Понятие, признаки и состав административного правонарушения

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,75 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Понятие, признаки и состав административного правонарушения















Контрольная работа

Понятие, признаки и состав административного правонарушения

Содержание

1. Теоретическая часть. Понятие, признаки и состав административного правонарушения

. Практическое задание

. Задача № 5

Список используемой литературы

Приложение

ответственность государственная служба административное правонарушение

1. Теоретическая часть. Понятие, признаки и состав административного правонарушения

Законодательство об административных правонарушениях Российской Федерации состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и принимаемых в соответствии с его положениями законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 1.1, 2.1).

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 «административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

В приведенном понятии не указаны объекты противоправных посягательств. Их можно определить, исходя из наименований глав раздела II КоАП РФ, согласно которому административное правонарушение посягает на общественные отношения в сферах прав граждан (гл. 5), здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и общественной нравственности (гл. 6), охраны собственности (гл. 7), порядка управления (гл. 19), общественного порядка и общественной безопасности (гл. 20), а также в других сферах. Следовательно, административные правонарушения посягают на весьма широкий круг общественных отношений.

Анализ вышеуказанной нормы позволяет выявить обязательные признаки, присущие всем административным правонарушениям, отличающие последние от иных правонарушений (преступлений, дисциплинарных проступков и пр.). К числу таких признаков относятся:

) деянием (действием или бездействием);

) противоправностью;

) виновностью;

) деянием физического или юридического лица;

) наказуемостью.

Существенным моментом является то, что понятие административного правонарушения законодательно закреплено соответствующей административно-правовой нормой КоАП РФ, а, следовательно, является общеобязательным правилом поведения, установленным государством и им охраняемым.

Итак, под правонарушением понимается деяние (действие или бездействие), то есть поведение субъекта. Правонарушение может составить только акт поведения, внешне выраженный правонарушителем в определенной объективной форме. Деяние выражается в одной из двух форм:

) или в виде конкретного действия (активное поведение), которое противоправно, если оно противоречит указанному в административно-правовой норме общепринятому масштабу поведения;

) или в виде бездействия (пассивное поведение) - один из видов поведения, состоящего в невыполнении лицом своей обязанности совершить определенные действия. Оно противоправно, если закон предписывает действовать в соответствующих ситуациях.

Одним из главенствующих обязательных признаков правонарушения, наиболее видимым, вытекающим из самого термина, является противоправность, т.е. нарушение права, его норм, содержащих юридические обязанности и запреты.

Противоправность или административная противозаконность означает, что административным правонарушением может быть признано только то деяние, которое прямо запрещено нормой II раздела («Особенной частью») КоАП РФ (ст. 5.1-21.7) или нормами законов субъектов федерации об административных правонарушениях. Если деяние не является противоправным, то оно не может образовать административного правонарушения и, следовательно, повлечь административную ответственность.

Противоправность деяния представляет собой основной критерий административного правонарушения, его вторичным, производным от указанного, правовым критерием является оценка последствий деяния. Квалификация административного правонарушения осуществляется независимо от вредоносности деяния, однако в случаях, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ, квалификация правонарушения возможна только при причинении имущественного ущерба, морального или физического (телесного) вреда.

Под противоправными действиями, посягающими на охраняемые законом права и интересы физического, юридического лица или публично-правовые (общегосударственные) интересы, понимаются целеустремленные, волевые поступки нарушителя.

Противоправное бездействие выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении физическим или юридическим лицом субъективных обязанностей, а также полномочий (должностными лицами). КоАП РФ определены частноправовые и общегосударственные интересы, защита которых обеспечивается применением карательных санкций к нарушителям: законодатель определяет меры должного поведения лиц, побуждая их к правомерным действиям.

Виновность - важнейший признак административного правонарушения. Признать лицо виновным - означает установление того, что административное правонарушение совершено либо умышленно, либо по неосторожности. В ст. 2.2 КоАП РФ указаны именно эти две формы вины. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ). В соответствии с ч. 1, 2 ст. 2.2 КоАП РФ установление признаков вины физического лица предполагает оценку его психического отношения к событию проступка. Квалификация вины юридического лица осуществляется на основе иных правовых критериев. В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ при признании юридического лица виновным должно быть подтверждено наличие или отсутствие у него возможностей, позволяющих соблюдать данные правила, нормы.

В случае отсутствия вины юридического или физического лица административная ответственность к нему применяться не может.

Наказуемость - признак правонарушения, характеризующий не его сущность, а указывающий на его неизбежное юридическое последствие - назначение административного наказания. Следовательно, наказуемость - это предусмотренная КоАП РФ или соответствующим законом субъекта РФ возможность привлечения к административной ответственности за совершенное правонарушение, которая не всегда претворяется в жизнь. Ведь не каждое правонарушение фиксируется правоохранительными органами и не каждое раскрывается. Кодексом предусмотрены также обстоятельства, исключающие деликатность деяния (этой теме посвящена отдельная лекция).

Некоторые административные правонарушения корректируются с преступлениями. Признаки выявляются прямой корреляции, когда право-нарушениям, указанным в диспозиции правовой нормы КоАП РФ, соответствуют терминологически идентичные наименования преступлений. Квалификация административных правонарушений и уголовных преступлений обусловлена особенностями общественно опасных последствий деяния - причинением имущественного ущерба, морального или физического (телесного) вреда. Чаще выявляется косвенная корреляция правонарушений и преступлений. Т.к. установление понятийного соответствия проступка и преступления невозможно, в этих случаях необходимы толкование правовой нормы и фиксация общественно опасных последствий противоправного деяния; например, при квалификации административных правонарушений в области охраны окружающей природной среды и природопользования, упомянутых в гл. 8 КоАП РФ, могут быть выявлены признаки экологических преступлений, определенных гл. 26 УК РФ.

Наиболее ярким примером практически идентичного формулирования диспозиции правовой нормы административного правонарушения и уголовного преступления являются одноименные ст. 8.38 КоАП РФ и ст. 257 УК РФ. Их разграничение проводится по факту наступления общественно опасных последствий и причинной связи между деянием и последствиями.

Важнейшим и обязательным признаком уголовного преступления, отграничивающий его от административного правонарушения является общественная опасность. При этом, среди ученых-административистов существуют две полярные точки зрения ответе на вопрос: является ли общественная опасность признаком административного правонарушения? С моей точки зрения: общественная опасность является факультативным признаком административного правонарушения, в силу того, что он не определен в самой правовой норме, дающей определение «административное правонарушение», и, следовательно, этот признак не является обязательным. Кроме того, признаком (свойством) общественной опасности обладают, как правило, те правонарушения, составы которых являются смежными с уголовными преступлениями, и в этом случае главное отличие правонарушения от преступления заключается в различной степени их общественной опасности.

Квалификация преступления и административного правонарушения предполагает наличие юридического состава правонарушения - объективных и субъективных элементов, позволяющих установить наличие признаков противоправного деяния или их отсутствие. В последнем случае в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

Под составом административного правонарушения следует понимать совокупность предусмотренных законом (КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов федерации об административных правонарушениях) объективных и субъективных признаков, характеризующих противоправное деяние как правонарушение.

Под признаком состава административного правонарушения понимается обобщенное юридически значимое свойство, присущее всем административным правонарушениям. Выделение и законодательное закрепление признаков состава определенного вида правонарушений производится путем анализа реальных правонарушений этого вида. Конкретные виды правонарушений описываются в нормах Особенной части (раздела II) КоАП РФ или в нормах законов субъектов РФ об административных правонарушениях с различной степенью полноты. К примеру, нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов (ст. 13.20 КоАП РФ) вообще не расшифровывается, а ненадлежащее управление юридическим лицом (ст. 14.21) описывается с достаточной полнотой: «Ненадлежащее управление юридическим лицом, то есть использование полномочий по управлению организацией вопреки ее законным интересам и (или) законным интересам ее кредитора, повлекшее уменьшение собственного капитала организации и (или) возникновение убытков». Нормы предусматривающие признаки, выражающие специфику данного вида правонарушения, и признаки, характерные вообще для любого административного правонарушения, предусмотрены нормами Общих положений (раздела I) КоАП РФ. Такие, например, признаки, как возраст, по достижении которого наступает административная ответственность (ст. 2.3), или вменяемость физического лица, совершившего деяние (ст. 2.8), или специфика привлечения к административной ответственности юридических лиц (ст. 2.10) и др. предусмотрены в Общих положениях КоАП РФ, чтобы избежать ненужных повторений во всех статьях Особенной части или соответствующих статьях законов субъектов федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, юридические признаки, образующие состав того или иного вида правонарушения, предусматриваются как в диспозициях правовых норм Особенной части кодекса или закона субъекта РФ (признаки, придающие данному виду административного правонарушения его индивидуальность), так и в ряде норм Общих положений КоАП РФ (признаки, повторяющиеся при совершении всех административных правонарушений). Признаки, образующие состав того или иного правонарушения, представляют собой органическое единство: отсутствие хотя бы одного из необходимых признаков означает отсутствие состава административного правонарушения в целом. Поэтому состав административного правонарушения нередко определяется не просто как совокупность, а как система признаков, чтобы особо подчеркнуть неразрывное единство состава правонарушения. Однако, несмотря на то, что признаки, образующие состав административного правонарушения, представляют собой неделимое целое, при теоретическом анализе они группируются по элементам состава. Под элементом состава административного правонарушения понимается однородная группа юридических признаков, характеризующих правонарушение с какой-то одной стороны. Всего в структуру состава административного правонарушения входят следующие четыре элемента:

объект правонарушения;

объективная сторона правонарушения;

субъект правонарушения;

субъективная сторона правонарушения.

Объект правонарушения - это общественные отношения, на которые посягает деяние. Объект административного проступка - необходимый элемент состава каждого проступка. Не может быть признано административным правонарушением деяние, которое не направлено ни на какой объект или направлено на объект, не охраняемый законодательством об административных правонарушениях. По широте круга общественных отношений, на которые происходит посягательство, в науке административной юрисдикции принято различать общий, родовой (специальный) и видовой (непосредственный) объект:

) Общим объектом для всех административных правонарушений являются общественные отношения, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

) Под родовым (специальным) объектом понимается круг общественных отношений, на которые посягает значительная группа однотипных правонарушений. По родовому объекту в главах Особенной части КОАП. Их можно подразделить по названиям глав, Особенно части КоАП РФ (гл. 5-21) или в наименовании законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Выделяются административные правонарушения, посягающие на права граждан, здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, на собственность, общественный порядок, общественную безопасность и др. Каждый конкретный административный проступок имеет видовой, непосредственный объект посягательства (нарушение пропускного режима).

) Видовой (непосредственный) объект - это конкретное охраняемое мерами административной ответственности общественное отношение, на которое посягает одно или несколько сходных правонарушений, образующих узкую группу в рамках одной главы Особенной части КоАП РФ или определенной статьи закона субъекта РФ об административных правонарушениях. Например, все виды нарушений санитарно-эпидемиологических требований (ст. 6.3-6.7) своим непосредственным объектом имеют здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. При этом в процессе право-применения важно юридически грамотно определить конкретную норму права (правила, требования, запреты и др.), которая была нарушена и содержит описание видового (непосредственного) объекта посягательства.

Следующим элементом состава административного правонарушения является группа юридических признаков, характеризующих объективную сторону правонарушения, под которой понимается конкретная разновидность противоправного деяния (действий или бездействия), наносящего вред или ущерб правам граждан или общегосударственным (публично-правовым) интересам, охраняемым законодательством об административных правонарушениях (признаки объективной стороны проступка обычно указываются в диспозиции правовой нормы). Причем деяние является как бы ядром всей совокупности признаков объективной стороны, которое объединяет все остальные признаки в одну систему: и место его совершения, и время, и способ. Таким образом, объективная сторона административного правонарушения - это система предусмотренных нормой права признаков, характеризующих внешнее поведение правонарушителя, его действие или бездействие, наступившие вредные последствия, время, место, способ совершения правонарушения, неоднократность.

По своей конструкции с точки зрения объективной стороны составы административных правонарушений подразделяются на:

материальные - выражающиеся в таком формулировании диспозиции правовой нормы административного правонарушения, когда указываются вредные последствия противоправных действий или бездействия и учитывается причинная связь между ними;

формальные - когда наличие правонарушения определяется независимо от того, наступили или нет вредные последствия.

При анализе объективной стороны необходимо также разграничивать

повторные правонарушения, - что означает совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному наказанию. Повторность служит обстоятельством, отягчающим ответственность за административное правонарушение;

длящиеся правонарушения, - является действие или бездействие, сопряжённое с последующим длительным невыполнение обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности. Длящееся административное правонарушение является единым независимо от продолжительности действия или бездействия.

Субъект правонарушения - это лицо, совершившее административно-наказуемое деяние и в соответствии с законодательством способное нести за него административную ответственность. Субъектом административного право-нарушение может быть вменяемое физическое лицо, достигшее к моменту правонарушения 16-го возраста (ст. 2.3 КоАП РФ), а также юридическое лицо.

В соответствии с КоАП РФ особенностями субъекта является то, что должностные лица имеют повышенную ответственность, еще большая мера наказания предусмотрена для юридических лиц. Для одних из этих категорий субъектов установлены дополнительные основания для административной ответственности (например, водитель транспортного средства), для других - ограничения применяемых к ним мер административной ответственности. Так, например, к военнослужащим проходящим службу по призыву не может применяться штраф.

Индивидуальные субъекты - физические лица, достигшие 16-летнего возраста и обладающие вменяемостью. Вменяемость - способность физического лица, достигшего 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им. Для признания физического лица, совершившего противоправное деяние, субъектом административного проступка необходимо установить, что оно по своему психическому состоянию и возрасту имело возможность правильно ориентироваться в происходящих событиях и явлениях окружающей действительности.

Закон признает ответственными субъектами правонарушений только дееспособных и вменяемых, т.е. всех лиц, достигших определенного возраста и обладающих полноценной психикой. Малолетние и психически больные не обладают необходимым сознанием и волей, чтобы осознанно разрешать те или иные жизненные ситуации: дети - вследствие недостаточного психического и физического развития, а душевнобольные - вследствие патологического развития (слабоумия) или деградации сознания (душевная болезнь).

При этом, законом установлены различные возрастные границы деликатной правосубъектности. Так, уголовная ответственность наступает по достижении 16 лет, а за отдельные виды преступлений - с 14 лет, административная ответственность - с 16 лет. Неодинаковый возраст ответственности устанавливается с учетом степени общественной опасности правонарушений, значимости тех благ, на которые они посягают.

К юридическому лицу, в соответствии с ч. 2 ст. 3.2 КоАП РФ, могут быть применены только следующие виды административных наказаний: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

В КоАП РФ согласно ч. 2 ст. 2.1 «юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению».

В ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ установлено правило, согласно которому назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Субъективная сторона административного правонарушения заключается в психическом отношении субъекта (физического лица) к совершённому им деянию и его последствиям и предполагает выявление признаков вины лица в форме умысла или неосторожности. Следует отметить, что наряду с указанными обязательными признаками субъективной стороны могут быть и факультативные - мотив и цель. Если они указаны в диспозиции нормы, то они являются квалифицирующими признаками правонарушения. В ст. 2.2 КоАП РФ указаны именно эти две формы вины:

. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Важно отметить что, административным правонарушением не является причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица и других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причинённый вред является менее значительным, чем предотвращённый вред. В отличие от уголовного законодательства при классификации форм вины в цитируемой статье КоАП РФ не указаны наименования видов умысла (прямой или косвенный) и неосторожности (легкомыслие и небрежность), хотя в диспозиции анализируемой правовой нормы эти виды раскрыты. Из законодательных определений (ч. 1 ст. 1.5, ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ) следует, что принцип виновной ответственности в равной мере действует в отношении как физических, так и юридических лиц.

Согласно ст. 2.6 КоАП РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. При этом, вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции РФ в соответствии с ФЗ и международными договорами РФ и совершившего на территории РФ административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

2. Практическое задание

Сравнительный анализ видов государственной службы представлен в Приложении.

3. Задача № 5

19 августа 2003 года экипаж автопатруля ППС в составе старшего автопатруля ст. сержанта милиции Логачева П. и милиционера - водителя Шалагина В. задержали водителя автомашины ЗАЗ-968 гр. Монгуш, который управлял автомашиной в состоянии алкогольного опьянения. После этого водитель - милиционер Шалагин В. поехал на автомашине ЗАЗ-968 для постановки ее на штрафплощадку ГАИ, а за руль патрульной машины ППС сел старший автопатруля Логачев П., не имевший прав на управление транспортом. На перекрестке улиц по вине старшего автопатруля Логачева совершено ДТП, повлекшее столкновение.

Решение.

В первую очередь следует сказать, что особенности административной ответственности сотрудников милиции регулируются нормами ст. 2.5. КоАП РФ (в редакции ФЗ от 30.06.2003 № 86-ФЗ), которой было установлено, что «сотрудники органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах». Но, при этом, «за нарушение правил дорожного движения лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях».

Справка: действующая редакция ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ также предусматривает, что за административные правонарушения, сотрудники органов внутренних дел, имеющие специальные звания несут дисциплинарную ответственность, за исключением ряда административных правонарушений, перечисленных в указанной статье, на общих основаниях.

Таким образом, сержант милиции Логачев и милиционер-водитель Шалагин в данном случае будут нести ответственность на общих основаниях.

Далее, согласно п. 1 ст. 27.12 КоАП РФ, действующего в 2003 году, где указано, что «лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, а также лица, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 12.3, ч. 2 ст. 12.5, ч. 1 и 2 ст. 12.7 Кодекса, подлежат отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения». По нормам этой же статьи, «лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит направлению на медицинское освидетель-ствование на состояние опьянения». Следовательно, автопатруль ППС имел право остановить автомобиль Монгуш и отстранить его от управления транспортным средством, а автомобиль поместить на стоянку. Условия задержания транспортного средства и запрещение его эксплуатации содержит ст. 27.13 КоАП РФ.

В действиях водителя автомашины ЗАЗ-968 гр. Монгуш, который управлял автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ (в ред. 2003 года): «управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, влечет наложение административного штрафа в размере - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортными средствами на срок один год». Таким образом, Монгуш может быть подвергнут штрафу в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортными средствами на срок один год.

Справка: состав ст. 12.8 КоАП РФ (в ред. 2015 года) в ч. 1 предусматривает большую ответственность за аналогичное административное правонарушение: «управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, - влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет».

В действиях сержанта милиции Логачева имеются следующие составы административных правонарушений:

) сержант милиции Логачев, управлял патрульной машиной ППС, не имея прав на ее управление, ответственность за это правонарушение предусмотрено ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ (в ред. 2003 года): «управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), - влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Справка: в редакции 2015 года, по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

) совершение сержантом милиции Логачевым ДТП по его вине на перекрестке улиц может быть квалифицировано по ч. 2 ст. 12.13 КоАП РФ «Нарушение правил проезда перекрестков» (в ред. 2003 года): «невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков, - влечет наложение административного штрафа в размере от одного до двух минимальных размеров оплаты труда».

Справка: в редакции 2015 года, по ч. 2 ст. 12.13 КоАП РФ - влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

В действиях милиционера-водителя Шалагина, который поехал на машине нарушителя Монгуш на штрафплощадку ГАИ, содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ (в ред. 2003 года), предусматривающей ответственность за «управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, на транспортное средство, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного ч. 2 ст. 12.37 Кодекса, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 1/2 минимального размера оплаты труда». Поскольку Шалагин не является владельцем автомобиля ЗАЗ-968, и не имеет документов, подтверждающих право владения, пользования и распоряжения управляемым им автомобилем, - управление Шалагиным автомобилем Монгуш следует квалифицировать как административное правонарушение.

Кроме того, милиционер-водитель Шалангин подвергается штрафу в размере от трех до восьми минимальных размеров оплаты труда, согласно за «передачу управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) или лишенному такого права» (в ред. 2003 года).

Справка: в редакции 2015 года п. 3 ст. 12.7 за «передачу управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей».

Помимо этого, в действиях милиционера-водителя Шалагина, который допустил к управлению патрульным автомобилем сержанта Логачева, не имеющего права управления автомобилем, содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.32 КоАП РФ (в ред. 2003 года): который влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

Справка: в редакции 2015 года, по 12.32 КоАП РФ - влечет наложение административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Список используемой литературы

1.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // СЗ РФ от 07.01.2002. - № 1 (ч. 1).

.О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 30.03.2015) // СЗ РФ от 30.03.1998. - № 13.

.О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // СЗ РФ от 02.06.2003. - № 22. - Ст. 2063.

.О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // СЗ РФ от 02.08.2004 - № 31. - Ст. 3215.

.Административное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. Н.Ю. Хаманевой. - М.: Юристъ, 2010. - 553 с.

.Административное право РФ. Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. - М.: Юрайт, 2010. - 697 с.

.Батычко В.Т. Уголовное право. Общая часть: Конспект лекций / В.Т. Батычко. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011. - 242 с.

.Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник / Д.Н. Бахрах. - М.: Эксмо, 2013. - 624 с.

.Лапина М.А. Административное право. Учебный курс / М.А. Лапина. - М.: МИЭМП, 2014. - 149 с.

.Макарейко Н.В. Административное право: краткий курс лекций / Н.В. Макарейко. - М.: Юрайт, 2013. - 212 с. С. 138-143.

.Мигачев Ю.И. Административное право Российской Федерации. Учебник / Ю.И. Мигачев, Л.Л. Попов, С.В. Тихомиров. - М.: Юрайт, 2012. - 380 с.

.Павленко К.А. Служебная дисциплина в системе правоохранительной службы Российской Федерации: Монография / К.А. Павленко; Под ред. Ю.Н. Старилова. - Воронеж: Научная книга, 2012. - 174 с.

Приложение

Таблица сравнительного анализа видов государственной службы

ПризнакиГражданская службаПравоохранительная службаВоенная службаНормативная основаФЗ «О системе государственной службы РФ» ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»«О системе государственной службы Российской Федерации» ФЗ «О полиции», «О Прокуратуре РФ, «О Федеральной службе безопасности» и т.д.ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»Способы замещения должностейНа гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РФ и соответствующие квалификационным требованиям, установленным ФЗ. Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 65 лет. Не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае: признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости; отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений; наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения; близкого родства или свойства с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства; наличия гражданства другого государства (других государств); представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу; непредставления установленных федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Способы замещения должностей: зачисление; конкурс; назначение; избрание (относится только к государственной службе)На службу в полицию имеют право поступать граждане РФ не моложе 18 лет и не старше 35 лет независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего образования, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья исполнять возложенные на сотрудников милиции обязанности. Не могут быть приняты на службу в милицию граждане, имеющие либо имевшие судимость, а также граждане, уголовное преследование в отношении которых прекращено. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом РФ Собрания РФ по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, определяемыми субъектами РФ. Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены и подотчетны /вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ. Органы федеральной службы безопасности комплектуются (в том числе и на конкурсной основе) военнослужащими и гражданским персоналом. Военнослужащие органов федеральной службы безопасности (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), а также лица из числа гражданского персонала, назначенные на должности военнослужащих, являются сотрудниками органов федеральной службы безопасности. Органы федеральной службы безопасности комплектуются (в том числе на конкурсной основе) военнослужащими, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками Сотрудником органов ФСБ может быть гражданин РФ, способный по своим личным и деловым качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.Назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей осуществляются: военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, указами Президента РФ; остальных военнослужащих - в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы. Назначение военнослужащего на высшую воинскую должность производится: в порядке продвижения по службе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, - с его согласия); по итогам конкурса (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту). Назначение военнослужащего на равную воинскую должность производится: по служебной необходимости; в связи с организационно-штатными мероприятиями; для более целесообразного использования военнослужащего на военной службе; по семейным обстоятельствам по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту); по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, - с его согласия); по итогам конкурса (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту). Назначение военнослужащего на низшую воинскую должность производится: в связи с организационно-штатными мероприятиями - при невозможности назначения военнослужащего на высшую или равную воинскую должность (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, - с его согласия); по семейным обстоятельствам по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту); по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, - с его согласия); по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту); в порядке реализации дисциплинарного взыскания "снижение в должности" или "снижение в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность", а также в случае если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания "предупреждение о неполном служебном соответствии" прапорщик (мичман) или офицер не исправил своего поведения образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной ролиСроки замещения должностей1) служебный контракт на неопределенный срок; 2) срочный служебный контракт (от 1 до 5 лет)Для поступающего в органы МВД устанавливается испытательный срок от трех до шести месяцев в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую он поступает. Если срок испытания и принятия решения по нему истек, а служащий продолжает замещать должность правоохранительной службы, то он считается выдержавшим испытание. На службу в органы и учреждения прокуратуры принимаются на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет. Предельный возраст нахождения прокурорских работников (за исключением научных и педагогических работников) на службе в органах и учреждениях прокуратуры - 60 лет. Продление срока нахождения на службе работника, достигшего возраста 65 лет, не допускается. После достижения указанного возраста работник может продолжить работу в органах и учреждениях прокуратуры на условиях срочного трудового договора с сохранением полного денежного содержания, предусмотренного ФЗ.Очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему. Для прохождения военной службы в следующих воинских званиях устанавливаются сроки: рядовой, матрос - пять месяцев; младший сержант, старшина 2 статьи - один год; сержант, старшина 1 статьи - два года; старший сержант, главный старшина - три года; прапорщик, мичман - три года; младший лейтенант - два года; лейтенант - три года; старший лейтенант - три года; капитан, капитан-лейтенант - четыре года; майор, капитан 3 ранга - четыре года; подполковник, капитан 2 ранга - пять лет. Воинское звание высшего офицера может быть присвоено военнослужащему по истечении не менее двух лет его военной службы в предыдущем воинском звании и не менее одного года в занимаемой воинской должности (должности), подлежащей замещению высшими офицерами. Сроки военной службы в воинском звании генерал-полковника (адмирала) и генерала армии (адмирала флота) не устанавливаются. Срок военной службы в воинском звании лейтенанта для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, окончивших военно-учебное заведение по очной форме обучения с пятилетним сроком и выше, устанавливается два года.Виды чинов и званийГруппа должностей: высшая, главная, ведущая, старшая, младшая. Чины: действительного государственного советника РФ 1,2,3 класса, государственного советника РФ 1,2,3 класса, советника государственной гражданской службы РФ 1,2,3 класса, референт государственной гражданской службы РФ 1,23 класса, секретарь государственной гражданской службы РФ 1,23 класса,На должности состава в ОВД, присваиваются специальные звания: а) рядовой состав: рядовой полиции, рядовой внутренней службы, рядовой юстиции; б) младший начальствующий состав: младший сержант полиции, младший сержант внутренней службы, младший сержант юстиции; сержант полиции, сержант внутренней службы, сержант юстиции; старший сержант полиции, старший сержант внутренней службы, старший сержант юстиции; старшина полиции, старшина внутренней службы, старшина юстиции; прапорщик полиции, прапорщик внутренней службы, прапорщик юстиции; старший прапорщик полиции, старший прапорщик внутренней службы, старший прапорщик юстиции; в) средний начальствующий состав: младший лейтенант полиции, младший лейтенант внутренней службы, младший лейтенант юстиции; лейтенант полиции, лейтенант внутренней службы, лейтенант юстиции; старший лейтенант полиции, старший лейтенант внутренней службы, старший лейтенант юстиции; капитан полиции, капитан внутренней службы, капитан юстиции; г) старший начальствующий состав: майор полиции, майор внутренней службы, майор юстиции; подполковник полиции, подполковник внутренней службы, подполковник юстиции; полковник полиции, полковник внутренней службы, полковник юстиции; д) высший начальствующий состав: генерал-майор полиции, генерал-майор внутренней службы, генерал-майор юстиции; генерал-лейтенант милиции, генерал-лейтенант внутренней службы, генерал-лейтенант юстиции; генерал-полковник полиции, генерал-полковник внутренней службы, генерал-полковник юстиции. Специальные звания от рядового юстиции до старшины юстиции присваиваются слушателям и курсантам очных отделений учебных заведений Министерства внутренних дел РФ, готовящих специалистов для следственных подразделений органов внутренних дел. Звания начальствующего состава органов внутренних дел являются пожизненными. При прекращении службы к имеющемуся специальному званию добавляются слова «в отставке».СоставыВойсковыеКорабельные Высшие офицерыМаршал Российской Федерации Генерал армииАдмирал флота Генерал-полковникАдмирал Генерал-лейтенантВице-Адмирал Генерал-майорКонтр-адмирал Старшие офицерыЁ1Капитан 1-го ранга ПодполковникКапитан 2-го ранга МайорКапитан 3-го ранга Младшие офицеры Капитан Капитан-лейтенант Старший лейтенантСтарший лейтенант ЛейтенантСтарший лейтенант Младший лейтенантМладший лейтенант Прапорщики, МичманыСтарший прапорщикСтарший мичман ПрапорщикМичман Солдаты, Матросы Сержанты, СтаршиныСтаршинаГлавный корабельный старшина Старший сержантГлавный старшина CержантCтаршина 1 статьи Младший сержантCтаршина 2 статьи ЕфрейторСтарший матрос РядовойМатросОрганизации, в которых проходит службаФедеральные государственные органы, государственные органы субъектов РФПравоохранительная служба, проходит в: 1) прокуратуре; 2) ОВД; 3) органы госконтроля за распространением наркотических средств; 4) таможенные органы; 5) налоговые органы; 6) служба судебных приставов; 7) силы обеспечения безопасности РФ.Вооруженные Силы РФ и внутренние войска МФД РФ, инженерно-технические, дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти и спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Служба внешней разведки РФ, органы федеральной службы безопасности, органы государственной охраны и федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинские подразделения федеральной противопожарной службы и создаваемые на военное время специальные формированияМеры поощрения служащих1. За безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения: 1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения; 2) награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка; 3) иные виды поощрения и награждения государственного органа; 4) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет; 5) поощрение Правительства РФ; 6) поощрение Президента РФ; 7) присвоение почетных званий РФ; 8) награждение знаками отличия РФ; 9) награждение орденами и медалями РФ.Виды поощрений: объявление благодарности; выдача денежной премии; награждение ценным подарком; занесение в Книгу почета, на Доску почета; награждение Почетной грамотой; награждение нагрудным знаком; награждение личной фотографией сотрудника, снятого у развернутого Знамени органа внутренних дел; награждение именным оружием; досрочное присвоение очередного специального звания; присвоение специального звания на одну ступень выше звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности; досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания. За образцовое выполнение служебного долга сотрудники, прослужившие в органах внутренних дел не менее десяти лет, могут быть награждены почетным знаком «Заслуженный сотрудник МВД РФ». также предоставляется ряд льгот и преимуществ.К военнослужащим могут применяться следующие виды поощрений: снятие ранее примененного дисциплинарного взыскания; объявление благодарности; сообщение на родину (по месту жительства родителей военнослужащего или лиц, на воспитании которых он находился) либо по месту прежней работы (учебы) военнослужащего об образцовом выполнении им воинского долга и о полученных поощрениях; награждение грамотой, ценным подарком или деньгами; награждение личной фотографией военнослужащего, снятого при развернутом Боевом знамени воинской части; присвоение рядовым (матросам) воинского звания ефрейтора (старшего матроса); досрочное присвоение очередного воинского звания, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности; присвоение очередного воинского звания на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности; награждение нагрудным знаком отличника; занесение в Книгу почета воинской части (корабля) фамилии отличившегося военнослужащего; награждение именным холодным и огнестрельным оружием.Меры взыскания1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным ФЗ.Замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность, увольнение со службы в ОВД.Все военнослужащие независимо от воинского звания и должности равны перед законом и несут ответственность, установленную для граждан РФ, с учетом особенностей своего правового положения и в зависимости от характера и тяжести совершенного нарушения: дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. Дисциплинарную ответственность военнослужащие несут за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины, норм морали или общественного порядка согласно Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил РФ. За административные правонарушения (нарушения правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил) военнослужащие несут ответственность на общих основаниях, но к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и др.Основания прекращенияСоглашение сторон служебного контракта; истечение срока действия срочного служебного контракта; расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего; расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя; перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида; отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или от повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы; отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта; отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе; обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта; нарушение установленных ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы; выход гражданского служащего из гражданства РФ; несоблюдение ограничений и нарушение обязательств, установленных ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» и другими федеральными законами; нарушение запретов, связанных с гражданской службой; отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания.Сотрудники МВД могут быть уволены: а) по собственному желанию; б) по достижении предельного возраста, установленного Положением о службе в органах внутренних дел; в) по выслуге срока службы, дающего право на пенсию (по инициативе сотрудника либо с его согласия); г) по окончании срока службы, предусмотренного контрактом; д) в связи с нарушением ими условий контракта; е) по сокращению штатов; ж) по болезни - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел; з) по ограниченному состоянию здоровья - на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе и о невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе; и) в связи с восстановлением на должность сотрудника, ранее занимавшего эту должность; к) по служебному несоответствию занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации по результатам аттестации; л) за грубое нарушение служебной дисциплины; м) за совершение проступка, порочащего честь сотрудника полиции; н) в связи с вступлением в законную силу обвинительного приговора суда; о) в связи с призывом на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу; п) за неоднократное нарушение служебной дисциплины при наличии дисциплинарного взыскания, наложение которого осуществлено в письменной форме; р) за представление подложных документов или заведомо ложных сведений при приеме на службу, а также подложных документов или заведомо ложных сведений, подтверждающих соответствие сотрудника требованиям законодательства РФ. Прокурорский работник может быть уволен в связи с выходом в отставку и по инициативе руководителя органа или учреждения прокуратуры в случаях: достижения прокурорским работником предельного возраста пребывания на службе в органах и учреждениях прокуратуры; прекращения гражданства РФ; нарушения Присяги прокурора (следователя), а также совершения проступков, порочащих честь прокурорского работника; несоблюдения ограничений, связанных со службой, а также возникновения других обстоятельств, предусмотренных ФЗ "Об основах государственной службы РФ"; разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну. Право на выход в отставку имеют прокуроры и следователи органов прокуратуры. Основаниями отставки являются: выход на пенсию, предусмотренный ФЗ; несогласие с решениями или действиями государственного органа или вышестоящего руководителя.а) по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта; в) по состоянию здоровья - д) в связи с лишением его воинского звания; е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы; ж) в связи с отчислением из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования; з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока; и) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе; к) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления; л) в связи с прекращением гражданства РФ военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву; м) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства

Похожие работы на - Понятие, признаки и состав административного правонарушения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!