Порядок выборов Президента Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,85 Кб
  • Опубликовано:
    2016-06-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Порядок выборов Президента Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ - ФИЛИАЛ РАНХиГС

ФАКУЛЬТЕТ ЮРИДИЧЕСКИЙ

Кафедра «конституционного и муниципального права»






КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина «Конституционное право»

Тема: «Порядок выборов Президента Российской Федерации»









Новосибирск, 2016

Содержание

Введение

Глава 1. Общие положения о порядке избрания Президента Российской Федерации

.1 Основные положения проведения выборов президента Российской Федерации

.2 Избирательные комиссии и избирательные участки

Глава 2. Порядок избрания Президента Российской Федерации

.1 Выдвижение и регистрация кандидатов. Статус кандидатов

.2 Предвыборная агитация. Финансирование выборов

.3 Голосование и определение результатов выборов Президента Российской Федерации. Вступление президента Российской Федерации в должность

Заключение

Список нормативных актов и литературы

Введение

Актуальность темы. Согласно ст. 10 Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны. При этом разделение властей не только не исключает, но, напротив, предусматривает координацию усилий различных ветвей власти и их взаимодействие в установленных Конституцией РФ пределах и формах. Основная роль по обеспечению взаимодействия властей возложена на Президента, который согласно ч. 2 ст. 80 Конституции обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Особая роль Президента РФ в политической жизни нашей страны обусловлена не только широким перечнем его полномочий, но и конституционной обязанностью выступать гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Однако с позиций народовластия статус Президента РФ является противоречивым. С одной стороны, глава государства призван гарантировать реализацию ст. 3 <consultantplus://offline/ref=17979C058E7C41ACD7E9B0FCBAE964584111AF3A4522B2D869FE051404042E4A064ECD96AC97D7n2E> Конституции РФ, в том числе и народный суверенитет, с другой стороны, согласно ст. 80 <consultantplus://offline/ref=17979C058E7C41ACD7E9B0FCBAE964584111AF3A4522B2D869FE051404042E4A064ECD96AF96D7n0E> Конституции РФ он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, т.е. государства.

Президент РФ избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, т.е. приобретение гражданином статуса Президента РФ происходит в результате высшего непосредственного выражения власти народа. И если выборы в Государственную Думу производятся по партийным спискам, а наделение этого государственного органа властью является обезличенным, то избрание Президента РФ выступает персонифицированной формой наделения властью одного из граждан России, личность которого, в том числе и ценностные установки, является определяющей для электората при осуществлении выбора. По-иному формируются другие органы государственной власти, которые наделяются властными полномочиями не самим народом, а опосредованно, через другие органы государственной власти. Поэтому еще одна сфера существования противоречий - это политическая среда, представляющая собой динамичную область взаимоотношений Президента РФ и других органов государственной власти. В современной России Президент РФ находится между двумя группами давления: народом и бюрократией. Наличие этих глубинных, в какой-то степени философских противоречий определяет необходимость совершения Президентом РФ действий, которые далеки от созерцательного философствования. У будущего Президента существуют необходимые полномочия для того, чтобы инициировать и возглавить переход от непрозрачных политических технологий к публичным конституционно-правовым механизмам формирования и осуществления государственной власти, от тактических политтехнологических целей приобретения (удержания) власти - к стратегии реализации тех ценностей, которые закреплены в главе 1 <consultantplus://offline/ref=17979C058E7C41ACD7E9B0FCBAE964584111AF3A4522B2D869FE051404042E4A064ECD96AC94D7n6E> Конституции РФ - основах конституционного строя. В этом видится актуальнейшая конкретно-историческая обязанность Президента РФ как гаранта Конституции РФ, гаранта прав и свобод человека и гражданина.

Степень научной разработанности данной темы можно охарактеризовать как недостаточную. С современной юридической литературе, порядок выборов Президента Российской Федерации представлен в основном в общих чертах.

Среди основных авторов, исследующих порядок избрания Президента РФ можно выделить: А.Ф. Алиева, Л.А. Окунькова, М. Шафира.

Объект исследования - общественные отношения, возникающие при избрании Президента Российской Федерации.

Предмет исследования порядок избрания Президента Российской Федерации.

Цель курсовой работы заключается в обобщенном исследовании выборов Президента.

Задачи исследования. Согласно указанной цели, поставлены следующие задачи:

раскрыть основные положения проведения выборов Президента Российской Федерации;

проанализировать порядок деятельности избирательных комиссий и избирательных участков;

исследовать порядок выдвижения и регистрации кандидатов, статус кандидатов;

охарактеризовать предвыборную агитацию и финансирование выборов;

отразить порядок голосования и определения результатов выборов Президента Российской Федерации, вступление Президента Российской Федерации в должность.

Методы исследования: формально-юридический, логический, метод системного анализа и синтеза.

Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка литературы.

Глава 1. Общие положения о порядке избрания Президента Российской Федерации

.1 Порядок проведения выборов президента Российской Федерации

президент агитация финансирование

Выборы в демократических странах являются средством выражения политической воли народа, способом формирования органов государственной и муниципальной, т.е. публичной, власти, основой суверенной государственности. Это историческая аксиома, т.е. вывод, подтвержденный веками.

Многонациональный народ России согласно федеральной Конституции <consultantplus://offline/ref=4CFE84CDEEB41148EACD95D715D50D53E860318E0612B50CED584C4A0CC1C6A94F2A73FA19ED19nBE> является единственным источником власти и осуществляет ее как непосредственно, так и через выборные органы публичной власти. Посредством выборов граждане делегируют Президенту РФ, представительным органам власти федерального, регионального и муниципального уровней право на управление делами государства, реализацию властных полномочий.

Выборы - традиционный, проверенный веками механизм организации власти, свободного, гласного, открытого и справедливого решения народом политических проблем, базовая ценность демократии.

В выборах получает конкретное выражение право народа устанавливать свой политический статус, участвовать в решении принципиальных вопросов политической жизни страны. Периодические, нефальсифицированные, свободные выборы становятся обязательным атрибутом современной государственности, элементом гражданского общества, одним из способов обеспечения единства государственной власти, сохранения ее демократического характера. Выборы дают гражданам ощущение сопричастности власти. В выборах воплощаются как личные интересы каждого конкретного избирателя, так и публичные, т.е. общественные, интересы. Они реализуются в объективных итогах выборов, формировании на этой основе органов публичной власти.

В современной России посредством выборов получают полномочия: 1) Президент Российской Федерации; 2) Государственная Дума Федерального Собрания России; 3) законодательные (представительные) органы государственной власти 83-х субъектов Федерации - республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований; 4) представительные органы муниципальной власти; 5) главы муниципальных образований.

Выборы обеспечивают доверие со стороны граждан к институтам публичной власти. В то же время сами по себе выборы нельзя отождествлять с понятием «демократия». Это лишь одна из форм проявления демократии, средство реализации права граждан на участие в управлении государством.

Для того чтобы выборы были подлинно легитимными (законными), свободными, справедливыми и отвечали международным стандартам, они должны проводиться при соблюдении конституционных прав и свобод человека, в условиях широкой гласности и под контролем народа.

Демократические выборы предполагают гарантированную государством личную свободу граждан, право на беспрепятственное выражение своих убеждений, свободу объединения, манифестаций, передвижения, право на получение достоверной информации через СМИ и Интернет, на судебную защиту и др.

Участие каждого в управлении своей страной является одним из ключевых факторов эффективного осуществления других конституционных прав и свобод граждан, включая политические, социально-экономические и культурные, проявлением креативности людей.

Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В объективном смысле слова под избирательным правом понимается совокупность юридических норм, закрепляющих принципы и порядок проведения выборов в органы государственной и муниципальной власти. Эти нормы сосредоточены в федеральных и региональных конституциях, уставах субъектов Федерации, избирательных законах, кодексах и подзаконных нормативных правовых актах; инструктивных материалах Центризбиркома РФ и региональных избирательных комиссий; постановлениях Конституционного и Верховного Судов РФ по вопросам организации и проведения выборов.

Избирательное право в объективном смысле слова - это органическая составная часть конституционного права, его институт.

Совершенно иной смысл вкладывается в понятие «избирательное право» в субъективном смысле слова. Это предоставленная гражданину возможность в зависимости от его усмотрения участвовать в выборах.

Право избирать и быть избранным относится к категории субъективных публичных прав личности.

Субъективное право каждого человека проистекает из объективного права. Единичное субъективное право есть гарантированные законом вид и мера возможного (дозволенного, разрешенного, допустимого) поведения.

Важнейшим элементом субъективного избирательного права является волеизъявление человека. Наделенный избирательным правом гражданин может осуществлять это право путем самовыдвижения в кандидаты; участия в предвыборной агитации; внесения личных средств на финансовый счет кандидата, политической партии, выдвинувшей список кандидатов; контроля за ходом голосования и подведением итогов выборов, в других не противоречащих закону формах. В то же время гражданин может отказаться осуществлять принадлежащее ему избирательное право.

Субъективное избирательное право гражданина реализуется в форме активного и пассивного избирательного права.

Активное избирательное право - это право гражданина избирать, а пассивное - быть избранным в органы государственной и муниципальной власти.

Активным избирательным правом обладают все свободные и дееспособные граждане России, достигшие возраста политического совершеннолетия, т.е. 18 лет.

Пассивное избирательное право закрепляется исключительно за гражданами Российской Федерации как лицами, находящимися в особой устойчивой политико-правовой связи с государством.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах Президента Российской Федерации является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах Президента Российской Федерации, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

Законодательство о выборах Президента Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», закон «О выборах президента», иные федеральные законы.

Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать Президента Российской Федерации, участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента Российской Федерации, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов Президента Российской Федерации, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, установленном законом.

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

Не имеет права избирать Президента Российской Федерации и быть избранным Президентом Российской Федерации, участвовать в иных избирательных действиях гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации должность Президента Российской Федерации второй срок подряд.

Не могут быть кандидатами на должность Президента Российской Федерации граждане России:

) осужденные за тяжкие или особо тяжкие преступления (например, убийство, изнасилование, похищение человека, терроризм и др.), преступления экстремистской направленности, имеющие на день голосования неснятую и непогашенную судимость за эти преступления;

) подвергнутые административному наказанию за экстремистские действия, пропаганду или публичное демонстрирование нацистской или сходной с ней до степени смешения символики или атрибутики;

) лица с двойным гражданством, а также имеющие вид на жительство либо иной документ, подтверждающий право на проживание в иностранном государстве. В то же время активное избирательное право (право голосовать), быть членом избирательной комиссии у этой категории лиц сохраняется.

Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

В литературе и на практике возникают некоторые дискуссионные вопрос, кто может, и кто не может участвовать в выборах Президента Российской Федерации. В частности, вопросы в отношении: граждан России, постоянно проживающих за рубежом; граждан, находящихся под следствием; священнослужителей и т.д.

Так, граждане России, постоянно проживающие за рубежом или находящиеся в период подготовки и проведения выборов за пределами России, участвуют в выборах федерального уровня, т.е. Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Списки находящихся за рубежом избирателей составляются по данным консульского учета. Для россиян, проживающих, работающих или находящихся за границей по личным мотивам, избирательные участки создаются в консульских учреждениях или дипломатических представительствах России.

Что касается избирательного права иностранных граждан, то по общему правилу право избирать и быть избранным как одно из основных субъективных политических прав распространяется только на граждан данного государства. Это предусмотрено как международным, так и национальным правом большинства стан мира.

В России иностранные граждане и лица без гражданства не пользуются ни активным, ни пассивным избирательным правом при выборах в органы государственной власти федерального и регионального уровней. Это означает, что ни иностранный гражданин, ни лицо без гражданства, ни лица с двойным гражданством не могут быть кандидатами в Президенты РФ, депутаты Государственной Думы и региональных парламентов. Они не могут выдвигать кандидатов, вести предвыборную агитацию, поддерживать кандидатов и политические партии финансовыми пожертвованиями. Однако лица с двойным гражданством вправе голосовать, быть членами избирательных комиссий.

По поводу священнослужителей, как граждане Российской Федерации священнослужители пользуются активным избирательным правом, т.е. голосуют на выборах. Однако вопрос о пассивном избирательном праве решается отрицательно. В утвержденной Собором Русской Православной Церкви «Практике заявлений и действий иерархов, духовенства и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах» (2010 г.) говорится: «Иерархи, духовенство, а также миряне, являющиеся руководителями синоидальных и епархиальных учреждений, в силу их добровольного согласия на следование церковной дисциплине не должны баллотироваться в органы власти и участвовать в предвыборной агитации».

Идеологи церкви считают, что участие лиц в священном сане в предвыборной агитации и их членство в политических организациях недопустимы. Исключения из этого правила могут делаться только по соображениям крайней церковной необходимости. В этом случае Священный синод или Синод самоуправляемой Церкви определяет лиц для участия в выборах в органы государственной власти и в индивидуальном порядке их благословляет.

Впрочем, все вышесказанное вовсе не значит, что церковь самоустраняется от происходящего в мире. Она оставляет за собой право давать нравственную оценку политическим программам и заявлениям, особенно тогда, когда речь идет об открытой или скрытой пропаганде безбожия, нравственного релятивизма, пересмотре традиционных нравственных норм в личной, семейной или общественной жизни, нанесении ущерба историческим или культурным памятникам, деградации или разрушении окружающей среды, духовном или физическом здоровье людей, воспитании подрастающего поколения, заботе о бедных, больных, престарелых, одиноких и страждущих людях.

Что же касается непосредственно периода избирательной кампании, за церковью остается право призывать граждан к участию в голосовании, а политиков - к проведению честных выборов, снижению накала политических страстей, заботе о мире, солидарности и согласию в обществе.

Заключенные, т.е. лица, лишенные свободы по приговору суда, в выборах не участвуют. Выборы предполагают реализацию политической воли свободного человека. Это не только голосование, но и выдвижение кандидатов, в том числе самовыдвижение; участие в сборе подписей в поддержку выдвинутого кандидата (списка кандидатов), предвыборной агитационной кампании в качестве доверенного лица кандидата (политической партии, выдвинувшей список кандидатов) или уполномоченного политической партии, наблюдателя и т.п. Все эти действия доступны лишь свободному гражданину, а заключенные лишены свободы. Их личные, политические и социально-экономические права на период отбывания наказания ограничиваются. Из зоны в зону, в столовую, душевую, на работу заключенные ходят под конвоем. Они не могут свободно общаться даже с родными. Поэтому ни о каком участии в выборах лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы - тюрьмах, колониях-поселениях, речи быть не может. Здесь не образуются избирательные участки.

Другое дело лица, находящиеся под следствием. Исходя из принципа презумпции невиновности человек считается невиновным до момента вступления в силу обвинительного приговора суда. Поэтому лица, которым предъявлено обвинение, находящиеся в СИЗО - следственных изоляторах временного содержания, участвуют в голосовании.

.2 Органы, осуществляющие подготовку и проведение выборов

Избирательные комиссии - это специальные государственные органы, которые в рамках своих законодательных полномочий решают вопросы организации и проведения выборов.

Образование избирательных комиссий - обязательная стадия избирательного процесса. Эти комиссии создаются в порядке, установленном действующим избирательным законодательством. Будучи членом избирательной комиссии, гражданин реализует свое конституционное право на участие в управлении делами государства.

Подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации осуществляют: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии.

Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными законами.

Избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, кандидатах, политических партиях, об избирательных блоках, выдвинувших кандидатов, о ходе избирательной кампании.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации формируются в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Полномочия территориальных избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации осуществляют территориальные избирательные комиссии, сформированные в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации и (или) избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе сформировать одну либо несколько территориальных избирательных комиссий для руководства деятельностью по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах Президента Российской Федерации образуются избирательные участки на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территориях муниципальных образований. На территории каждого избирательного участка должно быть зарегистрировано не более 3000 избирателей.

Все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом включаются в списки избирателей.

Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.

Список избирателей представляется участковой избирательной комиссией для ознакомления избирателей и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

Политические партии участвуют в выборах Президента Российской Федерации, в том числе выдвигают кандидатов.

Глава 2. Порядок избрания Президента Российской Федерации

.1 Выдвижение и регистрация кандидатов

Кандидат в Президенты РФ выдвигается избирателями в форме самовыдвижения от инициативной группы граждан или официально зарегистрированными политическими партиями, а кандидат в депутаты Государственной Думы - исключительно политическими партиями. При этом правом выдвижения кандидата в Президенты РФ обладают партии:

) зарегистрированные не менее чем за год до назначения выборов;

) имеющие фракции в Государственной Думе;

) с шестого созыва малые партии, допущенные к распределению депутатских мандатов в федеральном парламенте и не менее чем в 1/3 субъектов Федерации. Список таких партий составляется Центризбиркомом РФ и размещается на ее сайте в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет и обновляется по результатам выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти.

Например, для участия в президентских выборах 2012 года были выдвинуты: 1) В.В. Путин - от партии «Единая Россия»; 2) Г.А. Зюганов - от Коммунистической партии РФ; 3) В.В. Жириновский - от Либерально-демократической партии России; 4) С.М. Миронов - от «Справедливой России». В качестве самовыдвиженца баллотировался М.Д. Прохоров. Явлинский был снят с регистрации из-за фальсификаций в списках поддержки.

Группа избирателей вправе поддержать самовыдвижение только одного кандидата.

Выдвижение кандидата политической партией, избирательным блоком производится после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации.

Политическая партия, избирательный блок вправе выдвинуть только одного кандидата.

Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку, а политическая партия, избирательный блок - в поддержку выдвижения соответственно политической партией, избирательным блоком кандидата не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации.

Для регистрации кандидата этот кандидат или уполномоченный представитель политической партии, избирательного блока, выдвинувших кандидатов, не ранее чем за 80 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации следующие избирательные документы:

) подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата;

) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе;

) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных;

) первый финансовый отчет кандидата.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем через 10 дней после приема необходимых для регистрации кандидата документов обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации.

В случае принятия решения об отказе в регистрации кандидата Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обязана в течение суток с момента его принятия выдать кандидату или уполномоченному представителю политической партии, избирательного блока, выдвинувших кандидата, копию решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с изложением, оснований отказа.

Кандидат в Президенты РФ должен представить в Центральную избирательную комиссию РФ комплект документов, в частности:

согласие баллотироваться;

сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства);

документ об образовании;

сведения о месте работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий);

если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа;

срок проживания в России;

гражданство;

вид, серия, номер документа, удостоверяющего личность, сведения о гражданстве;

документ о принадлежности к политической партии и свой статус в ней, официально заверенный постоянно действующим руководящим органом этой партии (кандидат может дать согласие баллотироваться только одной политической партии);

наличие неснятой или непогашенной судимости;

нотариально удостоверенная доверенность на уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата;

сведения о размере и источниках доходов кандидатов и его супруги в виде копии налоговой декларации кандидата и его супруги за шесть лет, предшествующих назначению президентских выборов;

сведения об имуществе, принадлежащем кандидату и его супруге на правах собственности (в том числе совместной);

сведения о вкладах в банках, ценных бумагах;

сведения об обязательствах имущественного характера кандидата, его супруги;

письменное уведомление о выдвижении на других выборах, если этот факт имеет место.

Указанные сведения представляются на электронных носителях и в машинописном виде по установленной форме.

Копии документов должны быть нотариально удостоверены.

Подписи в поддержку выдвинутого кандидата (списка кандидатов) демонстрируют общественную поддержку.

Сбором подписей в поддержку выдвинутого кандидата в Президенты РФ или списка кандидатов от политической партии в Государственную Думу, как правило, занимается инициативная группа избирателей или уполномоченные представители политической партии.

Инициативная группа кандидата в Президенты РФ (если он выдвигается в порядке самовыдвижения) образуется лично им, а уполномоченные представители политической партии, которая выдвинула кандидата в Президенты РФ или список кандидатов в депутаты Государственной Думы, назначаются партией и проходят регистрацию в Центризбиркоме РФ.

Кандидата в Президенты РФ по действующему законодательству должны поддержать 2 млн. избирателей, при этом в одном субъекте РФ не может быть собрано более 50 тыс. подписей. В ходе модернизации политической системы в будущем количество подписей избирателей для участия в президентских выборах сократится. Соответственно, в поддержку федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы шестого созыва собралось 150 (ранее 200) тыс. подписей избирателей (при этом на один субъект РФ должно было приходиться не более 5 (ранее 10) тыс. подписей). Если подписи собираются среди граждан России, проживающих за рубежом, общее число подписей не должно превышать 5 тыс. На выборах депутатов Государственной Думы седьмого и следующих созывов сбор подписей избирателей в поддержку партийных списков кандидатов будет отменен.

Органы государственной и муниципальной власти и управления, организации всех форм собственности, учреждения, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса не вправе участвовать в сборе подписей избирателей.

Сборщиками подписей могут быть совершеннолетние дееспособные граждане России, с которыми соответствующий избирательный штаб по выборам Президента РФ или политическая партия заключат договор.

Расходы по сбору подписей избирателей оплачиваются за счет средств избирательного фонда кандидата или соответствующей политической партии, выдвинувшей кандидата (список кандидатов).

Сбор подписей в поддержку выдвинутого кандидата (списка кандидатов) может осуществляться в местах, где это, равно как и проведение предвыборной агитации, не запрещено федеральным законом. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись, дату ее внесения, фамилию, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства; серию, номер паспорта и дату его выдачи (соответственно, документа, заменяющего паспорт).

Если при проверке в выборочном порядке правильности подписей избирателей в поддержку кандидатов в Президенты РФ или списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Центральная избирательная комиссия РФ обнаружит более 10% фальшивых (недостоверных) подписей, кандидат в Президенты РФ или федеральный список кандидатов снимается с регистрации.

Кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных законом. Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами.

Кандидат вправе назначить до 600 доверенных лиц.

Кандидат вправе в любое время, но не позднее, чем за пять дней до дня голосования, а в случае наличия вынуждающих к тому обстоятельств - не позднее чем за один день до дня голосования снять свою кандидатуру, подав письменное заявление в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

.2 Предвыборная агитация. Финансирование выборов

Предвыборная агитация - это важная стадия избирательного процесса. Она проводится в период избирательной кампании и имеет целью побудить граждан голосовать «за» или «против» кандидата, список кандидатов.

Участниками предвыборной агитации выступают кандидаты, их доверенные лица, политические партии, их уполномоченные представители, другие общественные объединения (кроме религиозных), отдельные граждане.

Расходы на проведение предвыборной агитации в период парламентских и президентских выборов осуществляются за счет средств соответствующих избирательных фондов (кандидата, политической партии, выдвинувшей кандидата в Президенты РФ или список кандидатов в депутаты Государственной Думы).

В период проведения избирательной кампании предвыборной агитацией признаются:

) призывы голосовать за или против кандидата;

) выражение предпочтения кому-либо из кандидатов, какой-либо политической партии;

) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата;

) распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, политических партиях, об иных общероссийских общественных объединениях, избирательных блоках, выдвинувших кандидатов, в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью;

) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, политической партии, иному общероссийскому общественному объединению;

) иные действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать за или против кандидата.

Предвыборная агитация может проводиться:

) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

) посредством проведения массовых мероприятий (собраний, встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);

) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов; 4) иными не запрещенными законом методами.

Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и создания соответствующего избирательного фонда и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 30 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования, а в случае проведения повторного голосования - в агитационный период. Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.

Зарегистрированные кандидаты имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах государственных организаций телерадиовещания на равных условиях.

При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации.

Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации, обеспечением деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий, предусматриваются федеральным бюджетом в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Средства на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, предусмотренные федеральным бюджетом, поступают в распоряжение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации.

Различается прямое и косвенное финансирование выборов.

Прямое финансирование - это перечисление, поступление, расходование, учет и отчетность бюджетных и иных финансовых ресурсов государства, организаций, граждан на проведение выборов. Так, на проведение президентских (2012 г.) выборов в Государственном бюджете РФ было зарезервировано 23 миллиарда 771 миллион рублей.

Косвенное финансирование - это оказание финансовой и материальной поддержки кандидатам, политическим партиям, в частности, предоставление бесплатного эфирного времени на радио, телевидении, в печатных изданиях во время предвыборной кампании; распространение бесплатной информации о кандидатах и политических партиях; предоставление налоговых льгот; содержание избирательных комиссий; государственных информационных систем; печатание списков избирателей, избирательных бюллетеней и т.п.

За счет средств Государственного бюджета на президентских и парламентских выборах в России оплачиваются:

работа избирательных комиссий (членов комиссий с правом решающего голоса, освобожденных от основной работы на период подготовки и проведения выборов; аппарата избирательных комиссий; граждан, привлекаемых к работе в комиссиях по гражданско-правовым договорам);

транспортные расходы зарегистрированных кандидатов;

изготовление печатной продукции и осуществление издательской деятельности;

приобретение, доставка и установление оборудования (в том числе технологического), других материальных ценностей, необходимых для обеспечения выборов и полномочий избирательных комиссий;

транспортные расходы избирательных комиссий, в том числе при проведении голосования в труднодоступных или отдаленных местностях;

доставка и хранение избирательной документации (бюллетеней, протоколов и др.), подготовка к ее передаче в архив или на уничтожение;

внедрение новых избирательных технологий, средств автоматизации, повышение правовой культуры избирателей и организаторов выборов, реализация целевых программ;

командировки и другие цели, связанные с проведением выборов.

Избирательный фонд - это денежные средства, которые используются для финансирования избирательной кампании. За счет избирательного фонда оплачивается работа сборщиков подписей в поддержку выдвинутого кандидата, печатание списков кандидатов от политических партий, сверхлимитное эфирное время, аренда залов для предвыборных встреч и другие расходы, связанные с проведением избирательной кампании.

Детально порядок формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, политических партий при проведении президентских и парламентских выборов жестко регламентируется избирательным законодательством и контролируется Центризбиркомом России.

Согласно действующему законодательству избирательные фонды обязаны создавать:

) кандидат в Президенты РФ, выдвинутый по общефедеральному избирательному округу в порядке самовыдвижения или от политической партии;

) политические партии, выдвинувшие кандидата в Президенты РФ, список кандидатов в депутаты на федеральных или региональных парламентских выборах;

) кандидаты в депутаты региональных и муниципальных представительных органов власти, выдвинутые по одномандатным избирательным округам в порядке самовыдвижения;

) кандидаты в депутаты региональных парламентов, выдвинутые по одномандатным избирательным округам политическими партиями.

Кандидат, выдвинутый политической партией в составе федерального регионального или муниципального списка кандидатов, собственный избирательный фонд не создает.

Денежные средства избирательного фонда учитываются на специальном избирательном счете, открытом в филиале Сберегательного банка России с разрешения соответствующей избирательной комиссии кандидатом в Президенты РФ, политической партией, выдвинувшей кандидата (список кандидатов).

За счет средств избирательных фондов кандидаты и партии рассчитываются со средствами массовой информации и оплачивают работы, выполненные по договорам с юридическими и физическими лицами.

Право распоряжаться средствами избирательного фонда принадлежит создавшим этот фонд кандидату или политической партии. Хотя ни кандидат, ни политическая партия не являются собственниками избирательного фонда. Они вправе им управлять самостоятельно или через доверенных лиц, т.е. уполномоченного представителя по финансовым вопросам.

Уполномоченный представитель кандидата по финансовым вопросам действует на основе нотариально удостоверенной доверенности, оформленной в установленном законом порядке.

Уполномоченный представитель по финансовым вопросам вправе открывать специальный избирательный счет; распоряжаться денежными средствами избирательного фонда, включая возврат денежных средств и внесение средств за политическую партию. Он же занимается учетом денежных средств избирательного фонда, осуществляет контроль за их поступлением и расходованием.

Регистрация уполномоченных представителей по финансовым вопросам политической партии осуществляется Центральной избирательной комиссией РФ.

Уполномоченный представитель по финансовым вопросам кандидата, политической партии:

) открывает специальный избирательный счет кандидата, политической партии;

) распоряжается средствами избирательного фонда;

) ведет учет денежных средств избирательного фонда;

) контролирует поступление и расходование средств избирательного фонда;

) имеет право подписи на расчетных документах.

Избирательный фонд считается ликвидированным в момент закрытия специального избирательного счета в Сбербанке РФ. Основаниями для такого решения являются:

а) отказ избирательной комиссии в регистрации кандидата (списка кандидатов);

б) отказ кандидата, партии, выдвинувшей список кандидатов, от регистрации или пропуск сроков регистрации;

в) представление итогового финансового отчета после выборов;

г) отмена регистрации кандидата, списка кандидатов как мера ответственности за избирательные правонарушения.

.3 Голосование и определение результатов выборов Президента Российской Федерации. Вступление президента Российской Федерации в должность

Следующей стадией выборов Президента РФ является голосование.

Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой соответствующего муниципального образования, а в случаях, предусмотренных - командиром воинской части, капитаном судна, руководителем полярной станции, руководителем дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации.

В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются ящики для голосования, кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей.

В помещении для голосования либо непосредственно перед этим помещением участковая избирательная комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает основную информацию обо всех кандидатах, внесенных в избирательный бюллетень.

Избирательные бюллетени являются документами строгой отчетности. Нумерация избирательных бюллетеней не допускается. Форму и текст избирательного бюллетеня на русском языке утверждает Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем за 32 дня до дня голосования. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне избирательного бюллетеня.

В избирательном бюллетене фамилии зарегистрированных кандидатов указываются в алфавитном порядке, при этом избирательный бюллетень содержит основные сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов.

Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. О дне, времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного голосования - не позднее чем за пять дней до дня досрочного голосования.

Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Голосование проводится путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к кандидату, в пользу которого сделан выбор, либо к позиции «Против всех кандидатов».

Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается.

Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в опечатанный (опломбированный) стационарный ящик для голосования.

Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования.

Подсчет голосов избирателей проводится открыто и гласно с оглашением и соответствующим внесением в увеличенную форму протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы и заявления о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосовании.

Если выборы Президента Российской Федерации признаны несостоявшимися или недействительными, либо если на день проведения повторного голосования оба зарегистрированных кандидата, по которым назначено повторное голосование, сняли свои кандидатуры или выбыли по иным обстоятельствам, либо если при повторном голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был избран на должность Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации назначает повторные выборы Президента Российской Федерации.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации направляет общие данные о результатах выборов Президента Российской Федерации в средства массовой информации в течение одного дня после определения результатов выборов.

Президент Российской Федерации, избранный в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законом «О выборах президента», вступает в должность по истечении шести лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах Президента Российской Федерации, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения шести лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента Российской Федерации, - на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации общих результатов выборов Президента Российской Федерации.

Важным условием демократических выборов является точный и честный подсчет голосов. Международно-правовые документы уделяют этому вопросу большое значение. Всеобщая декларация прав человека говорит о «нефальсифицированных выборах» (ст. 21) <consultantplus://offline/ref=4CFE84CDEEB41148EACD95D715D50D53EB6A36830D41E20EBC0D424F04918EB9016F7EFB19EF98C911n0E>. В Документе Копенгагенского совещания Конференции по измерению ОБСЕ государства обязуются сделать все, «чтобы подсчет голосов и сообщение о нем были честными» (ст. 7.4) <consultantplus://offline/ref=4CFE84CDEEB41148EACD90D816D50D53EB6E368C0A4FBF04B4544E4D039ED1AE062672FA19EF9C1Cn6E>. Важное значение в контроле за ходом голосования и безупречным подсчетом голосов имеют отечественные и международные наблюдатели.

Отечественный наблюдатель - это уполномоченное кандидатом или общественным объединением лицо, которое в ходе избирательной кампании следит за ходом голосования и подсчетом голосов. Это не частное лицо, действующее бесконтрольно от своего имени. Он представляет интересы конкретного кандидата или политической партии, выдвинувшей кандидата (в Президенты РФ) или список кандидатов (в депутаты Государственной Думы). Полномочия наблюдателей определены избирательным законодательством.

Каждый наблюдатель должен иметь документ, удостоверяющий его полномочия, и нагрудный знак с обозначением своей фамилии, имени, отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата в Президенты РФ или наименования политической партии, список кандидатов от которой баллотируется на выборах. От одного кандидата и одной политической партии в участковую избирательную комиссию направляется один наблюдатель.

Наблюдателями не могут быть судьи, прокуроры, работники полиции, Следственного комитета РФ, таможни, государственные служащие и лица, находящиеся в непосредственном служебном подчинении кандидата.

Наблюдатели имеют право находиться в помещении участковой избирательной комиссии в день голосования, следить за ходом голосования, вести видео- и фотосъемку; присутствовать при подсчете голосов, повторном пересчете избирательных бюллетеней. Они проверяют помещения для голосования; выясняют, имеется ли зал, где размещаются кабины для голосования, информационный стенд, стационарные ящики для голосования; могут проверить ящики для голосования (чтобы были пустыми); наблюдать за работой членов избирательной комиссии; контролировать выдачу бюллетеней только установленного образца; присутствовать при оглашении сведений и погашении неиспользованных открепительных удостоверений; упаковке после завершения подсчета голосов рассортированных бюллетеней. По требованию наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана выдать ему копию (копии) протокола.

Наблюдатель вправе обращаться к председателю участковой избирательной комиссии по вопросам организации голосования; обжаловать действия этой комиссии в вышестоящую избирательную комиссию (территориальную, окружную), избирательную комиссию субъекта РФ, Центральную избирательную комиссию РФ или в суд. Кандидат, политическая партия могут направить наблюдателей в вышестоящую избирательную комиссию для контроля за подведением итогов голосования.

Международные наблюдатели осуществляют те же функции, что и отечественные. Порядок их деятельности при проведении в России парламентских и президентских выборов регламентируется постановлением ЦИК РФ.

ЦИК РФ направляет приглашения для участия в наблюдении только тем международным организациям, в деятельности которых представители от России принимают непосредственное участие.

Законодатель устанавливает ряд ограничений на действия наблюдателей. Они не вправе:

выдавать избирателям бюллетени;

расписываться за избирателей, даже по их просьбе, в получении бюллетеней;

заполнять за избирателя, даже и по его просьбе, бюллетени;

совершать действия, нарушающие тайну голосования;

принимать участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете голосов;

совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

проводить предвыборную агитацию среди избирателей;

участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.

Статистика показывает, что граждане России достаточно активно участвуют в выборах Президента РФ. Безусловно, если граждане хотят, чтобы их интересы были представлены в органах государственной власти, игнорировать выборы не следует.

Практика показывает, что интерес российских граждан к федеральным выборам постоянно сохраняется высоким. Отмена порога явки избирателей на выборах не отразилась уровне их легитимности.

Заключение

В курсовой работе исследовалась тема: выборы Президента Российской Федерации.

В процессе исследования были решены следующие задачи: раскрыть основные положения проведения выборов Президента Российской Федерации; проанализировать порядок деятельности избирательных комиссий и избирательных участков; исследовать порядок выдвижения и регистрации кандидатов, статус кандидатов; охарактеризовать предвыборную агитацию и финансирование выборов; отразить порядок голосования и определения результатов выборов Президента Российской Федерации, вступление Президента Российской Федерации в должность.

Реализация указанных задач позволила прийти к следующим выводам: Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации осуществляют: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии.

Выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента Российской Федерации вправе каждый гражданин РФ. Кандидаты в президенты обладают равными правами и несут равные обязанности.

Процедура выборов президента РФ включает в себя следующие стадии: выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, процедура голосования, - определение результатов выборов Президента Российской Федерации, оглашение результатов выборов Президента Российской Федерации, вступление президента Российской Федерации в должность.

При вступлении в должность Президент приносит народу присягу, текст которой содержится в Конституции РФ. С момента принесения присяги Президент приступает к исполнению своих обязанностей.

Проведенное исследование позволило выделить следующие проблемы правового регулирования института президента в Российской Федерации:

) Не четкое разграничение полномочий между Президентом Российской Федерации и Федеральными органами государственной власти;

) Проблемы, связанные с выборами Президента Российской Федерации.

В целях устранения выявленных проблем, можно предложить:

) Выделение в данном законе специальной главы, посвященной разграничению полномочий между Президентом Российской Федерации и Федеральными органами государственной власти;

) Внести изменения в порядок проведения выборов таким образом, чтобы повысить интенсивность участия граждан России в выборах Президента Российской Федерации. В частности, можно предложить такую меру, как введение обязанности (а не права) каждого гражданина участвовать в голосовании и установлении ответственности за ее невыполнение.

Список нормативных актов и литературы

1.Конституция Российской Федерации от 12.12.93 (с изм. от 30.12.2008) //Российская газета. -- 1993. -- № 197.

2.Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗРФ. -- 2002. -- №24. -- Ст. 2253.

.Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (с изм. от 2.03.2014) //СЗ РФ. -- 2003 -- №2--Ст.17.

. Федеральный закон от 19 июля 2009 г. № 196-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СПС, Гарант, 2014.

5.Алиев А. Ф. Институт президентства и его особенности в условиях России / А.Ф. Алиев // Законность. - 2008. - №4. - С.15.

6.Апполосова В.С. Совершенствование процедуры выборов Президента Российской Федерации / В.С. Апполосова / Материалы XLVIII Международной научной студентческой конференции «Студент и научно-технический прогресс», 10-14 апреля 2010 г.: Государство и право <javascript:oa('2141184');>.- Новосибирск, СибАГС, 2010.- С.49-50.

7.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. / М.В. Баглай - М.: Норма- инфра, 2014. - 856с.

8.Государственное право Российской Федерации / Под ред. О.Е. Кутафина. - М.: Проспект, 2013. - 640с.

9.Командирова Т.Г., Кузнецова О.В., Немчанинов А.Л. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» / Т.Г. Командитова, О.В. Кузнецова, А.Л. Немчанинова // Гарант [Справочно-правовая система] 2014

10.Конституция Российской Федерации Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина. - М.: Юнита, 2001. - 730с.

11.Кайнов В.И. Институт президентства: конституционно-правовой статус / В.И. Кайнов // Российская юстиция. - 2008. - №9. - С.62.

12.Коммандитова Т.Г. Гарантии реализации принципа всеобщего активного избирательного права на выборах Президента Российской Федерации / Т.Г. Коммандитова // Современная юридическая наука и правоприменение (III Саратовские правовые чтения): Сборник тезисов докладов (по материалам Всероссийской научно-практической конференции, г. Саратов, 3-4 июня 2011 г.) <javascript:oa('2150604');>., Саратов, ГОУ ВПО "Саратов. гос. академия права", 2011.- С.133-137.

.Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. / Л.А. Окуньков. - М.: Родина, 2001. - 403с.

.Ресянцев А.Д. Правовой статус Президента Российской Федерации / А.Д. Рясинцев // Законность. -- 2009. -- № 5. -- С. 18.

15.Разделение властей и парламентаризм / Под ред. Соколов А.Д. -- М.: Юпитер, 2007. - 290с.

Похожие работы на - Порядок выборов Президента Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!