Правовое положение земель населенных пунктов

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,89 Кб
  • Опубликовано:
    2016-02-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовое положение земель населенных пунктов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО "Уральский государственный экономический университет"

Центр дистанционного образования






Контрольная работа

по дисциплине: Земельное право

тема: Правовое положение земель населенных пунктов


Исполнитель: студентка

Направление Юриспруденция

Профиль Гражданско-правовой Группа ЮР-12 ДБ

Максимова Наталья Александровна


Екатеринбург 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Понятие и виды городских поселений

. Понятие, состав и особенности правового режима отдельных видов земель городов и иных поселений

. Особенности юридических санкций за нарушение правового режима земель городов и иных поселений

Заключение

Список литературы

Задачи

ВВЕДЕНИЕ

С признанием земли недвижимым имуществом и введением частной собственности на землю стало очевидно, что именно земли городов и иных поселений наиболее привлекательны для инвесторов. В условиях рыночной экономики резко повысился интерес к правовому регулированию их использования, в том числе к решению проблемы сочетания частных и публичных интересов в процессе застройки городских территорий. Соответствующее потребностям рынка правовое регулирование использования этих земель может ускорить развитие экономики. Эти земли и расположенные на них строения являются наиболее ценными объектами недвижимости, которые служат источником стабильных высоких налоговых поступлений в бюджет.

Основное целевое назначение земель поселений состоит в том, что они служат территориальным операционным базисом для размещения жилых, производственных, офисных, социально-культурных зданий, сооружений и объектов, предназначенных для удовлетворения потребностей населения. Ценность и экономическое значение земель поселений определяется по другим критериям, нежели земель иных категорий, и зависит, например, от месторасположения участка, его рельефа, грунтов основания, возможности просадки грунта, возможности свободного доступа на участок, наличия на нем иных строений, зданий, сооружений, обеспеченности его коммуникациями и т.п. В последние годы при оценке земельных участков под застройку на землях поселений все чаще используются и такие критерии, как состояние окружающей природной среды, наличие зеленых зон, близость водоемов, виды, которые будут открываться из окон построенного здания, и т.п. Экономические факторы оказали влияние и на изменение соотношения видов использования земель поселений. Преимущественное развитие получили жилая застройка, застройка офисными помещениями, спортивными комплексами и культурно-развлекательными сооружениями. В то же время почти не возводятся новые объекты производственного назначения, а ряд старых зданий производственного назначения предназначается под реконструкцию или снос, с целью освобождения территории под жилищное и офисное строительство. Наряду с положительными тенденциями (например, прекращение или вывод экологически вредных производств) здесь прослеживаются и отрицательные - уничтожение под видом "реконструкции" памятников истории и культуры.

1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГОРОДСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

Впечатляющий размах жилищного строительства в современной России стал знаковым явлением сегодняшнего дня. Это относится как к строительству в больших и малых городах так и к программам малоэтажного строительства.

Земельный кодекс РФ все земли по целевому назначению подразделяет на следующие категории, каждая из которых имеет свой правовой режим:

) земли сельскохозяйственного назначения;

) земли поселений; (в законопроекте ФЗ "О внесении изменений в градостроительный кодекс РФ и некоторые другие законодательные акты РФ", который рассмотрен Государственной думой РФ во втором чтении 22.11.2006г., предлагается заменить понятие "земли поселений" на "земли населенных пунктов")

) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

) земли особо охраняемых территорий и объектов;

) земли лесного фонда;

) земли водного фонда;

) земли запаса.

Так как земля является важнейшей частью природной среды, то все земли в РФ подразделяются на несколько категорий. Одной из них являются земли поселений. Данные земли представляют собой пространственно-операционный базис располагающихся на них городов и других поселений. В настоящее время, когда все население проживает в городах, поселках и иных поселениях, крайне важно рациональное использование земель данного вида, разработка вопросов государственного регулирования (то есть система учета, мониторинга, кадастра) их использования, а также наличие достаточных мер для охраны данного режима от нарушений.

Землями поселений признаются земли, предоставленные для размещения и развития городов, поселков и сельских поселений.

Земли поселений - одна из категорий земель в земельном фонде России.

Согласно Градостроительному кодексу РФ все населенные пункты Российской Федерации подразделяются на городские (города и поселки), сельские (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки) и иные поселения.

При этом в зависимости от численности населения городские и сельские поселения соответственно подразделяются на:

сверхкрупные города (численность населения свыше 3 млн.чел.);

крупнейшие города (от 1 миллиона до 3 млн. чел.);

крупные города (от 250 тысяч до 1 миллиона человек);

большие города (от 100 тысяч до 250 тысяч человек);

средние города (от 50 тысяч до 100 тысяч человек);

малые города и поселки (до 50 тысяч человек);

крупные сельские поселения (свыше 5 тысяч человек);

большие сельские поселения (от 1 тысячи до 5 тысяч человек);

средние сельские поселения (от 200 человек до 1 тысячи человек);

малые сельские поселения (менее 200 человек).

. ПОНЯТИЕ, СОСТАВ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ЗЕМЕЛЬ ГОРОДОВ И ИНЫХ ПОСЕЛЕНИЙ

Градостроительный кодекс РФ регулирует градостроительную деятельность - деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области градостроительного планирования развития территорий и поселений, определения видов использования земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко-культурных, экологических, природных особенностей указанных территорий и поселений.

Использование земель поселений осуществляется на основе градостроительной документации - документации о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке.

Статья 7 Кодекса обеспечивает право граждан на благоприятную среду жизнедеятельности. В соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную среду жизнедеятельности. Осуществление такого права гражданина предусматривает:

градостроительное планирование развития территорий и поселений;

участие граждан и общественных объединений в осуществлении градостроительной деятельности; государственное нормирование градостроительной деятельности; лицензирование градостроительной деятельности отдельных видов; сертификацию строительных материалов отдельных видов и услуг отдельных видов в области строительства; государственный и общественный контроль за осуществлением градостроительной деятельности и соблюдением законодательства Российской Федерации о градостроительстве;

компенсацию в административном порядке вреда, причиненного гражданам в результате нарушения законодательства РФ о градостроительстве и повлекшего за собой ухудшение среды жизнедеятельности; возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства РФ о градостроительстве; привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении, законодательства РФ о градостроительстве.

В науке земельного права под правовым режимом земель следует понимать "правовой порядок" их использования. Данный правовой порядок складывается из нескольких элементов:

. Обьект правового регулирования, который в свою очередь классифицируется на общий (т.е. вся земля РФ), родовой (определенная категория земель, используемая по целевому назначению) и специальный (т.е. конкретный земельный участок, предоставленный и используемый по непосредственному целевому назначению).

. Наличие государственных органов, обладающих правомочиями в области строительства.

. Круг субъектов правоотношений по использованию земель данной категорий.

. Наличие эффективного правового механизма, обеспечивающего надлежащий правовой режим использования земель.

Таким образом, можно сказать, что "правовой режим земель" это порядок государственного регулирования использования этих земель (т.е. порядок их учета, мониторинга, контроля), само использование, а также их охрана (т.е. наличие мер предупреждения правонарушений, устранение последствий нарушения и определение ответственности за нарушение).

Важная роль в регулировании земельных отношений в поселениях принадлежит Федеральному закону "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", принятому Государственной Думой Федерального Собрания РФ 18 октября 1995 года. Данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе профессиональной деятельности архитектора по созданию архитектурных объектов в целях обеспечения безопасной, экологически чистой, социально и духовно полноценной, благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества. Федеральный закон направлен на развитие архитектурного искусства, содействие охране произведений архитектуры, памятников истории и культуры, а также природных ландшафтов.

В Земельном кодексе нормы о землях всех видов поселений (т.е. землях городов, рабочих, курортных и дачных поселков и сельских поселений) помещены в один раздел. Это говорит о том, что правовое регулирование земельных отношений в городах и сельских поселениях имеет общие сходные черты.

Назначение земель поселений заключается в том, что они функционируют как фундамент, как место, пространственно-операционный базис, используемый в целях строительства. Пространственную и земельно-ресурсную основу городских и сельских поселений составляют территории в пределах установленных границ (черты) городских и сельских поселений, а также все, что находится над и под поверхностью указанных территорий.

Земли поселений могут быть охарактеризованы общими для них отличительными признаками.

. Земли городов и сельских поселений имеют общее предназначение: обслуживание городов и сельских поселений.

. Земли поселений характеризуются тем, что они расположены внутри черты: для земель городов - городской черты, а для земель поселений - черты сельских поселений. Данная черта - внешняя граница земель города, поселка, сельского поселения, которая отделяет их от других категорий земель. Она устанавливается и изменяется органами, утверждающими генеральные планы, проекты планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов. Включение земельных участков в черту города, поселка, сельского населенного пункта не влечет прекращения права собственности на землю, права землевладения, землепользования и аренды на эти участки.

Следует отметить, что городская черта и черта сельских поселений устанавливается и изменяется в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом и земельным законодательством РФ. Однако черта поселений охватывает не только земли, застроенные зданиями и сооружениями, но и незастроенные земельные участки, предназначенные для обслуживания хозяйства и населения.

Городская черта и черта сельского поселения определяет внешнюю границу, т.е. размер их территории. Внутренняя организация земель осуществляется в соответствии с утвержденными генпланами, проектами планировки и застройки.

Все земли в пределах черты поселения находятся в ведении соответствующих органов местного самоуправления.

В состав земель городов, рабочих, курортных, дачных поселков и сельских поселений входят:

) земли общего пользования, состоящие из земель, используемых в качестве путей сообщения (площади, улицы, переулки, проезды, дороги, набережные), для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи), полигонов для захоронения неутилизированных промышленных отходов, полигонов бытовых отходов и мусороперерабатывающих предприятий и других земель, служащих для удовлетворения нужд города, поселка, сельского поселения;

) земли сельскохозяйственного использования и другие угодья, к которым относятся пашни, сады, виноградники, огороды, сенокосы, пастбища. К другим угодьям относятся кустарники, торфяники, овраги, карьеры и др.;

) земли природоохранного (земли заказников, запретных и нерестоохранных полос, земли, занятые лесами, выполняющими защитные функции, другие земли в системе охраняемых природных территорий, земли памятников природы); оздоровительного (земельные участки, обладающие природными лечебными факторами, благоприятными для организации профилактики и лечения); рекреационного; историко-культурного назначения (т.е. земли, на которых и в которых располагаются памятники истории и культуры, достопримечательные места, в том числе объявленные заповедными, национальными парками, историко-культурными заповедниками (музеями-заповедниками), а также занятые учреждениями культуры и с которыми связано существование традиционных народных художественных промыслов, ремесел и иного прикладного искусства);

) земли, занятые лесами, а в городах - городскими лесами;

) земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения (т.е. земли, предоставленные в пользование или аренду предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них специальных задач).

Главным юридическим признаком, свойственным как всем землям поселений, так и отдельным их видам, является основное целевое назначение земель. В соответствии с этим признаком земли поселений характеризуются, с одной стороны, единством общего целевого назначения, а с другой, - разнообразием конкретного назначения отдельных земельных участков. Это позволяет все вышеперечисленные земли именовать землями поселений и в то же время делить их на виды.

Основная для всех земель поселений задача - разместить населенный пункт и обеспечить его развитие и функционирование как единого и сложного социально-экономического организма.

. ОСОБЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ САНКЦИЙ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬ ГОРОДОВ И ИНЫХ ПОСЕЛЕНИЙ

Возможность принудительного прекращения прав на землю включает в себя, в первую очередь, процедуру изъятия земельного участка за выкуп для государственных или муниципальных нужд. Однако принудительное прекращение прав на землю может выступать и санкцией за совершенное земельное правонарушение (для несобственников) или преступление (в форме конфискации для собственников).

В последнем случае такая мера может назначаться по решению суда за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений (ст. 52 УК РФ)

Вопросы признания земельно-правовой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности не получили однозначного понимания в юридической литературе. Решение их является частью более обширной научной дискуссии о существовании отраслевых видов юридической ответственности. Остановимся здесь лишь на некоторых концептуальных подходах к этим вопросам.

Ряд исследователей считает, что наряду с общепризнанными видами юридической ответственности (уголовная, гражданско-правовая, административная, материальная и дисциплинарная) существуют и такие отраслевые ее виды, как семейно-правовая, конституционно-правовая, муниципально-правовая, налоговая, гражданско-процессуальная и ряд других.

Теоретические аргументы в поддержку признания земельно-правовой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности, а также динамика закрепления оснований и порядка ее применения по федеральным и региональным нормативно-правовым актам и являются предметом нашего анализа.

Институт земельно-правовой ответственности был предусмотрен еще в период действия советского права, в частности, Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 года. Данный нормативный акт предусматривал в ст. ст. 15, 16, 50 земельно-правовые санкции, выступавшие в качестве самостоятельных мер юридической ответственности за нарушения земельного законодательства.

Такой вывод подтверждается и научно-теоретическими исследованиями тех лет. Земельно-правовую ответственность в качестве особого института советского земельного права рассматривал О.В. Измайлов, полагая, что под ней "следует понимать применение государственно-правовых санкций, непосредственно предусмотренных земельным законодательством, к правонарушителю, в результате чего последний претерпевает лишения земельно-правового характера" .

При этом, по его мнению, советским земельным правом предусматривались три меры земельно-правовой ответственности: изъятие земельного участка; отказ в его предоставлении недобросовестным землепользователям; предупреждение землепользователям, невыполняющим обязанностей по использованию земли, возложенных на них земельным законодательством.

Авторы фундаментальной работы по общей теории земельного права, признавая новейшим достижением теоретической мысли по поводу сущности юридической ответственности "обоснование самостоятельного вида земельно-правовой ответственности, заключающейся в принудительном прекращении или ограничении прав нарушителя на пользование землей", считали, что "типичная мера земельно-правовой ответственности - принудительное лишение виновного субъекта права пользования конкретным земельным участком, принудительное изъятие земли", в то время как другой разновидностью земельно-правовой ответственности является земельная реституция - возвращение законному землепользователю незаконно отторгнутого у него земельного участка .

На уровне субъектов РФ при разработке и принятии соответствующих законов прослеживается несколько нормативных источников, которые разработчики взяли за основу при подготовке документов. К их числу следует отнести утратившие силу статьи ЗК РСФСР 1991 года, главы 17 ГК РФ и проектов ЗК РФ. В отдельных регионах данные нормы были дополнены региональной спецификой земельных отношений (в понимании разработчиков проектов).

Применительно к землям поселений законы субъектов РФ выделяли следующие основания принудительного прекращения прав на землю: неуплата земельного налога в течение одного года (двух лет), непогашение задолженности в течение последующего одного года, а также невнесение платы в сроки, установленные договором аренды или временного пользования землей; неиспользование в течение определенного срока или без его указания земельного участка по целевому назначению (например, для жилищного или иного строительства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства и т.д.) либо использование земельного участка, предоставленного для личного подсобного хозяйства, а также жилищного, дачного или иного строительства не по целевому назначению в течение определенного срока или без его указания; нарушение режима использования земель, предусмотренного федеральным или региональным законодательством; загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, отходами, сточными водами, заражение бактериально-паразитическими и иными вредными организмами; использование земель способами, приводящими к порче и уничтожению природных ресурсов и археологических объектов и объектов историко-культурного наследия и т.д.

В законах субъектов РФ, как правило, содержалась оговорка, что изъятие неиспользуемых (либо используемых не по целевому назначению) в течение определенного срока земельных участков не осуществляется в случаях, если их использованию препятствовали стихийные бедствия или иные обстоятельства, исключающие такое использование. В этот период также не включалось время, необходимое для освоения участка или восстановления разрушенного объекта недвижимости.

Большинством законов субъектов РФ был установлен следующий порядок прекращения прав на землю в случае совершения земельных правонарушений:

а) при выявлении нарушений на виновных лиц соответствующим государственным органом, осуществляющим государственный контроль за использованием и охраной земель, налагается штраф в установленном порядке;

б) одновременно с наложением штрафа выносится предупреждение об устранении в трехмесячный срок допущенных нарушений. При невнесении платежей за землю предупреждение выносится органами государственной налоговой службы, в остальных случаях - специально уполномоченным органом в области использования и охраны земель;

в) при непринятии мер по устранению таких нарушений указанные выше органы передают в орган местного самоуправления, предоставивший земельный участок, представление о прекращении прав на земельный участок.

Прекращение прав на землю в этих случаях производилось на основании постановления органа местного самоуправления (или органа исполнительной власти субъекта РФ), принимаемого в пределах его компетенции. С небольшими особенностями аналогичный порядок мы обнаружим и в законах ряда других субъектов РФ.

При этом лишь в отдельных регионах нормативными актами было предусмотрено: изъятию подлежат участки, находящиеся на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования; земельный участок, находящийся у гражданина (юридического лица) на праве частной собственности, не может быть принудительно изъят иначе чем на основе выкупа. Более того, далеко не во всех соответствующих законах субъектов РФ было указано, что орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта РФ), приняв решение об изъятии у собственника участка, должен обратиться в суд, хотя такой вывод прямо вытекает из ч. 2 ст. 35 Конституции РФ.

Наиболее соответствующий Конституции РФ механизм прекращения прав на землю, на наш взгляд, был сформулирован в Законе Республики Калмыкия от 6 января 2000 г. "Об изъятии земельных участков на территории Республики Калмыкия". Согласно ст. 6 этого Закона изъятие земельных участков осуществляется путем выкупа по соглашению сторон, а если оно не было достигнуто, то по решению суда (принудительный выкуп). При этом в Законе не проводится различий между процедурой изъятия земельного участка у собственника или иного носителя вещных прав на землю. Если специально уполномоченный государственный или муниципальный орган не выкупает земельный участок, он подлежит продаже на публичных торгах.

Лицо, у которого изымается земельный участок, обязано возместить ущерб, нанесенный земельному участку, окружающей среде, объектам, находящимся на нем, а также выплатить штраф за совершенное административное правонарушение и земельный налог.

Из суммы выкупа, в том числе определенной на публичных торгах, должны быть вычтены вышеназванные суммы. Разница должна быть выдана лицу, у которого изымается земельный участок. Если сумма выкупа не превышает затрат на возмещение ущерба, внесение штрафа и земельного налога, лицо не освобождается от их уплаты.

В тех субъектах РФ, где региональными законами (конституциями, уставами) отрицалась частная собственность на землю, установлением порядка изъятия земельного участка, принадлежащего на праве пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования, рассматриваемая процедура и ограничивалась. Устанавливая правовой механизм прекращения прав на землю, субъекты РФ, несомненно, пытались ликвидировать пробелы в земельном законодательстве, что в целом являлось прогрессивным явлением (несмотря на многочисленные заимствования норм федеральных законов или их проектов). Тем не менее во многих субъектах РФ практика прекращения прав на землю как санкции за земельное правонарушение не сложилась. Например, как отметила в своем выступлении на научно-практической конференции Н.И. Ковальчук, практика изъятия земельного участка как мера ответственности за нерациональное использование земли в Омской области, например, отсутствует, поскольку это привело бы к появлению значительного массива бесхозяйных земель, так как здесь практически нет спроса на получение земли.

Принципиально новый этап правового регулирования принудительного прекращения прав на землю наступил после вступления в силу гл. 17 ГК РФ (апрель 2001 г.) и ЗК РФ (октябрь 2001 г.). Так, ст. ст. 284 - 285 ГК РФ предусматривают ряд оснований для изъятия земельного участка у собственника, например, если участок предназначен для жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет (если более длительный срок не установлен законом) либо если его использование приводит к значительному ухудшению экологической обстановки. Не возражая против изъятия земельного участка, используемого не по целевому назначению (неиспользование сельскохозяйственных угодий для выращивания сельскохозяйственной продукции), все же вслед за О.И. Крассовым нельзя не усомниться в конституционности нормы ГК, а также аналогичной нормы ряда законов субъектов РФ об изъятии неиспользуемого в течение трех лет под застройку земельного участка . Кроме того, в Гражданском кодексе остается открытым вопрос о возмездности прекращения права собственности на землю при совершении указанных в нем земельных правонарушений. Так, пунктом 2 ст. 286 ГК РФ предусмотрено: если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов. В связи с этим в научной литературе была высказана мысль о том, что при продаже земельного участка с публичных торгов собственнику передаются деньги, вырученные от продажи, за вычетом расходов на проведение торгов. Однако при буквальном толковании данной нормы неясно, будет ли из вырученной посредством продажи участка суммы выплачена компенсация собственнику земельного участка (и в каком объеме), будет ли учтена при этом сумма ущерба (например, окружающей среде), как предусматривалось, в частности, в Законе Республики Калмыкия. Из анализа норм ГК РФ и ЗК РФ вообще не следует однозначного вывода, может ли быть принудительно изъят земельный участок у его собственника, нарушающего требования земельного законодательства, иначе чем за выкуп (ЗК РФ прямо не предусматривает принудительного безвозмездного изъятия земельного участка у собственника как санкцию за земельное правонарушение). Наконец, как следует поступать, если желающих приобрести такой земельный участок не окажется?

Нельзя согласиться с высказанной в научной литературе позицией, что поскольку ст. 286 ГК РФ, посвященная порядку изъятия земельного участка у собственника ввиду ненадлежащего использования, отсылает к земельному законодательству (которое специальной нормы об этом не содержит), то следует руководствоваться ст. 54 ЗК РФ, устанавливающей процедуру прекращения прав на землю лиц - несобственников земельных участков. На наш взгляд, правоприменитель не должен руководствоваться данной аналогией закона по следующим причинам.

Режим законности диктует ряд требований к использованию аналогии. Решение по аналогии недопустимо, если она прямо запрещена законом или если закон связывает наступление юридических последствий с наличием конкретных норм. В рассмотренном случае такие конкретные нормы не приняты, а из иных норм специального закона (ЗК РФ) возможность расширительного толкования положений ст. 54 ЗК РФ не следует. Более того, представляется, что возможность принудительного прекращения права частной собственности на землю должна быть прямо предусмотрена федеральным законом. Использование аналогии закона в данном случае противоречит ст. ст. 35 - 36 и 55 Конституции РФ.

Обозначенная проблема, в свою очередь, порождает еще ряд вопросов. Например, может ли быть изъят за совершение земельного правонарушения не весь, а часть участка, которая нерационально используется? Возможность прекращения прав на часть земельного участка допускается при его изъятии за выкуп для государственных или муниципальных нужд. В случае прекращения прав на землю как санкции за правонарушение было бы целесообразным аналогичное решение вопроса. Но, чтобы устранить существующие неопределенности, необходимо внести соответствующие дополнения в ГК РФ.

Таким образом, новый ЗК РФ предусматривает основания и порядок принудительного прекращения обязательственных и вещных прав на землю. При этом действие его норм в части прекращения прав на землю как санкции за земельное правонарушение (ст. ст. 45 и 54 ЗК РФ) на собственников земельных участков не распространяется, поскольку в названных статьях упоминаются только землевладельцы и землепользователи.

Права последних на земельный участок могут быть прекращены, в частности, за использование земельного участка не по целевому назначению, использование земельного участка способами, которые приводят к значительному ухудшению экологической обстановки, систематическую неуплату земельного налога, а также за неустранение совершенных умышленно некоторых иных видов земельных правонарушений (например, неиспользование участка для жилищного или иного строительства в течение трех лет, если иные сроки непредусмотрены федеральным законом).

Одним из условий принудительного прекращения названных прав на землю является неустранение фактов ненадлежащего использования земельных участков после наложения административного взыскания в виде штрафа. При этом в отличие от ряда законов субъектов РФ прекращение прав на землю землевладельцев и землепользователей, а также лиц, имеющих участки на праве безвозмездного срочного пользования, осуществляется не в административном, а в судебном порядке.

При наложении административного взыскания специально уполномоченным государственным органом в области государственного земельного контроля виновному лицу выносится предупреждение, где указывается срок устранения земельного правонарушения, а также подчеркивается возможность принудительного прекращения прав на землю. В силу прямого указания в законе такое предупреждение не может направлять орган муниципального земельного контроля, хотя органы местного самоуправления и задействованы в данной процедуре.

Если правонарушителем не устранены указанные последствия, то специально уполномоченный государственный орган в области государственного земельного контроля направляет необходимые материалы в орган местного самоуправления или орган государственной власти, предоставивший соответствующий земельный участок, которыми может быть направлено в суд заявление о прекращении прав на землю.

По истечении десятидневного срока после принятия решения суда о прекращении прав на земельный участок орган государственной власти (орган местного самоуправления) направляет заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок в органы юстиции. При этом ЗК РФ содержит четкую норму об обязанности лиц - несобственников земельных участков, у которых они изымаются, возместить причиненный вред (в отношении собственников такой нормы нет).

Таким образом, земельно-правовая ответственность применяется в форме принудительного изъятия у лица земельного участка, принадлежащего ему на праве землепользования или землевладения, за совершение земельного правонарушения, являющегося отдельным, самостоятельным видом юридической ответственности. Данная санкция не может быть отнесена к числу административных или гражданско-правовых санкций. Во-первых, ст. 3.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях 2001 г. не упоминает среди видов административных наказаний прекращение прав на землю. городское поселение обязательственный право

Во-вторых, диспозиции норм гражданского законодательства, предусматривающих изъятие земель в качестве меры ответственности за соответствующие правонарушения, имеют бланкетный характер и содержат отсылку к нормам земельного законодательства. Поэтому, как справедливо подчеркнул В.Н. Харьков, "правовое регулирование ответственности в форме принудительного прекращения права землепользования ни в части оснований изъятия, ни в части определения санкций не осуществляется гражданским законодательством самостоятельно. Оба указанных аспекта изъятия земельных участков детально урегулированы земельным законодательством и не нуждаются в опосредовании нормами гражданского законодательства, поскольку земельное и гражданское законодательство - самостоятельные отрасли, располагающиеся на одной "горизонтали" .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗК РФ (п. 4 ст. 85) ввел на федеральном уровне новый инструмент правового регулирования использования земель в поселениях - институт "несоответствующего использования", получивший дальнейшее развитие в ст. 36 ГК РФ. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости будут признаны не соответствующими установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Участки с не соответствующими градостроительному регламенту видами использования могут образоваться в процессе первоначального установления зон, так как в районах существующей застройки будет практически невозможно выделить территориальные зоны, в которых все участки будут иметь однотипные и не противоречащие друг другу виды использования. В пределах каждой зоны появятся участки, которые до введения зонирования использовались строго в соответствии с действующим законодательством, но после введения зонирования эти прежние виды использования станут "несоответствующими". Для них ЗК РФ устанавливает общее правило, что не соответствующие установленному использованию земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. При необходимости может быть установлен запрет на использование земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости до приведения их в соответствие с градостроительным регламентом или срок приведения видов использования земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости в соответствие с градостроительным регламентом. Такое решение принимается органом местного самоуправления. В случае если использование несоответствующих земельных участков и объектов капитального строительства продолжается и опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на их использование (п. 10 ст. 36 ГК РФ).

Ранее аналогичный правовой институт был закреплен на уровне законодательства субъекта РФ в Градостроительном уставе Казани. Кроме двух признаков несоответствующего использования, закрепленных теперь и на уровне федерального законодательства, к несоответствующим были отнесены объекты недвижимости, которые расположены в пределах красных линий, установленных утвержденными проектами планировки для прокладки улиц, проездов, инженерно-технических коммуникаций (ст. 31). Постановлением Главы администрации г. Казани может быть придан статус несоответствия производственным предприятиям и иным объектам, чьи санитарно-защитные зоны распространяются за пределы зон их расположения и функционирование которых наносит несоразмерный вред владельцам иных объектов недвижимости. Для этих объектов указанным постановлением устанавливается срок приведения их в соответствие с градостроительными регламентами, нормативами и стандартами или накладывается запрет на использование таких объектов до приведения их в соответствие с градостроительными регламентами, нормативами и стандартами. Анализ законодательства, регулирующего использование земель поселений, позволяет сделать вывод о том, что за последние годы был разработан целый ряд новых правовых институтов, позволяющих в условиях рыночной экономики упорядочить использование земель этой категории. Однако не все новеллы законодательства получили достаточное развитие на практике. Правовое регулирование использования земель поселений требует дальнейшего совершенствования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ: по сост. на 28.07.2012 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 44.- ст. 4147.

.Базаркин Д., Лобачева Е. О землях населенных пунктов // ЭЖ-Юрист. - 2007. - № 1.

.Земельное право: учебник / В.Х. Улюкаев, В.Э. Чуркин, В.В. Нахратов и др. М.: Частное право, 2010. - 344 с.

.Козырь О.М. Особенности правового режима земель поселений // Экологическое право.- 2005.-№ 1.

.Крассов О.И. Конституционные основы изъятия земельных участков, находящихся в частной собственности // Экологическое право на рубеже XXI века: Сб. научных статей / Под ред. проф. А.К. Голиченкова. М., 2000. -С. 247.

.Общая теория советского земельного права. М.: Наука, 1983.-С. 303, 316 - 317.

.Пашова М.С. Изменения в правовом регулировании земель населенных пунктов // СПС КонсультантПлюс. -2008.

.Харьков В.Н. Организационно-правовое обеспечение рационального использования и охраны земель на уровне субъекта Российской Федерации (на материалах Тверской области): Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 168.

.Черноморец А.Е. Об основных направлениях развития земельного права и совершенствования земельного законодательства // Вестник МГУ. Серия 11, Право. -1995. -№ 6. -С. 45.

ЗАДАЧИ

. Домовладелец Крюков обратился в администрацию города с заявлением о переоформлении используемого им земельного участка площадью 0,2 га в собственность. В администрации ему предложили передать в собственность земельный участок площадью 0,1 га, поскольку деревня, на территории которой располагается земельный участок, год назад вошла в состав города и градостроительной документацией не предусмотрено использование в данном месте земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства. Кроме того, норма предоставления для индивидуального жилищного строительства в городе установлена в размере 0,1 га.

Правомерен ли отказ в переоформлении в собственность всего земельного участка? Решите дело.

Отказ в переоформлении земельного участка площадью 0.2 га. правомерен.

Если в данном месте не предусмотрено использование земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, то земля либо резервирована (Статья 11 ЗК РФ), либо есть иключения (Статья 28.4 ЗК РФ или ограничения.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в том числе и максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам бесплатно.

Из условий задачи не ясно, в каком МО происходит рассматриваемая ситуация, таким образом, прокомментировать довод администрации о том, что норма предоставления для индивидуального жилищного строительства в городе установлена в размере 0,1 га., не представляется возможным.

2. Иванов И.И. проживая в черте города Екатеринбурга, р-н Шарташ, решил на своем земельном участке построить баню, и подал соответствующее заявление. В строительстве бани ему было отказано, с мотивировкой, что данный микрорайон близко расположен к озеру Шарташ, который является памятником природы и культуры, а так же тем, что в данном районе нет приспособленных очистных сооружений.

Какое решение примет суд? Чем обосновано это решение?

Порядок использования земель историко-культурного назначения, определения их границ, изъятия из хозяйственного использования, особенности распоряжения, другие формы охраны земель историко-культурного назначения, равно как и исключения из общего режима использования, определяются в ряде случаев и иными федеральными законами.

В пределах охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого природного ландшафта запрещается производство земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность без разрешения соответствующих органов охраны памятников. В пределах зон охраны памятников истории и культуры республиканского и местного значения производство указанных работ и хозяйственная деятельность запрещаются без разрешения Министерства культуры РФ (ст. 35 Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры").

В условиях задачи не говорится о тот, что используемый ответчиком земельный участок входит в состав территории, являющейся памятником истории и культуры федерального значения и особо охраняемой природной территорией, где установлен ряд ограничений на его использование. Таким образом, полагаю, что суд удовлетворит исковое заявление.

Похожие работы на - Правовое положение земель населенных пунктов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!