Государственный строй Древнего Китая и его особенности

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,35 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственный строй Древнего Китая и его особенности

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Смоленский государственный университет»

Кафедра государственно-правовых дисциплин






Реферат

по Истории государства и права зарубежных стран на тему:

«Государственный строй Древнего Китая и его особенности»


Работу выполнила:

студентка 1 курса заочного отделения

«Юриспруденция»

Сидоренкова Анна Игоревна

Проверил:

к.и.н. доцент кафедры государственно-правовых дисциплин

Сахаров Станислав Александрович



Смоленск 2016

Содержание

Введение

. Становление и эволюция ранней государственности

. Сопоставление государственного развития на современном этапе. Россия и Китай

Список литературы

Введение

Проблема становления государственности является одним из постоянно обсуждаемых вопросов в исторической науке. Существует огромное количество книг, сборников и журнальных статей, написанных по данной теме. Длительные дебаты последних нескольких десятилетий привели исследователей к выводу о том, что становление государства следует понимать как сложное многофакторное явление, обусловленное как внутренними (экология, система хозяйства, рост народонаселения, технологические инновации, идеология), так и внешними (война, внешнее давление, торговля, диффузия) факторами. Ни один из выделенных исследователями факторов не может считаться универсальным. В настоящее время большинство историков, антропологов и археологов признают, что возникновение государственности является сложным многовариантным процессом, зависящим от большого числа разнообразных переменных.

При этом сущность становления государственности отражается в двух дополняющих друг друга подходах. Согласно интегративной (функциональной) версии, государство возникает вследствие организационных нужд, с которыми трайбалистская и вождеская организации власти не могут справиться. При этом раннегосударственная власть имеет не насильственный, а консенсуальный характер. По мнению сторонников конфликтной версии, государственность - это средство стабилизации стратифицированного общества и предотвращения конфликтов в борьбе между различными группами за ключевые ресурсы жизнеобеспечения. Эта версия объясняет происхождение государства, исходя из отношений эксплуатации, классовой борьбы, войны и межэтнического доминирования. Справедливые аргументы есть в обоих подходах. Государство формируется одновременно и как носитель общеполезных функций, и как выразитель социального конфликта. Более того, данная амбивалентность справедлива и для современного государства. Возможно, в определенных случаях эти противоречия имеют тенденцию к углублению.

Судя по всему, генеральная линия происхождения государства проходила через монополизацию правящими группами ключевых административных должностей. Поскольку государственность (в форме особого аппарата управления), классовая структура и частная собственность формируются в процессе длительной эволюции, многие исследователи пришли к выводу о целесообразности отмечать некоторые промежуточные фазы между доиерархическими безгосударственными обществами и сложившимися доиндустриальными государствами (цивилизациями). В отечественной и зарубежной науке существует мнение о необходимости выделения трех этапов политогенеза в доиндустриальных обществах:

Предгосударственное общество, в котором большинство населения уже отстранено от управления обществом («дофеодальное общество», «предклассовое общество», «вождество», «аналоги государства» и др.);

Раннее государство с зачатками аппарата власти, но не знающее частной собственности («раннеклассовое общество», «раннефеодальное», «архаическое», «варварское» или «сословное» государство и пр.);

Сложившееся доиндустриальное государство, знакомое с частной собственностью («традиционное государство», «зрелое государство», «аграрное государство», «сословно-классовое общество», «доиндустриальное государство» и т.д.)

В настоящей работе рассматривается специфика политогенеза на территории российского Дальнего Востока. Эти территории, как и Корея, и Япония, не входили в число первоначальных очагов происхождения государственности. Все возникшие в этом ареале государственные образования относятся к так называемым «вторичным» ранним государствам, то есть образовавшимся по соседству и под определенным влиянием уже сложившихся цивилизационных центров (в данном случае, Китая).

. Становление и эволюция ранней государственности

В середине I тыс. н.э. на территории Приморья, Приамурья и в смежных зонах Манчжурии проживали мохэ, которые традиционно относятся к тунгусо-маньчжурским народам. Известно семь крупных мохэских объединений (судя по всему вождеств). Самыми известными из них были сумо мохэ, жившие на крайнем юго-западе мохэских земель, и хэйшуй мохэ - на северо-востоке, в долинах нижнего течения Сунгари, Уссури и Амура. По данным летописей, мохэ сеяли пшеницу и просо, землю пахали на лошадях, занимались разведением свиней, выращиванием лошадей. У мохэ была развитая социальная стратификация. Источники сообщают, что богатые люди имели по несколько сотен свиней, известны категории неполноправных социальных групп. В летописях сообщается, что «каждый город и селение имеют своего старейшину, независимого от других» 10. По археологическим данным, мохэские поселения в Приморье можно разделить на несколько групп.

Каждое из крупных объединений мохэ возглавлялось вождем и занимало достаточно большую территорию. Помимо них известны мохэские подразделения (кит. бу - традиционно этот термин переводится как «племя»), которых было гораздо больше. Власть вождя передавалась по наследству. Скорее всего, бу могли соответствовать вождествам, а булэй - сложным вождествам. Самым крупным и могущественным из них было объединение хэйшуй мохэ. В обеих версиях Танской истории сообщается, что они со временем разделились на 16 «поколений» п. Совершенно очевидно, что хэйшуй мохэ представляли собой уже сложное вождество или конфедерацию вождеств.

В начале VII в. сумо мохэ подверглись сильному давлению со стороны династии Тан. Это стимулировало процессы внутренней консолидации и привело к созданию у сумо мохэ в середине VII в. крупного объединения с централизованной властью, названного в тюркских эпитафиях «боклийским каганатом». В 698 г. вождь сумо мохэ Да Цзожун провозгласил создание государства (первоначально оно называлось Чжэнь, а с 713 г. - Бохай).

Территория Бохая включала восточную Маньчжурию, часть Северной Кореи и юго-западные территории Приморья. Бохайские правители в VIII-IX вв. стремились расширить территорию страны за счет присоединения, главным образом, восточных и северных территорий. Истинным расцветом Бохая было правление вана Да Цинь-мао (737-793), который за свой вклад в развитие образования и культуры в стране получил посмертное имя «Просвещенный». В годы его правления была сформирована система государственных институтов. В годы царствования Да Жэньсю (818-830 гг.) были частично покорены хэйшуй мохэ, и территория государства достигла максимального размера.

В государстве Бохай имелось пять столиц. Страна делилось на 15 областей (фу) и 62 округа (чжоу). Идея пяти столиц была заимствована, по всей видимости, у империи Тан.

Раньше считалось, что вся территория современного Приморья и значительная часть Хабаровского края входили в состав Бохайского государства. В настоящее время можно более или менее уверенно утверждать, что в состав Бохая входила только южная и частично западная части Приморского края располагались две административные единицы Бохайского государства. Южная часть Приморья входила в состав округа Яньчжоу области Лунъюаньфу. Центром ее было Краскинское городище. Долина р. Раздольной (Суйфун) входила в состав области Шуайбинь. Многие ученые считают, что центром этой области было городище Дачэнцзы, расположенное неподалеку от пересечения р. Суйфун российско-китайской границы.

Скорее всего, этот сосуд оказался на дне колодца в период завоевания Бохая киданями (919-926 гг.) или сразу после этого. На бохайских землях было создано марионеточное государство Дундань (Восточная Кидань). Во главе государства был поставлен старший сын Абаоцзий Туюй. У монголоязычных кочевников был распространен обычай, по которому старшие сыновья получали свою долю и отделялись от родителей, а домашнее хозяйство наследовал младший из сыновей. Бохайцы были обложены данью, но практически сразу же восстали. Восстание было подавлено, но через некоторое время начались новые волнения.

Учитывая, что только ограниченная часть Приморья входила в состав Бохая (крайний юг, Суйфунская долина и Приханкайская низменность), думается, киданьская депортация не затронула других районов края. Можно допустить, что часть территории Приморья впоследствии могла входить в состав одного из полузависимых от киданей вассальных владений (Динъань, Северо-Западный Бохай) выплачивавшего определенную дань киданьскому императору. Очищенное пространство с течением времени всегда чем-то заполняется, и постепенно опустевшие территории были заселены чжурчжэньским населением.

Киданьская империя Ляо (907-1125 гг.), как впоследствии и государство чжурчжэней имела более сложную структуру, чем раннее государство Бохай. В случае с киданями и чжурчжэнями это были империи, которые создавались в процессе завоевания номадами (кидани) или охотничье-земледельческими народами (чжурчжэни) более высокоразвитых соседей-земледельцев (китайцев). Поскольку вновь созданные общества имели сложносоставной характер (в литературе данное явления нередко называют «суперстратификацией») и занимали большую территорию, то их можно называть «варварскими империями». Основной формой эксплуатации в «варварских империях» были данничество и налогообложение подчиненного земледельческого и городского населения. Так происходило наложение предклассовых или максимум раннеклассовых институтов воинственных северян на типичное восточнодеспотическое общество завоеванных оседлых жителей.

В империи Ляо скотоводы-кочевники кидани составляли всего пятую часть населения (750 тыс. человек). Кроме них в состав империи входили земледельцы-китайцы - более половины населения (2400 тыс. чел.), бохайцы (450 тыс. чел.), некиданьские (так называемые «варварские») скотоводческие и охотничьи (200 тыс. чел.) народы. Общая численность населения державы составляла 3 млн 800 тыс. человек.

Северная администрация возглавлялась «северным канцлером», который, как правило, назначался из представителей кланов Елюй и Сяо. В его компетенцию входил контроль за киданями - титульным этносом многонационального государства. Южная администрация структурно копировала бюрократическую систему империи Тан и состояла из чиновников-китайцев.

Статус, доходы, а также частные состояния китайцев-чиновников были намного выше, чем у простых китайцев. Существование китайских ремесленников и крестьян-общинников было, по всей видимости, несколько более стесненным из-за этнического угнетения. Внизу социальной лестницы находились различные категории зависимого населения и рабы. Зависимые категории подчинялись как отдельным лицам (буцюй), так и государству. В последнем случае они были приписаны к императорским дворцам, ставкам (ордо) киданей. В рабы попадали военнопленные, должники, лица, совершившие тяжкие (чаще всего антигосударственные) преступления.

Этноним чжурчжэни появился с X века. Так стали называть происходившие от хэйшуй мохэ племена и вождества, расселившиеся по территории Северной Маньчжурии, Приморья и Приамурья на опустевших после киданьского завоевания бохайских землях.

Во второй половине XI в. началась консолидация чжурчжэней под предводительством рода Ваньянь. В 1112 г. вождь чжурчжэней Агуда отказался танцевать на официальном приеме у киданьского императора. Это стало причиной конфликта и начала войны. В 1115 г. Агуда провозгласил создание Золотой империи чжурчжэней (по-китайски - Цзинь) и принял титул императора 25. За десять лет чжурчжэни полностью разбили киданей и захватили всю их территорию. По иронии судьбы остатки киданей оказались в самом западном городе Чжэньчжоу (городище Чинтолгой-балгас), куда они прежде ссылали бохашев. В ИЗО г. они покинули и его, направившись в Среднюю Азию, где создали империю каракиданей (кит. Западное Ляо).

Агуда принял инвеституру в соответствии с китайской традицией. Чтобы легитимизировать свое правление, он послал по наущению своего советника бохайца Ян Пу письмо киданьскому императору. В этом послании предлагалось узаконить статус Агуды в качестве императора, установить дипломатические отношения, выплачивать дань чжурчжэням и уступить две пограничные провинции. Миссия в конечном счете провалилась из-за резкого тона ответного письма. Однако вызывает интерес стремление Агуды узаконить свое положение посредством механизмов, используемых в китайской политической традиции.

После завоевания территории Ляо чжурчжэни взялись за подчинение Китая. Постепенно им удалось завоевать практически весь Северный Китай, а империя Южная Сун была вынуждена платить им ежегодно огромные суммы.

Государство чжурчжэней Цзинь (1115-1234 гг.), как и киданьекая империя Ляо. состояло из завоевателей чжурчжэней, эксплуатируемых крестьян и горожан-китайцев. В период расцвета чжурчжэньская империя занимала всю Маньчжурию, южную часть Дальнего Востока России, часть Северной Кореи и большую часть территории Северного Китая.

Чжурчжэни старались ограничивать процент госслужащих-китайцев в высших органах власти. И хотя их удельный вес постоянно увеличивался, он никогда не достигал половины. Заимствованная из Китая система экзаменов была преобразована таким образом, чтобы фильтрация китайцев была жестче. Чжурчжэням было гораздо проще добиться степени «цзиньши», чем китайцам. Кроме того, чжурчжэни могли получить должность по наследству или по протекции. Из числа китайцев более льготные условия создавались для бывших подданных Ляо - «северян» (ханъэр), чем для «южан» (наньжэнъ) сунцев. При этом почти весь XII в. в разных частях государства продолжали сосуществовать разные письменные языки (китайский, киданьский и чжурчжэньский). Только в 1191-1192 гг. была сделана попытка упразднить киданьское письмо В результате сложных аккультурационных процессов сложилась многонациональная социальная структура чжурчжэньской империи. Во главе находился император и его многочисленные родственники. Они были крупнейшими владельцами собственности и занимали большинство главных постов в государственном аппарате. Далее располагалась чжурчжэньская аристократия. Ее представители обладали значительным богатством, служили главной опорой государства.

Положение свободных китайских ремесленников, торговцев и крестьян было намного хуже. На их плечи легли основные тяготы государственных налогов и повинностей.

2. Сопоставление государственного развития на современном этапе. Россия и Китай

Основные направления государственного развития - экономическое, политическое и социальное - тесно взаимосвязаны в рамках теории и практики модернизации. В условиях, когда общество находится на перепутье, выбор нового направления ведет к возникновению конфликта с традиционной концепцией развития. Между тем формулирование единой логичной концепции, способной дать новому курсу разумное обоснование, является одной из важнейших предпосылок инновационной модели модернизации.

Для успешного осуществления «социалистической рыночной экономики» требуются существенные теоретические инновации в разрешении указанных проблем. Концепция этого курса, реализуемая в современном Китае, является коренным прорывом в традиционном марксистском учении.

В Китае обсуждение ключевых вопросов модернизации привело к иным результатам, чем в России. Проблема соотношения социализма и рыночной экономики была решена путем их совмещения. С момента основания Нового Китая в 1949 г., в подражание Советскому Союзу, в стране конфисковали земли помещиков и буржуазно-бюрократическую собственность, провели политику выкупа городской промышленности у торговой буржуазии, затем ликвидировали помещичий класс и буржуазию. На основе утверждения общественной собственности на средства производства была создана плановая экономическая модель. С мая 1966 г. по октябрь 1976 г. в соответствии с теорией «продолжения революции при диктатуре пролетариата» председатель ЦК Коммунистической партии Китая (КПК) Мао Цзэдун осуществил «культурную революцию». Утверждая, что «внутри партии у власти оказались лица, идущие по капиталистическому пути, в центральном комитете сформировался буржуазный штаб, который придерживается ревизионистской политической и организационной линии, насаждает своих ставленников в провинциях, городах, автономных районах и центральных учреждениях», и стремясь к тому, «чтобы народ смог вернуть власть, узурпированную капиталистическими уклонистами», он считал необходимым «на основе классовой борьбы осуществить культурную революцию, снизу вверх мобилизовать народные массы». Во время «культурной революции» контрреволюционная группа Линь Бяо и «Банда четырех», используя ошибки Мао Цзэдуна, вели ошибочную и преступную политику (ими выдвигался ультралевый лозунг - «травы социализма лучше, чем хлебные всходы капитализма»), имевшую катастрофические последствия. Китай оказался на краю экономического краха. 9 сентября 1976 г. со смертью Мао Цзэдуна закончилась и его эпоха.

В 1978 г. на третьем пленарном заседании 11 сессии ЦК КПК Дэн Сяопин, подытожив уроки «культурной революции», отказался от идеи классовой борьбы и определил основные направления реформ и хозяйственного строительства. 13 марта 1979 г. он выдвинул тезис о необходимости «придерживаться четырех основных принципов» (социалистического пути, демократической диктатуры народа, руководства КПК, «лей марксизма и Мао Цзэдуна) для реализации «четырех модернизаций в Китае» промышленности, сельского хозяйства, науки и обороны). Благодаря утверждению этих принципов КНР отказалась от левого направления культурной революции и начала осуществлять широкие социалистические преобразования, соединяя марксистские идеи с китайской спецификой. После проведения под руководством Дэн Сяопина политики реформ и открытости в Китае отказались от плановой экономики в пользу рыночной. Дэн Сяопин извлек уроки из неудачи новой экономической политики и 6 ноября 1979 г. официально заявил, что «при социализме также возможно развивать рыночную экономику», подчеркнув, что социализм и рыночная экономика не исключают друг друга. Однако традиционное представление о тождестве рыночной экономен и капитализма глубоко укоренилось, поэтому реформы шли с трудом. Посетив с 3 января по 21 февраля 1992 г. юг страны, Дэн Сяопин выступил с рядом важных репей, в которых отметил, что страх перед рыночной экономикой, якобы неразрывно связанной с капитализмом, является важнейшим фактором замедления преобразований. В целях повышения темпа реформ он указал на ключевые параметры для их оценки «благоприятны ли они для развития производительных сил социалистического общества, для содействия увеличению совокупной мощи страны, повышения уровня жизни народа». Исходя из этого, в резолюции 14 съезда КПК в 1992 г. была сформулирована цель: построение «социалистической рыночной экономики».

Решение проблемы формирования структуры собственности в рамках социалистической рыночной экономики заключалось в допущении долгосрочного совместного развития различных секторов экономики на основе государственной собственности. В СССР периода нэпа господствовало традиционное для марксизма представление о том, что частная собственность неизбежно порождает капитализм и что при социализме возможна лишь государственная собственность. Поэтому советское правительство изначально проводило политику, направленную на постепенное выдавливание и полное уничтожение частной собственности, в результате чего быстро развивающиеся в период нэпа рыночные формы столь же поспешно были свернуты. В Китае, напротив, Дэн Сяопин утверждал, что социализм и рыночная экономика могут взаимодействовать. В рамках этого подхода, в резолюции 14 съезда КПК была изложена теория «долгосрочного совместного развития различных секторов экономики на основе государственной собственности, с дополнением институтами индивидуальной экономики, частного сектора экономики и сектора иностранного капитала».

Отношение к буржуазии в двух странах также оказалось противоположным. Советский Союз определил нэпманов (новую социальную группу, появившуюся после внедрения рыночной экономики) как буржуазные элементы, по отношению к которым проводилась политика подавления. Эта стратегия подготовила отказ от нэпа. В Китае после реформ и введения экономической открытости быстро возникли группы негосударственных, необщественных и частных собственников, менеджеров, что ставило вопрос о государственной политике по отношению к ним. 25 февраля 2001 г генеральный секретарь ЦК КПК Цзян Цзэминь выдвинул идею «Тройного представительства» (КПК должна представлять, во-первых, передовые тенденции развития производительных сил, во-вторых, передовые достижения науки и культуры, в-третьих, интересы широких народных масс)16, отражавшую, по его словам «научное отношение к марксизму». Курс реформ, согласно этой идее, должен учитывать изменения в социальной структуре населения Китая: появились такие новые социальные прослойки, как частные предприниматели и технический персонал частных научно-технических предприятий, иностранных предприятий, единоличники, посредники, лица свободных профессий, причем их место в социальной структуре, шкале форм собственности, отраслей, регионов и профессий не остается неизменным, но должно «расширяться и укрепляться». Партии следует «приспособиться к данным изменениям» поскольку большинство представителей новых социальных слоев добросовестно участвуют в строительстве «социализма с китайской спецификой». Поэтому факт владения собственностью не может быть единственным критерием политической прогрессивности или отсталости граждан: «следует прежде всего рассмотреть их идеологическое и политическое сознание, посмотреть, каким путем они получили свою собственность, и как можно оценить их трудовой вклад в построение социализма с китайской спецификой»17. Согласно концепции «Тройного представительства», в целях расширения социальной базы правящей партии, новые общественные слои не относились к чуждому буржуазному лагерю, но определялись как «строители социализма с китайской спецификой». Данная стратегия была направлена на то, чтобы, допуская в партию их представителей, поддерживавших ее линию, прошедших испытания и зарекомендовавших себя как политически грамотных, открыть им широкое политическое будущее. Теория «Тройного представительства» оптимально решала проблему политической позиции партии в отношении к новым социальным прослойкам и позволяла преодолеть серьезное препятствие к углубленному развитию рыночных реформ.

Обновляя марксистскую теорию, китайское правительство активно улучшает правовую систему в целях развития рыночной экономики. Согласно конституционным поправкам, принятым в 2004 г., «государство охраняет законные права и интересы индивидуальных и частных хозяйств. Государство поощряет, поддерживает и направляет развитие, а также осуществляет наблюдение и контроль необщественного сектора экономики». В соответствии с ними на пятом совещании 10 Всекитайского собрания народных представителей 16 марта 2007 г. был принят «Закон о вещных правах», ориентированный на «защиту основ экономического строя страны и социалистической рыночной экономики, а также определения принадлежности собственности, выявления полезности понятия собственности, защиты вещных прав правообладателей».

В 2005 г. Государственный совет принял установку на стимулирование негосударственной экономики. Впервые на столь высоком официальном уровне было заявлено о расширении доступа на рынок для институтов негосударственной экономики, необходимости ее поддержки наравне с государственной в области инвестиций, финансирования, налоговой политики, землепользования, внешней торговли, экономического и технического сотрудничества и др. В соответствии с этим железные дороги, гражданская авиация, почтовая служба, военная и нефтехимическая промышленности в Китае стали отраслями, куда может войти и необщественный капитал, причем финансовые, налоговые и другие ведомства также ввели практику поддержки негосударственного экономического развития. Благодаря конституционным гарантиям и государственной поддержке необщественная экономика КНР стала развиваться быстрыми темпами. К концу 2006 г. число зарегистрированных частных предприятий достигло 4 947 млн, составляя 57,4% от общего числа предприятий по всей стране. Необщественная экономика также играет важную роль в содействии глобализации китайского народного хозяйства. В 2005 г. число частных холдинговых компаний, инвестирующих за рубежом, составляло 64% от их общего количества по всей стране. Постоянно увеличивается численность и влияние «нового социального слоя», включающего частных предпринимателей и персонал необщественной экономики. Данные опроса показали, что их количество составляет около 50 млн, они обладают или управляют капиталом в сумме около 10 трлн юаней. Представители нового социального слоя, верные делу партии, были приняты в нее, а наиболее выдающиеся из них даже допущены к политической деятельности, будучи избраны членами Народного политического консультативного совета или Всекитайского собрания народных представителей. Кроме того, на крупных негосударственных предприятиях созданы партийные ячейки. Таким образом, смелые и прагматичные инновации КПК в марксистском учении позволили Китаю успешно перейти к рыночной экономике.

Заключение

В Древнем Китае, особенно при легистах, государство активно вмешивалось в общественные отношения, в хозяйственную жизнь, регулируя, в частности, отношения собственности.

Касаясь вопроса о повторяемости в китайской истории, Е.Е. Яшнов в своей книге «Особенности истории и хозяйства Китая» (Харбин, 1933) доказывал наличие в истории Китая 800-летних циклов. Российский историк А.С. Мургузин, оспаривая концепцию Е.Е. Яшнова, все же признает плодотворность идеи циклического развития и такую цикличность в пределах длительности великих китайских династий.

Список литературы

Березкин Ю.Е. Вождества и акефальные сложные общества: данные археологии и этнографические параллели. В кн.: Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. М. 2005

Бондаренко Д.М., Коротаев А.В. Политогенез, «гомологические ряды» и нелинейные модели социальной эволюции. - Общественные науки и современность. 2009, № 5, с. 128-138

Берент М. Безгосударственный полис. Раннее государство и древнегреческое общество. В кн.: Альтернативные пути к цивилизации. М. 2010

Бондаренко Д.М. Гомоархия как принцип построения социально-политической организации. В кн.: Раннее государство, его альтернативы и аналоги. Волгоград. 2006 государственный древний китай собственность

Гельман Е.И. Взаимодействие центра и периферии в Бохае. В кн.: Российский Дальний Восток в древности и средневековье. Владивосток. 2005

Кычанов Е.И История приграничных с Китаем древних и средневековых государств (от гуннов до маньчжуров). СПб. 2010

Крадин Н.Н Становление и эволюция ранней государственности на Дальнем Востоке// Вопросы истории, №10,2015г

Медушевский А.Н Ключевые проблемы модернизации России и Китая: направления сравнительных исследований // Российская история. №3, 2012г

Похожие работы на - Государственный строй Древнего Китая и его особенности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!