Нетарифное регулирование в Таможенном союзе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,19 Кб
  • Опубликовано:
    2015-10-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Нетарифное регулирование в Таможенном союзе

Введение

В актуальности выбранной темы нет сомнений, так как в современных условиях государственное регулирование общественных отношений, возникающих в таможенной сфере, вызывает повышенный интерес, как со стороны теоретиков-правоведов, так и участников внешнеторговой деятельности. Это обусловлено влиянием внутренних и внешних факторов, действие которых актуализировало необходимость совершенствования нормативной регламентации деятельности таможенных органов и лиц, участвующих во внешней торговле.

Интенсивная интеграция России в мирохозяйственные связи вызывает необходимость совершенствования таможенного регулирования как важного инструмента в использовании различных форм экономического сотрудничества. Актуальность подобной регуляции заметно возрастает для российской экономики, осуществляющей структурную перестройку.

Международная торговля c древних времен имеет важное значение для национальных экономик всех стран, поскольку ее успехи оказывают позитивное воздействие на хозяйственное развитие. Опыт развитых стран показывает, что нельзя создать благополучную экономику, находясь в изоляции от остального мира. Внешняя торговля, а с ней международное разделение труда привносят в отечественную экономику ряд преимуществ и выгод, непосредственно влияющих на активизацию экономического роста. Внешняя торговля из фактора, дополняющего внутреннее развитие той или иной страны, превратилась в необходимое условие нормального функционирования ее хозяйства.

Технические меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности включают разрешительную систему, которая осуществляется через контроль государственных органов, например предоставление к таможенному оформлению разрешительных документов отдельных министерств и ведомств, при ввозе и вывозе радиоэлектронных средств, культурных ценностей, оружия и боеприпасов невоенного назначения и других товаров. Данные разрешения необходимы, если на государственном уровне установлен разрешительный порядок перемещения через таможенную границу отдельных категорий товаров.

Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает разрешительный порядок экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических и юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений, а также определяет перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок.

Целью данной работы стало изучение разрешительного порядка перемещения отдельных категорий товаров по территории таможенного союза.

Для этого предполагается рассмотреть:

) общие положения разрешительной системы перемещения отдельных категорий товаров по территории таможенного союза;

) разрешительный порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из нее гражданского и служебного оружия и боеприпасов к нему.

Глава 1. Нетарифное регулирование в Таможенном союзе

Нетарифные ограничения можно определить как любые распоряжения центральных и местных властей, включая методы реализации законов, постановлений и иных нормативных, актов (кроме таможенно - тарифных мероприятий), которые воздействуют на экспорт и импорт товаров, объем, товарную структуру внешней торговли, цены и конкурентоспособность товаров, создавая более жесткие условия для товаров иностранного происхождения по сравнению с товарами национального производства или различный режим для товаров разных стран.

В современных условиях торгово-политическая роль и экономическое значение мер нетарифного регулирования существенно возросли. Это произошло в результате действия многих причин. В их числе значительное увеличение объема международной торговли и коренные изменения в ее товарной структуре, существенное усиление экономической роли внешней торговли в народном хозяйстве.

В мировой практике и в торговой политике принято различать:

  • меры нетарифного регулирования, специально создаваемые с тем, чтобы с их помощью осуществлять государственное регулирование внешней торговли (запреты, квотирование, добровольные ограничения экспорта, квазитарифные меры и др.);
  • запреты и ограничения, возникающие в результате проведения технической политики, реализации норм здравоохранения, осуществления финансовых и административных мер, соблюдения общественной морали или правопорядка, охраны жизни или здоровья человека, окружающей среды, защиты культурных ценностей, выполнения международных обязательств, обеспечения национальной безопасности и др. Побочное действие этих мер может создавать препятствия для международной торговли и превращать их в нетарифные ограничения.
  • Применение мер нетарифного регулирования опирается на развитую законодательную и административную базу. Их осуществление поручено соответствующим органам исполнительной власти, как правило, центральным правительственным органам.
  • Большинство нетарифных ограничений экспорта используются для решения следующих основных задач:
  • ограничение вывоза товаров, дефицитных внутри страны. Такое применение нетарифных ограничений разрешено правилами ГАТТ/ВТО. Обычно это осуществляется с помощью квотирования и лицензирования вывоза;
  • ограничение вывоза товаров в рамках международных соглашений (Международные товарные соглашения) с тем, чтобы обеспечить стабильность рынка какого-либо товара;
  • для предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, используемых во внутреннем производстве.
  • При импорте нетарифные ограничения используются как правило по следующим причинам:
  • защита отечественных товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных производителей аналогичных товаров;
  • необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка;
  • необходимы для охраны жизни или здоровья человека, окружающей среды;
  • относятся к экспорту или импорту золота или серебра;
  • применяются для защиты культурных ценностей;
  • необходимы для предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов и применяются одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления, связанных с использованием невосполнимых природных ресурсов;
  • необходимы для приобретения или распределения товаров при общем или местном их дефиците;
  • необходимы для выполнения международных обязательств;
  • необходимы для обеспечения национальной безопасности.
  • Также практически во всех государствах существуют меры, направленные на обеспечение:
  • контроля за вывозом и ввозом товаров двойного назначения (товары, могущие быть использованными в гражданских и в военных целях);
  • контроля за вывозом вооружения и товаров военного назначения.
  • нетарифный запрет таможенный оружие
  • 1.1 Цели и значение нетарифного регулирования
  • Цель нетарифного регулирования состоит:
  • В улучшении конкурентных условий в импортирующей стране;
  • В защите национальной промышленности, здоровья населения, охране окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности.
  • Нетарифные ограничения являются мерами скрытого протекционизма. По мнению специалистов, во внешней торговле используются более 50 таких мероприятий и могут осуществляться как через административные, так и финансовые инструменты регулирования.
  • В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях:
  • Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка.
  • Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.
  • Выполнение международных обязательств.
  • Введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров.
  • Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
  • Защита общественной морали и правопорядка.
  • Защита культурных ценностей.
  • Обеспечение национальной безопасности.

1.2 Запрет и ограничения товаров при перемещении через таможенную границу

В соответствии с п. 2 ст. 152 ТК ТС <#"justify">По данным МВД России, по состоянию на 2015 года, владельцами оружия являются более 5 млн граждан. У них на руках находятся 6,2 млн. единиц гражданского оружия, в том числе более 729 тыс. единиц огнестрельного оружия ограниченного поражения. Вместе с тем, как показывает статистический анализ данных за 2015 год, наблюдаются негативные тенденции, связанные с серьезным ростом преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия, зарегистрированного в органах внутренних дел. Количество таких преступлений в сравнении с 2014 годом возросло на 64,4% (с 354 до 583).

Кроме того, отмечается рост числа потерь гражданского оружия, впоследствии являющегося потенциальным орудием преступлений. Так за 2015 год гражданами России утрачено 6080 единиц оружия (рост 53,1% по сравнению с 2014 годом).

Наряду с негативной статистикой, в последнее время участились случаи незаконного применения оружия против обычных граждан, влекущее серьезные ранения и зачастую их гибель, что в свою очередь вызывает широкий общественный резонанс и общую обеспокоенность населения.

Заключение

После изучения данной темы курсовой работы можно сделать ряд выводов.

Товары, ввоз (вывоз) которых осуществляется по разрешениям государственных контролирующих органов:

) гражданское и служебное оружие и боеприпасы к нему - на ввоз и на вывоз;

Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации гражданского, служебного оружия и боеприпасов к нему осуществляется по разрешениям МВД после проведения сертификации оружия и патронов к нему.

Список литературы

1. Таможенный кодекс РФ ФЗ № 61-ФЗ от 28 мая 2003 года // Правовая система «Консультант Плюс».

. КоАП РФ №195-ФЗ от 30 декабря 2001 года // Правовая система «Консультант Плюс».

. УК РФ №63-ФЗ от 13 июня 1996 года // Правовая система «Консультант Плюс».

4. Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» № 4804-1 от 15 апреля 1993 года (в ред. ФЗ от 02.11.2004 №127-ФЗ) // Правовая система «Консультант Плюс».

. ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» №164-ФЗ от 8 декабря 2003 года // Правовая система «Консультант Плюс».

. ФЗ «Об экспортном контроле» № 183-ФЗ от 18 июля 1999 года (в ред. Федеральных законов от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 18.07.2005 № 90-ФЗ) // Правовая система «Консультант Плюс».

. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положений о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей» от 27.04.01 №322 // Правовая система «Консультант Плюс».

. Постановление Правительства РФ «О порядке ввоза и вывоза лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения» №438 от 16.07.2005 г. Правовая система «Консультант Плюс».

. Письмо Федеральной таможенной службы «О таможенном оформлении лекарственных средств» от 7.12.2004 года №07-59/10211 // Правовая система «Консультант Плюс».

. Таможенное право России: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2011.

11. Блинов Н.М., Дзюбенко П.В. Введение в таможенное дело. М., 2012.

. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. М., 2011.

. Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право. Учебник для вузов. М., 2013.

. Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М.: 2010.

. Потяев А.И. Теория таможенного дела. М., 2011.

. Шапошников Н.Н. Таможенная политика России. М., 2012.

. Грачев Ю.Н. Практика внешнеэкономической деятельности. М., 2012.

Похожие работы на - Нетарифное регулирование в Таможенном союзе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!