Защита населения и территорий от землетрясений и наводнений

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Безопасность жизнедеятельности
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,11 Кб
  • Опубликовано:
    2015-08-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Защита населения и территорий от землетрясений и наводнений














Контрольная работа

Защита населения и территорий от землетрясений и наводнений

Введение

наводнение катастрофа землетрясение

В последние годы уходящего столетия наблюдается устойчивая тенденция к неуклонному росту количества и разрушительной силы стихийных бедствий. Международный симпозиум по вопросам влияния и загрязнения природной среды на климат, проходившей в августе 2007 г., отметил, что только за последнее десятилетие количество природных катастроф возросло вдвое, причем особенно увеличивалась площадь затоплений. Все это связано с нарушением экологического равновесия в природе и, наряду с принятием природоохранных мер, требует усиления внимания к защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера (стихийных бедствий).

Территория России подвержена комплексному воздействию более 30 опасных природных явлений, развитие и проявление которых в виде катастроф и стихийных бедствий ежегодно наносит стране огромный материальный ущерб и приводит к большим человеческим жертвам.

Из всех стихийных бедствий по своему отрицательному воздействию на человека и территории на первом месте стоят землетрясения, наводнения и ураганы. При их возникновении проводятся наиболее объемные работы, требующие значительных организационных усилий и привлечения максимального количества сил и средств для; ликвидации последствий случившегося. Поэтому основное внимание при изучении темы рекомендуется уделить вопросам ЗН и Т в условиях этих стихийных бедствий.

1. Защита населения и территорий при землетрясениях

По причинам возникновения землетрясения бывают тектонические, вулканические, обычные, метеоритные и техногенные. Особое внимание можно уделить тектоническим землетрясениям и техногенным, возникающим в результате неконтролируемого воздействия человека на окружающую среду. Причинами техногенных землетрясений могут быть глубокое разведочное бурение, заполнение крупных водохранилищ и др. В качестве примера можно привести землетрясение интенсивностью 8 баллов, произошедшее в 1963 г. южнее Новосибирска при заполнении Обского моря (раньше там землетрясения не наблюдались).

Нужно обратить внимание на то, что в России сейсмоопасными зонами являются Камчатка, Сахалин, Северный Кавказ и Якутия.

.1 Характеристика землетрясений

Основными критериями землетрясения являются глубина очага (гипоцентра) - до 30 км, в отдельных случаях - до 750 км; продолжительность колебаний грунта - 20-25 с (макс. - до 90 с); сейсмическая энергия и интенсивность землетрясения.

Под сейсмической энергией понимается энергия, излучаемая из гипоцентра землетрясения в форме сейсмических волн. Она измеряется с помощью шкалы Рихтера, в которой за единицу измерения принимается магнитуда - величина, соответствующая десятичному логарифму максимальной амплитуды колебаний маятника сейсмографа (в микронах) в 100 км от эпицентра землетрясения. Максимальная энергия землетрясений за все время наблюдений за ними составила 8,9 магнитуды, следовательно, данные измерений по шкале Рихтера могут находиться в пределах от 1 до 8,9 магнитуд.

Так как магнитуда характеризует выход сейсмической энергии только в эпицентре землетрясения, для оценки силы колебаний земной поверхности в точках, удаленных от эпицентра, используется понятие «интенсивность землетрясения», определяющее степень ущерба, нанесенного подземной стихией в данном конкретном месте. Интенсивность зависит не только от сейсмической энергии, но и от расстояния до эпицентра, свойств грунта, качества строительства и других факторов. Поэтому для измерений интенсивности сложно использовать инструментальные методы, и они не отличаются такой же степенью точности, как измерение энергии.

Интенсивность землетрясения определяется с помощью 12-бальной шкалы Меркалли (табл. 1). В России и странах СНГ используется ее модификация - шкала М5К-64.

Таблица 1. - Краткая характеристика возможной интенсивности землетрясений по 12-балльной шкале Меркалли (MSK-64).

БаллКраткая характеристика землетрясенийIОтмечается только сейсмическими приборамиIIОщущается отдельными людьми, находящимися в полном покоеIIIОщущается небольшой частью населенияIVЛегкое дребезжание и колебания предметов, посуды и оконных стеколVОбщее сотрясение зданий, колебание мебели, трещины в оконных стеклах и штукатуркеVIПробуждение спящих, падение со стен картин, откалываются отдельные куски штукатуркиVIIТрещины в стенах каменных домов, антисейсмические и деревянные постройки остаются невредимымиVIIIТрещины на почве, сдвиг или опрокидывание памятников, сильное повреждение домовIXСильное разрушение каменных домов, перекосы деревянных домовXТрещины в почве, иногда до метра шириной, оползни, обвалы со склонов, разрушение каменных построек, искривление железнодорожных рельсовXIБолее широкие трещины в поверхностных слоях земли, многочисленные обвалы, каменные дома совершен разрушаются, выпячивание железнодорожных рельсовXIIБольшие изменения ландшафта, многочисленные трещины, обвалы, оползни, возникновение водопадов, подпруд на озерах, изменение течения рек, ни одно сооружение не выдерживает

Соотношение между сейсмической энергией и интенсивностью землетрясения показано в таблице 2.

Таблица 2. - Соотношение между шкалой Рихтера и MSK-64

4,0-4,95,0-5,96,0-6.97,0-7,98,0-8,9Интенсивность по шкале МЗК-64IV-VVI-VIIVIII-IX1Х-ХXI-XII

Рассматривая поражающие факторы землетрясения, следует отметить, что основной ущерб наносится в результате воздействия не первичных факторов, порождаемых подземной стихией - колебаниями грунта и образующимися в нем трещинами - а вторичных, возникающих под действием первичных: разрушениями, пожарами, наводнениями и т.д.

В ряде случаев вторичные факторы, такие, как цунами, оползни, обвалы, сами являются источниками ЧС. В отличие от первичных факторов, возможность возникновения либо степень проявления вторичных факторов можно существенно уменьшить, а иногда и предотвратить путем заблаговременного проведения комплекса инженерно-технических и организационных мероприятий.

При землетрясениях высокой балльности возможны массовые поражения населения, в том числе травмы различной степени, нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей, разрушения отдельных объектов и систем инфраструктуры.

.2 Мероприятия по защите населения и территорий от землетрясений и ликвидации их последствий

Мероприятия, проводимые в режиме повседневной деятельности.

Правовые мероприятия.

Руководство положениями основных документов в области ЗН и Т, в части, касающейся данной ЧС, в том числе нормативными документами, регламентирующими строительство объектов в сейсмоопасных зонах (ГОСТ).

Инженерно-технические мероприятия.

Сейсмостойкое строительство и ограничите строительства потенциально опасных объектов (ПОО) в сейсмоопасных районах с возможной интенсивностью землетрясений У11-1Х баллов. В зонах с интенсивностью землетрясения более IX баллов строительство вообще не рекомендуется. Обязательным условием сейсмостойкого строительства является тщательный контроль за соблюдением Строительных норм и правил.

Усиление сейсмостойкости ранее построенных зданий при их капитальном ремонте.

Рациональное размещение и рассредоточение объектов при строительстве городов и населенные пунктов.

Развитие инфраструктуры территории с учетом создания благоприятных условий для проведения аварийно-спасательных работ: строительство широких (незаваливаемых) магистралей и пожарных водоемов в населенных пунктах; мостов повышенной прочности и грузоподъемности и дорог с твердым покрытием в сельской местности и т.п.

Инженерная паспортизация отдельных объектов, населенных пунктов и городов в сейсмоопасных районах в целях заблаговременной подготовки банка данных для оценки последствий возникших землетрясений.

Организационные мероприятия.

Планирование ЗН и Т от землетрясений и ликвидации их последствий. Основой для планирования и проведения заблаговременных мероприятий является сейсмическое районирование, заключающееся в выделении областей и районов территорий по степени сейсмической опасности. Оно осуществляется на базе анализа сейсмических, геологических и геофизических данных и многолетних сейсмических наблюдений.

Целенаправленная подготовка формирований, предназначенных для аварийно-спасательных работ, оснащение их современной поисковой аппаратурой и средствами механизации работ. Примеры новой техники: акустическая аппаратура «Пеленг» и микроволновый детектор движения, позволяющие обнаружить живого человека под завалом на глубине, соответственно, 10 и 15 м; пневматические подушки, способные поднять на высоту 30-50 см груз в несколько десятков тонн; гидравлические резаки и ножницы и др.

Организация постоянного контроля за сейсмической обстановкой, включающего проведение сейсмического мониторинга, а также прогнозирование возможных землетрясений. Контроль осуществляется силами и средствами Единой системы сейсмических наблюдений. Прогнозирование землетрясений - одно из важнейших мероприятий в системе контроля сейсмической обстановки, позволяющее своевременно принять меры к ЗН и Т. Однако в настоящее время надежный краткосрочный (за несколько суток) и непосредственный (за несколько часов) прогноз представляет серьезную проблему из-за отсутствия надежных методик и средств. Эта проблема должна быть решена с созданием в России спутниковой системы предупреждения о землетрясениях с помощью томографического зондирования атмосферы. Она сможет дать поэтапный прогноз землетрясения с высокой степенью точности за двое суток и за 30 минут до его начала. Первые спутники этой системы уже выведены на орбиту.

При получении долгосрочного (на несколько лет вперед) или среднесрочного (на несколько месяцев) прогноза землетрясения проводятся работы по повышению устойчивости объектов инфраструктуры (укреплению домов и сооружений), тренировки и учения формирований и населения.

·Поддержание готовности системы оповещения и информации об угрозе землетрясения и его возникновении, включая мобильные средства.

·Подготовка населения к действиям в условиях землетрясения проводится на общих основаниях. Спецификой при этом является детализация обучения населения правилам поведения в различных условиях: подготовительные мероприятия при отсутствии землетрясения; действия при наличии прогноза и при внезапном возникновении землетрясения; действия после землетрясения.

Основные рекомендации населению в случае внезапного землетрясения:

не паниковать, действовать спокойно;

в случае если землетрясение началось серией небольших толчков, либо при нахождении в непосредственной близости от входа - немедленно покинуть здание, остерегаясь стекла, обломков облицовки и камней, падающих вдоль стен;

при нахождении вдали от выхода или на верхних этажах искать спасения в том помещении, где застало землетрясение, заняв безопасное место (в проеме двери, углу, под столом);

остерегаться близости окон, застекленных дверей и стен, угловых комнат;

не пользоваться лестницами и лифтами;

если землетрясение застало на улице, отойти подальше от стен, столбов и проводов линий электропередачи;

по окончании толчков немедленно покинуть здание, выключив газ, свет и воду, и больше в него не входить, так как возможны повторные толчки - афтершоки, способные завершить разрушения, произведенные землетрясением.

Мероприятия, проводимые в режиме повышенной готовности.

Режим повышенной готовности вводится с получением непосредственного прогноза. При этом председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), руководителями органов управления ГОЧС, как правило, принимается решение на ЗН и Т и, в первую очередь, на проведение упреждающей эвакуации, а также ставятся задачи исполнительным органам; приводятся в готовность спасательные формирования с выводом техники и людей на открытые площадки; переводятся на аварийные режимы или останавливаются опасные производства и принимаются другие необходимые меры.

Население оповещается через средства массовой информации о возможности землетрясения и порядке действий в данной ситуации.

При упреждающей эвакуации население выводится из домов на ближайшие открытые площадки, расположенные вне зон возможных завалов. При невозможности эвакуации население подготавливает свои жилые помещения к возможным толчкам, для чего снимаются на пол все тяжелые предметы с полок и шкафов, высокая мебель прикрепляется к стенам, кровати отодвигаются от окон, коридоры и лестничные переходы освобождаются от загромождающих их вещей, создаются запасы воды и продуктов питания.

Мероприятия, проводимые в чрезвычайном режиме

С началом землетрясения КЧС вводит чрезвычайный режим. Сразу же после окончания сотрясения грунта собираются данные об обстановке в районе бедствия и краткие выводы из нее докладываются председателю КЧС, который принимает (уточняет ранее принятое) решение и определяет задачи исполнителям, а органы управления ГОЧС доводят их до привлекаемых сил.

Диспетчерской службой дается информация в вышестоящие органы управления РСЧС с конкретными данными по землетрясению для оперативного прогнозирования с помощью компьютерных программ возможных его последствий и определения необходимости оказания помощи силами и средствами.

Для организации и проведения спасательных работ зона разрушений разделяется на районы (в рамках существующего административного деления), а районы - на участки работ. Назначаются руководители ликвидации чрезвычайной ситуации. В случае крайней необходимости они вправе самостоятельно принимать решения;

о проведении эвакуационных мероприятий;

об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах ЧС;

о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах ЧС;

об ограничении доступа людей в зоны ЧС;

о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС организаций, находящихся в зонах ЧС;

об использовании в порядке, установленном законодательством РФ, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах ЧС;

о привлечении к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и общественных аварийно - спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формировании, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно - спасательных работ;

о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных работ;

о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.

Спасательные работы начинаются немедленно всеми сохранившимися силами. По мере прибытия формирований для ликвидации последствий ЧС их командиры объединяют все имеющиеся на участке силы и средства и организуют планомерное проведение работ. Для более надежного обнаружения людей, находящихся под завалами, через определенные промежутки времени устанавливается так называемый «час тишины».

2. Защита населения и территорий при наводнениях

Угроза наводнения на территории России существует более, чем в 40 городах и нескольких тысячах других населенных пунктах. На примерах минувшего лета текущего года виден ущерб, наносимый наводнениями населению и экономике страны.

Проведение мероприятий по ЗН и Т от наводнений невозможно без знания причин их возникновения, которыми могут быть: расход воды, превышающий возможности русла реки (обильное снеготаяние, ливни); большое сопротивление потоку воды (заторы, завалы русла) и ветровые нагоны на морях и озерах.

Особую категорию составляют наводнения, возникающие при авариях на гидротехнических сооружениях, так как здесь действует фактор внезапности и огромной силы напор волны прорыва, которая может достигать 10-15 м и более в высоту и перемещаться со скоростью от нескольких до десятков метров в секунду. Так, например, в 1963 г. в Италии в водохранилище Вайонт обрушился горный массив, в результате 25 млн т воды перелились через плотину, создав в долине р. Пьяве волны высотой 70 м. Было уничтожено 4 поселка, погибло 4400 человек. В 1994 г. в Башкирии в результате прорыва плотины Тирлянского водохранилища было снесено несколько поселков (148 домов) и погибло около 90 человек.

К поражающим факторам наводнения относят поток (течение) воды и загрязнение гидросферы и почвы. Критериями, характеризующими наводнение, являются скороподъемность, глубина, скорость движения и температура потока, площадь затопления и скоростной напор воды (динамическая нагрузка массы движущегося потока).

По видам наводнения классифицируются на низкие (малые), высокие (большие), выдающиеся и катастрофические.

Наводнения, как правило приводят к ухудшению условий жизнедеятельности населения, а также к нарушению инфраструктуры района затопления (разрушение объектов, дорог, линий электропередачи, затопление сельскохозяйственных угодий и т.д.).

.1 Мероприятия по защите населения и территорий от наводнений и ликвидации их последствий

Мероприятия, проводимые в режиме повседневной деятельности

Правовые мероприятия.

Руководство положениями основных документов в области ЗН и Т применительно к данному природному явлению, а также рядом специальных документов таких как Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружении» и др.

Инженерно-технические мероприятия.

Регулирование паводкового стока с помощью гидротехнических сооружений (плотин, дамб),

Проектирование и строительство жилых районов или промышленных объектов (в первую очередь, ПОО) вне мест, где прогнозируются уровни поводка, с учетом норм запаса их прочности для соответствующих условий.

Использование нижних этажей жилых зданий для административных целей.

Обеспечение необходимой устойчивости дорожных покрытий, линий связи и электропередачи в условиях затопления.

Накопление резервных запасов строительных материалов для укрепления гидротехнических сооружений, строительства дамб и т.п.

Организационные мероприятия.

Планирование ЗН и Т при наводнениях. При планировании особое внимание уделяется организации упреждающей и экстренной эвакуации из угрожаемых районов (определяются районы эвакуации и маршруты движения, порядок размещения в них эвакуируемых, определяется и постоянно уточняется транспортное обеспечение и другие данные).

Создание и поддержание в готовности сил и средств для проведения спасательных работ, особенностью которых является обязательное наличие в их составе формирований на плавсредствах, инженерных подразделений механизации работ по укреплению гидротехнических сооружений, мобильных разведывательных подразделений на быстроходных катерах.

Обеспечение населения простейшими спасательными средствами.

Организация контроля за состоянием рек и водоемов. Прогноз возможных наводнений и их последствий. Контроль за состоянием рек и водоемов осуществляется гидрометеорологическими службами, а органы управления ГОЧС должны проявлять заботу об оперативном получении от них прогнозов наводнений и другой информации.

Поддержание в постоянной готовности системы оповещения о наводнениях, в том числе с использованием плавсредств.

Подготовка населения к действиям в условиях наводнения. Подготовка осуществляется по общим правилам. При обучении особое внимание уделяется вопросам эвакуации населения различными спосо¬бами из районов возможного затопления.

Основные рекомендации населению но действиям во время наводнения

·При получении сигнала оповещения об эвакуации (начале наводнения) необходимо упаковать документы и ценные бумаги в непромокаемый пакет, забрать особой необходимые вещи и запас продуктов на 3 дня и, выключив газ, воду и электроэнергию и закрыв плотно окна и двери, следовать на сборный эвакуационный пункт.

·При невозможности эвакуации подняться на верхний этаж здания, чердак или крышу либо на возвышенный участок местности, имея с собой предметы, пригодные для самоэвакуации (автомобильную камеру, пустые канистры, надувной матрас и т.п.), а также для обозначения местонахождения (яркий кусок ткани, фонарик).

·Если вода продолжает прибывать, а скорость потока превышает 2 м/с - закрепиться за прочные предметы.

·До прибытия помощи оставаться на месте, подавая сигналы о помощи.

·Самоэвакуацию предпринимать только при угрозе жизни, при этом, прежде чем плыть, проследить направление течения и наметить направление движения.

·Плыть только по течению под углом к его направлению, приближаясь к намеченному пункту.

·Внезапно оказавшись в воде сбросить с себя тяжелую одежду и обувь, и, используя любые плавающие предметы, экономить силы и ждать помощи.

Мероприятия, проводимые в режиме повышенной готовности

При непосредственной угрозе наводнения комиссия по ЧС может ввести режим повышенной готовности. При этом на базе оценки фактических данных и прогнозирования определяются меры по защите населения, принимается решение на проведение спасательных и других неотложных работ и проводится комплекс превентивных мероприятий, имеющих целью снижение ущерба от наводнения, облегчение организации спасательных работ и сокращение времени на их проведение. К важнейшим из них относятся:

Усиление контроля за подъемом воды и уточнение прогнозирования масштабов наводнения.

Принятие мер к укреплению гидротехнических сооружений, строительству дамб, водоотводных каналов и пр.

Приведшие в повышенную готовность к действиям спасательных формирований, оснащение их плавсредствами.

Оповещение населения об угрозе затопления.

Подготовка эвакуационных мероприятий, а с достижением уровнем воды опасных значений, упреждающая эвакуация населения.

Подготовка опасных производств к остановке процесса либо переход их на аварийные режимы работ.

Ряд специфических мероприятий проводится при угрозе прорыва плотин. Помимо вышеперечисленных мер, прогнозируются границы затопления глубиной 1,5 м и более и со скоростью потока более 2 м/с; принимаются меры к ограждению указателями об опасности участков дорог, по которым может пройти волна прорыва; определяются возвышенные участки в районах вероятного затопления, на которых может укрыться население при невозможности эвакуации (информа-ция о них доводится до населения при оповещении).

Мероприятия, проводимые в чрезвычайном режиме

С началом затопления уточняется оценка фактической обстановки и на основе выводов из нее принимается решение на проведение экстренной эвакуации населения, спасательных и других неотложных работ. Определяются задачи исполнителям и доводятся до них через работников органа управления ГОЧС. Население оповещается оначале подъема воды. При прорывах плотин оповещение осуществляется на расстояние добегания волны прорыва за 6 часов. Силы и средства ликвидации последствий наводнения приводятся в полную готовность и выдвигаются на участки работ.

Ликвидация чрезвычайной ситуации при наводнениях включает проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, локализацию зоны ЧС и меры по прекращению действия опасных факторов наводнения.

Спасательные работы при наводнении имеют целью поиск людей на затопленной территории, оказание им необходимой помощи и эвакуацию в безопасные места. Для проведения АС и ДНР привлекаются формирования, оснащенные плавсредствами, вертолетами (в т.ч. воинские), санитарные формирования, формирования механизации работ, охраны общественного порядка и другие.

Организованная упреждающая эвакуация населения из зон возможного затопления осуществляется на автотранспорте, который, учитывая небольшую протяженность маршрутов эвакуации, может делать по несколько рейсов. Экстренная эвакуация с началом затопления может завершаться по бродам, на плавсредствах и вертолетах. Вывод эвакуируемых по бродам осуществляется только летом при высоте воды не более 1 м и скорости течения не более 1,5 м/с. Группы спасаемых обязательно сопровождаются проводниками со средствами оказания помощи (веревками, пробковыми поясами и т.п.), один из которых следует в голове группы, другой - замыкающим.

В районах, откуда вывести людей посуху и по бродам не удалось (невозможно), разведгруппы, действующие на быстроходных катерах или вертолетах, отыскивают группы спасающихся людей и сообщают их местонахождение, количество и состояние в органы управления ГОЧС, которые высылают туда спасательные формирования на плавсредствах. При этом небольшие плавсредства (лодки) объединяются в группы по 5-6 единиц. Во главе каждой такой группы должен действовать моторный катер (автомашина-амфибия). В группе обязательно должны быть: медицинский работник с необходимым набором средств для оказания помощи пострадавшим на воде и 1-2 спасателя с аквалангами или изолирующими противогазами (для работы под водой).

Небольшим группам людей, находящимся на воде, выбрасываются, с учетом направления ветра, спасательные средства. Затем пострадавших поднимают на борт и доставляют в пункт сбора. При необходимости первая медицинская помощь оказывается на борту спасательного средства.

Локализация района наводнения и прекращение действия опасных факторов осуществляются путем проведения силами формирований механизации работ защиты важнейших элементов инфраструктуры дамбами, уменьшению интенсивности подъема воды и высоты уровня затопления за счет водоотводных каналов, перекрытия шлюзов водохранилища.

Заключение

Следует сказать, что на территории РФ могут возникнуть и другие ЧС природного характера: природные пожары, ураганы, смерчи, снежные бураны и др. Большинство из них возникает внезапно либо за очень короткий промежуток времени, поэтому ЗН и Т должна осуществляться очень оперативно, для чего могут быть проведены следующие мероприятия: наблюдение за перемещением урагана, смерча или бурана, прогнозирование времени их подхода и оповещение населения об их угрозе; приведение в готовность органов управления ГОЧС, сил и средств ликвидации ЧС: усиление надзора за соблюдением мер безопасности; укрытие населения в защитных сооружениях, подвалах или прочных зданиях; подготовка медицинских учреждений к приему пострадавших и оказанию им помощи.

Во всех случаях знание поражающих факторов, критериев и физической сущности природных ЧС, а также мероприятий по ЗН и Т в каждом конкретном случае позволяет избежать или существенно уменьшить потери и ущерб, который может быть нанесен.

Литература

1.Дж. Гир, Х. Шах. Зыбкая твердь. Что такое землетрясение и как к нему приготовиться. /Пер. с англ./М.; 2008.

2.Тарасов В.В. Экология человека в чрезвычайных ситуациях. М., 2013 г.

.Р. Нежиховский. Наводнения на реках и озерах. Гидрометеоиздат. 2008 г.

.Основы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. М., МГУ. 2008 г.

Похожие работы на - Защита населения и территорий от землетрясений и наводнений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!