Использование Интернет в изучении иностранных языков

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,57 Кб
  • Опубликовано:
    2015-09-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Использование Интернет в изучении иностранных языков

Министерство по образованию. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Рязанский государственный университет имени А. Есенина»










Реферат

«Использование Интернет в изучении иностранных языков»


Выполнила: студентка 4 курса

института иностранных языков

отделения японского языка

Князькова Я.В.




Рязань

г

Содержание

Введение

Глава 1. Интернет как образовательный ресурс

.1 Компьютерные телекоммуникации в системе среднего образования

.2 Преимущества сети Интернет как средства обучения

Глава 2. Возможности Интернет в обучении иностранному языку

.1 Интернет в обучении письменным видам речевой деятельности

.2 Интернет в обучении устным видам речевой деятельности

.3 Интернет в процессе формирования грамматического навыка

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В наше время новые информационные технологии интенсивно внедряются в образовательный процесс. И если рассматривать урок как социальный заказ общества системе образования, то сегодня мы вышли на уровень, когда компьютерная грамотность выпускника школы должна быть достаточна для того, чтобы свободно работать на персональном компьютере в качестве пользователя. В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель выступает как организатор процесса учения, руководитель самодеятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. Сегодня можно говорить уже о том, что Интернет - технологии являются частью общей информационной культуры учителя и учащихся.

Информационное образовательное пространство пока только начинает наполняться. Для того, чтобы избежать бессистемности и некомпетентности необходимо, чтобы учителя-предметники с многолетним опытом работы вносили свой вклад в заполнение этого информационного ресурса. Поэтому, учителям важно знать, какими услугами и для каких дидактических целей они также могут воспользоваться в своей педагогической практике при использовании современных педагогических технологий.

Прежде всего, следует рассмотреть возможности сети Интернет в процессе образования. Появление Интернет в образовании стимулирует желание ребят учиться, расширяет зону индивидуальной активности каждого ученика, увеличивает скорость подачи качественного материала в рамках одного урока. Всё это осуществляется с помощью переписки по электронной почте со школьниками других стран, создания и проведения совместных телекоммуникационных проектов, возможности чтения книг в оригинале, участия в разнообразных конкурсах и олимпиадах. Вопрос интеграции Интернета в образование и, в частности, применение его в обучении иностранным языкам, в настоящее время достаточно актуален. Это связано в основном с тем, что при использовании Интернета как средства обучения иностранному языку как нельзя лучше реализуются многие цели и задачи обучения и воспитания.

Исходя из вышесказанного, целью данной работы является выявление дидактических возможностей Интернет при обучении иностранным языкам. В свою очередь цель конкретизируется следующими задачами:

) Проанализировать имеющуюся литературу по данной теме;

) Выявить особенности Интернет и их влияние на образовательный процесс в целом;

) Рассмотреть Интернет как средство обучения видам и аспектам речевой деятельности на уроках иностранного языка в средней школе.

Объектом данной работы является процесс обучения иностранному языку с помощью Интернет.

И соответственно предметом - возможности Интернета как средства обучение иностранному языку.

Глава 1. Интернет как образовательный ресурс

.1 Компьютерные телекоммуникации в системе среднего образования

Новые компьютерные технологии можно использовать в условиях обычного класса в городской и сельской школе, в общеобразовательной школе, гимназии, лицее. Они дают возможность реализовать современные тенденции в образовательных системах многих стран мира. Это - мировые тенденции в образовании. Вместе с тем, до сих пор мы ограничивались технологиями, которые используются на конкретном уроке, в конкретной школе, т.е. в очной системе обучения. Надо сказать, что стремление к интеграции в области образования, как одна из наиболее ярко проявляемых тенденций, диктует необходимость выхода в единое мировое образовательное пространство. Отсюда такой интерес во всех странах мира к новым информационным технологиям и, в частности, к компьютерным телекоммуникациям, которые открывают окно в это мировое пространство.

История педагогики богата не только новациями в области методов и организационных форм обучения. На разных этапах параллельно развитию технической мысли шло интенсивное внедрение всевозможных средств наглядности, технических средств в учебный процесс. Все делалось для повышения эффективности предлагаемых инноваций и учебного процесса в целом. В конечном итоге в педагогике, дидактике всегда преследуется одна единственная цель - воспитание и образование подрастающего поколения. Очень мало технических устройств было разработано специально для учебного процесса. Пожалуй, в этом ряду можно назвать лишь графопроектор и лингафонное устройство для уроков иностранного языка. Все остальные технические средства педагоги заимствовали из быта: граммофон, проигрыватель, магнитофон, телевизор, видеомагнитофон, наконец - компьютер. Эти полезные вещи создавались для обустройства разных сфер жизни человека. Каждая из них обладает определенными свойствами, возможностями, определяющими ее назначение в быту, культуре, экономике и пр. И каждый раз, исходя из предполагаемого назначения того или иного технического средства, мы пытаемся выделить присущие ему технические качества, которые могут помочь в решении проблемы определенной области знания, культуры и будут полезными повседневной жизни. Педагоги никогда не стояли на стороне этого процесса. [7; 8]

Развитие систем связи в экономически развитых странах мира привело к появлению уникальной сети Интернет. В России выбор провайдеров Интернет достаточно широк и позволяет найти для себя возможность работы, которая в наибольшей степени соответствует запросам и возможностям каждого конкретного абонента.

Интернет - это глобальная сеть, объединяющая пользователей из различных организаций, государственных учреждений и частных фирм, а также частных пользователей. Прообразом Интернет была экспериментальная сеть Министерства обороны США. Сейчас сеть Интернет распространена по всему миру, и ее пользователями уже стали более 40 миллионов человек. За последние несколько лет произошли кардинальные изменения в подходе программистов к применению компьютерных телекоммуникаций (КТК). Свойства и функции КТК становятся гораздо более мощными, сфера применения, в частности в педагогике, резко расширяется. Возникает такое мощное направление учебной деятельности с применением КТК, как сетевые публикации. Практически любой результат, полученный учащимися в ходе учебного проекта или просто на уроке, в считанные минуты может быть опубликован в сети Интернет. Фактически любая учебная деятельность с применением средств новых информационных технологий теперь может не просто считаться, но и реально быть сетевой.

До середины 90-х годов Интернет использовался в основном для пересылки электронной почты, то есть сообщений и файлов от одного пользователя к другому. Были доступны и другие возможности, основанные на электронной почте: телеконференции - обмен мнениями с помощью электронных писем по поводу тех или иных тем, серверы новостей - рассылка новостей по тем или иным темам в виде электронных писем, файловые серверы - хранилища файлов, которые пользователь Интернет может получить в виде электронного письма, направив его со специально подготовленным запросом на файловый сервер. Для облегчения данных в Интернете были организованы специальные службы поиска - компьютеры, которые позволяют найти нужный документ. Поэтому до 1993-94 г. Интернет использовался в основном в научной сфере.

Конечно, вряд ли Интернет можно отнести только к средствам обучения. Это - информационная среда, в которой имеется и предметно-образовательная область, полностью отражающая все возможности глобальной сети, все ее услуги. Именно поэтому целесообразно разобраться в дидактических свойствах этих услуг, т.е. в тех характеристиках, которые могут оказаться полезными для образовательного процесса

Образовательные услуги призваны удовлетворять потребности пользователя в различных сферах и аспектах образования.

Например, электронная почта, включает в себя следующие свойства сети Интернет, которые будут весьма полезными в любой системе образования:

·способность передавать информацию различных типов (текст, изображение,

·звук) на значительные расстояния;

·способность хранить и структурировать переданную информацию на компьютере провайдера данной услуги;

·способность хранить и структурировать переданную информацию на компьютерах отправителя и получателя электронных писем;

·способность компьютера провайдера данной услуги отслеживать "судьбу" электронных писем (выявлять и сообщать о задержке доставки письма, о неверной адресации и т.п.);

·способность программного обеспечения компьютера отправителя и получателя электронных писем разобраться в структуре хранения полученных писем, удалять или архивировать письма, потерявшие актуальность, вести базу данных адресов корреспондентов и т.п.;

·совместимость аппаратного и программного обеспечения компьютеров провайдера данной услуги и компьютера его абонента;

Общеизвестен тот факт, что Интернет создаёт уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, т.е. он создаёт естественную языковую среду. Современные средства связи с партнерами, доступ к информационным ресурсам сети Интернет предполагают достаточно свободное владение не только компьютерными технологиями, но и иностранными языками.

В настоящее время все большее значение приобретают такие возможности, как получение образования на расстоянии, общение учащихся, учителей не только в рамках одной школы, района, но и других регионов страны, мира. С помощью современных информационных технологий становится реальным получать образование не только очно, но и дистанционно, не покидая родного дома. Глобальная сеть Интернет открывает доступ к информации в научных центрах мира, библиотеках, что создает реальные условия для самообразования, расширения кругозора, повышения квалификации.

Появляется возможность организации совместных проектов учащихся разных стран мира, обмена опытом учителями, студентами, учеными. Любая система образования - это открытая и достаточно устойчивая система. Поэтому такие ее компоненты, как цели и содержание обучения, должны оставаться неизменными при любой форме образования в пределах одного государства в соответствии с принятыми в этом государстве программами и стандартом образования. Что же касается методов, организационных форм и средств обучения, то они могут варьироваться в зависимости от применяемой концепции обучения, форм обучения. Именно поэтому мы считаем необходимым обратиться к средствам, которые могут обеспечить наиболее полную реализацию этих возможностей, раздвинуть стены классных помещений, открыть выход в широкий мир познания, включая диалог культур.

Только при таком подходе очередное техническое средство может оказаться действительно полезным для учебного процесса и найти четкое место в этом процессе, системе других средств обучения, либо поглощая их свойства, таким образом заменяя ранее применявшиеся, либо дополняя их. Компьютеры - достаточно дорогостоящее техническое средство. Но как заметил однажды известный английский педагог Энтони Маллан, если бы компьютер не был изобретен как универсальное техническое устройство, его следовало бы создать специально для целей образования. Вот почему, говоря о новых информационных технологиях в образовательном процессе, нам необходимо самым внимательным образом отделить их дидактические свойства и функции.

По определению Е.С. Полат, "под дидактическими свойствами того или иного средства обучения понимаются основные характеристики, признаки этого средства, отличающие их от других, существенные для дидактики, как в плане теории, так и практики".

Таким образом, анализируя качества средств обучения, педагоги стремятся определить их дидактические свойства, а затем и функции в учебном процессе.

При классификации дидактических свойств Интернет мы считаем разумным выделить два основных класса свойств компьютерных телекоммуникаций (КТК):

oсвойства, связанные с их телекоммуникационной основой, т.е. их технологические возможности;

oсвойства, связанные с применением компьютеров

Тем не менее, Интернет, не являясь только средством обучения, предоставляет учителям и учащимся широкие возможности, в том числе и при изучении иностранного языка.

1.2 Преимущества сети Интернет как средства обучения

В последние 2-3 года в педагогическую практику достаточно активно вошел термин Интернет-образование. Информатизация образования является приоритетом российского образования. Задача школы, существующей в современном обществе, подготовить своих учеников к возможности ориентироваться в информационном пространстве, возможности овладевать информационной культурой. В настоящее время уже не вызывает сомнения необходимость использования Интернет в школьном процессе. И практически во всех сферах школьного образовательного пространства реально использовать возможности сети. [32]

Можно выделить следующие основные категории в школьном пространстве:

§Учебно-воспитательный процесс

§Внеклассная работа (послеурочная деятельность)

§Управленческая работа

§Рассмотрим, подробнее, преимущества Интернет для каждой из этой категории.

§Учебно-воспитательный процесс:

§возможность дистанционного обучения как для учеников, так и для учителей;

§проведение обучающих межпредметных телеком-проектов;

§проведение дистанционных олимпиад;

§участие в телеконференциях;

§виртуальные методические объединения учителей-предметников.

§Внеклассная и воспитательная работа:

§получение дополнительной информации из различных информационных листов;

§проведение дискуссий для учителей-предметников по различным тематикам; участие учеников и учителей в чатах на заданную тему;

§информация о проведении различных конкурсов и возможностях получения грантов;

§консультационное обслуживание (юридические справки по правам подростков, профессиональные консультации по созданию веб-страниц и т.п.);

§возможность установления личных контактов учителей и учеников из разных стран.

Как видно из вышеперечисленного, Интернет предоставляет возможности для получения информационных ресурсов и личного самообразования и ученикам, и учителям. А эти два субъекта являются неразрывными и составляют основу школьного образовательного пространства.

Интернет предоставляет, с одной стороны, громадное информационное поле, содержащее самую разнообразную педагогически ценную информацию, а с другой - различные средства оживления восприятия этой информации: графику, звук, движение.

Уже одно это показывает значительные преимущества Интернет перед традиционным бумажным учебником.

Таким образом, информационные технологии позволяют:

-организовывать различного рода совместные исследовательские работы учащихся, учителей, студентов, научных работников из различных школ, научных и учебных центров одного либо разных регионов или даже разных стран. Метод проектов дает возможность организовывать при это подлинно исследовательскую творческую либо чисто самостоятельную прикладную практическую деятельность партнеров с использованием многообразия методов и форм самостоятельной познавательной и практической творческой деятельности;

-обеспечивать оперативную консультационную помощь широкому кругу обучаемых из научно-методических центров;

создавать сети дистанционного обучения и повышения квалификации педагогических кадров;

оперативно обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим участников вопросам, темам совместных проектов, расширяя таким образом свой кругозор, повышая свой культурный уровень;

прививать навыки подлинно исследовательской деятельности, моделируя работу научной лаборатории, творческой мастерской;

развивать умения добывать информацию из разнообразен источников обрабатывать ее с помощью самых современных компьютерных технологий, хранить и подавать на сколько угодно дальние расстояния, в разные точки планеты;

создавать подлинную языковую среду (в условиях совместимости международных телекоммуникационных проектов, телеконференций обычных, а также аудио - и видеоконференций, чатов), способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке и отсюда - потребности в изучении иностранных языков;

способствовать культурному, гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к самой широкой информации культурного, этнического, гуманистического плана.

Эти преимущества Интернета становятся очевидными при использовании его непосредственно в студенческой или школьной аудитории. Идеальными условиями для такой работы является наличие компьютерного класса с подключением к Интернету. Использование Интернета на занятии не должно представлять собой самоцель. Для того чтобы правильно определить место и роль Интернета в обучении иностранному языку, прежде всего, необходимо найти для себя чёткие ответы на вопросы: для кого, для чего, когда, в каком объёме он должен использоваться.

Рассмотрим подробнее проблемы при работе с Интернетом:

Первая проблема при работе в сети Интернет связана с четким пониманием того факта, что Интернет не может заменить собой педагога. Если Вы хотите использовать информационные ресурсы сети по той или теме, проблеме, следует не только ознакомиться с этой информацией, что само собой разумеется, но, что очень важно, четко сформулировать цели и задачи использования учениками этой информации, способы их самостоятельной учебной деятельности с этой информацией. Необходимо, другими словами, дидактически структурировать всю самостоятельную деятельность учащихся в соответствии с поставленными целями и задачами, прогнозировать возможные результаты их деятельности (индивидуальной или совместной).

Следующая трудность связана с организацией деятельности учащихся в сети. Понятно, что пока еще далеко не все и даже не большинство школьников имеют свободный доступ в Интернет. Не в каждой школе есть такая возможность. В больших городах компьютеры значительно в большей степени находятся в индивидуальном пользовании в семьях, чем в школах. И все же ситуация достаточно стремительно меняется. Время диктует необходимость знания иностранных языков и свободного пользования компьютером, в первую очередь, его телекоммуникационными услугами и ресурсами. Каждый кабинет не может быть оборудован достаточным количеством компьютеров с выходом в Интернет. Значит, речь может идти об использовании ресурсов Интернет во внеурочное время.

Разумеется, учитель при подготовке к уроку может распечатать некоторые материалы, если ему важно, например, показать, как следует работать с материалом текста, какие факты и как следует искать, что очень важно на уроках иностранного языка. Если перед учащимися ставится задача самостоятельно найти ту или иную информацию по определенной теме, проблеме, что часто возникает при работе над проектом, тогда следует максимально облегчить задачу поиска такой информации. Пользовательским навыкам, в том числе и в сети Интернет, учащихся обучают на уроках информатики, правда, в старших классах. Нам же эти навыки часто бывают необходимо значительно раньше. Ребята очень быстро овладевают необходимыми пользовательскими навыками для работы в Интернет. Дело в другом. Есть в психологии правило одной трудности. Если вы ставите своим ученикам задачу найти необходимую информацию по определенной теме или написать реферат и проиллюстрировать его, т.е. ставите определенную дидактическую задачу, то остальные трудности, связанные с иными задачами, лучше снять, либо максимально облегчить.

Такая организация деятельности учащихся и учителей с ресурсами Интернет позволяет, с одной стороны, решать задачу организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся с разными целевыми установками, а с другой, экономить время, а с ним и материальные средства, усилия учащихся и учителей, что свидетельствует, как известно, об эффективности предпринимаемой деятельности.

Общей для всех видов деятельности в сети является проблема коммуникации, сетевого общения. Культура общения - это также показатель общей культуры человека. Вместе с тем, культура общения предусматривает определенные интеллектуальные умения: умение кратко излагать главную мысль, умение слушать и слышать собеседника, умение вести дискуссию, аргументировать собственную точку зрения и принимать при определенных обстоятельствах точку зрения оппонента, умение формировать общую точку зрения, учитывающую мнения сторон, пр. Всем этим умениям учащихся следует обучать в школе специально. При общении в сети эти умения особенно актуальны. В дискуссиях, в том числе и профессиональных, которые за последнее время становятся все более популярными в сети (и не только в текстовом, но и в звуковом варианте), дружественность тона и стиля общения, культура общения, стремление к взаимопониманию - очень существенное условие успешности такого диалога или полилога. Диалог культур, межкультурное взаимодействие - реальная действительность. Люди, принадлежащие к разным культурам, разным религиям, разным социальным слоям, разным уровням образования, и, наконец, разным возрастным группам, могут свободно вступать друг с другом в общение, объединенные одной интересующей всех проблемой. Как было показано выше, коммуникативные умения также относятся к общеучебным интеллектуальным умениям, которые входят в понятие развивающего обучения.

Новые педагогические технологии, о которых мы не раз уже писали позволяют успешно решать и эту задачу. Поэтому, как мы вновь убеждаемся, все проблемы, связанные с эффективным использованием услуг и ресурсов глобальной сети Интернет, предполагают, прежде всего, педагогическое их решение и только затем можно говорить об использовании возможностей сети Интернет для более эффективной реализации этих решений.

Но не нужно забывать, что, какими бы свойствами ни обладало то или иное средство обучения, информационно-предметная среда, первичны дидактические задачи, особенности познавательной деятельности учащихся, обусловленные определёнными целями образования. Интернет со всеми своими возможностями и ресурсами - средство реализации этих целей и задач.

На сегодняшний день почти каждая школа имеет выход в Интернет, но, к сожалению, он доступен не для каждого. Кроме того, не все педагоги готовы использовать ресурсы глобальной сети на своих уроках. Учителя, которые привыкли к традиционным методам и молодые специалисты имеют разные мнения на этот счёт. Для того, чтобы показать насколько педагоги знакомы с Интернет и заинтересованы в нём как средством обучения, мы провели анкетирование учителей иностранного языка района, результаты которого хотелось бы представить.

Глава 2. Возможности Интернет в обучении иностранному языку

.1 Интернет в обучении письменным видам речевой деятельности

В реальной жизни человек сталкивается с необходимостью владеть письменными видами речевой деятельности (чтение, письмо). К сожалению, существующие учебники иностранного языка, как отечественные, так и зарубежные, не содержат нужное количество материалов для указанных видов. С помощью информационных материалов сети Интернет можно восполнить недостающие пробелы.

Интернет - превосходное средство для получения информации о последних событиях в мире. А это в первую очередь предполагает чтение. Таким образом, можно с помощью Интернет превратить классную комнату в агентство новостей, а своих учеников - в первоклассных репортеров. Такой вид деятельности подойдет для старших классов, так как включает в себя объемное чтение и искусство интерпретации, беглую речь.

Чтение на ИЯ как вид РД и как опосредованная форма общения является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей. Возможность непосредственного общения с носителем языка имеют немногие, возможность читать на ИЯ (художественную литературу, газеты, журналы) - практически все. Вот почему обучение чтению выступает сегодня в качестве целевой доминанты. Процесс чтения, предполагающий сложные мыслительные операции (анализ, синтез, умозаключения и др.) и результат его - извлечение информации - имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей.

Процесс чтения, как известно, базируется на технической стороне, т.е. на навыках, которые представляют собой автоматизированные зрительно-речемоторно-слуховые связи языковых явлений с их значением, на основе которых происходит узнавание и понимание письменных знаков и письменного текста в целом и, следовательно, реализация коммуникативного умения в целом.

В зависимости от целевой установки различают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и лёгкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.

Просмотровое чтение предполагает получение общего самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его "фокусирующими" деталями и частями. Оно обычно имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принять решение - читать её или нет. При просмотровом чтении иногда достаточно ознакомиться с содержанием первого абзаца и ключевого предложения и просмотреть текст. Этот вид чтения требует от читающего довольно высокой квалификации как чтеца и владения значительным объёмом языкового материала. Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстовых материалов и создавать ситуацию просмотра. Конечно, работая непосредственно с Интернет, ученики также могут найти огромное количество аутентичных материалов для чтения по изучаемой теме. В связи с этим возможны задания типа:

·по заголовку (иллюстрации) сделать предположение о теме и содержании текста;

·по внешней структуре текста, особенностям полиграфического оформления определить тип (характер) текста (реклама, анонс, метеосводки, программа телепередач);

·по доминирующему слову заголовка сделать предположение о ключевых словах текста и той области знаний, к которой относится этот текст.

Следует отметить, что при использовании Интернет на уроке, учитель может предоставить учащимся возможность изучить огромное количество материала (письма, фотографии, различные рекламы, объявления и т.д.) непосредственно связанного с определённой темой, в том числе страноведческого характера, что способствует формированию у детей представления о культуре страны изучаемого языка.

Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится всё речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определённой информации. Для такого чтения учитель может до урока в медиатеке школы или со своего домашнего компьютера, если таковой имеется, подобрать тексты для каждого ученика с учётом его индивидуальных возможностей. Затем, на уроке учителю нужно будет только раздать адреса Интернет-текстов или если нет возможности работать на уроке с компьютером - распечатать эти тексты.

Изучающее чтение предусматривает максимально точное и полное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое её осмысление. Изучающее чтение - внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.

Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста. Объектом "изучения" при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материала. Изучающее чтение отличается большим количеством регрессий, чем другие виды чтения, - повторным перечитыванием частей текста, иногда с отчётливым произнесением текста про себя или вслух, установлением смысла текста путём анализа языковых форм, намеренным выделением наиболее важных тезисов и неоднократным проговариванием их вслух с целью лучшего запоминания содержания для последующего пересказа, обсуждения, использования в работе. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту. Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения как в содержательном, так и в языковом отношении.

Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель - быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определённых данных (факторов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Просмотровое чтение предполагает умение ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определённой проблеме. В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации в Интернете, как правило, осуществляется по указаниям преподавателя. Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения.

Таким образом, если предусматривается работа с текстом для ознакомительного, просмотрового или поискового чтения, то учителю также следует подыскать подходящие тексты в сети заранее. Чтение таких текстов лучше давать ребятам как домашнее задание, чтобы на уроке организовать активную устную практику на основе прочитанного. На уроке учитель организует деятельность учащихся в соответствии со спецификой данного вида чтения.

В дополнение к работе над навыками чтения и письма, можно пополнять словарный запас. Для этого надо предложить учащимся составить словарные статьи, опираясь на прочитанную информацию. Возможно приобретение новых грамматических навыков, примеры которых встретились в статьях.

Основным достоинством такой работы является то, что учащиеся получают доступ к информации из первых рук, а не к недельной или того более давности печатным изданиям, и оказываются вовлеченными в гущу мировых событий, самолично оказывая на него влияние.

Интернет может и должен использоваться не только пассивно, но и активно. С помощью Интернет учащиеся могут попробовать себя в роли не потребителей, а поставщиков информации. Сайт THE YOUNG VOICES OF THE WORLD - открытый форум, представляющий собой некое издательство, где желающие могут опубликовать свои работы, сделав их достоянием многомиллионной аудитории и высказав на обсуждение свое мнение. Все работы сопровождаются электронным адресом их создателя, что позволяет осуществление обратной связи и завязыванию дискуссий. Т. е. Интернет может в полной мере обеспечить нас текстовой информацией.

Также одним из способов формирования и формулирования мысли является письменная речи. Внешне выраженная, как и устная, письменная речь вторична и представляет собой фиксацию наших мыслей, ассоциаций. Долгие годы письмо выступало лишь как средство обучения другим видам речевой деятельности, позволяющее учащимся лучше усвоить программный языковой материал, а также как средство контроля сформированности речевых навыков и умений обучающихся.

Между тем письменная форма общения в современном обществе выполняет важную коммуникативную функцию. Поэтому в настоящее время отношение к письму и обучению учащихся умениям выражать свои мысли в письменной форме резко изменилось. Письмо как цель обучения присутствует в программах для всех типов учебных учреждений, на всех этапах обучения ИЯ. Интернет не развивает навык письма напрямую, а можно только найти ряд упражнений и правил по отработке техники письма.

2.2 Интернет в обучении устным видам речевой деятельности

Индивидуальное иноязычное говорение одного ученика и слушание его другим ещё не означает, что перед нами пример подлинного парного общения как типичного межличностного взаимодействия.

Основная цель обучения иностранному языку - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативная компетенция в современном её понимании предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию.

Устное общение состоит из говорения и слушания, которое в методике называется аудированием. Понятия "аудирование" и "слушание" не синонимичны. Слушание обозначает лишь акустическое восприятие звучащей речи, а аудирование - это процесс восприятия звучащей речи, помимо слушания предполагающий ещё слышание, понимание и интерпретацию воспринимаемой на слух информации. Учителя английского языка с грустью констатируют, что многие учащиеся общеобразовательных школ испытывают трудности с восприятием речи носителей языка на слух. Формирование навыка аудирования - один из способов решения данной проблемы.

Проблема заключается в том, что не очень просто найти качественные материалы для этих заданий. Конечно, можно покупать пособия типа книга + аудиокассета уважаемых Британских издательств, но эти книги довольно дороги и найти их можно в основном в крупных городах. Где же в таком случае могут найти такие материалы учителя небольших городов, посёлков, сельских школ? В решении этой проблемы может помочь Интернет, который является источником аудиоматериалов с речью носителей языка (в том числе и профессиональных актёров) в виде звуковых файлов и текстов к этим звуковым фрагментам в виде текстовых файлов. В этом случае учитель или методист имеет возможность переписать звуковой фрагмент на аудиокассету и распечатать текст. Далее этот материал можно использовать в любой форме для подготовки к урокам. Кроме того, имеется возможность устанавливать контакты через Интернет с актёрами и авторами страничек. На некоторых из них авторы и дикторы просят оценивать их работы, высылать замечания, комментарии, критику и могут даже начитать какое-нибудь произведение по просьбе посетителей их сайтов.

Грамотное использование аудиоматериалов может значительно способствовать подготовке слушателей к ситуациям реального общения и снять возможные трудности. Научить учащихся понимать звучащую речь - одна из важнейших целей обучения. На уроке практически невозможно формировать лишь один речевой или языковой навык. Работая с аудиотекстами, мы параллельно отрабатываем лексические, грамматические, фонетические навыки. Аудиотексты дают информацию для обсуждения, что, в свою очередь, предполагает дальнейшее развитие навыков говорения. В этом случае аудирование является средством обучения.

Аудирование - очень сложный вид речевой деятельности и, соответственно, содержит в себе некоторые трудности.

При обучении аудированию преподаватель ориентируется на речевой опыт учащегося, корректирует его и выбирает соответствующую структуру работы с аудиотекстом.

Обучение аудированию и развитие умений предполагает поэтапное формирование рецептивных аудитивных навыков. Большинство методистов подразделяют аудитивные упражнения на подготовительные и речевые. Подготовительные направлены на преодоление отдельных трудностей аудирования и на формирование его механизмов. Речевые упражнения представляют собой управляемую речевую деятельность, обеспечивающие практику аудирования на основе комплексного преодоления аудитивных трудностей.

Необходимо заметить, что для организации устного общения необходимо учитывать следующие нюансы:

-оснащен ли компьютер звуковой платой, звуковыми колонками

-оснащен ли компьютер видеокамерой для проведения

видеоконференций с партнерами.

Что касается звуковой платы, то подавляющее большинство современных компьютеров имеют её в своей конфигурации или могу иметь по желанию пользователя. Это сейчас не проблема, и стоимость звуковой платы не высока. Что же касается видеокарты или появляющихся в последнее время видеотелефонов, подключаемых к компьютеру, то в нашей стране это пока ещё экзотика, довольно дорогая и поэтому мало доступная для массы пользователей. Поэтому теоретически (т.е. технически) задача организации устного общения с носителями языка может быть осуществлена. Практически же для большинства пользователей такая услуга сети оказывается пока недоступной.

В процессе реального группового общения на родном и (или) иностранном языках огромную роль имеют доминирующие или, наоборот, отстранённые позиции субъектов общения, явная или скрытая структура межличностных отношений, владение или недостаточное владение невербальными средствами общения и многое другое, что может вызвать и нередко вызывает у детей и даже взрослых реальные затруднения в общении. К тому же у отдельных учащихся имеются реальные, а чаще всего мнимые комплексы неполноценности, которые как раз и проявляются в процессе общения на родном или иностранном языке. Для ряда учащихся, наоборот, характерна излишняя самоуверенность, которая нередко порождает свои сложности в процессе общения. Для того чтобы избежать такие проблемы, необходимо использовать разноуровневые упражнения для работы над устной речью.

2.3 Интернет в процессе формирования грамматического навыка

Грамматика - это объект постоянных споров в методике. Грамматика выполняет функцию строительного материала речи (устной и письменной). Она пронизывает весь язык. Это скелет, на котором держатся все слова, речевые высказывания, тексты. Грамматика - это кровеносная система, которая питает живой язык; фундамент, на котором возводится здание под названием "Иностранный язык". Грамматику можно сравнивать со знаками дорожного движения, с географической картой, с планом застройки города. Она помогает нам общаться на языке, жить в этом языке, творить. Значение изучения грамматики ИЯ заключается ещё и в том, что оно помогает нам лучше осознать грамматический строй языка, развивает логическое мышление, наблюдательность, способность к анализу и обобщению.

Обучать грамматике ИЯ - значит формировать специфические для этого языка механизмы, причём так, чтобы у учащихся одновременно складывались определённые грамматические знания, чтобы они были "в рабочем состоянии" (А.А. Леонтьев). В процессе деятельности с грамматическим материалом у учащихся постепенно накапливаются языковые знания и начинают формироваться грамматические навыки (ГН). В этом также может помочь Интернет. В Интернете можно найти некоторые идеи, советы, а также упражнения для формирования ГН.

Под продуктивным ГН понимается "способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче, и оформить её соответственно нормам данного языка". Речевой задачей всегда является коммуникативное намерение что-то сообщить, в чём-то убедить, выразить мнение и т.д. Именно выполнению задач и служит та или иная форма.

Под грамматическими навыками понимается использование грамматического материала в продуктивной и рецептивной РД.

Формирование ГН носит поэтапный, стадиальный характер. Так, Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова выделяют три этапа: ознакомление, тренировку, применение.

Ознакомление с новым грамматическим материалом не должно занимать много времени. Тем более, если в этом помогает Интернет. Во-первых, учителю не нужно тратить время на изготовление различных опорных схем. Во-вторых, для детей в Интернете существуем много научно-развлекательно материала для дифференцированного обучения. В-третьих, учителю не потребуется тратить много времени на учеников для контроля - за него всё "сделает" Интернет. На этом этапе необходимо раскрыть значение, формообразование и употребление грамматической структуры, обеспечить контроль её понимания учащимися и первичное закрепление.

Контроль сформированности ГН осуществляется в процессе прослушивания устных высказываний, т.е. в самой деятельности. Для контроля используются и специальные упражнения, например на заполнение пропусков, выбор из ряда форм нужной, на коррекцию. Знание грамматических форм контролируется упражнениями на преобразование одной формы в другую. Большинство упражнений должны носить тестовый характер, поскольку они экономичны по времени, объективны в оценке и имеют массовый характер. Конечно, на уроках иностранного языка нельзя использовать компьютер постоянно, так как есть множество других задач, решить которые можно лишь при непосредственном общении. Но и недооценивать роль таких уроков нельзя. Именно компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал и соответствует принципам индивидуализации обучения.

Заключение

Несомненно, новые компьютерные технологии играют важную роль в обучении иностранным языкам на современном этапе. Особое место отводится Интернет.

Главным образом, это зависит от широкого спектра возможностей сети.

Во-первых, Интернет позволяет постоянно получать новую информацию на интересующую тему. При этом информация на иностранном языке будет совершенно аутентичной и, кроме того, современной.

Во-вторых, существующие сайты позволяют отследить уровень своих знаний, выполняя то или иное тренировочное упражнение.

В-третьих, с помощью Интернет можно создать подлинную языковую среду работой с аутентичной литературой, аудирования оригинальных текстов, что, несомненно, способствует повышению уровня мотивации школьников.

И, наконец, Интернет является незаменимым помощником при обучении различным видам и аспектам речевой деятельности.

Ресурсы Интернет, несомненно, могут присутствовать на всех этапах обучения иностранному языку. Особенно важную роль глобальная сеть будет играть при самостоятельной работе учащихся, побуждая их к поисковой и творческой деятельности.

Дидактические возможности сети очень велики. Она может стать средством достижения образовательных целей как для учащегося, так и для учителя. В этом случае учитель становится помощником, выполняющим работу, которая наиболее органична в современном контексте образования. Интернет не заменяет учителя, а становится одним из наиболее важных средств обучения иностранному языку на современном этапе.

Список использованной литературы

1.Азимов Э.П. Материалы Интернета на уроке ИЯ // "ИЯШ", 2001. - №1. - с.96.

2.Вильямс Р, Макли К. Компьютеры в школе: перевод с англ. /Общ. ред. и вступ. ст. В. В. Рубцова. - М.: Прогресс, 1998. - 336с.

.. Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка // "ИЯШ", 2002. - №3. - с 39.

.Грибанова К.И. Обучение письменной речи // "ИЯШ",-1999. - №2. - С.18-22.

.Дистанционное обучение. Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998 - 192 с.

.Елухина Н.В. Обучение слушанию иноязычной речи // "ИЯШ". 1996. - №5. - С. 20-22.

.Круглова И.В. Использование НИТ в учебных предметах школьного курса // Вопросы Интернет-образования. 2006. - №34.

.Лавров Д.О. Классификация проблем. Термины и определения // Вопросы Интернет-образования. - 2003. - №15.

.Макаревич И.Г. Использование Интернета на уроке ИЯ // "ИЯШ", 2001. - №5. - с.40-43.

.Мильруд Р.П. Методика обучения иноязычной письменной речи // "ИЯШ", 1997. - №2. - с 5-11.

.Полат Е.С. Интернет на уроках ИЯ "ИЯШ", 2001. - №3. - с.5.

.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // "ИЯШ", 2000. - №2. - с.3-11.

.. Полат Е.С. Интернет в школе: проблемы и решения // Вопросы Интернет - образования. 2004. - №15.

.Поляков А.А. "Системы дистанционного обучения", Новые знания, 1996г., №3.

Похожие работы на - Использование Интернет в изучении иностранных языков

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!