Информационно-аналитический обзор и характеристика нормативного документа: Федеральный Закон 'О безопасности' от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ

  • Вид работы:
    Практическое задание
  • Предмет:
    Безопасность жизнедеятельности
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,61 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Информационно-аналитический обзор и характеристика нормативного документа: Федеральный Закон 'О безопасности' от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса

Кафедра философии и социальных наук











Практическое задание

по дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности»

тема: «10.Информационно-аналитический обзор и характеристика нормативного документа: Федеральный Закон «О безопасности» от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ.»

Выполнил: студент 1-го курса факультета Юриспруденции гр. 14И4ЮР16ПНН

Гарин Евгений Викторович

Проверил: доцент Луконин Алексей Николаевич



Нижний Новгород

Содержание

Введение

Глава 1. Общие положения

Глава 2. Полномочия и функции органов власти

Глава 3. Статус Совета Безопасности

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" (далее Закон) был принят с целью модернизации правового регулирования общественных отношений в сфере обеспечения безопасности. Согласно данному документу государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер. Данная политика осуществляется государственными и муниципальными органами власти на основе Стратегии национальной безопасности РФ, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом. Наряду с этим в ее реализации участвуют также граждане и общественные объединения.

В целом деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:

-правовое регулирование;

-определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование;

-организацию научной деятельности;

-координацию деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов;

-применение специальных экономических мер;

-прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;

-разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;

-разработку, производство и внедрение современных видов вооружения и спецтехники;

-международное сотрудничество, а также осуществление других мероприятий в соответствии с законодательством РФ.

Принятый в 2010 году Федеральный закон «О безопасности» сменил прежний законодательный акт (Федеральный закон"О безопасности" от 5 марта 1992 г. № 2446-I), принятый ранее действующей Конституцией (1992), который существенно устарел и нуждался в замене. За годы действия старого Закона «О безопасности» существенно изменился характер реальных внешних и внутренних опасностей и угроз, участились природные и техногенные катастрофы, возникли принципиально новые проблемы в области взаимоотношений с иностранными государствами и альянсами. Серьёзные изменения претерпела стратегия международного сотрудничества в области обеспечения безопасности. Новые угрозы и вызовы изменили содержание и направленность деятельности Российского государства по обеспечению безопасности. Соответственно потребовались корректировка действующего Закона «О безопасности», расширение и уточнение целей и задач, стоящих перед Россией в этой области, а также полномочий органов государственной власти по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Цель работы заключается в осмыслении, анализе и характеристике положений данного нормативного документа, в выявлении проблем и недоработок законодательства в сфере безопасности и определении путей решения.

Глава 1. Общие положения

Федеральный закон "О безопасности" был принят Государственной Думой 7 декабря 2010 года и одобрен Советом Федерации 15 декабря 2010 года. По сравнению со своим предшественником в данном Законе уточняются принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности, а также закрепляются основные цели международного сотрудничества в данной области. В Законе были расширены функции Президента РФ в соответствующей сфере, который теперь определяет основные направления государственной политики в указанной области, а Правительство РФ только принимает участие в этом. Президент РФ утверждает стратегию национальной безопасности. Он не только возглавляет, но и формирует Совет безопасности РФ. Он же и принимает необходимые меры по безопасности и защите граждан от противоправных посягательств, противодействовать терроризму и экстремизму. Совет безопасности готовит решения Президента РФ в определенной сфере. К ней отнесены не только обеспечение безопасности, но и ряд других вопросов. Среди них - оборона, военное строительство, техническое сотрудничество с другими государствами и т. д.

Закон хоть и не дает четкого определения понятия "безопасность", но под ним понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Любое общество, прежде всего, заинтересовано в отсутствии угроз. Защищённость личности, общества, государства обеспечивается осуществлением целого комплекса мероприятий, закреплённым на законодательном уровне. Закон выделяет отдельные виды безопасности: национальная безопасность, пожарная безопасность, транспортная безопасность, безопасность дорожного движения и т.п.

Федеральный закон «О безопасности» также закрепляет основные принципы обеспечения безопасности. Принципы обеспечения безопасности, находясь в ряду наиболее приоритетных норм Закона (в ст. 2), представляют собой исходные определяющие идеи, положения и установки, составляющие концептуальную и организационную основу реализации правоотношений, складывающихся в связи с защитой жизненно важных интересов человека и гражданина, к которым относятся:

) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

) законность;

) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;

) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;

) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

Вместе с тем, исчезли присутствовавшие в законе от 5 марта 1992 г., потеряли свое главенствующее значение, такие принципы как: принцип интегрированности, сбалансированности жизненно важных интересов личности, общества и государства, и взаимной ответственности личности, общества и государства за состояние безопасности. Конечно это не означает, что институты гражданского общества, то есть граждане и их общественные объединения, отстранены от обеспечения безопасности страны, поскольку их право принимать участие в обеспечении безопасности четко прописано в ч.4 ст.4 данного федерального закона.

Ключевые направления государственной политики в сфере обеспечения безопасности определяет Президент РФ. Государственная политика в сфере обеспечения безопасности - это часть внутренней и внешней политики России и есть ни что иное как совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, социально-экономических, организационных, военных, информационных, правовых, специальных и иных мер.

Помимо данного закона в качестве правовой основы обеспечения безопасности РФ (ст.5 Закона) выступают: общепризнанные принципы и нормы международного права, Конституция РФ, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.

В частности, среди международно-правовых актов, как правовой основы обеспечения безопасности можно назвать следующие:

-Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма;

-Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении;

-Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие;

-Доклад о глобальном партнерстве "Группы восьми";

-Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов;

-Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами;

-Конвенция о ядерной безопасности;

-Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов;

-Конвенция о запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду;

-Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния;

-Венская конвенция об охране озонового слоя;

-Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте ООН;

-Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер;

-Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий;

-Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением;

-Другие международные акты.

Ст. 6 Закона говорит о том, что необходимую координацию деятельности по обеспечению безопасности осуществляют Президент РФ и формируемый и возглавляемый им Совет Безопасности, а также в пределах своей компетенции Правительство Российской Федерации, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. То есть закладывается ключевой принцип координации всех направлений деятельности по обеспечению безопасности государства и общества, предполагающий единство и согласованность в области подготовки, принятия и реализации государством властных и иных решений, воздействующих на состояние защищенности личности от внутренних и внешних угроз. Названный принцип, являющийся необходимым элементом и составной частью процесса государственного управления, предполагает наличие высокого уровня согласованности, системной организации и непрерывного обмена информацией всех государственных органов, вовлеченных в деятельность по обеспечению безопасности.

Международное сотрудничество Российской Федерации в области обеспечения безопасности (ст. 7 Закона) осуществляется на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации. В соответствии с ч.2 ст.7 среди основных объектов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности выделяются:

) суверенитет и территориальная целостность Российской Федерации;

) правовой статус российских граждан за рубежом;

) стратегическое партнерство Российской Федерации, предполагающее развитие двусторонних и многосторонних отношений в целях решения задач обеспечения безопасности;

) интеграция и координация с ведущими международными организациями, занимающимися проблемами обеспечения безопасности;

) миротворческая деятельность.

Надо отметить, что указанные направления деятельности призваны осуществляться в рамках функционального международно-правового принципа сотрудничества - законного способа государства реализовать внутренние и внешние интересы. Принцип международного сотрудничества является практической формой реализации всех остальных принципов международного права, рассмотренных выше, и представляет собой не столько право, сколько обязанность всех государств - членов мирового сообщества сотрудничать друг с другом. В частности, Устав ООН в преамбуле и ст. 1 обязывает членов ООН осуществлять международное сотрудничество в разрешении проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера.

Глава 2. Полномочия и функции органов власти

Вторая глава Закона характеризует полномочия федеральных органов государственной власти, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности. Главным элементом системы безопасности страны и общества, определяющим концептуальные начала и курс государственной политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности, выступает Президент РФ, который санкционирует действия по обеспечению безопасности; руководит в пределах своих конституционных полномочий органами обеспечения безопасности Российской Федерации; в соответствии с законодательством Российской Федерации формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения безопасности; выступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам безопасности, в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию уточняет отдельные положения концепции национальной безопасности Российской Федерации, определяет направления текущей внутренней и внешней политики страны; в соответствии со своими конституционными полномочиями осуществляет руководство внешней политикой страны и как глава государства представляет Российскую Федерацию в международных отношениях.

В содержании ст. 8 Закона заложен правовой механизм реализации законодательной деятельности в области обеспечения безопасности, который заключается в издании представительными и законодательными органами соответствующих федеральных законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами. Согласно Конституции РФ правом издавать федеральные законы наделено Федеральное Собрание - парламент России, правовой статус и основные полномочия которого определяются гл. 5 Конституции РФ.

В части первой ст.8 законодателем закрепляются основные полномочия верхней палаты Федерального Собрания РФ - Совета Федерации в части принятия федеральных законов в области обеспечения безопасности, имеющие конституционное закрепление. Согласно ст. 102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации РФ относятся утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положений, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации, назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, а также ряд иных полномочий. В соответствии со ст. 105 Конституции РФ на Государственную Думу Федерального Собрания РФ возлагается обязанность по принятию федеральных законов в области обеспечения безопасности.

Роль и значение Государственной Думы в сфере законотворчества, посвященного вопросам безопасности, весьма высока. На сегодняшний день принято и действует более 100 федеральных законов, среди которых помимо рассматриваемого Закона можно назвать следующие федеральные законы:

-Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",

-Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения",

-Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ, Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ,

-Федеральный закон от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами",

-Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ,

-Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ,

-Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ,

-Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений",

-Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса",

-иные федеральные законы по обеспечению безопасности личности, общества и государства в Российской Федерации.

В положениях ст.10 Закона последовательно раскрываются полномочия Правительства РФ в сфере обеспечения безопасности высшего исполнительного органа власти в РФ, правовой статус которого закрепляется ст. 110 - 117 Конституции РФ, и основными направлениями деятельности которого является правотворчество, исполнение и контроль. Данные направления деятельности раскрываются посредством их детализации в соответствующих законодательных актах.

Текст ст.11 Закона раскрывает содержание полномочий федеральных органов исполнительной власти, вовлеченных в процесс подготовки, принятия и реализации государственно-властных, исполнительно-распорядительных, организационно-управленческих и контрольно-надзорных решений, связанных с обеспечением безопасности в Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти выполняют задачи в области обеспечения безопасности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. На сегодняшний день система федеральных органов исполнительной власти определяется Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", в соответствии с которым в систему государственного обеспечения безопасности включаются соответствующие министерства, службы и агентства. При этом упомянутые в статье органы функционируют в России как на федеральном уровне (такие органы имеют территориальные представительства в субъектах Российской Федерации, которые действуют наряду с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации), так и на уровне всех субъектов Российской Федерации.

В ст.12 Закона указываются очередные субъекты обеспечения безопасности - органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления, которые в рамках предоставленных им законодательных полномочий также вправе осуществлять ряд направлений деятельности, связанной с защитой и охраной стратегических национальных приоритетов в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов Российской Федерации находятся вопросы обеспечения безопасности личности, общества и государства по следующим основным направлениям деятельности:

) защита прав и свобод человека и гражданина;

) защита прав национальных меньшинств;

) обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;

) режим пограничных зон;

) охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

) кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата;

) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Названные положения конкретизируются в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", где в гл. II - III устанавливается правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а также законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации в части регламентации полномочий по обеспечению безопасности личности, общества и государства на предоставленной им территории. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации содержатся в нормах специального федерального законодательства, посвященного вопросам обеспечения безопасности личности общества и государства.

Общий правовой статус органов местного самоуправления в Российской Федерации определяется на основании гл. 8 Конституции РФ и детализируется в соответствии с нормами Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.

Глава 3. Статус Совета Безопасности

государственный политика безопасность предупредительный

Совет Безопасности рассматривается данным Законом в качестве конституционного органа, что предполагает определение его правового статуса правовыми нормами Основного Закона государства. Тем не менее Конституция РФ конкретизирует лишь статус основных федеральных органов государственной власти, к числу которых относятся:

Президент РФ;

Правительство РФ;

Федеральное Собрание РФ;

федеральные суды.

Указанные органы власти осуществляют общее руководство основными направлениями деятельности государства, определяют его политику, осуществляют иные полномочия. Однако, несмотря на значение указанных органов власти для государства, их правовое регулирование конституционными нормами носит общий характер и в большинстве своем является фрагментарным. Поскольку безопасность выступает одним из ключевых направлений деятельности государства, то реализация полномочий Советом Безопасности РФ сводится к предотвращению возникновения угроз безопасности интересам личности, общества и государства, а также обеспечению состояния защищенности указанных объектов как от внешних, так и от внутренних угроз.

Традиционно нормотворчество в отношении статуса Совета Безопасности РФ ограничивается лишь принятием ряда подзаконных нормативных актов. Длительное время значительная часть аспектов регламентировалась специальными указами Президента РФ. Однако в связи с принятием в 2011 г. Указа Президента РФ "Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации" признаны утратившими силу многие нормативные акты. Поэтому, значительная часть правовых предписаний не подлежит применению в настоящее время, в связи с чем фрагментарность правового регулирования статуса Совета Безопасности РФ еще больше усилилась. Придание Совету Безопасности РФ статуса совещательного органа предполагает ограниченную сферу его деятельности, в рамках которой он вправе лишь высказывать свое мнение по отдельным аспектам обеспечения безопасности, но не имеет возможности принимать и реализовывать практические решения по вопросам своей компетенции.

В целом же компетенция Совета Безопасности РФ определяется полномочиями Президента РФ и затрагивает те сферы, в которых приоритет отдается именно решениям Президента РФ. Основные задачи и функции Совета Безопасности РФ определены настоящим Законом в рамках предписаний ст. 14. Тем не менее, в некоторой части безопасности Российской Федерации положения ч. 1 настоящей статьи дублируют требования специальной правовой нормы, определяя основные сферы реализации полномочий Совета Безопасности РФ.

Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ является Верховным Главнокомандующим, в связи с чем он определяет основные направления развития оборонной промышленности, повышение уровня безопасности и обороноспособности государства. Для принятия обоснованного и необходимого решения, которое позволит достичь желаемых практических результатов, возникает необходимость привлечения к решению данного вопроса специалистов в области обороны и безопасности государства, из числа которых и формируется состав Совета Безопасности РФ. Таким образом, решения Совета, отраженные в протоколах его заседаний, выступают в качестве квалифицированного коллегиального мнения специалистов в той или иной области, позволяющего Президенту РФ выбрать наиболее эффективное и целесообразное решение. Вторая часть ст.13 по своей сути воспроизводит предписания Конституции РФ, определяющие порядок взаимодействия Президента РФ и Совета Безопасности РФ. Президент РФ возглавляет Совет Безопасности РФ, т.е. осуществляет текущее руководство его деятельностью, а также иные необходимые полномочия, направленные на обеспечение общего порядка осуществления полномочий данным органом. Совет Безопасности представляет собой своеобразную систему, структура которой направлена на обеспечение ее работоспособности, что вытекает из существа предписаний ч.4 ст.13. Данное положение Закона указывает на возможность образования в структуре Совета Безопасности РФ рабочих органов и аппарата, деятельность которых направлена на обеспечение возможности осуществления Советом Безопасности РФ деятельности, составляющей его предметную компетенцию. Таким образом, Совет Безопасности РФ выступает в качестве коллегиального органа, деятельность которого направлена на выработку и принятие объективного решения по наиболее значимым аспектам обеспечения безопасности государства и их последующей эффективной реализации.

Положения ст.14 Закона направлены на определение предметной компетенции Совета Безопасности РФ и определение порядка осуществления им деятельности, причем они разграничивают две принципиальные категории, определяющие сферу деятельности рассматриваемого органа власти: задачи и функции. Задачи представляют собой основные цели формирования и осуществления полномочий Совета Безопасности РФ. Функции выступают в качестве основных направлений достижения поставленных задач, т.е. фактически функции следует рассматривать в качестве средства достижения поставленных целей и решения задач формирования Совета Безопасности. Наряду с основными задачами Совета Безопасности РФ положения настоящей статьи конкретизируют и его функции, т.е. способы решения определенных ч.1 ст.14 Закона задач данного органа власти.

Вместе с тем Закон не конкретизирует перечень вопросов, которые подлежат рассмотрению Советом Безопасности РФ, что в значительной мере позволяет расширять его компетенцию в пределах решения задач, установленных настоящей статьей. Поскольку структура Совета Безопасности РФ представляет собой объединение глав отдельных федеральных министерств, ведомств, иных органов государственной власти, то в большинстве своем деятельность Совета Безопасности сводится к рассмотрению, обсуждению и принятию решения по вопросам обеспечения безопасности, которые непосредственно возникают в деятельности соответствующих субъектов, представители которых входят в Совет Безопасности РФ. Совет Безопасности РФ проводит анализ информации о реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности, социально-политической и экономической ситуации в стране, соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Деятельность Совета Безопасности РФ направлена на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, которая реализуется в форме разработки и уточнения стратегии национальной безопасности, иных доктринальных документов, критериев и показателей национальной безопасности.

Важнейшими направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства. Совет Безопасности РФ также рассматривает проекты нормативных актов по вопросам, отнесенным к его компетенции. Закон не регламентирует порядок и особенности реализации указанного положения, однако по его логике данный вид деятельности можно рассматривать в качестве своеобразной правовой экспертизы проектов нормативных актов с точки зрения целесообразности принятия и последующей реализации отдельных правовых предписаний. В данном случае Закон предусматривает возможность рассмотрения проектов законов и иных нормативных правовых актов. Одним из основных ограничений перечня нормативных актов, проекты которых могут быть рассмотрены Советом Безопасности РФ, выступает их содержание, т.е. такие акты должны регулировать общественные отношения в области обеспечения отдельной безопасности. Президент Российской Федерации может возложить на Совет Безопасности иные задачи и функции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ст.15 Закона определяет состав Совета Безопасности, который отражает его внутреннюю структуру и должен формироваться таким образом, чтобы обеспечить работоспособность данного органа, возможность осуществления им своих полномочий. В отношении большинства органов государственной власти действует единое правило определения порядка формирования их внутренней структуры, которая утверждается соответствующим регламентом или иным документом. Однако особый статус Совета Безопасности РФ предполагает и специальный порядок его формирования, прямо предусмотренный положениями настоящей статьи. Состав Совета Безопасности РФ определяется непосредственно Президентом РФ, который издает соответствующий указ. В настоящее время Состав Совета Безопасности РФ определяется в соответствии с Указом Президента РФ от 25 мая 2008 г. N 836 с последующими изменениями и дополнениями.

Анализ нынешнего состава Совета Безопасности РФ говорит о том, что в него входят наиболее значимые должностные лица, причем приоритет в данном случае отдается "силовым ведомствам", что обусловлено основными направлениями деятельности Совета в ходе осуществления им деятельности по управлению государством.

Анализ ч.2 ст.15 Закона сговорит также о том, что состав постоянных членов Совета Безопасности РФ является статичным и включает в себя совокупность должностей, замещение которых свидетельствует о наделении полномочиями в составе Совета Безопасности РФ. Структура постоянных членов свидетельствует о том, что Совет Безопасности является комплексным органом и объединяет в себе представителей различных ветвей власти, чем обеспечивает не только возможность исполнения отдельных нормативных предписаний, но и лоббирование отдельных государственных интересов в Федеральном Собрании РФ, формирующем законодательную базу Российской Федерации. Однако при этом представительство в составе Совета Безопасности РФ обеспечивается лишь в отношении исполнительной и законодательной ветвей власти, тем самым судебная власть в деятельности Совета Безопасности участия не принимает, что исключает деятельность правозащитных субъектов в данной сфере.

Анализ положений ч.4 ст.15 Закона показал, что члены Совета Безопасности РФ наделяются всеми правами и обязанностями постоянных членов Совета, за исключением возможности участия в голосовании при принятии решения по конкретному вопросу повестки дня. Указанное положение обусловливает необходимость добросовестного и в полном объеме осуществления полномочий в составе Совета Безопасности РФ независимо от статуса конкретного субъекта. Следует отметить, что ч.5 ст.15 занимает особое место в системе ее правовых предписаний, поскольку определяет ряд качественных квалификационных характеристик, предъявляемых к лицам, входящим в состав Совета Безопасности РФ.

Ст.16 Закона гласит, что Секретарь Совета Безопасности является должностным лицом, обеспечивающим реализацию возложенных на Совет Безопасности задач и функций. Секретарь Совета Безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации, которому подчиняется непосредственно, и что его полномочия определяются Президентом РФ. Часть 1 ст.16 Закона в самом общем виде определяет полномочия и спектр деятельности Секретаря Совета Безопасности РФ, относя к его компетенции обеспечение реализации возложенных на Совет задач и функций. В целях обеспечения предписаний настоящей статьи Положение о Совете Безопасности РФ конкретизирует перечень полномочий Секретаря, а также формирует структуру Секретариата, предоставляя возможность оказания содействия Секретарю в вопросах организации и деятельности Совета Безопасности РФ. Секретарь организует работу Совета Безопасности РФ и руководит аппаратом Совета Безопасности РФ. Часть 2 ст.16 Закона предусматривает совокупность юридических фактов, порождающих и прекращающих статус Секретаря Совета Безопасности РФ. При этом Секретарь Совета Безопасности РФ назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ и подчиняется непосредственно Президенту РФ.

Статья 17 Закона говорит об организации деятельности Совета Безопасности, которая реализуется в форме заседаний и совещаний, порядок организации и проведения которых определяется Президентом Российской Федерации. Анализ деятельности Совета Безопасности РФ свидетельствует о том, что совещание выступает основной, наиболее востребованной формой деятельности Совета, в рамках которой реализуются его основные полномочия. Заседания востребованы в деятельности данного органа в меньшей степени. Анализ деятельности Совета Безопасности РФ свидетельствует о том, что совещание выступает основной, наиболее востребованной формой деятельности Совета, в рамках которой реализуются его основные полномочия. Заседания востребованы в деятельности данного органа в меньшей степени.

Согласно требованиям ч.2 ст.17 Закона порядок организации и проведения заседаний и совещаний Совета Безопасности РФ определяется Президентом РФ. Поскольку основной формой нормотворчества Президента РФ выступают нормативные указы, то определение указанных аспектов деятельности Совета должно быть определено в рамках специального указа Президента РФ. Однако в настоящее время указанные аспекты регулируются общим нормативным актом - Положением о Совете Безопасности РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 6 мая 2011 г. N 590. Таким образом, в рамках общего Указа Президента РФ, который регламентирует порядок осуществления деятельности Советом Безопасности РФ, определены лишь основные критерии разграничения вопросов, которые могут быть рассмотрены и разрешены в ходе совещания или заседания. Дальнейшая детализация порядка проведения заседаний и совещаний Совета Безопасности РФ производится Президентом РФ по представлению Секретаря Совета применительно к конкретным обстоятельствам, вызвавшим необходимость принятия соответствующего решения Советом Безопасности РФ.

Статья 18 Закона определяет порядок принятия и реализации решений Совбеза, которые выступают результатом его деятельности. Они принимаются в ходе заседания или совещания по вопросам, отнесенным настоящим Законом к компетенции данного органа. Часть 1 данной статьи содержит принципиальное положение, определяющее возможность принятия решения исключительно постоянными членами Совета. В силу прямого предписания настоящего Закона члены Совета Безопасности РФ наделяются лишь правом совещательного голоса, в связи с чем они принимают непосредственное участие в заседаниях и совещаниях, реализуют решения Совета Безопасности РФ в рамках своей компетенции, но участвовать в принятии решения они не имеют права. Подготовка проектов решений Совета Безопасности РФ относится к компетенции Секретаря Совета Безопасности РФ. В соответствии с общими правилами, установленными в отношении актов органов государственной власти, они должны быть изготовлены в письменной форме. Решения Совета Безопасности РФ принимаются на его заседании постоянными членами простым большинством голосов от общего числа присутствующих постоянных членов Совета Безопасности.

Решения оформляются протоколами заседаний Совета Безопасности РФ или протоколами оперативных совещаний Совета Безопасности РФ и вступают в силу после их утверждения Президентом РФ. Решения совещаний по стратегическому планированию оформляются протоколами, утверждаемыми Председателем Совета Безопасности РФ. Вступившие в силу решения Совета Безопасности РФ обязательны для исполнения государственными органами и должностными лицами. Зачастую средством практической реализации решений Совета выступают указы, распоряжения и поручения Президента РФ. Положения настоящей статьи носят общий характер и определяют лишь основные критерии принятия решений Советом Безопасности РФ и приобретения ими юридической силы.

Заключение

Итак, за последние годы наша страна столкнулась с новыми угрозами и вызовами, которые в результате потребовали смены содержания и ориентиров деятельности государства по обеспечению безопасности. В Федеральном законе от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" получают закрепление главные принципы обеспечения безопасности и устанавливаются полномочия Президента и Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области безопасности. Многие правоведы сходятся во мнении, что в целом Закон способствует четкой организации работы государственных органов по обеспечению правопорядка в экономике, социальной сфере и обществе в целом. Данный нормативный документ возлагает на Президента задачу определения основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности, а механизм научного обоснования этой политики ликвидирует.

В данном Законе, руководствуясь статьей 83 Конституции РФ, определяется статус Совета Безопасности Российской Федерации, его задачи, функции, состав и порядок организации деятельности. Согласно данному Закону Совет Безопасности Российской Федерации является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента по вопросам обеспечения безопасности, международного сотрудничества в области обеспечения безопасности, а также и другим вопросам. За Советом безопасности Российской Федерации законом закреплен сокращенный перечень функций. Анализ этих функций показывает, что они соответствуют сложившейся структуре аппарата Совета безопасности и практике его работы.

Данный Закон устанавливает одиннадцать приоритетных направлений деятельности по обеспечению безопасности государства, экологической безопасности, а также безопасности общества и личности. Ключевыми задачами в сфере обеспечения безопасности в Законе являются прогнозирование, обнаружение, анализ и оценка угроз безопасности, а также разработка и использование комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и устранению данных угроз, а также локализации и нейтрализации их последствий.

В международной политической сфере приоритетной задачей предусмотрена защита суверенитета и территориальной целостности страны, а также защита законных интересов ее граждан внутри страны и за ее пределами. В Законе четко прописано, что соблюдение прав и свобод человека являются основными принципами обеспечения безопасности. Приоритет здесь отдается предупредительным мерам и взаимодействию органов государственной власти с общественными объединениями и гражданами. Россия будет укреплять отношения со стратегическими партнерами, участвовать в деятельности международных организаций, а также активно содействовать урегулированию конфликтов. За сухими строками документа стоят такие проблемы, как борьба с пиратством и международным терроризмом, противодействие производству и распространению наркотиков. Данный нормативный акт также учитывает такие факторы, как усиление проявлений ксенофобии и национализма в обществе и необходимость адекватной реакции на них.

Вместе с тем, проведенный анализ данного Закона показал, что он содержит некоторые существенные пробелы. Так например, в нем отсутствует четкое понятие безопасности. Отсутствует также конкретное обозначение объектов обеспечения безопасности (личность, общество и государство) и субъектов обеспечения безопасности. Как логически следует из первой статьи Закона, главное место отведено обеспечению безопасности государства, потом идет общественная и экологическая безопасность и только после уже стоит безопасность личности, да и вообще интересы личности, общества и государства, включая жизненно важные интересы, в данном нормативном акте отсутствуют.

Список использованной литературы

1.Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности". // СПС «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. Интернет-ресурс. URL: #"justify">2.Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс». URL: #"justify">3.Указ Президента РФ от 06.05.2011 N 590 (ред. от 25.07.2014) "Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации" // СПС «КонсультантПлюс». URL: #"justify">4.Указ Президента РФ от 25.05.2008 N 836 (ред. от 24.12.2011) "Об утверждении состава Совета Безопасности Российской Федерации" // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. Интернет-ресурс. URL: #"justify">5.Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"// СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. Интернет-ресурс. URL: #"justify">6.Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"// СПС «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: #"justify">.Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. Интернет-ресурс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=121087

Похожие работы на - Информационно-аналитический обзор и характеристика нормативного документа: Федеральный Закон 'О безопасности' от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!