Модель бизнес-процессов верхнего уровня санатория
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Описание
выбранной предметной области
1.2 Модель
бизнес-процессов верхнего уровня предприятия
1.3 Модель
закрепления ответственности за бизнес-процессы по каждой категории процессов
1.4
Классификатор бизнес-процессов
2. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Модель
бизнес-процесса в IDEF0 предприятия санаторий (Технологическая подготовка к оказанию
услуги)
2.2
Информационная модель, реализованная с применением программного продукта Erwin
Data Modeler
заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Объектом изучения для данной курсовой работы выбран санаторий и,
соответственно, бизнес-процессы производимые в данной отрасли. Актуальность
выбранной темы объясняется, в первую очередь, тем, что еще во времена, когда
заграничный туризм для большинства граждан нашей страны был недостижимой
экзотикой, хорошим тоном считалось хотя бы раз в году отдохнуть и подлечиться в
санатории России или СНГ. Подобная традиция сохранилась и по сей день. Несмотря
на интенсивное развитие различных направлений туризма, отдых и лечение в
санаториях остаётся весьма популярным.
Хочется обратиться к терминологии. Что же такое санаторий? Санаторий (от
лат. sano «лечу, исцеляю») -
лечебно-профилактическое учреждение, в котором для лечения используют главным
образом природные факторы (климат, минеральные воды, лечебные грязи, морские
купания и т.п.) в сочетании с лечебной физкультурой, физиотерапией и
рациональным питанием (диетой) при соблюдении определённого режима лечения и
отдыха. Санатории организуются как на курортах, так и вне их в местностях
(пригородных зонах) с благоприятными климатическими, ландшафтными и
санитарно-гигиеническими условиями (местные санатории). Вблизи от промышленных
предприятий для работающих организуются санатории-профилактории.
Особенность санаторно-курортной практики состоит в том, что она сочетает
в себе множество функций:
профилактическое оздоровление населения;
реабилитацию больных;
анимационно-досуговую деятельность.
Основные задачи курсовой работы:
· получение навыков самостоятельной работы с
научно-технической литературой;
· обобщение накопленного опыта, умение
делать научно-обоснованные выводы и рекомендации по организации средств
хранения информационных ресурсов и осуществлению реинжиниринга
бизнес-процессов;
· обучение методам концептуального
моделирования бизнес-процессов, проектирования баз данных с использованием Case-средств.
Цели курсовой работы по дисциплине
“Моделирование бизнес-процессов” - закрепление и развитие теоретических знаний
в области методологии моделирования бизнес-процессов, приобретение практических
навыков обследования предметной области, концептуального моделирования
бизнес-процессов, построение логического и физического уровня информационной
модели для последующей реализации базы данных.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что на сегодняшний день
санатории-профилактории являются необходимыми учреждениями, где все желающие
могут укрепить свое здоровье, повысить работоспособность и отдохнуть, а главная
особенность лечения в санаториях-профилакториях - приоритетное использование
активных и даже сильнодействующих природных лечебных факторов (климата,
минеральных вод, лечебных грязей), несомненно, оказывающих благоприятное
воздействие на организм человека.
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
.1 Описание
выбранной предметной области
Санаторно-курортное учреждение представляет собой хозяйствующий субъект
санаторно-курортного комплекса, непосредственно реализующий санаторно-курортные
услуги.
Определяя место санаторно-курортного комплекса в экономике страны, его
следует относить к непроизводственной сфере, так как санаторно-курортные
учреждения реализуют услуги специфического характера. В тоже время
санаторно-курортный комплекс, обеспечивая восстановление трудовых ресурсов и
повышение уровня их качества, оказывает самое существенное влияние на
функционирование как материального производства, так и непроизводственной
деятельности. Как производитель услуг санаторно-курортный комплекс, находясь в
составе курортно-рекреационного хозяйства, играет весьма значительную роль в
повышении уровня жизни населения, то есть обеспеченности населения необходимыми
для жизни материальными и культурными благами, достижения высокого уровня их
потребления и степени удовлетворения потребности людей в этих благах.
Различают санатории общего и специального типа.
При многих заболеваниях в период ремиссии, (исчезновения острых
проявлений) санаторно-курортное лечение является предпочтительным.
Перечень заболеваний, при которых показано то или иное
санаторно-курортное лечение:
Заболевания сердечно-сосудистой системы.
Облитерирующие болезни сосудов. Тромбофлебиты.
· Болезни органов пищеварения.
· Болезни почек и мочевыводящих путей.
· Болезни обмена веществ и эндокринных желез.
· Болезни органов дыхания нетуберкулезного характера.
· Болезни суставов, костей и мышц.
· Болезни нервной системы.
· Болезни женских половых органов.
· Болезни кожи.
· Болезни уха, горла и носа.
Санаторно-курортное лечение противопоказано тем, кто страдает
инфекционными (в том числе венерическими заболеваниями), психическими
расстройствами, в острой фазе заболеваний, при склонности к кровотечениям, при
злокачественных новообразованиях, женщинам во второй половине беременности, и
при существовании акушерской патологии.
В зависимости от преобладания того или иного природного фактора курорты
подразделяются на климатические, бальнеологические и грязелечебные.
Созданная в СССР оригинальная санаторная система подразумевала
общедоступность для всех слоев населения, чему способствовало постановление
Совета министров СССР «О передаче профсоюзам хозрасчетных санаториев, курортных
поликлиник и домов отдыха» (1960). Курортная деятельность была полностью
монополизирована государством. Управление ею происходило посредством
государственного планирования, которое осуществлялось такими органами
государственной власти, как ВЦСПС, Госплан СССР, Совет министров СССР и Советы
министров союзных республик.
Изначально санатории были в гораздо большей степени медицинскими
учреждениями, чем курортными. Это повлияло на принятую в санаториях терминологию:
так, в учёте используются койко-места и койко-дни, многими санаториями
по-прежнему управляет главный врач (хотя, с распадом СССР, должность
руководителя многих санаториев стала директорской).
Санаторная деятельность лицензируется (как и любая медицинская
деятельность) федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и
социального развития и сертифицируется в соответствии со специальными
требованиями.
Специфика деятельности санаториев значительно отличается от пансионатов,
домов отдыха, гостиниц и тому подобных. Несмотря на внешнюю схожесть таких
бизнес-процессов, как реализация услуг, размещение и питание, в санаториях эти
процессы значительно отличаются, как в силу влияния медицинской направленности
учреждений, так и просто из-за исторически сложившихся схем работы. В настоящее
время наиболее современные санатории приближают процессы, прямо не связанные с
лечением, к мировым гостиничным и SPA-стандартам.
.2 Модель
бизнес-процессов верхнего уровня предприятия
Создание моделей бизнес-процессов верхнего уровня организации является
важнейшей задачей.
Можно выделить несколько целей описания бизнес-процессов верхнего уровня
организации:
· понимание основ деятельности организации;
· увязка результатов деятельности (выходов) и процессов,
определение границ процессов;
· определение проблемных областей при выполнении процессов;
· подготовка фронта работ для детального описания процессов.
Для систематизации процессов компании всю деятельность организации
(компании, предприятия) разумно разделить на три крупных блока:
Основная деятельность (основные бизнес-процессы) - направлена на создание ценности
для внешнего потребителя. Основные бизнес-процессы формируют денежные
поступления в организацию и являются основой ее конкурентоспособности.
Вспомогательная деятельность (обеспечивающие бизнес-процессы
и сервисы) -
ориентирована на создание ценности для внутреннего потребителя. Вспомогательные
бизнес-процессы и сервисы ориентированы на поддержание основных
бизнес-процессов посредством:
· своевременного предоставления необходимых ресурсов и услуг;
· минимизации затрат на обеспечение основной деятельности
необходимыми ресурсами и услугами.
Управленческая деятельность (функциональные системы
управления, составляющие единую систему управления деятельностью предприятия) - ориентирована на обеспечение
согласованности основных и вспомогательных бизнес-процессов и сервисов,
достижение общих организационных целей. По сути дела, эти процессы порождают ту
общую инфраструктуру и общие правила «игры», которые позволяют существовать
каждому отдельному бизнес-процессу или сервису. Как правило, в нашей практике
мы выделяем следующие основные подсистемы управления:
· стратегическое управление (общее координирование на горизонтах более 1
года),
· операционное управление (общее координирование на горизонтах
от года до месяца/недели, включает в себя бюджетирование),
· организационное управление (структурирование организации и
формирование регламентной основы для ее функционирования),
· маркетинг и заключение доходных договоров (относится сюда
только в некоторых случаях, когда договорная работа основана на личном
авторитете или связях руководителя организации),
· обеспечение безопасности ведения бизнеса (конкретное
наполнение данного блока может сильно отличаться для разных типов организаций и
отраслей).
Рисунок 1. Модель бизнес-процессов верхнего уровня предприятия
(санатория)
1.3 Модель
закрепления ответственности за бизнес-процессы по каждой категории процессов
Процессная модель предприятия - это состав бизнес-процессов, закрепленных
за структурными подразделениями, обеспечивающих жизненный цикл ресурсов
предприятия, устав предприятия, положения о структурных подразделениях и
должностные инструкции. Процессная модель предприятия включает в себя множество
бизнес-процессов, участниками которых являются структурные подразделения и
должностные лица иерархической организационной структуры предприятия. Под
бизнес-процессом понимается совокупность различных видов деятельности, которые
создают результат, имеющий ценность для потребителя, клиента или заказчика.
Встает вопрос о дифференцировании ресурсов и закрепленных за ними
дифференцированных производственных процессов для конкретного предприятия, а
также закрепления за структурными подразделениями предприятия бизнес-процессов
и основных функций в разрезе каждого бизнес-процесса. Решение данного вопроса
позволяет во взаимной увязке определить основные производственные и
управленческие функции в разрезе всех ресурсов и структурных подразделений
предприятия. Эти функции должны отражать замкнутость контура управления по
каждому бизнес-процессу.
Проектирование процессной модели предприятия предполагает разработку
матрицы матрицу закрепления бизнес-процессов за структурными подразделениями.
Матрица закрепления дифференцированных бизнес-процессов за структурными
подразделениями формируется предварительно на основании модели бизнес-процессов
верхнего уровня предприятия и существующей организационной структуры. Матрица
должна быть построена по следующим правилам:
· любая функция должна выполняться только одним структурным подразделением,
то есть не должно быть дублирования функций;
Таблица 1
Модель закрепления ответственности за бизнес-процессы по каждой категории
процессов
Процессы верхнего уровня
|
Ответственные руководители
(владелец процесса)
|
Ответственные подразделения
|
Процессы управления
|
У1. Стратегическое
управление
|
Заместитель ГД по
корпоративной политике, стратегии и правовому обеспечению
|
Департамент корпоративной
политики и управления капиталом
|
У2. Управление финансами
|
Заместитель ГД по экономике
и финансам
|
Департамент корпоративных
финансов, Департамент экономического планирования и анализа
|
У3. Оперативное управление
|
Помощник ГД - начальник
отдела по рекламе
|
Отдел по рекламе
|
У4. Управление
бизнес-процессами и качеством
|
Генеральный директор
|
Правление
|
У5. Управление проектами
развития
|
Руководитель проектного
офиса
|
Проектный офис
|
Основные процессы
|
О1. Закупка оборудования
|
Заместитель ГД по логистике
|
Департамент технического
развития и инвестиций
|
О2. Установка оборудования
|
Заместитель ГД по
технической политике
|
Департамент технического
развития и инвестиций
|
О3. Предоставление лечения
|
Заместитель ГД по
маркетингу
|
Департамент по связям с
общественностью и маркетингу
|
Обеспечивающие процессы
|
В1. Административно-
хозяйственное управление
|
Заместитель ГД по
административно-хозяйственной части
|
Департамент по
хозяйственной части
|
В2. ИТ-обеспечение и связь
|
Заместитель ГД по
технической политике
|
Департамент информационных
технологий
|
В3. Обеспечение
безопасности
|
Заместитель ГД по
организационной работе
|
Департамент
информационно-аналитической политики
|
В4. Юридическое обеспечение
|
Заместитель ГД по корпоративной
политике, стратегии и правовому обеспечению
|
Департамент правового
обеспечения
|
В5.Ремонт и модернизация
всего оборудования
|
Заместитель ГД по
технической политике
|
Департамент управления
производством и охраной труда
|
На основании матрицы закрепления бизнес-процессов за структурными
подразделениями формируются заготовки таблиц производственных и управленческих
функций в разрезе ресурсов по каждому структурному подразделению.
.4
Классификатор бизнес-процессов
информационный логический модель санаторий
В дальнейшем выделенные процессы детализируют и создают классификатор
бизнес-процессов предприятия.
Каждый бизнес-процесс верхнего уровня компании можно разделить на первую
детализацию и вторую (более подробную детализацию). Также при построении
классификатора бизнес-процесса необходимо выделить владельца процесса.
Таблица 2
Классификатор бизнес-процессов
Бизнес-процессы верхнего
уровня компания
|
Первая детализация
бизнес-процесса верхнего уровня
|
Вторая детализация
бизнес-процесса верхнего уровня
|
Владелец процесса
|
Бизнес-процессы управления
(у)
|
У1. Стратегическое и
оперативное управление
|
|
|
Генеральный директор
|
|
У1.1 Стратегическое
управление
|
|
Генеральный директор
|
|
|
У1.1.1 Стратегическое
планирование
|
Генеральный директор
|
|
|
У1.1.2 Управление проектами
развития
|
Генеральный директор
|
|
|
У1.1.3 Управление
инвестиционными проектами
|
Генеральный директор
|
|
У1.2 Оперативное управление
|
|
Генеральный директор
|
Генеральный директор
|
|
|
У1.2.2 Управление
бизнес-процессами
|
Генеральный директор
(первый заместитель Генерального директора)
|
|
|
У1.2.3 Административное
управление
|
Генеральный директор
|
У2. Управление финансами
|
|
|
Заместитель ГД по финансам
|
|
У2.1 Управление активами
|
|
Заместитель ГД по финансам
|
|
|
У2.1.1 Материальные активы
|
Заместитель ГД по финансам
|
|
|
У 2.1.2 Невещественные
активы
|
Заместитель ГД по финансам
|
|
У2.2 Бухгалтерский учет
|
|
Старший бухгалтер
|
|
|
У2.2.1 Калькулирование
|
бухгалтер
|
|
|
У 2.2.2 Баланс и отчетность
|
бухгалтер
|
|
|
|
|
2.
ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
.1 Модель
бизнес-процесса в IDEF0 предприятия санаторий (Технологическая подготовка к оказанию услуги)
- нотация графического моделирования, используемая для создания
функциональной модели, отображающей структуру и функции системы, а также потоки
информации и материальных объектов, связывающих эти функции. Нотация IDEF0
является одной из самых популярных нотаций моделирования бизнес-процессов.
Модель в IDEF0 представлена совокупностью иерархически упорядоченных и
логически связанных диаграмм. Каждая диаграмма располагается на отдельном
листе. Диаграммы - главные компоненты модели, все функции проектируемой системы
и связи представлены как блоки и дуги. Место соединения дуги с блоком
определяет тип связи.
Самая верхняя диаграмма, на которой объект моделирования представлен
единственным блоком с граничными стрелками. Эта диаграмма называется A0.
Стрелки на этой диаграмме отображают связи объекта моделирования с окружающей
средой. Диаграмма A0 устанавливает область моделирования и ее границу.
Основными объектами диаграммы является объект Activity и стрелки,
входящие в объект и выходящие из него, которые служат для описания потоков
материальных ресурсов и потоков информации, документов. Входящие ресурсы
преобразуются процессом, результатом которого являются материальные выходы или
информация, которые изображаются в виде стрелок, выходящих из правой стороны
четырехугольника.
Нотации Процесс и Процедура используются для представления алгоритма
(сценария) выполнения процесса и позволяют задать причинно-следственные связи и
временную последовательность выполнения действий процесса. Нотации поддерживают
декомпозицию на подпроцессы, также как и нотация IDEF0.
Рисунок 2. Модель бизнес-процесса в IDEF0
Различие между нотациями Процесс и Процедура состоит в том, что
дополнительно к графическим элементам, применяемым в нотации Процесс, в нотации
Процедура используются дорожки, обозначающие организационные единицы -
исполнителей действий процесса. Это позволяет повысить наглядность диаграммы.
Нотации Процесс и Процедура можно применять для моделирования отдельных
процессов компании, а также на нижнем уровне модели бизнес-процессов, созданной
в нотации IDEF0.
В данной работе мною рассмотрена процедура «Определение и закупка
материалов и оборудования, необходимых для оказания услуг».
.2
Информационная модель, реализованная с применением программного продукта Erwin Data Modeler
- мощное и простое в использовании средство конструирования баз данных,
завоевавшее широкое признание и популярность. Оно обеспечивает высочайшую
продуктивность труда при разработке и сопровождении приложений с использованием
баз данных.
Рисунок 3. Модель бизнес-процесса в нотации процедуры
На протяжении всего процесса - от логического моделирования требований к
информации и бизнес-правил, которые определяют базу данных, до оптимизации
физической модели в соответствии с заданными характеристиками - ERwin позволяет
наглядно отобразить структуру и основные элементы БД.
Связь - это функциональная зависимость между двумя объектами. Если между
некоторыми объектами существует связь, то факты из одного объекта ссылаются или
некоторым образом связаны с фактами из другого объекта. Существует три вида
связей: «один к одному», «один ко многим», «многие ко многим».
Связь называется идентифицирующей, если экземпляр дочернего объекта
идентифицируется через ее связь с родительским объектом. Атрибуты, составляющие
первичный ключ родительского объекта, при этом входят в первичный ключ
дочернего объекта.
Связь называется неидентифицирующей, если экземпляр дочернего объекта
идентифицируется иначе, чем через связь с родительским объектом. Атрибуты,
составляющие первичный ключ родительского объекта, при этом входят в состав
неключевых атрибутов дочернего объекта.
Для определения связей Erwin выбирает тип связи, затем мышью указывается
родительский и дочерний объект. Идентифицирующая связь изображается сплошной
линией, неидентифицирующая - пунктирной. Линии заканчиваются точкой со стороны
дочернего объекта.
Связь - это понятие логического уровня, которому соответствует внешний
ключ на физическом уровне.
Рисунок 5. Информационная модель, реализованная с применением
программного продукта Erwin Data Modeler
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная курсовая работа помогла закрепить теоретические знания в области
методологии моделирования бизнес-процессов. Практическая часть, реализованная
посредством составления модели бизнес-процесса в IDEF0, а также составления
информационная модели, реализованной с применением программного продукта Erwin Data Modeler, способствовала приобретению практических навыков
обследования предметной области, концептуального моделирования
бизнес-процессов, построение логического и физического уровня информационной
модели для последующей реализации базы данных.
Для выполнения курсовой работы потребовалось обобщить накопленный опыт и
научиться делать научно-обоснованные выводы и рекомендации по организации
средств хранения информационных ресурсов и осуществлению реинжиниринга
бизнес-процессов. Помимо вышеупомянутых навыков удалось также закрепить умение
самостоятельной работы с научно-технической литературой.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Юронен
Е.А. Проектирование модели требовании к автоматизированной системе; Сиб. гос.
аэрокосмич. ун-т. - Красноярск, 2008. - 40 с.
2. Костерин
В.Н. Построение диаграмм / В.Н. Костерин - М.: ПравдаТим, 2012 - 589 с.
. Маклаков
С.В. BPWIN и ERWIN: CASE-средства
для разработки информационных систем / С.В. Маклаков - М.: Диалог-МИФИ, 2010. -
295
. Федорова
Д.Э. CASE-технологии. / Д.Э. Федорова, Ю.Д. Семенов, К.Н. Чижик - М.: Вильямс,
2009 - 378 с.