, так как они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Прямые налоги крайне трудно переносятся на потребителя. Проще всего дело обстоит с налогом на землю, или какую либо другую недвижимость, так как они включены в арендную или квартирную плату. Косвенные налоги могут быть перенесены на конечного потребителя. Размер такого налога будет зависеть от эластичности спроса на товар, облагаемый тем самым налогом. При меньшей эластичности спроса большая часть налога будет возлагаться на потребителя. Чем меньше эластичность предложения, тем большая часть налога будет уплачиваться за счет прибыли. При долгосрочном плане эластичность предложения растет, следственно, большая часть косвенных налогов перекладывается на потребителя. В случаях, когда эластичность спроса велика, увеличение косвенных налогов может привести к снижению уровня потребления. При высокой эластичности предложения, увеличение косвенных налогов ведет к сокращению чистой прибыли, что, в свою очередь, вызывает сокращение капиталовложений , а так же перелив капитала в другие сферы деятельности.
Налоговые ставки могут быть твердыми, пропорциональными, прогрессивными и регрессивными.
) Твердые - ставки, устанавливаемые в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода.
) Пропорциональные - ставки, действующие в одинаковом процентном соотношении к объекту налога, не учитывая дифференциацию его величины.
) Прогрессивные - ставки предполагающие возрастание размера ставки в зависимости от роста дохода.
) Регрессивные - ставки, предполагающие снижение размера ставки по мере роста дохода.
Так же налоги могут быть разделены на общие и специфические налоги.
) Общие налог могут быть использованы в области финансирования текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов, не закрепляясь за каким либо определенным видом расходов.
Специфические налоги имеют, в свою очередь, целевое назначение а) Отчисления на социальное страхование
б) Отчисления на дорожные фонды
2. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ
В соответствии с законодательством Российской Федерации, налог, сбор, пошлина и любой другой платеж - это обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Так же, в этом законе дается определение налоговой системы: "Налоговая система - совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке ". Так же, закон дает определение налогоплательщикам: "Плательщиками налогов называют юридические лица и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги."
Так же, необходимо определить объекты налогообложения и льготы, предусмотренные законодательством. Объектами налогообложения могут быть: доходы, стоимость определенных товаров, операции с ценными бумагами, передача имущества, добавленная стоимость продукции.
По законодательству, на налоги могут устанавливаться следующие льготы:
а) Изъятие из обложения определенных элементов объекта налога
б) Необлагаемый минимум объекта налога
в) Понижение налоговых ставок
г) Освобождение от уплаты налога некоторые категории плательщиков
д) Вычет из налогового оклада
е) Целевые налоговые льготы (включая налоговые кредиты)
В Российской Федерации, налоговая система построена на основе общих принципов для всех предпринимателей и предприятий независимо от форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. К таким принципам относятся:
а) Принцип однократного налогообложения
б) Стабильность, определенность, простота
в) Принцип заблаговременного установления ставки и правил исчисления налога и его уплаты.
На вершине налоговой системы стоит Государственная налоговая служба РФ, входящая в систему центральных органов государственного управление России. Главная задача Государственной налоговой службы РФ - контроль над соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления.
.1 Классификация налогов в российской экономике
В 1992 году в России начала действовать новая налоговая система. Основные принципы ее заложены в законе об "Основах налоговой системы в РФ" от 28.12.91. Данный закон устанавливает перечень идущих в бюджетную систему налогов, пошлин и других платежей. Так же, этот закон определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.
Налоговую систему Российской Федерации можно разделить на 3 вида:
а) Федеральные
б) Республиканские
в) Местные (налоги, которые устанавливают местные органы государственной власти в соответствии с законодательством РФ)
К федеральным налогам можно отнести:
) НДС (налог добавочной стоимости)
) Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья
) Налог с банковских доходов
) Налог на доходы от страховых агенств
) Сбор за регистрацию банков и их филиалов
) Налог с операций с ценными бумагами
) Таможенные сборы
) Налог на пользование недрами
9) НДФЛ (налог на доходы физических лиц)
) Налог доход организаций
) Налоги, которые служат источниками образования дорожных фондов
) Государственная пошлина
) Федеральные лицензионные сборы
) Экологический налог
) Единый социальный налог
Федеральные налоги, а так же размеры их ставок, объекты налогообложения, налогоплательщики, порядок зачисления их в бюджет (во внебюджетный фонд) устанавливаются законодательством РФ и взимаются по всей территории России.
Республиканские налоги являются общеобязательными.
К таким налогам можно отнести:
) Налог на имущество предприятий
) Лесной налог
) Водный налог
) Платежи республик за использование природных ресурсов
Республиканские налоги устанавливают законодательные органы РФ. Но, не смотря на этой, ставки определяются законами республик.
К местным налогам относятся:
) Налог на имущество физических лиц. Этот налог перечисляется в местный бюджет по месту регистрации объекта налогообложения
) Регистрационный сбор с физических лиц, которые занимаются предпринимательской деятельностью. Сумма сбора зачисляется в бюджет по месту регистрации индивидуального предпринимателя
) Налог на строительство производственных объектов в курортной зоне
) Сбор за право торговли. Сумма сбора устанавливается районными, городскими, коллективными, сельскими органами исполнительной власти. Данный сбор уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента, и полностью зачисляются в соответствующий бюджет
) Налог на рекламу. Этот налог уплачивают юридические и физические лица, которые рекламируют свою продукцию по ставке, менее 5 процентов стоимости услуг по рекламе
) Налог на перепродажу персональных компьютеров, вычислительной техники, автомобилей, и персональных компьютеров. Этот налог устанавливают юридические и физические лица, перепродающие указанные товары по ставке, не выше 10 процентов суммы сделки
) Налог за торговлю винно-водочными изделиями. Налог уплачивают юридические и физические лица, продающие данную продукцию
) Сбор за парковку автотранспорта. Его уплачивают юридические и физические лица за парковку автомашин на специально оборудованных стоянках. Сумму устанавливают местные органы власти
) Сбор за выигрыш на бегах. Его уплачивают лица, которые выигрывают в игре на тотализаторе на ипподроме в размере, не более 5 процентов суммы выигрыша
) Сбор со сделок, которые совершаются на биржах. Уплачивают участники сделки в размере, не превосходящем 0.1 процента суммы сделки
) Сбор за уборку территорий населенных пунктов. Его вносят юридические и физические лица. Размер такого сбора устанавливается местными властями;
Большинство местных налогов устанавливают законодательные акты РФ. Взимается они на всей территории страны. Ставки налогов определяют законодательные акты республик, так же, они могут устанавливаться решением органов государственной власти краев и областей. Некоторые местные налоги вводятся региональными или городскими органами власти. Такие налоги зачисляются в местный бюджет.
Ответственность за исчисление и уплату налога несет налогоплательщик. Изначально уплачиваются поимущественные налоги и пошлины (налог на имущество предприятия), за тем уплачиваются местные подоходные налоги, после чего из оставшейся суммы уплачиваются все остальные налоги.
.2 Основные налоги Российской Федерации
Индивидуальный подоходный налог - один основных видов прямых налогов. Ныне действующий порядок налогообложения с физических лиц определен законодательством РФ. Законом от 7 декабря 1991 года "О подоходном налоге с физических лиц". Плательщиками такого налога являются не только лица, имеющие постоянное место жительство в Российской Федерации, но и люди, не имеющие постоянного местожительства (включая иностранных граждан). Объектами налогообложения физических лиц являются все денежные средства полученные в течение календарного года.
Законом предусмотрен большой список доходов, не подлежащих налогообложению. Примерами могут служить государственные пособия по социальному страхованию и по социальному обеспечению. Пенсии, так же не подлежат налогообложению.
Денежные средства, направленные на благотворительность, так же не облагаются налогом.
Не считая подоходного налога, работающие граждане, так же платят еще 1% от зарплаты в пенсионный фонд.
Несколько последний десятилетий прослеживается тенденция понижения ставок подоходного налога. Экономисты считают, что прогрессивные ставки налогообложения были бы более справедливы. Прогрессивные ставки предусматривают, что богатые люди должны выплачивать больший налог, чем бедные люди.
Основным видом налогов среди юридических лиц является налог на прибыль. Плательщиком такого налога может являться предприятие или организация (в том числе бюджетная).
Объект такого налогообложения - это балансовая прибыль. В связи с этим, значимым моментом является правильное установление затрат, которые включаются в себестоимость продукции. Прибыль, облагаемая налогом, может быть уменьшена в связи с учетом льгот, которые предусматриваются законодательством.
Так же, законом предусматриваются особенности подсчета прибыли иностранных юридических лиц. Налогообложению подлежит только часть прибыли, полученная в результате деятельности на территории РФ.
Иностранные организации, предприятия и прочие юридические лица платят налог на прибыль в размере 32%. Биржи, брокерские конторы - 45%. Если определить прибыль, которая получена в результате деятельности на территории РФ невозможно, то налоговые органы имеют право производить ее расчеты, исходя из нормы рентабельности 25%.
Налог на добавленную стоимость (НДС). Появление новых налогов, которые были бы непосредственно связаны с стоимостью товара, было обусловлено переходом к рыночным отношениям. Одним из таких налогов является НДС. Добавленная стоимость, как правило, может включать в себя оплату труда, прибыль и на практике выражается, как разница стоимости готовой продукции (товаров) и стоимостью сырья (материалов) которые используются для их приготовления. Кроме того, добавленная стоимость включает в себя амортизацию и несколько других элементов. Таким образом, налог на добавленную стоимость - это разница стоимости реализованных товаров (услуг) и стоимости материальных затрат, отнесенных на издержки.
Плательщиком НДС может являться предприятие, организация независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющее статус юридического лица. Так же плательщиками такого налога могут являться субъекты, не имеющие статус юридического лица, однако годовая выручка таких лиц должна превышать размер 500 тыс. рублей в год.
Стоимость, которая добавляется в процессе работы над уже имеющимися предметами труда, будет облагаться налогом с добавленной стоимости. Все налогоплательщики включают такую сумму в цену своего товара, который приобретает потребитель. Следственно налоговое время будет нести потребитель. налог подоходный стоимость
Товары, которые ввозятся на территорию Российской Федерации, в соответствии с таможенными режимами, так же являются объектами налогообложения. Исключением является гуманитарная помощь.
Существует целый перечень товаров (услуг), предусмотренный законодательством РФ, которые освобождаются от налога. Примером может служить: освобождение от налога на добавленную стоимость услуг в сфере народного образования, связанных с учебным процессом. Освобождаются от платы НДС научно-исследовательские работы, выполненные по средствам государственного бюджета.
НДС взимается с фирм-продавцов (услуг). Его размер составляет 5 - 8% стоимости продаваемого товара.
Акциз - косвенный налог, включаемый в цену товара, и оплачиваемый покупателем. Акциз, в качестве налога на добавленную стоимость, был введен в действие с 1 января 1992 года. Одновременно с этим была произведена отмена налога с оборота, а так же налога с продаж.
Эта практика изъятия сверхприбыли является относительно новой для нас, при этом общепринятой в мировой практике. Акцизы были порождены вследствие перехода к рыночной экономике
Плательщики акцизов - это предприятия и организации, находящиеся на территории РФ, которые реализуют вышеназванные товары, в независимости от форм их собственности и ведомственной принадлежности.
Объект налогообложения - оборот подакцизных товаров, которые реализуются по отпускным ценам, включающим в свою цену акциз. К подакцизным товарам можно отнести такие товары как, винно-водочные изделия, табачные изделия, легковые и грузовые автомобили, ювелирные изделия, бриллианты.
Существует ряд товаров, которые не облагаются акцизами. Ставки акцизов утверждает правительство РФ. Ставки акцизов являются едиными на всей территории страны.
Поимущественные налоги (налоги на имущество, дарения и наследство).
Налог на имущество предприятий. Такой налог является региональным и подразумевает под собой налогообложение на движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временно пользование)
Налогоплательщиками такого налога являются предприятия, учреждения и организации (в том числе организации, имеющие иностранные инвестиции или организации ведущие деятельность на территории Российской Федерации).
Объект налога на имущество предприятий - это имущество предприятия (имеющие стоимостный эквивалент), находящееся на его счету. Налогообложение происходит из расчета имущества предприятия в денежном эквиваленте в течение календарного года.
Существует ряд предприятий, которые не подлежат такому налогообложению, например имущество бюджетных предприятий не подлежит налогообложению.
Ставки такого налога определяется в зависимости от вида деятельности предприятия, но, не смотря на это, максимальный размер ставки не может превышать 2% от налогооблагаемой базы.
Налог на имущество физических лиц. Плательщиками такого налога являются лица имеющие российское гражданство, а так же лица, не имеющие российского гражданства, но имеющие на территории РФ налогооблагаемое имущество.
Налог с имущества переходящего в порядке наследования или дарения. Согласно законодательству РФ, плательщиками являются физические лица, принимающие имущество в результате процесса дарения, или, принимающие какое либо имущество переходящее им по наследству.
.3 Некоторые особенности налогообложения в России
Ныне действующая система налогообложения РФ является наиболее близкой к налоговой системе Запада, учитывая, что в странах Запада, так же существуют некоторые отличия. Исключением являются страны ЕЭС, налоговая система таких стран унифицирована.
Одним из важнейших шагов формирования системы взаимоотношений между предприятиями и государственным бюджетом был переход к полному хозяйственному расчету и самофинансированию. Главным достоинством такого перехода было то, что теперь распределение прибыли имело нормативный характер, то есть, не часть, а вся суммарная прибыль предприятия распределялась по ранее утвержденным, вышестоящими органами, экономическим нормативам. В результате чего был полностью устранен, так называемый свободный остаток прибыли, который на практике свободным никогда не был. Одновременно было признано равенство интересов между предприятиями и государством при распределении прибыли. Нормативы были сформированы с учетом потребностей предприятий в средствах не только на простой, но и на расширеннее воспроизводства.
Однако система экономических нормативов имела большое количество недостатков. Не смотря на тот факт, что такие нормативы должны быть одинаковыми для всех предприятий, они были не просто дифференцированными, а практически индивидуальными. В результате чего замена экономических нормативов распределения прибыли на налоги была просто необходима. Этот шаг предполагал устранение субъективизма из взаимоотношений предприятий и государственного бюджета. Налоги - это усовершенствованные экономические нормативы, которые являются стабильными и едиными для всех предприятий. Разрешалось дифференцирование налоговых ставок по отраслям, регионам, в то же время дифференциация по отдельным предприятиям строго запрещена. Налоги принято относить к экономическим нормативам, так как их формирование происходит по принципам схожими с нормативами. То есть, к примеру, ставка налога на прибыль может быть рассмотрена в виде норматива отчислений от прибыли в бюджет, но установленный на общегосударственном уровне. Замена нормативов об отчислении процента прибыли в бюджет была необходима независимо от перехода к рынку, однако переход к рыночным отношениям придал это замене значительно ускорение. Причиной тому служит тот факт, что предпринимательская деятельность не может существовать и развиваться при неопределенности взаимоотношений с государством, бюджетом и налоговой системой РФ.
Отлаженное функционирование системы - главное средство борьбы с, так называемой, черной (теневой) экономикой. В соответствии с законодательством, уплата по какому либо доходу отображает признание его законности. Укрывание дохода от налогообложения, в свою очередь, преследуется законом. Увеличение роли налогов в России, а так же превращение их в главный способ изъятия части доходов с физических (юридических) лиц в бюджет свидетельствует о росте финансовой культуре в обществе. После достижения определенного уровня грамотности населения налоги будут трактоваться самим народом, как способ участия собственными силами (средствами) в решении общегосударственных проблем, но для этого ставки налогов должны соответствовать интересам граждан, предпринимателей и государства.
Фактом является то, что налоговая система имеет преимущество перед другими формами изъятия доходов в сторону государственного бюджета. Одним из таких преимуществ является то, что налоги несут правовой характер. Состав, ставки налогов определяются не министерствами и ведомостями, а непосредственно Законами. Это является очень важным аспектом, так как, к примеру, в России правительством предлагалось установить ставку налога на прибыль предприятий в размере 40%, но в законодательстве была прописана цифра равная 32% (разница является очень существенной).
Так же, переход от нормативов к налогам свидетельствует о мотивах демократизации экономических аспектов жизни страны, так как налог является единым для всех, что вовсе не означает отмену дифференцирования ставки налога. Ставки дифференцировать можно и даже нужно, но дифференциация должна проводиться по экономическим, социальным, региональным аспектам, и не в коем случае не по отдельным физическим (юридическим) лицам.
Сейчас, во многих странах наблюдается тенденция упрощения налоговой системы. Для предпринимателей, чем проще налоговая система, тем меньше забот при составлении отчетных документов и тем больше остается времени на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции. Для налоговых органов, чем проще налоговая система, тем проще следить за своевременностью и правильностью уплаты налогов, избавиться от лишней бюрократизации, что, в конечном итоге, может позволить уменьшить число работников финансовых учреждений. Данная тенденция может быть подтверждена тем фактом, что в некоторых странах установлен единый налог на добавленную стоимость. К сожалению, в РФ очень сложная структура системы налогов. В нее включаются множество налогов, отчислений, акцизов и сборов, которые на самом деле, почти практически не имеют отличия. Как следствие, такое количество платежей имеет неблагоприятные исходы. К примеру, бухгалтерия предприятий часто допускает ошибки при отчислениях налогов, вследствие чего предприятие обязывается выплачивать пени (процент) за несвоевременную уплату налога.
Так же, в существующих законах, в которых устанавливаются ставки налога, и доходы, из которых эти самые налоги отчисляются. К сожалению, очень часто в таких законах неоднозначно указаны все необходимые элементы по данным налогам. Вследствие чего через некоторое время после опубликования, Министерством финансов публикуется разъяснения, как тот или иной налог правильно высчитывать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговая система является одним из фундаментальных элементов рыночной экономики. Она может выступать в качестве инструмента государственного воздействия на развитие хозяйства, так же, она может определять приоритеты социального и экономического развития. Следственно, существует необходимость в том, чтоб налоговая система РФ являлась адаптированной к новым общественным отношениям, а так же не противоречила мировому опыту.
В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.
И все же новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его основные недостатки следующие: запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство - не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. Выдвигаемые реформаторские предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы.
Несомненно вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Несомненно, для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить налоговую систему страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Галкин В.Ю. Новые методы хозяйствования: налоговые платежи из прибыли предприятий и их роль в формировании доходов государственного бюджета. М., 2002.
Киперман Г. Я., Белялов А. З. "Налогообложение предприятий и граждан в Российской Федерации". М., 2010.
Столяров В. Ф., Хасан-Бек Ц. М. Налогообложение и рыночная экономика. Киев, 1998.
Черник Д. Г. Налоги. М., "Финансы и статистика" , 2009.
Налоги: учебное пособие /Д.Г. Черник. М., Финансы и статистика, 2002.