Демократия и гражданское общество

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,36 Кб
  • Опубликовано:
    2015-08-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Демократия и гражданское общество














Контрольная работа

Демократия и гражданское общество

Содержание

1. Представления о демократии

. Представления о гражданском обществе

Литература

. Представления о демократии

Во все времена к демократии относились по-разному. Так, греческий философ Платон считал, что «из демократии рождается тирания». Французский <#"justify">Слово «демократия» (от гр. dēmos - народ + kratos - власть) буквально означает «народовластие». Однако политики и простые люди, а также ученые в понятие демократии часто вкладывают разные смыслы. В настоящее время понятие «демократия» является настолько многозначным, что у некоторых исследователей возникает сомнение в возможности его научного использования. Так, российский ученый А. Зиновьев писал, что термин «демократия» не является научным в силу «аморфности его смысла и многосмысленности». Это - термин идеологии, а не науки. Поэтому необходимо различать идеологическое описание демократии (идеологическую демократию) и демократию как реальность (реальную демократию).

Хрестоматийное определение «идеологической демократии» дал американский <#"justify">Многообразие представлений о демократии и реальных ее проявлений в мире породили множество теорий демократии. Эти теории, как считает российский ученый Л.В. Сморгунов, разрабатывались в рамках двух научных парадигм (от гр. paradeigma - образец) или на их пересечении. Одну из этих парадигм он назвал либерально-демократической, другую - радикально-демократической.

В рамках либерально-демократической парадигмы внимание акцентируется на суверенитете личности; плюрализме интересов; первенстве права; свободе человека; первенстве прав человека; представительной демократии; разделении властей; подчинении меньшинства большинству и защите прав меньшинства. В рамках радикально-демократической парадигмы предпочтение отдается не суверенитету личности, а суверенитету народа; не плюрализму, а единству интересов; первенству не права, а общего блага; не свободе человека, а свободе гражданина; первенству не прав человека, а единству его прав и обязанностей; не представительной демократии, а непосредственной; не разделению властей, а разделению функций; не защите прав меньшинства, а подчинению меньшинства большинству.

В современной политической науке существует множество теорий демократии, среди которых можно выделить следующие: 1) либеральной демократии; 2) плюралистической демократии, или полиархии; 3) экономической, или рыночной демократии; 4) легальной демократии; 5) консоциальной демократии; 6) рефлексирующей демократии; 7) делиберативной демократии; 8) элитарной демократии; 9) плебисцитарной демократии; 10) партиципаторной демократии; 11) делегативной демократии; 12) органической демократии; 13) суверенной демократии.

Основные положения теории либеральной демократии: 1) источник власти - отдельная личность, ее права имеют приоритет над законами государства, они закрепляются в конституции и защищаются независимым от государства судом; 2) социальная основа - «открытое общество», характеризуемое плюрализмом <#"justify">Одним из представителем теории плюралистической демократии является американский политолог Р. Даль, который предложил (совместно с другим ученым Ч. Линдбломом) для обозначения институциональных оснований этой демократии использовать понятие полиархии, буквально означающее «власть многих» в отличие от «демократии» как «власти всех». При этом он сформулировал семь институциональных оснований полиархии: 1) контроль над правительственными решениями, касающимися политического курса, конституционно закреплен за выборными должностными лицами; 2) выборные должностные лица определяются и мирно смещаются в ходе сравнительно частых, справедливых и свободных выборов, при которых принуждение вполне ограничено; 3) практически все взрослое население имеет право участвовать в этих выборах; 4) большая часть взрослого населения также имеет право выступать в качестве кандидатов на официальные должности, за которые идет соревнование на этих выборах; 5) граждане имеют эффективно обеспечиваемые права на свободное самовыражение, особенно политическое, включая критику должностных лиц, действий правительства, преобладающей политической, экономической и социальной системы и господствующей идеологии; 6) они также имеют свободный доступ к альтернативным источником информации, не находящейся под монопольным контролем правительства или любой другой единичной группы; 7) они имеют эффективно обеспечиваемое право образовывать самостоятельные ассоциации и вступать в них, включая политические объединения, такие, как политические партии и группы интересов, стремящиеся влиять на правительство, используя для этого конкуренцию на выборах и другие мирные средства.

Основные положения экономической теории демократии: 1) основа демократического процесса - конкуренция и смена элит как наиболее информированных, способных и политически активных членов общества; роль общества (численно наиболее сильной группы избирателей) - раз в несколько лет решать, какой элите править от его имени; 2) система открытых и состязательных выборов - это политический рынок, где политики являются «предпринимателями», стремящихся получить власть, а избиратели - «потребителями», голосующими за ту партию, политическая линия которой лучше всего отражает их предпочтения.

Основные положения экономической демократии нашли свое отображение в рыночной теории демократии, которая основывается на принципах рыночной экономики путем экспансии этих принципов на политические отношения. Содержание рыночной теории демократии состоит в следующем: 1) демократическая система - аналог экономической системы, в которой происходит постоянный обмен «товарами», в котором продавцы - носители власти меняют свои выгоды, статусы, привилегии на «поддержку» избирателей как пассивных «потребителей»; 2) акт подачи голоса в рамках электорального поведения - это своего рода «покупка» или «инвестиция», а избиратели в основном рассматриваются; 3) основа - принцип декомпозиции социального неравенства, не допускающий поляризация общества по способу и объемам потребления социальных благ (богатства, доходов, власти, престижа, уровня образования, льгот и привилегий) и предполагающий рассредоточение различные социальных благ между социальными группами, с тем, чтобы индивид, имеющий низкий показатель доступа к одним социальным благам, мог компенсировать этот дефицит доступом к другим благам.

Основные положения теории легальной демократии: 1) основа - принцип «laissez-faire» (от фр. позвольте-делать), предполагающий, что демократия - это не средство для социальных преобразований, а средство ограждения людей от чрезмерного вмешательства государства в их жизнь; 2) органы государственной власть функционируют на основе принципов правового государства <#"justify">Крайним вариантом теории элитарной демократии является теория элитистской демократии, представители которой вообще отрицают необходимость участия масс в управлении обществом, поскольку склонность масс к политическому насилию представляет угрозу общественным интересам. Основа социальной стабильности является расширение дистанции между управляющими - демократическими элитами и управляемыми - охлократическим демосом.

Основы плебисцитарной теории демократии были заложены М. Вебером, разработавшим плебисцитарно-вождистскую теорию демократии. Основное содержание этой теории сводилось к следующему: 1) любая организация представительства интересов граждан в больших обществах неразрывно связана с их вытеснением из политики и установлением контроля над государственной властью со стороны бюрократии; 2) для защиты своих интересов граждане должны передать свое право контроля за органами государственной власти и аппаратом управления всенародно избранному (харизматическому) лидеру; 3) демократия есть совокупность процедур и соглашений, «когда народ выбирает лидера, которому он доверяет».

Окончательно плебисцитарная теория демократии сложилась во второй половине ХХ в., основные положения которой состоят в следующем: 1) особенности высокоразвитого индустриального общества требуют концентрации всей политической и административной власти в руках динамичного общенационального лидера («сильного» президента) и подчиненного ему высокопрофессионального бюрократического аппарата; 2) в интересах обеспечения политической стабильности в обществе президент должен опираться не на «деградирующие» парламентские учреждения, а непосредственно на волеизъявление нации, выражаемое через плебисциты, посредством которых избирается президент и принимаются предложенные им важнейшие политические решения; 3) при непосредственном волеизъявлении <#"justify">Теория делегативной демократии (в другой интерпретации - полномочной демократии), которую можно охарактеризовать как «демократию переходного периода», получила распространение в политической науке в конце ХХ столетия. Теория делегативной демократии содержит следующие положения: 1) в ходе справедливых выборов избиратели независимо от их партийной или групповой принадлежности голосуют за кандидата на пост президента, наиболее способного позаботиться о судьбах нации; 2) формируется большинство нации, которое наделяет победителя полномочиями, позволяющими президенту на несколько лет стать единственным воплощением и толкователем высших интересов нации; 3) после выборов избирателям надлежит стать пассивными, но полными одобрения наблюдателями действий президента; 4) победа на президентских выборах дает президенту право управлять страной по своему усмотрению, при этом он ограничен лишь обстоятельствами существующих властных отношений и конституцией сроком пребывания у власти; 4) президент как воплощение нации стоит выше групповых и партийных интересов, его политической базой выступает политическое движение, которое стремится преодолеть социальный раскол в обществе и примирить политические партии; 5) подотчетность демократически избранного президента различным институтам государственной власти представляется препятствием на пути осуществления президентом национальной «миссии», к полноте осуществления власти, делегированной президенту.

Теория органической демократии была разработана современным французским философом и политиком, основателем и теоретиком движения «Новые правые <#"justify">Содержание, которое вкладывают современные ученые в понятие «гражданское общество», с одной стороны, отличается от его трактовки античными мыслителями, с другой - в это понятие они вкладывают разные смыслы. Некоторые ученые рассматривают гражданское общество в качестве синонима общества открытого (демократического) типа противоположного обществу закрытого (тоталитарного) типа. Другие ученые под гражданским обществом понимают не особый тип общества, а как ту его часть, которая в известном смысле противостоит государству. Третьи исследователи трактуют гражданское общество как совокупность социальных институтов, формирующих особую модель социального (или социально-политического) поведения. Наконец, еще одна группа ученых дают экзистенциальную трактовку гражданского общества как совокупность социальных субъектов, обладающих внутренней свободой, ответственностью и высоким гражданским духом.

Наличие разнообразных определений гражданского общества, существующих в современной литературе, обусловлено сложность гражданского общества как социального явления, имеющего три разных аспекта - социальный, политический и духовный. Поэтому в одних определениях понятия гражданского общества акцент делается на одном из этих аспектов, в других предпринимаются попытки дать синтетическое его определении. Наиболее распространенными в современной литературе являются следующие определения гражданского общества, как:

) относительно независимой от государства и коммерческой жизни общественной сферы, внутри которой отдельные индивиды и группы сотрудничают во имя своих интересов и ценностей;

) совокупности неправительственных институтов и самоорганизующихся посреднических групп, способных к организованным и ответственным коллективным действиям в защиту общественно значимых интересов в рамках заранее установленных правил гражданского или правового характера;

) сотрудничества людей по собственной инициативе с целью достижения своих интересов, участия в рассмотрении общественных дел и в принятии решений, а также обеспечивающие такое сотрудничество сообщества, сети и институты;

) области независимых от государства горизонтальных связей индивидуумов, межличностного общения, деятельности общественных объединений;

6) сферы самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций <#"justify">Многообразие понятий гражданского общества обусловлено не только его сложностью как социального явления, но и наличием различных теорий гражданского общества, существующих в современной научной литературе. Большую роль в разработке теорий гражданского общества сыграли английский философ Дж. Локком, французский писатель и правовед Ш. Монтескье и немецкий мыслитель Г. Гегель, заложившие английскую, французскую и немецкую традиции в трактовке гражданского общества.

От Дж. Локка исходит теоретическая традиция рассматривать гражданское общество как этическое сообщество граждан, сообщающихся между собой по разумному выбору, заключивших общественный договор и передающие ряд полномочий государству по устранению некоторых неудобств человеческого общежития, живущих по естественным законам до и вне политики.

К этой традиции принадлежат также английский философ <#"justify">Особая заслуга в разработке концепции гражданского общества и его взаимосвязи с государством принадлежит немецкому философу Г. Гегелю.

В его понимании сфера гражданского общества представляется одной из ступеней развертывания этической жизни. В качестве первой ступени он рассматривает семью, основой которой являлись кровно-родственные отношения. Второй ступенью было гражданское общество, основой которого стали частная собственность, социальная дифференциация, многообразие социальных интересов. Это - общество острых противоречий, поскольку в нем каждый свободный человек для себя - цель, а другие для него - ничто. Для согласования многообразных интересов требуется высший арбитр, выражающий всеобщий интерес. Таким арбитром становится государство как третья ступень развертывания этической жизни общества, которое снимает общественные противоречия и делает общество собственно гражданским в силу того, что оно управляется государством.

Взгляды Г. Гегеля стали основой понимания гражданского общества в немецкой теоретической традиции, в которой были синтезированы основные идеи английской и французской традиций, в результате чего понятие гражданского общества в немецкой теоретической традиции наполняется и политическим, и собственно «гражданским» смыслом. Основное содержание теоретических представлений о гражданском обществе в немецкой традиции сводится к следующему: 1) гражданское общество - это совокупность стабильно существующих корпораций (от лат. corporatio - объединение, сообщество), находящихся в оппозиции к государству, которое ими управляет; 2) деятельность корпораций характеризуется, с одной стороны, гражданской, с другой - политической активностью; 3) гражданская активность корпораций - это открытая, коллективная деятельность по другую сторону государства и рынка; политическая активность - это коллективное участие в процессах политического волеизъявления, принятия решений и контроля.

делегативный демократия либеральный суверенный

Литература

Большая актуальная политическая энциклопедия / Под общ. ред. А. Белякова и О. Матвейчева. М.: Эксмо, 2009.

Волков Ю.Г., Лубский А.В., Награльян А.А. Теоретические основы социологии и политологии: Учебное пособие. М.: Социально-гуманитарные знания, 2011.

Зарубежная политология: Словарь-справочник / Под ред. А.В. Миронова, П.А. Цыганкова. М.: Соц.-полит. журнал. Независимый университет, 1998

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2006.

Теория и методы в современной политической науке: Первая попытка теоретического синтеза / Под ред. С.У. Ларсена. М.: РОССПЭН, 2009.

Похожие работы на - Демократия и гражданское общество

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!