Развитие вербальной креативности студентов в условиях обучения в высшем учебном заведении

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,03 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие вербальной креативности студентов в условиях обучения в высшем учебном заведении

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО Югорский государственный университет

Гуманитарный институт

Кафедра педагогики и психологии








Курсовая работа по психологии

Развитие вербальной креативности студентов в условиях обучения в высшем учебном заведении


Выполнила: студентка 2 курса,

группа 3531

Шишкина А.Н. студентка 2 курса гр.3531б

Научный руководитель:

Братцева О.А.

Доцент кафедры психологии и педагогики

Ханты-Мансийск

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и сущность вербальной креативности. Психолого-педагогическая характеристика студенчества

1.1 Общая характеристика вербальной креативности. Связь между вербальной креативностью и компетентностью

1.2 Психолого-педагогическая характеристика студенчества. Особенности творческого мышления в молодости

Глава 2.Эксперементальное исследование вербальной креативности

.1 Исследование вербальной креативности студентов

.2 Рекомендации по развитию вербальной креативности

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Актуальность. Интерес к теме креативности и творческого мышления как к высокоорганизованной деятельности за последние годы заметно возрос. Данной теме посвящено много фундаментальных теоретических исследований как в отечественной психологии (Я.А.Пономарев, А.В.Брушлинский, В.Л. Данилова, П.Я.Гальперин, Д.Б.Богоявленская и др.), так и в зарубежной (А.Штейн, Д.Гилфорд, Ж.Деррид, Р.Сачмен, Д.Харрингтон и др.). Вербальная креативность является одной из актуальных проблем современной педагогики и психологии. Однако в психолого-педагогической литературе наблюдается некий парадокс: с одной стороны, в теории психологии мы встречаем частое употребление понятия «вербальная креативность», особенно в материалах о специфике креативности и в практике применения тестов на определение уровня вербальной креативности личности. С другой стороны, крайне мало теоретического материала, посвященного данной проблеме.

Студенческий возраст - это возраст профессионального и личностного становления. Это возраст формирования опыта самостоятельной творческой деятельности. В университетском сообществе активно происходит накопление и совершенствование креативности. Развитие вербальной креативности в период обучения в вузе является важным фактором конкурентоспособности человека, развития его компетентности. Вербальная креативность включает в себя умение быстро находить нестандартные решения в сложившейся проблемной ситуации, умело выходить из конфликтов, которые могут сложиться в процессе профессионального взаимодействия с людьми. Развитая вербальная креативность - это залог успешной передачи профессионального опыта будущему поколению специалистов, что обеспечивает развитие профессии в дальнейшем. Вербальная креативность - помощь человеку, занимающегося наукой, в написании научных работ, что также способствует развитию научной области. Только креативность может обеспечить появление нового знания.

Цель исследования - разработать рекомендации, которые могли бы помочь развитию вербальной креативности.

Объект исследования - вербальная креативность людей, находящихся в возрастном периоде молодость.

Предмет исследования - развитие вербальной креативности в период молодости.

Гипотеза - у современных студентов развита оригинальность мышления, но уникальные идеи могут генерировать не многие.

Задачи:

Проанализировав психологическую литературу по изучаемой теме, выяснить, что такое вербальная креативность.

Исследовать развития вербальной креативности в молодости.

Разработать рекомендации для студентов, которые помогли бы им развить вербальную креативность.

Методологическая база исследования. При работе над исследованием мы опирались на теоретические и практические исследования по возрастной психологии (Г.С.Абрамова, И.В.Шаповаленко, М.В.Буланова-Топоркова, Г.Крайг). Нами проанализирована литература по креативности в целом (Б.Г.Богоявленская, В.Н.Дружинин, И.П.Ильин, Я.П.Пономарев, М.Г.Ярошевский) и вербальной креативности в частности (А.Г.Грецов, М.В.Клементьева ).

Методы исследования. Для решения поставленных задач в исследовании и проверки гипотезы был использован комплекс общенаучных и психологических методов: теоретический анализ литературы по вербальной креативности и ее развитии; тестирование с помощью теста С.Медника с целью выявления уровня вербальной креативности у студентов; количественный и качественный анализ эмпирических данных.

Структура работы. Работа состоит из введения, где обоснованна актуальность и представлен научный аппарат исследования; двух глав: теоретический анализ исследования проблемы и исследование вербальной креативности студентов и его анализ.

Глава 1. Понятие и сущность вербальной креативности. Психолого-педагогическая характеристика студенчества

1.1 Общая характеристика вербальной креативности. Связь между вербальной креативностью и компетентностью

К понятию «вербальная креативность» есть два подхода: лингвистический и психологический.

С точки зрения лингвистики, вербальная креативность - одна из составляющих креативности языковой личности, выявляющая способность носителя к творческому использованию готовых языковых форм и значений и обновлению их репертуара в условиях осознанного отступления от канонических форм речи[5]. Если выводить определение из этимологии вербальной креативности, то нужно остановиться на словах, составляющих понятие:

«Вербальный» от латинского «verbum» - слово.

«Креативность», «креативный» произошло от латинского creatio - создание, сотворение, порождение, созидательный.

Исходя из этого, можно определить вербальную креативность как словестное творчество человека.

В психологии термин «вербальная креативность» вытекает из понятия креативности. Впервые использовал понятие «креативность» в 1922 г. Д. Симпсон. Этим термином он обозначил способность человека отказываться от стереотипных способов мышления [8,172]. По мнению Е. Торренса, креативность - это общая способность, которая базируется на

констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению. Креативность проявляется при дефиците знаний, в процессе включения информации в новые структуры и связи, идентификации недостающей информации, поиска новых решений и их проверки, сообщения результатов [13]. Чаще всего креативность рассматривают как общую способность к творчеству, которая характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности и рассматривается как относительно независимый фактор одаренности [7, 158]. Существует множество классификаций креативности, за основу данного исследования мы взяли классификацию И.Б.Дермановой и М.А.Крыловой, которые разделили креативность на два вида: вербальную креативность (словестно-творческое мышление) и невербальную(изобразительное творческое мышление) [7,120]. Такое разделение стало оправданным после выявления связи указанных видов креативности с соответствующими факторами интеллекта: образным и вербальным. А.В.Шубин рассматривает вербальную креативность как форму рече-мыслительной деятельности человека и как индивидуальные особенности речи, а также как выражение творческих способностей человека посредством языка и индивидуально-логического мышления [15,12]. С. Медник говорит, что вербальная креативность - способность преодолевать словестные стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и широта поля ассоциаций [19]. Таким образом, вербальная креативность - это способность личности к творческому мышлению, проявляющуюся в создании нового оригинального речевого (словесного) продукта в любой его вербальной форме (устной, письменной, прозаической, поэтической, монологической, диалогической и т.д.).

К основным критериям вербальной креативности относят беглость, гибкость, оригинальность. При этом беглость как количественный критерий свидетельствует о скорости протекания мыслительных процессов, что выражается в выдвижении и словесном формулировании большего или меньшего количества идей за определенную единицу времени; гибкость характеризует разнообразие этих идей, оригинальность предполагает их нестандартность. Оригинальность как наиболее очевидный показатель вербальной креативности проявляется в отказе от стандартных способов выражения мысли, даже в рамках предсказуемого сюжета, а также в неожиданном сближении разных семантических сфер, нахождении одновременно экономной и емкой формы слова.[6].

Каждый возрастной период создает благоприятные условия для развития и проявления вербальной креативности. В. Н. Дружинин выделяет две фазы развития креативности, которые относятся и к развитию вербальной креативности в частности:

развитие «первичной креативности», неспециализированной по отношению к определённой области жизнедеятельности человека, которая наступает в 3-5 лет и далее переходит в латентное состояние, после чего наблюдается ее спад - после 6 лет;

формирование «специализированной креативности» на основе общей с 13 до 25 лет, где творчество связано с определённой сферой деятельности человека, при этом актуализируются различные формы креативности, специализация которых зависит от внутренних и внешних детерминант[7,14].

Важным условием для развития вербальной креативности является общение. Общение рассматривается как коммуникативная деятельность, а речь - как средство осуществления этой деятельности. Под общением понимается взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией для достижения общего результата. Особенно важным периодом для развития коммуникативных способностей является дошкольный возраст. Недостаточное взаимодействие со сверстниками в этом возрасте в дальнейшем может привести к нарушениям в общении, и, как следствие, к неразвитой вербальной креативности.

А.Медник высказал предположение, что люди - «носители языка» привыкают употреблять слова в определенной ассоциативной связи с другими словами. В каждой культуре и каждой эпохе эти привычки уникальны.

Клеменьева пишет, что вербальная креативность зависит от литературного опыта человека и от его культурного уровня [9].

Мне доводилось читать и выслушивать много историй, в которых учителя, обладающие преподавательским талантом и педагогическим мастерством, через некоторое время работы в школе начинали употреблять шаблонные «учительские» фразы. Почему так происходит -это уже тема для другого исследования, я могу лишь предположить, что так проще и для учителей (зачем придумывать что-то новое, если старое работает?) и для учеников ( выражение всегда на слуху и много раз повторялось и то, что хочет этим сказать учитель понятно без лишнего объяснения). И если преподаватель недостаточно «начитан», и его лексический запас ограничен, то использование шаблонных фраз трудно избежать.

Компетентность - круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен. Профессиональная компетентность характеризуется профессиональными знаниями, умениями и навыками, компетенциями, а также положительным отношением к своей профессиональной деятельности. Компетентность подразумевает не только умением выполнять рабочие обязанности, но и умением передавать знания и опыт, а также использовать их в новых условиях. Современное общество предъявляет все новые и более высокие требования к каждой личности в связи с прогрессом техники, науки, усложнением социальных отношений. Это вызывает необходимость постоянно развивать и совершенствовать подготовку каждого специалиста.

В связи с этим, одним из наиболее точных определений компетентности будущего специалиста является определение Ю.Г. Татура, согласно которому «компетентность специалиста с высшим образованием - это проявленные им на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая ее социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования [11].

Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, А.К.Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности: специальную, социальную, личностную индивидуальную:

.Специальная, или деятельностная профкомпетентность

характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.

. Социальная профкомпетентность

характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.

. Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.

. Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации [4,326].

Из выше написанного можно сделать вывод, что компетентность состоит в вероятных соотношениях с креативностью. Совместная профессиональная деятельность предполагает профессиональное общение, что предполагает умение излагать свое мнение в профессиональных терминах, передавать информацию в особом научном стиле. Самовыражение также очень часто проявляется через речь, его лексический запас слов, его умении придумывать выражения, которые кратко и понятно отражают ситуацию. Вербальная креативность позволяет завладеть вниманием слушателя, выразить свое мнение в доступной для клиента форме. Кроме того, нестандартная речь помогает создать атмосферу эмоционального сопереживания, что важно для многих социально-направленных профессий. Речь служит инструментом для передачи информации слушателям, и это связано с умением передавать профессиональный опыт.

Креативная компетентность, основываясь на имеющейся совокупности знаний, умений, навыков в своей профессиональной области, дает специалисту возможность прогрессивного преобразования действительности, и психологической готовности к такому преобразованию в современных экстремальных внешних и внутренних условиях индивидуально и трудовом коллективе. Креативная компетентность включает в себя не только результаты обучения (знания и умения) будущего специалиста, но и предполагает также его способность к использованию в профессиональной деятельности оригинальных и уникальных подходов в ходе решения творческих задач, что приводит к продуктивным личностным и поведенческим изменениям и созданию качественно нового опыта. Таким образом, креативная компетентность - это интегративная критериальная характеристика личности будущего специалиста.

.2 Психолого-педагогическая характеристика студенчества. Особенности творческого мышления в молодости

Молодость - период жизни человека между юношеским возрастом и взрослостью. Границы молодости в психологии очень расплывчаты, но преобладает мнение, что границы молодости простираются до 25 лет. Студенчество в качестве отдельной возрастной и социально-психологической категории выделено в науке относительно недавно, в 1960-х годах, ленинградской психологической школой под руководством Б.Г. Ананьева при исследовании психофизиологических функций взрослых людей [14].Студенческий возраст, по его мнению, является важным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Спецификой возраста является быстрое развитие специальных способностей, нередко напрямую связанных с выбираемой профессиональной областью. Начало взрослого бытия внутренне воспринимается как положительное и ценностное чувство, исчезают сомнения и переживания временности юности; человек начинает осмысленно строить будущее, ориентируясь на всю возрастную перспективу в целом, а не только на овладение ценностями и целями ближайшего возрастного периода (как это было на предыдущих ступенях развития). Анализ данных литературы позволяет выделить как общие, так и отличительные черты студенчества. Прежде всего, студентов объединяет общий вид деятельности - учение, направленное на получение специального образования, у них имеются единые цели и мотивы, возраст студентов примерно одинаков (18-25 лет), они обладают единым образовательным уровнем, период существования студенчества ограничен временем (в среднем 5-6 лет).

Отличительными чертами данной категории являются: характер труда, заключающийся в систематическом усвоении и овладении новыми знаниями, действиями и способами учебной деятельности, а также в самостоятельном «добывании» знаний; принадлежность к большой социальной группе - молодежи - в качестве ее передовой и многочисленной части.

Факторы, определяющие социально-психологический портрет студента и в немалой степени влияющие на успешность обучения, можно разделить на две категории: те, с которыми студент пришел в вуз, - их можно только принимать во внимание, - и те, которые появляются в процессе обучения, - ими можно управлять.

Факторы этой категории работают преимущественно на этапе адаптации, когда первокурсники пытаются понять, «куда я попал» и «кто меня окружает». Студент должен очень быстро сориентироваться и с новых позиций освоить способы и методы учебной деятельности, понять систему норм и правил, существующих на факультете и в его учебной группе, разработать свою систему ценностей по отношению к учебе, предстоящей работе, преподавателям.

Постепенно влияние факторов первой группы ослабевает, и решающую роль начинают играть факторы второй группы. К ним можно отнести организацию учебного процесса, уровень преподавания, тип взаимоотношений преподавателя и студента и т.д.[10,511]. Именно это, в значительной степени, а не исходный уровень определит профессиональный и психологический облик человека, который через несколько лет покинет стены вуза.

Развитие студента на различных курсах имеет некоторые особые черты.

Первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.

Второй курс - период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизни второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.

Третий курс - начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности.

Четвертый курс - более детальное знакомство со специальностью, наиболее приближенное к практической деятельности. Для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры.

Пятый-шестой курсы - перспектива скорого окончания вуза - формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т.д. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза [1,9].

По мнению М. В. Булановой-Топорковой, современные студенты разделяются на три группы. Критерием данной типологии является отношение к образованию [4].

Первую группу составляют студенты, ориентированные на образование как на профессию. В этой группе наибольшее число студентов, для которых интерес к будущей работе, желание реализовать себя в ней - самое главное. Лишь у них отмечается склонность продолжать свое образование в аспирантуре. Все остальные факторы для них менее значимы. К этой группе относится около трети студентов.

Вторую группу составляют студенты, ориентированные на бизнес. Отношение к образованию у них совсем иное: для них образование выступает в качестве инструмента (или возможной стартовой ступени) для того, чтобы в дальнейшем попытаться создать собственное дело, заняться торговлей и т.д. Они понимают, что со временем и эта сфера потребует образования, но к своей профессии они относятся менее заинтересованно, чем первая группа.

Третью группу составляют студенты, которых, с одной стороны, можно назвать «неопределившимися», с другой - задавленными разными проблемами личного, бытового плана. На первый план у них выходят бытовые, личные, жилищные, семейные проблемы. Можно было бы сказать, что это группа тех, кто «плывет по течению» - они не могут выбрать своего пути, для них образование и профессия не представляют того интереса, как у первых групп. Возможно, самоопределение студентов данной группы произойдет позже, но можно предположить, что в эту группу попали люди, для которых процесс самоопределения, выбора пути, целенаправленности нехарактерен.

Следующая классификация студентов основывается на типах деятельности студентов, в связи с чем, можно выделить три основных типа [4,7].

Первый тип личности отличается комплексным подходом к целям и задачам обучения в вузе. Интересы студентов сосредоточиваются на области знаний более широкой, чем предусмотрено программой, социальная активность студентов проявляется во всем многообразии форм жизни вуза. Этот тип деятельности ориентирован на широкую специализацию, на разностороннюю профессиональную подготовку.

Второй тип личности отличается четкой ориентацией на узкую специализацию. И здесь познавательная деятельность студентов выходит за рамки учебной программы. Однако если первому типу поведения присуще преодоление рамок программы, так сказать, вширь, то в данном случае этот выход осуществляется вглубь. Система духовных запросов студентов сужена рамками «околопрофессиональных интересов».

Третий тип познавательной деятельности студентов предполагает усвоение знаний и приобретение навыков лишь в границах учебной программы. Этот тип деятельности - наименее творческий, наименее активный - характерен для четверти студентов. Таким образом, уже в результате самого общего подхода к анализу учебно-познавательной деятельности студентов выделяются три типологические группы, каждая из которых имеет свои модели поведения[3,517].

Таким образом, период юности или первый период зрелости отличается сложностью становления личностных черт и совпадает со временем обучения в вузе.

Период студенчества является важным этапом развития основных социогенных потенций человека, на формирование которых в значительной степени влияют психологические характеристики периода юности. Во всех сферах жизни (профессиональной, эмоциональной, личностной, социальной) обнаруживается сильное стремление к личностной экспансии, к самовыражению. В первую очередь эти тенденции отчетливо проявляются в выборе профессии, осуществлении профессионального самоопределения и начале самостоятельной профессиональной карьеры. Для мужчин начало профессиональной карьеры - главнейшая задача возраста. Для женщин на первое место выходит ответственность за создание собственного окружения - партнера, семьи, детей, хотя карьерные устремления свойственны современным женщинам в не меньшей степени, чем мужчинам. Если решение этих задач замедляется, то внутренне это переживается как дефицит, недостаток, и человек бросает все силы, чтобы от него избавиться. Это требует от возраста развития в себе творческих способностей. В юношеском возрасте и ранней молодости усиливается направленность на творческую деятельность, в рамках которой проявляется и развивается креативность. Р. Вудвортс писал, что старыми людьми сделано лишь незначительное число открытий, а людьми среднего возраста - сравнительно небольшое и что период от 20 до 40 лет наиболее благоприятен для открытий. Американец Дж. Россман (бод)выявил, что из 710 изобретателей 61 % сделали свое первое открытие до 25 лет. Р. Стивенс опубликовал данные, которые подтверждают, что для зарождения и развития оригинальных научных идей оптимальным является возраст 25-35 лет, а максимальная творческая активность проявляется в 30-40 лет[8].Студенческий возраст - это благоприятный период для самостоятельного формирования опыта творческой деятельности студента. Процесс формирования опыта творческой деятельности одновременно является процессом становления личности, поскольку субъект в своих деяниях, в своей творческой деятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них созидается и определяется. Особенности студенческого возраста позволяют говорить о том, что прогресс в разных областях научного знания во многом связан с деятельностью молодежи, усвоенные студентами знания, навыки, умения не только реализуются, но и получают свое дальнейшее развитие и творческое совершенствование. Именно в молодости человек наиболее способен к творчеству, к формулированию эвристических гипотез, максимально работоспособен и инициативен, а значит, может являться субъектом формирования опыта творческой деятельности. Таким образом, время молодости для многих - это пора ученичества, время обретения профессии, начала трудовой деятельности и связанных с этим изменений социального статуса: начало самостоятельной трудовой деятельности создает основу для экономического отделения от родительской семьи, а реализация в выбранной профессии - возможность творческих достижений.

Глава 2. Исследование вербальной креативности студентов.

2.1 Исследование вербальной креативности студентов

Сбор данных в ходе эксперимента был осуществлен с помощью теста вербальной креативности (RAT) С. Медника (адаптация А.Н. Воронина, взрослый вариант). Испытуемым предлагаются тройки слов, к которому нужно подобрать четвертое слово так, чтобы оно составляло с каждым из них словосочетание. В тесте используется 20 таких триад слов. Экспериментальное исследование было проведено на базе Югорского государственного университета. Исследование проведено на примере учащихся на психолого-педагогическом факультете. В исследовании участвовали учащиеся второго и третьего курса в количестве 31 человек, в возрасте от 19 до 23 лет. (см.таблицы 1 и 2).

Таблица 1

Показатели вербальной креативности у обучающихся на 2 курсе

Номер участникаЗначение индекса оригинальностиЗначение индекса уникальностиКоличество ответов№10,783930№20,763528№30,773327№40,752227№50,742221№60, 722020№70,691520 №80,671518№90,671419№100,641015№110,601014№120, 63913№130,60813№140,51710№150,50811№160,50710

Таблица 2

Показатели вербальной креативности у обучающихся на третьем курсе

Номер участникаЗначение индекса оригинальностиЗначение индекса уникальностиКоличество ответов№10,894744№20,864541№30,844442№40,813940№50,783537№60, 763237№70,743030 №80,742930№90,702625№100,582016№110,541516№120, 582020№130,521215№140,51713№150,49610

Интерпретация результатов исследования сильно зависят от специфики группы. Средний значение индекса оригинальности по всей выборке равен 0,67, а среднее значение индекса уникальности-21,9. По результатам проведения, из опрошенных 16 человек, учащихся на втором курсе, из расчета индекса оригинальности обладают уровнем вербальной креативности выше среднего 11. Однако лишь 6 человек из 11 имеют выраженный индекс уникальности, что значит, что только они могут создать и предложить новые оригинальные идеи (см. таблица 3.)

Таблица 3.

Процентное соотношение индексов вербальной креативности группы 2 курса.

%людей, результаты которых превышают указанный уровень0%20%40%60%80%100%Значение индекса оригинальности0,780,770,720,690,640,51Значение индекса уникальности 39232015107Количество ответов302725201510

Количество ответов в данной методике показывает, прежде всего, степень вербальной продуктивности и свидетельствует об уровне понятийного мышления. Кроме того, этот индекс в значительной мере коррелирует с мотивацией достижения, т.е. чем больше количество ответов дает исследуемый, тем выше личная мотивация достижения испытуемого.

Из 15 опрошенных учащихся третьего курса индекс оригинальности

выражен выражен уже у 12 человек, а индекс оригинальности у 7 (см. таблицу 4.).

Таблица 4.

Процентное соотношение индексов вербальной креативности группы 3 курса.

%людей, результаты которых превышают указанный уровень0%20%40%60%80%100%Значение индекса оригинальности0,890,810,740,70,580,52Значение индекса уникальности 473930262012Количество ответов444030252015

Учащиеся второго курса испытывали видимые затруднения при даче ответов, некоторые из них отказались от исследования, после того, как прочитали задания. Учащиеся третьего курса намного быстрее справились с заданием. Так как время для проведения методики не ограничено, это не влияет на результаты исследования, однако мы решили отметить этот факт, так как он показывает один из критериев вербальной креативности - беглость. Таким образом, из результатов исследования видно, что у тех студентов, у которых выражена оригинальность вербального мышления не всегда выражен индекс уникальности вербального мышления. Кроме того, показатели креативности у второго курса меньше, чем у третьего, а это значит, что количество людей, которые могут выдавать новые идеи, уменьшается.

.2 Рекомендации по развитию вербальной креативности

Для развития вербальной креативности мы предлагаем следующий комплекс упражнений:

Упражнение 1. Для занятия необходим текст по специальности. Суть занятия состоит в замене одних слов другими. Например, все встретившиеся в тексте глаголы заменяются другими глаголами, подходящими по смыслу. Подобное можно проделывать также с именами существительными и именами прилагательными. Первые 5-10 дней под рукой можно иметь словари.

Данное упражнение нацелено на активизацию «пассивного» запаса слов.

Упражнение 2. Для упражнения произвольно берутся пять слов. Можно воспользоваться любой книгой, открыв ее на середине. Занятие состоит в составлении и проговаривании связного рассказа с использованием пяти выбранных слов (существительных, прилагательных, глаголов). На каждый рассказ затрачивается всего 2-3 минуты. На одном занятии следует практиковать не более 3-4 рассказов.

Данное упражнение активизирует воображение и способствует развитию логичности и гибкости ума.

Упражнение 3.

Упражнение предполагает диалогическую речь, поэтому для тренировки нужен собеседник.

Собеседник подбирается в одном случае из лиц, отрабатывающих данную программу. Тренировка при этом осуществляется на базе одного, трех, пяти опорных слов (см. упр. 3). В другом случае в собеседники намечается любое интересующее вас лицо. Здесь заранее выдвигается тема диалога, составляется план его ведения и выбирается удобный момент для вступления в контакт.

Главная цель данного упражнения - это привлечение собеседника к теме беседы, возбуждение у него интереса к разговору и удержание этого интереса в течение 4-5 минут. Упражнение считается отработанным, если собеседникам удается провести краткие беседы на избранные темы.

Упражнение 4.

Коммуникативное упражнение "Антиномии"

Антиномия - два утверждения, одновременно и истинные, и ложные. По крайней мере, про эти утверждения нельзя сказать, что одно из них более истинно или более ложно по сравнению с другим. Известны антиномии Канта:

Мир конечен - Мир бесконечен.

Каждая сложная субстанция состоит из простых частей - Не существует ничего простого.

В мире существует свобода - В мире не существует свободы, но господствует только причинность.

Существует первопричина мира - Не существует первопричины мира.

Цель этого упражнения - развить умения рассуждать логически, языковую грамотность, показать хитрости, которыми пользуются ловкие ораторы для того, чтобы доказать, что "белое это черное".

Для упражнения нужно несколько участников. Участники в свободном порядке высказывают свои антиномии. Участники внимательно выслушивают "докладчика". Для наглядности антиномию желательно записать или изобразить как-то схематически, в виде рисунка.

Затем участники выясняют:

Считает кто-нибудь, что первое неверно, а второе верно? Почему?

Оставшиеся, очевидно, считают, что оба эти утверждения ложны. Так ли?

Упражнение 5. Выбираем определенную ситуацию общения (приветствие, комплименты, сожаления и другие) и активно следите, как в этой ситуации общаются окружающие люди, герои фильмов и книг, какие фразы и слова используют, уместно и использованы слова. Представляйте, чтобы вы сказали в данной ситуации, запоминайте интересные фразы и слова.

Мы очень надеемся, что выполняя данные упражнения регулярно, вы заметите, как изменилась ваша речь, как собеседник внимательно вслушивается в каждое сказанное слово, как аудитория пристально следит за вашими высказываниями и фразами.


Заключение

При написании курсового проекта нами была изучена литература по психологии и педагогике. Были описаны теоретические аспекты и раскрыты ключевые понятия исследования. На основе полученных знаний мы можем утверждать важность развития вербальной креативности в молодости, в период студенчества. Мы выяснили, что молодость является важным период для развития творческого мышления человека, для становления его креативных личностных качеств и профессиональных способностей. Мы можем с уверенностью утверждать, что вербальная креативность способствует развитию как личностных, так и профессиональных качеств, а также является одним из критериев профессиональной компетентности.

По результатам исследования вербальной креативности, мы можем подтвердить нашу гипотезу: оригинальные идеи присутствуют у многих студентов, но придумывать что-то полностью отличающееся от других идей, проявлять креативность в высшей степени, может меньшее количество людей.

Исходя из результатов исследования и анализа специальной литературы, мы разработали рекомендации по развитию вербальной креативности, заключающийся в комплексе упражнений. Комплекс включает в себя упражнения как для самостоятельного развития вербальной креативности, так и для развития в группе, в коллективе.

вербальная креативность компетентность студенчество

Список использованных источников

1.Абдулина О. А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки./О.А.бдулина// Высшее образование в России. - 1993.- № 3-С.8-16.

.Богоявленская Б.Г. Психология творческих способностей: Учеб.пособие для студ.высш.учеб. заведений. /Б.Г.Богоявленская - М.:Академия, 2002. - 320 с.

.Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие./М.В.Буланова-Топоркова - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002. - 544 с.

.Грецов А.Г. Лучшие упражнения для развития креативности: учебно-методическое пособие./А.Г.Грецов - СПБ.: СПбНИИ физической культуры,2006. - 44 с.

. Гридина Т.А. Экспериментальное исследование вербальной креативности: словотворчество и речепорождение./Т.А.Гридина//Филологический класс. - 2012. - № 3(29).- С.34-37.

. Дружинин В.Н. Психология общих способностей: Учебное пособие/В.Н.Дружинин.- Издание 2-е, расширенное, дополненное. - СПб.: Питер, 1999. - 368 с.

.Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности./Е.П.Ильин - СПб.: Питер, 2009. - 390 с.

.Клеменьтева М.В. Вербальная креативность./М.В.Клеменьтева//Культурно-историческая психология. - 2014. - №4.- С.12-15.

. Крайг Г. Психология развития./Г.Крайг - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.

.Ледовских, И.А. Психолого-педагогические условия развития креативного мышления у студентов-психологов / И.А. Ледовских, Н.А. Руч¬кова // Инновационные технологии в образовании: сборник статей ΙΙΙ ме-ждународной научно-практической конференции. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. - 184 с. - С. 74-77.

.Понамарев Я.П. Психология творчества./Я.П.Понамарев - М.:Наука, 1976. - 301 с.

. Туник Е.Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности. Методическое руководство / Е.Е. Туник. - СПб.: ГП «ИМАТОН», 1998

. Шаповаленко И.В. Возрастная психология: Учеб.пособие для студ.высш.учеб. заведений. /И.И.Шаповаленко - М.: Гардарики, 2005.- 349 с.

.Шубин А.В. Асимметрия мозга и особенности вербальной креативности / А. В. Шубин, Е. И. Серпионова // Вопросы психологии . - 2007 . - №4 . - С.89-98 .

. Шульга О.К. Традиции и инновации в исследовании преподавания языков. /О.К.Шульга - Минск, 2012.-22 с.

.Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии./М.Г.Ярошевский.//Вопросы психологии. - 1985. - № 6. - С. 23-29.

Приложение 1 «Диагностика вербальной креативности. Тест Медника»

Вам предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов (составляло некоторое словосочетание). Например, для тройки слов громкая правда медленно словом-ответом может служить слово говорить(громко говорить, говорить правду, медленно говорить). Вы можете также изменять слова грамматически и использовать необходимые предлоги. Например, для слов часы, скрипка, единство ответом может быть слово мастер (мастер по часам, скрипичный мастер, единственный мастер).
Постарайтесь, чтобы те образы и ассоциации, которые приходят вам в голову в ответ на предложенные слова, были как можно оригинальнее и ярче. Постарайтесь преодолеть стереотипы и придумать нечто новое и оригинальное. Попробуйте дать максимальное количество ответов на каждую тройку слов.
Ответы записывайте через запятую в бланк ответов на строку с соответствующим номером, то есть на первую строку ответы для первой тройки слов, на вторую - для второй и т. д.
случайная гора долгожданная
вечерняя бумага стенная

обратно родина путь

далеко слепой будущее

народная страх мировая

деньги билет свободное

человек погоны завод

дверь доверие быстро

друг город круг

поезд купить бумажный

цвет заяц сахар

ласковая морщины сказка

детство случай хорошее

воздух быстрая свежее

певец Америка тонкий

тяжелый рождение урожайный

много чепуха прямо

кривой очки острый

садовая мозг пустая

гость случайно вокзал

Приложение 2.

Бланк ответов

СловоСловосочетания СловоСловосочетания1 11 2 12 3 13 4 14 5 15 6 16 7 17 8 18 9 19 10 20

Фамилия И. О____________________________

Запишите подобранные слова и образованные словосочетания.

Приложение 3. Обработка и интерпретация результатов теста Медника, взрослый вариант

Все результаты, полученные на группе, фиксируются и сводятся в общие таблицы - на каждую серию делается отдельная таблица. 1. Количество ассоциаций: Na = X / Y ; где - X - общее количество ответов, - Y - общее количество заданий.

Индекс оригинальности: Сначала считается «индекс оригинальности» каждого ответа, а затем «индекс оригинальности» всех ответов испытуемого. Подсчет проводится следующим образом: на каждый стимул составляется список ответов, предложенный всей группой. Считается частота встречаемости каждого ответа (количество таких же ответов в группе - r ). Индекс оригинальности Z каждого ответа равен единице, деленной на количество таких ответов в группе. Zi = 1 / r ; где - Zi - индекс оригинальности каждого ответа; - i - номер задания; - r - частота встречаемости каждого ответа. Все индексы оригинальности ответов конкретного испытуемого складываются. Nop = ( Z 1 + Z 2 + … + Zi ) / X; где - Nop - индекс оригинальности работы испытуемого; - X - общее количество ответов. Индекс оригинальности данного испытуемого будет равен: Nop = 9,8/20 = 0,49 Максимальный показатель - 1,0.

Индекс уникальности ответов: Уникальным считается ответ, у которого индекс оригинальности Zi = 1. Nyn = I / X; где - Nyn - индекс уникальности ответов (относительно данной выборки); - I - количество уникальный ответов, то есть имеющих Zi = 1, - X - общее количество ответов.

Похожие работы на - Развитие вербальной креативности студентов в условиях обучения в высшем учебном заведении

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!