Правовая среда и профсоюзы в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,95 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовая среда и профсоюзы в России

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы профсоюзов

1.1 Характеристика правового статуса профсоюзов в Российской Федерации

1.2 Современное состояние деятельности профсоюзов

.3 Влияние профсоюзов на эффективность производства

Глава 2. Деятельность профсоюзной организации (на примере ОАО «Ульяновский автомобильный завод» г. Ульяновск)

.1 Общая характеристика предприятия

.2 Анализ деятельности профсоюзной организации

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию деятельности профсоюзных организаций

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы работы следует из того, что профсоюзы, являются одной из составных частей политической системы, которые для решения задач, стоявших перед системой в целом и перед профсоюзами в частности, использовали свои специфические функции, отличные от функций других организаций.

Основные функции профсоюзов, в том числе и их защитная функция, осуществляются всеми органами профсоюзов в строгом соответствии с действующим законодательством. Вся деятельность профсоюзных органов - это осуществление основных функций профсоюзов. Но это осуществление возможно как в правовых, так и не правовых формах.

Развитие гражданского общества интересовало многих ученых во все времена. Именно от правосознания и активности граждан зависит процветание страны. Профсоюзы являются элементом гражданского общества.

Профессиональные союзы - это важнейший социальный институт, который непосредственно влияет и воздействует на гос. власть и регулирует социально - трудовые отношения в обществе.

Профсоюзы - это организации, которые на добровольной основе объединяют трудящихся с целью защиты социально-экономических прав и интересов своих членов.

Профсоюзы прошли большой и сложный путь. Чтобы понять и оценить современные проблемы зарубежного и российского профсоюзного движения, необходимо обратиться к его истокам. Изучение исторического опыта профессионального движения обогащает знания о целях и задачах профсоюзов, основных направлениях и методах их деятельности, помогает занять правильную позицию во взаимоотношениях с работодателями и государством.

За прошедшее десятилетие значительно уменьшилась численность профсоюзов во многих странах мира. Причин тому в современном обществе достаточно. Это может быть и сокращение занятых в производстве, и влияние законотворческой деятельности, и неверие самих граждан в защиту своих социально-трудовых прав.

Но, несмотря на это, профсоюзы хоть и не очень активно, но все же расширяют сферы своей деятельности, сотрудничают с органами государственной власти, помогают рабочим отстаивать свои интересы.

Все эти факты подтверждают актуальность выбранной темы.

Основная цель исследования заключается в определении правовой среды и профсоюзов в России.

Задачи предстоящего исследования:

ознакомиться с функциями и задачами профсоюзов;

проанализировать влияние профсоюзов на эффективность предприятий;

исследовать деятельность профсоюзной организации на предприятия.

изучить проблемы и перспективы развития профсоюзов.

Методологической основой исследования в курсовой работе является диалектический метод познания, структурный и сравнительный виды анализа, методы анализа и синтеза.

Глава 1. Теоретические основы профсоюзов

1.1Характеристика правового статуса профсоюзов в Российской Федерации

Конституцией Российской Федерации 1993г. относится право на объединение к основным правам и свободам человека и гражданина, которым посвящается вторая ее глава. Таким образом, в статье 30 Конституции Российской Федерации установлено право каждого на объединение, в том числе право на создание профессиональных союзов с целью защиты собственных интересов. Конструкция данной нормы дает возможность сделать несколько довольно содержательных умозаключений, которым принадлежит важная роль при раскрытии темы диссертационного исследования. Так, из всех видов общественных объединений выделяют именно профессиональные союзы. Трудовым кодексом Российской Федерации при развитии Конституции Российской Федерации был закреплен правозащитный характер профсоюзов в сфере труда. Деятельность профсоюзных союзов регулирует еще и специальный Федеральный закон от 12 января 1996г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Помимо этого, юридическая основа прав профсоюзов по международному праву представлена универсальными нормативными документами, которые признало мировое сообщество. Это: Устав ООН, Хартия прав человека, которая включает в себя Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1956 года, Конвенция №87 (в том числе Конвенции №98, 135, 144 МОТ) и декларации МОТ, Европейского Союза, Совета Европы и т.д.

Проведение анализа конституционной основы в деятельности профсоюзов дают возможность прийти к выводу относительно того, что конституционная норма, которая закрепляет право на объединение в профессиональные союзы, представляет собой стержень формирования совокупности правовых норм по регулированию множества общественных отношений при участии профсоюзов, отражает их социальную роль и значение в качестве правозащитных организаций, является правовой основой при формирования профсоюзов, как самого важного элемента в гражданском обществе. Чтобы повысить эффективность деятельности профсоюзов по защите прав и интересов работников должны быть внесены изменения и дополнения в Конституцию Российской Федерации в части по закреплению за ними права законодательной инициативы.

Российская Федерация является правовым демократическим государством, которое характеризуется активным участием граждан в политической жизни страны, наличием форм по прямой и представительной демократии, широкой системы по правам и свободам граждан, которые гарантирует Конституция Российской Федерации. Ст.30 Конституции Российской Федерации предоставляется в частности для каждого человека право на объединение, в том числе право на создание профессиональных союзов по защите собственных интересов.

Упоминание относительно профсоюзов в Конституции Российской Федерации страны носит неслучайный характер. Оно говорит об их особом статусе в качестве наиболее массовой общественной организации, которая действует в Российской Федерации и объединяет в своих рядах порядка 30 млн. человек.

Правовые основы деятельности профсоюзов определяет специальный Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996г № 10-ФЗ. В ст. 2 данного Закона отмечается, что профессиональный союз является добровольным общественным объединением граждан, которые связывают общие производственные, профессиональные интересы по роду их деятельности, которое создается для представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Защитная функция профсоюзов юридически закреплена в гл.58 и других нормах Трудового кодекса РФ.

Одновременно с этим, после принятия Конституции Российской Федерации (1993г.), а также после принятия Трудового кодекса Российской Федерации место и роль профсоюзов в жизни российского общества и государства перенесла значительные изменения.

Таким образом, в ст.7 прежней Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1978г. было указано, что профессиональным союзам, Всесоюзному Ленинскому Коммунистическому Союзу Молодежи, кооперативным и прочим общественным организациям согласно их уставным задачам принадлежит право на участие при управлении государственными и общественными делами, при решении вопросов политического, хозяйственного и социально-культурного характера.

В действующей Конституции Российской Федерации говорится о месте и роли общественных объединений достаточно скромно. В ч. 4 ст. 13 Конституции указано только то, что общественные объединения абсолютно равны перед законом. В ст. 30 предоставляется право на создание профессиональных союзов по защите собственных интересов. Федеральный закон «О профессиональных союзах их правах и гарантиях деятельности» формально еще действует, но при этом механизмов по реализации предусмотренных им полномочий нет, а после принятия ТК РФ (30 декабря 2001г.; в ред. 30 июня 2006 г.) множество из них не могут реализоваться, по причине того, что их не предусматривает Кодекс, или он их существенно скорректировал.

В соответствии с п.1 ст. 15 ФЗ РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзами и органами государственной власти, органами по местному самоуправлению осуществляется взаимодействие между собой на основании принципов по социальному партнерству.

Согласно статье 23 ТК РФ под социальным партнерством стоит понимать систему взаимоотношений работников (представителей работников) и работодателей (представителей работодателей), органов государственной власти, органов по местному самоуправлению, которая необходима, чтобы обеспечить согласование интересов работников и работодателей относительно вопросов по регулированию общественных отношений, которые входят в предмет трудового права.

Главные участники данной системы представлены работниками и работодателями в лице собственных представителей, а главная задача заключается в регулировании трудовых и прочих, которые входят в предмет трудового права, отношений при учете интересов всех сторон.

Кодексом разделяются участники и стороны социального партнерства. Стороны данной системы взаимодействия представлены работниками и работодателями в лице уполномоченных в соответствии с установленным порядком представителей (ст. 25 ТК РФ).

Под основными функциями профсоюзов стоит понимать не просто отдельные направления в их деятельности, но и основные направления в профсоюзной работе относительно выполнения основных задач.

Основные функции профсоюзов, а также и их защитную функцию, осуществляют все органы профсоюзов строго соответственно действующему законодательству. Деятельность профсоюзных органов заключается в осуществлении главных функций профсоюзов. Но данное осуществление может быть и в правовых, и не правовых формах.

В дальнейшем исследовании этого вопроса было выявлено, что основные функции профсоюзов имеют отличия между собой, которые заключаются в направлении деятельности, ближайших целях данной деятельности. Еще одним отличием является форма ее осуществления.

Основные функции профсоюзов взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены.

Совокупность функций профсоюзов, выражает содержание деятельности профсоюзов на нынешнем этапе в развитии общества. Чтобы выделить главные, основные направления в виде функций профсоюзов на сегодня необходимо, как уже было отмечено, основываться на Трудовом кодексе РФ и Федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 года, которым устанавливается цель, основные задачи и направления деятельности профсоюзов при обеспечении выполнения данных задач.

При учете изложенного, можно прийти к выводу, что основное направление деятельности профсоюзов обуславливает главное назначение профсоюзов в качестве добровольных общественных объединений граждан, которых связывают общие производственные, профессиональные интересы по роду деятельности, которые создаются для представительства и защиты социально - трудовых прав и интересов.

Функции профсоюзов представлены такими основными направлениями их деятельности по решению возложенных на них задач, которые определяет главное назначение профсоюзов, в качестве инструмента по защите социально - трудовых прав и интересов граждан, сути их деятельности в настоящее время.

Основываясь на данном определении, основные функции представлены:

. Функцией по защите социально-трудовых прав и интересов членов профсоюзов (защитной функцией).

. Представительской функцией, которая тесно связана с функцией защитной.

. Функцией сотрудничества, которая реализуется через участие профсоюзов в отношениях социального партнерства и через контакты с профсоюзами иностранных государств.

Защитная функция профсоюзами осуществляется при установлении условий труда работников (участие при установлении правовых норм и в централизованном, и в локальном порядке), в том числе через участие профсоюзов в применении трудового законодательства, защиты и восстановления прав и законных интересов работников через рассмотрение жалоб и заявлений.

Таким образом, защитная функция содержит в себе отдельные права и деятельности профсоюзов, которые представлены:

. Правами и деятельностью профсоюзов при участии в установлении условий труда.

. Правами и защитной деятельностью профсоюзов при применении норм трудового права.

. Правами и деятельностью профсоюзов при контроле в применении трудового законодательства, в том числе законодательства по охране труда.

. Правами и деятельностью профсоюзов при привлечении к ответственности лиц, которые нарушают трудовое законодательство.

Все перечисленные элементы содержания защитной функции профсоюзов нашли свое проявление в соответствующих формах деятельности профсоюзов, по этой причине они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

1.2Современное состояние деятельности профсоюзов

На сегодня в России можно наблюдать кризис профсоюзного движения, который выражается понижением числа профсоюзов, ослаблением их влияния, изменением их роли в политической системе общества. После технологической и структурной перестройки экономики произошло перемещение трудовых ресурсов из тех отраслей, где профсоюзам традиционно принадлежала немалая сила, в ту сферу, где труд имеет большую индивидуальность. Увеличивается количество малых предприятий, - в первую очередь в сфере по обслуживанию, удельный вес которых в экономике страны значительно увеличивается, растет количество свободных и творческих профессий, которые занимаются работой на дому и ведением индивидуальной трудовой деятельности. Тем не менее, в данных организациях зачастую отсутствуют профсоюзы и права их работников никто не защищает.

Ухудшила базу профсоюзов еще и их собственная деятельность на протяжении предыдущих десятилетий. Если за рубежом этому могли поспособствовать принятые законодательные акты, которые стали основой более эффективной защите фундаментальных социально - трудовых прав наемных работников и, большей цивилизованностью стало отличаться поведение множества работодателей, которым пришлось принимать взвешенные и социально ответственные решения, что негативно повлияло на актуальность профсоюзной борьбы в представлении некоторых работников наемного труда, то в России наемный работник практически не защищен, а профсоюзов в отдельных коммерческих фирмах нет вообще. Все это показывает необходимость в повышении роли профсоюзов в России, которые открыто выражают собственное негативное отношение ко всем отрицательным процессам и изменениям, которые можно наблюдать в обществе и затрагивают социально - трудовые и экономические права граждан. На сегодня профсоюзами не только критикуется власть в сфере социальной политики, но и налаживается взаимодействие с ней, проводят работы вместе над реальными проблемами, настаивая на принятии решений, соответствующих интересам большей части населения. Совместной работой государственных органов, профсоюзов и работодателей при учете баланса интересов может быть обеспечена стабильность и развитие России в качестве социального государства.

В России очень низкий статус профсоюзов в политической системе общества. Исключением не являются даже те случаи, в которых их деятельность оценивали в качестве сравнительно успешной, при этом зачастую подразумевается узкий круг вопросов, социально- бытового характера. Множеству острых проблем, которые относятся к труду и быту, социальным и экологическим условиям жизни, не уделяется внимания профсоюзных комитетов. Ограниченность данного подхода все более очевидна, что приводит к возникновению неудовлетворенности сложившимися формами работы.

Так, упущения и недостатки обуславливает также то, что на протяжении долгого периода кадры профсоюзных работников часто комплектовали из тех, кто не смог оправдать доверия на прочих участках партийной, комсомольской или хозяйственной деятельности. Этими людьми факт перемещения на профсоюзную работу рассматривался в качестве наказания, недооценки их способностей соответствовать более высоким критериям. Вследствие чего происходило формирование довольно определенного типа поведения, при котором на первый план становились исключительно личные, престижные или групповые интересы, что, безусловно, оказало отрицательное влияние на ответственность за порученное дело. По этой причине в обществе начинают появляться альтернативные профсоюзные организации, которые иначе ставят проблемы по защите интересов человека.

Под профсоюзами понимают специфическую общественную организацию с собственными задачами и функциями, которые определяют их уставы. Главные задачи профсоюзов относятся к осуществлению их функций - защита прав и интересов работников в сфере труда и прочих, которые непосредственно связаны с ним, отношений.

Под функцией профсоюзов понимают направление их деятельности. Поскольку профсоюзы появились с целью защищать права и интересы работающих, их главной функцией является защитная. Потребность в защите прав и интересов работников в сфере труда в особенности актуальна в настоящее время, обнажавшее социально-экономические противоречия. Отношения между профсоюзами и работодателями по социально - трудовым вопросам регулирует трудовое законодательство на всех уровнях социально -партнерских отношений, от производства и до федерального уровня, причем используется собственная защитная функция, а также вторая их важнейшая функция, которая заключается в представительстве интересов работников. Чтобы эффективно осуществлять эти функции государством были закреплены за профсоюзами некоторые права и гарантии в нормотворчестве, правоприменении и контроле соблюдения законодательства относительно труда и правил по охране труда.

Под защитной функцией профсоюзов понимают деятельность профсоюзных органов и состоящих в их ведении инспекций по труду и активам, которая направлена на предупреждение нарушений и восстановлений нарушения прав и законных интересов работников в сфере труда, в том числе по привлечению к ответственности их нарушителей.

Под защитной функцией профсоюзов понимают обязанность, круг деятельности, назначение, роль профсоюзов. Необходимая и важная предпосылка для эффективного выполнения профсоюзами своей роли заключается в максимально четком определении круга функций всех звеньев и институтов профсоюзов, преодолении неопределенности в их обязанностях.


1.3Влияние профсоюзов на эффективность производства

Естественно, что профсоюзы оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на эффективность производства.

Существуют три основных метода работы профсоюзов, которые оказывают негативное влияние

. Практика сохранения численности рабочей силы. Когда в производство организации внедряют новое оборудование, совершенствуя технологическую базу, логично, что происходит сокращение численности рабочей силы. Любой работодатель стремится увеличить свой объем производства, поэтому процесс модернизации является неотъемлемым этапом развития организации. Но иногда профсоюзы встают против сокращения работников, желая сохранить прежнее число рабочих мест. Подобная практика приводит к снижению производительности, она нередко применялась против изменений в технологии.

. Забастовки. Забастовки также отрицательно влияют на производительность. Когда работодатель и профсоюз не могут найти компромисс, то это приводит в тупик. Вследствие чего может начаться забастовка. Естественно, производство на предприятии останавливается.

По статистике забастовки относительно редки, а связанные с ними совокупные экономические потери сравнительно малы. В наше время ежегодно заключается 80 тыс. коллективных договоров, а число забастовок насчитывает примерно 5 тыс. Кроме того, большинство забастовок длятся не более нескольких дней. Как уже указывалось ранее, среднее ежегодное количество потерянного из-за забастовок времени составляет всего 0,2% от всего рабочего времени. Эта потеря равна 4 часам на каждого рабочего в год, то есть менее 5 минут на каждого рабочего в неделю.

. Нерациональное размещение трудовых ресурсов. Третий и более тонкий инструмент, с помощью которого профсоюзы могут отрицательно влиять на эффективность, - это само преимущество членов профсоюза в зарплате. Если бы изначально не существовало профсоюза, то ставка заработной платы зависела бы от найма рабочей силы на конкурентной основе.

Данные экономистов, подсчитавших потери продукции из-за неэффективного размещения трудовых ресурсов, связанного с повышением заработной платы членам профсоюза, свидетельствуют о том, что такая потеря сравнительно невелика.

Но в большей степени экономисты сходятся на мнении, что профсоюзы вносят положительный вклад в повышение производительности.

. Эффективность управления: эффект шок. Эффект шока проявляется в том, что когда профсоюз добивается повышения заработной платы, у фирмы появляются дополнительные издержки. Это заставляет руководство искать новые пути сокращения этих самых издержек. В производство фирмы используют большее количество машин, вводят новые технологии, что приводит к повышению эффективности. Таким образом, увеличение зарплаты участникам профсоюза может невольно заставить администрацию предпринять такие шаги, которые приведут к увеличению производительности труда.

. Сокращение текучести рабочей силы. При разрешении трудовых споров профсоюзы выполняют функцию коллективного голоса, другими словами, они выступают от имени всех членов организации.

Точнее говоря, у профсоюзов есть два способа уменьшения текучести кадров. Во-первых, после возникновения конфликтной ситуации вместо того, чтобы уволится с работы, сотрудник будет готов обсудить проблему и возможные ее решения. Это является распространенной практикой, т.к. профсоюзы предпочитают переговоры вместо добровольного увольнения.

Во-вторых, участников профсоюза удерживает преимущество в зарплате. Более высокая заработная плата превращает компанию, охваченную профсоюзом, в более заманчивое место работы.

Таким образом, растет опыт рабочих, и как следствие, производительность. А так же уменьшаются расходы, связанные с предоставлением испытательного срока для новых сотрудников в целом. И наконец, сокращается текучесть кадров, а это побуждает работодателей охотно вкладывать средства в обучение персонала.

. Стаж работы и неорганизованное обучение. Очень часто подготовка работников, которая повышает их производительность, осуществляется неорганизованно. Более опытные сотрудники могут объяснять менее опытным сотрудникам, как они выполняют свои функции, на рабочем месте, во время обеденного перерыва. Но более квалифицированный рабочий может и не захотеть это делать, боясь, что впоследствии второй может составить ему конкуренцию. Благодаря тому, что по настоянию профсоюзов при решении вопросов о повышении в должности или увольнении первостепенное значение придается трудовому стажу, такой опасности нет. Таким образом, опытные рабочие защищены и с большим желанием передают свои навыки и знания новичкам. Неорганизованное обучение повышает качество и производительность рабочей силы в данной фирме.

Глава 2. Деятельность профсоюзной организации (на примере ОАО «Ульяновский автомобильный завод» г. Ульяновск)

.1 Общая характеристика предприятия

Ульяновский автомобильный завод был основан на базе «ЗИС» в 1941 году для производства автомобилей и запасных частей.

В послевоенные годы и последующие десятилетия Ульяновский автомобильный завод стал крупнейшим предприятием в стране, производящим малотоннажные машины повышенной проходимости.

В 1992 году, в результате приватизации предприятия, было создано открытое акционерное общество «Ульяновский автомобильный завод». Целью деятельности Общества является извлечение прибыли.

В настоящее время стратегия завода - производство недорогих полноприводных автомобилей широкой модификации и универсального использования.

Основными видами деятельности Общества являются разработка, производство, маркетинг, сбыт и гарантийное обслуживание автомобилей, автобусов, запчастей к ним и иных товаров народного потребления.

Для сохранения завоеванной ниши на рынке автомобилей и постепенного расширения ее за счет привлечения новых потребителей на предприятии практически беспрерывно идет не только модернизация выпускаемых автомобилей, но и создание принципиально новых автомобилей, предусматривающее коренное изменение дизайна с сохранением свойств внедорожника.

На сегодняшний день ОАО «УАЗ» является одним из крупнейших предприятий в области автомобилестроения.

Миссия ОАО «Ульяновский автомобильный завод»: быть лидером в России и на рынках развивающихся стран по производству и сбыту надежных малотоннажных автомобилей повышенной проходимости.

Основные рынки сбыта продукции:

Рынок легковых полноприводных автомобилей;

Рынок микроавтобусов: автомобили семейства;

Рынок малотоннажных грузовиков;

Рынок спецавтомобилей.

В 2014 г. по сравнению с 2013 г. произошло снижение доли производства автомобилей марки УАЗ в общем выпуске по России с 6,0 % до 4,8 % (по данным ОАО «АСМ-холдинг»).

Снижение продаж автомобилей в 2004 г. обусловлено следующими факторами:

Переориентацией спроса с отечественных автомобилей на импортные;

Падением платежеспособного спроса со стороны бюджетных организаций (в связи с бюджетной реформой, снижением государственного финансирования АПК);

Ростом цен на продукцию естественных монополий (бензин, энергетика, железнодорожные перевозки);

Недостаточно высоким уровнем качества выпускаемых автомобилей.

В соответствии с Программой Развития Дилерской Сети ОАО «УАЗ» в 2001 году сформирована сеть дистрибьюторов из более 100 организаций в России, которая обеспечивает потребителей автомобилями в разных регионах страны, и ближнем зарубежье. Сбыт продукции осуществляет Управление продаж на внутреннем рынке и Управление экспортных продаж.

Необходимо также помнить, что завод выпускает очень важную для удовлетворения государственных потребностей продукцию. Нужду силовых министерств, МЧС, других ведомств в автомобилях подобного класса невозможно удовлетворить за счет импорта.

В конце 2003 года сборочно-кузовное производство ОАО «УАЗ» прошло сертификационный аудит на соответствие системы менеджмента качества предприятия требованиям международных стандартов ИСО 9001 версии 2000 года. 16 января 2004 года представители немецкой фирмы «TUV Менеджмент Сервис» вручили автозаводу сертификат соответствия системы качества требованиям ISO 9001:2000.

Таблица 1 Объем продаж продукции ОАО «УАЗ» по классам а/м в 2013-2014 гг.

Продукция2014 год2013 годТемпчисло, шт.уд. вес. в сегменте рынка РФ, %число, шт.уд. вес. в сегменте рынка РФ, %Роста, %Прироста, %SUV-внедорожники (кроме пикапов)29 129328 22941033PKP-пикапы3 639152 4971114646LCV-легковые коммерческие а/м16 0161317 9731389-11MPV-микроавтобусы11 869358 4492014040

Согласно статистике, приведенной в таблице 2.1. основную долю продаж ОАО «УАЗ» составляют SUV - внедорожники (порядка 50% от основного объема). Продукция УАЗа в 2014 г. в России составляет 3% среди продаж SUV-внедорожников, 15% - среди PCP- пикапов, 13% - среди LCV- легковых коммерческих автомобилей, 35% - среди MPV-микроавтобусов. При этом объемы продаж растут по сравнению с 2013 годом на все виды продукции, кроме LCV - а/м - объемы их продаж упали на 11%.

Конкуренцию продукции ОАО «УАЗ» составляет продукция отечественных производителей:

ОАО ГАЗ, г. Нижний Новгород;

ОАО АВТОВАЗ, г. Тольятти.

а также автомобили импортного производства.

Продукция УАЗа поставляется во все федеральные округа России, а также за рубеж: Чехия, Украина, Узбекистан, Италия, Монголия, Армения и другие.

2.2 Анализ деятельности профсоюзной организации

Первичные профсоюзные организации создаются по производственному принципу. В условиях рыночной экономики неизбежны процессы ликвидации, разделения, перепрофилирования предприятий и как следствие - базирующихся там первичных профсоюзных организаций. Таким образом, сохранение и рост профсоюзного членства неразрывно связаны с необходимостью создания новых первичных организаций.

Инициатива в этой работе может исходить как «сверху» - от выборного органа профсоюза, так и от самих работников. Вне зависимости от того, кто является инициатором создания профсоюзной организации, обязательны мероприятия, без которых нельзя обойтись. Это:

Принципиальное решение инициаторов создания организации о принадлежности ее к тому или иному профсоюзу;

Написание работниками (не менее трех человек) заявления с просьбой о приеме в данный профсоюз;

Проведение учредительного собрания;

Принятие решения профсоюза или его территориальной организации о создании первичной организации и постановке ее на учет;

Официальное уведомление работодателя о создании первичной организации;

Регистрация первичной организации в органах юстиции (только в случае, если принимается решение о создании организации с правами юридического лица).

Для создания первичной организации требуется решение не менее трех работников и соответствующего профсоюза (как правило, его территориальной организации). Здесь подметим, что конкретный работник вступает в профсоюз, а не в первичную организацию. Далее следует проводить организационно-учредительное собрание. Перед этим необходимо определиться, в какой профсоюз будет новая организация вставать на учет, решением выборного органа какого профсоюза создаваться. Учредительное собрание будет готовить инициативная группа. Следовательно, инициативной группе надо знать, какие профсоюзы действуют на данной территории. Выбрав, наиболее близкий по характеру производственной деятельности профсоюз, целесообразно обратиться к нему за помощью в дальнейшей работе. Как правило, на каждой территории есть соответствующая организация профсоюза, координаты которой известны территориальному объединению организаций профсоюзов (ТООП).

Первичная организация должна иметь устав профсоюза и положение о первичной организации. Устав можно получить в территориальной организации профсоюзов. Положение о первичной организации - документ конкретной организации, его не обязательно разрабатывать индивидуально. Все профсоюзы имеют общее (типовое) положение о первичной организации, которым следует воспользоваться либо взять его за основу.

Чем больше заявлений о вступлении в члены профсоюза будет собрано к моменту проведения учредительного собрания, тем лучше. Однако этот процесс может продолжаться и после заседания первичной организации. Типовым уставом общероссийского профсоюза, действующими уставами большинства профсоюзов допускается прием в члены профсоюза на общем собрании (конференции) организации или ее структурного подразделения, а также на заседании профсоюзного комитета.

Учредительное собрание должно принять примерно следующие решения:

создать первичную профсоюзную организацию (наименование предприятия, организации, профсоюза);

принять Положение о первичной профсоюзной организации (Положение целесообразно приложить к протоколу);

избрать председателя, профсоюзный комитет, ревизионную комиссию;

принять в члены профсоюза присутствующих на собрании учредителей в соответствии с поданными ими заявлениями (список целесообразно приложить к протоколу);

о правоспособности первичной профсоюзной организации как юридического лица;

о порядке уплаты членских профсоюзных взносов.

Приход инвестиций в г. Ульяновск стимулировал изменения в социально-трудовых отношениях и практиках профсоюзов на традиционных российских предприятиях.

В этих условиях происходит модернизация трудовых отношений на традиционных российских предприятиях. Вслед за инициативами руководителя приходит в движение сложившаяся в России конфигурация отношений работодателя, профсоюза и работников. Профсоюз вынужден изменять свою стратегию «борьбы за сохранение старых советских благ на реальную защиту интересов работников». При этом он сталкивается с ослаблением потребности рабочих в организованной защите коллективных прав Поиск своего места в новой структуре власти, выбор между классовой и корпоративной солидарностью - вот те системы координат, в которых вынужден ориентироваться профсоюз крупного российского предприятия,.

Профсоюзная организация ОАО "Ульяновский автомобильный завод" существует еще с советского времени, с момента основания завода. Работа профсоюза строилась вполне традиционно для советского предприятия: ее основные направления включали организацию культмассовых и оздоровительных мероприятий, распределение жилья и других материальных благ, создание приемлемых бытовых условий, контроль мер по охране труда и материальную помощь работникам. В 1980-х годах это была одна из самых сильных первичных организаций в отраслевом профсоюзе, в регионе; в состав профкома на общественных началах входило 25 человек. Общероссийские процессы сокращения профсоюзной базы середины 1990-х годов практически не затронули профсоюз ОАО "Ульяновский автомобильный завод".

Динамика членства в нем остается неизменной - это 92-96% работников завода, включая специалистов и менеджеров (незначительное сокращение наблюдается в последние четыре года). Профорганизация завода входит в состав, который в свою очередь является членом Международной федерации автмообилистов. В рамках региона активно взаимодействие с областной Федерацией независимых профсоюзов; здесь главное - «координация плановых действий». Совместно проводятся конкурсы по охране труда, организуется соревнование коллективных договоров, устраиваются праздники. Спорные вопросы с администрацией завода решаются через Федерацию независимых профсоюзов и Автомобильный профсоюз России. В состав профкома традиционно входили правовая комиссия, комиссии по трудовым спорам, по охране труда, по культурно-бытовым и массовым мероприятиям, социально-бытовая комиссия и комиссия по спортивной деятельности, а также сектор молодежной политики и сектор оргработы.

В ОАО "Ульяновский автомобильный завод" централизованном порядке начата стандартизация бизнес-процессов, укрепляется производственная дисциплина, усиливается охрана труда, работники обеспечиваются средствами индивидуальной защиты. Меняется пространственная и смыслообразующая составляющие внутрикорпоративного пространства: переоборудованы места ежедневных планерок цехового начальства, наглядно фиксируются плановые нормативы и ежедневные показатели.

Активно идет формирование корпоративной культуры. Новая политика менеджмента активизировала продвижение рыночных ценностей: «профессионализм», «компетентность», «дисциплина». Первоочередные новации руководства затронули организационную структуру предприятия и систему заработной платы, что вызвало напряжение между работодателем и трудящимися.

Одно из нововведений ОАО "Ульяновский автомобильный завод" заключалось в изменении системы оплаты труда на предприятии. До прихода иностранного менеджмента она была сдельно-премиальной. Работники получали вознаграждение за выполнение планово-нормативных показателей. Перевыполнение и сверхнормативная работа должны были бы премироваться, что в условиях спада заказов, неполной загруженности производственных мощностей, с которыми предприятию приходилось сталкиваться в 1990-е годы, было маловероятным. Новая же система с точки зрения социальной защищенности рабочих более выгодна. Она связана с результативностью финансовой деятельности предприятия и зависит от индивидуального вклада работника. Неизменная доля зарплаты составляет 80%, а оставшиеся 20% выплачиваются (полностью или частично), если подразделение выполнило план. Заработная плата на заводе соответствует уровню зарплат на других предприятиях региона, но значительно ниже уровня зарплаты на аналогичных предприятиях в развитых странах.

Разные группы, заинтересованные в начислении и распределении заработной платы, реагировали на нововведение по-разному. Например, в новой системе мастер имеет право увеличивать вознаграждение сверх базовой ставки за повышение квалификации, стабильное выполнение работы.

И это право оказывается для мастера еще одним источником разногласий, вынуждающим балансировать между требованиями менеджмента и ожиданиями рабочих.

Реакция рабочих на новую систему оплаты труда - хрестоматийный пример феномена «работы с прохладцей»: «Он приходит на работу и знает, что, будет он относиться к работе яростно или прохладно, он все равно получит 80%. Пришел, получил...» .

Желание мастеров и начальников цехов использовать по максимуму фонд заработной платы, работу в выходные дни для получения двойной оплаты спровоцировало постоянные разбирательства между дирекцией по персоналу и начальниками цехов.

Чтобы сгладить возросшую напряженность, в переговоры включился профсоюз. После бесед с рабочими была предложена схема, устроившая обе стороны: «Сегодня ввели новое положение о премиальной системе. Есть цех, который выполняет план, а участок в цехе - не выполняет план.

Так вот они [работники участка] не получат 20%. Получат, может, 15 или 10%. Новое положение дает право начальнику цеха давать премию тем, кто работает хорошо. Каким-то образом выделять, кто получит 20%, кто - 10% премии» [председатель профкома]. Профсоюз отстаивает трудовые права работников и путем организации протестных акций.

На предприятии было несколько коллективных выступлений рабочих с требованием повысить зарплату. В одном случае они были инициированы работниками вспомогательных цехов. В другом - заслуженные работницы завода выступили против новой системы оплаты труда, поскольку теряли свои преференции за выслугу лет. Затем зона напряжения возникла вокруг контроля машинистов насосных установок: «Дело в том, что они не могут отлучиться от установки более чем на 20 минут. Может быть сбой подачи воды, что чревато взрывами, другими технологическими нарушениями. Мы добились того, что им исключили обеденный перерыв и включили его в рабочее время. На час прибавилась зарплата, они перестали зависеть от руководителей цехов».

Информация о недовольстве работников попадает в первую очередь к председателям цеховых комитетов, которые обычно рекомендуют действовать по классической схеме: коллективные письма генеральному директору, директору по персоналу и в профсоюзный комитет - переговоры профсоюза с работодателем - решение вопроса.

Сегодня переговоры по поводу уровня заработной платы фактически сводятся к поиску возможностей повысить уровень жизни рабочих. Профсоюз предлагает руководству предприятия модели вознаграждения, которые учитывали бы интересы и работников, и работодателя.

При этом, стремясь повысить свою эффективность в новых условиях, профсоюз постепенно все более уподобляется коммерческой структуре в сфере услуг: деятельность его активных членов (постоянного штата) становится профессиональной, практики бюрократизируются, все чаще профсоюз занимается решением индивидуальных проблем работников. «Надо приспосабливаться к той деятельности, которой от нас требуют люди» [секретарь председателя профсоюза].

Общие рамки изменений связаны с омоложением профактива, с необходимостью привлечения квалифицированных специалистов - экономистов, юристов, - которые могли бы предложить жизнеспособные, экономически обоснованные схемы для повышения уровня жизни работников.

Например, в ближайшее время для повышения экономической обоснованности предлагаемых схем расчета оплаты труда председатель намерен включить в состав профкома экономиста. «Есть культурно-массовая комиссия и комиссия по культурно-бытовым мероприятиям. Они были актуальны, когда завод строил свое жилье и распределял его через комиссию. Сегодня этого нет. Нет экономиста, а он должен быть, потому что правовые акты по повышению заработной платы должны быть обоснованы…» [член профсоюза, освобожденный работник]. В свою очередь, меняется и интенсивность взаимодействия между членами профсоюза. Традиционных членских отношений в «спящем режиме», сосредоточенных на умеренном обмене информацией с рабочими, оказывается недостаточно для подтверждения профсоюзом своей значимости.

Чтобы выявить ожидания рабочих и оперативно наладить их диалог с работодателем, профсоюз инициирует проведение общих собраний, цеховых встреч: «Мы организуем встречи. Собираем ожидания, чтобы не копились».

Организационные традиции российских предприятий предполагают автоматическое членство в профсоюзе практически всех работающих. На ОАО "Ульяновский автомобильный завод" за последние четыре года доля работников, входящих в профсоюз, сократилась на 4%. Среди выбывших - в основном так называемые «невозвращенцы», появившиеся вследствие вывода отдельных цехов, объектов социально-бытового обслуживания из структуры предприятия.

Некоторый отток происходит и за счет квалифицированных рабочих, желающих сэкономить на профсоюзных взносах.

Последняя тенденция в целом характерна и для других предприятий России, поэтому первичная профсоюзная организация СМЗ направила предложение в Автомобильный профсоюз России: установить фиксированную сумму членских взносов вне зависимости от зарплаты или зафиксировать эту сумму для отдельных категорий.

Среди значимых черт, способствующих бюрократизации, исследователи указывали на высокую пассивность рядовых членов, снижение роли лидерских функций профсоюза, а также сокращение коллективных действий, основанных на солидарной активности рабочих. 50 работников, в зависимости от их стажа в профсоюзе (как заявил заместитель председателя профкома, «нас волнует моральная сторона дела»). Выводы о сужении поля коллективных солидарных действий и общем снижении профсоюзного самосознания, к которым приходят современные исследователи трейд- юнионизма , справедливы и для нашего профсоюза.

Так результат, имеющиеся ресурсы профком все чаще направляет на решение индивидуальных вопросов работников. Например, в ОАО "Ульяновский автомобильный завод" в структуре профсоюза для этого специально образован правовой сектор. Тематика правозащиты работников возникла спонтанно, вследствие очередного ходатайства заводчан. Число «непроизводственных» запросов от работников завода растет: «У нас сегодня открыта бесплатная юридическая консультация, мы специально взяли в штат юристов.

По итогам 2014 года более 100 вопросов связаны не с производством, а с бытовыми проблемами…» [заместитель председателя профкома]. Среди запросов - просьбы помочь в составлении писем, исковых заявлений, подготовить документы по приватизации дачи, продаже квартиры.

Таким образом, профсоюз выступает как организация в сфере услуг, реагирующая на запросы своих клиентов.

Следует отметить позитивные процесс в ОАО "Ульяновский автомобильный завод" это активизация защиты гражданских и трудовых прав работников, усиление контроля мер по обеспечению безопасности труда.

Профсоюз начал искать новые формы и механизмы взаимодействия с менеджментом завода. Перед руководством предприятия активно лоббируются перспективные модели вознаграждения, которые учитывали бы интересы как работников, так и работодателя.

В спорных случаях (например, при оценке индивидуального вклада работника при расчете его вознаграждения) профсоюз выступает «клапаном» для сбрасывания недовольства работников. Хорошей основой для сотрудничества стала требовательность руководства к уровню проработки и обоснованности управленческих решений - профсоюз берет на себя подготовительную работу по сбору предложений и выяснению запросов рабочих (например, по вопросам организации их быта).

Еще одна форма - совместное обсуждение ориентиров для социальных программ. Представители администрации (т.е. бизнес), со своей стороны, предлагают привлекательную модель корпоративной солидарности: на первом плане в ней общность интересов собственников, менеджеров и рабочих в конкурентной борьбе с другими компаниями.

Важную роль в диалоге профсоюза и работодателя играет фигура генерального директора завода. В этой модели бюрократизация профсоюзных органов, ориентация «на клиента» являются предпосылками их превращения в партнеров администрации предприятия. Для обеспечения максимальной социальной стабильности предприятия профсоюз может стать проводником западных практик менеджмента, указывая способы и направления их адаптации к российской действительности. Расширение горизонтальных связей между профсоюзами внутри ОАО "Ульяновский автомобильный завод".

В коллективом договоре появились изменения в части охраны и безопасности труда, связанные с реорганизацией предприятия, новым техническим оснащением производства. Добавлены компенсационные условия при выходе на пенсию членов профсоюза. Обсуждается вопрос о перераспределении фонда оплаты труда: поскольку при увольнении работника его нагрузка перераспределяется между оставшимися на участке рабочими,

Изменение роли профсоюза в реализации социальной политики предприятия. Традиционные профсоюзные организации, будучи частью менеджмента предприятия, всегда участвовали в распределения социальных благ. В условиях перехода к рынку эта функция несколько утратила свое значение, прежде всего из-за передачи части объектов соцкультбыта в муниципальную собственность.

На переходном этапе сохраняются значимые для работников завода и традиционные для России мероприятия, финансируются общероссийские праздники: День победы, 23 февраля, 8 марта, 9 мая, Новый год, профессиональные праздники. Сохранены чествования ветеранов труда и «старожилов» завода. «Они говорили, что не хотят ломать традиции, будут их только создавать.

Однако в части полномочий и форм работы профсоюза в этой традиционной для него сфере наблюдаются изменения. Прежде всего, иной становится роль профсоюза в подготовке корпоративных социальных программ. За ним закрепляется роль распределителя информационных потоков: о нуждах и чаяниях рабочих - администрации, об инициативах предприятия - рабочим. Влияние профсоюза на реализацию социальных программ сокращается, поскольку его потеснили соответствующие профессиональные службы (департамент по работе с персоналом, юридический департамент, департамент по корпоративной культуре и др.). По инерции профсоюз все еще воспринимается работниками как «организация, которая не только распределяет, но и обеспечивает социальные льготы и услуги на предприятии».

Профсоюз ищет новые формы и возрождает традиционные механизмы защиты прав рабочих. Более активно отстаиваются коллективные трудовые права работников, в том числе возрастает использование потенциала протестных акций. Умеренный обмен информацией с рабочими оказывается недостаточным для поддержания активности членской базы, и профсоюз в срочном порядке изменяет позиции по отношению к запросам рабочих, сбору информации, скорости и методам решения вопросов (речь идет о протестных акциях, опережающей разработке и лоббировании зарплатных схем, большей активности в проведении собраний и т.п.).

Расширение спектра правозащитных услуг со стороны профкома и индивидуализация процедур защиты все более приближают профсоюзную организацию к образу коммерческой структуры в сервисной сфере. Бюрократизация профсоюзов отражает тенденцию сращивания с менеджментом предприятия.

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию деятельности профсоюзных организаций

Согласно Федеральному закону от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» предмет защиты профсоюзов представлен интересами членов профсоюзов и социально-трудовыми правами, применительно к коллективным договорам, то есть коллективными интересами членов трудовых коллективов. Понятно, что этот термин характеризует большая точность, помимо этого в него включен более широкий смысл в отличие от ранее действовавшего - «защита трудовых и социально-экономических прав» - и закрепленного в Законе СССР.

По причине изменений в социально-экономической ситуации в России и развития социального партнерства, к основным относится функция по взаимодействию профсоюзов в качестве представителей работников с работодателями (их представителями), органов государственной власти, органов местного самоуправления при обеспечении согласованных интересов работников и работодателей относительно вопросов регулирования трудовых и прочих непосредственно связанных с ними отношений, так, говорится о функции социального партнерства.

В последнее время в Российской Федерации можно наблюдать интенсивный процесс по разработке коллективных договоров и трудовых соглашений, в том числе по принятию в субъектах РФ законов относительно социального партнерства.

Прежде всего, это обуславливает осуществление в стране работы с реформированием нормативно-правовых актов трудового законодательства. Во-вторых, относится к стремлению профсоюзов и объединению работодателей на местах при учете имеющихся возможностей к преодолению негативных процессов в социально-трудовой сфере, предотвращению коллективно-трудовых споров и уменьшению социальной напряженности. Так, социальному партнерству дается все более широкая государственная поддержка. Стоит обратить внимание на то, что нормативно-правовые акты относительно социального партнерства приняты в большей части субъектов РФ, как пример, в Москве, Ставропольском и Алтайском краях, Омской, Свердловской, Челябинской областях и пр.

В нынешних правовых реалиях законодательным органам субъектов РФ в определенных случаях приходится признавать их утратившими силу или вносить в них значительные корректировки. Статьей 6 Трудового кодекса РФ устанавливаются основы социального партнерства в отношении компетенции федеральных органов государственной власти. Так, Трудовым кодексом РФ разграничиваются полномочия в сфере по регулированию и трудовых, и напрямую относящихся к ним отношений между органами государственной власти субъектов и федеральными органами государственной власти Российской Федерации.

Динамику в развитии механизма гарантий трудовых прав в сравнении с установленными федеральными законами и прочими нормативно-правовыми актами Российской Федерации обеспечивают благодаря бюджетным денежным средствам соответствующего субъекта Российской Федерации, что закрепляется в 6 статье Трудового кодекса РФ.

Реализацию «затратных» региональных законов необходимо изначально обеспечивать бюджетным финансированием. В ином случае конституционные, то есть уставные суды могут расценить данные законы в качестве нелегитимных, соответственно, не подлежащих применению.

Развитие и интеграция России в мировую экономику, растущее количество транснациональных корпораций (ТНК) с российским участием, в том числе международное перемещение капитала способствуют наполнению новым содержанием функции международной солидарности. Говорится о взаимодействии представителей работников с зарубежными профсоюзными структурами ТНК, реализации контроля соблюдения национального законодательства в перечисленных корпорациях на территории России.

Тенденция движения распространения ТНК идет в направлении стран Азии, Центральной и Западной Европы, в том числе стран СНГ, то есть с Запада на Восток, а не с севера на юг, как это было раньше, из-за чего представительные органы работников вынуждены осваивать новый объем в работе.

По причине того, что число и сложность задач, которые становятся перед профсоюзами растет, появляется потребность пересмотра принципа равенства всех профессиональных союзов. На сегодня вряд ли целесообразно проводить сравнение профсоюзов, в которые входит всего несколько членов, и профсоюзы, которыми объединяются десятки и даже сотни тысяч человек. Как пример можно использовать Францию, где произвели деление перечисленных общественных объединений на профсоюзы общего права, которые называют «обычными», и профсоюзы «наиболее представительные», которым присущ специальный льготный режим.

В нынешних условиях стоит указывать в свидетельствах о регистрации профобъединений число членов профсоюза, на региональном уровне законодательно установить полномочия профобъединений в зависимости от того, какое количество работников они представляют. Как пример, когда в территориальной профорганизации более 100 тысяч членов, ее можно наделить законодательной инициативой и пр.

Интеграция российского общества в рыночную экономику невозможна без динамического и прогрессивного развития, в том числе без усовершенствования механизма по защите прав и интересов участников социально-трудовых отношений. Существенная роль при этом принадлежит профсоюзам.

Выделяют несколько факторов, которые неблагоприятно сказываются на деятельности профорганизаций на заводе, они представлены: «средовыми факторами», то есть объективными, они внешне влияют на профсоюз завода, они включают в себя политические и социально-экономические условия, помимо этого можно выделить категорию «имиджевых» факторов, на которые влияет сам профсоюз завода, эффективность их организационной деятельности, как в общем, так и деятельности отдельных представителей профорганизации.

Чтобы улучшить «образ» профсоюза необходимо преодоление данной группы факторов, но тут появляется проблема, поменять внешнюю среду сложно, да и зачастую просто невозможно, тем более, если профорганизация небольшая первичная, а значит неспособная на крупномасштабные действия, и по этой причине максимально приемлемо остановить свое влияние на «имиджевых» факторах. Поскольку за счет формирования правильного, привлекательного «образа» могут быть достигнуты положительные результаты, по причине того, что привлекательный имидж, прежде всего, оказывает влияние на эмоциональную составляющую человеческого сознания, происходит формирование определенных социальных ценностей, с которыми начинает идентифицировать себя человек и наконец, после происходит отождествление индивида с тем объектом, ценности которого для него привлекательны, он ощущает свою сопричастность к нему, и как результат организация, а в нашем случае профсоюз, может «включать» направляющую функцию, то есть влиять на поведение, деятельность человека, на его отношение к каким-либо вопросам.

Имиджевые факторы у В.И. Башмакова и Ш.З. Санатулова представлены:

1)сращиванием профсоюзов с государством;

2)множественностью, нечеткостью и расплывчатостью функций;

)неоднородностью социального состава, вследствие чего учитывают не все обстоятельства, поскольку у различных категорий работников соответственно и различные интересы.

)отсутствием реальных осязаемых результатов;

)прагматическим, меркантильным характером связей между членами профсоюза и их же организацией;

)сформированными на длительное время клише, стереотипами;

)консерватизмом взглядов некоторых руководителей профсоюзов и профсоюзных функционеров;

)имеющимся определенным отрывом профсоюзных органов от низовых профсоюзных организаций, функционеров от рядовых членов и имеющейся иногда бюрократизацией работы аппарата;

)отсутствием авторитетных и популярных лидеров;

)расколом в самих профсоюзах;

)предпринимательской деятельностью профсоюзов;

)невысоким профессионализмом и недостаточной компетентностью профсоюзных работников.

Уверенно можно сказать, что указанные факторы оказывают неблагоприятное влияние и в общем на образ профсоюза, и на отдельно взятые профессиональные организации и их членов, по причине чего работники перестают доверять профсоюзной организации, что приводит к нежеланию принимать участие в их деятельности, вступать в ряды профсоюза завода.

Возникает вопрос, что же нужно сделать чтобы «образ» профсоюза приобрел привлекательность?

Для этого, в первую очередь «необходимо повышать авторитет профорганизации». Это можно достичь через выполнение ряда мероприятий:

создание благоприятного имиджа профсоюзного лидера, то есть необходимо, чтобы лидер был компетентен в собственной работе, умел «ладить с людьми», был профессионалом в собственном деле.

Прямого взаимодействия профсоюзных кадров и работников, поскольку «желаемый имидж создается только тогда, когда социальная информация подкрепляется позитивно, то есть подтверждается личным опытом взаимодействия».

Необходимо предоставление работникам информации относительно деятельности профсоюза, относительно его идей, относительно того, для чего необходим профсоюз на предприятии;

Важный момент заключается в обучении профсоюзных работников в сфере по коммуникативному общению, также в умении правильно организовать коллектив.

Чтобы повысить эффективность работы профсоюзных кадров «разработать систему по моральному и материальному стимулированию с использованием средств профсоюзного бюджета и средств работодателя, предусмотрев их в заключаемых коллективных договорах.

Увеличить численность профсоюза, этому может способствовать заинтересованность работников в профсоюзной деятельности, как пример, предложение разработать новые пути в развитии и решении самых актуальных проблем. Также привлекать для участия в акциях и массовых мероприятиях. Важно показать людям то, что они теряют, не вступая в профсоюз, а это разные дополнительные льготы, возможность к расширению сферы своей деятельности, возможность к дополнительному общению с интересными людьми.

профсоюз правовой работник

Заключение

Понятие профессионального союза дается в ст. 2 ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 года. Из данной нормы следует, что профессиональный союз является добровольным общественным объединением граждан, которых связывают общие производственные профессиональные интересы по роду их деятельности, которое создается для представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Это понятие стоит признать в качестве правового, по причине того, что оно закреплено в нормах законодательства. Правовой характер определения профессиональных союзов дает возможность выделить из него обстоятельства, которые позволяют признавать общественную организацию в роли профессионального союза.

Во-первых, К таким обстоятельствам можно отнести наличие добровольного общественного объединения граждан. Таким образом, членству в профсоюзе присущ индивидуальный характер, и члены профсоюза могут быть представлены исключительно физическими, а не юридическими лицами.

Чтобы вступить в профсоюз необходимо наличие добровольного волеизъявления. Профсоюз - организация, при вступлении в профсоюз, гражданином заключается с ним своеобразный договор на представительство его прав и интересов. По этой причине, при вступлении в профсоюз необходимо соблюдение требований пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ, который устанавливает, что сделки между гражданами и юридическими лицами должны заключаться в простой письменной форме.

И хотя профсоюзу не всегда присущ статус юридического лица, по требованиям законодательства его признают в качестве общественной организацией, которая представляет права гражданина, несмотря на прохождение уведомительной регистрации, которая дает возможность на получение данного статуса. Отсутствие данной регистрации не становится законным основанием для ограничения прав профсоюза на представительство интересов вступившего в профсоюз гражданина.

По причине чего, добровольность волеизъявления гражданина при вступлении в профсоюз подтверждает только его письменное заявление.

Во-вторых, к обстоятельствам, которые характеризуют правовое понятие профессиональный союз, можно отнести наличие общих производственных, профессиональных интересов по роду осуществляемой деятельности у граждан, которые являются его членами. Наличие или отсутствие общих интересов с лицами, которые являются членами профессионального союза, каждым гражданином находятся самостоятельно во время вступления в профсоюз. После ознакомления с уставными документами профсоюза он может прийти к выводу относительно того, имеются ли у него общие с остальными членами профсоюза права и интересы, которые могут быть защищены профсоюзом. Собственное решение гражданином, в том числе, выражается или заявлением о вступлении в профсоюз, или отказом от совершения действий по вступлению в профсоюз.

В-третьих, к обстоятельствам, которые характеризуют правовое понятие профессионального союза, можно отнести представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов членов профсоюза. Основываясь на определении профсоюза следует, что он имеет право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов по факту членства гражданина в профсоюзе.

Никакие дополнительные документы для представительства и защиты члена профсоюза для рассматриваемого Федерального закона не требуются. Объем полномочий профсоюза по представительству и защите прав его членов определяют на основе уставе профсоюза. Именно данный объем полномочий передается гражданином профсоюзу после добровольного вступления в профсоюз. Остальные полномочия могут передавать физическое лицо профсоюзу в соответствии с установленным законодательством порядком. При учете того, какие полномочия передает гражданин профсоюзу, осуществляется их оформление. Специальные полномочия, как пример, на подачу заявления от имени гражданина, оформляют через выдачу доверенности или подачу письменного заявления в суде. Общие полномочия передаются на основе устного ходатайства гражданина.

Так, после подачи заявления на вступление в профсоюз он получает право на представительство вступившего в профсоюз гражданина в объеме уставных полномочий, не оформляя дополнительные документы на представительство. Это правило берет себе за основу рассмотренное правовое понятие профессионального союза.

Для возникновения у профсоюза права на представительство социально-трудовых прав и интересов гражданина, необходимо, чтобы гражданином было реализовано его право на объединение в профессиональные союзы. Согласно ч. 1 ст. 30 Конституции РФ все имеют право на объединение, в том числе право на создание профессиональных союзов по защите собственных интересов. В ст. 2 Конвенции МОТ N 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию провозглашается право работников на создание профессиональных союзов на свой выбор без предварительного разрешения, а также право на вступление в профессиональный союз с полным соблюдением единственного условия, которое заключается в подчинении уставу профессионального союза. Так, работодателями могут создаваться на таких же условиях собственные объединения для защиты своих прав и интересов. Тем не менее в данные объединения, чаще всего, вступают юридические лица или граждане, которые ведут индивидуальную предпринимательскую деятельность.

Так, членство гражданина в профессиональном союзе в нынешнем законодательстве поставлено в зависимость только от его добровольного волеизъявления.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) // Российская газета. 25.12.1993. №237.

2. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (с изм.01.12.2007 №309-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 07.01.2007. №1 (ч.1). Ст.3.

. Федеральный закон от 12.01.1996г. №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» ( с изм. от 09.05.2005 №45-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 15.01.1996. №3. Ст.148.

. Васильев В.А. Процессуальный механизм осуществления представительства работников в социально-трудовых отношениях // Трудовое право. 2014. N 5.

. Васьков В.С. Проблемы правового регулирования ответственности профсоюзов // Спорт: экономика, право, управление. 2014. N 1.

. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. М.: Городец, 2014.

. Коршунова Т.Ю. О представителях работников и работодателей в социальном партнерстве // Трудовое право. 2014. N 11. С. 61.

8. Маирова Л.М. Защита профсоюзами трудовых прав работников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М.: Изд-во Академии труда и социальных отношений, 2007. - 32с.

9. Миронов В.И. Трудовое право России: Учебник. ООО "Журнал "Управление персоналом", 2013.

10. Муромцев А.Ю. Понятие и классификация функций профсоюзов на современном этапе //Журнал российского права, 2014. № 5.

11. Петров А.Я. Права профсоюзов в сфере труда и гарантии их деятельности // Трудовое право. 2014. N 4.

. Сафаралеев М.Р., Шаронов С.А. Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2015.

. Сошникова Т.А. Контроль профсоюзов за соблюдением законодательства о труде и охране труда как одна из форм защиты трудовых прав работников Трудовое право в России и за рубежом. 2014. N 4. С. 8 - 14.

Похожие работы на - Правовая среда и профсоюзы в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!