Бухгалтерский учет на ООО 'Гловерс-К'
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГУО «МИНСКИЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ОТЧЕТ
о технологической практике
по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и контроль»
по дисциплине «Бухгалтерский учет» на ООО «Гловерс-К»
Учащаяся
-го курса, группы 1307
К.В. Хвойницкая
Руководитель практики
Менеджер по продажам
А.Ю.Таран
МИНСК 2015
Содержание
Введение
Тема 1. «Учёт денежных средств»
.1 Учёт кассовых операций
.2 Учёт операций по расчётному счёту
.3 Учёт подотчётных сумм;
Тема 2. «Учёт труда и заработной платы»
.1 Задачи и учёт заработной платы
.2 Учёт заработной платы за отработанное время
.3 Учёт расчёта доплат
.4 Учёт расчёта заработной платы за время отпуска
.5 Учёт расчёта начисления пособий по временной нетрудоспособности
.6 Удержание из заработной платы
.7 Аналитический и синтетический учёт по оплате труда
Тема 3. «Учёт производственных запасов»
.1 Учёт поступления материальных ценностей
.2 Учёт материалов на складе и в бухгалтерии
.3 Учёт выбытия материальных ценностей
.4 Учёт горюче-смазочных материалов
Тема 4. «Учёт долгосрочных активов»
.1 Учёт основных средств
.2 Учёт поступления основных средств
.3 Порядок расчёта и учёта амортизации основных средств
.4 Учёт выбытия основных средств
.5 Порядок переоценки основных средств и отражение её в учёте
.6 Инвентаризация основных средств
Тема 5. «Учёт затрат на производстве. Калькулирование себестоимости продукции, работ, услуг»
.1 Учёт прямых затрат
.2 Учёт косвенных затрат
.3 Калькуляция себестоимости
Тема 6. «Учёт готовой продукции и её реализация»
.1 Учёт готовой продукции
.2 Учёт поступления готовой продукции на склад
.3 Учёт отгрузки и реализации продукции
Тема 7. «Учёт расчётных и кредитных операций»
.1 Формы безналичных расчётов
.2 Учёт и расчёт с поставщиками и покупателями
.3 Учёт расчётов с учредителями
.4 Учёт расчётов с бюджетом
.5 Учёт расчётов с разными дебиторами и кредиторами
.6 Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению
.7 Учет расчетов по кредитам и займам
Тема 8. «Учёт валютных операций»
.1 Учёт обязательной продажи и покупки валюты
.2 Учёт импортных операций
.3 Учет операций на валютных счетах в банке
.4 Учёт курсовых разниц;
.5 Учёт расчётов с подотчётными лицами по командировочным расходам за пределы РБ
Тема 9. « Учёт фондов и резервов»
.1 Учёт формирования и изменения размера уставного фонда
.2 Учёт резервного фонда
.3 Учёт формирования и использования добавочного фонда
Тема 10. «Учёт финансовых результатов»
.1 Учет финансового результата от прочих доходов и расходов
.2 Учёт нераспределённой прибыли
Тема 11. «Бухгалтерская отчётность»
.1 Составление бухгалтерской отчётности, её состав и сроки предоставления
.2 Порядок составления бухгалтерского баланса
Приложение
Список использованной литературы
Введение
Основная цель технологической практики - закрепление и углубление теоретических знаний в области бухгалтерского учета, приобретение практического опыта научной и производственной работы, а также приобретение необходимых практических навыков по заполнению первичных документов.
Задачи технологической практики:
.Формирование навыков и умений, связанной с будущей профессиональной деятельностью в качестве бухгалтера;
.Изучение практики ведения бухгалтерского учета на предприятии;
.Использование и применение на практике знаний, приобретённых в ходе обучения;
.Приобретение навыков и опыта бухгалтерской и организационной работы.
Для достижения этих целей, мной была выбрана компания Общество с ограниченной ответственностью «Гловерс-К».
Общество является юридическим лицом без ведомственной подчиненности. Органами управления ООО «Гловерс-К» являются Общее собрание Участников Общества и Директор.
ООО «Гловерс-К» зарегистрировано Смолевичским райисполкомом 19.08.2008 г. в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Организация ООО «Гловерс-К» является одним из крупнейших белорусских производителей спецодежды. Особое внимание уделяется производству таких средств индивидуальной защиты, как рабочие перчатки хлопчатобумажные с полихлорвиниловым нанесением.
Списочная численность работников за январь-декабрь 2014 г. составила 33 человека. Просроченной задолженности по заработной плате нет.
Учётная политика организации ООО «Гловерс-К» разработана в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.
Руководство бухгалтерским учётом организации осуществляет главный бухгалтер организации. Бухгалтерский учёт ведётся в бухгалтерии под руководством главного бухгалтера.
Бухгалтерский учет в ООО «Гловерс-К» организован и ведется в соответствии с единым планом счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению. Расчеты по налогам осуществлялись согласно законодательству РБ.
Организация ООО «Гловерс-К» бухгалтерский учёт ведёт с применением программы «1С: Предприятие 7.7»
Тема 1. «Учет денежных средств»
.1 Учет кассовых операций
Кассовые операции - это операции, связанные с приемом, хранением и расходованием различных денежных средств, поступающих в кассу организации из обслуживающего банка.
Поступление наличных денег в кассу оформляется приходным кассовым ордером (форма КО-1) (приложение 1.1.1), подписанный главным бухгалтером.
Выдача наличных денег из кассы оформляется расходным кассовым ордером (форма КО-2) (приложение 1.1.2), подписанный руководителем или главным бухгалтером.
Приходные и расходные кассовые ордера регистрируются в журнале регистраций приходных и расходных кассовых ордеров.
Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу (приложение 1.1.3), которая должна быть пронумерована и скреплена печатью организации. Количество листов в ней заверяются подписями руководителя и главного бухгалтера.
Каждый лист кассовой книги состоит из двух равных частей:
.Неотрывная часть - эта часть, как первый экземпляр остаётся в кассовой книге;
.Отрывная часть - является вторым экземпляром и служит отчётом кассира, к которому прикладываются приходные и расходные документы.
Контроль за правильностью ведения кассовой книги ведёт главный бухгалтер. Он систематически анализирует записи в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов и проверяет соблюдение установленного лимита остатка наличных денег в кассе.
Бухгалтерский учёт операций по кассе ведётся на активном счёте 50 «Касса».
1.2 Учет операций по расчетному счету
заработный плата бухгалтерия учет
Для совершения расчетно-денежных операций предприятия и организации, имеющие самостоятельный бухгалтерский баланс, открывают по месту своего нахождения в учреждениях банка расчётные счета.
Порядок открытия расчётных счетов устанавливается Постановлением правления Национального банка РБ от 03.04.2009 года №40.
Для оформления открытия счета в банке предоставляются следующие документы:
.Заявление на открытие счета (приложение 1.2.1);
.Копия устава организации;
.Копия свидетельства о государственной регистрации (приложение 1.2.2.);
.Карточка с образцами подписей и оттиском печати предприятия (приложение 1.2.3).
Указанные документы должны быть представлены в банк в течении одного месяца со дня регистрации. Банк присваивает предприятию № расчётного счёта.
В организации ООО «»Гловерс-К» открыты расчётные счета в «Белинвестбанке»: расчётный текущий счёт в белорусских рублях, в долларах США, евро и российских рублях; специальные счета для хранения купленной валюты в долларах США, евро и российских рублях; специальный валютный транзитный счёт в российских рублях.
Для оформления операции по расчётному счету применяются типовые формы расчетных документов, основными из которых являются:
.Платежное требование - используется при расчётах между предприятиями за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги;(приложение 1.2.5)
.Платёжное поручение - приказ предприятия банку о перечислении определённой суммы с его расчётного счета в адрес получателя;(приложение 1.2.6)
.Расчетные и денежные чеки - ценная бумага, которая содержит распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в ней суммы чекодержателю;
.Объявление на взнос наличными - представляется в банк при взносе на расчётные счета при наличии денег(приложение 1.2.7).
Организация получает от банка за каждый день, в которой были произведены операции по движению денежных средств выписку из расчётного счёта.
Особенностью банковской выписки является то, что поступление денег на счёт в ней отражается по кредиту, а по дебиту списание.
Учёт движения средств на расчётном счёте в бухгалтерии организация ведёт на активном счёте 51 «Расчётные счёта». По дебиту отражается поступление, а по кредиту списание.
.3 Учёт расчётов с подотчётными лицами
В процессе деятельности в организации возникает необходимость выдачи наличных денег под отчёт работникам на хозяйственные нужды и осуществление служебных командировок.
Подотчетные суммы - это денежные авансы, выдаваемые работникам организации из кассы на мелкие хозяйственные и командировочные расходы.
В соответствии с Инструкцией о порядке ведения кассовых операций и расчётов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории РБ выдача наличных денежных средств подотчёт оформляется расходным кассовым ордером или платёжной ведомостью.
Выдача наличных денег подотчёт заключается в предварительной выдаче работнику аванса на предстоящие расходы, при условии полного отчёта по ранее выданным суммам. Выданные суммы могут быть израсходованы только на те цели, на которые они были выданы.
Наличные денежные средства выдаются на следующие сроки:
.Не более 3 рабочих дней - на расходы, производимые в месте нахождения организации;
.Не более 10 рабочих дней - на расходы, производимые вне места расположения организации;
.До 30 рабочих дней - в сумме, не превышающей размера одной базовой величины.
Отчет об израсходованных суммах предоставляется подотчетными лицами не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы. Неиспользованные денежные средства также в эти сроки должны быть сданы в кассу.
При использовании личных денежных средств составляется авансовый отчет (приложение 1.3.1) не позднее 3 рабочих дней со дня приобретения ценностей.
Подтверждающими факт покупки документами являются квитанция, кассовый чек.
Служебной командировкой признается поездка работника, по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы. При направлении работника в служебную командировку пишется приказ. Работнику выдается командировочное удостоверение по установленной форме. В командировочном удостоверении делаются отметки о дате прибытия и дате выбытия с места командировки.
За время служебной командировки за работником сохраняется место работы и заработная плата в течение всего срока служебной командировки. При служебных командировках работнику возмещаются следующие расходы:
·по проезду к месту служебной командировки и обратно;
·по найму жилого помещения; суточные;
·иные расходы с разрешения нанимателя.
Аванс на командировочные расходы выдается в пределах сумм на проезд, проживание и суточных. Авансовый отчет по израсходованным суммам предоставляется в течение 3 рабочих дней по возвращении из командировки, а неизрасходованные суммы сдаются в кассу организации.
К авансовому отчету прилагаются командировочное удостоверение с отметками о дне прибытия и дне выбытия из места командировки, проездные билеты, счета гостиниц, отчет о выполненной работе и другие подтверждающие расходы документы.
Для отражения операций по расчётам с подотчётными лицами используется активно-пассивный счёт 71 «Расчёты с подотчётными лицами». По дебету отражаются суммы, выданные под отчёт работникам, а также суммы возмещения перерасхода подотчётных сумм и возмещения расходов, произведённых за счёт личных средств работников, по кредиту списание или возврат неиспользованных подотчётных сумм.
Синтетический учёт по сч.71 «Расчёты с подотчётными лицами» ведётся в журнале-ордере №7 по каждому подотчётному лицу.
Аналитический учёт расчётов с подотчётными лицами ведётся по каждой сумме, выданной под отчёт.
Корреспонденция счетов в бухгалтерском учете «Учёта движения средств»:
Содержание хозяйственных операцийДКВыданы из кассы в подотчет на командировочные и хозяйственные расходы7150Перечислены с расчетного счета подотчет на командировочные и хозяйственные расходы7150Списаны расходы на служебные командировки в пределах установленных норм.10,20, 26,4471Возвращены в кассу неиспользованные подотчетные суммы.5071Оприходованы деньги в кассу5051Возвращены в кассу неиспользованные подотчётные суммы5071Из кассы сданы деньги в банк5150Поступили денежные средства от покупателей5162Из кассы внесены наличные денежные средства на расчётный счёт5051В кассу возвращена неиспользованная сумма выданного аванса5071Выплачены из кассы дивиденды учредителю75/250
Тема 2. «Учет труда и заработной платы»
.1 Задачи и учёт заработной платы
Трудовые и связанные с ним отношения в организации ООО «Гловерс-К» регулируются Трудовым Кодексом и другими актами трудового законодательства, коллективным договором и другими локальными документами разрабатываемы в соответствии с законодательством.
Заработная плата охватывает все виды начисляемого работнику вознаграждения исчисленного в денежных единицах и натуральной форме, которой наниматель обязан выплатить за фактически выполненную работу, а также за периоды включаемые в рабочее время.
Задачи учёта заработной платы следующие:
.Своевременное отражение бухгалтерских документов сумм и сведений начисленной заработной платы;
.Соблюдение нормативной законодательной базы по вопросам начисления и выдачи заработной платы, осуществление удержаний из неё;
.Контроль за использованием рабочего времени и использованием трудовой дисциплины;
.Контроль за формированием и использованием заработной платы.
.2 Учёт заработной платы за отработанное время
В соответствии с Законом «О предприятиях в Республике Беларусь» каждое предприятие имеет право выбрать форму и системы оплаты труда, установить премии, компенсации, повышать тарифные ставки.
Как правило, фонд оплаты труда делится на основную и дополнительную.
В основную заработную плату входят выплаты за отработанное время и произведённую продукцию: зарплата по складам, премии, доплаты за работу в праздничные дни, выходные дни, ночную смену, за сверхурочные часы, за руководство бригадой за совмещение профессий и т.д.
Тарифные ставки (должностные оклады) работникам устанавливаются штатным расписанием руководящих работников, специалистов и служащих предприятия с учетом их квалификации и профессионального мастерства.
В приказе (распоряжении) руководителя о приёме на работу обязательно указывается должностной оклад работника.
На территории РБ применяется единая тарифная сетка.
Основным документом на основании, которого начисляется заработная плата работникам, является табель учёта рабочего времени (приложение 2.2.1), который составляется ежемесячно по каждому подразделению организации. Если же организация небольшая, то составляется по всей организации в целом.
Ежедневно в табеле учета использования рабочего времени для каждого работника указывают количество часов, отработанных им в течении данного рабочего дня (смены). Также в этом табеле отмечаются выходные дни сотрудника, дни его нахождения в трудовом или социальном отпуске, дни отсутствия на работе по причине временной нетрудоспособности, дни нахождения в служебной командировке, дни прогулов и др.
Заработная плата работникам, для которых установлены должностные оклады, определяется путём деления установленного месячного оклада на календарное количество рабочих дней и умножение полученной суммы на количество фактически отработанных дней.
Количество календарных дней организация ООО «Гловерс-К» может посмотреть в производственном календаре (приложение 2.2.2), где подробно расписано, сколько рабочих дней в каждом месяце.
Заработную плату организация ООО «Гловерс-К» относит на Д 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные затраты» и 26 «Общехозяйственные затраты» счёта, а по К 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда».
2.3 Расчёт доплат
Существует ряд доплат к заработной плате согласно Трудовому кодексу РБ.
Доплата за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, и выходные дни.
Каждый час работы в сверхурочное время оплачивается:
.Работникам со сдельной оплатой труда - не ниже двойных сдельных расценок;
.Работникам с повременной оплатой труда, а также получающим должностные оклады - не ниже двойных часовых ставок (окладов)
Работа в государственные праздники, праздничные и выходные дни оплачивается в двойном размере часовой или дневной ставки.
За работу в сверхурочное время в праздничные и выходные дни премии начисляются на одинарные тарифные ставки.
Доплата за работу в ночную смену согласно Трудовому кодексу, введённому в действие с 1 января 2000 года, устанавливается трудовым договором, но не ниже 20% часовой тарифной ставки работника.
Также производится доплата за совмещение профессий и временное заместительство.
Работникам, выполняющим у одного и того же нанимателя на ряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы в течении установленном законодательством продолжительности рабочего дня, производится доплата за совмещение профессий, расширение зон обслуживания.
Размер доплаты устанавливается нанимателем по соглашению с работником.
2.4 Расчёт заработной платы за время отпуска
Продолжительность основного минимального отпуска не может быть менее 24 календарных дней.
Очерёдность отпусков устанавливается для коллектива работников графиком трудовых отпусков, оформляется приказом об отпуске.
Наниматель обязан выплатить средний заработок за время трудового отпуска не позднее чем за 2 дня до начала отпуска.
Оплата ежегодного отпуска или компенсации за неиспользованный отпуск, производится исходя из средней однодневной заработной платы, исчисленной за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу начала отпуска или увольнения работника.
Заработок за 12 месяцев нужно разделить на 12. Полученный среднемесячный заработок делят на 29.7 дня. Затем средний дневной заработок нужно умножить на число календарных дней основного отпуска (приложение 2.4.1).
Когда в числе 12 месяцев имеют место месяцы с неполным заработком, эти месяцы исключаются из подсчёта.
В течении года могут изменяться тарифные ставки и оклады, принимающую заработную плату необходимо осовременить. Для это рассчитывается коэффициент пересчёта.
При неиспользовании отпуска работник может получить компенсацию. Она может выплачиваться при увольнении работника, при отзыве работника из отпуска при производственной необходимости через 6 рабочих дней использования отпуска.
2.5 Расчет начисления пособий по временной нетрудоспособности
Порядок назначения выплат пособий по временной нетрудоспособности регулируется положением о порядке обеспечения пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утверждённого постановлением совета министров от 28.06.2013 года №569.
Основным назначением пособия является листок нетрудоспособности (приложение 2.5.1) оформленный в соответствии с требованием законодательства.
Пособие выдается с первого дня утраты трудоспособности и до её восстановления или установления инвалидности но не более чем на 120 календарных дней подряд, либо не более чем на 150 календарных дней с перерывами за последние 12 месяцев при повторных случаях временной нетрудоспособности.
Пособие по уходу за больным ребёнком в возрасте до 14 лет назначается не более чем на 14 календарных дней.
Пособия начисляются в размере 80% среднедневного заработка за первые 12 календарных дней нетрудоспособности и в размере 100% за последующие календарные дни непрерывной временной нетрудоспособности.
Пособие в размере 100% назначаются с первого дня нетрудоспособности:
·Инвалидам ВОВ и приравненные к ним;
·Гражданам, пострадавшим от катастрофы от Чернобыльской АЭС;
·Воинам-интернационалистам;
·Донорам, в течении 12 месяцев после последней сдачи крови при условии, что донор мужчина сдал не менее пяти раз, донор женщина - не менее трёх раз за 12 месяцев предшествующих последней сдачи крови.
Минимальный размер пособия устанавливается в размере 50% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала относительно каждого месяца в котором имеет место временная нетрудоспособность и отпуск по беременности и родам.
Пособия в размере 50 % среднедневного заработка устанавливаются в случаи:
ØЗаболевания или травмы причинной, которого явилось потребление алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ, при этом за первых шесть календарных дней пособия не начисляются;
ØНарушение режима предписанного врачём - со дня его нарушения;
ØНаступление временной нетрудоспособности прогула без уважительной причины.
Пособие по временной нетрудоспособности исчисляется из среднего заработка за 6 календарных месяца, предшествующих месяцу, в котором наступила нетрудоспособность.
Работникам отработавшим менее 6 месяцев размер среднедневного заработка определяется за фактически отработанное время.
Среднедневной заработок рассчитывается путём деления сумм заработка за расчётный период на число календарных дней этого периода.
Размер пособий исчисляется путём умножения размера среднедневного заработка на числа календарных дней удостоверенных листком нетрудоспособности.
.6 Удержания из заработной платы
Из начисленной заработной платы производятся удержания. Их можно разделить на 2 группы:
.Обязательные удержания, предусмотренные законодательством (подоходный налог, страховые взносы в ФСЗН - 1%);
.Удержания, производимые по инициативе работника или администрации организации по исполнительным документам.
Общий размер всех удержаний согласно Трудовому кодексу не может превышать 20%, а в случаях предусмотренных законодательством, 50% заработной платы, причитающейся к выплате после вычета обязательных налогов.
Основным видом удержания из заработной платы является подоходный налог.
Подоходный налог с рабочих и служащих удерживается в порядке и размерах, установленных Законом Республики Беларусь от 21 декабря 1991 г. № 1327- ХII «О подоходном налоге с физических лиц» (в редакции Закона от 29.12.2009 г. № 73-З). Налогообложению подлежат все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.
При исчислении подоходного налога следует учитывать предусмотренные законодательством налоговые вычеты: стандартные, социальные, имущественные, профессиональные. Подоходный налог ведётся на счёте 68 «Расчёты по налогам и сборам».
Размер страховых взносов на случай временной нетрудоспособности, беременности и родам, рождением ребёнка, уходом за ребёнком составляет 6%. Эти взносы ведутся на счёте 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».
В соответствии с действующим законодательством фактического фонда заработной платы ежемесячно производят отчисления в Фонд социальной защиты населения и на основании Указа Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 г. № 530 (в редакции от 01.03.2007 г. № 116) «О страховой деятельности» отчисления по обязательному страхованию.
Уплата обязательных взносов в ФСЗН производится организацией в размере 35%. Взносы в ФСЗН ведутся на активно-пассивном счёте 69 «Расчёты по социальному страхованию и обеспечению».
Из заработной платы могут также осуществляться вычеты по письменной просьбе работника:
ØТовары, проданные в кредит;
ØСтразовые платежи по индивидуальному страхованию;
ØКредиты, полученные в банке;
ØРазличные взносы (профсоюзные).
Из суммы заработной платы должника, оставшейся после удержания налогов, может быть удержано по исполнительным листам (приложение 2.6.1) до полного погашения взимаемых сумм:
üПри взыскании алиментов, возмещения за ущерб, причинённый преступлением, и возмещением вреда, причинённого жизни или здоровью гражданина, - не более 50%;
üПо всем видам взысканий, если иное не предусмотрено законом, не свыше 20%;
Удержания по исполнительным документам производятся на основании исполнительных листов, выданных судом, в которых определены причина, порядок и размер удержаний из заработной платы, или письменных заявлений работника о добровольной уплате. Бухгалтерия регистрирует исполнительные листы в специальных карточках и хранит как документы строгой отчётности.
.7 Аналитический и синтетический учет расчетов по оплате труда
Аналитический учёт по оплате труда ведётся по каждому работнику и видам оплат и удержаний в лицевых счетах, расчётно-платёжных и платёжных ведомостях.
В лицевых счетах отражается информация о суммах начисленной заработной платы и все виды удержаний, а также тарифные ставки, отработанное время, сумма стандартных налоговых вычет и др.
Данные из лицевых счетов переносятся в платёжную ведомость, которая является оправдательным документом подтверждающих факт выплаты заработной платы работникам организации.
Для синтетического учета расчётов используется активно-пассивный счёт 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда».
По К-ту счёта 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда» отражаются все начисления заработной платы, премий, пособий, вознаграждений и др.
По Д-ту счёта 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда» отражаются выплаченные суммы заработной платы, премий, пособий, а также суммы начисленных налогов.
Корреспонденция счетов организации ООО «Гловерс-К»:
Содержание операцийДКНачислена заработная плата20,25,2670Начислено пособие по временной нетрудоспособности6970Начислена премия не учитываемая при налогообложении9070Удержан подоходный налог7068/4Удержаны взносы из зп в ФСЗН7069Удержания по исполнительным листам7076/1Начисления по обязательному страхованию25,2676/2Начислена заработная плата за реализацию продукции4470Начислены работникам дивиденды и другие доходы от участия в уставном фонде организации8470
Тема 3. «Учет производственных запасов»
.1 Учет поступления материальных ценностей
Материальные ценности поступают от поставщиков, подотчётных лиц, в порядке децентрализованных закупок, от собственного производства, от ликвидации основных средств, безвозмездное получение, в счёт вклада в уставный капитал (фонд).
Документы по поступлению, а затем по расходованию материальных ресурсов играют важную роль для целей контроля, за движением, сохранностью и экономным расходованием средств. Это сопровождается товарной накладной (приложение 3.1.1) или товарно-транспортной накладной (приложение 3.1.2), счёт-фактура.
Поступившие материалы на склад, материально ответственное лицо проверяет на соответствие по количеству и качеству. Если при приёмке не выявлено расхождений между документами поставщика и фактическим количеством материала, то составляется приходный ордер или проставляется отметка в накладной.
Если при приёмке материалов обнаружена их недостача или несоответствие качества, то создаётся комиссия, которая осуществляет приёмку материалов и составляет акт о приёмке материалов в двух экземплярах.
.2 Учет материалов на складе и в бухгалтерии
Учёт материалов на складе ведут материально ответственные лица в карточках складского учёта (приложение 3.2.1).
Карточки складского учёта открываются в бухгалтерии, регистрируются в специальном журнале и передаются кладовщику под расписку.
В карточках указывается наименование материалов, его цена, единица измерения, номенклатурный номер, сорт, марка, от кого получена или кому выдана. Каждые операции записываются отдельной строкой. Запись делается только в натуральных единицах.
Ежедневно выводятся остатки на конец дня. В конце месяца подсчитывают итоги по приходу и расходу.
В конце года карточки закрываются и сдаются в архив, а остатки переносят в новые карточки.
На складах могут использоваться книги складского учёта при незначительном количестве материалов. На каждый номенклатурный номер открывается отдельная страничка.
Если складской учёт автоматизирован, то используются электронные носители информации.
Материально ответственное лицо ежемесячно предоставляет в бухгалтерию материальный отчёт или составляет ведомость остатков материалов на конец месяца (приложение 3.2.2). В отчёт записывают только те ценности, по которым было движение. Отчёт служит основанием для заполнения регистров аналитического и синтетического учёта материалов.
.3 Учёт выбытия материальных ценностей
Материалы могут выбывать по следующим причинам:
.Списание;
.Безвозмездная передача;
.Передача в виде взноса в уставный капитал.
При списании материалов могут применяться следующие методы оценки:
.По учётным ценам;
.Средневзвешенным ценам;
.По ценам первого приобретения (метод ФИФО).
Организация ООО «Гловерс-К» отпуск материалов производит с помощью метода ФИФО.
При этом способе материалы, первые поступающие в производство, оцениваются по себестоимости материалов первых по времени приобретения с учетом себестоимости материалов, числящихся на начало месяца.
Особенностью применения этого метода в том, что в условиях роста цен на приобретаемые материалы себестоимость приобретённой продукции минимальная, при этом оценка материалов и прибыли максимальная. А при падении цен - наоборот, запасы и прибыль минимизируются.
Списание материалов оформляется документом таким как акт на списание материалов (приложение 3.3.1)
.4 Учёт горюче-смазочных материалов
В целях эксплуатации транспортных средств, обеспечение технических нужд производства, выработки энергии и отопления здания предприятие приобретают необходимые горюче-смазочные материалы.
Оприходование горюче-смазочных материалов производится на основании товарно-транспортной накладной и других первичных документов.
Учёт горюче-смазочных материалов в местах хранения ведётся материально ответственным лицом в карточках складского учёта (приложение 3.4.1).
Количество выданных горюче-смазочных материалов записываются в ведомость с учётов выдачи горюче-смазочных материалов, в которой за получение расписывается водитель, а в путевом листе (приложение 3.4.2) на выдачу расписывается материально ответственное лицо.
На основании документов о приёме и отпуске горюче-смазочных материалов, материально ответственное лицо составляет отчёт о движении горюче-смазочных материалов.
Отчёт с первичными документами передаётся в бухгалтерию.
Бухгалтерский учёт ведётся на счёте 10 «Материалы». В организации ООО «Гловерс-К», к этому счёту открыты субсчёта: 10/3 «Топливо» - учитывается наличие и движение всех видов горюче-смазочных материалов; и топливо в баках транспортных средств - учитываются горюче-смазочные материалы полученные на заправку автомобиля водителя.
Данные о наличии остатка горюче-смазочных материалов в баках транспортных средств подтверждается актом снятия остатков.
Фактический расход горюче-смазочных материалов определяется на основании утверждённых норм расхода топлива.
Основанием, для списания горюче-смазочных материалов, на затраты производства, являются накопительные ведомости (приложение 3.4.3) данных путевых листков о фактическим расходе материалов или карточки учёта расхода топлива за отчётный период.
Основанием для списания горюче-смазочных материалов на работу оборудования, машин и механизмов, которая не оформляется путевым листом, может являться отчёт о расходе горюче-смазочных материалов (приложение 3.4.4).
Складской и бухгалтерский учёт горюче-смазочных материалов ведётся в единицах массы.
Пример корреспонденции счетов организации ООО «Гловерс-К»
Содержание операцийДКПередано со склада в цех основного производства спец. Одежда10/1010/11Поступило топливо в цех основного производства10/320Израсходованы материалы на производство продукции2010/1В результате инвентаризации выявлены излишки материалов10/190/7Оприходовано топливо10/360Списана тара со склада основного производства2010/4Израсходованы горюче-смазочные материалы20,25,2610
Тема 4. «Учёт долгосрочных активов»
.1 Учёт основных средств
Основные средства представляют собой совокупность вещей, сохраняющих свою материально-вещественную форму, используемые организацией в хозяйственной деятельности в течении длительного периода, стоимость единицы которых при этом превышает величину, установленной учетной политикой организации в соответствии с законодательством.
Основные средства учитываются на счёте 01 «Основные средства».
На счёте 01 «Основные средства» отражаются наличие и движение собственных основных средств организации, находящихся в эксплуатации, а также в запасе, на консервации, полученных в аренду, доверительное управление.
В состав основных средств входят: здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, вычислительная техника, измерительные и регулирующие приборы и устройства, транспортные средства, инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий скот, внутрихозяйственные дороги, многолетние насаждения, капитальные вложения в арендные основные средства, а также земельные участки и объекты природопользования, приобретённые организацией в собственность.
Основные средства в бухгалтерском учёте оцениваются по первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости.
Первоначальная стоимость - это стоимость, по которой основные средства принимаются к бухгалтерскому учёту при ввозе их в эксплуатацию. Изменение первоначальной стоимости допускается в случаях переоценки основных средств, при достраивании, дооборудовании, реконструкции и частичной ликвидации основных средств.
Поскольку объекты основных средств служат продолжительное время, их первоначальная оценка постепенно отклоняется от расходов на приобретение или строительство объектов в современном условии это отклонение устраняется введением оценки по восстановительной стоимости - стоимость установленная в результате проведения переоценки основных средств.
Стоимость основных средств постоянно уменьшается в результате физического износа.
В бухгалтерском учёте уменьшение стоимости основных средств отражается путём начисления амортизации и включение её в стоимость производимой продукции, от сюда вытекает оценка основных средств по остаточной стоимости, которая определяется путём вычисления из первоначальной стоимости начисленной амортизации. При остаточной стоимости основных средств отражается в балансе.
.2 Учёт поступления основных средств
Основные средства поступают на предприятие в результате:
.Строительство - они принимаются в эксплуатацию в сумму фактически произведённых затрат по акту приёма-передачи основных средств (приложение 4.2.1);
.Внесение основных средств учредителями предприятия в виде вклада в уставный фонд по договорной цене - оформляется по акту приема-передачи;
.Безвозмездного получения от других предприятий и лиц, а также в качестве субсидии правительственного органа - по акту приёма-передачи. Акты составляются на каждый объект или группу однотипных объектов, поступивших одновременно.
К акту прилагаются оправдательные документы на поступление объекта, его цену: товарно-транспортные накладные (приложение 4.2.2), счета, закупочные акты, справки.
В акте приёма-передачи основных средств указывается поставщик, дата ввода в эксплуатацию, первоначальная стоимость, сумма амортизации, норма амортизации, местонахождение, источник финансирования капитальных вложений.
На основании акта бухгалтер заполняет инвентарную карточку (приложение 4.3.3) на весь период эксплуатации объекта. Каждому объекту присваивается инвентарный номер. Бухгалтер составляет опись карточек.
Пообъектный учёт основных средств может осуществляться в инвентарной книге с указанием всех необходимых сведений по каждому объекту.
Принятие основных средств к бухгалтерскому учёту по первоначальной стоимости отражается по дебету счёта 01 «Основные средства» и кредиту счёта 08 «Вложения в долгосрочные активы».
В организации ООО «Гловерс-К» в счёту 08 «Вложения в долгосрочные активы», открыт субсчёт 08/4 «Приобретение и создание нематериальных активов».
Аналитический учёт по счёту 08 «Вложения в долгосрочные активы» ведётся строго по каждому объекту основных средств.
Строительство может производиться подрядным и либо хозяйственным способом.
При подрядном способе работы выполняется сторонней организацией.
При хозяйственном способе все затраты по возведению объекта осуществляет сам застройщик и учитывают их по мере возникновения по дебету счёта 08 «Вложения в долгосрочные активы».
Строительство может производиться подрядным и либо хозяйственным способом.
Поступление основных средств, вносимых учредителями в виде вклада в уставный фонд, отражается с помощью активно-пассивного счёта 75 «Расчёты с учредителями». К нему открываются субсчета:
·75/1 «Расчёты по вкладам в уставный капитал»;
·75/2 «Расчёты по выплате дивидендов и других доходов».
.3 Порядок расчёта и учёта амортизации основных средств
Процесс систематического переноса стоимости основных средств на затраты производства и прочие расходы называется амортизацией.
Для учёта амортизационных отчислений и накопления суммы амортизации предназначен счёт 02 «Амортизация основных средств».
Одной из главных условий начисления амортизации - правильное определение нормативных сроков службы, срок полезного использования и норм амортизации.
Сумма амортизации включается в издержки производства и возвращается организации в составе выручки за реализованную продукцию.
Нормативные сроки службы объектов основных средств утверждены Министерством экономики Республики Беларусь 161 от 30.09.2011 года.
Срок полезного использования устанавливается в годах в пределах между нижней и верхней границей диапазонов по группам основных средств согласно приложению к инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов.
Амортизируемой стоимостью может являться первоначальная, остаточная или ликвидационная стоимость.
Амортизация начисляется ежемесячно до полного перенесения стоимости объекта или его выбытия.
Начислять амортизацию начинают с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта бухгалтерского учёта, и прекращается с первого числа месяца следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта либо списание объекта с бухгалтерского учета.
Способы начисления амортизации:
·Линейный способ;
·Нелинейный способ;
·Прямой метод суммы чисел лет;
·Обратный метод суммы чисел лет;
·Метод уменьшенного остатка;
·Производительный способ.
Способ и метод начисления амортизация, организация определяет самостоятельно.
Организация ООО «Гловерс-К» амортизацию исчисляет линейным и неленейным способом (приложение 4.3.1).
Линейный способ начисления амортизации предполагает равномерное начисление амортизации в течении срока полезного использования.
Годовая (месячная) сумма амортизации определяется путём их умножения амортизируемой стоимости на годовую (месячную) норму амортизации.
Годовая норма амортизации представляет собой величену обратного срока полезного использования.
Нелинейный способ заключается в неравномерном (по годам) начислении организацией амортизации в течение срока полезного использования объекта основных средств, нематериальных активов.
При нелинейном способе начисления амортизации используются следующие методы: прямой метод суммы чисел лет, обратный метод суммы чисел лет и метод уменьшаемого остатка.
При нелинейном способе годовая сумма амортизационных отчислений рассчитывается прямым методом суммы чисел лет, обратным методом суммы чисел лет либо методом уменьшаемого остатка с коэффициентом ускорения от 1 до 2,5 раза. Нормы начисления амортизации в первом и каждом из последующих лет срока применения нелинейного способа могут быть различными.
.4 Учёт выбытия основных средств
Выбытие основных средств может происходить в следствии:
.При списании основных средств пришедших в негодность;
.При реализации основных средств;
.При безвозмездной передачи;
.При передаче в счёт вклада в уставный капитал других организаций;
.При авариях, стихийных бедствиях, списания недостач при инвентаризации.
Выбытие основных средств в результате реализации, безвозмездной передачи и в иных случаях, предусмотренных законодательством (за исключением случаев, указанных в пункте 28 настоящей Инструкции, а также отчуждения физическим лицам), оформляется актом о приеме-передаче основных средств по форме <consultantplus://offline/ref=7FC47A427139F929288BC5AC293BA844EB821E7F2CF89621027180ECED1CA783BFD1039D63C29DAF8CBB9F7E1Fj4z8L> согласно приложению 1 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 22 апреля 2011 г. N 23.
Для определения целесообразности и непригодности объекта к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности его восстановления, а также для оформления документации на списание указанных объектов в организации приказом руководителя может быть создана постоянно действующая комиссия.
Комиссия устанавливает непригодность объекта к восстановлению и использованию, причины списания объекта, виновных лиц в преждевременном выбытии объекта, возможность использования отдельных деталей, узлов, материалов и их оценку исходя из цен возможного использования, определяет количество, вес изымаемых цветных и драгоценных металлов.
Результаты принятого комиссией решения оформляют актом на списание основных средств (приложение 4.4.1). В акте указывается наименование объекта, дата принятия объекта к бухгалтерскому учёту, год изготовления, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, причина выбытия с обоснованием причин целесообразности и использования и невозможности восстановления.
Акт утверждается руководителем предприятия. В актах приводят подробные сведения о техническом состоянии основных частей, деталей, узлов и обосновывают необходимость их ликвидации.
Выбытие объектов основных средств вследствие продажи, обмена, списания, внесения в качестве вклада в уставный фонд и в других случаях оформляется договором и актом о приеме-передаче основных средств, а также составляется товарно-транспортная накладная, если отпуск осуществляется с участием автомобильного транспорта, либо товарная накладная на отпуск и оприходование.
На основании акта о приема-переачи основных средств бухгалтерия организации делает запись в инвентарной карточке.
В организации ООО «Гловерс-К» ликвидация, продажа, обмен, внесения в уставный фонд основных средств производятся с участием активно-пассивного счёта 91 «Прочие доходы и расходы» к нему открываются субсчета: 91/1 «Прочие доходы», 91/2 «Налог на добавленную стоимость», 91/3 «Прочие налоги и сборы, исчисляемые от прочих доходов».
.5 Порядок переоценки основных средств и отражение её в учёте
Основные средства вводятся в эксплуатацию в разные годы, цены на объекты основных средств постоянно изменяются, поэтому возникает необходимость проводить переоценку основных средств.
Порядок и способы проведения переоценки регулируется инструкцией о порядке проведения переоценки основных средств.
Переоценка в организациях проводится внутренней комиссией по состоянию на 1 января года следующего за отчётным.
В учётной политике организации заключаются методы переоценки основных средств:
1.Метод прямой оценки;
.Индексный метод;
.Метод пересчёта валютной стоимости.
Организация ООО «Гловерс-К» выбрала индексный метод переоценки основных средств (приложение 4.5.1).
Индексный метод заключается в определении восстановительной стоимости с применением коэффициента изменения стоимости, видов основных средств по состоянию на 1 января года следующий за отчётным.
Восстановительная стоимость определяется умножением первоначальной стоимости переоценки на коэффициент.
Амортизация при переоценки определяется путём умножения восстановительной стоимости на удельный вес накопительной амортизации на дату переоценки.
Удельный вес накопленной амортизации определяется как отношение суммы амортизации до переоценки к первоначальной стоимости до переоценки.
Переоценка основных средств оформляется документами как приказ о проведении переоценки (приложение 4.5.2) и ведомость переоценки.
Результаты переоценки отражается на счёте 83 «Добавочный капитал».
4.6 Инвентаризация основных средств
Объекты, сроки и порядок проведения инвентаризаций определяет руководитель организации.
Периодичность проведения инвентаризации основных средств не менее одного раза в год.
Инвентаризации подлежат основные средства организации независимо от их места нахождения, а также основные средства, не принадлежащие организации, но числящихся в бухгалтерском учёте на забалансовых счетах.
Организация ООО «Гловерс-К» использует 2 забалансовых счёта:
·001 «Арендованные основные средства»;
·006 «Бланки строгой отчётности».
Обязательная ежегодная инвентаризация должна быть начата не ранее 1 октября и закончена до 31 декабря отчётного года. Конкретная дата начала инвентаризации устанавливается приказом руководителя. Также приказом руководителя организации создаётся постоянная действующая инвентаризационная комиссия.
До начала инвентаризации комиссия проверяет наличие и состояние инвентарных карточек, технические паспорта и другую документацию. В присутствии должностных и материально ответственных лиц члены комиссии осматривают каждый объект основных средств, его техническое состояние, комплектность, использование основных средств по назначению и записывают в инвентаризационную опись (приложение 4.6.1) фактическое наличие по наименованиям, инвентарным номерам.
В отдельную опись записывают выявленные при инвентаризации неучтённые объекты, а также непригодные для эксплуатации и восстановления объекта основных средств.
Инвентаризационные описи используются в бухгалтерии для внесения изменений в инвентарные карточки, машинные регистры по учёту основных средств. В заключение инвентаризации составляется сличительная ведомость, в которой указывается наименование объектов по местам их нахождения, выявленные неучтённые объекты, недостающие объекты и их стоимость. Протокол инвентаризационной комиссии утверждает руководитель организации.
Излишки основных средств независимо от причин их образования по решению руководителя организации приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и относятся на финансовые результаты.
Недостача основных средств относится на виновное лицо. Если лицо не установлено убытки списываются на финансовый результат.
Пример корреспонденция счетов «учёта основных средств»:
Содержание операцийДКОборудование введено в эксплуатацию0108Начислена заработная плата за установку оборудования0870Начислена амортизация основных средств0102Списывается амортизация по выбывающим объектам0201Учредителями внесён компьютер в УК0175/1Списаны накопленные суммы амортизации за весь период эксплуатации ОС0201Отражена выручка от реализации основных средств6291/1Списана остаточная стоимость реализованных основных средств91/401Переоценка стоимости объектов основных средств0183
Тема 5. «Учёт затрат на производстве. Калькулирование себестоимости продукции, работ, услуг»
.1 Учёт прямых затрат
Под прямыми понимаются затраты, связанные с производством отдельных видов продукции и относимые непосредственно на их себестоимость по прямому признаку.
Прямые затраты на производство продукции, работ, услуг включают в себя:
·Сырьё и материалы;
·Покупные изделия и полуфабрикаты;
·Топливо и энергию на технологические цели;
·Оплату труда производственных рабочих и соответствующие отчисления на социальные нужды;
·Расходы на подготовку и освоение производства;
·Потери от брака.
Учёт прямых затрат на основном производстве продукции ведётся по счёту 20 «Основное производство». По дебету счёта отражается сумма затрат на производство, а по кредиту сумма оприходованных из производства отходов, недостач, стоимость неисправленного брака, себестоимость выпущенной из производства и сданной на склад готовой продукции.
.2 Учёт косвенных затрат
Косвенными называются затраты связанные с обслуживанием и организацией производства.
Косвенные затраты подразделяются на:
·Общепроизводственные;
·Общехозяйственные.
Общепроизводственные затраты - это расходы по организации и управлению и обслуживание цеха.
Учёт общепроизводственных затрат ведётся по статьям затрат.
Затраты делятся на 2 группы:
.Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования:
·Расходы по эксплуатации оборудования;
·Расходы по ремонту оборудования;
·Инвентарь и спецоснастка;
·Амортизация оборудования.
.Прочие:
·Содержание аппарата управления цеха;
·Содержания аппарата прочего персонала цеха;
·Содержание цеха;
·Амортизация прочих основных средств;
·Содержания здания и хозяйственного инвентаря;
·Ремонт зданий и хозяйственного инвентаря;
·Хозяйственной принадлежности;
·Непроизводственные потери;
·Охрана труда.
Учёт общепроизводственных затрат ведётся на счёте 25 «Общепроизводственные затраты», по статьям с целью контроля за соблюдением сметой расхода по соблюдению сметой расходов.
Для определения общепроизводственных затрат необходимо рассчитать %ОПЗ, а затем сумму.
Полученная сумма списывается на дебет счёта 20 «Основное производство» на каждый вид продукции отдельно, при этом сумма должна быть равна сумме затрат собранных по дебету 25 «Общепроизводственные затраты» счёта.
Общехозяйственные затраты - это расходы связанные с управлением, обслуживанием организации всего предприятия в целом.
Общехозяйственные затраты можно разделить на 3 группы:
üОбщезаводские затраты;
üНакладные затраты;
üУправленческие расходы.
Общехозяйственные затраты включает в себя несколько статей:
·Административно-управленческие;
·Услуги сторонних организаций по охране;
·Содержание легкового автотранспорта;
·Расходы на подготовку кадров;
·Расходы по организации и набору кадров;
·Амортизация НМА;
·Расходы на охрану труда;
·Непроизводственные потери;
·И прочие.
Учёт общехозяйственных затрат ведётся на счёте 26 «Общехозяйственные затраты».
Для определения полной себестоимости продукции общехозяйственные затраты подлежат распределению между видами выпускаемой продукции либо списываются в полном объеме на расходы по управлению.
Для определения общехозяйственных затрат нужно рассчитать %ОХЗ, затем сумму.
Полученная сумма списывается на дебет 90/5 «Управленческие расходы» на каждый вид продукции.
Все движения по счёту 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные затраты» и 26 «Общехозяйственные затраты» можно посмотреть в ведомости (приложение 5.2.1)
5.3 Калькулирование себестоимости
Калькульрование - это процесс исчисления себестоимости работ, услуг.
Калькуляция - это документ, который определяет себестоимость продукции, работ, услуг в разделе статей калькуляции.
По времени составления калькуляция делится на:
·Плановую (нормативную);
·Отчётную.
Полученная сумма списывается на дебет 90/5 «Управленческие расходы» на каждый вид продукции.
В зависимости от специфики отрасли и структуры производства применяют различные методы калькулирования себестоимости продукции:
.Простой метод применяется в добывающих отраслях промышленности, энергетике, промышленности строительных материалов. Сущность этого метода состоит в том, что общую сумму затрат делят на количество произведённой продукции. Объектом учёта затрат при этом является соответствующие процессы.
.Попередельный метод применяется на тех предприятиях, где производство чётко делится на переделы. Тогда и прямые расходы и общепроизводственные учитываются по переделам(счёт 25 «Общепроизводственные затраты»), а общехозяйственные расходы учитываются по предприятию в целом (счёт 26 «Общехозяйственные затраты») и затем косвенно распределяются. В таких производствах исходный материал, прежде чем превратиться в готовую продукцию проходят ряд технологических переделок.
.Позаказный метод применяется в мелкосерийных производствах, в единичных производствах, а также при выполнении экспертных и ремонтных работ. Объектом учёта затрат и калькулирования себестоимости является отдельный заказ. Прямые затраты относятся на каждый конкретный заказ на основе первичных документов, а косвенные распределяются пропорционально принятой базе распределения. Затем общая сумма затрат делится на количество изделий в данном заказе, и получают фактическую себестоимость одного изделия.
.Нормативный метод заключается в предварительном исчислении нормативной себестоимости по каждому объекту учёта затрат и выявления отклонений от установленных норм в процессе работ. При этом нормативная себестоимость непрерывно изменяется и уточняется по мере совершенствования производства и улучшение использования ресурсов. Этот метод предусматривает создание системы норм и нормативов.
Тема 6. «Учёт готовой продукции и её реализация»
.1 Учёт готовой продукции
Готовая продукция - это изделие и полуфабрикат полностью законченной обработкой соответствующие действующим стандартам или утверждённым техническим условием принятия на склад или заказчикам и снабжённые сертификатом или другим документом, удостоверяется их качество.
К ней относятся изделия и продукты с полностью законченной обработкой на предприятии, отвечающие требованиям стандартов и техническим условиям принятые ОТК, сданные на склад готовой продукции снабжённые сертификатом или другими документами, удостоверяющие качество готовой продукции.
Готовая продукция входит в состав оборотных активов предприятия. Согласно Закону «О бухгалтерском учёте и отчётности» в бухгалтерском балансе готовая продукция отражается по фактической себестоимости, которую можно рассчитать только по окончании отчётного периода. Движение же продукции происходит ежедневно: выпуск-отпуск-отгрузка-реализация.
Поэтому для текущего учёта готовой продукции необходима условная оценка продукции. В течении месяца оценка готовой продукции может производиться по плановой себестоимости или свободным отпускным ценам или сводным розничным ценам, которые называются учётными.
Для учёта продукции, изготовленной для продажи, в том числе для собственных нужд организации, предназначен активный счёт 43 «Готовая продукция».
6.2 Учёт поступления готовой продукции на склад
Сдача готовой продукции на склад оформляется такими документами как:
ØПриемосдаточные накладные (приложение 6.2.1);
ØМаршрутными листами;
ØТехнологическими картами;
ØПриёмосдаточные акты.
В данных документах указывается дата, цех сдающий продукцию, принимающий склад, наименование и номенклатурный номер продукции, единица измерения, количество продукции и другие данные. Документы подписываются работниками ОТК, работником цеха и материально ответственным лицом принявший продукцию.
На каждый вид продукции открывается карточка складского учёта.
В них отражается наименование продукции, учётная цена, единица измерения и другие сведения. Учёт ведётся в натуральных измерениях. Записи в карточках делаются на основании первичных документов.
Материально ответственное лицо все первичные документы в установленные сроки сдают в бухгалтерию.
На основании первичных документов в бухгалтерии составляется накопительная ведомость готовой продукции, где указывается учётная цена, фактическая себестоимость и отклонения фактической от учётной стоимости.
Отклонения фактической себестоимости от учётных цен показывает экономию или перерасход.
Связь количественного сортового учёта на складе и учёта в денежном выражении в бухгалтерии осуществляется с помощью ведомости учёта остатков продукции на складе (приложение 6.2.2).
Ведомость в течении месяца храниться в бухгалтерии, а в конце месяца передаётся на склад для проставления новых остатков из карточек складского учёта.
6.3 Учёт отгрузки и реализации продукции
Отгрузка продукции покупателям производится по договорам поставки (приложение 6.3.1), и и основным документом является товарно-транспортная накладная (ТТН-1) с обязательным заполнением всех реквизитов, необходимых для списания у поставщика и оприходования у грузополучателя, а также проведение безналичных расчётов с включением ставки, суммы НДС и всего с НДС.
Все документы на отгруженную продукцию, работы, услуги передаются в бухгалтерию или финансовый отдел для выписки расчётно-платежных документов: счетов-фактур (приложение 6.3.2), платёжных требований (приложение 6.3.3), платёжных требований-поручений (приложение 6.3.4).
Продукция считается реализованной по моменту отгрузки и предъявлению покупателю расчётно-платёжных документов.
Для обобщения информации о реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг применяется счёт 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности». По кредиту этого счёта отражаются доходы от реализации продукции, работ, услуг, а по дебету отражаются расходы.
Счёт 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» используется для учёта доходов и расходов, связанные с видами деятельности, указанными в уставе организации, и выявление финансовых результатов.
Налоги из выручки и финансовый результат рассчитываются в момент отгрузки продукции независимо от того, когда организация, получает деньги от покупателей.
Фактический отпуск продукции со склада оформляется счётом-фактурой, товарной или товарно-транспортной накладной.
На основании товарных документов бухгалтерия выпускает на имя покупателя расчётные документы.
Оперативный учёт отгрузки ведётся в отделе сбыта в специальных книгах, карточках или журналах.
К этому счёту открыты следующие субсчета:
/1 «Выручка от реализации продукции, товаров, услуг, работ»;
/2 «Налог на добавленную стоимость, исчисляемый из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг»;
/3 «Прочие налоги и сборы, исчисляемые из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг»;
Аналитический учёт по счёту 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» ведётся по видам реализованной продукции, выполненных работ, услуг.
Примеры корреспонденций организации ООО «Гловерс-К»:
Содержание операцийДКСдана на склад готовая продукция4320Списываются отклонения фактической себестоимости выпущенной продукции4320Израсходованы материалы на упаковку готовой продукции4410На расчётный счёт поступила выручка от реализации5162Отгружена покупателя продукция, выполнены работы и оказаны услуги по договорным ценам6290/1Зачисляется на расчётный счёт стоимость расходов и услуг, возмещённых покупателями5145Зачислена на расчётный счёт выручка от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг по цене реализации5190Отгружена готовая продукция покупателям90/243Поступили деньги на расчётный счёт за реализованную продукцию5162
Тема 7. «Учёт расчётных и кредитных операций»
.1 Формы безналичных расчётов
Расчетные отношения между организациями осуществляются в безналичной форме.
Безналичные расчёты - это денежные расчёты, совершаемые путём записей по счетам плательщиков и получателей средств, либо путём зачёта взаимных требований, то есть без использования наличных денег.
Система безналичных расчётов представляет собой совокупность принципов, предъявляемых к ним требований, форм и способов расчётов.
Формы безналичных расчётов:
.Платёжное требование - это требование поставщика к покупателю об уплате ему определённой суммы денежных средств и зачисление её на счёт получателя средств. Данной форме расчёта присущи три особенности:
·Применяется только после отгрузки продукции;
·Требования оплачиваются с предварительным акцептом;
·Данная форма расчёта осуществляется через систему инкассо.
.Платёжное поручение представляет собой расчётный документ, содержащий поручение плательщика обслуживающему банку о перечислении определённой суммы с его счёта на счёт получателя. Преимущество данной формы расчёта в том, что она универсальна, можно сблизить дату отгрузки с датой оплаты, простота в оформлении и прохождение через банк. Также есть и недостатки: нет должной гарантии должника, возникновение взаимной дебиторской и кредиторской задолженности.
.Платёжное требование поручение - это расчётный документ, содержащий требование получателя средств к плательщику оплатить на основании направленных ему, минуя обслуживающий банк, расчётного, отгрузочных и других документов, предусмотренным договором, стоимость поставленного по договору товара, произвести платежи по другим операциям. Преимущество данной формы: упрощение документооборота и сокращение издержек, повышение ответственности за расчёты поставщика и плательщика. Имеется также и один недостаток: нет должной гарантии платежа.
.Аккредитив представляет собой соглашение между банком плательщика (банк-эмитент) и плательщиком (приказодатель аккредитива), в силу которого банк-эмитент по поручению приказодателя предоставляет в пользу получателя средств по аккредитиву (бенефициар) обязательно произвести платёж против представленных в соответствии с условиями аккредитива документов и выполнения других условий аккредитива. Преимущество данной формы безналичных расчётов: гарантия платежа поставщику, контроль за выполнением условий поставки и условия аккредитива банка. Недостатки: сложный документооборот, отвлекаются средства от хозяйственного оборота.
.Расчётный чек - это именной расчётно-денежный документ, составленный на специальном бланке, содержащий письменное поручение чекодателя банку о перечислении с его счёта определённой суммы на счёт получателя-чекодателя. Преимуществом расчётов чеками является гарантия платежа. Недостатком: усложнение документооборота, так как зачисление средств поставщику (чекодержателю) производятся не в момент предъявления чеков в свой банк, а лишь после их списания со счёта плательщика (чекодателя).
.Вексель является, с одной стороны, средством оформления, коммерческого кредита, предоставляемого в товарной форме продавцами покупателям в виде отсрочки уплаты долга за проданный товар, с другой - ценной бумагой, в которой содержится обязательство векселедателя уплатить определённую денежную сумму векселедержателю независимо от основания выдачи векселя. Различают две разновидности векселя:
·Простой вексель - письменный документ, содержащий обязательство одного лица уплатить определенную денежную сумму определённому лицу или его приказу в установленный срок или по требованию.
·Переводной вексель - письменный документ, содержащий безусловный приказ одного лица, обращённый к другому лицу, об уплате определённой денежной суммы определённому лицу или его приказу в установленный срок или по его требованию.
.