Бухгалтерский учет товарных операций в ООО 'Профигарант'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,6 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бухгалтерский учет товарных операций в ООО 'Профигарант'

РЕФЕРАТ

Курсовая работа содержит 35с., 3 таблицы, 1 рисунок, 23 источника, 3 приложения.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, ТОВАРНЫЕ ОПЕРАЦИИ, УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ, ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ТОВАРОВ, ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ, ТОВАР.

Развитие рыночных отношений связано с движением товаров от производителей до их конечных потребителей, обусловленным объективным и непрерывным процессом углубления общественного разделения труда. Сфера товарного обращения в условиях развитого рынка не только охватывает торговлю, но и распространяется на все общественное производство. В связи с этим формирующаяся в бухгалтерском учете информация о движении товаров приобретает первостепенное значение для управления всем комплексом товарных операций. Учет при этом обеспечивает сохранность товаров, информацию о движении цен и себестоимости, оценку эффективности производства и реализации товаров.

Целью курсовой работы является изучение организации бухгалтерского учета и товарных операций.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические и методические основы организации бухгалтерского учета товарных операций в организациях торговли

1.1 Цель, значение, задачи бухгалтерского учета товарных операций

1.2 Особенности бухгалтерского учета товарных операций

1.3 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета товарных операций

2. Бухгалтерский учет товарных операций в ООО «Профигарант»

2.1 Организация учета поступления и реализации товаров

2.2 Документальное оформление хозяйственных операций по учету поступления, продажи товаров

Заключение

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

В связи с реализацией государственной политики по поддержке и развитию отечественного бизнеса в последние годы на рынке появляется все больше участников - предпринимателей и организаций. Большая часть из них начинает работу в сегменте торговли.

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что в связи с ростом рыночной конкуренции предприятиям необходимо оптимизировать и наладить работу всех своих участков. Это позволит сократить излишние затраты, а значит, получить дополнительное конкурентное преимущество. Кроме того, в торговле товар - это ядро, вокруг которого строится работа всей компании, от грамотности и точности учета товарных операций напрямую зависит финансовый результат работы предприятия. Правильная организация бухгалтерского учета товаров и их реализации позволит своевременно получать информацию об отгрузке и реализации ценностей, о выполнении договорных обязательств контрагентами, о состоянии товарных запасов и контроле их сохранности.

Цель курсовой работы - изучить организацию бухгалтерского учета и товарных операций. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

Определить цель, значение, задачи бухгалтерского учета товарных операций;

изучить особенности бухгалтерского учета товарных операций;

охарактеризовать нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета товарных операций;

проанализировать организацию учета поступления и реализации товаров в ООО «Профигарант»;

охарактеризовать документальное оформление хозяйственных операций по учету поступления, продажи товаров в ООО «Профигарант»;

изучить порядок проведения инвентаризации товаров в ООО «Профигарант».

Объектом исследования является товарные операции. Предметом - изучение товарных операций на примере ООО «Профигарант».

При написании работы в первую очередь использовались данные первоисточников - нормативных и законодательных актов, регулирующих учет товарных операций, также была проанализирована и систематизирована аналитическая информация из периодических изданий, изучены данные специализированных интернет - порталов. Применены такие методы исследования как теоретический анализ, сравнение, наблюдение и обобщение.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ТОРГОВЛИ

.1 Цель, значение, задачи бухгалтерского учета товарных операций

Товарные операции - это факты хозяйственной деятельности предприятия, которые связаны с поступлением и выбытием товаров. Соответственно, ключевым понятием в учете и аудите товарных операций является понятие товаров.

Товары - это часть материально-производственных запасов, которые приобретены или получены от других юридических и физических лиц и предназначаются для продажи.

С помощью механизма торговли товарами обеспечиваются потребности населения и экономических субъектов. Таким образом, торговля формирует взаимоотношения предприятий различных форм собственности друг с другом и с населением. В течение определенного времени товары могут находиться в сфере обращения пока, в конечном счете, не попадут в собственность покупателя.

Товар в качестве объекта коммерческой деятельности обладает четырьмя основополагающими характеристиками: ассортиментной, качественной, количественной и стоимостной.

Первые три характеристики обеспечивают удовлетворение реальных потребностей покупателя (физиологических, социальных, психологических и др.). С помощью этих характеристик продукция становится полезной для отдельных групп покупателей и получает «звание» товара.

Товар также обладает двумя особыми свойствами - потребительной стоимостью и стоимостью.

Потребительная стоимость характеризуется способностью этого товара удовлетворять какие-либо общественные потребности, т.е. данное свойство характеризует товар как общественно полезное благо.

Отличительная черта потребительной стоимости заключается в том, что она является носителем меновой стоимости, т.е. способности товара обмениваться на другие товары. Меновая стоимость - это форма стоимости, ее внешнее проявление в акте обмена.

Стоимость товара формируется при столкновении интересов покупателей и продавцов. Для покупателя товар ценен его полезностью. Продавец же стремится, реализовав товар, получить максимальный доход. В процессе торговли потери и выгоды продавца и покупателя усредняются.

Товары представлены четырьмя большими группами:

Нематериальные товары не имеют вещественной формы. К ним относятся услуги, консультации, информация, наличные и безналичные деньги, права;

материальные товары - имеют физическую, т.е. материально-вещественную форму. Могут быть твердыми (сталь, древесина, уголь), жидкими (лак, нефть, бензин) и газообразными (водород, углекислый газ, гелий);

потребительские товары. Служат для удовлетворения потребностей конечного (личного) потребления;

товары производственного назначения - пересекаются с понятием материальных товаров;

Распределение товаров по группам позволяет:

Сформулировать к ним общие требования, разработать общие методы по их испытанию, создать систему рациональной организации приемки и контроля их качества;

рационально хранить товары, основываясь на их общих свойствах;

выделить групповые характеристики качества товаров, установить необходимую номенклатуру качества по каждой группе товаров;

рационально организовать учет товара по группам.

Для эффективного управления деятельностью торгового предприятия его руководитель должен располагать полной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией. Это решается при помощи организации и ведения хозяйственного учета. Основным объектом бухгалтерского учета в торговом предприятии являются товары, а значит, бухгалтерской службе такой организации следует обеспечить полный учет поступающих товаров и своевременное отражение в учете операций, которые связаны с их выбытием. Исходя из этого требования основными целями бухгалтерского учета товарных операций являются:

Контроль сохранности товаров;

своевременное представление руководителю предприятия сведений о товарообороте и валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования.

Достижение указанных целей обеспечивается за счет решения следующих бухгалтерских задач:

Проверка правильности документального оформления товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете;

контроль товарных запасов, выявление неходовых, невостребованных и недоброкачественных товаров;

контроль финансовых показателей: таких как величина прибыли, источники поступления средств и порядок их использования, капитальные вложения, оборотные средства и т.д.

контроль правильности расчетов с поставщиками и покупателями, своевременного поступления платежей в бюджет, целевого использования банковских кредитов;

выявление возможностей сокращения издержек обращения и повышения рентабельности: издержки обращения покрываются за счет торговой наценки, которая включается в цену товара, однако, за счет наценки формируется и прибыль предприятия. Следовательно, чем ниже величина издержек обращения, тем большая доля торговой наценки направляется на образование прибыли;

контроль наличия и движения материальных ценностей и денежных средств. При организации правильного и своевременного учета четко разграничивается материальная ответственность сотрудников предприятия за вверенные им ценности, а также своевременно проводится инвентаризация.

Для того, чтобы оценить достоверность информации, сформированной в системе бухгалтерского учета товарных операций, необходимо обратиться к аудиту.

Значение аудита товарных операций для управления торговым предприятием заключается в том, что аудиторская проверка позволяет на основе полученных данных о наличии и движении товаров определить достоверность и обоснованность показателей доходов, расходов и финансовых результатов предприятия.

Таким образом, цель аудита товарных операций состоит в определении законности этих операций и правильности отражения их в бухгалтерском учете для оценки влияния на достоверность бухгалтерской отчетности торгового предприятия.

Достижение этой цели обеспечивается за счет решения следующих задач:

Проведение оценки организации учета сохранности и списания товарных ценностей;

проверка правильности документального оформления товарных операций;

проверка наличия первичных документов по учету товарных ценностей;

проверка организации и порядка ведения складского учета;

проверка наличия товарных ценностей;

проведение анализа договоров поставки товаров;

ознакомление с учетной политикой предприятия в части организации учета товарных операций;

изучение материалов проводимых инвентаризаций;

проверка соответствия применяемого метода учета товаров методу, который закреплен в учетной политике предприятия.

Подводя итог параграфу, отметим, что бухгалтерский учет и аудит товарных операций направлен на систематизацию информации, полученной в процессе ведения торговой деятельности, и является ключевым фактором эффективного и грамотного управления и планирования работы на торговом предприятии в целом.

Задачи, которые поставлены перед бухгалтерским учетом и аудитом в торговом предприятии, могут быть решены только при его правильной организации. Важное значение для предприятия сферы торговли имеет правильное, своевременное и полное отражение товарных операций в системе бухгалтерского учета. Информация, которая формируется на базе бухгалтерского учета товарных операций, используется для принятия управленческих решений (к примеру, в области сбытовой политики, формирования ассортимента товаров и др.), повышающих экономическую эффективность деятельности торгового предприятия.

1.2 Особенности бухгалтерского учета товарных операций

Товары могут учитываться с помощью натуральных и стоимостных измерителей:

В натурально-стоимостном выражении, при котором контроль за движения товаров по отдельным наименованиям осуществляется по их стоимости и натуральном выражении;

в индивидуальной (попредметной) оценке, предусматривающей контроль движения каждой единицы товара. Этот метод оценки характерен для комиссионной торговли и организаций с узкой номенклатурой товаров;

в стоимостном выражении, при котором контроль движения всего объема товаров осуществляется только в стоимостном выражении.

Порядок оценки товаров определен ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Согласно данному документу товары принимаются к учету по фактической себестоимости. В случае, когда товары приобретены за плату, их фактическая себестоимость складывается из суммы фактических расходов предприятия на приобретение (с учетом суммовых разниц), за минусом НДС и других возмещаемых налогов. Фактическая себестоимость товаров, полученных по договору дарения или безвозмездно - это их рыночная стоимость. Товары, которые получены по договорам, предусматривающим исполнение обязательств не денежными средствами, принимаются к учету по стоимости активов, переданных или подлежащих передаче организацией.

В фактические расходы на приобретение товаров включаются:

Суммы, уплачиваемые поставщику товаров согласно договору;

суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, которые связаны с приобретением товаров;

таможенные пошлины;

невозмещаемые налоги, которые уплачиваются в связи с приобретением товаров;

вознаграждения посреднической организации, участвовавшей в приобретении товаров;

суммы процентов по кредитам и займам, которые начислены до даты постановки товаров на бухгалтерский учет. Данный случай применим, когда заемные средства были получены именно для покупки товаров;

расходы по доведению товаров до состояния пригодности к использованию в запланированных целях;

прочие расходы, которые непосредственно связаны с приобретением товаров.

Организации торговли могут оценивать приобретенные товары по продажной стоимости, отдельно учитывая наценки (скидки).

При отпуске товаров в продажу или ином выбытии (за исключением тех товаров, которые учитываются по продажной стоимости) для их оценки выбирается одним из следующих способов: по себестоимости единицы, по средней себестоимости, способ ФИФО (по себестоимости первых по времени приобретения товаров).

В ст.1 п.2 Федерального Закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ говорится о том, что объектами бухгалтерского учета являются имущество организации, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе деятельности. Основная часть информации в торговле - это сведения о наличии и движении товаров.

Бухгалтерский учет в торговой организации ведется непрерывно с даты ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации согласно порядку, установленному законодательством РФ (ст. 8 п.3 №402-ФЗ).

Все хозяйственные операции, которые проводит организация, необходимо оформлять оправдательными документами. На основании этих документов, являющихся первичными учетными документами, ведется бухгалтерский учет (ст. 9 п. 1 №402-ФЗ).

Торговые организации для того, чтобы обеспечить достоверность данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, проверять и документально подтверждать их наличие, состояние и оценку (ст. 11 п. 1 №402-ФЗ). Если при инвентаризации выявлены расхождения между фактическим наличием имущества и данным бухгалтерского учета, то данные факты должны быть отражены следующим образом:

Излишек активов приходуется, его сумма относится на финансовые результаты предприятия;

недостача активов и их порча в рамках норм естественной убыли относятся к расходам продажу, сверх норм - списывается за счет виновных лиц. В случае, если виновные лица не выявлены, то недостачу списывают на финансовые результаты организации (ст.12, п.3 №402-ФЗ).

Согласно Плану счетов финансово-хозяйственной деятельности от 31.10.2000 г. №94-н (в ред. от 08.11.2010) для учета бухгалтерских операций в торговле предназначены следующие счета:

Счет 41 «Товары»: субсчет 1 - для учета товаров на складах, субсчет 2 - для учета товаров в торговле, субсчет 3 - для учета тары под товаром и порожняка, субсчет 4 - для учета покупных изделий.

Счет 42 «Торговая наценка» - для учета торговой наценки по оприходованным товарам.

Счет 44 «Расходы на продажу» используется для отражения расходов, связанных с коммерческим движением товаров и с их транспортировкой и упаковкой.

Счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в организациях торговли используют для учета поступления и продажи товаров.

Счет 90 «Продажи» учитывает покупную стоимость проданных товаров.

На счете 99 «Прибыли и убытки» формируются результаты хозяйственной деятельности предприятия и отражается конечный результат его работы (прибыль или убыток).

Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ от 29.07.1998 г. №34-н товары организациями, занятыми торговой деятельностью, отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости из приобретения. При продаже товаров их стоимость разрешается списывать с применением одного из методов оценки: по себестоимости единицы запасов, по средней себестоимости, по методу ФИФО.

Доход от торговли - это выручка от продажи продукции и товаров (ПБУ 9/99 «Доходы организации», утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 32н). В учетной политике предприятия должна быть раскрыта информация о порядке признания выручки.

В учетной политике должны быть раскрыты способы оценки товаров и способ признания прибыли от их продажи.

Расходы в торговле определены в ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утвержденном Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. №33н). Согласно данному нормативному документу к ним относятся расходы, связанные с приобретением и продажей товаров и продукции (ст. 5 ПБУ 10/99).

Торговые организации могут расходы по доставке товаров до складов, производимые до момента их передачи в продажу, включать в состав расходов на продажу (ст. 13 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утверждено Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г. № 44н).

Далее рассмотрим особенности методики аудита товарных операций. Аудиторская проверка товарных операций в торговом предприятии осуществляется по определенным этапам (см.рисунок 1)








Рисунок 1 - Этапы аудиторской проверки товарных операций

При проверке полноты оприходования товарных ценностей устанавливается правильность оформления первичных документов, на основании которых товары принимаются на склад. Основными из таких документов являются: товарно-транспортная накладная, счета-фактуры, а при приемке груза от железной дороги - грузовые квитанции. Также необходимо проверить порядок выдачи доверенностей, которые выдаются уполномоченному лицу для получения товаров со склада поставщика.

Одним из важнейших участков аудита товарных операций является проверка правильности формирования первоначальной стоимости товаров согласно ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Фактическая себестоимость товаров, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, за исключением оговоренных случаев.

В процессе проведения аудиторской проверки очень важно установить соответствие способа учета затрат на транспортировку товаров, закрепленного в учетной политике предприятия, с фактически применяемым способом учета и распределения транспортных расходов.

Далее выполняется проверка организации складского и аналитического учета товарных ценностей, проверка их сохранности. Аудитор проверяет наличие приказов о приеме в штат предприятия материально ответственных лиц, их согласование с главным бухгалтером, а также наличие договоров о полной материальной ответственности. Для того, чтобы установить квалификацию материально ответственных лиц, необходимо ознакомиться с результатами и качеством материалов проведенных инвентаризаций. Аудитор выясняет соблюдение сроков представления складами первичных документов в бухгалтерскую службу предприятия, проверяет обоснованность и своевременность записи и подсчета оборотов и остатков в карточках складского учета. Аудитор также проверяет наличие приказа об инвентаризационной комиссии, а также порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности предприятия результатов проведенных инвентаризаций.

Для того, чтобы установить достоверность хозяйственных операций, применяются процедуры формальной и арифметической проверки документов, а также специальные приемы документального контроля.

Формальная проверка заключается в установлении правильности заполнения всех реквизитов документов: отсутствие неоговоренных исправлений, подчисток в тексте, дописок; подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц. При выполнении арифметической проверки выявляется правильность подсчетов в документах.

Достоверность хозяйственных операций, которые отражены в первичных документах, также в случае необходимости может быть установлена при помощи проведения встречных проверок на оптовых предприятиях.

Изучая первичные документы, аудитор обращает внимание на полноту и правильность заполнения всех обязательных реквизитов, наличие подписей должностных лиц, неоговоренные исправления и подчистки.

Следующий этап аудиторской проверки - проверка продажи товаров. При этом применяются следующие аудиторские процедуры проверки учета и документального оформления реализации в торговых предприятиях:

Проверка наличия необходимых документов, подтверждающих реализацию товаров;

проверка правильности калькулирования цен продажи;

проверка полноты и своевременности сдачи выручки материально-ответственным лицом;

проверка полноты и своевременности учета выручки бухгалтерской службой предприятия;

проверка правильности ведения расчетов с торговыми предприятиями;

проверка правильности и полноты отражения выручки на счетах бухгалтерского учета и проверка корреспонденции счетов.

При аудите продаж также необходимо проверить правильность формирования выручки от реализации товаров и порядок отражения ее в бухгалтерском учете, поскольку этот показатель является базой формирования финансового результата предприятия, исчисления НДС, акцизов и расчета налога на прибыль.

Проверка расчета налога на прибыль осуществляется по следующим направлениям:

Проверяется правильность отражения в бухгалтерском учете и отчетности предприятия фактического финансового результата (прибыли или убытков) от реализации товаров;

проверяется достоверность учетной информации о фактической себестоимости товаров, полнота и правильность отражения в учете фактических затрат на приобретение и реализацию товаров;

проверяется правильность расчетов по налогу на прибыль.

По итогам материала, изложенного в данном параграфе, можно сделать вывод о том, что особенности бухгалтерского учета товарных операций, прежде всего, определяются спецификой деятельности торговых предприятий, ключевой ролью товаров в их работе и формировании финансового результата. А в связи с ростом количества торговых предприятий, в том числе и субъектов малого бизнеса, для пользователей их отчетности актуальным становится вопрос достоверности финансовой отчетности организаций сферы торговли, для чего необходимо проведение аудиторской проверки.

.3 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета товарных операций

Система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета товарных операций в России включает четыре уровня, на каждом из которых регулирование осуществляют наделенные соответствующими полномочиями органы (см. таблицу 1).

На первом уровне помимо Федерального закона отдельные вопросы бухгалтерского учета регулирует Гражданский кодекс РФ и другие федеральные законы. Основным нормативным документом, который устанавливает требования к ведению бухгалтерского учета в РФ, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ.

Таблица 1- Система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета товарных операций в Российской Федерации

Уровень регулированияИсточники регулированияДокументы, регулирующие учетОбласть воздействияПервыйПрезидент РФ, Правительство РФГражданский кодекс РФ, ФЗ «О бухгалтерском учете», Указы Президента и постановления Правительства РФУстанавливают единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учетаВторойМинистерство финансов РФ, Центральный банк России, другие органы исполнительной властиСистема национальных стандартов - Положения по бухгалтерскому учетуРегулируют общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, представления бухгалтерской отчетности, правила и порядок учета отдельных объектов бухгалтерского наблюденияТретийМинистерство финансов РФ, другие органы исполнительной властиПлан счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности, инструкция по его применению, методические рекомендации и указанияОпределяют схему регистрации и группировки объектов наблюдения, регулируют методы оценки имущества, порядок проведения инвентаризаций и т.п.ЧетвертыйУправленческий персонал организацииДокументы, регулирующие учетную политикуВыбор форм и методов ведения учета и отчетности, исходя из специфики деятельности, уровня автоматизации учета, подготовки счетных работниковучет товарный аудиторский прибыль

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации также отмечено на первом уровне регулирования, поскольку этим документом устанавливаются общие принципы ведения бухгалтерского финансового учета, формирования бухгалтерской финансовой отчетности, взаимоотношения предприятия с внешними пользователями учетной информации и другие аспекты.

К документам второго уровня относятся положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Министерством финансов России. Эти положения определяют принципы и правила учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения и составляют систему национальных стандартов, которая ориентирована на Международные стандарты финансовой отчетности. Так, Приказом Министерства финансов России от 06.10.2008 г. №106н утверждено положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008. В данном ПБУ указано, что при формировании предприятием учетной политики следует выбрать один из способов организации и ведения бухгалтерского учета по каждому конкретному вопросу; возможные варианты выбора закреплены законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами в сфере бухгалтерского учета. Если какой-либо из вопросов не регламентирован законодательной базой, то предприятию следует самостоятельно разработать соответствующий способ бухгалтерского финансового учета, основываясь на ПБУ и Международных стандартах финансовой отчетности [10].

Документы третьего уровня регулирования подготавливают и утверждают федеральные органы, министерства и иные органы исполнительной власти, которые согласно федеральным законам обладают правом регулирования бухгалтерского учета. Таким документами, например, являются План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению (утвержден Приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. № 94н), которые составляют базу для ведения учета на всех предприятиях. План счетов содержит наименования и коды счетов и представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете. Инструкция по применению плана счетов содержит краткую характеристику счетов, их структура и назначение, экономическую трактовку обобщаемых на них фактов, схемы учета наиболее распространенных операций. Также к третьему уровню документов относятся инструкции и методические указания, которые разрабатываются и вводятся в действие согласно отдельным положениям по бухгалтерскому учету. Система нормативного регулирования бухгалтерского финансового учета кроме того включает положения и рекомендации, которые определяют особенности учета затрат на выпуск и реализацию продукции, принципы ведения учета и отчетности субъектами малого бизнеса, описание методики проведения инвентаризации, формирования финансовой отчетности и т.д.

Рассмотренная система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета должна обеспечивать формирование полной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Аудиторская деятельность в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Согласно этому закону аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, который осуществляется в соответствии с российским законодательством уполномоченными органами государственной власти.

Аудит - это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия с целью выражения мнения о степени достоверности этой отчетности.

Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности представляет собой многоуровневую систему, которая имеет четыре уровня:

Законодательный. Главным документом верхнего уровня системы регулирования является Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности», в котором изложены положения, позволяющие осуществлять общее правовое регулирование аудиторской деятельности в России;

нормативный. Этот уровень регулирования дополняет ФЗ «Об аудиторской деятельности» приказами, положениями, письмами по вопросам лицензирования, аттестации, предоставления информации и отчетов по результатам ведения аудиторской деятельности. Таким образом, нормативное регулирование осуществляется с помощью документов, регламентирующих и уточняющих частные вопросы аудиторской деятельности;

методический. Документы этого уровня системы представлены федеральными правилами (стандартами). Стандартами определены общие вопросы осуществления аудиторской деятельности, которые обязательны для исполнения. Правила (стандарты) аудиторской деятельности представляют собой единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформления и оценки качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации;

внутрифирменный. Данный уровень регулирования содержит внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, нормативные акты министерств, которыми установлены правила ведения аудиторской деятельности и проведения проверок отдельных отраслей, организаций, вопросов налогообложения, бухгалтерского учета и хозяйственного права.

Дополнительно в своей работе аудиторские организации ориентируются на принятые внутрифирменные стандарты, которые разрабатываются аудиторские организациями и индивидуальными аудиторам самостоятельно с учетом федеральных правил (стандартов) и собственной практики. Содержание и форма таких документов являются коммерческой собственностью аудиторских компаний, они характеризуют качество аудита и престиж компании.

В целях соблюдения нормативных требований в области аудита в РФ осуществляется государственный контроль аудиторской деятельности. Общий контроль качества аудита возложен на уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности. Положение о федеральном органе утверждается Правительством Российской Федерации.

Подводя итог параграфу, отметим, что изучаемый раздел учета достаточно глубоко проработан в различных нормативно-правовых источниках, что позволяет исключить возникновение спорных вопросов.

2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ООО «ПРОФИГАРАНТ»

.1 Организация учета поступления и реализации товаров

Общество с ограниченной ответственностью «Профигарант» специализируется на комплексном снабжении предприятий железнодорожного транспорта и других организаций, имеющих в своем ведении путевое железнодорожное хозяйство железнодорожным инструментом, средствами механизации, оборудованием и запасными частями.

Предприятие реализует товары следующих групп:

Рельсосверлильные и фаскосъемные станки;

рельсорезные станки;

домкраты путевые;

разгонщики, рихтовщики;

измерительный инструмент;

электроагрегаты и сварочное оборудование и другое.

Поступление товаров в организацию осуществляется на основании договора, заключенного с поставщиком товара. Оплата за товар производится на основании платежного поручения с использованием дистанционной банковской системы «Клиент-Банк». Доставка товара осуществляется самовывозом. ООО «Профигарант» привлекает стороннюю транспортную организацию, которая доставляет товар от поставщика на предприятие. Поступление товара отражается в бухгалтерском учете на основании товарной накладной ТОРГ-12.

Учет расчетов с поставщиками ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (см. таблицу 2).

ООО «Профигарант» реализует товары только со складов. Отпуск товаров производится непосредственно представителю покупателя в порядке самовывоза. Любая отгрузка товаров осуществляется на основании договора поставки, который заключается с покупателем на 1 год. Также покупателю выписывается счет, на основании которого он осуществляет предоплату за товар. Согласно рабочему Плану счетов бухгалтерского учета ООО «Профигарант» для отражения расчетов по оптовой реализации товаров используются следующие счета: 90 «Реализация», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 41 «Товары», 51 «Расчетный счет».

Определение выручки от реализации товаров производится по мере отгрузки товаров и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.

Таблица 2 - Журнал хозяйственных операций по учету поступлений товаров в ООО «Профигарант»

№ п/пСодержание хозяйственной операцииКорреспонденция счетовСумма, руб.Первичные документыДебетКредит1.Произведена предоплата60.25125335,00Счет-фактура, платежное поручение 2.Поступление товара от поставщикаСтоимость товаров без НДС41.160.121470,34Товарная накладная Отражен НДС, 18%19.360.13864,66Товарная накладная 3.Зачтен аванс при поступлении товаров60.160.225335,004.Произведен зачет НДС68.219.33864,66

Платежи за предполагаемую отгрузку товаров поступают на счет 51 «Расчетный счет» по дебету в корреспонденции с кредитом счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Оптовая реализация товаров в ООО «Профигарант» учитывается на операционно-результативном счете 90 «Реализация». Этот счет предназначен для обобщения информации о процессе оптовой реализации товаров, а также для определения финансовых результатов от этой реализации. К счету 90 «Реализация» открыты следующие субсчета:

-1 «Выручка от реализации»;

-2 «Себестоимость реализации»;

-3 «Налог на добавленную стоимость»;

-9 «Прибыль/убыток от реализации»;

В течение месяца на счете 90 «Реализация» по дебету и по кредиту отражаются одни и те же реализованные товары, только в разных оценках и на разных субсчетах.

По кредиту субсчета 90.1 «Выручка от реализации» учитываются поступления активов, признаваемые выручкой от реализации товаров (их продажная стоимость), в корреспонденции с дебетом счета 62 на суммы, на которые предъявлены расчетные документы и в установленном порядке признан доход.

По дебету субсчета 90.2 «Себестоимость реализации» учитывается себестоимость реализованных товаров, по которым на субсчете 90-1 «Выручка от реализации» признана выручка, в корреспонденции с кредитом счета 41 «Товары», где учет товаров ведется по покупным ценам.

По дебету субсчета 90.3 «Налог на добавленную стоимость» с кредитом субсчета 68.2 «Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации товаров» отражается НДС на реализованные товары. В ООО «Профигарант» НДС на реализованные товары начисляется постепенно в течение месяца по мере отражения отгрузки товара. В конце отчетного периода издержки относятся на счет 90 субсчет 2 «Себестоимость реализации».

Данные хозяйственные операции отражаются в журнале хозяйственных операций. Движение ТМЦ и денежных средств по конкретному счету можно увидеть с помощью карточки счета, которая автоматически формируется в программе «1С: Бухгалтерия 7.7». Отражение в бухгалтерском учете поступления товаров рассмотренное в таблице 2.1, можно увидеть в карточке счета 41.1 (Приложение А).

Реализация товаров, приведенная в таблице 2.2, отражается в карточке счета 41.1 и в карточке счета 90 (Приложение Б). Также в карточке счета 90 отражаются финансовые результаты работы предприятия за отчетный период.

Таблица 3 - Журнал хозяйственных операций по учету реализации товаров ООО «Профигарант»

№ п/пСодержание хозяйственной операцииКорреспонденция счетовСумма, руб.Первичные документыДебетКредит1.Поступил платеж от покупателя5162154000,00 Счет, платежное поручение 2.Отгружены товары покупателю 90.2 6241 90.1120864,00 154000,00 Товарная накладная 3.Начисляется НДС на реализованные товары90.368.223491,50Товарная накладная 5.В конце месяца списываются издержки обращения90.7446102,006.Определяется и отражается результат от реализации (убыток) 9990.93543,00

Одним из регистров бухгалтерского учета товаров является журнал-ордер и ведомость по счету 41. В ООО «Профигарант» данный регистр ведется в программе автоматизированным способом. Сальдо на начало месяца формируется из журнала-ордера и ведомости к нему за предыдущий месяц. Журнал-ордер составляется на основании накладных ТОРГ-12, по которым товар поступил на предприятие. Ведомость формируется на основании реестра по отгрузке товаров, составленного на основании накладных на отгрузку товаров. В ведомости показывается отгрузка товаров покупателем, то есть расход товара. Автоматически подсчитывается итог по каждой строке и выводится сальдо также по каждой строке ведомости и журнала-ордера, а в том числе и сальдо на начало и конец месяца.

Журнал-ордер и ведомость по счету 90 «Реализация» автоматически формируется на основании накладных на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей (при реализации товаров покупателям и оприходовании товаров при возврате от покупателей), начальное сальдо не имеет. В журнале-ордере отражаются обороты от реализации по продажным ценам в корреспонденции с дебетом счета 62. В ведомости отражаются обороты от реализации по покупным ценам и суммы начисленного НДС по каждой отгрузке товаров.

На основании журнала-ордера и ведомости по каждому счету формируется обобщенный регистр - обороты счета (Главная книга), где для счета 41 «Товары», 90 «Реализация», как и для любого другого счета, за отчетный месяц приводятся его остатки на начало и конец, обороты по дебету и кредиту в целом и по корреспондирующим счетам

Использование автоматизированной формы учета в ООО «Профигарант» позволяет формировать журнал-ордер и Главную книгу автоматически и независимо друг от друга. Главным условием для этого является проведение хозяйственных операций на основании первичной документации.

Таким образом, правильно организованный и автоматизированный бухгалтерский учет движения товаров и сопутствующих операций дает возможность торговому предприятию влиять на скорость оборота торгового капитала, не допускать затоваривания, осуществлять контроль над сохранностью товаров, предупреждать образование недостач, находить наиболее выгодные рынки сбыта товаров и в конечном итоге получить максимальную прибыль.

2.2 Документальное оформление хозяйственных операций по учету поступления, продажи товаров

Все операции, связанные с движением товарных запасов (их поступлением, перемещением, расходованием) должны быть оформлены первичными учетными документами. Вопросу оформления этих документов следует уделять особое внимание, так как в данном случае напрямую затрагивается материальная сторона работы торговой организации.

Документооборот в ООО «Профигарант» осуществляется согласно графику, утвержденному в принятой учетной политике предприятия (Приложение В). Предприятием для оформления операций по движению товаров используются унифицированные формы первичных документов и регистров бухгалтерского учета.

ООО «Профигарант» приобретает товар у постоянных поставщиков на основании заключенных договоров поставки товара. Договорами предусмотрена полная предварительная оплата отгружаемого товара, иными словами, право собственности переходит к ООО «Профигарант» только после оплаты выставленных счетов и последующей приемки товара. Договора с контрагентами заключает отдел закупок предприятия, передает их копии в бухгалтерскую службу для оплаты выставленных счетов.

Товар поступает в терминал транспортной компании, оплату товара также осуществляет принимающая сторона. Доставка товара от терминала грузовой компании до собственного склада осуществляется водителем ООО «Профигарант» на основании выписанной Доверенности.

Полученные товары и сопроводительные документы передаются водителем на склад организации для приемки. При получении товара материально-ответственным лицом осуществляется прием и проверка товара по данным накладных ТОРГ-12. Проверяется качественный и количественный состав товара, его соответствие указанной в ТОРГ-12 номенклатуре. При отсутствии расхождений накладные ТОРГ-12 вместе с документами транспортной компании передаются в бухгалтерскую службу, т.к. на основании этих документов осуществляется постановка товара на учет в организации.

В случае если выявлено несоблюдение поставщиком договорных условий, выраженное в несоответствии физического количества и качественного состава полученного товара данным накладных, то материально-ответственным лицом составляется Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (форма ТОРГ-2). В Акте указывается фактическое наличие товаров, их качественные характеристики. При этом товары, по которым расхождений не выявлено, в Акт не вносятся, а ставится запись в Акте «По остальным товарно-материальным ценностям расхождений нет». Акт подписывается членами комиссии и материально-ответственным лицом, передается вместе с ТОРГ-12 и транспортными накладными в бухгалтерскую службу для подготовки претензии в адрес поставщика или транспортной компании. При этом Акт должен быть утвержден руководителем, который также принимает решение о направлении претензионного письма. Акт составляют в 4-х экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию ООО «Профигарант», второй - обычно прикладывается к претензионному письму в адрес поставщика или перевозчика, третий - вручается представителю поставщика, который участвует в актировании товара, а четвертый - передается перевозчику.

ООО «Профигарант» реализует товары только со складов. Отпуск товаров производится непосредственно представителю покупателя в порядке самовывоза. Любая отгрузка товаров осуществляется на основании договора поставки, который заключается с покупателем на 1 год. Отношения в рамках этих договоров регулируются Гражданским Кодексом РФ.

Договор поставки может предусматривает выплату покупателем аванса с окончательным расчетом после получения товаров. Покупателю выписывается счет, на основании которого он осуществляет предоплату за товар.

Поставка товаров оформляется счетом-фактурой, в которой указаны все реквизиты продавца и покупателя, наименование товара, единица измерения, количество, цена, сумма без НДС, ставка НДС, всего с НДС. Счет-фактуру выписывают в трех экземплярах: первый остается у ООО «Профигарант», два других отправляют покупателю вместе с товаром.

Принятые к исполнению счета-фактуры должны быть пронумерованы и прошнурованы в журнале учета счет-фактур, при этом полученные и выданные счета-фактуры хранятся раздельно и регистрируются в установленном порядке в книгах покупок и продаж.

Книгу покупок ведет получатель товаров, она предназначена для регистрации счетов-фактур, выставленных поставщиками, и позволяет определить сумму налога, подлежащего зачету. Итоговые данные по отдельным графам помогают составлять расчет по налогу на добавленную стоимость.

Прием товаров на склад покупателя осуществляет материально-ответственное лицо согласно товаросопроводительным документам (кроме счет-фактуры к ним относятся технический паспорт, сертификат, описи, упаковочные ярлыки).

При отсутствии этих документов или некоторых из них должен быть составлен акт о фактическом количестве продукции, в котором указывают недостающие документов. Также покупатель может выборочно проверить количество товаров и распространить результаты проверки на всю партию. Если обнаружено нарушение условий договора купли-продажи по количеству, качеству, комплектности, то в сроки, предусмотренные законом или договором, покупатель извещает продавца о ненадлежащем исполнении договора купли-продажи (ст. 483 ГК РФ). При этом если покупатель нарушил обязательства о принятии товара, то продавец имеет право полностью или частично отказать ему в удовлетворении требований о передаче недостающего количества товара или его замене (ст. 483 ГК РФ).

Таким образом, благодаря правильному оформлению первичных документов по учету товаров, своевременному оформлению товарно-денежных отчетов материально-ответственное лицо всегда владеет информацией об остатке товаров, что способствует сохранности товарных ценностей, сокращению недостач и улучшению финансового результата предприятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, для того, чтобы располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной информацией о совершаемых товарных операций необходимо решить ряд бухгалтерские задач, а именно: проверка правильности документального оформления, законности и целесообразности товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете; проверка полноты и своевременности оприходования товаров, правильности и своевременности списания реализованных и отпущенных товаров;

Для того чтобы решить выше перечисленные задачи необходимо соблюдать основные принципы учета товаров, а именно:

единство показателей бухгалтерского учета при реализации товаров;

возможность получения оперативной учетной информации о хозяйственной деятельности предприятия;

организация учета в соответствии с разделением материальной ответственности по каждому лицу или отделу по договору о материальной ответственности. Согласно такой организации учета все потери от недостач и хищении лежат на материально-ответственном лице.

организация выбирает схему учета товаров, которая наиболее подходит для работы данной организации;

единство оценки товаров при их оприходовании и списании в расход.

Недостатки в организации бухгалтерского учета вызывают отставание учета, запаздывание предоставления отчетности и другой информации, что препятствует повышению экономической эффективности деятельности предприятий; приводят к его запутанности, созданию условий для хищений материальных ценностей, увеличению расходов на содержание учетного персонала.


Астахов В.П. Бухгалтерский учет в торговле. - Феникс, 2011. - 416 с.;

Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. №51-ФЗ;

Касьянова Г.Ю. Документооборот в бухгалтерском и налоговом учете. - АБАК, 2013. - 728 с.;

Касьянова Г.Ю. Материально-производственные запасы. Бухгалтерский и налоговый учет. - АБАК, 2012. - 272 с.;

Касьянова Г.Ю.Товары. Бухгалтерский и налоговый учет. - АБАК, 2012. - 240 с.;

Кочинев Ю.Ю. Аудит.- Питер, 2012. - 384 с.;

Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. №146-ФЗ;

Невешкина Е. В., Соснаускене О. И., Шредер Е. Г. Бухгалтерский учет в торговле. Практическое пособие. - Дашков и Ко, 2013. - 410 с.;

Николаева Г. А., Сергеева Т. С. Бухгалтерский учет в торговле. - А-Приор, 2013. - 256 с.;

О бухгалтерском учете: федеральный закон РФ от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ;

Об аудиторской деятельности: федеральный закон РФ от 30.12.2008 г. №307-ФЗ;

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99: Приказ Министерства финансов РФ от 06.07.1999 г. №43н;

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99: Приказ Министерства финансов РФ от 06.05.1999 г. №32н;

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: Приказ Министерства финансов РФ от 06.05.1999 г. №33н;

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01: Приказ Министерства финансов РФ от 09.06.2001 г. № 44н;

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008: Приказ Министерства финансов РФ от 06.10.2008 г. №106н;

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: Приказ Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н;

Правило (стандарт №1). Цель и основные принципы аудита финансовой бухгалтерской отчетности: Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 г. №696;

Правило (стандарт №2). Документирование аудита: Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 г. №696;

Правило (стандарт №3). Планирование аудита: Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 г. №696;

Правило (стандарт №4). Существенность в аудите: Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 г. №696;

Рогуленко Т.М. Аудит: учебник. - Экономистъ, 2011. - 383 с.;

Учетная политика на 2013 год: особенности учета товаров в торговле//Остафий И.В. - Правовест-аудит, 2013. - №7. - с.17-20

Похожие работы на - Бухгалтерский учет товарных операций в ООО 'Профигарант'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!