Наличие и движение материальных ценностей

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,03 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Наличие и движение материальных ценностей

Введение

Ни одно предприятие не обходится без применения материальных ценностей в своей хозяйственной деятельности. Учитывая важность правильного распределения и эффективного использования материальных ценностей, а также необходимость постоянного учета и контроля их распределения, целесообразно наладить в кредитной организации эффективную систему учета запасов и ценностей, занятых в деятельности кредитной организации.

Основные задачи бухгалтерского учета материальных ценностей:

контроль за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения и на всех стадиях обработки;

правильное и своевременное документирование всех операций но движению материальных ценностей, выявление и отражение затрат, связанных с их приобретением, и их остатков по местам хранения и статьям баланса;

выявление излишних и неиспользуемых ценностей, их реализация.

достоверное и своевременное отражение движения ценностей на счетах бухгалтерского учета;

Поэтому необходимо максимально устранять потери и нерациональные расходы материальных ценностей, которые, в частности, могут возникнуть при неэффективной организации учета и контроля использования материалов.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики определяющее значение приобретает качественные показатели (снижение удельных затрат материалов и топлива), поэтому эта тема в практической экономике очень актуальна. Необходимо наиболее эффективно организовать правильный учет и контроль материальных ценностей, чтобы избежать их потерь и нерациональных расходов.

Объект исследования - материальные ценности организаций в РФ.

Предмет исследования - теоретические, методические и организационные вопросы бухгалтерского учета материальных ценностей.

Цель исследования - изучение учета материальных ценностей и документального оформления соответствующих операций по ним.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

изучить основы учета материальных ценностей;

проанализировать учет материальных ценностей;

исследовать счета и особенности учета в соответствии с планом счетов.

Структура работы включает введение, 2 главы, заключение и содержание. В первой главе рассматриваются вопросы, касающиеся общей организации учета материальных ценностей, особенностям оформления учета материальных ценностей. Во второй главе исследуются особенности учета материальных ценностей в государственных организациях.

1.Теоретически положения учета материальных ценностей

Для выполнения своих функций организации необходима материально-техническая база: здания (помещения), вычислительная и организационная техника, мебель, сейфовое оборудование и другой хозяйственный инвентарь, который согласно установленной в бухгалтерском учете классификации средств может относиться к основным средствам или к материальными ценностями. Кроме того, организации могут пользоваться в своей деятельности различными правами, которые в учете называются нематериальными активами.

Материальные ценности наравне с основными средствами и нематериальными активами составляют имущество организации.

Бухгалтерский учет имущества должен обеспечить:

правильное оформление документов и своевременное отражение поступления, внутреннего перемещения, выбытия имущества;

достоверное определение первоначальной стоимости имущества с учетом всех затрат, связанных с сооружением (строительством), созданием (изготовлением), приобретением и другими поступлениями имущества;

полное отражение затрат по изменению первоначальной стоимости имущества при достройке, дооборудовании, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации;

контроль за сохранностью имущества, принятого к бухгалтерскому учету;

определение фактических затрат, связанных с содержанием имущества;

достоверное определение результатов от реализации и прочего выбытия имущества;

получение информации об имуществе, необходимой для раскрытия в бухгалтерской отчетности.

Для выполнения указанных задач организацией должны быть разработаны рациональные системы документооборота, определены лица, ответственные за сохранность имущества.

Все операции должны оформляться оправдательными документами. Эти документы являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Оформление первичных учетных документов производится в соответствии с требованиями ФЗ № 402 "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 г.

Первоначальной стоимостью имущества (за исключением нематериальных активов), приобретенного за плату, в том числе бывшего в эксплуатации, признается сумма фактических затрат организации на сооружение (строительство), создание (изготовление), приобретение, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования.

Первоначальной стоимостью имущества, полученного в счет вклада в уставный капитал организации, является согласованная учредителями (участниками) его денежная оценка, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, и фактические затраты на его доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования.

Первоначальной стоимостью имущества, полученного по договору дарения и в иных случаях безвозмездного получения, является рыночная цена имущества на дату принятия к бухгалтерскому учету и фактические затраты на его доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования.

Оценка имущества, стоимость которого при приобретении выражена в иностранной валюте, определяется в рублях по официальному курсу иностранной валюты по отношению к рублю, установленному Центральным банком Российской Федерации, действующему на дату принятия имущества к бухгалтерскому учету.

Имущество выбывает из кредитной организации в результате:

перехода права собственности (в том числе при реализации);

списания вследствие непригодности к дальнейшему использованию (в результате морального или физического износа, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях).

К бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

предназначенные для продажи;

используемые для управленческих нужд организации.

Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).

Товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи.

Единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материально-производственных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материально-производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.

Для учета материально - производственных запасов применяют следующие синтетические счета:

«Материалы»;

«Заготовление и приобретение материальных ценностей»;

«Отклонение в стоимости материальных ценностей»;

«Товары»;

«Готовая продукция»;

Забалансовые счета 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», 003 «Материалы, принятые в переработку», 004 «Товары, принятые на комиссию».

К счету 10 «Материалы» могут быть открыты следующие субсчета:

«Сырье материалы»;

«Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;

«Топливо»;

«Тара и тарные материалы»;

«Запасные части»;

«Прочие материалы»;

«Материалы, переданные в переработку на сторону»;

«Строительные материалы»;

9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» и др.

Для определения пригодности имущества к дальнейшему использованию, возможности его восстановления, а также для оформления документации на списание пришедшего в негодность имущества в организации создается комиссия из соответствующих должностных лиц. При этом в комиссию должны быть включены заместитель руководителя организации, главный бухгалтер (бухгалтер), представитель юридической службы, другие специалисты (по решению руководителя) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность имущества.

В компетенцию комиссии входят:

осмотр, имущества, подлежащего списанию, с использованием технической документации, данных бухгалтерского учета, установление непригодности его к восстановлению и дальнейшему использованию;

установление причин списания имущества;

выявление лиц, по вине которых произошло выбытие имущества, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности;

определение возможности использования или реализации (в том числе как вторсырья, лома, утиля) отдельных узлов, деталей, материалов списываемого имущества и их оценка, контроль за изъятием из списываемого имущества отдельных узлов, деталей, материалов, состоящих или содержащих цветные и драгоценные металлы, определение веса, стоимости и сдача на склад;

составление акта на списание объекта основных средств, акта на списание автотранспортных средств с приложением актов об авариях, если они имели место. В указанных актах должны быть указаны данные, характеризующие объект, дату принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления, приобретения или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость, сумма начисленной амортизации (износа), проведенные ремонты, причины выбытия, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов. Указанные акты утверждаются руководителем организации.

2.Понятие классификация оценка и задачи учета материальных ценностей

За учет материальных ценностей принимаются активы:

предназначенные для продажи;

используемые для управленческих нужд организации.

Основными задачами учета материальных ценностей являются:

а) формирование фактической себестоимости запасов;

б) правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску запасов;

в) контроль за сохранностью запасов в местах их хранения (эксплуатации) и на всех этапах их движения;

г) контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг;

д) своевременное выявление ненужных и излишних запасов с целью их возможной продажи или выявления иных возможностей вовлечения их в оборот;

е) проведение анализа эффективности использования запасов.

Основные требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету материальных ценностей:

сплошное, непрерывное и полное отражение движения (прихода, расхода, перемещения) и наличия запасов;

учет количества и оценка запасов;

оперативность (своевременность) учета запасов;

достоверность;

соответствие синтетического учета данным аналитического учета на начало каждого месяца (по оборотам и остаткам);

соответствие данных складского учета и оперативного учета движения запасов в подразделениях организации данным бухгалтерского учета.

Классификация материалов. В зависимости от роли, которую играют разнообразные производственные запасы в процессе производства, их разделяют на следующие группы: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, отходы (возвратные), топливо, тара и тарные материалы, запасные части, инвентарь и хозяйственные принадлежности.

Сырье и основные материалы - предметы труда, из которых изготовляют продукт и которые образуют материальную (вещественную) основу продукта. Сырьем называют продукцию сельскохозяйственного хозяйства и добывающей промышленности (зерно, хлопок, скот, молоко и др.), а материалами - продукцию обрабатывающей промышленности (мука, ткань, сахар и др.).

Вспомогательные материалы используют для воздействия на сырье и основные материалы, придания продукту определенных потребительских свойств или же для обслуживания и ухода за орудиями труда и облегчения процесса производства (специи в колбасном производстве, смазочные, обтирочные материалы и др.).

Следует иметь в виду, что деление материалов на основные и вспомогательные носит условный характер и нередко зависит лишь от количества материала, использованного на производство различных видов продукции.

Покупные полуфабрикаты - сырье и материалы, прошедшие определенные стадии обработки, но не являющиеся еще готовой продукцией. В изготовлении продукции они выполняют такую же роль, как и основные материалы, т.е. составляют их материальную основу.

Возвратные отходы производства - остатки сырья и материалов, образовавшиеся в процессе их переработки в готовую продукцию, полностью или частично утратившие потребительские свойства исходного сырья и материалов (опилки, стружка и др.).

Из группы вспомогательных материалов отдельно выделяют в связи с особенностью их использования топливо, тару и тарные материалы, запасные части.

Топливо подразделяют на технологическое (для технологических целей), двигательное (горючее) и хозяйственное (на отопление).

Тара и тарные материалы - предметы, используемые для упаковки, транспортировки, хранения различных материалов и продукции (мешки, ящики, коробки). Запасные части используют для ремонта и замены износившихся деталей машин и оборудования.

Инвентарь и хозяйственные принадлежности - это часть материальных ценностей организации, используемая в качестве средств труда в течение не более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев (инвентарь, инструменты и др.).

Кроме того, материалы классифицируют по техническим свойствам и делят на группы: черные и цветные металлы, прокат, трубы и др.

Указанные классификации производственных запасов используют для построения синтетического и аналитического учета, а также составления статистического отчета об остатках, поступлении и расходе сырья и материалов в производственно-эксплуатационной деятельности.

Единица бухгалтерского учета материальных ценностей выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материальных ценностей, порядка их приобретения и использования единицей материальных ценностей может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и прочее.

Для правильной организации учета разрабатывается номенклатура - ценник - систематический перечень наименований материалов. С их характеристиками, номенклатурными номерами и учетными ценами. Впоследствии отпуск и движение материалов оформляется документами, в которых указывается номенклатурный номер.

Таким образом к бухгалтерскому учету в качестве материальных ценностей принимаются активы:

используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

предназначенные для продажи, включая готовую продукцию и товары;

используемые для управленческих нужд организации.

Основными задачами учета материальных ценностей являются:

формирование фактической себестоимости запасов;

правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску запасов;

контроль за сохранностью запасов в местах их хранения (эксплуатации) и на всех этапах их движения;

контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг;

своевременное выявление ненужных и излишних запасов с целью их возможной продажи или выявления иных возможностей вовлечения их в оборот;

проведение анализа эффективности использования запасов.

Основные требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету материальных ценностей:

сплошное, непрерывное и полное отражение движения (прихода, расхода, перемещения) и наличия запасов;

учет количества и оценка запасов;

оперативность (своевременность) учета запасов;

достоверность;

соответствие синтетического учета данным аналитического учета на начало каждого месяца (по оборотам и остаткам);

соответствие данных складского учета и оперативного учета движения запасов в подразделениях организации данным бухгалтерского учета.

3.Нормативное регулирование учета материальных ценностей

бухгалтерский учет материальный ценность

Учет материально производственных запасов регламентируется следующими нормативными документами: Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 г № 129-ФЗ., в редакции Федерального закона от 23.07.98г. № 123 "О бухгалтерском учете" Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I и II. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. приказа Минфина РФ от24.03.2000г. №31н).

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н., в редакции 2002г.

Положение по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. ПБУ 5/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.01 г. №44н. (взамен действовавшего ПБУ 5/98).

Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6.03.98 г. N 283, приказом Минфина России от 9.06.01 г. N 44н утверждено положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов ПБУ 5/01 (приказ зарегистрирован в Минюсте России 19 июля 2001 г., регистрационный номер 2806). Новое положение вышло взамен ранее утвержденного приказом Минфина России от 15.06.98 г. N 25н положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/98". Разработка новой редакции положения вызвана введением в практику российского бухгалтерского учета отдельных требований международных стандартов финансовой отчетности, которые не были реализованы в ранее принятом положении (отражение в бухгалтерском учете создания резервов под снижение стоимости материальных ценностей).

С выходом ПБУ 5/01 завершен последовательный ряд изменений, касающихся отражения в учете средств труда, включаемых в состав средств в обороте, или так называемых малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП), в новом положении такое понятие отсутствует. С введением в действие положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденного приказом Минфина России от 30.03.01 г. №26н, приобретаемые активы, учитываемые ранее в составе МБП, включаются в состав материально-производственных запасов и отражаются как инвентарь и хозяйственные принадлежности на счете 10 "Материалы". При принятии к бухгалтерскому учету материальных активов, срок полезного использования которых превышает 12 месяцев, вне зависимости от их стоимости организациям следует руководствоваться ПБУ 6/01. Методических указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2001 года №119н Методические рекомендации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95г. №49.Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации. Утвержден постановлением Госкомстата России от 30.10.97г. №71а,Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2000г. № 166-ФЗ). Приказ Минфина РФ от 26.12.2002г № 135н «в утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету специального приспособления, специального оборудования и специально одежды» Учетная политика организации

Материальные ценности принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

Фактической себестоимостью материальных ценностей, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

К фактическим затратам на приобретение материальных ценностей относятся:

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей;

таможенные пошлины;

невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материальных ценностей;

вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные ценности;

затраты по заготовке и доставке материальных ценностей до места их использования, включая расходы по страхованию. Данные затраты включают, в частности, затраты по заготовке и доставке материальных ценностей; затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации, затраты за услуги транспорта по доставке материальных ценностей до места их использования, если они не включены в цену материальных ценностей, установленную договором; начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит); начисленные до принятия к бухгалтерскому учету материальных ценностей проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих запасов;

затраты по доведению материальных ценностей до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты организации по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг;

иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материальных ценностей.

Не включаются в фактические затраты на приобретение материальных ценностей общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материальных ценностей.

Фактическая себестоимость материальных ценностей при их изготовлении самой организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов. Учет и формирование затрат на производство материальных ценностей осуществляется организацией в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции.

Фактическая себестоимость материальных ценностей, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Фактическая себестоимость материальных ценностей, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

При невозможности установить стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость материальных ценностей, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные материальные ценности.

В фактическую себестоимость материальных ценностей, включаются также фактические затраты организации на доставку материальных ценностей и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Фактическая себестоимость материальных ценностей, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Материальные ценности, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к учету в оценке, предусмотренной в договоре.

Материальные ценности, на которые в течение отчетного года рыночная цена снизилась или они морально устарели либо полностью или частично потеряли свои первоначальные качества, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости с учетом физического состояния запасов. Снижение стоимости материальных ценностей отражается в бухгалтерском учете в виде начисления резерва.

Резерв под снижение стоимости материальных ценностей создается по каждой единице материальных ценностей, принятой в бухгалтерском учете. Допускается создание резервов под снижение стоимости материальных ценностей по отдельным видам (группам) аналогичных или связанных материальных ценностей. Не допускается создание резервов под снижение стоимости материальных ценностей по таким укрупненным группам (видам) материальных ценностей, как основные материалы, вспомогательные материалы, готовая продукция, товары, запасы определенного операционного или географического сегмента и т.п.

Расчет текущей рыночной стоимости материальных ценностей производится организацией на основе информации, доступной до даты подписания бухгалтерской отчетности. При расчете принимается во внимание:

изменение цены или фактической себестоимости, непосредственно связанные с событиями после отчетной даты, подтверждающими существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность;

назначение материальных ценностей;

текущая рыночная стоимость готовой продукции, при производстве которой используется сырье, материалы и другие материальные ценности. Резерв под снижение стоимости материальных ценностей не создается по сырью, материалам и другим материально-производственным запасам, используемым при производстве готовой продукции, работ, оказании услуг, если на отчетную дату текущая рыночная стоимость этой готовой продукции, работ, услуг соответствует или превышает ее фактическую себестоимость.

Организацией должно быть обеспечено подтверждение расчета текущей рыночной стоимости материальных ценностей.

Если в период, следующий за отчетным, текущая рыночная стоимость материальных ценностей, под снижение стоимости которых в отчетном периоде был создан резерв, увеличивается, то соответствующая часть резерва относится в уменьшение стоимости материальных расходов, признанных в периоде, следующем за отчетным.

Начисление резерва под снижение стоимости запасов отражается в бухгалтерском учете по счету «Прочие доходы и расходы». Начисленный резерв списывается на увеличение финансовых результатов (счет «Прочие доходы и расходы») по мере отпуска относящихся к нему запасов.

Поступающие в организацию материалы оформляют бухгалтерскими документами в следующем порядке.

Вместе с отгрузкой продукции поставщик высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы: платежное требование (в двух экземплярах: один непосредственно покупателю, другой - через банк), товарно-транспортные накладные, квитанцию к железнодорожной накладной и др. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов, поступают в бухгалтерию, где проверяется правильность их оформления, после чего их передают ответственному исполнителю по снабжению.

В отделе снабжения по поступающим документам проверяют соответствие объема, ассортимента, сроков поставки, цен, качества материалов и др. договорным условиям. В результате такой проверки на самом расчетном или другом документе делают отметку о полном или частичном акцепте (согласии на оплату). Кроме того, отдел снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. С этой целью в отделе снабжения ведут Журнал учета поступающих грузов, в котором указывают регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке запроса о розыске груза. В примечаниях делают отметку об оплате счета или отказе от акцепта.

Проверенные платежные требования из отдела снабжения передают в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций - экспедитору для получения и доставки материалов.

Экспедитор принимает на станции прибывшие материалы по количеству мест и массе. При обнаружении им признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, он может потребовать от транспортной организации проверки груза. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.

Для получения материалов со склада иногородних поставщиков экспедитору выдают наряд и доверенность, в которых указывают перечень материалов, подлежащих получению. При приемке материалов экспедитор производит не только количественную, но и качественную приемку.

Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материала данным счета поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляют приходными ордерами. Приходный ордер подписывают заведующий складом и экспедитор.

Материальные ценности приходуют в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, числовых). Если материалы поступают в одной единице, а расходуются в другой, то они учитываются одновременно в двух единицах измерения.

При отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными разрешается осуществлять оприходование материалов без выписки приходного ордера. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера. Количество первичных документов при этом сокращается.

В тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку материалов производит комиссия и оформляет акт о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику. В составе комиссии должен быть представитель поставщика или представитель незаинтересованной организации. Акт составляют также при приемке материалов, поступивших на предприятие без счета поставщика (неотфактурованные поставки).

Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в четырех экземплярах: первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя; второй - для оприходования материалов получателем; третий - для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку ценностей; четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу. Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя в случае отсутствия расхождения количества поступивших грузов с данными накладной. При наличии такого расхождения приемку материалов оформляют актом о приемке материалов.

Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства и др. оформляют одно- или многострочными требованиями-накладными, которые выписывают цехи-сдатчики в двух экземплярах: первый является основанием для списания материалов с цеха-сдатчика, второй направляется на склад и используется в качестве приходного документа. Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуются на основании акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений.

Подотчетные лица приобретают материалы в организациях торговли, у других организаций и кооперативов, на колхозном рынке или у населения за наличные деньги. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный счет или акт (справка), составляемый подотчетным лицом, в котором он излагает содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, наименования и количества материалов и цены, а также данных паспорта продавца товара. Акт (справку) прилагают к авансовому отчету подотчетного лица.

В соответствии с Планом счетов, учет поступления материалов и сумм транспортно-заготовительных расходов ведется одним из следующих способов, которые необходимо указать в Учетной политике предприятия:

)        На счете 10 «Материалы» открываются два субсчета 10/учетные цены и 10/ТЗР для раздельного отражения стоимости материалов по учетным ценам и сумм ТЗР;

)        С использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» для учета затрат по заготовлению и отклонению;

)        Прямое включение ТЗР в фактическую себестоимость материалов (при небольшой номенклатуре материалов).

Фактическая себестоимость всех поступивших материалов формируется в конце месяца, поэтому текущий учет отпуска материалов в производство и на другие цели разрешается вести по учетным ценам. В качестве таких цен выступают следующие:

)        Договорные цены

)        Фактическая себестоимость материалов

)        Планово-расчетные цены

)        Средняя цена группы.

В конце месяца рассчитываются отклонения в стоимости материалов, отпущенных по учетным ценам от их фактической себестоимости по проценту отклонений.

% отклонений =*100%

Сумма ТЗР=

Рассчитанная сумма ТЗР ежемесячно списывается на те же счета, где был отражен расход материалов по учетным ценам. На практике расчет ТЗР делают в специальном регистре «Ведомость №10».

Таблица 1. Расчет ТЗР

Показатели

Учетные цены

ТЗР

Фактич. себестоимость

Остаток на начало месяца

10000

800

10800

Материалы за месяц

100000

1500

101500

Итого поступило с остатком

110000

2300

112300

% ТЗР

= 2300/110000=2,09%

Списано в отчетном периоде на разные нужды

11000

230

11230

Остаток на конец месяца

99000

2070

101070


Пример 1

Организация ООО «Боец» приобретает патроны 5 мм в количестве 35000 шт. по цене 1,77 рублей за штуку с НДС. Расходы на доставку 3540 рублей с НДС, консультационные расходы 1180 рублей с НДС. Отразим приобретение патронов двумя способами.

Таблица. Журнал регистрации хозяйственных операций

№ п/п

Сумма, руб.

Дебет

Кредит

С использованием счетов 10/уч цены и 10/ТЗР и 15

1

Отражено приобретение патронов 5 мм

52500

10/уч цены

60

2

Отражен НДС по приобретенным патронам

9450

19

60

3

Отражены расходы на доставку патронов

3000

10/ТЗР (15)

60

4

Отражен НДС с доставки патронов

540

19

60

5

Отражены консультационные расходы

1000

10/ТЗР (15)

60

6

Отражен НДС по консультац. расходам

180

19

60

7

Принят к вычету перед бюджетом НДС

10170

68

19

8

Оплачен счет поставщика за патроны, доставку и консультацию

66670

60

51


На счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» отражается поступление материалов по договорным ценам, а также ТЗР.

В конце месяца на 15 счете определяются отклонения сопоставлением дебетового и кредитового оборота. Положительные отклонения списываются с кредита 15 счета в дебет 16 счета, отрицательные отклонения списываются наоборот либо делается сторнировочная запись.

В конце месяца отклонения в стоимости списываются в дебет тех же счетов, куда в течение месяца списаны материалы в расход по учетным ценам. Распределения производят по той же формуле% отклонений. Положительные отклонения списываются с дебета 16 счета в кредит счетов затрат (20, 23, 25, 26, 44, 29). Отрицательные отклонения отражаются той же записью, но сторно.

4.Регулирование учета материальных ценностей согласно МСФО

Международный Стандарт Бухгалтерского Учета №2 «Запасы» вступает в силу для финансовых отчетов, начиная с или после 1 января 1995 года и заменяет Международный Стандарт Бухгалтерского Учета 2 «Оценка и представление товарно-материальных запасов» на основе «Контекста себестоимости прошлых затрат».

Цель данного стандарта состоит в предписании форм учета товарно-материальных запасов в системе калькуляции по прошлым затратам. Основной вопрос в учете товарно-материальных запасов заключается в определении себестоимости, которая должна быть признана как актив, и оставаться таковой до момента признания соответствующей выручки с продаж. Этот стандарт является практическим руководством в определении себестоимости и ее последующего признания как расхода, включая любое частичное списание стоимости до чистой стоимости реализации. Он также является руководством по применению формул стоимости, которые используются для определения затрат на товарно-материальных запасов. Например, Вы являетесь импортером. По окончании каждого года от своего поставщика Вы получаете оптовую скидку в размере 5% от общей суммы приобретенных Вами товаров.

Стоимость запасов определяется с учетом:

затрат по транспортировке до складов

импортных пошлин, которыми облагаются приобретаемые товары

оптовой скидки поставщика

В соответствии с МСФО себестоимость запасов должна включать все затраты на приобретение, затраты на переработку и прочие затраты, понесенные для того, чтобы доставить запасы до места их настоящего нахождения и состояния.

В соответствии с параграфами 8 и 9 МСФО затраты на приобретение запасов включают «цену покупки, импортные пошлины и прочие налоги (кроме тех, которые впоследствии возмещаются компании налоговыми органами), транспортные, транспортно-экспедиторские и другие расходы, непосредственно относимые на приобретение готовой продукции, материалов и услуг».

Таблица


ОПУ/ББ

Дт

Кт

Запасы

ОПУ


25.000

Денежные средства (скидка от поставщика)

ББ

25.000


Снижение оценки запасов с учетом оптовой скидки





Затраты переработки запасов включают затраты, непосредственно связанные с единицами продукции, такие как прямые затраты труда.

К ним также относится систематическое распределение постоянных и переменных накладных производственных расходов, которые имеют место при переработке сырья в готовую продукцию.

Постоянными накладными производственными расходами являются те косвенные производственные затраты, которые остаются относительно неизменными независимо от объема производства, такие как амортизация и обслуживание зданий и оборудования и административно-управленческие расходы.




Заключение

Аналитическая информация о составе, количестве, стоимости, движении материальных ценностей необходима кредитной организации. Эта информация важна как для обеспечения контроля за сохранностью ценностей, так и для принятия своевременных и правильных управленческих решений.

Целью учета материальных ценностей является осуществление достоверного контроля за их движением, во избежание потерь и нецелесообразного и неэффективного использования ценностей.

Материальные ценности принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, определенной как сумма фактических затрат кредитной организации, связанных с их приобретением.

Контроль над движением ценностей, сохранностью и рациональным использованием осуществляется по документам бухгалтерского учета. Эти документы также служат информационной базой для анализа использования материальных ценностей, в результате которого выявляются факторы, оказывающие отрицательное влияние на финансовые результаты деятельности кредитных организаций.

Существенно улучшить бухгалтерский учет материальных ценностей можно, совершенствуя применяемые документы, т. е. более широко используя накопительные документы. В этих же целях важное значение имеет классификация и оценка материальных ценностей кредитных организаций по определенным признакам для своевременной и правильной организации синтетического и аналитического учета.

Информационной базой для проверки материальных ценностей являются: нормативные документы, касающиеся приема, учета, хранения и отпуска материальных ценностей; приказ об учетной политике; первичные документы по оформлению операций с ценностями, организационно - правовые документы и материалы; бухгалтерская отчетность кредитной организации и бухгалтерские регистры по учету ценностей.

Главными задачами проведения ревизий материальных ценностей в кредитной организации являются: проверка соответствия количества ценностей с данными бухгалтерского учета и проверка соблюдения материально-ответственными лицами надлежащего хранения ценностей.

Основным счетом, по которому отражается движение материальных ценностей, является счет 610 «Материальные запасы».

Данная курсовая работа рассмотрела круг вопросов, связанных с организацией ведения учета материальных ценностей. В результате проделанной работы были изучены основы учета материальных ценностей и исследованы счета, по которым ведется учет материальных ценностей. Таким образом, поставленная цель курсовой работы - изучить учет материальных ценностей и документальное оформление соответствующих операций по ним - была выполнена.

Список использованных источников

.           Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г.

2.      Федеральный закон РФ от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт».

.        Приложение к приказу Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»

.        Постановление Госкомстата РФ от 30.10.1997 № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» (в ред. Постановления Госкомстата РФ от 06.04.2001 N 26)

.        Положение ЦБ РФ «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ» от 26.03.2007 № 302 -П.

.        Положение ЦБ РФ «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории РФ» от 24.04.2008 № 318-П

.        Абрамов А.Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности пред приятия в 2-х ч.М.: Экономика и финансы М., АКДИ, 2011 г. 670 с.

.        Балабанов И.Т. «Материальные ценности»,М., Перспектива, 2012 г. 418 с.

.        Белоцветов А.А. «Расчеты и операционная работа в организациях» Киев, 2011 г. 311 с.

.        Виноградов. Д. В., Дорошенко М.Е. «Финансово-денежная экономика», М., ГУ ВШЭ, 2011 г., 500 с.

11. Волков Н.Г. Оценка товарно-материальных ценностей в учете и отчетности. //Бухгалтерский учет М. Экономист, 2013 г. № 11 228 с.

12.    Глушков И.Е. «Бухгалтерский учет». Москва, 2011 г., 318 с.

.        Капаева Т.И. «Бухгалтерский учет Учебник», ИНФРА-М, 2010 г. 408 с.

.        Ковалева А.М. Финансы в управлении предприятием. - М.: Финансы и статистика, М., ДЕЛО, 2012 г. 527 с.

.        Луговой В.А. Учет производственных запасов. // М., Бухгалтерский учет 2012 г., № 4, 119 с.

.        Смольянинова Е.Н. «Бухгалтерский учет и финансовые ценности. Руководство», М., Эксмо, 2012 г., 309 с.

17. <http://www.grandars.ru/student/buhgalterskiy-uchet/uchet-materialno-proizvodstvennyh-zapasov.html>

.        <http://www.be5.biz/ekonomika/bknp/09.htm>

.        <http://v8.1c.ru/enterprise/7/71.htm>

.        <http://sprbuh.systecs.ru/uchet/uchet_materialov/materialy_formy_documentov.html>

.        http://www.nnre.ru/delovaja_literatura/buhgalterskii_uchet_v_selskom_hozjaistve/p6.php

Похожие работы на - Наличие и движение материальных ценностей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!