Правовая система Китайской народной республики
Контрольная работа
по дисциплине «Сравнительное правоведение»
на тему «Правовая система Китайской народной республики»
Содержание
Введение
Глава 1. Этапы формирования правовой системы Китайской народной республики
Глава 2. Источники и структурное построение права Китайской народной республики
Заключение
Список литературы
Введение
Китай - граничащее с Россией и имеющее как свои политические интересы, так и особенный менталитет государство Восточной Азии. Интенсивное развитие сфер экономики и торговли, а также науки и культуры обусловливает концентрированность связей и контактов Китая и России. Накопленный потенциал для сравнительного правоведения имеет большую историю: методы сравнительно-правового анализа законодательства КНР и СССР применяли ученые прошлых лет, когда сопоставление отраслей и правовых институтов давало более четкую картину, чем сейчас. Тем более актуальным является исследование правовой системы КНР в настоящее время.
Современная правовая система КНР ("социалистическая правовая система с китайской спецификой") представляет собой уникальное явление, включающее характерные черты права стран социалистической системы, нормы традиционного права Китая и некоторые принципы, нормы международного права. Однако именно роль правовых традиций Древнего Китая в деле созидания новой социалистической законодательной системы настолько велика, что этот вопрос должен стать предметом исследования современного права КНР.
В правовой системе современного Китая принято и действует относительно небольшое по сравнению с Российской Федерацией количество законов. К концу 2010 г. (год формирования правовой системы) в КНР действовало всего лишь 236 законов, 690 административных актов и более 8600 местных актов правотворчества, к концу 2013 г. общее число законов КНР составляло примерно 270.
При относительно небольшом количестве законов в китайском государстве широко развито подзаконное местное правотворчество. Китайский законодатель предпочитает идти по пути интенсивного принятия отдельных локальных актов правотворчества для более оперативного реагирования на происходящие в стране изменения социально-экономического и (или) государственно-политического характера.
Необходимо подчеркнуть чрезвычайную самобытность этой страны, в том числе и правовую, которой нет ни в одной из "охватываемых" стран. Эта самобытность отражается во всех сферах общественной жизни Китая, в том числе и в регулировании гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом.
В начале XX в. страна восприняла кодифицированное гражданское право, однако сегодня социалистический Китай не имеет своего гражданского кодекса. Нет в современном Китае и единого закона о международном частном праве.
Китай вызывал и вызывает у всего мира огромный интерес. Внимание к праву современного Китая также велико: "В новом Китае, как и в традиционном, до суда доходит небольшое число дел. Основная их масса разрешается на досудебных стадиях. Перед судом предстают неисправимые "враги народа" и развратники. Правовые санкции не должны применяться к тем, кто, хотя и заблуждался, остаются, тем не менее, хорошими гражданами. Право - это крайнее средство, которое используется только тогда, когда все другие средства не дали результата".
Глава 1. Этапы формирования правовой системы Китайской народной республики
Китайская Народная Республика является одним из наиболее успешно развивающихся государств современного мира.
Правовая система КНР представляет собой уникальное правовое явление, включающее в себя характерные черты права стран социалистической системы, конфуцианские ценности, нормы традиционного (древнекитайского) права, а также принципы и нормы современного международного права. В своем развитии она прошла несколько основных этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и характерными для соответствующего периода ее развития принимаемыми актами правотворчества.
Одним из первых китайские коммунистические власти отменили достаточно прогрессивное для того времени гоминьдановское законодательство: "Полная книга шести законов" (или шести отраслей права) ("Люфа цюаныпу") (в измененном виде до настоящего времени является стержнем правовой системы непризнанной большинством стран мира Китайской Республики на Тайване). В ней содержались законодательные нормы в сфере конституционного, гражданского, уголовного, административного (сюда включалось трудовое, финансовое, земельное право) материального и процессуального права. Отказ от гоминьдановского законодательства был вызван исключительно идеологическими причинами: оно признавалось реакционным, враждебным и даже не изучалось новыми властями. Взамен отмененного старого законодательства судам и правительственным органам было предложено руководствоваться установлениями, выраженными в программах, положениях, приказах, постановлениях и других документах, обнародованных народными правительствами и Народно-освободительной армией, а при их отсутствии - "политикой народной демократии". Несмотря на официальную отмену гоминьдановских законов, в практической деятельности работников старой юстиции до судебной реформы 1952-1953 гг. в некоторых судебных органах Китая их положения продолжали применяться.
Наряду с отменой "Полной книги шести законов" в основу формируемой правовой системы нового Китайского государства легло так называемое Законодательство освобожденных советских районов Китая, которое активно принималось коммунистами в период до образования КНР в районах, находящихся под их военным контролем. Многими его современниками оно признавалось даже более прогрессивным, чем гоминьдановское.
В основу зарождающейся правовой системы китайского государства легли и положения многих других документов, принятых в советских районах. В первую очередь к ним относится Положение о выборах в Китайской Советской Республике (ноябрь 1931 г.), Положение о работе избирательных комиссий Китайской Советской Республики (декабрь 1931 г.), Закон об организации центральных органов Китайской Советской Республики (февраль 1934 г.) и многие другие акты. Заложенные в них принципы плавно "перетекли" в акты правотворчества, принимаемые органами законодательной власти КНР в первые годы после образования государства.
Первым документом, имеющим для новообразованного китайского государства характер Конституции, стала Общая программа Народного политического консультативного совета Китая, принятая на его пленарной сессии 29 сентября 1949 г. Документ состоял из Введения, семи глав, 60 статей. Эта "временная китайская Конституция" провозглашала общие принципы образованного государства (гл. 1), принципы организации государственной власти (гл. 2), особенности военной системы (гл. 3), основные направления экономической политики (гл. 4), политики в области культуры и просвещения (гл. 5), а также национальной (гл. 6) и внешней политики (гл. 7). Хотя документ был принят не законодательным органом власти (НПКСК - орган Единого народно-демократического фронта Китая) и имел политический характер, однако он являлся источником права КНР, так как играл роль Основного закона страны.
сентября 1954 г., после пятилетнего существования нового Китайского государства, была принята первая Конституция КНР. Работа над ее проектом велась специальной комиссией, созданной Центральным народным правительственным советом (ЦНПС). Хотя комиссию и возглавлял Мао Цзэдун, однако всей работой занимался Лю Шаоци (председатель КНР в 1959-1968 гг., скончался от репрессий в годы "культурной революции").
Принятая Конституция 1954 г. своим содержанием очень походила на "Сталинскую" Конституцию 1936 г. и устанавливала общие принципы деятельности государственных органов КНР (гл. 2), содержала перечень основных прав и обязанностей китайских граждан (гл. 3), закрепляла особенности государственной символики КНР (гл. 4). В ее основе также легла Общая программа НПКСК. В первой Конституции КНР широко используется и опыт международного конституционного строительства, в частности конституционного строительства социалистических стран.
Конституция КНР 1954 г. явилась базой для последующего активного развития правовой системы страны.
Важно отметить, что правовая система Китайского государства в рассматриваемый исторический период своего развития формировалась исключительно под влиянием советской юридической науки.
Ситуация в правовой системы КНР усугубилась в период так называемой культурной революции (1966-1976 гг.) (второй этап в истории формирования правовой системы КНР), когда в китайском государстве были попраны все нормы закона, а право признано буржуазным пережитком.
В этот период в Китае не было принято ни одного законодательного акта (принятая в 1975 г. новая Конституция КНР имела исключительно декларативный характер), фактически ликвидированной оказалась конституционная система государственных органов, уставные органы КПК и общественные организации. В основе "культурной революции" лежал тезис Мао Цзэдуна о том, что "без разрушения нет созидания. Разрушение - это критика, это революция" и его формула: "только устроив великую смуту в Поднебесной, можно впоследствии создать там великий порядок".
Перед самым окончанием "культурной революции" в стране была принята вторая Конституция КНР (17 января 1975 г.), которая упразднила пост Председателя КНР (главой государства становится Постоянный комитет ВСНП), значительно ограничила полномочия высшего и местных органов законодательной власти (ВСНП и местных СНП), закрепила за революционными комитетами статус постоянно действующих органов местных СНП и вместе с тем местных народных правительств.
Одним из главных отличий новой Конституции 1975 г. стало исключение из ее текста положений о советско-китайской дружбе и дружбе с другими странами социалистического лагеря. В годы "культурной революции" в среде китайских "хунвэйбинов" был в ходу лозунг об "освобождении Москвы" от реакционных и враждебных мировому коммунизму сил, поколение китайских ученых, с любовью относившихся к СССР, было подвергнуто жесточайшим репрессиям, которые коснулись и юридическую науку КНР.
После окончания "культурной революции", смерти Мао Цзэдуна (1976 г.) и ареста основных ее руководителей ("банды четырех") правовая система КНР вступила в третий этап своего формирования и развития (1976-2001 гг.). Более точно можно сказать, что начался этап восстановления некогда порушенной в годы "культурной революции" правовой системы страны. В конце 70-х гг. прошлого столетия в КНР возобновилась правотворческая деятельность, прерванная "культурной революцией". Именно с этого времени принято говорить об уникальном опыте правового строительства Китайского государства.
Главный идеолог реформ Дэн Сяопин провозгласил курс на осуществление модернизационного развития страны. Основой для практической разработки реформаторских идей Дэн Сяопина стал утвержденный в середине 1970-х гг. курс "четырех модернизаций", поставивший целью преобразования в нескольких областях: промышленности, сельском хозяйстве, армии, науке и технике. Была принята программа осуществления "политики реформ и открытости", которая положила начало бурному экономическому развитию Китая. Процесс реформ был охарактеризован Дэн Сяопином как "вторая революция" после 1949 г., но революция, не направленная на слом старой надстройки и против какого-либо общественного класса, а революция в смысле "революционного обновления социализма на его собственной основе путем самосовершенствования".
Современный облик китайское право стало приобретать, начиная с конца 1978 г., когда Китай встал на путь широких экономических и политических преобразований.
декабря 1982 г. на 5-й сессии ВСНП 9-го созыва была принята действующая Конституция КНР после более чем двухлетней подготовки.
После принятия в 1982 г. новой Конституции правовая система КНР продолжила поступательное развитие в направлении постепенного принятия необходимых для стимулирования экономического развития страны правовых документов. Основной упор в правотворческой деятельности был сделан на разработку нормативных правовых актов в экономической сфере, при этом достаточно активно развивалось процессуальное право Китая. С течением времени в правовой системе Китая появляются важные акты правотворчества, к некоторым из которых относятся: Закон КНР о статистике (1983 г.); Закон КНР о патентах (1984 г.); Закон КНР о наследстве (1985 г.); в апреле 1986 г. были приняты Общие положения гражданского права КНР (ОПГП КНР) (аналог части первой <garantF1://10064072.10000> Гражданского кодекса РФ).
Вступление в декабре 2001 г. КНР в ВТО ознаменовало собой новый этап в деле формирования социалистической правовой системы Китайского государства (четвертый этап (2001-2010 гг.)), послужило толчком к глубоким изменениям не только в социально-экономической, но и в законодательной сфере страны. Неслучайно, что руководством Китайского государства вступление в ВТО было признано "...главным событием в проведении реформ и обозначило начало нового исторического этапа в процессе открытия Китая миру". В течение 10 лет с момента вступления в ВТО в правовой системе Китая появился целый ряд новых правовых актов, а многие ранее принятые законы подверглись существенным изменениям и/или дополнениям. В первую очередь это касается законов в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, в инвестиционной и налоговой, банковской и предпринимательской сферах, в сфере борьбы с отмыванием денег и др. Существенным изменениям подверглось не только материальное, но и процессуальное право Китая.
В настоящее время правовая система Китайского государства переживает пятый этап своего развития (с 2011 г. по настоящее время). Одной из приоритетных задач, стоящих перед китайским законодателем, становится "превращение" подзаконных актов в законы, принятие единого кодифицированного акта правотворчества в гражданско-правовой сфере, а также внесение необходимых изменений в действующие нормативные правовые акты. В 2011 г. в КНР были приняты Закон о нематериальном культурном наследии, Закон о налоге на транспортные средства и суда, внесены 8-е по счету поправки в Уголовный кодекс (все указанные законы приняты 25 февраля 2011 г.). В апреле 2011 г. В КНР внесены изменения в Закон об угольной промышленности, в Закон о безопасности дорожного движения, в Закон о строительстве. В июне 2011 г. принят Закон об административном принуждении, внесены изменения в Закон о личном подоходном налоге, в Закон о военной службе. В самом конце 2011 г. изменениям подвергся Закон об удостоверениях личности граждан, Закон о профилактике и лечении профессиональных заболеваний. В первой половине текущего года ВСНП и его Постоянный комитет приняли Закон КНР о стимулировании чистых производств (новая редакция) (29 февраля 2012 г.). Внесены поправки в Уголовно-процессуальный кодекс КНР (14 марта 2012 г.), принят Закон КНР о страховании военнослужащих (27 апреля 2012 г.).
Все вышеуказанное свидетельствует о поступательном развитии правовой системы КНР, ориентированной на постепенное создание необходимого для стабильного социально-политического и экономического развития страны правового климата с учетом собственной национальной специфики. Китайское государство не считает для себя полезным привносить существующие международные правовые институты, принципы и нормы в свою правовую систему без учета особенностей правосознания и правовой культуры Китая. Такой опыт, несомненно, представляет большой интерес.
По мнению видных китайских теоретиков права, к источникам современного социалистического права Китая относятся:
) Конституция КНР. Китайская Конституция является основным источником права, "никакие законы, административно-правовые акты и местные установления не должны противоречить Конституции" (ч. 3 ст. 5 Конституции КНР).
) законы. В китайской юридической науке отсутствует принятое в России деление законов на федеральные конституционные законы, федеральные законы. В сборниках законодательства КНР и юридической литературе все действующие законы распределены по отдельным группам согласно отраслевому признаку (конституционные, гражданско-правовые, административные, социальные, уголовные, процедурные).
) административно-правовые акты - важнейший источник современного права КНР, количество которых значительно превышает законы (к настоящему времени действует более 9000 актов).
) местное законодательство. Оно достаточно хорошо развито в современном Китайском государстве и зачастую направлено на регулирование социально-экономического развития конкретного региона.
) правила. Под указанным источником права китайские юристы понимают особые административные документы, принимаемые специальными административными органами КНР во исполнение действующих законов и административно-правовых актов.
) принимаемые главными штабами Центрального военного совета, родами войск, военными гарнизонами акты и правила, решения и приказы в военной сфере в пределах своей компетенции. Принятые акты и правила применяются только в вооруженных силах КНР, а их изменение либо отмена осуществляется Центральным военным советом Китая;
) международные договоры. Признаются источником права только в том случае, когда они подписаны (ратифицированы) Китаем либо когда Китай становится их участником при учете сделанных оговорок. Особое значение для правовой системы Китайского государства международные договора приобрели после вступления страны в ВТО, когда международное сообщество настойчиво требовало от Китая имплементации некоторых международных правовых норм в действующее законодательство КНР. При этом в Конституции КНР отсутствует положение, закрепляющее примат норм международного права над национальным, декларирующее общепризнанные принципы и нормы международного права в качестве составной части правовой системы Китая.
Кроме указанных выше источников права КНР государственная воля выражается и в государственных программных документах, принимаемых партийными и/или правительственными органами Китая.
Несмотря на важное значение государственных программных документов для правовой системы КНР, их все же нельзя отнести к источниками права Китая.
Особое место в перечне источников права КНР принадлежит прецедентному праву, действующему в Особом административном районе КНР - Гонконге. После его возвращения "в лоно Родины", сохранило свою силу действовавшее на территории бывшей британской колонии право, в том числе основанное на прецедентах общее право (icommon law) и право справедливости (Equity). Для формулирования судебных решений в Гонконге используются прецеденты самого района, а другое общее право используется в качестве справочного материала. При этом вынесенные судами Гонконга решения не могут быть обжалованы в судебных органах КНР. В самом же континентальном Китае судебные прецеденты не являются источником права.
В правовой системе КНР также регулярно появляются акты толкования (разъяснения) права, издаваемые Верховным народным судом и Верховной народной прокуратурой КНР и долгое время играющие роль источников права.
В общей теории китайского права существуют следующие основные позиции по вопросу классификации права на отрасли:
) разделение на три основных отраслевых группы: публичное право; частное право; социальное право. При этом социальное право, по мнению китайских ученых, включает в себя хозяйственное (экономическое) право, трудовое право и право социального обеспечения;
) разделение на пять основных отраслевых групп и пять основных подотраслевых групп: конституционное право; гражданское право; административное право; уголовное право; процедурное право. К основным подотраслевым группам относятся: семейное право (по мнению китайских правоведов, вышло из гражданского права); хозяйственное (экономическое) право (имеет право на существование как отдельная отрасль права); финансовое право (вышло из административного и гражданского права); экологическое право (право охраны окружающей среды) (непризнанная в среде китайских юристов самостоятельная отрасль права); трудовое право и право социального обеспечения (вышло из гражданского и административного права);
) в соответствии с наиболее общепринятой классификацией права на отрасли по предмету правового регулирования в Китае выделяют конституционное право, гражданское право, административное право, экономическое право, социальное право, уголовное право, процедурное право (процессуальное и непроцессуальное).
Каждая из семи вышеуказанных отраслей права включает в себя различные подотрасли, некоторые из которых в отдельных китайских работах по общей теории права представлены как самостоятельные отрасли.
Заключение
право законодательство китай
В современной правовой системе КНР самих законов крайне мало.
Следует согласиться с известной формулой: нельзя лишать сравнительное правоведение его целевых ориентиров. В связи этим необходимо отметить основную особенность развития законодательства Китайской Народной Республики - формирование правовой стратегии, направленной на контроль над будущим. Правовая стратегия будущего достигается в повседневной правоприменительной практике Китая.
Список литературы
1.Аверин С.В. Источники международного частного права Китайской Народной Республики // Вестник международного коммерческого арбитража. 2012. N 2. С. 133 - 155.
2.Бевеликова Н.М. Законодательство Китайской Народной Республики в сравнительно-правовом измерении // Законодательство и экономика. 2012. N 4. С. 72 - 79.
.Конституции государств Азии. Том 3. Дальний Восток.- М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Норма, 2010. С. 224 - 258.
.Мелехин А.В. Судебная власть Российской Федерации: курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2012.
.Сравнительное правоведение: национальные правовые системы. Т. 3. Правовые системы Азии (под ред. В.И. Лафитского). - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; Юридическая фирма "Контракт", 2013.
6.Трощинский П.В. Влияние традиции на право современного Китая // "Журнал российского права", 2014, N 8;