объекты бухгалтерского учета оцениваются и отражаются по остаточной стоимости. В валюту такого баланса суммы, отражаемые на регулирующих счетах, не включаются. Их вычитают или прибавляют к первоначальной стоимости объектов, учитываемых на основных бухгалтерских счетах. Баланс-нетто позволяет "очистить" и упростить систему балансовых показателей, получить реальную оценку объектов бухгалтерского учета. [13, c.289]
Глава 2. Методика составления бухгалтерского баланса
2.1 Подготовительные работы по составлению бухгалтерской отчетности
Перед составлением годового отчетного баланса осуществляют следующие процедуры:
проводят инвентаризацию всех видов имущества, обязательств и расчетов и ее результаты отражают на счетах Главной книги и аналитических счетах;
осуществляют уточнение оценки всех видов имущественных статей баланса;
создают оценочные резервы (заключительными записями декабря);
проверяют правильность распределения доходов, расходов, прибыли и убытков между смежными отчетными периодами;
осуществляют закрытие счетов бухгалтерского учета, в том числе счета 99 "Прибыли и убытки" (заключительной записью декабря);
вносят уточнения в Главную книгу или отражают эти уточнения в пояснениях к годовому отчету с учетом событий после отчетной даты (ПБУ 7/98) или условных фактов хозяйственной деятельности (ПБУ 8/01);
составляют приложение к годовому бухгалтерскому балансу и пояснения к отчетному бухгалтерскому балансу. [459]
При составлении бухгалтерской отчетности организации должны
обеспечить:
полноту отражения всех хозяйственных операций за отчетный
период;
тождество данных аналитического учета данным синтетического
учета за отчетный период;
правильное и полное отражение в учете и отчетности
результатов инвентаризации имущества и обязательств.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств. При проведении инвентаризации организациям необходимо руководствоваться Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России. Количество инвентаризаций в отчетном году, порядок, сроки их проведения, а также состав инвентаризируемого имущества и обязательств определяет руководитель организации, кроме случаев, когда в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" проведение инвентаризаций обязательно.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах в следующем порядке.
. Излишек имущества приходуется (по рыночной цене на дату проведения инвентаризации) и соответствующая сумма учитывается в составе прочих доходов: Дебет счета 10 (41, 50 и другие) Кредит субсчета 91-1.
. Недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относится на затраты производства: Дебет счета 20 (44 и другие) Кредит счета 94.
. Недостача имущества и его порча сверх норм естественной убыли относится на виновных лиц:
) отражена недостача основных средств (по остаточной стоимости), материалов, товаров: Дебет счета 94 Кредит счета 01 (10, 41 и другие);
) недостача сверх норм естественной убыли отнесена за счет виновного лица: Дебет субсчета 73-2 Кредит счета 94;
) отражена разница между балансовой стоимостью недостающих ценностей и суммой, подлежащей взысканию с виновного лица: Дебет субсчета 73-2 Кредит субсчета 98-4;
) удержана из заработной платы работника (поступила в кассу) сумма материального ущерба: Дебет счета 70 (50) Кредит субсчета 73-2;
) соответствующая доля доходов будущих периодов учтена в составе прочих доходов: Дебет субсчета 98-4 Кредит субсчета 91-1
. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются, то есть учитываются в составе прочих расходов: Дебет субсчета 91-2 Кредит счета 94.
Проверка записей на счетах бухгалтерского учета
Чтобы быть уверенным в правильности показателей годовой бухгалтерской отчетности и исключить претензии работников налоговых органов, которые могут возникнуть в процессе проверки деятельности организации за отчетный год, главному бухгалтеру необходимо еще раз проверить записи бухгалтерского учета.
Для того, чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявленным к ней требованиям, должны соблюдаться следующие условия:
) отражение хозяйственных операций в учете только на основании надлежащем оформленных первичных документов (накопительных, группировочных ведомостей);
) отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации;
) совпадение данных синтетического и аналитического учета;
) отражение хозяйственных операций не противоречит соответствующим положениям действующих нормативных актов;
) выбранная организацией система регистров бухгалтерского учета позволяет получить все аналитические данные, требующиеся для расчета показателей, установленных формами отчетности.
В течение месяца на основании первичных документов в учетных регистрах формируется вся информация об объектах бухгалтерского учета. Итоговые данные учетных регистров используются для составления записей по счетам Главной книги (Приложение 1). В конце отчетного периода по всем счетам Главной книги подсчитываются дебетовые и кредитовые обороты, по большинству счетов выводится конечное сальдо. По некоторым счетам (60, 62, 68, 71, 75, 76) надо исчислять развернутое сальдо.
Отражение развернутого сальдо в балансе (в активе - дебетового, в пассиве - кредитового) необходимо для объективной характеристики финансового положения организации. Взаимное погашение дебиторской и кредиторской задолженности (свертывание сальдо) приводит к фальсификации баланса.
Счета 25, 26, 28, 40, 94 ежемесячно закрываются, их обороты по дебету и кредиту обязательно равны, сальдо отсутствует. Счета 90, 91, 99 закрываются один раз в конце года.
Показатели Главной книги ООО "Альфаком-Север" (Обороты по дебету и кредиту, остатки) используются для составления бухгалтерской отчетности. Чтобы убедить в точности и полноте этих показателей, необходимо периодически проверять записи по счетам.
Обычно проверку записей по счетам Главной книги организации проводят по следующим направлениям:
) сличают между собой обороты и остатки или только остатки по всем счетам синтетического учета;
) сличают обороты по каждому синтетическому счету с итогом и документов, послуживших основанием для записей;
) сверяют обороты и остатки по каждому синтетическому счету с соответствующими показателями аналитического учета.
Закрытие счетов учета затрат, формирование себестоимости готовой и проданной продукции.
Заключение счетов - это определение конечных остатков (сальдо). Конечный остаток переносят в учётные регистры следующего года в качестве начального.
Далее обороты из журналов - ордеров записывают в Главную книгу и при условии дебетового и кредитового оборотов за месяц выводят остатки по каждому счёту. При этом Главную книгу по расчётным счетам переносят отдельно сумму дебетовых остатков аналитических счетов данного счёта и отдельно сумму кредитных остатков. Таким образом, до закрытия собирательно-распределительных, сопоставляющих счетов и исчисления фактической себестоимости продукции проверяют полноту и правильность записей по всем счетам и составляют оборотно-сальдовую ведомость. По составленной оборотно-сальдовой ведомостью выверяют оборот и остатки по аналитическим счетам. Составление такой ведомости позволяет не только проверить учетные данные по балансовым счетам и устранить ошибки, если они были допущены в течение года, но и получить информацию исчисления налога на имущество.
В течении отчетного месяца на счетах 20 "Основное производство" и 23 "Вспомогательное производство" собираются прямые затраты, непосредственно связанные с изготовление конкретных видов продукции, осуществлением работ, оказание услуг (расход материалов, заработная плата производственных рабочих и др.). Косвенные расходы, связанные с обслуживанием производства и управлением, в течении отчетного месяца учитываются на счете 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы". ООО "Альфаком-Север" счета 23 и 25 не использует.
На дебете счета 25 "Общепроизводственные расходы" отражаются затраты по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, заработная плата цехового персонала, амортизация, затраты по содержанию, ремонту зданий, сооружений и прочих основных средств, расходы по охране труда, расходы по проведению испытаний, опытов и другие расходы цехового характера. Собранные на дебете счета 25 общепроизводственные расходы в конце месяца полностью списываются на счет 20 "Основное производство" и 23 "Вспомогательное производство", остатка по этому счету не бывает.
На дебете счета 26 "Общехозяйственные расходы" отражаются затраты на заработную плату персонала заводоуправления, расходы на командировки и служебные разъезды, типографские, почтово-телеграфные и телефонные расходы, амортизация, затраты на содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря и другие расходы. Накопленные в течении месяца расходы на дебете счета 26 в конце месяца полностью перечисляются с его кредита в дебет счета 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательное производство" или 90 "Продажи". На этом счете в конце месяца остатка не должно быть.
При наличии производственного брака на счете 28 "Брак в производстве" выявляются окончательные потери от брака. Они определяются так: (себестоимость окончательного брака + затраты на исправление брака) - (удержания с виновника брака + стоимость возвратных отходов по цене возможного использования). Окончательные потери от брака, определенные по счету 28 "Брак в производстве", списываются с кредита данного счета в дебет счета 20 (23). На этом счете остатка на конец месяца также не бывает.
Расходы вспомогательного производства по выполнению работ, оказанию услуг для основного производства списываются с кредита счета 23 "Вспомогательное производство" в дебет счета 20 "Основное производство" (25 и другие). Конечный остаток по дебету счета 23 "Вспомогательное производство" показывает стоимость незавершенного производства. В конце месяца по данным счета 20 "Основное производство" исчисляют фактическую себестоимость готовой продукции. Она определяется так: незавершенное производство на начало месяца + затраты за месяц - незавершенное производство на конец месяца - стоимость возвратных отходов - себестоимость окончательного брака.
В зависимости от выбранного в учетной политике варианта учета готовой продукции фактическая себестоимость списывается с кредита счета 20 "Основное производство" или в дебет счета 40 "Выпуск продукции" (при учете продукции по нормативной (плановой) себестоимости) или в дебет счета 43 "Готовая продукция" (при учете продукции по фактической себестоимости). Счета 40, 43 также не применяются в данной организации.
На счете 99 "Прибыли и убытки" бухгалтер в течение года списывает финансовый результат от обычных видов деятельности, а также от операционных и внереализационных доходов и расходов. Кроме того, на нем учитывают чрезвычайные доходы и расходы. Здесь же отражают задолженность перед бюджетом по налогу на прибыль, штрафы за налоговые правонарушения и постоянные налоговые обязательства (активы).
Чтобы узнать, как организация работала в отчетном году, бухгалтер должен сопоставить годовые дебетовые и кредитовые обороты по счету 99 (чистая прибыль (убыток) за отчетный период = прибыль (убыток) от продаж + (-) сальдо прочих доходов и расходов - условный расход по налогу на прибыль - постоянные налоговые обязательства + постоянные налоговые активы). Если предприятие по итогам года получила прибыль (по состоянию на 31 декабря на счете 99 кредитовое сальдо), в учете делается проводка:
Дебет счета 99 "Прибыли и убытки" Кредит счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" - отражена чистая (нераспределенная) прибыль отчетного года.
А если фирма по результатам работы за год получит убыток, делается проводка:
Дебет Кредит счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" Кредит счета 99 "Прибыли и убытки" - отражен убыток отчетного года.
Все операции по закрытию счетов находят отражение в Главной книге. В результате закрытия счетов в заключительном балансе отражают остатки на счетах: инвентарных, фондовых, расчётных и операционных, учитывающих незавершенные процессы будущих лет.
2.2 Техника составления и способы оценки статей баланса
Одним из важнейших элементов методологии бухгалтерского учета является правила оценки имущества, капиталов и обязательств организации при составлении бухгалтерской отчетности.
При отражении имущества в балансе оно может оцениваться:
по первоначальной стоимости объекта, в том числе по фактической себестоимости, по рыночной стоимости, по стоимости, обусловленной соглашением сторон;
по остаточной стоимости, которая определяется путем вычитания из учетной (первоначальной) стоимости имущества начисленной амортизации;
по восстановительной стоимости, в этой оценке имущество отражается после его переоценки;
по цене возможной реализации, эта оценка применяется в случае превышения его учетной стоимости над ценой его возможной реализации.
Обязательства в бухгалтерском балансе в соответствии с установленными правилами могут оцениваться:
из сумм вытекающих из договора, установленных по соглашению сторон;
уменьшаться или увеличиваться на сумму процентов (доходов), предусмотренных к получению на соответствующие отчетные даты до момента завершения сделки;
корректироваться на сумму резерва сомнительных долгов в случае, если резерв образуется по дебиторской задолженности.
Данные баланса на начало отчетного периода должны быть сопоставимы с данными бухгалтерского баланса за период, предшествующий, которые должны соответствовать данным графы "На конец отчетного года" предыдущего года с учетом произведенной на начало отчетного года реорганизации, а также изменений в оценке показателей бухгалтерской отчетности.
Рассмотрим особенности оценки отдельных видов имущества и обязательств в ООО "Альфаком-Север", которые отражены в бухгалтерском балансе на 31.12.2014 год.
В первом разделе баланса "Нематериальные активы" - это часть основных средств, не имеющая физической основы. Оценка нематериальных активов по первоначальной стоимости производится при их постановке на учет и определяется общей суммой затрат на приобретение или изготовление активов. На 31 декабря 2014 года составили 0 рублей.
Основные средства отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости, т.е. по фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления за вычетом суммы начисленной амортизации. Остаточная стоимость основных средств определяется как разность между первоначальной (или восстановительной) стоимостью и суммой начисленного износа за определенный период времени. Согласно бухгалтерскому балансу ООО "Альфаком-Север" (Приложение 2) основные средства по строке 1150 составили 1060 руб.
По данным Главной книги за 2014 г. ООО "Альфаком-Север" остаток по счету 01 равен 1210720,00, по счету 02 равен 150921,00. Остаток по строке "Основные средства" =1211-151=1060 тыс. руб. Амортизация отчислений по основным средством начисляется линейным способом.
Второй раздел актива баланса - оборотные активы содержат данные об остатках запасов призванных обслуживать процессы производства и обращения.
Одним из основополагающих принципов балансовой оценки производственных запасов на всех предприятиях России остается оценка по их фактической себестоимости. Фактическая себестоимость материалов, включает наряду с их стоимостью по ценам приобретения (без учета налога на добавленную стоимость) также все транспортно - заготовительные расходы, таможенные пошлины, расходы на транспортировку, доставку и хранение материалов, проценты за кредит по их приобретению и др. Как говорилось ранее, на исследуемом предприятии Бухгалтерский баланс ведется по упрощенной системе, поэтому общая сумма запасов согласно Главной книги "ООО" Альфаком-Север" по строке1210 составляет 225 тыс. руб. и находится как сумма Сч.10+Сч.11+Сч.15 +/ - Сч.16 + Сч.20 + Сч.21 + Сч.23 + Сч.28 + Сч.29 + Сч.41 - Сч.42 + Сч.43 - Сч.14 + Сч.44 + Сч.45 + Сч.97.
В этом разделе баланса большую часть составляет дебиторская задолженность по расчетам за товары, работы, услуги (строка 1230 "Финансовые и другие оборотные активы") - 67176 тыс. рублей. Находится следующим образом, Сч.58 + Сч.55, субсчет "Депозитные вклады" - Сч.59 + Сч. 19 + дебетовые Сч.60, 62, 68, 69, 70, 71, 73, 75, 76 - Сч.63. Состояние этих расчетов в бухгалтерском учете в балансе отражаются по-разному - в зависимости от принятой в учетной политике организации методики распределения выручки, исходя из условий заключенных договоров.
По строке 1250 "Денежные средства и денежные эквиваленты" отражается сумма остатков денежных средств на отчетную дату, имеющихся у организации в кассе, на расчетных счетах в банках, на валютных счетах в банках, на специальных счетах в кредитных организациях, средства, находящиеся в пути. Сумма по этой статье составляет 1388 рублей, то есть Сч.50 + Сч.51 + Сч.52 + Сч.55 (кроме срочных депозитных вкладов) + Сч.57
В третьем разделе баланса по строке "Капитали резервы" учитываются уставный, добавочный и резервный капитал организации, а также нераспределенная прибыль прошлых лет, то есть Сч.80+Сч.82+Сч.83+Сч.84. Также по этой строке отражаются собственные акции, выкупленные у акционеров для аннулирования (счет 81). Уставный капитал организации состоит из вкладов (долей, акций, паевых взносов) учредителей (участников) организации. Уставный капитал и фактическая задолженность учредителей (участников) по вкладам (взносам) в уставный капитал отражаются в бухгалтерском балансе отдельно. По статье "Добавочный капитал" отражается прирост стоимости имущества по переоценке, эмиссионный доход, безвозмездно полученные ценности. Причем безвозмездно полученные средства, ценности, относящиеся к социальной сфере, отражаются по статье "Фонд социальной сферы". По статье "Резервный капитал" отражаются остатки резервного и других аналогичных фондов. По статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток <#"center">2.3 Пути совершенствования бухгалтерского баланса
Совершенствование бухгалтерского баланса является достаточно актуальной темой в настоящее время. Так как именно баланс информирует собственника и других пользователей информации о состоянии предприятия на первое число месяца. Бухгалтерский баланс - это форма отчетности, с помощью которой в интересах пользователей представляется на определенный момент времени финансовое положение предприятия. Глобальные изменения в системе бухгалтерского учета, сближение Российского учета с мировыми стандартами обуславливают необходимость пересмотра теории и методологических принципов бухгалтерского учета и системы показателей отчетности. Поэтому в каждой организации под руководством главного бухгалтера существенно должны быть проанализированы должностные инструкции работников бухгалтерии и графики документооборота с целью своевременного и качественного составления форм отчетности. Как никогда требуется глубокое осмысление каждой хозяйственной операции всеми исполнителями на предмет безупречного соблюдения основных методологических принципов в бухгалтерском учете и действующих требований в налоговом законодательстве.
Актуальной проблемой для современной российской экономики является приведение существующей в нашей стране системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами.
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) - это общепринятые правила по признанию, оценке и раскрытию финансово-хозяйственных операций для составления финансовых отчетов фирмами во всех странах мира. Это позволяет сопоставлять отчеты между фирмами, кампаниями, предприятиями во всем мире, получать доступную информацию для внешних пользователей. Международные стандарты разрабатываются и совершенствуются.
Рассмотрев методику составления бухгалтерского баланса в ООО "Альфаком-Север", остановимся на некоторых путях по совершенствованию баланса.
В ООО "Альфаком-Север" пояснительная записка к бухгалтерскому балансу не составляется, что является недостатком при составлении бухгалтерского учета на предприятии. Основной целью формирования приложений к отчетным формам является раскрытие учетной политики организации и обеспечение пользователей бухгалтерской отчетности дополнительными данными, необходимыми им для реальной оценки имущественного и финансового положения организации и эффективности ее деятельности. В связи с этим составление пояснительной записки является важным этапом при подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности. Значимость пояснительной записки для пользователей отчетности велика. Поэтому в качестве рекомендации по совершенствованию бухгалтерской отчетности ООО "Альфаком-Север" можно предложить бухгалтерии составлять пояснительную записку в рамках подготовки годовой бухгалтерской отчетности организации.
Также для облегчения получения информации пользователям при составлении бухгалтерского баланса можно раскрывать показатели и разделы баланса более подробно, по отдельным статьям.
Загруженность бухгалтера текущей работой не должна быть чрезмерной, у него должно оставаться время на изучение и тщательную проработку нормативных документов, на корректировку, в случае необходимости, применяемых регистров бухгалтерского учета, на анализ хозяйственной деятельности. Это обеспечивается, в первую очередь, соблюдением графика документооборота и улучшением автоматизации отчетности. Чем точнее соблюдаются требования нормативных документов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета, тем размереннее ритм работы бухгалтерии и меньше ошибок допускается этой службой при заполнении форм отчетности.
Но также нужно отметить, что в ООО "Альфаком-Север" система счетоводства ведется с использованием компьютерных программ. Введение компьютеризации бухгалтерского учета облегчает работу бухгалтера, дает возможность уменьшения ошибок, возникающих при различных расчетах, упрощается обработка информации. Так как баланс относится к трудоемким участкам бухгалтерского учета, то составление его с использованием средств вычислительной техники приобретает всевозрастающее значение.
Заключение
Бухгалтерский баланс в системе бухгалтерской отчетности предприятия занимает центральное место как источник чрезвычайно полезной информации для анализа финансового состояния предприятия за отчетный период.
Бухгалтерский баланс характеризует в денежной оценке финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату. По балансу характеризуется состояние материальных запасов, расчетов, наличие денежных средств, инвестиций. Баланс предприятия знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, с имущественным состоянием хозяйствующего субъекта. Из баланса ясно, чем владеет собственник, то есть каков в количественном и качественном отношении тот запас материальных средств, которым предприятие способно распоряжаться и кто принимал участие в создании этого запаса. По балансу определяют сумеет ли предприятие в ближайшее время выполнить свои обязательства перед третьими лицами - акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами и другими, или ему угрожают финансовые затруднения.
На основе данных баланса определяют конечный финансовый результат работы предприятия в виде наращивания собственного капитала за отчетный период, который отражается в виде чистой прибыли в пассиве баланса или убытками в активе.
Именно из баланса можно получить большую часть информации о деятельности предприятия.
Целью данной работы являлось изучение бухгалтерского баланса на примере ООО "Альфаком-Север", его содержание и порядок составления.
В работе были решены следующие задачи:
раскрыта роль и значение бухгалтерского баланса в отчетности предприятия;
рассмотрены этапы подготовительной работы перед составлением бухгалтерского баланса;
рассмотрена техника составления и способы оценки статей баланса на примере ООО "Альфаком-Север";
выявлены недостатки и пути совершенствования составления бухгалтерского баланса ООО "Альфаком-Север".
Объектом исследования является ООО "Альфаком-Север", основным видом деятельности которого являются операции с недвижимым имуществом и управление эксплуатацией жилого фонда.
К основным недостаткам организации бухгалтерского учета и составления бухгалтерского баланса в ООО "Альфаком-Север" относятся:
не составление пояснительной записки к бухгалтерскому балансу предприятия;
отсутствие подробного раскрытия показателей и разделов бухгалтерского баланса для внешних пользователей.
Список использованной литературы
1.Федеральный закон РФ от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
2.Приказ Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н "О формах бухгалтерской отчетности организации"
.Приказ Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств"
.Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98) (приказ Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н)
.Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99) (приказ Минфина России от 6 июля 1999г. №43н)
.Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49)
.Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник - М.: ИНФРА - М, 2013. - 592 с.
.Суглобов А.Е. Бухгалтерский учет и аудит. - М.: КНОРУС, 2013. - 496 с.
.Грюнинг X. ван, Коэн М. Международные стандарты финансовой отчетности: Практическое руководство. На рус. и англ. яз. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во "Весь мир", 2004. - 336 с.
.Зырянова, Т.В., Колесников, С.И. Качественные характеристики бухгалтерской (финансовой и управленческой) информации в бюджетных учреждениях / Т.В. Зырянова, С.И. Колесников // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2008. - №11.
.Поплаухина Т.Д. Критерии оценки качества учетно-аналитической информации/ Т.Д. Поплаухина // Молодой ученый. - 2012. - №11. - С. 191-194.
12.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Начальный бухгалтерский баланс // Современный экономический словарь <http://slovari.yandex.ru/~книги/Экономический%20словарь/Начальный%20бухгалтерский%20баланс/>. - 5-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 495 с. - ISBN 5-86225-758-6 <https://ru.wikipedia.org/wiki/Служебная:Источники_книг/5862257586>
.Савицкая Г.В. Экономический анализ. - М.: Новое знание, 2009. - 640 с.
.Бухгалтерский учет. Заикина С.А. М.: Экзамен, 2012.
.Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Варламова М.А. М.: Экзамен, 2012.
.Бухгалтерский учет. Слезингер Ю.В. М.: ТК Велби, 2011.
.Аудит. Ерофеева В.А., Пискунов В.А., Битюкова Т. А.2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт; Высшее образование, 2010. - 638 с.
.Бабаев, Ю.А. Бухгалтерский учет [Текст]: Учебник / отв. Ред. Ю.А. Бабаева, И.П. Комисаровой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
.Бухгалтерский учет и аудит. Банк С.В. Изд-во Рид Групп. 2011.480с.
.Все основные бухгалтерские проводки. Адлина Татьяна, Богомолец Светлана Изд-во: Московская Финансово-Промышленная Академия. 2012.