Нарушение установленных правил и режимов хранения, транспортировки и отпуска товаров может привести к товарным потерям. Они делятся на два вида: нормируемые и ненормируемые.
Нормируемые потери - потери в пределах естественной убыли (усушка, выветривание, раструска, распыл, разлив). Естественная убыль происходит в результате изменений физико-химических свойств продуктов при хранении. Нормы естественной убыли устанавливаются на все виды продуктов. Естественная убыль списывается в период инвентаризации, если на складе обнаружена недостача. Расчеты по естественной убыли составляет бухгалтерия и утверждает директор предприятия.
К ненормируемым потерям относятся бой, порча продуктов. Эти потери возникают в результате неудовлетворительных условий перевозки и хранения продуктов, а также вследствие бесхозяйственности работников кладовых. Потери от боя и порчи продуктов оформляются актом не позднее следующего дня после их установления. Стоимость испорченных продуктов взыскивается с виновных лиц.
Отпуск продукции является одной из важных завершающих операций складского цикла. Из складских помещений предприятий общественного питания отпуск продуктов осуществляется на производство по требованиям, составленным материально-ответственными лицами (заведующим производством). На основании требования бухгалтерия оформляет требования-накладные, которые подписываются главным бухгалтером и руководителем предприятия, а после отпуска товаров - заведующим складом и получившим товар материально-ответственным лицом. При получении продуктов со склада проверяется соответствие их требованиям-накладным по ассортименту, массе и качеству, а также исправность тары.
Перед отпуском кладовщик вскрывает тару, проверяет качество товаров, производит их сортировку и зачистку. При отпуске продуктов кладовщик соблюдает очередность: товары, поступившие раньше, отпускаются в первую очередь, вначале сухие продукты, затем из охлаждаемых камер и в последнюю очередь - картофель, овощи.
Кладовщик обязан подготовить мерную тару, весоизмерительное оборудование, инвентарь, инструменты.
При получении продуктов материально-ответственные лица должны убедиться в исправности весов, проверить вес тары, качество продукции, сроки реализации отпускаемых товаров, проследить за точностью взвешивания и записей в накладной.
Вывод: в трактире «Подсолнухи» нарушены правила хранения корнеплодов (высокая влажность и температура хранения), что приводит к порче и загниванию сырья. В складе кондитерского цеха обнаружены мелкие грызуны, что грубо нарушает санитарно-гигиенические требования. Необходимо срочно провести дератизацию и принять меры по защите сухих сыпучих продуктов от грызунов.
3. Организация производства. Оперативное планирование
.1 Организация работы заготовочных цехов
В трактире «Подсолнухи» к заготовочным цехам относятся овощной и мясо-рыбный.
.1.1 Организация работы овощного цеха
В трактире «Подсолнухи» овощной цех представляет собой склад хранения корнеплодов с линией механической кулинарной обработки картофеля, свёклы, моркови, лука. Он располагается на цокольном этаже здания. Для связи с доготовочными цехами и транспортировки полуфабрикатов в цехе установлен лифт.
Время работы цеха с 8.00 до 12.00.
Технологический процесс обработки овощей состоит из сортировки, мытья, очистки, доочистки после механической очистки, промывания, нарезки. Производственная программа представлена в таблице 3.4
Таблица 3.4 - Производственная программа овощного цеха трактира «Подсолнухи»
Наименование сырьяМасса сырья, кгНаименование вырабатываемых полуфабрикатовОтходы при механической обработкеМасса, кг%кгКартофель9Картофель сырой очищенный2527Морковь5Морковь сырая очищенная2514Свекла4Свекла сырая очищенная2013Лук репчатый6Лук репчатый сырой очищенный1615
Обработку корнеплодов производят кухонные работники. В соответствии со своими рабочими графиками по производственной необходимости в начале смены они осуществляют операции.
Таблица 3.5 - Характеристика технологического оборудования овощного цеха
Наименование оборудованияКоличество, штМаркаНазначениеХарактеристикаОбщее время использования, чКартофелеочистительная машина1МОК-150ММытьё, очисткаЗагрузка 7 кг Производительность 150 кг/ч Требуется подключение к воде Управление механическое Напряжение 380 В Мощность 0.75 кВт Ширина 650 мм Глубина 450 мм Высота 930 мм Вес (без упаковки) 46 кг Страна-производитель Беларусь2Стол производственный1-Доочистка корнеплодов600х600х8702Ванна моечная1ВМ-2/1000Мытьё1000х600х8702
Вывод: совмещение цеха и линии обработки корнеплодов позволяет повысить эффективность производства овощных полуфабрикатов. Повышенная влажность и температура в данном помещении приводит к быстрой порче сырья.
3.1.2 Организация работы мясо-рыбного цеха
Мясо-рыбный цех в трактире «Подсолнухи» располагается на первом этаже здания. Он имеет удобную связь с горячим цехом.
Время работы мясо-рыбного цеха с 8.00 до 24.00.
Мясо-рыбные цехи организуются при предприятиях средней мощности (в ресторанах, столовых) с полным производственным циклом. В этих цехах предусматривается обработка мяса, птицы, рыбы в одном помещении.
Учитывая специфический запах рыбных продуктов, необходимо организовать раздельные потоки обработки мяса и рыбы. Кроме раздельного оборудования выделяются отдельно инструмент, тара, разделочные доски, маркированные для обработки рыбы и мяса.
Производственная программа мясо-рыбного цеха представлена в таблице 3.6.
Таблица 3.6 - Производственная программа мясо-рыбного цеха трактира «Подсолнухи»
Наименование сырья или полуфабрикатовМасса сырья, кгНаименование вырабатываемых полуфабрикатовМасса, кгГовядина охлажденная вырезка10Бифштекс, эскалоп9Свинина окорок6Отбивные, котлеты, фарш5Судак4Рыба потрошеная3Щука4Рыба потрошенная3Минтай потрошенный без головы4Куски порционные4Креветки замороженные3Креветки отварные3Баранина филе6Стейки, фарш6Семга охлажденная7Стейк5Утка4Утка потрошенная3Гусь4Гусь потрошенный3
Перечень оборудования данного цеха представлен в таблице 3.7.
Таблица 3.7 - Характеристика технологического оборудования мясо-рыбного цеха трактира «Подсолнухи»
Наименование оборудованияКоличество, штМаркаНазначениеХарактеристикаОбщее время использования, чШкаф холодильный POLAIR Standard1CV110-Sхранение1402х620х1960 Объем 1000 л Диапазон рабочих температур°C-5... +524Стол производственный2-Нарезка, отбивание, потрошение600х600х8706Ванна моечная1ВМ-2/1000Мытьё1000х600х8706Мясорубка GASTRORAG HM-121HM-12Размалывание602х454х2621
В ресторане повар V разряда изготовляет полуфабрикаты для сложных и банкетных блюд, порционные полуфабрикаты из говядины, баранины, свинины. Повар IV разряда разделывает рыбу осетровых пород, заправляет тушки птицы, нарезает мясо и рыбу на порции, изготовляет несложные полуфабрикаты. Повара IV и III разрядов осуществляют разруб мяса, обвалку частей. Повар III разряда разделывает рыбу частиковых пород, изготовляет котлетную массу и полуфабрикаты из нее, нарезает мелкокусковые полуфабрикаты.
Вывод: мясо-рыбный цех организован эффективно и отвечает санитарным нормам. Используемое оборудование подобрано эффективно.
.2 Организация работы доготовочных цехов
К доготовочным цехам в трактире «Подсолнухи» относятся горячий и холодный цех.
3.2.1 Организация работы холодного цеха
Холодный цех в трактире «Подсолнухи» находится на первым этаже здания и имеет удобную связь с доготовочными цехами.
Время работы цеха с 8.00 до 24. 00.
При организации холодного цеха необходимо учитывать его особенности: продукция цеха после изготовления и порционирования не подвергается вторично тепловой обработке, поэтому необходимо строго соблюдать санитарные правила при организации производственного процесса, а поварам - правила личной гигиены; холодные блюда должны изготовляться в таком количестве, которое может быть реализовано в короткий срок. Салаты и винегреты в незаправленном виде хранят в холодильных шкафах при температуре 2-6°С не более 6 ч. Заправлять салаты и винегреты следует непосредственно перед отпуском, не допускаются к реализации изделия, оставшиеся от предыдущего дня: салаты, винегреты, студни, заливные блюда и другие особо скоропортящиеся холодные блюда, а также компоты и напитки собственного производства.
Холодные блюда отпускаются после охлаждения в холодильных шкафах и должны иметь температуру 10-14°С, поэтому в цехе предусмотрено достаточное количество холодильного оборудования.
Как таковую производственную программу холодный цех не имеет. Салаты и закуски изготовляются по необходимости (по заказу).
Перечень имеющегося оборудования холодного цеха трактира «Подсолнухи» представлен в таблице 3.8.
Таблица 3.8 - Характеристика технологического оборудования холодного цеха
Наименование оборудованияКоличество, штМаркаНазначениеХарактеристикаОбщее время использования, чШкаф холодильный POLAIR Standard2CV110-SХранение1402х620х1960 Объем 1000 л Диапазон рабочих температур°C-5... +524Стол производственный4-Нарезка, отбивание, потрошение600х600х8709Ванна моечная3ВМ-2/1000Мытьё1000х600х8706Шкаф холодильный POLAIR2CV110-SХранение полуфабрикатов602х454х26224Слайсер Слайсер AMITEK SG 220 X1SG 220 XНарезка220 мм Габаритные размеры: 405х580х340 мм Мощность: 0,185 кВт Напряжение: 220 В1Весы торговые Cas1CasВзвешивание405х580х340 мм1Режущая машина Robot Coupe CL52D1CL52DНарезкадлина: 360 мм глубина: 340 мм высота: 690 мм производительность: 300 кг/час1Стеллаж "ПРОФЕССИОНАЛ"1-Хранение суточного запаса продуктов600х400х180024
Вывод: доготовочные цеха работают эффективно, оборудование подобрано рационально, состояние цехов удовлетворительно.
3.3 Организация работы специализированных цехов
.3.1 Организация работы кондитерского цеха
Время работы кондитерского цеха в трактире «Подсолнухи» с 6.00 до 18.00.
Состав помещений цеха:
кладовая и охлаждаемая камера суточного запаса сырья;
помещение для обработки яиц;
отделение для подготовки продуктов (помещение для просеивания муки).
В цехе работают следующие линии:
линия замеса теста;
линия выпечки изделий;
линия приготовления отделочных полуфабрикатов;
охлаждаемый шкаф готовых изделий;
кладовая тары;
моечная инвентаря.
Просеивание муки осуществляется в кладовой суточного запаса сырья по соседству с отделением замеса теста. Просеивание муки осуществляется вручную через сито. Рабочее место для подготовки других видов сырья оборудовано подтоварниками и стеллажами для хранения сырья, производственными столами, ванной с подачей горячей и холодной воды, холодильным шкафом.
Особенности приготовления заварного крема обуславливают тепловую обработку смесей и взбивание различных по составу масс. Поэтому на рабочем месте для приготовления этого вида теста установлена плита электрическая, миксер.
На участке приготовления отделочных полуфабрикатов устанавливают привод универсальный, стол производственный, плиту электрическую, ванну моечную и стеллаж.
В моечном отделении кондитерского цеха установлена ванна моечная с 2-3 отделениями и стеллажи.
В кондитерском цехе работают 2 кондитера 5 разряда, работают в графике 2/2, в смене с ними работает помощник кондитера.
Используемое в кондитерском цехе оборудование обозначено в таблице 3.9.
Таблица 3.9 - Характеристика технологического оборудования кондитерского цеха
Наименование оборудованияКоличество, штМаркаНазначениеХарактеристикаОбщее время использования, чПечи кондитерские Unox XB6932XB693Выпекание860x882x9308Стол производственный8-Нарезка, отбивание, потрошение600х600х8709Ванна моечная5ВМ-2/1000Мытьё1000х600х8706Шкаф холодильный POLAIR2CV110-SХранение полуфабрикатов602х454х26224Плита электрическая ЭП-4ЖШ четырехконфорочная с жарочным шкафом1ЭП-4ЖШНагревание1050х895х860 мм5Весы торговые Cas2CasВзвешивание405х580х340 мм1Тестомес PIZZA GROUP IFM152IFM15Замешивание тестаОбъем дежи: 15 л Габаритные размеры: 320x590x570 мм Мощность: 0,37 кВт Напряжение: 220 В Вес: 50 кг5Миксер «Convito» HLB-71HLB-7Смешивание, взбиваниеОбъем дежи: 7 л Размеры миксера: 410х205х395 мм Мощность: 0,8 кВт3
Вывод: кондитерский цех оснащен современным технологическим оборудованием, поточными механизированными линиями. Соблюдаются санитарные правила при производственном процессе, кондитеры соблюдают правила личной гигиены.
.3 Организация работы вспомогательных помещений
К вспомогательным производственным помещениям относятся: экспедиция, моечная кухонной посуды.
Вспомогательные производственные помещения помогают правильно организовать технологический процесс на предприятии, улучшают условия труда, помогают соблюдать санитарные нормы и правила.
Кондитерские изделия реализуются на другие предприятия через экспедицию. Экспедиция размещена вблизи кондитерского цеха.
В состав экспедиции входят следующие помещения: стол приема заказов, охлаждаемые камеры для кратковременного кондитерских изделий, кладовые кондитерских изделий, помещение приема и разборки транспортной тары, моечная тары кондитерских изделий, помещения для хранения тары, комната экспедитора.
В столе заказов принимаются заявки на кондитерские изделия. Заказы принимаются по телефону и заносятся в бланки, где указываются наименование, заказанные изделия, количество и его стоимость.
Отпуск каждой партии изделий из экспедиции оформляют расходными накладными. Экспедиционную тару с изделиями маркируют и пломбируют. На упаковочном ярлыке указывают наименование предприятия-изготовителя и его подчиненность, наименование и количество изделий, массу, дату выпуска и срок реализации.
Моечная кухонной посуды предназначена для мытья наплитной посуды (котлов, кастрюль, противней и др.), кухонного и раздаточного инвентаря, инструментов.
Помещение моечной имеет удобную связь с производственными цехами. В помещении моечной устанавливают подтоварники для использованной посуды, стеллажи для чистой посуды и инвентаря, моечные ванны с тремя отделениями.
Вывод: верно расположенные вспомогательные помещения улучшают условия труда, помогают соблюдать санитарные нормы и правила, утвержденные для предприятий общественного питания.
Для повышения эффективности работы предприятия требуется покупка более современного технологического оборудования.
.4 Организация работы помещений торговой группы
Зал ресторана - это основное помещение, где обслуживаются посетители. Одно из основных требований к планировке размещения зала - это четкая организация связи зала с производственными помещениями - кухней, сервизной, моечной столовой посуды, барами (буфетами).
Раздаточная, где производится отпуск готовых кулинарных блюд, может сообщаться с торговым залом двумя арками-проходами: через один из них официанты выходят в зал с полученными блюдами, через другой проходят на раздачу, не мешая друг другу. Помещение перед раздачей должно быть достаточно просторным, чтобы создать хорошие условия для работы официантов. Кроме этого, раздаточная должна быть расположена рядом с сервизной, кассами, хлеборезкой и иметь с ними удобную связь.
Зал трактира является центром архитектурно-планировочного решения. Декоративные и архитектурные элементы зала должны располагать посетителей к отдыху в уютной обстановке.
Гармоничное сочетание окраски стен, формы мебели, освещение зала, акустика, вентиляция, красиво сервированный стол, живые цветы на стадах, негромкая музыка - все это создает у гостей ресторана праздничное настроение и вызывает желание посетить его еще раз.
В трактире должна присутствовать атмосфера уединенности, комфорта, непринужденности, что достигается условным разделением зала ресторана на зоны, боксы с помощью невысоких стационарных перегородок или раздвижных декоративных мягких с ген.
Планировка залов создает впечатление гармонии в том случае, когда соотношение их длины и ширины определяется правилами «золотого сечения».
Так, при прямоугольной форме зала отношение его длины к ширине находится в пределах от 2:3 до 1:3.
Большую роль в создании интерьера современного ресторана играет художественное конструирование, или дизайн. Рассматривая каждый проектируемый предмет - будь то мебель, светильник и т.д. - как часть комплекса предметов, окружающих человека в ресторане, художник-конструктор(дизайнер) создает разнообразные удобные и эстетически полноценные комплексы.
Для каждого элемента интерьера необходимо точно найденное место, определяющее его характер и стиль.
Правильный выбор освещения зала ресторана имеет большое значение как для посетителей ресторана, так и для его работников. Свет способен «сделать помещение» просторнее, шире, выше, более уютным; он может способствовать шумному оживлению в зале или настраивать на тихую беседу, располагать к спокойствию.
Освещение залов имеет свои законы. Если нужно обслужить сразу большое количество гостей, например, участников съезда, форума, фестиваля, то включают полный свет. Если посетители хотят посидеть и отдохнуть, освещение включается не полностью.
Во время танцев могут быть включены цветные прожекторы и различные иллюзионные приборы освещения (снег, дождь и т.д.). Окраска света (ее теплые тона или холодные) влияет на вид освещенных предметов, кушаний, напитков, а также на самочувствие человека.
Устройство освещения, как и все в интерьере, должно гармонировать с архитектурными элементами залов в дневное и вечернее время. Особенно важно продумать вечернее освещение. В залах обычно вешают легкие красивые люстры, при низких потолках используют потолочные светильники с лампами дневного света.
Дополнительно к люстрам и плафонам на стены вешают красивые бра, а на столах, расположенных около стены, -- настольные лампы с абажурами или ставят возле столов торшеры, что придает помещению уютный вид.
Самая распространенная система освещения в залах ресторана - это смешанная или комбинированная. При этой системе весь зал освещается общим, но очень ярким светом, а некоторые места выделяются при помощи дополнительно направленных потоков света, что дает возможность варьировать освещенность зала, создавать дополнительно световые эффекты, включая и отключая светильники. При выборе для освещения люминесцентных ламп большое значение придается цветовому оттенку света. Некоторые лампы дают белый или зеленоватый оттенок, что придает блюдам на столе непривлекательный неестественный вид, поэтому предпочтительнее выбирать лампы с теплыми цветовыми оттенками - желтоватым или розоватым.
Залы ресторанов должны освещаться как естественным, гак и искусственным светом. Естественный свет поступает с двух-трех сторон из окон, иногда сверху.
Цвет стен и потолков, занавесей па окнах - все это играет большую роль в композиции интерьеров залов ресторанов. Цвета подразделяются на теплые и холодные, успокаивающие и возбуждающие. Цвет может вызывать ощущение легкости, веселья или концентрировать внимание человека па каком-то предмете, или рассеивать это внимание.
Если залы ресторана обращены к северной или восточной стороне, то они кажутся как бы сумрачными, поэтому их надо «утеплить», сделать «солнечными». Для этого стены зала окрашивают в желтые цвета: оранжевый, желтый, красноватый. При окрашивании стен и потолков нужно соблюдать следующее правило: если стены окрашены в желтые тона любого цвета, то потолок должен быть светлым.
В настоящее время для отделки интерьера залов ресторана (вестибюля, аванзала, банкетного зала, зала) вместо дорогих обшивок нз дерева и фанерных поверхностей все чаще стали применять облицовочные материалы, полученные на основе синтетических смол. Они прочны, гигиеничны, водонепроницаемы, стойки к химическому воздействию, имеют поверхность всевозможных цветов и рисунков.
В качестве отделочного материала широко используют также и естественный камень, что придает интерьеру особую художественную выразительность.
В целях уменьшения в залах шума при отделке степ и потолков рекомендуется применять звукопоглощающие плиты, акустические панели, благодаря которым возможно улучшить акустические качества зала для проведения в них концертно-эстрадных выступлений.
Большое распространение сейчас получили подвесные потолки.
Применение звукоизоляционных материалов в подвесных потолках способствует значительному (примерно на 85%) снижению уровня шума в здании, а также помогает скрыть электропроводку, вентиляционные воздухоотводы и другие коммуникации. Наиболее распространенный звукоизоляционный материал - перфорированные древесноволокнистые плиты; они пористы, легки, покрываются огнеупорным составом, хорошо моются.
Основные требования к полам в ресторанах - ровная нескользкая поверхность, влагоустойчивость и сопротивляемость истиранию. До недавнего времени полы в ресторанах были покрыты паркетом, однако эти полы требуют тщательного ухода. Чтобы паркетный пол стал влагостойким, его покрывают бесцветным лаком или натирают воском. С учетом того, что паркетный пол скользкий, что небезопасно в работе официантов и посетителей, основные проходы в зале покрывают ковровыми дорожками.
В настоящее время во многих ресторанах всю поверхность полов, за исключением танцплощадки, покрывают синтетическим ковром, чаще однотонным. По всей границе с паркетом танцплощадки ковер закрепляют латунной полоской шириной 2 см.
Для покрытия полов используют и другие синтетические покрытия -поливинилхлоридный линолеум, фенолит (плиточный материал), асбесто-смоляные и релиновые плитки. Все эти материалы обладают высокими гигиеническими свойствами и придают полам красивый внешний вид.
Одна из задач архитектурно - планировочного решения зала ресторана заключается в обеспечении нормального температурного режима в нем (16- 18° С) и относительной влажности воздуха (60-65%).
Для этого залы ресторана оборудуются системой приточно-вытяжной вентиляции, причем вентиляционные решетки, выходящие в торговые помещения, должны быть декоративно оформлены.
Очень важно добиться бесшумной работы вентиляционной системы. Возникновение шума может быть вызвано неправильным выбором номера вентилятора, дефектами в его работе или слишком большой скоростью прохождения воздуха в вентиляционных каналах.
Пуск в работу вентиляционных установок должен быть таким, чтобы их мог включить или выключить распорядитель зала.
В последнее время для охлаждения воздуха в торговых залах в летнее время и нагревания его в зимнее время широко применяются современные кондиционеры как отечественного, гак и зарубежного производства различных модификаций. Эти кондиционеры работают в режиме «тепло-холод», практически бесшумны, одновременно поддерживают заданную влажность воздуха и очищают его.
Современные кондиционеры имеют небольшие габариты, хороший дизайн и устанавливаются непосредственно в зале ресторана, бара, банкетного зала путем крепления их на стену. Включение и установка режима работы кондиционера производятся с помощью ручного дистанционного управления.
Кроме механической вентиляции зала используют естественную вентиляцию через открытые окна, форточки, фрамуги, двери и т.д.
В летнее время, когда прямые лучи солнца создают в зале посетителям дискомфорт, с наружной стороны подвешивают солнцезащитные складные козырьки или используют специальные жалюзи на окнах, с помощью которых изменяют направление светового и воздушного потока.
.5 Оперативное планирование
Оперативное планирование работы производства сводится составлению производственной программы.
Производственная программа предприятия - это обоснованный план выпуска всех видов продукции собственного производства. Она включает показатели, характеризующие как общий объем выпуска продукции, так и ассортимент.
Оперативное планирование проводится в три этапа.
На первом этапе разрабатывается производственная программа предприятия. Исходными данными для составления производственной программы служат ассортимент продукции, формирующийся на основании спроса населения общественного питания.
Оперативным планированием занимается директор, его заместители, инженер-технолог или заведующий производством.
На основании планового меню составляется дневная производственная программа предприятия - план-меню.
К основным факторам, которые необходимо учитывать при составлении меню, относятся: примерный ассортимент выпускаемой продукции, рекомендованный для предприятий общественного питания в зависимости от его типа и вида предоставляемого рациона, наличие сырья и его сезонность.
Второй этап. На основании план-меню рассчитывают потребность в сырье и составляют требования на отпуск сырья (учитывая остаток сырья на производстве).
Требования составляет заведующий производством. На основании требований оформляется накладная на отпуск продуктов из кладовой.
Документ подписывает директор, главный бухгалтер, а при получении продуктов со склада - заведующий производством, кладовщик.
После получения продуктов со склада осуществляется распределение заданий среди работников с учетом их квалификации.
На третьем этапе осуществляется контроль за производством продукции и ее реализацией. Контроль за качеством продукции, рациональным использованием рабочего времени осуществляется в течение всего рабочего времени шеф-поваром, заведующим производством.
В конце рабочего дня шеф-повар отчитывается перед заведующим производства, который составляет общий отчет о работе производства. В отчете определяется факт выполнения плановых показаний, остаток сырья на производстве на конец рабочего дня.
Отчет направляется в бухгалтерию предприятия для подведения итогов работы предприятия в целом.
4. Система сертификации продукции и услуг предприятия. Нормативно-технологическая документация на предприятии
.1 Система сертификации продукции и услуг предприятия
Сертификация - это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.
Система добровольной сертификации давно и успешно функционирует за рубежом и становится все более популярной в России, особенно в свете грядущего вступление России в ВТО. Однако, кроме добровольной сертификации, существует и обязательная, которая включает в себя получение гигиенического сертификата, оформление сертификата соответствия ГОСТ Р, сертификата пожарной безопасности.
Внешне добровольный сертификат ничем не отличается от обязательной, за исключением следующего:
.Бланк добровольного сертификата имеет голубой цвет в отличии от желтого бланка обязательного сертификата;
.В номере сертификата присутствует буква "Н", например, РОСС IT.АЮ40.Н11113
На территории РФ существует постановление об обязательной сертификации продукции и услуг(Постановление Госстандарта РФ от 30 июля 2002 г. N 64 "О Номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации и Номенклатуре продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии"). Появилось оно в начале 90-х и с тех пор множество раз дополнялось и изменялось. Вся продукция может либо попадать в <Номенклатуру продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации>, либо нет. Если продукция входит в указанную перечень товаров для сертификации, то для ее продажи или прохождения таможенной очистки необходимо получение сертификата соответствия в системе ГОСТ Р.
Если продукция не подлежит обязательной сертификации, то для нее возможно оформление либо отказного письма, либо добровольного сертификата. Отказное письмо - это некое подобие справки, выдаваемой аккредитованным в соответствующей системе органе, сообщающей то, что данная продукция не подлежит обязательной сертификации в данной системе сертификации. Описанная выше «номенклатура продукции, подлежащей обязательной сертификации» - это подмножество «Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93», сокращенно ОКП - 4 толстых тома в формате А5.
Сертификаты соответствия на ту или иную продукцию выдаются органами по сертификации, имеющими соответствующую область аккредитации, на основании представленных им документов на продукцию, основным из которых является протокол испытаний. Протоколы испытаний выдаются в свою очередь аккредитованной испытательной лабораторией после проведения испытаний соответствующим образом отобранных образцов продукции. Но на практике в особых случаях лаборатории могут сделать указанный протокол просто на основании экспертизы технических документов о продукции.
На самом сертификате соответствия ГОСТ Р внизу стоит 2 подписи: руководителя органа по сертификации и эксперта по данной продукции, который так же, как и орган по сертификации, имеет свою узкую область аккредитации. На практике это иногда может привести к тому, что даже если данная продукция входит в область аккредитации органа по сертификации, но эксперта нет ни в штате, ни в пределах досягаемости вне штата, то сертификат выдать не смогут.
Сертификат соответствия ГОСТ Р имеет следующие пункты:
) номер сертификата соответствия;
) срок действия сертификата соответствия;
) орган по сертификации;
) сертифицируемая продукция;
) соответствует требованиям нормативных документов;
) изготовитель;
) сертификат выдан;
) на основании;
) дополнительные сведения;
) код ОК 005 (ОКП) (расположен справа);
) код ТН ВЭД (расположен справа).
Вывод: на данном предприятии присутствует вся необходимая нормативная документация.
.2 Нормативно-технологическая документация на предприятии
К основным нормативно-техническим документам на предприятии относятся:
сборники рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания;
сборники рецептур блюд и диетического питания для предприятий общественного питания;
калькуляционные карты;
отраслевые стандарты (ОСТ);
технические условия (ТУ);
технологические инструкции (ТИ);
стандарты предприятия (СТП).
Сборники рецептур блюд и кулинарных изделий относятся к технологическим нормативным документам наряду с действующими ГОСТами и другой технологической документацией. В них приведены рецептуры, технология приготовления, а также рекомендации по отпуску и оформлению холодных блюд и закусок, первых, вторых, сладких блюд. Отдельно выделяют рецептуры гарниров, соусов, напитков, мучных изделий.
В книге приводятся приложения, позволяющие определять расход сырья, выход полуфабрикатов и готовых блюд, размеры потерь при тепловой обработке блюд и кулинарных изделий. Также в указанных сборниках представлены таблицы продолжительности тепловой обработки отдельных продуктов. Отдельно приводится таблица взаимозаменяемости.
Технологическая карта на продукцию общественного питания- технический документ, составленный на основании сборника рецептур блюд, кулинарных изделий, булочных и мучных кондитерских изделий или технико-технологической карты и содержащий нормы закладки сырья (рецептуры), нормы выхода полуфабрикатов и готовых блюд, кулинарных, булочных и мучных кондитерских изделий и описание технологического процесса изготовления.
В них указывают наименование блюд, номер и вариант рецептуры, норму вложения сырья в граммах и в килограммах нетто. На оборотной стороне приводятся краткое описание технологического процесса, требования к качеству готовых блюд, выход основного продукта.
Технико-технологическая карта на продукцию общественного питания-это технический документ, разрабатываемый на фирменные и новые блюда, кулинарные и мучные кондитерские изделия, вырабатываемые и реализуемые на конкретном предприятии общественного питания, устанавливающий требования к качеству сырья, нормы закладки сырья (рецептуры) и нормы выхода полуфабрикатов и готовых блюд (изделий), требования к технологическому процессу изготовления, к оформлению, подаче и реализации и хранению, показатели качества и безопасности, а также пищевую ценность продукции общественного питания (на продукцию, поставляемую другим предприятиям, ТТК не действуют).
Утверждаются технико-технологические карты руководителем или заместителем руководителя предприятия общественного питания.
Срок действия технико-технологических карт определяется предприятием.
Технические условия - это документ, определяющий производство полуфабрикатов только на предприятиях общественного питания.
.3 Контроль качества выпускаемой продукции
Немеханизированные раздачи оснащены линиями прилавков самообслуживания (ЛПС и ЛС), линиями самообслуживания для реализации комплексных обедов (ЛРКО). Специализированные раздачи осуществляют реализацию с прилавков холодных закусок, первых, вторых, сладких блюд, горячих напитков. Эти прилавки устанавливают в линию в определенной последовательности. Специализированные раздачи (линейные) применяются при самообслуживании.
В настоящее время серийно не выпускаются, но широко используются на предприятиях общественного питания раздаточные линии ЛПС, которые комплектуются из прилавков для подносов и приборов, охлаждаемого прилавка-витрины для холодных закусок, прилавка-мармита для первых блюд, прилавка-мармита для вторых блюд, прилавка для горячих напитков, холодных напитков, прилавка для хлеба и мучных кондитерских изделий, кассового аппарата и барьера. В линию целесообразно устанавливать тележки с выжимным устройством для тарелок, стаканов.
Прилавок для подносов и приборов выполнен в виде стола, в котором имеются гнезда с шестью конусными стаканами для столовых приборов. Прилавок-витрина для холодных закусок предназначен для выкладки, кратковременного хранения и выбора посетителями холодных закусок и молочнокислых продуктов. Прилавок-мармит для первых блюд представляет собой мармитную плиту с конфорками, на которые устанавливаются наплитные котлы или кастрюли. Прилавок-мармит для вторых блюд состоит из водяной бани, в которой устанавливаются мармитницы для вторых блюд, гарниров, соусов. Прилавок для горячих напитков предназначен для установки термостатов с напитками, прилавок для отпуска мучных кондитерских изделий имеет две-три полки для установки лотков с нарезанным хлебом и кондитерскими изделиями.
Организация входного контроля:
На каждую партию товара, поступающего на предприятие, должен быть предоставлен комплект разрешительных документов, подтверждающий его качество и безопасность. Вся документация должна быть на русском языке, соответствовать требованиям законодательства РФ, быть заверенной в установленном порядке.
Копии разрешительных документов оформлены в соответствии со следующими требованиями:
копия документа полностью повторяет подлинник, одного с ним размера, двухсторонняя, выполнена электрографическим способом;
копия документа заверена одним из следующих субъектов:
а) органом по сертификации, выдавшим сертификат;
б) держателем сертификата-подлинника (указан в разделе «Сертификат выдан»);
в) нотариальной конторой;
г) центром стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России.
копия документа содержит информацию об исполнителе, который заверил соответствие копии документа подлиннику.
Для этого проставляют заверительную надпись: "Копия верна", должность лица, заверившего копию, личную подпись, расшифровку подписи (инициалы, фамилию), номер телефона заверителя, дату заверения.
Допускается информация о заверителе и «копия верна» наносить как в виде штампа, так и в виде надписи от руки;
в случае если документ состоит из нескольких страниц, каждая страница заверена, все листы скреплены между собой.
Маркировка товаров должна соответствовать требованиям следующих нормативных документов:
«Закон о защите прав потребителей»;
«Закон о качестве и безопасности пищевых продуктов»;
Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. «О утверждении правил продажи отдельных видов товаров»;
ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования»
Действующая нормативная документация РФ (ГОСТ, Технический Регламент, и т.д.), устанавливающая требования к маркировке отдельных видов товаров.
На предприятии ответственность за качество продукции несут руководитель предприятия (его заместитель), заведующий производством (его заместитель), инженер (технолог), повара, изготовляющие и реализующие продукцию.
Повседневный контроль качества продукции, подготовленной реализации, осуществляет бракеражная комиссия.
В состав бракеражной комиссии могут входить:
руководитель предприятия,
заведующий производством;
высококвалифицированный повар;
член санитарного поста или санитарный работник (при наличии в штате).
Председателем комиссии могут быть: руководитель предприятия или заместитель по производству, заведующий производством или его заместит инженер (технолог).
Руководитель предприятия издает приказ о составе бракеражной комиссии.
Комиссия в своей деятельности руководствуется «Положением бракераже пищи в предприятиях общественного питания»
При органолептической оценке, как и в любом анализе, точность получаемых результатов зависит от профессиональных навыков работников, знания методики и тщательности ее выполнения. Поэтому члены комиссии вырабатывают в себе ярко выраженную чувствительность к вкусу, запаху, цвету и др.
Перед тем как приступать к бракеражу, члены комиссии ознакомляются с меню, рецептурами блюд (изделий), калькуляционными карточками, технологией приготовления блюд (изделий), качество которых оценивается, а также с показателями их качества, установленными нормативной технологической документацией.
При проведении бракеража используют поварскую иглу, ложки из нержавеющей стали для отбора проб жидких блюд; ножи, вилки из нержавеющей стали для отбора проб блюд с плотной консистенцией; чайник с кипятком для ополаскивания приборов, тарелки или блюда для отбора проб; черпаки для отбора проб из котлов; стаканы с холодным чаем (черным байховым) или водой; хлеб пшеничный из муки высшего, 1-го или 2-го сортов; блокнот и карандаш для записей.
На предприятии бракераж проводят в комнате (кабинете) начальника цеха (зав. производством), комнате персонала или, в отдельных случаях в холодном цехе.
Помещение имеет хорошее и равномерное освещение. Освещение естественное, так как искусственный свет может изменить натуральную окраску продукта, что особенно важно при обнаружении отличий в оттенках цвета, появляющихся в процессе приготовления кулинарной продукции, хранения и упаковки.
В помещение не проникают посторонние запахи, которые могут повлиять на оценку качества продукции.
При контроле качества продукции комиссия обращает внимание на соответствие проводимой обработки сырья требованиям действующей нормативной технологической документации, на соблюдении норм - закладки компонентов.
Комиссия определяет фактический вес штучных изделий, полуфабрикатов и отдельных компонентов, проводит органолептическую (сенсорную) оценку качества, вносит предложения но улучшению вкуса продукции.
При органолептической оценке качества продукции каждому из показателей - внешнему виду, цвету, запаху, вкусу, консистенции дают соответствующие оценки в баллах: «5» - отлично, «4» - хорошо, «3» -удовлетворительно, «2» - плохо.
Результаты проверки качества продукции записываются в бракеражный журнал до начала ее реализации и утверждаются подписями всех членов комиссии.
Блюда, не имеющие отклонений рецептур и технологии, соответствует заключению: «Остальные партии блюд, включенные в меню, имеются в наличии, проверены, соответствуют технологическим требованиям и рецептуре и оценены в 5 баллов», изделия, не имеющие отклонений: «Остальные партии изделий проверены и соответствуют требованиям ГОСТов, ОСТов, ТУ и действующим рецептурам».
Повара, получившие право личного бракеража выпускаемой продукции, лично записывают в бракеражном журнале число изготовленных ими партий и ставят подпись.
Записи в журнале заверяются подписями всех членов бракеражной комиссии. Ответственность за ведение бракеражного журнала несёт председатель бракеражной комиссии.
Вывод: все сырье, поступающее на предприятие, подкреплено соответствующими сертификатами и свидетельствами. Изделия хранятся строго в рамках срока их реализации.
5. Индивидуальное задание
Утверждаю
Руководитель предприятия (Ф.И.О.)
«_____»__________________2014г.
Технико-технологическая карта №3
Наименование кондитерского изделия: торт «Идеал»
Область применения: Настоящая технико-технологическая карта распространяется на кондитерское изделие торт «Идеал», вырабатываемое кафе-кондитерской «Сладость в радость» и его филиалами.
Перечень сырья:
миндаль ГОСТ 16830-71
сахарная пудра ГОСТ Р 53396-2009
мука пшеничная кондитерская ГОСТ Р 52189-2003
масло сливочное ГОСТ Р 52189-2003
молоко сгущенное ГОСТ Р 53436-2009
коньяк ГОСТ Р 51618-2009
ванилин ГОСТ 16599-71
какао-порошок ГОСТ 108-76
Требования к качеству сырья: продовольственное сырьё, пищевые продукты, и полуфабрикаты, используемые для приготовления данного блюда, соответствуют требованиям нормативных документов и имеют сертификаты соответствия и удостоверения качества.
Рецептура блюда:
Наименование сырья (продуктов)Норма закладки на 1 порцию, г/штНорма закладки (нетто), кгБруттоНетто10 порций20 порций12345миндаль очищенный-1702,14,2сахарная пудра-2101,733,46яичный белок-1201,22,4мука пшеничная кондитерская-350,350,7масло сливочное-160,160,32молоко сгущенное-60,060,12Коньяк-40,040,08ванилин-20,020,04какао-порошок-10,010,02Выход готового изделия-10012
Подготовка сырья к производству кондитерского изделия торт «Идеал» производится в соответствии с правилами механической и тепловой обработки.
Технология приготовления:
Миндальные коржи:
. 95% от общего количества миндаля поджарить, смешать с 20% от общего количества сахарной пудры, размельчить до состояния муки.
. Взбить белки до устойчивой пены и увеличения объёма в 6-7 раз.
. Белковую массу снизу-вверх перемешать с приготовленной миндальной массой в течение 1-2 минут. Тесто должно быть равномерно перемешанным, вязким и без комочков.
. Тесто размазать тонким слоем в 2-3 мм на листы бумаги для выпечки, предварительно смазанные жиром и слегка подпыленные мукой.
. Пласты теста выпекать в печи при температуре 160-170°C в течение 7-8 минут. Выпеченные пласты разрезать на части дисковыми ножами, снять в теплом виде с листов (с помощью ножа) и выстаивать перед сборкой изделий 6-8 часов при комнатной температуре.
Приготовление крема:
. Размягченное сливочное масло взбить на небольшой скорости в течение 3-4 минут до получения однородной массы, затем скорость увеличить, взбить до белого цвета масла, добавляя сахарную пудру (1% от общего количества) и сгущенное молоко.
. В конце взбивания добавить ванилин и коньяк. Крем должен иметь пышную структуру, глянцевую поверхность.
Приготовление пралине: очищенный миндаль (5% от общего количества) обжарить в духовом шкафу при 130-135°C до золотистого цвета; на сухой сковороде соединить орехи и половиной от их массы сахар, при сильном нагреве перемешивать сахарно-ореховую массу до растворения сахара. Массу остудить, измельчить до порошкообразного состояния.
Сборка торта:
. Сливочный крем разделить на три части, одну из которых предварительно смешать с какао порошком.
. Пять миндальных коржей прослоить сливочным кремом и начинкой пралине.
. Поверхность верхнего пласта промазать сливочным кремом и обильно посыпать сахарной пудрой, по слою которой тыльной стороной ножа нанести линии в виде сетки.
. По краям торта отсадить шоколадный крем в виде бордюра.
. Посреди поверхности торта уложить пластинку из сахарной мастики с надписью «Идеал» (допускается сделать надпись шоколадным кремом).
Требования к оформлению, подаче, реализации и хранению:
. Для реализации блюда в торговом зале кусок торта «Идеал» массой 100 грамм подают на десертной тарелке. Слои крема и коржей на срезе должны быть без деформаций и подтёков.
. Температура подачи должна быть не выше 6°C.
. Срок реализации не более 20 минут с момента отпуска из холодильного оборудования.
Органолептические показатели:
Внешний вид: пятислойный торт квадратной формы с ровной поверхностью и ровными контурами декоративной отделки.
Цвет: однородный, светло-коричневый; цвет крошки бисквитной - бежевый.
Консистенция: коржей - твердый, крема - однородная.
Показатели качества и безопасности:
Физико-химические и микробиологические показатели, влияющие на безопасность блюда, соответствуют критериям, указанным в приложении к ГОСТу Р 50763 - 95 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия».
Показатели пищевого состава и энергетической ценности
БелкиЖирыУглеводыЭнергетическая ценность (Ккал)49,35103,76206,062179,39
Инженер-технолог Абзалова Р.Р.
Ответственный разработчик Абзалова Р.Р.
Заключение
В заключение настоящего отчета можно подвести итог проделанной работы при прохождении производственной практики в ООО «Подсолнух». Продолжительность этого этапа практики: с 23июня по 18 июля 2014 года.
В трактире «Подсолнухи» нарушены правила хранения корнеплодов (высокая влажность и температура хранения), что приводит к порче и загниванию сырья. В складе кондитерского цеха обнаружены мелкие грызуны, что грубо нарушает санитарно-гигиенические требования. Необходимо срочно провести дератизацию и принять меры по защите сухих сыпучих продуктов от грызунов.
В трактире «Подсолнухи» ответственность за доставку продуктов несёт сотрудник, совмещающий обязанности повара. Такая нагрузка на персонал нерациональна, следует нанять специального работника, отвечающего за снабжение предприятия и имеющего личный автомобиль с большой грузовой вместимостью.
Кондитерский цех оснащен современным технологическим оборудованием, поточными механизированными линиями. Соблюдаются санитарные правила при производственном процессе, кондитеры соблюдают правила личной гигиены.
Все сырье, поступающее на предприятие, подкреплено соответствующими сертификатами и свидетельствами. Изделия хранятся строго в рамках срока их реализации.
На данном предприятии присутствует вся необходимая нормативная документация.
Список использованной литературы
1. ГОСТы, ОСТы в общественном питании (в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании»). - М.: Книга сервис, 2006. 128с.
. Зайко Г.М. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания: Учебно-практическое пособие. - М.: Март, 2008.192с.
. Никуленкова Т.Т., Ястина Г.М. Проектирование предприятий общественного питания. - М.: КолоС, 2006. 247с.
. Общественное питание. Сборник нормативных документов. - М.: ГроссМедиа, 2005. - 208с.
. Оборудование предприятий торговли и общественного питания. Учебник/ Под ред. В.А.Гуляева. - М.: ИНФРА-М, 2008. 543 с.
. Радченко Л.А. Организация производства на предприятиях общественного питания: Учебное пособие. - Изд. 10-е, испр. и доп. - Ростов Н/Д: Феникс, 2009. 373 с.
. Ратушный А.С. Технология продукции общественного питания: Учеб. Пособие для студ. вузов. В 2-х т. т. 1:Физико-химические процессы, протекающие в пищевых продуктах при их кулинарной обработке/ под ред. Проф. А.С. Ратушного - М.: Мир, 2009. 351 с.
. Рубина Е.А. Санитария и гигиена питания: Учебное пособие. - М.: Академия, 2008. 288 с.
. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: Для предприятий общественного питания. /Авт.-сост.: А.И.Здобнов, В.А. Цыганенко, М.И. Пересичный. - Киев: А.С.К.,2002. 656с.
. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания: Сборник технологических нормативов/Под ред. Ф.Л.Маочука. - М.: Хлебпродинформ, 2009. 616с.