|
По вузу
|
Представительность ОССУ (выражение мнения
большинства студентов)
|
2,1
|
Защита прав студентов и помощь в решении
проблем, возникающие во время учебного процесса
|
2
|
Участие ОССУ в повышении качества образования
|
1,9
|
Предоставление ОССУ возможностей для самореализации
студентов (организует досуг, способствует развитию важнейших компетенций)
|
2,1
|
Независимость ОССУ от администрации вуза
|
2
|
Средний балл
|
2
|
Только 58% опрошенных посчитали, что имеют достаточно
информации для ответа на блок вопросов о работе органов студенческого
самоуправления, что является самым низким результатом относительно остальных
блоков вопросов.
Это само по себе является показателем низкой
информированности о деятельности органа, либо о низком интересе к ней.
Только 8,7% опрошенных принимают участие в работе органа
самоуправления. В целом, блок показателей оценен удовлетворительно. Важно
обратить внимание на показатели, получившие низшую оценку на том или ином
факультете - они могут являться индикатором в целом не высокой заинтересованности
в деятельности органа именно среди респондентов факультета, так как наименьшие
значения не совпадают, что, как правило, наблюдалось при ответах на другие
блоки вопросов.
Самую высокую оценку заслужили блоки по научной деятельности
и столовой. Внутри групп наиболее высоко были оценены открытость преподавателей
к диалогу, интерес к собственному предмету; поддержка научной деятельности
студентов преподавателями и администрацией вуза, возможность представления
своих достижений на различных внутренних научных мероприятиях; доступ к
электронным научным ресурсам; качество пищи в столовой.
Рис. 2 Диаграмма удовлетворенности по блокам вопросам
Самую низкую оценку получили блоки вопросов по общежитию, где
были низко оценены практически все показатели, по организации досуговой
деятельности и работе органов студенческого самоуправления. Наиболее низко
внутри групп были оценены привлекательность мероприятий и участие органа
студенческого самоуправления в повышении качества образования. Таким образом,
эти направления деятельности нуждаются в дополнительном внимании со стороны
администрации вуза.
Академические свободы и университетская автономия являются
важнейшими условиями современного образования и качества профессиональной
подготовки. Именно они способствуют формированию у студентов умений
самостоятельно делать профессиональный выбор, видеть конечный результат этого
выбора и нести за него ответственность.
Реализации академических свобод невозможна без наличия автономии,
которая является главным условием свободного развития университет. Университет
- это не просто предприятие для производства знаний, подготовки специалистов,
ученых. Университет - институт воспитания гражданственности, жизненной позиции,
источник альтернативных идей, независимой экспертизы, это партнер и
одновременно оппонент власти. Выполнить эту миссию университет не может, если
уничтожается внутренняя университетская демократия.
Проанализировав современное состояние академических прав и
свобод в университете, мы приходим к выводу, что идея создания действенного
механизма реализации прав и свобод в университете должна исходить из
администрации вуза. Именно она является заинтересованной стороной в пробуждении
инициативы у преподавателей, создании мотивационных рычагов для осознания
ответственности за результаты деятельности университета.
Поскольку в современной экономической ситуации вузы вынуждены
активно бороться за объемы государственного задания и конкурировать на рынке
платных образовательных услуг кадровый потенциал вуза также становится его
"золотым фондом". И формирование базовой основы
профессорско-преподавательского состава становится одной из главных задач
руководителя образовательной организации.
Определяющими чертами механизма реализации академических прав
и свобод должно быть следующее:
. Наличие нормативного основания механизма реализации
академических прав и свобод, т.е. правовых норм, определяющих объем и порядок
пользования теми преференциями, которые предоставляются правами и свободами.
. Наличие фактического основания, которым являются
юридические факты, представляющие собой предусмотренные нормами права
обстоятельства и выступающие в качестве оснований (предпосылок) наступления
правовых последствий.
. Деятельность личности по реализации своего права, т.е.
объективное выражение права в действиях личности с учетом его объема,
содержания и пределов использования.
. Четко определенная процедура охраны и защиты академических
прав и свобод, которая устанавливается нормами права.
. Гарантии реализации академических прав и свобод.
Гарантированность реализации предполагает наличие как юридических, так и
материальных и других средств, позволяющих перевести данное право из
возможности в действительность.
К механизмам реализации академических прав и свобод в
организации в первую очередь следует отнести создание наиболее благоприятных
условий труда и творческого развития преподавателей. За последние 2 года в
области финансового стимулирования труда преподавателей сделано немало. Но
практически никаких изменений не произошло на уровне самосознания
преподавателей.
Для вовлечения преподавателей в процессы, происходящие в
университете, нужно задействовать такие формы как опросы преподавателей для
выявления слабых мест в организации учебного процесса, практиковать
межвузовские стажировки, использовать повышение квалификации (тем более, что по
новому законодательству оно должно проходить не реже чем один раз в три года)
для формирования новых компетенций преподавателя.
Одним из механизмов реализации академических прав и свобод
может стать формирование корпоративной культуры.
Прежде всего, необходимо создать интеллектуальную концепцию
организации, определить ее миссию, ценности, цели существования с учетом
традиций и истории организации.
Создание новых корпоративных праздников организации или
превращение ежегодных праздников в событие позволят сотрудникам ощутить себя
причастными к особому "профессиональному клану".
Разработка символики организации (в тех вузах, где ее нет) -
логотип, гимн, фирменные цвета и т.д. - является одним из стимулов единения
коллектива и приобщения сотрудников к корпоративной культуре.
Одной
из приоритетных задач ведущих российских вузов до 2020 года является вхождение
в лидеры международных рейтингов, что предполагает получение места в числе
ведущих 100 вузов по основным международным рейтингам (THE или QS). В России
такая работа ведется уже 10 лет. Сначала в вузах были запущены инновационные
образовательные программы, затем была создана система национальных
исследовательских университетов, возникли федеральные университеты.
На
решение задачи повышения конкурентоспособности российских вузов было направлено
Постановление Правительства России от 16 марта 2013 г. № 211 "О мерах
государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях
повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных
центров", которое дало старт проекту под условным названием
"5-100-2020": пять российских университетов к 2020 г. должны попасть
в сотню ведущих мировых университетов.
Определенные факторы мешают ведущим российским вузам
конкурировать на международном рынке образовательных услуг и исследований: это
и низкая академическая репутация, невысокая доля иностранных преподавателей и
студентов, в том числе и неэффективная система управления, которая мало
изменилась с советских времен.
В 2013 году на основе открытого конкурса были отобраны 15
ведущих вузов, которые разработали и представили свои программы развития. Для
реализации этих программ требуются серьезные управленческие решения, создание
новых систем управления. Все отобранные вузы перешли в статус автономных и
создали наблюдательные советы, которые призваны активно влиять на систему
мотивации и стимулирования оценки деятельности университетских управленцев;
содействие приросту репутации университетов, расширению сети его российских и
международных контактов.
Кроме того, в уставы всех вузов внесено положение о
назначении ректоров по решению учредителя. Таким образом, "судьба"
руководителя вуза, а вместе с ним и университетского топ-менеджмента, напрямую
зависит от показателей его эффективности.
В условиях обострившейся конкуренции вузы, не попавшие в
число "ведущих", вынуждены задумываться о преобразованиях, которые
способны укрепить их репутацию на этом рынке, повысить качество высшего
образования. Без выработки совместных программных решений с
профессорско-преподавательским составом администрация вузов ничего не
достигнет. Решить эту задачу без системного обновления и разработки локальной
нормативной базы также невозможно.
Таким образом, сформулированные задачи, а также международные
требования и система ежегодного мониторинга эффективности российских вузов,
проводимая Минобрнауки России, заставляют администрацию вуза быть инициаторами
изменений, которые в первую очередь предполагают формирование локальной
нормативной базы, отвечающей требованиям действующего законодательства.
Таким правом наделена образовательная организация в
соответствии со статьями 29, 30 Федерального закона № 273-ФЗ [1]. Возможность
и порядок создания локальных нормативных актов в пределах своей компетенции
устанавливается Уставом организации. Локальные нормативные акты принимаются по
основным вопросам образовательной деятельности.
В настоящее время обязательными для размещения на сайте
образовательной организации являются локальные нормативные акты, затрагивающие,
в основном, интересы обучающихся. Из локальных актов, обязательных к размещению
и частично содержащих упоминание об академических правах и свободах, можно
выделить лишь правила внутреннего трудового распорядка и коллективный договор.
Между тем основными актами, впрямую затрагивающими
академические права и свободы преподавателей, во многих вузах являются
Положение об аттестации научно-педагогических работников и Положения о порядке
замещения должностей научно-педагогических работников (о конкурсном отборе).
Кроме того, университет вправе вырабатывать свои
корпоративные требования к должностям профессора, доцента в зависимости от
показателей мониторинга эффективности, ежегодно проводимого Министерством
образования и науки. Эту практику уже успешно реализует Высшая школа экономики,
устанавливая при конкурсном отборе дополнительные квалификационные критерии,
такие как наличие научных и учебно-методических публикаций за последние три
года, наличие заполненной персональной страницы претендента на корпоративном
портале (сайте) НИУ ВШЭ с полными текстами программ учебных дисциплин,
отсутствие рейтинговых оценок ниже 3 баллов по результатам опроса студентов и
т.д. [36].
Модельный кодекс профессиональной этики педагогических
работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность [39],
опубликованный в октябре 2014 года на сайте Минобрнауки России и
рекомендованный к принятию каждой образовательной организацией, также может
послужить базой для разработки особой корпоративной системы ценностей в случае
неформального подхода администрации и массового обсуждения в коллективе. В
целом Модельный кодекс носит формальный характер и не устанавливает каких-либо
конкретных мер ответственности за его нарушение.
Несмотря на нивелирование позиций профсоюзных организаций
вузов в последнее время, нельзя забывать о роли Коллективных договоров между
администрацией вузов и представителей сотрудников. Исторически они содержали
права и обязанности преподавателей, не выделяя академические права и свободы.
Поскольку Коллективный договор регулирует прав и обязанности всех участников
образовательного процесса именно там возможно зафиксировать академические права
и свободы в том числе и обучающихся. Традиционно меры ответственности за те или
иные нарушения трудовых прав содержались в Коллективном договоре, здесь же
возможно указать ответственность администрации за нарушение академических прав
и свобод преподавателей.
Трудовой договор с преподавателем - это, пожалуй, единственный
документ, который подписывается лично преподавателем и подразумевает согласие
подписавшего договор со всеми его положениями. Со всеми другими локальными
актами преподаватели зачастую формально и не вникая в их содержание знакомятся
при приеме на работе, фиксируя факт ознакомления личной подписью. Поэтому
администрация университета должна ответственно подходить к разработке типового
трудового договора, включая в него наиболее важные для университета положения и
не допуская наличия пунктов, нарушающих трудовые права и академические свободы
преподавателя.
Осознавая право на свободу трудовых отношений, академическую
мобильность преподавателей администрации некоторых вузов все же идут на своего
рода "привязывание" штатных сотрудников к одному вузу. Нередко в
трудовые договоры, локальные акты вносятся положения, так или иначе
ограничивающие право преподавателей на работу по совместительству в другом
вузе.
Устанавливая такие ограничения, администрация стремится
обеспечить стабильный кадровый состав университета и не допускать использование
интеллектуальных и материальных ресурсов вуза в интересах другого учебного
заведения, особенно в вузе-конкуренте. В этой ситуации оптимальным, на наш
взгляд, является уведомительный порядок информирования преподавателем о работе
по совместительству в других вузах так, как например, это установлено в
Санкт-Петербургском государственном университете. Пункт 2.1.14 Правил
внутреннего трудового распорядка устанавливает обязанность
научно-педагогических работников "…уведомлять Университет в письменном
виде о работе по совместительству у другого работодателя, о месте работы по
совместительству, объеме занятости и занимаемой должности, не позднее трех
рабочих дней со дня заключения трудового договора, либо о факте заключения
договора гражданско-правового характера, по которому работник является
исполнителем, подрядчиком, автором, и предметом которого является выполнение
работ (оказание услуг, создание результатов интеллектуальной деятельности),
аналогичных по содержанию предмету трудового договора, заключенного с
работником".
Такой порядок будет гарантировать преподавателю его права на
свободный выбор работодателя, а вузам - предоставлять преимущество при
прохождении конкурсного отбора сотрудникам, работающим по совместительству в
этом же вузе.
Выводы по
главе 1
1. В России и в странах постсоветского пространства не в
полной мере работают принципы академических прав и свобод, зафиксированные на
международном уровне.
2. Имеющим место инцидентам не дается должная оценка,
есть стремление администрации университетов сводить конфликты в академической
среде к трудовым спорам.
3. В настоящее время администрация вуза больше сотрудников
заинтересована в системных изменениях в управлении персоналом
для достижения определенных показателей, в разработке мотивационных стимулов
для преподавателей. В создавшихся условиях именно администрация должна быть
инициатором создания локальных нормативных актов по реализации академических
прав и свобод.
. В главе определены правовые гарантии и юридические ограничения
реализации академических прав и свобод, а также основы механизма реализации
академических прав и свобод в университете.
Глава 2.
Исследование отношения субъектов университетского сообщества к академическим
правам и свободам
2.1 Влияние
Болонского процесса на обеспечение академических прав и свобод в России
Двенадцать лет назад в 2012 году на берлинской встрече
министров образования европейских стран Россия вошла в члены стран-участниц
Болонского процесса, тем самым подтвердив свои намерения следовать
основополагающим принципам существования современных европейских университетов.
За прошедшие годы Россия осуществила целый ряд технических процедур по переходу
на Болонскую систему образования: в частности, с 2011 года полностью перешла на
многоуровневую систему высшего образования, были утверждены соответствующие
образовательные стандарты, студентам стали выдавать документы об образовании,
признаваемые в странах Болонского процесса.
Основной целью вступления России в Болонский процесс было
присоединение к зоне единого образовательного пространства Европы для развития
трудовой и академической мобильности граждан, а также для повышения
конкурентоспособности университетов России в борьбе за возрастающий
образовательный рынок потенциальных студентов стран Азии, Ближнего Востока и
Северной Африки. Россия занимает пока восьмое место в мире по количеству
обучающихся иностранных граждан.
Одним из главных инструментов формирования общеевропейского
образовательного пространства является процесс адаптации законодательства об
образовании стран - участниц Болонского процесса.
Учитывая, что с момента принятия закона "Об образовании
в Российской Федерации" прошло почти 2 года, мы проанализировали открытые
данные сайтов ведущих вузов России на содержание в локальных нормативных актах
положений, закрепляющих академические права и свободы преподавателей и
студентов, и механизмов реализации этих прав и свобод.
Анализ показал, что практически единственным документом, где
содержалось упоминание об академических правах и свободах, является кодекс
профессиональной этики в различных вариантах названий (Кодекс профессиональной
этики Омского государственного педагогического университета, Кодекс
корпоративной культуры - Южный федеральный университет, Кодекс универсанта
Санкт-Петербургского государственного университета, Профессионально-этический
кодекс Тюменского государственного нефтегазового университета, Кодекс чести
преподавателей и сотрудников и Кодекс чести студентов - в Белгородском
государственном университете).
Проведенное в исследуемом университете анкетирование тоже
показало, что большая часть респондентов полагает, что ситуацию с соблюдением
их академических прав и свобод улучшит принятие в высших учебных заведениях
локальных нормативных актов (48% преподавателей и 31% студентов) и кодекса
профессиональной этики (18% - преподавателей и 28% студентов).
Нужно отметить, что изначально инициатива разработки
этических кодексов преподавателей и студентов вузов России исходила от
Общественной палаты РФ. Данная инициатива была поддержана Российским союзом
ректоров и Правительством России ещё в 2012 году, и проект Кодекса
профессиональной этики работника высшей школы был утвержден постановлением
Совета Российского Союза ректоров от 25.06.2012 №3. Именно в этом документе
академическая свобода была закреплена в качестве базовой ценности вузовской
корпорации: "4.3 Академическая свобода личности.
Характер становления российской высшей школы во многом
сформировался под воздействием широких прав, предоставляемых университетам в
определении подходов к образовательной и научно-исследовательской деятельности.
Уважение к личной академической позиции научно-педагогических работников и
широкого коллектива учащихся в свободных вузовских дискуссиях обеспечивает
непрерывное обновление идей и стимулирует развитие знания. Высшие учебные
заведения являются институтами, которые обеспечивают развитие и выражение
индивидуальности.
Диалог работников высшей школы и учащихся, направленный на
раскрытие индивидуальности, содействует воспитанию молодежи, а также создает
предпосылки утверждения в вузах реальной академической свободы, понимая ее как
сохранение для каждого широких возможностей поиска научной истины и
регулируемой коллегиальными решениями корпорации" [42].
Однако затем Проект не получил законодательного развития и в
октябре 2014 года Министерством образования и науки РФ был рекомендован
Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций,
осуществляющих образовательную деятельность. На основе этих двух документов
многие российские вузы разрабатывают свои корпоративные кодексы.
Все вышеназванные кодексы в основном определяют базовые
понятия профессиональной этики и фиксируют сложившиеся общепризнанные правила
поведения преподавателей университетов. Характерной особенностью кодексов
является отсутствие в них санкций за нарушение установленных правил (не считая
общественного порицания). Во многих кодексах содержатся отсылочные нормы (к
Уставу, трудовому договору и т.д.).
Исключение составляет Кодекс универсанта Санкт-Петербургского
государственного университета [40], который хотя и принят в 2005 году, в
настоящее время имеет действенные механизмы реализации - нарушения
установленных правил выносятся на рассмотрение Комиссии по этике СПбГУ и в
соответствии с рекомендациями Комиссии могут приниматься кадровые решения.
Таким образом, только в 2015 году на основании решений Комиссии по этике два
профессора СПбГУ были освобождены от должностей заведующих кафедрами - в первом
случае за нарушение этических норм общения с обучающимися, во втором - за
плагиат в научной статье.
С 2012 года Санкт-Петербургский государственный университет
одним из первых в стране начал перевод профессорско-преподавательского состава
на индивидуальные, так называемые "эффективные" контракты. Такой
подход рассчитан на особенности каждого преподавателя, на его возможности. В
2013 году приказом ректора "Об определении условий трудовых договоров с
научно-педагогическими работниками СПбГУ" был установлен открытый перечень
объективных обстоятельств, которые должны учитываться при заключении контракта
и определении его сроков. Ответственность за переговоры с работником была
возложена на проректоров по направлениям и деканов. Однако через год анализ
заключенных договоров и вопросы на встречах с преподавателями показали, что
преподаватели плохо осведомлены о своих правах, больше помнят о правах в
советские времена, чем знают о правах, появившихся в последние годы. На
ректорском совещании в декабре 2013 года было отмечено, что информация о правах
преподавателей искажается и неправильно доводится до работников деканами
факультетов, заместителями деканов и заведующими кафедрами [45]. Приняв во
внимание сложившуюся ситуацию было принято решение максимально отражать в
трудовых договорах все права преподавателей, предусмотренные в локальных
нормативных актах. Учитывая пассивность некоторых деканов, также было решено
организовать для всех желающих курсы повышения квалификации по программе
дополнительной профессиональной программе в области прав и обязанностей
научно-педагогических работников и формах защиты этих прав.
Программа повышения конкурентоспособности университетов
России среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Программа 5-100)
придает высокую значимость кадровому составу университетов как важной
составляющей их стратегического потенциала. Именно поэтому вузы, включенные в
Программу 5-100, разрабатывают стратегии работы с персоналом, максимально
учитывающие академические права преподавателей. Из Стратегии развития персонала
Санкт-Петербургского национального исследовательского университета ИТМО: "
Сотрудники являются носителями корпоративной культуры и ценностей, а также
способствуют созданию известности и привлекательности университета, как
работодателя на российском и международном рынках труда;
Университет (как работодатель) и сотрудники выступают как
социальные партнеры, разделяющие стратегические цели университета и способы их
достижения, определяемые его стратегией и политикой;
Университет ориентируется на установление длительных трудовых
отношений с каждым сотрудником, основанных на соблюдении требований трудового
законодательства и позволяющих сотруднику полностью реализовывать имеющийся
уровень профессиональной компетентности, а также совершенствовать его в
направлениях, определяемых стратегическими целями университета и уровнем
должностной компетенции сотрудника" [41].
В июле 2015 года было принято новое Положение о порядке
замещения должностей педагогических работников, относящихся к
профессорско-преподавательскому составу [43], и процедура конкурсного отбора в
вузах перестала быть жестко регламентированной. Предполагается, что каждый
университет самостоятельно разработает свой регламент конкурсного отбора на
вакантные должности преподавателей и решит вопрос о целесообразности
предварительного голосования и обсуждения кандидатур на кафедрах и факультетах,
которые ранее были необходимым этапом конкурсного отбора. Принятие этого
Положения значительно увеличило возможности реализации права преподавателей на
академическую мобильность и обеспечит в будущем обновление кадрового состава
университетов.
Для развития творческого, исследовательского и других
потенциалов перспективных преподавателей университеты разрабатывают различные
локальные акты, регулирующие порядок и критерии отбора преподавателей, меры
стимулирования групп кадрового резерва. Пример такого акта - Положение о группе
высокого профессионального потенциала (кадровом резерве) в Национальном
исследовательском университете "Высшая школа экономики". Данное
положение является механизмом "обеспечения условий поддержки
профессионального роста и академического развития молодых преподавателей и
исследователей НИУ ВШЭ, укрепления корпоративной культуры НИУ ВШЭ, поддержка
индивидуального планирования академической карьеры участников группы высокого
профессионального потенциала (кадрового резерва)" [44].
Академические права студентов на академическую мобильность
реализуются в полной мере по программам двойного диплома, программам обмена,
стажировки, конференций и т.д. Многие вузы Санкт-Петербурга приняли программы академической
мобильности и успешно реализуют такие программы с вузами-партнерами из
Финляндии, Германии, Италии, Франции. Для студентов с хорошей академической
успеваемостью, знанием иностранного языка и внутренней мотивацией существуют
реальные перспективы обучения за рубежом в вузах-партнерах в течение семестра
или двух, в зависимости от выбранной программы.
Так, например, в Санкт-Петербургском Политехническом
университете за последние 4 года в 2 раза выросло число студентов, выезжающих
за рубеж по различным программам обменов:
Рис. 3 Динамика академической мобильности студентов СПбПУ
Общее для преподавателей и обучающихся право на участие в
управлении образовательной организацией в порядке, установленном уставом этой
организации, летом 2015 года попыталось ограничить Министерство образования и
науки, разослав вузам макет уставов, в котором нарушался один из принципов
университетской автономии - право выбирать ректора университета. И хотя процесс
выбора ректора в последние годы был заформализован и практически сводился к
назначению его учредителем, многие университеты предприняли попытки отстоять
это право. И в настоящее время при утверждении уставов вузам предлагается
выбрать форму утверждения руководителя - назначение учредителем (Минобрнауки
России) или путем избрания ректора на конференции работников и обучающихся, как
это и предусмотрено в статье 51 Федерального закона "Об образовании в
Российской Федерации" [1].
Право обучающихся на участие в управлении образовательной
организацией впервые закреплено в уставах вузов путем внесения в проекты
уставов нормы, которая регламентирует процедуру согласования локального акта,
затрагивающего интересы обучающихся, с советом обучающихся.
Положительный опыт вовлечения обучающихся в деятельность
университета имеет Санкт-Петербургский национальный исследовательский
университет ИТМО. С 2012 года в вузе внедряются программы развития системы
студенческого самоуправления, которые создают механизмы реализации
академических прав студентов в области научной, учебной, творческой и
спортивной деятельности.
Однако сегодня остаются практически не реализованными целые
блоки академических прав и свобод студентов в рамках Болонского процесса:
право на перезачет освоенных в других образовательных организациях
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по системе ECTS (европейская
система взаимозачета кредитов) реализуется в единичных вузах, отсутствуют
положения о таких перезачетах;
право на формирование своего индивидуального образовательного
тормозится отсутствием во многих университетах института консультантов по
академическим проблемам (тьюторов), службы сопровождения учебного процесса и
профессионального ориентирования студентов;
в университетах не создаются или слабо развиты дистанционные формы
обучения из-за отсутствия соответствующего технического оборудования или
финансового обеспечения, в результате этого альтернативные методы обучения
декларируются лишь на уровне федерального законодательства.
Выводы: Основными локальными актами, фиксирующими
академические прав и свободы преподавателей и студентов, являются Устав,
Кодексы профессиональной этики и трудовые договоры. Практически нигде не описан
порядок обжалования нарушений академических прав и свобод, не установлены
санкции за их несоблюдение. Поэтому указанные акты носят декларативный и даже
"симулятивный" характер, их применение рассчитано на безусловное
разделение всеми членами университетского сообщества морально-этических
ценностей, что, как правило, на практике не происходит.
Институализация академических прав и свобод может произойти
только при одновременном создании вместе с нормативными локальными актами
действенных механизмов реализации таких прав и свобод, установлении
персональной ответственности представителей университета за их нарушение.
2.2 Роль
академических прав и свобод в процессе профессиональной подготовки студентов
Общий смысл предоставления академических
прав и свобод студентам университета можно определить как существующая
возможность самостоятельно определять свои склонности и получать знания в
соответствии со своими потребностями.
Компетенции, получаемые выпускником университета, закреплены
федеральными государственными образовательными стандартами для каждого
направления (специальности). Однако для всех направлений (специальностей)
высшего образования есть общие требования - в результате освоения программ
выпускник должен обладать общекультурными, общепрофессиональными и
профессиональными компетенциями.
Обязанностью вуза становится формирование таких компетенций
студента, как социальное взаимодействие, самоорганизация и самоуправление,
системно-деятельностный характер. Университет обязан сформировать
социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития
личности, способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного
процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в
работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных
студенческих обществ.
Такие новации были внесены в стандарты вследствие
того, что в условиях демократизации и рыночных отношений выпускник
университета, понимаемый как объект воздействия системы образования, становится
нежизнеспособен. На рынке труда сегодня востребован специалист, от которого
ждут помимо профессиональных знаний, умений и навыков, наличия таких качеств,
как обучаемость, мобильность, креативность.
Академические свободы студентов могут
содействовать формированию этих качеств личности и способностей уже в процессе
профессиональной подготовки, при условии создания университетом возможностей
для их реализации.
Федеральный закон "Об образовании в
Российской Федерации" раскрыл перед студентами возможность стать
полноценным участником образовательных отношений, предоставив им право
самостоятельно формировать содержание своего образования в вариативной части
образовательной программы, выбирать формы и сроки, методы и средства обучения.
Реализуя такие академические права студент
в первую очередь раскрывает свое ценностное отношение к будущей специальности,
делает осознанный выбор и несет впоследствии ответственность за содержание и
качество своего образования.
Но в настоящее время число вузов,
предоставляющих такую возможность, незначительно. Регламент предоставления
такого права студентам не разработан Министерством образования и науки РФ. В
число обязательных локальных актов данный документ не входит и в итоге реальных
механизмов участия в формировании своего образования не создано.
Нерациональный подход к организации выбора
элективных дисциплин значительно снижает возможности студентов. Кафедры не
всегда заинтересованы в разработке нескольких дисциплин по выбору, нередко
ставят студентов перед выбором из уже имеющихся дисциплин. Отстранение таким
образом студентов от процесса выбора ограничивает, во-первых, их академические
права, а во-вторых, подавляет их инициативность, формирует отношение к
элективным дисциплинам как необязательным.
Другое академическое право студентов - на
освоение помимо учебных предметов, дисциплин (модулей) и курсов по избранному
направлению подготовки (специальности) любых других учебных предметов,
дисциплин (модулей) и курсов в данном вузе в порядке, устанавливаемом самим
вузом, а также учебных предметов, дисциплин (модулей) и курсов, преподаваемые в
других образовательных организациях, одновременное освоение профессиональных
образовательных программ.
Указанное право раскрывает перед
студентами неограниченные возможности, реализация которых, казалось бы, зависит
только от наличия свободного времени и желания студентов. Но на практике все происходит
иначе. У администрации возникают сложности при учете нагрузки преподавателей по
таким дисциплинам, отсутствует система выбора таких дисциплин и распределение
студентов по группам. Влияет на этот процесс и элементарное отсутствие
информированность самих студентов о таких возможностях.
Таким образом, становится понятно, что
важнейшим фактором реализации академических прав и свобод является
заинтересованность администрации университета в предоставлении таких прав.
Наши выводы были подтверждены анкетированием
студентов исследуемого технического вуза Санкт-Петербурга "Об организации
учебного процесса", проведенном в апреле-июне 2015 года.
В анкетировании приняли участие 260 студентов, из них:
курс - 87 человек 34%;
курс - 82 человека 32%;
курс - 48 человек 19%;
курс - 40 человек 16%.
Рис. 4 Распределение респондентов по курсам
Необходимо отметить более низкий интерес к анкетированию у
студентов старших курсов. Это может быть связано со снижением интереса к
университетской жизни в целом.
Большинство опрошенных относят себя к сильным и средним
студентам, у 69% не было академической задолженности.
Рис. 5 Распределение респондентов по успеваемости
На основные вопросы были получены следующие ответы:
Удовлетворенность по 5-ти балльной системе:
Рис. 6. Обеспеченность учебной и методической литературой
в библиотеке вуза
1 - 14 человек - 5%;
- 20 человек - 8%
- 78 человек - 30%;
- 93 человека - 36%;
- 45 человек - 18%;
Затруднились ответить - 7 человек - 3%.
% в целом, удовлетворены обеспеченностью литературой.
Рис. 7 Оснащенность техническим оборудованием аудиторий и
лабораторий
1 - 8 человек - 3%;
- 30 человек - 12%;
- 76 человек - 30%;
- 85 человек - 33%;
- 53 человека - 21%;
Затруднились ответить - 5 человек - 2%.
% в целом, удовлетворены техническим оборудованием аудиторий
и лабораторий.
Рис. 8 Условия для обучения в аудиториях и лабораториях
(интерьер помещений, состояние мебели, общее санитарное состояние)
1 - 19 человек - 7%;
- 40 человек - 16%;
- 80 человек - 31%;
- 83 человека - 32%;
- 32 человека - 12%;
Затруднились ответить - 3 человека - 1%.
% в целом, удовлетворены условиями для обучения в аудиториях
и лабораториях, что несколько ниже, чем удовлетворенность по предыдущим пунктам.
Рис. 9 Расписание занятий
1 - 25 человек - 10%;
- 39 человек - 15%;
- 56 человек - 22%;
- 84 человека - 33%;
- 43 человека - 17%;
Затруднились ответить - 10 человек - 4%.
% в целом, удовлетворены расписанием занятий.
Рис. 10 Содержание образовательной программы по
специальности (дисциплины, количество аудиторных часов, соотношение
теоретических набор и семинарских/практических занятий)
1 - 29 человек - 11%;
- 44 человека - 17%;
- 70 человек - 28%;
- 71 человек - 27%;
- 29 человек - 11%;
Затруднились ответить - 14 человек - 5%.
% в целом, удовлетворены содержанием образовательной
программы, что ниже удовлетворенности по другим пунктам.
Рис. 11 Последовательность изучения дисциплин
- 17 человек - 7%;
- 42 человека - 16%;
- 80 человек - 31%;
- 75 человек - 29%;
- 32 человека - 12%;
Затруднились ответить - 11 человек - 4%.
% опрошенных в целом, удовлетворены последовательностью
изучения дисциплин.
Рис. 12 Квалификация профессорско-преподавательского
состава
1 - 8 человек - 3%;
- 23 человека - 9%;
- 40 человек - 16%;
- 111 человек - 43%;
- 72 человека - 28%;
Затруднились ответить - 3 человека - 1%.
% опрошенных удовлетворены квалификацией
профессорско-преподавательского состава, что выше удовлетворенности по
остальным показателям.
Рис. 13 Качество чтения лекций
1 - 9 человек - 4%;
- 26 человек - 10%;
- 72 человека - 28%;
- 112 человек - 44%;
- 35 человек - 14%;
Затруднились ответить - 3 человека - 1%.
% опрошенных в целом, удовлетворены качеством чтения лекций.
Рис. 14 Качество проведения семинарских/практических
занятий
- 5 человек - 2%;
- 19 человек - 7%;
- 56 человек - 22%;
- 120 человек - 47%;
- 53 человека - 21%;
Затруднились ответить - 4 человека - 2%.
% опрошенных удовлетворены качеством проведения
семинарских/практических занятий, что выше удовлетворенности проведением
лекций.
Рис. 15 Уровень преподавания общеобразовательных дисциплин
1 - 6 человек - 2%;
- 23 человека - 9%;
- 62 человека - 24%;
- 101 человек - 39%;
- 56 человек - 22%;
Затруднились ответить - 9 человек - 4%.
% опрошенных, в целом, удовлетворены уровнем преподавания
общеобразовательных дисциплин.
Рис. 16 Уровень преподавания профессиональных дисциплин
- 7 человек - 3%;
- 21 человек - 8%;
- 56 человек - 22%;
- 94 человека - 37%;
- 74 человека - 29%;
Затруднились ответить - 5 человек - 2%.
% опрошенных в целом, удовлетворены уровнем преподавания
профессиональных дисциплин.
Рис. 17 Качество и доступность учебно-методических
материалов (рабочих программ, экзаменационных вопросов, методических
рекомендаций по подготовке к практическим занятиям и самостоятельной работе)
1 - 17 человек - 7%;
- 33 человека - 13%;
- 76 человек - 30%;
- 80 человек - 31%;
- 45 человек - 18%;
Затруднились ответить - 6 человек - 2%.
% в целом, удовлетворены качеством и доступностью
учебно-методических материалов.
Рис. 18 Технология оценивания знаний
- 17 человек - 7%;
- 39 человек - 15%;
- 67 человек - 26%;
- 92 человека - 36%;
- 32 человека - 12%;
Затруднились ответить - 10 человек - 4%.
% в целом, удовлетворены технологией оценивания знаний.
Рис. 19 Полученные знания по пройденным дисциплинам
- 10 человек - 4%;
- 37 человек - 14%;
- 66 человек - 26%;
- 116 человек - 45%;
- 24 человека - 9%;
Затруднились ответить - 4 человека - 2%.
% в целом, удовлетворены полученными знаниями по пройденным дисциплинам.
Рис. 20 Отношение преподавателей к студентам
- 10 человек - 4%;
- 24 человека - 9%;
- 72 человека - 28%;
- 99 человек - 39%;
- 46 человек - 18%;
Затруднились ответить - 6 человек - 2%.
% в целом, удовлетворены отношением преподавателей к
студентам.
По данному блоку вопросов необходимо отметить высокую
удовлетворенность следующими показателями:
квалификация профессорско-преподавательского состава;
качество проведения семинарских/практических занятий;
уровень преподавания общеобразовательных дисциплин;
уровень преподавания профессиональных дисциплин.
Данные показатели напрямую связаны с квалификацией
профессорско-преподавательского состава (самая высокая удовлетворенность), что
позволят говорить о достоверности результатов.
Самый низкий уровень удовлетворенности выявлен в
следующих областях:
условия для обучения в аудиториях и лабораториях (интерьер
помещений, состояние мебели, общее санитарное состояние и т.д.);
содержание образовательной программы по направлению
подготовки/специальности (набор дисциплин, количество аудиторных часов,
соотношение теоретических и семинарских/практических занятий);
последовательность изучения дисциплин.
. Какие проблемы Вы видите в организации учебного
процесса?
(наиболее популярные варианты ответов выделены жирным
шрифтом)
а) проблем нет - 32 человека - 5%;
б) недоступность/недостаточность информации организационного
характера - 58 человек - 8%;
в) несоответствие изучаемых дисциплин получаемой
специальности - 82 человека - 12%;
г) перегруженность аудиторными занятиями - 36 человек - 5%;
д) недостаточное техническое оснащение
лабораторий и аудиторий для качественного проведения занятий - 67 человек -
10%;
е) качество преподавания - 76 человек - 11%;
ж) отсутствие необходимых учебно-методических материалов (в
т. ч. для самостоятельного изучения дисциплины) - 66 человек - 9%;
з) организация приема зачетов и экзаменов - 63 человека - 9%;
и) устаревшие методы преподавания - 79 человек -
11%;
к) необъективное отношение преподавателей к студентам
- 82 человека - 12%;
л) несоблюдение преподавателями графиков индивидуальных
консультаций или их отсутствие - 44 человек - 6%;
м) другие - 18 человек - 3%.
. На Ваш взгляд, что необходимо сделать для решения
указанных Вами проблем?
Среди всего многообразия ответов можно выделить некоторые
ключевые моменты, на которые студенты чаще всего обращали внимание
Преподавание
Ø повышение дисциплины
среди ППС и повышение уровня их квалификации,
Ø адекватное и уважительное
отношение к студентам вне зависимости от выбранной ими специальности,
Ø внимательное отношение и
участие в процессе обучения,
Ø внедрение новых методик
преподавания, позволяющих развивать творческие способности, работу в группах;
Ø адекватное оценивание
возможностей студентов для самостоятельной работы,
Ø перераспределение времени
на изучение того, что невозможно усвоить самостоятельно;
Содержание учебных программ
Ø больше уделять внимания
формированию практических навыков;
Ø пересмотреть соотношение
общеобразовательных и специальных дисциплин и последовательность изучения
профессиональных дисциплин;
Оснащение аудиторий и лабораторий
Ø сделать ремонт в
аудиториях, оснастить микрофонами и проекторами
Ø оснастить лаборатории для
развития практических навыков
Расписание: более удобное расписание, без окон, для
возможности работы, позволяющее рационально распределять время между занятиями.
Методическое и информационное обеспечение
Ø создать интернет-ресурс
для размещения интерактивных лекций и других учебных материалов
Ø электронная почта для
студентов и преподавателей
Ø оснастить библиотеку
профессиональной литературой по конкретным направлениям
подготовки/специальностям
Ø разработать достоверные
методички по курсовым проектам и дисциплинам
Руководство:
Ø создать реально
работающие, а не фиктивные средства связи руководства со студентами
Ø прислушиваться к мнениям
студентов и уважать их.
5. На Ваш взгляд, какие факторы могут усовершенствовать
учебный процесс?
а) внедрение новых методик обучения - 59 человек - 8%;
б) возможность дистанционного обучения - 26 человек - %;
в) повышение уровня педагогического мастерства преподавателей
- 56 человек - 8%;
г) наличие корпоративной почты у студентов и личных кабинетов
у преподавателей - 30 человек - 4%;
д) совершенствование расписания - 87 человек -
13%;
е) внедрение в процесс обучения современных технических
средств - 56 человек - 8%;
ж) совершенствование форм контроля над текущей успеваемостью
- 25 человек - 4%;
з) получение практических навыков в процессе
обучения - 134 человек - 19%;
и) организация практик вузом - 108 человек - 16%;
к) расширение практикоориентированных форм
обучения, позволяющих закреплять теоретические знания в будущей
профессиональной деятельности - 104 человек - 15%;
л) ничего из вышеперечисленного - 5 человек - 1%;
Самые распространенные ответы на поставленный вопрос еще раз
очерчивает круг факторов, которые, по мнению студентов, повлияют на учебный
процесс, при этом такие варианты как дистанционное обучение, новые методики,
современные технические средства оказались менее востребованными, что позволяет
говорить о том, что основное желание студентов состоит именно в получении
практических навыков.
6. На Ваш взгляд, достаточно ли Вы получаете
знаний для эффективной профессиональной деятельности?
а) да, достаточно - 16 человек - 6%;
б) недостаточно теоретических знаний - 2 человека - 1%;
в) недостаточно практических знаний и умений -
141 человек - 55%;
г) затрудняюсь ответить до начала работы по профессии - 78
человек - 30%;
д) недостаточно - 20 человек - 8%.
Рис. 21 Диаграмма достаточности знаний для
профессиональной деятельности
Результаты ответа на этот вопрос еще раз напрямую
подтверждают, что, по мнению студентов, для эффективной профессиональной
деятельности им не хватает практических знаний и умений, этот вариант выбрали
55% опрошенных.
Таким образом, анкетирование показало, что при создании
условий
со стороны администрации университета студенты будут
заинтересованы в формировании содержания своего образования, что в конечном
итоге должно повлиять на его качество и профессиональные компетенции
выпускника.
2.3
Готовность университетского сообщества к реализации возможностей обеспечения
академических прав и свобод (на примере преподавателей и топ-менеджеров)
Большинство нарушений академических прав и свобод в
российских вузах имеют латентный характер. Анализ нарушений дает право
предполагать, что основным инструментом для таких нарушений является процедура
избрания по конкурсу на замещение вакантной должности (для
научно-педагогического работника) и выборы на должность (для ректоров, деканов,
заведующих кафедрами) - статья 332 Трудового кодекса РФ [2]. Отсутствие четких
критериев, позволяющих определить профессиональную компетентность
преподавателя, дает возможность для необоснованного отказа ему в прохождении
конкурсного отбора.
Анализ обращений преподавателей исследуемого университета за
последние 3 года подтверждает сформулированную гипотезу. По результатам
конкурсного отбора в администрацию университета было подано 10 письменных и
поступило 8 устных обращений, а также поданы 4 исковых заявления в Ленинский
городской суд Санкт-Петербурга. В результате переговоров с целью урегулирования
конфликта были достигнуты компромиссные решения, предотвратившие судебные
разбирательства. В 1 судебном деле решение было принято в пользу администрации
вуза, но в результате такого решения заведующий кафедрой покинул университет,
не согласившись с предложенной ему должностью профессора. В других судебных
делах иски были отозваны истцами - преподавателями после прохождения
конкурсного отбора в других университетах.
Статья 332 Трудового кодекса РФ определяет, что Положение о
порядке замещения должностей научно-педагогических работников утверждается в
порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти (Минобрнауки
России).
В 2015 года Минобрнауки РФ издало приказы об утверждении
Положения о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся
к профессорско-преподавательскому составу и Порядка проведения конкурса на
замещение должностей научных работников. Впервые в законодательстве установлен
различный порядок замещения указанных должностей.
Стоит отметить, что указанные документы не имеют пока
практики применения, позволяющей делать какие-либо выводы, но уже видны
определенные шаги по реализации академического права преподавателей на
академическую мобильность: процедуры конкурсного отбора становятся более
прозрачными и понятными. Порядок проведения конкурса на замещение должностей
научных работников вообще можно назвать прогрессивным поскольку впервые
организация обязана разместить объявление о вакансиях научных работников не
только на своем сайте, но и на всероссийском портале вакансий htpp: //
ученые-исследователи. рф, что значительно увеличивает количество претендентов.
и их возможности для участия в конкурсе.
Таким образом, университеты получили новые возможности по
формированию кадрового состава и при стремлении университетов к установлению
четких и ясных критериев конкурсного отбора в локальном нормативном акте
(положениях о конкурсной комиссии, регламентах конкурсного отбора и т.д.) может
существенно снизить количество жалоб на результаты конкурсного отбора и
выборов.
В рамках курсовой работы был произведен анкетный опрос
преподавателей, который косвенно подтвердил сделанные выводы, а также помог
определить степень удовлетворенности преподавателей вуза состоянием прав и
свобод в университете. Опрос проводился среди преподавателей технического вуза
Санкт-Петербурга, имеющего в своем составе 1 факультет творческой
направленности. Контингент преподавателей - слушатели курса повышения
квалификации по программе "Нормативные и методические основы реализации
программ высшего образования". Общее количество опрошенных - 76 человек,
из них 5 человек - заведующие кафедрами, 24 - ученые секретари кафедр. 18
слушателей (24%) имеют ученое звание профессора, 34 - ученое звание доцента
(45%).
Основная цель обучения состояла в постановке задач при
формировании новых подходов для реализации программ обучения по программам
ФГОС. Предполагалось, что именно эта целевая группа респондентов способна дать
адекватную оценку состоянию прав и свобод в университете.
Результаты анкетного опроса:
Рис. 22 Соблюдение академических прав и свобод в
университете
Как мы видим, 70% респондентов считают, что академические
права и свободы в университете в целом соблюдаются, и равное количество
затрудняется ответить и полагает, что часто нарушаются академические права и
свободы.
Для анализа, какие именно права нарушаются, были предложены 4
наиболее часто упомянутые в международных обзорах академические права и
свободы. Также была возможность указать не перечисленные в списке права и
свободы:
А) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения,
свобода от вмешательства в проф. деятельность
Б) право на творческую инициативу
В) право на участие в управлении образовательной организации
Г) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к
деятельности
Д) другое (указать).
Результаты, представленные на рисунке 23, выявили, что почти
50% опрошенных считают, что чаще всего нарушаются права и свободы, связанные с
профессиональной деятельностью: свобода преподавания, свободное выражение
своего мнения. В меньшей степени затрагиваются права на творческую инициативу.
20% опрошенных видят нарушение своих прав при участии в обсуждении вопросов,
относящихся к деятельности организации.
Рис. 23 Права, которые чаще всего нарушаются
Следующая диаграмма иллюстрирует систему мер, которые, по
мнению респондентов, способны гарантировать соблюдение академических прав и
свобод.
Рис. 24 Меры, гарантирующие соблюдение академических прав
и свобод
Почти половина опрошенных считает принятие локальных
нормативных актов гарантией соблюдения академических прав и свобод, 19% такую
гарантию видят в разработке четких критериев конкурсного отбора, хотя документ,
регулирующий такие критерии тоже по сути будет являться локальным нормативным
актом. Эта позиция в анкете была выделена особенно, так как большинство
обращений, как уже было упомянуто выше, связано именно с нарушениями при
конкурсном отборе.
Определенные надежды опрошенные связывают с принятием кодекса
профессиональной этики (18%) и с созданием комиссии по урегулированию споров
между участниками образовательных отношений. В числе других мер были
революционные предложения о смене руководства - 4%. Прямой вопрос респондентам
о том, сталкивались ли они лично с нарушением прав и свобод, подтверждает
результаты о соблюдении прав и свобод в университете. 70% опрошенных считают,
что академические права и свободы в университете соблюдаются и 75% не попадали
в ситуацию нарушения таких прав и свобод:
Рис. 25
На вопрос о действиях, предпринятых для устранения нарушений
академических прав и свобод, подавляющее большинство опрошенных либо не
задумывалось над этим либо ничего не предприняло, что является логичным, если
они и не попадали в такие ситуации. Из числа тех, кто сталкивался с такими
нарушениями, 9% предпочли обратиться в администрацию вуза и только 1%
использовал судебные методы защиты своих прав. 5% обсудили эти проблемы в кругу
семьи или друзей:
Рис. 26 Действия, предпринятые для устранения нарушений
Вопрос, касающийся анализа причин нарушения академических
прав и свобод в российских университетах, дал следующие результаты:
Рис. 27 Причины нарушений академических прав и свобод
Из диаграммы видно, что треть респондентов возлагает вину за
не соблюдение прав и свобод на самих себя: сами преподаватели не считают свои
права значимыми. Равное количество голосов (по 14%) набрали такие причины как
отсутствие традиций соблюдения и отсутствие механизмов защиты прав и свобод.
Самокритичным и пессимистичным выглядит ответ о неготовности академического
сообщества к защите своих прав и свобод. Только 4% опрошенных считают, что
администрации легче руководить, нарушая академические права и свободы. Можно
предположить, что это те же 4% респондентов, предложившие кардинальные меры по
смене руководства.
С помощью онлайн-анкеты, размещенной на сайте университета,
было опрошено 104 человека; из них 43 юноши и 61 девушка. В исследовании
приняли участие студенты разных курсов (начиная со второго) архитектурного,
строительного, автомобильно-дорожного факультетов, а также факультетов
инженерной экологии и городского хозяйства, экономики и управления, судебных
экспертиз и права. Распределение респондентов по вышеперечисленным
характеристикам представлено на диаграммах:
Рис. 28 Распределение респондентов по полу
Рис. 29 Распределение респондентов по курсам
Рис. 30 Распределение респондентов по факультетам
Предложенные респондентам вопросы были разделены на несколько
тематических блоков. Первый из них был призван выяснить, какими академическими
правами пользуются (или пользовались) студенты во время обучения в университете
и с нарушениями каких прав они сталкиваются чаще всего. Было выяснено, что
наиболее часто (в 36% случаев) студенты используют свое право на участие в
обсуждении вопросов, относящихся к деятельности университета. Четверть
студентов пользуется правом свободного посещения любого учебного курса,
преподаваемого в университете. Чуть больше одной десятой от общего количества
опрошенных использовали права на академическую мобильность и выбор учебной
дисциплины и право на управление образовательной организацией (12%, 11% и 8%
соответственно). Последний пункт представляет особый интерес, поскольку выше
было отмечено, что студенты активно обсуждают вопросы, касающиеся деятельности
университета. Можно предположить, что сама возможность обсуждения деятельности
университета с руководством представляет для студентов большую ценность, нежели
непосредственное участие в управлении университетом.
Обращает на себя внимание также неожиданно высокий процент
респондентов, заявивших, что они не пользуются никакими правами. В комментариях
они также указали, что им "нигде не предлагали таких возможностей" и
"не давали никаких прав". Это свидетельствует о незнании студентами
собственных прав и свобод, а также об отсутствии или низкой эффективности
просветительской деятельности университета в данном направлении.
Рис. 31 Права, которыми студенты пользуются в процессе
обучения
Наибольшее количество нарушений пришлось на право студентов
на выбор учебной дисциплины или преподавателя (70%). Респонденты показали
недовольство данным фактом, отмечая, что: "плохо, когда дисциплина по
выбору становится добровольно-принудительной". Далее с большим отрывом
идут права на посещение любого учебного курса (17%), на получение от
администрации актуальной информации о ситуации в сфере занятости (14%), на
академическую мобильность, участие в управлении образовательной организацией и
в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности университета (по 12%).13%
опрошенных заявили, что никогда не сталкивались с нарушением каких-либо прав
лично (среди возможных ответов не было предусмотрено данного варианта,
респонденты добавили его самостоятельно).
При этом интересно отметить, что, отвечая на прямой вопрос о
том, оказывались ли они либо их знакомые в ситуациях, когда академические права
были нарушены, респонденты разделились иначе - уже 47% заявили, что никогда не
встречали подобных нарушений. 53%, в свою очередь, ответили на вопрос
положительно. Данный факт также заслуживает пристального внимания, поскольку
говорит о том, что каждый второй студент, так или иначе, сталкивается с
игнорированием или прямым несоблюдением его прав, гарантированных
законодательством Российской Федерации.
Рис. 32 Права, с нарушениями которых студенты сталкиваются
чаще всего
Рис. 33 Студенты, сталкивавшиеся и не сталкивавшиеся с
нарушением академических прав
Следующий блок вопросов был нацелен на выявление стратегий,
используемых студентами для устранения нарушений, с которыми им приходится
сталкиваться.
Рис. 34 Действия, предпринимаемые студентами для
устранения нарушений
Самым распространенным выходом из ситуаций, связанных с
несоблюдением прав студентов, оказалось бездействие (42%). Респонденты
прокомментировали это так: "Все равно ничего не изменится",
"Никто никого не слышит", "Лучше ничего не предпринимать, так
как можно только усугубить положение". Прослеживается тревожная тенденция
умалчивания и игнорирования проблемы студентами, которая может
свидетельствовать о негативном образе администрации университета в глазах
студентов и отсутствии доверия к последней.
Вторым по популярности способом решения проблемы оказались
жалобы семьям и друзьям (12%).8% все же решили обратиться в администрацию
университета; 3% обратились в суд и только один человек написал заявление в
правоохранительные органы.26% опрошенных заявили, что никогда не задумывались о
подобных ситуациях, поскольку не являлись их непосредственными участниками.
Низкая частота случаев обращения в администрацию университета
может говорить о том, что в рамках конкретного учебного заведения не принята
практика решения спорных вопросов административными способами, что, в свою
очередь, снова подчеркивает необходимость налаживания каналов связи между
студентами и администрацией и создания позитивного образа последней.
Последний блок вопросов был нацелен на выявление
представлений студенчества о правовой культуре российских высших учебных
заведений. В частности, респондентам был задан вопрос о том, почему, на их взгляд,
в российских университетах нарушаются академические права и свободы студентов
(респондентам была предоставлена возможность выбрать несколько вариантов
ответа). Результаты представлены на диаграмме:
Рис. 35 Причины нарушения академических прав и свобод
Любопытно, что больше половины опрошенных (53%) считают, что
одной из главных причин несоблюдения студенческих прав является отношение к ним
самих студентов, которые не придают им большого значения. Это возвращает нас к
необходимости ведения университетом активной просветительской деятельности в
данном направлении. На второе место по значимости (47%) респонденты поставили
отсутствие ответственности за нарушение академических прав и свобод; на третьем
с небольшим отрывом оказалось мнение о том, что в России не существует традиции
соблюдения таких прав (42%) и что при таких условиях администрации проще
руководить университетом (39%).
Наконец, только 26% высказали предположение, что это связано
с отсутствием нормативно-правовых механизмов защиты академических прав и
свобод.
Наконец, респондентам было предложено выбрать, какие меры, по
их мнению, смогут гарантировать соблюдение академических прав и свобод в
университете.
% заявили, что этому может способствовать активное участие
органов студенческого самоуправления в оценке качества образования; 31%
полагает, что необходимо разработать локальные нормативные акты и сформировать
внутреннюю нормативную базу университета по данному вопросу; 28% считает, что
проблему решит принятие кодекса профессиональной этики преподавателей и
студентов.
Рис. 36 Меры, гарантирующие соблюдение академических прав
и свобод
Обобщив проведенные исследования, ном удалось выявить
основные причины отказа от защиты своих прав и свобод участниками
образовательного процесса: это отсутствие локальных нормативных актов, в
которых была бы установлена ответственность за нарушение академических прав и
свобод, отсутствие реакции администрации на обращения и заявления и незнание
законодательства (в том числе в области прав и свобод). Распределение таких
причин по участникам опроса показано на диаграмме.
Рис. 37 Основные причины отказа от защиты своих
академических прав и свобод
В нашем исследовании мы не обошли вниманием самую
заинтересованную сторону в разработке локальных нормативных актов -
руководителей образовательных учреждений. Именно они несут персональную
ответственность за соответствие нормативной базы университета требованиям законодательства,
а также за конечные показатели эффективности работы организации.
Нам удалось взять структурированные интервью у 7 ректоров
вузов. Из 7 опрошенных: 4 - мужчины, 3 - женщины. Четверо опрошенных - бывшие
ректоры, в настоящее время 3 работают проректорами в других вузах 1 - директор
колледжа, действующих ректоров - 2 человека. В числе опрошенных 5 человек
работали в государственном вузе, 2 человека - учредители и ректоры
негосударственного (частного) вуза.
Полученные в ходе интервью результаты показаны на следующих
диаграммах:
Рис. 38 Результаты опроса ректоров
Из полученных результатов мы видим, что большинство
опрошенных ректоров сталкивалось с нарушением своих академических прав и
свобод, однако считает, что в вузе соблюдаются права и свободы студентов и
преподавателей. Почти все ректоры считают необходимым приведение нормативной
базы вуза в соответствие с законодательством и полагают, что академические
права и свободы необходимо закрепить в локальных нормативных актах.
из 7 опрошенных считают, что академические права
преподавателей имеют приоритет над студенческими и готовы сами осуществлять
контроль за соблюдением академических прав и свобод у себя в организации. В ходе
беседы был получен парадоксальный результат: один их руководителей был удивлен
информацией о том, что у студентов тоже есть академические права.
Таким образом, обобщая все проведенные исследования, мы
отмечаем существующие в настоящий момент ограничения академических прав и
свобод (способы и методы, препятствующие их реализации):
запрет на пропаганду политических взглядов и религиозных
убеждений в процессе образовательной деятельности, распространение сведений,
способных причинить ущерб интересам безопасности государства (относительный
запрет);
запрет на профессиональную деятельность (увольнение, смещение
с должности - абсолютный запрет);
отсутствие подзаконных актов Министерства образования и
науки, локальных нормативных актов, гарантирующих реализацию заявленных
академических прав и свобод.
Говоря о гарантиях (защита, способы, средства реализации прав
и свобод) нужно подчеркнуть, что право может быть реализовано только тогда,
когда ему соответствует обязанность государства или иного лица его обеспечить.
И в настоящее время можно выделить такие существующие гарантии обеспечения прав
и свобод, как:
юридическое закрепление определения "академические права
и свободы" на федеральном уровне частью 3 статьи 47 ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
разработка локальных нормативных актов (Положение о порядке
замещения должностей научно-педагогических работников, положение о порядке
аттестации научно-педагогических работников, кодексы профессиональной этики и
т.д.);
своевременное и объективное рассмотрение заявлений и
обращений научно-педагогических работников администрацией университета,
Комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
Выводы по
главе 2
1. Проведенное исследование показало слабую заинтересованность
академического сообщества в реализации своих прав и свобод. Осознавая, что их
права и свободы нарушаются, преподаватели не готовы к их защите, в то же время
понимая, что необходимы определенные гарантии их соблюдения.
. Локальная нормативная база российских университетов в целом
соответствует российскому законодательству, но не учитывает потребности в
локальных документах, регулирующих академические права и свободы, а также
низкую правовую осведомленность университетского сообщества.
. Отсутствие условий и механизмов реализации прав и свобод в
университете вынуждает преподавателей и студентов в случае их нарушения
использовать методы самозащиты - заявления в судебные и правоохранительные
органы, жалобы в органы надзора и т.д.
. Между участниками образовательного процесса не создано
традиций уважения и соблюдения академических прав и свобод друг друга.
Заключение
Практическая значимость исследования состоит в том, что
результаты дополняют и развивают ряд разделов учебных дисциплин
"Образовательное право", "Трудовое право", могут быть
использованы при разработке локальной нормативной базы университетов, в
практической деятельности организации при проведении обучения студенческого
актива и повышении квалификации административно-управленческих работников вуза.
Автором разработан ряд локальных нормативных актов по
внедрению системы обеспечения академических прав и свобод в вузе.
Одним из главных итогов магистерской диссертации было
определение условий для обеспечения академических прав и свобод:
. Готовность субъектов университетского сообщества к
защите
своих академических прав и свобод.
. Готовность субъектов университетского сообщества к
соблюдению академических прав и свобод друг друга.
3. Наличие законодательной базы в области академических
прав и свобод на федеральном уровне.
. Разработка локальной нормативной базы,
соответствующей федеральному законодательству и учитывающей специфику
конкретного университета.
Также в процессе написания работы были сформулированы
рекомендации по созданию в университетах системы обеспечения академических прав
и свобод в целях:
повышения эффективности управленческой деятельности в отборе
профессорско-преподавательского состава, повышение уровня лояльности
сотрудников и обучающихся в организации;
увеличение внебюджетной деятельности университетов за счет
привлечения дополнительного контингента обучающихся (в том числе и иностранных
граждан) при условии гарантий равных академических прав и свобод всем
обучающимся.
Достичь этого можно следующими мерами:
. Поскольку уставы всех российских университетах типовые,
необходима разработка локальной нормативной базы, которая отражает
аутентичность данного конкретного университета, его специфику и сложившиеся
традиции.
. Кодексы профессиональной этики преподавателей и этические
кодексы обучающихся - это наиболее подходящие локальные акты.
. Случаи нарушения академических прав и свобод должны
фиксироваться, обсуждаться на заседаниях комиссий по этике. Университетское
сообщество должно четко понимать, что является нарушением их прав и свобод,
меру ответственности за такие нарушения.
. Администрация университетов может учитывать факты нарушения
академических прав и свобод при проведении конкурсов на
профессорско-преподавательские должности, при кадровых назначениях.
. Содержание трудовых договоров должно быть максимально
полным, отражать не только трудовые, но и академические права преподавателей, в
случае невозможности их включения в содержание труд. договора - должны быть
ссылки на локальные акты для последующего ознакомления.
. В университетах должны существовать регламенты работы с
заявлениями, обращениями, жалобами преподавателей и обучающихся для разрешения
конфликтов между сторонами образовательного процесса.
. Информация по фактам нарушений и принятым мерам по ним
должны быть доступны всему университетскому сообществу для предотвращения
подобных случаев.
. Для повышения международного рейтинга университеты могут
стать аккредитованными членами движения "Scolars at Risk".
Своевременность сформулированных рекомендаций может иметь
значение для практической деятельности образовательных организаций и
должностных лиц при разработке нормативной правовой базы, при определении
основных направлений кадровой политики и совершенствования образовательной и
организационной деятельности.
Таким образом, сформулированная нами гипотеза подтверждена
лишь частично, но полученные итоги дают право утверждать, что при создании
определенных нами условий возможно обеспечение академических прав и свобод
преподавателей и студентов.
Следовательно, можно констатировать, что цель работы
достигнута.
Список
использованных источников
1.
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ
- [электронный ресурс] URL: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?
req=doc; base=LAW; n=158429.
.
Трудовой кодекс РФ: федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ. - [электронный
ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/popular/tkrf/
3.
Рекомендация ЮНЕСКО/МОТ о положении учителей 1966 г. и Рекомендация ЮНЕСКО/МОТ
о статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования -
[электронный ресурс]. URL: http: unesdoc. unesco.org/images/0016/160495r. pdf.
(дата обращения 30.01.2014).
.
Рекомендации ЮНЕСКО/МОТ о статусе преподавательских кадров учреждений высшего
образования 1997г. - [электронный ресурс]: http: unesdoc.
unesco.org/images/0016/001604/160495r. pdf.
.
Декларация Академической свободы и полномочий. Американская ассоциация
университетских профессоров - [электронный ресурс].: http://galaktionov.
maillist.ru/acadfree.html. (дата обращения 30.09.2014).
.
Декларация Академической Свободы. (Права человека в научной деятельности).
Volume 3 PROGRESS IN PHYSICS July, 2007. [электронный ресурс].:
http://www.ptep-online.com/index_files/2007/PP-10-20. PDF.
7. Волосникова Л.М. Академическая свобода как юридический
принцип: философско-правовая традиция и модерн. "Право и политика",
2006, N 6.
8.
Зотова А.И. Профессионально-квалификационный рост преподавателей в системе
факторов повышения конкурентоспособности вузов. Электронный журнал
"Управление экономическими системами. №11.2012. - [электронный ресурс].:
http://www.uecs.ru/marketing/item/1725-2012-11-30-06-25-48
.
Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. Академическая свобода и стандарты поведения -
[электронный ресурс].: http://www.hse.ru/data/294/995/1240/342. pdf (дата
обращения: 24.02.2014).
.
Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. Университеты в России и Америке: различия
академических конвенций // Вопросы образования. 2007. №4.
.
Лазутова М.Н., Михайлюк И.Ф., Тарасова В.П. Сравнительный анализ законов об
образовании стран СНГ и Прибалтики // Право и образование, 2003. №5.
.
Мирзеханов В.С. академические свободы как фактор качественного образования в
современном университете. - [электронный ресурс].:
http://www.worldhist.ru/library/publication/449/9425/.
.
Никольский В.С. Философские основания академической свободы. Автореферат
диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. - Москва,
2011.
.
Никольский В.С. Эссе об университете в философском смысле // Alma mater
(Вестник высшей школы). 2010. №6.
.
Никольский В.С. Университетская автономия и академическая свобода // Высшее
образование в России. 2008. №6.
.
Пасешникова Л.А. Нормативные общности образовательного и научного права и их
место в системе современного российского права // Вектор науки ТГУ. 2010. №2.
.
Пасешникова Л.А. Конституционно-правовые основы академической свободы в
современной России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук. - Санкт-Петербург, 2011.
18.
Саввина О.В. Миссия университета. // NB: Педагогика и просвещение. 2012. № 2.
.
Шабалин Ю.Е. Принципы академической автономии [Электронный ресурс]. URL:
http://ispu.ru/files/SovetRector_9-2008-%D1%81.21-26. pdf.
.
Баглай М.В. Конституционное право зарубежных стран. - Минск: Норма-Инфра, 1999.
.
Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002.
22.
Гельмгольц Г. Об академической свободе германских университетов //
Отечественные записки. 2003, № 6.
.
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.
24.
Государственные академии наук как субъекты реализации научных интересов в
государственной политике Российской Федерации // Аналитический вестник аппарата
Государственной Думы. М., 2011. Выпуск №10.
.
Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета // Изд. дом ГУ-ВШЭ. 2010.
.
Ридингс Б. Университет в руинах. / Пер. с англ.А.М. Корбута. // Издательский
дом ГУ-ВШЭ. М., 2010.
.
Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое
регулирование системы образования. // Владос-Пресс, 2008.
.
Ягофарова И.Д. "Право и права человека". Библиотека учебной и научной
литературы. 2002. [электронный ресурс]:
http://sbiblio.com/biblio/archive/yagofarova_prava/
.
Британская энциклопедия (Британника, Encyclopaedia Britannica) [электронный
ресурс].: http://global. britannica.com/EBchecked/topic/2591/academic-freedom
.
Информационное агентство REGNUM. [электронный ресурс].:
http://www.regnum.ru/news/polit/1628074.html#ixzz3EzfPXylk
.
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. [электронный ресурс]. URL:
http://slovari. yandex.ru/~книги/Брокгауз%20и%20Ефрон/Академическая%20свобода/
.
Официальный сайт ФГАОУ ВПО "Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики" [электронный ресурс]. URL:
http://www.hse.ru/news/ev/85482238.html
.
Официальный сайт газеты "Ведомости". [электронный ресурс].:
http://www.vedomosti.ru/opinion/news/23467291/andrej-zubov-eto-uzhe-bylo
.
Официальный сайт Министерства образования и науки РФ [электронный ресурс].:
http://минобрнауки. рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/4517
.
Официальный сайт ФГАОУ ВПО "Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики" [электронный ресурс]:
http://www.hse.ru/data/2013/06/11/1283575392/Academic%20Rights%20and%20Freedoms.
pdf
.
Официальный сайт ФГАОУ ВПО "Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики" [электронный ресурс]. URL: http://pps.
hse.ru/1st2015/criteria/.
.
Великая хартия европейских университетов [электронный ресурс].:
http://5legko.com/ru/velikaya-hartiya-evropeiskih-universitetov/
.
Scolars at Risk [электронный ресурс].: http://monitoring. academicfreedom.
info/region/377
39. Модельный кодекс
профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих
образовательную деятельность.
[электронный
ресурс]. URL: http://минобрнауки.
рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/4517 (дата обращения
07.11.2014).
.
Кодекс универсанта Санкт-Петербургского государственного университета.
[электронный ресурс].:
http://spbu.ru/files/upload/Structure/scientboard/kodeks-universanta. pdf 41.
Стратегия развития персонала НИУ ИТМО. [электронный ресурс].
URL:
http://www.ifmo.ru/ru/page/238/strategiya_razvitiya_personala.
htm#ixzz3rBoG3Jz2 (дата обращения 01.10.2015).
. Кодекс профессиональной этики работника высшей школы. [электронный
ресурс].:
http://www.kspu.ru/upload/documents/2012/08/16/b6c3282bf15c3127edec35e77a5a0387/proekt-kodeksa-professionalnoj-etiki-rabotnika-vyisshej-shkolyi.
pdf (дата обращения 01.10.2015).
. Положение о порядке замещения должностей педагогических работников,
относящихся к профессорско-преподавательскому составу. [электронный ресурс].:
http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_15/m749.html (дата обращения 04.11.2015).
. Положение о группе высокого профессионального потенциала
(кадровом резерве) в Национальном исследовательском университете "Высшая
школа экономики" [электронный ресурс].:
http://www.hse.ru/docs/155952710.html
. Официальный сайт СПбГУ [электронный ресурс]:
http://spbu.ru/about.html? catid=0&id=19742
Приложения
Приложение 1
АНКЕТА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Здравствуйте! Мы проводим некоммерческий опрос по теме
"Соблюдение академических прав преподавателей". Ответы на наши
вопросы не займут много времени, многие варианты ответов уже предусмотрены и
надо только отметить те, которые Вам подходят, но всегда имеется и вариант
ИНОЕ, где Вы можете вписать свой вариант ответа, отражающий особенности Вашей
ситуации.
1. Как, по Вашему мнению, соблюдаются
академические права и свободы в Университете:
А) соблюдаются в целом
Б) часто нарушаются
В) не знаю
2. Какие права чаще всего нарушаются:
А) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения,
свобода от вмешательства в проф. деятельность
Б) право на творческую инициативу
В) право на участие в управлении образовательной организации
Г) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к
деятельности Университета
Д) другое (указать)
____________________________________________
3. Какие меры смогут гарантировать
соблюдение академических прав и свобод в Университете
А) разработка локальных нормативных актов организации
(положения, правила)
Б) принятие кодекса профессиональной этики
В) разработка четких критериев конкурсного отбора
Г) создание комиссии по урегулированию споров между
участниками образовательных отношений
Д) другое (указать) __________________________________________
4. Попадали ли Вы или Ваши знакомые в
ситуацию нарушения академических прав и свобод
А) да
Б) нет
5. Какие действия Вы или Ваши знакомые
предприняли для устранения таких нарушений
А) никаких
Б) я об этом не думал (-а)
В) обратился в администрацию вуза
Г) обратился в суд
Д) пожаловался друзьям (семье)
Е) написал заявление в правоохранительные органы
Ж) другое (указать)
__________________________________________
6. Почему, по Вашему мнению, в российских
университетах нарушаются академические права и свободы
А) администрации так проще руководить
Б) нет традиции соблюдения академических прав и свобод
В) сами преподаватели не считают права и свободы значимыми
Г) академическое сообщество не готово к защите своих прав и
свобод
Д) отсутствуют нормативно-правовые механизмы защиты прав и
свобод
Е) нет ответственности за нарушение академических прав и
свобод
Ж) другое
____________________________________________________
Приложение 2
АНКЕТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Здравствуйте! Мы проводим некоммерческий опрос по
теме "Соблюдение академических прав студентов". Ответы на наши
вопросы не займут много времени, многие варианты ответов уже предусмотрены и
надо только отметить те, которые Вам подходят, но всегда имеется и вариант
ИНОЕ, где Вы можете вписать свой вариант ответа, отражающий особенности Вашей
ситуации.
1. Какими академическими правами Вы
пользовались в процессе обучения:
А) выбор учебной дисциплины для изучения, а также лектора, ее
читающего
Б) посещение любого учебного курса, преподаваемого в
университете
В) право на академическую мобильность
Г) право на получение от администрации университета
информации о положении дел в сфере занятости
Д) право на участие в управлении образовательной организации
Е) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности
СПбГАСУ
Ж) Иное ___________________________________________________
2. Какие права из вышеперечисленных чаще
всего нарушаются:
А) Б) В) Г) Д) Е)
Иное _____________________________________________________
3. Какие меры смогут гарантировать соблюдение
академических прав и свобод в Университете
А) разработка локальных нормативных актов организации
(положения, правила)
Б) принятие кодекса профессиональной этики преподавателей и
студентов
В) участие органов студенческого самоуправления в оценке качества
образования
Г) Иное ___________________________________________________
4. Попадали ли Вы или Ваши знакомые в
ситуацию нарушения академических прав и свобод студентов
А) да
Б) нет
5. Какие действия Вы или Ваши знакомые
предприняли для устранения таких нарушений
А) никаких
Б) я об этом не думал (-а)
В) обратился в администрацию вуза
Г) обратился в суд
Д) пожаловался друзьям (семье)
Е) написал заявление в правоохранительные органы
Ж) иное ___________________________________________________
6. Почему, по Вашему мнению, в российских
университетах нарушаются академические права и свободы студентов
А) администрации так проще руководить
Б) нет традиции соблюдения академических прав и свобод
В) сами студенты не считают права и свободы значимыми
Г) отсутствуют нормативно-правовые механизмы защиты прав и
свобод
д) нет ответственности за нарушение академических прав и
свобод
Е) иное____________________________________________________
В завершение несколько вопросов о Вас, чтобы
можно было понять, чем отличаются ситуации и мнения разных групп студентов:
7. Ваш пол:
А) мужской
Б) женский
8. Курс обучения
А) 1-й
Б) 2-й
В) 3-й
Г) 4-й
Д) 5-й
Е) 6-й
Ж) магистрант
Приложение 3
СТРУКТУРА УГЛУБЛЕННОГО ИНТЕРВЬЮ ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ УНИВЕРСИТЕТА
) Скажите, пожалуйста, что для Вас означают
академические права и свободы в вузе
2) Считаете ли Вы одинаково важными академические права
студентов и преподавателей
3) Кто, по Вашему мнению, должен контролировать обеспечение
академических прав и свобод в вузе (в случае затруднения предлагались варианты
ответов:
администрация вуза
сами преподаватели и студенты
контролирующие органы (Рособрнадзор, Роспотребнадзор,
Минобрнауки)
общественные организации)
) Считаете ли Вы необходимым разработку в вузе локальных
нормативных актов, регулирующих академические права и свободы, или достаточно
их закрепления на уровне федерального закона
) Одинаково ли важны права студентов в области образования и
в области обеспечения процесса обучения (проживание, питание, медицинское
обслуживание)
) Как Вы поступаете с нарушителями академических прав свобод
(представителями администрации). В случае затруднения предлагались варианты
ответов:
если виноват, объявляю выговор
просто беседую
учитываю этот факт при кадровых перестановках
не реагирую, если нарушение не принимает публичный характер
(не выходит за пределы компетенции вуза)
) Вы испытывали на себе нарушение Ваших академических прав и
свобод и если "да", то как реагировали
) При каком нарушении (нарушениях) Ваших академических прав и
свобод Вы готовы оставить должность (уйти из вуза)