Правовое положение иностранных граждан и апатридов в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,61 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовое положение иностранных граждан и апатридов в Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Юридический факультет

Кафедра конституционного и административного права

Направление: 030900.62 - Юриспруденция






КУРСОВАЯ РАБОТА

по Конституционному праву

на тему:

Правовое положение иностранных граждан и апатридов в Российской Федерации

Выполнил:

Студент 1 курса дневного отделения Группа 08-411

Халиуллин Р.А.

Работа допущена к защите:

Научный руководитель ассистент

Хурматулина А.М.

Казань - 2015 год

Оглавление

Введение.

.Понятие правового положения иностранных граждан и апатридов.

.1 Понятие и содержание правового положения (теоретический аспект).

.2 Понятие иностранных граждан и апатридов.

. Содержание правового положения иностранных граждан и апатридов.

.1 Принципы правового положения иностранных граждан и апатридов.

.2 Права и обязанности иностранных граждан и апатридов.

.3 Ответственность иностранных граждан и апатридов.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Правовое положение иностранных граждан и апатридов играло немаловажную роль во времена Древнего Рима (в то время оно называлось jus gentium - право народов), так и сейчас является актуальным, потому что данная часть права определяет отношения между странами. В настоящий момент в результате преодоления изоляции на территории Российской Федерации стало проживать много иностранных граждан и лиц без гражданства. В результате создания Конституции 1993 года их правовое положение приравнялось в положением граждан Российской Федерации во всех отношениях, кроме политических прав. Наша российская политика в отношении иностранных граждан является одной самых демократических. До принятия закона О правовом положени иностранных граждан в РФ действовал закон О правовом положении иностранных граждан в СССР от 24 июня 1981 года.

Моей причиной написания этой курсовой работы был тот факт, что в России проживает огромное количество указанных выше лиц. Особенно данный вопрос актуален в связи недавними событиями на Украине и появлением огромного количества беженцев на территории Отечества. Так что знание их правового положение будет очень полезным любому человеку. Иностранными гражданами признаются лица, не имеющие гражданства Российской Федерации и имеющие гражданство иностранного государства. Именно их правовой статус я и буду рассматривать в данной курсовой работе.

Целью данной курсовой работы является мое намерение дать понимание масштаба свободы, которым обладают иностранцы и лица без гражданства в пределах Российской Федерации. Обретя эти знания вы сможете проконсультировать своих друзей и знакомых в данной сфере права, а если он относится к субъектам в данной части права, то вы даже сможете ему помочь удобно устроится в России и полюбить ее. Ведь человеку в чужой стране будет тяжело жить, пока он не освоится. Да и вы сами, попав в чужую страну, будет иметь общие представления о своем правовом статусе.

Задачами курсовой работы являются :

·изучение понятия иностранного гражданина и апатрида;

·дать информацию о законодательстве об иностранных гражданах и апатридах;

·выделить принципы правового положения иностранных граждан и апатридов;

·пояснить права и обязанности иностранных граждан и апатридов;

·дать сведения об ответственности иностранных граждан и апатридов;

·классификация иностранных граждан в Российской Федерации;

·для выполнения данных задач я буду использовать кодексы, законы, международные договоры и другие материалы по данной тематике.

1. Понятие правового положения иностранных граждан и апатридов

.1. Понятие и содержание правового положения (теоретический аспект)

Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения люден друг с другом фиксируются государством в юридической форме - в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека и гражданина. Это одна из важнейших политико-юридических категорий, которая неразрывно связана с социальной структурой общества, уровнем демократии, состоянием законности.

Правовой статус человека и гражданина может быть охарактеризован как система прав и обязанностей, законодательно закрепляемая государством в конституциях и иных нормативно-юридических актах. Права и обязанности - основной исходный элемент права. Следует согласиться с Г.В. Мальцевым, что ничего более важного в структуре права по существу нет. "Система прав и обязанностей - сердцевина, центр правовой сферы, и здесь лежит ключ к решению основных юридических проблем"'.

В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности.

Взаимосвязи государства и индивида требуют четкой урегулированности и упорядоченности. Это обусловлено особой важностью такого рода отношений для поддержания существующего строя, для его нормального функционирования. Правовой статус индивида различается в зависимости от того, выступает ли он в качестве гражданина, иностранца либо лица без гражданства. Для большинства населения, находящегося под юрисдикцией данного государства, предпосылкой обладания правами и обязанностями является гражданство как определенное политико-правовое состояние человека.

В юридической науке, как правило, отождествляются понятия правового положения и правового статуса личности. Под правовым положением (или статусом) обычно понимают систему прав и обязанностей личности, которые закреплены и гарантированы ей по закону. В конституционном праве дополнительно дается характеристика личности как гражданина государства либо в качестве иностранного гражданина или лица без гражданства.

Выше было приведено мнение Витрука Н.В. Аналогичного мнения относительно понятий правовое положение и правовой статус также придерживается и Менемшев С.В. . В своей работе я буду использовать указанные понятия аналогично приведенным авторам.

Содержание основ правового статуса человека и гражданина включает в себя следующие элементы:

) конституционная правосубъектность;

) гражданство;

) принципы правового статуса человека и гражданина;

) конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина;

) гарантии реализации конституционных прав и свобод.

Принципы правового статуса человека и гражданина - это основополагающие начала, руководящие идеи, провозглашаемые и охраняемые государством, положенные в основу осуществления прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

В Конституции РФ получили закрепление следующие принципы правового статуса человека и гражданина:

. Центральное место занимает принцип равноправия (ст. 19). Равноправие означает, что каждому члену общества государство гарантирует равные с другими его членами права и свободы, требует от него выполнения равных обязанностей и обеспечивает ему возможность осуществления прав, свобод и обязанностей на равных с другими основаниях.

Принцип равноправия включает в себя следующие положения:

) правовой статус человека и правовой статус гражданина с точки зрения равноправия.

) равенство конституционных прав и свобод человека и гражданина независимо от их фактических различий

) равноправие мужчины и женщины.

) равенство всех перед законом и судом

) равноправие в социальном государстве

. Непосредственное действие прав и свобод. Данный принцип получил впервые свое закрепление в ст. 18 Конституции РФ, которая гласит: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

. Неотчуждаемость основных прав и свобод как принцип правового статуса человека сформулирован в ч. 2 ст. 17 Конституции РФ, где говорится: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Тем самым Конституция РФ впервые признает естественную природу прав и свобод человека, подтверждая, что эти права не дарованы государством личности и не могут быть им отобраны. Обязанность государства заключается всего лишь в признании этих прав и в создании условий для их беспрепятственной реализации.

. Недопустимость произвольного ограничения прав и свобод. В общем виде принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод содержится в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, запрещающей издание в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Это положение дополняется нормой Конституции РФ о том, что любые нормативно-правовые акты затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего обозрения (ч. 3 ст. 15). Кроме того, на недопустимость произвольного ограничения прав и свобод направлены нормы Конституции РФ о невозможности пересмотра положений гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Федеральным Собранием РФ (ст. 135).

. Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ). Ни одно общество не может предоставить своим членам абсолютной свободы, поскольку это сделает невозможным их совместное общежитие. Поэтому система прав и свобод человека и гражданина объективно формируется таким образом, чтобы обеспечить законные интересы всех людей и предотвратить возможные нарушения их прав и свобод в результате злоупотреблений ими со стороны других лиц.

. Гарантированность прав и свобод означает обязанность государства обеспечить человеку и гражданину (путем создания соответствующих экономических, политических, правовых условий) реальную возможность пользоваться предоставленными ему Конституцией правами и свободами. В общем виде данный принцип сформулирован в ст. 2 Конституции РФ, где говорится, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

. Приоритет норм международного права в области прав и свобод человека и гражданина. Данный принцип правового статуса вытекает из общей конституционной нормы о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15). Более того, применительно к правам и свободам положения ч. 4 ст. 15 дополнительно конкретизируются нормами ч. 1 ст. 17, где говорится о признании и гарантированности прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Права и свободы человека и гражданина представляют собой центральный конституционно-правовой институт, значимость которого определена не только целью российского конституционализма, но и ст. 2 Конституции РФ: человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита - обязанность государства.

Права человека - это мера возможного поведения лица как участника общественных отношений вне зависимости от того, в каком государстве возникают эти отношения. Права гражданина тесно сопряжены с государством, гражданство которого имеет данное лицо.

Понятие «свобода» многогранно. Необходимо различать свободу как философскую категорию и как юридическое понятие. Свобода в первом случае - это естественное состояние человека или народа, любой социальной общности, которое позволяет им поступать в соответствии со своей волей, по своему усмотрению. Это философское понимание свободы как высшей ценности после самой жизни лежит в основе определения правового термина «свобода». С правовой точки зрения свобода - субъективная возможность отдельного человека совершать конкретные действия, основываясь на конституции и законе. В этом значении «свобода» почти совпадает с понятием «право человека», тем не менее, законодательство использует оба этих термина. Оба понятия применяются в международном праве, унификация законодательства в этой области привела к тому, что большинство стран употребляет именно их. Это деление условно, так как не имеет четких критериев разграничения. Употребляемые в праве термины «права человека» и «права гражданина» также обозначают разные понятия. Традиционно считается, что права человека являются первичными и проистекают из естественных прав, которыми обладают все люди. Эти права должны быть предоставлены всем лицам, находящимся на территории государства. Для признания за человеком прав гражданина необходимо наличие особой связи его с конкретным государством. В этом случае человек получает от государства дополнительные возможности.

Необходимо отметить, что многим конституционным правам соответствуют конституционные обязанности человека и гражданина. Эти структурные элементы правового статуса личности взаимообусловливают друг друга. Обязанности выступают пределами свободы личности, которые очерчены в нормативном порядке. Они являются формой выражения ответственности личности перед государством и обществом. Особенности конституционных обязанностей состоят в следующем. Они направлены на охрану, защиту и развитие важнейших социальных ценностей, служат как личным, так и общественным интересам, имеют важную общественную и государственную значимость. Правовое содержание обязанностей сочетается с нравственным отношением общества к соответствующим проблемам. Конституционные обязанности, будучи закрепленными, в Конституции России, приобретают высшую юридическую силу и всеобщий характер.

Различают конституционные обязанности и иные правовые обязанности. Конституционные - это основные, фундаментальные обязанности, зафиксированные Конституцией. Все остальные содержаться в отраслевом законодательстве. Среди конституционных обязанностей можно выделить:

· Универсальные - распространяющиеся на все правоотношения, например обязанность, соблюдать законы;

· Специальные - действующие только в определенной области, например, обязанность защищать Отечество.

Юридические гарантии конституционных прав, свобод и обязанностей закреплены в Конституции Российской Федерации. К их числу Конституция Российской Федерации относит:

·право защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не запрещенными законом (часть 2 статьи 45 Конституции);

·право на судебную защиту своих прав и свобод (часть 1 статьи 46 Конституции);

·право на юридическую помощь (ст. 48 Конституции);

·право гражданина на справедливое и гуманное судопроизводство (статьях 49, 50, части 1 статьи 51, части 1 статьи 54 и части 3 статьи 15 Конституции);

·право на возмещение вреда (ст. 53 Конституции);

·право на обращение в международные органы по защите прав человека и гражданина (часть 3 статьи 46 Конституции), то есть в такие органы, как Европейская комиссия по правам человека, Европейский суд по правам человека и др.

Гражданская правосубъектность. Граждане - это "естественные" субъекты: их появление в гражданском обороте и выбытие из него предрешают естественно-биологические процессы рождения и смерти, а не юридические процедуры. Разумеется, закон, преследуя те или иные цели, устанавливает и в отношении граждан те или иные юридические - регистрационные - процедуры (начиная с регистрации рождения и заканчивая регистрацией смерти), однако все они - не предпосылка и не условие появления нового субъекта права (что характерно для юридических лиц), а следствие его появления. Поэтому если по каким-то причинам гражданин не будет зарегистрирован нигде, он все равно остается субъектом гражданского права. Возможность всякого гражданина быть субъектом гражданского права связывается с признанием за ним особого свойства - гражданской правосубъектности (праводееспособности) - и состоит из двух компонентов: гражданской правоспособности и гражданской дееспособности. Гражданская правосубъектность и образующие ее компоненты неразрывно связаны с гражданином, а потому неотчуждаемы. Гражданская правоспособность - способность гражданина иметь гражданские права и нести гражданские обязанности. Гражданская дееспособность - способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Моменты возникновения гражданской правоспособности и дееспособности не совпадают. Первая возникает в момент рождения (п. 2 ст. 17 ГК), вторая - позднее, по мере взросления (социализации) гражданина, формирования волевых и интеллектуальных качеств, достижения определенного уровня развития психической зрелости (ст. 21, 26, 28 ГК) и может испытывать различные ограничения вплоть до полного лишения (п. 4 ст. 26, ст. 29, 30 ГК).

Важнейшей предпосылкой обязанности государства защищать в полном объеме закрепленные в конституции права и свободы личности является гражданство. Под гражданством понимается устойчивая правовая связь лица с данным государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом.

.2 Понятие иностранных граждан и апатридов

правовой положение иностранный апатрид

Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

По определению С.В. Тадевосяна апатридами (от греч. apatris, apatridos - не имеющий, лишенный родины, отечества) или аполидами называются лица, не имеющие гражданства (подданства) какого-либо государства. Статус апатридов возникает обычно в результате того, что определенные лица выходят из гражданства или оказываются исключенными из него до того, как приобретают гражданство другого государства. Они, как и иностранцы, подчиняются законодательству того государства, где они находятся или проживают. В отличие от иностранных граждан, апатриды не пользуются защитой какого-либо другого государства.

В целях настоящего Федерального закона понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

Лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Для всех находящихся на территории РФ лиц, которые не являются ее гражданами, законодательством установлены следующие особенности праводееспособности:

) они не могут быть государственными служащими, занимать которые должности (Президента РФ, командира экипажа воздушного судна и др.), работать в милиции;

) они не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;

) на них не распространяется воинская обязанность;

) их административная деликтоспособность специфична (за ряд правонарушений к ответственности могут привлекать только иностранцев и лиц без гражданства, только к ним может применяться такое административное взыскание, как выдворение);

) иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением граждан стран СНГ, с которыми заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде) могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии разрешения. Оно может быть не выдано исходя из интересов обеспечения безопасности и по другим основаниям, установленным законодательством;

) они проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов (видов на жительство, заграничных паспортов и др.);

) для них могут быть установлены ограничения в передвижении и выборе места жительства, когда это необходимо для обеспечения государственной безопасности, общественного порядка, защиты прав и законных интересов граждан;

) по территории, открытой для иностранцев, они могут свободно передвигаться при условии уведомления об этом ОВД или принимающей их организации. По прибытии в пункт назначения они должны зарегистрировать свое временное пребывание в ОВД, гостинице или в принимающей их российской организации;

) иностранные граждане могут приобретать гражданское оружие по лицензиям, выданным ОВД на основании ходатайств представительств государств, гражданами которых они являются, при условии вывоза ими оружия из РФ в течение пяти дней со дня приобретения. Нарушение сроков вывоза оружия влечет его конфискацию;

) выезд из России им может быть не разрешен при наличии обстоятельств, установленных законодательством (например, если это противоречит интересам государственной безопасности, если лицо привлекается к уголовной ответственности).

По времени пребывания на территории России всех иностранных граждан и лиц без гражданства можно поделить на:

постоянно проживающих;

временно пребывающих;

проезжающих через территорию РФ транзитом.

Для постоянного проживания необходимо разрешение органа внутренних дел субъекта Федерации. Заявления о выдаче такого разрешения подаются лицами, проживающими за границей, в консульские службы, а иностранцами, временно пребывающими в РФ, непосредственно в ОВД. Основной документ, удостоверяющий личность постоянно проживающего иностранца или лица без гражданства, - вид на жительство. Он выдается ОВД не гражданам РФ, достигшим 16-летнего возраста, на срок действия их заграничных паспортов, но не более чем на 5 лет. Достигшим 45-летнего возраста иностранным гражданам вид на жительство выдается на весь срок действия их заграничных паспортов, а лицам без гражданства - бессрочно. Если иностранец в течение года со дня окончания срока действия своего заграничного паспорта не предъявит новых или подлинных документов, ему выдается вид на жительство для лица без гражданства. Лица, желающие получить статус беженца, обязаны незамедлительно по прибытии обратиться с ходатайством в орган миграционной службы субъекта Федерации, а при его отсутствии - в орган исполнительной власти. В случае регистрации ходатайства лицо получает направление на временное поселение. Ему обеспечивается проезд и провоз багажа к месту временного поселения, проживание и пользование коммунальными услугами. Оно вправе получать питание, медицинскую помощь, денежное пособие.

В понятие «иностранные граждане» включаются разные категории лиц с иностранным гражданством, а также без гражданства. Это могут быть сотрудники дипломатических и консульских представительств (и члены их семей), постоянно проживающие в России иностранные граждане, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, а также лица, временно пребывающие в России (члены экипажей иностранных самолетов и морских судов, туристы, бизнесмены, деятели науки и культуры, родственники российских граждан и др.). Особую группу составляют беженцы, правовое положение которых регулируется специальными актами.

Выделяются три категории иностранных граждан:

-временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане - лица, прибывшие в страну на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание;

-временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане - лица, получившие разрешение на временное проживание;

-постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане - лица, получившие вид на жительство. В их статусе имеются определенные различия.

1.3 Законодательство о правовом положении иностранных граждан и апатридов в Российской Федерации

Основным законом, регулирующий правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, является федеральный закон О правовом положении иностранных граждан . В нем указывается, что Законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации. Прежде всего, имеется в виду глава 2 Конституции, посвященная правам и свободам человека и гражданина, и особенно часть 3 статьи 62, устанавливающая основу правового статуса иностранного гражданина. В Конституции к иностранцам относится глава 2, которая посвящена правам и свободам человека и гражданина, а точнее часть 3 статья 62, устанавливающая основу правового положения иностранцев.

До принятия данного закона правовое положение иностранцев регулировалось Законом СССР от 24 июня 1981 г. "О правовом положении иностранных граждан в СССР" - в части, не противоречащей российскому законодательству.

Особую группу иностранных граждан составляют беженцы. Их правовое положение регулируется федеральным законом О беженцах. Вот отрывок из данного закона: Настоящий Федеральный закон определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о беженцах состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. А вот основное понятие из данного же нормативного акта беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Въезд в Россию транзитным поездом, передвижение по территории России, изменеия места жительства и другие перемещения иностранных граждан регулируются федеральным законом О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации от 18 июля 2006 г. . В данном законе предусмотрены уведомленный разрешительный порядок регистрации по месту жительства, права и обязанности таких лиц и ответственность за нарушение правил миграционного учета.

Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации регулируется тем же законом О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации. Вот некоторые положения из статьи 13 данного закона:

. Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

. Работодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров.

Изменения в законодательстве, произведенные в 2006 году теперь позволяют иностранным гражданам, прибывшим в Россию в безвизовом режиме, получить разрешение на работу в срок в течении 10 дней со дня подачи заявления. При условии соответствия иностранного гражданина требованиям здоровья, профессии, специальности и классификации, работодателю предоставили право привлекать иностранных граждан к работе без получения разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы и использование связанных с его получением обременении.

Федеральным законом О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом закрепляются порядок и основания признания и подтверждения принадлежности к соотечественникам, принципы и цели государственной политики России в отношении соотечественников. А также в указанном законе устанавливается порядок приобретения российского гражданства для каждой группы соотечественников и формы государственной поддержки в области основных прав и свобод человека и гражданина, в экономической и социальной областях, в области культуры, языка и образования, в области информации.

Существует определенная группа источников, которая издана вне Российской Федерации и не предназначена для регулирования статуса иностранных граждан, пребывающих в Российской Федерации, но содержащая в себе общепризнанные принципы и правила, которыми руководствуются цивилизованные страны в отношении иностранцев. Именно они содержат внутреннее законодательство об иностранных гражданах. Все источники из данной группы можно разделить на несколько подгрупп:) Международные многосторонние правовые документы основополагающего характера, определяющие базовые принципы, основы правового статуса человека, а также регулирующие деятельность международных правозащитных органов, в частности:

·Устав Организации Объединенных Наций;

·Устав Совета Европы;

·Документ Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1991 г.;

·Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека. Минск, 1995 г.40;

·и другие.

б) Международные многосторонние правовые документы, направленные на борьбу против отдельных видов (категорий) нарушений прав и свобод личности, например:

·Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания 1987 г.41;

·Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации,

·и другие.

в) Международные многосторонние правовые документы, устанавливающие основы правового статуса отдельных категорий иностранных граждан, а также принципы охраны прав и свобод (в том числе иностранцев) в отдельных видах человеческой деятельности, например:

·Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г.;

·Декларация Международной Организации Труда об основополагающих принципах и правах в сфере труда от 19 июня 1998 г.;

·Конвенция о статусе беженцев 1951 г. и Протокол к ней 1967 г.42;

·Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Москва, 1993 г.43;

·и другие.

г) Международные многосторонние правовые документы о правовой помощи, а также направленные на борьбу с международными угрозами. Отдельные мероприятия в них связаны с ограничением прав и свобод личности. Например:

·Европейская Конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г. и два Дополнительных протокола к ней;

·Европейская Конвенция о пресечении терроризма 1977 г.;

·Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Минск, 22 января 1993 г.,

·и другие.

д) Двусторонние договоры Российской Федерации, так или иначе затрагивающие права и свободы личности или устанавливающие (уточняющие) правовой статус отдельных категорий иностранных граждан, основы правового статуса которых определены многосторонними документами, например:

·Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Польшей 1998 г.;

·Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о выдаче от 26 июня 1995 г.,

·и другие.

Кроме всего вышеперечисленного правового положения иностранцев регулируют следующие нормативные акты: Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Уголовный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, «О средствах массовой информации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища», «Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища», Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г., Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. «О квотах на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. «О квотах на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации» и многие другие.

2. Содержание правового положения иностранных граждан и апатридов

.1 Принципы правового положения иностранных граждан и апатридов

Принципы правового положения иностранных граждан и апатридов аналогичны принципам правового статуса российских граждан. Данное обстоятельство вытекает из части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации: Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федераций правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Принципы правового статуса российских граждан указаны в разделе понятие и содержание правового положения.

Когда говорят о национальном режиме, то соотносят правовой статус иностранных граждан со статусом граждан страны пребывания. А означает это, что иностранцы, в принципе, но не безусловно, приравниваются к гражданам данного государства. Национальный режим пребывания иностранцев в Российской Федерации подтвержден частью 3 статьи 62 Конституции: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федераций правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Федеральный закон от 25 июля 2002 года не связывает применение национального режима с принципом взаимности. Права и свободы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральным законом, предоставляются иностранным гражданам независимо от того, имеют ли такие же права и свободы граждане Российской Федерации.

К основным принципам правового положения иностранных граждан в Российской Федерации также следует отнести принцип равенства всех перед судом и законом. В части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации установлено: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также, других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». В части 3 статьи 19 Конституция Российской Федерации подтверждает, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Принцип равенства иностранцев перед законом закреплен и в других федеральных законах, обеспечивающих реальное равноправие мужчины и женщины, отвергающих дискриминацию иностранцев по национальному и расовому признаками.

Принцип наибольшего благоприятствования заключается в том, что иностранные граждане пользуются максимум тех прав, которые предоставлены лицам другого государства. В неюридическом понимании этот принцип означает создание для кого-то самых лучших, благоприятных условий. Режим наибольшего благоприятствования отличается от национального режима тем, что в силу режима наибольшего благоприятствования в равное положение ставятся иностранные организации и иностранные граждане между собой, а в силу национального режима они ставятся в равное положение с отечественными лицами. В отличие от национального режима принцип наибольшего благоприятствования может быть предусмотрен только в международном договоре.

Режим наибольшего благоприятствования и недискриминационный режим установлен в отношениях нашей страны с США благодаря заключенному 1 июня 1990 г. Соглашению о торговых отношениях. В соответствии со ст. 1 этого Соглашения каждая сторона «без каких-либо условий предоставит товарам, происходящим или экспортируемым на территорию другой стороны, режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен подобным товарам, происходящим или экспортируемым на территорию любой третьей страны...».

Недискриминационный режим предоставляется в отношении применения количественных ограничений и выдачи лицензий.

2.2 Права и обязанности иностранных граждан и апатридов

Иностранные граждане имеют право на отдых, охрану здоровья, пособия, пенсии и на другие формы социального обеспечения, на пользование жилым помещением, собственность жилого дома и иного имущества, на образование, пользование достижениями культуры.

Иностранным гражданам гарантируется свобода совести, неприкосновенность личности и жилища. Они могут заключать и расторгать браки с гражданами Российской Федерации и другими лицами.

Иностранные граждане в Российской Федерации не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы, занимать государственные должности, а также участвовать во всенародном голосовании. Однако в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, могут избирать и быть избранными в органы местного самоуправления того муниципального образования, на территории которого они живут.

Иностранные граждане и лица без гражданства не несут обязанности военной службы в рядах Вооруженных Сил РФ.

Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые требуется специальное разрешение. Их перечень утверждается Правительством РФ. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Федерации.

При соблюдении установленных законом правил иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее.

Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории Российской Федерации, подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами России. Тем из них, которые нарушают законодательство о правовом положении иностранных граждан, может быть сокращен срок пребывания в стране.

Изложенные выше положения распространяются и на лиц без гражданства, если иное не вытекает из федерального законодательства. Однако они не затрагивают привилегий и иммунитетов глав и сотрудников иностранных дипломатических и консульских представительств, а также других лиц, установленных законодательством и международными договорами Российской Федерации.

В ст. 63 Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В данном случае Конституция РФ исходит из норм международного права о том, что каждое государство использует право предоставления политического убежища, и никто не может рассматривать это как недружественный акт. Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746 утверждено Положение о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации. В нем определены основные условия, связанные с реализацией этого института, и статус лиц, которым предоставлено политическое убежище. Вопрос о предоставлении права политического убежища решается Президентом РФ.

В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия, не признаваемые в Российской Федерации преступлением.

Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Большое внимание в федеральном законе О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации уделяется правовому положению иностранных граждан и апатридов. Далее приведен пример правового регулирования:

Статья 12. Отношение иностранных граждан к избирательному праву

. Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации.

. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

2.3 Ответственность иностранных граждан и апатридов

В соответствии со статусом иностранного гражданина в Российской Федерации они также привлекаются к уголовной ответственности. При совершении иностранцами преступлений они привлекаются по территориальному принципу уголовной ответственности. Территориальный принцип относится к таким случаям совершения преступлений, как:

·в пределах территориальных вод или воздушного пространства РФ;

·на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

·на кораблях, которые приписаны к российскому флоту и находятся в открытом водном пространстве вне пределов РФ;

·на воздушном судне, который приписан к аэропорту РФ, и который находится в открытом воздушном пространстве вне границ страны;

·на военном корабле или военном воздушном судне РФ.

Но как во многом, так и в Уголовном кодексе есть исключения. Исключение касается дипломатических представителей иностранных государств и других иностранных граждан, которые пользуются иммунитетом. При совершении указанными лицами преступлений, их участь решается нормами международного права. Но и лицо, обладающее иммунитетом, может быть привлечено к ответственности законами страны пребывания, в случае согласия той страны, которую данное лицо представляет. Такое правило закреплено не где-нибудь, а в Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года.

В случае совершения преступления вне РФ лицом без гражданства, но имеющим визу на жительства РФ и постоянно проживающее в ней же, при не привлечении к уголовной ответственности страной, в которой совершено преступление, будет нести ответственность по российским законам. В указанном случае российский судья не может привлечь виновного к ответственности выше той санкции, которая установлена в стране совершения преступления за указанное преступление. Уголовный суд России вездесущ... Если иностранный гражданин или лицо без гражданства без российской визы на жительство совершит преступление против интересов Российской Федерации, и в случае отсутствия привлечения к ответственности страной, в которой совершено преступление, лицо будет привлечено к ответственности по российскому уголовному кодексу. К таким преступлениям относятся в первую преступления против государственной власти, а также к ним могут быть отнесены и другие преступления (например, убийство выдающегося российского спортсмена или звезды или ведущего вечерних новостей), конечно, при условии, что данное таковая ответственность выступает из международных договоров, которые подписала Россия. Данное правило следует отнести е эффективным средствам борьбы с международными преступлениями. К ним относятся терроризм, фальшивомонетчество, преступления в сфере международного оборота наркотиков, угон воздушных судов и другие. В случае отказа страной пребывания преступника выдать его России, обязывается привлечь его к уголовной ответственности по Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 года.

Если же иностранный гражданин совершил административное правонарушение, то он привлекается к ответственности на общих основаниях по статье 2.6 п. 1 КоАП. Если же у иностранного гражданина есть иммунитет от административной юрисдикции Российской Федерации, то его правонарушение разбирается в соответствии с международными договорами.

Заключение

Практически правовое положение иностранных граждан хоть и отличается от правового положения граждан РФ, но очень незначительно. Например, ограничиваются избирательные права, могут возникнуть проблемы с устройством на работу. Но в целом для иностранцев в Российской Федерации созданы достаточно хорошие условия для жизни, работы и развития. Для учащихся граждан иностранных государств предоставляются достаточно хорошие условия для учебы. Это проявляется, например, в возможности работать и учиться по очной форме обучения одновременно по статье 13.4 федерального закона О правовом положении иностранных граждан. Достаточно хорошие положения в этом же законе касающиеся военной службы из статьи 15: Иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу). Иностранные граждане могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Достаточно хорошим примером лояльности отечественного законодательства по отношению к иностранным гражданам является переселение беженцев с Украины. Для высококвалифицированных специалистов были созданы достаточно хорошие условия, они сразу же получили работу. Менее квалифицированные кадры тоже получили работу или были отправлены на переподготовку. Проблемы с жильем также не возникло, потому что многие переехали жить к родственникам или переселились в предоставленные Российским государством жилища. Тем же, кто получил статус беженца, даются определенные льготы. Все эти положительные моменты в отношении иностранных граждан Украины значительно дают хорошее имя российскому государству.

Сегодняшнее законодательство о правовом положении иностранных граждан - это предельно ясные нормы регистрации, контроля, учета, определенность правовых границ дозволенного и четкое следование конституционных принципам. В России это первый опыт соответствия законодательства реальной обстановкой в стране и мире. Это первый опыт, который сделал весь остальной мир немного ближе к нам.

Список литературы

1.Е. А. Лукашева. Права человека. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М). - 573 с., 2001.

2.Щиборщ К. В. Оценка себестоимости выпуска продукции на предприятиях серийного и массового производства: налоговый и управленческий аспекты.: Аудитор. - 2002. - №12.

.Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие: Юриспруденция. - 1999.

.И.Т. Беспалый, Полянский В.В. Государственное право Российской Федерации: Самарский Университет. - 2008.

5.Электронный ресурс: <http://referatwork.ru/grazhdanskoe_pravo_uchebnik/section-4.html>

.Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: НОРМА. - 782 с., 2007.

.Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник для ВУЗов. М., 1996.

.Научный редактор: доктор исторических наук, доцент Синиченко В.В. Деятельность региональных миграционных служб на востоке Российской Федерации: ИНОЦЕНТР и Институтут имени Кеннана Центра Вудро Вильсона, при поддержке Корпорации Карнеги в Нью-Йорке (США) и Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров (США).

.Носов С.И. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для студентов: Статут., 2014.

.О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21 ноября 1996 г., №129-ФЗ [Электронный ресурс]. - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».

.О правовом положении иностранных граждан: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ.

.Электронный источник: <http://student.zoomru.ru/ugolpravo/ugolovnaya-otvetstvennost-inostrannyh-grazhdan-v/158416.1253686.s3.html>

.О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ.

.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г., №51-ФЗ.

.Устав Совета Европы. - Лондон: от 5 мая 1949 года.

.Конвенция о статусе апатридов: от 28 сентября 1954 года

.Уголовный кодекс Российской Федерации: от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ.

.Конституция Российской Федерации 12.12.1993 г..

.О гражданстве Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. 2002 г. N 62-ФЗ.

.Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища: Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746.

.современном российском законодательстве //"Черные дыры" в Российском законодательстве

.. -2006. - № 4. - С. 171 - 173

.Самарина Е.С. Проблемы классификации иностранных граждан в современном российском законодательстве // Черные дыры в российском законодательстве . - 2006. - №4. - С. 171-173.

Похожие работы на - Правовое положение иностранных граждан и апатридов в Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!