводят эксперименты, определяют перспективы развития.

. Политические функции - в первую очередь связаны с:

Борьбой партии за политическую власть в обществе и ее осуществление на основе своих программных установок;

Организацией различных форм участия в политической деятельности;

Организацией оппозиции государственным органам, давлением на них, если их политика не отражает интересов тех слоев, которые представляет партия.

Налаживание контактов с другими политическими организациями и движениями как внутри страны, так и на международной арене.

При подготовке к выборам партии осуществляют и электоральные функции (организация избирательной кампании), а после выборов они, как правило, реализуют парламентские функции через деятельность своих депутатов, объединенных в парламентские группы и фракции.

Полнота реализации всех этих функций, как внешних, так и внутренних, в том или ином обществе различна. Она зависит главным образом от уровня развития конкретного общества, социально - классовой сущности партии, а также от профессиональных качеств ее лидеров.

.3 Права и обязанности политических партий

В целом же права и обязанности политических партий аналогичны правам и обязательствам других общественных объединений. Необходимо отметить, что правами сторон являются: распространение информации о своей деятельности, в целях содействия их взглядов, целей и задач; в принятии решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и размере, установленном Законом о партиях и другими законами; участие в выборах и референдумах в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание объединений и союзов с другими политическими партиями и иными общественными объединениями без образования юридического лица.

Закон допускает политическим партиям право на осуществление предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством и уставом партии, получаемые доходы идут на цели политической партии и не распределяются между членами партии.

Политическая партия является единственной формой общественного объединения, которая обладает правом выдвигать своих кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.

Партия, если это предусмотрено уставом партии, и ее региональные отделения, другие подразделения могут участвовать только в выборах и референдумах, официальное издание решения о назначении (проведении), который состоится после презентации федеральных документов политической партии, подтверждающие государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов Федерации.

Первоначально закон говорит, что политическая партия имеет право участвовать в выборах и референдумах самостоятельно, а заключать избирательные блоки с другими политическими партиями и другими избирательными объединениями в порядке, установленном законом о выборах.

Политическая партия считается участвующей в выборах, если ею выдвинуты и зарегистрированы: федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы; кандидат на должность Президента РФ; кандидаты (списки кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов РФ не менее чем в 20% субъектов РФ; кандидаты (списки кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления более чем в половине субъектов РФ.

Не принимавшая в течение пяти лет подряд участия в выборах в каких-либо из перечисленных вариантов политическая партия подлежит ликвидации.

Политическая партия несет ответственность, в том числе: соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Уставом партии; ежегодно отчитываться компетентным органам записи информации количество членов партии в каждом из региональных отделений, чтобы продолжать свою деятельность и место постоянного органа, а также копии представлены в налоговые органы Российской Федерации сводный финансовый отчет политической партии и финансовой (бухгалтерской) отчетности своих региональных отделений и иных структурных подразделений с правами юридического лица; допускать представителей регистрирующих органов на публичных мероприятиях; уведомлены заранее избирательной комиссии соответствующего уровня мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления, а также представители Избирательная комиссия позволяют соответствующий уровень этих мероприятий.

Политическая партия несет ответственность, в том числе: соблюдать в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Уставом партии; ежегодно представлять в компетентные органы записи информации количество членов партии в каждом из региональных отделений, о продолжении своей деятельности и месте постоянного органа, а также копии представляемых в налоговые органы Российской Федерации сводного финансовый отчет политической партии и финансовой (бухгалтерской) сообщает о своих региональных отделений и иных структурных подразделений с правами юридического лица; допускать представителей регистрирующих органов на общественных мероприятиях; уведомлены заранее избирательной комиссии соответствующего уровня мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления, а также позволяют представителям избирательная комиссия соответствующего уровня для этих мероприятий.

Политическая партия и ее региональные отделения ежегодно представляют информацию в регистрирующие органы о размере, выдвинутом политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления - Правительство.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ

.1 Порядок создания политических партий. Прекращение деятельности политических партий в Российской Федерации

Федеральным законом <consultantplus://offline/ref=FFC11F09C9FEECF1F2CB736BF368A7C40AE52C1E56997B55FBB763AD0301I2E> "О политических партиях" предусмотрено два способа создания политических партий - на учредительном съезде либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения. То есть Закон <consultantplus://offline/ref=FFC11F09C9FEECF1F2CB736BF368A7C40AE52C1E56997B55FBB763AD0301I2E> не предусматривает возможность преобразования иностранной политической партии в российскую. В случае, если какое-либо действующее в Крыму и Севастополе региональное отделение политической партии Украины решит не входить в состав российской партии, а стать самостоятельной политической партией, то для этого ему потребуется создавать новую партию с нуля, путем проведения учредительного съезда и создания новых отделений еще как минимум в 41 субъекте РФ (не считая Республики Крым и города федерального значения Севастополя).

Наиболее важным конституционным правом граждан в демократическом обществе считается право на объединение, то есть право свободно создавать различные виды ассоциаций, присоединиться к ним и оставить их. Политические партии - добровольное объединение граждан, которые реализуют свои права на объединение. Но это может быть осуществлено только в коллективной форме и, следовательно, также коллективное право, право групп граждан. Именно в этом смысле мы можем говорить о свободе создания и деятельности в качестве специального права политических партий.

Свобода создания и деятельности политических партий в Российской Федерации имеет конституционное признание. Однако, важное теоретический и практический термин, является ли эта свобода абсолютной или это может быть в какой-то степени ограничена. В современной конституционной доктрине о свободе образования политических партий есть две противоположные точки зрения. Сторонники радикального либерализма считают, что эта свобода должна быть абсолютной, поскольку каких-либо ограничений отрицание демократии.

Другие, учитывая многопартийную систему, свободу формирования политических партий в качестве важнейшего признака демократического конституционного государства, однако, отстаивать право государства защищать демократический конституционный порядок. «Поэтому, прежде чем демократическое государство имеет задачу правильно определить эти пределы, то есть, сохранить разумный баланс между свободой политических партий и требованиями защиты демократии».

Таким образом, сделан существенный шаг на пути решения, на мой взгляд, важнейшей общественно-политической задачи, связанной с более четким определением роли политических партий и их места среди институтов гражданского общества.

Важной особенностью регистрации политической партии является то, что при этом обязательно представляется программа политической партии, определяющая принципы ее деятельности, цели и задачи, а также методы реализации целей и решения задач. Однако следует иметь в виду, что Закон <consultantplus://offline/ref=34ABCE763F6506F4FE6377B15300A53ADE0DD7A70B348C69579E3E2EwEK9G> запрещает регистрирующему органу оценивать содержание программы по соображениям целесообразности включения в нее тех или иных положений, кроме наличия призывов к экстремистской деятельности и ее поддержки, так же, как и положений националистического толка.

Федеральный закон <consultantplus://offline/ref=34ABCE763F6506F4FE6377B15300A53ADE0DD7A70B348C69579E3E2EE9BAC57030453C282895D1wBK4G> о политических партиях говорит о двух путях создания политической партии - на ее учредительном съезде или же путем преобразования в партию общественной организации, общественного движения. Принципиально это не отражается на представляемых на регистрацию документах, но имеет значение для оформления соответствующих процедур и сопроводительных документов.

Надо сказать, что практика не изобилует примерами преобразования в политические партии иных общественных организаций. Более распространенным стал иной путь. Как известно, при проведении выборов в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг. в них принимали участие большое количество официально неполитических общественных объединений, провозгласивших в своих уставах, что они участвуют в выборах путем выдвижения кандидатов, чего на том этапе было достаточно. Однако скоро стало ясно, что огромное число участников избирательных кампаний не позволяет избирателям разобраться в программах, дезориентирует людей. Для выхода из создавшегося положения была придумана концепция политических общественных объединений - таковыми должны были объявить себя политические партии, а также общественные движения и общественные организации политической направленности.

Согласно концепции закона в России не предназначены создание и деятельность межрегиональных, региональных и местных политических партий и других политических объединений. В течение двух лет, общероссийские политические общественные объединения, созданные до вступления в силу Федерального закона «О политических партиях», они могут быть преобразованы в политическую партию в соответствии с Законом. В тот же период ранее зарегистрированные межрегиональные, региональные и местные политические объединения превращаются в структурных подразделениях новых политических партий или выступают в качестве общественного объединения на основании их уставов, которые будут применяться в той степени, несовместимым с федеральным законом.

Эти положения являются новыми в законе о политических партиях. Были разные мнения по отмене региональных политических партий. Статья 9 Федерального закона "О политических партиях" содержит ряд запретов, ограничений на создание политических партий.

Создание и деятельность политических партий запрещены, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой , национальной и религиозной ненависти.

Политические партии не должны также нарушать права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Так же закон запрещает создание и деятельность на территории Российской Федерации политических партий, иностранных государств и подразделений этих партий. Члены российских политических партий не вправе быть иностранными гражданами и лицами без гражданства. Тем не менее, закон позволяет политическим партиям устанавливать и поддерживать международные отношения с политическими партиями и иными общественными объединениями иностранных государств, вступать в международные союзы и ассоциации. Кажется, что такие права аннулируют выше запреты и ограничения.

Закон устанавливает, что государственная регистрация политических партий и их региональных отделений осуществляется соответственно федеральным регистрирующим органом и территориальными регистрирующими органами. Конкретного наименования этих органов закон не содержит. Однако, поскольку Закон определяет политическую партию как вид общественного объединения, следует исходить из положений Федерального закона "Об общественных объединениях", возложившего государственную регистрацию всех видов общественных объединений на Министерство юстиции РФ и его территориальные органы. Закон "О политических партиях" возлагает на регистрирующие органы ряд новых задач и функций. Министерство юстиции России как федеральный регистрирующий орган в течение месяца после вступления в силу вышеназванного Федерального закона подготовил, утвердил и опубликовал в "Российской газете" образцы документов, необходимых для регистрации политической партии и её регионального отделения.

Закон обязывает федеральный регистрирующий орган ежегодно публиковать перечень политических партий и их региональных отделений по состоянию на 1 января в общероссийских периодических печатных изданиях и размещать этот перечень на специальном сайте в информационно - телекоммуникационной сети общего пользования с указанием даты регистрации каждой политической партии и каждого регионального отделения политической партии.

Таким образом, если создание политической партии является вопросом политической целесообразности для соответствующей группы граждан, то в конституционно-правовом аспекте оно вызывает совокупность юридически обязательных процедур оформления их решения как при проведении организационно-подготовительных мероприятий, так и при государственной регистрации партии, что дает ей определенные гарантии в общественных отношениях, а также в организационно-материальном обеспечении собственной деятельности.

В целях обеспечения демократических принципов в организации и деятельности политических партий Законом предусматриваются требования к их уставам. «Соблюдение этих требований позволит обеспечить выборность и сменяемость руководящих органов политических партий, а также демократическую процедуру принятия решений, в том числе при выдвижении кандидатов в ходе проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления».

Закон четко регламентирует процесс ликвидации политической партии, а так же предусматривает случаи, когда деятельность партии может быть приостановлена.

«В случае нарушения политической партией Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего федерального закона и иных федеральных законов федеральный регистрирующий орган выносит политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее двух месяцев. В случае если эти нарушения не были устранены и предупреждение федерального регистрирующего органа не было обжаловано в суд, деятельность политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением Верховного Суда Российской Федерации на основании заявления федерального регистрирующего органа».

Важным положением является то, что со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы, либо Президента, не допускается приостановление деятельности политической партии вплоть до дня опубликования результатов соответствующих выборов.

Подобные положения распространяются и на региональные отделения политической партии.

Политическая партия ликвидируется по решению Верховного Суда Российской Федерации в следующих случаях:

если она не соответствует ограничениям на создание и деятельность предусмотренными статьёй 9 Федерального закона «О политических партиях»;

при не устранении в установленный срок нарушений, послужившим для приостановлении деятельности политической партии;

неучастие политической партии в выборах в течении пяти лет подряд;

отсутствие региональных отделений политической партии численностью не менее ста человек более чем в половине субъектов Российской Федерации, а так же отсутствие числа членов равного десяти тысячам.

Решение суда о приостановлении деятельности либо ликвидации политической партии, её регионально отделения и иного структурного подразделения может быть обжаловано. Кроме этого политическая партия может быть ликвидирована по решению её высшего руководящего органа-съезда, в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений политической партии, решение по данному вопросу принимается в соответствии с уставом политической партии.

В случае ликвидации политической партии её имущество после завершения расчетов по её обязательствам передается: на цели, предусмотренные уставом и программой политической партии, если ликвидация политической партии осуществляется по решению съезда политической партии; в доход государства, если по решению суда. А так же ликвидация влечет за собой аннулирование свидетельства о государственной регистрации и исключение соответствующей записи из единого государственного реестра юридических лиц.

Рассмотренная правовая регламентация порядка образования, ликвидации и приостановление деятельности политических партий в современном Российском государстве свидетельствует о довольно широком правовом регулировании этих вопросов. Эта регламентация преследует две основные цели: гарантировать свободу образования деятельности политических партий, соблюдения принципа политического плюрализма и вместе с тем предотвратить возможность злоупотребления ими. Используемые для достижения этих целей правовые средства должны соответствовать принципам демократического правового государства. «В ряде стран это требование соблюдается далеко не последовательно, (особенно в отношении адекватности ограничительных репрессивных средств)» . Но в целом, по моему мнению, можно утверждать, что для современного российского законодательства о политических партиях характерна тенденция к установлению данного соответствия.

.2 Политические партии в Российской Федерации

Основным законодательным ограничением создания политической партии в России является урегулированная законом ее численность. В изначальной редакции указанного Закона <consultantplus://offline/ref=C9C9A09F17981D297FE7B59EB20DA869984C3DF99CD756463776B089CD74I0E> 2001 г. устанавливалась минимальная численность политической партии в 10 тысяч членов, а в 2004 г. данная цифра выросла сразу в 5 раз, что стало определяющим моментом в судьбе многих существовавших в то время политических партий: они были ликвидированы вследствие "недостаточной численности". Думается, что такое ограничение можно обозначить в качестве одного из видов "вмешательства" государства в процесс деятельности политической партии.

После выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 2011 г. были приняты поправки к Закону <consultantplus://offline/ref=C9C9A09F17981D297FE7B59EB20DA869984C3DF99CD756463776B089CD74I0E> о политических партиях, направленные на либерализацию требований к их созданию и деятельности. Они предусмотрели, что с 1 января 2013 г. для создания политической партии достаточно членства в 500 человек. Требование к минимальной численности членов организации в ее региональных отделениях было и вовсе отменено. В итоге в России зарегистрировано уже более 80 политических партий, естественно, как федеральных организаций, численность многих из которых едва более 500.

Еще одно ограничение, указанное в ФЗ <consultantplus://offline/ref=C9C9A09F17981D297FE7B59EB20DA869984C3DF99CD756463776B089CD74I0E> "О политических партиях", говорит о недопустимости создания политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Правомерность такого ограничения была предметом рассмотрения как Конституционного Суда РФ, так и ЕСПЧ. В своем Постановлении <consultantplus://offline/ref=C9C9A09F17981D297FE7B59EB20DA8699C4A3EF695D80B4C3F2FBC8B7CIAE> N 18-П от 15 декабря 2004 г. Конституционный Суд пришел к следующим выводам. "Партии, преследуя собственные политические цели, открыто борются за места в парламенте и правительстве, дающие возможность осуществлять управление государством, а через него - всем обществом. В отличие от политических партий, религиозные объединения создаются с целью реализации свободы вероисповедания, права каждого объединяться с другими для исповедания определенной религии.

В Российской Федерации как демократическом и светском государстве религиозное объединение не может подменять политическую партию, оно надпартийно и не политично, партия же в силу своей политической природы не может быть религиозной организацией, она надконфессиональна, вне конфессиональна".

Тем не менее законодательство о политических партиях в Российской Федерации стоит на позициях ограничения количества партий в стране путем установления жестких рамок при их создании, кроме того, в РФ существует также ряд норм, нарушение которых ведет если не к ликвидации политической партии, то к приостановлению ее деятельности. Положения Закона <consultantplus://offline/ref=C9C9A09F17981D297FE7B59EB20DA869984C3DF99CD756463776B089CD74I0E> о порядке приостановления деятельности политической партии, а также ее ликвидации и реорганизации вытекают в первую очередь из общих норм Гражданского кодекса <consultantplus://offline/ref=C9C9A09F17981D297FE7B59EB20DA869984F3FF196D556463776B089CD74I0E> о юридических лицах, а также из Федерального закона <consultantplus://offline/ref=C9C9A09F17981D297FE7B59EB20DA869984F3FF99DD556463776B089CD74I0E> "Об общественных объединениях".

В ситуации перманентного изменения законодательства некоторые ученые говорят "об отсутствии устойчивой конституционной стратегии развития института политических партий как неотъемлемого элемента механизма народовластия". Вместе с тем в процессе развития России как государства с подлинным народовластием растет количество форм взаимодействия государства и общества, обеспечивающих реализацию конституционного права на участие в управлении делами государства, в том числе и посредством участия в деятельности политических партий.

Политические партии выступают социально-политическим институтом не только формирования и структурирования, но и функционирования законодательных (представительных) органов власти, аккумулирования и выражения волеизъявления граждан-избирателей. В связи с этим актуализируется проблема повышения конструктивной политической активности российских граждан, основанной на принципах идеологического и политического плюрализма, в рамках действующих основ конституционного строя России. Это чрезвычайно важно, поскольку по справедливому утверждению В.Т. Кабышева, "от уровня зрелости политической культуры зависит уровень развитости демократии всего нашего гражданского общества... Именно уровень политической культуры масс, степень ее развития определяют сегодня успех модернизации Российского государства и общества".

Вопрос, который активно в настоящее время дискутируется в политико-правовом пространстве России, это возможность и целесообразность выдвижения политическими партиями беспартийных кандидатов и граждан, состоящих в иной политической партии, на выборах различного уровня.

Согласно ст. 7 <consultantplus://offline/ref=E51E051DDDFBD9638D700684A2B7896C3563BC0DF525AA77B7AC36A1221BF74847F00CDDD3E95D2CMFJFE> Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющими на это право <5>. При этом политическая партия вправе выдвинуть в составе федерального списка кандидатов граждан Российской Федерации, не являющихся членами данной политической партии. Практика показывает, что политические партии активно пользуются правом выдвижения кандидатов как из своих рядов, так и из числа граждан, не обозначивших свою партийную принадлежность.

В настоящее время вследствие политических спекуляций вокруг членства в политических партиях обнаружился ряд пробелов в реализации гражданами своих прав на беспрепятственный выход из политической партии, неопределенность судебной практики в этом отношении. Конституционный Суд Российской Федерации устранился от решения рассматриваемой проблемы.

Судебная практика и практика избирательных комиссий последних лет (2011-2014 гг.) показывает, что право гражданина беспрепятственно выходить из политических партий стало предметом различных политических спекуляций, дискредитирующих институт членства в политической партии и право на объединение в политические партии. Эти «спекуляции» строятся на отсутствии понимания данного права, а равно порядка и сроков его реализации. Особую остроту данный вопрос приобретает в процессе избирательной кампании, поскольку одним из оснований отказа в регистрации (отмены регистрации) кандидата - члена партии является его выдвижение политической партией, членом которой он не является.

Вступление в политическую партию требует наличия одновременно волеизъявления двух субъектов - гражданина, который намеревается (согласен) вступить в партию, и самой политической партии, которая принимает решение о приеме гражданина в партию. Получив заявление о приеме в партию, ее орган, уполномоченный решать вопросы приема в партию, может отказать гражданину в наделении его статусом члена партии на основании критериев, указанных в уставе партии.

Выход из партии - односторонний отказ от членства - предполагает наличие исключительно волеизъявления гражданина, что подтверждается и в ОпределенииВерховного Суда Российской Федерации от 19 марта 2007 г. № 78-Г 07-17: "...прекращение членства в партии на основании личного заявления носит уведомительный характер в силу устава партии и не требует выполнения каких-либо распорядительных действий со стороны каких-либо руководящих лиц партии». Безусловно, волеизъявление гражданина должно найти материальное выражение, которое можно в случае наличия спора по поводу его отношения к партии представить в уполномоченный орган - Министерство юстиции России или суд.

Поскольку гражданин выходит прежде всего из партии, то и направить свое заявление он может как по месту нахождения регионального отделения или иного структурного подразделения партии, в котором он состоит по месту своего постоянного или преимущественного проживания, так и непосредственно в политическую партию.

Факт наличия волеизъявления члена партии о выходе из нее отличает выход от иной формы прекращения членства, признаваемой партийными уставами, - вступление в другую политическую партию в отсутствие заявления о выходе. Наличие в уставах этой формы обусловлено тем, что в силу п. 6 ст. 23Федерального закона «О политических партиях» гражданин может быть членом только одной политической партии, но его право вступить в любую политическую партию не может быть ограничено. В случае сохранения такого гражданина в учетных документах партии после его приема в члены другой партии на основании датировки заявлений о вступлении в судебном порядке должна быть определена принадлежность гражданина к одной из партий. То же самое должно происходить и в случае выдвижения гражданина в составе списка кандидатов на выборах другой политической партией. Для гражданина важно, чтобы его личное заявление поступило в политическую партию, ее структурное подразделение. При этом, в силу того что на момент подачи заявления он является членом партии, гражданин обязан соблюдать порядок выхода из партии, предусмотренный в ее уставе.

Беспрепятственный выход из партии означает, во-первых, отсутствие каких бы то ни было условий для выхода из политической партии и в первую очередь отсутствие необходимости принятия соответствующего решения каким-либо органом партии. Именно на обратном основывалась целая серия решений Верховного Суда Российской Федерации, принятых в 2011 г., где « суд... обоснованно сделал вывод о том, что прекращение членства в данной партии, независимо от оснований такого прекращения, оформляется решением руководящего органа партии с последующим снятием с партийного учета». <#"justify">Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)//Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. № 4. Ст.445.

«О политических партиях» : Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 16.07.2001. - № 29. - ст. 2950.

Постановление <consultantplus://offline/ref=C9C9A09F17981D297FE7B59EB20DA8699C4A3EF695D80B4C3F2FBC8B7CIAE> Конституционного Суда РФ от 15.12.2004 N 18-П // СЗ РФ. - 2004. - № 51. - Ст. 5260.

Определение Верховного Суда РФ от 19.11.2014 № 12-АПГ14-6 // СПС КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС.

Решение Верховного Суда РФ от 17.11.2014 по делу № АКПИ14-1292С // СПС КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС.

Авакьян С.А. Конституционно-правовой статус политических партий в России. М.: Норма. - ИНФРА-М. - 2011. - С.130.

Азаров Н.И., Андрияш Г.С. Политология - М.: ЮНИТИ. - 2004. - 217 с.

Айзатуллов М. М. Правовое регулирование предвыборной деятельности политических партий / М. М. Айзатуллов // Конституционное и муниципальное право. - 2011. - № 7. - С. 42-43.

Байрамов Э. Ю. Право на выход из политической партии [Текст] / Э. Ю. Байрамов // Молодой ученый. - 2014. - №8. - С. 62.

Боброва Н.А. Рецензия на учебное пособие <consultantplus://offline/ref=E51E051DDDFBD9638D70098FBCB7896C3262BB0FF12BF77DBFF53AA3M2J5E>: Авакьян С.А. Конституционно-правовой статус политических партий в России // Конституционное и муниципальное право. - 2012. - 11. - С. 120.

Борисов И., Заславский С. Партии на будущих выборах // URL: http://www.modernlib.ru/books/igor_borisov/partii_na_buduschih_viborah/read/ (дата доступа: 18.04. 2015 г.).

Вилков А.А. Конституционно-правовые основы и институциональные возможности участия граждан в оппозиции в современной России / Участие граждан в управлении делами государства: проблемы правового регулирования и реализации в условиях модернизации России. Международный конституционный форум. Вып. 2: Сб. науч. ст. Саратов. - 2010. - С. 50.

Горбунов В.А., Кликушин А.А. Защита судами общей юрисдикции публичных <consultantplus://offline/ref=E51E051DDDFBD9638D70098FBCB7896C3763BF0FF22BF77DBFF53AA3M2J5E> интересов избирательного корпуса // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 6. - С. 22.

Дюверже М. Политические партии / Пер. с фр. Л.А. Зиминой. Изд. 4-е, М.: Академический проспект; Трикста. - 2007. - С.47.

Енгибарян Р.В. Конституционное развитие в современном мире. Основные тенденции. М.: Норма. - 2010. - С. 52.

Ерыгина В.И. Многопартийность как одна из правовых гарантий свобод общественного мнения / В. И. Ерыгина.//Конституционное и муниципальное право.- 2013. - № 2. - С. 230.

Заметина Т.В. Федеративные начала организации государственной власти в России // Закон и право. - 2008. - № 10. - С. 30.

Зорькин В.Д. Правовые основы российской многопартийности и практика <consultantplus://offline/ref=FFC11F09C9FEECF1F2CB7C60ED68A7C40DE42D1A5796265FF3EE6FAF00I4E> Конституционного Суда России // Журнал конституционного правосудия. - 2012. - № 6. - С. 5.

Зотова З. М. «100 лет российской многопартийности». - 2006. - С. 27.

Кабышев В.Т. Психология власти: механизм реализации и ответственности // Публичная власть: проблемы реализации и ответственности / Н.И. Матузов, А.В. Малько, В.Т. Кабышев и др.; Под ред. А.В. Малько, О.И. Цыбулевской. Саратов: Изд-во СГАП. - 2011. - С. 227.

Карапетян Л.М. Политические партии в судьбе России. СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юридический центр Пресс". - 2009. - С.17.

Нидермайер Оскар «Развитие партийной системы в новых федеральных землях Германии». - Observer № 3 (170). - С. 158.

Овсепян, Ж. И. Конституция Российской Федерации как основа формирования политических партий и осуществления партийно-политических проектов / Ж. И. Овсепян.//Конституционное и муниципальное право. -2013. - № 11. - С. 38.

Основы теории политических партий: Учебное пособие / Под. ред. С.Е. Заславского. М.: Изд-во "Европа": ИД КДУ. - 2013. - С.127.

Партии и выборы в современной России: Эволюция и деволюция. М.: Фонд "Либеральная миссия"; Новое литературное обозрение. - 2011. - С.122.

Пономарь С. Социальный капитал политических партий / Журнал «Власть» . -№12. - 2007. - С. 115.

Похожие работы на - Особенности политических партий

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!