Оценка платежеспособности предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,35 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оценка платежеспособности предприятия

Содержание

Введение

. Экономическое содержание понятий платёжеспособности и ликвидности

.1 Сущность финансового состояния предприятия

.2 Информационная база для анализа финансового состояния

.3 Оценка платёжеспособности и ликвидности

. Практические задания

.1 Порядок заполнения бухгалтерской отчётности на примере «ООО» Технопарк»

.2 Порядок формирования показателей формы отчёт «о финансовых результатах»

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Определить в условиях кризиса неплатежей и применения ко многим предприятиям процедур банкротства (несостоятельности), объективная оценка их финансового состояния имеет приоритетное значение.

Главными критериями такой оценки являются показатели платежеспособности и ликвидности.

Платежеспособность предприятия характеризуется его возможностью и способностью своевременно и полностью выполнять свои финансовые обязательства перед внутренними и внешними партнерами, а также перед государством.

Платежеспособность непосредственно влияет на формы и условия осуществления коммерческих сделок, в том числе на возможность получения кредитов и займов.

Ликвидность определяется способностью предприятия быстро и с  минимальным уровнем финансовых потерь преобразовать свои активы (имущество) в денежные средства. Она характеризуется также наличием у него ликвидных средств, в форме остатка денег в кассе, денежных средств на счетах в банках и легкореализуемых элементов оборотных активов (например, краткосрочных ценных бумаг).

Понятия платежеспособности и ликвидности хотя и не тождественны, но на практике тесно взаимосвязаны.

Ликвидность баланса предприятия отражает его способность своевременно рассчитываться по долговым обязательствам.

Неспособность предприятия погасить свои долговые обязательства перед поставщиками, кредиторами, акционерами и государством приводит к его финансовой несостоятельности (банкротству).

Для оценки платежеспособности и ликвидности предприятия можно использовать следующие основные методы:

анализ ликвидности баланса;

расчет и оценка финансовых коэффициентов ликвидности;

анализ денежных (финансовых) потоков.

Объектом исследования в данной работе выступают экономическое содержание понятий платёжеспособности и ликвидности.

Предметом исследования являются наличие ликвидных средств, в форме остатка денег в кассе, денежных средств на счетах в банках и легкореализуемых элементов оборотных активов (например, краткосрочных ценных бумаг).

Целью работы выступает финансовое состояние предприятия, с позиции краткосрочной политики оценивается показателями ликвидности и платежеспособности.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

рассмотреть сущность финансового состояния предприятия:

обобщить и выявить анализ финансовой отчётности, которой оценивают прошлое и текущее финансовое положения и результат деятельности организации.

Провести порядок заполнения бухгалтерской отчётности на примере «ООО» Технопарк.

Методы исследования, использованные в процессе выполнение работы:

изучение и анализ данной литературы;

комплексный подход к исследованию рассматриваемой проблемы;

В качестве работы использовалась учебная литература, книги.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие / Людмила Валентиновна Пономарева, Наталья Дмитриевна Стельмашенко. - Москва: Вузовский учебник; Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М". Практическая значимость заключается в том, что в процессе изучения было предложено предприятие, которое не является финансово-устойчивым.

1. Экономическое содержание понятий платёжеспособности и ликвидности

.1 Сущность финансового состояния предприятия

платежеспособность ликвидность финансовый бухгалтерский

Важным показателем, характеризующим платежеспособность и ликвидность предприятия, является собственный оборотный капитал, который определяется как разность между оборотными активами и краткосрочными обязательствами.

Предприятие имеет собственный оборотный капитал, пока оборотные активы превышают краткосрочные обязательства. Этот показатель называют чистыми текущими активами. Во многих случаев основной причиной изменения величины собственного оборотного капитала, является полученная организацией прибыль (или убыток).

Рост собственного оборотного капитала, вызванный опережением увеличения оборотных активов по сравнению с краткосрочными обязательствами, обычно сопровождается потоком денежных средств.

Уменьшение собственного оборотного капитала, наблюдаемое, если рост оборотных активов отстает от увеличения краткосрочных обязательств, как правило, обусловливается получением кредитов и займов.

Собственный оборотный капитал должен без затруднений трансформироваться в денежные средства.

Если в оборотных активах большой удельный вес труднореализуемых видов, это может снизить платежеспособность предприятия.

Понятие «ликвидность предприятия», означает возможность своевременно и полно обеспечивать выполнение своих долговых и финансовых обязательств, перед всеми партнерами, что определяется наличием достаточного собственного капитала предприятия, оптимальным размещением и величиной средств по статьям актива и пассива, баланса с учетом соответствующих сроков.

С этой точки зрения в мировой теории и практике ликвидность, принято понимать как «запас» или «поток».

При этом ликвидность как «запас» включает в себя определение степени возможности предприятия выполнять свои обязательства перед клиентами и партнерами в определенный момент времени путем повышения доли высоколиквидных статей активов.

Ликвидность как «поток» анализируется с точки зрения динамики.

Это предполагает оценку способности предприятия в течение определенного периода времени изменять сложившийся неблагоприятный уровень ликвидности, предотвращать ухудшение достигнутого уровня ликвидности, или сохранять его за счет эффективного управления соответствующими статьями активов и пассивов.

Поэтому, каждое предприятие может самостоятельно обеспечивать поддержание своей ликвидности, на заданном уровне на основе анализа ее состояния, в конкретные периоды времени и прогнозирования показателей ликвидности.

Для проведения в последующем научно обоснованной финансовой политики, в области формирования собственного и заемного капиталов. Предприятие считается ликвидным, если суммы его наличных и безналичных средств и других ликвидных активов, а также возможности быстро мобилизовать эти средства, из других источников достаточны, для своевременного погашения долгосрочных и краткосрочных обязательств.

Кроме того, необходимо иметь ликвидный резерв для заключения незапланированных выгодных сделок и погашения непредвиденных обязательств, в результате изменений во внешней финансовой среде, появление которых может быть вызвано изменением состояния финансового и кредитного рынков, а также ухудшением платежеспособности, (или даже банкротством) партнеров и клиентов.

С позиции финансовой деятельности любой коммерческой организации необходимо решать две основные задачи:

поддерживать способность, покрывать оборотными активами краткосрочные обязательства;

обеспечивать долгосрочное финансирование в желаемых объемах и поддерживать сложившуюся структуру капитала.

Так как задачи имеют отношение, к краткосрочной и долгосрочной финансовой политике.

Финансовое состояние предприятия, с позиции краткосрочной политики оценивается показателями ликвидности и платежеспособности, в наиболее общем виде характеризующими, может ли оно своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам перед контрагентами. Краткосрочные обязательства предприятия обособлены в пятом разделе пассива баланса и погашаются, (покрываются) любыми активами предприятия, в том числе и в необоротными.

Если предприятие вынуждено часть своих основных средств, продавать для того, чтобы расплатиться по краткосрочным обязательствам, ситуацию вряд ли можно считать нормальной.

Поэтому, говоря о ликвидности и платежеспособности предприятия, о характеристиках его текущего финансового состояния и оценивая, в частности, его потенциальные возможности расплатиться с кредиторами по текущим операциям, как правило, сопоставляют оборотные активы и краткосрочные пассивы, т. е. второй и пятый разделы баланса.

Под ликвидностью актива понимают, его способность трансформироваться в денежные средства, предусмотренного производственно-технологического процесса, а степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена.

Чем меньше период, тем выше ликвидность данного вида активов.

В таком понимании любые активы, которые можно обратить в деньги, являются ликвидными.

Важно подчеркнуть, что здесь речь идет о прохождении различными видами оборотных активов отдельных фаз производственного цикла:

ДС => ПЗ => НП => ГП => ДЗ => ДС,

где ДС - денежные средства;

ПЗ - производственные запасы;

НП - незавершенное производство;

ГП - готовая продукция;

ДЗ - дебиторская задолженность.

Указанные виды оборотных активов в приведенной схеме рассматриваются как неотъемлемые элементы технологического процесса, например, запасы сырья - это именно сырье, которое в дальнейшем поступит в производство, а не товар, который при необходимости или желании можно продать.

Другими словами, предполагается, что прежде чем средства, иммобилизованные в запасах, будут вновь трансформированы в денежные средства, они должны последовательно пройти через незавершенное производство, готовую продукцию, дебиторскую задолженность.

Только в этом смысле характеризуется ликвидность некоторого актива: он рассматривается не как товар, а как элемент цепочки:

Поставка сырья => Производство продукции => Продажа продукции.

Иначе говорят о ликвидности предприятия, имеют в виду наличие у него оборотных средств в размере достаточном, для погашения краткосрочных обязательств, хотя бы и с нарушением сроков погашения, предусмотренных контрактами.

Смысл определения состоит в том, что если процессы производства и реализации продукции идут в нормальном режиме, денежных сумм, поступающих от покупателей в оплату полученной ими продукции, будет достаточно для расчетов с кредиторами, т.е. расчетов по текущим обязательствам.

Оговорка о нарушении сроков погашения означает, что в принципе не исключены сбои в поступлении денежных средств от дебиторов.  Однако в любом случае эти деньги поступят и будет достаточно для расчетов с кредиторами.

Поэтому признаком ликвидности является превышение (в стоимостной оценке), оборотных активов над краткосрочными пассивами (обязательствами).

Уровень ликвидности предприятия оценивается с помощью специальных показателей - коэффициентов ликвидности, основанных на сопоставлении оборотных средств и краткосрочных пассивов. Наиболее известным является коэффициент текущей ликвидности, (отношение величины оборотных активов к сумме краткосрочных обязательств).

Банкиры считали, что относительно безопасным для кредиторов является примерно двукратное превышение оборотных средств, над краткосрочной кредиторской задолженностью, потому что при вынужденной распродаже части имущества для расчетов с кредиторами, например в случае финансовых затруднений или банкротства, реальная сумма вырученных от продажи денег может быть существенно ниже, чем балансовая оценка продаваемых активов.

Платежеспособность означает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, относящейся к наиболее срочным обязательствам и требующей немедленного погашения.

Таким образом, основными признаками платежеспособности являются: наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете; отсутствие просроченной кредиторской задолженности.

Коэффициенты ликвидности в отличие от показателей платежеспособности обычно варьируют в некоторых предсказуемых границе потому, что структура активов и пассивов складывается по мере стабилизации производственной деятельности и не подвержена резкой динамике.

Платежеспособность менее стабильна, больше подвержена влиянию внешней финансовой среды, зависит в значительной степени, от рациональности организации денежного оборота на предприятии.

Если задержка с поступлением платежа носит краткосрочный или случайный характер, то ситуация в плане платежеспособности может вскоре измениться в лучшую сторону, однако не исключены и другие, менее благоприятные варианты.

Такие пиковые ситуации особенно часто имеют место в коммерческих организациях, по каким-либо причинам не поддерживающих в достаточном объеме страховой запас денежных средств на расчетном счете.

О неплатежеспособности свидетельствует, как правило, наличие «больных» статей в бухгалтерском балансе: «Непокрытый убыток», «Кредиты и займы, не погашенные в срок», «Просроченная кредиторская задолженность», «Векселя выданные просроченные».

Неплатежеспособность может быть как случайной, временной, так и длительной, хронической. Причинами неплатежеспособности могут быть недостаточная обеспеченность финансовыми ресурсами, невыполнение плана продаж, нерациональная структура оборотных средств, несвоевременное поступление платежей от покупателей продукции, работ или услуг.

Если основным показателем ликвидности является коэффициент текущей ликвидности, то показатель платежеспособности - коэффициент абсолютной ликвидности, (отношение наиболее ликвидных активов - суммы денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к величине краткосрочных обязательств).

Кроме того, разница между понятиями ликвидности и платежеспособности отражается при анализе уравнения ликвидности баланса, когда первое неравенство характеризует именно платежеспособность, а второе и третье неравенства оценивают перспективную и долгосрочную ликвидность.

Таким образом, основными признаками платежеспособности являются: наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете; отсутствие просроченной кредиторской задолженности. Исходя из выше изложенного, ликвидность и платежеспособность не являются тождественными понятиями.

Так как коэффициенты ликвидности могут характеризовать финансовое положение как удовлетворительное, однако по существу эта оценка может быть ошибочной, если в оборотных активах значительный удельный вес приходится на низко ликвидные активы и просроченную дебиторскую задолженность.

.2 Информационная база для анализа финансового состояния

Анализ финансовой отчетности - это процесс, при помощи которого оценивают прошлое и текущее финансовое положение и результаты деятельности организации.

Для определения финансового положения организации используется ряд характеристик, которые наиболее полно и точно показывают ее состояние. Проводят анализ финансового состояния организации, как правило, при помощи инструментов финансового анализа, таких, как анализ структуры баланса, расчет коэффициентов ликвидности, рентабельности, деловой активности, финансовой устойчивости, вероятности банкротства.

Анализ финансового состояния предприятия преследует несколько целей:

определение финансового положения предприятия;

выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;

выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии; - прогноз основных тенденций финансового состояния организации.

Информационной базой для расчета данных показателей служит бухгалтерская отчетность, состоящая из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Все показатели надо рассчитывать в совокупности за ряд периодов и анализировать в динамике.

Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности.

В общем случае годовая бухгалтерская отчетность коммерческих организаций, (кроме страховых и кредитных) включает:

бухгалтерский баланс;

отчет о прибылях и убытках (отчет о финансовых результатах);

отчет об изменениях капитала;

отчет о движении денежных средств;

иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;

пояснительную записку;

аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она подлежит обязательному аудиту или если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности.

Основными требованиями, которым должна удовлетворять бухгалтерская отчетность, являются:

достоверность - бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

Информация о финансовом положении формируется главным образом в виде Бухгалтерского баланса, информация о финансовых результатах деятельности организации - в виде отчета о прибылях и убытках, информация об изменениях в финансовом положении организации

в виде отчета о движении денежных средств.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности проведение инвентаризации является обязательным, (кроме имущества, инвентаризация которого производилась не ранее 1 октября отчетного года).

Полезность - информация считается полезной, если она уместна, надежна, сравнима и своевременна.

Информация уместна, если наличие или отсутствие ее оказывает или способно оказать влияние на решения (включая управленческие) пользователей отчетности, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки.

Информация надежна, если она не содержит существенных ошибок.

Чтобы быть надежной, информация должна объективно отражать факты хозяйственной деятельности, к которым она фактически или предположительно относится.

Сравнение информации означает возможность для пользователей  отчетности сравнивать показатели деятельности за разные периоды времени, чтобы определить тенденции в финансовом положении организации и финансовых результатах ее деятельности.

Пользователи должны также иметь возможность сопоставлять информацию о разных организациях, чтобы сравнить их финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения в финансовом положении.

Информация своевременна, если она способна лучшим образом

Полнота

обеспечивается единством указанных выше отчетов, а также соответствующими дополнительными данными.

Существенность - в бухгалтерскую отчетность должны включаться существенные показатели.

Показатель считается существенным, если его не раскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации.

Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения.

То есть существенность показателя при формировании бухгалтерской отчетности определяется совокупностью качественных и количественных факторов. Нейтральность - при формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

Последовательность- организация должна при составлении отчетности придерживаться принятых ею содержания и форм отчетности последовательно от одного отчетного периода к другому.

Изменение принятия содержания и формы бухгалтерского баланса.

Отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускается в исключительных случаях, например при изменении вида деятельности.

При условии соблюдения всех требований, предъявляемых к бухгалтерской отчетности, она имеет достаточно широкие аналитические возможности.

По данным бухгалтерского баланса можно осуществить следующие аналитические процедуры:

проанализировать состав, структуру и динамику активов, (имущества) и источников их формирования, (собственных и заемных);

путем сопоставления отдельных статей актива и пассива баланса оценить ликвидность баланса и платежеспособность организации;

на основе изучения соотношения величины собственного и заемного капитала оценить финансовую устойчивость предприятия;

оценить вероятность банкротства.

По данным отчета о прибылях и убытках можно оценить и проанализировать:

состав, структуру и динамику финансовых результатов;

выявить влияния факторов на показатели прибыли, (от продаж, до налогообложения, чистой);

систему показателей рентабельности;

динамику показателей деловой активности.

По данным отчета об изменениях капитала проводится:

анализ динамики всех основных составляющих собственного капитала (уставного, добавочного, резервного капитала, нераспределенной прибыли);

оценка изменения резервов, создаваемых организацией;

оценка чистых активов и средств, полученных из бюджета и внебюджетных фондов на финансирование расходов по обычным видам деятельности и вложений во в необоротные активы.

Отчет о движении денежных средств позволяет изучить денежные потоки организации, в виде поступлений (притоков) и расходования (оттоков), денежных средств, в разрезе текущей (обычной), инвестиционной и финансовой деятельности за ряд периодов.

Данные пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках дают возможность проанализировать изменение величины:

амортизируемого имущества (нематериальных активов, основных средств);

доходных вложений в материальные ценности;

отдельных видов финансовых вложений;

дебиторской и кредиторской задолженности;

структуру и динамику расходов по обычным видам деятельности;

расходов на НИОКР и освоение природных ресурсов;

выданных и полученных обеспечений, а также средств целевого финансирования и бюджетных кредитов.

Пользователь финансовой отчётности - юридическое (физическое) лицо, заинтересованное в информации об организации (ПБУ 4/99).

Перечень вопросов, исследуемых в процессе анализа финансовой отчетности, зависит от сферы экономических интересов основных групп пользователей информации о различных аспектах деятельности организации.

Исходя из информационных потребностей пользователей бухгалтерской отчётности можно разделить на две категории:

Внешние и внутренние.

Внутренние - управленческий персонал, менеджеры, руководители и специалисты подразделений, учредители, участники, собственники.

Внешние - непосредственно заинтересованные (государство, в лице налоговых органов, существующие и потенциальные кредиторы, поставщики и покупатели, собственники средств и др.); косвенно заинтересованные, (аудиторские службы, биржи ценных бумаг, консультанты по финансовым вопросам, законодательные органы, юристы, банки, инвесторы, пресса и СМИ, государственные органы статистики, профсоюзы).

Для анализа финансовой (бухгалтерской) отчетности используется совокупность общенаучных и специальных методов, характерных для всех видов и направлений экономического анализа.

Методом экономического анализа является диалектический способ познания, путь исследования своего предмета, то есть хозяйственных и финансовых процессов и явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Методика анализа - это система правил и требований, гарантирующих эффективное приложение метода.

В совокупности метод и методика представляют методологическую основу экономического анализа.

Группировка аналитических методов:

Качественные (неформализованные, логические) методы:

метод сравнения;

метод построения систем аналитических таблиц;

метод построения систем аналитических показателей;

метод экспертных оценок;

метод сценариев;

психологические и морфологические методы и т.п.

Количественные (формализованные) методы:

бухгалтерские;

статистические;

-экономико-математические и др.

Основным источником информации для проведения финансового состояния предпринимательской фирмы служит финансовая отчетность. Финансовая отчетность представляет собой формы, показатели и пояснительные материалы к ним, в которых отражаются результаты хозяйственной деятельности фирмы.

Финансовая отчетность составляется на основе документально подтвержденных и выверенных записей на счетах бухгалтерского учета.

Для сравнения в финансовой отчетности приводятся показатели предыдущего периода функционирования предприятия.

Основные документы, используемые для проведения анализа финансового состояния фирмы, - это документы бухгалтерской отчетности.

Они включают:

«Бухгалтерский баланс»;

«Отчет о прибылях и убытка»;

«Отчет об изменениях капитала»;

«Отчет о движении денежных средств»;

«Приложения к бухгалтерскому балансу»;

аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если организация в соответствии с федеральным законодательством подлежит аудиту.

В соответствии если выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении предприятия, в бухгалтерскую отчетность включаются соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

При этом должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности в ущерб интересам других.

Данные бухгалтерской отчетности должны включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений.

Системность и комплексность сведений, содержащихся в бухгалтерской отчетности, - это следствие выполнения таких требований, как:

полнота отражения в учете за отчетный год всех хозяйственных операций, осуществляемых в текущем году;

правильность отнесения доходов к отчетному периоду в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета и положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ;

тождественность данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на дату проведения годовой инвентаризации;

соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики.

Бухгалтерская отчетность фирмы служит основным источником информации ее деятельности.

Тщательное изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков в работе фирмы, помогает наметить пути совершенствования ее деятельности.

Основой бухгалтерской отчетности фирмы является бухгалтерский баланс, который представляет собой сводную двустороннюю таблицу всех бухгалтерских счетов фирмы.

В ней отражено ее финансовое состояние на день составления по сравнению с началом отчетного года.

Такое представление информации в балансе и дает возможность анализа, сопоставления показателей, определяя их рост или снижение. В балансе фиксируются стоимость (денежное выражение), остатков имущества, материалов, финансов, образовательный капитал, фонды, прибыль, займы, кредиты и прочие долги и обязательства.

Бухгалтерский баланс позволяет оценить эффективность размещения капитала фирмы, его достаточность для текущей и предстоящей хозяйственной деятельности, оценить размер и структуру заемных источников, а также эффективность их привлечения.

На основе информации, представленной в балансе, внешние пользователи могут принять решение о целесообразности и условиях ведения дел с данной фирмой как с партнером; оценить кредитоспособность фирмы как заемщика; оценить целесообразность приобретения ее акций и активов.

Некоторые наиболее важные статьи баланса расшифровываются в приложении к балансу, которое включает в себя следующие разделы: движение заемных средств с выделением ссуд, не погашенных в срок; дебиторская и кредиторская задолженность, а также обеспечения, полученные и выданные; амортизируемое имущество; движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений; финансовые вложения; затраты, произведенные фирмой.

Расшифровкой отдельных прибылей и убытков и др.

Собственники фирмы и прочие заинтересованные службы не могут получить ответы на все интересующие их вопросы только на основе информации, представленной в бухгалтерском балансе, им необходимы дополнительные сведения не только об остатках, но и о движении хозяйственных средств и источников их формирования.

Это достигается введением других форм финансовой отчетности. В первую очередь это форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Которая содержит сведения о текущих финансовых результатах деятельности фирмы за отчетный период, т.е. отражает основной круг вопросов, связанных с формированием, распределением и использованием прибыли фирмы.

В ней отражаются все расходы, связанные с производством продукции (услуг), и общая сумма поступлений за проданные изделия, оказанные услуги и прочие источники доходов.

Разница между выручкой и всеми затратами показывает чистую прибыль или убытки предприятия.

В «Отчете о прибылях и убытках» отражаются следующие позиции:

Товарооборот (реализованная продукция), складывающийся из суммы продаж товаров и услуг собственного производства и закупленных на стороне, за вычетом складируемой продукции и незавершенного производства.

Затраты (издержки продаж и реализации продукции) на приобретение перепродаваемых продуктов и услуг, на изготовление реализуемых продуктов и услуг, расходы по сбыту, административные расходы.

Прибыль от реализации, получаемая при вычитании полных затрат из товарооборота.

Поступления и убытки от инвестиционной деятельности, состоящие из прибыли по акциям фирмы, прибыли от инвестиций, процентов уплаченных, списанных инвестиций, процентов, полученные по предоставленным клиентам кредитам и по счетам в банках.

Прибыль (убыток) до налогообложения, включающая прибыль от реализации, поступления (или убыток) от инвестиционной деятельности и сальдо в нереализационных операций.

Налог на прибыль от основной деятельности.

Чрезвычайные доходы и расходы, которые включают вес непредвиденные операции.

По статье «Чрезвычайные доходы», в частности, могут быть отражены суммы страхового возмещения и покрытия из других источников убытков от стихийных бедствий, пожаров, аварий, других чрезвычайных событий, подлежащие получению или полученные предприятием, а также стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов.

По статье «Чрезвычайные расходы» отражаются, например, стоимость утраченных материально-производственных ценностей, убытки от списания пришедших в негодность в результате пожаров, аварий, стихийных бедствий, других чрезвычайных событий и не подлежащих восстановлению и дальнейшему использованию объектов основных средств.

Чистая прибыль (или убытки) за отчетный период.

Справочное к отчету о прибылях и убытках акционерным обществом приводятся данные о дивидендах, приходящихся на одну акцию. В разделе «Расшифровка отдельных прибылей и убытков» отчета о прибылях и убытках приводится расшифровка отдельных прибылей и убытков, полученных (выявленных) фирмой в течение отчетного периода, в сравнении с данными за аналогичный период предыдущего года. Отчет о прибылях и убытках является, важнейшим источником информации для анализа показателей рентабельности фирмы, рентабельности реализованной продукции, рентабельности производства продукции, определения величины чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и других показателей.

.3 Оценка платёжеспособности и ликвидности

Его способность в срок и в полном объёме удовлетворять платёжные требования поставщиков техники и материалов в соответствии с хозяйственными договорами, возвращать кредиты, производить оплату труда персонала, вносить платежи в бюджет.

Возможность регулярно и своевременно погашать долговые обязательства определяются в конечном итоге наличием у предприятия денежных средств, что зависит от того, в какой степени партнёры выполняют свои обязательства перед предприятием.

Кроме того, при определённом размере источников средств у предприятия тем больше денег, чем меньше других элементов активов.

В процессе оборота средств деньги то высвобождаются, то снова направляются как затраты на пополнение в необоротных и оборотных активов.

Итак, платежеспособность - это возможность организации вовремя оплачивать свои долги.

Это основной показатель стабильности ее финансового состояния. Иногда вместо термина "платежеспособность" говорят, и это в целом правильно, о ликвидности, т.е. возможности тех или иных объектов, составляющих актив баланса, быть проданными.

Это наиболее широкое определение платежеспособности.

В более тесном, конкретном смысле платежеспособность - это наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей погашения в ближайшее время. Платежеспособность и финансовая устойчивость являются важнейшими характеристиками финансово-экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики.

Если предприятие финансово устойчиво, платежеспособно, оно имеет преимущество перед другими предприятиями того же профиля в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров.

Наконец, оно не вступает в конфликт с государством и обществом, т.к. выплачивает своевременно налоги в бюджет, взносы в социальные фонды, заработную плату - рабочим и служащим, дивиденды - акционерам, а банкам гарантирует возврат кредитов и уплату процентов по ним.

Чем выше устойчивость предприятия, тем более оно независимо от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры и следовательно, тем меньше риск оказаться на краю банкротства.

Анализ платёжеспособности необходим не только для предприятия с целью оценки и прогнозирования финансовой деятельности, но и для внешних инвесторов (банков).

Прежде чем выдавать кредит, банк должен удостовериться в  кредитоспособности заёмщика. Так же должны сделать и предприятия, которые хотят вступить в экономические отношения друг с другом.

Особенно важно знать о финансовых возможностях партнёра, если возникает вопрос о предоставлении ему коммерческого кредита или отсрочки платежа.

Платёжеспособность оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами.

Поэтому платёжеспособность направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчётной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заёмного капитала и наиболее эффективного его использования.

Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую - заёмные.

Главная цель анализа платёжеспособности - своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансовых возможностей предприятия.

При этом необходимо решать следующие задачи:

На основе изучения причинно-следственной взаимосвязи между разными показателями производственной, коммерческой и финансовой деятельности дать оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения платёжеспособности.

Прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности, исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличие собственных и заёмных ресурсов.

Разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов.

Анализом платёжеспособности предприятия занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы.

С целью изучению эффективности использования ресурсов, банки для оценки условий кредитования, определение степени риска, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для выполнения плана поступления средств в бюджет и т.д.

В соответствии с этим анализ делится: на внутренний и внешний. - Внутренний анализ проводится службами предприятия и его результаты используются для планирования, прогнозирования и контроля.

Его цель - установить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заёмные средства таким образом, чтобы обеспечить нормальное функционирование предприятия, получение максимума прибыли и исключение банкротства.

Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчётности.

Его цель - установить возможность выгодно вложить средства, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери.

Основными источниками информации для анализа платёжеспособности и кредитоспособности предприятия служат бухгалтерский баланс (форма № 1),

отчёт о прибылях и убытках (форма № 2),

отчёт о движении капитала (форма № 3) и другие формы отчётности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учёта, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.

Анализ платёжеспособности предприятия осуществляют путём соизмерения наличия и поступления средств с платежами первой необходимости.

Различают текущую и ожидаемую (перспективную) платёжеспособность.

Текущая платёжеспособность определяется на дату составления баланса. Предприятие считается платёжеспособным, если у него нет просроченной задолженности поставщикам, по банковским ссудам и другим расчётам.

2. Практическое задание (вариант №2)

.1 Составление бухгалтерской отчётности на примере ООО «Технопарк»

Порядок заполнения бухгалтерского баланса.

Таблица 1. Журнал хозяйственных операций по доходам и расходам ОАО «Технопарк»

№п/п

Содержание хозяйственных операций.

Дебет

Кредит

Сумма 2012г.

Сумма 2013г.

1

Начислена дебиторская задолженность по текущей аренде (у арендодателя) НДС

76   91/3

91/1  68

117370  21126

121000  21780


Итого к оплате.



138496

142780

2

Списана кредиторская задолженность (истёк срок исковой давности).

76/1

91/1

2910

3000

3

Отражается доход от реализации основных средств. НДС

91/3  62

91/1  91/1

9021  1623

9300  1674


Итого к оплате.



10644

10974

4

Списывается остаточная стоимость проданных ОС

91/1

01

3985

4080

5

Отражается доход от реализации материалов. НДС

62

91/1

10670 1920

11000 1980


Итого к оплате



12590

12980

6

Списывается фактическая себестоимость проданных материалов.

91/2

10

8730

9000

7

Отражена реализация НДС 18%.

62 90/3

90/1 68

837498 150750

863400 155412


Итого к оплате.



988248

101881

8

Списывается фактическая себестоимость реализованной продукции.

90/2

43

619733

638900

10

Начислен резерв по сомнительным долгам.

91/2

63

16587

17100

11

Отражается доход по облигациям, (зачисленные %).

51

91/1

15520

16000

12

Уплачены неустойки за нарушение договорных обязательств.

91

51

1843

1900

13

Начислен %, по краткосрочным кредитом банка.

66

11640

12000

14

Списывается убытки по аннулированным заказам.

91/2

62

17460

18000

15

Отражается доход от безвозмездного получения материалов.

98

91/1

13580

14000

16

Начислена заработная плата за ликвидацию аварии.

91/2

70

13192

13600


.2 Порядок формирования показателей формы отчёт «о финансовых результатах»

Таблица 2

Наименование показателей

№ операций

Счёт

2012г

2013г

 выручка

7

Кредит 90/1+НДС 2012г 150750+837498=988248 2013г 155412+863400=1018812

988248

1018812

Себестоимость продукции

8+19

Дебет 90/2 2012г (619733)+150750=770483 2013г (638900)+155412=794312

770483

794312

Наименование показателей

№ операций

Счёт

2012г

2013г

Валовая прибыль или убыток

-

Валовая прибыль=выручка-себестоимость2012г 988248-770483=217765 2013г 1018812-794312=224500

217765

224500

Коммерческие расходы

9

Дебет 90/4

(38994)

(40200)

Прибыль убыток от продаж

-

Прибыль убыток от продаж = валовая прибыль коммерческие расходы2012г 217765-38994=178771 2013г224500-40200=184300

178771

184300

Доходы от участия в другую организацию

17

Кредит 91/1

27160

28000

Проценты к получению

11

Кредит 91/1

15520

16000

Проценты к уплате

13

Дебет 91/2

(11640)

(12000)

 Прочие доходы

-

 Кредит 91/1 (1+2+3+5+15) + НДС 2012г138496+2910+10644+12590+13580=178220 2013г 42780+3000+10974+12980+14000=183734

178220

183734

Прочие расходы


Дебет 91/2 (4+6+10+12+14+16+18)+20 2012г 3985+8730+16587+1843+17460+13192+1940+24669=88406 2013г 4080+9000+17100+1900+18000+13600+2000 25434=91114

88406

91114

прибыль убыток до налогообложения


Прибыль убыток от продаж +доходы от участия +других организациях +%к получению -%к уплате +прочие доходы - прочие расходы 2012г 178771+27160+15520-(11640+178222-88406)=299627 2013г 184300+28000+16000-12000+183734-91114=308920

299627

308920

Текущий налог на прибыль

21

Дебет 99 кредит 68 прибыль убыток до налогообложения*20% 2012г 299627*20%=59925. 2013г 308920*20%=61784

59925

61784

Чистая прибыль убыток


От прибыли до налогообложения -налог. 2012г 299627-59925=239702 2013г 308920-61784=247136

239702

247136


Порядок формирования формы «Бухгалтерский баланс» ООО «Технопарк». Предприниматель имеет по главной книге следующие остатки.

Таблица 3

№п/п

Наименование средств и источников.

2012г

2013г

1

Основные средства

1606611

1656300

2

Амортизация основных средств

1117828

1152400

3

Кредит банка (краткосрочный)

174600

180000

4

Материалы

1130438

1165400

5

Готовая продукция

127070

131000

6

Расчёты с бюджетом

15141,7

15610

7

Расчёты с подотчётными лицами

9700

10000

8

Уставный капитал

679000

700000

9

Расчётный счёт

1344818

1386410

10

Расчёты с работниками по оплате труда

1129381

1164310

11

Незавершённое производство

15714

16200

12

Расчёты с поставщиками

111744

115200

13

Резервный капитал

604423

726774

14

Расчёты с покупателями

123675

127500

15

Касса

2483,2

2560

16

Доходы будущих периодов

138322

142600

17

Финансовые вложения в акции

58180,6

59980

18

Добавочный капитал

177995

183500

19

Расчёты по социальному страхованию

30555

30500

20

Нераспределённая прибыль

239700

247136

 

Таблица 4. Порядок заполнения бухгалтерского баланса.

Наименования показателя

2012г

2013г

Методика расчёта

 

Основные средства

488783

503900

Основные средства - амортизация 2012г 1606611-1117828=488783 2013г 1656300-1152400=503900

 

Наименования показателя

2012г

2013г

Методика расчёта

Финансовые вложения

58180,6

59980

Финансовые вложения в акции

Итого по разделу 1

546964

563880

2012г 488783+58180,6=546964 2013г 503900+59980=563880

Запасы

1273222

1312600

Материалы +готовая продукция +незавершённое производство 2012г 1130438+127070+15714=1273222 2013г 1165400+131000+16200=1312600

Дебиторская за должность

133375

137500

Расчёты с подочётами +расчёты с покупателями 2012г 9700+123675=133375 2013г 10000+127500=137500

Денежные средства

1347301

1388970

Расчётный счёт +касса 2012г 1344818+2483,2=13447301 2013г 1386410+2560=1388970

Баланс

3300862

3402950

Баланс 1+2=3402950

Уставный капитал

679000

700000

Строка 8

Добавочный капитал

177995

183500

Строка 18

Резервный капитал

604423

726774

Валюта баланса по активу итого по разделу 5 -уставный капитал -добавочный капитал - нераспределённая прибыль

Наименования показателя

2012г

2013г

Методика расчёта

 

Нераспределённая прибыль непокрытый убыток

239700

247136

Отчёт о финансовых результатах по статье чистая прибыль

 

Итого по разделу 3

1701118

1857410


 

Заёмные средства

174600

180000

Строка 3

 

Наименования показателя

2012г

2013г

Методика расчёта

 

Кредиторская за должность

1286822

1326620

Расчёты с бюджетом  6+10+12+19 2012г. 15141,7+1129381+111744+30555=1286822 2013г. 15610+1164310+115200+31500=1326620

 

Доходы будущих периодов

138322

142600

Строка 16

 

Итого по разделу 5

1599744

1545540

2012г. 174600+1286822+138322=1599744 2013г. 180000+1222940+142600=1545540

 

Баланс

3300862

3402950


 


2.2 Анализ финансового состояния предприятия

На первом этапе проведем анализ ликвидности баланса и платежеспособности исследуемого предприятия.

Анализ абсолютных показателей ликвидности и платежеспособности представлены в таблице 5.

Таблица 5. Анализ ликвидности баланса.

Актив

2012г

2013г

Пассив

2012г

2013г

Платёжный иИзлишек или недостаток.

А 1

1347301

1388970

П 1

1286822

1326620

На начало года

На конец года

А 2

133375

137500

П 2

174600

180000

60479

62350

А3

1273222

1312600

П 3

0

0

-41225

-42500

А 4

546964

563880

П 4

1701118

1753730

1273222

1312600

Баланс

3300862

3402950

Баланс

3300862

3402950

130322

0


































Актив баланса.

А 1 - абсолютно ликвидные активы (денежные средства +краткосрочные финансовые обязательства).

А 2 - быстро ликвидные активы (дебиторская за должность прочие оборотные активы.

А 3 - медленно реализуемые активы.

А 4 - трудно реализуемые активы.

Пассив баланса.

П 1 - кредиторская за должность.

П 2 - краткосрочные кредиты, прочие обязательства.

П 3 - долгосрочные кредиты.

П 4 - раздел 3 итого.

А1≥П1

А2≥П2

А3≥П3

А4≤П4

Расчёты, представленные в таблице свидетельствует о том, что балансы 2012г - 2013 г. не является абсолютно ликвидными.

На следующем этапе проведём анализ относительных показателей ликвидности.

Таблица 6. Относительные показатели ликвидности.

Показатели

Оптимальное значение.

2012 г

2013 г

Изменения +,-

Общий показатель

>1

 1,31

 1,31

0

Коэффициент общей ликвидности

 >0,2-0,25

 0,92

 0,92

0

Коэффициент  Критической ликвидности

>1

 1,01

 0

Коэффициент покрытия

>1, 5-2

 1,88

 1,88

 0

 

А общая =

Колонка =

Колонка =






















Колонка =

Проведём анализ финансово устойчивой

По данным бухгалтерского баланса.

Оценка абсолютных показателей представлена в Таблице 7

Таблица 7

№п/п

 Показатели

2012г

2013г

Изменения +,-

 

1

Собственный капитал (3-раздел пассива).

1701118

1753730

52612

 

2

Вне оборотные активы (1-раздел).

546964

563880

16916

 

3

Наличие собственных  оборотных средств (1-2)

1154154

1189850

35696

 

4

Долгосрочные кредиты и заёмные средства (раздел 4).

0

0

0

 

5

Наличие собственных и долгосрочных заёмных источников средств для формирования запасов и затрат (3+4).

115415

1189850

35696

 

6

Краткосрочные кредиты (в разделе 5)

174600

180000

5400

 

7

Общая величина основных источников средств для формирования запасов и  затрат (5+6)

1328754

1369850

 41096

 

8

Общая величина запасов и затрат.

1273222

1312600

 39378

 

9

Излишек (+),недостаток (-), собственных оборотных средств (3-8).СОС1

-119068

-122750

-3682

 

10

Излишек (+), недостаток (-),  собственных оборотных и долгосрочных заёмных средств для формирования запасов и затрат (5-8) СОС2.

-119068

-122750

-3682

11

Излишек (+) ,недостаток (-), общей величины основных источников средств ,для формирования запасов и затрат (7-8) СОС3

55532

57250

1718


Предприятие не является финансово устойчиво, так как для покрытия наиболее срочных обязательств не хватает собственного оборотного капитала.

Однако у предприятия имеется возможность укрепить своё финансовое состояния за счёт повышения эффективности работы с дебиторами

Из трёх показателей характеризующий - финансовую устойчивость.

Положительное значение имеет только 1- показатель.

Заключение

Подводя итог данной работы, в целом ликвидность предполагает возможность продавать ликвидные активы, приобретать денежные средства в Центральном банке и осуществлять эмиссию акций, облигаций, депозитных и сберегательных сертификатов, других долговых инструментов. Ликвидность банка является залогом его устойчивости и работоспособности, поскольку банк, обладающий достаточным уровнем ликвидности, в состоянии с минимальными потерями для себя выполнять следующие функции:

)        проводить платежи по поручению клиентов (обязательства по

2)      средствам на расчетных, текущих и корреспондентских счетах,

)        зарезервированных для расчетов);

2) возвращать кредиторам (вкладчикам) средства, как с наступившими сроками погашения, так и досрочно (средства в депозитах);

) удовлетворять спрос клиентов на денежные средства в рамках принятых на себя обязательств, например, по заключенным кредитным договорам, кредитным линиям, контокоррентному кредитованию;

4) погашать выпускаемые банком ценные бумаги;

) отвечать по обязательствам, которые могут наступить в будущем, например, по за балансовым обязательствам (выданным гарантиям, доверительному управлению, наличным и срочным сделкам) и т.д.

Список литературы

1.      Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО): Учебник / Ю.А. Бабаев, А.М. Петров. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. - 398 с.

.        Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие / Людмила Валентиновна Пономарева, Наталья Дмитриевна Стельмашенко. - Москва: Вузовский учебник; Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2014. - 224 с.

.        Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 34н; с изменениями от 18.09.2006 №115н, от 08.11.2010 №142н

.        Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие /А.Д. Ларионов [и др.]; под ред. А.Д. Ларионова - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012. - 208с.

.        Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие /Под общей ред. Г.В. Киселевой. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К «, 2010. - 524с.

.        Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебник для бакалавров / В. А. Ровенских, И. А. Слабинская. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 364 с.

.        Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие / Т.Я. Натепрова, О.В. Трубицына. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2011. - 292 с.

.        Теория бухгалтерского учета: Учебник / В.И. Щербакова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 352 с.

.        Бюджетный учет и отчетность: Учебное пособие / М.А. Вахрушина, А.С. Бизина, Н.Н. Сибилева, А.А. Соколов; Под ред. М.А. Вахрушиной. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013. - 282 с.

Приложение

Бухгалтерский баланс

Пояснения

Наименование показателя

На 1декабря 2013 г.

На 1 декабря 2014 г.

На 1 декабря 2015 г.


АКТИВ





I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ





Нематериальные активы





Результаты исследований и разработок

-

-



Нематериальные поисковые активы

-

-



Материальные поисковые активы

-

-



Основные средства

503900

488783



Доходные вложения в материальные ценности

-

-



Финансовые вложения

59980

58180,6



Отложенные налоговые активы

-

-



Прочие внеоборотные активы

-

-



Итого по разделу I

563880

 546964



II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ





Запасы

1312600

1273222



Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

-

-



Дебиторская задолженность

137500

133375



Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)

-

-



Денежные средства и денежные эквиваленты

1388970

1347301



Прочие оборотные активы





Итого по разделу II

2839070

2753898



БАЛАНС

3402950

3300862



ПАССИВ





III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ 6





Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)

700000

679000



Переоценка в необоротных активов

-

-



Добавочный капитал (без переоценки)

183500

177995



Резервный капитал

623094

604423



Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

247136

239700



Итого по разделу III

1753730

1701118



IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

-

-



Заемные средства





Отложенные налоговые обязательства

-

-



Оценочные обязательства

-

-



Прочие обязательства

-

-



Итого по разделу IV

-

-



V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА





Заемные средства

180000

174600



Кредиторская задолженность

1326620

1286822



Доходы будущих периодов

142600

138322



Оценочные обязательства





Прочие обязательства





Итого по разделу V

1545540

1599744



БАЛАНС

3402950

3300862



Похожие работы на - Оценка платежеспособности предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!