Учет движения основных средств предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,86 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учет движения основных средств предприятия

ГОУ СПО ЯО Ярославский колледж управления и профессиональных технологий











курсовая работа

по дисциплине «Экономика и бухгалтерский учет»

Учет движения основных средств предприятия

Выполнила Лось М.П.

Руководитель Кривощекова М.Ю.





Ярославль, 2015г.

Содержание

Введение

. Теоретические основы учета движения основных средств предприятия

.1 Нормативно-правовая база учета основных средства

.2 Основные средства как объект учета

.3 Порядок учета основных средств

. Особенности учета движения основных средств на примере ООО «Крас»

.1 Краткая экономическая характеристика

.2 Документальное отражение операций по движению основных средств на предприятии

.3 Синтетический и аналитический учет движения ос в соответствии с учетной политикой

Заключение

Список использованных источников

Введение

Хозяйственная деятельность промышленного предприятия складывается из трех непрерывных взаимосвязанных хозяйственных процессов: снабжение, производства продукции и ее сбыта. Эти процессы осуществляются одновременно, для чего используется труд работников, основные и оборотные средства. Основные средства играют огромную роль в процессе труда, так как они в своей совокупности образуют производственно-техническую базу и определяют производственную мощь предприятия. На протяжении длительного периода использования основные средства поступают на предприятие и передаются в эксплуатацию; изнашиваются в результате эксплуатации; подвергаются ремонту, при помощи которого восстанавливаются их физические качества; перемещаются внутри предприятия; выбывают с предприятия вследствие ветхости или нецелесообразности дальнейшего применения.

Учет является важнейшим средством систематического контроля за сохранностью основных средств, за правильным их использованием и выявлением дополнительных резервов повышения эффективности хозяйствования. Полное и рациональное использование основных фондов и производственных мощностей предприятия способствует улучшению всех его технико-экономических показателей: росту производительности труда, повышению фондоотдачи, экономии капитальных вложений и др.

В этом заключается актуальность выбранной темы курсовой работы.

Главной целью данной курсовой работы является: исследовать экономическую сущность основных средств, их классификацию и оценку, отметить особенности классификации и оценки учета затрат в практике, рассмотреть нормативно-правовое регулирование учета и отчетности о движении основных средств на предприятии ООО «Крас», описать порядок документального оформления движения основных средств.

1. Теоретические основы учета движения основных средств предприятия

 

Все хозяйственные операции с основными средствами оформляются с применением унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Госкомстатом РФ, а в случае отсутствия необходимой формы среди форм, утвержденных ГКС, - с применением форм, разработанных в организации и имеющих установленные в Законе “О бухгалтерском учете” обязательные реквизиты (наименование документа, дату его составления, наименование составившей документ организации, содержание хозяйственной операции, измерители операции в денежном и натуральном выражении, наименования должностей лиц, ответственных за совершение операции и правильность ее оформления и личные подписи этих лиц).

В соответствии с Законом “О бухгалтерском учете” перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.

Поскольку основные средства приносят организации экономические выгоды в течение длительного периода времени их использования для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг либо для управленческих нужд, то их стоимость включается в издержки производства и обращения не единовременно, а в течение срока их полезного использования путем начисления амортизации.

С целью проверки полноты и достоверности бухгалтерских данных по основным средствам, соответствия записей бухгалтерского учета реальному положению дел регулярно (но не реже одного раза в три года) производится инвентаризация основных средств, в ходе которой производится их физический пересчет (проверка их наличия и состояния), данные инвентарных карточек или записи в инвентарной книге суммарно сверяются с данными синтетического учета, проверяются учетные записи по движению основных средств и начислению по ним амортизации, проверяется соответствие учетной оценки объектов требованиям нормативных документов по бухгалтерскому учету и внутренних нормативных документов организации, анализируются события в жизни организации для выявления объектов основных средств, подлежащих отражению в бухгалтерском учете и финансовой отчетности, либо подлежащие списанию с бухгалтерского учета.

1.1    Нормативно-правовая база учета основных средств


Законодательство РФ устанавливает единые правовые и методические основы организации и ведение бухгалтерского учета.

Основными целями законодательства о бухгалтерском учете является:

обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;

составление и предоставление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Таблица 1.

Уровень

Документ

Реквизиты

Основное содержание

1 уровень

Гражданский кодекс РФ

Принят Гос. Думой 23 Октября 2002

Определяет права и обязанности граждан РФ


Налоговый Кодекс

Принят Гос. думой 16 июля 1998 года

Устанавливает систему налогов и сборов


Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402

Утвержден Советом Министров РФ 6 декабря 2011 года

Устанавливает единые требования к бухгалтерскому учёту, и к финансовой отчётности.

2 уровень

ПБУ 5/01Учет материально-производственных запасов

Приказ Минфина РФ № 44н от 9 июня 2001 года

Устанавливает правила формирования в бух учете информации о МПЗ организации


Положение по ведению бух учета и бух отчетности

Приказ Минфина РФ № 34н от 29 июля 1998 года

Определяет порядок организации и ведения бух учета.

3 уровень

План счетов

Приказ Минфина РФ № 94н от 31 октября 2000 года

Устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бух учета и отражению фактов хоз. деятельности на счетах бух учета.

4 уровень

Положение учетной политики организации

Ежегодный приказ руководителя

Устанавливает правила формирования и раскрытия учетной политики организаций.


Основным актом первого уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете», который состоит из трех разделов и 19 статей, который определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности, состав хозяйственных субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность

Учетные стандарты - это основные правила, устанавливающие порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. В настоящее время в России разработано и утверждено 20 Положений по бухгалтерскому учету и отчетности. По основным средствам - это положение по бухгалтерскому учету Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями, они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами. Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения бухгалтерского учета в них, к ним относятся - учетная политика предприятия, план счетов, график документооборота и т.д. Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются:

Правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах поступление основных средств, их внутреннего перемещения и выбытие;

Правильное исчисление и отражение в учете суммы амортизации основных средств;

Точное определение результатов при ликвидации основных средств; контроль за затратами на ремонт основных средств, за сохранностью и эффективностью использования.

Для целей настоящего положения при принятии к бухгалтерскому учету актов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования;

способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Отдельные подходы определены также Планом счетов.

Группировка основных средств по их видам установлена Общероссийским классификатором основных средств (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994г. № 359 (с изменениями). В соответствии с Классификатором основные средства состоят из материальных основных средств и нематериальных основных средств. Группировка основных средств по отраслевому признаку: промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие.

По назначению основные средства организации подразделяются на производственные основные средства основной деятельности, использование которых направлено на получение прибыли, производственные основные средства других отраслей, непроизводственные основные средства, не используемые для обычной деятельности (жилые дома, общежития, детские дошкольные учреждения, дома отдыха, санатории и т.д.).

Отдельные подходы определены также Налоговым кодексом РФ:

Организации, которым в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 260 Налогового Кодекса установлены ограничения по признанию расходов на ремонт основных средств, организуют аналитический учет сумм расходов на ремонт основных средств.

Аналитические данные налогового учета по учету расходов на ремонт включают, в том числе следующие показатели:

) совокупную первоначальную стоимость амортизируемого имущества (за исключением объектов нематериальных активов) по состоянию на конец отчетного (налогового) периода;

) сумму фактических затрат на ремонт основных средств, произведенных налогоплательщиком за отчетный (налоговый) период. При этом сумма расходов на ремонт за отчетный (налоговый) период основных средств, включенных в состав четвертой - десятой амортизационных групп, и сумма расходов на ремонт основных средств, включенных в состав первой - третьей амортизационных групп, группируются и учитываются раздельно.

При этом предельная сумма нормативных расходов рассчитывается как произведение совокупной стоимости амортизируемого имущества, указанного в пункте 1 настоящей статьи, на норму затрат, установленную подпунктом 2 пункта 1 статьи 260 Налогового Кодекса.

Если сумма фактических расходов на ремонт основных средств меньше или равна предельной сумме нормативных расходов, то в состав прочих затрат текущего отчетного (налогового) периода включается сумма фактических затрат на ремонт основных средств.

Если сумма фактических расходов на ремонт основных средств превышает предельную сумму нормативных расходов, то фактическая сумма затрат включается в состав прочих расходов в пределах суммы нормативных расходов.

При этом разница между фактической суммой расходов и предельной суммой расходов группируется по расходам на ремонт основных средств, включенных в состав первой - третьей и в состав четвертой - десятой амортизационных групп.

В случае если на основании имеющихся первичных документов налогоплательщик может определить, к какой конкретной группе основных средств относятся произведенные расходы на ремонт в аналитических данных налогового учета, расходы учитываются в соответствующей группе расходов на ремонт в соответствии с данными первичных документов.

В случае если сумму произведенных расходов на ремонт невозможно распределить на основании данных первичных учетных документов, сумма расходов, относящихся к основным средствам, включенным в состав первой - третьей и в состав четвертой - десятой амортизационных групп, определяется исходя из доли стоимости основных средств, включенных в состав соответствующей амортизационной группы, в общей стоимости основных средств.

Аналитический учет распределенных расходов на ремонт налогоплательщик организует таким образом, чтобы данные учета отражали группировку расходов на ремонт в зависимости от состава отремонтированных основных средств, момент возникновения указанных расходов и сроки их списания, а также сумму расходов на ремонт, уменьшающую налоговую базу последующих отчетных (налоговых) периодов.

Суммы превышения расходов на ремонт арендуемых основных средств в соответствии с положениями статьи 260 Налогового Кодекса отражаются в аналитических данных налогового учета арендатора и включаются в состав прочих расходов в аналогичном порядке.

Налоговый кодекс с 2006 года предоставил компаниям возможность списывать 10 процентов от стоимости основных средств. Такая же возможность появилась и в отношении определенных затрат, связанных с основными средствами. Это расходы, которые могут изменять первоначальную стоимость основных средств: на достройку, дооборудование, модернизацию, техническое перевооружение, частичную ликвидацию ОС.

В случае реконструкции основного средства его первоначальная стоимость меняется. Однако законодатель, вводя новую норму в Налоговый кодекс, не упомянул о возможности списывать единовременно 10 процентов от затрат на реконструкцию объектов. Поэтому организации не могли использовать амортизационную премию фактически в самой распространенной ситуации изменения стоимости основных средств.

Но последние поправки в Налоговый кодекс устранили этот недочет. Изменения вступили в силу с 1 января 2007 года, но распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года. То есть воспользоваться амортизационной премией по расходам 2006 года можно, но реально уменьшить платежи по налогу на прибыль по закону удастся только по итогам года.

Основные средства - объекты, принимающиеся к бухгалтерскому учету в качестве основного средства, если оно предназначено за использованием деятельности направлений на достижение целей создания данной организации, управленческих нужд, использования в течение длительного времени (срока продолжительности свыше 12 мес.) и организация не предполагает последующую его перепродажу.

.2 Основные средства как объект учета

Понятие, состав и классификация основных средств. Основные средства - это совокупность материально-вещественных ценностей, действующих в неизменной форме в течение длительного времени и переносящие свою стоимость частями на вновь изготовленный продукт. Это средства, создающие материально-техническую основу и условия производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Порядок учета и движения основных средств определяется. Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), активы относят к основным средствам при единовременном выполнении следующих условий: используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

используются в течение длительного времени, т. е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Для рациональной организации бухгалтерского учета основных средств и достоверного отражения в отчетности важна их детальная классификация.

К основным средствам не относятся: машины, оборудование и аналогичные объекты, являющиеся готовыми изделиями или товарами на складах организаций. Кроме того, в состав основных средств не включаются объекты, сданные или находящиеся в монтаже.

Срок полезного использования определяется организацией самостоятельно при принятии объекта основных средств к учету. Обычно сроком полезного использования является период, в течение которого предполагается получить доход от эксплуатации конкретного объекта. Срок полезного использования по каждому объекту определяется исходя из: ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с планируемой мощностью или производительностью; предполагаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, системы проведения ремонтов и прочих условий; нормативно-правовых и других ограничений на использование этого объекта. После модернизации или реконструкции объектов основных средств изменяются их технические характеристики и, следовательно, срок полезного использования по ним может быть пересмотрен.

Оценка основных средств.

Оценка основных средств осуществляется по их первоначальной, остаточной и восстановительной стоимостям.

В бухгалтерском учете основные средства отражаются, как правило, по первоначальной стоимости, которая определяется для объектов:

изготовленных на самом предприятии, а также приобретенных за плату у других организаций и лиц - исходя из фактических затрат по возведению или приобретению этих объектов, включая расходы по доставке, монтажу, установке;

внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал (фонд) - по договоренности сторон;

полученных от других организаций и лиц безвозмездно, а также ранее неучтенных объектов основных средств - по рыночной стоимости на дату оприходования.

При невозможности установить стоимость ценностей переданных или подлежащих передачи организацией, стоимость объектов основных средств полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравниваемых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств.

Первоначальная стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации (например, переоценка), а также в случае проведения на них работ по достройке, дооборудованию, реконструкции, в случае их частичной ликвидации.

Оценка основных средств, приобретенных за иностранную валюту, производится в рублях путем пересчета сумм в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату признания расходов, формирующих стоимость объекта. Фактические затраты на приобретение, сооружение и изготовление основных средств слагаются из:

сумм, уплачиваемых организацией в соответствии с договором купли-продажи (продавцу), а также за осуществление работ по договору строительного подряда, договорам за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

государственных пошлин и других аналогичных платежей, произведенных в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;

таможенных пошлин и таможенных сборов;

невозмещаемых налогов, уплачиваемых в связи с приобретением объекта основных средств;

вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации;

иных затрат, непосредственно связанных с приобретением, сооружением и изготовлением объектов основных средств, и затрат по доведению их до состояния, пригодного к использованию.

Основные средства в процессе эксплуатации изнашиваются, вследствие чего первоначальная стоимость основных средств отклоняется от стоимости аналогичных основных средств приобретаемых или возводимых в современных условиях. Для устранения этого отклонения необходимо периодически осуществлять переоценку основных средств и определять восстановительную стоимость.

Остаточная стоимость основных средств определяется вычитанием из первоначальной стоимости суммы амортизации основных средств.

Восстановительная стоимость - это стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях (при современных ценах, современной технике и т.д.)

1.3 Порядок учета основных средств

Основные средства организации в процессе эксплуатации постепенно изнашиваются и по мере износа переносят свою стоимость на вновь создаваемый продукт. В связи с этим каждой организации следует обеспечить накопление средств, необходимых для приобретения и восстановления окончательно износившихся основных средств. Такое накопление достигается за счет амортизационных отчислений.

Амортизация - это включение в затраты производства изношенной части основных средств. В бухгалтерском учете начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов:

) линейным;

) уменьшаемого остатка;

) списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

) списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Применение одного из способов по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования. Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету и не может быть менее 12 месяцев.

Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования). Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется:

при линейном способе - исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;

при способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного периода и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения;

при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования - исходя из первоначальной стоимости объекта и годового соотношения, где в числителе - число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока службы объекта;

при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) - исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.

В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы независимо от применяемого способа начисления и оформляют разработочной таблицей «Расчет амортизации основных средств» или машинограммой аналогичного содержания. Эти регистры служат основанием для отражения амортизации основных средств на соответствующих счетах бухгалтерского учета. В сезонных производствах годовая сумма амортизационных отчислений по основным средствам начисляется равномерно в течение периода работы организации в отчетном году.

Учет амортизации основных средств ведут на счете 02 «Амортизация основных средств». Счет пассивный, сальдовый, регулирующий. Оборот по кредиту - суммы начисленной амортизации за отчетный период. Оборот по дебету - суммы амортизации по выбывшим основным средствам.

Д-т 20,25,26,44 К-т 02- Сумма начисленной амортизации основных средств ежемесячно включается в издержки производства и обращения в корреспонденции.: Д-т 02 К-т 01- Списание суммы начисленной амортизации при выбытии основных средств отражают проводкой.

Счет 02 имеет два субсчета: 02-1 «Амортизация собственных основных средств»; 02-2 «Амортизация имущества, сданного в лизинг».

Организация вправе выбирать способ начисления амортизации. Однако для целей налогообложения начисление амортизационных отчислений по основным средствам осуществляется в соответствии со ст. 258 и 259 гл. 25 НК РФ:

амортизируемое имущество распределяется на 10 групп в соответствии со сроками его полезного использования;

налогоплательщик начисляет амортизацию одним из следующих методов:

линейным;

нелинейным.

Организация бухгалтерского учета основных средств.

Синтетический учет основных средств - это обобщение информации о наличии и движении принадлежащих организации основных средств, находящихся в эксплуатации, в запасе, на консервации и сданных в аренду. Учет ведется в денежной оценке. Первоначальное формирование на предприятии основных средств происходит в зависимости от источника их поступления. Основные средства поступают в результате:

• капитальных вложений;

• покупки за деньги у других предприятий и лиц;

• безвозмездного поступления;

• внесения учредителями в счет вклада в уставный капитал;

• оприходование излишков основных средств;

• получение от других цехов предприятия.

Приемка в эксплуатацию основных средств осуществляется комиссией, назначенной директором предприятия. На принятые в эксплуатацию объекты комиссия оформляет акт приемки-передачи основных средств ф.№ ОС-1. Синтетический учет наличия и движения основных средств, принадлежащих предприятию на правах собственности, осуществляется на следующих счетах:

01 «Основные средства» (активный);

02 «Амортизация основных средств» (пассивный);

08 «Вложения во внеоборотные активы» (активный);

91 «Прочие доходы и расходы» (активно-пассивный).

Счет 01 предназначен для получения информации о наличии и движении принадлежащих организации на правах собственности основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации или сданных в текущую аренду. Счет активный, сальдовый, инвентарный. Сальдо дебетовое - отражает сумму первоначальной стоимости действующих и находящихся в запасе и на консервации собственных основных средств организации. Оборот по дебету - отражает поступление, оборот по кредиту - выбытие объектов по разным причинам.

К синтетическому счету 01 могут быть открыты два субсчета:

-1 - «Собственные основные средства»;

-2 - «Арендованные основные средства».

Оприходование основных средств, внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал, оформляется следующими бухгалтерскими записями: Д-т счета 08 К-т счета 75 и

Д-т счета 01 К-т счета 08.

Созданные в самой организации основные средства, а также приобретенные ею за плату у других организаций и лиц, являются капитальными вложениями, а потому отражаются в бухгалтерском учете:

Д-т 01 К-т 08.

Безвозмездные принятые основные средства приходуют:

Д-т 08 и К-т 98, субсчет 2

«Безвозмездные поступления». Стоимость безвозмездно полученных основных средств по мере начисления амортизации по ним списывается с субсчета 2 «Безвозмездные поступления» счета 98 в кредит счета 91. Следовательно, по безвозмездно принятым основным средствам составляются следующие бухгалтерские записи:

На первоначальную стоимость: Д-т 08 К-т 98

На первоначальную стоимость : Д-т 01 К-т 08

Ежемесячно на сумму амортизации:

Д-т счетов учета затрат - 25, 26 и др. К-т счета 02 «Амортизация основных средств»

Ежемесячно на сумму амортизации: Д-т 98 К-т 91.

Аналитический учет основных средств в организации ведется по отдельным инвентарным объектам основных средств. К ним относится отдельный предмет или комплект предметов, предназначенный для выполнения определенных функций (например, здания, станки с приспособлениями и т.д.). Для организации учета и контроля движения основных средств, каждому объекту присваивается инвентарный номер, который указывается на самих объектах.

Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки ф.№ ОС-6, которые составляются в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре на основе первичных документов (актов приемки-передачи, технических паспортов и др.). Вместо инвентарных карточек можно также использовать инвентарную книгу учета объектов основных средств.

Все инвентарные карточки формируют в инвентарную картотеку с разделением на группы по видам основных средств.

Таким образом, из всего сказанного можно сделать следующие выводы.

Учет основных средств регулируется на всех уровнях управления и ведется в соответствии с законодательной, методической и распорядительной базой. Все операции по движению основных средств оформляются документально первичными и сводными документами.

Синтетический учет проводится в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета и требованиями законодательства.

2. Особенности учета движения основных средств на примере ООО «Крас»

.1 Краткая характеристика предприятия

ООО «Крас» было основано в 2009 году в г. Набережные Челны, на базе БСИ (база строительной индустрии).

Предприятие осуществляет свою деятельность на основе Устава и других учредительных документов в соответствии с п. 2 главы 41 Гражданского Кодекса РФ.

ООО «Крас» был создан для предоставления услуг по капитальному ремонту КПП, силовых агрегатов автомобилей КамАЗ и некоторых модификаций КамАЗа: самосвалов сельхоз вариантов, и др.

В настоящее время видами деятельности общества являются:

проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

разработка, изготовление, испытание автотранспортных средств с улучшенными потребительскими свойствами и специального назначения, запасных частей к ним, технологического и инженерного оборудования, оснастки, инструмента;

восстановление и ремонт всех групп сложностей автомобильной, тракторной, прицепной и прочей техники;

разработка, технологическая подготовка производства и внедрение технологий, проектная и собственная коммерческая деятельность;

проведение технических, технико-экономических, финансовых, правовых и иных экспертиз и консультаций, информационное обслуживание;

производство продукции производственно-технического назначения;

оптовая и розничная торговля, торгово-закупочная, посредническая деятельность в том числе транспортными средствами и запасными частями к ним;

оказание бытовых, транспортных услуг, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств.


Организационная структура ООО «Крас» отражает его отдельные подразделения, их соподчиненность и взаимные связи.

Рассматривая функции отделов и их зависимость друг от друга, можно выделить следующее:

сметно-договорной отдел выполняет работы по составлению договоров с заказчиками, рассчитывает и предоставляет сметы затрат на изготовление продукции, причем в процессе работы работники сметно-договорного отдела, руководствуются расчетными данными и информацией полученной от сотрудников планово-экономического отдела.

функции планово-экономического отдела в свою очередь заключаются в разработке проектов финансовых и кредитных планов, участие в разработке бизнес-планов, определении плановой суммы балансовой прибыли, осуществление контрольно- аналитической работы;

эффективная деятельность предприятия невозможна без контроля над производственными процессами, который осуществляется производственно - техническим отделом, основной функцией которого является разработка и внедрение новых технологий, контроль за качеством выпускаемой продукции. Работа производственно - технического отдела тесно взаимосвязана с работой проектной группы, отдела главного механика. - в функции отдела главного механика входит контроль за соблюдением правил и норм эксплуатации оборудования, контроль за своевременным устранением неполадок оборудования и т.д.;

в функции отдела сбыта под руководством заместителя управляющего по сбыту входит разработка и внедрение мероприятий по увеличению объема продаж;

отдел снабжения осуществляет и контролирует своевременное и полное обеспечение производства сырьем и материалом, инструментами, обеспечение административно-управленческого аппарата необходимой техникой и расходными материалами, а также обеспечение предприятия предметами общехозяйственного назначения (мебель, канцелярские товары и т.д.);

Организационная структура ООО «Крас» показывает, что в обществе имеется единое административное руководство в лице директора, который несет ответственность за его производственно - хозяйственную деятельность. При этом руководитель каждого подразделения несет ответственность за функционирование своего участка перед директором в данной сфере.

Главный инженер осуществляет организацию технического развития предприятия, обеспечивает развитие научно - технического прогресса, совершенствование работы технических служб предприятия. Обеспечивает постоянное повышение уровня технической подготовки производства, сокращение материальных финансовых и трудовых затрат, рациональное использование производственных фондов и всех видов ресурсов. Организует разработку и выполнение планов внедрения новой техники и технологии. Осуществляет контроль над соблюдением конструкторской, проектной и технологической дисциплины, правил и норм по охране труда и технике безопасности.

Начальник коммерческого отдела осуществляет руководство финансово-хозяйственной деятельностью, материально-техническим снабжением, сбытом продукции и транспортным обслуживанием предприятия, обеспечивая эффективное использование материальных и финансовых ресурсов, ускорение оборачиваемости оборотных средств.

Начальник отдела сбыта обеспечивает участие отдела в реализации продукции в натуральном и денежном выражении. Обеспечивает контроль за выполнением договорных обязательств в установленные сроки, по объему реализуемой продукции, номенклатуре, качеству. Организует приемку готовой продукции от цехов на склады. Участвует в рассмотрении поступающих на предприятие претензий потребителей. Обеспечивает своевременное оформление документов на отгруженную продукцию, составление предусмотренной отчетности по сбыту продукции предприятия.

Заместитель директора по экономике осуществляет организацию и совершенствование экономической деятельности предприятия, направленной на достижение наибольших результатов при наименьших затратах материальных, трудовых и финансовых ресурсов, повышение рентабельности производства и снижение себестоимости продукции, обеспечивая правильное соотношение роста производительности труда и заработной платы. Руководители высшего звена - принимают решения по развитию производства и реализации продукции, текущим расходам, назначают администраторов низших звеньев, утверждают бюджеты подразделений. Руководители среднего звена - занимаются оперативным планированием, организацией НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки), производства и реализации продукции, информационным обеспечением, текущим контролем и учетом, кадровой политикой. Взаимодействие между подразделениями происходит по принципу технологической цепочки.

Организация ведения бухгалтерского учета на ООО «Крас» осуществляется в соответствии с принятой учетной политикой, а также в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

Ведение бухгалтерского учета на предприятии осуществляется главным бухгалтером и его помощником. В обязанности главного бухгалтера входит: - формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее финансовом и имущественном положении, формирование и предоставление необходимой бухгалтерской отчетности как внутренним пользователям, так и внешним;

оценка фактического использования внутренних резервов;

аналитика, бухгалтерская и налоговая отчетность.

В обязанности бухгалтера входит: - наблюдение, сбор, регистрация, обработка информации в денежно - материальном выражении, а также наблюдение процессов хозяйственной деятельности предприятия, накопление и предоставление данных для аналитики, оперативного управления и контроля, прогнозирования дальнейшего развития.

Для получения более полного представления о деятельности предприятия, его возможностей и положения дел, проводится оценка его основных технико-экономических показателей из данных отчетности, а так же коэффициентов и показателей, рассчитанных на основании этих данных. Перечень основных технико-экономических показателей, позволяющих оценить работу предприятия, приведен в таблице 2

основной средство учет синтетический

Таблица 2 -Динамика технико - экономических показателей ООО «Крас» за 2012-2014г.

Показатели

2013 г

2014г




Сумма

Абсол. Изм.

Темп роста, %

Сумма

Абсол. Изм.

Темп роста, %

Выручка от реализации, тыс.руб.

404256

408245

3989

100,99

412273

4028

100,99

Себестоимость продукции, работ, тыс.руб.

329766

333020

3254

100,99

336306

3286

101,00

Прибыль от реализации, тыс.руб.

46154

46609

455

100,99

47069

460

101,12

Чистая прибыль, тыс.руб.

47040

47504

464

101,01

47972

468

100,99

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

208219

209602,5

1383,5

100,66

211667

2064,5

100,98

Фондоотдача, руб./руб.

1,94

1,95

0,01

100,52

1,95

-

100,00

Фондоемкость, руб./руб.

0,51

0,51

-

100,00

0,51

-

100,00

Фондовооруженность, тыс. руб./чел.

2041,36

2138,80

97,44

104,77

1763,89

82,47

Амортизация, тыс.руб.

1134,70

1163,28

28,58

102,52

1137,32

-25,96

97,77

Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.

352455

144480

-207975

40,99

359445

214965

248,79

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, в оборотах

1,14

2,82

1,68

247,37

1,15

-1,67

40,78

Среднесписочная численность, чел.

102

98

-4

96,08

120

22

122,45

Производительность труда, тыс. руб.

3963,3

4165,76

202,46

105,11

3435,61

-730,15

82,47

Фонд оплаты труда, тыс. руб.

465426

470400

4974

101,07

488726

18326

103,90

Среднемесячная зарплата, руб.

4563

4800

237

105,19

4987

187

103,90

Экономическая рентабельность, %

11,63

11,42

-0,21

98,19

11,41

-0,01

99,91


Исходя из данных таблицы 2 можно сказать, что:

выручка от реализации имеет тенденцию к повышению, так увеличение показателя в 2013 г. по сравнению с 2012 г. составило 3989 тыс. руб., темп роста показателя составил 100,99 %;

с 2012 по 2014 г увеличение показателя составило 4028 тыс. руб., темп роста 100,99 %.

На изменение данного показателя оказало влияние в основном увеличение объемов производства, повышение уровня среднереализационных цен.

Соответственно наблюдается увеличение себестоимости продукции, так в 2013 г. по сравнению с 2012 г. увеличение составило 3254 тыс. руб.;

прибыль от реализации в 2013 г. составила 46609 тыс. руб., что выше показателя 2012 г. на 455 тыс. руб., показатель 2014 г. выше показателя 2013 г. на 460 тыс. руб.

сумма чистой прибыли в 2013 г. составила 47504 тыс. руб., что выше показателя 2012 г. на 464 тыс. руб.;

показатель 2014 г. выше показателя 2013 г. на 468 тыс. руб., темп роста составил соответственно 101,01 % и 100,99 %;

Более наглядное представление об изменениях показателей выручки, себестоимости и прибыли от реализации можно увидеть на рис. 2.2.

Рис. 2.2. Динамика выручки, себестоимости и прибыли от реализации ООО «Крас» за 2012-2014 гг.

Наблюдается увеличение среднегодовой стоимости основных средств, так в 2013 г. стоимость основных средств составила 209602,5 тыс. руб., что выше показателя 2012 г. на 1383,5 тыс. руб., темп роста составил 100,66 %, в 2014 г. по сравнению с 2013 г. увеличение среднегодовой стоимости основных средств составило 2064,5 тыс. руб., темп роста показателя 100,98 %, причиной изменения данного показателя является приобретение оборудования, с целью замены старого изношенного на более новое и высокотехнологичное;

на протяжении рассматриваемого периода наблюдается незначительное увеличение фондоотдачи (на 0,01 руб. с 2012 по 2013 г., и с 2013 по 2014 г. изменений нет), показатель фондоемкости в течении рассматриваемого периода не изменялся и составляет во все годы 0,51 руб.;

показатель фондовооруженности в 2013 г. составил 2138,80 тыс. руб./чел., что выше показателя 2012 г. на 97,44 тыс. руб., и показатель 2014 г. выше значения показателя 2013 г. на 1763,89 тыс. руб.;

амортизация основных фондов в 2013 г. составила 1163,28 тыс. руб., что выше показателя 2012 г. на 28,58 тыс. руб. Показатель 2014 г. ниже значения показателя 2013 г. на 25,96 тыс. руб. или на 2,23 %;- с 2012 г. по 2013 г. среднегодовая стоимость оборотных средств снизилась на 207975 тыс. руб., а вот с 2013 г. по 2014 г. наблюдается положительная динамика у данного показателя: уровень показателя 2014 г. выше уровня показателя 2013 г. на 214965 тыс. руб. или почти в 2,5 раза;

коэффициент оборачиваемости оборотных активов в 2013 г. составил 2,82 оборота, что выше показателя 2012 г. на 1,68 оборота или более чем в 2,4 раза;

показатель 2014 г. снизился по сравнению с 2013 г. на 1,67 оборотов или на 59,22 %, темп роста соответственно 247,37 % и 40,78 %, что свидетельствует о снижении в 2014 г. эффективности использования оборотных средств, так как увеличивается период оборачиваемости;

среднесписочная численность персонала увеличилась, и на конец 2014 г. составила 120 чел., что выше показателя 2013 г. на 22 чел., темп роста показателя в 2013 г. по сравнению с 2012 г. 96,08 %, и в 2014 г. по сравнению с 2013 г. - 122,45 %;

производительность труда на предприятии с 2012 г. по 2013 г. повышается, о чем свидетельствует увеличение показателя в 2013 г. по сравнению с 2012 г. на 202,46 тыс. руб., и снижение показателя 2013 г. по сравнению с 2012 г. составило - 730,15 тыс. руб. (темп роста соответственно составил 105,11 % и 82,47 %);

наблюдается тенденция увеличения у среднемесячной оплаты труда: на 237 руб. с 2012 по 2013 г. и на 187 руб. с 2013 г. по 2014 г.;

увеличение фонда оплаты труда составило в 2013 г. по сравнению с 2012 г. - 4974 тыс. руб., и увеличение в 2014 г. по сравнению с 2013 г. составило 18326 тыс. руб. (темп роста соответственно составил 101,07 % и 103,90 %);

в 2013 г. показатель экономической рентабельности составил 11,42 %, что ниже показателя 2012 г. на 0,21 %, и в 2014 г. уровень рентабельности - 11,41 %, что ниже показателя 2013 г. на 0,01 %, что свидетельствует о снижении прибыли на вложенный капитал. Таким образом, анализ технико-экономических показателей показал, что на предприятии ежегодно повышается объем производимой и реализуемой продукции, о чем свидетельствует положительная динамика у показателей финансовых результатов.

Постепенно наращивается производственная мощность, о чем свидетельствует увеличение среднегодовой стоимости основных средств, увеличение численности персонала.

Негативную оценку носит замедление оборачиваемости оборотных активов предприятия, а так же снижение уровня рентабельности (окупаемости затрат).

.2 Документальное отражение операций по движению основных средств на предприятии

Поступающие основные средства принимает комиссия, назначенная руководителем общества. Поступление ОС оформляется актом (накладной) приемки-передачи основных средств - ОС-1.

Акт ОС - 1 составляется на каждый объект в отдельности, к нему прикладывается товарная накладная с приложенным к ней счетом-фактурой. Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в случае, если объекты однотипные, имеют одинаковую стоимость и приняты в одном календарном дне. Акт составляется в двух экземплярах. К ним прилагается техническая документация по основному средству. В акте указывается: наименование объекта, год постройки или выпуска, краткая характеристика и первоначальная стоимость. Поступившим объектам присваивается инвентарный номер, по порядковой серийной системе. Полный инвентарный номер состоит из 6 знаков.

После оформления акт приемки-передачи основных средств передают в бухгалтерию организации, с приложенной технической документацией. На основании этих документов бухгалтерия производит соответствующие записи в инвентарные карточки основных средств, после чего техническую документацию передают в технический отдел общества. Поступившее на склад оборудование для установки оформляется актом о приемке оборудования ОС - 14. Сдача оборудования в монтаж - актом приемки-передачи оборудования в монтаж - ОС - 15 с указанием наименования и стоимости переданного оборудования, его комплектности и выявленных при наружном осмотре оборудования дефектах. Выявленные дефекты оформляются актом ОС -16.

Внутренние перемещения основных средств из одного цеха в другой, а также их передача в эксплуатацию оформляется актом (накладной) приемки-передачи основных средств ОС - 2. Первый экземпляр с подписями сдатчика и получателя передается в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, второй остается у сдатчика для отметки о выбытии соответствующего объекта в инвентарном списке основных средств.

Операции по списанию всех основных средств оформляются актом на списание основных средств ОС - 4 на основании Акта технического состояния. В акте на списание основных средств указывают техническое состояние и причину списания объекта, первоначальную стоимость, сумму амортизации, затраты на списание, стоимость материальных ценностей (запасных частей, металлолом и т.д.), полученных от ликвидации объекта (выручки от ликвидации), результат от списания.

Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные корточки. На лицевой стороне карточек указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска (постройки), дату и номер акта о приемке, местонахождение, первоначальную стоимость, норму амортизационных отчислений, шифр затрат (для отнесения сумм амортизации), сумму начисленной амортизации, внутреннее перемещение и причину выбытия. Но оборотной стороне инвентарных карточек указывают сведения о дате и затратах по достройке, дооборудовании, реконструкции и модернизации объекта, выполненных ремонтных работах, а также краткую индивидуальную характеристику объекта.

Инвентарные карточки в бухгалтерии составляются на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. Инвентарные карточки заполняются на основе первичных документов (актов приемки-передачи, технических паспортов и др.), которые передаются затем под расписку в соответствующий отдел организации.

По месту нахождения (эксплуатации) основных средств для контроля за их сохранностью ведутся инвентарные списки основных средств. В них записывается номер и дату инвентарной карточки, инвентарный номер объекта, его полное название, первоначальную стоимость и данные о перемещении (выбытии) - дату и номер документа, и причину выбытия.

В бухгалтерии инвентарные карточки формируются в инвентарную картотеку, построенную в разрезе классификационных групп по видам основных средств.

 

2.3 Синтетический и аналитический учет движения ос в соответствии с учетной политикой

Бухгалтерский учет основных средств должен обеспечивать выполнение следующих задач:

правильное оформление документов и своевременное отражение в учете поступления основных средств, их внутреннего перемещения, выбытия;

достоверное определение результатов от реализации и прочего выбытия основных средств;

полное определение затрат, связанных с поддержанием основных средств в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, на проведение всех видов ремонта);

контроль за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету. Эти задачи решают с помощью надлежащей документации и обеспечения правильной организации учета наличия и движения основных средств, расчетов по их амортизации и учета затрат по их ремонту.

 

Синтетический учет основных средств ведется на следующих счетах:

№ счета

Название счета

Актив Пассив

Рекомендуемая аналитика

01

Основные средства

Актив

По каждому основному средству

02

Амортизация основных средств

Пассив

По каждому основному средству

03

Доходные вложения в материальные ценности

Актив

По каждому основному средству

07

Оборудование к установке

Актив

По каждому основному средству

08

Вложения во внеоборотные активы

Актив

По видам вложений и объектам в которые осуществлены эти вложения

19/1

НДС поступивших ОС

Актив

По каждому основному средству

91

Прочие доходы и расходы

Актив/пассив

По каждому основному средству

96

Резервы предстоящих расходов

Пассив

По видам резервов

 

Счет 01 «Основные средства» предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по счету 01 «Основные средства» по первоначальной стоимости. Объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией на счете 01, «Основные средства» в соответствующей доле.

Принятие к бухгалтерскому учету основных средств, а также изменение первоначальной стоимости их при достройке, дооборудовании и реконструкции отражается по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы». Изменение первоначальной стоимости при переоценке соответствующих объектов отражается по счету 01 «Основные средства» в корреспонденции со счетом 83 «Добавочный капитал». Для учета выбытия объектов основных средств (продажи, списания, частичной ликвидации, передачи безвозмездно и др.) к счету 01 «Основные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит - сумма накопленной амортизации. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Аналитический учет по счету 01 «Основные средства» ведется по отдельным инвентарным объектам основных средств. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о наличии и движении основных средств, необходимых для составления бухгалтерской отчетности (по видам, местам нахождения и т.д.).

Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» предназначен для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов, а также о затратах организации по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота (кроме птицы, пушных зверей, кроликов, семей пчел, служебных собак, подопытных животных, которые учитываются в составе средств в обороте).

К счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» могут быть открыты субсчета: 08-1 «Приобретение земельных участков»;

-2 «Приобретение объектов природопользования»;

-3 «Строительство объектов основных средств»;

-4 «Приобретение отдельных объектов основных средств»;

-5 «Приобретение нематериальных активов»;

-6 «Перевод молодняка животных в основное стадо»;

-7 «Приобретение взрослых животных» и др.

На субсчете 08-3 «Строительство объектов основных средств» учитываются затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство (независимо от того, осуществляется это строительство подрядным или хозяйственным способом).

На субсчете 08-4 «Приобретение отдельных объектов основных средств» учитываются затраты по приобретению оборудования, машин, инструмента, инвентаря и других объектов основных средств, не требующих монтажа.

По дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражаются фактические затраты застройщика, включаемые в первоначальную стоимость объектов основных средств, нематериальных активов и других соответствующих активов.

Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, нематериальных активов и др., принятых в эксплуатацию и оформленных в. установленном порядке, списывается со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счетов 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

Сальдо по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражает величину вложений организации в незавершенное строительство, незаконченные операции приобретения основных средств, нематериальных и других внеоборотных- активов а также формирования основного сальдо.

При продаже, передаче безвозмездно и др. вложений, учитываемых на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», их стоимость списывается в дебет; счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Аналитический учет по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» ведется:

по затратам, связанным со строительством и приобретением основных средств, - по каждому строящемуся или приобретаемому объекту основных средств. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о затратах на: строительные работы и реконструкцию; буровые работы; монтаж оборудования; оборудование, требующее монтажа; оборудование, не требующее монтажа, а также на инструменты и инвентарь, предусмотренные сметами на капитальное строительство; проектно-изыскательские работы; прочие затраты по капитальным вложениям.

Счет 07 «Оборудование к установке» предназначен для обобщения информации о наличии и движении технологического, энергетического и производственного оборудования (включая оборудование для мастерских, опытных установок и лабораторий), требующего монтажа и предназначенного для установки в строящихся (реконструируемых) объектах. Этот счет используется организациями-застройщиками.

К оборудованию, требующему монтажа, также относится оборудование, вводимое в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам, к полу, междуэтажным перекрытиям и прочим несущим конструкциям зданий и сооружений, а также комплекты запасных частей такого оборудования. В состав этого оборудования включаются контрольно-измерительная аппаратура или другие приборы, предназначенные для монтажа в составе устанавливаемого оборудования.

На счете 07 «Оборудование к установке» не учитывается оборудование, не требующее монтажа: транспортные средства, свободно стоящие станки, строительные механизмы, сельскохозяйственные машины, производственный инструмент, измерительные и другие приборы, производственный инвентарь и др. Затраты на приобретение оборудования, не требующего монтажа, отражаются непосредственно на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» по мере поступления их на склад или в другое место хранения.

Оборудование к установке принимается к бухгалтерскому учету по дебету счета 07 «Оборудование к установке» по фактической себестоимости приобретения, складывающейся из стоимости по ценам приобретения и расходов по приобретению и доставке этих ценностей на склады организации.

Приобретение оборудования за плату у других организаций и лиц отражается по дебету счета 07 «Оборудование к установке» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или др.

Принятие к бухгалтерскому учету оборудования, внесенного учредителями в счет их вкладов в уставный (складочный) капитал организации, отражается по дебету счета 07 «Оборудование к установке» и кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями».

Поступление оборудования к установке может быть отражено с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» или без использования его в порядке, аналогичном порядку учета соответствующих операций с материалами.

Стоимость оборудования, сданного в монтаж, списывается со счета 07 «Оборудование к установке» в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». При этом завезенное на строительную площадку оборудование, требующее монтажа, подрядчик принимает на забалансовый учет по счету 005 «Оборудование, принятое для монтажа». Стоимость этого оборудования или его частей, сданных в монтаж, подрядчик снимает с забалансового учета по счету 005 «Оборудование, принятое для монтажа». Стоимость оборудования, переданного подрядчику, монтаж и установка которого на постоянном месте эксплуатации фактически не начаты, не снимается с учета у застройщика.

При продаже, списании, передаче безвозмездно и др. оборудования к установке его стоимость списывается в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Аналитический учет по счету 07 «Оборудование к установке» ведется по местам хранения оборудования и отдельным его наименованиям (видам, маркам и т.д.).

Счет 02 «Амортизация основных средств» предназначен для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.

Аналитический учет основных средств. Для выполнения задач по учету основных средств на предприятии, должна быть разработана рациональная система документооборота в соответствии с утвержденным в ней графиком, определены лица, ответственные за сохранность и перемещение объектов основных средств.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Формы первичной документации для учета основных средств и краткие указания по их заполнению утверждены Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 30.10.97 № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве».

 

Таблица 3 Формы первичной документации

Номер унифицированной формы

Наименование формы

ОС-1

Акт (накладная) приемки-передачи основных средств

ОС-3

Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов

ОС-4

Акт на списание основных средств

ОС-4а

Акт на списание автотранспортных средств

ОС- 14

Акт о приемке оборудования

ОС-6

Инвентарная карточка учета основных средств

Акт приемки-передачи оборудования в монтаж

ОС- 16

Акт о выявленных дефектах оборудования

 

Документы, форма которых не предусмотрена в указанном перечне и в других альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

наименование документа;

дату составления документа;

наименование организации, от имени которой составлен документ;

содержание хозяйственной операции;

измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

личные подписи указанных лиц.

Основные средства могут поступать в организацию различными способами, в результате:

приобретения за плату у других организаций;

строительства хозяйственным или подрядным способом;

получения от других организаций и лиц в безвозмездное пользование;

внесения учредителями в счет их вкладов в уставный капитал;

получения в хозяйственное ведение или оперативное управление;

взятия в аренду с последующим выкупом;

поступления по акту дарения;

передачи в совместную деятельность и доверительное управление;

передачи в обмен на другое имущество;

другими способами, не противоречащими действующему законодательству.

Принятие объектов основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта (накладной) приемки-передачи основных средств (типовая форма № ОС-1).

Акт (накладная) приемки-передачи основных средств применяется:

для учета ввода объектов в эксплуатацию (за исключением тех случаев, когда ввод объектов в действие должен в соответствии с действующим законодательством оформляться в особом порядке);

для оформления внутреннего перемещения основных средств из одного структурного подразделения организации в другое;

для оформления передачи основных средств со склада (из запаса) в эксплуатацию;

для исключения из состава основных средств при передаче, продаже другой организации.

В бухгалтерии согласно акту приемки-передачи открывают инвентарную карточку учета основных средств (форма № ОС-6).

Заполнение инвентарной карточки (инвентарной книги) производится на основе:

акта (накладной) приемки-передачи основных средств;

технических паспортов;

других документов на приобретение, сооружение, перемещение и списание объектов основных средств.

Инвентарная карточка ведется в бухгалтерии на каждый объект или группу однотипных объектов основных средств, поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце и имеющих одно и то же производственно-хозяйственное назначение, техническую характеристику и стоимость. В случае группового учета карточка заполняется путем позиционных записей отдельных объектов основных средств.

В инвентарных карточках (инвентарной книге) должны быть приведены основные данные по объекту основных средств:

срок полезного использования;

способ начисления амортизации;

освобождение от начисления амортизации (если имеет место);

индивидуальные особенности объекта.

Оборудование подразделяется на оборудование, требующее монтажа, и оборудование, не требующее монтажа.

К оборудованию, не требующему монтажа, относится оборудование, которое не требует для ввода его в действие предварительной сборки или установки на опоры, фундаменты (локомотивы, вагоны, тракторы, сельскохозяйственные машины, строительные и дорожные машины, морские и речные суда, двигатели, приборы и т.п.).

К оборудованию, требующему монтажа, относится оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его отдельных частей или установки на фундаменты и опоры.

Передача оборудования монтажным организациям оформляется «Актом приемки-передачи оборудования в монтаж» (форма № ОС-15).

При заключении договора на строительство, в котором обеспечение строительства оборудованием возложено на застройщика, бухгалтерский учет его приобретения, монтажа и ввода в эксплуатацию осуществляет застройщик.

В учете застройщика оборудование, требующее монтажа, отражается на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» по фактическим расходам, связанным с его приобретением, начиная с того месяца, в котором начаты работы по его установке на постоянном месте эксплуатации (прикрепление к фундаменту, полу, междуэтажному перекрытию или другим несущим конструкциям здания (сооружения) или начата укрупнительная сборка оборудования).

Монтаж оборудования фиксируется наличием расходов в справке об объемах выполненных работ по монтажу этого оборудования (или в акте их инвентаризации), оформленной в установленном порядке.

Расходы по приобретению оборудования складываются из его стоимости по счетам поставщиков, транспортных расходов по доставке оборудования и заготовительно-складских расходов (включая наценки, комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, таможенных пошлин и т.п.).

Транспортные и заготовительно-складские расходы учитываются в составе затрат по строительству отдельно от стоимости оборудования.

При обеспечении строительства оборудованием силами строительных организаций согласно договорам на строительство его стоимость отражается в учете застройщика в составе затрат по строительству объекта по договорной их стоимости согласно оплаченным или принятым к оплате счетам строительных организаций.

На дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования, составляется «Акт о выявленных дефектах оборудования» (форма № ОС-16).

Объекты основных средств выбывают из организации в результате:

продажи (реализации) объекта другому юридическому лицу или физическому лицу;

передачи объектов основных средств в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций;

передачи по договорам мены, дарения объектов основных средств;

списания объектов основных средств, ранее сданных в аренду с правом выкупа, в момент перехода права собственности на указанные основные средства к арендатору;

списания в случае морального и (или) физического износа;

ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;

по другим причинам.

Выбытие основных средств в результате продажи сторонним организациям оформляется актом (накладной) приемки-передачи основных средств (форма ОС-1).

Безвозмездная передача объектов основных средств, осуществляемая по договору дарения, и передача организацией основных средств в собственность другого юридического или физического лица в обмен на другой товар, совершаемая по договору мены, оформляется также актом (накладной) приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1). Списание стоимости указанных основных средств производится на основании акта (накладной) приемки-передачи с приложением договора дарения и письменного сообщения (авизо) принимающей организации о принятии к бухгалтерскому учету этого объекта или договора мены.

На основании акта бухгалтерская служба организации производит соответствующую запись в инвентарной карточке переданного объекта и прилагает указанную карточку к акту (накладной) приемки-передачи основных средств. Об изъятии карточки на выбывший объект делается отметка в документе, открываемом по местонахождению объекта (инвентарной книге).

Возврат арендуемого объекта основных средств арендодателю оформляется актом (накладной) приемки-передачи (форма № ОС-1), на основании которого бухгалтерская служба арендатора снимает возвращенный объект с забалансового учета.

Ликвидацию основных средств производят на основании распоряжения руководителя организации. Приказом руководителя может быть создана постоянно действующая комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители соответствующих инспекций.


Заключение

Данная курсовая работа отражает особенности ведения бухгалтерского учета основных средств. В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы и предложения:

Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течение длительного периода.

Под воздействием производственного процесса и внешней среды они снашиваются постепенно и переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение нормативного срока их службы путем начисления амортизации по установленным нормам.

Основные средства поступают на предприятие и передаются в эксплуатацию; изнашиваются в результате эксплуатации; подвергаются ремонту, при помощи которого восстанавливаются их физические качества; перемещаются внутри предприятия; выбывают с предприятия вследствие ветхости или нецелесообразности дальнейшего использования.

Предприятия имеют право владения, пользования и распоряжения основными средствами: безвозмездно передавать или продавать другим предприятиям; обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно во временное пользование либо взаймы принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь; списывать с баланса, если они изношены или морально устарели, независимо от того, полностью ли они амортизированы или нет.

Одним из показателей эффективного применения основных фондов является увеличение времени их работы за счет сокращения простоев, повышения коэффициента сменности, роста производительности труда на базе внедрения новых техники и технологий, повышения фондоотдачи, т.е. увеличения выпуска продукции, объема выполняемых работ и услуг на каждый рубль основных фондов.

Поэтому обеспечение правильной организации учета наличия и движения основных средств является немало важной частью ведения бухгалтерского учета на предприятиях (в организациях).

Список использованных источников

1. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 6.12.2011 г. № 402-ФЗ

. Учебник «Бухгалтерский учет» (В.М. Богаченко, Н.А.Кириллова)

.Учебник «Экономика предприятия» (В.Я. Горфинкель, В.А. Швандар)

. План счетов бухгалтерского учета (2013 г.)

. Положения по Бухгалтерскому Учету (ПБУ)

Похожие работы на - Учет движения основных средств предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!