Бухгалтерский баланс и основные раскрытия в финансовых отчетах" (СБУ 2), № 3 "Отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности" (СБУ 3) и № 4 "Отчет о движении денежных средств" (СБУ 4).
Годовая отчетность представляется: собственникам (участникам); уполномоченному органу в области государственной статистики по месту государственной регистрации; органам государственного контроля и надзора Республики Казахстан в соответствии с их компетенцией.
Бухгалтерскую отчетность подписывают руководитель и главный бухгалтер предприятия, которые несут ответственность за достоверность и своевременность ее представления; она является открытой к публикации для заинтересованных пользователей, ее достоверность подтверждается независимым аудитором.
Глава II. Стандарты финансовой отчетности
.1 Организация бухгалтерского учета в ТОО «Нур Астана Курылыс»
Общая характеристика ТОО «Нур Астана Курылыс».
ТОО «Нур Астана Курылыс» является товариществом с ограниченной ответственностью. Правовое положение товариществ с ограниченной ответственностью определено Гражданским кодексом РК и Законом Республики Казахстан от 22 апреля 1998 года № 220-I «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью». Образовано ТОО «Нур Астана Курылыс» группой учредителей и начало свою деятельность в сентябре 2005 г. ТОО «Нур Астана Курылыс» выступает самостоятельной предпринимательской единицей, т.е. обладает правами юридического лица.
Предприятие имеет самостоятельный баланс, имеет фирменное наименование, фирменный знак, круглую печать со своими фирменными наименованиями, необходимые штампы и бланки. Может от своего имени заключать договора, приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанность, быть истцом и ответчиком в арбитражных судебных органах. Вопросы ликвидации, преобразования, выделения самостоятельных единиц предусмотрены Уставом товарищества.
Высшим органом управления общества является собрание Учредителей. Товарищество раз в год проводит годовое собрание Учредителей независимо от других собраний.
ТОО «Нур Астана Курылыс» является предприятием, представляющим строительную отрасль. В ТОО «Нур Астана Курылыс» используется специализированное оборудование, механические, физические, механизированные, ручные типы производственных процессов. В соответствии с Уставом занимается строительством и ремонтом промышленных объектов.
Миссией частного предприятия является максимальное удовлетворение потребительского спроса, создание новых рабочих мест и культуры производства. Ключевая цель предприятия - конкретный желаемый финансовый результат, который стремиться получить предприятие.
Руководство и организацию текущей деятельностью осуществляет директор, избираемый собранием учредителей сроком на 3 года. Организационную структуру ТОО «Нур Астана Курылыс» можно определить как функциональную, то есть предусматривающую профессиональную специализацию соответствующих подразделений.
Права и обязанности руководителя.
В соответствие с «Законом о бухгалтерском учете и финансовой отчетности» ответственность за организацию бухгалтерского учёта несёт руководитель.
Руководитель ТОО «Нур Астана Курылыс» создал необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учёта, обеспечил неукоснительное выполнение всеми подразделениями и службами, работниками предприятия, имеющими отношение к учёту, требований главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учёта документов и сведений.
Директор ТОО «Нур Астана Курылыс» принял решение об организации собственной бухгалтерии во главе с главным бухгалтером. Издал постановление о том, что бухгалтерия предприятия является самостоятельным структурным подразделением ТОО «Нур Астана Курылыс» с правами и обязанностями, наделено полномочиями и ресурсами для надлежащего выполнения возложенных функций. До работников предприятия доведено, что указания главного бухгалтера по вопросам учёта являются обязательными для исполнения. Бухгалтерия обеспечена компьютерами, калькуляторами, бланками бухгалтерских документов, оформлена подписка на журнал «Нормативные акты для бухгалтера». Два года назад мониторы с электронно-лучевыми трубками заменены на жидкокристаллические. Помещение бухгалтерии представляет отдельное хорошо освещаемое помещение с офисной мебелью. Таким образом, руководитель предприятия обеспечил хорошие условия для работы бухгалтеров.
Права и обязанности главного бухгалтера.
В ТОО «Нур Астана Курылыс» главный бухгалтер наделён правом распределения обязанностей между работниками бухгалтерии; подписывать приходные и расходные кассовые ордера, расчётно-платёжные ведомости; контролировать исполнение графика документооборота. Банковские документы подписывает только директор, который является одним из собственников предприятия.
Требования главного бухгалтера в части порядка оформления операций и сведений, касающихся бухгалтерского учёта, обязательны для всех работников предприятия. Договоры и соглашения об отпуске продукции, установление тарифных разрядов, премирование работников визируются главным бухгалтером. На главного бухгалтера возложена обязанность обеспечить надлежащий учёт всех объектов бухгалтерского учёта и хозяйственных процессов, своевременность расчётов с персоналом, бюджетом, поставщиками, сохранность собственности предприятия, правильный учёт издержек и финансовых результатов. Главный бухгалтер не принимает к учёту не надлежаще оформленные или противоречащие законодательству документы.
Главный бухгалтер осуществляет общее руководство бухгалтерией и, кроме того, выполняет лично самые ответственные бухгалтерские работы и ведёт налоговый учёт.
Форма учёта.
В ТОО «Нур Астана Курылыс» применяется автоматизированная форма бухгалтерского учёта на базе программного обеспечения «1С: Предприятие 8.2».
«1С: Предприятие 8.2» предназначена для автоматизации бухгалтерского и налогового учёта, включая подготовку обязательной отчётности, в организациях, осуществляющих любые виды коммерческой деятельности.
Все компьютеры бухгалтерии ТОО «Нур Астана Курылыс» объединены в сеть, а компьютер бухгалтера по зарплате, кроме того, объединён в сеть с компьютером инспектора отдела кадров. Доступ в сеть начинается с включения компьютера, на котором работает главный бухгалтер.
Основным способом отражения хозяйственных операций в учёте является ввод документов конфигурации, соответствующих первичным бухгалтерским документам. После набора и записи документа с проведением кнопкой «ОК» формирование отчётных регистров идёт автоматически. Например, оборотно-сальдовая ведомость, карточка счета, анализ счёта и т.д. Для получения этих регистров выбирают нужный учётный регистр, устанавливают дату, выбирают номер счёта из установленного плана счетов и нажатием на кнопку «Сформировать» получают учётный регистр.
В состав «1С: Предприятие 8.2» входит набор регламентированных отчётов: формы бухгалтерской отчётности; налоговые декларации; статистическая отчётность; различные справки. Работу с регламентированными отчётами в ТОО «Нур Астана Курылыс» выполняет главный бухгалтер.
Организационная структура бухгалтерии.
Для ведения бухгалтерского учёта в «Нур Астана Курылыс» создан специальный отдел - бухгалтерия, возглавляемый главным бухгалтером. Учётные работы ведёт коллектив в составе 4 человек.
В обязанности главного бухгалтера входит руководство отделом, организация контроля за денежными и материальными активами, формирование Главной книги, формирование и предоставление бухгалтерской отчётности и налоговых деклараций, организация расчётов с поставщиками и покупателями. Кроме этого, выполняет плановую и аналитическую работу, а также перечисляет платежи в бюджет, контрагентам по платёжным поручениям и персоналу на пластиковые карточки по программе «Клиент - Банк».
Бухгалтер материального отдела ведёт учёт основных средств и материалов, производственного процесса. Бухгалтер по расчётам выполняет расчёты с персоналом по оплате труда и по прочим расчётам, представляет отчётность по страховым взносам и персональные сведения в отделение Пенсионного Фонда.
Бухгалтер-кассир ведёт учёт кассовых операций, заполняет платёжные поручения на перечисление с расчётного счёта (меню Банк Платёжные поручения исходящие), учёт расчётов с подотчётными лицами.
Применение автоматизированной формы учёта на данном предприятии позволяет получать качественный массив первичной документации и обеспечивает своевременное, достоверное составление бухгалтерской отчётности. В настоящее время в «Нур Астана Курылыс» составляют финансовую отчётность по формам, утверждённым приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 августа 2010 года № 422.
Состояние бухгалтерского учёта и отчётности в «Нур Астана Курылыс» можно признать хорошим и предоставляющим качественную информацию для анализа финансово - хозяйственной деятельности, а также для диагностики банкротства. Существенным недостатком, препятствующим оперативности и качеству анализа, является отсутствии специальной аналитической программы. Решению проблемы будет способствовать аналитическая программа, в которой содержаться входные и выходные формы с показателями ликвидности, финансовой устойчивости, деловой и рыночной активности, методикой диагностики вероятности банкротства. В настоящее время в меню «Руководителю» выдаются данные о наличии и движении денежных средств на расчётном счёте, о состоянии расчётов с поставщиками и покупателями, сведения о выполнении ремонтно-строительных работ.
График документооборота.
График документооборота по «Нур Астана Курылыс» разрабатывает главный бухгалтер, а утверждает директор. Главный бухгалтер требует предоставления документов в сроки, установленные графиком, так как исполнение графика в срок обеспечивает своевременность формирования информации, представляемой бухгалтерским учётом для управления организацией. Кроме соблюдения сроков главный бухгалтер требует, чтобы документы представлялись в бухгалтерию соответствующего качества. К учёту в «Нур Астана Курылыс» принимается только правильно оформленный документ, а именно тот, в котором заполнены все реквизиты - обязательные показатели, обеспечивающие ему силу документа (наименование предприятия, наименование документа, его номер, дата, краткое содержание хозяйственной операции, её количественное и денежное выражение, подписи лиц, отвечающих за данную операцию. В случае не выполнения требований главный бухгалтер ставит в известность директора предприятия. Но в основном ответственные работники соблюдают график документооборота. График документооборота представим в таблице.
График документооборота по «Нур Астана Курылыс».
Утверждено приказом №3 от 15 января 2013 г.
План счетов.
В «Нур Астана Курылыс» используется План счетов бухгалтерского учёта финансово - хозяйственной деятельности, утверждённый приказом Министра финансов Республики Казахстан от 23 мая 2007 года № 185 «1С: Бухгалтерия 8» поставляется уже с заполненным Планом счетов. Обычно План счетов при выборе открывается так: меню «Предприятие» Планы счетов План счетов бухгалтерского учёта. План счетов представляет собой таблицу, каждая строка которой отражает определённый счёт или субсчёт бухгалтерского учёта. Из этого следует, что План счетов имеет два уровня вложенности, соответствующих схеме «счёт - субсчёт».
При расчетах с поставщиками и подрядчиками используется счет «3310» и субсчета:
«3310/1» - «ТОО 12 месяцев»
«3310/2» - «ТОО СТРОЙМАРКЕТ»
«3310/3» - «ТОО Универсал»
№Содержание операцииДтКт1Оплачен аванс под поставку товара1610,29101010,10302Возврат оплаченного товара1010,10301610,29103Приобретены материалы от поставщиков:А)ТОО 12 месяцев13103310/1Б)ТОО СТОРОЙМАРКЕТ13103310/2В)ТОО Универсал13103310/34Расчеты с поставщиками:А)наличными из кассы3310/11010Б)с расчетного счета3310/21030В)за счет произведенной предоплаты3310/31610,29105Получены от поставщиков штрафы, пени и неустойки1010,10301610,2910
При расчетах с покупателями и заказчиками используется счет «1210» и субсчета:
«1210/1» - ТОО «Инженерный центр «Астана»
«1210/2» - ТОО «ҚАМҚОР ВАГОН»
«1210/3» - ТОО «Тамур»
№Содержание операцииДтКт1Получен аванс под поставку товаров1010,10303510,44102Возврат аванса полученного3510,44101010,10303Списание ОС (зданий) в счет дебиторской задолженности покупателей:А)ТОО «Инженерный центр «Астана»1210/12410Б)ТОО «ҚАМҚОР ВАГОН»1210/22410В)ТОО «Тамур»1210/324104Поступили денежные средства от покупателей:А) В кассу10101210/1Б) На расчетный счет10301210/2В)За счет произведенной им предоплаты3510,44101210/35Создание резерва по сомнительным требованиям744012906Списание задолженности за счет созданного резерва по сомнительным требованиям12901210,2210,1280,21807Восстановление неизрасходованных сумм резервов по сомнительным требованиям74401290
Учётная политика.
Учётная политика «Нур Астана Курылыс» разработана в соответствие со стандартом бухгалтерского учёта (СБУ 1 «Учетная политика и ее раскрытие»). Её положения соответствуют общему режиму налогообложения. Учётная политика «Нур Астана Курылыс» сформирована главным бухгалтером и утверждена директором.
Реализация прочих аспектов рациональной организации бухгалтерского учёта.
В «Нур Астана Курылыс» рациональной организации бухгалтерского учёта способствуют внутрипроизводственный учёт, отчётность и контроль. Ведение контроля возложено на каждого специалиста организации в рамках его функциональных обязанностей. Ведущая роль принадлежит бухгалтерии. Главный бухгалтер в установленные сроки и по требованию руководителя подготавливает информацию о затратах на производство в следующем разрезе:
· по видам затрат (материальные, на оплату труда и т.д.);
· по местам возникновения затрат - структурным подразделениям, в которых концентрируется первоначальное потребление материальных ресурсов;
· носителям затрат - видам строительно-монтажных и ремонтных работ.
По решению учредителей в «Нур Астана Курылыс» создана ревизионная комиссия, которая следит за сохранностью имущества собственников. Ревизионная комиссия выполняет контрольные функции в соответствие с планом, принимает участие в плановых инвентаризациях совместно с бухгалтерией. Инвентаризация основных средств проводится один раз в 3 года; материалов - один раз в год; расчётов - ежеквартально, денежных средств - ежемесячно.
Кроме этого, проводятся инвентаризации при смене материально - ответственных лиц, после стихийных бедствий и чрезвычайных обстоятельств.
«Нур Астана Курылыс» как товарищество с ограниченной ответственностью не подлежит обязательному аудиту. Однако учредители заключили договор с аудиторской формой «Консул» о проведении добровольного аудита на достоверность годовой бухгалтерской отчётности. В 2012 г. аудиторы дали положительное заключение о достоверности бухгалтерской отчётности. На договорных началах аудиторы проводили в 2012 г. тематические проверки: отдача на вложенный учредителями капитал; соблюдение штатного расписания и начисления оплаты труда в соответствие с установленными окладами, тарифными ставками. В результате этих проверок выявлены резервы увеличения отдачи на уставный капитал и незначительные отклонения в расходовании фонда премирования.
Закон Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года № 234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»; Закон Республики Казахстан от 22 апреля 1998 года № 220-I «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»; Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 23 мая 2007 года № 185 «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета»; СБУ 24 «Организация бухгалтерской службы»; СБУ 1 «Учетная политика и ее раскрытие»
.2 Национальные Стандарты Финансовой Отчетности (НСФО)
НСФО - это стандарт, имеющий статус нормативного правового акта Республики Казахстан, представляет краткое изложение МСФО в форме разделов, объединенных в одном стандарте. Каких либо существенных отличий от требований МСФО не наблюдается, более того, многие положения этого стандарта прямо отсылают к МСФО, поэтому трансформация проводится по той же методике, как и на МСФО.
Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 31 января 2013 года № 50 утвержден Национальный стандарт финансовой отчетности далее - (НСФО).
В связи с принятием НСФО признаются утратившим силу:
приказ Министра финансов Республики Казахстан от 21 июня 2007 года № 218 «Об утверждении Национального стандарта финансовой отчетности № 1»;
приказ Министра финансов Республики Казахстан от 21 июня 2007 года № 217 «Об утверждении Национального стандарта финансовой отчетности № 2».
Национальный стандарт финансовой отчетности разработан в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» и определяет принципы и качественные характеристики финансовой отчетности, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности субъектами малого предпринимательства, а также юридическими лицами, исключительным видом деятельности которых является организация обменных операций с иностранной валютой (субъект).
НСФО разработан для субъектов малого предпринимательства, а также юридических лиц, исключительным видом деятельности которых является организация обменных операций с иностранной валютой, осуществляющих составление финансовой отчетности в соответствии с национальным стандартом и определяет принципы и качественные характеристики финансовой отчетности, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности субъектами малого предпринимательства, а также юридическими лицами, исключительным видом деятельности которых является организация обменных операций с иностранной валютой.
Действие Стандарта не распространяется на финансовые организации и специальные финансовые компании, созданные в соответствии с законодательством РК о проектном финансировании и секьюритизации, исламские специальные финансовые компании, созданные в соответствии с законодательством РК о рынке ценных бумаг, регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности которых в соответствии с законодательством РК осуществляет Национальный Банк РК.
Ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности субъекта основывается на принципах начисления и непрерывности.
Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов.
Для обобщения, классификации и накопления информации, содержащейся в первичных учетных документах, и отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в финансовой отчетности ведутся регистры бухгалтерского учета.
Субъект представляет и самостоятельно разработанные формы финансовой отчетности, которые способны улучшить качество информации, предоставляемой заинтересованным лицам.
При переходе на ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в соответствии с НСФО, когда субъект был освобожден от ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности, на дату перехода составляется первоначальный баланс.
При освобождении от ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в соответствии с Законом о бухгалтерском учете, за субъектом сохраняются обязательства по составлению и хранению первичных учетных документов.
Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2013 года.
.3 Международные Стандарты Финансовой Отчетности (МСФО)
МСФО - это система принятых в общественных интересах положений о порядке составления и представления финансовой отчетности. Они определяют общий подход к составлению финансовой отчетности и предлагают варианты оценки и учета активов, обязательств и операции по их применению. Основное назначение МСФО - гармонизация учета и отчетности в разных странах. В настоящее время разработано и действует 37 стандартов.
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) - это базирующаяся на единых Концептуальных основах система требований к признанию, оценке, представлению и раскрытию информации в финансовой отчетности публичных компаний.
В основе причин возникновения МСФО лежит глобализация экономики - объективно протекающий процесс, связанный с возрастающей открытостью национальных экономик, ростом их взаимозависимости, углублением интеграции в мировую экономику, и, как следствие, интернационализацией систем бухгалтерского учета и отчетности.
В 1973 году в Лондоне соглашением профессиональных организаций из 10 стран (Австралии, Канады, Франции, ФРГ, Японии, Мексики, Нидерландов, США, Великобритании и Ирландии) была создана неправительственная частная профессиональная организация - Комитет по международным стандартам (IASC), который наладил тесное сотрудничество с Международной федерацией бухгалтеров. В 1973-1989 гг. основой деятельности IASC стало обобщение практики ведения учета в экономически развитых странах, представление и раскрытие информации в финансовой отчетности, а итогом - документы (в виде набора правил и разъяснений) под общим названием «международные стандарты бухгалтерского учета».
Период с 1989 по 1995 гг. принято считать началом формирования системы МСФО как системы стандартов, базирующейся на единых концепциях (принципах). В 1989 г. Комитет по международным стандартам (IASC) разрабатывает Концептуальные основы подготовки и представления финансовой отчетности. Ряд развивающихся стран (Сингапур, Малайзия, Кипр и др.) принимает международные стандарты в качестве национальных систем бухгалтерского учета. Некоторые европейские компании начинают добровольно использовать МСФО для составления консолидированной отчетности. Появилось мнение о том, что переход на МСФО способствует привлечению международных инвестиций.
В 1995-2000 гг. разрабатываются ключевые наборы стандартов, согласованные с авторитетными международными организациями. Так, международная организация комиссий по ценным бумагам рекомендовала МСФО в качестве основы составления отчетности для листинга на любых биржах мира. В эти же годы законодательства ведущих европейских стран (Германии, Франции, Италии, Австрии, Финляндии) разрешают использовать МСФО для составления консолидированной финансовой отчетности. Тем не менее, основой составления финансовой отчетности в этих странах по-прежнему являются национальные стандарты. Как и в США, рынки капиталов которых являются наиболее развитыми и привлекательными, до настоящего времени используется национальная система учета GAAP. Теоретики и практики бухгалтерского учета Северной Америки не признают МСФО, полагая, что американская система лучше подходит для использования в странах рыночной экономики. Благодаря крупному американскому фондовому рынку, GAAP наиболее востребована компаниями, размещающими свои ценные бумаги на рынке капитала. Отчетность же европейских компаний, основанная на принципах МСФО, на биржах США и Канады признается только после внесения определенных корректировок, приближенных к американским стандартам.
В 2000 году начался новый этап развития МСФО - этап конвергенции (сближения) международных и национальных (в первую очередь, американских) стандартов, что, в конечном счете, приведет к формированию глобальных стандартов финансовой отчетности. В связи с появлением новых задач возникла необходимость реформирования Комитета по международным стандартам (IASC). В 2001 году Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (IASC) был реорганизован в Совет по Международным стандартам финансовой отчётности СМСФО (IASB), который, в свою очередь, стал частью новой структуры - Фонда Комитета по МСФО (IASCF).
Попечители (всего 22 человека) представляют различные регионы мира и международные организации, пользователей и составителей финансовой отчетности и являются управляющей структурой Фонда Комитета по МСФО. Они отслеживают эффективность работы Совета, занимаются поиском финансирования, одобряют бюджет, несут ответственность за конституциональные изменения, назначают членов нижестоящих структур.
Совет по международным стандартам (IASB) является основной действующей организацией Фонда Комитета по МСФО (IASCF) и несет полную ответственность за создание непосредственно стандартов. Задачами Совета являются разработка и публикация МСФО, проектов стандартов, дискуссионных документов, Концептуальных основ, окончательное одобрение интерпретаций и т.п. В его составе насчитывается 14 членов, 12 из которых работают на постоянной основе.
В функции Комитета по интерпретациям (IFRIC) входят:
разработка интерпретаций, касающихся применения МСФО;
регламентация вопросов, не затрагиваемых МСФО, на базе Концептуальных основ;
публикация проектов интерпретаций;
рассмотрение комментариев заинтересованных сторон;
получение одобрения Совета для окончательного варианта интерпретаций.
В состав IFRIC входят 14 назначаемых Попечителями членов, имеющих право голоса.
Консультационный Совет (SAC) дает консультации Совету по приоритетным направлениям, докладывает о применении МСФО. Согласно Конституции, данный орган может состоять из 30 и более человек.
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО (IFRS)) состоят из:
Международных стандартов финансовой отчетности (IFRS);
Международных стандартов финансовой отчетности (IAS);
Разъяснений, подготовленных Комитетом по разъяснениям международной финансовой отчетности (КРМФО); и
Разъяснений, подготовленных ранее действовавшим Постоянным комитетом по разъяснениям (ПКР).
МСФО (IFRS - International Financial Reporting Standards)- Стандарты разработанные Советом по Международным стандартам финансовой отчётности (СМСФО (IASB)) с апреля 2001года по настоящее время. (IFRS 1-15)
МСФО (IAS) - International Accounting Standards. Стандарты разработанные Комитетом по Международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО), (Board of the International Accounting Standards Committee (IASC)) с 1973 по 2001 год. (IAS 1-41)
КРМФО (IFRIC) - International Financial Reporting Interpretations Committee. Разъяснения от Комитета по разъяснению международной финансовой отчетности (КРМФО). (IFRIC 1-32)
ПКР (SIC) - Разъяснения от ранее действовавшего Постоянного комитета по разъяснениям (ПКР).
Глава III Совершенствование системы бухгалтерского учета в РК
.1 Обзор состояния бухгалтерского учета и аудита в Казахстане
На сегодняшний день Министерством финансов Республики Казахстан продолжается работа по эффективному внедрению международных стандартов финансовой отчетности.
В 2007 году принят в новой редакции Закон РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», отличия которого заключаются в следующем.
. Предусматривается повышение качества финансовой отчетности и возможность осуществления мониторинга финансовой отчетности путем установления определенного уровня требований к главным бухгалтерам организаций публичного интереса и создания депозитария финансовой отчетности.
. Вводятся элементы саморегулирования сферы бухгалтерского учета и финансовой отчетности:
с введением Консультативного органа, состоящего из представителей профессиональных организаций, государственных органов и других организаций;
с аккредитацией профессиональных организаций бухгалтеров и организаций по профессиональной сертификации бухгалтеров.
Проделанная Министерством работа по переходу на МСФО
Законом «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее - Закон) в Казахстане признаны МСФО и определен перечень организаций обязанных составлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО;
Разработаны и утверждены в реализацию Закона 12 нормативных правовых актов, в т.ч. национальные стандарты финансовой отчетности, типовой план счетов, формы финансовой отчетности, формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета.
МСФО версии 2006 года переведены и официально опубликованы на государственном и русском языках;
опубликован предоставленный Фондом Комитета международных стандартов финансовой отчетности официальный перевод МСФО версии 2006 года на русском языке в журнале «Бюллетень нормативных правовых актов»;
реализованы Планы мероприятий по переходу на МСФО, утвержденные Правительством:
- на 2003-2005 года (Распоряжение Премьер-Министра РК от 15.05.2003г. №88-р);
- на 2006 год (Распоряжение Премьер-Министра РК от 09.08.2006г.№ 223-р).
Проведены по проблемам перехода на МСФО:
- пятидневные семинары по МСФО за счет средств республиканского бюджета в 8 городах Казахстана;
- разъяснительная работа совместно с акиматами областей и городов Астаны и Алматы по переходу на МСФО.
Путь МСФО в Казахстане был непростым и своеобразным. Была принята правительственная программа по переходу на МСФО, даны задания министерствам и ведомствам по разработке соответствующих материалов. Результаты их выполнения никому не известны (кроме некоторых итогов работы, проведенной Минфином).
При отсутствии самих стандартов официально были опубликованы методические рекомендации по их применению. Отменен генеральный план счетов, дважды менялся типовой план счетов, официального перевода МСФО с английского языка не было. Наконец, МСФО были приняты на законодательном уровне, введены в действие НСФО - конспективное изложение МСФО. Появился официальный перевод МСФО образца 2006 года, действовавший несколько лет. В настоящее время мы должны пользоваться МСФО образца 2011 года. То есть мы отстаем от МСФО на 3-4 года, и это отставание будет постоянным. МСФО по существу развивающаяся система. Со временем, когда она обретет относительное постоянство, очевидно, что эти стандарты будут применяться во всем мире. Но для этого необходима многолетняя и значительная подготовка, отсутствие которой в Казахстане сейчас и в будущем отразится на состоянии бухгалтерского учета.
.2 Совершенствование системы бухгалтерского учета в Республике Казахстан
За последние годы в области бухгалтерского учета и отчетности в Республике Казахстан произошли значительные изменения.
Изменения в системе бухгалтерского учета и отчетности были направлены на обеспечение формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов, полезной заинтересованным пользователям. В качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности были приняты международные стандарты финансовой отчетности. Хозяйствующие субъекты используют в бухгалтерском учете и отчетности способы оценки активов и обязательств, ориентированные на условия рыночной экономики. Крупнейшие хозяйствующие субъекты готовят консолидированную финансовую отчетность по международным стандартам бухгалтерского учета. Получил развитие рынок аудиторских услуг. Возрос престиж бухгалтерской профессии, возникла аудиторская профессия. Появился ряд профессиональных общественных объединений.
Целью бухгалтерского учета и финансовой отчетности является обеспечение заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении предпринимателей и организаций.
Основными задачами бухгалтерского учета являются:
обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям финансовой отчетности для контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан при осуществлении организацией хозяйственных операций и за их целесообразностью;
обеспечение контроля наличия и движения имущества, выполнения обязательств, использования трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
выявление внутрихозяйственных резервов, их мобилизация и эффективное использование;
оценка фактического использования внутренних ресурсов.
Бухгалтерский учет и отчетность необходимо развивать по следующим основным направлениям:
повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.
Как показывает отечественный и мировой опыт, развитие бухгалтерского учета и отчетности должно происходить в тесной связи с изменениями экономической ситуации в стране и отвечать характеру и уровню развития хозяйственного механизма. Недопустимо неоправданное затягивание процессов преобразования бухгалтерского учета и отчетности. В то же время форсирование изменений в бухгалтерском учете и отчетности вне связи с изменениями в хозяйственном механизме и реальным функционированием рыночных институтов может привести к снижению качества финансовой информации в экономике, дискредитации МСФО, а также ослаблению финансовой дисциплины.
Основное направление развития бухгалтерского учета и отчетности - повышение качества информации, формируемой в них. Мировой опыт показывает, что характеристики, определяющие полезность информации, достигаются непосредственным использованием МСФО.
Идет процесс постоянного обновления международных стандартов бухгалтерского учета.
Так в соответствии с изменениями в МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» изменен порядок составления форм финансовой отчетности и определен новый порядок представления. Улучшена структура и формулировки стандарта. Даны новые названия компонентов финансовой отчетности: Отчет о финансовом положении, Отчет о совокупном доходе, Отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях в собственном капитале, учетная политика и примечания к финансовой отчетности. Изменены требования о раскрытии сравнительной информации в отчете о финансовом положении (балансе):
если компания применяет учетную политику ретроспективно или делает ретроспективный пересчет, или была произведена реклассификация статей в финансовой отчетности, то будет требоваться представление Отчета о финансовом положении (баланса) на начало самого раннего из периодов, за который предоставляется сравнительная информация. Произошли изменения в терминологии:
перенос статей в состав прибыли или убытка за период - теперь - реклассификация;
дата, на которую составлен бухгалтерский баланс (отчетная дата) - теперь - конец отчетного периода.
Стандарт определяет отдельное раскрытие информации об операциях с собственниками компании и о совокупном (полном) доходе компании:
разделяются собственники и несобственники компании (представление операций с акционерами, например, начисление дивидендов отдельно от прочих изменений капитала, не связанных с собственниками, например, операции с третьими лицами);
отчет об изменениях в капитале включает только информацию об операциях с собственниками, прочие изменения капитала, не связанные с собственниками, будут представлены одной строкой - итого совокупный доход, составляющие которого будут включаться в отдельный отчет;
отчет о совокупном доходе, в изменениях установлено какие статьи включаются в «прочий совокупный доход».
По прочим совокупным доходам: реклассификация и связанные налоговые эффекты:
если в прибыль или убыток текущего периода были реклассифицированы суммы, ранее признанные в прочем совокупном доходе текущего или предыдущих периодов, то они должны быть раскрыты отдельно.
По представлению дивидендов:
старое требование - раскрытие в Отчете о прибылях и убытках и в Отчете об изменениях капитала или в Примечаниях;
новое требование - раскрытие только в Отчете об изменениях капитала или в Примечаниях (запрещается раскрытие информации в Отчете о прибылях и убытках).
В соответствии с МСФО 27 предъявлены новые требования к раскрытию информации:
описание суждений, используемых при принятии решения о том, контролирует ли компания другую организацию;
характер участия компании-составителя финансовой отчетности и др.
В соответствии с МСФО 32, МСФО 39 внесены следующие изменения:
Изменения к МСФО 32 требуют, при выполнении ряда условий, отражения ряда финансовых инструментов, предъявляемых к погашению, а также обязательств, связанных с погашением, в составе капитала компании.
Изменения к МСФО 1 требуют раскрытия определенной информации, относящейся к финансовым инструментам, предъявляемым к погашению, которые были отражены в составе капитала компании.
Изменены требования по реклассификации финансовых активов.
Приводится новая иерархия справедливой стоимости
Как показывает отечественная и мировая практика, важнейшим элементом обеспечения качества бухгалтерской отчетности является действенный контроль качества.
Система контроля качества бухгалтерской отчетности должна включать в себя комплекс мер финансовой, административной и уголовной ответственности хозяйствующих субъектов и их руководителей.
Немалое значение для качества бухгалтерской отчетности имеет система корпоративного управления (поведения) хозяйствующих субъектов, соответствующая передовому мировому опыту в этой области.
Развитие бухгалтерского учета и отчетности невозможно без совершенствования бухгалтерского образования. С одной стороны, задача заключается в подготовке достаточного количества квалифицированных бухгалтеров и аудиторов, понимающих концепции и конкретные правила формирования информации в бухгалтерском учете и отчетности, владеющих современными навыками ведения бухгалтерского учета, подготовки и аудита бухгалтерской отчетности. С другой стороны, качественная система бухгалтерского учета и отчетности предполагает наличие достаточного числа пользователей, нуждающихся в информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, имеющих потребность и навыки ее использования при принятии экономических решений, в частности при выборе направлений инвестирования капитала и анализе рисков, связанных с этим. Наличие заинтересованных пользователей является одной из важнейших предпосылок развития бухгалтерского учета и отчетности.
Заключение
Под организацией бухгалтерского учёта понимается система условий и элементов построения учётного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о финансово - хозяйственной деятельности и её имущественном положении.
Организация бухгалтерского учёта в экономическом субъекте имеет под собой законодательную основу, прежде всего Закон Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года № 234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности».
Организацию бухгалтерского учета следует понимать как стадию процесса формирования системы бухгалтерского учета и управления. Именно ее структура способствует выявлению сущности и содержания системы бухгалтерского учета, предопределяет создание этой системы и реализуется в ней.
Роль и значение бухгалтерского учета следует рассматривать с появления бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет берет свое начало со времен возникновения хозяйственной деятельности. Причиной возникновения учета была необходимость обслуживания интересов хозяйствующих субъектов. Следовательно, изначальным предназначением учета следует считать оказание положительного воздействия на хозяйственную деятельность путем предоставления соответствующей информации, необходимой для принятия решений.
Эффективный документооборот является обязательной составляющей эффективного управления предприятием. Документооборот исключительно важен для правильной организации бухгалтерского учета, его нельзя рассматривать в отрыве от специфических бизнес-процессов конкретного предприятия. Вот почему изучение организации документооборота очень важно при рассмотрении темы организации бухгалтерского учета.
Изучение организации бухгалтерского учёта ТОО «Нур Астана Курылыс» показало хороший уровень и высокое качество ведения учётных работ.
В ТОО «Нур Астана Курылыс» выбрана и утверждена автоматизированная форма учёта на базе программного документа фирмы «1С» - «1С: Предприятие 8.2». Первоначально введены данные об учётной политике организации и её контрагентах, основных средствах, материалах, сотрудниках, ответственных лицах и т.д. «1С: Предприятие 8.2» основана на вводе первоначальных документов и автоматическом получении отчётных регистров.
Бухгалтерский учёт ведёт самостоятельное подразделение организации - бухгалтерия, состоящая из 4 человек и возглавляемая главным бухгалтером. Работники бухгалтерии обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка и должностные обязанности, разработанные главным бухгалтером.
В ТОО «Нур Астана Курылыс» разработан график документооборота, в котором предусмотрены, сроки и документы сдачи в бухгалтерию ответственными лицами.
В своей работе бухгалтера используют План счетов, который встроен в программу «1С: Предприятие 8.2» и имеет двухуровневую структуру.
Недостатком работы бухгалтерии является отсутствие специальной аналитической программы, с помощью которой можно было бы рассчитывать показатели, платёжеспособности, финансовой независимости, рыночной активности и т.д.
Нормативное регулирование бухгалтерского учета как одна из основополагающих сторон деятельности организации является важнейшей задачей финансовых властей. Бухгалтерский учет, должен быть предметом постоянного и тщательного регулирования со стороны государства. От того, насколько своевременно и обоснованно оно будет реагировать на изменение реалий экономической жизни, разрабатывая новые и корректируя старые нормы в области бухгалтерского учета, будет зависеть качество финансовой отчетности, а, следовательно, и экономическая эффективность принимаемых решений.
В настоящее время сформировалась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета:
Первый законодательный уровень представлен законами РК («Закон о бухгалтерском учете и финансовой отчетности»), постановлениями Правительства, указами Президента, которые прямо или косвенно регулируют постановку бухгалтерского учета в организациях.
Второй нормативный уровень составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, в которых излагаются принципы и основные правила бухгалтерского учета.
Третий методический уровень образуют инструкции, рекомендации и методические указания по ведению бухгалтерского учета, которые принимаются Минфином РК, республиканскими органами исполнительной власти.
Четвертый уровень составляют организационно-распорядительные документы, формирующие учетную политику организации.
Современные международные процессы регулирования бухгалтерского учета и отчетности характеризуются все более широким распространением МСФО.
Необходимость перехода на Международные стандарты финансовой отчетности и Международные стандарты аудита определяется общей политикой государства и стратегией реформ, ориентированных на построение рыночной экономики в Казахстане. Следовательно, интегрирование Казахстана в мировую экономику требует включения норм или отдельных документов международных общественных организаций в казахстанское право и придания им статуса нормативных правовых актов Республики Казахстан.
Частые изменения в МСФО - это одна из проблем, которые возникают у компаний по мере приближения следующего цикла составления финансовой отчетности.
МСФО находятся в состоянии постоянного изменения и обновления. Кроме того, оказывает влияние и наметившаяся адаптация МСФО к US GAAP. Процедура изменения или замены стандарта весьма трудоемка, а потому и не быстра. Далее следуют известные сложности перевода МСФО на казахский или русский язык. Как результат - хроническое отставание. Наконец, МСФО были приняты на законодательном уровне, введены в действие НСФО - конспективное изложение МСФО.
МСФО по существу развивающаяся система. Со временем, когда она обретет относительное постоянство, очевидно, что эти стандарты будут применяться во всем мире. Но для этого необходима многолетняя и значительная подготовка, отсутствие которой в Казахстане сейчас и в будущем отразится на состоянии бухгалтерского учета.
Таким образом, организация бухгалтерского учета является основой и неотъемлемым элементом системы бухгалтерского учета. Она обеспечивает сохранение, рациональное функционирование и совершенствование системы бухгалтерского учета, выполнения возложенных на нее функций и задач, эффективную деятельность предприятия.
Список использованной литературы
1. Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.07 г. № 234-111"
. Стандарты Бухгалтерского Учета (СБУ), от 30 декабря 1996 г. N 239.
. Национальные Стандарты Финансовой Отчетности (НСФО), от 31 января 2013 года № 50.
. Закон Республики Казахстан от 22 апреля 1998 года № 220-I «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»
. Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 23 мая 2007 года № 185
«Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета»
. Международные стандарты финансовой отчетности. Комитет по международным стандартам финансовой отчетности, на 01.01.2010г.
. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» от 28.02.2007 года.
. Нурсеитов Э.О. «Бухгалтерский учет в организациях»/Учебное пособие. - Алматы, 2006.-472с.
. В.К.Радостовец, В.В.Радостовец, О.И.Шмидт «Бухгалтерский учет на предприятии»,2002г.
. Кеулимжаев К.К. и др. «Финансовый учет на предприятии», 2005г.
. Т.В.Федосова «Бухгалтерский учет» Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007г.
. Доклад директора Департамента развития бухгалтерского учета, аудиторской деятельности и финансового контроля Министерства финансов Республики Казахстан Айтжановой Ж.Н. на Первом Республиканском форуме бухгалтеров.
. Доклад директора ТОО «Фирма «ФИНАУДИТ» (участника международной сети аудиторских фирм Kreston International).