Аудит расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,94 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Аудит расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям












Курсовая работа

Дисциплина: Аудит

Тема:

Аудит расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям

Содержание

Введение

. Теоретические аспекты аудита оплаты труда

1.1 Цель и содержание проверки расчетов по оплате труда

.2 Источники информации и нормативные акты

.3 Методика проведения аудита расчетов по оплате труда

.4 Аудиторская проверка бухгалтерской и кадровой документации

2. Особенности аудита отдельных видов расчетов

2.1 Аудит учета расчетов по заработной плате

.2 Аудит расчетов по оплате сезонных работников

.3 Аудит расчетов по больничным листам

.4 Аудит расчетов по оплате отпусков

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложения


Введение

Аудит расчетов с работниками предприятия по оплате труда представляет собой один из самых трудоемких процессов при аудиторской проверки предприятий. Объясняется это, в первую очередь большим разнообразием видов трудовой деятельности, операций и работ в производственной деятельности вспомогательных и обслуживающих производств. При этом, на предприятиях используются различные формы и системы оплаты труда, что также является причиной применения в учете немалого количества разнообразных первичных документов, множество методов их систематизации, обработки и отражения в регистрах бухгалтерского учета. За последние годы произошли существенные изменения во многих областях хозяйственной деятельности предприятий, включая и системы оплаты труда, социальных и страховых отчислений в различные фонды, а также несколько изменились и отношения между государством, организациями и работниками касаемо организации и оплаты труда. Практика доказывает, что 20% ошибок, которые допускают бухгалтеры, касаются расчета зарплаты сотрудников.

Тема курсовой работы: «Аудит расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям».

Актуальность. При изучении вопросов и проблем аудита учета оплаты труда, не нужно быть профессиональным бухгалтером или аудитором, чтобы заметить, что одно лишь вычисление размера заработной платы представляет определенные сложности для обеих сторон трудовых отношений. Понятно, что персонал хочет получать зарплату побольше, а работодатель сэкономить на трудовых издержках за счет не только снижения величины самой зарплаты, но и за счет уменьшения суммы обязательных социальных отчислений. Однако немалое количество ошибок и злоупотреблений в сфере учета расчетов с персоналом по оплате труда, диктует нам необходимость более тщательного контроля за обоснованностью и законностью отражения учета данных операций, чем и обусловлена практическая значимость выбранной темы.

Цель курсовой работы: провести исследование методики аудиторской проверки учета расчетов по оплате труда персоналу и правильности начисления заработной платы, изучить порядок проведения проверки, составить программу аудита и дать необходимые рекомендации по проведению аудита и совершенствованию учета расчетов по оплате труда и прочим операциям.

Для достижения намеченной цели курсовой работы, автор ставит перед собой следующие задачи:

1)раскрыть цель и задачи проведения аудита расчетов по оплате труда на предприятии;

2)дать определение основным понятиям и раскрыть их содержание;

)определить законодательную базу, и привести перечень основных нормативных документов, регламентирующих учет данных операций;

)раскрыть все источники информации по проверке расчетов и дать им подробную характеристику;

)изучить методику проверки правильности начисления заработной платы и различных удержаний;

)охарактеризовать особенности проверки правильности начисления и уплаты налогов и внебюджетных платежей по расчетам с персоналом;

)дать рекомендации по проведению аудита и совершенствованию учета расчетов по оплате труда персоналу и прочим операциям.

Методологической базой при написании работы будет являться научная, учебная и специальная литература, нормативно правовые акты, научные публикации и статьи, материалы Интернет-ресурсов. Работа состоит из двух глав с приложениями.


1. Теоретические аспекты аудита оплаты труда

.1 Цель и содержание проверки расчетов по оплате труда

В современных условиях организации наделены правом самостоятельно решать, какие системы и формы оплаты труда им применять. Это решение принимается согласно специфики их деятельности и их целей. При этом непосредственной юридической формой регулирования трудовых отношений между их сторонами уже давно являются коллективный договор и тарифные соглашения.

Оплата труда представляет собой систему отношений, по поводу обеспечения выплат работникам за их труд работодателем согласно законам, федеральным и локальным нормативно-правовым актам, коллективным и трудовым договорам.

Основными задачами учета труда и его оплаты являются:

-верной расчет сумм оплаты труда и различных удержаний;

-правомерное отнесение сумм зарплаты и социальных отчислений на счета производственных затрат;

-точный учет полной численности персонала;

-учет рабочего времени и объема осуществляемых работ;

-правильный учет расчетов по оплате труда с персоналом, Пенсионным фондом, Фондом социального страхования, Фондами обязательного медицинского страхования и бюджетом.

Заработная плата - есть материальное вознаграждение за трудовую деятельность исходя из сложности работ, квалификации работника, количества отработанного, качества и условий выполняемой работы, а помимо этого материальные стимулы различные и выплаты компенсирующего характера.

Основная цель проведения аудиторской проверки - это фактическое установление и дальнейшего пресечения случаев нарушения в организации законодательства в сфере трудовых отношений по поводу выплаты персоналу заработной платы. Следует помнить, что отношения, складывающиеся между работниками и предприятием по поводу выплаты заработной платы, составляют важнейшую часть всего комплекса трудовых правоотношений. Именно в силу этого аудитор должен особое внимание обратить на соблюдение работодателем законодательства о труде. Трудовые отношения в нашей стране урегулированы Трудовым Кодексом, и поэтому, именно данный нормативный акт должен служить аудитору главным правовым ориентиром при детальной характеристике бухгалтерского учёта в данной области.

Комплексная аудиторская проверка по оплате труда содержит несколько этапов:

-определение перечня проверяемых документов и периода для проверки кадровых и бухгалтерских документов;

-расширенная проверка кадровой документации по работникам и всех видов начислений по зарплате, включая проверку начисления соответствующих налогов и взносов;

-сличение бухгалтерской и кадровой документации на предмет отсутствия искажений и существенных нарушений;

-оформление отчётов по проверке отдела кадров и расчётных операций по оплате труда.

Этапами или составными частями аудиторской проверки учёта расчётов по оплате труда сотрудников организации являются проверка начисления постоянных, повременных и прочих видов выплат, проверка удержаний, проверка оплаты труда рабочим-сдельщикам, проверка расчётов по депонированной заработной плате и проверка расчёта платежей с фонда оплаты труда. Данные мероприятия и составляют общий план аудиторской проверки.

Весь комплекс расчетов по оплате труда, производятся бухгалтерией на основе стандартных первичных документов по учету выработки, использования рабочего времени и численности персонала, которые заполняются в подразделениях организации должностными лицами в соответствии с графиком документооборота. Далее они отправляются в бухгалтерию, где по этой первичной документации производится расчет оплаты труда персонала, рассчитывается фонд заработной платы всего предприятия и по структурным подразделениям отдельно.

Проведение аудиторской проверки начинается с ее планирования, которое производится на основании четкого понимания самим аудитором деятельности проверяемой организации. При этом главной целью планирования является организация процесса экономически обоснованной и эффективной проверки элементов экономической деятельности организации.

На стадии планирования нужно сразу сформировать стратегию и тактику аудита, составить план и программу проверки, определиться со сроками проведения проверки. Аудитор производящий проверку при проведении аудита обязан руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Согласно этим правилам, планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита. Кроме этого, оно состоит также в разработке программы аудита, которая определяет объем, виды и порядок проведения аудиторских процедур, необходимых для вырабатывания аудитором объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности предприятия.

Программа проведения аудиторской проверки учета оплаты труда должна содержать всю необходимую информацию о предприятии, а также установленные сроки проведения и должна включать следующие пункты:

-аудит соответствия величины показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета;

-аудит системы расчета и начисления заработной платы;

-аудит оформления первичных документов;

-аудит правомерности использования льгот и удержаний из заработной платы;

-аудит расчетов по начислению выплат во внебюджетные фонды (Приложение А).

1.2 Источники информации и нормативные акты

Следует отметить, что аудиторская проверка учета оплаты труда, по большому счету, и проводится с целью выявление и пресечения в будущем фактов нарушения на предприятии трудового законодательства в части выплаты работникам заработной платы. Помимо проверки соблюдения норм Трудового кодекса, аудитор также проверяет соответствие налоговому и гражданскому законодательсчтву, ПБУ 9/99 Доходы организации и ПБУ 10/99 Расходы организации, Постановление Госкомстата РФ от 10.07.1995 №89 "Об утверждении Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера", а также Постановления Госкомстата РФ от 24.11.2000 №116 (ред. от 19.09.2002) "Об утверждении Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера при заполнении организациями форм федерального государственного статистического наблюдения» и других.

В качестве базовых документов, регламентирующих методику ведения учета расчетов по оплате труда должны использоваться:

-Положение по учетной политике для целей бухгалтерского учета,

-Положение об учетной политики для целей налогообложения,

-Приказы по учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета,

-Положение о системе оплаты труда,

-Положение о премировании,

-Положение о выплате вознаграждения по итогам работы за год,

-Положение о функциональном подразделении (службе) организации, ее филиалах и хозяйствах, должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка.

При проведении аудита, в качестве источников информации используется различные первичные документы по учёту рабочего времени, учёту кадров, и расчетов с персоналом по оплате труда. Первичные документы оформляются в подразделениях (отделах, цехах, участках, бригадах) должностными лицами согласно графику документооборота и передаются в бухгалтерию, где на основании этих документов рассчитывается оплата труда каждого работника, определяется фонд начисленной заработной платы по отдельным структурным подразделениям и организации в целом. Унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты в России установлены Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. №1. С 1 января 2013 г. формы "первичных учетных документов", содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы). При это в обязательном порядке проверяются следующие документы:

-Штатное расписание по форме №Т-3,

-Табель учета рабочего времени по форме №Т-13,

-Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда по форме №Т-12,

-Расчетно-платежная ведомость по форме №Т-49,

-Расчетная ведомость по форме №Т-51,

-Распоряжение о предоставлении отпуска работнику по форме №Т-6

-Приказ о приеме работников на работу по форме №Т-1а,

-Приказ о приеме работника на работу по форме №Т-1,

-Платежная ведомость по форме №Т-53,

-Личная карточка работника по форме №Т-2,

-Лицевой счет по форме №Т-54;

-Журнал регистрации платежных ведомостей по форме №Т-53а;

-«Акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы» №Т-73;

-Денежные чеки;

-Бухгалтерские справки;

-Платежные требования;

-Платежные поручения;

-Расходные кассовые ордера (форма КО-2);

-Приходные кассовые ордера (форма КО-1);

-График отпусков по форме №Т-7.

Кроме перечисленных бухгалтерских и кадровых документов проверяются также различные договоры с персоналом: гражданско-правовые, трудовые, коллективные, отраслевые договоры, тарифное соглашение, договоры о материальной ответственности, договоры личного страхования, на выдачу ссуд, распоряжения, контракты.

Для организации расчетов по оплате труда персоналу в организациях должны быть обязательно сформированы специальные фонды. Фонд заработной платы персоналу включает в себя суммы оплаты труда в денежной форме за отработанное и неотработанное время, премии, стимулирующие доплаты и надбавки, компенсационные выплаты, денежные и иные поощрения, а также расходы на жилье, питание, бензин для сотрудников, если они носят систематический характер. Социальные выплаты работникам включают в себя денежные выплаты, относящиеся к предоставленнию персоналу различных социальных льгот, например на отдых, лечение, проезд и другие. Основные выплаты персоналу, осуществляемые организацией и относящиеся на себестоимость продукции, отражаются на счетах 08, 20, 23, 25, 26 и 29.

1.3 Методика проведения аудита расчетов по оплате труда

Технология проведения аудиторской проверки операций по оплате труда и расчетов с работниками состоит из 4-х этапов: оценку системы внутреннего контроля операций по оплате труда; формирование выборки; осуществление аудиторских процедур; обобщение полученных в ходе аудита результатов.

С учетом требований отечественных норм и стандартов, проверяющему необходимо, в первую очередь, оценить систему внутреннего контроля на данном предприятии. Данная процедура очень важна для того, чтобы выявить вероятность появления ошибок, которые могут повлиять на достоверность показателей финансовой отчетности. Организация внутреннего контроля и ее действие по расчетам с работниками необходима для устранения рисков, ставящих под угрозу надежность, эффективность и достоверность бухгалтерской отчетности в части раскрытия информации касаемо расчетов с работниками по оплате труда, и соответствия отражаемых операций нормам действующего законодательства. Далее уже на базе данной оценки и определяют содержание, масштаб и требуемое количество аудиторских процедур. Если на предприятии система учета и внутреннего контроля построена достаточно эффективно, то можно с некоторой долей уверенности говорить о правильности отражения хозяйственных операций во времени, измерении их объема, а также это позволит ограничить возможности для умышленного нарушения.

Если система внутреннего контроля отлажена хорошо, то она будет существенно снижать аудиторские риски при осуществлении и внутреннего, и внешнего аудита на предприятии. В случае положительной оценки аудитором эффективности внутреннего контроля предприятия, у него появляется достаточно уверенности в достоверности информации, а значит, ему предстоит выполнить гораздо меньший объем работы. Следует отметить, что многие методологические подходы, рекомендованные в современной литературе и учебниках, неэффективны для оценки системы внутреннего контроля. Дело в том, что они недостаточно полно учитывают изменения, внесенные в федеральные правила и нормы в части оценки системы внутреннего контроля. Учитывая это, можно порекомендовать при проведении аудита оценивать систему внутреннего контроля учета оперций и расчетов по оплате труда согласно с Правилом №8 «Понимание деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» по 5-ти основным элементам:

-контрольная среда;

-процесс оценки рисков аудируемым лицом;

-контрольные действия;

-информационная система учета;

-мониторинг средств контроля.

Если на предприятии имеет место достаточно большой объем операций расчетов по оплате труда, то проверяющему следует применять выборку, в соответствии с требованиями ФСА №16 «Аудиторская выборка». При этом объем выборки определяется на базе оценки аудиторских рисков, которая была проведена на этапе планирования. То, каким способом будет формироваться выюорка и в каком объеме будет зависеть от итогов оценки системы внутреннего контроля на предприятии и его особенностей. При формировании выборки употребляют стратификацию, которая подразумевает разделение всей имеющейся совокупности операций на составляющие группы для того, чтобы отобранными для проверки могли быть с равной вероятностью элементы всех составляющих групп. В ходе исследования операций проверяющий устанавливает признаки, по которым следует разделить всю имеющуюся совокупность операций. Указанные признаки должны отбираться на основе понимания специфики проверяемого объекта и операций с ним. Другими словами для отбора специфических элементов всей совокупности должно иметь место глубокое понимание деятельности проверяемой организации; должны быть достаточно внимательно оценены риски методов внутреннего контроля; учтены характеристики и специфические особенности тестируемой генеральной совокупности.

Для того, чтобы получить все необходимые аудиторские доказательства, проверяющий должен употреблять профессиональное суждение для оценки аудиторского риска и разработки аудиторских процедур, позволяющих уменьшить этот риск до приемлемого уровня. Чтобы аудитор смог аргументировано выразить собственное мнение о верности ведения операций по расчетам с персоналом и их достоверности, ему необходимо найти достаточные для этого аудиторские доказательства. В процессе их получения проверяющий может применить несколько аудиторских процедур согласно отечественному федеральному правилу аудита (ФСАД 7/2011) «Аудиторские доказательства».

Осуществляя проверку операций на соответствие трудовому законодательству и расчетов с персоналом применяется следующие виды аудиторских процедур:

-верификация арифметических расчетов организации;

-контроль и подтверждение соответствия нормам и правилам учета отдельных расчетных операций;

-проведение опроса работников и руководства предприятия и третьих лиц;

-анализ и проверка документации, прослеживание, аналитические процедуры.

Верификация арифметических расчетов организации применяется для свидетельства достоверности арифметических вычислений сумм по оплате труда работников и правильности отражения их в бухгалтерском учете аудируемого лица. Проверка на соответствие нормам и правилам при учете отдельных расчетных операций дает возможность аудитору проконтролировать учетные работы, осуществляемые бухгалтерией, и корреспонденцию счетов по расчетом с персоналом предприятия. Процедура подтверждения данных применяется для получения данных о реальности отражаемых сумм на счетах расчетов по оплате труда с бюджетом и внебюджетными фондами. Опрос работников необходим для того, чтобы получить интересующие аудитора ответы на вопросник аудитора при предварительной оценке состояния учета расчетов с работниками по заработной плате и в процессе их проверки, при уточнении некоторых сомнительных операций у специалистов предприятия.

Анализ и проверка документации необходима аудитору для подтверждения реальности наличия конкретного документа. При этом, аудитору следует выбрать какие-либо записи в бухгалтерском учете и отследить в хозяйственном учете отражение соответствующих операций вплоть до первичного документа, подтверждающего реальность и обоснованность осуществления данной операции. Процедура прослеживания необходима и при исследовании кредитовых оборотов по аналитическим счетам, отчетам, ведомостям, синтетическим счетам, учтенным в Главной книге, в особенности нетиповых корреспонденций счетов. Проведение различных аналитических процедур требуется для определения соответствия фонда заработной платы за предыдущие периоды с отчетным периодом. Согласно сделанным записям в рабочей документации и пишется аудиторское заключение. Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности" определяет, что аудиторское заключение представляет собой мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности, выражающее оценку ее соответствия во всех существенных аспектах нормативному акту, регулирующему бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

В процессе аудита расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям, обнаруженные типичные ошибки и нарушения - это зачастую:

-неверное исчисление среднего заработка, причитающихся работнику компенсаций;

-неверное начисление доплат, установленных трудовым законодательством;

-отсутствие документов, удостоверяющих начисление и удержание заработной платы;

-нарушение условий труда, установленных трудовым законодательством;

-расхождение начисленной оплаты труда или стимулирующих выплат условиям трудовых договоров, действующих в организации положениям;

-неверная корреспонденция счетов;

-отсутствие необходимых регулирующих документов, связанных с оплатой труда (Положения по премированию, Положения по оплате труда, приказов, штатного расписания, трудовых договоров и пр.);

-несоответствия между суммами аналитического и синтетического учета и прочее.

Таким образом, в ходе проведения проверки, аудитору необходимо произвести детальный анализ первичной документации, удостовериться в полной связанности формулировок, показателей и количественных значений в определенных документах. Документацию нужно проверять и по форме, и по существу, а помимо этого осуществлять математический контроль цифр записанных в первичных документах. Следовательно, специфические моменты методики проведения аудита расчетов по оплате труда определены большой численностью различных нормативных актов и документов по учету заработной платы, на фоне регулярно изменяющегося законодательства в данной сфере, что конечно же, необходимо учитывать проведении аудиторской проверки. Описанная методика основана на унифицированной схеме проведения проверки, которая включает в себя систематизацию нормативной базы порядка осуществления аудита, классификацию источников данных для проведения проверки учета операций по оплате труда, которые включают:

-формы бухгалтерской отчетности;

-первичные документы;

-базовые документы по учету операций по оплате труда;

-регистры аналитического и синтетического учета;

-иные документы.

1.4 Аудиторская проверка бухгалтерской и кадровой документации

Аудиторская проверка сводных расчётов заработной платы осуществляется с запросом предъявления руководством предприятия и бухгалтерией расчётно-платёжных ведомостей, лицевых счетов персонала и всех первичных документов по учёту оплаты труда и всего, что с ней связано. Для расчета заработной платы необходимо определить сумму заработка работников за месяц и произвести из этой суммы необходимые удержания. Нередко недочёты и нарушения при ведении кадрового учета являются одной из причин появления искажений в бухгалтерской отчётности, что в свою очередь может привести к существенным рискам при расчёте ряда налоговых отчислений в бюджет и внебюджетные фонды. Следовательно, аудит оплаты труда представляет собой действенное средство по предупреждению появления спорных и конфликтных ситуаций как на самом предприятии, так при взаимодействии с государственными контролирующими органами, представленными налоговой и трудовой инспекцией.

Ключевыми учетными документами при проведении расчетов по оплате труда являются - расчетно-платежная ведомость по форме №Т-49, или платежная ведомость по форме №Т-53 и расчетная ведомость по форме №Т-51. Расчетно-платежная ведомость по форме №Т-49 применяется для расчета и выплаты заработной платы работникам организации. Код формы по ОКУД 0301009. Если используется расчетно-платежная ведомость по форме №Т-49, то другие расчетные и платежные ведомости не применяются. Кроме того, расчетно-платежная ведомость служит еще регистром аналитического учета расчетов с работниками по оплате труда. Ведомости составляются в одном экземпляре в бухгалтерии.

Начисление заработной платы в форме №Т-49 производится на основании данных первичных документов по учету выработки, фактически отработанного времени и других документов. В зависимости от численности организации расчетно-платежные ведомости могут формироваться по подразделениям или категориям сотрудников или каким-либо иным удобным для работы способом. На работников, получающих заработную плату с применением платежных карт, составляется только расчетная ведомость, а расчетно-платежная и платежная ведомости не составляются. В ряде организаций вместо расчетно-платежных ведомостей применяют отдельно расчетные (форма №Т-51) и платежные (форма №Т-53) ведомости. Тогда в расчетной ведомости производятся все расчеты заработной платы, а платежная ведомость используется для выплаты заработной платы. Аванс за первую половину месяца также выдается по платежным ведомостям.

На титульном листе расчетно-платежной ведомости (форма №Т-49) и платежной ведомости (форма №Т-53) указывается общая сумма, подлежащая выплате. Разрешение на выплату заработной платы подписывается руководителем организации или уполномоченным им на это лицом. В конце ведомости указываются суммы выплаченной и депонированной заработной платы.

Использовать расчетные или расчетно-платежные ведомости для ручного подсчета средней заработной платы за какой-либо предшествующий период (например, за три месяца при оплате отпуска) неудобно, поскольку необходимо делать трудоемкие выборки из ведомостей за разные месяцы. В расчетных ведомостях, составляемых на машинных носителях информации, состав реквизитов и их расположение определяются в зависимости от принятой технологии обработки информации. При этом форма документа должна содержать все реквизиты унифицированной формы.

Бухгалтеру и аудитору для ручного подсчета средней заработной платы за какой-либо предшествующий период (например, за три месяца при оплате отпуска) гораздо удобнее анализировать на основании данных лицевого счета (формы №Т-54 и Т-54а). Там отражаются все нужные данные о конкретном работнике (семейное положение, разряд, оклад, стаж работы, время поступления на работу и др.), все виды начислений и удержаний из его заработной платы за каждый месяц в течение года. На основании сведений с лицевого счета не составит особого труда рассчитать средний заработок за любой необходимый период времени.

Аудиторская проверка лицевых счетов организуется в основном с целью определения дебетовых сальдо по счетам, выявления нереальных, недостоверных оборотов, а также документов, которые послужили основанием для записей по счетам с отклонениями от принятого порядка их оформления. Лицевые счета хранятся 75 лет и часто служат единственным основанием для выдачи архивных справок о полученной ранее работниками заработной плате.

Далее проверяется информация в записке-расчете о предоставлении отпуска работнику по форме №Т-60. Данный документ используется для расчета причитающейся работнику заработной платы и других выплат при предоставлении ему ежегодного оплачиваемого или иного отпуска. При расчете среднего заработка для оплаты отпуска показывается общая сумма выплат, начисленных работнику за расчетный период согласно правилам исчисления среднего заработка. Там же должно быть указано количество календарных дней, часов, приходящихся на отработанное время в расчетном периоде. Графа "Количество часов расчетного периода" заполняется при расчете оплаты отпуска работнику, которому установлен суммированный учет рабочего времени.

Проверке подлежит и акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы по форме №Т-73. Он используется для оформления и учета приема-сдачи работ, выполненных работником по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы. Составляется работником, ответственным за прием выполненных работ, утверждается руководителем организации или уполномоченным им на это лицом и передается в бухгалтерию для расчета и выплаты исполнителю работ причитающейся суммы. Он является основанием для окончательного или поэтапного расчета сумм оплаты выполненных работ.

аудиторский нормативный кадровый заработный

2. Особенности аудита отдельных видов расчетов

.1 Аудит учета расчетов по заработной плате

На предприятии расчёты с персоналом по оплате труда производятся с использованием счета 70 Расчёты с персоналом по оплате труда в отношении каждого работника предприятия. Депонированные суммы заработных плат отражаются по дебету счёта 70 Расчёты с персоналом по оплате труда и кредиту счёта 76 Расчёты с разными кредиторами и дебиторами. В дебете данного счёта должны отражаться выплаченные суммы оплаты труда, пособий, премий, пенсий и прочее, доходов от участия в капитале компании, начисленные налоги, уплат по исполнительным листам и прочие удержания. В кредите счёта 70 Расчёты с персоналом по оплате труда следует отражать суммы оплаты труда в корреспонденции со счетами учета затрат на производство. Кроме этого отражаются суммы оплаты труда начисленные за счет образованного резерва на оплату отпусков персоналу в корреспонденции со счетом 96 Резервы предстоящих расходов; социальных пособий в корреспонденции со счетом 69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению (Приложение Б).

Аудиторская проверка данных счетов должна осуществляться либо с помощью данных, содержащихся в оборотных ведомостях (если используется автоматизированная учетная форма), либо журналов-ордеров (если используется журнально-ордерная форма учёта). В данной ситуации проверяющему нужно установить - соответствует ли сальдо на указанных счетах показателям баланса. Вследствие этого ключевыми объектами аудиторской проверки на данном этапе должны быть такие статьи баланса, как Кредиторская задолженность перед государственными внебюджетными фондами, Кредиторская задолженность перед персоналом организации и Прочие дебиторы.

При проверке документации, которая содержит данные о среднем размере оплаты труда, аудитор должен не забывать, что порядок исчисления среднего размера заработной платы в каждом конкретном случае может иметь свои специфические особенности. В частности, размер средней зарплаты, за исключением случаев исчисления среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, определяется посредством деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней.

Если у работника был установлен режим неполного рабочего времени (день или неделя), то средний размер дневного заработка должен определяться посредством деления суммы фактически начисленной заработной платы на количество отработанных дней по календарю пятидневной или шестидневной рабочей недели относящихся ко времени фактически отработанном за расчетный период. При исчислении среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие). Вследствие этого, при рассмотрении всех аналогичных случаев аудитору следует руководствоваться нормами, которые урегулированы Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 №922 Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы.

При использовании повременной оплаты труда, учитывая должностной оклад работника, сумма заработка исчисляется делением произведения суммы оклада и отработанного времени на количество часов месячного фонда времени. При расчете заработной платы работника с использованием разрядной и тарифной системы, то сумма заработка определяется посредством умножения фактически отработанного времени на соответствующую сумму по конкретному тарифу разряда.

Аудит учёта расчетов по зарплате при использовании сдельной формы оплаты труда осуществляется с учётом норм и характеристик начисления конкретной формы сдельной заработной платы. Согласно законодательству, сдельная оплата труда может осуществляться в форме прямой сдельной либо сдельно-прогрессивной. При прямой сдельной заработной плате общая сумма заработной платы исчисляется через произведение количества единиц произведенной продукции данным работником и установленных расценок за штуку. При расчете заработка с применением сдельно-прогрессивной формы оплаты используют специальную исходную базу - норму единиц продукции с предварительно оговоренными расценками. При этом при любом превышении этой нормы оплата труда производится по повышенным расценкам в отношении единиц продукции, произведенных сверх введенной нормы. В отношении всех остальных выплат, включая отпускные и прочее, то в как правило принято их рассчитывать и начислять посредством использования среднего размера оплаты труда. В данном случае аудитору следует обратить внимание, в первую очередь, на размеры окладов и тарифов сотрудников, а также на общие правила определения средней заработной платы. В соответствии со ст. 139 ТК РФ не зависимо от режима работы расчет величины среднего месячного заработка работника осуществляется согласно начисленной суммы заработной платы и отработанного работником времени за календарный год, который предшествует периоду, в течение которого за ним сохраняется средняя заработная плата.

Одним из важнейших моментов аудита учета оплаты труда является проверка правильности учета различных сумм удержаний из заработной платы работников. На практике одним из наиболее распространенных установленных законодательством оснований удержания из заработной платы работников являются налог на доходы физических лиц, исполнительные документы и кредитные договоры. Расчет величины данных удержаний может производиться в зависимости от нормативных требований либо от фактических обстоятельств конкретного случая. В частности, верность исчисления удержанного подоходного налога производится, учитывая размер налогооблагаемой базы, различных льгот, которые есть у работника, и налоговой ставки (13%), согласно ст. 224 Налогового кодекса. Помимо этого удержания из заработка персонала могут осуществляться в случае погашения задолженности работника перед организацией в случаях неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы, излишней выплаты работнику сумм вследствие счетных ошибок, выданного в связи со служебными целями, и в ряде иных случаев. Проверяющий должен учесть, что законодательство дает право работодателю удерживать из заработной платы работника суммы не позднее 30-ти дней с момента окончания срока, определенного для возвращения аванса, ликвидации задолженности или ошибочно рассчитанных выплат, если основания и размеры этих удержаний не оспариваются работником.

2.2 Аудит расчетов по оплате сезонных работников

Сегодня многие предприятия сталкиваются с необходимостью принять на работу сотрудников на определенный период времени. Использование таких форм организации труда позволяет работодателям облегчить решение временных кадровых трудностей на период сезонной работы, наиболее оптимальным образом планировать использование трудовых ресурсов и обеспечить эффективное расходование средств на оплату труда.

Аудиторская проверка расчетов по оплате труда сезонных работников осуществляется с целью установления соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда действующим законодательным и нормативным документам, для того чтобы сформировать мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных аспектах.

При проверке соблюдения законодательства о труде и документального оформления трудовых отношений при выполнении в организации работ сезонного характера необходимо иметь в виду следующее. Главную роль в правовом регулировании труда сезонных работников играет гл. 46 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ).

Определение сезонным работам дано в ч. 1 ст.293 ТК РФ. По сути это работы, которые выполняются только в течение определенного периода времени вследствие климатических или иных природных условий. Согласно трудовому законодательству продолжительность сезона составляет, как правило, не более шести месяцев.

Характерной особенностью документального оформления является то, что сезонные работы подразумевают установление трудовых отношений только на определенное время, поэтому с сотрудниками, нанятыми для их выполнения, заключают срочный трудовой договор (ч. 1 ст. 59 ТК РФ).

Как правило, в срочном трудовом договоре с сезонником указывают день его окончания. Однако бывает, что в момент составления договора указать конкретную дату невозможно. Это связано со спецификой сезонных работ. Например, невозможно точно указать, когда закончится уборочная страда. В этом случае срочный договор прекращается в день окончания периода сезонных работ (ч. 4 ст.79 ТК РФ). Кроме того, трудовой договор с сезонником, как и с другим работником, должен содержать обязательные условия, перечень которых установлен ч. 2 ст.57 ТК РФ.

Согласно ст.293 ТК РФ перечни сезонных работ, в том числе отдельных сезонных работ, проведение которых возможно в течение периода (сезона), превышающего шесть месяцев, и максимальная продолжительность указанных отдельных сезонных работ определяются отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, заключаемыми на федеральном уровне социального партнерства. Перечень сезонных отраслей промышленности утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2002 №498. В него вошли лесозаготовительная, рыбная, торфяная промышленность и ряд других отраслей.

Для сезонных работников важно, чтобы при оформлении различных документов делалась ссылка на сезонный характер выполняемых ими работ. Это связано с исчислением страхового стажа при назначении пенсии. Поскольку заключение срочных трудовых договоров с сезонными работниками имеет свои особенности, аудитору необходимо принять во внимание и арбитражную практику, сложившуюся по данному вопросу. Так, в соответствии со ст.58 ТК РФ работодателю запрещено заключать срочные трудовые договоры в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок. При отсутствии достаточных к тому оснований срочный трудовой договор может быть признан бессрочным, т.е. заключенным на неопределенный срок.

Признание судом трудового договора бессрочным возможно при установлении факта многократности заключения срочных трудовых договоров на непродолжительный срок для выполнения одной и той же трудовой функции. Если судом при разрешении спора о правомерности заключения срочного трудового договора установлено, что договор заключен работником вынужденно, то суд применяет правила договора, заключенного на неопределенный срок.

Сезонного работника можно уволить в период временной нетрудоспособности, однако больничный лист должен быть оплачен (ст.183 ТК РФ). Исключение составляет ситуация, когда период действия срочного трудового договора совпадает с периодом беременности сотрудницы. В этом случае работодатель обязан продлить срок действия трудового договора до окончания беременности (ч. 2 ст.261 ТК РФ). При проведении аудита необходимо принять к сведению, что, если сезонный работник заболел накануне расторжения трудового договора, т.е. находится на больничном в тот момент, когда истекает действие трудового договора, договор не продлевается.

Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется сезонникам в рабочих днях. Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных ТК РФ, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной зарплаты на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели (ч. 5 ст.139 ТК РФ; п. 11 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 №922). Когда дополнительный отпуск предоставляется в календарных днях, нерабочие праздничные дни (ст.112 ТК РФ), приходящиеся на период дополнительного отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются (ч. 1 ст.120 ТК РФ). Согласно ст.116 ТК РФ дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются не только работникам с ненормированным рабочим днем, но и работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством или иными законами.

Независимо от того, уволился сотрудник по окончании периода сезонных работ или раньше срока, ему полагаются определенные выплаты. При увольнении трудовое законодательство предписывает работодателю в последний рабочий день сотрудника выплатить ему заработную плату за отработанное время (ч. 1 ст.140 ТК РФ) и компенсацию за неиспользованный отпуск (ч. 1 ст.127 ТК РФ).

Нормами коллективного или трудового договора могут быть установлены и другие выплаты. В частности, согласно ч. 4 ст.178 ТК РФ трудовым или коллективным договором могут устанавливаться выплата выходного пособия, не предусмотренная ч. 1-3 ст.178 ТК РФ, а также повышенные размеры выходного пособия.

2.3 Аудит расчетов по больничным листам

Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности, определение условий, размеров и порядка обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 №255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". В соответствии с п. 1 ст.7 этого Закона при утрате трудоспособности вследствие заболевания застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет, пособие выплачивается в размере 60% среднего заработка. Если застрахованное лицо имеет страховой стаж менее шести месяцев, то пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.

При аудите начислений пособий по временной нетрудоспособности аудитору необходимо знать, что основанием для расчета сумм к оплате является листок временной нетрудоспособности лечебного (медицинского) учреждения. Размеры пособия зависят от среднего заработка, который рассчитывается за два предшествующих болезни месяца работы, количества дней болезни и непрерывного стажа работы.

При непрерывном стаже работы размер пособия составляет:

-до 5 лет - 60% заработка;

-до 8 лет - 80% заработка;

-свыше 8 лет - 100% заработка.

Размер пособия по временной нетрудоспособности за каждый день не должен превышать двойной суммы дневного заработка, рассчитанного на основе должностного оклада, или двойной дневной тарифной ставки рабочего-сдельщика или повременщика соответствующего разряда.

Следует учитывать изменения, внесенные в Закон №255-ФЗ Федеральным законом от 08.12.2010 №343-ФЗ, которые вступили в силу с 1 января 2011 г. Эти изменения, в частности, касаются порядка расчета пособий по временной нетрудоспособности:

расчетный период теперь составляет два года, предшествующие году наступления страхового случая;

в средний заработок включаются выплаты в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"; ранее учитывались выплаты, которые включаются в базу для начисления страховых;

число календарных дней, на которое делится начисленный заработок, составляет 730 дней; до 2015 г. деление производилось на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата.

Согласно п. 1 ст.2 Закона №343-ФЗ за период до 1 января 2014 г. в средний заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности включались все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начисляются страховые взносы в ФСС РФ в соответствии с Законом №212-ФЗ и которые не превышают 415 000 руб., - предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленную в 2014 г. Таким образом, если работник заболел в 2015 г., для расчета пособия учитывается заработная плата, начисленная ему в 2014 г. Следует рассчитать средний дневной заработок сначала исходя из заработка и стажа сотрудника, а затем исходя из МРОТ (4330 руб.). Эта сумма не должна превышать размер дневного пособия, равного 139,68 руб. (4330 руб.: 31 день), если работник болел, например, в январе (п. 20 Положения №375). Далее размер дневного пособия следует умножить на количество дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности.

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком неработающим гражданам, осуществляющим уход за ребенком, а также минимальные и максимальные размеры ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, проиндексированы в соответствии со ст.4.2 Федерального закона от 19.05.1995 №81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

Общий порядок исчисления страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам регламентируется ст.16 Закона №255-ФЗ (в ред. от 05.04.2013). В данном Законе определены периоды работы и (или) иной деятельности, которые входят в страховой стаж, а также исполнительный орган, устанавливающий Правила подсчета и подтверждения страхового стажа. Страховой стаж работника исчисляется по Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 №91, в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 11.09.2009 №740Н.

2.4 Аудит расчетов по оплате отпусков

Приказом Минфина России от 24.12.2010 №186н отменен п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 №34н), который предоставлял организации право создавать на счете 96 резервы предстоящих расходов, в том числе на предстоящую оплату отпусков работникам. При этом, термин "резерв" заменен на термин "оценочное обязательство", которое возникает у организации исходя из норм законодательных и иных нормативных правовых актов.

Получается, что на счете 96 "Резервы предстоящих расходов" отражаются лишь те резервы, создание которых предусмотрено ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы", утвержденным Приказом Минфина России от 13.12.2010 №167н.

Помимо этого согласно п. 5 данного ПБУ оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий:

) у организации существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой она не может избежать. В случае, когда у организации возникают сомнения в наличии такой обязанности, она признает оценочное обязательство, если в результате анализа всех обстоятельств и условий, включая мнения экспертов, более вероятно, чем нет, что обязанность существует;

) уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно;

) величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена.

Для признания оценочного обязательства по оплате отпусков работникам организацией выполняются все условия, перечисленные в п. 5 ПБУ 8/2010. Поскольку оплата отпусков работников является обязанностью, явившейся следствием прошлых событий хозяйственной жизни организации, исполнения которой она не может избежать, при этом, вероятно, уменьшение экономических выгод и величину такого обязательства можно оценить, резерв на оплату отпусков должен признаваться в бухгалтерском учете.

В соответствии с п. 8 ПБУ 8/2010 оценочные обязательства отражаются на счете 96 "Резервы предстоящих расходов". При признании оценочного обязательства в зависимости от его характера величина оценочного обязательства относится на расходы по обычным видам деятельности (счета учета производственных затрат 20, 23, 26, 29 и др.) и расходы на продажу (счет 44).

Как указано в п. 23 ПБУ 8/2010, обоснованность признания и величина оценочного обязательства подлежат проверке организацией в конце отчетного года, а также при наступлении новых событий, связанных с этим обязательством.

Фактические расходы, на которые был ранее образован резерв, относятся в дебет счета 96 в корреспонденции, в частности, со счетами 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - на суммы оплаты труда работникам за время отпуска.

Таким образом, резервирование расходов на оплату отпусков должно отражаться корреспонденцией счетов Дт 20, 26, 44 Кт 96, а фактическое использование резерва - корреспонденцией Дт 96 Кт 70, 69.

Учитывая требования п.п. 21, 23 ПБУ 8/2010, резерв должен быть создан один раз на определенный срок. В случае недостаточности суммы резерва затраты организации по погашению обязательства отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке (п. 21 ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы"). В конце отчетного года следует проверить использование резерва и предпринять дальнейшие меры - списать его, увеличить (уменьшить), оставить без изменения.


Заключение

Итак, в ходе написания работы было установлено, что целью аудита является установление соответствия используемой на предприятии методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетам с персоналом в проверяемом периоде, действующим в РФ нормативным документам. При этом в ходе проверки аудитору следует оценить состояния синтетического и аналитического учета операций по оплате труда и расчетам с работниками предприятия в проверяемом периоде; оценить состояние эффективности имеющейся на предприятии системы расчетов с работниками; проверить соблюдения трудового и налогового законодательства; оценить полноту и достоверность отражения совершенных операций в бухгалтерском учете.

При написании курсовой работы мной был изучен порядок проведения аудиторской проверки учета заработной платы на предприятиях. Была исследована нормативная база регулирующая порядок начисления и выплаты заработной платы, проштудирован большой объем специальной литературы по исследуемой тематике. Были изучены общие вопросы организации проведения аудиторской проверки экономического субъекта, исследован порядок проведения проверки с указанием конкретных аудиторских доказательств, источников и методов их получения. Кроме этого были рассмотрены способы и порядок документирования проверки, оформления её результатов, а вся полученная информация систематизирована и подвергнута анализу. В работе также рассмотрены практические примеры, в которых проанализированы сложные и актуальные вопросы по оплате и стимулированию труда работников, показаны возможности аудита оплаты труда, выполняемого с целью снижения налоговых рисков и устранения возможных конфликтных ситуаций со стороны работников. Представлены рекомендации по решению сложных и неоднозначных вопросов оплаты и стимулирования труда, которые основаны на положениях нормативных и законодательных актов, разъяснениях официальных органов.

Перед началом проведения проверки составляется план и программа проведения проверки. Весь процесс проведения аудиторской проверки делится на составные части или этапы, к которым относятся: проверка начисления повременных и иных видов оплат, проверка оплаты труда рабочим-сдельщикам, проверка удержаний, проверка расчётов по депонированной заработной плате и проверка расчёта платежей с фонда оплаты труда.

Следует помнить, что отношения, складывающиеся между работниками и предприятием по поводу выплаты заработной платы, составляют важнейшую часть всего комплекса трудовых правоотношений. Именно в силу этого аудитор должен особое внимание обратить на соблюдение работодателем законодательства о труде. Трудовые отношения в нашей стране урегулированы Трудовым Кодексом, и поэтому, именно данный нормативный акт должен служить аудитору главным правовым ориентиром при детальной характеристике бухгалтерского учёта в данной области. Сегодня законодательство постоянно совершенствуется, появляются новые документы и инструкции, имеющие отношение к расчетам по оплате труда на предприятиях всех форм собственности, что создает некоторые трудности. Поэтому аудитор всегда должен учиться и «идти в ногу со временем».

В частности, на сегодняшний день аудитору следует учитывать, что с 2015 года взносы на обязательное социальное страхование нужно будет платить по новым правилам. Здесь и увеличение базы, в пределах которой выплаты работникам будут облагаться взносами, и изменение перечня выплат, облагаемых взносами, и обновление критериев, исходя из которых организация решает, как отчитываться по взносам − на бумаге или в электронном виде.

Глоссарий

№п/пПонятиеОпределение1Аудиторские доказательствааудиторские доказательства - это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора.2Аудиторское заключениепредставляет собой мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности, и никто не может трактовать его как-либо иначе.3Внешний аудитаудит, проводимый независимой аудиторской организацией на договорной основе с экономическим субъектом, главным образом, с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и отчетности.4Внутренний аудитзатрагивает широкий спектр различных аспектов деятельности организации, помогая менеджменту выявлять и оценивать риски и вырабатывать мероприятия, направленные на снижение риска и повышение эффективности систем и процессов.5Достоверность бухгалтерской отчетноститребование к бухгалтерской отчетности, означающее, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности.6Заработная платавознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.7Инспектированиепроверка, контроль, записей, ревизия, осмотр документов или материальных активов8Искажение бухгалтерской отчетностиневерное отражение и представление данных в бухгалтерской отчетности в связи с нарушением со стороны персонала экономического субъекта установленных правил и требований.9Повременная оплата трудаэто форма оплаты труда наёмного работника, при которой заработок зависит от количества фактически отработанного времени с учётом квалификации работника и условий труда.10Процедура аудиторскаяпонятие, которое устанавливает выполнение определенных действий средствами труда над предметами труда с целью познания, преобразования или усовершенствования их.11Сдельная оплата трудаэто форма оплаты труда наёмного работника, при которой заработок зависит от количества произведённых им единиц продукции или выполненного объёма работ с учётом их качества, сложности и условий труда.12Система внутреннего контролясовокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности.

Список использованных источников

1. Бычкова С.М., Фомина Т.Ю. Аудит расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям // Аудиторские ведомости. - 2010. - №12.

. Подольский В.И. Аудит: учебник для вузов; под ред. проф. В.И. Подольского. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2008.

. Парушина Н.В. Аудит: основы аудита, технология и методика проведения аудиторских проверок: учебное пособие. - Н.В. Парушина, Е.А. Кыштымова.- М.: ФОРУМ, 2009.

. Правило (стандарт) №16 Аудиторская выборка. - Введено Постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 №532. © Консультант Плюс

. Правило (стандарт) №8 Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности. ‒ В ред. Постановлений Правительства РФ от 19.12.2008 №863, от 27.01.2011 №30. © Консультант Плюс

6. Фундаментальные исследования. Журнал. Интернет-ресурс

7. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99: Утв. Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 №43н (ред. от 04.11.2014). © Консультант Плюс

. Стандарты аудиторской деятельности. - М.: Книга сервис, 2010.

. Терехов, А.А. Аудит: законодательные решения / А.А. Терехов. - М.: Финансы и статистика, 2010.

Шеремет, А.Д. Аудит: учебник / А.Д. Шеремет, В.П. Суйц. - 4-е изд., - М.: ИНФРА-М, 2010.

. Федеральный закон от 19.05.1995 №81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014). © Консультант Плюс

. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 04.11.2014). © Консультант Плюс

. Постановление Правительства РФ от 04.07.2002 №498 "Об утверждении перечня сезонных отраслей промышленности". © Консультант Плюс

. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 24.11.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.12.2014). © Консультант Плюс

. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 06.02.2007 №91 (ред. от 11.09.2009) "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам" © Консультант Плюс

. Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 №1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты", © Консультант Плюс

. Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 №922 (ред. от 15.10.2014) "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы". © Консультант Плюс

. Об аудиторской деятельности: Федер. закон РФ от 30.12.2008 №307-ФЗ (ред. от 01.07.2014), © Консультант Плюс

. Приказ Минфина РФ от 24.12.2010 №186н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и признании утратившим силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15 января 1997 г. №3" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.02.2011 №19910). © Консультант Плюс

. Федеральный закон от 08.12.2010 №343-ФЗ (ред. от 25.02.2011) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013). © Консультант Плюс

. ФСАД 7/2011. Федеральный стандарт аудиторской деятельности. Аудиторские доказательства. © Консультант Плюс, #"justify">. Федеральный Закон от 6 декабря 2011 года. "О бухгалтерском учете" №402-ФЗ, © Консультант Плюс

Приказ Минфина России от 06.05.1999 №32н (ред. от 27.04.2012) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 №1791). © Консультант Плюс

. Приказ Минфина России от 06.05.1999 №33н (ред. от 27.04.2012) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 №1790). © Консультант Плюс

. Приказ Минфина России от 13.12.2010 №167н (ред. от 27.04.2012) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (ПБУ 8/2010)" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2011 №19691). © Консультант Плюс

. Федеральный закон от 29.12.2006 №255-ФЗ (ред. от 28.06.2014) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2014). © Консультант Плюс


Приложение А

Общий план аудита операций по оплате труда и расчетам с персоналом

Планируемые виды работПериод проведенияИсполнитель1. Аудит оформления первичных документов2. Аудит системы начислений заработной платы3. Аудит обоснованности льгот и удержаний из заработной платы4. Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета5. Аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды

Программа аудита

Перечень аудиторских процедурПериод проведенияИсполнителиПроверяемые документы1. Аудит оформления первичных документов1.1 Определение степени унификации первичных документов по учету персонала и рабочего времениПриказы о приеме на работу, увольнении, перемещении, табели учета использования рабочего времени, личные карточки, коллективный договор1.2 Проверка правильности учета рабочего времениТабели учета использования рабочего времени, график - календарь1.3 Проверка правильности оформления расчетно-платежных документовРасчетно-платежные ведомости, расчетные ведомости, платежные ведомости, расходные кассовые ордера1.4 Проверка правильности учета депонированной заработной платыКнига учета депонированной заработной платы, депонентские карточки, расходные кассовые ордера2. Аудит системы начислений заработной платы2.1 Проверка обоснованности начислений за особые условия труда: а) сверхурочные работы и работу в ночное время; б) работу в выходные и праздничные дни; в) выполнение работ с тяжелыми и вредными условиями труда; г) работы в районах с неблагоприятными климатическими условиямиПриказы руководителя, табели учета использования рабочего времени, расчетно- платежные ведомости, лицевые счета (а, б) Табели учета рабочего времени, Перечень работ (Постановление Минтруда России от 27.05.1994 №41), расчетно-платежные ведомости, личные карточки (в) Расчетно-платежные ведомости, табели учета рабочего времени, личные карточки (г)2.2 Проверка правильности документирования и оплаты простоевТабель учета рабочего времени, листки о простое, расчетно-платежные ведомости, акты с приложением списка работников2.3 Проверка правильности документирования и оплаты работы в случае бракаАкты о браке, приказы руководителя, расчетно-платежные ведомости, личные карточки2.4 Проверка правильности расчета среднего заработка для различных целейПриказы руководителя, заявления работников, расчетно-платежные ведомости, личные карточки2.5 Проверка правильности расчета пособий, выплачиваемых за счет средств ФСС РФЗаявления работников на выплату пособий, листки нетрудоспособности, путевки на санаторно-курортное лечение, счета организаций, оказывающих услуги, расчетно-платежные ведомости, личные карточки2.6 Проверка правильности определения совокупного дохода для целей налогообложения физических лицЛичные карточки, расчетно-платежные ведомости, сведения о полученных доходах работников, подаваемые в налоговую инспекцию2.7 Проверка правильности образования и корректировки резервов: на предстоящую оплату отпусков работников; на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; на выплату вознаграждений по итогам годаЖурналы - ордера №10, 10/1, 10а, 12, 13, 13а, 15, 183. Аудит обоснованности применения льгот и удержаний из заработной платы3.1 Проверка правомерности применения вычетов и льгот для исчисления подоходного налогаЛичные карточки, расчетно-платежные ведомости, сведения о полученных доходах, подаваемые в налоговую инспекцию3.2 Определение соответствия применяемых ставок подоходного налога действующему законодательствуЛичные карточки, расчетно-платежные ведомости, расчетные ведомости, сведения о полученных доходах работников, подаваемые в налоговую инспекцию3.3 Проверка правильности удержаний по исполнительным листамИсполнительные листы, расчетно-платежные ведомости, расчетные ведомости4. Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета4.1 Проверка правильности отражения оборотов по счетам и субсчетам Главной книги с аналогичными показателями регистров синтетического учетаЖурналы - ордера №10, 10/1, 10а, ведомости №12, 13, 13а, 15 , 18, Главная книга4.2 Проверка правомерности отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) выплат, начисленных персоналу организацииЖурналы - ордера №10, 10/1, 10а, ведомости №12, 13, 13а, 15, 18, Главная книга, приказы4.3 Проверка правильности отнесения страховых взносов во внебюджетные фонды на себестоимость продукции (работ, услуг)Журналы - ордера №9, 10, 10/1, 10а, Главная книга4.4 Проверка обоснованности расходов организации по подготовке и переподготовке кадров, правильности отнесения таких выплат на себестоимость продукции (работ, услуг)Журналы - ордера №10, 10/1, 10а, ведомости №12, 13, 13а, 15, 18, Главная книга, приказы, первичные документы (договоры на обучение, акты о выполненных работах)5. Аудит расчетов по единому социальному налогу и платежам во внебюджетные фонды5.1 Проверка правильности исчисления единого социального налога и страховых взносов во внебюджетные фонды и своевременность их перечисления по назначениюРазработочная таблица «Сводка начисленной заработной платы по составу и категориям работников, учета расчетов с работниками по страхованию и распределение заработной платы (с вкладным листом)», журналы - ордера №10, 10/1, 10а, ведомости №12, 13, 15, отчетные декларации по расчетам с органами социального страхования и обеспечения

Приложение Б

Схема проверки расчетов по заработной плате

Наименование операцийДебетКредитВ каких документах операция отраженаЦели и процедуры аудитаОперации по начислению дополнительной заработной платыНачислена оплата труда за работу в выходной день (основные производственные рабочие) АУП20 2670 70расчетно-платежные ведомости, свод по зарплате, ж/о №10, 10сПроверить правильность отражения в учете операций, связанных с доплатой, и обоснованность их отнесения в себестоимость продукции (работ, услуг)Начислена заработная плата рабочим, выполнявшим работы по исправлению производственного брака2870Акт о браке, расчетно-платежные ведомости, свод по зарплате, ж/о №10, 10сПроверить обоснованность отражения в учете оплаты за изготовление бракованной продукции. Следует обратить внимание на условия, повлекшие за собой изготовление бракованной продукции (период освоения производства, скрытые дефекты и т.д.)Начислено пособие по временной нетрудоспособности6970Листок нетрудоспособности, табель учета использования рабочего времени, расчетно-платежные ведомости, ж/о №10, 10с, ведомости №12, 13Проверить правильность исчисления среднедневного заработка для оплаты больничного листа, процентов оплаты в зависимости от непрерывного стажа работы, правомерность возмещения начисленной оплаты за счет средств Фонда социального страхованияНачислена материальная помощь к юбилейным датам8470Приказы руководителя, расчетно-платежные ведомости, ж/о №10,13Проверить правильность учета налогооблагаемой базы по фондам социального страхования и обеспечения, а также по налогу на прибыльНачислены отпускные за счет резерва9670Расчетно-платежные ведомости, свод по зарплате, ж/о №10, 10сПроверить соответствие принятой учетной политики созданию резерва на оплату отпусков и размера ежемесячных отчисленийУдержаны алименты из заработной платы работников7076Исполнительный лист, расчетно-платежные ведомости, Главная книга, ведомость №7Проверить соответствие базы для начисления алиментов Перечню видов заработной платы, не удержанные суммы алиментов по вине предприятия, взыскатель вправе предъявить иск к этому предприятию. Также следует проверить, куда отнесены расходы по перечислению алиментовПроизведены удержания задолженности по подотчетным суммам7071расчетно-платежные ведомости, Главная книга, ж/о №7Проверить сроки задолженности по подотчетным суммам, наличие приказа об установлении круга лиц, которым предоставлено право получать деньги под отчет, своевременность хозяйственных операций, так как в случае приобретения ТМЦ и искажения расчетов текущего месяца по подотчетным суммам может повлечь и искажение расчета налога на имущество и соответственно налогооблагаемой прибыли текущего месяцаПроизведены частичные удержания полученных работниками ссуд7073расчетно-платежные ведомости, Главная книга, ж/о №8, ведомость №7Проверить договоры с работниками на получение возвратных ссуд, установить, правильно ли применены ставки рефинансирования при обложении подоходным налогом, включаются ли проценты за пользование ссудами во внереализационные доходы предприятияУдержана недостача ТМЦ у материально ответственных лиц7084Акт инвентаризации, расчетно-платежные ведомости, ж/о №10/1, ведомость №10Проверить наличие договора о материальной ответственности, правомерность удержания сумм недостачиОперации по отчислениям взносов по единому социальному налогу и в фонды социального страхования и обеспеченияПроизведены отчисления по ЕСН в части ФСС (4%) от заработной платы основных производственных рабочих2069Свод по заработной плате, Главная книга, ж/о №9, 10, 10/1Проверить правильность определения налогооблагаемой базы. При излишнем начислении налога будет завышена себестоимость продукции (работ, услуг) и соответственно занижена налогооблагаемая прибыльПроизведены отчисления по ЕСН в части ПФ от фонда заработной платы производственного персонала (28%)2069То жеТо жеПроизведены отчисления в ФФОМС (0,2%) от фонда заработной платы производственных рабочих2069То жеТо жеПроизведены отчисления в ТФОМС (3,4%) от фонда заработной платы производственных рабочих2069То жеТо же

Похожие работы на - Аудит расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!