Методика проведения аудита расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,49 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методика проведения аудита расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость

Введение

В современной России основным источником наполнения доходной части бюджета являются налоги и таможенные платежи (таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы и др.). НДС, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог и налог на имущество, составляют основу налоговых систем в Российской Федерации.

В рыночной экономике НДС - один из наиболее устойчивых и эффективных налогов. Налог на добавленную стоимость оказывает большое влияние на финансово-хозяйственную деятельность организации и вызывает, как правило, больше всего трудностей, как при расчете, так и при проведении проверки. Поэтому является, необходимым в ходе аудиторской проверки обращать особое внимание на правильность исчисления и уплаты данного налога.

Целью данного курсового проекта является изучение методики проведения аудита расчетов с бюджетом по НДС в конкретной сельскохозяйственной организации, составление программы проведения данной аудиторской проверки, определение процедур проведения проверки расчетов с бюджетом по НДС и последовательность их составления. Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:

üоценить состояния синтетического и аналитического учета расчетов по НДС;

üпроверить формирования налоговой базы, применения налоговых льгот и налоговых вычетов;

üпроконтролировать отражение текущих налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности;

üпроверить соблюдения организацией налогового законодательства при формировании налоговой базы по НДС, полноты и своевременности уплаты налога в бюджет.

Объектом исследования было выбрано открытое акционерное общество «Совхоз - Весна» Саратовского района Саратовской области.

Источниками информации для написания курсового проекта послужили бухгалтерская отчётность ОАО «Совхоз - Весна» за 2011, 2012 и 2013 г, учебные пособия и периодические издания по теме работы.

Для проведения исследования в курсовом проекте были использованы следующие методы: монографический метод, метод сравнения, расчетно-конструктивный метод, метод абсолютных разниц.

синтетический аналитический учет аудит

1.Теоритические основы организации аудиторских проверок расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость

Цель, задачи, источник информации при проведении аудита расчетов с бюджетом по НДС

С.М. Бычкова, доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного аграрного университета [33; c. 9] определяет целью аудита операций, связанных с НДС, установление соответствия порядка исчисления НДС требованиям налогового законодательства.

Основные задачи этого вида аудита:

üоценка состояния синтетического и аналитического учета расчетов по НДС;

üпроверка формирования налоговой базы, применения налоговых льгот и налоговых вычетов;

üконтроль за отражением текущих налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности;

üпроверка соблюдения организацией налогового законодательства при формировании налоговой базы по НДС, полноты и своевременности уплаты налога в бюджет.

В процессе аудиторской проверки операций по НДС необходимо руководствоваться следующими нормативными документами:

глава 21 НК РФ с изменениями и дополнениями;

методические рекомендации по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденные приказом МНС России от 20.12.2000 г. N БГ-3-03/447;

постановление Правительства Российской Федерации от 2.12.2000 г. N 914 (с изменениями и дополнениями.) "Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость".

-Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования»

-Федеральный закон от 17.12.2012 г. N 318-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость"

В качестве источников информации аудитор использует следующие документы: бухгалтерский баланс (форма N 1); отчет о прибылях и убытках (форма N 2); Приказ об учетной политики; главная книга или оборотно-сальдовая ведомость; приказ об учетной политике организации; регистры бухгалтерского учета по счетам 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость", 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"; налоговые декларации; книга покупок; книга продаж; счета-фактуры; первичные документы, подтверждающие поступление товарно-материальных ценностей, реализацию продукции (оказание услуг).

1.1 Методика проведения аудита расчетов с бюджетом по НДС

Начиная проверку, следует ознакомиться с результатами предыдущих аудиторских и налоговых проверок предприятия. Это позволит выяснить характер ошибок, если такие были допущены в учете в предыдущем отчетном периоде, и наметить объекты для углубленного контроля.

Проверка проводится выборочным или сплошным методом по усмотрению аудитора. До начала проверки целесообразно провести тестирование работников, занимающихся учетом НДС, с целью оценки надежности системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля. После оценки уровня системы контроля определяется необходимый объем аудиторских процедур.

Методику проведения аудита расчетов с бюджетом по НДС на рассматриваемом предприятии осуществляются в три этапа:

первоначальный этап;

основной этап;

заключительный этап.

На первоначальном этапе проводиться контроль за правильностью формирования сумм налоговых обязательств перед бюджетом аудитору необходимо выполнить следующие процедуры:

-проанализировать систему бухгалтерского и налогового учета;

оценить аудиторские риски;

рассчитать уровень существенности;

определить основные факторы, влияющие на налоговые показатели;

проверить организацию документооборота, изучить функции и полномочия служб, ответственных за исчисление и уплату налогов.

Выполнение перечисленных процедур позволяет рассмотреть существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого предприятием порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.

Аудитор должен сделать запрос на предоставление предприятием налоговых деклараций по НДС (включая все уточненные расчеты), книги покупок и книги продаж, счетов-фактур, актов выполненных работ (услуг), товарных накладных, регистров бухгалтерского учета.

На основном этапе проводится углубленная проверка участков налогового учета, на которых выявлены проблемные зоны, принимая во внимание значение уровня существенности. Для этого:

оценивается правильность определения налоговой базы по НДС;

проверяется налоговая отчетность, представленная предприятием по установленным формам;

даются расчеты, касающиеся налоговых последствий для предприятия в случаях некорректного применения норм налогового законодательства.

Основными объектами проверки при данном виде аудита и соответствующие им аудиторские процедуры являются, положения учетной политики для целей налогового учета. Основные правила формирования учетной политики для целей налогообложения указаны в ст. 167 НК РФ. Так, аудитор должен учитывать, что принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации. Она применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения.

В процессе аудиторской проверки осуществляется тестирование учетной политики на соответствие нормам действующего законодательства.

В целях получения достоверных результатов от проведения аудиторской проверки необходимо тщательно проанализировать: статус налогоплательщика; возможность применения налоговых льгот и правильность их использования; объект налогообложения; формирование налоговой базы; правомерность применения вычетов; составление и своевременность сдачи деклараций, а также своевременность уплаты налога.

Для того чтобы проверить статус налогоплательщика аудитору следует проанализировать объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) организации.

Аудитору нужно определить, выступала ли организация в качестве налогового агента (ст.161. НК РФ).

Важным также при проведении аудиторской проверки является анализ возможности применения налоговых льгот.

Для обоснования применения налоговой ставки 0% и освобождения от НДС привлекаются не только указанные в ст. 165 НК РФ документы, но и устанавливается соответствие видов деятельности аудируемого лица Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), рассматриваются лицензии организации на осуществление конкретных видов деятельности.

При проверке объекта налогообложения аудитор должен выявить ошибки, связанные с тем, что организация иногда ошибочно не начисляет НДС либо, наоборот, начисляет налог. Выявление вышеуказанных ошибок при проверке объекта налогообложения может осуществляться путем просмотра данных аналитического бухгалтерского учета по движению товарно-материальных ценностей; ознакомления с содержанием отдельных договоров, в том числе договоров дарения, безвозмездной передачи, актов выполненных строительно-монтажных работ, учредительных договоров и т.п.

Необходимо аудитору проверить цены, исходя из которых определяется налоговая база по НДС при передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд.

Особое внимание аудитор должен уделить правомерности применения налоговых вычетов по НДС. Выполнение работ по аудиту налоговых вычетов может быть разделено на два этапа. На первом этапе проводится предварительная оценка существующей в организации системы исчисления НДС. На втором этапе осуществляется проверка правильности учета НДС по приобретаемым ценностям, работам, услугам и правомерности налоговых вычетов.

При проверке правомерности применения вычетов по НДС аудитору следует:

-ознакомиться с организацией аналитического учета к счету 19 "НДС по приобретенным ценностям";

-оценить качество учета и контроля операций;

-убедиться в наличии раздельного учета НДС по приобретению товарно-материальных ценностей;

-проверить соблюдение порядка и сроков осуществления вычетов.

Кроме того, целесообразно выборочным порядком проверить соблюдение правил оформления счетов-фактур, на основании которых принимается к вычету НДС, а также убедиться в соблюдении принципа временного соответствия вычетов по НДС и оприходования товарно-материальных ценностей.

В процессе подтверждения правильности исчисления НДС аудиторы выполняют расчет налогооблагаемой базы и сравнивают полученные показатели с данными бухгалтерского учета предприятия. Правильность применения на предприятии ставок устанавливается аудиторами путем сравнения фактических ставок с их значениями, регламентированными нормативными документами для соответствующих условий (виды деятельности, группы продукции и товаров, льготы и т.д.)

Оценивая правильность составления налоговой отчетности, аудиторы проверяют наличие в ней всех установленных форм, полноту их заполнения, производят пересчет отдельных показателей, осуществляют взаимную сверку показателей, отраженных в регистрах бухгалтерского учета и в формах отчетности.

Важным моментом при проведении аудиторской проверки НДС является проверка правильности составления налоговой декларации.

По окончании работ аудитор формирует пакет рабочих документов, составляет аудиторский отчет, указав в нем выявленные нарушения и рекомендации по их исправлению. Отчет вместе с рабочей документацией представляется руководителю проверки.

2.Характеристика деятельности ОАО «Совхоз - весна» саратовского района саратовской области и среды, в которой она осуществляется

2.1 Особенности деятельности ОАО «Совхоз - Весна» Саратовского района Саратовской области

ОАО «Совхоз-Весна» основано 1 марта 1982 года, расположено в пригороде Саратова, численность персонала - 680 человек.

Согласно Уставу Предприятия его организационно-правовая форма - открытое акционерное общество, форма собственности - федеральная. Предприятие находится в ведении Главного управления растениеводства Министерства сельского хозяйства РФ.

ОАО «Совхоз-Весна» с 2002 года входит в состав 300 наиболее крупных и эффективных сельскохозяйственных предприятий России.

Применение биологической защиты растений дает возможность выращивать экологически безопасную продукцию и улучшить условия работы в теплицах. В хозяйстве работает две биолаборатории, которые нарабатывают энтомофагов и биопрепараты для борьбы с болезнями и вредителями овощных культур.

Установление микроклимата с помощью автоматизированного оборудования «Климат-контроль» и внедрение капельного орошения позволило повысить урожайность, снизить себестоимость, увеличить рентабельность и конкурентоспособность продукции.

Кроме традиционных огурцов и томатов предприятие выращивает грибы вешенки, цветы, а сейчас на предприятии кроме всего выше сказанного открыта линия, где выращиваются несколько сортов салата, петрушка, укроп, и другая «зеленая» продукция.

Специально для опыления овощей на предприятии была организована пасека, где содержатся пчелы и шмели. Мед как побочная продукция пасеки реализуется работникам предприятия.

Кроме того, на предприятии действуют:

-биокомплекс для производства биологических средств защиты растений;

-блок вспомогательных служб, включающий в себя: грузовой парк, тракторный парк, РММ, энергослужба, служба теплоснабжения, служба водоснабжения, АГЗС, стройцех;

-столовая;

-магазин.

Высшим органом управления хозяйства является совет директоров.

Общая площадь земель ОАО «Совхоз-Весна» - 86 га, из них сельскохозяйственных угодий - 68 га.

Реализация продукции в большинстве случаев проводится через посредников, каждый из которых формирует соответствующий канал распределения.

Использование посредников в сфере обращения выгодно прежде всего для производителей. В качестве посредников выступают снабженческо-сбытовые организации, крупные оптовые базы, торговые дома и магазины.

ОАО «Совхоз-Весна» основной поставщик овощей закрытого грунта города Саратова и Саратовской области. В период осложнения экономической ситуации в стране руководством совхоза был выбран единственно верный путь сохранения предприятия и коллектива высококлассных специалистов - это целенаправленное техническое перевооружение, расширение ассортимента, дальнейшее улучшение качества продукции, рациональное использование сырья, расширение рынка сбыта.

При переходе к рыночной экономике для нормального функционирования предприятия была создана собственная торговая сеть, что позволило значительно ускорить оборачиваемость денежных средств и быстро реагировать на требования потребителей нашей продукции.

Проведена компьютеризация структурных основных подразделений предприятия, отвечающих за производство овощей (температурный и влажностный режимы) и подразделений, отвечающих за учет, планирование, реализацию готовой продукции. Это мероприятие позволило поднять на качественно новую ступень процесс управления производством.

После обеспечения овощами города Саратова и области, остальная продукция вывозится в города: Москва, Екатеринбург, Тольятти, Самара, Волгоград, Тюмень.

Высокое качество продукции ОАО «Совхоз-Весна» неоднократно подтверждалось дипломами и медалями Минсельхоза России. ОАО «Совхоз-Весна» входит в число 300 наиболее крупных и эффективных сельхозпредприятий России за 2001-2005 г.г.

За последние годы ОАО «Совхоз-Весна» открыло по г. Саратову несколько фирменных магазинов и торговых точек, куда реализовывает свою продукцию. Также предприятие сбывает свою продукцию по оптовым и розничным рынкам и другим магазинам.

Основным конкурентом на рынке является агропромышленное объединение "Плодоовощпром", ГУП «Волга» и ЗАО «Элеваторхолдинг».

Благодаря правильно разработанной стратегии социального и экономического развития, предприятие работает стабильно и рентабельно.

.2 Финансово-экономическая характеристика ОАО «Совхоз - Весна» Саратовского района Саратовской области

В условиях рыночных отношений исключительно велика роль анализа финансового состояния предприятия. Это связано с тем, что предприятия приобретают самостоятельность и несут полную ответственность за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности перед совладельцами (акционерами), работниками, банком и кредиторами. Финансовое состояние предприятия это совокупность показателей, отражающих его способность погасить свои долговые обязательства. Финансовая деятельность охватывает процессы формирования, движения и обеспечения сохранности имущества предприятия, контроля за его использованием.

Анализ финансового состояния начинают с изучения состава и структуры имущества предприятия. Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую заёмные.

Важнейшим фактором, характеризующим экономические условия производства, является обеспеченность предприятия основными фондами. В процессе многократного использования основные фонды сохраняют свою натуральную вещественную форму, участвуя в процессе производства, переносят свою стоимость на продукцию постепенно по мере изнашивания.

Анализ имущественного положения предприятия основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции практически невозможно привести в сопоставимый вид.

Таблица 1 - Анализ показателей оценки имущественного положения ОАО «Совхоз - Весна»

Показатель2012 г.2013 г.2014 г.на начало годана конец годана начало годана конец годана начало годана конец годаОстаточная стоимость основных средств, тыс.руб.205947252645252645384623384623429140Итог баланса, тыс. руб.432453598543598543694122694122681818Стоимость машин и оборудования, тыс. руб.280303004030040300653006531847Стоимость транспортных средств, тыс. руб.159692219122191233392333927186Стоимость основных средств, тыс. руб.282350341212341212482180482180539785Стоимость поступивших основных средств, тыс. руб.62176156234122147Стоимость выбывших основных средств, тыс. руб.33141526664542Амортизация всех основных средств, тыс. руб.7640388567885679755797557110645Амортизация машин, оборудования, транспортных средств, тыс. руб.237832648426484299192991933612Доля основных средств в активах0,480,420,420,550,550,63Доля активной части основных средств1,101,090,150,110,110,11Коэффициент износа основных средств27,0625,9625,9620,2320,2320,50Коэффициент износа активной части основных средств7,667,1350,7156,0256,0256,94Коэффициент обновления18,2232,4022,63Коэффициент выбытия1,174,4713,39

За анализируемый период в ОАО «Совхоз - Весна» коэффициент износа основных средств сократился на 6,56 % . Коэффициент износа активной части основных средств, наоборот, увеличился на 49,28 %. По некоторым оценкам, значение коэффициента износа более чем на 50% считается нежелательным. Коэффициент обновления достигает максимального значения в 2013 г. и равняется 32,40. Это говорит о том, что предприятие больше чем на 30 % обновило основные средства. В 2014 г. этот показатель уменьшился по сравнению с 2013 г. на 9 %. В ОАО «Совхоз - Весна» в 2014 г. выбытие основных средств из-за ветхости и по другим причинам составило 13 % от основных средств, с которыми предприятие начало деятельность в отчетном периоде.

В целом в ОАО «Совхоз -Весна» наблюдается благоприятная тенденция, так как за последние годы обновляются основные средства, что повлияет на экономическую эффективность производства.

Задача анализа ликвидности баланса в ходе анализа финансового состояния предприятия возникает в связи с необходимостью давать оценку кредитоспособности предприятия, т. е. его способности своевременно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам, так как ликвидность - это способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства, реализуя свои текущие активы.

Коэффициент текущей ликвидности за анализируемый период в ОАО «Совхоз - Весна» увеличился на 3,57 и в 2014 г. составляет 4,11. В мировой практике значение этого коэффициента должно находиться в диапазоне 1-2. Коэффициент быстрой ликвидности на предприятии так же увеличился. В отчетном периоде он составил 1,94. Данный показатель определяет, какая доля кредиторской задолженности может быть погашена за счет наиболее ликвидных активов. Рекомендуемое значение данного показателя от 0,7-0,8 до 1,5. Коэффициент абсолютной ликвидности в 2012 г. равен 0,06, в 2014 г. увеличился на 0,56. Значение данного показателя не должно опускаться ниже 0,2.

Проанализировав ликвидность баланса ОАО «Совхоза - Весна» Саратовского района Саратовской области, можно сделать вывод, что предприятие способно своевременно и полностью рассчитаться по всем своим обязательствам.

Таблица 2 - Анализ ликвидности баланса ОАО «Совхоз - Весна» Саратовского района Саратовской области

№ п/пПоказатель2012 г2013 г.2014 г.Отклонение 2014 г от 2012 г. (+;-)1.Внеоборотные активы, тыс. руб.513567579788553049394822.Запасы, тыс. руб.58285803846781595301. Дебиторская задолженность, тыс. руб.00002. Денежные средства, тыс.руб.89681698219242102743. Оборотные активы, тыс. руб.84976114334128769437934. Итог баланса, тыс. руб.598543694122681818832755. Капитал и резервы, тыс. руб.4412035402036504762092736. Долгосрочные обязательства, тыс. руб.00007. Займы и кредиты, тыс. руб.1191011200240-1191018. Задолженность поставщикам и подряд., тыс. руб.166608782317-163439. Краткосрочные обязательства, тыс. руб.15734015391931342-12599810. Коэффициент текущей ликвидности0,540,744,113,5711. Коэффициент быстрой ликвидности0,170,221,941,7812. Коэффициент абсолютной ликвидности0,060,110,610,5613. Коэффициент покрытия запасов1,091,111,440,3514. Доля собственных средств в активах0,140,160,160,0515. Доля собств. оборот средств в общей их сумме-0,85-0,35-0,351,6116. Доля запасов в оборотных активах0,690,700,70-0,1617. Доля собствен. обор. средств в покрытия запасов-1,24-0,49-0,492,68

Финансовое положение предприятия можно оценивать с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспектив. В первом случае критерии оценки финансового положения - ликвидность и платежеспособность предприятия, т.е. способность своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам.

Одна из важнейших характеристик финансового состояния предприятия - стабильность его деятельности в свете долгосрочной перспективы. Она связана с общей финансовой структурой предприятия, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов.

Финансовая устойчивость в долгосрочном плане характеризуется, следовательно, соотношением собственных и заемных средств.

Таблица 3 - Анализ показателей финансовой устойчивости предприятия

Показатель2012 г.2013 г.2014 г.Отклонение, (+,-)Внеоборотные активы - всего, тыс. руб.51356757978855304939482Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев, тыс. руб.0000Оборотные активы - всего, тыс. руб.8497611433412876943793Итог баланса, тыс. руб.59854369412268181883275Капитал и резервы, тыс. руб.441203540203650476209273Долгосрочные обязательства - всего, тыс. руб.0000Краткосрочные обязательства - всего, тыс. руб.15734015391931342-125998Коэффициент концентрации собственного капитала0,740,780,950,22Коэффициент финансовой зависимости1,361,281,05-0,31Коэффициент маневренности собственного капитала-0,16-0,070,150,31Коэффициент концентрации привлеченных средств0,260,220,05-0,22Коэффициент структуры долгосрочных вложений0,000,000,000,00Коэффициент долгосрочного привлечения средства0,000,000,000,00Коэффициент структуры привлеченных средств0,000,000,000,00Уровень финансового левериджа0,360,280,05-0,31

Коэффициент концентрации собственного капитала в ОАО «Совхоз -Весна» в отчетном году по сравнению с базисным годом увеличился на 0,22 и составляет 0,95. Чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредитов предприятие. Дополнением к этому показателю является коэффициент концентрации привлеченного (заемного) капитала - их сумма равна 1 (или 100%). Коэффициент финансовой зависимости в 2014 г. равен 1, это означает, что владельцы полностью финансируют свое предприятие.

Коэффициент структуры долгосрочных вложений, коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств, коэффициент структуры долгосрочных вложений на протяжении анализа равен 0, что означает, что предприятие все не зависит от внешних инвесторов.

Проведя анализ финансовой устойчивости в ОАО «Совхоз - Весна», можно сделать вывод, что предприятие полностью финансирует себя и не зависит от внешних инвесторов.

Оценка деловой активности направлена на анализ результатов и эффективность текущей основной производственной деятельности.

Оценка деловой активности на качественном уровне может быть получена в результате сравнения деятельности данного предприятия и родственных по сфере приложения капитала предприятий.

В широком смысле деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала. В контексте анализа финансово-хозяйственной деятельности этот термин понимается в более узком смысле - как текущая производственная и коммерческая деятельность предприятия.

Деловая активность предприятия проявляется в динамичности ее развития, достижении поставленных целей, эффективном использовании экономического потенциала, расширении рынков сбыта. Деловую активность предприятия можно оценивать как на качественном, так и на количественном уровне.

Продолжительность операционного цикла в ОАО «Совхоз - Весна» сократилась на 1,32 и в отчетном году составила 55,38. Оборачиваемость собственного капитала и оборачиваемость совокупного капитала также уменьшились в отчетном году на 0,11 и 0,08 оборотов соответственно.

Таблица 4 - Анализ показателей деловой активности ОАО «Совхоз - Весна» Саратовского района Саратовской области

Показатель2012 г.2013 г.2014 г.Отклонение,(+,-)Остаточная стоимость основных средств, тыс. руб.229296318634406882177586Запасы, тыс. руб.535655369251129-2436Дебит задолженность, платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев, тыс. руб.1515317345,52934014187,5Итог баланса, тыс. руб.515498646332,5687970172472Капитал и резервы, тыс. руб.410778490703595340154137Займы и кредиты, тыс. руб.77051119562,560012-17039Задолженность поставщикам и подрядчикам, тыс. руб.10012127214549,5-5462,5Выручка от продаж, тыс. руб.509309534534621312112003Себестоимость продаж, тыс. руб.41933542441047957360238Чистая прибыль, тыс. руб.8346810916013014246674Среднесписочная численность работников, чел.740699681-59Производительность труда, тыс. руб.688,26764,71912,35224,10Оборачиваемость средств в расчетах, дней10,7111,6817,006,29Оборачиваемость запасов, оборотов7,837,909,381,55Оборачиваемость кредиторской задолженности, дней74,74112,2148,46-26,28Продолжительность операционного цикла, дней56,7057,2355,38-1,32Продолжительность финансового цикла, дней-18,05-54,986,9224,96Коэффициент погашаемости дебиторской задолженности0,030,030,050,02Оборачиваемость собственного капитала, оборотов1,151,091,04-0,11Оборачиваемость совокупного капитала, оборотов0,990,830,90-0,08

Обобщающая оценка финансового состояния предприятия достигается на основе таких результативных показателей, как прибыль и рентабельность.

Величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Таблица 5 - Анализ показателей оценки рентабельности ОАО «Совхоз - Весна» Саратовского района Саратовской области

№Показатель2012 г.2013 г.2014 г.Отклон., (+,-)1Итог баланса, тыс. руб.5154986463336879701724722Капитал и резервы, тыс. руб.4107784907035953401845623Выручка от продаж, тыс. руб.5093095345346213121120034Себестоимость продаж, тыс. руб.419335424410479573602385Коммерческие расходы, тыс. руб.00006Управленческие расходы, тыс. руб.00007Прибыль от продаж, тыс. руб.89974110124141739517658Чистая прибыль, тыс. руб.834681091601301424667412Рентабельности продукции17,6720,6022,815,1513Рентабельность основной деятельности21,4625,9529,568,1014Рентабельность совокупного капитала16,1916,8918,922,7315Рентабельность собственного капитала20,3222,2521,861,5416Период окуп. собственного капитала, лет4,94,54,6-0,35

За анализируемый период прибыль от продаж в ОАО «Совхоз - Весна» в отчетном периоде возросла на 51 765 тыс. руб., а чистая прибыль увеличилась на 46 674 тыс. руб. При этом себестоимость продукции так же возросла на 60 238 тыс. руб. Рентабельность продукции увеличилась на 5,15, рентабельность основной деятельности - на 8,10, рентабельность совокупного капитала - на 2,73.

В ОАО «Совхоз - Весна» Саратовского района Саратовской области политика организации отвечает целям укрепления ее финансового состояния и состоит в том, чтобы увеличивать производство и реализацию этой продукции, необходимость которой определена путем улучшения рыночной конъюнктуры.

2.3 Организация и функционирование системы внутреннего контроля ОАО «Совхоз - Весна» Саратовского района Саратовской области

В соответствии с действующим законодательством, регулирующим бухгалтерский учет, на предприятии учетный процесс организован в соответствии с Федеральным Законом № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Методы учета, технология обработки учетной информацией в полной мере соответствует принципу, установленному Положением по ведению бухгалтерского учета в РФ № 34н.

Все хозяйственные операции своевременно отражаются учетными записями на счетах бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов. Бухгалтерский учет ведется с применением вычислительной техники и бухгалтерской программы «Парус» под Windows. Бухгалтерию возглавляет главный бухгалтер. Все обязанности работников бухгалтерии закреплены в должностных инструкциях. Система внутреннего контроля организована на должном уровне, что подтверждается следующими фактами:

üНа предприятии имеется разработанный и утвержденный графики документооборота.

üОрганизовано распределение обязанностей и полномочий между сотрудниками, обеспечивающими осуществление реальной коммерческой и финансово-хозяйственной деятельности, и сотрудниками, обеспечивающими отражение этих операций в бухгалтерском учете

üКорреспонденция счетов контролируется главным бухгалтером или лицом на то уполномоченным с целью контроля полноты отражения в учете всех осуществляемых хозяйственных операций и соответствия бухгалтерских проводок действующей методологии.

üПри условии использования в организации корреспонденции счетов, не предусмотренной действующим Планом счетов, указанные проводки не приводят к нарушению методологии учета и, как следствие, существенным искажениям налогооблагаемой базы и финансового результата.

üБухгалтерский учет в течение проверяемого периода велся в соответствии с утвержденной учетной политикой.

üПрограмма защищена от доступа посторонних лиц на случай изменения или уничтожения данных.

Налоговый учет на Предприятии организован в форме регистров налогового учета. Регистры налогового учета содержат показатели, перечень которых определен нормами НК РФ. На основании регистров составляется налоговая отчетность по предприятию.

Учетной политикой для целей налогообложения установлены методы учета и определения налоговой базы по налогу на прибыль, НДС, налогу на имущество предприятия.

Учет расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость на Предприятии ведется на счете 68.2 «Расчеты с бюджетом по НДС», что соответствует требованиям действующего плана счетов и инструкции по его применению. По счету 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям» отражаются суммы налога, предъявленные поставщиками (подрядчиками).

Книги покупок и продаж ведутся предприятием в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ № 914. Ежемесячно книги покупок прошиваются, заверяются подписью уполномоченного лица и печатью.

как определен порядок исчисления НДС в учетной политике в целях налогообложения;

как организована работа по исчислению НДС (назначены ли ответственные лица, распределены ли между ними обязанности, имеются ли в наличии должностные инструкции);

каков порядок подготовки, оборота и хранения документов налогового учета и налоговой отчетности, отражения облагаемых оборотов в регистрах бухгалтерского и налогового учета, каким образом происходит обобщение этих данных и как определяется налоговая база;

при проведении каких операций наиболее велик риск возникновения ошибок (как правило, наибольшее количество искажений в связи с исчислением НДС встречается при использовании организацией неденежных форм расчетов - зачета взаимных требований, бартерных операций, оплаты векселями и т.п.);

ведется ли аналитический учет товаров, облагаемых НДС по разным ставкам, имеется ли в организации перечень товаров, облагаемых по пониженным ставкам;

осуществляются ли операции, освобождаемые от налогообложения;

представлены ли в налоговые органы соответствующие документы, подтверждающие право организации на освобождение или применение налоговых вычетов;

производится ли сверка статей налоговых деклараций с данными синтетического учета и налоговыми регистрами (книгой покупок и журналом учета полученных счетов - фактур) должностными лицами (главным бухгалтером или заместителем главного бухгалтера, начальником отдела и т.п.) в конце отчетного периода.

Данное тестирование проводилось с главным бухгалтером ОАО «Совхоз - Весна» Саратовского района Саратовской области Медведевой О.В. На выше перечисленные вопросы ей даны были только положительные ответы, из чего следует, что система внутреннего контроля организована на должном уровне.

3. Совершенствование методического обеспечения организации и проведения аудиторских проверок расчетов с бюджетом по НДС

.1 Регламенты пообъектного аудита в аудиторских организациях: место в системе внутренних стандартов, разработки, применение

Внутрифирменные аудиторские стандарты формируют документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией для обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности требованиям национальным и международным правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Методология разработки внутрифирменных стандартов аудиторских организаций отражает единство логики разработки внутрифирменных стандартов, методологических принципов и подходов к их разработке, а также системы методов, способов и приемов проведения аудита.

Методология разработки внутрифирменных стандартов позволяет получить ответ на следующие пять принципиально важных вопроса:

üкаковы цели развития аудиторской организации.

üкакой должна быть последовательность процесса выполнения аудиторского задания.

üкакими должны быть внутрифирменные стандарты по форме и содержанию, каким требованиям они должны удовлетворять.

üкакие методологические подходы, к решению каких проблем в аудите следует применять.

üкакими методами, способами и приемами можно обеспечить оптимизацию выполнения аудиторского задания.

Решение любых экономических проблем, в том числе аудиторских, имеет определенную логику. Логика разработки внутрифирменных стандартов предполагает упорядоченную последовательность, взаимную согласованность и обоснованность процедур, связанных с решением любой проблемы аудита, а также определение исходного пункта для решения, которому должен подчиняться весь процесс разработки стандартов.

Содержание логики разработки внутрифирменных стандартов раскрывают ее структурные элементы:

-определение и формулирование цели и задач разработки внутрифирменных стандартов. Это исходный пункт логики разработки внутрифирменных стандартов, его главная идея;

-формулировка принципов, критериев и требований к разработке внутрифирменных стандартов;

-определение состава внутрифирменных стандартов и их классификации;

-определение формы и структуры внутрифирменных стандартов;

-определение конкретных методов и приемов проведения аудита, составляющих основу содержания внутрифирменных стандартов;

-соответствующее оформление внутрифирменных стандартов с таблицами, тестами, расчетами, графическими материалами.

Соблюдение определенных методологических подходов к формированию и разработке внутрифирменных стандартов гарантирует выполнение ими ведущей роли в обеспечении высокого качества аудиторских услуг.

Требования к внутрифирменным стандартам должны регулировать осуществление аудиторской деятельности в соответствии с основными принципами и общепризнанными нормами этики аудита: независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность и добросовестность, конфиденциальность, профессиональное поведение. Внутрифирменные стандарты разрабатываются с учетом их актуальности и приоритетности, поэтому должны удовлетворять специфическим принципам:

-целесообразности, т.е. иметь практическую пользу;

-преемственности и непротиворечивости, т.е. каждый последующий внутренний стандарт должен опираться на ранее принятые стандарты, обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными стандартами;

-логической стройности, т.е. обеспечивать четкость формулировок целостность и ясность изложения;

-полноты и детализации, т.е. полностью охватывать значимые вопросы данного стандарта, логически развивать и дополнять излагаемые принципы и положения;

-единство терминологической базы, т.е. содержать единую трактовку терминов во всех стандартах и документах.

Практика разработки внутрифирменных стандартов связана с формированием системы внутреннего контроля в аудиторской организации и обеспечением качества аудиторских услуг на профессиональном рынке. С учетом международного и отечественного опыта разработки аудиторских стандартов в таблице приводится классификация и перечень внутрифирменных стандартов аудиторской организации. Разработка и внедрение внутрифирменных стандартов аудита - трудоемкая и продолжительная работа, нацеленная на перспективу.

.2 Разработка методических рекомендаций по проведению аудиторских проверок расчетов с бюджетом по НДС

Методика разработки внутрифирменных стандартов аудита основана на общенаучных методах и собственных методах аудита, которые являются базой для определения их содержания и формы, полноты, а также эффективного решения стоящих перед аудиторами задач.

Для проведения аудиторской проверки расчетов с бюджетом по НДС в ОАО «Совхоз - Весна» Саратовского района Саратовской области, мною был предложен внутренний инструктивный материал «Методические рекомендации по проведению аудиторских проверок расчетов с бюджетом по НДС» (Приложение 1). Методические рекомендации по проведению аудиторских проверок расчетов с бюджетом по НДС разработаны в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации:

глава 21 НК РФ с изменениями и дополнениями;

методические рекомендации по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденные приказом МНС России от 20.12.2000 г. N БГ-3-03/447;

постановление Правительства Российской Федерации от 2.12.2000 г. N 914 (с изменениями и дополнениями.) "Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость".

-Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования»

-Федеральный закон от 17.12.2012 г. N 318-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость"

Рекомендации используются при проведении аудиторских проверок расчетов с бюджетом по НДС, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений).

Рекомендации используются при проведении расчетов с бюджетом по НДС операций предприятия.

Рекомендации могут быть использованы при проверке следующих задач:

-оценить состояния синтетического и аналитического учета расчетов по НДС;

-проверить формирования налоговой базы, применения налоговых льгот и налоговых вычетов;

-проконтролировать отражение текущих налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности;

-проверить соблюдения организацией налогового законодательства при формировании налоговой базы по НДС, полноты и своевременности уплаты налога в бюджет.

В рекомендации разработана программа аудита расчетов с бюджетом по НДС.

Пятый раздел Рекомендации регулирует проведении работ на подготовительном этапе.

В Рекомендации рассматриваются аудиторские операции и инструкции для аудиторов по выполнению программы расчетов с бюджетом по НДС.

В заключительной части Рекомендации приводятся рабочие документы для выявления ошибок, влияющих на достоверность бухгалтерской отчетности и формирование мнения аудитора о достоверности показателей бухгалтерской отчетности.

Вывод

Налог на добавленную стоимость оказывает большое влияние на финансово-хозяйственную деятельность организации и вызывает, как правило, больше всего трудностей, как при расчете, так и при проведении проверки. Поэтому является, необходимым в ходе аудиторской проверки обращать особое внимание на правильность исчисления и уплаты данного налога.

В процессе написания курсовой работы были сделаны следующие выводы:

. Целью аудита операций, связанных с НДС, является установление соответствия порядка исчисления НДС требованиям налогового законодательства.

Основные задачи этого вида аудита:

-оценка состояния синтетического и аналитического учета расчетов по НДС;

-проверка формирования налоговой базы, применения налоговых льгот и налоговых вычетов;

-контроль за отражением текущих налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности;

-проверка соблюдения организацией налогового законодательства при формировании налоговой базы по НДС, полноты и своевременности уплаты налога в бюджет.

2. Проверка расчетов с бюджетом по НДС проводится выборочным или сплошным методом по усмотрению аудитора. Методику проведения аудита расчетов с бюджетом по НДС на рассматриваемом предприятии осуществляются в три этапа: первоначальный, основной и заключительный этап.

3. Учет расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость в ОАО «Совхоз - Весна» Саратовского района Саратовской области ведется на счете 68.2 «Расчеты с бюджетом по НДС», что соответствует требованиям действующего плана счетов и инструкции по его применению. По счету 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям» отражаются суммы налога, предъявленные поставщиками (подрядчиками).

. Объектом исследования было выбрано открытое акционерное общество «Совхоз - Весна» Саратовского района Саратовской области. Источниками информации для написания курсового проекта послужили бухгалтерская отчётность ОАО «Совхоз - Весна» за 2012, 2013 и 2014 г, учебные пособия и периодические издания по теме работы.

5. Анализ ликвидности баланса, финансовой устойчивости ОАО «Совхоза - Весна» Саратовского района Саратовской области показал, что предприятие способно своевременно и полностью рассчитаться по всем своим обязательствам, полностью финансирует себя и не зависит от внешних инвесторов.

За анализируемый период прибыль от продаж в ОАО «Совхоз - Весна» в отчетном периоде возросла на 51 765 тыс. руб., а чистая прибыль увеличилась на 46 674 тыс. руб. При этом себестоимость продукции так же возросла на 60 238 тыс. руб. Рентабельность продукции увеличилась на 5,15, рентабельность основной деятельности - на 8,10, рентабельность совокупного капитала - на 2,73.

В ОАО «Совхоз - Весна» Саратовского района Саратовской области политика организации отвечает целям укрепления ее финансового состояния и состоит в том, чтобы увеличивать производство и реализацию этой продукции, необходимость которой определена путем улучшения рыночной конъюнктуры.

. Организация и функционирование системы внутреннего контроля ОАО «Совхоз - Весна» Саратовского района Саратовской области организована на должном уровне.

. Методика разработки внутрифирменных стандартов аудита основана на общенаучных методах и собственных методах аудита, которые являются базой для определения их содержания и формы, полноты, а также эффективного решения стоящих перед аудиторами задач.

Для проведения аудиторской проверки расчетов с бюджетом по НДС в ОАО «Совхоз - Весна» Саратовского района Саратовской области, мною был предложен внутренний инструктивный материал «Методические рекомендации по проведению аудиторских проверок расчетов с бюджетом по НДС»

В рекомендации разработана программа аудита расчетов с бюджетом по НДС.

Налог на добавленную стоимость представляет собой один из самых сложных для расчета налогов. Вследствие этого ошибки в его расчете можно встретить практически в каждой организации. Поэтому является, необходимым в ходе аудиторской проверки обращать особое внимание на правильность исчисления и уплаты данного налога.

Библиографический список

1.Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" N 307-ФЗ от 30 декабря 2011 г. (с изменениями от 1 июля, 13, 28 декабря 2013 г., 4 мая 2011 г.)

2.Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности», утверждено Приказом Минфина РФ от 20 мая 2013 г. N 46н

.Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Модифицированное мнение в аудиторском заключении», утверждено Приказом Минфина РФ от 20 мая 2013 г. N 46

.Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Дополнительная информация в аудиторском заключении», утверждено Приказом Минфина РФ от 20 мая 2013 г. N 46

.Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита», утверждено Приказом Минфина РФ от 24 февраля 2013 г. N 16н

.Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита», утверждено Приказом Минфина РФ от 17 августа 2013 г. N 90н

.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 1 « Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности», утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 (с изменениями от 7 октября 2004 г.)

.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 2 «Документирование аудита», утверждено Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 (с изменениями от 7 октября 2004 г.)

.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 3 «Планирование аудита», утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 (с изменениями от 7 октября 2004 г.)

.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 4 «Существенность в аудите», утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 (с изменениями от 7 октября 2004 г.)

.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 5 «Аудиторские доказательства», утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 (с изменениями от 7 октября 2004 г.)

.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту», утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 (с изменениями от 22 июля, 19 ноября 2011 г.)

.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности», утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 (с изменениями от 19 ноября 2011 г.)

.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 9 «Связанные стороны», утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 (с изменениями от 19 ноября 2011 г.)

15.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 10 «События после отчетной даты», утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696

16.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица», утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696

17.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 16 «Аудиторская выборка», утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696

.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 18 «Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников», утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696

.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 19 «Особенности первой проверки аудируемого лица», утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696

.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 20 «Аналитические процедуры», утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696

.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 21 «Особенности аудита оценочных значений», утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696

.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника», утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 (с изменениями от 19 ноября 2011 г.)

.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 23 «Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица», утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696

.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами», утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696

.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 25 «Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация», утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696

.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 26 «Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности», утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696

.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 27 «Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность», утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696

.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 28 «Использование результатов работы другого аудитора», утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696

.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита», утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696

30.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 32 «Использование аудитором результатов работы эксперта», утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696

31.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 33 «Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности», утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696.

32.Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств при проверке расчетов по налогу на добавленную стоимость (одобрено советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, от 21 - 22 октября 2003 г. протокол N 18)

.Бычкова С.М., Фомина Т.Ю. Аудит исчисления налога на добавленную стоимость // "Аудиторские ведомости", N 9, сентябрь 2011 г.

.Мельник М.В., Макальская М.Л., Пирожкова Н.А. Аудит: учебное пособие/ - М.: Форум,2013. - 208 с.

35.Тимофеев Г.Н. Формирование пакета внутрифирменных стандартов аудита // "Аудиторские ведомости", № 6, июнь 2013 г.

Приложение

синтетический аналитический учет аудит

Методические рекомендации по проведению методических рекомендаций по проведению аудиторских проверок расчетов с бюджетом по НДС

1.Общие положения

2.Цель, задачи аудита

.Источники информации при проведении проверки

.Программа аудита

.Процедуры подготовки проверки и тестирование средств внутреннего контроля

Тестирование средств внутреннего контроля

Выявление приоритетных направлений проверки исходя из особенностей деятельности организации, отбор специфических элементов генеральной совокупности

Построение аудиторской выборки

Проверка начальных остатков по счетам

6.Процедуры, выполняемые в ходе проверки по существу, для подтверждения предпосылок подготовки отчетности

7.Заключение процедуры

Анализ ошибок, выявление в ходе проверки и их влияние на достоверность бухгалтерской отчетности

Формирование мнения аудитора о достоверности показателей бухгалтерской отчетности

1.Общие положения

Методические рекомендации по проведению аудиторских проверок расчетов с бюджетом по НДС разработаны в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации:

глава 21 НК РФ с изменениями и дополнениями;

методические рекомендации по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденные приказом МНС России от 20.12.2000 г. N БГ-3-03/447;

постановление Правительства Российской Федерации от 2.12.2000 г. N 914 (с изменениями и дополнениями.) "Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость".

-Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования»

-Федеральный закон от 17.12.2012 г. N 318-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость"

В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.

Статья 143 НК РФ возложила обязанность по уплате НДС на организации и индивидуальных предпринимателей. При этом определение указанных понятий должно происходить в соответствии с п. 2 ст. 11 Кодекса.

Под организациями понимаются: 1) юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ; 2) иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств; 3) международные организации; 4) филиалы и представительства иностранных и международных организаций, созданные на территории РФ.

Организациями-плательщиками НДС являются российские и иностранные юридические лица, международные организации, а также филиалы и представительства иностранных юридических лиц и международных организаций.

Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" предусмотрен учет налога на добавленную стоимость, начисляемый от реализации продукции, товаров, работ, услуг, на счете 68 «Расчеты с бюджетом» по субсчету «Расчеты по налогу на добавленную стоимость». Сумма НДС, полученная от покупателей, учитывается по Кт 68 счета с оборотов по реализации продуктов, работ, услуг и иного имущества предприятия, а также со всех сумм, получаемых предприятием, если это получение связано с расчетами по оплате товара Дт 90,91- Кт 68.

Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате поставщикам и подрядчикам за приобретенные у них материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги производственного значения, отражается по Дт счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», а затем после оприходования товарно-материальных ценностей списывается в уменьшение задолженности перед бюджетом Дт 68 - Кт 19.

Рекомендации могут быть использованы при проверке следующих вопросов:

-проверка формирования налоговой базы, применения налоговых льгот и налоговых вычетов;

-контроль за отражением текущих налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности;

-проверка соблюдения организацией налогового законодательства при формировании налоговой базы по НДС, полноты и своевременности уплаты налога в бюджет.

2.Цель, задачи аудита расчетов с бюджетом по НДС

Целью аудита операций, связанных с НДС, является установление соответствия порядка исчисления НДС требованиям налогового законодательства.

Основные задачи данного вида аудита:

üоценка состояния синтетического и аналитического учета расчетов по НДС;

üпроверка формирования налоговой базы, применения налоговых льгот и налоговых вычетов;

üконтроль за отражением текущих налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности;

üпроверка соблюдения организацией налогового законодательства при формировании налоговой базы по НДС, полноты и своевременности уплаты налога в бюджет.

3.Источники информации при проведении проверки

В качестве источников информации аудитор должен использовать следующие документы: бухгалтерский баланс (форма N 1); отчет о прибылях и убытках (форма N 2); Приказ об учетной политики; главная книга или оборотно - сальдовая ведомость; приказ об учетной политике организации; регистры бухгалтерского учета по счетам 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость", 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"; налоговые декларации; книга покупок; книга продаж; счета-фактуры; первичные документы, подтверждающие поступление товарно-материальных ценностей, реализацию продукции (оказание услуг).

4.Программа аудиторской проверки расчетов с бюджетом по НДС

Программа аудита составляется в соответствии с требованиями Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности № 3 «Планирование аудита» и определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур. Программа аудита расчетов с бюджетом по НДС представлена в таблице 1.

Таблица 1- Программа аудиторской проверки расчетов с бюджетом по НДС

Объекты проверкиАудиторские процедурыПол. учетной политики для целей налогового учета1. Тестирование учетной политики на соответствие нормам действующего законодательства.Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав)1. Проверка ведения журнала учета выставленных счетов-фактур и книги продаж, своевременности выставления и правильности оформления счетов-фактур. 2. Проверка сопоставимости данных бухгалтерского учета, налоговой отчетности и книги продаж. 3. Выделение операций, не подлежащих налогообложению в соответствии со ст. 149 НК РФ, с целью подтверждения правомерности невключения их в налогооблагаемую базу. 4. Проверка формирования налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). 5. Проверка определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров 6. Обоснованность применения налоговой ставки 0%. 7. Проверка правильности исчисления налога налоговым агентом. 8. Проверка исчисления налога по договорам поручения, комиссии, агентским. 9. Проверка прочих операций при которых велик риск возникновения ошибокПрименение налоговых вычетов1. Проверка ведения журнала учета полученных счетов-фактур и книги покупок 2. Пр. нал. оформления документов, явл. основанием для оприх. товарно-мат. Цен. (товаров, работ, услуг).Применение налоговых вычетов3. Проверка ведения раздельного учета сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облаг. налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. 4. Проверка соответствия применения вычетов по НДС порядку, указанному в ст. 172 НК РФ. 5. Проверка вычетов по авансам. 6. Проверка прочих операций при которых велик риск возникновения ошибокЗаполнение налоговой декларации. Исчисление суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.Выборочная проверка своевременности уплаты сумм в бюджет, предоставления расчетов по НДС в налоговые органы, заполнения форм налоговых деклараций.

.Процедуры подготовки проверки и тестирование средств внутреннего контроля

.1Тестирование средств внутреннего контроля

Тестирование средств внутреннего контроля можно представить в виде рабочего документа: краткого отчета по определенному плану процедур или как ниже перечисленные вопросы и соответствующий ответ:

как определен порядок исчисления НДС в учетной политике в целях налогообложения;

как организована работа по исчислению НДС (назначены ли ответственные лица, распределены ли между ними обязанности, имеются ли в наличии должностные инструкции);

каков порядок подготовки, оборота и хранения документов налогового учета и налоговой отчетности, отражения облагаемых оборотов в регистрах бухгалтерского и налогового учета, каким образом происходит обобщение этих данных и как определяется налоговая база;

при проведении каких операций наиболее велик риск возникновения ошибок (как правило, наибольшее количество искажений в связи с исчислением НДС встречается при использовании организацией неденежных форм расчетов - зачета взаимных требований, бартерных операций, оплаты векселями и т.п.);

ведется ли аналитический учет товаров, облагаемых НДС по разным ставкам, имеется ли в организации перечень товаров, облагаемых по пониженным ставкам;

осуществляются ли операции, освобождаемые от налогообложения;

представлены ли в налоговые органы соответствующие документы, подтверждающие право организации на освобождение или применение налоговых вычетов;

производится ли сверка статей налоговых деклараций с данными синтетического учета и налоговыми регистрами (книгой покупок и журналом учета полученных счетов - фактур) должностными лицами (главным бухгалтером или заместителем главного бухгалтера, начальником отдела и т.п.) в конце отчетного периода.

.2 Выявление приоритетных направлений проверки исходя из особенностей деятельности организации, отбор специфических элементов генеральной совокупности

На основании регистров бухгалтерского учета выявить виды хозяйственных операций расчетов с бюджетом по НДС, подлежащие обязательной проверке. Результаты процедуры отражаются в рабочем документе и используются в дальнейшем для определения уровня существенности и построения аудиторской выборки.

Таблица 2. Рабочий документ 1

N п/пНазначение операцииСуммаПримечания аудитора

.3Построение аудиторской выборки

Проверка проводится выборочным или сплошным методом по усмотрению аудитора.

.4 Проверка начальных остатков по счетам

Аудитор, осуществляющий проверку организации не в первый раз, должен убедиться в том, что остаток по счету учета кассы на начало проверяемого периода соответствуют остатку, подтвержденным в составе финансовой отчетности на конец предшествовавшего отчетного периода.

Если аудиторскую проверку организации аудитор осуществляет впервые, то в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) аудиторская деятельность.

начальное сальдо по счетам 68 «Расчеты с бюджетом» по субсчету «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» и 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» не содержит искажений, которые могут существенно повлиять на финансовую отчетность проверяемого периода;

остатки по счетам 68 и 19 на начало текущего периода правильно перенесены из предыдущего периода.

Все документы берутся за аудируемый и предшествующий аудируемому период.

Путем сопоставления данных регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на начало проверяемого периода и конец периода, предшествующего проверяемому, убедиться в том, что по счетам 68 «Расчеты с бюджетом» по субсчету «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» и 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям корректно перенесено из предыдущего периода и не содержит искажений. Выявленные расхождения в данных регистров учета и отчетности на начало проверяемого периода и конец периода, предшествующего проверяемому необходимо учесть при проведении дальнейших процедур и формировании мнения аудитора. В случае, если расхождения существенны и данные на конец предшествующего периода не подтверждены результатами аудиторской проверки, все последующие процедуры проводятся не только за проверяемый период, но и за период, предшествующий проверяемому.

Таблица 3. Рабочий документ 2

N субсчетаНа конец пред. периодаНа начало проверяемого периодаОтклонениеИтого по счету 68 (по данным аналитического учета)Сальдо по счету 68 (по данным синтетического учета)Итого по счету 19 (по данным аналитического учета)Сальдо по счету 19 (по данным синтетического учета)Данные на конец предыдущего периода подтверждены результатами аудиторской проверкиДа (Нет)Процедуры, выполняемые в ходе проверки по существу, для подтверждения предпосылок подготовки отчетности

Аудиторские процедуры, выполняемые в ходе проверки по существу, представляют собой перечень действий аудитора для детальных конкретных проверок. Аудитор получает аудиторские доказательства путем выполнения следующих процедур проверки по существу: инспектирование, наблюдение, запрос, подтверждение, пересчет (проверка арифметических расчетов аудируемого лица) и аналитические процедуры.

. Целесообразно выборочным порядком проверить соблюдение правил оформления счетов-фактур, на основании которых принимается к вычету НДС, а также убедиться в соблюдении принципа временного соответствия вычетов по НДС и оприходования товарно-материальных ценностей.

Таблица 4. Рабочий документ 3

№ п/пНомер счет - фактурыДатаСумма, руб.Примечание

. В ходе проверки правильности исчисления Предприятием налога на добавленную стоимость аудитором должна быть проведена сверка данных бухгалтерского учета по оборотам счета 68.2, данных Книг продаж и покупок с данными налоговых деклараций. Результаты сверки оформить в рабочем документе.

Таблица 5. Рабочий документ 4

НАЧИСЛЕНОпериодс выручкис авансовИТОГОкнига продажГлавная книга (учетный регистр)Отклонение декларации от книги продажОтклонение декларации от главной книги1 кв.2 кв.3 кв.4 кв.ВЫЧЕТпериодс 19 счетас авансовИТОГОкнига покупокпокупки, освобождение от налогаГлавная книгаОтклонение декларации от книги продажОтклонение декларации от главной книги1 кв.2 кв.3 кв.4 кв.

. Аудитор в процессе проверки достоверности налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость должен удостовериться в правильности исчисления предприятием оборота по реализации товаров (работ, услуг).

Проверяется обоснованность применения льгот по НДС как в целом предприятию, так и по отдельным видам хозяйственных операций, связанным с реализацией товаров и услуг, а также на точность расчета по возмещению из бюджета сумм налога, которые были уплачены поставщикам. Также проверяют своевременность перечисления налога, включая и уплату авансовых платежей.

Заключение процедуры

Анализ ошибок, выявление в ходе проверки и их влияние на достоверность бухгалтерской отчетности

На основании данных отчетных документов сгруппировать по категориям выявленные нарушения, оказывающие влияние на формирование бухгалтерской отчетности.

При проведении детальной аудиторской проверки по налогу на добавленную стоимость могут выявиться следующие ошибки:

неправильное использование законодательных актов по налогам и официальных разъяснений к ним при расчете налога на добавленную стоимость;

применение неверной ставки налога;

неправильное определение налогооблагаемой базы;

неточный учет пеней и штрафов.

Формирование мнения аудитора о достоверности показателей бухгалтерской отчетности

После завершения аудитором всех процедур необходимо сформулировать краткие выводы по проведенному аудиту расчетов с бюджетом по НДС, оформить рабочий документ.

При наличии серьезных сомнений относительно достоверности отражения хозяйственных операций в финансовой (бухгалтерской) отчетности аудитор должен попытаться получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для устранения такого сомнения. В случае невозможности получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств аудитор должен выразить свое мнение с соответствующей оговоркой или отказаться от выражения мнения.

Таблица 6. Рабочий документ 5

Наименование проверяемой организации:Проверяемый период:Объем выборки проверкиВыделить (подчеркнуть, дописать)Количество хозяйственных операций за проверяемый период (интервал)(шт. или прочерк)Количество проверяемых документов (интервал)(шт. или интервал)Уровень существенности (в процентах и сумма)(%, руб.)Объем выборкиОбъем выборочный по данным: Главной книги; Оборотно-сальдовой ведомости; %Суммарный размер выявленной ошибки к вступительному сальдо (в процентах и сумма)(%, руб.)Суммарный размер выявленной ошибки к сальдо на отчетную дату (в процентах и сумма)(%, руб.)

Похожие работы на - Методика проведения аудита расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!