Развитие логического мышления старших дошкольников

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    148,8 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие логического мышления старших дошкольников

Министерство образования и науки Российской Федерации

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал)

ФГАОУ ВПО

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Факультет психолого-педагогического образования

Кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования




Курсовая работа

Тема:

Развитие логического мышления старших дошкольников



Исполнитель: Бызова Елена Геннадьевна

студентка 322 «а» группы ОЗО ФППО

Научный руководитель: к.п.н., доцент

Ломаева Марина Валентиновна




Нижний Тагил - 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические основы развития логического мышления у старших дошкольников

.1 Логическое мышление старших дошкольников как психолого-педагогический феномен

.2 Методы развития логического мышления старших дошкольников

.3 Психолого-педагогические условия развития логического мышления старших дошкольников

Выводы по главе 1

Глава 2. Проектирование деятельности педагога по развитию логического мышления старших дошкольников

.1 Изучение уровня развития логического мышления у старших дошкольников

.2 Проект деятельности воспитателя по развитию логического мышления старших дошкольников

Выводы по главе 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Живя в современном мире информационных технологий, когда происходит преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. За последнее время возрос интерес именно к такому поколению людей. Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задач, моделировать будущий процесс.

Дошкольное детство - это период развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью [9, с.17].

Сформированность у детей элементарных приемов логического мышления является условием успешного обучения в начальной школе, поскольку большая часть содержания образования в 1-3 классах построена на использовании таких логических приемов, как выполнение простейших видов анализа и синтеза, сравнения, установления связи между рядовыми и видовыми понятиями. Умение активно перерабатывать в уме информацию, используя приёмы логического мышления, позволяет ребёнку получить более глубокие знания и понимание учебного материала в отличие от тех, кто, обладая невысоким уровнем развития логики, постигает образовательный курс, полагаясь лишь на память.

Таким образом, недостаточная сформированность мыслительных приемов снижает эффективность обучения, замедляет развитие познавательных процессов. Поэтому важно уже в период подготовки к школьному обучению особое внимание уделять развитию у детей логического мышления.

Исследования ученых (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.З. Зак, Н.Н. Поддьяков и др.) подчеркивают важность старшего дошкольного детства, поддержку и всемерное развитие качеств мышления, специфических для возраста, так как запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остаётся незавершённым.

Важно отметить, что в исследованиях Н.Н. Поддьякова было выявлено, что старший дошкольный возраст сензитивен к формированию основных приемов логического мышления, которыми являются сравнение, сериация, классификация [4, с. 310].

Возможность усвоения некоторых логических знаний и приёмов детьми дошкольного возраста показана в психологических исследованиях Л.Ф. Обуховой, И.Л. Матасовой, Е. Агаевой и др. В этих исследованиях была доказана возможность формирования у старших дошкольников, при соответствующей возрасту методике обучения, отдельных логических приёмов мышления: сериации, классификации, транзитивности отношений между величинами.

Широкие возможности для развития логических приемов мышления старших дошкольников предоставляет обучение основам математики в детском саду. Результаты исследований З.А. Михайловой, А. Савенкова, А.В. Белошистовой и др. убедительно свидетельствуют об этом. Особо учеными подчеркивается роль счетной деятельности в развитии логических приемов мышления как сравнение, классификация, сериация, т.к. счетная деятельность напрямую связана с логикой.

Психолого-педагогические исследования учёных доказали, что основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5-6 лет. Однако практически все представленные работы направлены на развитие отдельных компонентов логического мышления, а не логического мышления как структуры.

Возникает противоречие между необходимостью структурного развития логического мышления дошкольников и недостаточностью использования педагогических методов и средств, позволяющих осуществить это на практике.

Проблема исследования связана с поиском эффективных методов и средств развития логического мышления старших дошкольников.

Цель исследования: выявить и обосновать условия развития логического мышления старших дошкольников.

Объект исследования: развитие логического мышления старших дошкольников.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития логического мышления старших дошкольников.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие логического мышления старших дошкольников будет эффективным, если:

·  Правильно организовать развивающею среду в ДОУ (подбор педагогически целесообразных игр, игрушек, развивающих материалов и оборудования);

·        Развивать межличностные отношения со сверстниками (внеситуативно-деловое общение);

·        Применение дидактической игры в процесса развития детей.

Задачи исследования:

.   На основе изучения психолого-педагогическую литературу по проблеме, охарактеризовать сущность и особенности логического мышления старших дошкольников.

2.      Выявить методы развития логического мышления старших дошкольников.

.        Описать психолого-педагогические условия развития логического мышления старших дошкольников.

.        Изучить уровень логического мышления старших дошкольников.

.        Разработать проект деятельности воспитателя по развитию логического мышления старших дошкольников.

Методы исследования:

теоретические: обзор и анализ психолого-педагогической литературы;

эмпирические: наблюдение, беседа, разработка проетка

База исследования: Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Конёво» «Начальная школа - детский сад села Киприно»

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный нами проект может быть использован для развития логического мышления старших дошкольников.

Курсовая работа состоит их введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего источник, приложения.

Глава 1. Теоретические основы развития логического мышления у старших дошкольников

1.1    Логическое мышление старших дошкольников как психолого-педагогический феномен

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности, или у субъекта на данный момент времени, не существует. Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности.

Таким образом, мышление как высшая форма познавательной деятельности человека позволяет отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями [11, с. 37].

Разновидностью мышления является логическое мышление. Логическое мышление - это тип мыслительного процесса, во время которого используются готовые понятия и логические инструкции.

Как правило, логическое мышление основывается на трёх признаках:

1. Временный (длительность протекания процесса).

2.      Структурный (разделение на этапы).

.        Уровень протекания (неосознанность или, наоборот, осознанность принятого решения).

То есть логическое мышление имеет четко выраженную структуру, этапы, конкретно представлено в человеческом сознании, а также оно развернуто во времени. Все эти особенности составляют основную часть логического мышления [4, с.55].

Средствами логического мышления являются понятия о предметах, явлениях, их свойствах и отношениях. Признаки, входящие состав научных понятий, - это общие и существенные признаки предметов и явлений.

Как отмечает Р.С. Немов, мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определённой логикой. Соответственно этому ученый выделяет следующие логические операции: сравнение, анализ и синтез, абстракция, обобщение, конкретизация [5, с. 278].

Сравнение - мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация, которая выступает как первичная форма теоретического познания [4, с. 316].

Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением [4, с. 317].

Синтез - операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому познанию действительности [4, с. 317].

Абстракция - мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Эти выделенные характеристики как самостоятельные предметы в действительности не существуют. Абстрагирование способствует более тщательному их изучению. Результатом абстрагирования выступает формирование понятий [5, с. 279].

Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам [5, с. 279].

Основными формами логического мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть конкретными и абстрактными [4, с. 304].

Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями в форме утверждения или отрицания. Суждения могут быть истинными или ложными [4, с. 306].

Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различаются умозаключения индуктивные, дедуктивные и по аналогии [4, с. 309].

Наиболее отчетливо проявляется логическое мышление у дошкольников при установлении ими различных связей, существующих между предметами и явлениями. Раньше других ребенок устанавливает связи функциональные (назначение, использование предметов). Наиболее трудным для маленьких детей оказывается раскрытие связей пространства и времени в логическом, т.е. смысловом, их значении. Причина этой трудности лежит, во-первых, в скрытой форме самих связей (они не лежат на поверхности явления, хотя доступны чувственному практическому опыту). Детям трудно выделять эти смысловые связи из-за недостаточного внимания педагогов к этим зависимостям.

Развитие логического мышления ребёнка - это процесс перехода мышления с эмпирического уровня познания (наглядно-действенное мышление) на научно-теоретический уровень (логическое мышление), с последующим оформлением структуры взаимосвязанных компонентов, где компонентами выступают приёмы логического мышления (логические умения), которые обеспечивают целостное функционирование логического мышления [10, c.47].

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет, и он достигнет стадии логических операций, когда его мышление приобретет характерные черты мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

Развитие логического мышления включает в себя использование развивающих игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. Психолог Л.С. Выготский считал, что научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения его собственной мысли.

Таким образом, изучая основные понятия по данной теме, мы видим, что логическое мышление человека является важнейшим моментом в процессе познания. Все методы логического мышления неизбежно применяются человеческим индивидом в процессе познания окружающей действительности в повседневной жизни, с самого раннего возраста. Важнейшую роль в развитии ребёнка играет воспитание и обучение. Воспитатель знакомит ребёнка с окружающей действительностью, сообщает ему ряд элементарных знаний об явлениях природы и общественной жизни, без чего развитие мышления было бы невозможно. Поэтому в педагогической работе должны применяться эффективные методы и средства развития логического мышления.

1.2 Методы развития логического мышления старших дошкольников

В своей работе по развитию логического мышления педагог использует разнообразные методы обучения; практические, наглядные, словесные, игровые, проблемные, исследовательские.

Метод обучения - это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения [9, c.204].

Метод включает в себя ряд приёмов, но сам он не является их простой суммой. Приёмы определяют своеобразие методов работы педагога и обучающихся, придают индивидуальный характер их деятельности [7, c. 233].

Ведущим является практический метод. Суть его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определённых способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т.д.) [9, c. 205].

Характерные особенности практического метода при развитии логического мышления:

выполнение разнообразных практических действий, служащих основой для умственной деятельности;

широкое использование дидактического материала;

возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом;

широкое использование сформированных преставлений и освоенных действий в быту, игре, труде, т.е. в разнообразных видах деятельности [1, c. 67].

Данный метод предлагает организацию специальных упражнений, которые могут предлагаться в форме задания, организовываться как действия с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным материалом.

Наиболее эффективны комплексные упражнения, дающие возможность одновременно решать программные задачи из разных разделов, органически сочетая их друг с другом, например: «Количество и счёт» и «Величина», «Количество и счёт» и «Геометрические фигуры»; «Величина», «Геометрические фигуры» и «Количество и счёт» и т.д. Такие упражнения повышают коэффициент полезного действия занятия, увеличивают его плотность.

При подборе упражнений учитывается не только их сочетаемость в одном занятии, но и дальнейшая перспектива. Система упражнений на одном занятии должна органично вписываться в общую систему разнообразных упражнений, проводимых в течение года [1, c. 69].

Существующая в настоящее время система упражнений строится по следующему принципу: каждое предыдущее упражнение имеет общие элементы - материал, способы действия, результаты и т.д. Сближаются во времени или даются одновременно упражнения на усвоение взаимосвязанных и взаимообразных способов (например, наложение - приложение), отношений (например, больше-меньше, выше-ниже, шире-уже), арифметических действий (например, сложение-вычитание).

При развитии логического мышления игра выступает как самостоятельный метод обучения. Но её можно отнести и к группе практических методов, имея особую значимость разного вида игр в овладении разными практическими действиями, такими как составление целого из частей, рядов фигур, счёт, наложение и приложение, группировка, обобщение, сравнение и др.

Наиболее широко используем дидактические игры. Благодаря развивающей задаче, облечённой в игровую форму (игровой смысл), игровым действиям и правилам ребёнок непреднамеренно усваивает определённое познавательное содержание. Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные) являются эффективным средством и методом развития логического мышления.

Наглядные и словесные методы при развитии логического мышления сопутствуют практическим и игровым методам. В своей работе педагог использует приёмы, относящиеся к наглядным, словесным и практически методам и применяемые в тесном единстве друг с другом:

. Показ (демонстрация) способа действия в сочетании с объяснением, или образец воспитателя. Это основной приём обучения, он носит наглядно-действенный характер. Выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств, даёт возможность формировать навыки и умения у детей [3, c. 205].

. Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений. Это приём связан с показом воспитателем способов действия и вытекает из него. В инструкции отражается, что и как надо делать, чтобы получить необходимый результат [3, c. 206].

. Пояснения, разъяснения, указания. Эти словесные приёмы используются воспитателем при демонстрации способа действия или в ходе выполнения детьми задания с целью предупреждения ошибок, преодоления затруднений и т.д. Они должны быть конкретными, короткими и образными [3, c. 207].

. Вопросы к детям - один из основных приёмов развития логического мышления во всех возрастных группах. В педагогике принята следующая классификация вопросов:

репродуктивно-мнемические: (Сколько? Что это такое? Как называется эта фигура? Чем похожи квадрат и треугольник?);

репродуктивно-позновательные: (Сколько будет на полке кубиков, если я поставлю ещё один? Какое число больше (меньше): девять или семь?);

продуктивно-познавательные: (Что надо сделать, чтобы кружков стало 9? Как разделить полоску на равные части? Как можно определить, какой флажок в ряду красный?).

Вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей, обеспечивают осмысление и освоение материала. При развитии логического мышления наиболее значима серия вопросов: от более простых, направленных на описание конкретных признаков, свойств предмета, результатов практических действий, т.е. констатирующих к более сложным вопросам, требующих установления связей, отношений, зависимостей, их обоснования и объяснения или использования простейших доказательств [1, c. 80].

В ходе развития логического мышления у дошкольников сравнение, анализ, синтез, обобщение выступают не только как познавательные процессы (операции), но и как методические приёмы, определяющие тот путь, по которому движется мысль ребёнка в процессе учения. На основе анализа и синтеза детей подводят к обобщению, в котором обычно суммируются результаты всех наблюдений и действий. Эти приёмы направлены на осознание количественных, пространственных и временных отношений, на выделение главного, существенного. Обобщение делается в конце каждой части и всего занятия.

Сравнение, анализ, синтез, обобщение осуществляются на наглядной основе с привлечением разнообразных дидактических средств. Наблюдения, практические действия с предметами, отражение их результатов в речи, вопросы к детям являются внешним выражением этих методических приёмов, которые тесно связаны между собой, связаны и используются чаще всего в комплексе.

Итак, к методам, которые способствуют развитию логического мышления можно отнести упражнения, с помощью которых создаются ситуации для интеллектуальной деятельности и заставляют совершать различные мыслительные операции, игру, как самостоятельный метод, наглядно-словесные методы (показ, инструкции, разъяснения и т.д.)

Постоянное внимание к обоснованному выбору методов и приёмов, рациональному использованию их в каждом конкретном случае обеспечивает:

успешное развитие логических мышлений и отражение их в речи;

умение воспринимать и выделять отношения равенства и неравенства (по числу, размеру, форме), последовательную зависимость (уменьшение или увеличение по размеру, числу), выделять количество, форму, величину как общий признак анализируемых объектов, определять связи и зависимости;

ориентировку детей на применение освоенных способов практических действий (например, сравнение путём сопоставления, счёта, измерения) в новых условиях и самостоятельный поиск практических способов выявления, обнаружения значимых в данной ситуации признаков, свойств, связей.

При выборе метода развития логического мышления старших дошкольников необходимо учитывать психолого-педагогические условия.

.3 Психолого-педагогические условия развития логического мышления старших дошкольников

Л.А. Мирошниченко определяет понятие "условие" как обстоятельство, среду, в которой существуют предметы, события, явления и которые обеспечивают последним их дальнейшее развитие и существование [1, с.27].

В дошкольном возрасте важными условиями для развития ребенка являются дидактические игры и правильно организованная предметно-развивающая среда.

Большой интерес представляют взгляды на игру Е.И. Тихеевой. Она рассматривает игру как одну их форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка. Е.И. Тихеева справедливо считала, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание. Она определила особую роль воспитателя в дидактической игре. Е.И. Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах [3, c. 30].

В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра - вид деятельности, присущий этому дошкольному возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат. В зависимости от образовательной задачи взрослый может сам варьировать условия игры.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление, необходимо больше использовать игры именно с целью развития самостоятельности мышления, формирования мыслительной деятельности. Особенно серьезное внимание воспитанию самостоятельности и активности мышления детей следует уделить в старшем дошкольном возрасте.

Дидактические игры - незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста [3, c.42].

Дидактическая игра является важным педагогическим условием развития мышления детей старшего дошкольного возраста.

Педагогическое условие - обстоятельство педагогического характера, которое определяет условия развития мышления детей старшего дошкольного возраста [2, c 196].

Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.

Безусловно, что развитие ребенка должно происходить в определённых условиях, в определенной среде. Важным педагогическим условием развития мышления детей является развивающая среда.

Развивающая среда - это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка (т.е. социальная культура общества, собственно это тот мир, в который ребенок приходит, рождаясь на свет) [2, c. 202].

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Предметно-развивающая среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения [11].

Правильно организованная развивающая среда является также необходимым педагогическим условием развития мышления старших дошкольников.

Уделяя особое внимание предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру, производится обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную и иную активность детей.

При организации развивающей среды в группе детского сада необходим подбор педагогически целесообразных игр, игрушек, развивающих материалов и оборудования для детей с учётом их возраста и интересов.

Применяемое в игровой зоне оборудование должно быть устойчиво и прочно закреплено. В игровой зоне не должно быть захламлённости, избытка игрушек и материалов. Желательно иметь игрушки и материалы для различных видов деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной.

Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться. Главное требование к организации предметно-развивающей среды - ее адекватность реализуемой в ДОУ программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка.

Развивающая среда является еще одним важным педагогическим условием развития мышления детей старшего дошкольного возраста.

Учет всех принципов и педагогических характеристик построения развивающей среды обеспечит гармоничное развитие личности ребенка, в частности и рассматриваемого нами процесса логического мышления.

В последнее десятилетие психологические проблемы отношений дошкольников со сверстниками привлекают пристальное внимание. Основной вопрос, - роль межличностных отношений со сверстниками в жизни ребенка и его психическом развитии.

Межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения [12, с.30].

Взаимодействие ребенка со сверстниками осуществляется в игре и по поводу игры. Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника: ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. В игре дети утверждают свои волевые и деловые качества, радостно переживают свои успехи и горько страдают в случае неуспеха. В общении детей друг с другом возникают цели, которые непременно следует выполнять. Потребность в общении со сверстниками, в их эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию [12, с. 35].

Межличностные отношения не возможны без общения. Сформированность общения является очень важным показателем, так как именно он представляет собой фактор развития других показателей готовности к школьному обучению.

Межличностные отношения дошкольников - важный фактор и необходимое условие социального и психического развития ребенка.

В игре заложены большие возможности для развития межличностных отношений и навыков общения. В процессе взаимодействия по поводу игры активно развивается логическое мышление детей.

Внеситуативно-деловая форма общения складывается в самом конце дошкольного возраста (6-7 лет). Она наблюдается у немногих детей. Но в то же время тенденции к ее развитию намечаются довольно ясно и элементы формирующего контура вырисовываются отчетливо у всех старших дошкольников. Неуклонно растет у детей число внеситуативных контактов. Увеличивается и отдаленность общения со сверстниками от совместной предметно-практической деятельности.

В рамках внеситуативно-делового общения дошкольники используют все три категории средств, но ведущее место принадлежит речи. Беседы детей теряют приуроченность к сиюминутным делам. Налаживание внеситуативно-деловых контактов детей составляет важную часть их подготовки к школе.

Взаимодействие ребенка со сверстниками осуществляется в игре и по поводу игры. Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника: ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Опыт игровых и реальных взаимоотношений ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, превосходить их возможное поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

Межличностные отношения - важнейшее психологическое условие развития логического мышления старших дошкольников.

Выводы по главе 1

Анализ психолого-педагогической литературы по интересующей нас проблеме, позволил сделать следующие выводы:

.   Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека позволяет отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.

2.      Разновидностью мышления является логическое мышление. Логическое мышление - это тип мыслительного процесса, во время которого используются готовые понятия и логические инструкции.

.        Логическое мышление имеет четко выраженную структуру, этапы, конкретно представлено в человеческом сознании, а также оно развернуто во времени.

.        Старший дошкольный возраст является сензитивным к усвоению обобщённых средств и способов умственной деятельности, к развитию логических приемов мышления: сравнение, классификация, сериация.

5. К методам, которые способствуют развитию логического мышления можно отнести упражнения, с помощью которых создаются ситуации для интеллектуальной деятельности и заставляют совершать различные мыслительные операции, игру, как самостоятельный метод, наглядно-словесные методы (показ, инструкции, разъяснения и т.д.)

6.      Применение этих методов будет эффективным при создании таких психолого-педагогических условиях, как правильно организованная развивающая среда ДОУ, межличностные отношения дошкольников и применение дидактической игры в воспитании и обучении дошкольников.

Глава 2. Проектирование деятельности педагога по развитию логического мышления старших дошкольников

.1 Изучение уровня развития логического мышления у старших дошкольников

При изучении уровня развития логического мышления у старших дошкольников. Мы определяли уровень сформированности умственных операций: анализа, синтеза,

Для определения уровня сформированности операций анализа и синтеза используют методику Дж. Равена.

. Методика «Цветные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена» (Более подробное описание представлено в Приложении 1)

Автор: Джон Равен, Л. Пенроуз

Цель: определить уровень сформированности операций анализа и синтеза у дошкольников.

Обоснование: охватывает широкий диапазон интеллектуального развития, включает стимульный материал (представлен в Приложении 2).

Описание результатов диагностики:

Результаты диагностического обследования представлено в Таблице №1

Таблица 1

Сводная таблица уровней овладения операциями анализа и синтеза

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

5 %

45 %

50 %


Результаты можно представить в следующей диаграмме

Рис. 1. Уровень овладения операциями анализа и синтеза детей старшего дошкольного возраста

Диагностика уровней овладения операциями анализа и синтеза показала, что только 5% детей обладают высоким уровнем, 44% - средним, тогда как 50% детей имеют низкий уровень.

Для выявления умения детей сравнивать и обобщать по признакам сходства и отличия, рассуждать, обнаруживать и исправлять ошибки мы используем тест «Кто не нарисован на картинке?»

. Методика «Кто не нарисован на картинке?» (Подробное описание представлено в приложении 3)

Авторы: З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина

Цель: выявить умение детей сравнивать и обобщать по признакам сходства и отличия, самостоятельно «открывать» для себя правила построения логической задачи (какую фигуру куда положить), рассуждать, обнаруживать и исправлять ошибки.

Обоснование: предназначена для детей старшего дошкольного возраста, включает стимульный материал.

Описание исследования: ребенку предлагается логическая задача (по типу тестов Айзенка) с неполным набором картинок. Вместо одной недостающей картинки, как это обычно бывает в подобных задачах, их три. Образцом служит второй ряд, где нарисовано то, о чем говорится в ситуации: Кристофер Робин нарисовал своих друзей, ослика Иа-Иа, Винни-Пуха и Пятачка, по-разному: веселыми - с глазами-щелочками, удивленными - с круглыми глазами, испуганными - с квадратными глазами. Друзья посмотрели на рисунки художника и взяли самые лучшие.

Описание результатов диагностики:

Таблица 2

Сводная таблица уровней овладения операциями сравнения и обобщения

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

10 %

30 %

60 %


Данная методика показала, что только у 10% детей преобладает высокий уровень овладения операциями сравнения и обобщения. В то время, как 90% детей имеют средний и низкий уровень.

Результаты можно предоставить в следующей диаграмме.

Рис. 2 Диаграмма уровней овладения операциями сравнения и обобщения

Сведём данные возрастных нормативов выполнения по двум вышеуказанным методикам в таблицу 3

Таблица 3

Оценка полученных данных

Диагностируемые умения

Высокий уровень (в баллах)

Средний уровень (в баллах)

Низкий уровень (в баллах)

Овладение операциями анализа и синтеза

21-29

14-20

13

Овладение операциями сравнения и обобщения

3

1-2

0

Овладение умением устанавливать логические связи и отношения

8-10

6-7

5

Общий уровень развития логического мышления

32-42

21-29

18


Для отнесения ребёнка к определённому уровню развития логического мышления необходимо найти сумму среднего балла полученных данных по методикам, что представлено в таблице 4

Таблица 4

Сводная таблица уровней развития логического мышления

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

10%

40%

50%


Результаты можно предоставить в следующей диаграмме

Рис. 3. Диаграмма развития логического мышления у дошкольников

Из данной диаграммы видно, что 50% детей имеют низкий уровень развития логического мышления.

Таким образом, диагностика логического мышления показала, что у детей старшей группы дошкольников диагностируемые умения сформированы недостаточно. Это позволяет сделать вывод о том, что необходимо создать проект деятельности воспитателя по развитию логического мышления.

2.2 Проект деятельности воспитателя по развитию логического мышления старших дошкольников

Современный ребенок живет в несравнимо более широкой информационной среде, чем его сверстник несколько десятилетий назад. На детей обрушивается огромный поток информации, которая нередко действует на них агрессивно. Необходимо научить ребенка справляться с нею, обрабатывать и анализировать ежедневно увеличивающийся объем знаний. Поэтому уже с детства в ребенке необходимо формировать способность выдвигать разнообразные идеи, которые отличаются от очевидных и банальных, то есть развивать оригинальность мышления.[14]

Не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований Л.А. Венгера, Д.Б. Эльконина, Н.Н. Поддьякова и др. подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься.

В настоящее время разработаны и утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых обозначены требования к содержанию основной общеобразовательной Программы дошкольного образования. «Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. [11] педагогический психологический логический дошкольник

Учитывая, что игровая деятельность, как форма организации детской деятельности, - это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры - взаимоотношение между взрослыми людьми - в семье, их профессиональной деятельности, мы решили разработать такую тетрадь, в которой ребенок будет не просто выполнять задания, а играть и развиваться. Ведь дошкольник - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры. А чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким, когда работает в тетради самостоятельно, его будет сопровождать персонаж «ЛОГИК». Изображение очаровательного рыжеволосого малыша изображено на тех страницах тетради, где малышу предлагается выполнить задания самостоятельно.

Работа в тетради предполагает совместную деятельность детей и родителей, в которой дети научатся объединять различные признаки и свойства в единое целое, сравнивать предметы, находить сходства и различия между ними; делить множества предметов по 1-4 признакам (названию, цвету, форме, размеру, количеству; различным свойствам), устанавливать закономерные связи между предметами и явлениями, заполнять логические таблицы, находить части от целого, решать смысловые задачи, ориентироваться на плоскости по плану, по словесной инструкции.

Разрабатывая задания, мы исходили из того, что ребенок будет работать с этим материалом при помощи взрослого. Причем работа эта может быть и коллективной, например, в детском саду, и индивидуальной, например, дома.

Рабочая тетрадь разрабатывалась на один учебный год. Каждая страница тетради содержит задание. Работа в тетради осуществляется в удобное и желаемое для этого время, главное, чтобы ребенок выступал инициатором совместного дела.

Цель проекта: Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме;

. Создать рабочую тетрадь для детей старшего дошкольного возраста;

. Развивать формы логического мышления, а именно понятия, суждения, умозаключения;

. Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми, в процессе работы в тетради.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, методист Филиала МБОУ СОШ с. Конёво «Начальная школа - детский сад с. Киприно»

Срок выполнения: ноябрь-май

Реализация проекта включает следующие этапы:

Таблица 5

Реализация проекта

Этапы

Мероприятия

Сроки проведения

Участники

Подготовительный

· Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме: «Развитие логического мышления старших дошкольников»; · Диагностика уровня развития логического мышления старших дошкольников; · Родительское собрание «Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений»; · Изготовление памятки с советами по проведению игр; · Подбор дидактических игр и упражнений для рабочей тетради.

Ноябрь-декабрь

Воспитатель, дети, родители, методист

Основной

· Изготовление рабочей тетради; · Обсуждение правил работы в тетради; · Предложения по работе с тетрадью всех участников проекта; · Домашнее задание в тетради.

Январь-март

Воспитатели, родители, методист

Заключительный

· Анализ деятельности · Конспект НОД с детьми старшей группы

Апрель-май

Родители, воспитатели, дети

Ожидаемые результаты:

1. Рабочая тетрадь по развитию логики.

2.      Умение детей анализировать и делать выводы.

.        Заинтересованность родителей в развитии логического мышления старших дошкольников.

Основное содержание проекта:

Диагностика уровня развития логического мышления детей старшей группы

При проведения диагностики уровня развития логического мышления старших дошкольников решались такие задачи как:

.   Выявить уровень сформированности логического мышления у детей старшего дошкольного возраста;

2.      Продумать содержание рабочей тетради, подобрать дидактические игры и практические занятия.

Диагностика проводилась с использованием таких методик как:

.   «Цветные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена» (определения уровня сформированности операций анализа и синтеза);

2.      Методика «Кто не нарисован на картинке?» (выявления умения детей сравнивать и обобщать по признакам сходства и отличия, рассуждать, обнаруживать и исправлять ошибки).

В результате проведения методик было выявлено, что у детей старшей группы дошкольников диагностируемые умения сформированы недостаточно.

Родительское собрание

(Сценарий предоставлен в приложении 4)

Тема: «Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений»

Время проведения: ноябрь

Форма проведения: беседа с элементами практикума. Продолжительность: 1-1,5 часа.

Цель: формирование представлений родителей о разнообразии логических игр; рекомендации по использованию игр в домашних условиях.

План проведениячасть собрания «Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений»

Открытие собрания (игры «Логический поезд» «Сложи квадрат», «Четвертый лишний»)

Путешествие по выставке игр и игрушек (представление родителями опыта семейного воспитания).

Практикум «Обучение родителей правилам организации игр, конверт «дружеских вопросов».часть собрания «Организационная»

Благодарность за участие в мероприятиях.

Посещение детского сада.

Ознакомить родителей с планом на учебный год.часть собрания «Подведение итогов собрания. Принятие решения»

Подготовительный этап

Приготовить для родителей приглашения с указанием темы собрания.

Подобрать книги и игры по теме собрания.

Написать к собранию девиз, оформить красочный конверт «дружеских вопросов».

Оформить памятку для родителей с советами по проведению игр.

Организационный этап

На столе размещен красочно оформленный «конверт дружеских вопросов».

Оформлена выставка книг, игр и игрушек.

Подготовлен реквизит для игр.

В заключение собрания родителям раздаётся памятка «Как развивать логическое мышление старших дошкольников» (Описание памятки предоставлена в приложении 5)

Подбор дидактических игр и упражнений для рабочей тетради. (Перечень дидактических игр предоставлен в приложении 6)

Подобранные дидактические игры и упражнения носят развивающий характер. Основные принципы: осознанное обучение, немеханическое; системность (все знания детей должны быть представлены в определенной системе); дифференцированный подход в предоставлении игрового материала.

Анализ деятельности включает изучение результатов совместной работы всех участников проекта, оценку достижения поставленной цели и выполнения задач.

Проведение итогового мероприятия.

Конспект развлечения со старшими дошкольниками (конспект предоставлен в полном объёме в приложении 7)

Тема: Путешествие по сказке «Три поросенка».

Цель: Формирование у детей умений решать логические задачи, используя чертеж.

Закрепление умения отгадывать загадки, загадки-шутки, умения классифицирования.

Воспитание интереса к решению логических задач.

Материал: книга С. Маршака «Три поросенка», иллюстрации к логическим задачам, схемы, игра «Засели жильцов».

Список рекомендуемой литературы:

1. Денисова Д. Школа семи гномов - Изд.: Мозаика-синтез, 2008.- 116 с.

2.      Савенков А.И. Развитие логического мышления. 6-7 лет - Изд.: Дом Федорова, 2014. - 32 с.

.        Савушкин С.Н., Соловьёва М.Д. Ребусы. М.: Карапуз, 2013. - 18 с.

.        Акулова, Е. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2008. - №9 - 215 с.

Выводы по главе 2

Практическое изучение уровня логического мышления у старших дошкольников началось проведений диагностических методик: «Цветные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена» (определения уровня сформированности операций анализа и синтеза); «Кто не нарисован на картинке?» (выявления умения детей сравнивать и обобщать по признакам сходства и отличия, рассуждать, обнаруживать и исправлять ошибки).

Полученные данные по методикам были сведены для отнесения ребёнка к определённому уровню развития логического мышления. В результате чего был выявлен низкий уровень развития логического мышления старших дошкольников.

Поэтому мы пришли к выводу, что необходимо разработать проект деятельности воспитателя по развитию логического мышления дошкольников.

В процессе работы над проектом было выявлено, что правильно подобранные игры и игровой материал, условия, созданные для реализации полученных знаний в самостоятельной деятельности способствуют тому, что развитие основ логического мышления происходит более эффективно.

Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленные действия педагога, правильный подбор заданий и упражнений помогают ребенку в формировании познавательных процессов, а именно формированию логического мышления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе курсовой работы нами была изучена психолого-педагогическая и методическая литература по развитию логического мышления.

Изучение теоретических аспектов развития логического мышления у старших дошкольников позволило выявить, что логическое мышление - это мышление с помощью понятий, суждений и умозаключений, которые формируются в процессе анализа, синтеза, сравнения и обобщения.

Анализируя изученную литературу, мы выяснили, игра является эффективным средством обучения и воспитания дошкольников. Она органично вливается во все виды детской деятельности, создаёт переход от игровой деятельности к учебной и обеспечивает интеграцию образовательных областей. Игра даёт возможность реализации программных образовательных задач в соответствии с Федеральными государственными требованиями.

Мы предположили, что успешность развития логического мышления у старших дошкольников зависит от соблюдения следующих психолого-педагогических условий:

·  правильно организованная развивающая среда в ДОУ (подбор педагогически целесообразных игр, игрушек, развивающих материалов и оборудования);

·        развитие межличностных отношений со сверстниками (внеситуативно-деловое общение);

·        применение дидактической игры в процессе развития детей

В процессе написания работы было проведено диагностическое обследование дошкольников с целью определения уровня развития логического мышления. Результаты диагностики показали, что дети испытывают затруднения при анализе, синтезе, сравнении и общении. Многие из них не овладели умением устанавливать логические связи и отношения. Сводный анализ уровней диагностируемых умений показал, что 50% детей имеют низкий уровень развития логического мышления.

Как один из вариантов решения проблемы, нами, на основе выявленных в теоретической части психолого-педагогических условий использования игры как средства развития логического мышления дошкольников был разработан педагогический проект.

Проект, направленный на развитие логического мышления посредством игр, и совместной деятельности с педагогом и взаимодейтсвия детей между собой, поможет воспитателям в планировании и организации жизнедеятельности группы дошкольников, а также при проведении занятий по конструированию, формированию элементарных математических представлений и ознакомлению с окружающим миром.

Таким образом, все поставленные в исследовании задачи были решены и гипотеза, выдвинутая в начале работы, полностью подтвердилась.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников: пособие для педагогов дошк. учреждений - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 296 с.

2. Гринявичене, Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды - М., 2006. - 311 с.

3.      Загвязинский В.И., Закирова А.Ф. Педагогический словарь: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академмия», 2008 - 352 с.

4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008. - 583 с.

5.      Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: 5-е изд. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 687 с.

6. Павелко Н.Н., Павлов С.О. Психология и педагогика Учебное пособие для высшей школы / ВУЗы / издательство: КНОРУС. 2012 г. - 495 с.

.   Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

8.      Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2007 г. - 576 с.

.        Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. - 366 с.

11. Рубцов В.В., Юдина Е.Г. Современные проблемы дошкольного образования // Психологическая наука и образование. 2010. №3.

.   Федеральный государственный стандарт дошкольного образования

13.    Педагогическая библиотека/ Педагогика/ Российский федеральный портал.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

. Методика «Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена»

Автор: Джон Равен, Л.Пенроуз

Цель: определить уровень сформированности операций анализа и синтеза у дошкольников.

Обоснование: охватывает широкий диапазон интеллектуального развития, включает стимульный материал.

Описание исследования: детям предлагают посмотреть цветной альбом, состоящий из 36 листов и даётся инструкция: «Посмотри (указывается верхняя фигура), это коврик с дыркой. А вырезанные кусочки находятся внизу (показать), они все имеют подходящую форму, но только один из них по-настоящему подходит. Как ты думаешь, какой кусочек подходит?» Далее ребёнку показывается следующая матрица (А2) со словами «Найди подходящий кусочек». В случае неправильного ответа снова возвращаются к обучению на матрице А1. Если ребёнок не в состоянии сделать первые пять заданий, результаты признаются недостоверными и работа прекращается. В случае успешного выполнения предлагаемых заданий работа продолжается, но ребёнку не сообщают о тех ошибках, которые он допустил.

По завершении серии А даётся следующая инструкция: «Здесь уже другой рисунок, но всё равно нужно найти такой недостающий кусочек, чтобы правильно завершить картинку. Какой кусочек подходит? (рукой обводятся все фрагменты, находящиеся внизу матрицы). При работе с остальными заданиями серий АВ и В специалист не повторяет каждый раз инструкции, но может стимулировать ребёнка одобрением его работы.

Время выполнения каждой матрицы в отдельности и всех в целом не регистрируется. На регистрационном бланке отмечаются ответы ребёнка в соответствии с номерами предъявляемых матриц. В соответствии с ключами, приведёнными здесь же, ответу ребёнка, который заносится в графу «выбор», присваивается:

·  1 балл, если номер ключа и выбора совпадают

·        0 баллов, если номер ключа и выбор не совпадают

Полученный ребёнком балл заносится в графу «балл». Вычисляется количество набранных баллов в каждой серии, а также общая сумма баллов по всем матрицам.

В общей оценки результативности выполнения матрица А1 не учитывается.

Возрастные нормативы выполнения ЦПМ

Возраст ребёнка

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

3,5-4,5 лет

18-20 баллов

11-18 баллов

Менее 10 баллов

4,5-5,5 лет

19-21 баллов

14-18 баллов

Менее 13 баллов

5,5-6,5 лет

21-29 баллов

14-20 баллов

Менее 14 баллов

6,5-7,5 лет

23-30 баллов

15-22 балла

Менее 15 баллов




ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тестовый материал к методике Равена








Бланк ответов к тесту Равена

№ задания

Серия A

Серия B

Серия C

Серия D

Серия E

1






2






3






4






5






6






7






8






9






10






11






12






Сумма правильных ответов






Нормативное распределение баллов









ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Методика «Кто не нарисован на картинке?»

Авторы: З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина

Цель: выявить умение детей сравнивать и обобщать по признакам сходства и отличия, самостоятельно «открывать» для себя правила построения логической задачи (какую фигуру куда положить), рассуждать, обнаруживать и исправлять ошибки.

Обоснование: предназначена для детей старшего дошкольного возраста, включает стимульный материал.

Описание исследования: ребенку предлагается логическая задача (по типу тестов Айзенка) с неполным набором картинок. Вместо одной недостающей картинки, как это обычно бывает в подобных задачах, их три. Образцом служит второй ряд, где нарисовано то, о чем говорится в ситуации: Кристофер Робин нарисовал своих друзей, ослика Иа-Иа, Винни-Пуха и Пятачка, по-разному: веселыми - с глазами-щелочками, удивленными - с круглыми глазами, испуганными - с квадратными глазами. Друзья посмотрели на рисунки художника и взяли самые лучшие.

Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи, кто взял рисунки и какие? (Дети пользуются вариантами ответов). Сможешь ли ты доказать, кто именно эти рисунки уже взял?»

В ходе решения важно понять и запомнить: кто нарисован (ослик, медвежонок и поросенок), как (с глазами-щелочками, круглыми и квадратными). Неизвестно сочетание признаков: название животного, присущая ему форма глаз, расположение (три признака). Для практического поиска ответов необходимо разрезать вторую (нарисованную справа) картинку, расположив полученные квадраты в том же порядке.

Для поиска портретов, которые уже взяли, и тех, кто их взял, следует «раскрыть» закономерность, состоящую в том, что в каждом ряду и столбце есть все три признака: разные животные, с тремя рисунками глаз, с разным расположением в пространстве.

Решая эту задачу, ребенок практически выбирает портреты, которые уже взяли. В верхнем ряду это портрет медвежонка, но с квадратными глазами; в третьем (нижнем) ряду слева - медвежонка с глазами-щелочками и справа - ослика с круглыми глазами.

Естественно, что выполнить поставленные диагностические задачи можно лишь при условии доброжелательного общения взрослого с ребенком, подтверждения как правильных ответов, так и сомнений, избегая непосредственных подсказок.

Возрастные нормативы выполнения

Возраст ребёнка

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

3,5-4, 5 лет

1-2 балл

1 балл

0 баллов

4,5-5, 5 лет

2 балл

1 балл

0 баллов

5,5-7 лет

3 балла

2 балла

1 балл и ниже




ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Родительское собрание

Тема: «Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений»

Время проведения: ноябрь

Форма проведения: беседа с элементами практикума.

Продолжительность: 1 - 1,5 часа.

Цель: формирование представлений родителей о разнообразии логических игр; рекомендации по использованию игр в домашних условиях.

План проведениячасть собрания «Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений»

Открытие собрания (игры «Логический поезд» «Сложи квадрат», «Четвертый лишний»)

Педагогический всеобуч.

Путешествие по выставке игр и игрушек (представление родителями опыта семейного воспитания).

Практикум «Обучение родителей правилам организации игр, конверт «дружеских вопросов».часть собрания «Организационная»

Благодарность за участие в мероприятиях.

Посещение детского сада.

Ознакомить родителей с планом на учебный год.часть собрания «Подведение итогов собрания. Принятие решения»

Подготовительный этап

Приготовить для родителей приглашения с указанием темы собрания.

Подобрать книги и игры по теме собрания.

Написать к собранию девиз, оформить красочный конверт «дружеских вопросов».

Оформить памятку для родителей с советами по проведению игр.

Организационный этап

На столе размещен красочно оформленный «конверт дружеских вопросов».

Оформлена выставка книг, игр и игрушек.

Подготовлен реквизит для игр.

Ход собрания

I часть собрания «Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений»

Вступительное слово. Педагогический всеобуч. Сегодняшнюю нашу встречу, мы хотим начать с того, что предлагаем Вам поиграть.

«Логический поезд» «Сложи квадрат».

Как вы думаете, что может объединять все эти игры? На развитие чего они в первую очередь направлены?

Все эти игры направлены в первую очередь на развитие логического мышления.

Почему одни дети схватывают знания буквально на лету, а другим приходится повторять одно и то же много раз? От чего зависит логическое мышление и уровень интеллекта ребенка? Он зависит от быстроты мышления, способности рассуждать логически, решать задачи в разных областях, изучать и анализировать новый материал. Как правило, такие задатки определяются генетически. Ученые полагают, что на долю наследственности отводится в среднем 70% способностей ребенка. Но это не значит, что их нельзя развивать. Ведь остальные 30% остаются в нашем распоряжении! Так как же можно развить логическое мышление ребенку и для чего это надо.

Тема нашего собрания «Развитие логического мышления»

Логическое мышление - это залог успеха в жизни. В учебе, на работе и повседневной жизни мы используем очень часто логику. Ее развитие помогает нам и в творческих занятиях. Ведь именно логические мысли помогают нам выстраивать четкую картину происходящего, понимать и адекватно оценивать вещи и явления. Все научные открытия были сделаны благодаря логическому и творческому мышлению их создателей.

Следует сказать, что логика - это рассуждение. В частности, логическое мышление - способность рассуждать. А как развить логическое, мышление, что для этого нужно? Для дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Именно игры способны увлечь ребенка и добиться желаемого эффекта. Занятия на развитие логики принесут свои неоценимые плоды в школе. Ребенок будет намного быстрее схватывать материал, вследствие чего учеба окажется приятным и захватывающим процессом.

Дошкольное детство - это период развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.

Обучение развитию логического мышления имеет большое значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. А через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.

Ежедневно занимаясь с ребенком и развивая ему логику, вы заложите прочный фундамент его школьных успехов. Главное, о чем необходимо помнить: ни в коем случае не стоит перегружать его знаниями, учите - играя! Лишь в этом случае ваши усилия принесут ощутимый результат.

Мы хотим познакомить с теми играми, которые мы используем в своей работе, и предложить для вашего внимания игры для использования дома.

Игра «Сложи квадрат» с которой вы уже познакомились. Данную игру мы используем как на занятиях по математике, так и в свободное время.

Так же в группе имеются и другие игры. Например, «Алгоритмы» - развивает умение действовать по схеме.

Игра «Кубики Никитина». Данная игра учить мыслить пространственными образами (объемными фигурами, умению их комбинировать. Она является более сложной, чем игры с обычными кубиками).

Игры с домино. Развивают умение выстраивать цепь, развивают понятие очередности, игры по правилам, а также развивают мышление, внимание.

Развивает способность к концентрации внимания, чувство здорового азарта, требует от играющего усиленной деятельности в смысле, изобретательности и сообразительности, способствует развитию аналитических способностей.

«Найди по схеме», «Алгоритмы», «Лабиринты». Помогает ребенку действовать в соответствии с предложенной схемой.

Головоломки «Танграм», она развивает пространственное воображение, конструктивное мышление, сообразительность, смекалку.

«Разложи по - разному.», «Поставь заплатку.», «Сложи узор» так же развивают логическое мышление интеллектуальную деятельность детей.

«Заполни окошко» развивает сообразительность.

Логические задачи - особый раздел по развитию словесно-логического мышления, включающий в себя целый ряд разнообразных упражнений.

Мы в группе используем такие игры, как "Кто летает? ", "Съедобное - несъедобное", "Загадки"- они способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учит выделять существенные признаки предметов.

Большое количество игр на логику, внимание, память продается в магазинах и находится в свободном доступе в сети интернет. Они представляют огромную возможность родителям организовать интересный досуг со своим ребенком. О том, как это делается в семье (фамилия), расскажет...

А теперь мы предлагаем Вам поделиться своим опытом игр с детьми дома (представление родителями опыта семейного воспитания).

Практикум «Обучение родителей правилам организации игр, конверт «дружеских вопросов».

Игра - понятие многогранное. Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие - ловкость и силу, третьи конструктивные навыки. Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода. Но существуют и общие правила.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Памятка для родителей «Как развивать логическое мышление старших дошкольников»

Цель: научить родителей правильно подбирать игры для своих детей.

Правило первое: игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.

Правило второе: игра требует чувство меры и осторожности. Детям свойственны азарт и чрезмерное увлечение отдельными играми. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих. Иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре.

Правило третье: не будьте занудами. Ваше внедрение в мир детской игры - введение туда новых, развивающих и обучающих элементов - должно быть естественным и желанным. Не устраивайте специальных занятий, не дергайте ребят, даже когда у вас появилось свободное время: «Давай-ка займемся шахматами!» не прерываете, не критикуйте, не смахивайте пренебрежительно в сторону тряпочки и бумажки. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела, или оставьте их в покое. Добровольность - основа игры.

Правило четвертое: не ждите от ребенка и замечательных результатов. Может случится так, что вы вообще их не дождетесь! Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение. Самое главное - это те счастливые минуты и часы, что вы проводите со своим ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам - разве не ради этого придумываем мы игры и затеи.

Правило пятое: поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети большие фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра - дело серьезное и нельзя превращать ее в уступку ребенку, в милость по принципу «чем бы дитя ни тешилось».

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Дидактическая игра «Поможем Золушке»

Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам;

Развивающая среда:

набор объемных блоков Дьенеша;

кодовые карточки-символы;

«домик для блоков».

Ход игры:

- Ребята, давайте вспомним знакомую нам сказку про Золушку. Жила-была Золушка. Однажды ее мачеха получила приглашение на бал во дворец. Золушке так хотелось тоже побывать на балу. Но ее не взяли. Мачеха и ее дочери уехали, а Золушке поручили рассортировать овощи и положить на свои полочки.

Красную фасоль разложить по полочкам на первом этаже;

Тыквы (желтые блоки) разместить на втором этаже;

Баклажаны (синие блоки) положить на полках третьего этажа.

Усложнение игры:

Разложить овощи с указанием их размера.

Дидактическая игра «Паровозик»

Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум, трем признакам: цвету и форме; форме и размеру;

Развивающая среда:

набор объемных блоков Дьенеша;

игрушки: медвежонок и заяц.

Ход игры:

Воспитатель: - Ребята, к нам пришла телеграмма от наших друзей Мишки и Зайки. Они пишут, что хотели приехать к нам в гости, но сейчас в лесу намело очень много снега, и они не знают, что им делать, как добраться к нам. Они приглашают нас приехать к ним в гости, и полюбоваться каким красивым стал зимний лес.

Воспитатель предлагает детям построить волшебный паровозик для поездки в лес, чтобы навестить любимые игрушки.

Паровозик нужно строить по правилам:

чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);

чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру; размеру и форме; толщине);

чтобы рядом были фигуры, одинаковые по размеру, но разные по форме;

чтобы рядом были фигуры одинаковые по цвету и размеру, но разной формы.

Воспитатель: Вот мы и построили волшебный паровозик, а теперь поедем в лес к друзьям. Загудел паровоз и вагончики повез.

Вот приехали мы в лес, полный сказочных чудес. А вот и наши друзья: Мишка и Зайка. Они нас долго ждали и хотят с нами поиграть. Давайте поиграем вместе.

Подвижная игра: «По порядку становись», «Найди свое место», и другие.

Мы весело играли с нашими друзьями, а теперь пора возвращаться домой. До свидания Мишка и Зайка. Теперь мы приглашаем вас в гости к нам.

Дидактическая игра «Раздели фигуры»

Цель: учить детей абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства.

Развивающая среда:

набор объемных блоков Дьенеша;

игрушки: мишка, заяц, кукла, Буратино, Незнайка, Чебурашка.

Ход игры:

Воспитатель обращает внимание детей на то, что зайка и мишка сидят на своих стульчиках и о чем-то грустят. Что же случилось? Давайте спросим у них. Выясняется, что игрушки не могут поделить блоки между собой, чтобы никому не было обидно. Они ведь такие разные.

.Воспитатель предлагает детям разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы:

У мишки оказались все красные фигуры. У зайки - все не красные.

У мишки оказались все круглые; какие у зайки? (все не круглые)

У зайки оказались все большие фигуры; какие достались мишке?

. Раздели фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки - все квадратные. Какие фигуры достались только мишке (синие, не квадратные); только зайке (квадратные, не синие); какие фигуры подошли сразу и мишке, и зайке (синие, квадратные), а какие фигуры никому не подошли (не синие, не квадратные).

. Раздели фигуры между Буратино, Чебурашкой, Незнайкой так, чтобы у Буратино оказались все круглые фигуры, у Чебурашки - все желтые, у Незнайки - все большие.

какие фигуры достались только Буратино? (круглые, не желтые, маленькие)

Чебурашке - (желтые, маленькие, не круглые);

Незнайке - (большие, не круглые, не желтые);

Какие фигуры подошли и Буратино и Чебурашке? (круглые, желтые, маленькие)

Какие фигуры достались и Незнайке и Буратино? (круглые, большие, не желтые);

Какие фигуры достались и Незнайке и Чебурашке? (большие, желтые, не круглые);

Какие фигуры подошли всем троим персонажам? (круглые, желтые, большие)

А какие фигуры оказались ничьи? (большие, не круглые, не желтые).

Дидактическая игра «Гусеница»

Цель: Упражнять детей в классификации блоков по трем признакам: цвету, форме и размеру;

Развивать логическое мышление.

Развивающая среда:

набор объемных блоков Дьенеша;

обручи;

коды-символы.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям построить гусеницу из волшебных фигур. Для этого раскладываются в ряд обручи путем наложения одного на другой, для создания общей области. Раскладываются карточки-символы в каждый обруч. Например:

1 обруч - синее цветовое пятно;

2 обруч - все маленькие;

3 обруч - желтое цветовое пятно;

4 обруч - все квадратные;

5 обруч - все большие;

6 обруч - все круглые и так далее.

Коды-символы можно располагать в любом порядке. Длина «гусеницы» любая. Необходимо разложить блоки в обручи и области их пересечения, в соответствии с признаками.

Дидактическая игра «Цветок»

Цель: Упражнять детей в классификации блоков по трем признакам: цвету, форме и размеру; Развивать логическое мышление.

Развивающая среда:

набор объемных блоков Дьенеша;

обручи;

коды-символы.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям построить красивый цветок из волшебных фигур. Для этого раскладываются четыре обруча, так, чтобы каждый обруч имел две области пересечения, путем наложения одного на другой (перпендикулярные обручи кладутся встык). В каждый обруч положить коды-символы. Разные варианты: например, круглые, красные, квадратные, маленькие. Необходимо разложить блоки в обручи и области их пересечения, в соответствии с признаками.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Конспект развлечения со старшими дошкольниками

Тема: Путешествие по сказке «Три поросенка».

Цель: Формирование у детей умений решать логические задачи, используя чертеж.

Закрепление умения отгадывать загадки, загадки-шутки, умения классифицирования.

Воспитание интереса к решению логических задач.

Материал: книга С. Маршака «Три поросенка», иллюстрации к логическим задачам, схемы, игра «Засели жильцов».

Ход развлечения:

Дети, вы любите сказки? (Ответы детей). Я тоже люблю. Моя любимая сказка «Гадкий утенок», которую написал Г.Х. Андерсен. Поиграем в игру «Башня любви» и я узнаю, какие сказки вы любите.

(Игра-упражнение «Башня-любви»).

Сегодня мы побываем в гостях у сказки. Но название сказки вы узнаете, если отгадаете загадку о его главном герое:

Пятачком в земле копается,

В грязной луже искупается.

Вопросы к детям:

Кто это?

Почему решили, что это свинья?

Что характерно для свиньи?

Выберите главные признаки и скажите, что обозначает слово свинья?

(Свинья - домашнее животное, у нее крупное туловище, короткие ноги, она хрюкает. Купается в грязи для защиты кожи).

Какую сказку вы знаете о свинье или поросятах?

(«Три поросенка»).

Садитесь за столы поудобнее, слушайте и вспоминайте английскую сказку «Три поросенка».

(Дети сидят за столами).

Жили-были на свете три поросенка, три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с веселыми одинаковыми хвостиками. Даже имена у них были похожи. Звали поросят: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Все лето они кувыркались в зеленой траве, грелись на солнце, нежились в лужах.

Вывешиваю на доске картинку «Кто есть, кто?»

Задание:

Угадайте, кто есть, кто? В луже плещутся 3 поросенка: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Ниф-Ниф - слева от Нуф-Нуфа. Нуф-Нуф - справа от Наф-Нафа.

Варианты ответов детей.

Как узнать, правильно или нет?

(Надо проверить).

Давайте проверим. Нарисуем схему. Что известно? Что еще известно? Можно ответить на вопрос? Да, первый Наф-Наф, второй - Ниф-Ниф, третий - Нуф-Нуф.

«Но вот наступила осень»

Вопросы:

Какое время года наступило?

Что было до осени?

Что будет после осени?

(Использование пространственной модели времен года).

«Но вот наступила осень. Солнце уже не так сильно припекало, серые облака тянулись над пожелтевшим лесом.

«Пора нам подумать о зиме, - сказал как-то Наф-Наф своим братьям, проснувшись рано утром. - Я весь дрожу от холода».

(Вывешиваю картинку).

Задание:

«Термометр показывает 3 градуса мороза. Сколько градусов в это же время показывают 2 термометра?».

(Варианты ответов детей).

Почему так считаете?

(Ответы детей).

«По дороге они пели и плясали, когда вошли в лес, то так расшумелись, что разбудили волка, который спал под сосной».

Кого в лесу больше волков или зверей?

(К зверям относятся зайцы, лисы, олени, медведи, а волки относятся к этой группе. Поэтому волков меньше, чем зверей).

«Что за шум? - недовольно проворчал голодный волк и поскакал к тому месту, откуда доносились визг и хрюканье маленьких, глупых поросят. Волк приготовился к прыжку, щелкнул зубами, моргнул правым глазом, но поросята вдруг опомнились и, визжа на весь лес, бросились наутек».

Вопросы и задания:

Каким глазом моргнул волк?

Моргните не правым глазом, закройте глаза, поморгайте глазами, посмотрите на кончик пальца, на круг.

«Никогда еще не приходилось им так быстро бегать. Они неслись, сверкая пятками и поднимая тучи пыли».

Вопросы и задания:

Попробуем узнать, кто бежал быстрее, кто медленнее. Слушайте подсказку. Ниф-Ниф бежал быстрее Нуф-Нуфа. Как бежал Наф-Наф - неизвестно. Кто бежал медленнее Ниф-Нифа?

Можно ответить на вопрос?

Почему?

(Известно, что Ниф-Ниф бежал быстрее Нуф-Нуфа. Значит, Нуф-Нуф бежал медленнее Ниф-Нифа. А про Наф-Нафа нам ничего не известно).

Проверим ваш ответ. (Вывешиваю схему).

Вопросы по схеме:

Что известно?

(Ниф-Ниф бежал быстрее, чем Нуф-Нуф, значит, он был ближе к лесу. А Нуф-Нуф дальше от леса, Он бежал медленно.)

Что известно про Наф-Нафа?

(Ничего)

Значит, как надо ответить на вопрос задачи?

(Нуф-Нуф бежал медленнее Ниф-Нифа).

Как можно помочь поросятам спастись от волка?

(Варианты ответов: в лесу, на небе, в городе и др.).

Давайте выберем три места для спасения поросят: лес, город, небо. Возьмите листы со схемами, нарисуйте дорожки - возможные пути спасения братьев. Подпишите. Сосчитайте, сколько всего дорожек получится. По какой дорожке надо бежать друзьям поросятам и волку? (В-1, П-2).

«Прибежав в город Веселых поросят» они упал от усталости. А потом решили строить новый дом все вместе.

Физкультминутка:

Никакой на свете зверь,

Хитрый зверь, страшный зверь

Не откроет эту дверь,

Эту дверь, эту дверь.

Откройте тетради. Что нужно для строительства?

(Игра «Это правда или нет?»).

Вопросы:

На рисунках есть предметы, которые нужны для строительства. Все предметы нужны для строительства?

На рисунке нет ни одного предмета для строительства,

Некоторые предметы нужны для строительства.

Что лишнее?

(Работа в тетрадях).

Построили дом поросята и пригласили жить к себе друзей. Все они были разные: грустные, веселые, серьезные. Расселите друзей по этажам, чтобы они не повторялись.

(Игра «Засели жильцов»)

Проверьте правильность заселения жильцов у своего соседа и поднимите карточку.

Поросята послали вам ценное письмо. Найдите его среди других писем.

(Игра-лабиринт «Найди письмо).

Поросята благодарят за помощь и на память дарят вам свои портреты.

Итог развлечения.

Похожие работы на - Развитие логического мышления старших дошкольников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!