Планирование мероприятий защиты
чрезвычайный защита руководитель персонал
В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (№ 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г.) все предприятия, учреждения и организации (далее - объекты), независимо от их организационно-правовой формы, должны планировать и осуществлять мероприятия по защите рабочих и служащих от чрезвычайных ситуаций.
Рекомендации по структуре и содержанию плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций объекта разработаны МЧС России.
План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций объекта (далее - План действий) - это документ, который определяет объем, организацию, порядок, способы и сроки осуществления мероприятий по защите рабочих и служащих, персонала от поражающих факторов стихийных бедствий, аварий и катастроф, которые могут возникнуть как на самом объекте, так и на соседних с ним объектах, а также прилегающей территории.
Типовой План действий включает в себя два раздела и пять приложений.
Раздел 1. Краткая характеристика объекта и оценка возможной обстановки на его территории.
.1. Структурные элементы объекта, их характеристика. Перечень потенциальных опасностей на объекте и прилегающей к нему территории.
В подразделе описывается основная производственная деятельность объекта, объем выпускаемой продукции (перечень предоставляемых услуг), даются сведения о размерах и границах территории, площади, плотности застройки, составе структурных подразделений, количестве рабочих и служащих, графике работы, наличии транспортных средств, а также перечень и основные характеристики всех зданий, сооружений и коммунально-энергетических сетей, расположенных на территории объекта.
Для потенциально опасных объектов, к которым относятся производственные или иные объекты, функционирование которых сопряжено с риском возникновения аварий и катастроф, в данный подраздел дополнительно включаются следующие сведения:
профиль опасности объекта (радиационно-, химически-, биологически-, пожаро-, взрыво-, гидродинамически опасный);
наименования, размеры запасов опасных веществ, условия их хранения, доставки и выгрузки;
данные о включении предприятия в реестр потенциально опасных объектов;
численность проживающего вблизи объекта населения, наличие и вместимость мест массового скопления (пребывания) людей, которые могут оказаться в зоне воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации.
Оценку возможной обстановки на объекте целесообразно проводить для следующих чрезвычайных ситуаций:
при возникновении аварий и катастроф на самом объекте;
при возникновении аварий и катастроф на других предприятиях и при перевозке опасных веществ, последствия которых могут создать опасность для функционирования объекта;
при возникновении стихийных бедствий.
.3. Перечень мероприятий КЧС и ПБ объекта и их ориентировочный объем по предупреждению и снижению последствий ЧС.
В данном подразделе плана действий формулируются перечень, ориентировочный объем, определяются сроки и ответственных за выполнение мероприятий по предупреждению или снижению последствий чрезвычайных ситуаций на объекте, в том числе:
мероприятия по защите рабочих и служащих, населения, материальных ценностей;
мероприятия по повышению устойчивости работы объекта;
мероприятия по подготовке к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ на территории объекта;
обучение рабочих и служащих объекта действиям в чрезвычайных ситуациях;
разработка руководящих документов объектового звена РСЧС, организационные мероприятия.
Особое внимание уделяется мероприятиям по повышению устойчивости работы объекта:
подготовка объекта к безаварийной остановке производства, определение порядка подготовки технологических линий и оборудования цехов к безаварийной остановке;
подготовка котельной к работе на резервном топливе, создание трехсуточного его запаса;
обваловка складов с горючесмазочными материалами;
накопление сырья и материалов в количестве, обеспечивающем бесперебойную работу объекта;
заглубление основных коммунально-энергетических сетей;
размещение технологических коммуникаций на низких эстакадах, обвалование их грунтом;
установка автоматических линий и средств тушения пожаров;
устранение условий, создающих взрывоопасные смеси в зданиях;
проектирование и строительство сооружений с жестким каркасом (металлическим или железобетонным);
применение при строительстве каркасных зданий облегченных конструкций стенового заполнения и увеличение световых проемов путем использования стекла, легких панелей из пластиков и других легко разрушающихся материалов;
обеспечение надежной связи с важнейшими производственными участками объекта;
размещение диспетчерских пунктов и радиоузлов, по возможности, в наиболее прочных сооружениях и подвальных помещениях;
создание резерва автономных источников электро- и водоснабжения.
Перечень, содержание, характер и объем мероприятий по предупреждению или снижению последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий зависит от типа, характера деятельности (производства) объекта.
Раздел 2. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
.1. При угрозе возникновения крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим повышенной готовности).
В этом разделе отражаются содержание и сроки выполнения следующих мероприятий (с учетом специфики объекта):
оповещение руководства объекта, членов КЧС, объектовых аварийно-спасательных формирований, рабочих и служащих об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
сбор руководящего состава предприятия (объекта), выявление причин ухудшения обстановки;
усиление наблюдения и контроля за обстановкой на объекте, диспетчерской службы;
профилактические противопожарные мероприятия;
профилактические медицинские и противоэпидемические мероприятия;
подготовка убежищ и укрытий к приему укрываемых;
подготовка к выдаче средств индивидуальной защиты;
эвакуация рабочих и служащих, приведение в готовность аварийно-спасательных формирований объекта.
.2. При возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим чрезвычайной ситуации).
Содержание данного подраздела плана взаимосвязано с содержанием тех мероприятий, которые должны выполняться при возникновении аварий, катастроф или стихийных бедствий. Поэтому в нем отражаются мероприятия, проводимые на предприятии для каждого возможного вида чрезвычайной ситуации.
При этом планируемые мероприятия рекомендуется отражать в следующей последовательности:
а) порядок оповещения органов управления и сил объектового звена РСЧС, доклада в орган управления ГОЧС города (городского района), оповещения рабочих и служащих, а также населения микрорайонов, прилегающих к объекту экономики, о возникновении чрезвычайной ситуации; определение задач по организации разведки в зоне ЧС и прогнозированию развития обстановки;
б) приведение в готовность и развертывание сил и средств объекта, привлекаемых к АСДНР, их состав и сроки готовности, организацию работ;
в) защиту работников объекта и населения (объемы, сроки, порядок выполнения мероприятий и привлекаемые для этого силы и средства):
укрытие в защитных сооружениях;
обеспечение средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной и химической разведки;
лечебно-эвакуационные и противоэпидемические мероприятия;
экстренная эвакуация персонала предприятия из опасных зон.
.3. Обеспечение действий сил и средств территориальной подсистемы РСЧС на предприятии.
В этом разделе должны быть спланированы мероприятия, направленные на создание условий для организованного, бесперебойного и эффективного выполнения задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также жизнеобеспечения пострадавших и привлекаемых для проведения АСНДР сил.
Основными видами обеспечения являются: радиационная, химическая и биологическая защита, инженерное, техническое, медицинское, материальное, противопожарное, транспортное обеспечение, а также организация разведки и охраны общественного порядка.
.4. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР).
Непосредственное руководство аварийно-спасательными и другими неотложными работами, координацией привлекаемых сил и средств осуществляет комиссия по чрезвычайным ситуациям объекта.
Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что объектовая комиссия не может самостоятельно справиться с ее локализацией и ликвидацией, она обращается за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.
На объектовом уровне работу КЧС обеспечивает постоянно действующий штаб (отдел, сектор) ГОЧС или специально назначенное должностное лицо.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) организуются и проводятся в соответствии с решением председателя КЧС объекта.
Исходными данными для принятия решения на ликвидацию чрезвычайной ситуации являются:
задача, поставленная вышестоящим органом управления;
данные разведки об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации;
выводы из оценки обстановки;
оценка возможностей имеющихся и прибывающих сил и средств ликвидации ЧС;
выводы из оценки местности, погоды, их возможного влияния на ход проведения АСДНР.
Управление ликвидацией чрезвычайной ситуации организуется из единого центра на основе принципа централизации и ведется в интересах решения общей основной задачи - проведения АСДНР в кратчайшие сроки и с минимальным ущербом.
АСДНР включают:
оповещение органов управления ГОЧС, рабочих и служащих объекта, а также населения прилегающих территорий, если они попадают в зону чрезвычайной ситуации;
проведение разведки в зоне чрезвычайной ситуации, оценка обстановки и прогнозирование ее развития;
локализация и ликвидация очагов пожаров;
установление режима доступа в зону ЧС, охрана общественного порядка в ней;
поиск и извлечение пострадавших из-под завалов, эвакуация их в места сбора пораженных;
оказание пострадавшим первой медицинской, врачебной помощи и эвакуация их в лечебные учреждения;
локализация и ликвидация аварий на коммунально-энергетических сетях;
санитарная обработка участников ликвидации чрезвычайной ситуации;
обеззараживание, дезактивация территории объекта зданий, сооружений, техники, транспорта и имущества;
проведение других неотложных работ.
.5. Организация и осуществление взаимодействия между органами и силами, привлекаемыми к работам.
Взаимодействие с КЧС и ПБ города (городского района) и соседних предприятий рекомендуется отрабатывать по вопросам:
сбора и обмена информацией о чрезвычайной ситуации;
привлечения сил и средств для ликвидации ЧС;
последовательности проведения АСДНР.
По вопросам сбора и обмена информацией о чрезвычайной ситуации штаб (отдел, сектор) ГОЧС объекта должен регулярно докладывать в управление ГОЧС города (городского района) о состоянии дел в ходе проведения АСДНР и получать, в свою очередь, данные о наличии и возможностях привлекаемых территориальных сил и средств городского звена территориальной подсистемы РСЧС и другие необходимые сведения.
.6. Управление мероприятиями и действиями сил в ЧС.
В этом подразделе плана действий отражаются организационные и технические мероприятия по управлению предупреждением и ликвидацией возможных чрезвычайных ситуаций.
Данные мероприятия целесообразно планировать в следующей последовательности:
организация управления проведением АСДНР на объекте (кто осуществляет общее управление спасательными работами и откуда; где находится пункт управления, состав пункта управления и выделяемого от него подвижного пункта управления);
порядок и сроки занятия членами КЧС и другими должностными лицами пункта управления;
организация оповещения и информирования руководящего состава, рабочих и служащих (сотрудников) об обстановке и действиях в зоне ЧС;
состав оперативной группы КЧС объекта непосредственно на участке проведения аварийно-спасательных работ;
организация связи с подчиненными, вышестоящими и взаимодействующими органами управления (по телефонам местной связи, городской АТС, диспетчерской связи, с помощью радиостанций; также указывается время готовности средств связи).
На объектах с небольшой численностью персонала, расположенных в одном или двух-трех зданиях (предприятия торговли и питания, гостиницы, общеобразовательные учреждения и другие) управление ликвидацией чрезвычайной ситуации осуществляется из рабочего кабинета руководителя (директора) учреждения и запасные пункты не планируются. Оперативные группы при КЧС обычно не создаются.
При планировании мероприятий защиты в общеобразовательных учреждениях должны прогнозироваться возможные действия преступников, массовые беспорядки, проявления экстремизма, взрывы, поджоги, пожары, применение отравляющих веществ, захват заложников, действия террористов, в том числе смертников.
В составляемых планах и паспортах безопасности желательно отражать возможные количественные показатели ущерба от этих действий, характеристики и размеры возможных зон поражения, степень вредного воздействия на жизнь и здоровье людей. Следует также указывать данные о неблагополучных группировках подростков в ОУ или прилегающем микрорайоне, их лидерах, о фактах вандализма, угроз, вымогательства среди учащихся, иных возможных противоправных действиях.
.Действия руководителей и персонала при возникновении ЧС
Наиболее характерными ошибками в управленческой деятельности руководителей при получении информации о возникшей чрезвычайной ситуации являются:
потеря времени на перепроверку достоверности полученной информации и задержка с оповещением персонала и населения;
попытки в результате необъективной оценки степени возникшей угрозы ликвидировать инцидент своими силами;
неумелое практическое использование планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
недостаточная отработанность порядка привлечения к ликвидации масштабных чрезвычайных ситуации необходимых сил и средств для проведения аварийно-спасательных работ;
несвоевременное информирование о факте возникновения, истинных причинах и масштабах возникшей чрезвычайной ситуации вышестоящих органов управления, органов управления и населения, находящихся в опасной зоне.
Подобного рода ошибки нередко приводят к неоправданно тяжелым последствиям чрезвычайных ситуаций.
Немаловажную роль в обеспечении защиты от поражающих факторов чрезвычайной ситуации имеет подготовка персонала предприятия (объекта, учреждения) к действиям в условиях ЧС.
.1.
.Подготовка персонала к действиям в опасных ситуациях
Работа в этом направлении должна строиться в соответствии с указаниями МЧС России, отраслевых министерств и ведомств, а также на анализе потребностей конкретного предприятия. Практика показывает, что причинами плохой работы работников и их неправильного поведения, неудачных действий, травматизма и гибели персонала являются:
недостаточная профессиональная и психологическая подготовленность к работе, в т. ч. к действиям в опасных ситуациях;
недисциплинированность, беспечность, пренебрежение правилами безопасности, потеря бдительности;
незнание тактических основ и правовых норм своей работы.
Неподготовленность работников чаще всего является следствием недостаточной требовательности или формального подхода руководителей предприятия к качеству подбора и подготовки сотрудников, слабого контроля соблюдения требований и рекомендаций по обеспечению безопасности на работе и в быту.
Основной целью профессиональной подготовки сотрудников предприятия является формирование у них личных качеств, знаний, навыков и умений, необходимых для обеспечения не только результативной, но и безопасной работы.
В процессе обучения и начального периода работы сотрудников предприятия должны решаться следующие задачи:
освоение рациональных методов работы, требований руководства и технических средств;
развитие полезных навыков, например, быстрой реакции, оперативного мышления, умения наблюдать, а также выносливости, сообразительности, решительности, устойчивости и др.
Процесс обучения персонала предприятия по вопросам обеспечения безопасности должен иметь преимущественно практическую направленность. Обучение осуществляется методами рассказа и показа на рабочих местах, в помещениях предприятия, и иных конкретных объектах с учетом реальных задач и ситуаций.
Ознакомительная практика предполагает изучение организации режима безопасности предприятия и личное участие нового работника в выполнении учебных и практических задач.
Подготовка сотрудников предприятия должна осуществляться постоянно и совершенствоваться в процессе работы. Под контролем руководителей они закрепляют необходимые знания тактических действий в разных ситуациях, умение анализировать и прогнозировать возможное неблагоприятное развитие событий, принимать решения и действовать в соответствии со складывающейся обстановкой.
На практических занятиях и на рабочих местах постепенно отрабатываются автоматизм и умение выполнять необходимые действия быстро и четко, например, при задымлении, отключении электроэнергии, при эвакуации персонала, получении травмы и т. д.
Упражнения должны обеспечивать отработку и улучшение качеств и навыков, необходимых сотруднику, а попутно улучшать и другие жизненно важные способности человека, например, наблюдательность, внимательность, быстроту реакции, владение приемами оказания первой помощи и др.
.Действия руководителя при угрозе возникновении ЧС
С получением информации (распоряжения, сигнала) об угрозе или возникновении ЧС <javascript:showLayer('ros10')> руководитель обязан:
организовать оповещение и сбор руководящего состава и членов КЧС ПБ предприятия (учреждения);
организовать ввод в действие в установленном порядке плана действий предприятия учреждения по предупреждению и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера;
организовать взаимодействие с управлением по делам ГОЧС города (района);
ввести усиленный режим работы с круглосуточным дежурством руководящего состава КЧС ПБ, дежурных смен;
усилить наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, обстановкой на предприятии (учреждении) и прилегающей к нему территории;
своевременно докладывать вышестоящим органам управления, информировать подчиненные и взаимодействующие структуры, соседей о складывающейся обстановке и возможном ее развитии;
развернуть работу КЧС ПБ, штаба (отдела, сектора) по делам ГОЧС, начальников служб ГО, оперативных групп для выявления складывающейся обстановки на предприятии (учреждении) и прилегающей к нему территории, прогнозирования возможного возникновения ЧС, ее масштабов и выработки предложений по ее ликвидации;
при возникновении ЧС, угрожающей жизни и здоровью персонала (сотрудников) провести его экстренную эвакуацию в безопасный район;
при объявлении карантина или особого положения установить соответствующие ограничения;
принять меры по защите сотрудников и обучающихся персонала предприятия, окружающей среды и повышению устойчивости его функционирования;
организовать проверку служб жизнеобеспечения предприятия к действиям в соответствии с прогнозируемой обстановкой;
при необходимости уточнить задачи силам и средствам, предназначенным для ликвидации угрозы возникновения ЧС, и выдвинуть их к местам возможных действий.
При объявлении состояния войны, фактического начала военных действий или введения военного положения <javascript:showLayer('ros1')> руководитель обязан:
своевременно провести оповещение персонала, нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ) предприятия об угрозе нападения противника;
- организовать мероприятия по управлению, оповещению, связи и взаимодействию;
организовать ввод в действие в установленном порядке плана ГО предприятия;
обеспечивать в установленном порядке продовольствием, медицинским имуществом и питьевой водой укрываемых в защитных сооружениях людей;
руководить проведением мероприятий по подготовке загородной зоны к приему эвакуируемых по условиям их первоочередного жизнеобеспечения;
организовать и провести эвакуацию и рассредоточение персонала и членов их семей при получении сигнала (распоряжения) на проведение эвакомероприятий;
проводить мероприятия по светомаскировке предприятия, лично руководить проведением АСДНР в очаге поражения и восстановлением функционирования образовательного учреждения.
Мероприятия по переводу ГО с мирного на военное положение в полном объеме проводятся с объявлением общей готовности ГО. Однако еще до объявления общей готовности могут поступать распоряжения на проведение мероприятий, повышающих готовность ГО.
При угрозе взрыва (обнаружении взрывного устройства):
прибыть на место обнаружения взрывоопасного предмета;
сообщить по телефону в единую службу спасения, дежурному ОВД, дежурному администрации муниципального образования (города, района), руководителю вышестоящей организации;
провести экстренный вывод персонала (учащихся) в безопасное место;
до прибытия специальных служб организовать охрану здания;
встретить представителей служб и доложить обстановку, всячески оказывать необходимую помощь.
При получении сигнала о пожаре:
- сообщить по телефону в единую службу спасения, дежурному ОВД, дежурному администрации муниципального образования (города, района), руководителю вышестоящей организации;
- определить маршруты выходов, открыть их;
провести экстренный вывод персонала на безопасное расстояние;
обеспечить персонал средствами защиты органов дыхания (марлевые повязки, носовые платки и др.). Проконтролировать использование персоналом данных средств при выходе;
после экстренного вывода проверить отсутствие людей в здании, закрытие окон и дверей;
должностным лицам, ответственным за вывод групп - проверить наличие людей и немедленно доложить руководителю учреждения и уполномоченному по делам ГО ЧС;
- по возможности ликвидировать очаг возгорания своими силами;
оказать помощь пострадавшим при экстренном выводе;
исключить панику, обеспечить организацию экстренного вывода;
организовать охрану здания и регулирование на подъездах к нему;
встретить представителей служб и доложить обстановку, всячески оказывать необходимую помощь;
по возможности организовать вынос имущества и документации и обеспечить их охрану.
.Действия руководителя при возникновении ЧС
При срабатывании взрывного устройства:
сообщить о случившемся в территориальные подразделения ФСБ и МВД, а также муниципальный орган власти и своему непосредственному руководителю;
выяснить обстановку (место взрыва, наличие возгорания и т.п.);
обеспечить эвакуацию персонала из зданий предприятия, согласно Плану эвакуации и проверку наличия людей;
выяснить наличие пострадавших;
организовать эвакуацию пострадавших и оказание им первой медицинской помощи силами персонала предприятия;
организовать встречу пожарных и спасателей, скорой помощи, наряда милиции и сообщить им:
о наличии и местонахождении пострадавших;
план расположения помещений предприятия с указанием места срабатывания взрывного устройства;
другие имеющиеся сведения;
оказать возможную помощь сотрудникам МВД при проведении следственных действий.
При захвате персонала в заложники:
немедленно вывести не подвергшийся захвату персонал из здания, организовать проверку наличия персонала;
сообщить о случившемся в территориальные подразделения ФСБ и МВД, а также муниципальный орган власти (МОВ) и своему непосредственному руководителю;
уточнить местонахождение террористов и заложников, их требования, психическое состояние;
организовать наблюдение за зданием предприятия с целью не допустить проникновения в него посторонних;
организовать встречу следственно-оперативной группы УВД, сообщить все сведения, которыми вы обладаете о террористах и захваченных ими людях. Передать следственно-оперативной группе УВД план расположения помещений предприятия.
При получении сигнала об аварии с выбросом аварийно химических опасных веществ
Отличительной особенностью возникающих при авариях на химически опасных объектах чрезвычайных ситуаций является то, что при высоких концентрациях АХОВ или отравляющих веществ поражение людей может происходить в короткие сроки.
Аварии на химически опасных объектах могут сопровождаться разрушениями, пожарами и взрывами, что увеличивает радиус района аварии в 1,5 - 2 раза, что обосновывается возможностью выбросов в этих условиях большого количества АХОВ за счет взрыва.
В результате аварии на ХОО обслуживающий персонал и население, проживающее вблизи объекта, могут получить тяжелые поражения ядовитыми веществами. АХОВ оказывают поражающее действие на людей при попадании их паров в атмосферу, при разливе этих веществ на местности и различных поверхностях, с которыми соприкасаются люди.
При получении сигнала об аварии с выбросом АХОВ руководитель обязан:
немедленно оповестить персонал (рабочих и служащих) об угрозе химического заражения и о необходимости использования индивидуальных средств защиты или использовании подручных средства из ткани, которые необходимо смочить водой;
отдать распоряжение на выдачу средств индивидуальной защиты (при необходимости) или занятие убежищ;
дать указание на герметизацию производственных помещений (закрыть все окна, форточки, двери);
организовать разведку обстановки на территории предприятия (учреждения);
связаться с территориальными органами, уполномоченными на решение вопросов гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (ГОЧС) и получить информацию о параметрах аварии и ее последствиях ;
произвести оценку характера разрушений, пожаров, размеров зоны химического заражения, оценку возможности применения техники и средств механизации, оценку возможностей своих сил при ликвидации ЧС, вероятное участие в работах других сил и средств, их возможности, оценку влияния времени года, суток, состояния погоды на выполнение задачи, оценку психологического и морального состояния персонала;
организовать оказание срочной медицинской помощи пострадавшим в т.ч. на применение антидотов, отправка в лечебные учреждения (при необходимости);
принять решение в соответствии с обстановкой и отдать необходимые распоряжения (организовать эвакуацию персонала, принять меры к безаварийной остановки производства, вести разведку химической обстановки с использованием приборов химической разведки и т.д.);
при необходимости организовать проведение санитарной обработки персонала и проведение дегазации оборудования и помещений объекта.
При получении сигнала об аварии с выбросом радиоактивных веществ руководитель обязан:
немедленно оповестить персонал (рабочих и служащих) об угрозе радиоактивного заражения и необходимости подготовки и применения средств защиты органов дыхания и йодистых препаратов;
дать указание на герметизацию производственных помещений (закрыть все окна, форточки, двери);
предупредить персонал о необходимости находиться вдали от окон и подготовке к эвакуации;
поставить задачу членам комиссии по предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности на проведение первоочередных мероприятий по защите персонала и территории объекта (подготовка убежищ к занятию людьми, подготовка средств дезактивации, подготовка средств радиационной разведки и контроля, организовать радиационную разведку, и т.д.);
установить связь с территориальным органом ГОЧС и уточнить обстановку (размеры зоны заражения, время подхода зараженного облака, уровни радиации на местности, мероприятия, проводимые органами ГОЧС);
оценить обстановку на объекте и принять решение на проведение йодной профилактики, дополнительной защиты или эвакуации персонала;
при необходимости организовать проведение санитарной обработки людей и специальной обработки (дезактивации) оборудования, помещений и техники.
.Общие принципы ликвидации чрезвычайных ситуаций
Если в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия требуется проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение материальных потерь и ущерба окружающей среде, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, то на соответствующей территории вводится режим чрезвычайной ситуации.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с классификацией чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации (Постановление № 304, 2007 г.).
Общее руководство организацией и проведением АСДНР на объекте (территории) осуществляет комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ) объекта (территории).
Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Эти руководители назначаются решением соответствующей КЧС и ПБ или руководителем органа государственной власти, органами местного самоуправления, руководителем организации.
Руководители аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают полномочия руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия назначенных руководителей.
Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с исполнительными органами государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Решения руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В случае крайней необходимости руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения по следующим вопросам:
проведение эвакуационных мероприятий;
остановка деятельности организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
проведение аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
ограничение доступа людей в зону чрезвычайной ситуации;
разбронирование в установленном порядке резервов материальных ресурсов организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением материальных ценностей государственного материального резерва;
привлечение к проведению работ по ликвидации чрезвычайной ситуации нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
привлечение на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, к проведению аварийно-спасательных работ;
принятие других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайной ситуации и ходом работ по ее ликвидации.
Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций незамедлительно информируют о принятых ими в случае крайней необходимости решениях соответствующие исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации.
Решение о завершении работ по ликвидации чрезвычайной ситуации принимает руководитель организации при чрезвычайной ситуации локального характера, в остальных случаях - главы муниципальных образований или субъектов РФ по ходатайству соответствующих комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
Литература
Алтунин А.Т., Гражданская оборона: учебное пособие /Под. ред. А.Т. Алтунина. - М.: 2009.
Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни. - М.: Изд-во «Академический проспект», 2009. - 560 с.
Арустамов Э.А., Безопасность жизнедеятельности / Э.А. Арустамов. - М.: Изд.центр Акад., 2008.
Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. - М.: Альфа - М, 2007.
Белов С.В., Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / Под общ. ред. Белова С.В. 2-е изд., испр. и доп./ С.В. Белов, А.Ф. Козьяков, Л.Л. Морозова, А.В. Ильницкая. - М.: Академия, 2007.
Вайнер Э.Н., Введение в валеологию: метод. пособие / Э.Н. Вайнер.-Липецк, 2007.
Кукин П.П., Лапин В.Л. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда): Учебное пособие для вузов / П.П.Кукин В.Л. Лапин Н.Л. Пономарев. - М.: Высш. шк., 2008.
Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности, В 2 кн. Кн 1 Коллективная безопасность: учебное пособие / В.Ю. Микрюков. - М.: Высш. шк., 2009.
Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности, В 2 кн. Кн. 1 Личная безопасность: учебное пособие / В.Ю. Микрюков. - М.: Высш. шк., 2008.
Михайлов Л. А. Безопасность жизнедеятельности / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин. - Питер, 2009.
Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. / О.Н. Русак, К.Р. Малаян, Н.Г. Занько. - СПБ.: Издательство «Лань», 2008.
Хван Т.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для студентов вузов / Т.А. Хван, П.А. Хван. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.