Организация технологии учета основных средств на предприятии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    397,56 Кб
  • Опубликовано:
    2016-08-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация технологии учета основных средств на предприятии















Организация технологии учета основных средств на предприятии

ВВЕДЕНИЕ


Область применения бухгалтерского учета чрезвычайно широк, но в любом случае его можно назвать одним словом - бизнес. Все участники рынка, занимаясь определенным делом, хотят знать, сколько они тратят, сколько вкладывают в дело, сколько отдают государству в виде налогов, а сколько остается им лично. Они хотят иметь эту информацию постоянно. И именно бухгалтерский учет предоставляет им такую возможность.

Бухгалтерский учет, как структуризованая система, строится в рамках предприятия, которое является хозяйственной единицей, имеет административно-хозяйственную самостоятельность и право юридического лица.

Главная задача бухгалтерского учета - обеспечить, в первую очередь, финансовой информацией действующее предприятие.

Итак, правильно организованный и грамотно построенный бухгалтерский учет является предпосылкой эффективного функционирования предприятия, ведь данными о состоянии предприятия и об отдельных хозяйственных операциях является именно бухгалтерские документы и отчеты. Вот почему важно, чтобы не только бухгалтер, но и менеджеры всех уровней умели «читать» бухгалтерские документы и отчеты, «понимать» их язык, могли определить их достоверность.

Роль основных средств в процессе производства, особенности их воссоздания в условиях рыночной экономики предопределяет особенные требования к информации о наличии, движении, состоянии и использовании основных средств. Рыночная система управления нуждается более оперативной и комплексной информации относительно основных средств. Практика предприятий свидетельствует, что учет основных средств еще больше усложнился. Существует ряд проблем, которые негативно влияют на процесс управления производством и снижают эффективность использования основных средств.

В связи с этим необходима надлежащая организация учета основных средств на рассматриваемом предприятии. Высокий уровень организации учета способствует повышением эффективности управления предприятием.

Основные средства - это часть имущества предприятия, которая в роли средств труда при производстве продукции (выполнение работ, предоставления услуг) или для управленческих потребностей фирмы в течение периода, который превышает 12 месяцы или обычный операционный цикл, и стоимостью больше стократный размер минимальной месячной оплаты труда(ММОТ).

Предметом исследования выступает организация бухгалтерского учета основных средств на предприятии.

Объектом исследования выступает АК «Харьковоблэнерго».

АК «Харьковоблэнерго» - это юридическое лицо со дня своей государственной регистрации, имеет самостоятельный баланс, текущие, валютные и прочие счета в банках, товарный знак, который утверждается правлением компании и регистрируется Торгово-промышленной палатой Украины, печать со своим названием и фирменный бланк. Компания имеет право продавать, бесплатно передавать, обменивать, сдавать в аренду юридическим и физическим лицам средства производства и другие материальные ценности, использовать и отчуждать их другим лицам, что не противоречит действующему законодательству Украины и Уставу компании.

Рыночные отношения и потеря генерации диктуют новые принципы работы руководства. Общее собрание акционеров отправило в отставку весь состав прежнего правления. Новый состав правления количественно и качественно значительно отличается от прежнего. Эти различия объективно требовали изменения структуры взаимодействия подразделений компании. Новое руководство стало перед необходимостью доказать персоналу, что привычные методы работы уже не пригодны для решения задач компании в новых условиях. Попытка - же внедрить новые методы работы без предварительного разрушения установленного порядка могла привести к отрицательному воздействию прежних знаний и навыков. Всё это требовало вводить новые методы работы быстро, в сочетании с периодами стабильной работы по новому, для закрепления достигнутого. Освещение сути организационных изменений структуры управления компанией в многотиражной печати и совещаниях позволили в целом избежать негативных последствий. Был создан информационно-консультативный отдел, что способствовало более квалифицированной информированности потребителей и рассмотрению их пожеланий и обращений. Основным структурным изменением явилось образование районных отделений энергосбыта, что отвечало интересам энергосбытовой работы, более объективному планированию и определению плановых и фактических показателей двух лицензионных видов деятельности: распределению электроэнергии и её сбыта.

Организационно - правовая форма - открытое акционерное общество.

Форма собственности предприятия АК "Харьковоблэнерго" - государственно - корпоративная.. 65% принадлежит государству, 30 % - совладельцам и 5% - физическим лицам. Уставом предусмотрены такие виды деятельности:

1)  Поставка электроэнергии

2)      Передача электроэнергии

)        Выполнение работ Строительной деятельности

)        Ремонтно-эксплуатационное обслуживание электросетей

)        Прочие виды деятельности, предусмотренные уставом предприятия.

Целью данной работы является рассмотрение состояния организации учета основных средств на предприятии, выявление недостатков в системе учета основных средств и разработка рекомендаций по их устранению.

Для достижения цели исследования в работе будут решены следующие задачи: подробное рассмотрение сущности основных средств, их общих характеристик, методов начисления амортизации, а также организации бухгалтерского учета основных средств на предприятии путем изучения первичного, текущего и итогового учета основных средств на предприятии, а также системы хранения документов по учету основных средств и информационного обеспечения учета.

При написании курсовой работы были использованы Законы Украины, приказы и постановления в области учета, статистики, налогообложения, ПСБУ, МСФО, отчетность компании, организационные регламенты.

РАЗДЕЛ 1. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА ПРЕДПРИЯТИИ КАК ОБЪЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ


1.1 Роль, задачи, принципы организации учета основных средств


Порядок учета и движения основных средств, других необоротных материальных активов и незавершенных капитальных инвестиций в необоротные материальные активы изложен в П (С) БУ 7. Нормы настоящего Положения распространяются на предприятия всех форм собственности, кроме бюджетных учреждений [3].

К основным средствам относятся материальные активы, которые:

а) содержатся на предприятии с целью их использования в процессе производства, поставки товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду, осуществления административных и социально-культурных функций;

б) имеют срок полезного использования более одного года или одного операционного цикла, если он больше года.

* Операционный цикл - это промежуток времени между приобретением запасов для осуществления деятельности и получением средств от реализации изготовленной из них продукции или товаров и услуг (п.4 П (С) БУ 2).

Необоротные материальные активы делятся на три класса.

К малоценным необоротным материальным активам относятся специальные инструменты и приспособления, инструменты и приспособления общего пользования; измерительные приборы; сменное оборудование, используемое для замены изношенных частей; производственный инвентарь - рабочие столы, стеллажи, шкафы, стулья и т.д., имеющие незначительную стоимость и срок службы которых более одного года.

Основные средства в бухгалтерском учете классифицируются по 9 группам.

Предприятие может расширять указанную классификацию, разделяя в группах (подгруппах) основные средства на собственные, арендованные, такие, находящихся в эксплуатации, аренде, ремонте, на модернизации, реконструкции, достройке, частичной ликвидации и т.п. (п. 7 Методических рекомендаций № 561).

Группа основных средств - это совокупность объектов, однотипных по техническим характеристикам, назначению и условиям использования.

Объект основных средств - это:

Завершенное устройство, имеющее все приспособления и принадлежности к нему;

Конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;

обособленный комплекс конструктивно соединенных предметов одного или разного назначения, имеющая общие приспособления для обслуживания, управление и единый фундамент, вследствие чего каждый предмет может выполнять свою функцию, а комплекс - определенную работу только в составе комплекса, а не самостоятельно;

Другой актив, соответствующий определению основных средств, или часть такого актива, контролируемая предприятием.

Если один объект состоит из частей, имеющих разный срок эксплуатации, то каждая из этих частей может признаваться в бухгалтерском учете как отдельный объект.

Объект основных средств признается активом, т.е. может быть включен в баланс предприятия, если:

) стоимость его может быть достоверно определена;

) существует вероятность получения предприятием экономических выгод от его использования.

Иными словами, если предприятие приобрело какие-либо ресурсы (в данном случае - объекты основных средств), стоимость которых определена, и надеется, используя эти ресурсы в своей деятельности, получить прибыль, то такие ресурсы соответствуют понятию активов и могут отражаться в балансе предприятия [3-4].

Объекты основных средств, не соответствующих критериям признания активом, должны быть списаны с баланса.

Первоначальная стоимость - историческая (фактическая) себестоимость основных средств в сумме денежных средств или справедливой стоимости других активов, уплаченных (переданных), израсходованных для приобретения (создания) необоротных активов.

Первоначальная стоимость включает:

·  суммы, оплачены согласно договору поставщику (продавцу);

·        суммы, уплаченные организациям за осуществление работ по договорам строительного подряда и иным договорам;

·        суммы, уплаченные организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением (созданием) основных средств;

·        регистрационные сборы, государственная пошлина и аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;

·        уплачены таможенные пошлины, налоги и другие платежи, связанные с приобретением (созданием) основных средств, которые не возмещаются предприятию;

·        вознаграждения, уплаченные посреднической организации, через которую был приобретен объект основных средств;

·        расходы по страхованию рисков, связанных с доставкой основных средств;

·        расходы на установку, монтаж, настройку и наладку основных средств;

·        другие расходы, непосредственно связанные с приобретением (созданием) основных средств и приведением их в рабочее состояние.

Первоначальная стоимость безвозмездно полученных основных средств равна их справедливой стоимости на дату получения.

Первоначальная стоимость основных средств, внесенных в уставный капитал предприятия, признается как справедливая стоимость, согласованная учредителями.

Первоначальная стоимость объекта основных средств, полученного в обмен на подобный объект, равна остаточной стоимости переданного объекта основных средств.

Если остаточная стоимость переданного объекта превышает его справедливую стоимость, то первоначальной стоимостью объекта основных средств, полученного в обмен на подобный объект, является справедливая стоимость переданного объекта с включением разницы в расходы отчетного периода.

Первоначальная стоимость объекта основных средств, переданного в обмен (или частичный обмен) на неподобный объект, равна справедливой стоимости переданного объекта основных средств, увеличенной (уменьшенной) на сумму денежных средств или их эквивалентов, переданную (полученную) при обмене.

Справедливая стоимость - сумма, по которой может быть осуществлен обмен актива или оплата обязательства в результате операции между осведомленными, заинтересованными и независимыми сторонами.

Для целей бухгалтерского учета основные средства подразделяются на следующие группы: земельные участки; капитальные затраты на улучшение земель; здания, сооружения и передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства; инструменты, приспособления и инвентарь; рабочий и продуктивный скот; многолетние насаждения; другие основные средства [6, c.117].

1.2 Нормативно-правовое обеспечение учета основных средств


Основными нормативно-правовыми документами, обеспечивающими организацию учета основных средств предприятия являются следующие.

1.   Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности Украины" № 996-XIV от 16.07.99 г. В соответствии с Законом ответственность за организацию учета на предприятии, как в целом, так и отдельного объекта учета, несет руководитель предприятия. Для ведения бухгалтерского учета на предприятии создается бухгалтерская служба во главе с главным бухгалтером. С учетом размера, вида и специфики деятельности предприятия учет может вести бухгалтер - штатный сотрудник, или совместитель. Предприятие может воспользоваться и услугами специализированных организаций. В отдельных случаях бухгалтерский учет может осуществлять сам владелец или руководитель предприятия.

2.      Налоговый Кодекс Украины от 02.12.2010 № 2755-VI с изменениями и дополнениями.

.        Положение (стандарт) бухгалтерского учета 1 "Общие требования к финансовой отчетности". Утверждено Приказом Министерства финансов Украины № 87 от 31.03.1999 г.. Этим Положением (стандартом) определяются цель, состав и принципы подготовки финансовой отчетности и требования к признанию и раскрытию ее элементов. Нормы настоящего Положения (стандарта) следует применять к финансовой отчетности предприятий, организаций и других юридических лиц (далее - предприятия) всех форм собственности (кроме бюджетных учреждений) и консолидированной финансовой отчетности.

.        Положение (стандарт) бухгалтерского учета 2 "Баланс". Утверждено Приказом Министерства финансов Украины № 87 от 31.03.1999 г.. Этим Положением (стандартом) определяются содержание и форма баланса и общие требования к раскрытию его статей. Нормы настоящего Положения (стандарта) применяются к балансам предприятий, организаций и других юридических лиц (далее - предприятия) всех форм собственности (кроме банков и бюджетных учреждений).

.        Положение (стандарт) бухгалтерского учета 3 "Отчет о финансовых результатах". Утверждено Приказом Министерства финансов Украины № 87 от 31.03.1999 г..( с изменениями, внесенными приказом Минфина от 26.09.11 г. № 1204). Этим Положением (стандартом) определяются содержание и форма Отчета о финансовых результатах, а также общие требования к раскрытию его статей. Нормы настоящего Положения (стандарта) касаются отчетов о финансовых результатах предприятий, организаций и других юридических лиц (далее - предприятия) всех форм собственности (кроме банков и бюджетных учреждений).

.        Положение (стандарт) бухгалтерского учета 4 "Отчет о движении денежных средств". Утверждено Приказом Министерства финансов Украины № 87 от 31.03.1999 г.

.        Положение (стандарт) бухгалтерского учета 5 "Отчет о собственном капитале". Утверждено Приказом Министерства финансов Украины № 87 от 31.03.1999 г. (с изменениями, внесенными приказом Минфина от 31.05.11 г. № 664). Этим Положением (стандартом) определяются содержание и форма отчета о собственном капитале и общие требования к раскрытию его статей.

.        Положение (стандарт) бухгалтерского учета 6 "Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах". Утверждено Приказом Министерства финансов Украины № 137 от 28.05.1999 г. Этим Положением (стандартом) определяется порядок исправления ошибок, внесения и раскрытия других изменений в финансовой отчетности. Нормы настоящего Положения (стандарта) применяются в финансовой отчетности предприятий, организаций и других юридических лиц (далее - предприятия) всех форм собственности (кроме бюджетных учреждений).

.        Положение (стандарт) бухгалтерского учета 8 "Нематериальные активы". Утверждено Приказом Министерства финансов Украины № 242 от 18.10.99 г. (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 2 ноября 1999 г. под № 750/4043).

.        Положение (стандарт) бухгалтерского учета 14 "Аренда". Утверждено Приказом Министерства финансов Украины № 181 от 28.07.2000 г. (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 10 августа 2000 г. № 487/4708 с изменениями: Приказ Минфина Украины № 591 от 24.09.2004 p.).

.        Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 "Расходы". Утверждено Приказом Министерства финансов Украины № 318 от 31.12.1999 г. (с изменениями, внесенными приказом Минфина от 26.09.11 г. № 1204). Настоящее Положение (стандарт) определяет методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о расходах предприятия и ее раскрытия в финансовой отчетности.

.        Положение (стандарт) бухгалтерского учета 28 "Уменьшение полезности активов". Утверждено Приказом Министерства финансов Украины № 817 от 24.12.2008 г. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 28 «Обесценение активов» (далее - Положение (стандарт) 28) определяет методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации об уменьшении полезности активов и ее раскрытия в финансовой отчетности. Нормы Положения (стандарта) 28 применяются предприятиями, организациями и другими юридическими лицами (далее - предприятия) независимо от форм собственности (кроме бюджетных учреждений). Нормы Положения (стандарта) 28 не распространяются на: запасы; активы, которые возникают у подрядчика от строительных контрактов; отложенные налоговые активы; активы, которые возникают от выплат работникам; финансовые активы, которые учитываются по справедливой стоимости; биологические активы, оцененные по справедливой стоимости, уменьшенной на ожидаемые расходы на месте продажи.

.        Положение (стандарт) бухгалтерского учета 31 "Финансовые затраты". Утверждено Приказом Министерства финансов Украины № 415 от 28.04.2006 г. Настоящее Положение (стандарт) определяет методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о финансовых затратах и ее раскрытия в финансовой отчетности.

15.    Основным документом, регулирующим правовые отношения в сфере государственной статистики, является Закон Украины от 17.09.92 г. № 2614-XII "О государственной статистике" <#"864870.files/image001.gif">

Рис. 2.1 Главная книга АК «Харковоблэнерго»

Из Главной книги (регистра систематической записи) обороты за синтетическими счетами разносят за строками в оборотной ведомости. Сумма дебетовых и кредитовых оборотов данной ведомости сверяется с суммой дебетовых и кредитовых оборотов сведения аналитического учета.

На основании данных оборотной ведомости по синтетическим счетами составляются баланс и другие формы отчетности.

Журнал № 4 предназначен для учета необоротных активов и текущих финансовых инвестиций. Составляется с 2-х частей:

) 1-а часть: кредитовый оборот за счетами 10, 11, 12, 13, 19;

) 2-а часть: кредитовый оборот за счетами 14, 15, 18, 35.

К журналу приоткрываются 3 сведению:

Сведение 4.1 - аналитический учет капитальных инвестиций (счет 15);

Сведение 4.2 - аналитический учет финансовых инвестиций (счет 14);

Сведение 4.3 - аналитический учет необратимых материальных активов (счета 10, 11).

Разработаем график приема первичных документов по учету основных средств бухгалтерией АК «Харьковоблэнерго» (табл. 2.5).

Таблица 2.5 График приема первичных документов бухгалтерией АК «Харьковоблэнерго»

Наименование документа

Ответственное лицо за предоставления документа

Срок предоставления

Кому предоставляется

Срок проверки документа

Примечание

Накладная

Бухгалтер

На следующий день

Главному бухгалтеру

При приеме


Ликвидационная ведомость

Главный бухгалтер

Вторник, четверг, пятница

Директору

При приеме


Ведомость перемещения ОС, начисление износа, ввода в эксплуатацию

Бухгалтер

Не позднее 3-х рабочих дней

Главному бухгалтеру

При приеме



2.3 Организация итогового учета основных средств на предприятии


Итоговый учет - заключительный этап учетного процесса. В наиболее общем виде его можно рассматривать как упорядоченную совокупность операций по формированию показателей, которые отображают результаты деятельности предприятия за определенный период времени.

Организация итогового учета во многом зависит от уровня организации учета на предыдущих двух этапах. Формирование итоговых показателей и составления отчетных форм - одна из наиболее трудоемких участков учетной работы, потому что за ограниченный отрезок времени нужно сформировать десятки отчетных форм. Сложность организации данного этапа учетного процесса определяется тем, что для заполнения отчетных форм используются не только данные первичного и текущего учета, но и показатели о работе предприятия, данные оперативно-технического, статистического и налогового учета. Это нуждается в привлечении специалистов других служб (отдел работы и заработной платы, плановый отдел, отдел статистики, отдел кадров и др.). Все это определяет особенности организации итогового учета.

Объектами организации итогового учета есть:

учетные номенклатуры;

носители информации;

движение носителей информации.

Организация итогового учета начинается из выявления состава учетных номенклатур. В отличие от номенклатур первичного и текущего учета на итоговом этапе учетного процесса они представляют собой показатели отчетности.

На этапе итогового учета применяются следующие носители информации:

) отчетные формы;

) расчетам (вспомогательные) таблицы для составления отчетных форм;

) пояснение к отдельным показателям отчетности.

Построение табеля форм внешней и внутренней отчетности рассмотрим на примере нашего предприятия (табл. 2.6).

Таблица 2.6 Табель форм внешней отчетности АК «Харьковоблэнерго»

Наименование отчетной формы

Код формы

Периодичность составления

Срок подачи

Ответственные лица за предоставления формы

Кому предоставляется

Образ предоставления

 

1

2

3

4

5

6

7

 

Финансовая отчетность

 

Баланс

1

Квартальная Годовая

Главный бухгалтер

Главное управление статистики

Непосредственно

Отчет о финансовых результатах

2

Квартальная Годовая

По 25 число По 20.02

Главный бухгалтер

Главное управление статистики

Непосредственно

Отчет о собственном капитале

4

Годовая

По 20.02

Главный бухгалтер

Главное управление статистики

Непосредственно

Примечания к годовой отчетности

5

Годовая

По 20.02

Главный бухгалтер

Главное управление статистики

Непосредственно

Статистическая отчетность

 

Отчет о наличии и движении основных средств, амортизации (износа) за год

11-ОЗ

Годовая

По 20.02

Заместитель главного бухгалтера

Главное управление статистики

Непосредственно

 

Отчет о капитальных инвестициях

2-инвестиции

Квартальная Годовая

По 25 число По 20.02

Заместитель главного бухгалтера

Главное управление статистики

Непосредственно

 

Отчет об основных показателях деятельности предприятия

предпринимательство

Квартальная

По 25 число

Заместитель главного бухгалтера

Главное управление статистики

Непосредственно

 

Отчет об основных показателях деятельности предприятия за год

предпринимательство

Годовая

По 20.02

Главный бухгалтер

Главное управление статистики

Непосредственно

 

Налоговая отчетность

 

Декларация по налогу на добавленную стоимость


Месячная

По 20 число

Бухгалтер из учета расчетных операций

Районная налоговая инспекция

Непосредственно, электронный вариант

 

Декларация по прибыли предприятия


Квартальная

Не позднее 9 числа после отчетного квартала

Заместитель главного бухгалтера

Районная налоговая инспекция

Непосредственно, электронный вариант

 


В случае переоценки основных средств в финансовой отчетности следует раскрывать: база для переоценки; дата, начиная с которой переоценка имеет силу; был привлечен независимый эксперт; природа индексов, используемых для определения восстановительной стоимости; балансовая стоимость каждого класса основных средств, которая должна быть включена в финансовую отчетность в случае отражения основных средств по себестоимости за вычетом износа; изменение суммы резерва переоценки в течение отчетного периода и любые ограничения по распределению его сальдо между акционерами. Если для оценки основных средств применяли несколько баз оценки, надо раскрывать валовую балансовую стоимость по каждой базой по соответствующим категориям основных средств.

Вывод из эксплуатации объекта основных средств в связи с консервацией отражается в бухгалтерском учете соответствующей записью: либо путем открытия дополнительных субсчетов второго порядка к субсчетам 103 - 106,или отражением таких основных средств на соответствующих уровнях аналитического учета субсчетов 103 - 106.В Балансе предприятия, согласно п. 16 П (С) БУ 2 «Баланс», стоимость таких объектов приводится в статье «Основные средства» (форма № 1, ряд. 030, 031, 032) [16, c.119].

А в примечаниях к годовой финансовой отчетности, согласно пп. 37.5 П (С) БУ 7 «Основные средства», отдельно указывается остаточная стоимость (первоначальная «минус» износ) ОС, находящихся на консервации (форма № 5, ряд. 263). Стоимость самих основных средств, находящихся на консервации, вносится в строки 210 - 250 формы № 5 в составе основных средств предприятия. Начисление амортизации, согласно п. 23 П (С) БУ 7, прекращается на весь период консервации (что не скажешь о зарубежном учете, в котором начисление амортизации на время консервации не прерывают).

Учитывая тот факт, что при консервации, обслуживание основных средств в законсервированном состоянии и их расконсервации все работы направлены на обеспечение сохранности этих объектов, расходы предприятия в соответствии с п.15 П (С) БУ 7 "Основные средства" включают в состав расходов, которые осуществляются для поддержания объекта основных средств в рабочем состоянии. Следовательно, расходы, связанные с консервацией основных средств, должны учитываться согласно п. 29 и п. 7 (абзац 2) П (С) БУ 16 «Расходы» в составе прочих расходов. Согласно порядку и назначению счетов, установленных Инструкцией № 291, для обобщения информации о таких расходах следует применять субсчет 977 «Прочие расходы обычной деятельности».

То есть при составлении финансовой отчетности расходы предприятия должны быть представлены в строгом соответствии с требованиями законодательства, чтобы собственники предприятия и другие пользователи финансовой отчетности могли оценить влияние таких расходов на финансовый результат деятельности предприятия в целом и, соответственно, принимали решение о целесообразности содержания таких средств.

2.4 Организация хранения учетных документов


Полнота и достоверность показателей учета значительной мере зависят от качества оформленных документов.

Чтобы быть доказательным и иметь юридическую силу, документ должен содержать обязательные реквизиты. Такими реквизитами для любого первичного бухгалтерского документа являются [11, c.125]:

· Название документа (формы);

· Дата и место составления;

· Название предприятия, от имени которого составлен документ;

· Содержание и объем хозяйственной операции;

· Единицы измерения хозяйственной операции;

· Должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

· Личную подпись или другой знак, который дает возможность идентифицировать лицо, участвовавшее в осуществлении хозяйственной операции. В зависимости от характера операций в первичные документы могут быть внесены дополнительные реквизиты;

· Идентификационный код предприятия или лица;

· Номер документа;

· Основание для совершения операции;

· Данные о документе, удостоверяющем личность;

· Другие дополнительные реквизиты.

Если в первичном документе нет какого-либо обязательного реквизита такой документ недоказуемых и не может быть основанием в бухгалтерском учете. Такие документы, как правило, является причиной тщательного изучения органами проверки и контроля и наложения штрафных санкций.

Первичная документация не всегда может охватить все хозяйственные явления в момент их осуществления (естественные потери, вызванные усушки, утряски, использованием при хранении, транспортировке, отпуска, стихийные бедствия, несоответствие фактических данных учета за ошибок, хищения, порчи, злоупотребления и т.д.). В связи с этим возникает объективная необходимость в таком способе, который бы обеспечил возможность взять на учет перечисленные явления и процессы. Этого достигают с помощью инвентаризации.

Документация и инвентаризация являются важными составляющими бухгалтерской методологии, поскольку формируют учетную информацию, которую должным образом будет обработано и представлено в отчетности предприятия внутренним и внешним пользователям для нужд управления.

На АК «Харьковоблэнерго» все документы по учету основных средств хранятся в бухгалтерии непосредственно либо в государственном архиве. Документы передаются в архив по истечении сроков предельного хранения документов (обычно 3 лет) либо непосредственно после проведения налоговой проверки предприятия. Также, на АК «Харьковоблэнерго» ведется электронный архив хранения документов, который формируется с помощью автоматизированной системы для учета основных средств.

Согласно п. 1 ст. 9 Закона № 996-XIV основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, которые фиксируют факты осуществления хозяйственных операций. То есть первичные документы играют важную роль в ведении как бухгалтерского, так и налогового учета, поэтому очень важно обеспечить надлежащее хранение этих документов, соблюдаясь установленных сроков. Указанное определено в п. 7 ст. 9 Закона № 996-XIV, согласно которому предприятие должно обеспечить надлежащее хранение первичных документов на протяжении установленных сроков.

При этом ответственность за обеспечение сохранения обработанных документов, регистров и отчетности на протяжении установленного срока, но не меньше трех лет, несет владелец (владельцы) или уполномоченный орган (должностное лицо), который осуществляет руководство предприятием согласно законодательству и учредительным документам (п. 3 ст. 8 Закона № 996-XIV). Рассмотрим порядок хранения первичных документов и сроки, на протяжении которых должны храниться те или другие документы.

Порядок хранения первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской отчетности предприятиями независимо от форм собственности (кроме банков) определено Положением № 88, в п. 6.1 которого указано, что первичные документы и учетные регистры, которые прошли обработку, бухгалтерские отчеты и балансы подлежат обязательной передаче к архиву.

В бухгалтерии АК «Харьковоблэнерго» первичные документы хранятся в специальных помещениях или шкафах под ответственность лиц, уполномоченных главным бухгалтером (п. 6.2 Положение № 88). При этом бланки строгой отчетности должны храниться в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, которые обеспечивают их сохранность.

Согласно разъяснениям, предоставленным в письме № 053-3996, под специальным помещением понимают помещение с температурно-влажным режимом, который обеспечивает сохранение документов и записей в них, и помещение, которые исключает возможность пользования или выноса документов, которые в нем хранятся, без разрешения главного бухгалтера предприятия.

Первичные документы текущего месяца, которые прошли обработку ручным образом и относятся к соответствующему учетному регистру, комплектуются в хронологическом порядке, нумеруются, переплетаются и сопровождаются справкой для архива (п. 6.5 Положение № 88). Порядок подготовки и передачи документов к архив определен Правилами № 16.

Хранение первичных документов и учетных регистров, которые прошли обработку и были основанием для составления отчетности, а также бухгалтерских отчетов и балансов, оформление и передача их к архиву обеспечивает главный бухгалтер предприятия, учреждения (п. 6.7 Положение № 88).

Выдача первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов из бухгалтерии и архива предприятия, учреждения работникам других структурных подразделов может вестись лишь по решению главного бухгалтера (п. 6.8 Положение № 88).

Порядок хранения электронные документы определены ст. 13 Закона № 851-IV, согласно которой электронные документы должны храниться на электронных носителях информации в форме, которая дает возможность проверить их целостность на этих носителях. При этом срок хранения электронных документов на электронных носителях информации должны быть не меньше срока, установленного законодательством для соответствующих документов на бумаге.

В случае невозможности хранения электронных документов на электронных носителях информации на протяжении срока, установленного законодательством для соответствующих документов на бумаге, предприятия должны принимать меры относительно дублирования документов на нескольких электронных носителях информации и осуществлять их периодическое копирование. Если невозможно выполнить указанные требования, электронные документы должны храниться в виде копии документа на бумаге (в случае отсутствия оригинала этого документа на бумаге). При копировании электронного документа из электронного носителя информации обязательно осуществляется проверка целостности данных на этом носители.

При хранении документов на электронных носителях обязательно нужно соблюдать такие требования:

·  информация, которая содержится в электронных документах, должны быть доступной для ее дальнейшего использования;

·        должны быть обеспечена возможность восстановления электронного документа в том формате, в котором он был создан, отправленный или полученный;

·        в случае наличия должен храниться информация, которая дает возможность установить происхождение и назначение электронного документа, а также дату и время его отправления или получение.

Предприятия могут обеспечивать соблюдение требований относительно сохранения электронных документов путем использования услуг посредника, в том числе архивного учреждения.

Срок хранения первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов в архиве предприятия, учреждения определяется согласно Перечню № 41. Вычисление сроков хранения документов согласно требованиям п. 2.9 этого Перечня проводится с 1 января года, следующего за годом завершения их делопроизводством. Например, вычисление срока хранения дел, завершенных делопроизводством в 2008 p., начинается с 1 января 2009 г.

Согласно п 2.11 Перечня № 41 срока хранения документов, определенные в нем, являются минимальными, их нельзя сокращать. Продление в организациях сроков хранения документов, предусмотренных этим Перечнем, допускается в случаях, если эта потребность вызвана специфическими особенностями работы конкретной организации.

Вся документация по основным средствам предприятия хранится на бумажных носителях, а также в электронной базе данных - в данном случае «1С-Предприятие». Сроки хранения всей документации по бухгалтерскому учету основных средств составляют 3 года при условии пройденной проверки контролирующих органов по данному участку учета.

2.5 Организационное, техническое и информационное обеспечение учета основных средств предприятия


Организационное обеспечение учета на предприятии основано на использовании нормативно-правовой базой по учету основных средств, а также, Приказом об учетной политике предприятия, Положением об отделе бухгалтерии предприятия и должностными инструкциями главного бухгалтера и подчиненных ему бухгалтеров.

Технической и информационной базой обеспечения учета основных средств на предприятии выступает использование программы 1С.

Подсистема учета основных средств и нематериальных активов, как видно из названия, работает с объектами, которые соответствуют бухгалтерскому определению основных средств или нематериальных активов и учет и классификация которых основываются на П (С) БУ 7 (или соответственно на П (С) БУ 8).Однако эти объекты также проверяются на соответствие налоговому определению основных фондов, классифицируются и учитываются в соответствии с НКУ. Бухгалтерский и налоговый учет объектов в программе «1С: Бухгалтерия 8.0 для Украины» построен независимо.

И в бухгалтерском учете, и в налоговом учете немало объектов делятся на подгруппы, к которым применяются разные правила учета. Однако нарушение правил выделения подгрупп (принципов классификации) замечены в обеих классификациях.

Выбор подсистемы для учета конкретных объектов необоротных активов, которые могут быть отнесены либо к подгруппе МНМА, либо к другой подгруппе, должен быть сделан в момент оформления капитальных инвестиций в объект (покупки) [7, c.448]:

Используется подсистема «Малоценные активы», если учет будет вестись в целом по количеству и сумме. При этом износ начисляется только методом 100% списание при передаче в эксплуатацию;

Используется подсистема «Основные средства», если учет нужно вести за каждым объектом МНМА. Износ на такие объекты может определяться любым методом, разрешенным П (С) БУ 7.

Справочная информация об объектах основных средств и НМА в программе хранится в справочниках и поставленных им в соответствие регистрах сведений. Информация о хозяйственных операциях и изменениях состояния учетных объектов отражается в регистрах накопления.

Рассмотрим этап поступления на предприятие и приемки основных средств и внеоборотных активов к учету: учет незавершенных капитальных инвестиций на приобретение и создание основных средств и внеоборотных активов - ввод активов в эксплуатацию.

. Незавершенные капитальные инвестиции

Под инвестициями подразумеваются расходы, осуществленные сегодня, направлены на получение экономических выгод в будущем. Капитальными принято называть инвестиции в приобретение и создание основных средств.

Незавершенные капитальные инвестиции в соответствии с п. 5.3 П (С) БУ 7 образуют отдельную группу основных средств. В конфигурации «1С: Бухгалтерия 8.0 для Украины » расходы предприятия на приобретение и / или создание основных средств и необоротных активов учитываются по дебету счета 15« Капитальные инвестиции »(на субсчетах, соответствующих видам необоротных активов), пока соответствующий объект не будет введен в эксплуатацию. Многомерный аналитический учет ведется по отдельным объектам капитальных вложений (на счетах 1521, 1531 - расходы по объектам в справочнике «Номенклатура», а также по партиям и складам), на счетах 15.1, 1522,1532 - расходы по объектам строительства (монтажа) и по статьям затрат (оборотно).

При передаче необоротных активов в эксплуатацию расходы списываются с кредита счета 15 в дебет соответствующих субсчетов (для счета 152 - в счет 10, для счета 153 - в счет 11, для счета 154 - в счет 12, для счета 15.1 - в счет 10.3. Счет 15.5, предназначенный для расходов по формированию основного стада, не используется).

В результате формируется первоначальная стоимость активов. Аналитический учет на счетах 10, 11, 12 в конфигурации «1С: Бухгалтерия 8.0 для Украины» ведется в разрезе субконто «Основные средства».Для объектов, по которым ведется учет по количеству и сумме, используется субконто «Номенклатура».

Налоговый учет основных фондов и нематериальных активов в типовой конфигурации ведется в соответствии с требованиями ст. 8 Закона о прибыли. Учет организован на забалансовых счетах. Счета ЗА используются для учета прироста / убыли стоимости малоценных необоротных активов стоимостью до 1000 грн., которые учитываются как запасы в налоговом учете.

На этапе оформления незавершенных капитальных инвестиций на приобретение (создание) основных средств важно определить, что будет объектом основных средств. На этом этапе можно смонтировать несколько предметов в один объект или разделить один предмет на несколько объектов. На этом же этапе можно добавить дополнительные расходы на приобретение, входящие в фактическую себестоимость основных средств.

Объект основных средств, как следует из его определения в п. 4 П (С) БУ 7, может состоять как из одного, так и по нескольким предметам. Объектом учета может быть как объект основных средств в целом, так и его часть, если те части, из которых состоит объект, имеющих разный срок полезного использования, или если предприятию принадлежит не весь объект, а только его часть. Как выделить объект учета, предприятие решает самостоятельно. Смысл такого решения оказывается при оформлении ремонтов и модернизации техники [19, c.69].

 

Выводы к разделу 2


Приступая к разработке плана организации документирования хозяйственных операций по учету основных средств, прежде всего, на АК «Харьковоблєнерго» составляют перечень операций, которые предстоит документировать на данном предприятии, затем определяют, какими документами будет оформляться каждый вид операции, количество экземпляров каждого документа и их назначения, а также порядок составления каждого документа. Большое значение при этом на предприятии играет правильно составленный документооборот, который должен содержать все этапы создания системы управления документооборотом.

Для контроля и внедрение обработки данных на основании первичных документов могут составляться сводные учетные документы.

Первичный учет основных средств на АК «Харьковоблэнерго» ведется на основе типовых форм утвердженных для Минфином для учета операций по учету основных средств.

Текущий учет ведется бухгалтером по основным средствам в разрезе основных средств, согласно рабочего плана счетов, включающего в себя 9 субсчетов класса 10.

В графике документооборота документов по учету основных средств основные функции выполняются бухгалтером по учету основных средств и главным бухгалтером предприятия.

Результаты итогового учета основных средств отражаются в статистической и финансовой отчетности предприятия. Ответственность за предоставление достоверной информации по учету основных средств несет главный бухгалтер и директор предприятия.

Для хранения учетных данных по основным средствам используются как электронные так и бумажные носители. Все бумажные носители информации хранятся в помещениях бухгалтерии или государственном архиве.

Для проведения операций по учету основных средств и хранения электронных версий документов на предприятии используется программа 1С-8 - Бухгалтерия.

ВЫВОДЫ


Любое производственное предприятие создается с целью изготовления продукции и ее реализации. Но осуществление процесса производства невозможно без наличия оборудования, оборудования, зданий, без сырья, материалов, которые в процессе обработки превращаются в готовый продукт.

Таким образом, процесс приобретения средств производства является важной предпосылкой для осуществления основной деятельности предприятия.

Основные средства - это материальные активы, содержащиеся предприятием с целью использование в процессе производства или поставки товаров, оказание услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-правовых действий, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых составляет более одного года. Основные средства играют важную роль в деятельности любого субъекта хозяйствования.

Характерной особенностью средств труда является то, что они не имеют взаимозаменяемости и поэтому эффективность их различна по отраслям, предприятиях, отдельных видах.

Бухгалтерский учет основных средств должен обеспечить контроль за эффективным использованием производственных площадок, оборудования, машин, транспортных средств и других средств труда.

По отраслевому признаку основные средства делятся на: промышленные, строительные, сельскохозяйственные, транспортные, связи.

Целью бухгалтерского учета основных средств является содействие рациональному использованию средств и предметов труда в предпринимательской деятельности для получение наибольшей прибыли, направленных на удовлетворение социальных потребностей работников предприятия.

Для обобщения информации о наличии и движении основных средств Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291, предусмотрено синтетический счет 10 «Основные средства». На этом счете учитываются собственные или полученные в финансовую аренду основных средств и арендованные целостные имущественные комплексы, отнесенные в состав ОС, а также объекты инвестиционной недвижимости.

По кредиту счета 10 отражаются выбытие основных средств путем продажи, безвозмездной передачи или за несоответствия критериям признания активом, а также в случае частичной ликвидации основных средств, и сумму их уценки.

Инвентарным объектом считается законченное строение со всеми к ней приспособлениями или отдельный конструктивно обособленный предмет, выполняющий самостоятельные функции.

Каждому инвентарному объекту присваивается инвентарный номер, который сохраняется за данным объектом на протяжении всего периода его эксплуатации на данном предприятии. Он проставляется во всех первичных документах, оформляющих наличии и движении объекта, акте приема-передачи (внутреннего перемещения) основных средств подобное.

На предприятиях, имеющих небольшое количество инвентарных объектов, аналитический учет основных средств ведут с помощью инвентарных книг. Основой для бухгалтерских записей по учету движения и остатков основных средств, а также операций, связанных с их текущей эксплуатацией, служат их первичные документы.

Данные по основным средстввам записываются в ведомость позиционным способом по каждому объекту отдельно.

Каждое предприятие самостоятельно выбирает такую ​​форму учета, которая ему наиболее подходит.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.     Закон України "Про бухгалтерський облік та фінансову звітність в Україні" від 16 липня 1999р. № 996-XIV.

2.      Закон України "Про господарські товариства" від 19 вересня 1991 р. № 1576-ХІІ.

3.     П(С)БО 7 «Основні засоби», затв. наказом Міністерства фінансів України від 27.04.2000 № 92.

4.     Податковий Кодекс УкраЇни вiд 02.12.2010 № 2755-VI.

5.     Бутинець Ф. Ф., Горецька Л. Л. Бухгалтерський облік у зарубіжних країнах. Навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів зі спеціальності 7.050106 «Облік і аудит» Житомир: ПП «Рута», 2003. - 544 с.

6.     Бутинець Ф.Ф. Аудит: Підр.для студ.- 2-е вид. Перер. і доп. -Жит.: ПП., "РУТА", 2004.

7.     Бухгалтерський облік у галузях економіки: Підруч. для Б94 студ. вищ. навч. закл. / В. Б. Захожай, М. Ф. Базась, М. М. Матюха, В. М. Базась; За ред. В. Б. Захожая, М. Ф. Базася. - К.: МАУП, 2005. - 968 с.

8.     Бухгалтерський фінансовий облік: Підручник / За ред. проф. Ф.Ф.Бутинця. - Житомир: ЖІТІ, 2000. - 608 с

9.     Вареник О. Ф. Облік необоротних активів, утриманих для продажу // Бухгалтерський облік, аналіз і аудит. - №1(9) - 2010. - с.116-120

10.    Голов С.Ф., Костюченко В.М. Бухгалтерський облік та фінансова звітність за міжнародними стандартами : приклади та коментарі. Практичний посібник.-К.:Лібра,2006.-840с.

.        Гончаров А.Б. Фінансовий менеджмент: Навчальний посібник. - Х.:ВД «ІНЖЕК», 2003. - 240 с.

.        Грабова Н.Н. Учет основных операций в бухгалтерських проводках : учеб. пособ. / Н.Н. Грабова, Ю. Кривоносов. - [3-еизд., доп.]. - К. : А.С.К., 2001. - 416 с.

.        Задорожный З. Проблемы учета основных средств и капитальных инвестиций /З. Задорожный // Бухгалтерский учет и аудит. - 2002. - № 7. - С. 18-23.

.        Крупa П.В. Капітал та основні засоби підприємства : навч. посіб. / П.В. Крупа. - К. : Центр навчальної літератур и, 2005. - 168 с.

15.   Кузьмінський A.M. та ін. Організація бухгалтерського обліку, контролю і аналізу. - К., 2003.

16.   Максименко А.В. Проблемні питання обліку основних засобів // Фінаси, облік і аудит: Збірник наукових праць - 2009.

17.   Міжнародні стандарти бухгалтерського обліку 2000/ Переклад з англійської за редакцією С. Ф. Голова. -К.: Федерація професійних бухгалтерів і аудиторів України, 2000.

18.   Партин Г.О., Мороз А.С. Основи бухгалтерського обліку: Навчальний посібник. - Львів: Державний університет "Львівська політехніка" (Інформаційно-видавничий центр "ІНТЕЛЕКТ+" Інституту підвищення кваліфікації та перепідготовки кадрів), 1999. - 132 с

19.    Примакова О., Піроженко О. Основні засоби: бухгалтерський та податковий облік. - 4-те вид., перероб. і оп. - X.: Фактор, 2004. - 148 с.

20.   Практическая энциклопедия бухгалтера. М.: Бератор, 2009. - 155 с.

21.   Сопко В.. Завгородній В. Організація бухгалтерського обліку, економічного контролю та аналізу: Підручник. - К.: Кнеу, 2000. - 260 с.

22.    Кужельний М. В., Лінник В. Г. Теорія бухгалтерського обліку: Підручник. - К.: КНЕУ, 2008. - 334 с.

.        Кіндрацька Л. М. Бухгалтерський облік у банках України: Підручник. - К.: КНЕУ, 2011

.        Нидлз Б. и др. Принципы бухгалтерского учета: Пер. с англ. / Под ред. Я. В. Соколова. 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2008 - 496 с.

.        Сопко В. В. Бухгалтерський облік: Навч. посібник. - К.: КНЕУ, 2008. 578 с.

.        Ткаченко Н. М. Бухгалтерський фінансовий облік на підприємствах України: Підручник для студентів економічних спеціальностей вищих навчальних закладів. - К.: А.С.К., 2008. - 784 с.

.        Бігдан І.А. Організація обліку: Конспект лекцій. - Харків, ХІБМ, 2008. - 186 с.

.        Положення (стандарт) бухгалтерського обліку 2 "Баланс" Затверджено Наказом Міністерства фінансів України N87 від 31.03.99.

.        Положення (стандарт) бухгалтерського обліку 3 "Звіт про фінансові результати" Затверджено Наказом Міністерства фінансів України N 87 від 31.03.99.

.        Положення (стандарт) бухгалтерського обліку 4 "Звіт про рух грошових коштів" Затверджено Наказом Міністерства фінансів України N 87 від 31.03.99.

.        Положення (стандарт) бухгалтерського обліку 5 "Звіт про власний капітал" Затверджено Наказом Міністерства фінансів України N 87 від 31.03.99.

.        Положення (стандарт) бухгалтерського обліку 6 "Виправлення помилок і зміни у фінансових звітах" Затверджено Наказом Міністерства фінансів України N 137 від 28.05.99.

.        Положення (стандарт) бухгалтерського обліку 7 "Основні засоби" Затверджено Наказом Міністерства фінансів України N 92 від 27.04.2000.

Приложение

Акт приема-передачи объекта основных средств

Похожие работы на - Организация технологии учета основных средств на предприятии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!