Проведение инвентаризации материальных запасов в ООО 'КМБ-Строй'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    310,51 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проведение инвентаризации материальных запасов в ООО 'КМБ-Строй'

Введение

инвентаризация материальный запас

Важнейшей задачей любого предприятия при осуществлении деятельности является обеспечение сохранности экономических ресурсов, их рациональное и экономное использование, недопущение непроизводительных расходов сырьевых, топливных и иных материальных ценностей.

Актуальность исследования процесса инвентаризации обусловлено тем, что инвентаризация это важнейшее средство контроля за сохранностью средств и ресурсов предприятия. В процессе инвентаризации определяется сохранность ценностей и сравнивается их соответствие данным бухгалтерского учета. Кроме того, инвентаризация нужна для информирования заинтересованных пользователей о финансовом состоянии организации, любых форм собственности, о наличии имущества имуществе, которое находится в распоряжении данной организации

Инвентаризация является способом подтверждения достоверности данных бухгалтерского учета и реальности всех показателей бухгалтерского баланса и отчетности предприятия. Именно поэтому обязанность ведения инвентаризации закреплена в Законе «О бухгалтерском учете и отчетности», для предприятия любой организационно-правовой формы и видов деятельности, в частности перед составлением годового отчета необходимо проведения сплошной инвентаризации материальных ресурсов.

Выборочную инвентаризацию и контрольные проверки, которые осуществляются в течение года, необходимы для обеспечения дисциплины работников предприятия. Они обеспечивают своевременное обнаружение нарушений, злоупотреблений и фактов хищений, и гарантируют сохранность имущества предприятия. При серьезном подходе к организации контроля, вероятность злоупотреблений и фактов хищений имущества сводится к минимуму.

Объект исследования - процесс инвентаризации материальных запасов в ООО «КМБ-СТРОЙ».

Предмет исследования - теоретические и методико-практические вопросы проведения инвентаризации материальных запасов.

Целью курсовой работы является - анализ процесса инвентаризации материальных запасов ООО «КМБ-СТРОЙ» для разработки рекомендаций по совершенствованию организации инвентаризации в компании, которые в дальнейшем обеспечат сочетание достоверных результатов инвентаризации, экономии времени и средств на ее проведение.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

изучить понятие и содержание инвентаризации, ее видов, целей и задачи;

исследовать процесс организация проведения инвентаризации;

определить порядок использования результатов инвентаризации в учёте и аудите;

составить характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «КМБ-СТРОЙ»;

изучить организацию инвентаризации инвентаризация имущества и обязательств в ООО «КМБ-СТРОЙ»;

определить направления совершенствования процесса инвентаризации в ООО «КМБ-СТРОЙ».

Информационная база: нормативные акты, статьи периодической печати, учёбная литература и материалы предприятия: штатное расписание, учетная политика, формы годовой отчетности ООО «КМБ-СТРОЙ» и др.

Основные методы, применяемые в работе - монографический, структурный, синтеза и анализа, обобщения, сравнения, систематизации данных.

Практическая значимость работы заключается в том, что по ее итогам разработаны рекомендации для повышения эффективности организации инвентаризации в ООО «КМБ-СТРОЙ».

1. Теоретические основы проведения инвентаризации материальных запасов организации и отражения ее результатов в бухгалтерском учете

.1 Сущность, виды, цели и задачи инвентаризации

Инвентаризацией называется процесс сверки, в результате которого определяется соответствие фактического наличия имущества и обязательств данным бухгалтерского учета. С момента утверждения инвентаризации, как формы обязательного контроля, этот процесс считается нагрузкой многими, в том числе лицами, которые ответственны за товарно-материальные ценности, а также сотрудниками бухгалтерии, которые занимаются документальным оформлением результатов инвентаризации и сверкой документальных отчётов с реальностью. Основной недостаток процесса инвентаризации это большие временные затраты.

И все же процесс инвентаризации весьма значителен. Обязанность ее проведения установлено Федеральным законом «О бухгалтерском учёте» от 6.12.2011г. № 402-ФЗ. В данном законе указано, что обеспечение достоверности показателей бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности организации достигается проведением инвентаризации имущества и обязательств, в результате которой должны быть проверены и документально подтверждено их наличие, состояние и оценка [1].

Инвентаризация имущества и обязательств должна осуществляться всеми экономическими субъектами независимо от формы собственности. При проведении и оформлении результатов инвентаризации экономические субъекты должны выполнять требования Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утверждённых приказом № 49 Минфина Российской Федерации от 13 июня 1995 г. В данных указаниях определено, что инвентаризацию должны проводить в отношении различных объектов учёта и контроля, которые принадлежат экономическому субъекту. И кроме того, в отношении объектов не принадлежащих организации, но числящиеся в учёте (к примеру, находящиеся на ответственном хранении, арендованное имущество, полученные ТМЦ для переработки). [5]

Объектами инвентаризации выступают:

основные средства;

капитальные вложения;

незавершенное капитальное строительство;

капитальный ремонт;

незавершенное производство;

товарно-материальные ценности;

денежные средства;

расчеты и иные статьи бухгалтерского баланса. [9,144]

По нашему мнению, основные цели инвентаризации это:

выявить фактическое наличие имущества;

сопоставить фактическое наличие имущества с регистрами бухгалтерского учета;

проверить полноту отражения в учете обязательств.

На основе указанных целей можно выделить следующие задачи инвентаризации:

выявить фактическое наличие по основным средствам, товарно-материальным ценностям и денежным средствам, ценным бумагам, и объемам незавершенного производства в натуральных единицах;

определить сохранностью по товарно-материальным ценностям и денежным средствам с помощью сопоставления фактического наличия с регистрами бухгалтерского учета;

выявить товарно-материальные ценности, которые в некоторой степени утратили свое первоначальное качество, не отвечают стандартам качества, техническим условиям и другое;

выявить сверхнормативные и неиспользуемые материальных ценности для возможной продажи;

проверить соблюдение правил и условий по хранению денежных средств и материальных ценностей, в том числе выполнения правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и иных основных средств;

И кроме того, проверить реальную стоимость учитываемых на балансе товарно-материальных ценностей, а именно:

величины денежных средств хранящейся в кассе и на расчетных счетах, валютных счетах, денежных средств в пути;

незавершенное производство;

расходы будущих периодов;

резервы предстоящих расходов и платежей;

дебиторскую задолженность, кредиторскую задолженность (перед поставщиками материалов, банками, векселедержателям, по налогам финансовым органам и др.) и другие статьи баланса.[15,67]

Объем проведения инвентаризаций за отчетный год, порядок и сроки, а также список имущества и обязательств, которые подлежат проверки при каждой инвентаризации, определяются самой организацией, за исключением случаев обязательного проведения инвентаризации. Обязательная инвентаризация проводиться по ряду причин, которые представлены на рисунке 1.

Рис.1. Причины проведения инвентаризации

Как представлено на рисунке 1, в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации осуществление инвентаризации обязательно в случае [2]:

передачи имущества организации в форме аренды, выкупа, продажи;

смены материально-ответственного лица;

установления факта хищения;

ликвидации предприятия;

стихийного бедствия;

Составления годовой бухгалтерской отчетности, за исключением имущества, по которому инвентаризацию проводили после 1 октября отчетного года.

На рис.2 представлена классификация видов инвентаризации.

Рис.2. Виды инвентаризации

Рассмотрим представленные на рисунке 2 виды инвентаризации.

Выделяют следующие виды инвентаризаций:

по объему - полную и частичную инвентаризацию;

по методу проведения - выборочную и сплошную инвентаризацию;

по назначению - плановую, внеплановую, повторную, контрольную инвентаризацию.

Полной инвентаризацией называют инвентаризацию, которую проводят перед составлением годового отчета, при аудиторской проверке или ревизии. При такой инвентаризации должные быть охвачены все материальные ценности, денежные средства и расчетные отношения с контрагентами.

В процессе осуществления полной инвентаризации должны быть охвачены также все виды средств. Это относиться также к ценностям, не принадлежащим предприятию. Это относиться к:

арендованным основным средствам;

материалам, принятым в переработку.

В отличии от полной инвентаризации, частичная инвентаризация охватывает часть средств организации. Примерами такой инвентаризации является инвентаризация денежных средств (ревизия кассы), инвентаризация материальных ценностей, обоснованная сменой материально ответственного лица, и т.п.

Выборочная инвентаризация это инвентаризация ценностей конкретного материально ответственного лица проверяют только некоторые ценности. Выборочную инвентаризацию проводят на предприятии с большой номенклатурой ценностей.

Сплошной инвентаризацией является инвентаризация одновременно всех структурных подразделениях и филиалах, принадлежащих организации.

Плановой инвентаризацией называется инвентаризация, проводимая в соответствии с графиком в заранее установленные сроки, которые утверждены руководителем. При этом сроки проведения заранее не должны быть оглашены.

Внеплановую инвентаризацию проводят в отличие от плановой в силу сложившихся обстоятельств (передача дел материально ответственным лицом, после стихийного бедствия, хищения).

Повторную инвентаризацию проводят при возникновении сомнений достоверности, качества и объективности данных проведенной инвентаризации.

Контрольную инвентаризацию проводят по завершении инвентаризации в форме контрольных проверок достоверности проведенной инвентаризации. Она проводится при участии членов инвентаризационной комиссии и материально ответственных лиц, обязательно до открытия склада, кладовой, секции и так далее, в которых проводилась инвентаризация.[11,5]

Определив значение и содержание инвентаризации и ее видов рассмотрим далее процесс организации инвентаризации.

.2 Организация проведения инвентаризации

После обзора научной литературы, можно сказать, что система организационных мероприятий по проведению инвентаризации начинаются с приказа руководителя, который включает:

дату осуществления инвентаризации;

местонахождение осуществление инвентаризации;

поименный состав инвентаризационной комиссии с указанием председателя инвентаризационной комиссии;

список имущества, который необходимо проверить;

период проведения инвентаризации: даты начала и окончания инвентаризации;

причину осуществления инвентаризации;

срок предоставления материалов инвентаризации в бухгалтерию.[19,86]

Приказ необходимо в обязательном порядке зарегистрировать в книге контроля за выполнением приказов об осуществлении инвентаризации. Основные реквизиты книги включают:

дату начала и окончания книги;

наименование инвентаризуемого предприятия;

фамилию материально-ответственного лица;

номер и дату приказа об осуществлении инвентаризации;

поименный состав инвентаризационной комиссии;

расписку членов комиссии о получение приказа об осуществлении инвентаризации;

наименование имущества подлежащего инвентаризации;

дату начала инвентаризации и ее окончания по приказу и по факту;

предварительный итог инвентаризации: размер недостачи, либо излишков, окончательный итог;

дату утверждения итогов инвентаризации руководителем предприятия и дату принятия решения по недостаче (списание на финансовые результаты, на виновное лицо или передачу дел в суд).

Информацию о фактическом наличии имущества подлежащего инвентаризации записываю в инвентаризационные описи или акты инвентаризации как минимум в двух экземплярах. Инвентаризационная опись также содержит расписку материально-ответственного лица. Наименования ценностей и объектов, подлежащих инвентаризации, их объем указывают по номенклатуре и в единицах измерения, используемых в учете. [21,44]

Каждая страница описи содержит:

прописью число порядковых номеров материальных ценностей;

общее количество натуральных показателей, которые указаны на этой странице, независимо от единицы измерения.

Незаполненные строки должны быть прочеркнуты. На последней странице описи делают отметку о проверке цен, таксировке и подсчете итогов за подписями лиц, которые осуществляют данную проверку.

Описи должны быть подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами. В конце описи материально-ответственные лица дают расписку о том, что проверка и внесение ценностей в опись происходила в их присутствии, претензий к комиссии отсутствуют, и ценности находятся на ответственном хранении материально ответственных лиц.

При этом нужно отметить, что на арендованное имущество и имущество, которое находится на ответственном хранении, составляют отдельные списки.[22,120]

Оформление контрольных проверок происходит посредством «Актов контрольной проверки правильности проведения инвентаризации ценностей». В данном акте указывают:

место проведения инвентаризации, дату, состав комиссии;

должность, фамилию лица, которым проводится контрольная проверка;

результат контрольной проверки по порядку: указан в инвентаризационной описи - значение полученное в процессе контрольной проверки - итог.[24,211]

Акт контрольной проверки должен быть подписан лицом, которое проводит контрольную проверку, а также председателем и членами инвентаризационной комиссии.

Инвентаризация осуществляется по каждому материально-ответственному лицу и месту хранения. Проверку фактического наличия имущества необходимо производить при обязательном участии материально-ответственных лиц. Комиссии также должно быть предоставлено и проверено весовое измерительное оборудование, должно быть соблюдены установленные сроки его клеймения.

Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с применением средств вычислительной и иной организационной техники, так и ручным способом. При ручном заполнении описи должны, использованы чернилами или шариковая ручка, записи должные быть сделаны четко и ясно, без помарок и подчисток.

При исправлении ошибок, это необходимо производит во всех экземплярах описей в форме зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Над всеми исправлениями должны быть подписи всех членов инвентаризационной комиссии и материально-ответственных лиц. В описи нельзя оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки должны быть прочеркнуты. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.[27,61]

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица. В конце описи материально-ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально-ответственных лиц, принявший имущество, расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества.

На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.

Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

Материально-ответственное лицо дает расписку, что все ценности, отмеченные в описи, приняты им на ответственное хранение и никаких претензий к комиссии у него нет. По окончании инвентаризации оформленные инвентаризационные описи сдают в бухгалтерию, где их проверяют, затем сравнивают фактическое наличие средств с данными бухгалтерского учета.[14,35]

Если материально-ответственные лица обнаружили после инвентаризации ошибки в описях, им необходимо немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т. п.) сообщить об этом председателю инвентаризационной комиссии. В этом случае инвентаризационная комиссия проводит проверку указанных фактов, и при их подтверждении осуществляет исправление выявленных ошибок в указном выше порядке.

Результаты сравнения инвентаризационных описей и регистров учета записывают в сличительную ведомость. В ней указывается фактическое наличие средств по результатам инвентаризации (количество и сумма), наличие средств по данным учета и результаты сравнения - излишек или недостача. В сличительную ведомость записываю только те ценности, по которым выявлены излишки и недостачи, а остальные показывают в ведомости общей суммой. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указывают в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, в том числе используемые при проведении инвентаризации, не являются обязательными к применению. Это значит, что организация имеет право либо самостоятельно разработать документы для оформления инвентаризации, либо продолжать использовать унифицированные формы. В любом случае применяемые формы документов должны быть утверждены руководителем организации.[35,3]

В целом процесс проведения инвентаризации, описанный выше, можно представить в виде схемы - рисунок 3.

Рис.3. Порядок проведения инвентаризации коммерческой организации

На рисунке 3 представлено, что завершающим этапом инвентаризации является составление протокола комиссии - заключения о результатах инвентаризации, которые должные быть отражены затем в учете предприятия. Это может быть пересортица, недостача, излишки. Об использовании результатов инвентаризации и их отражении в учете более детально представим в следующем вопросе.

Перейдем к порядку использования результатов инвентаризации.

.3 Отражение в бухгалтерском учете результатов инвентаризации материальных запасов

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, когда была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете. Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:

основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;

убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в законодательном порядке, списывается по распоряжению руководителя организации соответственно на затраты (расходы на продажу) организации.

Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления недостач. Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же оказалась недостача, нормы естественной убыли должны применяться только к тем ценностям, по наименованию которых установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм. Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц.

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортице может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.

Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождении фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации.

В таблице 1 рассмотрим типовые проводки, отражающие недостачи или излишки материалов, выявленные в результате инвентаризации.

Таблица 1

Типовые проводки, отражающие результаты инвентаризации материалов

Дебет

Кредит

Описание проводки

Сумма проводки

Отражаются результаты инвентаризации материалов

10

91.1

Выявлены излишки материалов

Сумма излишков

Инвентаризационная опись по форме ИНВ-3 Сличительная ведомость по форме ИНВ-19 Бухгалтерская справка-расчет

94

10

Выявлены недостачи товаров

Сумма недостачи


Отражается списание недостачи материалов в пределах норм

96

94

При наличии в организации резерва на списание нормируемых потерь

Сумма недостачи в пределах нормы

Бухгалтерская справка-расчет

20

94

При отсутствии в организации резерва на списание нормируемых потерь

Сумма недостачи материалов в пределах нормы

Бухгалтерская справка-расчет

Отражаем списание недостачи материалов сверх суммы нормируемых потерь за счет виновного лица

73.2

94

Списание недостачи материалов за счет виновного лица в пределах балансовой стоимости недостающего имущества

Сумма недостачи сверх нормы в пределах балансовой стоимости недостающих материалов

Бухгалтерская справка-расчет

73.2

91.1

Если сумма взыскания с виновных лиц, больше балансовой стоимости недостающих материалов

Разница между балансовой стоимостью недостающих материалов и суммой взыскания

Бухгалтерская справка-расчет

Отражаем списание недостачи материалов в случае, когда виновные лица не установлены

91.2

94

Списание недостачи материалов на финансовый результат

Сумма недостачи

Бухгалтерская справка-расчет


Таким образом, инвентаризация - это хороший метод контроля имущества, финансовой дисциплины, правильности отражения операций на счетах бухучета, обнаружения и исправления расхождений между данными по документам и фактическими.


2. Проведение инвентаризации материальных запасов в ООО «КМБ-Строй»

.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «КМБ-Строй»

ООО «КМБ-Строй», именуемое в дальнейшем «Общество», учреждено в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации для осуществления хозяйственной деятельности и обладающее полной хозяйственной самостоятельностью.

Почтовый адрес Общества: Республика Коми, Печора р-н, Печора, ул. Школьная, 15, оф. 3.

Общество руководствуется в своей деятельности нормативными актами Гражданского кодекса, Федеральным Законом РФ «Об акционерных обществах» и Уставом. Общество является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральным законодательством, если это не противоречит предмету и целям деятельности.

Общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации. Оно создается без ограничения срока. Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами. Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке. Также Общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Целью создания Общества является получение прибыли, направление материальных, трудовых и финансовых ресурсов его участника для осуществления хозяйственной деятельности и более полного удовлетворения потребностей физических и юридических лиц современными научно-техническими разработками и технологиями, материалами и оборудованием.

Предметом деятельности Общества в связи с вышеуказанным являются:

промышленное и гражданское строительство;

выполнение ремонтных работ и модернизация транспортных средств;

оказание услуг по транспортировке и перевозке грузов, обслуживание, хранение и ремонт автомобильной техники;

строительная, ремонтно-строительная, дорожно-строительная деятельность, изготовление и реализация строительных материалов, деревообработка;

иные виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, Общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности предусмотрено требование осуществлять такую деятельность как исключительную, Общество в течение срока деятельности специального разрешения (лицензии) вправе осуществлять только виды деятельности, предусмотренные специальным разрешением (лицензией), и сопутствующие виды деятельности.

Все перечисленные работы производятся на договорной основе для государственных, частных, общественных организаций по ценам, определяемым соглашением сторон.

Уставный капитал Общества составляется из номинальной стоимости доли его участника в размере 10000 (десять тысяч) рублей, формируемый денежными средствами путем внесения указанной суммы на расчетный счет Общества. Уставной капитал определяет минимальный размер имущества Общества, гарантирующего интересы его кредиторов.

Основным обобщающим показателем финансового результата деятельности является прибыль. Прибыль Общества формируется за счет выручки от реализации работ, услуг и других поступлений без учета материальных затрат. Прибыль после расчета с бюджетом и производства обязательных платежей направляется на создание следующих фондов: резервный фонд, единый фонд развития, единый фонд оплаты труда, фонд участника, а также другие фонды, способствующие деятельности Общества.

Трудовые отношения граждан и Общества регулируются индивидуальными контрактами и действующим законодательством РФ.

Чтобы достичь своих целей и задач предприятие должно иметь оптимальную организационную структуру управления. При этом организационная структура управления не должна являться чем-то застывшим, она постоянно должна изменяться, совершенствоваться в соответствии с меняющимися экономическими условиями. Исследуемое предприятие использует линейную структуру управления, представленную на рисунке 4.

Рис. 4. Организационная структура управления ООО «КМБ-Строй»

Ознакомившись с организационной характеристикой ООО «КМБ-Строй», можно перейти к экономическому анализу финансово-хозяйственной деятельности (табл. 2). Источниками информации для данного анализа выступают формы финансовых результатах и пояснения к ним (приложение 1).

Таблица 2

Основные экономические показатели ООО «КМБ-Строй»

Показатели

Годы

Отклонения, (+-)

Темпы роста, %






2012

2013

2013-2012

2014-2013

2013-2012

2014-2013

1.Объем реализации товаров, тыс. руб.

193197

226815

234592

33618

7777

117,40

103,43

2.Себестоимость товаров, тыс.руб.

186858

233877

256281

47019

22404

125,16

109,58

3.Прибыль от реализации, тыс.руб.

6339

-7172

-21904

-13511

-14732

-113,14

305,41

4.Стоимость основных производственных фондов, тыс.руб.

118992

122720

122040

3728

-680

103,13

99,45

5.Фондоотдача, %

1,6

1,8

1,9

0,2

0,1

112,50

105,56

6.Рентабельность продаж, %

0,033

-0,032

-0,093

-0,065

-0,061

-96,97

290,63

7.Рентабельность продукции, %

0,033

-0,031

-0,092

-0,064

-0,061

-93,94

296,77


Таким образом, в 2013 году объем реализации товаров увеличился на 33618 тыс. руб., а в 2014 году на 7777 тыс. руб. Прибыль от реализации товаров в 2013 году снизилась на 13511 тыс. руб., а в 2014 году - на 14732 тыс. руб.

Фондоотдача показывает эффективность использования только основных средств организации. В 2014 г. фондоотдача увеличилась на 0,1 и составила 1,9 оборотов, т.е. уменьшилась сумма амортизационных отчислений, приходящихся на рубль объема продаж, и, следовательно, возросла доля прибыли в цене товара.

.2 Особенности инвентаризации материальных запасов ООО «КМБ-Строй»

Инвентаризация является наиболее доступным и эффективным средством для бухгалтерского контроля сохранности (наличия) имущества организации и обеспечения достоверности учетной информации.

Для обеспечения производственной программы соответствующими материальными ресурсами на предприятии ООО «КМБ-Строй» создан специальный склад для хранения основных и вспомогательных материалов, запасных частей и других материалов. Важнейшим условием правильной организации учета материалов и обеспечения их сохранности служит четкая организация работы склада.

На предприятии ООО «КМБ-Строй»» имеется одно складское помещение, которое оборудовано стеллажами и полками для хранения материалов. Склад обеспечен весоизмерительными приборами, мерной тарой и другими аналогичными приспособлениями. На каждый вид материалов ярлыки не выписываются, а ставится номер. Материалы, отпущенные на объекты, на которых выполняются работы данным предприятием, хранятся на складах объектов.

Приказом по данному предприятию устанавливается список должностных лиц, которым дано право затребовать материалы, разрешить их отпуск со склада, а также определяется режим отпуска материалов со склада. Образцы подписей этих лиц находятся на складе.

Для обеспечения полной сохранности материальных ресурсов и правильного их учета на предприятии утверждаются, в соответствии с законодательством, лица, ответственные за приемку, отпуск и списание материалов (заведующий складом), за правильное и своевременное оформление этих операций, а также за сохранность вверенных им материальных ценностей. С этими лицами в установленном порядке заключены письменные договоры о материальной ответственности. При приеме, перемещении или увольнении материально ответственных лиц обязательно производится инвентаризация материалов.

План инвентаризаций составляется главным бухгалтером Караваевой Е.Н. по согласованию с директором. Проведение инвентаризаций планируется на год с разбивкой по кварталам.

Организационная деятельность инвентаризационной комиссии включает получение распоряжение на проведение инвентаризации, инструктаж, изучение и соблюдение своих обязанностей, прав и ответственности и порядок оплаты труда за выполненную работу. Документом на право проведения инвентаризации для инвентаризационной комиссии служит приказ директора по ООО «КМБ-Строй».

До начала инвентаризации главный бухгалтер с участием директора и представителя инвентаризационной комиссии проводит инструктаж о порядке и технике проведения инвентаризационной работы.

Приказ является единым документом, который в комплексе отразит организацию предварительной инвентаризационной работы. Распоряжение о проведении инвентаризации регистрируется в журнале учёта приказов.

После регистрации и получения распоряжения о проведении, инвентаризационная комиссия непосредственно приступает к её выполнению.

Прежде чем приступить к проверке фактического наличия материальных ценностей, инвентаризационная комиссия проводит подготовительную работу. Она опломбирует помещение для хранения товарно-материальных ценностей, проверяет точность и сроки клеймения весоизмерительных приборов, группирует одинаковые материалы, получает от материально ответственных лиц последние товарно-денежные отчёты с соответствующими оправдательными документами, расписку о сдаче всех документов и отчётов по приходу и расходу материальных ценностей. Инвентаризационная комиссия тщательно проверяет предъявленные отчёты и приложенные документы, особенно накладные на внутреннее перемещение, удостоверяется в наличии подписей материально ответственных лиц. На каждом предъявленном комиссии документе и на отчётах ставится дата и подпись председателя инвентаризационной комиссии.

Ценности, подлежащие инвентаризации, подбираются по наименованиям, сортам, виду упаковки и укладываются в определённом порядке, удобном для пересчёта. Материалы подсчитываются, взвешиваются и перемериваются в присутствии материально ответственных лиц, при этом определяется их качество, сортность и цена. Инвентаризация товаров проводится в порядке расположения товаров в данном помещении. Ценности, находящиеся в нераспакованном виде, вскрывают и проверяют как по количеству, так и по качеству.

В случае обнаружения порчи, боя и лома товарно-материальных ценностей инвентаризационная комиссия составляет акт и вместе с письменным объяснением материально ответственных лиц передают на рассмотрение.

В инвентаризационной описи не допускаются подтирки или подчистки, записи в описях должны производиться ясно и чётко. Исправляются допущенные ошибки во всех экземплярах путём зачёркивания ошибок и написания сверху правильных данных. Исправления в части наименования товаров, их количества, расфасовки и цена должны быть оговорены и подтверждены подписями всех членов комиссии, что на практике нередко не совершается.

Каждый экземпляр описи в отдельности подписывается всеми членами комиссии (не под копирку). Если опись состоит из нескольких страниц, то все страницы нумеруются, а внизу каждой из них должна быть ссылка на номер следующей страницы. По каждой странице описи указывается прописью число порядковых номеров товарно-материальных ценностей и общее количество ценностей в натуральных показателях. Такой подход исключает возможность внесения в опись каких-либо изменений или приписок. После взаимной сверки каждая страница описи должна подписываться всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами, но в случае инвентаризационной описи ООО «КМБ-Строй» такое требование не выполняется, подписи только на последних страницах.

В конце описи инвентаризационная комиссия записывает прописью количество порядковых номеров и натуральных единиц отдельно по последней странице и по всей описи в целом, а также суму всех ценностей. На последней странице описи материально ответственное лицо даёт подписку о том, что все ценности проверены комиссией в натуре в его присутствии и внесены в опись.

После окончания инвентаризации председатель комиссии один экземпляр описи передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, второй - остается у материально-ответственного лица.

Фрагмент инвентаризационной описи (приложение 2) ООО «КМБ-Строй» представлен в таблице 3.

Таблица 3

Фрагмент инвентаризационной описи № 3 по субсчету 10.5 «Запасные части» на 20.11.2014 г.

№ п/п

Товарно-материальные ценности

Ед. измерения

Фактическое наличие

По данным бухгалтерского учета




Кол-во

Сумма

Кол-во

Сумма

1

Подшипник 2218

шт

12

336

12

336

2

Подшипник 7212

шт

7

315

7

315

3

Подшипник 7312

шт

55

1540

55

1540

4

Ремень 3600

шт

5

3990

5

3990

5

С/х резина

шт

6

5748

6

5748

6

Сальник 100х125

шт

79

750

79

750

7

Сальник 150х180

шт

9

90

9

8

Сальник 28х47

шт

100

710

100

710

9

Сальник 38х58

шт

58

234-90

58

234-90

10

Сальник 92х120

шт

40

400

40

400

11

Фильтр воздушный Дт-75

шт

24

1430-40

24

1430-40

12

Фильтр воздушный МТЗ

шт

21

882

21

882

13

Шланг гидравлический

шт

5

750

5

750


На инвентаризационные описи составляется перечень в двух экземплярах и под расписку передаётся главному бухгалтеру. Сданные в бухгалтерию ООО «КМБ-Строй» инвентаризационные описи тщательно проверяются и затем после проверки, выводится результат инвентаризации.

Бухгалтерией ООО «КМБ-Строй» после тщательной проверки и обработки всех документов не позднее 4-х дней определяет окончательные результаты инвентаризации. На данном этапе инвентаризации сопоставляется фактическое наличие товарно-материальных ценностей с данными бухгалтерского учета. Выявленные расхождения фиксируются в Инвентаризационной описи. В инвентаризационной ведомости остатков, составляемой бухгалтером ООО «КМБ-Строй» в графе «отклонение» отражаются недостачи или излишки. Данные в инвентаризационных описях подвергаются тщательно проверке. Все нарушения заполнения инвентаризационной описи могут свидетельствовать о хищениях. Оформив сличительные описи, инвентаризационная комиссия выявляет причины обнаруженных при инвентаризации расхождений фактического наличия товарно-материальных ценностей с данными бухгалтерского учета и вносит руководителю организации ООО «КМБ-Строй» предложения об урегулировании инвентаризационных разниц и совершенствовании механизма внутреннего контроля.

.3 Рекомендации по совершенствованию процесса инвентаризации материальных запасов в ООО «КМБ-СТРОЙ»

Качество, оперативность и экономичность осуществления инвентаризации во многом зависит от количественного и качественного состава инвентаризационной комиссии.

Для проведения инвентаризации необходимо привлекать руководителей или их заместители, бухгалтеров и других работников, имеющих хорошие знания цены, учёта и отчётности. Также важное значение имеет образование и стаж работы на занимаемой должности сотрудника, который участвует в проведении инвентаризации. В данном случае, у ООО «КМБ-СТРОЙ» в составе инвентаризационной комиссии отсутствовали руководители.

По нашему мнению, контроль материалов инвентаризаций, для оценки их достоверности и качества инвентаризационной работы необходимо осуществлять посредством тщательного анализа всех нарушений заполнения инвентаризационных описей. При этом особое внимание обращать на признаки, говорящие о хищениях. Исправлений в инвентаризационных описях и сличительных ведомостях ООО «КМБ-СТРОЙ» не обнаружено.

Основном направлением совершенствования методов проведения инвентаризации для ООО «КМБ-СТРОЙ» на наш взгляд являются:

. Необходимо применять многочисленные документы, в которые будут записаны данные о наличии ценностей специальным шрифтом, воспринимаемым и человеком, и ЭВМ.

Определение результатов инвентаризации это один из ответственных моментов бухгалтерской обработки материалов инвентаризации. Между тем некоторые руководители не рассматривают инвентаризационные описи и не дают по ним своего заключения. При тщательном изучении инвентаризационных описей представляется возможность определить ТМЦ в завышенных количествах и принять меры по рассмотрению или завозу отсутствующих ТМЦ. Таким образом, инвентаризационные ведомости дают информацию для управления запасами. Задача состоит в том, чтобы в наиболее краткие сроки обеспечить выведение результатов инвентаризации.

В данном случае руководитель ООО «КМБ-СТРОЙ» не оказал должного внимание сличительным ведомостям, расследования по факту недостачи проведено не было, факт недостачи списан на финансовый результат компании.

. Также, на наш взгляд, необходимо рекомендовать инвентаризационной комиссии определить предварительные результаты на месте, немедленно по окончании инвентаризации и до открытия предприятия.

Предварительные результаты определяются с помощью сравнения остатков по товарно-денежному отчёту с фактическими остатками по описи. Предварительные результаты имеют оперативный характер и документально не отражаются.

Улучшение качества проводимых инвентаризаций и повышение отчётности членов инвентаризационной комиссии и работников может поспособствовать также контрольная проверка проведённых инвентаризаций.

. Рекомендуется, также проверяя одноимённые ценности, которые находятся в одном хранилище, записывать их в разные места в инвентаризационной описи. Это необходимо для исключения искажений результатов инвентаризаций по причине некачественной и несвоевременной проверки бухгалтером товарно-денежных отчётов материально ответственных лиц за период инвентаризации. Это доказывает необходимость проведения при необходимых обстоятельствах после инвентаризации документальной ревизии, анализа товарных запасов, поступления, реализации и внутреннего перемещения товаров, а так же своевременности и полноты оприходования товаров, отпущенных поставщиками по оплаченным и не оплаченным документам, сдачи выручки. Только при этом условии контрольные проверки будут действенны и достигнут.

. На сегодняшний день большое распространение при обработке инвентаризационных документов имеют различные средства вычислительной и организационной техники. По нашему мнению, ООО «КМБ-СТРОЙ» также необходимо переходить на автоматизированную систему проведения инвентаризации.

Суть автоматизация процесса инвентаризации заключается в трех этапах.

Первый этап. Производят печать и маркировку объектов товарно-материальных ценностей и основных средств. Материально ответственным лицом или бухгалтером на специальном принтере печатаются штрих-коды. После этого эти штрих-коды наклеивают на все объекты учёта (по каждому объекту отдельно). Данные штрих-коды печатают на предназначенной для этого клеящейся бумаге. Это сократит время нанесения инвентарного номера на объекты основных средств и объекты товарно-материальных ценностей. Кроме того, делает инвентаризационный процесс более эстетичным, так как нанесение номеров (краской и др.) может повредить объект учёта.

Первый этап является подготовительным и может занять много времени, особенно при переходе автоматизации процесса ручного способа нанесения маркировок. Но в последующем достаточно будет при поступлении объекта основного средства или товарно-материальных ценностей только распечатать штрих-код и приклеить его к конкретному объекту.

Второй этап. Это уже непосредственно процесс инвентаризация. В течение этого этапа члены инвентаризационной комиссии при помощи сканера считывают штрих-коды с объектов основных средств и товарно-материальных ценностей.

Третий этап. Заключается выгрузке и анализе проведённой инвентаризации - произойдёт автоматическое формирование всех документов.

К примеру, по автоматически сгруппированной сличительной ведомости можно затем сравнить фактическое наличие объектов основных средств и товарно-материальных и их документальным наличием и данными бухгалтерии.

Очевидна экономия времени. Это главное и самое значимое преимущество автоматизированного процесса инвентаризации. К положительным сторонам автоматизации процесса инвентаризации можно отнести:

минимизацию трудозатрат при осуществлении инвентаризации и другого учёта имущества;

снижение вероятности несанкционированной продажи имущества;

своевременное определение окончания срока эксплуатации имущества;

повышение уровня оперативного контроля движения основных средств и товарно-материальных ценностей;

избавление от неточностей при приёме или выбытии основных средств;

устранение установленных прямых злоупотреблений материально ответственных лиц;

обработка и проведение и анализа дополнительных данных об имуществе.

Таким образом, в качестве основных направлений совершенствование процесса инвентаризации для ООО «КМБ-СТРОЙ» могут быть:

привлечение в состав инвентаризационной комиссии руководителя, детальный анализ инвентаризационных описей и сличительных ведомостей4

тщательное расследование причин недостач и излишков, применение действенных мер.

инвентаризационной комиссии необходимо определять предварительные результаты на месте, сразу после окончания инвентаризации и до открытия предприятия.

проверяя одноимённые ценности, которые находятся в одном хранилище, записывать их в разные места в инвентаризационной описи. Для исключения ошибки и искажения данных.

переход ООО «КМБ-СТРОЙ» на автоматизированную систему проведения инвентаризации: осуществлять печать и маркировку объектов товарно-материальных ценностей и основных средств с помощью специальных штих-кодов, применять автоматическое формирование документов по итогам инвентаризации.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что инвентаризация имущества коммерческой организации - это метод бухгалтерского учета, позволяющий обеспечить соответствие данных бухгалтерского учета об имуществе и обязательствах их фактическому состоянию. Инвентаризация - это обязательное дополнение к документации.

Основными нормативными актами, регулирующими порядок проведения инвентаризации, являются:

Закон о бухгалтерском учете; Положение по ведению бухгалтерского учета; Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 (далее - Методические рекомендации по инвентаризации).

В ходе инвентаризации можно использовать типовые межведомственные формы первичной учетной документации, утвержденные Госкомстатом России.

В процессе исследования, нами установлено, что цель и задачи инвентаризации сводятся к выявлению фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.

Инструментарий организации процесса проведения инвентаризации коммерческой организации следующий: приказ о проведении инвентаризации; книга контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации; инвентаризационные описи; контрольные проверки; сличительные ведомости; отражение на счетах бухгалтерского учета результатов инвентаризации.

Организация проведении инвентаризации включает следующие этапы:

. Подготовительный этап, который состоит из формирования инвентаризационной комиссии, подготовки приказа о проведении инвентаризации, определении сроков и видов активов и обязательств, которые будут проверяться.

. Непосредственно проверка, в процессе которой необходимо установить фактическое наличие объектов инвентаризации (активов, обязательств), составить инвентаризационные ведомости и сопоставить результаты с данными бухгалтерского учета, составить сличительные ведомости при выявлении расхождений.

. Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.

На основе анализа научной литературы, нами определены следующие основные виды инвентаризации.

по объему - полную и частичную инвентаризацию;

по методу проведения - выборочную и сплошную инвентаризацию;

по назначению - плановую, внеплановую, повторную, контрольную инвентаризацию.

Результаты инвентаризации являются важнейшим инструментом контроля для управленческой деятельности. Результаты инвентаризации позволяют выявить излишки и недостачи, местонахождение и состояние имущества, а также дать необходимую информацию руководству организации для принятия управленческих и кадровых решений. Именно знание результатов качественно проведенной инвентаризации позволяет менеджменту компании минимизировать потери от того, что уже случилось, и пресечь некоторые возможные неприятные ситуации.

Результаты инвентаризации обязательны для использования в бухгалтерском учете, то есть при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета. Происходит это следующим образом:

а) излишек имущества принимают к учету по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации. Соответствующую сумму зачисляют на финансовый результат в составе прочих доходов - Дебит счета 10 «Материалы», 43 «Готовая продукция», 01 «Основные средства» и др. Кредит счет 91.1 «Прочие доходы».

б) недостачу или порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм - за счет виновных лиц, либо если они не установлены на убыток организации в составе прочих расходов. Итоговая запись - Дебет 91-2 «Прочие доходы и расходы/ Прочие расходы» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Результаты инвентаризации также могут быть использованы в процессе аудита. Однако, по нашему мнению, применение результатов инвентаризации аудитором при проведении аудита весьма затруднительно, так как один из основных принципов аудита это критическое суждение, но аудитор не может быть уверен в том, что инвентаризации проходила с соблюдением всех необходимых требований и ее результаты являются достоверными. Для применения результатов инвентаризации аудитор может присутствовать при проведении инвентаризации.

Список использованных источников

Федеральныйчзаконота06.12.2011 № 402-ФЗа «О бухгалтерском учете» (ред. от 04.11.2014).

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (ред. от 24.12.2010).

«Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утв.Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н.

Положение по бухгалтерскому учету «Учётная политика организации" (ПБУ 1/2008), утв. Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (ред. от 08.11.2010).

Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».

Астахов, В. П. Теория бухгалтерского учета: изд. 3-е, перераб. и доп. / В.П. Астахов. - Ростов н/Д : МарТ, 2012. - 448 с.

Бабаев, Ю. А. Теория бухгалтерского учета : Учебник для вузов / Ю. А. Бабаев. - М. : Аудит, 2013. - 391с.

Бородина, В. В. Инвентаризация в бухгалтерском учете : Учеб.-практ.пособие / В. В. Бородина. - М. : Городец, 2014. - 320 с.

Бородина В. В. Инвентаризация денежных средств: отражение результатов в бухгалтерском учете // Аудиторские ведомости . - 2014. - № 08. - С. 25-32.

Галимарданова Н.М. Инвентаризация и естественная убыль материально-производственных запасов // Ученые записки КГАВМ им. Н.Э. Баумана .- 2012. -№211. -С.373-376.

Гладышев В.В. Современные способы автоматизации процесса инвентаризации // Известия ОГАУ . -2014.- №30-1. -С.210-213.

Гришкина, С.Н. Бухгалтерский (финансовый) учёт : Учебное пособие для студ. бакалавриата по напр. "Экономика" / С.Н. Гришкина, О.В. Рожнова, Ю.В. Щербинина ; ФГОБУ ВПО "Финансовый университет при Правительстве РФ", кафедра бухгалтерского учёта .- М. : Финуниверситет, 2012 .- 160 с.

Гутников, О. В. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств // Главбух. -2015.-№1.- С.67-74

Гущина, И. Э. Инвентаризация расчетов: порядок проведения и учета результатов / И. Э. Гущина // Бухгалтерский учет. - 2014. - № 4. - С. 27-33.

Дмитреева О.Г., Леусский А.И. Международные стандарты финансовой отчётности в менеджменте.-М.: Высшее образование,2012. -277с.

Ерофеева В.А., Пискунов В.А., Битюкова Т.А. Аудит.- М.: Высшее образование, 2012.-447с.

Журко, В. Ф. Инвентаризация как метод контроля / В. Ф. Журко, Н. М. Бобошко // Бухгалтерский учет. - 2013. - № 02. - С. 86-88.

Зубенко В.Н. 402 федеральный закон «о бухгалтерском учете» - новое в системе учета // Вестник НГИЭИ .- 2014. -№7 (38).- С.63-70.

Иноземцева, М. М. Инвентаризация имущества и обязательств организации / Главбух. -2012.-№8.- С.44-56

Касьянова, Г. Ю. Инвентаризация: бухгалтерская и налоговая / Г. Ю. Касьянова. - 8-е изд., перераб. и доп. - М. : АБАК, 2014. - 272 с.

Керимов В.Э. Бухгалтерский финансовый учёт.-М.: Из-во Дашков и К, 2011. -724с.

Кизилов, А. Н. Теория бухгалтерского учета : Учебное пособие / А. Н. Кизилов. - М. : ЭКСМО; М.; М.; М. : Наука-Пресс, 2012. - 335 с.

Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учёт: учебник- М.: Велби, изд-во Проспект, 2013. -448с.

Кузьмина Ж. В. Инвентаризация основных средств и материально-производственных запасов// Российский налоговый курьер. - 2013. - № 01-02. - С. 129-135.

Приложения




Похожие работы на - Проведение инвентаризации материальных запасов в ООО 'КМБ-Строй'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!