рабочие и служащие - при поражениях средней тяжести.
Следует учитывать влияние вторичных факторов поражения, масштабы воздействия которых могут превосходить воздействие основных поражающих факторов (пожары от аварий на электрооборудовании, отопительных и газовых системах и т.д.)
В завершение проводятся расчеты и разрабатываются инженерно-технические мероприятия, направленные на повышение устойчивости наиболее уязвимых (слабых) мест и объекта в целом.
Надежность защиты персонала определяют, учитывая многие элементы:
количество сооружений, которые могут быть использованы для укрытия и их защитные свойства, общую их вместимость с учетом возможного переуплотнения;
максимальное количество работников, которых потребуется укрыть;
количество недостающих мест в защитных сооружениях и других укрытиях;
наличие помещений в верхних этажах для укрытия от АХОВ тяжелее воздуха (типа хлора);
возможность быстро вывести людей из цехов и других рабочих помещений в случае аварии на объекте или соседнем предприятии, а также по сигналу «Воздушная тревога!";
коэффициенты ослабления радиации различными зданиями и сооружениями, в которых будут находиться работники;
обеспеченность персонала и членов его семей средствами индивидуальной защиты (СИЗ), порядок их хранения и выдачи, наличие подручных средств защиты;
состояние системы питьевого водоснабжения и возможности обеспечения продовольствием в чрезвычайных ситуациях;
наличие средств для оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
готовность объекта к размещению и защите отдыхающих смен в загородной зоне.
Общие требования к защите работников:
емкость защитных сооружений должна обеспечить укрытие НРС;
ЗС должны размещаться не далее 450 м от рабочих мест (минимизируется время укрытия);
ЗС должны поддерживаться в готовности к приему укрываемых, а при двойном назначении время приведения в готовность не более 12 часов;
планируемые эвакомероприятия должны обеспечить защиту работников и членов их семей в загородной зоне;
Устойчивость системы управления объекта оценивается по наличию защищенности, готовности пунктов управления и средств связи. Это главное. Затем должен быть план замещения руководящего состава объекта на случай потерь.
Показатели, которые помогают правильно определить надежность системы управления могут быть такими:
время, необходимое для приведения пункта управления в готовность в чрезвычайных ситуациях;
величина показателя поражающего фактора ЧС, после воздействия которого пункт управления сможет продолжать свою работу;
безотказность работы системы управления с учетом дублирования:
наличие, технические возможности и состояние средств связи;
мероприятия по повышению устойчивости управления в чрезвычайных ситуациях.
Надежность материально-технического снабжения (МТС) и производственных связей оценивается по следующим параметрам:
запасы сырья, топлива, комплектующих изделий и других материалов, обеспечивающих автономную работу объекта;
неразрывность существующих связей с поставщиками комплектующих изделий и потребителями готовой продукции;
наличие и реальность планов перевода производства на использование местных ресурсов;
В качестве показателей устойчивости МТС могут быть взяты: время, в течение которого объект способен проработать автономно, и возможность обеспечения производства местными ресурсами (с учетом замены некоторых видов сырья).
Работа по этому направлению завершается подготовкой выводов и разработкой мероприятий, направленных на повышение устойчивости материально-технического снабжения и производственных связей.
Готовность объекта к восстановлению нарушенного производства оценивается по:
наличию планов и графиков восстановления объекта при получении слабых и средних разрушений;
обеспеченности восстановительных работ материалами, оборудованием, строительными конструкциями;
наличию и качеству технической документации для проведения восстановительных работ;
количеству и состоянию подготовки ремонтно-восстановительных бригад.
Показателями готовности объекта к восстановлению нарушенного производства может быть время восстановления производства при получении слабых и средних разрушений.
Из всего этого делается вывод и разрабатываются мероприятия, направленные на повышение готовности объекта к восстановлению нарушенного производства.
Следующий этап исследования - оценка реальности и экономической целесообразности мероприятий по повышению устойчивости объекта и отбор оптимальных.
Исследование завершается разработкой «План-графика наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта», утверждаемый вышестоящей организацией или территориальным органом.
3. Основные направления деятельности руководителей организаций по повышению устойчивости работы объектов экономики и жизнеобеспечения населения
Разработка и осуществление мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики в ЧС, как правило, проводится заблаговременно, за исключением мероприятий, исполнение которых предусмотрено в решении ЧС в условиях угрозы и после введения режима ЧС (нападения противника), с учетом их технической и экономической целесообразности, безаварийной работы объекта, улучшения условий труда и производственного процесса.
Главными из них являются:
перевод потенциально опасных предприятий на современные, более безопасные, технологии или вывод их из населенных пунктов;
внедрение автоматизированных систем контроля и управления за опасными технологическими процессами;
разработка системы безаварийной остановки технологически сложных производств;
внедрение систем оповещения и информирования о ЧС;
снижение количества опасных веществ и материалов на производстве;
наличие и готовность сил и средств для ликвидации ЧС;
улучшение технологической дисциплины и охраны объектов.
Для реализации каждого из этих направлений проводятся организационные, инженерно-технические и специальные мероприятия.
Организационными мероприятиями обеспечиваются заблаговременная разработка и планирование действий органов управления, сил и средств, всего персонала объектов при угрозе возникновения и возникновении ЧС.
Такие мероприятия включают:
прогнозирование последствий возможных ЧС и разработку планов действий как на мирное, так и на военное время, учитывая весь комплекс работ в интересах повышения устойчивости функционирования объекта;
создание и оснащение центра аварийного управления объекта и локальной системы оповещения;
подготовку руководящего состава к работе в ЧС;
создание специальной комиссии по устойчивости и организацию ее работы;
разработку инструкций (наставлений) по снижению опасности возникновения аварийных ситуаций, безаварийной остановке производства, локализации аварий и ликвидации последствий, а также по организации восстановления нарушенного производства;
обучение персонала соблюдению мер безопасности, порядку действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, локализации аварий и тушению пожаров, ликвидации последствий и восстановлению нарушенного производства;
подготовку сил и средств локализации аварийных ситуаций и восстановления производства;
подготовку эвакуации населения из опасных зон;
определение размеров опасных зон вокруг потенциально опасных объектов;
проверку готовности систем оповещения и управления в ЧС;
организацию медицинского наблюдения и контроля за состоянием здоровья лиц, получивших различные дозы облучения.
Инженерно-техническими мероприятиями осуществляется повышение физической устойчивости зданий, сооружений, технологического оборудования и в целом производства, а также создание условий для его быстрейшего восстановления, повышения степени защищенности людей от поражающих факторов ЧС. К ним относятся:
создание на всех опасных объектах системы автоматизированного контроля за ходом технологических процессов, уровней загрязнения помещений и воздушной среды цехов опасными веществами и пылевыми частицами;
создание локальной системы оповещения о возникновении ЧС персонала объекта, населения, проживающего в опасных зонах (радиационного, химического и биологического заражения, катастрофического затопления и т.п.);
накопление фонда защитных сооружений и повышение защитных свойств убежищ и ПРУ в зонах возможных разрушений и заражения;
противопожарные мероприятия;
сокращение запасов и сроков хранения взрыво-, газо- и пожароопасных веществ, обвалование емкостей для хранения, устройство заглубленных емкостей для слива особо опасных веществ из технологических установок;
безаварийная остановка технологически сложных производств;
локализация аварийной ситуации, тушение пожаров, ликвидация последствий аварии и восстановление нарушенного производства;
дублирование источников энергоснабжения;
защита водоисточников и контроль качества воды;
герметизация складов и холодильников в опасных зонах;
защита наиболее ценного и уникального оборудования.
Специальными мероприятиями достигается создание благоприятных условий для проведения успешных работ по защите и спасению людей, попавших в опасные зоны, и быстрейшей ликвидации ЧС и их последствий. Такими мероприятиями являются:
накопление средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;
создание на химически опасных объектах запасов материалов для нейтрализации разлившихся АХОВ и дегазации местности, зараженных строений, средств транспорта, одежды и обуви;
разработка и внедрение автоматизированных систем нейтрализации выбросов АХОВ;
обеспечение герметизации помещений в жилых и общественных зданиях, расположенных в опасных зонах;
разработка и внедрение в производство защитной тары для обеспечения сохранности продуктов и пищевого сырья при перевозке, хранении и раздаче продовольствия;
регулярное проведение учений и тренировок по действиям в ЧС с органами управления, формированиями, персоналом организаций:
разработка и внедрение новых высокопроизводительных средств дезактивации и дегазации зданий, сооружений, транспорта и специальной техники:
накопление средств медицинской защиты и профилактики радиоактивных поражений людей и животных в районах АЭС.
Так, в план-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования при угрозе возникновения ЧС геолого-разведочной партии могут включаться следующие работы, повышающие устойчивость ее функционирования:
1. Подготовка производственно-технической базы к работе в условиях чрезвычайных ситуаций.
. Обеспечение эксплуатационными, техническими материалами и энергоресурсами для работы в условиях чрезвычайных ситуаций.
. Подготовка транспорта к перевозке сил и средств, ресурсов, необходимых для ликвидации последствий, а также для выполнения эвакомероприятий.
. Обеспечение защиты образцов материалов (минералов) от заражения (загрязнения).
. Разработка (уточнение) нормативных документов, направленных на обеспечение безопасности разведочного и исследовательского процесса.
. Повышение эффективности контроля за состоянием средств радиационного и химического контроля.
. Подготовка объездов возможных зон ЧС.
8. Подготовка маршрутов движения автотранспорта к местам расположения геолого-разведывательных отрядов.
9. Установление оптимальных маршрутов перевозки взрывчатых веществ, используемых при проведении геолого-разведывательных работ в интересах обеспечения минимального риска аварий и снижения тяжести их последствий для населения и территории.
. Рациональное размещение полевой и производственной базы партии.
. Накопление и хранение НЗ запасных частей, оборудования, инструмента и т.д.
Планируя и осуществляя мероприятия по повышению устойчивости, необходимо помнить, что для предприятий, организаций, учреждений установлены две оценки: «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
Для получения оценки «удовлетворительно» необходимо:
. Не реже одного раза в 5 лет проводить исследования по устойчивости.
. На основе проведенного исследования должны быть разработаны соответствующие мероприятия, определены сроки выполнения, исполнители, источники финансирования.
. В перспективных и текущих планах экономического и социального развития реализовано не менее 75% запланированных мероприятий, а именно:
разработка и внедрение системы оповещения персонала на всей территории объекта;
спланирована и осуществляется защита людей;
выполняется работа по защите оборудования, аппаратуры, приборов;
наличие не менее 2 вводов электроэнергии и газопроводов, 2 источников водоснабжения;
осуществлена подготовка производства к безаварийной остановке по сигналу «Воздушная тревога!»;
предусмотрены: централизованное отключение внутризаводских потребителей электроэнергии и наличие автономных источников электроснабжения;
кольцевание и заглубление внутриобъектовых энергокоммуникаций;
подготовка котельных к работе на резервных видах топлива. Наличие системы оборотного водоснабжения;
оборудование помещений автоматическими системами предупреждения и тушения пожаров;
возможность снижения запасов АХОВ и ЛВЖ;
наличие запасного ПУ;
создание страхового фонда технической и технологической документации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 года № 675 «О декларации безопасности промышленного объекта РФ» Министерством РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Федеральным горным и промышленным надзором России издан приказ № 222/59 от 4 апреля 1996 года, которым определен «Порядок разработки декларации безопасности промышленного объекта РФ».
Декларация необходима для организации контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на промышленном объекте. Она является документом, в котором отражаются характер и масштабы опасностей на промышленном объекте и мероприятия по обеспечению промышленной безопасности и готовности к действиям в техногенных ЧС.
Обязательному декларированию безопасности подлежат проектируемые и действующие промышленные объекты, имеющие в составе особо опасные производства, а также гидротехнические сооружения, на которых возможны гидродинамические аварии.
Разработанная декларация действующего промышленного объекта утверждается его руководителем, а проектируемого - заказчиком.
Первый экземпляр утверждённой декларации хранится в организации, утвердившей декларацию. Другие экземпляры представляются в соответствующие органы управления по делам ГО и ЧС, региональный орган Госгортехнадзора, МЧС России, Госгортехнадзор России и орган местного самоуправления, на территории которого расположен декларируемый промышленный объект.
Декларация должна уточняться при изменении требований безопасности, определяемых действующими нормами и правилами, или сведений о промышленном объекте, приведенных в декларации, но не реже одного раза в пять лет.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Федеральным горным и промышленным надзором России организует экспертизу деклараций и дает разъяснения по применению настоящего Положения.
Декларация является одним из важнейших документов, содержащих сведения, необходимые для разработки и реализации мероприятий по повышению устойчивости работы объекта.
Положение о декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 1 июля 1993 г. N 675) (извлечение)
. Декларирование безопасности промышленного объекта Российской Федерации, деятельность которого связана с повышенной опасностью производства (далее именуется - промышленный объект), осуществляется в целях обеспечения контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленном объекте.
. Декларация безопасности промышленного объекта Российской Федерации (далее именуется - декларация) является документом, определяющим возможные характер и масштабы чрезвычайных ситуаций на промышленном объекте и мероприятия по их предупреждению и ликвидации.
. Декларация должна характеризовать безопасность промышленного объекта на этапах его ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации и содержать:
сведения о месторасположении, природно-климатических условиях размещения и численности персонала промышленного объекта;
основные характеристики и особенности технологических процессов и производимой на промышленном объекте продукции;
анализ риска возникновения на промышленном объекте чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение источников опасности, оценку условий развития и возможных последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе выбросов в окружающую среду вредных веществ;
характеристику систем контроля за безопасностью промышленного производства, сведения об объемах и содержании организационных, технических и иных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
сведения о создании и поддержании в готовности локальной системы оповещения персонала промышленного объекта и населения о возникновении чрезвычайных ситуаций;
характеристику мероприятий по созданию на промышленном объекте, подготовке и поддержанию в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также мероприятий по обучению работников промышленного объекта способам защиты и действий в чрезвычайных ситуациях;
характеристику мероприятий по защите персонала промышленного объекта в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, порядок действий сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
сведения о необходимых объемах и номенклатуре резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
порядок информирования населения и органа местного самоуправления, на территории которого расположен промышленный объект, о прогнозируемых и возникших на промышленном объекте чрезвычайных ситуациях.
. Декларация разрабатывается предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы (далее именуются - организации) для проектируемых и действующих промышленных объектов.
. Порядок разработки декларации определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Федеральным горным и промышленным надзором России по согласованию с другими заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации.
. Декларация утверждается руководителем организации, в состав которой входит промышленный объект. Лицо, утвердившее декларацию, несет ответственность за полноту и достоверность представленной в ней информации.
Литература
1.Федеральный закон от 21. 12. 1994 г № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
2.Федеральный закон от 12. 02.1998 г №28-ФЗ «О гражданской обороне»
3. Оперативное управление мероприятиями РСЧС (сборник лекций для руководящего состава МЧС России). Книга 1. Издание 2, дополненное и переработанное; Под общ. ред. В. Ф. Мищенко - Москва. ООО ИПП «Куна», 2004 - 500 с.