Аудит основных средств предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,08 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Аудит основных средств предприятия

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Теоретические основы аудита основных средств

.1Понятие аудита

.2Понятие и классификация основных средств

.3Теоретические аспекты аудита основных средств

. Организационно-экономическая характеристика предприятия

.4Краткая характеристика организации

.5Основные технико-экономические показатели

Аудит основных средств в ОАО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат»

.1Источники информации и основные направления проверки

.2План и программа аудита основных средств

.3Аудит основных средств

.4Аудиторское заключение

Заключение

Библиографический список

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

В процессе производственной деятельности предприятий большое значение имеют основные средства. Основные средства являются одним из важнейших факторов любого производства. Их состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности предприятия. С основными средствами как объектом учета связаны многие проблемы современной российской экономики: недостаточная конкурентоспособность продукции в связи с чрезмерным физическим и моральным износом оборудования, не загрузка производственных мощностей, необоснованное дробление имущественных комплексов, низкие фондоотдача и инвестиционная активность, недостаточно реальная оценка активов, завышенная налоговая нагрузка при избыточном имуществе. Усиливается влияние учета основных средств как на финансовое состояние субъектов хозяйствования, так и на качество представляемой ими отчетности. Можно утверждать, что основные средства в настоящих условиях становятся для многих организаций весьма существенным объектом аудита. Основные средства формируют основную составляющую материально-технической базы организаций и играют важную роль в осуществлении ведущих направлений их деятельности. С развитием рыночных отношений в учете основных средств произошли существенные изменения. Эти изменения коснулись: состава и структуры основных средств; амортизации их стоимости; учета долгосрочных инвестиций; учета операций, связанных с лизингом и арендой имущества; переоценки стоимости основных средств; учета и финансирования затрат на ремонт основных средств; учета реализации и прочего списания основных фондов.

На современном этапе развития экономики с основными средствами связаны многие проблемы, в частности, это:

классификация основных средств;

эффективность использования;

обоснованность консервации;

осуществление действенного контроля по техническому состоянию данного вида активов;

их реальная оценка в балансе;

воспроизводство основных средств;

арендные и залоговые операции, осуществляемые с основными средствами.

Целью курсовой работы является изучение механизма проведения аудиторской поверки основных средств и применение его на практике на примере конкретного предприятия.

Объектом исследования в курсовой работе является ОАО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат».

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: оценить систему внутреннего контроля проверяемой организации; проверить правильность формирования состава, полноты и реальности учета основных средств и достоверности амортизации их стоимости, разработать программу аудиторских процедур.

Методологической основой в изучении данного вопроса будут являются нормативные и законодательные акты регулирующие вопросы аудита в РФ, а также учебная и научная литература.

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

.1Понятие аудита

Аудит или аудиторская проверка - это независимая проверка, которая проводится с целью выражения мнения о достоверности. Само по себе слово «аудит» в переводе с латинского означает «слушание», данный термин используется во всём мире для обозначения проверки.

Аудитом принято считать любую независимую проверку. Аудит разделяется на:

операционный аудит;

технический аудит;

экологический аудит и т.д.

Аудит может проводиться в различных отраслях деятельности. Так, среди множества видов аудита существует понятие − обязательный аудит.

Обязательный аудит или обязательная аудиторская проверка, проводится для контроля бухгалтерского учета, а также финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или частного предпринимателя.

В РФ обязательный аудит имеет свою нормативно-правовую базу − закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 11.07.2011).

Аудит как весьма специфическая область предпринимательской деятельности оперирует рядом исторически сложившихся и нормативно-закрепленных понятий, которые в других областях предпринимательской деятельности практически не употребляются.

Наиболее важными понятиями аудита, знание которых необходимо пользователям аудита (заказчикам), в частности являются :

заключение аудитора (или аудиторское заключение);

существенность и уровень существенности;

риск (аудиторский риск);

аудиторская выборка (выборочный аудит);

аудиторские доказательства;

аудиторские процедуры;

система внутреннего контроля.

Существенность - качественная мера, это свойство информации, которое делает ее способной влиять на экономические решения квалифицированного пользователя бухгалтерской отчетностью. Существенным признается такое искажение информации, которое превышает уровень существенности. Если существенность - качественное понятие, то уровень существенности - количественная мера. Под уровнем существенности понимают такое предельное искажение бухгалтерской отчетности, начиная с которого квалифицированный пользователь этой отчетности не сможет на ее основе сделать правильные выводы и принять обоснованные экономические решения.

Уровень существенности рассчитывается аудитором перед началом каждой аудиторской проверки на основе утвержденной руководителем методики (внутрифирменного стандарта).

Уверенность аудитора в надежности выражаемого мнения о достоверности бухгалтерской отчетности даже в безусловно-положительном заключении не может быть абсолютной ввиду ряда факторов, ограничивающих полноту и адекватность оценок, осуществляемых аудитором. К таким факторам прежде всего следует отнести:

ограниченность аудита временными ресурсами и соответственно объемом проверочных процедур;

которые ограничены условиями договора и экономическими соображениями;

неоднозначность толкования некоторых норм, установленных действующим законодательством;

наличие субъективных моментов в интерпретации некоторых фактов хозяйственной деятельности, порядке составления бухгалтерской отчетности, а также в оценке ее достоверности.

Перечисленные факторы ограничивают уверенность аудитора в надежности составленного им заключения и заставляют его высказывать свое мнение не со стопроцентной гарантией, а с приемлемым риском.

Риск присутствует в любой предпринимательской деятельности, в том числе и в аудиторской. Поскольку основным результатом деятельности аудитора является его мнение о достоверности бухгалтерской отчетности, выраженное в заключении, то аудиторский риск связан с тем, что это мнение может оказаться ошибочным. Таким образом, аудиторский риск - это вероятность признания аудитором бухгалтерской отчетности достоверной, в то время как она содержит не выявленные существенные ошибки (либо вероятность признания аудитором бухгалтерской отчетности недостоверной, в то время как она существенных ошибок не содержит). Аудиторский риск зависит как от факторов, присущих проверяемому экономическому субъекту, так и от факторов, присущих аудиторской фирме.

Вследствие необходимости проведения аудита в рамках определенных временных и экономических ограничений, аудит, как правило, проводится выборочно. Выборочность проведения аудита означает, что в подавляющем большинстве случаев аудитор проверяет не всю документацию субъекта, а только выборку из нее, то есть часть документов, отобранных по определенным правилам.

Таким образом, под выборкой в аудите понимают совокупность определенным образом отобранных документов, проверка которых позволяет аудитору сделать вывод о достоверности всей документации. Сплошная аудиторская проверка проводится в крайних случаях, когда при ведении бухгалтерского учета организацией допущены систематические ошибки и нарушения требований нормативных документов, данное обстоятельство как правило оговаривается в договоре на проведение аудита, при этом стоимость сплошного аудита значительно выше, чем при проведении выборочного аудита.

Выводы о достоверности бухгалтерской отчетности аудитор делает на основе анализа информации, полученной в ходе проверки из различных источников. Таким образом, аудиторские доказательства - это информация, полученная аудитором при проведении аудиторской проверки, а также результаты ее анализа, на которых основывается мнение аудитора.

К аудиторским доказательства, в частности, относятся:

документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой составления бухгалтерской отчетности;

письменные разъяснения уполномоченных сотрудников проверяемой организации;

информация, полученная из различных источников, в том числе от третьих лиц.

Аудиторские доказательства получают в результате выполнения аудитором комплекса тестов средств внутреннего контроля и необходимых процедур проверки по существу.

Для получения необходимых аудиторских доказательств аудитор в ходе проверки конкретного участка бухгалтерского учета осуществляет определенные действия или совокупности действий (просматривает документы, сравнивает их, производит подсчеты, опрашивает работников и т. д.). Эти действия, осуществляемые аудитором в определенном порядке, называются аудиторскими процедурами.

В зависимости от характера действий, осуществляемых аудитором, различают следующие процедуры:

инспектирование (проверка записей, документов, материальных активов);

запрос (получение информации по различным вопросам деятельности);

подтверждение (получение письменного ответа третьих лиц относительно информации, содержащейся в бухгалтерских записях);

пересчет (проверка арифметических расчетов);

аналитические процедуры (анализ и оценка полученной информации с целью выявления ошибок и искажений).

Под системой внутреннего контроля понимается существующая в каждой организации совокупность организационных мероприятий, процедур и средств контроля, направленных на сохранность имущества и получения руководством организации достоверной информации о имущественном положении и результатах производственной деятельности.

Хорошо организованная система внутреннего контроля должна обеспечивать:

соблюдение требований законодательства РФ при осуществлении хозяйственных и финансовых операций;

исполнительскую дисциплину на всех уровнях управленческой структуры организации;

своевременность, правильность и полноту оформления бухгалтерских документов и составления бухгалтерской отчетности;

предотвращение и выявление ошибок и нарушений;

сохранность активов организации.

Все элементы системы внутреннего контроля в организации подразделяются на две группы:

надлежащую систему бухгалтерского учета;

средства контроля.

1.2Понятие и классификация основных средств

Согласно Налогового Кодекса РФ под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией.

Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течение длительного периода. Под воздействием производственного процесса и внешней среды они изнашиваются постепенно и переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение нормативного срока их службы путем начисления амортизации по установленным нормам.

Согласно Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 при принятии к учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

а) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Классификация основных средств осуществляется по следующим признакам:

.Имеющие вещественно-натуральную форму, так называемые материальные основные фонды и «неосязаемые» - нематериальные основные фонды (нематериальные активы).

.Степень участия человека в создании отдельных объектов:

а) непосредственное участие - так называемые «рукотворные основные средства» (здания, машины и т.п.);

б) без участия человека - так называемые «нерукотворные основные средства» (земельные участки и объекты природопользования - вода, недра и другие природные ресурсы).

.Отрасли народного хозяйства (24 отрасли, в том числе промышленность, операции с недвижимым имуществом, информационно-вычислительное обслуживание, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка и т.п.).

.Группы.

Перечень групп установлен Общероссийским классификатором основным фондов ОК 013-94 (ОКОФ). Он входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации и разработан взамен Общесоюзного классификатора основных фондов.

В его составе выделены материальные и нематериальные основные фонды. Материальные основные фонды представлены следующими группами:

)здания (кроме жилых)

)сооружения

)жилища

)машины и оборудование

)средства транспортные

)инвентарь производственный и хозяйственный

)скот рабочий, продуктивный и племенной

)насаждения многолетние

)материальные основные фонды, не включенные в другие группировки

Нематериальные основные фонды:

)геолого-разведочные работы

)компьютерное программное обеспечение

)оригинальные произведения развлекательного жанра, литературы и искусства

)наукоемкие промышленные технологии

)прочие нематериальные основные фонды

В то же время в ПБУ 6/01 дополнительно выделены следующие группы основных средств:

капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы);

капитальные вложения в арендованные объекты основных средств;

земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы)

.Функциональное назначение, т.е. характер участия в процессе производства:

а) промышленно - производственные;

б) производственного назначения других отраслей народного хозяйства;

в) непроизводственные (объекты социальной сферы).

.Степень использования в производственном процессе:

а) действующие, т.е. находящиеся в эксплуатации, функционирующие;

б) бездействующие, т.е. установленные, но не эксплуатируемые (например, находящиеся в ремонте, в стадии достройки и т.п.);

в) находящиеся в запасе, т.е. не установленные и предназначенные для пополнения выбывающих из эксплуатации объектов;

г) пребывающие в состоянии консервации.

. Принадлежность: собственные и арендованные основные средства.

Единицей учета основных средств является инвентарный объект - это объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельно конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы.

В настоящее время основные средства отражаются в учете по первоначальной или восстановительной стоимости в следующих регистрах: журналах-ордерах или ведомостях, Главной книге.

В бухгалтерском балансе основные средства отражаются по остаточной стоимости.

Первоначальной стоимостью ОС, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение или изготовление, за исключением НДС и налога с продаж, если оплата произведена наличными.

Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление являются:

суммы, уплаченные в соответствии с договорами поставки или продавцу;

суммы, уплачиваемые по доставке, монтажу, установке;

суммы, уплаченные за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам (монтаж и т. д.);

суммы, уплаченные организацией за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением основных средств;

невозмещаемые налоги, уплаченные в связи с приобретением основных средств,

вознаграждения, уплаченные посреднической организации, через которую производилась покупка основных средств;

командировочные расходы, связанные с приобретением основных средств;

иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением основных средств.

Первоначальная стоимость выявляется в момент ввода объекта в действие и остается неизменной в течение всего срока нахождения основного средства на предприятии, кроме случаев, установленных законодательством РФ и ПБУ6/01. Изменение первоначальной стоимости основного средства допускается в случаях:

достройки;

дополнительного оборудования;

реконструкции;

частичной ликвидации;

переоценки.

При переоценке основного средства первоначальная стоимость становится восстановительной, т.е. стоимостью воспроизводства основного средства.

.3Теоретические аспекты аудита основных средств

В соответствии с Федеральным законом от 7.08.01 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и правилом (стандартом) аудиторской деятельности N1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» целью аудита основных средств является установление соответствия применяемой в организации методики учета, налогообложения операций по движению основных средств нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

Для достижения цели аудитору необходимо:

оценить систему внутреннего контроля организации-клиента;

определить методы проверки;

разработать программу аудиторских процедур.

Источники информации, используемые при аудите основных средств, зависят от принятой предприятием учетной политики. Это выражается в выборе форм учета: журнально-ордерной, мемориально-ордерной, упрощенной, машинно-ориентированной, а также в перечне применяемых регистров, их построении, последовательности и способах записей в них. Но следует помнить, что при любой форме учета операции по основным средствам должны оформляться унифицированными межведомственными формами первичной учетной документации:

форма ОС-1 - акт (накладная) приемки-передачи основных средств;

форма ОС-3 - акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов;

форма ОС-4 - акт на списание основных средств;

форма ОС-4а - акт на списание автотранспортных средств;

форма ОС-6 - инвентарная карточка учета основных средств;

форма ОС-14 - акт о приемке оборудования;

форма ОС-15 - акт приемки-передачи оборудования в монтаж;

форма ОС-16 - акт о выявленных дефектах оборудования;

синтетический учет движения основных средств и их износа ведется в журналах-ордерах №13,10,10/1, а при использовании компьютерных информационных технологий - в машинограммах дебетовых и кредитовых оборотов по счетам 01, 02;

Главная книга;

баланс (ф. № 1);

отчет о прибылях и убытках (ф. № 2);

приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5).

Основные направления аудита учета основных средств должны обеспечить:

контроль за наличием и сохранностью основных средств;

правильность отнесения предметов к основным средствам;

правильность оценки основных средств в учете;

правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;

правильность начисления и отражения в учете амортизации и ремонта основных средств;

правильность отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.

В соответствии с основными направлениями и задачами аудита основных средств можно выделить следующие направления проверки:

1.оценка сохранности и проверка наличия основных средств

.проверка соблюдения условий для отнесения имущества к основным средствам

.проверка документального оформления и учета основных средств

.проверка правильности формирования первоначальной и восстановительной стоимости основных средств

.аудит начисления амортизации в бухгалтерском учете и налоговом учете

.проверка операций с основными средствами в рамках заключенных договоров аренды

.анализ и обобщение результатов аудита

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

.2 Краткая характеристика организации

ОАО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат» - один из ведущих комплексов Кировской пищевой отрасли.

Полное фирменное наименование: открытое акционерное общество «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат».

Место нахождения: Россия, Кировская область, город Кирово-Чепецк.

Почтовый адрес: Россия, 613043, Кировская область, город Кирово-Чепецк, пр. Мира, 92.

ОАО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат» зарегистрировано Постановлением главы администрации Кирово-Чепецкого района Кировской области № 164 от 22.02.1993 года.

Уставный капитал общества составляет 106 554 руб., он состоит из 7 611 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 14 рублей.

Направления деятельности ОАО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат»:

текущая деятельность связана с производством и реализацией хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий;

инвестиционная деятельность связана в основном с капитальными вложениями в основные фонды по программе технического перевооружения, долгосрочными финансовыми вложениями.

Приоритетными задачами и направлениями деятельности Общества в 2011 году являются:

увеличение объемов производства;

оптимизация ассортимента продукции под требования рынка;

модернизация производства и реконструкция производственных площадей.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на ОАО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат», соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель предприятия.

На предприятии введена бухгалтерская служба, как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером. Принятая предприятием учетная политика утверждена приказом руководителя, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.

При этом утверждены:

рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации;

порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Учетная политика, принятая на ОАО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат» применяется последовательно из года в год. Изменения этой политики проводятся лишь в случае изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики вводятся с начала финансового года.

Все хозяйственные операции, проводимые предприятием, оформляются оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

В ОАО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат» утверждена система документооборота. Работу по составлению графика документооборота предприятия организует главный бухгалтер, а утверждается он приказом руководителя хлебокомбината.

Для обработки учетной информации используется автоматизированная форма ведения бухгалтерского учета с помощью бухгалтерской программы «1С: Предприятие» и дополнительных модулей и конфигураций к ней.

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу.

Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, установлены руководителем предприятия.

2.2 Основные технико-экономические показатели

Размеры производства предприятия влияют на внедрение современной организации труда, повышение его производительности, а также снижения себестоимости. В таблице 1 на основании данных бухгалтерской отчетности (приложения 1-4) ОАО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат» в 2008 - 2010 годах приведены основные показатели деятельности.

Анализируя экономические показатели таблицы 1, можно сделать вывод, что за последние 3 года работы предприятие улучшило свои финансовые результаты. Выручка от реализации продукции в 2010г. по сравнению с 2008г. возросла на 48% и составила 241 222 тыс. руб.; Прибыль предприятия тоже растёт - с 3,5 млн. руб. до 7 млн. руб.

Себестоимость в продажной цене возросла с 106 366 тыс. руб. до 182 828 тыс. руб. в связи с увеличением объемов производства продукции;

Финансовый показатель коммерческих расходов в цене продукции возрос с 16 496 тыс. руб. до 51 241 тыс. руб., что связано с увеличением расходов на рекламу, бесплатной доставкой продукции;

Показатели валовой и чистой прибыли также существенно возросли и составили соответственно 58 394 тыс. руб. и 224 тыс. руб., что почти в 2 раза превышает данные 2008 года.

В результате изменений в налоговом законодательстве (снижения ставки налога на прибыль с 1 января 2009 года с 24 до 20 процентов) нераспределенная прибыль дополнительно увеличилась на 187 тыс. руб. Кроме того, были списаны полностью самортизированные, пришедшие в негодность основные средства, которые подлежали переоценки с 1992 года по 1996 год.

Сумма дооценки составила 38 тыс. руб., которая была перенесена с добавочного капитала в нераспределенную прибыль. Таким образом, вся прибыль, подлежащая к распределению, составила 469 тыс. рублей.

Таблица 1 - Экономические показатели ОАО «Кирово-Чепецкий Хлебокомбинат»

№ п/пПоказателиИсточник информации и алгоритм расчета200820092010Отклонение (+, -)Темп роста, %2010 от 20092010 к 20091Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ и услуг, тыс.руб.стр.010 ф.2126 418203 921241 22237 3011182Себестоимость проданных товаров, работ, услуг, тыс.руб.стр.020 ф.2106 366159 254182 82823 5741153Валовая прибыль (убыток), тыс.руб.стр.029 ф.220 05244 66758 39413 7271314Коммерческие и управленческие расходы, тыс.руб.(стр.030 + стр.040) ф.216 49638 99251 24112 2491315Прибыль (убыток) от продаж, тыс.руб.стр.050 ф.23 5565 6757 1531 4781266Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс.руб.стр.140 ф.21031 534777-757517Чистая прибыль, тыс.руб.стр.190 ф.2115288224-64788Годовой фонд оплаты труда, руб.20 76132 84740 5437 6961239Среднесписочная численность, чел.282301310910310Среднемесячная зарплата на 1 работника, руб.(стр.8 / стр.9) / 12 мес.6 1359 09410 8981 80412011Среднегодовая стоимость основных средств, тыс.руб.стр.120 ф.136 14045 00650 4995 49411212Фондоотдача, руб.стр.1 / стр.113,504,534,780,25105,4213Фондоёмкость, руб.стр.11 / стр.10,290,220,21-0,0194,8614Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс.руб.стр.290 ф.119 16722 78725 0522 26511015Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, оборотыстр.1 / стр.146,608,959,630,68107,6016Коэффициент загрузки, руб.стр.14 / стр.10,150,110,10-0,0192,9417Однодневный оборот, руб.стр.1 / 360351,16566,45670,06103,61118,2918Рентабельность продаж, %(стр.7 / стр.1) * 1000,090,140,09-0,0565,7519Рентабельность основных средств, %(стр.7 / стр.11) * 1000,320,640,44-0,2069,3220Рентабельность оборотных средств, %(стр.7 / стр.14) * 1000,601,260,89-0,3770,75

Рентабельность продаж в 2009 году возросла с 0,09% до 0,14%, но в 2010 году снова снизилась до уровня 2008 года и составила 0,09%, что является отрицательным показателем деятельности. Однако руководство предприятия сознательно пошло на снижение рентабельности. В первую очередь это связано с реализацией планов предприятия по увеличению занимаемого сегмента рынка производства хлебобулочных изделий и связанных с этим затрат на повышение качества продукции, создание сервисной службы, проведение рекламной кампании, открытие фирменных магазинов и расширением дилерской сети.

По данным таблицы 1 также можно отметить, что на предприятии ОАО «Кирово-Чепецкий Хлебокомбинат» в 2010 году по сравнению с 2008 годом возросли показатели рентабельности основных и оборотных средств на 28% и 33% соответственно, хотя в 2009 году они были выше.

Стоимость чистых активов 24 495 тыс. руб., кредиторская задолженность 17 595 тыс. руб., задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами на конец года составила 3 652 тыс. руб., в виде текущих платежей. Дебиторская задолженность составляет 12 964 тыс. руб. Просроченная задолженность отсутствует. Фондоотдача с 2008 года по 2010 год возросла на 27%, а фондоемкость снизилась на 28%. Коэффициент загрузки с 2008 года снизился на 33% и в 2010 году составил 0,1 руб. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств в 2010 году составил 9,63 оборота, что на 46% выше показателя в 2008 году. Определяющей составляющей всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия являются основные средства. Данные о наличие и структуре основных средств хлебокомбината представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Состав и структура основных средств ОАО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат»

Показатели2008 г.2009 г.2010 г.Отклонения 2010г. от 2008г.,тыс. руб.%тыс. руб.%тыс. руб.%тыс. руб.%Здания18 87932,7528 10436,4929 14134,6210 2621,87Сооружения и передат. устр.3 2525,643 2254,193 2253,83-27-1,81Оборудование27 17147,1334 82145,2117 80844,9210 637-2,21Трансп.средства8 15714,1510 49913,6313 09115,554 9341,40Произв.й и хоз. инвентарь1890,333690,489001,077110,74Всего основных средств57 64810077 0181004945910026 5170,00

Как видно из таблицы 2, за анализируемый период произошли изменения в наличии и структуре основных средств. Общая стоимость основных фондов возросла на 26 517 тыс. руб. Наблюдается рост стоимости основных фондов в 2010 году по сравнению с 2008 годом по каждому виду, кроме сооружений и передаточных устройств, что оценивается как положительный факт.

Улучшение использования основных фондов решает множество экономических проблем, направленных на повышение эффективности производства: рост производительности труда, снижение себестоимости, экономия капитальных вложений, увеличение объема выпуска продукции, увеличение прибыли и рентабельности, а, следовательно, повышения платежеспособности и финансовой устойчивости.

3. АУДИТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ОАО «КИПРОВО-ЧЕПЕЦКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ

.1 Источники информации и основные направления проверки

Аудит основных средств - ответственная часть аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта. Его целью является установление соответствия применяемой на предприятии методики учета основных средств, отраженной в приказе руководителя «Учетная политика», нормативным и законодательным актам, действующим на территории России и регулирующим учет поступления, наличия и движения основных средств.

При аудите первоначальной стоимости основных средств проверяют счета (субсчета):

  1. «Основные средства»;

3 «Доходные вложения в материальные ценности»;

  1. «Оборудование к установке»;
  2. «Вложения во внеоборотные активы»:
  3. «Приобретение земельных участков»,
  4. «Приобретение объектов природопользования»,
  5. «Строительство объектов ОС»,
  6. «Приобретение отдельных объектов ОС»;

19 «НДС по приобретенным ценностям»:

.1 «НДС по приобретенным ОС»;

Забалансовые счета:

«Арендованные основные средства»; 005 «Оборудование, принятое для монтажа»;

Источники информации, используемые при аудите первоначальной стоимости основных средств, зависят от специфики деятельности организации и от принятой предприятием учетной политики. Это выражается прежде всего в утвержденном порядке ввода объектов основных средств в эксплуатацию и в выборе методов начисления амортизационных отчислений. Операции по основным средствам должны оформляться унифицированными межведомственными формами первичной учетной документации, поэтому основными источниками информации, необходимой для аудиторской проверки, являются:

·договоры купли-продажи и безвозмездной передачи объектов основных средств;

·договоры аренды и лизинга объектов основных средств;

·инвентаризационная опись объектов основных средств (ф. ИНВ-1);

·сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств (ф. ИНВ-18);

·акты (накладные) приемки-передачи объектов основных средств (ф. ОС-1);

·инвентарные карточки учета (ф. ОС-6);

·акты приемки оборудования (ф. ОС-14);

·акты приемки-передачи оборудования в монтаж (ф. ОС-15);

·акты выявленных дефектов оборудования (ф. ОС-16);

·справки, расчеты и прочие внутренние документы.

Программа аудита первоначальной стоимости основных средств может включает в себя 2 направления проверки:

  1. правильность отнесения предметов к инвентарным объектам основных средств;
  2. оценка основных средств в бухгалтерском учете

Аудит правильности отнесения предметов к инвентарным объектам основных средств, как правило, осуществляется на основании инвентаризационной описи объектов на дату проведения аудита. В инвентаризационную опись должны быть включены объекты основных средств, находящихся в головном предприятии и в распоряжении всех обособленных структурных подразделений, филиалов, представительств. Инвентаризационная опись объектов основных средств должна включать наименование объекта, дату приобретения, краткую характеристику объекта, его балансовую стоимость, норму амортизации, срок службы, сумму начисленной амортизации.

По принадлежности объекты основных средств подразделяются на собственные и арендованные. По характеру участия в производственном процессе различают действующие и бездействующие (находящиеся в запасе или на консервации) основные средства. По назначению различают производственные и непроизводственные основные средства. В составе производственных основных средств выделяют их активную часть - машины, оборудование, транспортные средства. Непроизводственные основные средства предназначены для социально-бытового обслуживания работников предприятия.

В ходе аудиторской проверки состава, структуры и стоимости основных средств аудитору необходима также информация о переоценке объектов основных средств, а также сведения об арендованных и собственных объектах.

Проверяя первичные бухгалтерские документы, отражающие поступление основных средств (коммерческие (хозяйственные) договора, акты приемки, накладные, счета-фактуры, технические паспорта, уточняющие записи характеристик инвентарных объектов в индивидуальных карточках по учету основных средств) аудитор должен определить правильность:

разделения основных средств по классификации в соответствии с требованиями нормативных документов, так как неправильное их разделение может привести к ошибкам при начислении износа и, как конечный результат, к ошибкам при отражении затрат в себестоимости продукции (работ, услуг);

  1. разделения основных средств по принадлежности: собственные и арендованные основные средства, так как неправильное их разделение может привести к ошибочным расчетам арендной платы или ошибочному начислению износа;
  2. разделения основных средств по характеру участия в производстве, так как неправильное их разделение может привести к неправильному начислению амортизации (например, на основные средства, находящиеся в запасе или на консервации, амортизация не начисляется);
  3. разделения основных средств по назначению, так как неправильное их разделение может привести к неправильному начислению амортизации (на активную часть производственных основных средств может начисляться ускоренная амортизация). Кроме того, неправильная классификация основных средств и разделение их по назначению и классам может привести к неправильному отражению в учете результатов переоценки.

Аудит оценки основных средств в бухгалтерском учете занимает в аудиторской проверке особое место, так как от правильности оценки основных средств в конечном итоге зависят достоверность отражения финансовых результатов, правильность расчетов с бюджетом по налогу на имущество, достоверность составления бухгалтерской отчетности по основным средствам.

Правильность оценки основных средств аудитор проверяет на основании первичных бухгалтерских документов по приходу инвентарных объектов основных средств.

Основными задачами аудита основных средств являются:

изучение состава и структуры основных средств, их условия хранения и эксплуатации, права собственности;

подтверждение первичной оценки основных средств;

проверка правильности оформления и отражения в бухгалтерском учете движения основных средств, системы внутреннего контроля;

подтверждение правильности начисления амортизации на объекты и отражение в бухгалтерском учете;

оценка качества инвентаризации объектов основных средств.

В первую очередь нужно изучить состав и структуру по данным регистров аналитического учета. В процессе изучения устанавливается правильность отнесения учитываемых объектов к основным средствам, их классификация, данные условия прописаны в ПБУ «Учет Основных средств» 6/01.

Аудитору следует обратить внимание на правильность формирования первоначальной стоимости основных средств.

Следует выяснить правомерность возмещения уплаченного поставщикам НДС по оприходованным основным средствам.

Учетной политикой предприятия должен быть установлен способ начисления амортизации по объектам основных средств в целях бухгалтерского учета.

Для целей налогообложения должен использоваться линейный способ начисления амортизации или нелинейный способ (Гл. 25 НК РФ).

Источниками информации являются договора купли-продажи основных средств, акты, накладные приемки-передачи объектов, акты на списание объектов, акты ввода в эксплуатацию, счета-фактуры, инвентарные карточки, учетные регистры, журналы-ордера, ведомости по счетам 01, 02, 08, 20, 25, 26 и другие, главная книга, положение об учетной политике предприятия.

Типичные ошибки которые встречаются при аудите основных средств:

несвоевременность оприходования объектов основных средств;

неправильное исчисление первоначальной стоимости поступивших основных средств;

начисление износа по полностью самортизированным объектам;

неконкретная корреспонденция счетов по выбытию объектов;

неоприходование материальных ресурсов, остающихся при ликвидации объектов;

неправильное исчисление налогооблагаемой прибыли при реализации объектов основных средств.

.2 План и программа аудита основных средств

Разработка программы и общего плана аудиторской проверки также производится с учетом показателей аудиторского риска и допустимой ошибки (уровня существенности).

Общий план аудита необходимо документально оформить. Он должен содержать описание предполагаемого объема, этапов аудиторской проверки и порядка их проведения. В зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и применяемых аудитором конкретных методик форма и содержание общего плана могут меняться.

Для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица отдельные разделы общего плана аудита, как и весь план в целом, могут согласовываться и обсуждаться с руководством и персоналом аудируемого лица.

Один из основных этапов планирования аудита - разработка программы проведения проверки, являющейся основой составления и одновременно развитием общего плана аудита.

Разработка программы проведения аудиторской проверки включает те же этапы, что и разработка общего плана аудита. Программа является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации общего плана аудита. Программа необходима для наиболее эффективного распределения работы внутри аудиторской группы и для контроля за ходом аудиторской проверки со стороны руководства аудиторской фирмы.

Аудитор документально оформляет программу аудиторской проверки, присваивает код каждой проводимой аудиторской процедуре, чтобы иметь возможность в процессе работы делать ссылки ни них в рабочих документах. Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств контроля представляет собой совокупность действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Ее цель - выявление существенных недостатков средств контроля экономического субъекта.

Программа аудиторских процедур по существу включает в себя перечень действий аудитора для детальной проверки верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Аудитор должен составить программу аудиторской проверки по каждому разделу бухгалтерского учета, который он будет проверять. Программа может пересматриваться в процессе проверки в зависимости от изменений условий проведения проверки и результатов аудиторских процедур.

Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

В сущности, проведение аудита сводится к выполнению его программы по проверке достоверности показателей каждого раздела бухгалтерской отчетности.

После составления программы и общего плана аудита, определяющих объемы проводимых работ, формируется и утверждается состав группы, осуществляющей проверку. Между исполнителями распределяются и закрепляются разделы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, подлежащие проверке, назначается руководитель группы, отвечающий за проведение и результаты аудита. При формировании аудиторской группы определяется численность и квалификация аудиторов, привлекаемых к проверке, проверяется их независимость по отношению к аудируемому лицу. Руководитель проверки доводит до сведения всех членов аудиторской группы возложенные на них обязанности и знакомит их с финансово-хозяйственной деятельностью клиента, общим планом и программой аудита.

В последнем разделе общего плана аудита планируется завершающий этап путем определения действий и процедур проверки, направленных на обобщение ее результатов в виде письменной информации руководству аудируемого лица, а также подготовку и подписание аудиторского заключения. Составной частью общего плана на завершающем этапе аудита являются положения, предусматривающие осуществление внутреннего контроля качества за проведением аудиторской проверки. Планирование контрольных процедур должно быть направлено на получение разумной уверенности в том, что работа аудиторов выполнена с высокой степенью профессиональной компетенции, необходимой при данных обстоятельствах.

Общий план и программа проведения аудита подписываются руководителем аудиторской проверки и подлежат утверждению руководителем аудиторской организации.

Аудитор планирует свою работу непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторской проверки. Общий план аудита и его программа по мере необходимости могут уточняться и пересматриваться в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы и могут являться основанием для изменения условий договора на проведение аудиторской проверки.

Для оценки системы внутреннего контроля, бухгалтерского учёта применяется метод тестирования, позволяющий обнаружить ошибки, допущенные при недостаточно объективной системе внутреннего контроля.

Тестирование может быть произведено в ряде вопросов, задаваемых аудитором персоналу проверяемого предприятия.

Вопросы можно представить в виде теста (таблица 3).

Таблица 3 - Тест для оценки СВК

№Вопросы тестированияДаНетПримечания1Определен ли круг материально ответственных лиц, обеспечивающих сохранность ос?+2Созданы ли условия, обеспечивающие сохранность ОС?+3Ведутся ли детализированные регистры для различных видов основных средств?+Ведутся инвентарные карточки4Фиксируются ли в учете места размещения и эксплуатации основных средств и за кем они закреплены?+5Отражается ли в учете факт сдачи основных средств аренду?+6Проводится ли периодическая инвентаризация основных средств?+1 раз в год7Застрахованы ли объекты основных средств на случай стихийных бедствий?+8Отражаются ли в учете основные средства на дату утверждения акта приема-отдачи?+Схемы отражения на счетах движения ОС не разработаны9Подписываются ли главным бухгалтером и утверждаются ли руководителем акты приема-передачи и списания основных средств+10Каков порядок санкционирования операций по движению ос?+Движение ОС производится после разрешения руководителя

В таблице 4 представлен план аудита основных средств ОАО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат».

Таблица 4 - Общий план аудита основных средств

Проверяемая организация ОАО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат»

Период аудита с 01.01 по 31.12.10

Количество часов 40

Руководитель аудиторской группы Хардина Н.

Состав аудиторской группы Хардина Н.

№ п/пПланируемые виды работПериод проведенияИсполнительПримечания1.Аудит наличия и сохранности основных средствВ течение отчетного годаХардина Н.Согласно сводному общему плану аудита экономического субъекта2.Аудит движения основных средствВ течение отчетного годаХардина Н.3.Аудит правильности начисления амортизацииВ течение отчетного годаХардина Н.4.Аудит инвентари-зации с целью переоценки основных средствВ течение отчетного годаХардина Н.5Проверка правильности налогообложения по основным средствамВ течение отчетного годаХардина Н.

В таблице 5 представлена программа аудиторской проверки.

Таблица 5 - Программа аудита основных средств

Проверяемая организация ОАО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат»

Период аудита с 01.01 по 31.12.10

Количество человеко-часов 40

Руководитель аудиторской группы Хардина Н.

Состав аудиторской группы

Перечень процедурИсточники информацииДетальная проверка данных регистров учета основных средств, их подсчет и сверка с данными счетов Главной книгиИнвентарные карточки учета основных средств, ведомости, журналы-ордераВыбор контрольного объекта основных средств по данным регистров учета: а) провести инвентаризацию (осмотр) основных средств; б) проверить документы на право собственности (если они есть)Инвентаризационные описи, результаты текущей инвентаризации, акты приемки-передачи, договоры, счета-фактурыПодготовить список поступления и распределения основных средств: а) подтвердить документально правильность соответствующих виз; б) проверить документально правильность определения и полноту отражения в учете первоначальной стоимости основных средствДоговоры, счета-фактуры, накладные, авансовые отчеты, акты приемки-передачи, акты списания, инвентарные карточки учета основных средств, Главная книгаПровести анализ эффективности основных средств (показатели наличия, движения и эффективности использования)Аналитические расчетыПроверить данные инвентаризации основных средств и сравнить ее результаты с данными аналитического учетаИнвентаризационные описи и инвентарные карточки учета основных средствПроверить правильность выделения и возмещения НДС по поступившим основным средствам, начисления НДС и других налогов при реализации и безвозмездной передаче основных средств, а также налога га имущество по нимРасчетно-платежные документы, расчеты по налогамПроанализировать правильность начисления амортизации по соответствующим нормамВедомости амортизационных отчислений, нормативные документыПроверить правильность отнесения амортизационных отчислений на соответствующие счета по учету затратВедомости распределения амортизационных отчислений, журнал-ордер № 10Провести подсчет и сверку данных аналитического учета начисленного износа с данными счетов Главной книгиПодсчет и сверка данныхПроанализировать, застрахованы ли объекты основных средств и выяснить, адекватно ли покрытие при наступлении страхового случаяСтраховые полисы, данные счета 68, расчетные таблицыПроверить правильность расчета и начисления страховых платежей и своевременность их уплатыРасчеты, данные счета 68 Главная книгаПроверить правильность расчета и отражения на счетах арендной платы. Проверить данные учета данными арендных договоров, установить, подходит ли тот или иной вид аренды для капитализацииДоговоры аренды, данные счета 76, выписки банка, Главная книгаПроверить обоснованность затрат на ремонт основных средств и правильность отражения этих сумм на соответствующих счетахПроектно-сметная документация, приемо-сдаточные акты, другие первичные документы, данные аналитического учета затратных счетов

.3 Аудит основных средств

Проверку операций оприходования ОС необходимо начинать с изучения учетной политики предприятия на финансовый год, за который производится аудиторская проверка. Следующим этапом проверки является проверка наличия в организации постановления действующей комиссии по приему и списанию ОС (встречаются случаи неофициальной передачи функций этой комиссии главному бухгалтеру), если такой комиссии не создано, то в ходе проверки необходимо добиться у руководства ее создания, т.к. все оформленные документы по приему и особенно по списанию ОС не имеют юридической силы, и все записи в учете по этой причине должны быть скорректированы. Очень важно удостовериться в правильности определения первоначальной стоимости объектов ОС. В практике проведения аудиторских проверок встречается масса случаев, когда первоначальная стоимость объектов значительно занижается за счет неприсоединения к указанной в договоре (счете) поставщика стоимости дополнительных расходов, понесенных организацией, связанных с доставкой, погрузкой, разгрузкой и монтажом оборудования (все расходы учитываются на счете 08, потом суммируются и списываются на счет 01). Как правило, все эти дополнительные расходы относятся на себестоимость готовой продукции, что искажает динамические показатели деятельности организации и занижает начисленные и уплаченные суммы налогов. Встречаются случаи, когда оплаченные за поставку ОС суммы длительное время значатся в дебиторской задолженности, в то время как они такое же время успешно работают на производство продукции. Очень важно проверить фактическое наличие ОС, сравнив его с учетными данными. Это необходимо делать в связи с тем, что инвентаризацию ОС разрешается проводить 1 раз в 3 года; необходимо также сверить инвентарные номера ОС с учетными данными, т.к. бывает так, что инвентарные номера вообще не присваиваются, или присваиваются номера ранее списанных ОС. Аудитор должен также проверить правильность разделения ОС по характеру участия их в производстве (находящиеся в производстве, реконструируемые или находящиеся в запасах).

При поступлении основных средств необходимо проверить наличие акта приемки-передачи основных средств (ф. ОС-1). При проверке порядка поступления основных средств было выяснено, что все основные средства ПК ОАО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат» были приобретены за наличный расчет. При поступлении основных средств проверены были следующие документы:

·акт приемки-передачи основных средств;

·договор купли-продажи;

·счет-фактура на поступившее основное средство (приложение 8);

При проверке было обнаружено, что в квартале 2010г в ОАО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат» поступили следующие основные средства:

Автомобиль ГАЗ и холодильное оборудование.

Для обобщения информации о затратах предприятия в объекты, которые будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, предназначен счет 08 «Вложения во внеоборотные активы».

На данном счете открываются следующие субсчета:

-3 «Строительство объектов основных средств»

-4 «Приобретение отдельных объектов основных средств».

В оборотно-сальдовой ведомости за I квартал и за весь год по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" отражаются фактические затраты, включаемые в первоначальную стоимость приобретенных объектов основных средств. Принятие к бухгалтерскому учету основных средств отражено по дебету счета 01 "Основные средства" в корреспонденции со счетом 08 "Вложения во внеоборотные активы".

Суммы по кредиту счета 08 в анализе счета 08 совпадают с суммой отраженной по дебету счета 01 в анализе счета 01.В таблице 6 обобщим данные проверки первоначальной стоимости ОС.

Таблица 6 - Проверка первоначальной стоимости объектов основных средств

Наименование объектаЗатраты по приобретению объектовОтклонениеПо документамОтражено на сч. 08По данным бух. учетаПо данным проверкиАвтомобиль ГАЗ120412120412120412-холодильное оборудование348003480034800-

В таблице 7 представлены данные проверки оприходования основных средств.

Таблица 7 - Проверка своевременности оприходования основных средств

Наименование объекта основных средствДата счета-фактурыДата составления акта приемки-передачи основных средствДата оприходования основных средств в регистрах бух. учетаОтклонения (+,-)Автомобиль ГАЗ15.03.2010г15.03.2010гМарт 2005г-

ОАО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат» по договору купли-продажи (приложение 10) приобретено и введено в эксплуатацию морозильное оборудование в мае 2010 года. Цена оборудования по договору - 180 т.р., в т.ч. НДС - 32400 р. При приобретении были оплачены дополнительные гарантийные услуги на сумму 12 000 р., в т.ч. НДС 2160 р.

В таблице 8 представлены данные аудиторской проверки приобретения данного оборудования.

Таблица 8 - данные аудиторской проверки приобретения оборудования

Содержание операцийПо данным бухгалтерского учетаПо данным аудитаОтклонение по сумме, руб.ДКСуммаДКСуммаПокупка автомобиля отнесена на внеоборотные активы08602124000860212400-Учтен НДС196032400196032400-Оплачены гарантицные услуги207612 000087612000-Учтен НДС на услуги1976216019762160-Переведены средства с расчетного счета на счет расчетов с прочими дебиторами/ кредиторами765112000765112 000-Основное средство поставлено на учет01082124000108212400-

В июне 2010 года администрация города г.Кирово-Чепецк подарила ОАО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат» печь для пиццы. Его рыночная стоимость составила 45 000 р. Заработная плата рабочих, занимающихся установкой - 3 000 р. Годовая норма амортизации - 10%.

Для учета амортизации основных средств используют пассивный счет 02 «Амортизация основных средств». Этот счет предназначен для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.

Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и прекращаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или его списания.

В таблице 9 представлены сравнительные данные учета и аудита поступившего ОС.

Таблица 9 - Сравнительные данные учета и аудита поступившего ОС

Содержание операцийПо данным бухгалтерского учетаПо данным аудитаОтклонение по сумме, руб.ДКСуммаДКСуммаБезвозмездные поступления089845 000089845 000-

Более полные сведения об основных средствах приведены в форме № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу». Применительно к классификации основных средств по их группам в разделе «Основные средства» раскрывается информация об их наличии и движении в отчетном году. Основные средства приведены по первоначальной стоимости. Также в данной форме приведены сведения на начало и конец отчетного периода о сумме начисленной амортизации. В разделе «Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)» показывается сумма амортизации как элемент производственных затрат.

В таблице 10 приведена проверка движения основных средств в ОАО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат»

Таблица 10- Проверка движения основных средств

НаименованиеПо данным формы №5По данным отчета по основным средствамОтклонениеНа начало отчетного года, тыс.р.На конец отчетного года, тыс.р.На начало отчетного года, тыс.р.На конец отчетного года, тыс.р.Здание28104291412810429141-Сооружения и передаточные устройства3225322532253225-Машины и оборудование14821178081482117808-Транспортные средства10499130911049913091-Производственный и хоз. инвентарь369900369900-Итого51539494595153949459-

В результате проверки данных первоначальной стоимости основных средств и суммы накопленной амортизации по данным формы №5 и отчета по основным средствам отклонений не было выявлено. В приложении к бухгалтерскому балансу суммы поступивших и выбывших основных средств также отражены верно. Данные суммы совпадают с данными, приведенными в анализе счетов 01 и 02.

3.4 Аудиторское заключение

При этом свое мнение аудитор выражает не произвольным образом, а в официальном документе - заключении аудитора, содержание и форма которого установлены действующими нормативными актами и правилами аудиторской деятельности в РФ.

Заключение аудитора предназначено для пользователей бухгалтерской отчетности проверяемого предприятия - юридических и физических лиц, органов государственной (местной) власти и управления.

Заключение аудитора может быть нескольких видов:

безусловно-положительное;

условно-положительное;

отрицательное;

отказ от составления заключения.

В безусловно-положительном заключении аудитор выражает мнение, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта достоверно отражает его финансовое положение, а совершенные им финансовые и хозяйственные операции в основном соответствуют действующим в РФ нормативным актам. Безусловно-положительное заключение составляется в том случае, если аудитор, по крайней мере, убежден в том, что:

бухгалтерская отчетность проверяемого субъекта не содержит существенных ошибок, искажений, неточностей;

бухгалтерский учет соответствует установленным принципам, требованиям, а также учетной политике предприятия;

в пояснительной записке и приложениях достаточно полно раскрыты все вопросы, имеющие отношение к бухгалтерской отчетности;

данные бухгалтерской отчетности не противоречат сведениям о проверяемом субъекте, ставшими аудитору известными из других источников.

Условно-положительное заключение аудитора (заключение с оговорками) составляется в случае, если аудитор считает, что безусловно-положительное заключение не может быть составлено, но препятствующие этому факторы не настолько существенны, чтобы составить отрицательное заключение; либо если аудитор читает, что выявленные факторы, препятствующие составлению безусловно-положительного заключения, существенны, но влияние их на достоверность бухгалтерской отчетности устранимо введением оговорки (ограничения) в заключение. В условно-положительном заключении аудитор подтверждает достоверность бухгалтерской отчетности организации, но с определенными оговорками, ограничениями.

Отрицательное заключение составляется в случае, если аудитор полагает, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта содержит существенные искажения, а также если в ходе проверки были выявлены существенные нарушения действующих нормативных актов при осуществлении и отражении в учете финансовых и хозяйственных операций. В отрицательном заключении аудитор выражает мнение о том, что он не может с полной уверенностью подтвердить достоверность бухгалтерской отчетности.

В заключении с отказом от его составления аудитор указывает, что он не в состоянии выразить мнение о достоверности бухгалтерской отчетности, т. е. не может составить ни безусловно-положительное, ни условно-положительное, ни отрицательное заключение. Отказ от составления заключения может быть обусловлен, например, тем, что аудитор ограничен в доступе к информации, вследствие чего не может сформировать мнение.

После проведения аудита в ОАО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат», предприятию можно выразить мнение в безусловно-положительном заключении, т.к. в ходе его проведения нарушений не выявлено.

аудит основной средство проверка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Деятельность любого предприятия осуществляется не только за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет использования основных средств и нематериальных активов, особенностью которых является то, что они многократно участвуют в производственном процессе и переносят свою стоимость на себестоимость продукции по частям в соответствии с выбранным методом учета амортизации.

Во время проведения аудита в ОАО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат» были изучены учредительные документы, учетная политика и выяснено, что учет основных средств ведется без нарушения законодательства. Используется правильная корреспонденция счетов, расчет амортизации произведен правильно, суммы в бухгалтерских записях также правильные, поскольку совпадают с документами, что также говорит о том, что на счетах отражаются все реальные сделки. В ходе проверки также не было обнаружено фальсификации документов и операций на счетах бухгалтерского учета. В результате выборочного пересчета не было обнаружено математических ошибок в расчете амортизации, определении первоначальной стоимости, а также было выяснено, что НДС, Налог на прибыль рассчитывается правильно и своевременно перечисляется в бюджет.

По результатам проведенного аудита было выяснено, что учет основных средств и нематериальных активов на предприятии ведется в соответствии с законодательством, а отчетность в части отражения основных средств является достоверной.

После проведения аудита в ОАО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат», предприятию можно выразить мнение в безусловно-положительном заключении, т.к. в ходе его проведения нарушений не выявлено.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (ред. от 27.11.2006)

.Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 (утв. Приказом Минфина РФ № 106н от 06.10.2008, ред. от 11.03.2009)

.Налоговый Кодекс РФ (в ред. Федерального Закона от 29.12.2009 № 383-ФЗ)

.Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

.Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.96 (ред. от 23.11.2009).

.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 21.02.2010).

7.Андреев В.Д., Практический аудит.-М.: Экономика, 2006

.Ендовицкий Д.А., Панина И.В., Международные стандарты аудиторской деятельности.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008

.Кондраков Н.П., Бухгалтерский учет.- М.: Инфра-М, 2007

10.Кочергов Д.С. Амортизация: новые правила бухгалтерского и налогового учета. 4-е изд., испр. - М.: Омега-Л, 2008.- 168 с.

.Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. и др. Аудит: учеб. для вузов. под ред. проф. В.И. Подольского.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 583 с.

12.Пошерстник Н.В., Бухгалтерский учет на современном предприятии.-М.: ПРОСПЕКТ, 2007

.Соколова Е.Н., Практический аудит.-М.: ЮНИТИ, 2008

.Аудит/ Под ред. Чуева И.Н. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2004

.Аудит/ Под ред. Подольского В.И..-М.: ЮНИТИ, 2008

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Тест для оценки СВК

№Вопросы тестированияДаНетПримечания1Определен ли круг материально ответственных лиц, обеспечивающих сохранность ос?+2Созданы ли условия, обеспечивающие сохранность ОС?+3Ведутся ли детализированные регистры для различных видов основных средств?+Ведутся инвентарные карточки4Фиксируются ли в учете места размещения и эксплуатации основных средств и за кем они закреплены?+5Отражается ли в учете факт сдачи основных средств аренду?+6Проводится ли периодическая инвентаризация основных средств?+1 раз в год7Застрахованы ли объекты основных средств на случай стихийных бедствий?+8Отражаются ли в учете основные средства на дату утверждения акта приема-отдачи?+Схемы отражения на счетах движения ОС не разработаны9Подписываются ли главным бухгалтером и утверждаются ли руководителем акты приема-передачи и списания основных средств+10Каков порядок санкционирования операций по движению ос?+Движение ОС производится после разрешения руководителя

Приложение 2

План аудита основных средств

Проверяемая организация ОАО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат»

Период аудита с 01.01 по 31.12.10

Количество часов 40

Руководитель аудиторской группы Хардина Н.

Состав аудиторской группы Хардина Н.

№ п/пПланируемые виды работПериод проведенияИсполнительПримечания1.Аудит наличия и сохранности основных средствВ течение отчетного годаХардина Н.Согласно сводному общему плану аудита экономического субъекта2.Аудит движения основных средствВ течение отчетного годаХардина Н.3.Аудит правильности начисления амортизацииВ течение отчетного годаХардина Н.4.Аудит инвентари-зации с целью переоценки основных средствВ течение отчетного годаХардина Н.5Проверка правильности налогообложения по основным средствамВ течение отчетного годаХардина Н.

Приложение 3

Программа аудита основных средств

Проверяемая организация ОАО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат»

Период аудита с 01.01 по 31.12.10

Количество человеко-часов 40

Руководитель аудиторской группы Хардина Н.

Состав аудиторской группы

Перечень процедурИсточники информацииДетальная проверка данных регистров учета основных средств, их подсчет и сверка с данными счетов Главной книгиИнвентарные карточки учета основных средств, ведомости, журналы-ордераВыбор контрольного объекта основных средств по данным регистров учета: а) провести инвентаризацию (осмотр) основных средств; б) проверить документы на право собственности (если они есть)Инвентаризационные описи, результаты текущей инвентаризации, акты приемки-передачи, договоры, счета-фактурыПодготовить список поступления и распределения основных средств: а) подтвердить документально правильность соответствующих виз; б) проверить документально правильность определения и полноту отражения в учете первоначальной стоимости основных средствДоговоры, счета-фактуры, накладные, авансовые отчеты, акты приемки-передачи, акты списания, инвентарные карточки учета основных средств, Главная книгаПровести анализ эффективности основных средств (показатели наличия, движения и эффективности использования)Аналитические расчетыПроверить данные инвентаризации основных средств и сравнить ее результаты с данными аналитического учетаИнвентаризационные описи и инвентарные карточки учета основных средствПроверить правильность выделения и возмещения НДС по поступившим основным средствам, начисления НДС и других налогов при реализации и безвозмездной передаче основных средств, а также налога га имущество по нимРасчетно-платежные документы, расчеты по налогамПроанализировать правильность начисления амортизации по соответствующим нормамВедомости амортизационных отчислений, нормативные документыПроверить правильность отнесения амортизационных отчислений на соответствующие счета по учету затратВедомости распределения амортизационных отчислений, журнал-ордер № 10Провести подсчет и сверку данных аналитического учета начисленного износа с данными счетов Главной книгиПодсчет и сверка данныхПроанализировать, застрахованы ли объекты основных средств и выяснить, адекватно ли покрытие при наступлении страхового случаяСтраховые полисы, данные счета 68, расчетные таблицыПроверить правильность расчета и начисления страховых платежей и своевременность их уплатыРасчеты, данные счета 68 Главная книгаПроверить правильность расчета и отражения на счетах арендной платы. Проверить данные учета данными арендных договоров, установить, подходит ли тот или иной вид аренды для капитализацииДоговоры аренды, данные счета 76, выписки банка, Главная книгаПроверить обоснованность затрат на ремонт основных средств и правильность отражения этих сумм на соответствующих счетахПроектно-сметная документация, приемо-сдаточные акты, другие первичные документы, данные аналитического учета затратных счетов

Похожие работы на - Аудит основных средств предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!