Анализ влияния динамики цен на мировых рынках на таможенную стоимость товаров в условиях финансово-экономического кризиса (на примере рынка мяса)

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,19 Мб
  • Опубликовано:
    2014-07-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ влияния динамики цен на мировых рынках на таможенную стоимость товаров в условиях финансово-экономического кризиса (на примере рынка мяса)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ФГБОУВПО «АмГУ»)

Биробиджанский филиал




ДИПЛОМНАЯ работа

на тему: «Анализ влияния динамики цен на мировых рынках на таможенную стоимость товаров в условиях финансово-экономического кризиса (на примере рынка мяса)»


Исполнитель

студент группы 975-Б

А.В. Бреславская

Руководитель

Доцент

Н.М. Москвитина




Биробиджан 2014

РЕФЕРАТ

Выпускная квалификационная работа содержит 88 с., 17 рисунков, 8 таблиц, 50 источников.

ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА, МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ, КОНТРОЛЬ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ, АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ОБЪЕМОВ ИМПОРТА МЯСА, ТЕМПЫ РОСТА МЯСА, АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ИМПОРТА МЯСА, ИМПОРТНЫЕ ПОШЛИНЫ НА ВВОЗ МЯСА В РФ

Целью дипломной работы является определение влияния динамики цен на мировых рынках на таможенную стоимость мяса в условиях финансово-экономического кризиса. Для достижения поставленной цели в дипломной работе решаются следующие задачи: рассмотреть состояние развития производства мяса; провести статистически анализ объемов импорта мяса с 2006 по 2013 год; провести анализ структуры объемов импорта мяса; изучить реализацию мяса и факторы, влияющие на размер его продаж; рассмотреть показатели, характеризующие эффективность развития мясного производства; выявить основные меры по повышению эффективности производства мяса. Объектом исследования является таможенная стоимость товара. Предметом исследования -влияние динамики цен на таможенную стоимость импортируемого мяса.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Таможенная стоимость товара: понятие и сущность

.1 Основные принципы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного Союза

.2 Методы определения таможенной стоимости товаров

.3 Контроль таможенной стоимости товаров 

. Статистический анализ объемов импорта мяса на мировых рынках

с 2006 по 2013 года

.1 Анализ структуры объемов импорта мяса с 2006 по 2013 года

.2 Анализ динамики импорта мяса с 2006 по 2013 года

.3 Импортные пошлины на ввоз мяса в РФ

. Влияние цен на таможенную стоимость свинины, говядины и мяса птицы в условиях финансово-экономического кризиса

Заключение

Библиографический список

таможенная стоимость цена мясо

ВВЕДЕНИЕ

Данная тема весьма актуальна, так как рынок мяса и мясной продукции является одним из самых крупных сегментов рынка продовольственных товаров как по емкости (объем продаж и покупок, число видов продаваемых товаров), так и по числу участников. Особая роль рынка мяса и мясных продуктов определяется не только значительными объемами производства и потребления этой группы продуктов, но и их значимостью как основного, наряду с рыбными и молочными продуктами, источника белков животного происхождения в рационе питания человека. Мясо и мясные продукты являются скоропортящейся продукцией, что требует создания больших холодильных емкостей. Российский рынок мясопродуктов динамично развивается. Он имеет весьма устойчивые тенденции и его состояние оказывает существенное влияние на состояние других видов продовольственных рынков. Мясная промышленность всегда относилась к одной из важнейших. Показатели ее развития составляют предмет пристального внимания со стороны государства. Мясные продукты в виде тех или иных групп являются частью государственного стратегического запаса.

Целью дипломной работы является исследование влияния динамики цен на мировых рынках на таможенную стоимость мяса в условиях финансово-экономического кризиса, а также исследовании современного уровня развития и проблемы производства мяса.

Для достижения поставленной цели в дипломной работе решаются следующие задачи: рассмотреть состояние развития производства мяса; провести статистически анализ объемов импорта мяса с 2006 по 2013 года; провести анализ структуры объемов импорта мяса; изучить реализацию мяса и факторы, влияющие на размер его продаж; рассмотреть показатели, характеризующие эффективность развития производства мяса; выявить основные меры по повышению эффективности производства мяса.

Объектом исследования является рынок мяса Российской Федерации, стран СНГ и Дальнего зарубежья в годы финансово-экономического кризиса, а также состояние и перспективы развития производства мяса в РФ.

Предметом исследования является система экономических отношений, возникающих в процессе производства и реализации мяса.

Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые документы, статистические и аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики РФ и Федеральной таможенной службы, а также Министерства экономического развития и торговли.

Исследованию проблем функционирования и прогнозирования рынка мяса посвящены труды многих известных экономистов, как А.И. Алтухов, Н.А. Борхунов, А.М. Гатаулин, В.Г. Закшевский, А.П. Зинченко, А.Я. Кибиров, Э.Н. Крылатых, В.З. Мазлоев, В.В. Милосердов, В.И. Нечаев, Э.А. Сагайдак, С.О Сиптиц, И.Г. Ушачев, В.Я. Узун и других ученых.

1. ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ ТОВАРА: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ

Таможенная стоимость товара - стоимость товара, определяемая в соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" <#"865835.files/image001.gif">

Рисунок 1 - Структура импорта мяса свежего и мороженого из стран дальнего зарубежья

Мясо птицы свежее и морожено мороженое: по данным таблицы 3 видно, что в 2006 году первый квартал занимает наименьшую долю импорта (0,8 %), второй квартал занимает наибольшую долю (1,3 %). В 2007 году наименьшую долю занимает первый и четвертый квартал по 0,7 %, а наибольшую второй и третий квартал по 0,9 %. В 2008 году в первом, втором и четвертом квартале одинаковое значение доли (0,6 %), наибольшую долю занимает третий квартал (0,7 %). В 2009 году первый квартал занимает наименьшую долю импорта и составляет 0,4 %, в остальных трех кварталах доля импорта составляет по 0,6 %. В 2010 году наименьшую долю занимает первый квартал (0,5 %), наибольшую доля занимает третий квартал (0,9 %). В 2011 году наименьшая доля импорта приходится на первый и второй квартал и составляет по 0,2 %, наибольшая же доля приходится на 4 квартал (0,8 %). В 2012 году первый квартал занимает наименьшую долю импорта (0,1 %), а наибольшую долю занимает четвертый квартал (0,3 %). В 2013 наименьшую долю импорта занимает первый и третий кварталы (0,2 %), а наибольшую - второй и четвертый кварталы (0,3 %).

Из всего рассматриваемого периода наименьшую долю импорта мяса курицы свежего и мороженого занимает первый квартал 2012 года и составляет 0,1 % от импорта всех товаров, а наибольшую долю импорта занимает второй квартал 2006 года и составляет 1,3 %.

Все показатели структуры импорта мяса курицы свежего и мороженого наглядно изображены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Структура импорта мяса курицы свежего и мороженого из стран дальнего зарубежья

Рассмотрим структуру импорта РФ со странами СНГ на основе данных Федеральной таможенной службы в период с 2006 по 2013 года и занесем в таблицу 4.

Таблица 4 - Структура импорта мяса со станами СНГ

Дата/товар

Мясо свежее и мороженое

Мясо птицы свежее и мороженое


тыс. тонн

млн. долл.

тыс. тонн

млн. долл.

1

2

3

4

5

1 кв. 2006

6,3

13,8

0

0

2 кв. 2006

20,7

50,3

0

0

3 кв. 2006

19,1

45,6

0

0

4 кв. 2006

17,5

42,3

0

0

всего за 2006

63,6

152

0

0

1 кв. 2007

0,9

1,6

0

0

2 кв. 2007

0

0

0,2

0,1

3 кв. 2007

0

0

0

0

4 кв. 2007

1,8

4,8

0

0

всего за 2007

2,7

6,4

0,2

0,1

1 кв. 2008

6,6

16,8

0

0

2 кв. 2008

11,1

30,8

0

0

3 кв. 2008

8,2

22,8

0

0

4 кв. 2008

9,2

26,9

0

0

всего за 2008

35,1

97,3

0

0

1 кв. 2009

2,5

8,7

0

0

2 кв. 2009

7,9

28,8

0

0

3 кв. 2009

2,4

9,9

0

0

4 кв. 2009

4,6

16,9

0

0

всего за 2009

17,4

64,3

0

0

1 кв. 2010

2,1

6

0

0

2 кв. 2010

6,2

19,9

0

0

3 кв. 2010

5,5

17,7

0

0

4 кв. 2010

5,6

17,5

0

0

всего за 2010

19,4

61,1

0

0

1 кв. 2011

3,7

12,5

0

0

2 кв. 2011

5,3

17,9

0

0

3 кв. 2011

3,6

12,2

0

0

4 кв. 2011

3,4

13,1

0,1

0,2

всего за 2011

16

55,7

0,1

0,2

1 кв. 2012

2,9

12,5

0

0

2 кв. 2012

5,3

30,3

1,8

3,8

3 кв. 2012

11,1

46

2,6

5,8

4 кв. 2012

10,1

46,4

0,8

2

всего за 2012

29,4

135,2

5,2

11,6

1 кв. 2013

17,8

86

10,6

22,8

2 кв. 2013

18,2

84,7

24

50,8

3 кв. 2013

18,4

80,4

23,7

55,3

4 кв. 2013

20,4

89,6

29,2

71

всего за 2013

74,8

340,7

87,5

199,9


По данным таблицы видно, что наибольшая доля импорта приходится на мясо свежее и мороженое, а мясо птицы из СНГ в РФ практически не ввозилось. В 2007 году произошел резкий спад импорта мяса свежего и мороженного, в 2008 год резкий скачок, а начиная в 2009 произошел спад импортируемого мяса и он продолжался до 2011 года, но в 2012 году ситуация немного улучшилась и импорт данного товара начал увеличиваться. Импорт мяса птицы с 2006 года по 2011 год практически не наблюдался. Наибольшее количество импортируемого мяса свежего и мороженного, а также мяса птицы приходится на 2013 год и составило 340,7 млн. долл. и 199,9 млн. долл. соответственно.

Рассчитаем темпы роста импорта мяса со странами СНГ в процентах, ссылаясь на таблицу 2 «импорт всех товаров за 2006 - 2013 гг.» и занесем данные в таблицу 5.

Таблица 5 - Структура импорта мяса РФ со странами СНГ

Дата/страны

СНГ


мясо св. и мор. %

мясо птицы св. и мор. %

1 кв. 2005

0,3

0

2 кв. 2005

0,4

0

3 кв. 2005

0,9

0

4 кв. 2005

0,8

0

всего за 2005

0,8

0

1 кв. 2006

0,04

0

2 кв. 2006

0

0,002

3 кв. 2006

0

0

4 кв. 2006

0,07

0

всего за 2006

0,03

0,0005

1 кв. 2007

0,3

0

2 кв. 2007

0,4

0

3 кв. 2007

0,3

0

4 кв. 2007

0,3

0

всего за 2007

0,3

0

1 кв. 2008

0,1

0

2 кв. 2008

0,3

0

3 кв. 2008

0,09

0

4 кв. 2008

0,2

0

всего за 2008

0,2

0

1 кв. 2009

0,2

0

2 кв. 2009

0,4

0

3 кв. 2009

0,3

0

4 кв. 2009

0,3

0

всего за 2009

0,3

0

1 кв. 2010

0,2

0

2 кв. 2010

0

3 кв. 2010

0,2

0

4 кв. 2010

0,1

0,002

всего за 2010

0,2

0,0006

1 кв. 2011

0,2

0

2 кв. 2011

0,2

0,02

3 кв. 2011

0,4

0,05

4 кв. 2011

0,4

0,02

всего за 2011

0,3

0,03


Мясо свежее и мороженное: по данным таблицы 5 видно, что в 2006 году первый квартал занимает наименьшую долю импорта всех товаров из СНГ (0,3 %), а четвертый квартал занимает наибольшую долю импорта (0,8 %). В 2007 году наименьшую долю занимают второй и третий кварталы (по 0 %), а наибольшую - четвертый квартал (0,7 %). В 2008 году в первой, третьем и четвертом кварталах одинаковое количество доли импортируемого мяса и составляет по 0,3 %, а во втором квартала 0,4 %. В 2009 году третий квартал занимает наименьшую долю импорта (0,09 %), а второй квартал занимает наибольшую долю (0,3 %). В 2010 году первый квартал занимает наименьшую долю (0,2 %), а второй квартал наибольшую долю импорта (0,4 %). В 2011 году четвертый квартал занимает наименьшую долю импорта (0,1 %), а все остальные кварталы занимают наибольшую долю (по 0,2 %). В 2012 году наименьшую долю импорта занимает первый и второй квартал (0,2 %), а наибольшую - третий и четвертый квартал (0,4 %). В 2013 году все четыре квартал занимают примерно одинаковое количество доли импорта мяса, и составляет примерно по 0,85 %.

Из всего рассматриваемого периода наименьшую долю импорта мяса свежего и мороженого занимает второй и третий кварталы 2007 года и составляет по 0 % от импорта всех товаров, а наибольшую долю занимает третий квартал 2006 года, а так же первый и третий кварталы 2013 года и составляет по 0,9 %.

Все показатели структуры импорта мяса свежего и мороженого наглядно изображены на рисунке 3.

Рисунок 3 - Структура импорта мяса свежего и мороженого из стран СНГ

Мясо птицы свежее и мороженое: по данным таблицы 5 видно, что этот товар в период с 2006 по 2011 гг. не ввозилось или ввозилось в РФ из СНГ, но в несущественных количествах. В 2012 году первый квартал занимает наименьшую долю импорта мяса птицы (0 %), а третий квартал занимает наибольшую долю (0,05 %). В 2013 году первый квартал занимает наименьшую долю от импорта всех товаров и составляет 0,2 %, а наибольшую долю импорта занимают третий и четвертый кварталы и составляют по 0,6 %.

Все показатели структуры импорта мяса птицы свежего и мороженого наглядно изображены на рисунке 4.

Рисунок 4 - Структура импорта мяса птицы свежего и мороженого из стран СНГ

.2 Анализ динамики импорта мяса с 2005 по 2012 гг

Рассчитаем динамику импорта мяса со странами дальнего зарубежья в процентах за 2005 - 2012 гг. по кварталам и занесем данные в таблицу 6.

Таблица 6 - Динамика импорта мяса РФ со странами Дальнего зарубежья

Дата/страны

Дальнее зарубежье


мясо св. и мор.

мясо птицы св. и мор.

2/1 кв. 2006

253,5

193,6

3/2 кв. 2006

137,1

100,2

4/3 кв. 2006

113,5

105,6

2007/2006

184,9

108,7

2/1 кв. 2007

252,5

154,3

3/2 кв. 2007

131,9

116,4

4/3 кв. 2007

136,7

98,01

2008/2007

110,7

114,2

2/1 кв. 2008

149,2

144,8

3/2 кв. 2008

82,9

123,8

4/3 кв. 2008

144,4

106,06

2009/2008

145,6

127,4

2/1 кв. 2009

143,03

176,5

3/2 кв. 2009

144,2

106,6

4/3 кв. 2009

87,8

106,2

2010/2009

86,6

81,2

2/1 кв. 2010

173,3

150,5

3/2 кв. 2010

111,5

134,8

4/3 кв. 2010

119,2

114,7

2011/2010

97,1

79,3

2/1 кв. 2011

182,2

163,5

3/2 кв. 2011

100,6

170,1

4/3 кв. 2011

107,2

251,9

2012/2011

109,4

67,3

2/1 кв. 2012

324,2

501

3/2 кв. 2012

100,4

112,5

4/3 кв. 2012

78,2

126,9

2013/2012

114,4

110,1

2/1 кв. 2013

170,7

176,6

3/2 кв. 2013

93,5

99,7

4/3 кв. 2013

101,6

112,9


Мясо свежее и мороженое: по данным таблицы видно, что импорт мяса из стран дальнего зарубежья во втором квартале 2006 года по сравнению с первым кварталом 2006 года увеличился в 2,535 раза (или на 153,5 %). В третьем квартале 2006 г. по сравнению со вторым кварталом 2006 г. импорт мяса увеличился в 1,371 раза (на 37,1 %). А в четвертом квартале 2006 г. по сравнению с третьим кварталом - в 1,135 раза (на 13,5 %).

Во втором квартале 2007 года импорт мяса по сравнению с первым кварталом 2007 года увеличился в 2,525 раза (на 52,5 %). В третьем квартале 2007 г. по сравнению со вторым кварталом 2007 г. импорт мяса свежего и мороженого увеличился в 1,319 раза (31,9 %). В четвертом квартале 2007 г. по сравнению с третьим кварталом этого же года - в 1,367 раза (на 36,7 %).

Импорт мяса из стран дальнего зарубежья во втором квартале 2008 г. по сравнению с первым кварталом 2008 г. увеличился в 1,492 раза (на 49,2 %). В третьем квартале 2008 г. импорт мяса по сравнению со вторым кварталом 2007 г. уменьшился на 17,1 %. А вот в четвертом квартале 2008 г. по сравнению с третьим кварталом импорт мяса увеличился в 1,44 раза (на 44,4 %).

Во втором квартале 2009 г. импорт мяса из стран дальнего зарубежья по сравнению с первым кварталом 2009 г. увеличился в 1,43 раза (на 43,03 %). В третьем квартале 2009 г. по сравнению со вторым кварталом 2009 г. импорт мяса увеличился в 1,442 раза (44,2 %). А в четвертом квартале 2009 г. по сравнению с третьим кварталом 2009 г. импорт мяса свежего и мороженого уменьшился на 12,2 %.

Импорт мяса свежего и мороженого из стран дальнего зарубежья во втором квартале 2010 г. по сравнению с первым кварталом 2010 г. увеличился в 1,733 раза (на 73,3 %). В третьем квартале 2010 г. по сравнению со вторым кварталом 2010 г. - в 1,115 раза (на 11,5 %). В четвертом квартале 2010 г. импорт мяса по сравнению с третьим кварталом 2009 г. увеличился в 1,192 раза (на 19,2 %).

Во втором квартале 2011 г. по сравнению с первым кварталом 2011 г. импорт мяса свежего и мороженого из стран дальнего зарубежья увеличился в 1,822 раза (на 82,2 %). В третьем квартале 2011 г. по сравнению со вторым кварталом 2011 г. - в 1,004 раза (на 0,4 %). А в четвертом квартале 2011 г. по сравнению с третьим кварталом 2011 г. импорт мяса увеличился в 1,072 раза (7,2 %).

Импорт мяса из стран дальнего зарубежья во втором квартале 2012 г. по сравнению с первым кварталом 2012 г. увеличился в 3,242 раза (на 223,2 %). В третьем квартале 2012 г. по сравнению со вторым кварталом 2012 г. - в 1,004 раза (0,4 %). В четвертом квартале 2012 г. по сравнению с третьим кварталом 2012 г. импорт мяса свежего и мороженого уменьшился на 21,8 %.

Во втором квартале 2013 г. по сравнению с первым кварталом 2013 г. импорт мяса свежего и мороженого увеличился в 1,707 раза (на 70,7%). В третьем квартале 2013 г. по сравнению со вторым кварталом 2013 г. импорт мяса уменьшился на 6,5 %. А в четвертом квартале 2013 г. по сравнению с третьим кварталом 2013 г. увеличился в 1,016 раза (на 1,6 %).

Импорт мяса свежего и мороженого из стран дальнего зарубежья в 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличился в 1,849 раза или на 84,9 %. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. импорт мяса увеличился в 1,107 раза (на 10,7 %). В 2009 г. по сравнению с 2006 г. импорт мяса свежего и мороженого увеличился в 1,456 раза (45,6 %). В 2010 г. по сравнению с 2009 г. импорт мяса уменьшился на 13,4 %. В 2011 г. по сравнению с 2010 г. уменьшился на 2,9 %. В 2012 г. импорт мяса свежего и мороженого по сравнению с 2011 г. увеличился в 1,094 раза (9,4 %). В 2013 г. по сравнению с 2012 г. импорт мяса увеличился в 1,144 раза (на 14,4 %).

Динамика импорта мяса свежего и мороженого из стран дальнего зарубежья наглядно изображена на рисунке 5.

Рисунок 5 - Динамика импорта мяса свежего и мороженого из стран дальнего зарубежья

Мясо птицы свежее и мороженое: во втором квартале 2006 г. по сравнению с первым кварталом 2006 г. импорт мяса птицы свежего и мороженого увеличился в 1,936 раза (на 93,6 %). В третьем квартале 2006 г. по сравнению со вторым кварталом 2006 г. импорт мяса курицы увеличился в 1,002 раза (на 0,2 %). А в четвертом квартала 2006 г. по сравнению с третьим кварталом 2005 г. - в 1,056 раза (на 5,6 %).

Импорт мяса курицы со странами дальнего зарубежья во втором квартале 2007 г. по сравнению с первым кварталом 2007 г. увеличился в 1,543 раза (на 54,3 %). В третьем квартале 2007 г. по сравнению со вторым кварталом 2007 г. - в 1,164 раза (на 16,4 %). А в четвертом квартале 2007 г. по сравнению с третьим кварталом 2007 г. импорт мяса курицы уменьшился на 1,99 %.

Во втором квартале 2008 г. по сравнению с первым кварталом 2008 г. импорт мяса курицы увеличился в 1,448 раза (на 44,8 %). В третьем квартале 2008 г. по сравнению со вторым кварталом 2008 г. импорт мяса курицы увеличился в 1,238 раза (на 23,8 %). А в четвертом квартале 2008 г. по сравнению с третьим кварталом 2007 г. - в 1,06 раза (на 6,06 %).

Импорт мяса курицы из стран дальнего зарубежья во втором квартале 2009 г. по сравнению с первым кварталом 2009 г. увеличился в 1,765 раза (на 76,5 %). В третьем квартале 2009 г. по сравнению со вторым кварталом 2009 г. импорт мяса курицы увеличился в 1,066 раза (на 6,6 %). В четвертом же квартале 2009 г. по сравнению с третьим кварталом 2009 г. - в 1,062 раза (на 6,2 %).

Во втором квартале 2010 г. по сравнению с первым кварталом 2010 г. импорт мяса курицы свежего и мороженого увеличился в 1,505 раза (на 50,5 %). В третьем квартале 2010 г. по сравнению со вторым кварталом 2010 г. - в 1,348 раза (на 34,8 %). В четвертом квартале 2010 г. импорт мяса курицы по сравнению с третьим кварталом 2010 г. увеличился в 1,147 раза (на 14,7 %).

Импорт мяса курицы свежего и мороженого во втором квартале 2011 г. по сравнению с первым кварталом 2011 г. увеличился в 1,635 раза (на 63,5 %). В третьем квартале 2011 г. по сравнению со вторым кварталом 2011 г. - увеличился в 1,701 раза (на 7,01 %). А в четвертом квартале 2011 г. по сравнению с третьим кварталом 2011 г. импорт мяса курицы увеличился в 2,519 раза (на 151,9 %).

Во втором квартале 2012 г. импорт мяса курицы по сравнению с первым кварталом 2012 г. увеличился в 5,01 раза (на 401 %). В третьем квартале 2012 г. по сравнению со вторым кварталом 2012 г. - в 1,125 раза (на 12,5 %). В четвертом квартале 2012 г. по сравнению с третьим кварталом 2012 г. импорт мяса курицы из дальнего зарубежья увеличился в 1,269 раза (на 26,9 %)

Импорт мяса птицы свежего и мороженого из стран дальнего зарубежья во втором квартале 2013 г. по сравнению с первым кварталом 2013 г. увеличился в 1,766 раза (на 76,6 %). В третьем квартале 2013 г. по сравнению со вторым кварталом 2013 г. импорт мяса курицы уменьшился на 0,3 %. В четвертом квартале 2013 г. по сравнению с третьим кварталом 2013 г. импорт мяса курицы увеличился в 1,129 раза (на 12,9 %).

Импорт мяса птицы свежего и мороженого из стран дальнего зарубежья в 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличился в 1,087 раза (на 8,7 %). В 2008г. по сравнению с 2007 г. импорт мяса курицы увеличился в 1,142 раза (на 14,2 %). В 2009 г. по сравнению с 2008 г. - увеличился в 1,274 раза (на 27,4 %). В 2010 г. по сравнению с 2009 г. импорт мяса птицы свежего и мороженого уменьшился на 18,8 %. В 2011 г. по сравнению с 2010 г. - уменьшился на 20,7 %. В 2012 г. по сравнению с 2011 г. импорт мяса курицы уменьшился на 32,7 %. А в 2013 г. по сравнению с 2012 г. импорт мяса птицы свежего и мороженого из стран дальнего зарубежья увеличился в 1,101 раза (на 10,1 %).

Динамика импорта мяса птицы свежего и мороженого из стран дальнего зарубежья наглядно изображена на рисунке 6.

Рисунок 6 - Динамика импорта мяса птицы свежего и мороженого из стран дальнего зарубежья

Рассчитаем динамику импорта мяса с СНГ в процентах за 2005 - 2012 гг. по кварталам и занесем данные в таблицу 7.

Таблица 7 - Динамика импорта мяса РФ с СНГ

Дата/страны

СНГ


мясо св. и мор. %

мясо птицы св. и мор. %

1

2

3

2/1 кв. 2005

364,5

0

3/2 кв. 2005

90,7

0

4/3 кв. 2005

92,8

0

2006/2005

4,2

0

2/1 кв. 2006

0

0

3/2 кв. 2006

0

0

4/3 кв. 2006

0

0

2007/2006

1520,3

0

2/1 кв. 2007

183,3

0

3/2 кв. 2007

74,03

0

4/3 кв. 2007

118

0

2008/2007

66,1

0

2/1 кв. 2008

331,03

0

3/2 кв. 2008

34,4

0

4/3 кв. 2008

170,7

0

2009/2008

95,02

0

2/1 кв. 2009

331,7

0

3/2 кв. 2009

88,9

0

4/3 кв. 2009

98,9

0

2010/2009

91,2

0

2/1 кв. 2010

143,2

0

3/2 кв. 2010

68,2

0

4/3 кв. 2010

107,4

0

2011/2010

242,7

5800

2/1 кв. 2011

242,4

0

3/2 кв. 2011

151,8

152,6

4/3 кв. 2011

100,9

34,5

2012/2011

252

1723,3

2/1 кв. 2012

98,5

222,8

3/2 кв. 2012

94,9

108,9

4/3 кв. 2012

111,4

128,4


Мясо свежее и мороженое: по данным таблицы 7 видно, что импорт мяса из СНГ во втором квартале 2006 года по сравнению с первым кварталом 2006 года увеличился в 3,645 раз (на 264,5 %). В третьем квартале 2006 г. по сравнению со вторым кварталом 2006 г. импорт мяса уменьшился на 9,3 %. А в четвертом квартале 2006 г. по сравнению с третьим кварталом 2006 г. - уменьшился на 7,2 %.

В 2007 г. во всех четырех кварталах мясо свежее практически не импортировалось из СНГ, поэтому динамика не наблюдалась.

Во втором квартале 2008 г. по сравнению с первым кварталом 2008 г. импорт мяса свежего и мороженого увеличился в 1,833 раза (на 83,3 %). В третьем квартале 2008 г. по сравнению со вторым кварталом 2008 г. импорт мяса уменьшился на 25,97 %. А в четвертом квартале 2008 г. по сравнению с третьим кварталом 2008 г. - увеличился в 1,18 раза (на 18 %).

Импорт мяса свежего и мороженого из СНГ во втором квартале 2009 по сравнению с первым кварталом 2009 г. увеличился в 3,3103 раза (на 231,03 %). В третьем квартале 2009 г. по сравнению со вторым кварталом 2009 г. импорт мяса уменьшился на 65,6 %. В четвертом квартале 2009 г. по сравнению с третьим кварталом 2009 г. импорт мяса увеличился в 1,707 раза (на 70,7 %).

Во втором квартале 2010 г. по сравнению с первым кварталом 2010 г. импорт мяса свежего и мороженого увеличился в 3,317 раза (на 231,7 %). В третьем квартале 2010 г. по сравнению со вторым кварталом 2011 г. импорт мяса уменьшился на 11,1 %. А в четвертом квартале 2010 г. по сравнению с третьим кварталом 2010 г. - уменьшился на 1,1 %.

Импорт мяса свежего и мороженого из СНГ во втором квартале 2011 г. по сравнению с первым кварталом 2011 г. увеличился в 1,432 раза (на 43,2 %). В третьем квартале 2011 г. по сравнению со вторым кварталом 2011 г. импорт мяса уменьшился на 31,8 %. В четвертом квартале 2011 г. по сравнению с третьим кварталом 2011 г. - увеличился в 1,074 раза (на 7,4 %).

Во втором квартале 2012 г. по сравнению с первым кварталом 2012 г. импорт мяса увеличился в 2,424 раза (на 142,4 %). В третьем квартале 2012 г. импорт мяса по сравнению со вторым кварталом 2012 г. увеличился в 1,518 раза (на 51,8 %). В четвертом квартале 2012 г. по сравнению с третьим кварталом 2012 г. - увеличился в 1,009 раза (на 0,9 %).

Импорт мяса свежего и мороженого во втором квартале 2013 г. по сравнению с первым кварталом 2013 г. уменьшился на 1,5 %. В третьем квартале 2013 г. по сравнению со вторым кварталом 2013 г. - уменьшился на 5,1 %. В четвертом квартале 2013 г. по сравнению с третьим кварталом 2013 г. импорт мяса увеличился в 1,114 раза (на 11,4 %).

Импорт мяса свежего и мороженого из стран СНГ в 2007 г. по сравнению с 2006 г. уменьшился на 95,8 %. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. импорт мяса увеличился в 15,203 раза (на 1420,3 %). В 2009 г. по сравнению с 2008 г. импорт мяса свежего и мороженого уменьшился на 33,9 %. В 2010 г. по сравнению с 2009 г. - уменьшился на 4,98 %. В 2011 г. по сравнению с 2010 г. импорт мяса уменьшился на 8,8 %. В 2012 г. по сравнению с 2011 г. импорт мяса свежего и мороженого увеличился в 2,427 раза (на 142,7 %). В 2013 г. по сравнению с 2012 г. - увеличился в 2,52 раза (на 152 %).

Динамика импорта мяса свежего и мороженого из СНГ наглядно изображена на рисунке 7.

Рисунок 7 - Динамика импорта мяса свежего и мороженого из СНГ

Мясо птицы свежее и мороженое:

Так как мясо птицы из СНГ в РФ с 2006 г. до конца 2011 г. практически не ввозилось, то динамика не наблюдалась.

Импорт мяса птицы свежего и мороженого в третьем квартале 2012 г. по сравнению со вторым кварталом 2012 г. увеличился в 1,526 раза (на 52,6 %). В четвертом квартале 2012 г. по сравнению с третьим кварталом 2012 г. импорт мяса птицы уменьшился на 65,5 %.

Во втором квартале 2013 г. по сравнению с первым кварталом 2013 г. импорт мяса птицы увеличился в 2,228 раза (на 122,8 %). В третьем квартале 2013 г. по сравнению со вторым кварталом 2013 г. импорт мяса птицы увеличился в 1,089 раза (на 8,9 %). А в четвертом квартале 2013 г. по сравнению с третьим кварталом 2013 г. - увеличился в 1,284 раза (на 28,4 %).

Импорт мяса птицы свежего и мороженого из СНГ в 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличился в 58 раз (на 5700 %). В 2013 г. по сравнению с 2012 г. импорт мяса курицы увеличился в 17,233 раза (на 1623,3 %).

Динамика импорта мяса птицы свежего и мороженого из СНГ наглядно изображена на рисунке 8.

Рисунок 8 - Динамика импорта мяса птицы свежего и мороженого из СНГ

.3 Импортные пошлины на ввоз мяса в РФ

Чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются такие инструменты, с помощью которых государство, воздействуя на уве­личение или уменьшение прибыли от внешней торговли, заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения в этой области в соот­ветствии с целями государственной политики.

Торговые барьеры делятся на экономические и административные, валютно-финансовые. В частности, к барьерам экономического характера относятся антидемпинговые меры (антидемпинговая пошлина), компенсационные. К барьерам административного характера можно отнести эмбарго - запрещение импорта (прямой или косвенный запрет), количественные ограничения, лицензирование. Валютно-финансовые методы проявляются в валютном контроле. Одной из мер валютного контроля является введение множественных валютных курсов, когда обмен валюты для оплаты различных товаров производится по разным курсам, в результате сдерживается импорт тех товаров, оплата которых требует обмена валюты по самому невыгодному курсу.

В целом инструменты торговой политики делятся на тарифы (tariffs) и нетарифные барьеры (nontariff barriers).

Классическим и основным инструментом внешнеторговой поли­тики являются таможенные тарифы.

Таможенный тариф (customs tariff) - в зависимости от контекста может определяться как :

систематизированный перечень ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу;

инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны.

Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.

Таможенная пошлина- (customs duty)-обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам;

балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

По способу взимания классифицируются:

Адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

Специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара;

Комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения.

По объекту обложения:

Импортные - на импортные товары для защиты национальных производителей;

Экспортные - на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

Транзитные - накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны.

По характеру:

Сезонные - применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера;

Антидемпинговые - применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров;

Компенсационные - накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

По происхождению:

автономные - вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны;

конвенционные (договорные ) - устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения;

преференциальные - имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом.

По типам ставок:

Постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств;

Переменные - ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях.

По способу вычисления:

Номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе;

Эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

Пошлины на ввоз мяса в РФ с 2005 - 2012 гг. указаны в таблице 8

Таблица 8 - Пошлины на ввоз мяса

Дата

Мясо крупного рогатого скота свежее и мороженое

Мясо птицы свежее и мороженое

Свинина

1

2

3

4

2006 год

15, но не менее 0,15 евро за 1 кг

25, но не менее 0,2 евро за 1 кг

15, но не менее 0,25 евро за 1 кг


60, но не менее 0,6 евро за 1 кг

60, но не менее 0,48 евро за 1 кг

80, но не менее 1,06 евро за 1 кг

2007 год

15, но не менее 0,2 евро за 1 кг

25, но не менее 0,2 евро за 1 кг

15, но не менее 0,25 евро за 1 кг


55, но не менее 0,7 евро за 1 кг

60, но не менее 0,48 евро за 1 кг

60, но не менее 1,0 евро за 1 кг

2008 год

15, но не менее 0,2 евро за 1 кг

25, но не менее 0,2 евро за 1 кг

15, но не менее 0,25 евро за 1 кг


50, но не менее 0,65 евро за 1 кг

50, но не менее 0,4 евро за 1 кг

55, но не менее 0,9 евро за 1 кг

2009 год

15, но не менее 0,2 евро за 1 кг

15, но не менее 0,25 евро за 1 кг


45, но не менее 0,6 евро за 1 кг

50, но не менее 0,4 евро за 1 кг

50, но не менее 0,83 евро за 1 кг

2010 год

15, но не менее 0,2 евро за 1 кг

25, но не менее 0,2 евро за 1 кг

15, но не менее 0,25 евро за 1 кг


40, но не менее 0,53 евро за 1 кг

40, но не менее 0,32 евро за 1 кг

40, но не менее 0,55 евро за 1 кг

2011 год

30, но не менее 0,3 евро за 1 кг

25, но не менее 0,2 евро за 1 кг

15, но не менее 0,25 евро за 1 кг


50, но не менее 1 евро за 1 кг

80, но не менее 0,7 евро за 1 кг

40, но не менее 0,55 евро за 1 кг

2012 год

30, но не менее 0,3 евро за 1 кг

25, но не менее 0,2 евро за 1 кг

15, но не менее 0,25 евро за 1 кг


50, но не менее 1 евро за 1 кг

80, но не менее 0,7 евро за 1 кг

75, но не менее 1,5 евро за 1 кг

2013 год

15, но не менее 0,2 евро за 1 кг

25, но не менее 0,2 евро за 1 кг

0


50, но не менее 1 евро за 1 кг

80, но не менее 0,7 евро за 1 кг

65, но не менее 1,5 евро за 1 кг


Первая строка - мясо, ввозимое в рамках квоты, нижняя строка - Мясо, ввозимое сверх квоты.

По данным таблицы видно, что в 2006 г. импортная пошлина на говядину по квоте составляет 15 %, но не менее 0,15 евро за 1 кг, на мясо птицы - 25 %, но не менее 0,2 евро за 1 кг, на свинину - 15 %, но не менее 0,25 евро за 1 кг. Ввоз мяса говядины сверх квоты составляет 60 %, но не менее 0,6 евро за 1 кг., на мясо птицы - 60 %, но не менее 0,48 евро за 1 кг, на свинину - 80 %, но не менее 1,06 евро за 1 кг.

В 2007 году импортная пошлина на говядину по квоте составляет 15 %, но не менее 0,2 евро за 1 кг, на мясо птицы - 25 %, но не менее 0,2 евро за 1 кг., на свинину - 15 %, но не менее 0,25 евро за 1 кг. Сверх квоты импортные пошлины на мясо говядины составляют - 55 %, но не менее 0,7 евро за 1 кг., на мясо птицы - 60 %, но не менее 0,48 евро за 1 кг., на свинину - 60 %, но не менее 1,0 евро за 1 кг.

В 2008 году импортные пошлины на говядину, мясо птицы и свинину по квоте такие же, как и в 2006 году. Сверх квоты импортные пошлины на мясо говядины составляют 50 %, но не менее 0,65 евро за 1 кг., на мясо птицы - 50 %, но не менее 0,4 евро за 1 кг., на свинину - 55 %, но не менее 0,9 евро за 1 кг.

В 2009 году импортные пошлины на говядину, мясо птицы и свинину по квоте такие же, как и в 2006 году. Сверх квоты импортные пошлины на мясо говядины составляют 45 %, но не менее 0,6 евро за 1 кг., на мясо птицы - 50 %, но не менее 0,4 евро за 1 кг, на свинину - 50 %, но не менее 0,83 евро за 1 кг.

В 2010 году импортные пошлины на говядину, мясо птицы и свинину по квоте такие же, как и в 2007 году. Сверх квоты импортные пошлины на мясо говядины составляют 40 %, но не менее 0,53 евро за 1 кг., на мясо птицы - 40 %, но не менее 0,32 евро за 1 кг., на свинину - 40 %, но не менее 0,55 евро за 1 кг.

В 2011 году импортная пошлина на говядину по квоте составляет 30 %, но не менее 0,3 евро за 1 кг., на мясо птицы - 25 %, но не менее 0,2 евро за 1 кг, на свинину - 15 %, но не менее 0,25 евро за 1 кг. Сверх квоты импортные пошлины на мясо говядины составляют 50 %, но не менее 1 евро за 1 кг., на мясо птицы - 80 %, но не менее 0,7 евро за 1 кг., на свинину - 40 %, но не менее 0,55 евро за 1 кг.

В 2012 году импортная пошлина на говядину по квоте составляет 30 %, но не менее 0,3 евро за 1 кг., на мясо птицы - 25 %, но не менее 0,2 евро за 1 кг., на свинину - 15 %, но не менее 0,25 евро за 1 кг. Сверх квоты импортные пошлины на мясо говядины составляют 50, но не менее 1 евро за 1 кг., на мясо птицы -80 %, но не менее 0,7 евро за 1 кг., на свинину - 75 %, но не менее 1,5 евро за 1 кг.

В 2013 году, после вступления в ВТО РФ снизила до нуля пошлину на ввоз свинины в рамках квоты (в настоящее время - 15 %, но не менее 0,25 евро за 1 кг.). Пошлина на поставки свинины вне квоты снизится с сегодняшних 75 %, но не менее 1,5 евро за 1 кг., до 65 %. Пошлины на мясо птицы не изменились. В рамках квоты поставки будут облагаться пошлиной в размере 25 %, но не менее 0,2 евро за 1 кг., вне квоты - 80 %, но не менее 0,7 евро за 1 кг. В случае, если Россия откажется от квотирования импорта мяса птицы, пошлина на его ввоз будет установлена в размере 37,5 %.

Практически сохранятся пошлины на ввоз говядины. В рамках квоты поставки этого мяса будут облагаться пошлиной в размере 15 % (в настоящее время 15 %, но не менее 0,2 евро за 1 кг.), вне квоты пошлина не изменится - 50 %, но не менее 1 евро за 1 кг.

Введение квот на импорт мяса: «исторический» принцип и его «страновая» составляющая. Однако помимо экономической реальности есть реальность административная, а именно подписанные на годы вперед квоты на импорт мяса. К ним у российских животноводов много претензий. Сама логика количественного определения квот весьма непрозрачна и является результатом лоббистских возможностей экономических и политических игроков. Но квоты ввели только в 2003 г.

В 1990-е годы на фоне развалившегося отечественного животноводства и птицеводства на российский рынок хлынуло импортное мясо. Помимо объективной потребности россиян в этом продукте сыграло роль и субъективное обстоятельство - идеализация западной рыночной экономики, незнание элементарных основ мировой аграрной политики. Открытый российский рынок столкнулся с хорошо отлаженной системой государственной поддержки аграрного бизнеса США и Европы. Российский рынок оказался велик по объему и девственен по осознанию реалий аграрной политики. Страна получала так называемые связанные кредиты на покупку продовольствия по завышенным ценам, целевые кредиты от МВФ на приобретение продуктов питания, гуманитарную помощь и т.д. Российское птицеводство получило сокрушительный удар - поставляемые по демпинговым ценам знаменитые куриные окорочка из США не оставляли шансов на ценовую конкуренцию. Собственно это была даже не торговля, а утилизация продукции, не пользующейся спросом в Америке. При этом симпатии потребителей до некоторых пор были на стороне импорта, что, по-видимому, явилось реакцией на годы железного занавеса. Импорт сметал остатки уцелевшего после реформ российского аграрного бизнеса.

Ситуация изменилась в 1998 году благодаря дефолту. К тому времени аграрии осознали необратимость перемен и попытались наладить работу в новых условиях. Но высокая себестоимость отечественного мяса по сравнению с ценой на импорт блокировала мотивацию к инвестированию в отрасль. Когда в августе 1998 г. рубль обрушился, импорт стал дорогим. Отечественное производство, которое было на грани рентабельности, получило шанс на прибыльность. Дефолт послужил решающим толчком для инвестирования в сельское хозяйство. Фирмы, которые с начала 1990-х ввозили мясо в страну и заработали на этом приличные капиталы, начали вкладывать деньги в собственное производство. Производство мяса стало расти, а вместе с ним начала крепнуть идея о необходимости защиты рынка от импорта, тем более, что эффект дефолта постепенно сходил на нет. Идею защиты отечественного мясного рынка сформировал бизнес, а не правительство. Предельно упрощая, можно сказать, что было два лобби - производителей и импортеров. Производители действовали через Минсельхоз, импортеры - через Минэконоразвития и Минфин. Одни апеллировали к патриотизму и национальной продовольственной безопасности, другие - к идее свободного рынка и доступных цен для потребителей. Первой ласточкой победы отечественных сельхозпроизводителей было введение квот на сахар-сырец. На опыте сахарщиков, довольно драматичном, учились представители других отраслей.

Наконец, в 2003 г. ввели импортные квоты на мясо, регулирующие только импорт из стран дальнего зарубежья и не распространяющиеся на мясные продукты. Именно поэтому введение квот на мясо вызвало сначала некоторое смещение в сторону импорта из стран СНГ (в 2003 г.) и в сторону мясопродуктов (2003 - 2004 гг.). Увеличение ввоза мяса из СНГ привело к росту цен, поскольку средние контрактные цены импорта из дальнего зарубежья были ниже. Введению квот предшествовало принятие в РФ закона об антидемпинговых мерах, на основании которого можно было проводить расследования, подтверждающие право на введение квот. Для введения мясных квот нужны были не просто благие намерения защитить своих производителей, но веские основания в виде результатов антидемпингового расследования. И такие основания по рынку мяса были получены, что оправдывало введение мясных квот перед международным торговым сообществом.

Квоты на мясо были изначально тарифные, то есть в рамках квоты ввозят по одним пошлинам, а сверх разрешенной квоты - по другим, более высоким. Лишь на мясо птицы изначально вводились абсолютные квоты (сверх указанного объема ввоз запрещался), но и они в 2006 г. стали тарифными. Сначала решения об объеме квот принимались правительством ежегодно, что создавало для инвесторов слишком короткий горизонт планирования. Импорт замирал с января по апрель, пока шло чиновничье оформление бумаг. Лишь в 2006 году было решено установить квоты сразу до 2009 года.

Регулярно обсуждается отмена квот и замена их на жестко регламентированные таможенные пошлины. Многие ожидали отмену квот уже в 2009 году, но этого не произошло. В условиях финансового кризиса правительство не может гарантировать высокий уровень финансовых вливаний в АПК, поэтому оно придерживается старых способов защиты рынка, в числе которых квотирование. К тому же потребление мяса в условиях кризиса в России сокращается, что делает рынок мяса более конкурентным. Согласно постановлению от 5 декабря 2005 года № 732 "Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006-2009 годах", размер квоты на импорт мороженой говядины в РФ в 2008 году составляет 445 тыс. тонн, свинины - 493,5 тыс. тонн, птицы - 1,21 млн. тонн. На 2009 год квота на импорт говядины составляет 450 тыс. тонн, свинины - 502,2 тыс. тонн, мяса птицы - 1,25 млн. тонн. Российское правительство установило квоты на импорт мяса на 2010 - 2012 годы, предполагающие постепенное снижение импорта свинины и мяса птицы. В результате, в 2012 году квота на импорт свинины снизилась с текущих 531,9 до 425,1 тысячи тонн.

. ВЛИЯНИЕ ЦЕН НА ТАМОЖЕННУЮ СТОИМОСТЬ СВИНИНЫ, ГОВЯДИНЫ И МЯСА ПТИЦЫ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Наибольшие объёмы мясо сырья за последнее десятилетие были ввезены в Россию в 2008 году - 3551 тыс. тонн. В 2009 году в условиях мирового финансового и экономического кризиса поставки существенно упали, что связано как со значительным ослаблением рубля по отношению к доллару и евро в тот период (в этой связи конкурентоспособность импортных товаров существенно снизилась), так и с некоторым снижением платежеспособности населения. В 2010-2013 гг., после стабилизации мировой экономики восстановления объемов импорта не произошло. На фоне роста предложения со стороны российских производителей (в первую очередь мяса птицы и свинины) общая тенденция в сторону сокращения импортных поставок продолжилась[5].

Потребление мяса в России определеяется её особенностями, россияне наибольшее предподчтение отдают мясо птицы (61 %) из-за её из-за его невысокой стоимости и пищевых качеств (рисунок 9). Общее потребление мяса в России в 2012 году составило 6216 тыс. тонн.

Рисунок 9 - Структура потребления мяса в России в 2012 году, тыс. тонн

Притом, что в динамике с 2010 г. по 2012 г. потребление мяса в России имеет тенденцию роста. В 2012 году по сравнению с 2010 годом потребление мясо птицы выросло на 12 %, свинины на 14 %, говядины на 1 % (рисунок ).

Рисунок 10 - Динамика потребления мяса в России в 2010-2012 годах, тыс. тонн

Анализ показал, что больше всего в России производится мясо птицы - 57 %. Благодаря активному развитию птицеводства в современной России, доля импорта куриного мяса минимальна и составляет порядка 6 %. Производство крупного рогатого скота в России не так хорошо развито, как птицеводство и свиноводство и поэтому мы очень зависим от импорта говядины. Импорт и производство говядины составляют 8 % и 3 %, свинины 7 % и 19 % (рисунок 10 ).

Рисунок 11 - Импорт и производство мяса в России, тыс. тонн (структура в 2013 году)

Птица (рисунок 11). Импорт куриного мяса в Россию в 2013 году, снизился незначительно. Объёмы импорта в январе-сентябре 2013 года составили 383 тыс. тонн. Снижение по отношению к аналогичному периоду прошлого года - на 12 %. По итогам 2013 г. объём производства птицы в России составит 3,7 млн. тонн, что на 10 % превышает показателя 2012 г. Уровень самообеспеченности мясом птицы в 2013 г. составит около 96 %, что на 11 % выше показателей доктрины продовольственной безопасности. Дальнейшее развитие отрасли будет связано либо с ростом потребления, либо с возможностью экспорта продукции.

Говядина (рисунок 11). Объём импорта говядины в Россию в 2013 году также несколько сократился - на 16 % и за первые 9 месяцев 2013 года составил 514,5 тыс. тонн. Производство крупного рогатого скота в России не так хорошо развито, как птицеводство и свиноводство и поэтому мы очень зависим от импорта говядины, и, к сожалению, эксперты не дают в этой области оптимистичных прогнозов.

Свинина (рисунок 11). Свинина - это второй по популярности у россиян вид мяса и ввиду этого отечественные производители стараются не уступать конкурентом из-за рубежа и постоянно наращивают производство свинины. В январе-сентябре 2013 года в Россию было поставлено 485 тыс. тонн свинины, что на 31 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Сокращение импортных поставок обусловлено двумя основными факторами. Во-первых, в России продолжается стремительный рост производства свинины. В январе-сентябре 2013 года по отношению к январю-сентябрю 2012 года объёмы производства возросли почти на 25 % или на 265 тыс. тонн в убойном весе. Значительный рост предложения привёл к снижению цен. Поставки свинины вне квоты в Россию стали менее рентабельны, чем ранее. В текущем году они упали почти на 40 %. Во-вторых, в 2013 году был выявлен целый ряд несоответствий импортного мяса российским ветеринарным требованиям и Россельхознадзором были наложены ограничения на поставки свинины с ряда зарубежных предприятий. К последним относится запрет на импорт свинины из Белоруссии, введенный в конце августа текущего года, где обнаружены вспышки Африканской чумы свиней (АЧС). Ежемесячно Белоруссия поставляла в Россию около 5 тыс. тонн данного вида мяса.

Рисунок 12 - Импорт и производство мяса в России в 2012 г. - январь-сентябрь 2013 г., тыс. тонн

Из рисунка 12 видно, что наибольшая доля импорта мяса в Россию занимает говядина - 78 %, на втором месте свинина - 43 % и на третьем птица - 12 %. Анализ показал, что за последние три года существенного изменения в импорте нет. Импорт говядины увеличился на 4 %, а вот импорт свинины снизился на 6,5 %, птицы 6,3 %. Это говорит о том, что отечественные производители стараются не уступать конкурентом из-за рубежа и постоянно наращивают производство свинины и птицы.

Рисунок 13 - Доля импорта мяса в России, %

Динамика установленных квот на импорт мяса в Россию за 2008-2013 год представлена на рисунке 14. Анализ показал, что наибольший пик на квоты в России был в 2008 году. После кризиса 2008 года правительство РФ квоты на мясо птицы стало резко снижать и в 2013 году по сравнению с 2008 годом квота на мясо птицы снизилась до 30 %, на мясо свинины до 17 %, а вот на мясо говядины квота наоборот, увеличилась до 20 %.

Рисунок 14 - Динамика установленных квот на импорт мяса в России в 2008-2013 годах, тыс. тонн

Основные поставщики свинины на российский рынок в 2012 году - Бразилия, США, Германия, Нидерланды, Канада, Дания (рисунок 15). Динамика объёмов импорта мяса с 2010 года по 2012 год показывает, что объёмы импорта с Бразилией снизились на 31 %, с США, напротив, увеличились на 6 %, с Германией снизились на 15,4 %, с Нидерландами - на 50 %, с Данией - на 20 %, и с Канадой увеличились на 25 %[5].


Рисунок 15 - Динамика объёмов импорта мяса между странами в 2010-2012 годах, тыс. тонн

Наибольшую долю среди таможен РФ в импорте мяса занимают Балтийская таможня, Московская область, Калининградская область, Владивостокская таможня (рисунок 16).

Рисунок 16 - Динамика объёмов импорта мяса в 2010-2012 годах по таможням России, тыс. тонн

Соответственно по таможенной стоимости импорта мяса по таможням России являются именно эти же таможни. В динамике таможенная стоимость в 2012 году по сравнению с 2010 годом снизилась: Балтийская - на 18 %, Московская - на 20 %. А вот таможенная стоимость импорта мяса Калининградской и Владивостокской увеличиласть на 47 % и 34 % (рисунок 17 ).

Рисунок 17 - Динамика таможенной стоимости в 201-2012 годах импорта мяса по таможням России, млн. USD

Таможенная стоимость товара включает в себя стоимость непосредственно товара, цену страхования груза и чаще всего доставку груза. На сегодняшний день существует ряд методов для точного расчёта таможенной стоимости товара.

Наличие общедоступной методики и установленных правил определения таможенной стоимости ставит всех участников ВЭД в равные условия и позволяет существенно повысить степень определенности при организации внешнеторговых операций, заранее просчитать все необходимые экономические параметры заключенных сделок[22].

Именно этим целям служит законодательное установление структуры показателя «таможенная стоимость товаров» и жёсткая регламентация порядка её определения. Помимо основного назначения, таможенная стоимость прямо или косвенно используется также и для иных таможенных целей, таких как ведение таможенной статистики, проверка обоснованности цены товара при бартерных сделках контроль за эквивалентностью встречных товарных отправок, осуществление валютного контроля при проведении экспортно-импортных операций, контроль за соблюдением устанавливаемых стоимостных квот.

Кроме обеспечения реализации чисто фискальных, функций, наличие механизма определения и контроля таможенной стоимости способствует решению задач построения рыночной экономики путём создания равных конкурентных условий для хозяйствующих субъектов: все участники ВЭД ставятся в равные условия с точки зрения правил расчёта установленных законом пошлин и налогов при ввозе товаров.

Закон РФ «О таможенном тарифе» отражает порядок определения таможенной стоимости, установленный Соглашением о применении статьи VII ГАТТ, закрепивший в качестве основного принципа таможенной оценки использование стоимости сделки.

При этом, оценка товаров в целях обложения пошлиной должна основываться на действительной цене товара. Действительная цена - это цена, по которой во время и в месте, определённых законодательством страны импортера, такой или аналогичный товар продаётся или предлагается для продажи при нормальном течении торговли в условиях свободной конкуренции.

Таким образом, таможенная стоимость - это «вторичный» показатель по отношению к стоимости сделки. Именно цена товара, определенная во внешнеторговой сделке купли-продажи с учётом дополнительных расходов, понесенных отечественным покупателем, которые возникли в связи с исполнением конкретной сделки-купли продажи, и является основой (базой) для определения таможенной стоимости товара6.

В свете изложенного, цена товара является важнейшей его характеристикой и существенным условием сделки. Цена (стоимость) товара должна быть указана с необходимой и достаточной точностью и полнотой описания со всеми разъяснениями и оговорками.

При установлении цены товара в контракте купли-продажи определяются: единицы измерения товара, уровень цены, базисные условия поставки (базис цены) согласно «Инкотермс 2010», валюта цены, способ фиксации цены, наличие скидок и/или условия платежа.

Порядок определения единицы измерения товара зависит от характера товара и от практики, сложившейся в торговле данным товаром на мировом рынке. Цена в контракте может быть установлена:

- за определённую количественную единицу (или за определённое число единиц) товара, указанную в обычно применяемых в торговле данным товаром единицах измерения (веса, длины, площади, объёма, штук, комплектов и т.д.) или в расчётных единицах (сотня, дюжина);

- за весовую единицу, исходя из базисного содержания основного вещества в товаре (для таких товаров, как руды, концентраты, химикалии и др.);

- за весовую единицу в зависимости от колебаний фактического веса, содержания посторонних примесей и влажности.

При поставке товара разного качества и ассортимента цена устанавливается за единицу товара каждого вида, сорта, марки в отдельности. Если по одному контракту поставляется большое число разных по качественным характеристикам товаров, цены на них, как правило, указываются в спецификациях, составляющих неотъемлемую часть контракта. При поставке комплектного оборудования цены обычно устанавливаются по позициям на каждую частичную поставку или на отдельные комплектующие части и указываются в приложении к контракту.

Если в основу цены положена весовая единица, необходимо определить характер веса (брутто, нетто) или оговорить, включает ли цена стоимость тары и упаковки. Это указание необходимо также в тех случаях, когда цена устанавливается за штуку, за комплект.

Для унификации понимания прав и обязанностей сторон разработаны «Базисные условия поставки», которые определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товаров, устанавливают момент перехода риска случайной гибели или порчи товара с продавца на покупателя. Базисные условия устанавливают структуру цены в зависимости от того, включаются расходы по перевозке, страхованию и иные расходы, связанные с перемещением товара от продавца к покупателю в цену товара или нет. Базисные условия (их всего 13) с соответствующими торговыми терминами и их толкованием включены в сборник торговых терминов «Инкотермс-2010», который разработан Международной торговой палатой.

Зная правила «Инкотермс-2010», можно сориентироваться в структуре транспортных расходов, которые необходимо добавить или наоборот вычесть из контрактной (фактурной) цены ввозимого товара.

Валюта цены в контракте может быть выражена в валюте цены страны-экспортёра, импортёра или в валюте «третьей страны». При выборе валюты цены на массовые товары большое значение имеют торговые обычаи, существующие в торговле этими товарами. Например, в контрактах на каучук, цветные металлы принято указывать цены в фунтах стерлингов, в контрактах на нефтепродукты, пушнину - в американских долларах.

Экспортёр, как правило, стремится зафиксировать цену в относительно более устойчивой валюте, а импортёр, наоборот, заинтересован в том, чтобы установить цену в валюте, подверженной обесценению.

Способ фиксации цены - цена может быть зафиксирована в контракте в момент его заключения или определяться в течение срока его действия или к моменту исполнения контракта. В зависимости от способа фиксации различают следующие виды цен:

а) твёрдая (устанавливается в момент подписания контракта и не подлежит изменению в течение срока его действия);

б) подвижная (цена, зафиксированная при заключении контракта, которая может быть пересмотрена в дальнейшем, если рыночная цена данного товара к моменту его поставки изменится);

в) скользящая (цена, исчисляемая в момент исполнения контракта путём пересмотра договорной цены с учётом изменений в издержках производства, происшедших в период исполнения контракта);

г) с последующей фиксацией (устанавливается в процессе исполнения контракта).

При сдаче-приёмке груза, в том числе в момент его таможенного оформления, могут быть выявлены отклонения по количеству и качеству ввозимого товара от условий контракта, которые могут повлечь за собой изменение контрактной цены товара.

Наличие скидки в контракте также может повлечь за собой изменение контрактной цены, в случае того, если условия скидки были выполнены и это подтверждено банковскими платёжными документами.

Например, продавцом покупателю может быть предоставлена скидка на условия платежа, которая устанавливается в зависимости от условий, при которых осуществляется платеж (авансовые платежи, платеж наличными, платеж в рассрочку, кредит, платежи в смешанной форме и пр.).

Таким образом, цена сделки имеет свою структуру. Она содержит в себе не только расходы производителя на производство товара, но и затраты на осуществление международного торгового оборота (транспортные, страховые, агентские и др. расходы).

Остановимся на анализе таможенной стоимости импортного мяса в сравнении между ведущими таможнями Балтийская, Московская обл. таможня и Смоленская таможня.

В середине июня 2013 года на российском рынке цены производства на говядину i категории в среднем составили 185,6 руб./кг (-0,4 % за 2 недели; + 2,1% к аналогичному периоду 2012 года), свинину ii категории - 145,7 руб./кг (+0,5 % за 2 недели; -13,6 % к 2012 году), мясо куринное - 88,2 руб./кг (+0,1 % за 2 недели; -3,6 % к 2012 году). Потребительские цены на говядину i категории составили 261,9 руб./кг (-0,6 % за 2 недели; -5,5 % к аналогичному периоду 2012 года), свинину ii категории - 227,6 руб./кг (-1,4 % за 2 недели; -7,8 % к 2012 году), мясо кур i категории - 112,6 руб./кг (+0,6 % за 2 недели; + 1,5% к 2012 году).

Потребительская цена на говядину отечественную (с учётом НДС) в среднем по региональным центрам РФ на 08.07.2013 г. составила 294,4 руб./кг (-0,7 % за неделю), свинину отечественную - 249,9 руб./кг (+2,0 %), мясо куринное отечественное - 119,7 руб./кг (+2,7 %). Наибольшее снижение цен в среднем по округу на говядину отечественную за неделю отмечено в Центральном ФО (-1,7 %), а увеличение - в Северо-Западном ФО (+2,85 %). Рост потребительских цен на свинину отечественную в Южном, Северо-Кавказском, Уральском и Сибирском Федеральных округах составил от 0,0 % до 1,5 %, однако, максимальное изменение цен наблюдалось в Северо-Западном ФО (+5,4 % за неделю) и центральном ФО (+4,0 %). во всех округах РФ наблюдается рост потребительских цен на мясо куринное отечественное, максимальные показатели роста приходятся на Центральный ФО (+6,7 % за неделю), в остальных округах изменения составили от 0,0 % до 3,1 % в сторону роста.

С начала 2013 года, по данным ФТС России, объёмы поставок говядины по импорту (без учёта данных о торговле с республиками Беларусь и Казахстан) на 03.07.2013 г. составили 254,2 тыс. тонн (-14,7 % к 03.07.12), в т.ч. в июле - 4,4 тыс. тонн, свинины - 270,1 тыс. тонн (-17,3 %), в т.ч. в июле - 2,8 тыс. тонн, мяса птицы - 196,8 тыс. т (+0,4 %), в т.ч. в июле - 8,9 тыс. тонн. общий объём импортных поставок говядины в стоимостном выражении составил 1134,2 млн долл. (-16,2 % к аналогичному периоду 2012 года), свинины - 931,9 млн долл. (-14,0 %), мяса птицы - 295,2 млн долл. (+1,7 %).

По состоянию на 12.07.2013 г. августовские фьючерсы на чикагской торговой бирже (CME) на крупный рогатый скот закрылись на уровне 2681 usd/т (-0,1 % за неделю), октябрьские фьючерсы - на уровне 2774 usd/т (-0,1 % за неделю). Августовские фьючерсы на скот на откорме закрылись на уровне 3303 usd/т (-1,1 % за неделю), сентябрьские фьючерсы - на уровне 3360 usd/т (-0,9 % за неделю). Июльские фьючерсы на постных свиней закрылись на уровне 2246 usd/т (-0,2 % за неделю), августовские фьючерсы - на уровне 2088 usd/т (-2,9 % за неделю).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в России, за последние 10 лет, животноводство и особенно птицеводство оживилось, но по-прежнему доля импортного мяса в нашей стране высока.

Мясо птицы (курица и индейка)

Благодаря активному развитию птицеводства в современной России, доля импорта куриного мяса минимальна и составляет порядка 19 %. Эти 19 % делят между собой поставщики из США, Германии, Бразилии и Франции, а также еще 15 государств. Несмотря на то, что эта цифра не впечатляет, в натуральном выражении это очень большое количество мяса, так как российские потребители отдают предпочтение именно мясу курицы из-за его невысокой стоимости и пищевых качеств. Между собой страны импортеры распределяются следующим образом: половина приходится на США. Неудивительно, что вопрос с американской курятиной стал одним из самых принципиальных при вступлении России в ВТО. Далее идут Бразилия (21 %), Германия (10 %) и Франция (7 %). На их фоне доли остальных стран-поставщиков курятины и индейки (всего больше 15 государств) - совсем малы.

Свинина

Свинина - это второй по популярности у россиян вид мяса и ввиду этого отечественные производители стараются не уступать конкурентом из-за рубежа и постоянно наращивают производство свинины. По состоянию на начало марта 2012 года доля импорта свинины в Россию находилась на уровне 33,3 %. Однако с вступлением России в ВТО ситуация может ухудшиться. «Значительное увеличение импорта и, соответственно, конкуренции ожидается в связи со вступлением России в ВТО, - подчеркивает гендиректор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. - В частности, средняя импортная пошлина сократится до 7,8 %. Правда, это произойдет не раньше 2020 года. В 2012-м на российском мясном рынке практически ничего не изменится, так как сохранятся установленные размеры квот и таможенных пошлин». Сейчас же основными конкурентами российских свиноводов является: Бразилия 30-40% от общего количества импортируемой свинины, Германия (16 %), Канада (15 %) и Дания (12 %).

Говядина

Производство крупного рогатого скота в России не так хорошо развито, как птицеводство и свиноводство и поэтому мы очень зависим от импорта говядины, и, к сожалению, эксперты не дают в этой области оптимистичных прогнозов. География происхождения говядины очень розницы в зависимости от ее конечного вида на прилавке магазина. Так охлажденное мясо поставляют ближайшие соседи (Литва с долей в 40 %, Германия с 21 % и Польша с 13 %), замороженное - Бразилия (41 %), Уругвай (13 %) и Австралия (11 %). В основном говядину ввозят в Россию в замороженном виде. А такой деликатесный вид мяса, как мраморную говядину вы сможете купить только производства США.

Поставленные в дипломной работе задачи решены: рассмотрели состояние развития мясного производства; провели статистический анализ объемов импорта мяса с 2006 по 2013 года; провели анализ структуры объемов импорта мяса; изучили реализацию мяса и факторы, влияющие на размер его продаж; рассмотрели показатели, характеризующие эффективность развития зернового производства; выявили основные меры по повышению эффективности производства мяса.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Единый Таможенный Тариф Таможенного Союза Республики Беларусь, республики Казахстан и Российской Федерации // Российская газета. - 2009. - № 227/1.

Решение Евразиатского экономического сообщества «О Едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного Союза республики Беларусь, республики Казахстан и Российской Федерации» от 27.11.2009 г. № 18 // Российская газета. - 2009. - № 227.

Соглашение Республики Беларусь, республики Казахстан и Российской Федерации «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» от 25.01.2008 г. [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

Конституция Российской Федерации: офиц. сайт. - М.: Приор, 2012. - 78 с.

Кастомс. РУ: Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]: офиц. сайт. М., 2011. Режим доступа: <http://www.customs.ru>. - 01.05.2014.

Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010) // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 50. - ст. 6615.

Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая, вторая, третья и четвертая: принят Гос. думой 21 октября 1994 года, одобр. Советом Федерации 5 июня 1996 г.: по состоянию на 1 февр. 2012 г. - М.: Омега-Л, 2012. - 515 с.

Налоговый кодекс Российской Федерации: принят Гос. думой 23 октября 2002 года: одобр. Советом Федерации 30 октября 2002 г.: по состоянию на 1 февр. 2012 г. - М.: Приор, 2012. - 149 с.

Федеральный закон от 21мая 1993 г. № 5003-1 «О Таможенном тарифе» (в ред. ФЗ от 08.12.2010 г.) // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 19.

Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 34.

Анохина, О.Г. Комментарии к Таможенному кодексу Таможенного союза / О.Г. Анохина. - М.: Проспект, 2011. - 458 с.

Бараников, А.И. Технология интенсивного животноводства: учеб. / А.И. Бараников. - М.: Нижний Новгород: ННГУ, 2008. - 273 с.

Барамзин, С.В. Управление качеством таможенной деятельности / С.В. Барамзин. - М.: Книга и бизнес , 2001. - 574 с.

Борисова, С.Н. Аспекты формирования таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации / С.Н. Борисова // Международное публичное и частное право. - 2009. - № 6. - С. 6 - 8.

Внешнеэкономическая деятельность предприятий / под ред. В.И. Ищенко. - М.: Экономика, 2003. - 452 с.

Волова, Л.И. Международное таможенное право // Международное публичное и частное право / Л.И. Волова. - М.: Юрист, 2004. - 456 с.

Глазьев, С .Ю. Основы обеспечения экономической безопасности страны - альтернативный реформный курс / С.Ю. Глазьев // Российский экономический журнал. - 1997. - № 1 - 2. - 96 с.

Горшкова, Т.Г. Формирование государственной таможенно-тарифной стратегии в условиях глобализации: Препринт / Т.Г. Горшкова. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. - 654 с.

Громыко, Г.Л. Теория статистики: учеб. / Г.Л. Громыко. - М.: Инфра - М, 2005. - 476 с.

Джабиев, А.П. Государственное регулирование внешней торговли России / А.П. Джабиев. - М.: Международные отношения, 2006. - 280 с.

Елисеева, И.И. Общая теория статистики: учеб. / И.И. Елисеева. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 480 с.

Ершов, А.Д. Международные таможенные отношения / А.Д. Ершов. - СПб.: Питер, 2009. - 596 с.

Ершов, А.Д. Основы управления и организация в таможенном деле: учеб. пособие / А.Д. Ершов. - СПб.: Питер, 2009. - 524 с.

Зинченко, А.П. Сельскохозяйственная статистика с основами социально-экономической статистики / А.П. Зинченко. - М.: Изд-во МСХА, 2008. - 423 с

Зинченко, А.П. Сельскохозяйственные предприятия: экономико-статистический анализ. / А.П. Зинченко. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 159 с.

Иванов, Ю.Н. Экономическая статистика: учеб. / Ю.Н. Иванов. - М.: Инфра - М, 2012. - 480 с.

Ионин, В.Г. Статистика: учеб. пособие / В.Г. Ионин. - М.: Инфра - М, 2006. - 384 с.

Коженков, А.П. Таможенные органы РФ / А.П. Коженков. - М.: МЭ и МО, 2009. - 187 с.

Комитет Совета Федерации по аграрной политике. Экспертный анализ проекта федеральных заказов ”О федеральном бюджете на 1996 год” (финансовое положение АПК Российской Федерации). [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

Кузнецов, В.В. Экономика сельского хозяйства / В.В. Кузнецов. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2010. - 81 с.

Рахматуллин, Р.К. Формирование цен на рынке сельскохозяйственной продукции / Р.К. Рахматуллин // Экономика и управление. - 2009. - 176 с.

Романенко, А.А. Совершенствование таможенных мер регулирования ввоза дорожно-строительной техники на территорию Таможенного союза : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / А.А. Романенко. - М.: Москва, 2010. - 398 с.

Руденко, Л.В Международные экономические отношения / Л.В. Руденко // Мировая экономика и международные экономические отношения. - 2008. - № 8. - 102 с.

Сельцовский, В. Л. Экономико-статистические методы анализа внешней торговли / В. Л. Сельцовский. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 234 с.

Соболевская, С.Ю. Таможенная пошлина / С.Ю. Соболевская. - М.: Бератор, 2011. - 378 с.

Стрельник, В. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли в Российской Федерации / В. Стрельник // Внешнеэкономический бюллетень. - 2004. - № 12. - 104 с.

Тимошенко, И.В. Таможенное регулирование ВЭД / И.В. Тимошенко. - М.: Инфра - М, 2003. - 296 с.

Тишков, В.Н. Внешнеторговая операция политика: Тарифное и нетарифное регулирование внешней торговли: учеб. пособие / В.Н. Тишков. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. - 398 с.

Толкушин, А.В. Таможенное дело / А.В. Толкушин. - М.: Высшее образование, 2009. - 452 с.

Фаррахов, А.Т. Совершенствование таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях глобализации экономики: дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / А.Т. Фаррахов. - СПб.: Санкт-Петербург, 2007. - 428 с.

Чалиев, А.А. Таможенная статистика: учеб-метод. пособие / А.А. Чалиев, А.О. Овчаров. - М.: Нижний Новгород: ННГУ, 2008. - 148 с.

Шмойлова, Р.А. Практикум по теории статистики: учеб. пособие / Р.А. Шмойлова. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 416 с.

Шмойлова, Р.А. Теория статистики: учеб. для вузов / Р.А. Шмойлова. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 656 с.

Шорников, Л.И. Таможенная статистика: учебно-метод. пособие / Л.И.

Похожие работы на - Анализ влияния динамики цен на мировых рынках на таможенную стоимость товаров в условиях финансово-экономического кризиса (на примере рынка мяса)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!