Основы поиска в справочных правовых системах. Средства поиска

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,83 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основы поиска в справочных правовых системах. Средства поиска

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ (РПА Минюста России)»

Юридический факультет

Кафедра информационного права, информатики и математики







РЕФЕРАТ

по дисциплине:

«Информационные технологии в юридической деятельности»

на тему: «Основы поиска в справочных правовых системах. Средства поиска»








Москва 2016

Содержание

Введение

Глава 1. Основные виды поиска документов в справочно-правовых системах

1.1 Поиск по реквизитам документа

.2 Поиск по контексту

.3 Поиск по специализированным классификаторам

.4 Интеллектуальный поиск

Глава 2. Средства поиска в справочно-правовых системах «Гарант», «Консультант Плюс», «Кодекс»

2.1 «Поиск по реквизитам», «Карточка поиска», «Поиск по атрибутам»

.2 «Базовый поиск», «Быстрый поиск», «Интеллектуальный поиск»

.3 Другие инструменты поиска в справочно-правовых системах «Гарант», «КонсультантПлюс», «Кодекс»

Заключение


Введение

В настоящее время одним из наиболее важных направлений профессиональной деятельности юриста является справочная информационная работа, связанная с обработкой, систематизацией, использованием и поиском правовой информации. Раньше эта работа велась, да и в настоящее время еще ведется, с помощью картотек на бумажных носителях. С появлением персональных компьютеров справочная работа качественно изменилась, основным ее инструментом стали электронные справочные правовые системы (СПС), с помощью которых можно быстро найти любую информацию правового характера.

Возможность компактного хранения большого объема информации - одно из важнейших преимуществ любых компьютерных технологий. Правовая информация характеризуется большими объемами как существующей, так и вновь появляющейся информации. По мере роста объёма баз данных СПС, возникла необходимость в развитии и усовершенствовании средств поиска, позволяющие найти необходимый документ. Технологии справочных правовых систем должны одновременно эффективно решать две задачи: обеспечить как полноту, так и точность поиска нужной информации внутри всего массива, представленного в СПС. Сложность заключается в том, что, добиваясь большей полноты поиска, мы одновременно увеличиваем вероятность получения так называемого «шума» - документов, не имеющих прямого отношения к рассматриваемой проблеме (т.е. уменьшаем точность), и наоборот, борясь за точность подборки документов, мы рискуем отсечь документы, которые могут представлять интерес.

Повысить эффективность поиска в такой ситуации (а профессиональная СПС должна обеспечивать уровень эффективности по полноте и точности поиска, близкий к единице) можно путем использования нескольких способов поиска информации.

Ознакомление с основами поиска документов в компьютерных справочно-правовых системах (СПС), с современными поисковыми инструментами получения информации правового характера необходимо для дальнейшего создания автоматизированного рабочего места юриста, формирований знаний, умений и навыков по применению, как в период обучения, так и в дальнейшей профессиональной деятельности, информационных систем правового назначения.

Глава 1. Основные виды поиска документов в справочно-правовых системах

Профессиональная СПС должна предоставлять возможность поиска документов в различных ситуациях, зависящих от того, какой информацией о предмете поиска владеет пользователь СПС. Можно выделить следующие основные ситуации:

·пользователь знает (хотя бы приблизительно) реквизиты документов (например, номер, дату принятия, принявший орган);

·реквизиты искомых документов пользователю неизвестны, но предположительно известны слова и словосочетания, содержащиеся в тексте документа;

·требуется найти информацию по правовому вопросу, при этом пользователь не знает, в каких документах содержится эта информация, и затрудняется сказать, какие именно термины используются в документе, регулирующем этот вопрос.

На основе рассмотренных ситуаций и решений по ним в современных СПС можно выделить 3 основных вида поиска в компьютерных справочных системах:

·поиск по реквизитам документов (реквизитный),

·поиск по контексту (контекстный),

·поиск по специализированным классификаторам (тематический).

Прорыв, совершенный в сфере информационно-коммуникационных технологий в последние годы, привел к широкому проникновению интернета во все сферы деятельности и слои общества. Это обстоятельство потребовало от разработчиков СПС направить развитие программных технологий поиска информации в СПС в сторону унификации с интерфейсом поисковых систем в интернете и к разработке поиска с применением интеллектуальных технологий обработки правовой информации (интеллектуальный поиск), позволяющий моментально открывать списки нужных документов, путём формирования простого поискового запроса. Это, пусть новый и пока не основной, но очень значительный вид поиска, дальнейшее развитие и распространение которого уже, несомненно, получит продолжение. Пока что интеллектуальный поиск реализован только в коммерческих СПС. Это «Базовый поиск» (СПС «Гарант»), «Быстрый поиск» (СПС «Консультант Плюс») и «Интеллектуальный поиск» (СПС «Кодекс»).

1.1Поиск по реквизитам документа

Поиск документов по реквизитам довольно прост, и уже на самых ранних этапах становления справочных правовых систем программные технологии позволяли эффективно решать такую задачу. Любая СПС сегодня позволяет найти документ по одному или нескольким его реквизитам. Расширенный перечень реквизитов документа позволяет быстро и точно искать запрашиваемый акт. Среди реквизитов, характеризующих документ, пользователь может указать номер и дату принятия документа, номер акта, вид акта, название органа, принявшего акт, дату и номер регистрации в Минюсте России, источник и дату опубликования. При этом можно задавать несколько однотипных реквизитов, соединяя их различными логическими условиями (И, ИЛИ, КРОМЕ), вместо точной даты задавать различные диапазоны времени и т.д. При определении конкретного критерия поиска пользователь может вывести на экран список всех данных по определенному им реквизиту, что позволит избежать ввода критериев, на которые заведомо отсутствуют документы.

Поиск по реквизитам документа это наиболее простой, удобный и очевидный способ поиска. Однако он применим только в тех ситуациях, когда точно известны реквизиты конкретного документа. Основная проблема заключается в том, что в большинстве реальных ситуаций чаще всего требуется поиск документов, точные реквизиты которых заранее неизвестны. Другими словами, нужно найти документы, зная только общий смысл проблемы.

1.2Поиск по контексту

Если неизвестны реквизиты искомого документа, но известно, о чем идет в нем речь, то можно попытаться найти его по контексту, то есть по словам и словосочетаниям, встречающимся в тексте документа. В СПС должна быть предусмотрена такая возможность. Очевидно, что программная реализация данного инструмента является более сложной задачей, чем реализация поиска документов по формальным реквизитам. Это определяется объективными причинами, связанными с богатством естественного языка общения людей между собой по отношению к формализованному описанию ограниченного числа характеристик документа (его реквизитов).

На ранних стадиях развития справочных правовых систем возможности этих технологий позволяли задать несколько слов или словосочетаний, входящих в текст документа, и соединить их простейшими логическими условиями (И, ИЛИ, КРОМЕ). Затем появилась возможность учесть близость нахождения заданных слов в тексте документа. Например, задав для поиска два слова - ГЛАВНЫЙ и БУХГАЛТЕР,- можно было реализовать следующие возможности:

·найти все документы, где встречается хотя бы одно из этих слов: для этого надо соединить их логическим условием ИЛИ;

·найти все документы, где встречаются оба заданных слова: для этого надо соединить их логическим условием И;

·найти все документы, где заданные слова располагаются недалеко друг от друга: для этого надо было дополнительно указать, что слова обязательно должны располагаться в пределах заданного количества строк или слов.

Стандартом для технологий поиска в СПС по тексту документа в настоящее время является предоставление пользователю возможности задать поисковое выражение на естественном языке, так, чтобы при поиске нужных документов система сама учла близость расположения слов в тексте, нашла документы, где заданные слова встречаются в любых грамматических формах (с любыми окончаниями). Более того, желательно, чтобы поисковые технологии позволяли также учитывать возможные сокращения и синонимы. При этом остается важным сохранение возможности делать вручную ряд «тонких» настроек, например, регулировать близость слов в поисковом выражении, осуществлять поиск слов в определенной форме с определенным окончанием и пр.

1.3Поиск по специализированным классификаторам

Поиск по классификатору (тематический поиск) - это поиск по тематическому рубрикатору правовой информации. Данный вид поиска удобен для составления тематических подборок документов и для комплексного изучения правовой проблемы. Существует достаточно много разновидностей классификаторов. Общей чертой всех разновидностей поиска по классификаторам является то, что вся информация проходит предварительную обработку и рубрицируется. Это означает, что эксперт ставит в соответствие каждому элементу информационного массива (документу в целом или его части) определенный элемент классификатора, то есть таким образом указывается определенная рубрика. После такой обработки пользователь может выбрать интересующую его рубрику и получить всю подборку документов или их частей, которые были предварительно отобраны экспертом. Чаще всего в основе таких классификаторов лежит предмет правового регулирования, «тема» документа. При этом классификатор представляет собой систему юридических понятий (рубрик, ключевых слов, дескрипторов), отражающих содержание актов, которые составляют информационный массив.

В зависимости от расположения рубрик классификаторы можно разделить на иерархические и алфавитные.

В первой разновидности классификаторов рубрики расположены в иерархическом порядке, от общего к частному. Такое расположение рубрик более традиционно, оно напоминает оглавление книги и понятно абсолютному большинству пользователей. В разных базах данных используются различные классификаторы этой разновидности: Общеправовой классификатор отраслей законодательства (ОКОЗ), его модификации или другие независимые разработки.

Классификаторы второй разновидности разработаны на основе специальных словарей, состоящих из юридических понятий, расположенных в алфавитном порядке (в частности, к этой разновидности классификаторов относятся ключевые слова).

Каждая из этих разновидностей классификаторов (чаще вторая) может усложняться путем уточнения и увеличения количества юридических понятий, составляющих классификатор. Рубрики могут состоять из некоторого набора терминов и представлять собой описание определенной ситуации.

1.4Интеллектуальный поиск

При интеллектуальном поиске можно выбрать область поиска документов. «Быстрый» поиск осуществляется по всем установленным информационным блокам. Интеллектуальный поиск позволяет найти максимальное количество документов по интересующему пользователя вопросу даже тогда, когда пользователь не может его описать в понятиях тематического или «ситуационного» словаря. Пользователь описывает вопрос так, как он его, понимает, в виде поисковой фразы. Отметим, что в поисковой фразе можно использовать и значения реквизитов документа. Система анализирует поисковую фразу, отбрасывает «шумовые» слова и выделяет наиболее значимые. Проверка соответствия документа поисковой фразе происходит следующим образом:'

·вхождение всех значимых слов в название документа; вхождение всех значимых слов в текст документа;

·подсчет количества вхождений каждого слова в текст документа. Для каждого из отобранных документов устанавливается степень близости документа запросу («вес» документа). Список отобранных документов выдается в порядке убывания их «веса»

реквизит документ справочный интеллектуальный

Глава 2. Средства поиска в справочно-правовых системах «Гарант», «КонсультантПлюс», «Кодекс»

Самыми передовыми и современными технологиями поиска документов обладают российские негосударственные СПС: «Гарант», «КонсультантПлюс» и «Кодекс». Именно поэтому стоит рассмотреть именно их средства (инструменты) поиска.

В системе «Гарант» есть 5 инструментов поиска: «Базовый поиск», «Поиск по реквизитам», «Поиск по ситуации», «Поиск по источнику опубликования», поиск по Толковому словарю СПС «Гарант».

В системе «КонсультантПлюс» так же 5 инструмента поиска: «Быстрый поиск», «Карточка поиска», «Правовой навигатор», «Поиск по прессе и книгам», поиск по Толковому словарю СПС «КонсультантПлюс».

Некоторые из этих инструментов являются аналогами друг друга, другие же обладаю своими особыми чертами, либо являются единственными в своём роде.

2.1«Поиск по реквизитам», «Карточка поиска», «Поиск по атрибутам»

«Поиск по реквизитам» СПС «Гарант», «Карточки поиска» СПС «КонсультантПлюс», «Поиска по атрибутам» СПС «Кодекс» являются аналогами друг друга с некоторыми различиями.

В отличие от того же «Кодекса», в «Поиске по реквизитам» СПС «Гарант», не обязательно вводить номер, точный во всех знаках препинания и пробелах. Умный механизм ищет в том числе и по контексту. Можно выбирать блок информации для поиска, но поля одинаковы для всех видов документов. Это недостаток. Например, нет поля для поиска по автору. Также в «Поиске по реквизитам» активно продвигается такой новый раздел, как «Правовой календарь». В нём есть три поля: «Вступление в силу», «Утрата силы», «Внесение изменений». В каждом из этих полей предлагается ввести диапазон дат. Фактически, этот инструмент позволяет отслеживать изменения законодательства за какой-то период с конкретизацией по виду изменений. То есть теперь с помощью «Поиска по реквизитам» можно, например, посмотреть правовые акты по НДС, утратившие силу с начала апреля по середину мая прошлого года. Однако в «Гаранте» нет такого параметра, как близость слов. В отличие от «КонсультантПлюс», здесь нельзя уточнить, где встречаются искомые слова: в пределах словосочетания или абзаца.

В «Карточке поиска» СПС «КонсультантПлюс» так же не обязательно вводить номер, точный во всех знаках препинания и пробелах. Можно выбирать раздел для поиска, такой как «Законодательство» и «Финансовые и кадровые консультации», для каждого раздела будут свои собственные поля. Есть одно преимущество перед другими СПС: в поиске по полям «Название документа» и «Текст документа» есть вкладка «Расширенный поиск», в которой можно выбрать следующие параметры:

·параметр близости слов позволяет уточнить, где встречаются искомые слова: в пределах словосочетания или абзаца, или в пределах указанного количества слов;

·по умолчанию установлен параметр «в абзаце» (это очень выгодно отличает «КонсультантПлюс» от других СПС, поиск которых ищет слова по всему документу, и это невозможно никак изменить). Согласитесь, что когда вы ищете «нужна ли печать на счет-фактуре», Вы хотите найти информацию именно о печати на счет-фактуре, а не перебирать кучу документов, где слово «печать» встречается в начале текста, а «счет-фактура» в конце, и эти слова никак не связаны между собой. В «КонсультантПлюс» Вы можете уточнить, что слова «печать» и «счет-фактура» должны находиться рядом;

·по умолчанию установлено значение «с любым окончанием», но иногда нужно, чтобы находились точные слова, как в запросе, для чего есть соответствующая опция;

·также предлагается использовать или отключить словарь синонимов и связь разных частей речи. Это тоже нужно для точности поиска.

Таким образом, Вы можете управлять своим поиском, чтобы он работал так, как Вам нужно, а «Карточка поиска» может претендовать на роль главного поиска в связи со своей универсальностью.

«Поиск по атрибутам» СПС «Кодекс»: его достоинством является то, что для каждого вида информации предлагаются свои атрибуты. Для консультаций - автор, для форм - код, и т.д. Недостаток же в следующем: этот поиск не допускает отклонений и требует 100% точности запроса.

2.2«Базовый поиск», «Быстрый поиск», «Интеллектуальный поиск»

«Базовый поиск» СПС «Гарант», «Быстрый поиск» СПС «Консультант Плюс» и «Интеллектуальный поиск» СПС «Кодекс» являются аналогами друг друга, но у каждого есть значимы особенности.

«Базовый поиск» СПС «Гарант» ищет по словам, фразам, по контексту, по аббревиатурам, живому языку, и даже по словам из профессионального сленга. Это самый быстрый поиск из конкурентов, потому что ищет по единому информационному пространству, не разделенному на отдельные системы. «Базовый поиск» позволяет искать по отдельным видам документов: по актам органов власти, по судебной практике, по формам документов, комментариям и так далее.

«Быстрый поиск» так же ищет по словам, фразам, по контексту. «Быстрый поиск» позволяет искать отдельно по Законодательству, Судебной практике, консультациям и формам документов. Однако есть особенности. «Базовый поиск» СПС «Гарант» намного быстрее «Быстрого». Это связано с тем, как организована информация. В «Гаранте» она организована как единое пространство документов, и поиск ведется сразу по всей базе данных, в то время как «КонсультантПлюс» вынужден повторять поиск в каждом информационном банке по отдельности. Таким образом, по иронии судьбы «Быстрый поиск» − не самый быстрый.

«Интеллектуальный поиск» .отличается выше перечисленных поисков лишь тем, что нет вкладок для поиска по виду документа (например, по комментариям). «Интеллектуальный поиск» является в «Кодексе» основным инструментом. Он ищет также по номеру документа, по видам документа и остальным реквизитам документа, заменяя собой «Поиск по атрибутам». В этом случае «Интеллектуальный поиск» сообщает при выводе результатов, что слово «акт», например, рассматривалось как вид документа.

2.3Другие инструменты поиска в справочно-правовых системах «Гарант», «КонсультантПлюс», «Кодекс»

«Поиск по ситуации» СПС «Гарант» - лучший помощник в поиске, если вы не знаете, какими именно словами сделать правильный запрос, чтобы программа вас поняла. В нем собрано множество ситуаций поиска, которые Вам обязательно помогут. Просто вводите какие-то ключевые слова, и выбирайте нужную ситуацию из получившегося списка. Данного поиска нет в «Кодексе». «Поиск по ситуации» в СПС «Гарант» является очень точным аналогом «Правового навигатора» в СПС «КонсультантПлюс».

«Поиск по источнику опубликования» СПС «Гарант» - удобный поиск по изданиям. Вводите название интересующего Вас журнала и получаете архив его выпусков. Подобного нет в СПС «Кодекс». «Поиск по источнику опубликования» опять же является довольно точным аналогом поиска «Пресса и книги» в СПС «КонсультантПлюс».

Поиск документов по толковому словарю системы есть во всех трёх СПС. Принцип работы поиска прост: из списка выбирается интересующий термин, и система выдает имеющиеся документы, содержащие этот термин.

Заключение

Каким образом организовать поиск информации в своих справочных системах, человечество решает уже довольно давно. К настоящему времени выработано множество эффективных поисковых средств (инструментов) и приёмов, позволяющих найти необходимый документ. Основные виды поиска и их принципы мы рассмотрели на примере инструментов поиска современных СПС («Гарант», «Консультант Плюс», «Кодекс»). Сегодняшние СПС предоставляют возможность эффективно работать с любым из этих видов поиска. Возможности мгновенного поиска с помощью комплекса поисковых инструментов - совершенно новый уровень работы с информацией, который обеспечили компьютерные технологии.

Важнейшее свойство программных технологий заключается в том, что они позволяют не просто в сотни раз быстрее искать конкретный фрагмент текста документа по тому или иному признаку, но и одновременно сочетать несколько поисковых инструментов. В действительности каждый вид поиска имеет свои достоинства и недостатки, преимущества и ограничения при использовании. Оптимальный же результат может быть получен только при сочетании различных видов поиска и их параллельном использовании.

Список использованной литературы

1.Информационные технологии в юридической деятельности: учебник для бакалавров / под общ.ред. П.У. Кузнецова. - М. : Издательство Юрайт, 2013. - 441 с.

2.Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы «КонсультантПлюс»: учебник для вузов / Под общ. ред. Д.Б. Новикова, В.Л. Камынина. - М.: ООО НПО «Вычислительная математика и информатика», 2003. - 319 с.

.Информационные технологии в юридической деятельности: учебник / под ред. В. Д. Элькина. - М. : Проспект, 2012. - 349 с. 3.

.Информационные технологии в юриспруденции: учеб. пособие / под ред. С. Я. Казанцева. - М. : Академия, 2011. - 361 с.

Список использованных электронных ресурсов

1.Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

2.Справочная правовая система «Гарант».

.Свободный интернет ресурс «Страна права».

.Справочная правовая система «Кодекс».

Похожие работы на - Основы поиска в справочных правовых системах. Средства поиска

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!