Экологические проблемы воспитания в курсе познания мира

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    586,24 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экологические проблемы воспитания в курсе познания мира













Экологические проблемы воспитания в курсе познания мира

План

Введение

1. Теоретические основы разработки проблемы экологии и экологического воспитания школьников

.1 Вопросы экологии и экологического воспитания школьников в психолого-педагогической литературе

.2 Особенности экологического воспитания школьников

. Организация деятельности учителя по вопросам экологии у школьников в курсе познания мира

.1 Содержание деятельности учителя по вопросам экологии у школьников

.2 Анализ результативности деятельности учителя по экологическому воспитанию школьников в курсе познания мира

Заключение

Список использованной литеpатуpы

Приложения

Введение

На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Ее опасность порождает необходимость целенаправленной работы по формированию экологической воспитанности подрастающего поколения, основу которой должны составлять экологическая парадигма или ноосферный или коэвалюционный (по В.И. Вернадскому и Н.Н. Моисееву) подход во взаимоотношениях человека - природы - общества.

Актуальность проблем экологии возрастает, что вызвано:

необходимостью повышения экологической воспитанности человека;

необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;

необходимостью решения актуальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека;

низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых [1, с. 22].

Современные проблемы взаимодействия общества и природы поставили ряд новых задач перед школой.

Активное развитие экологии привело к пониманию принципа целостности природы как единой системы. В этой связи природа получила широкое толкование - как совокупность естественных условий существования человеческого общества. Поэтому внимание ученых привлечено к подготовке подрастающего поколения к взаимодействию человека с природой.

Сущность современного экологического образования раскрывается в следующих ключевых идеях: системности и синергизма, гуманитарно-аксиологической ориентации, устойчивого развития, безопасности, экологической ответственности и деятельности в области окружающей среды, устанавливающие новую систему ценностей, основанную на диалоге человека, общества и природы.

В Конституции Республики Казахстан экология и экологическое образование рассматривается как необходимый и важный элемент для выполнения гражданами конституционных обязанностей [2].

Экологическое образование и воспитание становится одним из основных направлений концепции экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы. Согласно этой концепции для развития экологического образования общества необходимо:

формирование системы непрерывного экологического образования путем внедрения вопросов экологии и устойчивого развития в учебные программы всех уровней образования;

подготовка специалистов, переподготовка и повышение квалификации кадров в области экологии для всех уровней системы обязательного и дополнительного образования;

государственная поддержка экологического образования [3].

Согласно Экологическому кодексу № 212-III от 9 января 2007 года, регулирующему вопросы экологического образования в государстве, для каждого гражданина обязанность повышать уровень своих экологических знаний и содействовать экологическому воспитанию подрастающих поколений. Также экологический кодекс предусматривают всеобщность и непрерывность экологического образования и воспитания [4].

Вопрос о необходимости формирования экологической воспитанности занимает центральное место в Послании Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана "Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства" [5].

Стратегия экологического образования должна быть приведена в соответствие с международными документами по образованию в области окружающей среды и идеями устойчивого развития и адаптирована к сегодняшнему и завтрашнему Казахстану.

Школьный возраст благоприятен для экологического воспитания, чему способствуют природные предпосылки: познавательная направленность на изучение окружающего мира, в первую очередь природного, а также активное усвоение общечеловеческих ценностей и нормативов поведения. Самой природой обусловлено социальное назначение детства - адаптация ребенка к природе и обществу, способного брать ответственность за свои поступки перед людьми и животными. Таким образом, тема нашей работы актуальна. Объект исследования: педагогический процесс в группе детей школьного возраста. Предмет исследования: содержание деятельности учителя по экологическому воспитанию школьников в курсе познания мира.

Гипотеза: важность начала деятельности по формированию экологической воспитанности личности именно начиная со школьного возраста объясняется тем, что в результате разностороннего взаимодействия с окружающей природосоциальной средой осуществляются процессы социализации личности.

Цель курсовой работы: разработка системы занятий, способствующих экологическому воспитанию школьников в курсе познания мира.

Задачи: экология воспитание школьник учитель

рассмотреть вопросы экологического воспитания школьников в психолого-педагогической литературе;

выявить особенности экологического воспитания школьников;

провести опытно-экспериментальную работу по экологическому воспитанию школьников и оценить ее эффективность;

дать рекомендации для учителя по организации экологического воспитания школьников.

1. Теоретические основы разработки проблемы экологии и экологического воспитания школьников

.1 Вопросы экологии и экологического воспитания школьников в психолого-педагогической литературе

В настоящее время особую озабоченность экологов, как и представителей других наук, вызывает проблема сохранения планеты Земля в качестве среды обитания человечества. Информация о нынешнем состоянии этой среды и соответствующий прогноз не только противоречивы - порой они имеют угрожающий характер. Разобраться в этих проблемах и обилии информации возможно только при наличии глубоких знаний о законах природы, при четком понимании того, что мир един [6, 88].

Проблема воспитания ответственного отношения к природе была так или иначе актуальна в истории педагогики. Но, начиная с 60-х годов ХХ века, усиливается природоохранительный аспект школьного образования и воспитания, в связи с чем издаются законы об охране природы, ширится положительный опыт школ по охране природы.

Характерными чертами данного аспекта являются:

         общественно-полезная направленность работы учащихся по охране объектов и комплексов природы и воспроизводству ее богатств;

         обусловленность содержания деятельности местными природными условиями и социально-экономическими потребностями (краеведческий принцип);

         взаимосвязь практической работы с накоплением и расширением знаний о природе;

         многообразие видов деятельности и форм ее организации в рамках внеклассных и внешкольных занятий учащихся (кружки, добровольные общества, ученические бригады, клубы, лагеря и т.д.);

         развития творческой активности и самостоятельности детей школьного возраста при выполнении общественно-полезных дел, осознание их общественной ценности и значимости, взаимосвязи с формами эстетического, трудового и других направлений воспитания [6, 92].

Проблемы экологии в современных условиях перехода общества к рыночной экономике вызывают кризис нравственности, ведь экология и нравственность взаимообусловлены. Поэтому вопросы экологии необходимо рассматривать во взаимосвязи с нравственным воспитанием.

Разработки практического аспекта в данной проблеме идет по трем направлениям.

Первое направление. С этой точки зрения интересен опыт Л.Н. Ердакова [7, 144].

Он отмечает, что в настоящее время существует немало литературы для познания экологии. "Сюда можно отнести любую детскую книгу, где в занимательной форме описана жизнь животных. Такими являются и часть сказок, где действуют персонажи из мира животных, а кроме того, не нарушаются экологические правила (Волк может съесть Бабушку и Красную Шапочку, но видимо, не станет есть соленый огурец или пить чай с вареньем)".

Много экологических сказок создано Б. Заходером. К числу экологических можно отнести и рассказы В. Бианки. Могут быть полезными и некоторые русские народные сказки, если в них есть цепь превращений: яйцо - в гусеницу, гусеница - в куколку, та - в бабочку. Очень экологичны взаимодействия волшебника и его непокорного ученика (ученик - в зерно, волшебник - в курицу; ученик - в карася, волшебник - тотчас в щуку; ученик - в утку, а волшебник - в сокола). Это уже иллюстрация фрагментов пищевых цепей, элементы сложных природных взаимодействий типа "хищник - жертва".

Взяв эти рассуждения во внимание, Л.Н. Ердаков придумал экологические сюжеты о похождениях Эколобка, приняв во внимание следующие положения: Колобок - интересный персонаж. Он сделан из теста и заведомо не несет никаких экологических свойств и специализаций. Такому персонажу можно приписывать различные особенности и помещать его в разные экологические ситуации. Эколобок становится членом многих биоценозов и вступает там во взаимоотношения с живой и неживой природой. На него воздействует среда, а он, в свою очередь, как-то ее изменяет.

Например, Е.А. Постникова предлагает вводить схемы для показа взаимосвязи в природе. Это воспитывает у учащихся абстрактное мышление. Взаимосвязь, показанная в виде схемы, на первых этапах вводится в виде динамического рисунка. Например, природа содержит в себе два компонента: живая и неживая природа. Неживая природа - вода, камни, луна, тучи, солнце и т.д., для нее выбирают условный рисунок - солнышко. А рядом рисуют изображение живой природы - животное, растение и т.д.

Живая природа также неоднородна и включает в себя животных, растения и человека. Животные - это звери, птицы, рыбы, насекомые и другие, выбираем символическое изображение животных. Человек живет в обществе, поэтому Е.А. Постникова предлагает нарисовать двух человечков на том же уровне что и изображение природы. И человек, и общество создают продукты труда и это тоже отмечается в схеме. Как элемент системы экологического воспитания, эту методику можно использовать, и она даст хорошие результаты знаний взаимосвязей в природе [8, 13].

Использование экскурсии как одной из форм организации обучения позволяет в процессе проведения экскурсий дать детям экологические знания и привить нормы экологического поведения. Например, Л.М. Хафизова считает, что "формирование у школьников ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду".

Н. С. Жестова говорит о том, что педагог должен тщательно готовиться к экскурсии и приводит подробный план подготовки.

. Наметить тему. Желательно, чтобы название темы звучало эмоционально или проблемно, что позволяет сразу заинтересовать детей.

. Определить цель, задачи и составить предварительный план экскурсии.

. Выбрать место проведения экскурсии, заранее побывать там, разработать маршрут. Предусмотреть места для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала, общественно полезной деятельности детей.

. Уточнить содержание воспитательного и познавательного материала, подобрать игровой материал, стихи, загадки, викторины.

. Продумать методику проведения экскурсионного занятия.

. Спланировать организационные формы деятельности школьников (когда и где проводить массовые и групповые наблюдения), выполнение общественно полезных дел, распределить обязанности между подгруппами или отдельными детьми.

. Продумать к каким обобщениям, выводам надо подвести детей, как оценить их воспитанность и дисциплинированность.

. Когда окончательно уточнены содержание и методика проведения экскурсии, можно доработать план [9, 77].

Наиболее полно вопрос экологической экскурсии разработан в трудах академика А.А. Плешакова. На экскурсиях рассматриваются следующие вопросы: защита воздуха и воды от загрязнения, восстановление лесов, охрана редких растений и животных, создание заповедников, ответственность каждого человека за поведение в природе. "Конкретное содержание экскурсии будет зависеть от местных условий. Можно рекомендовать посещение одного из следующих мест: очистные сооружения, лесопитомник, ботанический сад, экологическая тропа, зоопарк, краеведческий музей (если там имеется отдел охраны природы). Если таких возможностей нет, может быть проведена на местности отработка правил поведения в природе.

В начальных классах рассматривается экологическая тема в более широком контексте познания окружающего мира в целом.

Тема "Природа и мы" - она повторяет, обобщает, систематизирует уже имеющиеся у детей знания о природе и взаимодействии с ней человека, и расширяет представления школьников в этой области.

Первые научные статьи, посвященные проблемам как экологического воспитания нового направления воспитания, стали появляться в различных журналах с начала 70-х годов, 20 века.

В начале 70-х годов В.А. Сухомлинский предпринял попытку создания системы экологического воспитания и образования школьников, а также раскрыл специфику и условия эффективности этой системы. Она в корне изменяла роль экологического аспекта в формировании разносторонне развитой гармонической личности. Интенсивная разработка проблемы экологического образования и воспитания школьников продолжалась в 80-е годы. Это было связано со следующими обстоятельствами:

на рубеже 70-80-х годов в связи с обострением экологических проблем в общественном сознании актуализировалась необходимость принятия комплексных мер природоохранного воспитания;

в 1980 году на Всесоюзной конференции "Проблемы экологического образования и воспитания" была обоснована идея экологического воспитания как нового направления реализации педагогического процесса;

в 1980 году вышла в свет книга профессора И.Д. Зверева "Экология в дошкольном и школьном обучениях", в которой впервые были раскрыты сущность, цели, задачи, содержание и принципы экологического образования и воспитания детей;

С начала 80-х годов содержание экологического образования детей конструируется в соответствии с глобальным подходом к проблеме экологии.

Обращают на себя внимание работы ученых, творческими усилиями которых освещается ряд аспектов экологического воспитания и образования школьников [9, 81].

Так, И.Д. Зверевым была предпринята успешная попытка определить цель, задачи, принципы и основные направления экологического воспитания и образования школьников.

Система и содержание природоохранного образования в начальных классах и педагогические условия реализации этой системы исследовались А.Н. Захлебным. Г.Н. Каропа предпринял попытку применения основных идей системного подхода к реализации экологического образования и воспитания детей. Особое внимание он уделял реализации на практике единства обучения, внеклассной работы и общественно полезной природоохранной деятельности школьников.

Причины обострения взаимосвязей в системе "общество - человек - природа", основные экологические закономерности и принципы охраны природы, а также роль экологического образования в формировании активной жизненной позиции личности обоснованы в трудах Б.Г. Иоганзена. Некоторые мировоззренческие, социальные, нравственные и психологические вопросы экологического воспитания и образования выделены в исследовании В.И. Старостина.

Ряд ученых особое внимание обратили на формирование мотивов бережного отношения школьников к природе (Н.А. Рыков, Б.Г. Иоганзен). Воздействие природы на формирование личности ребенка и отношение их к природе исследовал А.П. Сидельковский [10, 10].

Некоторые вопросы подготовки учителя к деятельности по экологическому образованию и воспитанию детей освещались Е.С. Сластениной и А.В. Мироновым, А.А. Жолдасбековым, Ж.А. Шынгысбаевой, Ж.С. Сихимбаевой, А.И. Молодовой, С.Т. Шалгымбаевым, А.А. Вахрушевым, В.А. Сбоевой, С.Д. Неверковыч и др.

Систематизируя научную экологическую литературу при ее обзоре и анализе, можно сформулировать следующие выводы:

) экологическое образование и воспитание школьников находятся на стадии становления;

) вскрываются отдельные проблемы экологического образования и воспитания;

) излагаются методологические и научно-методические подходы к организации образования и воспитания в области охраны окружающей среды;

) предлагается богатейший педагогический опыт в области методики и инновационных педагогических технологий экологического образования и воспитания;

) рассматриваются варианты экологического образования и воспитания при изучении отдельных предметов образовательных учреждений;

) отмечается обширная и разнонаправленная практическая деятельность педагогов по внедрению экологических знаний [11, 38].

В рамках нашего исследования считаем необходимым рассмотреть определение и соотношение понятий "экологическое воспитание" и "экологическое образование".

Экологическое воспитание - это специальный, целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности

Экологическое образование включает обучение, т.е. процесс усвоения учащимися экологических идей, теорий, фактов, понятий, связанных с экологическими проблемами, и процесс воспитания у детей школьного возраста бережного отношения к окружающей природной и социальной среде.

Экологическое воспитание - это психолого-педагогический процесс, направленный на формирование у человека знания научных основ природопользования, необходимых убеждений и навыков нравственных принципов и активной жизненной позиции в области окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Под экологическим воспитанием также принято понимать целенаправленное формирование у людей экологического стиля мышления, необходимых экологических, юридических, нравственных и эстетических взглядов на природу и место в ней человека, научного понимания проблем экологической материальной и духовной деятельности общества, активной жизненной позиции в осуществлении мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.

Цель экологического воспитания обуславливает следующие актуальные задачи:

усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека;

понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества;

овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;

выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе;

формирование понятия о взаимосвязях в природе;

развитие духовной потребности в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера;

формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе [12, 101].

Чтобы осуществить экологическое воспитание, учитель должен сам правильно понимать и выделять следующие экологические понятия:

. Влияние трудовой деятельности человека на условия жизни животных и растений.

. Определённая среда обитания человека.

. Роль живых организмов в поддержании экологически равновесного состояния среды.

. Роль отдельных видов в природном сообществе, в хозяйстве и жизни человека.

. Овладение способами действий, направленных на охрану, сбережение природы.

. Человек как фактор жизни.

Цель формирования экологической воспитанности достигается по мере решения в единстве следующих задач:

образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Сущность экологической воспитанности как интегрального качества личности проявляется в единстве знания норм и правил поведения в природе; умения объективно оценивать факты и явления экологической действительности; разнообразии отношений к экологической действитель ности,проявляющихся в деятельностном подходе, направленном на активное участие подростков в социопозитивной экологической деятельности.

Для того чтобы реализовать эту цель и решить поставленные задачи, формирование экологической воспитанности должно начинаться с самого раннего детства. Еще в семье и в дошкольные годы ребенок должен получить некоторые начальные сведения об окружающем мире, природе, о необходимости и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воды, воздуха Земли.

Эти знания должны быть развиты и закреплены у детей школьного возраста. Одновременно должна быть создана атмосфера благожелательности по отношению к природе, чтобы у ребенка сформировалось миропредставление, включающее его в окружающий мир не как хозяина, а как участника естественного процесса его развития [12, 107].

Совокупность критериев сформированности экологической воспитанности включает:

а) когнитивный аспект, суть которого в наличии экологических знаний и их глубины, в стремлении обобщать и анализировать их, давать оценку фактам и явлениям экологической действительности;

б) оценочно - эмоциональный, который отражает эмоционально - чувственные проявления личности по отношению к природным объектам, мотивацию поведения и деятельности в природе, её содержательную избирательность и адекватность;

в) мировоззренческий, отражающий осознанную установку личности на поддержание целостности природы посредством познания, преобразования и регулирования отношений в системе " человек - природа - общество";

г) поведенческий - который определяет способность ориентировать свое поведение не на сиюминутные воздействия, а на определённые обществом нормы и образцы поведения в природе;

д) обобщающий критерий экологической воспитанности школьников определяется как соответствие ценностных экологических ориентации личности экологическим ценностям общества в четырех аспектах: знания об экологических ценностях, отношения к ним, убеждения, реальное поведение в системе " человек - природа - общество".

Процесс формирования экологической воспитанности детей представляет собой поэтапное решение задач взаимодействия педагога и детей и включает: этап первичного накопления детьми эмоционально-ценностного гуманного опыта отношения к природе при активной обучающей роли взрослого; этап обогащения эмоционально-ценностного гуманного опыта отношения к природе в совместной с взрослым экологически направленной деятельности; этап широкого применения школьниками эмоционально-ценностного гуманного опыта взаимодействия с природой в самостоятельной, инициативной экологически направленной деятельности в природе.

Таким образом, эффективность формирования экологической воспитанности школьника зависит от того, насколько в воспитательном процессе будут учтены основные звенья преобразования общественных отношений и компоненты внутренней структуры личности: общественные отношения потребности интерес цели мотивы установки ценностные ориентации. Каждое звено представленной последовательности обладает относительной самостоятельностью.

Чтобы успешно осуществлять экологическое воспитание школьников, сам воспитатель, без сомнения, должен отказаться от ряда традиционных установок. Имеется в виду и внедрившаяся в наше сознание стремление делить природу на вредную и полезную, и глубоко ошибочного, но весьма живучего лозунга "покорение природы", "господство над природой" и взгляд на насекомое как на что-то несерьезное, не особенно нужное, наконец, широко распространенный взгляд на природу как на второстепенный предмет [13, 74].

Очень важно, чтобы педагог постоянно искал новые, эффективные приемы обучения и воспитания, целенаправленно пополняя свои знания о природе.

Таким образом, возможности детей школьного возраста в становлении начал экологического воспитания велики, их реализация целиком связана с содержанием и методиками экологического воспитания детей.

.2 Особенности экологического воспитания школьников

В современных условиях жестокого экологического кризиса, только преодоление, которого может обеспечить сохранение человечества на планете, основой нравственного воспитания человека становится разработка принципов взаимоотношений человека и природы.

В этой связи экологическое воспитание детей школьного возраста приобретает важное значение [13, 78].

Экологическое воспитание предполагает единство экологического сознания и поведения, гармонического с природой.

На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются у школьников в первую очередь на занятиях познания мира. Знания переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.

Психологический аспект сущности экологического воспитания включает в себя:

развитие экологического сознания;

формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;

выработка нравственных и эстетических чувств, навыков и привычек;

воспитание устойчивой воли;

формирование значимых целей экологической деятельности.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение) [13, 82].

Таким образом, определяя сущность экологического воспитания, выделяют, во-первых, особенности этого процесса:

) ступенчатый характер:

а) формирование экологических представлений;

б) развитие экологического сознания и чувств;

в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;

г) выработка навыков и привычек поведения в природе;

д) преодоление в характере детей школьного возраста потребительского отношения к природе;

) длительность;

) сложность;

) скачкообразность;

) активность;

во-вторых, огромное значение психологического аспекта, который включает в себя:

) развитие экологического сознания;

) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;

) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;

) воспитание устойчивой воли;

) формирование значимых целей экологической деятельности.

Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста [13, 87].      

В дальнейшем, выражающийся в формировании у ребенка осознанного отношения к окружающему миру, в том, что он начинает выделять себя из окружающей среды, преодолевает в своем мироощущении расстояние от "Я - природа" до "Я и природа", развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему. Интенсивность накопления личного опыта по взаимодействию с окружающим миром приводит к формированию прочной наглядно-образной картины окружающего мира; завершается процесс формирования основ нравственно-экологической позиции личности до характерных ее проявлений и во взаимодействии ребенка с окружающим (природной и социальной средой, людьми, самим собой).

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

С традиционной точки зрения мир существует для человека, который выступает мерой всех вещей, мерой же природы является ее полезность. Отсюда потребительское отношение к природе.

В противовес новая система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многостороння ценность для человека.

В. А. Сухомлинский, выдающийся педагог, на протяжении всей своей деятельности занимавшийся проблемами воспитания и развития детей школьного и младшего школьного возрастов, рассматривал природу как "благодатный источник воспитания человека", источник умственного развития детей (чтение "Книги природы"). От красоты природы - к красоте слова, музыки и живописи. Учил детей видеть красоту природы, слушать, чувствовать красоту окружающего мира [14, 44].

Педагог считал, что обращение к красоте, облагораживание души переживание красоты снимает "толстокожесть", утончает чувства ребенка на столько, что он становится восприимчив к слову; значит, становится воспитываемым. "Природа - благодатный источник воспитания человека".

В. А. Сухомлинского беспокоило равнодушие отдельных детей к живому и прекрасному в окружающем мире, тревожили поступки, свидетельствующие о непонятной, с первого взгляда, детской жестокости, поражало, что восхищение детей красотой переплеталось с равнодушием к судьбе красивого… убедился, что любование красотой - это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, в активном стремлении к деятельности. Он учил ребят не только чувствовать красоту, понимать, ценить, но и самое главное - творить ее. Научить любить, по Сухомлинскому, можно только в деятельности, поступке. Любоваться природой - значит поддерживать ее красоту.

В. А.Сухомлинский считал, что "ребенок, вырастивший розу для того, чтобы любоваться ее красотой, не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность". Труд во имя создания красоты облагораживает юное сердце, предотвращает равнодушие. Создавая красоту земли, ребята становятся лучше, чище, красивее. Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли.

В будущем В.А. Сухомлинский видел школу, которая должна как можно полнее использовать для гармонического развития человека все, что дает природа и что может сделать человек для того, чтобы природа служила ему [14, 47].

Таким образом, для реализации экологического воспитания нужно решить три задачи:

) доказать детям школьного возраста, что в природе все взаимосвязано;

) помочь понять, для чего человек должен знать природные связи и не нарушать их, ибо нарушение связей влечет за собой необратимые последствия для природы и человека;

) помочь научиться строить свое поведение, в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней, и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков.

Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм (запретов и предписаний), которые вытекают из ценностных ориентаций, принципиально отличающихся от господствующих.

Принципы организации экологического воспитания:

. Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением.

. Процесс формирования экологической воспитанности строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.

. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению.

. Процесс формирования экологической воспитанности детей опирается на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования.

Систему экологического воспитания составляют звенья:

экологическое воспитание в семье;

экологическое воспитание в дошкольных учреждениях;

экологическое воспитание в школе (в учебной и внеурочной работе);

экологическое воспитание в детских внешкольных учреждениях;

экологическое воспитание в лагерях летнего отдыха;

самообразование и самовоспитание [15, 51].

Формы, методы и средства организации экологического воспитания различают:

традиционные;

активные, инновационные.

Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников.

Виды ее многообразны:

по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);

по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в "зеленом" и "голубом" патрулях, рейдах в природу);

по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов, расчистка леса от сушняка);

по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка радиопередач);

по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).

Основным критерием эффективности работы по формированию экологического воспитания детей школьного возраста является единство их экологического сознания и поведения. Поэтому очень важно укрепить в сознании каждого школьника понимание того, что человек принадлежит природе и его долг и обязанность заботиться о нас.

Содержания экологического воспитания, имеет которые междисциплинарный состав можно сгруппировать в четыре компонента - научный, ценностный, нормативный и деятельностный.

Научный - ведущие идеи, теории и концепции, характеризующие здоровье человека и природную среду его обитания; происхождение, эволюцию и организацию природных систем как объектов использования и охраны.

Ценностный - экологические ориентации человека на различных этапах истории общества; цели, идеалы, идеи, характеризующие человека и природу как универсальные ценности; понятие экономической оценки окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на ее восстановление и предотвращение ущерба.

Нормативный - система нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера.

Также необходимо усиление экологического воспитания детей школьного возраста. Это важнейшее требование, вытекающее из представлений современной экологии, приобрело законодательный характер.

Оно основано на нескольких принципах:

. Всеобщая связь с живой природой. Все живое связано в единое целое цепями питания и другими способами.

. Принцип потенциальной полезности. Мы не можем предвидеть, какое значение для человечества приобретает для человечества тот или иной вид в будущем.

. Принцип разнообразия. Живая природа должна быть разнообразной, только в том случае природные сообщества смогут нормально существовать, будут устойчивы и долговечны.

В процессе обучения формируются необходимые знания, суждения, убеждения о необходимости охраны природы. Передача экологических знаний и их трансформация в отношение является содержанием экологического воспитания, которое можно в полной мере реализовать только на основе тесной связи процесса обучения во внеклассной работе [15, 63].

Экологическое воспитание требует проведения экскурсий в мир природы.

Экологическая экскурсия - это форма экологического образования, представляющая собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях.

Экологические экскурсии имеют свою специфику. Она заключается в том, что во время экскурсии кроме образовательных задач решаются и экологические проблемы. Учащимся можно поручить выполнение какой-либо полезной работы, направленной на выявление нарушений в природе. Это выявление загрязнений территории, состояние растительного покрова, следы человеческой деятельности и т.д.

Предварительная беседа перед экскурсией поможет заинтересовать учащихся, раскроет необходимость личного участия в деле охраны природы.

Перед началом экскурсии необходимо познакомить с элементарными правилами поведения в природе. Можно дать задание выявить состояние зеленых насаждений, степень вытоптанности участков парка, загрязненности водоема. Такая работа вызовет у детей большой интерес, желание сделать что-то полезное, помогает воспитывать бережное отношение к природе

В экологическом воспитании школьников значимость обретают массовые экологические кампании, знаменательные дни (например "День окружающей среды", "День Земли" и др.), игр на экологические темы, экологические праздники).

Экологические праздники - это форма экологического воспитания, представляющая собой совокупность экологических мероприятий, приуроченных к определенной дате. Например, "День птиц"- Международный день охраны птиц.

Время проведения праздника приурочено к началу прилета птиц. Этот праздник как правило, является мероприятием, подводящий итог работы, которая ведется ребятами в течение года. Проведение Дня птиц позволяет вести широкую пропаганду экологических знаний, дает импульс экологической активности детей.

В день птиц могут проводится выставка "Птицы нашего края" экскурсоводами на выставке могут быть сами дети, проводившие исследования птиц. Во время праздника проводится лекторий с приглашенными специалистами. При организации праздника на высоком уровне целесообразно пригласить гостей.

Традиционно-игровые методы широко используются в практике экологического воспитания. В играх в полной мере раскрываются творческие способности детей школьного возраста, игра всегда несет дух непринужденности и раскованности, благодаря чему большое количество учащихся, порой незаметно для себя, вовлекается в процесс экологического воспитания [16, 107].

Выделяют следующие экологические игры:

а) Соревновательные экологические игры - тип экологической игры, основаны на стимулировании активности детей в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. Различные конкурсы экологической направленности пользуются особой популярностью. Виды конкурсов: конкурс аукцион, конкурс - марафон, экологическая викторина, КВН.

б) Ролевые экологические игры - тип экологической игры, основанной на моделировании социального содержания экологической деятельности, соответствующих ролей, системы отношений и т.д.

Ролевые (сюжетные) игры инициируют условия воображаемой ситуации, а участники игры выполняют определенные роли. Эти игры как бы приближают участников к условиям реальной жизни. Проведение ролевых игр требует серьезной предварительной подготовки, вовремя которой будущие "специалисты" повышают свою профессиональную компетентность в соответствующих областях знаний, чтобы не проиграть.

в) Имитационные экологические игры - это тип экологических игр, основанный на моделировании экологической реальности и предметного содержания экологической деятельности. Имитационные экологические игры включают широкий диапазон от несложных игр до компьютерного моделирования [16, 112].

Таким образом, формы внеклассной работы могут быть весьма разнообразны. Форма воспитательной деятельности определяется в зависимости от направления воспитательной работы педагога. Необходимо стремиться использовать все многообразие форм воспитания. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее.

2. Организация деятельности учителя по вопросам экологии у школьников в курсе познания мира

.1 Содержание деятельности учителя по вопросам экологии у школьников

Опытно-экспериментальная работа по вопросам экологии и экологическому воспитанию школьников проходила в КГУ "Общеобразовательная средняя школа № 17 города Сарань".

В эксперименте принимали участие 30 детей младшего школьного возраста: 15 детей экспериментальной группы и 15 детей контрольной группы.

На этапе опытно-экспериментальной работы были проанализированы программа внеклассных мероприятий и формирование экологического воспитания на уроках познания мира.

Общей целью внеклассных мероприятий "Экология и познание мира" является формирование у учащихся системы знаний о природном и социальном окружении человека, представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях природы и общества, как общечеловеческих ценностях.

Задачи урока познания мира, с целью экологического воспитания:

сформировать у обучающихся элементарные понятия об окружающем мире на основе единства и взаимосвязи составляющих ее элементов;

дать первоначальные представления о системе ценностей, социально приемлемых нормах поведения и нормах безопасного поведения в социальной среде;

Исходя из структуры урока, весь курс "Познание мира" подразделяется на следующие содержательные линии:

. Человек.

. Природа.

. Общество.

Согласно содержательной линии "Человек" дети овладевают элементарными знаниями о физиологическом развитии человека, здоровье и безопасности, о необходимых условиях для жизнедеятельности человека, о здоровом образе жизни. Здесь человек рассматривается в рамках биологических представлений и в социальном аспекте.

По содержательной линии "Природа" ребята знакомятся с элементарными биологическими (о признаках животных и растений, разновидностях растений и животных, их приспособлении к различной среде обитания, их взаимосвязи, значении для жизни человека) и географическими (о методах ориентирования на местности, плане и карте, форме поверхности земли, о полезных ископаемых, круговороте воды в природе, погоде и климате, космическом теле Земли) понятиями.

Содержательная линия "Общество" дает детям первичные представления о развитии человека и общества, культурно-историческом наследии народов Казахстана, учащиеся овладевают элементарными знаниями и умениями о взаимоотношениях и взаимодействиях человека с окружающей его действительностью.

Урок также определяет основные требования к знаниям умениям и навыкам. Дети должны обладать следующими знаниями:

об охране окружающего мира;

об изображении форм поверхности земли на карте Казахстана, на плане местности;

об охране природных сообществ;

об общественной роли семьи;

об участии семьи и школы в хозяйственной, культурной жизни города (области/района);

о месте и роли нашей страны в мировом сообществе государств;

о дружбе народов.

Помимо основных знаний по этому предмету дети должны уметь:

описывать по личным наблюдениям любой объект или явление окружающей жизни, (правильно используя слова и конструкции предложений);

проводить наблюдения за водоемами своей местности, объяснять происходящие в них изменения в зависимости от времени года, характеризовать их хозяйственное значение;

Уроки определяются педагогами как та деятельность, которая выполняется во внеурочное время, является необязательной для детей и строится на основе их интереса и самодеятельности.

При определении содержания уроков желательно исходить из таких принципов, как связь с жизнью, с проблемами, которые решает страна, область, район; связь с программным материалом по предмету, соответствие содержания внеклассной работы возрасту учащихся, особенностям их умственного развития и интересов.

В основу уроков можно ставить краеведческий принцип изучения и охраны природы.  

В условиях края, города, села экологические проблемы проявляются во всём многообразии, позволяя школьнику не только осознать, но и прочувствовать экологическую опасность, убедиться в необходимости личного участия в деле охраны природы.

Изучая окружающую среду на уроках, дети на основе живых впечатлений о взаимных связях человека с природой дают обоснование целесообразных норм и правил поведения в природной среде.

Урок и внеклассная работа создаёт условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными целостными подходами и ориентациями: как и где проложить тропу, как ходить по лугу, лесу, как относиться к их живым обитателям, нужно ли экономить колодезную воду, как вести себя в природе, если встретил дикое животное.

На уроках учитель имеет большие возможности для организации дискуссий и обсуждений экологических проблем, которые играют интегрирующую роль в обучении. Школьники относятся с большим интересом к обсуждению противоречий проблемы, с азартом ищут выход их положения. При этом многие из них, стремясь разрешить проблему, обращаются к изучению специальной литературы, что расширяет кругозор и формирует профессиональные интересы.      

Организуя уроки, педагог-учитель должен помнить, что, помимо обучения, она должна способствовать отдыху ребят от напряжённой работы в группе. Её следует проводить на воздухе, в близлежащем лесу, на лугу, речке, в парке, на базе находящихся поблизости научно - исследовательских и иных учреждений - на открытых делянках институтов, в ботаническом саду или зоопарке.

Выбор форм организации уроков зависит от многих компонентов. Это, прежде всего, от содержания и направленности воспитательных задач, возраста учащихся, уровня их воспитанности и личного социального опыта, особенностей детского коллектива и его традиций, особенностей региона, технических и материальных возможностей учебного учреждения; уровня профессионализма воспитателя.

Необходимо стремиться использовать всё многообразие форм воспитания. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее.

Указанные положения позволили разработать следующие уроки.

. Внеклассное мероприятие по теме "Здравствуй, птичья страна".

. Урок по теме "Берегите воду".

Экологическое наполнение содержания урока достигалось за счет включения в урок заданий экологической направленности и проведения бесед воспитательного характера.

Так, например, урок по теме "Здравствуй, птичья страна" был проведен в форме занимательной игры.

На первом этапе урока был использован дидактический материал о птицах. Была организована беседа. В ходе урока преподавателем были заданы вопросы ученикам следующего характера:

- Кто изображен на картинках?

Ребята, каких птиц вы знаете?

А какую помощь вы можете оказать живущим на улице птицам?

Ученики проявили любознательность и внимательность.

А помощь ребята оказывают следующим способом: они подкармливают птиц и помогают родителям строить кормушки для птиц.

На втором этапе урока в ходе воспитательного мероприятия учитель предложил отгадать следующую загадку (Приложение 2):

Эта птица хоть куда!

Не летает никогда,

Только бегает, как ветер.

Знают птицу все на свете. (Страус)

Загадку про птицу страуса ученики достаточно быстро отгадали.

Далее в ходе внеклассного мероприятия учитель прочитал следующую интересную загадку (Приложение 3):

Метрового роста, серьёзен на вид,

Часами он рыбу в воде сторожит. (Китоглав)

Данную загадку учащиеся не смогли самостоятельно отгадать. Поэтому учитель провел краткую занимательную лекцию про китоглава.

Китоглав - в переводе с арабского означает "отец башмака". Это название дано птице за крупную голову и массивный расширенный клюв (длина - 19 см) с крючком на надклювье. Действительно такого грандиозного клюва, как у него, нет ни у одной птицы.

Напряженная работа вызывает быстрое утомление, поэтому очень важно провести небольшую физкультурную минутку, чтобы дать детям расслабиться и с новыми силами приступить к дальнейшей работе (Приложение 4).

Урок по теме "Берегите воду" началось с того, что детям было предложено рассказать, любят ли они купаться в ванне или под душем.

Учитель подчеркивает, что только тот умеет правильно пользоваться водопроводной водой, кто следит, чтобы кран, когда вода уже не нужна, был плотно закрыт (Приложение 5).

Учитель спросил детей, для чего еще нужна вода. Ребята без труда перечисляют, где в быту используют воду. Педагог обобщил, что без воды не сделаешь очень многих простых дел, воду ничем не заменишь. Ребятам был задан вопрос, не случалось ли так, что в кране не было воды. Если такое случалось, то дети очень эмоционально рассказывают, что при этом было.

Детям было объяснено, что возможность пользоваться ванной, душем, водопроводом - это великое благо. Чтобы в кране всегда была чистая вода, многие люди вкладывают большой труд. Дело в том, что в реки и озера попадают грязные стоки, поэтому вода в них перестала быть чистой. И прежде чем она поступит в водопровод, ее приходится очищать.

Далее учитель прочитал стихотворение С. Погореловского:

Родник иссяк, ручей ослаб, а мы из крана - кап, кап, кап...

Мелеют реки и моря, не тратьте воду зря, зря, зря...

А то пройдет немного лет и нет водицы - нет нет, нет...

Педагог подчеркивает, что чистую воду надо беречь.

В окончании урока педагогом было рассказано следующее четверостишие:

Бережливым будь с водой!

Шевельни опять рукой.

И, как только воду взял,

Хорошенько кран закрой!

Это четверостишие детям было задано выучить наизусть. Благодаря проведенным мероприятиям были сделаны выводы, что данные уроки, направленные на экологическое воспитание детей школьного возраста, дают хорошие результаты в образовательном процессе, повышают уровень экологических знаний детей и уровень заинтересованности учебным предметом. Таким образом, по наблюдениям, при решении экологических задач у школьников вырабатывается:

) Умение работать в коллективе и в ходе коллективных наблюдений за объектами природы, ставить опыты и собирать результаты.

) Экологическое воспитание школьников:

вырабатывает любовь, уважение к окружающей среде и патриотическое сознание;

проявляет у ребенка интерес к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных, попытки их анализировать;

готовит детей участвовать в экологически ориентированной деятельности, способность к самостоятельному выбору объектов приложения сил;

прививает потребность в общении с представителями животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;

дает экологические знаний и потребности в их расширении;

проявляет эмоциональные реакции на явления окружающего мира - способность к состраданию людям, животным, растениям, проявлению доброты, жалости, милосердия и др.

) Развивает интерес к уроку и значение экологии в жизни человека.

Использование задач для экологического воспитания детей школьного возраста является показателем уровня экологического сознания, от которого зависит отношение людей друг к другу и к природному окружению, т.е. выживание человечества.

.2 Анализ результативности деятельности учителя по экологическому воспитанию школьников в курсе познания мира

Цель опытно-экспериментальной работы заключалась в определении эффективности разработанной системы уроков [17, 105]. Были проведены "срезы" знаний, умений и навыков в контрольной и экспериментальной группах. Для выявления эффективности работы в качестве критериев можно выделить усвоенность экологических знаний. Данный критерий характеризуется следующим показателем: прочность, мобильность, осмысленность. Прочность усвоения знаний описывает результат запоминания, удержания в памяти, сохранения полного, обобщенного и систематизированного знания. Она оценивается при помощи уровней:

         высокий - когда учащийся быстро запоминает, долго удерживает в памяти полный, обобщенный и систематизированный ответ;

         средний - когда учащийся быстро запоминает, но недолго удерживает в памяти полное, обобщенное и систематизированное знание;

         низкий - учащийся не запоминает и не удерживает в памяти полный обобщенный ответ.

Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы был направлен на выявление начального уровня усвоенности экологических знаний.

Учащимся экспериментальной группы на констатирующем "срезе" были предложены тестовые задания, включающее экологическое понятие "охрана природы".

После проведения констатирующего "среза" нами были получены следующие результаты:

) Экспериментальная группа:

количество детей с высоким уровнем усвоенности знаний - 4 учащихся, что составляет 27 %;

количество детей со средним уровнем - 7 учащихся, что составляет 46 %;

количество детей с низким уровнем - 4 учащихся, что составляет 27 %

) Контрольная группа:

количество учащихся с высоким уровнем усвоенности экологических знаний - 3 учащихся, что составляет 20%;

количество детей со средним уровнем - 6 учащихся, что составляет 40%;

количество детей с низким уровнем - 6 учащихся, что составляет 40 %

Результаты "среза" представлены в таблице 1.

Таблица 1 Уровень усвоенности экологических знаний детей школьного возраста в КГУ "Общеобразовательная средняя школа № 17 города Сарань".

Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа


Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Высокий

4

27%

3

20%

Средний

7

46%

6

40%

Низкий

4

27%

6

40%


Был проведен "срез" по критерию "Экологическая воспитанность".

По критерию "Экологическая воспитанность" после "среза" у ребят экспериментальной группы получены следующие результаты:

количество детей с высоким уровнем сформированности познавательной активности - 8 человек, что составляет 53%;

количество детей со средним уровнем - 5 учащихся, что составляет 33%;

количество детей с низким уровнем - 2 учащихся, что составляет 14%

У детей контрольной группы по данному критерию получены следующие результаты:

количество детей со средним уровнем - 5 учащихся, что составляет 33%;

количество детей с низким уровнем - 3 учащихся, что составляет 20%

Результаты среза представлены в таблице 2.

Таблица 2 Результаты экологической воспитанности у детей школьного возраста в КГУ "Общеобразовательная средняя школа № 17 города Сарань".

Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа


Кол-во уч-ся

%

Кол-во уч-ся

%

Высокий

8

53%

7

47%

Средний

5

33%

5

33%

Низкий

2

14%

3

20%


После проведения экспериментальной работы были получены следующие результаты:

количество детей с высоким уровнем усвоенности экологических знаний в экспериментальной группе увеличилось на 5 человек и в контрольной - на 5 человек;

количество детей со средним уровнем усвоенности экологических знаний уменьшилось в экспериментальной группе на 1 человека, в контрольной группе уменьшилось на 1 человека;

количество детей с низким уровнем усвоенности знаний в экспериментальной группе уменьшилось на 4 человека и в контрольной группе уменьшилось на 4 человека.

Таким образом, мы видим, что уровень усвоенности экологических знаний и сформированности экологических умений, а также экологической воспитанности в экспериментальной группе детей школьного возраста в КГУ "Общеобразовательная средняя школа № 17 города Сарань".

По результатам "среза" выше, чем у учащихся контрольной группы детей школьного возраста в КГУ "Общеобразовательная средняя школа № 17 города Сарань". Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, позволяют сделать вывод, что разработанная система уроков, способствующая экологическому воспитанию, дала свои положительные результаты, повлияла на общий уровень экологический знаний и на экологическую воспитанность школьников.

Заключение

Одна из важнейших задач современности - повышение экологической грамотности детей и учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирования активной гуманной позиции по отношению к природе, то есть организация экологического воспитания детей дошкольного и школьного возрастов.

Это задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой.

Для того чтобы решить эту задачу, подобная работа должна начинаться с самого раннего детства. Еще в семье и в школьные годы ребенок должен получить некоторые начальные сведения об окружающем мире, природе, о необходимости и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воды, воздуха Земли. Эти знания должны быть развиты и закреплены в начальных классах средней школы.

Исходя из актуальности темы курсовой работы, можно сделать следующий вывод: правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно начиная еще с дошкольного возраста ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.

Условиями успешного экологического воспитания школьников выступают:

организация систематической взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности детей, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком;

организация взаимодействия с природой через систему педагогических форм: урок, экскурсия, экологический проект, краеведческая работа, экологические игры, экологические кампании и т.д.;

использование методов, стимулирующих самостоятельную деятельность воспитанников по сбору и анализу фактов экологического характера, решения заданий, задач, связанных с выявлением противоречий во взаимодействии общества и природы, проведение учебных дискуссий.

Новая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт:

наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо - плохо);

выполнения предложенных учителем правил поведения;

обращения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний;

эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках;

ощущения потребности в знаниях экологического содержания;

бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т.д.;

наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.

Качественно новая ступень, на которую поднимается в экологическом развитии ребенок школьного возраста, связывается со следующими приобретениями в личном опыте:

от простого наблюдения - к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо);

соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу;

собственные открытия - поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды;

бережное отношение к предметам быта по собственной воле; участие в созидательной деятельности взрослых [18, 31].

Показатели эффективности экологического воспитания школьников на втором этапе дополняются:

интересом ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающимся попытками ребёнка их анализировать;

участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;

На этапе, завершающем период старшего школьного возраста, личный опыт ребёнка пополняется новым содержанием:

анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение её состояния;

осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде;

действенной заботой о представителях животного и растительного мира;

использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности;

воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.

В качестве критериев эффективности экологического воспитания детей школьного возраста выступают:

соблюдение правил поведения в окружающей среде;

потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;

способность самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности.

На основе полученных результатов эксперимента можно дать следующие рекомендации учителям по организации экологического воспитания школьников:

при планировании уроков познания мира обязательно включать в задачи урока экологическое воспитание, рассматривать со школьниками вопросы охраны окружающей среды;

при составлении программы и организации внеклассных мероприятий учитывать возрастную особенность детей;

суметь заинтересовывать самих детей постоянно обращать внимание на все, что окружает и использовать в дальнейшем наблюдательность детей при подготовке и защите проектов экологической направленности;

определять экологическое образование такими понятиями, как "сознание - мышление - знание - деятельность", а экологическое воспитание - "ценности - отношение - поведение";

обеспечить формирование у детей экологических знаний как основе организации экологически оправданного природопользования;

задумываться о том, как и во что играть, чтобы развивать у детей экологическую воспитанность;

обеспечить необходимыми средствами для самостоятельной исследовательско - практической деятельности детей (выращивание, пересадка, лечение растений, наблюдение за их развитием): инструменты для работы с землёй, земля, песок, мелкие камешки, вода, рассада, семена цветов и овощей или косточки от фруктов и т.д. [19].

Таким образом, целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию способствует значительному повышению экологических знаний детей школьного возраста.

Список использованной литеpатуpы

1    Шарафутдинов Д. Ф., Экологическое образование и воспитание в казахстане: опыт и проблемы, Алматы, Жетi Жаргы, 2009, 154 с.

2       Конституция Республики Казахстан, 1995 г.

         Концепция экологического образования Республики Казахстан 2004-2015 г.г. № 229-п от 24 сентября 2002 года

         Кодекс Республики Казахстан от 09.01.2007 N 212-III "Экологический кодекс Республики Казахстан" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.01.2014 г.)

         Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана "Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства"

         Соломенникова О. А., Экологическое воспитание школьников, Издательство: Мозаика-Синтез, Серия: Библиотека "Программы воспитания и обучения школьников"; 2009 г., 112 с.

         Ердаков Л. Н. Экологическое воспитание учащихся. - М.: Просвещение, 2008 г. с. 144-152

         Постникова Е. А. Окружающий мир. Обитатели Земли. М.: Баласс. 2008

         Жестова Н. С., Деев В. М. Приобщите школьников с целью их экологического образования. // Начальная школа. -№6. -1998. - С. 77-81.

         Сидельковский А.П. Методика работы с младшими школьниками по воспитанию у них бережного отношения к природе. (На примере обучения курсам природоведения вторых-четвертых классов). М., 2009. -20 с.

         Сарыбеков М.Н. Пути оптимизации экологической подготовки будущих учителей. //Вестник Высшей школы Казахстана -2007. -№ 3. -С.38-42

         Бигалиев А. Б. Проблемы окружающей среды и сохранения биологического разнообразия, Жетi Жаргы, Алматы, 2011, 314 с.

         Алинов М. Ш., Экология и устойчивое развитие, Жетi Жаргы, Алматы, 2011, 288 с.

         Сухомлинский В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 42-49.

         Алишева К. А., Экологическое воспитание детей. Учебник, Алматы, Жетi Жаргы, 2010, 320 с.

         Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся. - М.: Просвещение,1990. - 150 с.

         Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья Я познаю мир. Детская энциклопедия, или школа докторов природы. М.: ВАКО, 2008.

         Шалгымбаев С.Т. Тенденции развития экологического образования на современном этапе. - Алматы, 2005. - 144 с.

         Концепция экологического образования Республики Казахстан 2004-2015 г.г. № 229-п от 24 сентября 2002 года

Приложение 1

Воспитательное мероприятие по теме "Здравствуй, птичья страна"

Тема: Здравствуй, птичья страна

Цель:

обобщать и расширять знания детей о необычных, удивительных птицах;

воспитывать любовь, бережное отношение к птицам.

Оборудование: выставка рисунков, творческих работ на тему "Необычные птицы", компьютер, проектор, презентация

Подготовка к мероприятию

За месяц до проведения мероприятия ребятам сообщается тема и день проведения. Ребятам предлагается принять участие в изготовлении творческих работ, выполнении рисунков по предложенной теме. Дети находят стихи, загадки, песни, теоретический материал о необычных птицах.

Во время мероприятия викторину проводит учитель. Информацию о птицах рассказывают дети.

Тип урока: урок новых знаний.

Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, дифференцированный, метод самооценки.

Оборудование: наглядно - дидактический материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята! Сегодня мы приглашаем вас в путешествие по удивительной стране. Кто же живет в ней?

Звучит музыка, например, песня "Веселые путешественники" (муз. М. Старокадомского, сл. С. Михалкова). Дети входят в зал и занимают свои места (по периметру помещения). Музыка смолкает.

Учитель.

Пти́цы - это животные, тело которых покрыто перьями и передние конечности видоизменены в крылья. Строение тела птиц приспособлено к полёту, хотя в настоящее время существует много видов нелетающих птиц. Ещё одним отличительным признаком птиц является также наличие клюва. На сегодняшний день на Земле обитает более 9792 различных видов птиц. Птицы появились на Земле примерно 130 миллионов лет назад. В наши дни их можно встретить во всех уголках Земли, от полюсов до пустынь.

- Ребята, давайте споем песню про птиц

( из мультфильма "КОАПП. Что услышала медуза" (1984), музыка Игоря Ефремова)

Птицы часто нам встречаются в природе:

На озерах, и в пустынях, и в лесах, -

Если надо, птицы плавают и ходят,

А не надо - так летают в небесах.

Припев:

Не напрасно, не напрасно

Так прекрасны щебетанье и полет.

Как прекрасно, как прекрасно

Птица по небу летает и поет!

Птиц по щелканью и свисту различают,

Их по гомону и пенью узнают,

И поют они, когда им не мешают,

Ну а если им мешают - не поют.

Каждый год они птенцов своих выводят

На озерах, и в пустынях, и в лесах -

Пусть и эти тоже плавают, и ходят,

И летают, и щебечут в небесах.

Учитель:

Сегодня мы хотим поговорить о необычных, удивительных птицах, которые встречаются в природе. О многих вы, наверное, даже не слышали. Попробуйте отгадать о них загадки. А также внимательно слушайте, какие бывают удивительные, необычные птицы и в конце нашего мероприятия мы проведем викторину. За каждый правильный ответ слушатели получат жетон-птичку. Кто больше всех наберет жетонов, тот получит диплом "Самый внимательный слушатель", а если количество жетонов составит 50% (8шт), то в награду будет дополнительный приз!

. Страус

Эта птица хоть куда!

Не летает никогда,

Только бегает, как ветер.

Знают птицу все на свете. (Страус)

Африканский страус - птица семейства Страусовых. Ныне обитает только в Африке.

Это самые крупные современные птицы. Высота достигает 270 см, вес 70-90 кг. Страус имеет плотное телосложение, длинную шею и небольшую уплощенную голову, не очень крупный, но широкий клюв. Шея африканского страуса покрыта коротким пухом.

Питаются преимущественно растительной пищей - травой, листьями, плодами. Кроме того, страусы поедают различных мелких зверьков, птичек, ящериц и насекомых. Живут небольшими группами по 3-5 птиц. Один самец, остальные - самки. В случае опасности стремительно бегут, делая шаги в 4-5 м и развивая скорость до 70 км/ч. Бежать могут, не снижая темпа - 20-30 минут. Догнать их на лошади практически невозможно. Рассерженный, защищающийся страус опасен для человека.

Почти вся забота о потомстве лежит на самце страуса. Он выскребывает в песке плоскую гнездовую ямку, куда несколько самок откладывают яйца. Ночью яйца насиживает самец, днем - самка. Вес одного яйца составляет от 1,5 до 2 кг (три десятка куриных яиц). Скорлупа страусиных яиц их очень толстая, битая напоминает черепки посуды. Длина яиц около 15 см. Длительность насиживания 42 дня или немного больше. Птенцы в течение первых двух месяцев жизни покрыты буроватыми жесткими щетинкоподобными перьями, затем одеваются в наряд, сходный с нарядом самки. Выводить потомство начинают на 3-м году жизни.

. Китоглав

Метрового роста, серьёзен на вид,

Часами он рыбу в воде сторожит. (Китоглав)

Китоглав - в переводе с арабского означает "отец башмака". Это название дано птице за крупную голову и массивный расширенный клюв (длина - 19 см) с крючком на надклювье. Действительно такого грандиозного клюва, как у него, нет ни у одной птицы.

Китоглавы занимают промежуточное положение между аистами и цаплями. Роста они небольшого: длина тела составляет 75-90 см, масса - 5-7 кг. Носит китоглав свой клюв -"башмак" прижатым к груди. Такое творение природы не мешает ей хорошо летать. Летает китоглав превосходно.

Китоглав обитает на топких болотах восточной части Экваториальной Африки, ведет скрытный, преимущественно сумеречный образ жизни, редок. Днем он прячется в гуще прибрежных тростников и папирусов. На открытые места китоглав выходит редко. Флегматичен и ленив. Если пройти с ним рядом, он не шелохнется и не взлетит. Иногда пронзительный хохот и треск клюва выдает его местопребывание.

Китоглав охотится обычно по ночам и в одиночку. Его добычей может стать рыба, лягушки, моллюски и молодые крокодилы. Клювом китоглав как сачком зачерпывает рыбу и лягушек вместе с водой (в этом сходен с пеликанами).

Гнездо у него велико, всегда хорошо спрятано в укромных местах. В кладке 2 голубовато-белых яйца, птенцы вылупляются покрытыми серым пухом. Продолжительность жизни в неволе - свыше 36 лет.

3. Красный кардинал

Что за птица? И названье

Получила за красный цвет.

Птиц в подобном одеянии

В целом мире больше нет. (Красный кардинал)

Красный кардинал - певчая птица. Место ее обитания являются восточные штаты США, юго-восточное побережье Мексики и Канады. Живет в неволе, как домашняя птица.

Длина тела взрослой особи составляет около 20-23 см, вес 45 г. Самец обладает запоминающимся ярко-малиновым окрасом, с темной "маской" вокруг глаз и клюва. Женские особи имеют серо-коричневое оперение с красно-розовыми элементами на крылышках, хохолке и грудях.

Населяет леса различного типа, сады, парки, заросли кустарников. Встречается даже в парках крупных городов, например в Вашингтоне.

В теплые зимы красный кардинал остается из года в год на одном и том же месте, при более суровой погоде он перекочевывает. Благодаря своему великолепному оперению он уже издали бросается в глаза и поистине составляет украшение леса. В течение лета он живет парами, осенью и зимою - маленькими стайками

В сильную стужу он, если остается в стране, нередко является во двор крестьянина и подбирает семена перед амбарами вместе с другими птицами. Своим толстым клювом он умеет искусно размельчать твердые зерна, шелушить овес и раздроблять пшеницу; в соседнем стоге сена или на дереве с густыми ветвями он находит удобный ночлег, и таким образом он довольно легко выдерживает зиму. Беспокойный и непостоянный, он лишь минутку держится на месте, которое ему нравится, вообще же прыгает и летает туда и сюда, причем движется довольно ловко по земле и очень проворно в ветвях.

Красные кардиналы питаются в основном семенами и плодами растений, а также жуками, цикадами, кузнечиками, улитками и корой и листьями вяза. Птенцов кормят почти исключительно насекомыми.

Песня самца - набор очень красивых звонких трелей, отдалённо напоминающих песню соловья, за что его часто называют виргинским соловьём. Самки тоже поют, но их песня тише и не такая разнообразная.

Пары у виргинского кардинала образуются на всю жизнь и остаются вместе даже вне периода размножения. Гнездо строит самка. Оно располагается на кусте или невысоком дереве. В гнезде 3 - 4 яйца. Насиживание длится 12 - 13 дней. Насиживает только самка, а самец кормит её и иногда подменяет. Птенцы вылетают из гнезда очень быстро. В год бывает 2 - 3 выводка.

Продолжительность жизни красного кардинала в природе - 10 - 15 лет, в неволе - до 28 лет.

. Мандаринка

Удивительный ребенок!

Только вышел из пеленок,

может плавать и нырять,

как его родная мать.(утенок)

Мандаринка

Что за странная картинка:

Целый день в дупле пищат!

В доме утки Мандаринки

Целый выводок утят.

Все пушистики красивы,

Ярок радужный наряд.

Малый вес, но столько силы -

Клювом лупят всё подряд.

Мандаринка, глядя с ветки,

Веселится от души.

Мандаринка - это небольшая уточка, называемая также японкой и дупловкой. Средний вес селезня около 620, а утки около 500 граммов.

Приложение 2

Рисунок 1 Фрагмент урока по теме "Здравствуй, птичья страна" с изображением птицы страуса

Приложение 3

Рисунок 2 Фрагмент урока по теме "Здравствуй, птичья страна" с изображением птицы китоглава

Приложение 4

Рисунок 3 Фрагмент урока по теме "Здравствуй, птичья страна" Физкульминутка

Приложение 5

Рисунок 4 Фрагмент урока по теме "Берегите воду"

Приложение 6

Урок по теме "Берегите воду".

Тема: Берегите воду

Цель: Создание благоприятных, здоровьесберегающих, экологических условий для формирования новых знаний по разделу "Числа в пределах 10".

Задачи:

. Учить детей беречь водопроводную воду.

. Доходчиво объяснять детям, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил и средств.

. Научить детей не лить воду без нужды, плотно закрывать водопроводный кран. Тип урока: урок новых знаний.

Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, дифференцированный, метод самооценки.

Оборудование: наглядно- дидактический материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята.

Учитель читает строки из поэмы В.В. Маяковского:

Больше всего мне понравилась ванная.

Вода в кране - холодная крайне.

Кран другой - не тронешь рукой.

Сидишь и моешься долго, долго.

Словом, сидишь, пока охота.

И уж распаришься, разжаришься уж!

Тут - вертай ручки:

и каплет прохладный дождик-душ

из дырчатой железной тучки.

Педагог спрашивает у детей, любят ли они купаться в ванне и под душем? Умеют ли они плотно закрывать кран? Всегда ли следят, чтобы из крана попусту не текла вода?

Если кран остался открытым, то не только впустую истрачена чистая вода, но и увеличилось количество грязной воды и соответственно нагрузка на очистные сооружения. Пока водопроводную воду можно пить, но ее качество с каждым годом все ухудшается. За минуту из одного неплотно закрытого крана вытекает 110 капель. За сутки это составляет уже 15 литров воды.

Учитель прочитал стихотворение С. Погореловского:

Родник иссяк, ручей ослаб, а мы из крана - кап, кап, кап...

Мелеют реки и моря, не тратьте воду зря, зря, зря...

А то пройдет немного лет и нет водицы - нет нет, нет...

Учитель подчеркивает, что чистую воду надо беречь.

Физкультминутка.

Мы по лугу прогулялись

И немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И нисколько не устали!

В окончании внеклассного мероприятия учителем было рассказано следующее четверостишие:

Бережливым будь с водой!

Шевельни опять рукой.

И, как только воду взял,

Хорошенько кран закрой!

Это четверостишие детям было задано выучить наизусть.

Похожие работы на - Экологические проблемы воспитания в курсе познания мира

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!