Понятие режима коммерческой тайны

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,15 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Понятие режима коммерческой тайны

Оглавление

Введение

. Понятие коммерческой тайны в российском законодательстве

. Понятие и значение режима коммерческой тайны

. Порядок установления режима коммерческой тайны

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В современных условиях стремительного развития науки и техники, а также нарастающей конкуренции в предпринимательской среде все большее значение приобретает владение той или иной информацией, имеющей коммерческую ценность для ее обладателя. Именно обладание информацией в значительной мере определяет положение субъектов предпринимательской деятельности на рынке.

Это вызывает необходимость четкого урегулирования отношений в сфере использования такого вида информации как сведения, составляющие коммерческую тайну, а также создания условий, позволяющих сохранить конфиденциальность информации, которая представляет собой коммерческую тайну субъекта хозяйственной деятельности.

Актуальность исследования связана с тем, что проблема информационной безопасности бизнеса (далее - ИББ) - комплексная и ее решение требует таких же комплексных подходов. Охрана коммерческой тайны является одним из актуальнейших вопросов в сфере обеспечения информационной безопасности. Большинство мер по защите конфиденциальной информации сводится к ее технического иногда даже физической защите.

Целью настоящего исследования является изучение понятия «режим коммерческой тайны». В связи с поставленной целью, перед настоящей работой стоят следующие задачи:

.Изучить понятие коммерческой тайны в российском законодательстве;

.Исследовать понятие и значение режима коммерческой тайны;

.Определить порядок установления режима коммерческой тайны.

1. Понятие коммерческой тайны в российском законодательстве

Правовое регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением секретности предпринимательской деятельности в российской действительности имеет исторические традиции. Ещё в дореволюционную эпоху была создана стройная система законодательства о защите «секретов промысла». Она призвана была обеспечивать добросовестную конкуренцию и в целом благоприятную среду развития предпринимательства. В современных условиях рыночной экономики более чем десятилетний поиск и попытки российского законодателя сформировать правовую базу секрета бизнеса завершились принятием в 2004 г. Федерального закона «О коммерческой тайне». Однако он не внёс ожидаемого результата в систему правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу защиты конфиденциальной информации коммерческого характера. Это во многом объясняется сложностью названных отношений. Несмотря на активизацию процесса реформирования информационного законодательства система нормативных правовых актов о коммерческой тайне всё ещё не отличается единством; она характеризуются множеством пробелов и противоречий, что порождает большое число различных теоретических концепций и трудностей правоприменительной практики.

В настоящее время действует Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», в котором понятие «коммерческая тайна» определено так: «режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду».

Необходимо отметить, что после принятия четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации и внесения изменений в Федеральный закон № 98-ФЗ «о коммерческой тайне» понятие информации, составляющей коммерческую тайну, принципиально изменилось. Если прежде в состав этой информации могли входить сведения, составляющие секрет производства, то теперь информация, составляющая коммерческую тайну, практически отождествляется со сведениями, составляющими секрет производства (ноу-хау) в смысле статьи 1465 ГК РФ.

В этом законе впервые в современной России регламентированы отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, а также определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.

Объективным признаком сведений, составляющих коммерческую тайну, является их коммерческая ценность. Она, в силу прямого указания об этом в законе, может быть действительной или потенциальной. Данная формулировка обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики определить ее в нормативном порядке не представляется возможным. И ее оценка может быть весьма произвольной, что обуславливает ненужность следующего предложения: часть первую статьи 10 «Охрана конфиденциальности информации» ФЗ «О коммерческой тайне» изложить в следующей редакции: «Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны соответствовать ценности охраняемой информации...».

Предметом дискуссий в литературе является субъектный состав носителей коммерческой тайны. Бесспорным является признание таковыми коммерческих организаций, причем независимо от статуса учредителя. Поэтому нельзя согласиться с утверждением, что говорить об экономических интересах предприятия можно лишь с позиции интересов государства как его собственника, и с учетом охраны государственных интересов с помощью института государственной тайны. Очевидно, что если сотрудники федерального унитарного предприятия в процессе исполнения своих уставных целей получают доступ к государственной тайне, это никоим образом не мешает ограничивать доступ к некоторой информации о деятельности предприятия в режиме коммерческой тайны. Следует согласиться с тем, что ключевым критерием отличия коммерческой и государственной тайны друг от друга является их сущность (предназначение). Если сущность коммерческой тайны заключается в возможности получения дополнительных доходов ее обладателем, то сущность государственной тайны заключается в обеспечении безопасности Российской Федерации.

По поводу признания некоммерческих организаций субъектами права на коммерческую тайну однозначного мнения не сложилось. Как известно, некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (ч. 2 п.3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ). Поэтому является обоснованным следующее утверждения: «Субъектами права на коммерческую тайну, в отличие от результатов интеллектуальной деятельности, не могут выступать лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью», «субъектами права на коммерческую тайну могут быть лица, профессионально занимающиеся предпринимательской деятельностью, «некоммерческие организации в соответствие с действующим законодательством наделены ограниченным правом на занятие предпринимательской деятельностью и на коммерческую тайну» и т.д.

В силу вышеизложенного, является неправомерным расширение субъектного состава права на коммерческую тайну путем включения в него всех негосударственных организаций.

Информация, составляющая коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными гражданским законодательством и другими законами. Так, лица, незаконными методами получившие информацию, составляющую служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору (статья 139 ГК РФ). Возможны также и другие способы защиты коммерческой тайны: расторжение трудовых и гражданско-правовых отношений, взыскание неустойки и проч. (статья 12 ГК РФ).

В Уголовном кодексе РФ установлена ответственность за посягательство на коммерческую тайну. Например, за разглашение коммерческой тайны, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившее крупный ущерб, предусмотрено наказание вплоть до лишения свободы на срок до 3 лет (статья 183 УК РФ).

. Понятие и значение режима коммерческой тайны

Режим коммерческой тайны образует совокупность правовых, организационных, технических и иных мер по охране ее конфиденциальности.

Основываясь на определении информации, составляющей коммерческую тайну, данном в законе, можно сделать вывод, что критериями для отнесения информации к разряду ограниченного доступа являются:

-действительная или потенциальная коммерческая ценность;

-неизвестность третьим лицам;

-недоступность на законном основании.

Кража или разглашение коммерческой информации компании может нанести серьезный ущерб бизнесу, повлечь за собой утечку производственно-технологической информации и ноу-хау, привести к корпоративным конфликтам, перехвату третьими лицами контроля над компанией, понижению рыночной стоимости акций, иных ценных бумаг или стоимости самой компании, даже к банкротству. Например, в результате утечки информации предприятие может стать мишенью рейдерских атак. Общеизвестно, что первый этап недружественного захвата заключается именно в сборе и анализе информации о предприятии-мишени, структуре его капитала, активах, собственниках, управленцах, аффилированных лицах, проблемных или «серых» моментах бизнеса этого предприятия, инсайдерской информации. При этом в зависимости от объема и качества полученных сведений принимается то или иное решение, в том числе и об отказе рейдера от захвата. Недоступность компании для такого рода захватов во многом зависит от защитной стратегии компании, степени управляемости, предварительно проведенных защитных мероприятий.

Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если:

-исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;

-обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

Таким образом, цель режима коммерческой тайны - защита права на добросовестную конкуренцию и использование своих интеллектуальных способностей.

. Порядок установления режима коммерческой тайны

Правовой режим коммерческой тайны определяется нормами, устанавливающими:

-порядок документирования информации;

-категорирование информации по уровню доступа к ней;

-порядок правовой защиты информации, составляющей коммерческую тайну.

Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, следующих мер:

.определения перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

.ограничения доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

.учета лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

.регулирования отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

.нанесения на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства) .

В статье 5 Закона о коммерческой тайне определено: режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

.содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

.содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

.о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

.о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

.о численности и составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда (включая охрану труда), о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, о наличии свободных рабочих мест;

.о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

.о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

.об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

.о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

.о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

.обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами. коммерческая тайна конфиденциальность

Информация, составляющая коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, считается полученной незаконно, если ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности этой информации, а также если получающее эту информацию лицо знало или имело достаточные основания полагать, что эта информация составляет коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, и что осуществляющее передачу этой информации лицо не имеет на передачу этой информации законного основания.

В делопроизводстве есть несколько видов документов методического характера. Это организационно-правовые документы, например, Положение о режиме коммерческой тайны, в котором может быть задокументирована все система защиты информации, составляющей коммерческую тайну, или же организационно-методические документы (инструкции, регламенты, правила, стандарты и др.), которые носят описательный характер работы с информацией ограниченного доступа. Например, рабочая инструкция по учету носителей конфиденциальной информации будет регламентировать лишь один процесс работы с информацией ограниченного доступа и будет предназначена для одного пользователя.

Таким образом, обладатель информации может ввести один документ, регулирующий работу с коммерческой тайной, либо пакет дополняющих друг друга документов с условием, что они не будут дублировать друг друга. Последний вариант рекомендуется при разграничении доступа для выполнения различных процедур. В любом случае пользователи должны быть ознакомлены с инструктивными документами и проставить подписи за ознакомление. При этом следует учитывать, что чем детальнее будет прописан порядок работы с информацией ограниченного доступа, тем меньше вероятность ошибочных действий сотрудников, тем эффективнее будет осуществляться контроль соблюдения этого порядка. Контроль может проводиться в виде проверочных мероприятий с обязательной фиксацией результатов проверки.

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, получившие такую информацию, обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве.

Заключение

Из всех возможных видов тайн, предусмотренных законодательством, наименее детально урегулирована коммерческая тайна. Это связано с тем, что в данном случае речь идет об интересах частных лиц, поэтому законодатель устанавливает лишь общие рамки, предоставляя обладателю соответствующей информации достаточную свободу для выбора средств ее защиты от несанкционированного использования, определения режима доступа к ней и т. д.

Необходимость защиты сведений, составляющих коммерческую тайну, в настоящее время становится одной из предпосылок развития предприятия. Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О коммерческой тайне» установили основные правовые параметры защиты информации о деятельности хозяйственных организаций, которые приносят им высокие доходы и другие экономические преимущества. Однако, как сохранить такие сведения в тайне? С просьбой предоставить сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия, с целью их дальнейшего разглашения и (или) неправомерного использования могут обратиться недобросовестные участники общества, акционеры, что является серьезной правовой проблемой.

Список использованной литературы

Нормативные правовые акты

1.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 г. № 268-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

.Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 г. № 267-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая): Федеральный закон от 18.12.2006 г. № 230-ФЗ (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 г. № 216-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5496.

.О коммерческой тайне: Федеральный закон от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ (в ред. Федерального закона от 12.03.2014 г. № 35-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 32. Ст. 3283.

Специальная литература

5.Бабенко О.И. К вопросу о защите информации, составляющей коммерческую тайну: проблемы судебной практики // Экономика, социология и право. 2014. № 1.

.Макарова П.В. Введение режима коммерческой тайны // Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере. 2014. № 1 (111).

7.Мансуров Г.З. Коммерческая тайна как разновидность конфиденциальной информации // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 4 (22).

8.Орлова В.В., Слепов А.В. Как установить режим коммерческой тайны: алгоритм действий работодателя // Трудовые споры. 2012. № 2.

.Потапов Н.А. Законодательный статус конфиденциальной информации в России // Вестник Академии права и управления. 2011. № 24.

.Рассолов И.М. Защита ноу-хау и коммерческой тайны в частном праве // Публичное и частное право. 2012. № 3.

Похожие работы на - Понятие режима коммерческой тайны

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!