Монетарная политика РФ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,12 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Монетарная политика РФ

Содержание

Введение

Глава 1. Особенности монетарной политики в мире

.1 Механизмы обеспечения монетарной политики

.2 Мировой опыт и формы реализации монетарной политики

Глава 2. Денежно-кредитная политика в РФ

.1 Текущие тенденции в монетарной политике РФ

.2 Механизмы и институты функции монетарной политики в РФ

Глава 3. Перспективы монетарной политики в России

.1 Реформы монетарной политики в РФ 2016 г.

3.2 Эволюция экономики в рамках реформы монетарной политики с 2016 по 2020 г.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Монетарная, или денежно-кредитная политика государства - это политика, регулирующая количество денег в обращении. Её главная цель - обеспечение стабильности цен, максимальная занятость населения и рост реального производства. Монетарную политику осуществляет Центральный Банк. Посредством денежно-кредитной политики осуществляется воздействие на различные процессы макроэкономики, такие как инфляция, экономический рост, безработица. В большинстве случаев, монетарная политика Центрального Банка направлена, в первую очередь, на достижение финансовой стабилизации, а затем и на её сохранение, а также на укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платёжного баланса страны.

Объект исследования в данной работе - монетарная политика Российской Федерации в настоящее время, её текущие тенденции, механизмы, и проводящиеся в этой области реформы.

Предметом исследования являются как основные институты проведения монетарной политики в РФ и основные механизмы обеспечения данной функции, так и реформы монетарной политики и дальнейшая эволюция экономики страны, на которую оказывают большое влияние эти реформы.

Цель работы - изучение основных механизмов обеспечения монетарной политики, её структуры, особенностей, тенденций на международном и государственном уровне, анализ роли различных институтов в функции монетарной политики и прогнозов на будущее развитие экономики в РФ, в рамках проводимой реформы.

Задачи исследования - 1) Анализ механизмов и институтов монетарной политики в РФ на современной этапе, и определение роли данных механизмов в регулировании тенденций и общей экономической ситуации, касающейся денежно-кредитной политики,

) Изучение структуры механизмов обеспечения и форм реализации монетарной политики, выявление основных тенденций и направлений развития,

) Анализ проведенных и проводимых реформ монетарной политики, их основных направлений и итогов, а также изучение различных прогнозов эволюции экономики РФ в рамках проводимой реформы монетарной политики.

Методологическую основу исследования в курсовой работе составили научные труды выдающихся отечественных и зарубежных экономистов и социологов, нормативные документы и статистические данные. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ, индуктивный метод, изучение литературы, сравнение и другие.

Глава 1. Особенности монетарной политики в мире

.1 Механизмы обеспечения монетарной политики

монетарный политика денежный кредитный

Монетарная, или денежно-кредитная политика государства - это политика, регулирующая количество денег в обращении, главная цель которой - обеспечение стабильности цен, максимальная занятость населения и рост реального производства, осуществлением её занимается Центральный Банк. Посредством денежно-кредитной политики осуществляется воздействие на различные процессы макроэкономики, такие как инфляция, экономический рост, безработица. В большинстве случаев, монетарная политика Центрального Банка направлена, в первую очередь, на достижение финансовой стабилизации, а затем и на её сохранение, а также на укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платёжного баланса страны.

Роль монетарной политики в развитии экономики страны - обеспечение максимального равновесия денежного рынка, т.е. поддержка баланса между количеством денег в обращении и потребностью в них.

Выделяют несколько видов денежно-кредитной политики:

) Стимулирующая. Она проводится в период экономического спада, её цель - кратковременное «взбадривание» экономики и стимулирование роста деловой активности для борьбы с безработицей.

Данный вид монетарной политики заключается в проведении Центральный Банком (далее в тексте - ЦБ) мер, которые способствуют увеличению предложения денег. Основными инструментами стимулирующей политики являются такие, как: снижение нормы резервных требований, снижение учётной ставки процента, покупка ЦБ государственных ценных бумаг и другие.

) Второй вид денежно-кредитной политики - сдерживающая. По сравнению со стимулирующей политикой, данная проводится в период экономического бума с целью снизить деловой активности для борьбы с инфляцией.

В сдерживающей, или ограничительной монетарной политике ЦБ использует меры по уменьшению предложения денег. Например, повышение нормы резервных требований, повышение учетной ставки процента, продажа ЦБ государственных ценных бумаг, т.е. эти меры прямо противоположны мерам, используемым при проведении стимулирующей монетарной политики.

Существуют различные методы осуществления денежно-кредитной политики. Они представляют собой совокупность тех или иных приёмов и операций, с помощью которых субъекты монетарной политики оказывают воздействие на объекты для достижения конкретных поставленных целей.

Прямые методы - административные меры в форме различных директив ЦБ, касающихся объёма денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения ЦБ за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики.

Косвенные методы регулирования монетарной политики оказывают воздействие на мотивацию поведения т.н. хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. «Но применение косвенных методов не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам денежно-кредитной политики характерен для мирового процесса либеризации, повышения степени независимости центральных банков.»

Помимо вышеупомянутых методов, различают также общие и селективные методы:

Общие методы, в основном, являются косвенными и оказывают влияние на денежный рынок целиком.

Посредством использования селективных методов регулируют отдельные виды кредита, эти методы носят директивный характер. Этими методами решаются частные задачи, такие как ограничение в выдаче ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях и т.д.

Операции на открытом рынке, под которыми понимаются купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг, корпоративных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается советом директоров.

Инфляционно-девальвационные последствия платежей правительства по внешнему долгу зависят не только от объема обязательств, но и от способа осуществления платежей:

из доходов федерального бюджета (собранные налоги, доходы от приватизации и прочие доходы);

за счет снижения золотовалютных резервов Банка России;

за счет кредитов Банка России правительству и покупки валюты на рынке.

В соответствии с законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 27 октября 2008 г.) «О Центральном банке Российской Федерации (Банка России)» Банк России имеет право покупать и продавать векселя, имеющие товарное происхождение со сроком погашения не более 6 месяцев, покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и прочие ценные бумаги со сроком погашения не более 1 года.

Выделяют следующие механизмы обеспечения монетарной политики:

Операции на открытом рынке. Продажа ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках различным коммерческим банкам уменьшает резервы банков, и соответственно, увеличивает процентную ставку, тем самым, уменьшая кредитные возможности банков. Данный метод монетарной политики применяется краткосрочно и обладает достаточной гибкостью.

Изменение минимальной резервной нормы. Увеличение ЦБ резервной нормы приводит к уменьшению избыточных резервов, которые при необходимости можно отдать в ссуду, тем самым способность банка к расширению денежной массы путём кредитования падает. Такое средство регулирования применяется обычно в долгосрочном периоде.

Изменение учетной ставки. Учетная ставка - это ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, предоставленные коммерческим банкам. С её понижением увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Вместе с тем, наблюдается увеличение резервов коммерческих банков, и их способность давать кредит населению, в т.ч. предпринимателям. Банковский процент по кредитам также снижается, а предложение денежной массы в стране, наоборот, возрастает. Соответственно, при необходимости снижения деловой активности, ЦБ, уменьшив денежную массу в стране, повышает учетную ставку, что также является действенным приёмом борьбы с инфляцией.

В зависимости от экономической ситуации, ЦБ может прибегнуть также к политике «дешёвых» и «дорогих» денег.

Политика дешёвых денег. Проводится в период экономического спада (низкая конъюнктура). ЦБ увеличивает предложение денег, покупая государственные ценные бумаги на открытом рынке, понижая резервную норму и учётной ставки. Из-за этого понижается и процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

Политика дорогих денег. Главной целью проведения ЦБ данной политики является антиинфляционная цель. Чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается резервная норма и учётная ставка.

Помимо вышеперечисленных методов регулирования, которые имеют, прежде всего, внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры по регулированию внешней экономики. Это и кредитование экспорта, и гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение величины пошлины во внешней торговле, и другие меры стимулирования экспорта товаров, управленческих услуг и капиталов.

1.2 Мировой опыт и формы реализации монетарной политики

Монетарная политика, являющаяся одним из важнейших блоков государственной экономической политики, играет значимую роль в динамике социально-экономического развития страны. Успешному достижению поставленных перед монетарными властями целей во многом может способствовать адекватность и эффективность используемых при реализации денежно-кредитной политики подходов и инструментов, а также их соответствие текущим и прогнозируемым экономическим условиям.

Для Европейской денежно-кредитной политики главной особенностью является тенденция прибегания Европейского центрального банка (ЕЦБ) к так называемой продефляционной политике. Его базовая ставка является самой высокой из всех основных экономических регионов мира, и обеспокоенность по поводу инфляции - наиболее выраженная. ЕЦБ находится под преобладающим влиянием Германии, т.е. его Центрального банка, который традиционно борется с инфляцией. «Еще одна особенность Европейского Союза - идеальное неоднородность ее состава, что делает задачу ЕЦБ особенно трудно. Часто, в регуляции европейской денежно-кредитной политики произносится пассивный денежной стратегии - то есть, все страны так называемой Еврозоне, постепенно будет выбирать самостоятельно из своих долговых ям.»

Мировой экономикой накоплен огромный опыт функционирования денежно-кредитных и финансовых институтов, позволяющий оценить их роль в общем денежном регулировании экономики, поддержания ликвидности рынка, эффективном осуществлении платежей, переливе сбережений в инвестиции и т.д.

Рассмотрим формы реализации монетарной политики в различных зарубежных странах.

Япония. Производственные корпорации в Японии имели слабые финансовые возможности во второй половине 1940-х - конце 1950-х гг., именно поэтому банковская система внесла огромный вклад в формирование условий для ускорения роста промышленности.

Обращаясь к опыту японских экономистов в области кредитно-денежного регулирования, необходимо отметить следующие моменты, которые могли бы быть полезны для решения проблем в области кредитно-денежного регулирования в РФ.

Следует отметить, что главной особенностью банковской системы в Японии на протяжении большей части послевоенного периода была высокая степень правительственного контроля. На основании такого инструмента, как центральный банк кредитов частного финансового сектора на льготных условиях, государственная бюрократия фактически регулируется, как процентные ставки и направления кредитования, что делает его относительно успешной реализации государственных приоритетов. Впоследствии, постепенное повышение роли самофинансирования и, следовательно, менее зависимые промышленные корпорации по банковскому кредитованию в конце подорвать способность административного управления Центрального банка и стал одним из причин, почему либерализация валютного рынка.

В последние годы ситуация изменилась: ослабление напряженности на рынке капитала и его интернационализации, а также появление альтернатив в виде растет фондовый рынок в значительной степени устранены объективную экономическую основу административного регулирования и заставили Банк Японии пересмотреть свое отношение к традиционным, классическим инструментам. Повышенная гибкость процентных ставок и ставки дисконтирования была увеличена до рыночного уровня.

Сходные черты можно обнаружить и в механизме контроля над денежной массой со стороны Банка Японии. Понижение уровня процента или либерализация предложения кредитных ресурсов само по себе не могут быть стимулом для производственных инвестиций. В Японии в основе высокого уровня инвестиционного спроса лежала уверенность бизнеса в будущем экономики, определявшая высокую норму отдачи на капитал. Поэтому политика занижения процента на рынке кредитных ресурсов и рационирование кредита имели своей главной целью перераспределение средств от населения и мелкого бизнеса в пользу крупнейших корпораций, способных осуществлять эффективные инвестиции.

Денежно-кредитная политика в США. Одна из самых больших проблем, с которыми сталкиваются экономики на современном этапе, был инфляция. Эта проблема особенно остро стояла в 70-е годы. Например, инфляция в США в три раза в десятилетие с 4% до 13% в год. Причиной такой ситуации в Соединенных Штатах была потеря доверия в том, как управлять экономикой США. Доллар на валютных рынках снизился и кредитные рынки значительно увеличили процентную ставку для их предоставления.

Денежно-кредитная политика не может иметь серьезное влияние на долгосрочный тренд роста производства, или это влияние будет отрицательным, потому что денежная система дестабилизируется, и являются препятствиями для инвестиций в экономику. В таких условиях, значение скорости изменения роста номинального дохода будет означать аналогичные изменения в инфляции. Таким образом, ликвидация инфляции и восстановления контроля ценообразования требует более медленный рост денежной массы. Денежно-кредитная политика США основывается на концепции выше.

Данная политика преследует три основные цели: во-первых, ограничение роста цен. Во-вторых, извещение общественности о будущей стратегии ФРС, чтобы юридические и физические лица могли соотносить свое экономическое поведение с намерениями ЦБ.

Нужно отметить, что опыт американских экономистов в области борьбы с инфляцией может быть полезен при проведении антиинфляционных мер, тем более, что данное направление экономической реформы признано приоритетным российским правительством.

Денежно-кредитная политика в Исландии.

В Исландии регулятором денежной массы является ЦБ Исландии, который координирует денежно-кредитную политику страны. Главные задачи ЦБ Исландии стабилизация цен, управление инфляцией и курсом национальной валюты страны. ЦБ Исландии должен каждый год опубликовать данные о денежной массе страны, а также дать оценку национальной валюте и предсказать инфляцию на три года вперед, исходя из исследований динамики макроэкономических показателей. Главная цель ЦБ Исландии - стабилизация цен и удерживание инфляции на низком уровне. Интервенция в иностранную валюту допускается, только если с помощью её удерживается рост инфляции.

Особенности реализации денежно-кредитной политики в Республике Беларусь. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь - составная часть единой государственной экономической политики.

Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь содержат важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, определяют цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства и предусматривают обеспечивающий их реализацию комплекс мероприятий и механизмов регулирования и контроля. В условиях экономики переходного периода проблемы определения направлений, выбора и реализации инструментов денежно-кредитной политики особенно сложны в связи с тем, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, в недостаточной степени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим потенциалом. «Кроме того, специфика социально-политической ситуации, деловая культура, сложившиеся стереотипы отношений между различными социальными группами также в значительной степени определяют спектр возможных альтернатив как социально-экономической политики в целом, так и денежно-кредитной в частности, эффективность (неэффективность) тех или иных форм организации и инструментов регулирования экономических процессов.» Денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово-экономической стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный Банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным является такой вариант денежно-кредитной политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты. Сегодня можно говорить о том, что последовательное проведение данной политики позволило обеспечить ряд положительных результатов. Беларуси одной из немногих стран бывшего СССР удалось избежать системного банковского кризиса. Конечно, случались и банкротства банков, и определенные сбои в работе. Но даже во время российского дефолта августа 1998 г., оказавшего весьма существенное негативное влияние на банковскую систему и всю экономику РБ, платежи осуществлялись стабильно, вкладчики при желании беспрепятственно могли получить свои деньги. Анализ проведенных и проводимых реформ монетарной политики, их основных направлений и итогов, а также изучение различных прогнозов эволюции экономики РФ в рамках проводимой реформы монетарной политики.


Глава 2. Денежно-кредитная политика в РФ

.1 Текущие тенденции в монетарной политике РФ

В Российской Федерации монетарная политика имеет название денежно-кредитная политика. Её осуществляет ЦБ России, а разработкой занимается ЦБ и Правительство (а конкретнее - Министерство Финансов РФ). ЦБ РФ является главным банком России, его правовой статус, функции и принципы деятельности определены Конституцией РФ, Федеральными законами №86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банк России) и №395-1 «О банках и банковской деятельности».

Банк России обладает независимостью от любых федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления при осуществлении своих функций и полномочий, которые предусмотрены законодательством. Независимость ЦБ РФ обеспечивается тем, что она де-факто является самостоятельным юридическим лицом и осуществляет свои полномочия по владению и распоряжению своим имуществом. Финансовая же независимость заключается в том, что Банк не отвечает по обязательствам государства, и наоборот - государство не отвечает по обязательствам ЦБ.

Перспективы развития денежно-кредитной политики в РФ В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на плановый период 2012 и 2013 годов The Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2012 году - до 5-6% в 2013 году - до 4,5-5,5% (в расчете декабрь к декабрю предыдущего года). Расчеты по денежной программе на 2012-2013 годы осуществляется на основе показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозирования динамики ВВП и валютных курсов, а также прогноз показателей платежного баланса и параметры проекта федерального закона " О федеральном бюджете на плановый период 2012 и 2013 "Банк России разработал три варианта денежной программы, в зависимости от основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2012-2013 годов,

Второй вариант основан на макроэкономических показателей, используемых в формировании проекта федерального бюджета на период 2012-2013 годов. Темпы роста денежной базы в узком определении, рассчитанной на основе необходимости достижения целевых ориентиров по инфляции и соответствующие оценки для экономического роста и валютного курса, в зависимости от версии программы может быть сделано в 2012 году - 11- 16%, в 2013 году - 9-13%. В прогнозируемый период якобы ослабление платежного баланса и повысить гибкость курсовой политики ожидается, что предложение денег, все больше и больше будет формироваться за счет увеличения чистых внутренних активов (ЧВА) денежно-кредитной роли снижения чистых международных резервов (ЧМР). В то же время, необходимо для осуществления денежно-кредитной политики будет иметь ожидаемое изменение чистого кредита банкам, которые, в соответствии с прогнозом в 2012-2013 гг. будет происходить путем уменьшения количества свободной ликвидности банковского сектора. В этой первой версии программы, как ожидается, также значительное увеличение валового кредита банкам к концу прогнозного периода.

В первом варианте денежной программы, рассчитанные на основе значительного снижения цен на нефть в - до $ 60 за баррель, снижение ЧМР может достичь 0,7 трлн. рублей в 2012 году и 1,4 трлн. рублей в 2013 году, чтобы обеспечить рост денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного варианта программы, увеличивая Нда должна составлять в 2012 году и 2013 году - 1,4 и 2,1 трлн. рублей, соответственно. Как предусмотрено «Основные направления бюджетной и налоговой политики на плановый период 2012-2013 годов», в случае снижения цен на нефть ниже $ 75 за баррель для финансирования дефицита бюджета можно использовать Фонд национального благосостояния в избытке Цифры, предоставленные по проекту федерального бюджета. Этот сценарий может быть реализован в первом варианте программы. Объем чистого кредита правительству увеличится на 0,9 трлн. рублей в 2012 году и 1,2 трлн. рублей - в 2013 году в соответствии с расчетами по программе в 2012 году, такое увеличение чистого кредита правительству, с учетом динамики ЧМР могут сделать это необходимо уменьшить чистый кредит банкам 0,2 млрд по. рублей и реализация операций Банка России более свободной стерилизации банковской ликвидности. Тем не менее, в 2012 и 2013 в рамках первого варианта будет необходимо активировать другие источники роста денежной массы: Прогнозируемое увеличение чистого кредита банкам на 0,7 и 1,4 трлн. рублей соответственно за счет снижения объема свободных денежных средств в банковском секторе, а в 2013 году - также в связи с ростом валового кредита банкам на 1,0 трлн. руб. Во втором варианте денежной программы, которая предполагает умеренный рост цен на нефть в течение прогнозного периода, соответствующие цифры прогнозируемого роста в платежном балансе будет БИК в 2012 г. -1.0 трлн. рублей, а в 2013 году она будет близка к нулю.

В 2012 году указано рост ЧМР будет частично компенсировано сокращением NDA, которая, принимая во внимание динамику денежной базы, как это определено в соответствии с целевым показателем инфляции в этот период оценивается в 0,1 трлн. рублей, соответственно. Тем не менее, в 2013 году прогнозируется, что для роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного варианта программы потребует увеличения ЧВА на 0,9 трлн. руб. В условиях данного варианта, по оценкам, сокращение дефицита федерального бюджета и изменений в источниках его финансирования ожидается, что динамика чистого кредита правительству не будет, не окажет существенного влияния на ЧВА: в 2012 и 2013 годах объем чистого кредита расширенному правительству будет снижаться на 0,1 трлн. рублей. В соответствии с третьим вариантом денежной программы, основанным на предположении о существенном росте цен на нефть, в 2012 и 2013 годах прогнозируется увеличение ЧМР на 2,2 и 1,0 трлн. рублей соответственно. При этом с учетом оцениваемой динамики денежной базы ожидается, что сокращение ЧВА по данному варианту должно составить в 2012 году - 1,1 трлн. рублей.

В 2013 году прирост ЧВА может составить 0,1 трлн. рублей. С учетом предполагаемой благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и более значительного роста ВВП по данному варианту можно ожидать более существенного, чем по второму варианту, увеличения остатков средств на бюджетных счетах в Банке России, что соответствует снижению чистого кредита расширенному правительству на 0,9 трлн. рублей в 2012 году и на 0,8 трлн. рублей в 2013 году. В 2013 году требуемый для увеличения денежного предложения прирост ЧВА будет обеспечен путем повышения чистого кредита банкам на 1,3 трлн. рублей за счет уменьшения объема свободной ликвидности банковского сектора. Параметры денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены при изменении экономической конъюнктуры и отклонении фактических значений от исходных условий формирования вариантов развития экономики. «В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет использовать весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении.»

Политика дешёвых денег. Проводится в период экономического спада (низкая конъюнктура). ЦБ увеличивает предложение денег, покупая государственные ценные бумаги на открытом рынке, понижая резервную норму и учётной ставки. Из-за этого понижается и процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

Политика дорогих денег. Главной целью проведения ЦБ данной политики является антиинфляционная цель. Чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается резервная норма и учётная ставка.

Помимо вышеперечисленных методов регулирования, которые имеют, прежде всего, внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры по регулированию внешней экономики. Это и кредитование экспорта, и гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение величины пошлины во внешней торговле, и другие меры стимулирования экспорта товаров, управленческих услуг и капиталов.

Таким образом, кредитно-денежная политика играет большую роль в политике государства и в экономической жизни нашей страны. Она способствует развитию экономики, стабилизации общественных отношений, развитию научно-технического прогресса, наукоёмких производств, снижению социальной напряженности, стабилизации государства в целом.

.2 Механизмы и институты функции монетарной политики в РФ

Установлен запрет кредитования Банком России федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением тех случаев, когда такая возможность прямо предусмотрена законом о федеральном бюджете). Политическая независимость проявляется в отсутствии формальных связей между ним и Правительством Российской Федерации. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам назначения на должность и освобождения от нее Председателя Банка России. Так же Государственная Дума рассматривает основные направления единой денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России.

ЦБ образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В нее входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности Банка России. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики отражают цели политики Банка России и задают ключевые ориентиры эволюции монетарной сферы российской экономики.

Монетарную политику осуществляет Центральный Банк. Посредством денежно-кредитной политики осуществляется воздействие на различные процессы макроэкономики, такие как инфляция, экономический рост, безработица. В большинстве случаев, монетарная политика Центрального Банка направлена, в первую очередь, на достижение финансовой стабилизации, а затем и на её сохранение, а также на укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платёжного баланса страны.

С другой стороны, консультация с широким активом и участие в формировании новых предложений ведёт к обеспечению рубля и бесперебойному функционированию денежной системы. Повседневная практика показывает, что начало повседневной работы по формированию позиции позволяет оценить значение и представляет собой интересный эксперимент для разработки дальнейших направлений развития. Равным образом, дальнейшее развитие различных форм деятельности влечёт за собой процесс внедрения и модернизации позиций, занимаемых в отношении поставленных задач.

Денежно-кредитная политика не может иметь серьезное влияние на долгосрочный тренд роста производства, или это влияние будет отрицательным, потому что денежная система дестабилизируется, и являются препятствиями для инвестиций в экономику. В таких условиях, значение скорости изменения роста номинального дохода будет означать аналогичные изменения в инфляции. Таким образом, ликвидация инфляции и восстановления контроля ценообразования требует более медленный рост денежной массы. Денежно-кредитная политика России основывается на концепции выше.

Разнообразный и богатый опыт РФ в области монетарной политики и постоянное информационно-пропагандистское обеспечение деятельности требует определения и уточнения дальнейших направлений развития. Идейные соображения высшего порядка, а также начало повседневной работы по формированию позиции влечёт за собой интересный процесс внедрения и модернизации существующих форм воздействия. Задача организации, в особенности же управление и развитие структуры в значительной степени обуславливает создание модели развития монетарной политики РФ.

Таким образом, дальнейшее развитие различных форм деятельности позволяет оценить значение направлений прогрессивного развития. В нынешних непростых экономических условиях неуклонное укрепление трудовой дисциплины, - это вовсе не прихоть вышестоящих органов, и это, в свою очередь, определяет перспективы развития как монетарной политики в целом, так и дополнительных уровней координации. Нелишне будет напомнить, что экономия даже в мелочах поможет пережить это непростое время, и это, в свою очередь, влечёт дополнительную ответственность как всех уровней управления, так и отношение работников к своим непосредственным обязанностям, что, конечно же, станет залогом поступательного развития монетарной политики в целом. Начало повседневной работы по формированию позиции обеспечивает широкому кругу специалистов в существующих финансовых и административных условиях, так и вертикальные взаимосвязи управления.

Целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Для достижения этих функций Банк России выполняет следующие функции: Как орган монетарной власти: во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России; устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю; организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации; принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации; осуществляет анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные, реализуя при этом задачу снижения инфляционных ожиданий.

Существенное изменение эффективности экспортно-импортных операций под воздействием резкого изменения курса рубля привело к нарушению многих устоявшихся соотношений. При этом в первой половина 2009 г. сезонная составляющая российского валютного рынка в полной мере сохранила свое влияние. Так, если в IV квартале 2008 - I квартале 2009 гг. снижение золотовалютных резервов Банка России оказалось равным сумме «обязательных» платежей Минфина по российской части внешнего долга (что означает практически нулевое сальдо покупок и продаж валюты Банком России), то в апреле-мае 2009 г. Банк России смог купить, по оценке, около 2,6 млрд. долл. Это позволило ему не только осуществить платежи по внешнему долгу, но и несколько нарастить свои валютные резервы.

Как орган регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций: принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их; осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп; регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами; является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования; устанавливает правила проведения банковских операций. Как расчетный центр банковской системы: устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации; монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами. Как банкир Правительства Российской Федерации: осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация по исполнению и исполнение бюджетов.

Анализ проведенных и проводимых реформ монетарной политики, их основных направлений и итогов, а также изучение различных прогнозов эволюции экономики РФ в рамках проводимой реформы монетарной политики.

Глава 3. Перспективы монетарной политики в России

.1 Реформы монетарной политики в РФ 2016 г.

Роль монетарной политики в развитии экономики страны - обеспечение максимального равновесия денежного рынка, т.е. поддержка баланса между количеством денег в обращении и потребностью в них.

С начала 2009 года, в Российской Федерации сложился весьма своеобразный режим управлению денежной ликвидностью - изменение денежного предложения стало определяться в основном всяческими операциями Центрального Банка по покупке, либо продаже инвалюты. Собственно, похожая до мелочей схема работала в РФ в 2007-08гг., когда для преодоления финансового кризиса, ЦБ РФ попытался исключить из своих функций операции по покупке государственных ценных бумаг на открытом рынке. Естественно, в этих условиях соотношение денежного предложения и объема валютных резервов Центробанка превратилось в основополагающий фактор, от которого зависят пропорции обмена рублей на различные иностранные валюты.

Динамика валютного курса рубля (курс ЦБ) в настоящее время приобретает структурные противоречия, в т.ч. нарушение баланса в доходности валютных и рублевых инструментов, разрыв между непосредственным курсом рубля и его паритетом покупательной способности, который сейчас резко возрос, и низкая конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках, что, в общем-то, характерно для российской экономики.

«После резкого падения в августе-сентябре 2008 г. валютный курс рубля вплоть до середины мая 2009 г. двигался в своеобразном "коридоре", верхняя граница которого задавалась динамикой соотношения денежного предложения и золотовалютных резервов Банка России (монетарного курса рубля), а нижняя - изменением отношения широкой денежной базы к ЗВР. Психологический настрой участников валютного рынка, как и политика Банка России, оказывается вполне созвучным динамике объективных монетарных параметров.»

После перехода к "плавающему" курсу рубля и кризиса банковской системы взаимосвязь валютного курса и процентных ставок качественно изменилась. Низкие обороты финансовых рынков, административные ограничения на доходность т.н. ОФЗ, отсутствие ликвидных краткосрочных финансовых инструментов препятствуют восстановлению прежней роли процентных ставок и доходности рублевых инструментов.

В течении ближайших нескольких лет главным фактором, определяющим динамику денежного предложения в России станут, главным образом, операции Банка России на валютном рынке, т.к. остальные каналы наращивания денежного предложения ограничены в объемах. Так, законом о федеральном бюджете на 2009 год объем кредитования Банком России правительства зафиксирован на уровне 32,7 млрд. руб. К этому следует добавить 20-25 млрд. руб., «перешедших» Минфину от Банка России по итогам 2008 г. (создание капитала АРКО, запас средств на погашение ГКО и выплату купонов по ОФЗ). Объем кредитования Банком России банковского сектора в течение года будет, видимо, ограничен суммами порядка 12-15 млрд. руб.

Центральный Банк сейчас представляет собой централизованную систему со строго вертикальной управленческой структурой. В эту структуру входят - центральный аппарат, территориальные учреждения различного профиля, расчётно-кассовые и вычислительные центры, учебные заведения и другие предприятия, учреждения, а также организации, в т.ч. подразделения безопасности, осуществляющие деятельность Центрального Банка. Основные направления единой государственной монетарной политики отражают все цели политики Центробанка России и способны задавать ориентиры дальнейшего эволюционного пути денежно-кредитной сферы экономики Российской Федерации.

Мировая экономика к настоящему моменту имеет огромный опыт функционирования финансовых и денежно-кредитных институтов, который позволил бы оценить их роль в общем регулировании денежной экономики, поддержании ликвидности рынка, а также эффективном осуществлении платежей и некоторых других функций монетарной политики государства.

Позиции рубля становятся тем прочнее, чем более "агрессивную" политику по покупке валюты на рынке проводит Банк России. Этот вывод довольно тривиален, но, к сожалению, он не доминирует в сознании политических лидеров. Важно четко понимать, что за сезонным превышением предложения валюты весной следует возрастающий спрос на валюту в начале осени. До настоящего времени нет полной уверенности в получении всех траншей кредита МВФ. Поэтому в конце лета наряду с действием сезонных факторов можно ожидать усиления монетарного давления на валютный курс, что может привести к новому падению курса рубля и сближению валютного и монетарного курсов.

Существуют различные методы осуществления денежно-кредитной политики. Они представляют собой совокупность тех или иных приёмов и операций, с помощью которых субъекты монетарной политики оказывают воздействие на объекты для достижения конкретных поставленных целей.

Наверняка, учитывая текущие тенденции, динамика изменения валютного курса будет незначительно отличаться от динамики монетарного курса. Вместе с тем, соотношение этих двух показателей в существенной мере зависит от действий психологических факторов, изменений спроса на рубли в экономике. В случае резких изменений можно ожидать большего разрыва в динамике монетарного и валютного курсов. Операции на открытом рынке, под которыми понимаются купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг, корпоративных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке обычно утверждается советом директоров.

Продажа ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках различным коммерческим банкам уменьшает резервы банков, и соответственно, увеличивает процентную ставку, тем самым, уменьшая кредитные возможности банков. Данный метод монетарной политики применяется краткосрочно и обладает достаточной гибкостью. Общие методы, в основном, являются косвенными и оказывают влияние на денежный рынок целиком. С другой стороны, консультация с широким активом и участие в формировании новых предложений ведёт к обеспечению рубля и бесперебойному функционированию денежной системы. Повседневная практика показывает, что начало повседневной работы по формированию позиции позволяет оценить значение и представляет собой интересный эксперимент для разработки дальнейших направлений развития.

При использовании селективных методов регулировать определенные виды кредитования, эти методы будут носить предписывающий характер. С помощью данных методов будут решены конкретные проблемы, такие, как ограничение на выдачу кредитов в некоторых банках для рефинансирования на льготных условиях, и т.д.

В последнее десятилетие ситуация немного изменилась - ослабление напряженности на рынке капитала и его интернационализации, а также появление альтернатив в виде роста фондового рынка в значительной степени привело к ликвидации объективной экономической основе административного регулирования и заставили Центральный банк пересмотреть свое отношение к традиционной панели инструментов. Повышенная гибкость процентных ставок и ставки дисконтирования была увеличена до рыночного уровня. Ввиду отсутствия новых внешних заимствований и при недопущении в РФ дефолта по новым обязательствам, валютные резервы Центрального Банка, даже при введении политики полной мобилизации т.н. свободных валютных ресурсов на внутреннем рынке страны могут сократиться к концу 2017 года до 8,1 млрд. долларов. При этом, ответ на вопрос о том, окажется ли способным ЦБ проводить такую агрессивную политику на валютном рынке, остаётся неоднозначным.

В настоящее время настроения на валютном рынке во многом определяют уровень процентных ставок. Таким образом, дальнейшее развитие различных форм деятельности позволяет оценить значение направлений прогрессивного развития. Хотя в последние месяцы в условиях стабилизации валютного курса доходность государственных ценных бумаг превышает доходность валютных операций, предпочтения участников рынка по-прежнему тяготеют к валютным инвестициям. Рублевые инструменты для участников рынка не выступают притягательными даже в период конъюнктурного снижения курса доллара, поскольку общее состояние "здоровья" российского финансового рынка вызывает у них повышенную озабоченность. По-видимому, в сложившейся ситуации российский финансовый рынок неизбежно должен пройти через период, когда устанавливаются достаточно высокие реальные уровни рублевой доходности по сравнению с валютными операциями. Это будет служить основой и признаком его выздоровления.

3.2 Эволюция экономики в рамках реформы монетарной политики с 2016 по 2020 г.

Монетарный курс рубля определяется двумя составляющими: объемами денежного предложения и уровнем золотовалютных резервов Банка России. С начала 2009 г. денежная политика Банка России стала более продуманной, направленной на удержание под контролем как инфляции, так и валютного курса рубля, в результате чего динамика основных макроэкономических показателей существенно стабилизировалась. Наряду с законодательно закрепленными ориентирами денежной политики на 2009 г. это позволяет сформулировать качественные и описать количественные сценарии развития ситуации на ближайшую перспективу.

Изменение уровня ЗВР Банка России определяется, главным образом, объемом чистых покупок валюты им на валютном рынке и спросом правительства на валютные ресурсы для обслуживания внешнего долга.

Инфляционно-девальвационные последствия платежей правительства по внешнему долгу зависят не только от объема обязательств, но и от способа осуществления платежей. Эти способы подразделяются на:

доходы федерального бюджета (собранные налоги, доходы от приватизации и прочие доходы);

снижение золотовалютных резервов Банка России;

кредиты Банка России, данные правительству, и покупки валюты на рынке.

Очевидно, первый способ является наиболее приемлемым с точки зрения макроэкономической и финансовой стабильности. Покупка валюты Минфином из собранных налогов не увеличивает денежного предложения и повышает спрос на рубли. Также, очевидно и то, что этот способ требует существенного укрепления доходной чести бюджета, чего, однако, трудно ожидать в ближайшие годы.

В макроэкономических последствиях второго и третьего способов нет принципиального различия. Вся разница заключается в наиболее «прозрачном» оформлении кредитных отношений правительства и Банка России. Второй способ, используемый в настоящее время, скрывает реальные источники финансирования бюджетного дефицита, поскольку замещает рублевое кредитование правительства косвенными валютными кредитами ЦБ (через банки с государственным участием). Вместе с тем способ использования резервов Банка России для платежей по долгам позволяет в течение некоторого времени обходиться без увеличения денежного предложения (если Банк России не компенсирует потерю резервов своими покупками на валютном рынке). Рублевое же кредитование правительства Банком России или покупка им самим соответствующих объемов валюты на рынке неизбежно ведет к увеличению денежного предложения.

Как отмечалось выше, объем критических платежей России по внешнему долгу составляет 7 млрд. долл., и максимальные возможности государства по приобретению валюты на рынке достигают 3-7 млрд. долл. (что соответствует потенциальному предложению валютных ресурсов от внешнеторговых операций). При отсутствии новых внешних заимствования и при недопущении Россией дефолта по новым обязательствам золотовалютные резервы Банка России доже в случае полной мобилизации «свободных» валютных ресурсов внутри страны могут сократиться к концу текущего года до 8,2 млрд. долл. Однако на вопрос о том, насколько Банк России окажется способным проводить столь «агрессивную» политику на валютном рынке, нельзя дать однозначный ответ.

В условиях переходной экономики, задача определения тенденций, выбор и внедрение инструментов денежно-кредитной политики, особенно трудны из-за того, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, недостаточно развиты, и банковская система делает не существенным финансовый, организационный и технологический потенциал. Кроме того, удельные социально-политическая ситуация, деловая культура, стереотипы отношений между различными социальными группами в значительной степени определяют диапазон возможных альтернатив, как социально-экономической политики в целом и денежно-кредитной, в частности, эффективности (неэффективности) конкретных формы организации и регулирования инструментов экономических процессов.

Существенное изменение в эффективности экспортно-импортных операций под воздействием резкого изменения рубля привело к нарушению многих устоявшихся отношений. - в первой половине 2009 года сезонная составляющая российского валютного рынка в полной мере сохранила свое влияние. Так, если в IV квартале 2008 г. - I квартал 2009 года снижение международных резервов Банка России было равно количеству «обязательных» платежей Министерство финансов Российской части внешнего долга (что означает практически нулевой баланс покупок и продажи валюты Банком России), в апреле-мае 2009 года Банк России смог приобрести, по различным оценкам, примерно 2 млрд. долларов. Это позволило ему не только осуществить по внешнему долгу, но и увеличить число своих валютных резервов.

Вместе с тем золотовалютные резервы Банка России могут возрасти в результате покупки золота внутри страны на сумму около полумиллиарда долларов (50-55 т золота) или за счет проведения финансовых операций с запасами платиноидов на мировом рынке (до 1,5 млрд. долл.). Кроме того, достижение согласия с МВФ по экономической программе позволяет России получить в течение полутора лет около 4,5 млрд. долл., из которых в текущем году будет выделено как минимум 2 млрд. долл.

В нынешней ситуации, есть три возможных сценария динамики денежного предложения и уровня международных резервов Банка России, которые будут определять траекторию денежных изменений обменного курса. Сценарии разных суммы валютных покупок со стороны Банка России на рынке и объемом внешних займов. Предполагается, что во всех сценариях сумма платежей по внешнему долгу составляет $ 7 млрд. Долларов.

В первом - пессимистическом сценарии - предусматривается, что иностранные кредиты не доступны. Внешний долг полностью выплачивается из резервов Банка России, который будет стремиться к максимально возможной покупки иностранной валюты в стране (около 5 млрд. долларов в год, в том числе 2,5 млрд. В июне и декабре этого года), Таким образом, затраты на сокращение уровня запасов для обеспечения "критического импорта" страна может реализовать приоритетные платежи по внешнему долгу, даже базы данных МВФ.

Второй - базовый - сценарий предполагает получение внешних займов в сумме 2,5 млрд. долл. До конца года, что позволяет Банку России проводить менее «агрессивную» политику покупок валюты на внутреннем рынке. В этом сценарии с июня и до конца текущего года он покупает не более 1,5 млрд. долл. (4 млрд. за год), сохраняя объем валютных резервов к концу года практически неизменным по сравнению с началом года (немногим менее 12 млрд. долл.).

Изменение учетной ставки. Учетная ставка - это ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, предоставленные коммерческим банкам. С её понижением увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Вместе с тем, наблюдается увеличение резервов коммерческих банков, и их способность давать кредит населению, в т.ч. предпринимателям. Банковский процент по кредитам также снижается, а предложение денежной массы в стране, наоборот, возрастает. Соответственно, при необходимости снижения деловой активности, ЦБ, уменьшив денежную массу в стране, повышает учетную ставку, что также является действенным приёмом борьбы с инфляцией.

Таким образом, укрепление позиций российской валюты зависит не только от целевых установок денежных властей, но и от преодоления структурных противоречий, которые привели к падению спроса на рубль. О качественных изменениях в денежно- кредитной сфере можно будет судить тогда, когда ценность рубля станет поддерживаться ростом спроса на национальную валюту, что, в свою очередь, требует ослабления инфляции, восстановления организованных сбережений населения и финансовых рынков, достижения реальных сдвигов в собираемости налогов, повышении конкурентоспособности российской продукции, реструктуризации банковской системы.

Заключение

Таким образом, кредитно-денежная политика играет большую роль в политике государства и в экономической жизни нашей страны. Она способствует развитию экономики, стабилизации общественных отношений, развитию научно-технического прогресса, наукоёмких производств, снижению социальной напряженности, стабилизации государства в целом. В данной работе были изучены цели кредитно-денежной политики, методы и инструменты государственного регулирования экономики, также выявлены её сильные и слабые стороны.

Проведённые исследования данной темы позволили сделать следующие выводы: 1. Денежно-кредитная политика является совокупностью мероприятий денежной политики, определяющей изменение денежной массы, и кредитной политики, направленной на регулирование объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей рынка ссудных капиталов. Ее цель заключается в регулировании экономики посредством воздействия на состояние денежного обращения и кредита, ограничения роста денежной массы в обращении и ослаблении инфляционных процессов.

. Методы денежно-кредитной политики делятся на две группы: общие (влияют на рынок ссудного капитала в целом) и селективные (предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т.д.). К общим методам относятся учетная (дисконтная) политика, изменение норм обязательных резервов и операции на открытом рынке. Среди селективных методов выделяются прямое ограничение резервов банковских кредитов и контроль по отдельным видам кредитов.

. С помощью инструментов ЦБ реализует цели денежно-кредитной политики: поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика). Выбор вариантов денежно-кредитной политики зависит от причин изменения спроса на деньги.

. Банком России в основном используются такие инструменты как операции на открытом рынке, установление нормы обязательного резерва, учетная ставка, регулирование валютного курса, регулярный выпуск облигаций Банка России, депозитные операции с кредитными организациями. Но их использование Банком России имеет свои особенности.

. Специфика современной российской экономики накладывает значительные ограничения на применение ряда инструментов денежно-кредитной политики. Каждый денежно-кредитный инструмент имеет свою ограниченную сферу применения и по существу не может быть заменен другими инструментами. Реально действующими в настоящее время являются нормативы обязательных резервов, рефинансирование, проведение депозитных операций, валютные интервенции.

. Совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения (они прежде всего регулируют изменения денежной массы) и кредита (нацелены на регулирование объема кредитов, процентных ставок и других показателей рынка ссудных капиталов) представляет собой денежно-кредитную политику. Она направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). Реализация эффективных мер по укреплению денежно-кредитной сферы экономики России и создания условий для повышения эффективности его регулирования при помощи политики ЦБ будет способствовать оживлению финансовой и социальной жизни страны и ее стабильному развитию в будущем.

Список использованной литературы

1. Булатова А.С. Экономика. Учебник, М.: Просвещение, 2006г.

. Игнатьев С.М. О денежно-кредитной политике ЦБ РФ. Журнал «Деньги и кредит», 2007г., №5

. Николаева И.П., Казиахмедова Г.М. Экономическая теория: учебник для студентов ВУЗов. 3-е изд., М.: ЮНИТИ, 2009г.

. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику: учебное пособие, М.: 2007г.

6. <https://ru.wikipedia.org/wiki/Денежно-кредитная_политика_государства>

. <http://www.grandars.ru/>

. <http://www.cbr.ru/>

Похожие работы на - Монетарная политика РФ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!