Запас на 1 га/
м в кубе
|
Ср. объем
хлыста, м в кубеНаличие подростаГрунтРельеф
местностиСпособ вывозкиСр. протяж. Усов Веток МагистралиГодовой объем пр-ва
тыс м в кубе
|
|
|
|
|
|
|
160
|
0,5
|
Густой
|
Песч.
|
Сл. Холм.
|
Хлысты
|
4-20-30 км
|
100
|
Введение
Цель: закрепить теоретические знания по данному предмету,
получить практические навыки проектирования технологического процесса
лесозаготовительного предприятия.
Одной из главных задач специалистов лесопромышленного
комплекса является разработка и внедрение в производство технических и
технологических решений, обеспечивающих повышение производительности труда и
создание условий для рационального использования отведенного в рубку лесного
фонда и восполнения лесных ресурсов.
Глава 1
Лесосечные работы
1.1 Расчет
годичной лесосеки
Исходя из исходных данных, составляем краткую таксационную
характеристику лесосырьевой базы предприятия, т.к. годовой объем производства -
100 тыс. м3, то предприятие является средним предприятием: систему
машин из ЛП - 19А + ЛТ - 154А + ЛП - 33А. Способ вывозки хлысты, вид заготовки
с сохранением подроста. Лесосечный фонд, выделяемый на каждый год работы ЛЗП,
представляет собой набор различных лесосек, составляющих годичную лесосеку.
Лесосека - участок леса, отведенный для рубок спелых
и перестойных насаждений, лесовосстановительных рубок, рубок ухода за лесом и
санитарных рубок. Граница такого участка определяется визирами, лесосечными
знаками (столбами, кольями) ил естественными рубежами. Площадь лесосек - от
нескольких га до нескольких десятков га. Ширина сплошных лесосек - 50м до 1 км.
Площадь годичной лесосеки (га), на которой можно заготовить объем древесины (м3), равный годовому объему производства ЛЗП,
определяется как:
, га (1)
Где, - средний запас древесины на одном гектаре;
- площадь годичной лесосеки;
- годовой объем производства 100000 .
лесозаготовительный транспорт лес автопоезд
625 га
Количество лесосек рассчитывается по формуле:
n= , га (2)
где, n - количество лесосек, шт.
n = = 12,5шт.
С учетом исходных данных, предусматриваемых годичного лесосечного
фонда по площади на лесосеке с сохранением подроста и не требующие его
сохранения, необходимо определить эти площади и количество лесосек. Следует
разделить лесосеки на летний и зимний периоды заготовки, исходя из того, что
зимой заготавливается древесины на 15-20% больше, чем летом.
1.2 Выбор
системы машин
Система машин - это оптимальный набор
машин и оборудования, предназначенных для выполнения всего цикла лесосечных
работ или его части.
Вид технологического процесса: валка + трелевка + обрезка
сучьев. Средний объем хлыста 0,5; Трелевку производим ЛТ - 154А, обрезку сучьев
ЛП - 33А.
1.3
Производительность применяемых машин
В данном разделе приводится производительность с
использованием характеристик конкретных машин:
) Валка ЛП - 19А
Производительность валочной машины составляет 200 /смену.
) Трелевка ЛТ - 154А
Производительность трелевочного трактора составляет 130 /смену.
) Обрезка сучьев ЛП - 33А
Производительность сучкорезной машины составляет 160 /смену.
1.4 Расчет
необходимого количества машин
1) Расчет необходимого количества ЛП - 19А
= х D, тыс. (3)
- производительность машин за проработанный год, тыс. ;
D - количество рабочих дней.
= 200 х270 = 54 тыс.
Необходимое количество машин рассчитывается:
= ; шт (4)
Где, - необходимое количество ЛП - 19А, шт.
= = 2 шт.
Аналогичный расчет для остальных машин.
) Расчет необходимого количества ЛТ - 154А
= 130 х 270 = 35,1 тыс. (5)
Необходимое количество машин рассчитывается:
= = 3 шт. (6)
) Расчет необходимого количества ЛП - 33А
= 160 х 270 = 42,2 тыс. . (7)
Необходимое количество машин рассчитывается:
= = 2 шт. (8)
Глава 2.
Транспорт леса
Трелевочный волок, расположенный в пределах делянки, называют
магистральным. К нему примыкают несколько пасечных волоков.
Ветка лесовозной дороги - ответвление от магистрали
лесовозной дороги, обслуживающее часть лесосырьевой базы предприятия и
находящееся в эксплуатации не менее 2 лет.
Лесовозный ус - временный лесовозный путь со сроком
эксплуатации не более 1 года, примыкающий к ветке или магистрали лесовозной
дороги и предназначенный для освоения отдельных лесосек.
2.1
Определение длинны магистрали с учетом площади лесосырьевой базы из расчета
срока эксплуатации в размере 35-45 лет
Площадь лесосеки составляет 625 гектар. Длину магистрали
сроком эксплуатации на 30 лет, можно определить по формуле;
= х 30; га (9)
Где, - длинна магистрали, ;
- площадь годичной лесосеки, га.
= 625 х 30 = 18750 га 187 .
2.2
Определение протяженности усов на 1 год
= nх ; км (10)
Где, n - количество лесосек, шт;
- средняя протяженность лесовозных усов (из задания), га.
= 24 х 4 = 96 км
2.3 Схема
освоения лесосырьевой базы
Сырьевая база предприятия поделена квартальной сетью, по ней
проложена магистраль лесовозной дороги, рассчитанная на весь период
эксплуатации базы. В стороны от магистрали постепенно наращиваются ветки
лесовозной дороги. Они обслуживают часть сырьевой базы и отличаются от
магистрали меньшими сроками эксплуатации и затраты на строительство 1 км. От
веток, а иногда и от магистрали лесовозной дороги строятся лесовозные усы,
имеющие обычно короткий срок действия - около года.
Схема лесосырьевой базы представлена в Приложение 1.
2.4 Выбор
автопоезда тягача + прицеп
Независимо от компоновки и базирования имеет специальную
конструкцию для укладки груза в виде нескольких П - образных стальных каркасов,
с пилообразной нарезкой снизу для лучшего удержания груза. Примерно в половине
случаев дополняется краном - манипулятором. Автопоезд базируется почти всегда
на шасси повышенной проходимости.
Лесовозные грузовики представляют собой машины повышенной
проходимости, с полным приводом, иногда и подкачкой колес (например, КамАЗ
5410); всегда снабжены шноркелями, иногда лебедками.
Иногда для этого используются и обычные седельные тягачи без
каких либо внедорожных свойств.
2.5 Расчет
производительности автопоезда
КамАЗ 5410 + прицеп роспуск ТМЗ 802
= (11)
Где, - подготовительно-заключительное время на смену, м;
- коэффициент учитывающий потерю рабочего времени;
- протяженность участков дороги, магистралей, усов;
- среднетехнические скорости движения по тем же участкам, км/час;
- время пребывания лесовоза на лесопогрузочном пункте, на нижнем
складе;
- нагрузка на автопоезд, т.
= .
2.6 Расчет
необходимого количества автопоездов
, тыс. (12)
Где,
- производительность машин за проработанный год, ;
Д - количество рабочих дней;
- количество смен.
= 24 х 150 х3 = 10800 тыс. .
Необходимое количество автопоездов рассчитывается:
= ; шт (13)
Где, - необходимое количество автопоездов, шт.
= = 9 шт.
2.7 Расчет
годовой потребности ГСМ
= ; T (14)
Где, - годовая потребность ГСМ, т.
= = 33,8 т.
Глава 3.
Нижние склады
Нижние склады предназначены для приема, хранения и первичной
обработки древесины, а так же отгрузки готовой продукции потребителям. Они
классифицируются по годовому грузообороту, характеру и способу поступления
древесины, способу отгрузки лесоматериалов потребителям и способу примыкания к
промышленным магистралям. По способу поступления древесины склады
подразделяются на 3 группы: с вывозкой деревьев, с вывозкой хлыстов, с вывозкой
полу хлыстов и сортиментов. Способ отгрузки древесины определяется типом
транспортных путей, к которым примыкает склад. Немаловажную роль в организации
производственного процесса играет годовой грузооборот лесного склада. Поэтому
для выбора структуры производственного процесса лесные склады разделены на 4
категории: сверхкрупные с годовым грузооборотом свыше 700 тыс. , крупные - 351.700 тыс. , средние - 151.350 тыс. , мелкие до 150 тыс. .
Нижний склад представляет собой производственное подразделение
лесозаготовительного предприятия, расположенное в пункте примыкания лесовозной
дороги к путям общего пользования и осуществляющее приемку деревьев, хлыстов и
сортиментов.
3.1
Проектирование нижнего склада
Основным оборудованием является раскряжевочная установка ЛО -
15.
Производительность ЛО - 15 (из технической характеристики)
составляет 150 . Количество рабочих дней на складе 250 дней. Работают в 2-е
смены.
= 150 х 2 = 300 - в смену. (15)
= 300 х 250 = 75000 - на год. (16)
n = = 1,33 1 шт. (17)
Схема нижнего склада представлена в Приложение 2.
Список
использованной литературы
1. Бобенко
В.Ф. Технология и оборудование лесозаготовительных предприятий. Лесосечные работы.
- Учеб. Пособие. - Благовещенск: Издательство ДальГАУ 2006, - 12с.
2. Бобенко
В.Ф. Технология и машины лесосечных работ. - М.: Благовещенск: Издательство
ДальГАУ 2014, - 53с.
. Бобенко
В.Ф., Тимченко Н.А. Нижние склады промышленных предприятий. - Учеб. Пособие. -
Благовещенск: Издательство ДальГАУ 2012 - 23 с.
. Бобенко
В.Ф., Тимченко Н.А. Технология и оборудование лесных складов. Нижние склады. -
М.: Благовещенск: Издательство ДальГАУ 2014, - 68с.
. Жирнов
А.Б., Семянникова Я.И. Проектирование лесопромышленных предприятий. М.:
Благовещенск: Издательство ДальГАУ 2011, - 8 с.