Разработка панно с часами как объект сувенирной продукции

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    2,42 Мб
  • Опубликовано:
    2015-10-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка панно с часами как объект сувенирной продукции

Министерство образования и науки Республики Казахстан

ЧУ «Колледж Зерек»









ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

по специальности 0402000 - «Дизайн»

На тему: « Разработка панно с часами как объект сувенирной продукции»

Выполнил

В.А. Видершпан

Научный руководитель

К.п.н. Д.В. Сарсенова




Костанай - 2014

Содержание

Введение

Глава 1. Общая характеристика сувенирной продукции

.1      История развития сувенирной продукции

.2      Сувенирная продукция на современном этапе жизни

.3      Панно, картины, часы как вид сувенирной продукции

Глава 2. Разработка и анализ панно с часами

.1 Выбор материала для разработки панно с часами

.2 Композиционное решение панно с часами

.3 Этапы разработки и оформления панно с часами

.4 Экономические и экологические требования дипломного проекта

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Актуальность дипломного проекта заключается в следующем: повседневном использовании сувенирной продукции в жизни. Потребности в ней в разных ситуациях, таких как праздники, презенты для клиентов, начальства и т.д. Сувенирная продукция является отличным двигателем рекламы, а так же просто хорошим подарком. Порой это даже просто полезные вещи, которые люди дарят друг другу в качестве презента на память.

Противоречия дипломного проекта заключаются в том, что современный дизайнер наряду с красотой должен нести и пользу. Он обязан правильно преподнести проект и доказать его надобность в быту. В данном случае доказать что панно с часами относится к сувенирной продукции и несет в себе пользу.

Проблема дипломного проекта заключается в том, что «Является ли панно с часами объектом сувенирной продукции?».

Тема дипломного проекта - «Разработка панно с часами как объект сувенирной продукции». Выбор данной темы обусловлен актуальностью продукции на современном этапе жизни человека. Темой панно с часами является городская архитектура, достопримечательности. Выбор данной темы обусловлен патриотическим отношением и любовью к родному городу.

Целью дипломного проекта является доказательство того, что панно с часами является объектом сувенирной продукции, определить к какому виду относится. Разработать собственный вариант панно с часами как объект сувенирной продукции.

Объект исследуемого дипломного проекта - сувенирная продукция.

Предмет исследования дипломного проекта - панно с часами.

Задачей дипломного проекта в связи с указанной целью является:

.        Изучить историю сувенирной продукции.

.        Исследовать специфике современной сувенирной продукции.

.        Раскрыть особенности современной сувенирной продукции.

.        Доказать что панно с часами является объектом сувенирной продукции.

.        Сделать объемную работу. Разработать панно с часами.

Методы исследования дипломного проекта:

.        Анализ литературы и интернет источников.

.        Изучение старых видов сувениров современных.

.        Сравнение сувенирной продукции пошлого и настоящего.

.        Приведение аналогичных примеров.

.        Классификация сувенирной продукции.

.        Моделирование и разработка панно с часами как объект сувенирной продукции.

.        Обобщение темы.

Теоретическая значимость дипломного проекта заключается в обогащении и пополнении знаний, которые в дальнейшем будут использованы практической и дизайнерской деятельности.

Практическая значимость состоит в том, чтобы применить знания для создания дипломного проекта панно с часами не непосредственно, как элемент сувенирной продукции.

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Введение раскрывается актуальность, противоречия, проблему, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость проекта.

В первой главе рассматриваются понятия и виды сувенирной продукции, ее классификация. Определяется и доказывается, что панно с часами является объектом сувенирной продукции. Во второй главе описывается используемые материалы при разработке панно с часами. Описываются варианты композиционных решений, выбирается один наилучший. В данном дипломном проекте это панно с городской архитектурой. Описывается поэтапный порядок выполнения работ.

В заключении подводятся итоги исследования, формируется окончательный вывод по рассмотренной теме «Панно с часами как объект сувенирной продукции».

Глава 1. Общая характеристика сувенирной продукции

.1 История развития сувенирной продукции

сувенирный продукция панно

История развития сувенира уходит корнями в глубокую древность. Она связана с магическими обрядами. В далекие времена, когда человек не мог разобраться в явлениях природы, он наделял ее сверхъестественной силой. Чтобы отвести бедствия и несчастья, человек научился изображать божество в амулетах, создаваемых им из привычного материала, - глины, дерева, металла. Таким образом, сувенир с самого начала своего существования играл роль знака, символа. Кроме того, когда-то наши предки передавали из поколения в поколение в предметной форме жизненно важную информацию, и сувенир являлся родовой памятью, связывающей членов рода, семьи.

В начале XIX в. сувенир, получивший широкое распространение, приобретает иное значение. В тот романтический век медальон, хранящий частицу идеала, служил как бы связью между ним и человеком.

В настоящее время сувениры распространены не менее широко. Современные средства связи, радио и особенно телевидение намного ускоряют темп жизни, делают человека очевидцем, а следовательно и соучастником многих событий. Памятный значок, вымпел, медаль, какой-то небольшой предмет, приуроченный к событию, свидетелем которого мы были, фиксирует его в нашем сознании.

За последние годы в нашей стране и за рубежом получил большое развитие туризм. Проводится много различных мероприятий. Советские спортсмены активно участвуют в спартакиадах и олимпиадах. Расширились культурные связи: деятели искусств стали чаще выезжать на гастроли за рубеж и приглашать к себе гостей, организуются фестивали, месячники и декады национального искусства. Чаще стали проходить научные конференции и международные конгрессы. Все это способствует распространению производства сувениров.

Сувенир (от французского слова souvenir - подарок на память) - памятный предмет, связанный с пребыванием в том или ином месте (стране, городе, историческом месте, на выставке) или с каким-либо памятным событием. В большинстве случаев это изделия декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности.

К сувенирам относят изделия с четко определенными признаками - оригинальные, художественно оформленные в традиционном для республики (края, области) стиле, отображающие национальные или местные особенности, выдающиеся события, памятные даты, достижения отечественной науки, культуры, искусства, спорта. Тем самым сувениры выполняют познавательную роль, способствуют взаимопониманию, духовному обогащению и сближению людей и народов, отражая жизнь и культуру страны, которую они представляют.

Одна из разновидностей сувенира - памятные подарки, связанные со значительными событиями нашей жизни: рождением ребенка, серебряной или золотой свадьбой, новосельем, получением аттестата зрелости и т. д.

С развитием промышленного производства сувениров массовыми тиражами произошло разделение понятий «подарочное изделие» и «сувенирное изделие». Если любой сувенир, изготовленный промышленным предприятием или предприятием народного художественного промысла, может служить подарком, то подарочное изделие, не обладающее способностью вызывать общезначимые, понятные всем памятные ассоциации, не может считаться сувениром, так как не выполняет его основной функции.

Одновременно произошло разделение понятий «декоративное изделие» и «сувенирное изделие». Любое высокохудожественное декоративное изделие может быть приобретено в качестве подарка, но полноценным сувениром оно будет только в том случае, когда его образное решение вызовет в нас вполне определенные ассоциации с местом, где оно было приобретено (город, село, область, край, республика), с определенной народностью, национальностью или страной, с каким-либо памятным событием. Поэтому декоративные изделия народных художественных промыслов всегда являются сувенирами. А декоративные изделия (вазы, коробочки, настенные украшения и др.), выполненные художниками декоративно-прикладного искусства или промышленными предприятиями по проектам художников, смогут считаться сувенирами лишь при наличии в их художественном образе ассоциативного памятного начала.

Между понятиями «сувенир» и «изделие народных художественных промыслов» есть принципиальная разница. Изделия народных художественных промыслов - оригинальные, неповторимые произведения искусства, так как каждое изделие создается индивидуально мастером-художником. Сувенир - это механически воспроизведенный промышленностью в огромных тиражах созданный художником оригинал.

Если производство изделий народных художественных промыслов сосредоточено в основном на предприятиях местной промышленности и Художественного фонда, то сувениры производят предприятия разных отраслей промышленности, в том числе и предприятия народных художественных промыслов.

Существует разница и между понятиями «личный» и «общезначимый» сувенир. Личным сувениром может быть любой предмет природного происхождения или созданный человеком, напоминающий субъекту о каком-либо событии, месте, человеке и совершенно не обязательно вызывающий подобные ассоциации у других людей. Такой предмет может быть подарен или куплен, найден или взят на память. Личным сувениром является, например, какой-то особенный для данного человека, камень, корень, лист дерева, засушенный цветок, книга, фотография, автограф, рисунок, платок, кусок породы, безделушка - словом, любой предмет, памятный по тем или иным соображениям, хранимый как знак (символ) памяти и не обязательно имеющий эстетическую ценность.

Общезначимый сувенир - это предмет, изготовленный на предприятии народных художественных промыслов или любом про­мышленном предприятии, который своим художественным обли­ком напоминает тому, кто его приобрел (или кому он был подарен) о каком-то явлении, месте, людях. Памятность, связь с чем-то, отраженная в таком сувенире, должна быть понятна, должна быть общезначима. Безусловно, это зависит от известности и понятности темы, отраженной в сувенире. Такой сувенир должен иметь эстетическую привлекательность, быть выразительным, вызывать желание его приобрести на память.

Отдельно следует выделить сувениры-шутки, сувениры-сюрпризы, тематически связанные с любимыми героями сказок, мультфильмов, театров кукол. Но здесь должна обязательно учитываться профессионально-художественная культура.

Таким образом, сувенирами могут быть различные изделия, имеющие как чисто декоративное, так и декоративно-утилитарное назначение. Но они должны обязательно нести в своем художественном решении знаковую информацию. Нельзя считать сувенирами предметы, имеющие сугубо утилитарное назначение: сахарницы, конфетчицы, кувшины, винные наборы, стаканы для салфеток, чайники, лампы, зеркала и т. п.

Сырьем для производства сувениров служат те же материалы, что и для изготовления изделий народных художественных промыслов.

Сувениры классифицируют по применяемому материалу, технике изготовления, способу украшения, назначению, способу использования, тематике и другим признакам.

По материалу, используемому для изготовления сувениров, они подразделяются на сувениры из различных пород древесины, различных частей дерева; кости, рога, перламутра; пластмассы; металла; папье-маше; резины и каучука; камней; керамики; стекла; тканей, пряжи и нитей; кожи; меха и из прочих материалов.

По технике изготовления сувениры бывают: столярные, токарные, резные, литые, штампованные, прессованные, кроено-шитые, вязаные, плетеные и др.

По способу украшения их различают: полированные, шлифованные, резные, гравированные, расписные, чеканные, лакированные, оксидированные, черневые, с выжиганием и проч.

По назначению их можно подразделить на шесть подгрупп.

Сувенир - памятный предмет, выполненный в традициях республики, края, области, района и отображающий национальные или местные особенности. Это прежде всего изделия народных художественных промыслов, сохраняющие традиционный характер и имеющие индивидуальный почерк. Сувенир - предмет, отображающий знаменательные события, свидетелем или участником которых становится человек. Это памятные медали, нагрудные значки, гербы, брелоки, открытки и пр. Сувенир - подарок, связанный со значительными событиями в жизни человека - рождением ребенка, свадьбой, окончанием института, защитой диссертации и т.д. Сувенир - предмет (или вещь), связанный с местом пребывания. Например, металлический сосуд, купленный во время туристской поездки по Индии, или вязаные варежки, приобретенные во время путешествия по Прибалтике. Сувенир - игрушка. Прочие сувениры.

По способу использования сувениры подразделяются на утилитарные художественно оформленные (посуда, ножи, письменные приборы, большинство строчевышитых изделий, кружева, парфюмерия, некоторые кондитерские изделия) и декоративные (настольные украшения, настенные панно, скульптура, модели памятников и исторических мест).

По тематике сувениры делят на две подгруппы: сувениры, связанные с определенным местом, отражающие природу, жизнь, национальные традиции местного населения, искусство, архитектурные памятники.

Сувениры из дерева. В группу сувениров из дерева входят изделия из древесины липы, кизила, березы, осины, ольхи, ореха, чинары, самшита, клена, красного дерева и других декоративных текстурных пород деревьев, а также из капа и капокорня, бересты, лозы, щепы, лыка, соломы, художественно оформленные в традиционном стиле республики, края, области, отражающие какие-либо события, знакомящие с историческими памятными местами республики (края, области), достопримечательностями и местными особен­ностями.

По технике исполнения сувениры могут быть: резные, столярные, токарные, отделанные инкрустацией, интарсией, росписью, насечкой металлом, выжиганием, лакированные, полированные и др.

Ассортимент сувениров из древесины: мелкая скульптура (мелкая пластика), игрушки, украшения для женщин, предметы интерьера, сувениры утилитарного значения. Ассортимент украшения для женщин включает браслеты, бусы, серьги с хохломской росписью. Сувениры для украшения интерьера - это декоративные настенные панно, тарелки, вазы. Сувениры утилитарного назначения: разделочные доски, столовые и кухонные наборы и отдельные предметы, ложкарные сувенирные изделия, карандашницы, пеналы, подсвечники и др. вырабатывают как предприятия народных художественных промыслов, так и многие другие специализированные и неспециализированные предприятия. Ассортимент сувениров из капа и капокорня представлен шкатулками, сигаретницами, портсигарами, папиросницами, трубками, мундштуками, туалетными коробками, пудреницами, адресными папками, запонками и др.К сувенирам из бересты с резьбой, тиснением, росписью относят туески, коробки, декоративные панно и тарелки, фигурки, закладки для книг, к сувенирам из лозы с плетением - различные сумочки и корзиночки (для составления букетов, декоративные и пр.), футляры, подставки для фруктов, хлебницы. Ассортимент изделий из соломки (используют главным образом цветную соломку, плетение и инкрустацию), лыка, щепы, листьев кукурузы включает разнообразные шкатулки, предметы украшения одежды, закладки для книг.

Сувениры из папье-маше с миниатюрной лаковой живописью. Ассортимент данной группы представлен главным образом изделиями палехского, федоскинского, холуйского и мстерского художе­ственных промыслов: декоративные тарелки, пластины и панно, обложки для альбомов и записных книжек, броши, колье, браслеты, а также шкатулки, коробки, игольницы.

Сувениры из металла. Сувениры из металлов и сплавов выполняют методом литья, ковки, чеканки, гальванопластики, штамповки, филиграни. Украшают их накладной филигранью, зернью, эмалью, гравировкой, чернением, инкрустацией, отделывают полировкой, шлифовкой и т. д. Ассортимент: сувениры декоративного характера, утилитарного назначения, украшения для женщин, нагрудные значки, памятные медали, плакетки, барельефы, гербы, макеты. В подгруппу сувениров декоративного характера входят скульптуры, вазы, панно, пластины, тарелки. К сувенирам утилитарного назначения можно отнести подсвечники, предметы сервировки стола, пепельницы, сигаретницы, портсигары, зажигалки с видами городов, памятных мест или архитектурных памятников, самовары, ножи, топорики, лоточки, настольные письменные принадлежности, светильники, миниатюрные фонарики и многие другие предметы, используемые в быту.

Макеты памятников культуры и архитектуры (например, «Останкинская башня»), памятные медали, плакетки, барельефы, нагрудные значки, гербы - самые распространенные сувениры из металлов и сплавов.

Сувениры из кости, рога, перламутра. Сувениры этой группы выполняют объемными, с плоскостной резьбой, гравировкой, инкрустацией и другими видами обработки. К ним относят: скульптуру, панно, туалетные коробки, шахматы, ножи для бумаги, брелоки, мундштуки и трубки, украшенные народным орнаментом, серьги, бусы, шпильки, гребни, настольные декоративные изделия и другие.

Сувениры из камня. В данную группу входят сувениры, выпол­ненные из мягких пород камня, янтаря (иногда в сочетании с другими материалами или из камня с резьбой и инкрустацией). Представляют эту группу мелкая скульптура, пепельницы, лоточки, вазы, чернильные приборы, шкатулки, лампочки-ночники, панно, экраны настольные и др.

Сувениры из керамики. Для производства керамических сувениров служат фарфор, фаянс, майолика, терракота. В группу сувениров из керамики входят: гербы союзных республик, различных городов, сказочные персонажи, чайные сервизы, бокалы, кружки, предметы украшений (броши, подвески), декоративные сувениры (вазы, настенные блюда и тарелки), керамическая игрушка и др. Сувенирные изделия из фарфора, фаянса и грубой керамики могут быть условно подразделены на изделия декоративного характера и предметы прикладного искусства. К сувенирным изделиям декоративного характера относят скульптуру малых форм (бюсты, фигурки), малую пластику, декоративные вазы, настенные блюда и тарелки, к предметам прикладного характера - несессеры, закладки для книг, сувенирные шахматы, различные подарочные наборы, художественно отделанные пояса.

Сувениры из пластмасс. Для производства сувенирных изделий применяют следующие виды пластических масс: пенопласт, аминопласт, полистирол, оргстекло. Иногда пластмассы используют в сочетании с другими материалами. Сувенирные изделия из пластмасс подразделяют на шесть подгрупп: предметы домашнего обихода - миниатюрные ночники, стаканы для карандашей, настольные термометры, вазы, чайницы, подстаканники, рамки; принадлежности туалета - пудреницы разных форм, расчески в футлярах, футляры для зубных щеток и мыла, щетки дорожные и туалетные, шкатулки; принадлежности для курения - сигаретницы, портсигары, мундштуки, курительные приборы и трубки, набор пепельниц; декоративные изделия - фоторамки, настенные тарелки, панно; настольная скульптура; прочие сувениры из пластмассы - значки, барельефы, брелоки, броши, веера, домино, шахматы и др.

Сувениры группы бумажно-беловых (печатных) товаров. В данную группу сувенирных изделий входят различные красочно оформленные альбомы для фотографий, марок, грампластинок, альбомы с изображениями исторических мест и достопримечательностей Советского Союза, альбомы, посвященные городам («Ленинград», «Суздаль»), знакомящие с архитектурными ансамблями («Петро-дворец», «Пушкин», «Павловск», «Древнерусские города», «Памятники зодчества XI-XVII веков»), альбомы по искусству, записные книжки, блокноты, сувенирные альбомы, состоящие из блокнота и записной книжки, конверты и почтовые наборы, открытки и их наборы, буклеты, фотографии, календари.

Сувенирные игрушки. Немалое место в сувенирной продукции занимает игрушка. Вырабатывают ее из самых разнообразных материалов: древесины, соломы, пластмасс, керамики, резины и каучука, тканей, пряжи, нитей и др.

Ассортимент деревянной игрушки: игрушки-сувениры на темы космоса (богородские игрушки «Медведь фотографирует Луну» и др.); со сказочной тематикой («Сказка про репку», «Сказка о рыбаке и рыбке»); игрушки-забавы («Медведь-электросварщик», «Футболисты», «У пресса», «Медвежья свадьба»); национальные деревянные куклы - башкирка, мордовка, марийка; игрушки на темы русского народного эпоса. Но, пожалуй, самым распространенным сувениром является матрешка (деревянная расписная кукла). Вырабатывают матрешки главным образом предприятия народных художественных промыслов: семеновская матрешка, Загорска, полхов-майданская, кировская, башкирская, марийская, мордовская. Они отличаются техникой исполнения и орнаментом. Сувенирные игрушки выполняют из пластмассы. Ассортимент керамических игрушек - фигурки животных, свистульки и некоторые другие игрушки, изготовляемые филимоновскими, дымковскими, каргопольскими, балкарскими и другими мастерами традиционных старинных промыслов.

К сувенирам из резины и каучука относят шаржированные маски, миниатюрные шины с тематическими изображениями и другие изделия.

Основным материалом для производства значков служат различные металлы и сплавы, пластмассы, керамика, древесина, кожа и стекло. Нагрудные значки обычно украшают эмблемами, разнообразными изображениями, орнаментами, декорируются цветными эмалями, серебром, оксидированием, филигранью, гравировкой и т. д. В основе классификации значков лежат три признака: тематика, форма и способ прикрепления к одежде. Сувенирные медали, плакетки, барельефы. Сувенирные медали представляют собой значки, посвященные историческим и политическим событиям, с изображением выдающихся деятелей науки, техники, культуры, в честь каких-либо знаменательных дат и т. д. Плакетки отличаются от медалей формой. Медали имеют круглую форму, а плакетки - прямоугольную. Сувенирные барельефы - это сувениры со скульптурным изображением или орнаментом, выступающим на плоской поверхности. По форме они разнообразны. Сувениры-символы. Символ - это вещественный ус­ловный (графический, звуковой) знак, обозначающий или напоми­нающий какой-либо образ, воплощающий какую-либо идею (от гре­ческого слова symbolon). Ассортимент сувениров-символов включает гербы городов, сувенирные ключи, брелоки. Герб города - это отличительный знак города, его эмблема. Раньше он изображался на флагах, печатях, монетах, затем на городских воротах, на зданиях учреждений. Сувенирные значки, медали и гербы.

Слово «брелок» (произошло от французского слова breloque) означает «безделушка (подвеска), носимая в виде украшения на цепочке». Сувенирный брелок состоит из подвески (пластины) с изображениями, кольца для подвешивания к какому-либо предмету (кольца для ключей, к ручкам, сумочкам, ножам, брошам, браслетам) и цепочки, соединяющей кольцо и пластину. Выра­батывают их из металла, дерева, пластмасс, керамики, тканей и других материалов различными методами: штамповкой, прессо­ванием, литьем, резьбой, токарной обработкой, шитьем, вязанием и пр. Для отделки применяют филигранные вставки, вставки из камней (цветных или полудрагоценных), цветные эмали, гравировку, чернение, полировку, вышивку и т. д. Подвеска в брелоке может быть в виде круглой, овальной, прямоугольной пластины с тематическими изображениями или в виде миниатюрных сувенирных изделий (лапоточки, матрешки, самоварчики, боксерские перчатки, шайбы и хоккейные клюшки, футбольные мячи и др.). Изображения на пластинах обычно посвящены архитектурным памятникам и историческим местам (например, «Эйфелева башня»).

Макет - модель какого-либо предмета, архитектурного или исторического памятника. Слово «макет» произошло от французского слова maquette, означающего предварительный образец, представляющий что-либо в уменьшенных размерах. Советские сувениры-макеты знакомят чаще всего с достижениями науки, техники и культуры или памятными и историческими местами. Нередко сувениры-макеты имеют сложную конструкцию.

Сувенирные скульптуры малых форм. Скульптура - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную трехмерную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов. Скульптура изображает главным образом человека, реже - животных. Ее главные жанры - портрет, исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр. Наряду с крупными скульптурными работами существует скульптура малых форм, которую мы рассмотрим в группе сувениров. Скульптура малых форм, или как ее еще называют «мелкая пластика», имеет небольшие размеры (высотой от нескольких сантиметров до нескольких десятков сантиметров).Материалами для производства скульптуры малых форм служат: древесина, соломка, различные металлы и сплавы, керамика, гипс, пластмассы, камень, кость и пр. Вырабатывают ее разными способами: литьем, вырезанием, лепкой, плетением, высеканием, ковкой, чеканкой. Ассортимент скульптуры малых форм можно классифицировать по применяемым материалам, технике изготовления, тематике, форме и другим признакам.

Сувенирные самовары. Самовар - традиционное русское изделие. Более двух веков он использовался в России для приготовления чая. С появлением электричества и газа самовары постепенно уходили из домашнего обихода.

Сейчас самовар - это оригинальный, истинно русский сувенир, стоящий в одном ряду с сувенирами Хохломы, Палеха, Кашлинским чугунным литьем. [4].

.2 Сувенирная продукция на современном этапе жизни

Промоушн-сувениры - это сувениры, задача которых повысить узнаваемость. Вашей торговой марки и лояльность к ней целевой аудитории. Промоушн-сувениры изготавливаются большими тиражами, так как предназначены для охвата максимального количества потребителей Вашей продукции. При слове «корпоративный сувенир» на ум в первую очередь приходят различные канцелярские принадлежности, необходимые каждому офисному работнику. Их плюс в том, что они, как правило, недороги и при этом функциональны. К тому же такой подарок будет уместен всегда и везде - канцелярские мелочи можно дарить и партнерам, и клиентам, и сотрудникам фирмы. К этой категории сувениров относятся недорогие авторучки, зажигалки, брелоки, магниты, кружки и футболки. Промоушн-сувениры. (см. Приложение А ).

Бизнес-сувениры принято дарить постоянным клиентам компании по случаю праздников и годовщин, а также в знак уважения и желания продолжать сотрудничество. Вследствие того, что бизнес-сувениры - это адресная продукция, они требуют большего воображения и оригинальности, чем, например, промоушн-сувениры. Выбирать бизнес-сувениры порой так же непросто, как и подарки близким людям. Нужно учесть немало моментов. Сувенирная продукция должна быть достаточно универсальной, чтобы понравиться самым разным людям, и при этом оригинальной, иначе она быстро затеряется среди сувениров-конкурентов. Бизнес-подарки должны быть долговечны, ведь в первую очередь они являются рекламными носителями и должны служить долго. И, наконец, они должны быть красивыми и качественными, так как отношение к сувениру формирует и отношение к самой компании. В качестве бизнес-сувениров можно рассматривать качественные авторучки, ежедневники, часы, радиоприемники, настольные игры, рубашки поло, платки, галстуки, зонты. Бизнес - сувениры. ( см. Приложение Б).сувениры. Если Вам необходимо преподнести достойные подарки Вашим самым важным партнерам. К выбору сувенирной продукции VIP-класса необходимо подойти основательно, поэтому обязательно выясните предпочтения и привычки людей, которым будут адресованы подарки. И лишь после этого приступайте к поиску подходящих сувениров. VIP сувениры - продукция может быть весьма дорогой, если она предназначены для особо важных персон. Дарить руководителю крупной компании мелочь вроде простенького блокнота или футболки просто невежливо. Сувениры для солидных людей должны соответствовать их высокому статусу. Качество, благородные материалы и известные бренды класса «люкс» - на подарках высокопоставленным лицам нельзя экономить. Ручки и органайзеры будут уместны и в этом случае, однако они должны быть качественными - в кожаном переплете и красивом футляре, и, желательно, от знаменитого производителя. Неплохие сувениры - набор винных аксессуаров, хьюмидор или комплект для смешивания коктейлей, упакованный в стильный чемоданчик. Тонкий вкус одариваемого подчеркнет подарочное издание дисков с джазом или классической музыкой, красиво изданный художественный альбом, пунктуальность - роскошные настольные часы, а успешность - чемодан из благородной кожи или дорожный несессер, ведь многим состоявшимся бизнесменам приходится часто путешествовать. Маленький кофейный сервиз или изящный графин с рюмками также не будет лишним в кабинете руководителя, которому нередко приходится принимать там деловых партнеров. Каким бы ни был VIP-сувенир, он должен быть дорогим, стильным и качественным. [4]. VIP-сувениры. (см. Приложение В).

Рекламные сувениры. В принципе, превратить в рекламный сувенир можно практически любую вещь. Самое главное - чтобы вещь эта была небольшой, достаточно полезной и обязательно несла на себе рекламную нагрузку: логотип фирмы, символику компании, броский, запоминающийся солган и т. д. Такой сувенир обладает долгосрочным рекламным воздействием. Для того, чтобы рекламные щиты на улицах. Объявления и рекламные клипы по радио и телевизору продолжали доносить информацию до целевой аудитории, нужно этим постоянно заниматься. Тем более, что это стоит денег, которыми необходимо постоянно подпитывать рекламную кампанию. А вот в случае с рекламной сувенирной продукцией все проще и дешевле. Каждый раз, когда человек пользуется авторучкой, зажигалкой, пластиковым пакетом или сумкой, надевает бейсболку и т. д., он вспоминает о том, откуда эти вещи у него появились, видит перед глазами символы и логотипы рекламируемых компаний. При этом рекламная информация, размещенная на сувенирах, закрепляется в памяти эмоционально. Человеку приятно получать подарки. С этим всегда связаны теплые воспоминания. Нередко человеку не требуется для получения приятных эмоций ничего особенного - вполне достаточно милой безделушки, которая покажет, что его знают, помнят и ценят. Поэтому рекламный сувенир ассоциируется с приятными воспоминаниями о полученном подарке. Согласитесь, что такое ненавязчивое, доброе напоминание будет не лишним для того, кто хочет донести до людей свою рекламную информацию. Рекламные сувениры способны оказаться там, куда не проникнет никакая другая реклама. Вручая рекламный сувенир одному человеку, Вы тем самым добиваетесь, воздействия на его ближайшее окружение - семью, коллег и т. д. Ведь все подаренные рекламные сувениры непременно окажутся на рабочем столе, в кармане, в бумажнике, на кухне и в спальне - там, куда не сможет добраться никакая другая реклама. Еще один несомненный плюс рекламной сувенирной продукции - ее дешевизна. Массовые недорогие предметы легко становятся носителями рекламной информации, а так как они не конкурируют с другими видами рекламы, их можно использовать в комплексе с ними. Потребитель, в свою очередь, не ждет от массовой рекламной сувенирной продукции ничего особенного с точки зрения цены и оригинальности, поэтому подобрать нужный вид рекламного сувенира довольно-таки несложно. Важно только, чтобы он соответствовал имиджу Вашей компании. В силу своей массовости рекламные сувениры охватывают поистине огромную целевую аудиторию. Даже если предположить, что немало людей отмахнется от предлагаемых им брелоков, расчесок, блокнотов и прочих с их точки зрения ненужных людей, все равно найдется еще больше тех, кто с радостью примет от Вас эти сувениры, особенно если связать их распространение с выставкой, открытие магазина, промоушн-акцией и т. д. Рекламные - сувениры. ( см. Приложение Г).

Термосувениры - оригинальная новинка в мире промо-подарков. Такие сувениры точно не останутся незамеченными. Термосувениры - это подарки, выполненные из материалов, которые реагируют на изменение температуры. Например, специальная ложка может показать, остыл ли чай, а стильный пляжный браслет сам напомнит, что действие солнцезащитного крема закончилось и нужно нанести его заново. Футболки с рисунками, проявляющимися только при солнечной погоде, ручки, которые меняют цвет, когда берешь их в руки, термо-костеры, на которых от прикосновения холодного бокала появляется картинка или надпись - это далеко не полный список всех термосувениров. Особенно популярны недорогие термокарты - маленькие пластиковые карточки «с сюрпризом», которые умеют определять температуру тела, уровень стресса, качество воды и степень воздействия ультрафиолета. Термокарта может быть в виде брелока, календарика, закладки или наклейки. [5]. Термосувениры. (см. Приложение Д).

Полезные сувениры. Сувениры не обязательно должны напоминать о работе. Выбирая в качестве бизнес-подарка вещи, которые могут пригодиться в быту, вы даете понять своим коллегам и партнерам, что видите в них не только работников и бизнесменов, но и обычных людей со своими интересами и увлечениями. А такое отношение всегда располагает.

Выбор полезных сувениров очень велик. Не теряют популярности небольшие девайсы, которые делают жизнь приятнее и удобнее - например, подушка для ванны со встроенным радиоприемником, шагомер, цифровая рамка для фото, настольная погодная станция. К полезным подаркам можно отнести и часы. Сувенирные настольные часы бывают самыми разными - с радио, со встроенным барометром, с термометром, в виде подставки для ручек или держателя для заметок. Лидер среди полезных подарков - флеш карты.[5]. Полезные сувениры. (см. Приложение Е).

Игровые сувениры. Всем нам порой хочется отвлечься от работы и немного расслабиться. Поэтому сувенирные настольные игры так популярны. Солидному руководителю больше подойдут классические шахматы или нарды. Но ими выбор игровых сувениров не ограничивается. Отличный вариант для сувенира - набор, объединяющий несколько игр, или небольшая головоломка. А компании с молодым и задорным творческим коллективом лучше выбрать что-то, выражающее его дух - летающую тарелку-фрисби, футбольный мяч, твистор или дартс.[5]. Игровые сувениры. (см. Приложение Ж).

Тематические сувениры. Нередко компании заказывают сувениры для какого-то определенного повода - нового года, 8 марта или 23 февраля. Такие тематические сувениры должны нести праздничное настроение. Для новогодних подарков следует выбирать вещицы, не связанные с работой. Напротив - такой подарок должен напоминать об отдыхе и веселье.

Что подарить людям в Новый Год? Несомненно, это различные атрибуты Нового Года: небольшие елки, которые могут легко уместиться на рабочем столе, елочные украшения, фигурки Деда Мороза и Снегурочки или их зарубежных аналогов - Санта Клауса и прочих, снеговики, олени, новогодние сладости (наборы шоколадных конфет, алкоголь, торты в упаковке, выполненной в корпоративном стиле и украшенной логотипом компании, а также новогодней символикой). Современные сувенирные елки и Деды Морозы могут даже уметь петь и радовать людей новогодними поздравлениями. Весьма полезными подарками могут быть кружки, футляры, брелоки и многие другие нужные мелочи, украшенные символами Нового Года и вашей компании. Отличным подарком могут стать небольшие забавные игрушки. С тех пор, как стало модным отсчитывать смену лет еще и по Восточному календарю, популярными стали изображения животных-хранителей будущего года: собак, обезьян, тигров, драконов и т. д. Но самое главное - чтобы людям действительно было приятно получить в Новый Год пусть небольшой, зато интересный сувенир.

Подарки на 23 февраля обычно более формальны. Они должны отражать те качества, которые особенно ценятся в мужчинах - солидность, смелость и ответственность. Для этого подойдут разнообразные походные наборы, карманные фонари, складные ножи - все, что напоминает о том, что настоящий мужчина не боится трудностей и может совладать с любой стихией. Хорошим подарком также будет стильный ежедневник или дорогие запонки. А женщин на 8 марта можно порадовать милыми мелочами, которые дадут понять, что истинная леди и в офисе остается женственной. Карманное зеркальце, украшенное стразами, изысканный веер, фоторамки, шелковый платочек или шкатулка для украшений - все это согреет сердце любой дамы. Тематические сувениры. (см. Приложение З).

1.3 Панно, картины, часы как вид сувенирной продукции

Панно, картины и часы можно отнести к vip- сувенирам. Они являются достаточно дорогим и ценным подаркам, который не стыдно подарить начальству или очень важному клиенту, партнеру по работе. Особенно если сувенир является ручной работой и единичным в своем роде, таким сувениром как раз может, является панно или картина.

Общие понятие, картина - произведение, обладающее законченным характером (в отличие от эскиза и этюда) и самостоятельным художественным значением. В отличие от фрески или книжной миниатюры, картина не обязательно связана с определенным интерьером или определенной системой декорирования. Состоит из основы (холста, деревянной или металлической доски, картона, бумаги, камня, шелка и т.д.), грунта и красочного слоя. Картина - один из наиболее типичных видов станкового искусства. Создавая картину, художник опирается на натуру, но в этом процессе большую роль играет творческое воображение. В развитии живописи картина играет ведущую роль.

Картина в драме, опере, балете, в киноискусстве - законченная часть акта или произведения, ограниченная неизменным пространством действия, при постановке на сцене, как правило, показываемая без смены декораций. Картина в переносном или более общем значении - любое законченное, цельное произведение искусства, в том числе - живое и яркое описание, устное или письменное, вид природы.

Репродукция или копия оригинальной картины может также называться картиной, если в соответствующем контексте не важно, копия это или оригинальное произведение. Например, «в коридоре висело несколько картин».

Профессор Ричард Грегори описал "странные свойства картин": «Картины - уникальный класс предметов, потому что они одновременно видны и сами по себе, и как нечто совсем иное, чем просто лист бумаги, на котором они нарисованы. Картины парадоксальны. Никакой объект не может находиться в двух местах одновременно; никакой объект не может быть одновременно двумерным и трехмерным, а картины мы видим именно так. Картина имеет совершенно определенный размер, и в то же время она показывает истинную величину человеческого лица, здания или корабля. Картины - невозможные объекты. Картины важны, потому что глаз видит в них отсутствующие предметы. Биологически это чрезвычайно странно».

Способность человека реагировать на отсутствующие, воображаемые ситуации, представленные в картинах, является важным этапом в развитии абстрактного мышления. Порой такое мышление доводит человека до сумасшествия и, что крайне редко, суицида. [6].

Панно (фр. panneau от лат. pannus - кусок ткани) - живописное произведение декоративного характера, обычно предназначенное для постоянного заполнения каких-либо участков стены (настенное панно) или потолка (плафон); барельеф, резная, лепная или керамическая композиция, служащая для той же цели. [7].

Панно, выполненные на внешних стенах здания из цветных плиток или в технике фрески, называют иногда муралями. Настенное панно. ( см. Приложение И).

Триптих является одним из разновидностей настенного панно. Триптих (от греч. τρίπτυχος - сложенный втрое) - произведение искусства, состоящее из трёх картин, барельефов и др., объединенных общей идеей (складень). Работа разделяется на три секции или три резные панели, которые висят вместе и рядом. Триптих является разновидностью полиптиха, что обозначает работу из множества панелей или картин. Средняя работа, как правило, наибольшая, а по бокам располагаются две меньшие относящиеся к ней работы, хотя составляющие триптихи работы обычно равны по размерам.

Несмотря на то, что корень слова идёт от древнегреческого «triptychos», слово возникло в Средние века от древнеримского названия таблички для письма, которая имела две навесные панельки, примыкающие к центральной. Слово также могло использоваться для обозначения ювелирной подвески.

Форма триптиха пришла из раннего христианского искусства и в Средние века была популярным форматом для создания картин, вешаемых у алтаря. Географическая распространённость составляла от восточных византийских храмов до Британии на западе. Художники и скульпторы Ренессанса, такие как Ганс Мемлинг («Страшный суд» из Гданьска) и Иероним Босх тоже использовали эту форму искусства, а также этот термин употребляется в отношении малых литературных форм, в первую очередь стихов.

Начиная с готического периода и далее как в Европе, так и в других странах стены вокруг алтарей в церквях и соборах часто оформлялись триптихами. В Соборе Антверпенской Богоматери находятся два образца работы Рубенса, а в Соборе Парижской Богоматери есть другой образец архитектурного триптиха. Структура триптиха традиционна для церковных витражей. [8]. Триптих (см. Приложение К).

Часы могут быть просто полезным подарком. Если часы изысканные и дорогие они, конечно, будут относиться к классу Vip сувениров, а если простые, то просто полезная веешь. Так же часы за частую используют как рекламный сувенир, печатая на циферблате логотип или название фирмы. Исходя из этого можно сделать вывод, что часы являются уникальным видом сувенирной продукции, который может относиться сразу к нескольким классам сувенирной продукции.

Немного из истории появления часов. Интерьерные настенные часы имеют многовековую, уходящую в далекое прошлое, историю, но это изделие, не потерявшее своей ценности и актуальности в настоящее время. Часовая история начиналась с интерьерных напольных часов. Они были крупногабаритными, с маятником, гирями и прозрачными дверцами. Их корпус изготавливали из ценных деревьев. На протяжении многих десятилетий такие часы традиционно размещались в английских домах. Часы передавались по наследству, ими гордились. По ним можно было определить возраст английского рода. Часы были призваны создавать уют, спокойствие и размеренность в жизни. Именно в Англии изначально появились настенные часы. Немного позже германские мастера часового дела придумали кукушку. Настенные часы, имеющиеся в современном интерьере, разнообразны по дизайну, стилю, устройству. Особой популярностью пользуются механические ходики. Совсем недавно появились кварцевые настенные часы, которые работают от батарейки. Несмотря на то, что многое в настоящей жизни подверглось изменению, настенные часы по-прежнему являются неотъемлемой частью интерьера.[9].

В данном дипломном проекте будут совмещены два вида сувенирной продукции это часы и панно (триптих). Такой вид сувениров является актуальным и практичным в наше время, он несет как эстетическую, так и функциональную пользу. Особенно такое панно с часами актуально в странах Востока: Японии, Китае, Южной Корее. Таки часы представляют из себя панно (триптих), где в одной из картин встроен часовой механизм. Панно может быть так же сделано в виде коллажа из различных предметов. В магазинах как правело, продаются панно с часами, где изображение просто распечатано. На таких часах изображают различные виды цветов это ближе к востоку или морской пейзаж. Разные виды панно (триптиха) с часами. (см. Приложение Л).

По мимо триптихов, такое панно с часами может иметь различный вид и форма, допустим тарелка с часовым механизмом, либо ажурная обработанная декупажем дощечки плюс часовой механизм. А вообще многое зависит от фантазии и предпочтений покупателей. Оригинальные варианты панно с часами. (см. Приложение М).

Следовательно от сюда панно с часами также можно отнести к vip - сувенирам и полезным сувенирам. И так получается, что панно с часами является объектом сувенирной продукции.

Глава 2. Разработка и анализ панно с часами

.1 Выбор материала для разработки панно с часами

Для данного дипломного проекта понадобятся следующие материалы:

Холсты размером 40*35 см, натянутые на кордон 3 шт.;

Простой карандаш твердо мягкий (H5, Н4);

Ватман для эскизов;

Краски акварельные или гуашь для эскизов;

Краски масляные набор 12 цветов;

Растворитель для красок «Сонет»;

Кисточки щетина и синтетика (размеры 1, 2, 4);

Баночка под растворитель (стеклянная) и баночка под воду (пластиковая);

Палитра, ОРГ- стекло,

Этюдник или мольберт (в данном случае планшет и стол).

Лак для закрепления картины (акрил-стирольный).

Часы не сильно большие, квасцовые (примерно 28см в диаметре).

Дрель для просверливания отверстия (сверло 3 мм).

Декоративные камешки для циферблата (4 шт).

Терма клей для закрепления камней.

Рамы для картин (3 шт, общая длина 4.5 метра, ширина 1.5см).

Не много из истории выше перечисленных материалов. Ватман - это, конечно, не в полной мере художественная бумага, тем не менее, ею часто пользуются для художественных и графических работ. Его производство значительно проще, чем у акварельной и, тем более, пастельной бумаги. Это чисто целлюлозная белая бумага, с плотность, колеблющеюся в районе 150-200 гр. Строго говоря, этот вид бумаги скорее чертежный, однако и в художественном сегменте он занял свою нишу. Так на нем удобно делать карандашные рисунки, выполнять работы тушью и гуашью. Некоторые художники используют ватман в технике пастель, хотя его гладкая поверхность не слишком хорошо держит слой этого вида краски и требует дополнительного фиксирования. Однако на рынке присутствует и вариация на тему - тисненая бумага, которая, по сути, является тем же самым ватманом, но с фактурной поверхностью, что позволяет держать краску и добиваться определенных эффектов, для каждой техники - своих. Невысокая цена ватмана, а так же универсальность применения сделала его довольно популярным, особенно среди начинающих художников.

Прежде всего, в отдельную группу можно выделить универсальные бумаги, подходящие сразу для нескольких техник. Речь идет, например, о грунтованных бумагах, которые некоторые производители продают как отдельный вид товара (а не бумага и грунт). Это довольно дорогая продукция, однако, и очень удобная в применении. На грунтованной поверхности удобно рисовать практически всеми видами красок - от масла до акварели, а так же карандашами, углем, пастелью, смешанными техниками. Конечно, такой широкий спектр применения возможен только при условии высокого качества и бумаги-основы, и, что особенно важно, грунтовки. Но при соблюдении этих условий результат получается превосходный. Подобный вид бумаги особенно удобен для художников, владеющих сразу несколькими техниками или любящих эксперименты в области смешанных техник. Этот продукт относится к высокому ценовому сегменту, и в России не производится.

Другой вид многоцелевой бумаги можно условно назвать «сильно проклеенной бумагой». Плотную бумагу щедро пропитывают специальным водоотталкивающим составом (аналогичным тому, который используется в производстве акварельной бумаги). Получается своеобразная жесткая и тяжелая бумага, хорошо переносящая как большое количество воды, так и масляную основу. Так что рисовать на ней можно масляными красками, акрилом, гуашью и акварелью. Кроме всего этого на российском рынке изредка появляются материалы, сделанные на небольших частных предприятиях или вовсе вручную, отдельно взятым мастером. В этой группе появляются и вовсе экзотические виды бумаг, возможно, даже уникальные. Но, к сожалению, объемы производства столь невелики, что подробно останавливаться на этом сегменте не имеет смысла.[10].

Слово «холст» не означает какую-то конкретную ткань. Это принятое в художественной среде общее название материала из ткани, используемой для живописного основания. Холсты различаются упругостью, прочностью и способностью сохранять изначальное состояние при изменении температуры и влажности воздуха. Прочность холста обусловлена природой исходного материала, качеством, длиной и крепостью отдельных волокон, а также прядением нити, нормой и равномерностью крутки. Качество холстов зависит от структуры ткани, выделки, веса и плотности. Структура подразумевает качество и количество волокон. Ткацкое переплетение определяет выделку (фактуру). Вес холста исчисляется в граммах на квадратный метр (до грунтовки), плотность числом нитей основы и утка - на квадратный сантиметр.

Ткань в качестве основы для живописи имеет большие преимущества перед другими материалами, но обладает своими недостатками. Написанные на холсте картины легки, их можно снимать с подрамников, скатывать в рулоны, переносить и перевозить, что очень удобно, особенно при организации передвижных выставок. Недостаток холста - слабая сопротивляемость внешним механическим воздействиям: его легко продавить, проколоть, порезать. Кроме того, холст заметно реагирует на изменение температуры и влажности воздуха, так как коэффициент расширения его очень велик.

В живописи в качестве основы применяются различные ткани. Они вырабатываются из пряжи, получаемой из растительных, синтетических и комбинированных волокон. Однако не все они пригодны в качестве живописного основания. Рассмотрим технические данные негрунтованных тканей, наиболее часто используемых художниками.

Льняной холст изготавливается из пряжи, волокно которой получают из стеблей льна. Имеет сероватый и желтоватый цвет. Обладает наибольшей прочностью и стойкостью к влиянию атмосферной влаги, температурным колебаниям. Волокно льна в несравненно меньшей степени, чем другие, способно к структурным изменениям, вызываемым внешними физико-механическими воздействиями. Это позволяет льняным тканям сохранять первоначальную фактуру (зернистость), имеющую немаловажное значение для живописи. Льняные холсты в зависимости от качества нитей и выделки можно подразделить на изготовленные из пряжи длинного волокна, и из отходов первичной обработки пряжи - очёса и короткого волокна. Ткань из льняной пряжи длинного волокна имеет более ровную по толщине нить, она лучше, чем из короткого волокна и очёса, которая очень неравномерна (узлы, утолщения, утоньшения), содержит остатки растительной эпидермы (костры).

Полотно суровое (бортовка) и театральное изготавливаются из очёса и короткого волокна, выпускаются для бытового и технического применения. Они непрочны, легко деформируются. Кроме того, полотно суровое в процессе производства обрабатывается кислотой, поэтому имеет повышенную кислотность, что отрицательно сказывается на его прочности. Неравномерные нити требуют после проклейки специальной зачистки, это нарушает крепость холста, приводит к неравномерному напряжению основы проклейки и грунта. Именно в напряжённых участках на проклейке и грунте трещины возникают раньше, чем в остальной плоскости. Таким образом, грунт свободно пропускает связующее краски на оборотную сторону холста. По результатам наблюдения за сохранностью картин на этих холстах, очевидно, что для живописи они непригодны. К сожалению, многие произведения наших художников написаны и пишутся именно на таких холстах. Также непригодна мешковина из грубостебельных (жёстких, лубяных) волокон: джута, кенафа и отходов первичной обработки и чесания низкомерного льна и короткого волокна.

Пеньковый холст изготавливается из пряжи, волокно которой получают из стеблей конопли. Имеет серо-белый и зеленоватый оттенок. Худшим сортом считается пряжа из волокон, слабо жёлтого или коричневого цвета. Прочность пряжи равна льняной. В настоящее время пеньковые холсты для живописи не выпускаются. Применяются только для технических нужд.

Джутовый холст изготавливается из пряжи, получаемой из стеблей джута. Имеет сильный блеск, светло-жёлтый цвет. Джутовая пряжа хрупка. Её прочность несравненно ниже, чем у пряжи изо льна и конопли. Для живописных целей не рекомендуется.

Хлопчатобумажный холст изготавливают из пряжи, получаемой из семян хлопчатника. Имеет кремово-белый цвет. По прочности значительно уступает льняным тканям. Очень гигроскопичен (поглощает влагу), подвержен гниению, в нём легко развивается плесень. Натянутый на подрамнике холст из хлопка через некоторое время провисает. Для живописных целей не рекомендуется.

Синтетический холст вырабатывается из пряжи, нить которой получают из полиэстера (вырабатывается из отходов нефтеперегона). Он прочен, весьма стоек, не подвержен гниению, не имеет тенденции к расширению и сжатию в зависимости от влажности среды. Тем не менее, вопрос о применении холстов из полиэстера в качестве основы для живописи нельзя считать окончательно решённым. Этот холст не прошёл испытание временем.

Комбинированный холст наиболее распространён на рынке художественных материалов. Он вырабатывается из нитей, сочетающих растительные и химические волокна. Отечественным производством выпускаются так называемые полульняные холсты, состоящие из волокон льна и синтетических нитей. Такие холсты отличаются более светлым тоном, так как синтетические нити основы (из полиэстера или лавсана) - белые, блестящие, а льняные нити утка - серого цвета. Импортные холсты (их большинство) выпускаются в сочетании льна с хлопком, с полиэфиром, с полиэфиром и вискозой, хлопка с полиэфиром и вискозой или только с полиэфиром. Комбинированные холсты обладают различной эластичностью и устойчивостью. Каждый тип волокон по-разному поглощает влагу, изменяя при этом степень натяжения всей поверхности полотна на подрамнике. Неодинаковая гигроскопичность сырьевых материалов, а следовательно, неодинаковая адгезия с грунтом становится причиной быстрого разрушения красочного слоя. Поэтому можно поставить вопрос о рациональности использования комбинированных холстов в качестве основы для живописи.

Переплетение нитей в ткани. Полотно ткётся из пряжи двумя взаимно перпендикулярными системами - основы и утка (нити основы идут по длине ткани, нити утка - поперёк). По способу группировки перекрытий нитей различают основные типы ткацких переплетений: полотняное, саржевое, атласное; другие более сложные переплетения образуются комбинированием основных. Полотняное (гарнитуровое) переплетение представляет собой последовательно чередуемые основные и уточные нити. В ткачестве льняное плетение называется полотняным, хлопчатобумажное - миткалевым. При саржевом и атласном переплетении уточная нить проходит не под одной нитью основы, а под несколькими. Таким образом, на ткани образуются диагональные линии саржи (рубчик). При атласной кладке получается ткань, на которой с одной стороны преобладают нити либо основы (атлас), либо утка (сатин). В тканевых основаниях для живописи используются в основном полотняное и саржевое (в настоящее время не выпускается) переплетение. Другие переплетения - трикотажное, плетёное, кружевное, тюлевое - для живописных целей непригодны.

Фактура (зернистость) холста - один из основных компонентов построения живописно-красочного слоя произведения. Она определяется толщиной нитей ткани и делится на мелкозернистые, среднезернистые и крупнозернистые. Фактура негрунтованного холста одинакова с обеих сторон.

По способу ткачества холсты изготавливаются двумя нитями по основе и одной нитью по утку (полотно театральное), другие - одной, двумя, тремя или четырьмя нитями в обоих направлениях.

Основные требования к холстам. Холсты для живописи должны быть небелёными, плотными, с ровным плетением, с нитями однородной толщины (основы и утка), без узлов и других неровностей на поверхности ткани (обрывов, торчащих нитей остатков костры). Они должны обладать большой прочностью и особенной стойкостью к различным воздействиям атмосферной влаги и температурным колебаниям. Отбеливание применяется в процессе производства холста для удаления примесей и нежелательной окраски, придания белого цвета и подготовки к крашению. Наиболее широко для этого используют растворы кислот и щелочей, окислители и восстановители, что отрицательно действует на прочность холста для живописи.

Плотные ткани с частым переплетением нитей менее подвержены действию влаги, и сохранность выполненного красочного слоя несравненно выше, чем на тканях с редким переплетением. Холст саржевого переплетения более плотный, меньше разрушается при изменениях температурно-влажностного режима, так как при набухании трение между нитями саржевого переплетения меньше, чем у полотняного. Применение редких, неплотных холстов обычно приводит к возникновению в тканях сильного механического напряжения, вызывающего значительные изменения объёма (большей усадки) и приводящего довольно скоро к растрескиванию, а нередко и осыпанию красочного слоя. При неравномерной толщине нитей реакция на температуру и влажность в разных местах различна. Неравномерность вызывает нарушение связи холста с грунтом и преждевременное старение произведения. Кроме того, возникают трудности при проклеивании и грунтовании холста. Клеевая плёнка ложится неравномерно (местами проваливаясь), а нанесённый на неё грунт образует неравномерное покрытие. Эти недостатки обычно обнаруживаются при письме: «проваливается» тон из-за пожухания красочного слоя на отдельных участках (при этом первоначальный тон резко меняется). Наличие в полотнах ткацких дефектов крайне неблагоприятно влияет на зрительное восприятие картины, особенно при тонкослойном письме.

Выбор холста. Живописцы в большинстве случаев выбирают холст по внешнему виду, без учёта его свойств и особенностей, а для живописи важно проверить, нет ли на нём ткацких дефектов, неблагоприятно влияющих на проклейку и грунтовку холста и мешающих нормальному ведению живописного процесса, а также конечному результату. Также необходимо учитывать живописные задачи, размер картины и манеру письма. Для гладкой тонкослойной живописи (в зависимости от размера) лучше всего подходят мелкозернистый или среднезернистый холст. Фактурная, пастозная живопись должна иметь более толстое и крепкое основание.

Несоответствие между манерой письма и основанием приводит к преждевременному старению произведения. Например, картина, написанная пастозно с большим наслоением красок на мелкозернистом холсте даже малого размера не сможет сдержать нагрузку и деформируется по фактуре мазков. Картина большого размера, выполненная со значительно меньшей пастозностью и также на мелкозернистом холсте, провисает под тяжестью красок.

Гладкое письмо на крупнозернистом холсте требует излишнего наслоения грунта, что недопустимо.

На среднезернистом холсте полотняного переплетения звучание красок будет иным, чем на таком же холсте саржевого переплетения. В особенности это сильно сказывается при тонкослойной живописи. Холсты с редким и грубым переплетением для живописного основания лучше не использовать, так как редкое плетение создаёт недостаточно прочную основу для красочного слоя (по нитям холста образуется мелкая сетка кракелюр), а грубый холст часто становится причиной ветшания картин.

Таким образом, правильно выбранный холст во многом влияет на качество живописи, свободу и лёгкость ведения живописного процесса, сказывается на сохранности полотна и произведения в целом. А умелое использование разнообразия фактур открывает перед художником неисчерпаемые возможности их применения в целях определённого фактуропостроения живописи. [11].

Карандаш (тюрк. karadaš, «кара» - чёрный, «даш» - камень, дословно, - чёрный камень) - инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала (угля, графита, сухих красок и т. п.) применяемый для письма, рисования, черчения. Часто, в целях удобства, пишущий стержень карандаша вставляется в специальную оправу.

Карандаши принято делить на простые и цветные. Простой карандаш имеет графитовый грифель и пишет серым цветом с оттенками от светлого до почти чёрного (зависит от твёрдости графита). Новый одноразовый карандаш с деревянной оправой грифеля перед первым применением часто требуется заточить (очинить). Помимо одноразовых карандашей, существуют многоразовые механические карандаши со сменными грифелями в постоянной оправе. Карандаши различаются по твёрдости грифеля, которая, как правило, указана на карандаше и обозначается буквами М (или B - от англ. blackness (букв. чернота) - мягкий и Т (или H - от англ. hardness (твёрдость) - твёрдый. Стандартный (твёрдо-мягкий) карандаш обозначается сочетаниями ТМ и HB. Буква F (от англ. fine point (тонкость) - это средний тон между НВ и Н. Также нужно отметить, что тон у карандашей одной маркировки может меняться в зависимости от фирмы. В отличие от Европы и России, в США для указания твёрдости используется числовая шкала.

Начиная с XIII века художники использовали для рисования тонкую серебряную проволоку, которую припа­ивали к ручке или хранили в футляре. Такой тип карандаша называли «серебряный карандаш». Этот инструмент требовал высокого уровня мастерства, так как стереть начертанное им невозможно. Другой его характерной особенностью было то, что со временем серые штрихи, нанесённые серебряным карандашом, становились коричневыми. Существовал и «свинцовый карандаш», который оставлял неброский, но чёткий след, и его часто использовали для подготовительных набросков портретов. Для рисунков, выполненных серебряным и свинцовым карандашом, характерна тонкая штриховая манера. Для примера, подобными карандашами пользовался Дюрер.

Известен также так называемый итальянский карандаш, который появился в XIV веке. Он представлял собой стержень из глинистого чёрного сланца. Затем его стали изготавливать из порош­ка жжённой кости, скреплённого рас­тительным клеем. Этот инструмент позволял создавать интенсивную и насыщенную линию. Интересно, что художники и сейчас иногда применяют серебряные, свинцовые и итальянские карандаши, когда им нужно добиться определённого эффекта.

Графитные карандаши известны с XVI века. Мощная буря, прошедшая по Англии в местности Камберленд, вывернула с корнями деревья, и тогда местные пастухи обнаружили в обнажившейся земле под вывернутыми корнями некую тёмную массу, которую они посчитали углём, который поджечь, однако, не удалось. Из-за цвета, схожего с цветом свинца, месторождение приняли за залежи этого металла, но и для изготовления пуль новый материал оказался непригоден. Тогда, после разных проб, они поняли, что эта масса оставляет хорошие следы на предметах, и воспользовались этим, чтобы метить своих овец. В дальнейшем они начали производить из него тонкие заострённые на конце палочки и использовали их для рисования. Эти палочки были мягкими, пачкали руки и подходили только для рисования, но не для письма. f В XVII веке графит продавали обычно на улицах. Художники, чтобы было удобнее и палочка не была такой мягкой, зажимали эти графитовые «карандаши» между кусочками дерева или веточками, оборачивали их в бумагу или обвязывали их бечёвкой.

Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 годом. В Германии производство графитных карандашей началось в Штайне под Нюрнбергом в 1719 году. Немцы, смешивая графит с серой и клеем, получили стержень не такого высокого качества, но по более низкой цене. В 1758 году столяр Каспар Фабер обосновался также в Штайне и начал с 1761 свое производство карандашей. Что послужило началом истории фирмы Faber-Castell.

В 1789 году учёный Карл Вильгельм Шееле доказал, что графит является материалом из углерода. Он же и дал нынешнее название материалу - графит (от др.-греч. γράφω - пишу). Поскольку графит в конце XVIII века использовался для стратегических целей, например, для производства тигля для пушечных ядер, английский парламент ввёл строжайший запрет на вывоз драгоценного графита из Камберленда. Цены на графит в континентальной Европе резко возросли, так как на тот момент лишь графит из Камберленда считался исключительным для писания. В 1790 году венский мастер Йозеф Хардмут смешал пыль графита с глиной и водой и обжёг эту смесь в печи. В зависимости от количества глины в смеси он смог получить материал различной твердости. В том же году Йозеф Хардмут основал предприятие по выпуску карандашей Koh-i-Noor Hardtmuth, названое в честь алмаза «Кохинур» (перс. ˜æÀ äæÑý - «Гора света»). Его внук Фридрих фон Хардмут усовершенствовал рецептуру смеси и в 1889 году смог производить стержни с 17-ю различными степенями твердости.

Независимо от Хартмута, в 1795 году французский учёный и изобретатель Никола Жак Конте получил подобным методом стержень из пыли графита. Хартмут и Конте являются в равной степени прародителями современного карандашного стержня. До середины XIX века эта технология получила широкое распространение по всей Европе, что привело к возникновению таких Нюрнбергских известных карандашных фабрик, как Staedtler, Faber-Castell, Lyra и Schwan-Stabilo. Шестигранную форму корпуса карандаша предложил в 1851 году граф Лотар фон Фабер-Кастель, владелец фабрики Faber-Castell, заметив, что карандаши круглого сечения часто скатываются с наклонных поверхностей для письма. Эта форма производится до сих пор различными производителями. В современных грифелях используются полимеры, которые позволяют добиваться нужного сочетания прочности и эластичности, дают возможность изготавливать очень тонкие грифели для механических карандашей (до 0,3 мм). Почти две трети материала, составляющего простой карандаш, уходит в отходы при его заточке. Это натолкнуло американца Алонсо Таунсенда Кросса на создание в 1869 году механического карандаша. Графитный стержень размещался в металлической трубке и мог по необходимости выдвигаться на соответствующую длину. Это изобретение повлияло на развитие целой группы товаров, использующихся сегодня повсеместно. Самой простой конструкцией является цанговый механический карандаш с грифелем 2 мм, где стержень удерживается металлическими прижимами - цангами. Отжимаются цанги при нажатии кнопки на конце карандаша, что позволяет пользователю выдвинуть грифель на регулируемую длину. Современные механические карандаши более совершенны - при каждом нажатии кнопки происходит автоматическая подача небольшого участка грифеля однонаправленным толкателем, он же вместо цанг придерживает грифель. Такие карандаши не нужно затачивать, они снабжены встроенным (как правило, под кнопкой подачи грифеля) ластиком и имеют различную фиксированную толщину линии (0,3 мм, 0,5 мм, 0,7 мм, 0,9 мм, 1 мм). [12].

Акваре́ль (фр. Aquarelle - водянистая; итал. acquarello) - живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности).

Акварельная техника стала развиваться в Китае после изобретения бумаги во II веке нашей эры. В XII-XIII веках бумага получила распространение в Европе, прежде всего в Испании и Италии. Предшественницей акварельной техники в Европе была роспись по сырой штукатурке (фреска), позволявшая получать сходные эффекты.

В Европе акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи. Из первостепенных художников Ренессанса значительный след в акварели оставили Дюрер, чей «Заяц» стал хрестоматийной работой, затем акварели отдали дань Антонис ван Дейк, Клод Лоррен и Джованни Кастильоне. Однако эти примеры оставались единичными вплоть до рубежа XVIII-XIX веков, так что даже в 1829 году Пайо де Монтабер в «Полном трактате о живописи» упоминает об акварели вскользь как об искусстве, не заслуживающем серьёзного внимания.

В то же время техника с использованием ослабленных контуров и растушёвки кистью широко применялась, особенно в XVIII веке, участниками научных и военных экспедиций для зарисовки археологических и геологических объектов, растений, животных, при раскраске архитектурных и топографических планов: первоначально употреблялась китайская тушь, затем тушь с лак-кармином, сепия, а затем и другие водяные краски. В середине XVIII века рисование водяными красками сделалось популярным видом досуга для непрофессионалов: распространению этого развлечения особенно способствовали публиковавшиеся в 1780-е гг. и воспевающие красоту английской глубинки путевые дневники Уильяма Гилпина, которые он снабдил собственными иллюстрациями. В результате на рубеже XVIII-XIX века усилиями сперва Пола Сэндби, затем Томаса Гёртина и наконец, прежде всего, Джозефа Тёрнера акварель превратилась в едва ли не важнейший вид английской живописи - в 1804 г. было основано Общество акварелистов (англ. Society of Painters in Water Colours).

Кроме того, популярность акварели возросла и в связи с распространившейся во второй половине XVIII в. моде на портретную миниатюру, - жанр, который с успехом начали осваивать многочисленные художники-любители.

Новации Гёртина, начавшего пользоваться акварелью для картин большого формата, и Тёрнера, существенно обогатившего арсенал технических приёмов акварелиста, вызвали к жизни дальнейший подъём английской акварели в творчестве таких художников, как пейзажисты Джон Селл Котмен, Энтони Копли Филдинг, Ричард Паркс Бонингтон, Дэвид Кокс, много писавший архитектурные сооружения Сэмюэл Праут, мастер натюрмортов Уильям Генри Хант, а также Сэмюэл Палмер, Джон Варли, Джон Фредерик Льюис, Майлз Бёркет Фостер, Фридерик Уокер и другие мастера. Роль акварели в английском изобразительном искусстве была закреплена сочинениями Джона Рёскина, объявившего Тёрнера крупнейшим художником своего времени.

В середине XIX века акварель завоевала широкую популярность также в США благодаря работам таких художников, как Уильям Трост Ричардс, Томас Моран, Томас Икинс и Уинслоу Хомер.

Во Франции распространение акварельной живописи было связано с именами Поля Делароша, Эжена Делакруа, Анри Жозефа Арпинье, а также мастера сатирических рисунков Оноре Домье.

К концу XIX века произошёл некоторый пересмотр отношения к акварели, отчасти связанный с тем, что многие новые краски, введённые в широкое употребление акварелистами середины века, оказались весьма недолговечными, быстро выцветающими. Тем не менее на рубеже веков акварели отдали дань Поль Синьяк и Поль Сезанн во Франции, Морис Прендергаст и Джон Сингер Сарджент в США, а затем Василий Кандинский, Эмиль Нольде, Эгон Шиле, Пауль Клее и Рауль Дюфи. [13].

Гуа́шь (фр. <#"863730.files/image001.jpg">



Приложение Б



Приложение В



Приложение Г



Приложение Д



Приложение Е



Приложение Ж



Приложение З



Приложение И


Приложение К



Приложение Л



Приложение М



Приложение Н



Приложение О



Приложение П



Приложение Р



Приложение С



Приложение Т

Похожие работы на - Разработка панно с часами как объект сувенирной продукции

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!