Величина таможенной стоимости товаров

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,6 Кб
  • Опубликовано:
    2015-08-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Величина таможенной стоимости товаров

ВВЕДЕНИЕ

Таможенная стоимость товаров играет значительную роль в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Она используется в качестве базы для исчисления таможенных платежей, рассчитываемых по адвалорным ставкам, а также служит исходной величиной для формирования информации о стоимостном объеме внешней торговли. В этом и заключается актуальность темы данной курсовой работы.

Таможенная стоимость товаров представляет собой расчетную величину, используемую государством в качестве экономической основы при регулировании ВЭД, т.е. таможенная стоимость является экономической категорией, направленной на практическую реализацию законодательства государств-членов Таможенного союза (ТС) по таможенным вопросам. Именно таможенная стоимость товаров влияет на объемы таможенных платежей, а также на формирование показателей стоимостного объема импорта и экспорта, поэтому от правильности определения величины таможенной стоимости зависят поступление в бюджет сумм таможенных платежей и действенность таможенного регулирования.

Долгое время методы определения таможенной стоимости в разных государствах значительно отличались друг от друга. В одних странах ввозные таможенные пошлины взимались с цены FOB <#"justify">В этой связи, по инициативе ряда западноевропейских государств еще в 1950 году была заключена Конвенция о создании унифицированной методологии определения таможенной стоимости товаров (Брюссельская конвенция о таможенной стоимости). В ней таможенная стоимость была определена как нормальная цена, по которой товар может быть продан в стране назначения в момент приема таможенной декларации. К Брюссельской конвенции присоединилось свыше 70 государств.

Система определения таможенной стоимости товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и также распространяется на товар, ввозимый на таможенную территорию государств-членов Таможенного союза.

Структуру таможенной стоимости можно представить в виде таких компонентов как основа, дополнительные начисления и вычеты, которые в свою очередь зависят от направления перемещения товаров (ввоз либо вывоз) и применяемого метода определения таможенной стоимости товаров.

Структура таможенной стоимости представляет собой совокупность элементов, составляющих величину таможенной стоимости. Расчет такой величины производится с целью:

·определения расчетной налоговой базы для исчисления таможенных платежей;

·применение мер нетарифного регулирования торгово-экономических отношений;

·ведение внешнеэкономической и таможенной статистики;

·создание и формирование равных конкурентных условий для хозяйствующих субъектов.

Взимание таможенных платежей и контроль за правильностью их исчисления, а также контроль таможенной стоимости товаров и таможенная оценка являются одними из наиболее значимых задач деятельности таможенных органов.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования таможенной стоимости и методов ее определения.

Предметом исследования являются законодательство Таможенного союза и иные нормативно-правовые акты, регулирующее определение таможенной стоимости товаров.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение и анализирование основных методов определения величины таможенной стоимости товаров. Исходя из этого, в исследовании были поставлены следующие задачи:

)рассмотреть общее понятие таможенной стоимости товаров;

)рассмотреть основные принципы определения таможенной стоимости товаров;

) раскрыть порядок определения таможенной стоимости товаров в зависимости от выбранного метода ее определения;

)рассмотреть структуру таможенной стоимости товаров и ее влияние на величину.

При написании курсовой работы использовались следующие информационные источники: законодательные и нормативно-правовые документы, учебная литература, статьи из периодических изданий, пособия, интернет-источники.

ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ

.1 Основные понятия таможенной стоимости

Таможенная стоимость товара - стоимость товара, определяемая в соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" <#"justify">ØСоглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25.01.2008(далее - Соглашение);

ØТаможенный кодекс Таможенного союза;

ØРешения Комиссии Таможенного союза.

Ранее в Республике Беларусь система определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь, была установлена Законом Республики Беларусь от 03.02.1993 № 2151-XII "О Таможенном тарифе".

В целом нормы Соглашения аналогичны нормам, установленным Законом. Вместе с тем существуют некоторые незначительные отличия норм Соглашения от норм, установленных Законом. Так, например, в соответствии со статьей 2 Соглашения лицу, декларирующему товары, предоставлена возможность проводить консультации с таможенными органами в случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними с целью обоснованного выбора стоимостной основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров, отвечающей статьям 6 или 7 Соглашения (метод по цене сделки с идентичным товаром или метод по цене сделки с однородным товаром). В процессе консультаций таможенный орган и лицо, декларирующее товары, могут обмениваться имеющейся у них информацией.

Общие нормы по вопросам таможенной стоимости, в том числе в отношении декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров установлены Главой 8 ТК ТС, а именно такими статьями, как:

- статья 64 - общие положения о таможенной стоимости товаров;

- статья 65 - декларирование таможенной стоимости товаров;

статья 66 - контроль таможенной стоимости товаров;

статья 67 - решение в отношении таможенной стоимости товаров;

статья 68 - корректировка таможенной стоимости товаров;

статья 69 - проведение дополнительной проверки [2].

В соответствии с ТК ТС установление конкретных норм и порядков по вопросам декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров отнесено к компетенции Комиссии Таможенного союза.

Основные цели расчета таможенной стоимости согласно в соответствии с ТК ТС:

Øобложение товаров пошлиной;

Øпроведение экономической политики государства при импорте/экспорте товаров свободного обращения;

Øсбор статистических данных касательно состояния, тенденций и динамики внешней торговли страны-участницы Таможенного союза;

Øконтроль за поступлением в государственную казну пошлин;

Øопределения платежного и торгового баланса [2].

Таможенная стоимость используется при начислении таможенной пошлины, сборов и иных таможенных платежей, установлении стоимости для иных таможенных целей, включая взыскание штрафов и применение иных санкций за таможенные правонарушения, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, ведения таможенной статистики.

1.2 Аналитическое сравнение положений об определении таможенной стоимости

Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров [2].

При применении законодательства Республики Беларусь по вопросам таможенной стоимости необходимо учитывать следующие положения ТК ТС, отличающиеся от норм законодательства Республики Беларусь.

. В соответствии со статьей 64 ТК ТС при изменении таможенной процедуры таможенной стоимостью товаров является таможенная стоимость товаров, определенная на день принятия таможенным органом таможенной декларации при их первом помещении под таможенную процедуру после фактического пересечения ими таможенной границы, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза (данная норма аналогична положениям пункта 2 Положения № 1246).

Вместе с тем статьей 238 ТК ТС установлены особенности определения таможенной стоимости товаров после их хранения на таможенном складе при их помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. В данном случае таможенная стоимость товаров определяется на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, как если бы они в этот день были ввезены на таможенную территорию Таможенного союза.

. Статьей 67 ТК ТС установлены следующие виды решений таможенного органа в отношении заявленной таможенной стоимости товаров:

решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров;

решение о корректировке заявленной таможенной стоимости това-ров [2].

Кроме этого, ТК ТС вводится такое понятие, как "проведение дополнительной проверки", которое по своей сути аналогично процедуре уточнения таможенной стоимости. Решение о проведении дополнительной проверки вынесено за рамки решений по таможенной стоимости. После проведения дополнительной проверки таможенным органом выносится одно из вышеуказанных решений либо о принятии, либо о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.

Решение об отказе в принятии таможенной стоимости отсутствует в ТК ТС, поэтому соответствующие нормы законодательства Республики Беларусь не подлежат применению.

. В соответствии со статьей 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров [2]. В этой связи в случае декларирования вывозимых товаров в Республике Беларусь их таможенная стоимость должна определяться в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 31.07.2006 № 474 "О порядке определения таможенной стоимости товаров", а также Постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 12.10.2006 № 96 "О таможенной стоимости товаров, вывозимых с территории Республики Беларусь, и внесении дополнений и изменения в приказ Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 10 февраля 1999 г. № 56-ОД".

. Статьями 246 и 271 ТК ТС определено, что особенности определения таможенной стоимости отходов, образовавшихся в результате переработки иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, или переработки для внутреннего потребления, устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза. В отношении особенностей определения таможенной стоимости таких отходов до настоящего времени соответствующее решение Комиссии Таможенного союза не принято. До вступления в силу указанного решения Комиссии Таможенного союза применяются положения Указа Президента Республики Беларусь от 04.09.2007 № 399 "Об определении таможенной стоимости товаров, неизбежно образующихся при получении продуктов переработки".

Использованная в Таможенном союзе (далее ТС) система определения таможенной стоимости товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию ТС.

Необходимым образом следует отметить, что определение стоимости ввозимого товара с целью расчета таможенных пошлин - одна из наиболее сложных таможенных процедур.

Долгое время методы оценки таможенной стоимости в разных государствах значительно отличались друг от друга. В одних странах ввозные таможенные пошлины взимались с цены FOB <#"justify">ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ

.1. Единые правила определения таможенной стоимости

На основании Соглашения от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» Правительство Республики Беларусь, Правительство Республики Казахстан и Правительство Российской Федерации, руководствуясь общепринятыми нормами и правилами в международной торговле, согласились о том, что таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу государства Стороны при вывозе с территории этого государства, определяется в соответствии с законодательством этого государства.

Однако данное Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25.01.2008 устанавливает единые правила определения таможенной стоимости товаров в целях применения Единого таможенного тарифа Таможенного союза, а также применения иных мер, отличных от таможенно-тарифного регулирования, которые вводятся (могут вводиться) для регулирования товарооборота Таможенного союза.

Положения данного Соглашения применяются в случае, если товары фактически пересекли таможенную границу Таможенного союза при ввозе на единую таможенную территорию Таможенного союза, и в отношении таких товаров впервые после пересечения таможенной границы заявляется таможенный режим. В иных случаях положения данного Соглашения могут применяться, если это прямо установлено законодательством государства соответствующей Стороны.

Таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, определяется в соответствии с настоящим Соглашением с учетом принципов и положений по оценке товаров для таможенных целей Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) [1].

Комиссия Таможенного союза принимает решения по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров, установленных данным Соглашением, исходя из соответствующих положений Соглашения по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле от 1994 года, включая пояснительные примечания к нему, а также документов по таможенной стоимости товаров, разработанных Техническим комитетом по таможенной оценке Всемирной таможенной организации [4].

2.2 Основные принципы определения таможенной стоимости

Рассмотрим основные принципы определения таможенной стоимости на примере импортируемых товаров. К данным принципам относятся следующие:

.Основание на действительной стоимости ввезенного товара.

Оценка ввезенного товара для таможенных целей должна быть основана на действительной стоимости ввезенного товара, который облагается пошлиной, или аналогичного товара и не должна основываться на стоимости товара отечественного происхождения или на произвольных или фиктивных оценках [3].

. Принцип гласности и стабильности правил определения таможенной стоимости.

Реализация на практике этих принципов позволяет коммерсантам "определить с разумной степенью точности стоимость товаров для таможенных целей" [3].

3. Полный перечень методов определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой. Данный перечень является исчерпывающим [1].

Закон о таможенном тарифе устанавливает принятую Соглашением о применении ст. VII ГАТТ стоимость сделки в качестве основы таможенной оценки товаров. Таким образом, таможенной стоимостью товара должна выступать стоимость, реально уплаченная или подлежащая уплате за импортируемые товары, или, другими словами, цена товара, определенная внешнеторговым договором (сделки купли-продажи) с учетом дополнительных расходов (издержек), понесенных покупателем при подготовке и исполнении конкретной сделки купли-продажи.

Цена, реально уплаченная или подлежащая уплате за товар при его продаже в страну-импортер, становится таможенной стоимостью при соблюдении каждого из следующих требований:

1)цена сделки или реализация самой сделки не могут зависеть от каких-либо условий, влияющих на цену, кроме условий, определяющих необходимые качественные и количественные характеристики самого товара;

)экспортер и импортер не должны быть взаимозависимы;

)импортер не возвращает экспортеру прямо или косвенно часть прибыли;

)не должно существовать ограничений в отношении переходящих к импортеру прав пользования и распоряжения оцениваемыми товарами, за исключением ограничений трех видов:

- ограничений, предусмотренных законодательством государства-импортера;

- ограничений того региона, в котором товары могут быть перепроданы;

- ограничений, не влияющих существенно на контрактную цену.

Если же с помощью изложенных правил не удается определить таможенную стоимость товара, таможенные органы и импортер консультируются на предмет определения таможенной стоимости на базе альтернативных методов (с использованием цены идентичного или однородного товара). При невозможности использовать альтернативные методы таможенная стоимость устанавливается на расчетной основе с учетом основных ценообразующих элементов: издержек производства, стоимости материалов и сырья, прибыли, а также расходов, связанных с реализацией товара [4].

. Строгая последовательность использования методов определения таможенной стоимости.

Методы определения таможенной стоимости товаров применяются в той последовательности, в которой они перечислены в Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25.01.2008. Каждый последующий метод используется, если таможенная стоимость товаров не может быть рассчитана с использованием предыдущего метода. Методы определения таможенной стоимости товаров являются взаимозаменяемыми, т.е. переход от одного метода к последующему имеет своей целью произвести объективный расчет экономически значимой величины (таможенной стоимости товаров) и не направлен на поиск метода для расчета заниженной (что в интересах участника внешнеэкономической деятельности) или завышенной (в интересах государства) налогооблагаемой базы [1].

. Объективность определения таможенной стоимости товаров.

В Соглашении о применении ст. VII ГАТТ в качестве общего правила указано, что таможенная стоимость товаров устанавливается на основании информации, доступной в стране импорта. Любая расчетная база требует создания определенного порядка исчисления таможенного налогообложения. Поэтому порядок установления таможенной стоимости, с одной стороны, должен быть общенациональным, увязанным (скоординированным) с общей налоговой системой, порядком ведения бухгалтерского учета и другими отраслями национального законодательства, а с другой стороны, он должен соответствовать международным нормам.

Чтобы величина таможенной стоимости товаров отражала истинное значение, следует использовать количественно определяемую и документально подтвержденную достоверную информацию.

В качестве примера количественно определяемой информации можно привести количество товара, контрактную цену за единицу товара и другие сведения, которые влияют на искомую величину таможенной стоимости товара.

Документальное подтверждение информации предполагает наличие соответствующих документов (например, внешнеторговых контрактов, счетов-фактур, спецификаций) [4].

7. Общие правила применения процедуры определения таможенной стоимости товаров.

Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров.

Это означает, что порядок установления таможенной стоимости товаров един и не зависит от вида товаров, страны-экспортера, специфичности участника внешнеэкономической деятельности, выступающего импортером, целей осуществления внешнеэкономической сделки и непосредственно характера этой сделки (например, купля-продажа, дарение, бартер и т.д.) [3].

8. Наделение таможенных органов полномочиями по проверке в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Республики Беларусь, подлинности документов, представленных декларантом в целях определения таможенной стоимости товаров, и достоверности содержащихся в них сведений.

В соответствии со ст. 17 Соглашения о применении ст. VII ГАТТ "ничто в настоящем Соглашении не должно быть истолковано как ограничивающее или ставящее под сомнение права таможенных администраций убеждаться в правдивости или точности любого заявления, документа или декларации, представленных для целей таможенной оценки". Данный принцип предусматривает возможность консультаций между импортерами и таможенными органами на условиях соблюдения конфиденциальности для установления истинной основы определения таможенной стоимости товаров [4].

9. Невозможность использования произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.

Этот принцип закрепляет необходимость использования количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации о таможенных стоимостях товаров, но уже не импортерами, а таможенными органами в процессе контроля правильности установления таможенной стоимости и ее корректировки. Следование данному принципу требуется во избежание необоснованного использования таможенными органами иных методов определения таможенной стоимости товаров, чем предложенные в каждом конкретном случае участником внешнеэкономической деятельности, и применения к конкретным товарам безадресных (ориентировочных) средне-контрактных цен на товары, обобщенные по группам [3].

На основании изложенного можно сделать вывод, что принципы определения таможенной стоимости товаров наряду с установлением условий и порядка применения методов определения таможенной стоимости также имеют своей целью гарантию равного и справедливого подхода ко всем участникам внешнеэкономической деятельности при соблюдении и защите интересов как государства, так и участников внешнеэкономической деятельности.

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ

.1 Величина таможенной стоимости товаров перемещаемых через таможенную границу

Таможенная стоимость товаров представляет собой расчетную величину, используемую государством в качестве экономической основы при регулировании внешнеэкономической деятельности, т.е. таможенная стоимость является экономической категорией, функционально направленной на практическую реализацию законодательства Республики Беларусь по таможенным вопросам. Таможенная стоимость товара определяется декларантом или таможенным представителем и должна быть подтверждена документарным путем [2].

Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов. Данные сведения заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей. Декларация таможенной стоимости является неотъемлемой частью декларации на товары [2].

Если декларация таможенной стоимости в случаях, установленных решением Комиссии Таможенного союза, не заполняется, сведения о таможенной стоимости ввозимых товаров заявляются в декларации на товары. При выявлении признаков, указывающих на то, что заявленные в декларации на товары сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, таможенный орган вправе мотивированно потребовать представления декларации таможенной стоимости.

В случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза. Решение о проведении данной проверки, доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены [2].

До принятия таможенным органом по результатам дополнительной проверки решения в отношении таможенной стоимости товаров контроль таможенной стоимости товаров считается незавершенным.

Если при таможенном декларировании товаров точная величина их таможенной стоимости не может быть определена в связи с отсутствием документов, подтверждающих точные сведения, необходимые для ее расчета, допускается отложить определение точной величины таможенной стоимости товаров. В этом случае допускается ее заявление на основе имеющихся у декларанта документов и сведений и исчисление и уплата таможенных пошлин, налогов исходя из заявленной таможенной стоимости.

Таким образом величина таможенной стоимости определяет величину пошлины и сборов. Для определения величины таможенной стоимости принято использовать один из шести методов:

Øпо цене сделки с ввозимым товаром;

Øпо цене сделки с идентичным товаром;

Øпо цене сделки с однородным товаром;

Øна основе вычитания стоимости;

Øна основе сложения стоимости;

Øрезервного метода [1].

Приоритетным считается первый метод определения таможенной стоимости.

Расчет величины таможенной стоимости товаров производится для следующих целей:

Øопределение расчетной налоговой базы для исчисления таможенных платежей (таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, акциза);

Øприменение нетарифных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений (квотирования, лицензирования), включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок;

Øведение внешнеэкономической и таможенной статистики;

Øустановление размеров штрафных санкций за таможенные правонарушения;

Øсоздание условий для формирования равных конкурентных условий для хозяйствующих субъектов.

3.2 Структура таможенной стоимости ввозимых товаров

Таможенная стоимость - сложное многогранное понятие, структура которого представляет собой совокупность компонентов, составляющих величину таможенной стоимости. В целом структуру таможенной стоимости <#"justify">Содержание каждого из компонентов определяется в зависимости от таких факторов, как:

- направление перемещения товаров (ввоз либо вывоз);

- применяемый метод таможенной оценки.

При таможенной оценке ввозимых товаров по первому методу - по стоимости сделки с ввозимыми товарами - структуру таможенной стоимости образуют:

Цена сделки с ввозимыми товарами + Обязательные дополнительные начисления - Установленные вычеты [9].

Цена сделки (англ. transaction value) - основной компонент таможенной стоимости. В соответствии с Соглашением о применении статьи VII ГАТТ 1994 г., пояснениями к нему, а также Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 25 января 2008 года цена сделки (transaction value) - это цена, установленная соглашением сторон и действительно (фактически) уплаченная или подлежащая уплате за товары, проданные на экспорт в страну импорта [1].

При этом под ценой, действительно уплаченной или подлежащей уплате, понимается полный платеж за импортируемые товары, осуществленный покупателем продавцу или подлежащий уплате в пользу продавца. Важно отметить, что этот платеж не обязательно выражается в форме перевода денег. Платеж может быть осуществлен прямо или косвенно, например, путем списания покупателем полностью или частично задолженности продавца, путем аккредитива или переуступки финансовых документов.

Действия, предпринятые покупателем за собственный счет, за исключением тех, расходы на совершение которых признаются формирующими часть таможенной стоимости (т.е. признаются структурными компонентами таможенной стоимости), не должны рассматриваться косвенным платежом продавцу, даже если они могут считаться как доход продавца. В связи с этим стоимость таких действий не должна добавляться к цене, действительно уплаченной или подлежащей уплате, при определении таможенной стоимости товаров.

Таким образом, цена сделки - сложное понятие как по содержанию, так и по структуре. Цена есть денежное выражение потребительской стоимости товара. Цена сделки формируется сторонами под влиянием различных факторов, которые можно разделить на две группы:

основные, базисные, факторы (имеют место в отношении абсолютного большинства внешнеторговых сделок, оказывают влияние на цену товаров в зависимости от распределения сторонами бремени расходов в связи с покупкой и перемещением товаров, например транспортные расходы, расходы на упаковку, маркировку товаров, расходы в связи со страхованием товаров);

специальные факторы (обусловлены сложившимися экономическими условиями в период совершения сделки, индивидуальным характером сделки, деловыми взаимоотношениями сторон и др.).

Базисные условия определяют обязанности продавца и покупателя по поставке товара и устанавливают момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя. Таким образом, базисные условия определяют, кто несет расходы, связанные с транспортировкой товара. В зависимости от условий (базиса) поставки расходы по доставке товара либо уже входят в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, либо должны доначисляться к этой цене дополнительно. В настоящее время основное многообразие возможных вариантов распределения обязанностей по доставке товара от продавца к покупателю описываются Международными правилам и толкования торговых терминов "Инкотермс-2010". Рассмотрим более подробно базисные условия поставки и их влияние на расчет таможенной стоимости товара. Существует 13 базисных условий поставок товаров, определяемых участниками внешнеторговых сделок в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов Инкотермс-2010. Эти базисные условия объединены в четыре группы терминов и различаются в зависимости от объема прав и обязанностей сторон в отношении товаров и моментов перехода рисков за товары с продавца по внешнеторговому договору на покупателя. Это следующие группы терминов:

Группа E - Отправление:

EXW (Ex Works) - Франко завод (название места)

Франко-предприятие... (указанное место) - означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара тогда, когда он предоставил товар в распоряжение покупателя непосредственно на своей территории (например, завод, фабрика, склад и т.д.). Продавец не отвечает ни за погрузку товара на транспортное средство, предоставленное покупателем, ни за уплату таможенных платежей, ни за таможенное оформление экспортируемого товара, если это не оговорено особым образом. Покупатель несет все виды риска и все расходы по перемещению товара с территории продавца до указанного места назначения;

Группа F - Основная перевозка не оплачена:

FCA (Free Carrier) - Франко перевозчик (название места)

Франко-перевозчик... (указанное место) - означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке товара тогда, когда он передал товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта, перевозчику, указанному покупателем, в установленном месте или пункте. Если точный пункт покупателем неуказан, продавец может сам выбрать место для передачи товара перевозчику. Данный базис применяется для любых видов транспорта, включая смешанные перевозки;

FAS (Free Alongside Ship) - Франко вдоль борта судна (название порта отгрузки)

Свободен у борта судна... (указанный порт отгрузки) - означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара тогда, когда товар размещен у борта судна на причале или в лихтерах в указанном порту отгрузки. Только с этого момента покупатель несет все расходы и риски утраты или повреждения товара. Обязанность по обеспечению таможенной очистки и получению экспортной лицензии лежит на продавце;

FOB (Free On Board) - Франко борт (название порта отгрузки)

Свободен на борту... (указанный порт отгрузки) - означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара, когда товар перешел за поручни судна в указанном порту отгрузки. Таким образом, начиная с этого момента (то есть, начиная со стивидорских расходов по размещению груза в трюмах судна - штивки), покупатель несет все расходы и весь риск утраты или повреждения товара. По условиям FOB на продавца возлагаются обязанности по очистке товара от пошлин для экспорта. Данный базис может применяться только при перевозке груза водными видами транспорта (морским, речным);

CFR (Cost and Freight) - Стоимость и фрахт (название порта назначения)

Стоимость и фрахт... (указанный порт назначения) - означает, что на продавца возлагаются расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения. При этом риск утраты и повреждения товара, а также любые дополнительные расходы вследствие событий, происходящих после доставки товара на борт судна, переходят от продавца покупателю в момент перехода товара за поручни судна в порту отгрузки. В соответствии с базисом CFR на продавца возлагаются обязанности по очистке товара от пошлин для экспорта. Данный базис применяется при перевозке груза водными видами транспорта (морским, речным);

CIF (Cost, Insurance and Freight) - Стоимость, страхование и фрахт (название порта назначения)

Стоимость, страхование и фрахт... (указанный порт назначения) - означает, что продавец несет те же обязательства, что и на условиях, стоимость и фрахт, но с тем добавлением, что он обязан обеспечить страхование груза от рисков его утраты и повреждения в пользу получателя. Продавец заключает договор страхования, платит страховой взнос и пересылает полис вместе с другими документами получателю. Данный базис применяется только при водных перевозках;

CPT (Freight Carriage Paid to) - Фрахт/перевозка оплачены до (название места назначения)

Фрахт оплачен до... (указанный порт назначения) - означает, что продавец оплачивает фрахт за перевозку товара, до указанного места назначения. Риск утраты или повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, возникающие после доставки товара перевозчику, переходит от продавца к покупателю с предоставлением товара в распоряжение первого перевозчика. Данный базис применяется при перевозках любым видом транспорта, в том числе и в смешанных сообщениях. В обязанности продавца по данному базису входит осуществление экспортной таможенной очистки;

CIP (Freight Carriage and Insurance Paid to) - Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (название места назначения)

Фрахт и страхование оплачены до... (указанное место назначения) - означает, что продавец несет те же обязательства, что и на условиях СРТ, но с тем добавлением, что он обязан обеспечить страхование груза от рисков во время транспортировки. Продавец заключает договор страхования и платит страховой взнос. В обязанности продавца по данному базису входит осуществление экспортной таможенной очистки. Данный базис является "сухопутным" ("неводным") эквивалентом базиса CIF;

Группа D - Прибытие:

DAF (Delivered at Frontier) - поставка до границы (название места поставки);

DES (Delivered ex Ship) - поставка с судна (название порта назначения)

Поставка франко-судно... (указанный порт назначения) - означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке тогда, когда товар предоставлен покупателю на борту судна до прохождения таможенного оформления и уплаты таможенных платежей в указанном порту страны импортера. Продавец несет весь риск и все расходы по доставке товара в указанный порт назначения. Данный базис применяется только при водных перевозках;

DEQ (Delivered ex Quay) - поставка с пристани (название порта назначения);

DDU (Delivered Duty Unpaid) - поставка без оплаты пошлины (название места назначения);

DDP (Delivered Duty Paid) - поставка с оплатой пошлины (название места назначения).

В соответствии с «Инкотермс-2010» каждое базисное условие имеет краткую характеристику и десять позиций, по которым распределены обязанности продавца и обязанности покупателя.Таким образом, стороны договора купли-продажи, включая одно из базисных условий поставки товаров в свой договор, принимают тем самым на себя все обязанности, которые закреплены в Инкотермс применительно к данному базисному условию.

Содержащийся в Инкотермс перечень обязанностей сторон не регулирует условия договоров перевозки и (или) страхования. Отношения, связанные с перевозкой и (или) страхованием, должны быть урегулированы в специально заключенных договорах перевозки и (или) страхования. Вместе с тем в базисных условиях указывается, какой из сторон по договору поставки такие договоры должны быть заключены и кем - продавцом или покупателем, в связи с этим будут понесены расходы по перевозке и (или) страхованию.

Группа E предусматривает наименьший объем обязательств продавца, группа D - наибольший. Стороны, указывая на использование того или иного термина Инкотермс-2010, тем самым обозначают в том числе порядок формирования цены поставляемого товара и входящие в нее компоненты.

В зависимости от выбранных сторонами условий поставки товаров структура цены внешнеторговой сделки может включать или не включать в себя стоимость следующих элементов: транспортировка товаров до места назначения; погрузка, разгрузка, перегрузка товаров; страхование. Если согласно условиям поставки рассмотренные выше расходы приходятся на продавца, они, как правило, включены в цену сделки. Если же указанные расходы приходятся на покупателя (первые две группы терминов Инкотермс: EXW, FCA, FAS, FOB), то они по определению не входят в цену сделки [6].

Так, при поставке товара на условиях "EX works/"Франко завод" продавец считается исполнившим свои обязанности по поставке в момент предоставления товара в распоряжение покупателя на своем предприятии (заводе, фабрике, складе и т.п.) без погрузки товара на транспортное средство и страхования. Следовательно, при таких базисных условиях поставки расходы в связи с перевозкой товаров возлагаются на покупателя и в цену товара не включаются. Напротив, условия поставки "CIF"/"Стоимость, страхование и фрахт" означают, что продавец исполняет поставку с момента перехода товара через поручни судна в порту отгрузки. Согласно данному базису поставки бремя оплаты основной перевозки, всех расходов, необходимых для доставки в согласованный порт назначения, а также страхования от риска случайной гибели товара или его повреждения во время перевозки лежит на продавце и соответствующие расходы включаются в цену товаров.

Таким образом, базисные условия поставки определяют порядок формирования цены товаров, являющейся основным компонентом таможенной стоимости.

Цена сделки - основной, но не единственный компонент таможенной стоимости товаров, оцениваемых по первому методу. Для определения таможенной стоимости к названной цене должны быть добавлены дополнительные начисления, образующие структуру таможенной стоимости товаров.

При определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются:

) следующие расходы в размере, в котором они осуществлены или подлежат осуществлению покупателем, но не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары:

а)вознаграждение посредникам (агентам) и вознаграждение брокерам, за исключением вознаграждения за закупку, уплачиваемого покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг по его представлению за рубежом, связанных с покупкой оцениваемых (ввозимых) товаров;

б) расходы на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с ввозимыми товарами;

в) расходы по упаковке, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке [1].

Поскольку стоимость тары и упаковки, как правило, включена в стоимость товаров, вне зависимости от условий их продажи и иных обстоятельств сделки, наибольшие затруднения на практике связаны с применением такого дополнительного начисления к цене сделки, как агентское вознаграждение.

Агентское вознаграждение не подлежит дополнительному начислению к цене сделки, за исключением случаев, если расходы на выплату агентского вознаграждения:

приходятся на покупателя и причитаются за оказание услуг, связанных с покупкой оцениваемых товаров;

включены в цену сделки.

) соответствующим образом распределенная стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей для вывоза оцениваемых (ввозимых) товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары:

а) сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и тому подобные предметы, из которых состоят ввозимые товары;

б) инструменты, штампы, формы и другие подобные предметы, использованные при производстве ввозимых товаров;

в) материалы, израсходованные при производстве ввозимых товаров;

г) проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи, выполненные вне единой таможенной территории Таможенного союза, и необходимые для производства ввозимых товаров;

) часть полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввозимых товаров дохода (выручки), которая прямо или косвенно причитается продавцу;

) расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза;

) расходы по погрузке, разгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза;

) расходы на страхование в связи с операциями, указанными в подпунктах 4 и 5;

) лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (включая платежи за патенты, товарные знаки, авторские права), которые относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары.

При определении таможенной стоимости ввозимых товаров не должны добавляться к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате:

а) платежи за право воспроизводства (тиражирования) ввозимых товаров на единой таможенной территории Таможенного союза;

б) платежи за право распределения или перепродажи ввозимых товаров, если такие платежи не являются условием продажи ввозимых товаров для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза.

Таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров не должна включать перечисленные ниже расходы при условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены лицом, декларирующим товары, и подтверждены им документально:

расходы на производимые после прибытия товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или оказание технического содействия в отношении таких оцениваемых (ввозимых) товаров, как промышленные установки, машины или оборудование;

расходы по перевозке (транспортировке) товаров, осуществляемой после их прибытия на единую таможенную территорию Таможенного союза;

пошлины, налоги и сборы, уплачиваемые на единой таможенной территории Таможенного союза в связи с ввозом или продажей оцениваемых (ввозимых) товаров.

Добавления (дополнительные начисления) к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. При отсутствии такой информации, необходимой для дополнительных начислений, метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не применяется.

При определении таможенной стоимости ввозимых товаров добавления к фактически уплаченной или подлежащей уплате цене, не производятся.

При осуществлении добавлений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате:

а) распределение стоимости указанных в пункте 2 «б» предметов, использованных при производстве оцениваемых товаров, может осуществляться путем отнесения всей этой стоимости к таможенной стоимости первой партии товаров или к таможенной стоимости иного, определенного лицом, декларирующим товары, количества товаров, которое не может быть меньше количества декларируемых товаров. Такое распределение должно производиться разумным способом, применимым к конкретным обстоятельствам, в зависимости от имеющихся у лица, декларирующего товары, документов и в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета.

При этом стоимостью указанных предметов признаются расходы по их приобретению, если покупатель приобрел предметы у продавца, не являющегося взаимосвязанным с покупателем лицом, либо расходы по их изготовлению, если предметы произведены покупателем. В случае если указанные предметы ранее использовались покупателем, независимо от того, были ли они приобретены или произведены этим покупателем, исходная цена приобретения или производства подлежит уменьшению с тем, чтобы получить (определить) стоимость этих предметов с учетом их использования;

б) в отношении представленных покупателем и указанных в пункте 2 «г» товаров и услуг, которые были приобретены или арендованы покупателем, добавления производятся в части расходов на приобретение или аренду таких товаров и услуг, если покупателем представлены товары и услуги, находящиеся в общественном владении, то есть в государственной или муниципальной собственности, дополнительные начисления производятся в части стоимости (издержек) получения копии с них.

При производстве дополнительных начислений в соответствии с пунктом 2 помимо стоимости непосредственно товаров (предметов) учитываются все расходы, связанные с предоставлением (доставкой) их продавцу (включая их возврат, если таковой предусмотрен).[1]

При применении методов 2 и 3 таможенной оценки - по стоимости сделок с идентичными или с однородными товарами - основными компонентами таможенной стоимости являются соответственно цена сделки с идентичными или с однородными товарами. Для определения таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров по стоимости сделок с идентичными товарами должна использоваться стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на том же коммерческом уровне и по существу в том же количестве, что и оцениваемые (ввозимые) товары. В случае если такие продажи не выявлены, используется стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на том же коммерческом уровне, но в иных количествах. В случае если таких продаж не выявлено, используется стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на ином коммерческом уровне, но в тех же количествах. В случае если таких продаж не выявлено, используется стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на ином коммерческом уровне и в иных количествах [1].

Для определения таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров по стоимости сделок с однородными товарами должна использоваться стоимость сделки с однородными товарами, проданными на том же коммерческом уровне и по существу в том же количестве, что и оцениваемые (ввозимые) товары. В случае если таких продаж не выявлено, используется стоимость сделки с однородными товарами, проданными на том же коммерческом уровне, но в иных количествах. В случае если таких продаж не выявлено, используется стоимость сделки с однородными товарами, проданными на ином коммерческом уровне, но в тех же количествах. В случае если таких продаж не выявлено, используется стоимость сделки с однородными товарами, проданными на ином коммерческом уровне и в иных количествах [1].

Подобрав идентичные либо однородные товары и проверив выполнение условий применения второго или третьего методов определения таможенной стоимости, устанавливается уровень расходов в связи с перевозкой товаров, подлежащих включению в таможенную стоимость, при продажах оцениваемых и идентичных либо однородных товаров. Это расходы:

по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза;

по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза;

на страхование в связи с международной перевозкой товаров.

Значительная разница в таких расходах, обусловленная различиями в расстояниях перевозки товаров и использованных при этом видах транспорта, должна быть учтена, а таможенная стоимость соответствующим образом скорректирована. Такая корректировка осуществляется с соблюдением требований о документальном подтверждении, достоверности и количественной определенности сведений, используемых для определения таможенной стоимости [9].

При таможенной оценке товаров по методу 4 - на основе вычитания стоимости принимается цена единицы товара, по которой оцениваемый, идентичный или однородный товар продается в наибольшем совокупном количестве одновременно с ввозом оцениваемого товара первому покупателю, не являющемуся взаимосвязанным с продавцом.

Для определения наибольшего совокупного количества товара при применении метода определения таможенной стоимости товара на основе вычитания стоимости не учитывается продажа товара, осуществленная лицу, которое прямо или косвенно, бесплатно или по сниженной цене поставляет товары или услуги для производства и последующего ввоза на территорию ТС оцениваемого товара.

В рамках метода 4 рассматривается только продажа товара, осуществленная в страны Таможенного союза в целях потребления товара внутри страны, а не для экспорта. При этом из цены единицы оцениваемого, идентичного или однородного товара вычитаются:

а) вознаграждение посреднику (агенту), обычно выплачиваемое или подлежащее выплате, либо надбавка к цене, обычно производимая для получения прибыли и покрытия коммерческих и управленческих расходов в размерах, обычно имеющих место в связи с продажей на единой таможенной территории Таможенного союза товаров того же класса или вида [1];

Сумма прибыли и коммерческих и управленческих расходов (включая расходы по реализации товаров) рассматривается как надбавка к цене товара, покрывающая указанные расходы, а также обеспечивающая получение прибыли в связи с продажей ввезенных товаров того же класса или вида.

Сумма прибыли и коммерческих и управленческих расходов учитывается в целом и определяется на основе информации, предоставленной декларантом, если сведения о прибыли и коммерческих и управленческих расходах сопоставимы со сведениями, имеющими место при продажах в государства Таможенного союза товаров того же класса или вида. Если сведения, используемые декларантом, не сопоставимы с имеющимися в распоряжении таможенного органа сведениями о сумме прибыли и коммерческих и управленческих расходов при продажах товаров того же класса или вида в государства Таможенного союза, таможенный орган может определить сумму прибыли и коммерческих и управленческих расходов на основе имеющихся у него сведений.

Товары того же класса или вида - это товары, относящиеся к одной группе или к ряду товаров, изготовление которых относится к соответствующему виду экономической деятельности, включая идентичные или однородные товары. Для таможенной оценки товаров по методу вычитания может использоваться информация о продажах товаров того же класса или вида, в том числе ввезенных из других стран (в отличие от метода сложения - пятого метода, в рамках которого допускается использование информации только о товарах того же класса и вида, произведенных в той же стране, что и оцениваемые). Вопрос о том, являются ли оцениваемые товары и товары, с которыми они сравниваются, товарами того же класса или вида, должен решаться в каждом конкретном случае с учетом соответствующих обстоятельств. При этом рассматриваются продажи в государства Таможенного союза возможно более узкой группы или ряда ввезенных товаров того же класса или вида, включая оцениваемые, в отношении которых может быть предоставлена информация.

б) обычные расходы на осуществленные на единой таможенной территории Таможенного союза перевозку и страхование и иные связанные с такими операциями расходы;

Указанные выше расходы, понесенные в связи с продажей оцениваемых, идентичных или однородных товаров на территории Таможенного союза, должны быть исключены (вычтены) из цены единицы товаров, принимаемой за основу для определения таможенной стоимости, поскольку таким образом цену товаров при продаже на внутреннем рынке государств-участников Таможенного союза можно "приблизить" к цене товаров на момент их ввоза, пересечения таможенной границы Таможенного союза.

При применении метода определения таможенной стоимости товара на основе сложения стоимости в качестве основы для определения таможенной стоимости товара товара принимается расчетная стоимость товаров, которая определяется путем сложения:

) расходов по изготовлению или приобретению материалов и расходов на производство, а также на иные операции, связанные с производством оцениваемых (ввозимых) товаров [1]. В данный вид расходов включаются:

а) расходы на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с товарами; расходы на упаковку, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

б) соответствующим образом распределенная стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей на экспорт в страны Таможенного союза оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате:

сырья, материалов и комплектующих, являющихся составной частью ввозимых товаров;

инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве ввозимых товаров;

материалов, израсходованных при производстве ввозимых товаров;

проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, чертежей и эскизов, произведенных (выполненных) в любой стране, за исключением государств-участников Таможенного союза, и необходимых для производства оцениваемых товаров. Стоимость проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, чертежей и эскизов, произведенных (выполненных) на территории государств-участников Таможенного союза и необходимых для производства оцениваемых товаров, включается в пределах, оплаченных производителем.

Перечисленные выше расходы определяются на основе сведений о производстве оцениваемых товаров, представленных их производителем или от его имени. Основой указанных сведений являются коммерческие счета производителя товаров при условии, если такие счета соответствуют общепринятым принципам бухгалтерского учета и правилам бухгалтерского учета, принятым в установленном порядке в стране производства оцениваемых товаров. Повторный учет одних и тех же показателей не допускается.

Термином "общепринятые принципы бухгалтерского учета" обозначена система правил бухгалтерского учета, принятая в установленном порядке в соответствующий период в конкретной стране. Таможенная оценка по методу сложения осуществляется с учетом правил бухгалтерского учета, принятых в установленном порядке в стране производства оцениваемых товаров.

2) суммы прибыли и коммерческих и управленческих расходов, эквивалентной той величине, которая обычно учитывается при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые (ввозимые) товары, которые производятся в стране экспорта для вывоза на единую таможенную территорию ТС [1]. В качестве коммерческих и управленческих расходов должны учитываться прямые и косвенные издержки производства и продажи товаров для вывоза на единую таможенную территорию ТС, которые не указаны в предыдущем пункте.

При таможенной оценке товаров по методу сложения может использоваться информация только о товарах того же класса и вида, произведенных в той же стране, что и оцениваемые (в отличие от метода вычитания, в рамках которого допускается использование информации о продажах товаров того же класса или вида, ввезенных из других стран). Вопрос о том, относятся ли товары к одному классу или виду, должен решаться отдельно в каждом конкретном случае с учетом соответствующих обстоятельств. При этом рассматриваются продажи в страны Таможенного союза возможно более узкой группы или ряда ввезенных товаров того же класса или вида, включая оцениваемые, в отношении которых может быть предоставлена информация.

Суммы прибыли и коммерческих и управленческих расходов учитываются в целом и определяются на основе сведений, представленных производителем или от его имени. Проверка этих сведений может осуществляться таможенными органами государств-участников Таможенного союза в соответствии с международными договорами и нормами международного права.

Если представленные производителем сведения не соответствуют имеющимся в распоряжении таможенного органа сведениям о сумме прибыли и коммерческих и управленческих расходов, которые обычно получают при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые товары, произведенные в стране экспорта оцениваемых товаров для вывоза в страны Таможенного союза, то расчет суммы прибыли и коммерческих и управленческих расходов может быть осуществлен на основе сведений, полученных из других источников. Если для расчета суммы прибыли и коммерческих и управленческих расходов используются имеющиеся у таможенного органа сведения о сумме прибыли и коммерческих и управленческих расходов, то по заявлению декларанта таможенный орган обязан предоставить произведенные на их основе расчеты и указать источник таких сведений.

3) расходов по перевозке товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на единую таможенную территорию ТС, их погрузке, разгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с перевозкой;

) расходы на страхование в связи с операциями по перевозке и погрузочно-разгрузочными работами [1].

Величина всех перечисленных слагаемых, связанных с производством оцениваемого товара, должна определяться на основе информации, представляемой изготовителем товара или уполномоченным им лицом.

В целом метод сложения для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров используется при соблюдении следующих условий:

Во-первых, применительно к оцениваемым товарам может быть определена расчетная стоимость. Последняя складывается из сумм двух основных компонентов:

а) расходов в связи с производством товаров;

б) суммы прибыли и коммерческих и управленческих расходов, эквивалентной той величине, которая обычно учитывается при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые товары.

Во-вторых, сумма прибыли и расходов должна учитываться в целом, т.е. если прибыль как экономический результат является отрицательной, то при определении таможенной стоимости товаров учитывается "отрицательная прибыль".

Если в силу установленных правовыми актами условий таможенная стоимость товара не может быть определена в результате последовательного применения рассмотренных ранее методов определения таможенной стоимости товаров, то таможенная стоимость оцениваемого товара определяется на основании данных, имеющихся на единой таможенной территории ТС, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения от 25.01.2008 г. Совокупность этих методов условно можно представить как отдельный - резервный метод определения таможенной стоимости товаров. Структура таможенной стоимости товаров, оцениваемых по 6-му - резервному - методу, зависит от того, на базе какого из перечисленных выше методов таможенной оценки или иного принятого в международной практике подхода определяется таможенная стоимость в рамках этого метода

Данные методы определения таможенной стоимости товаров (в рамках резервного метода) аналогичны рассмотренным ранее пяти методам, однако при их применении допускается гибкость. В частности, допускается следующее:

  • для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров за основу может быть принята стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, произведенными в иной стране, чем страна, в которой были произведены оцениваемые товары;
  • при определении таможенной стоимости оцениваемых товаров на основе стоимости сделки с идентичными или однородными товарами допускается разумное отклонение от установленных требований относительно сроков ввоза на единую таможенную территорию Таможенного союза идентичных или однородных товаров (они могут быть ввезены несколько ранее, чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых товаров);
  • для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров за основу может быть принята таможенная стоимость идентичных или однородных им товаров, определенная в соответствии с методами определения таможенной стоимости товаров на основе вычитания и сложения стоимости;
  • при определении таможенной стоимости оцениваемых товаров в соответствии с методом определения таможенной стоимости товаров на основе вычитания стоимости, допускается превышение установленного срока ввоза оцениваемых, идентичных или однородных товаров в 90 дней.

Таможенная стоимость оцениваемых товаров, определенная согласно резервному методу, в максимально возможной степени должна основываться на ранее определенных (желательно, на основе метода по цене сделки с ввозимым товаром) таможенных стоимостях.

При этом должна соблюдаться установленная последовательность применения методов определения таможенной стоимости товаров. Вместе с тем, использование в рамках резервного метода определения таможенной стоимости товаров элементов иных методов не допускается в случае, если причиной невозможности применения этих методов было признание таможенным органом государства-участника Таможенного союза, что сведения, представленные декларантом, не основываются на достоверной, документально подтвержденной и количественно определимой информации.

Кроме того, определения таможенной стоимости товаров путем применения резервного метода не может производиться на основе:

  1. цены на товары на внутреннем рынке Таможенного союза, произведенные на единой таможенной территории Таможенного союза;
  2. системы, предусматривающей принятие для таможенных целей более высокой из двух альтернативных стоимостей;
  3. цены на товары на внутреннем рынке страны вывоза;

4)цены товаров, поставляемых из страны их вывоза в третьи страны;

)минимальной таможенной стоимости;

)произвольной или фиктивной стоимости [1].

3.3 Структура таможенной стоимости вывозимых товаров

Структура таможенной стоимости вывозимых товаров определяется на основе цены сделки, т.е. цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже товаров на экспорт. При этом в таможенную стоимость включаются следующие расходы, понесенные покупателем, но не включенные в фактически уплаченную или подлежащую уплате цену сделки:

а) комиссионные и брокерские вознаграждения;

б) стоимость контейнеров и/или другой многооборотной тары, если в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности она рассматривается как единое целое с вывозимыми товарами;

в) стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

г) соответствующая часть стоимости предоставленных покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для производства или продажи на экспорт вывозимых товаров следующих товаров и услуг:

Øсырье, материалы, детали, полуфабрикаты и другие комплектующие изделия, являющиеся составной частью вывозимых товаров;

Øинструменты, штампы, формы и другие подобные предметы, использованные при производстве вывозимых товаров;

Øвспомогательные материалы, израсходованные при производстве вывозимых товаров;

Øинженерная проработка, опытно-конструкторские работы, дизайн, художественное оформление, эскизы и чертежи;

д) лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель прямо или косвенно должен осуществить в качестве условия покупки вывозимых товаров;

е) поступающая продавцу прямо или косвенно часть дохода от последующих перепродаж, передачи или использования покупателем товаров после их вывоза с таможенной территории Таможенного союза;

ж) налоги (за исключением таможенных платежей, уплачиваемых при заявлении таможенной стоимости), взимаемые на таможенной территории Таможенного союза, если в соответствии с налоговым законодательством или международными договорами государств-участников Таможенного союза они не подлежат компенсации продавцу при вывозе товаров с таможенной территории Таможенного союза.

При отсутствии сделки купли-продажи в отношении вывозимых товаров или в случае невозможности использования цены сделки купли-продажи в качестве основы для определения таможенной стоимости эта стоимость определяется либо исходя из представленных декларантом данных бухгалтерского учета продавца-экспортера, отражающих его затраты на производство и реализацию вывозимого товара, и величины прибыли, получаемой экспортером при вывозе идентичных или однородных товаров с таможенной территории Таможенного союза, либо на основе бухгалтерских данных об оприходовании и списании с баланса вывозимых товаров. При этом должны учитываться расходы, перечисленные выше в пунктах "а" - "ж".

В случае невозможности использования данных бухгалтерского учета и иных представленных декларантом сведений таможенная стоимость вывозимого товара подсчитывается на основе сведений о ценах на идентичные или однородные товары либо калькуляции стоимости (себестоимости) вывозимых идентичных или однородных товаров также с учетом расходов, указанных в пунктах "а" - "ж".

Применительно к вывозимым товарам одним из наиболее острых вопросов, возникающих на практике, является вопрос о том, является ли обоснованной и подлежит ли принятию таможенная стоимость, величина которой ниже себестоимости оцениваемого товара. Таможенные органы в указанных случаях, как правило, не признают заявленную декларантом величину таможенной стоимости приемлемой в целях таможенной оценки товаров. Судебные органы поддерживают участников внешнеторговой деятельности и подтверждают правомерность применения таможенной стоимости, величина которой ниже себестоимости оцениваемого товара, при соблюдении общего условия о документальном подтверждении, в том числе величины заявленной таможенной стоимости по сравнению с себестоимостью, наличия объективных экономических причин, обосновывающих указанную величину. Позиция судебных органов представляется обоснованной и соответствует базовому принципу определения таможенной стоимости, согласно которому первоосновой таможенной стоимости признается цена сделки с конкретными оцениваемыми товарами, при этом для установления приемлемости указанной цены должны быть проанализированы все обстоятельства (в том числе повлекшие уменьшение цены товаров по сравнению с их себестоимостью), под влиянием которых данная цена была сформирована.

Правильное определение структуры таможенной стоимости конкретных оцениваемых товаров и содержания каждого ее компонента - ключевой момент таможенной оценки товаров, от которого зависит правильный расчет величины таможенной стоимости товаров в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

таможенный стоимость товар сделка

В настоящее время внешнеторговые отношения между странами непрерывно развиваются и совершенствуются, следовательно, контроль за развитием и совершенствованием также должен отвечать требованиям внешнеторговым отношениям и внешнеэкономической деятельности и их развитию в целом.

Основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимым товаром (в 90 % таможенной практики). Если основной метод не может быть использован, применяется последовательно один из пяти оставшихся методов. Вторым по значимости является резервный метод. Наименее востребованным является метод сложения в связи с трудностью получения коммерческой информации таможенными органами. Каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путём использования предыдущего метода.

В ходе написания курсовой работы на основе изложенных источников, нормативно-правовых документов представляется возможным сделать следующие выводы и предложения:

) определение таможенной стоимости товаров - очень важный вопрос для всех участников ВЭД, особенно для импортеров. Ведь именно от нее зависят размер таможенных пошлин и налогов, которые подлежат уплате в бюджет Республики Беларусь;

) таможенная стоимость товара - цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар на момент пересечения таможенной границы Таможенного союза;

) цена сделки - основной компонент таможенной стоимости товаров, оцениваемых по первому методу. Для определения таможенной стоимости к названной цене также должны быть добавлены дополнительные начисления, образующие структуру таможенной стоимости товаров;

) в зависимости от выбранных сторонами условий поставки товаров структура цены внешнеторговой сделки может включать или не включать в себя стоимость следующих элементов: транспортировка товаров до места назначения; погрузка, разгрузка, перегрузка товаров; страхование.

) правильное определение структуры таможенной стоимости конкретных оцениваемых товаров и содержания каждого ее компонента - ключевой момент таможенной оценки товаров, от которого зависит правильный расчет величины таможенной стоимости товаров в целом;

) определение таможенной стоимости - это процесс сложный, трудоемкий, из-за силу очень большого числа элементов, ее образующих. В этой связи нужно упростить методику расчета таможенной стоимости, что в свою очередь могло бы послужить целью для дальнейшего исследования по данной теме;

) работа по осуществлению процедуры таможенной оценки ввозимых товаров не может ограничиваться только проверкой правильности расчетов налогооблагаемой базы в соответствии с законодательством по таможенной стоимости. Она должна носить комплексный характер и включать в качестве неотъемлемого элемента оперативные правоохранительные и инспекционные функции. В связи с этим необходима организация совместной работы соответствующих подразделений таможенных органов и координация их усилий на достижение общей цели - пресечение стоимостных коммерческих правонарушений и обеспечение полноты поступлений таможенных платежей.

В заключении хотелось бы отметить, что рассматриваемая мною тема играет очень важную роль в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Таможенная стоимость используется в качестве базы для исчисления таможенных платежей, а также служит исходной величиной для формирования информации о стоимостном объеме внешней торговли. Именно поэтому так важно правильно определять величину таможенной стоимости, пользуясь при этом установленными правилами и принципами определения таможенной стоимости товаров.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Соглашение от 25.01.08 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза» (в ред. Протокола от 23.04.2012).

.Таможенный Кодекс Таможенного союза от 27 ноября 2009 года с изменениями и дополнениями от 01.01.2013года.

3. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947 года.

4. Соглашение по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.

5. Протокол об обеспечении единообразного применения правил определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможеннного союза, от 12 декабря 2008 года <#"justify">14.Решение Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств № 18 от 27 ноября 2009 года. О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

15.Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Официальный сайт Государственного таможенного комитета Республики Беларусь. - Минск, 2015 - Режим доступа: <#"justify">19.Богомолова, А. А. Таможенное право: краткий курс лекций / А. А. Богомолова. - 2-е изд - Минск, 2011. - 169 с.

.Теория, методология и практика таможенного дела: Сборник научных трудов / Под общ. ред. Н.М.Блинова. - М.: РИО РТА, 2011. - 327 c.

21.О Таможенном кодексе Таможенного союза: Договор, принятый Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств, 27 ноября 2009 г., № 17 // КонсультантПлюс: Беларусь. [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2014.

.Основы таможенного дела: учебное пособие / Ю.Ф. Азарова [и др. ]; под ред. Ю.Ф.Азарова - М.: РИО РТА, 2008. -110с.

.Структура таможенной стоимости. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: brokert.ru/material. - Дата доступа: 27.04.2015.

.Таможенная стоимость и нюансы ее определения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: taxpravo.ru/novosti/statya. - Дата доступа: 27.04.2015.

.Протокол от 23.04.2012 «О внесении изменений и дополнений в Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 года»

.Методы определения таможенной стоимости. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ceae.ru/zeli-tam-stoimost. - Дата доступа: 25.04.2015.

.Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Официальный сайт Евразийской Экономической комиссии. - Минск, 2015. - Режим доступа #"justify">.Бекяшев, К.А. Таможенное право / К.А.Бекяшев. - Минск: Амалфея, 2012. - 340 с.

31.Битус, Л.А. Таможенная стоимость товаров: некоторые особенности контроля / Л. Битус // Таможенный вестник. - 2012. - №12. - С. 8 - 9.

Похожие работы на - Величина таможенной стоимости товаров

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!