Инновационные методы обучения иностранному языку в неязыковом вузе

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,19 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инновационные методы обучения иностранному языку в неязыковом вузе















ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ


Черных В.Л.

В данной статье рассматривается проблема использования компьютерных технологий на уроках английского языка. Описываются некоторые интернет технологии и предлагаются методические рекомендации по их использованию на занятиях английского языка.

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в процессе обучения иностранным языкам. Это не только новые технические средства, а так же новые формы и методы, новые подходы в обучении. Количество информации, которое должны усваивать обучающиеся, резко увеличивается, и педагоги в новых условиях ищут и используют на практике новые методы, включая использование компьютерных технологий на своих занятиях [1,c.28]. Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет на занятии иностранного языка в этом смысле просто незаменимо: виртуальная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственные рамки, предоставляя ее пользователям возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные для обеих сторон темы. Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя:

1.электронную почту (e-mail);

2.телеконференции (usenet) и видеоконференции (video chat);

.возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage);

.доступ к информационным ресурсам;

.справочные каталоги (Yahoo!, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Galaxy);

6.поисковые системы (Alta Vista, HotBob, OpenText, Web Crawler, Excite).

Эти ресурсы могут быть активно использованы в процессе обучения. Однако нельзя забывать о том, что Интернет - лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс занятия. Мною разработаны несколько различных по своим целям и задачам занятий с использованием интернет ресурсов. Подробнее мне бы хотелось бы остановиться на следующих интернет технологиях при подготовке материала для урока:

1)использование Интернет-ресурсов (hotlist, treasure hunt, subject sampler, multimedia scrapbook, web-quest);

2)использование скайпа и социальных сетей в обучении ИЯ;

)использование интернет-сайтов для поиска дополнительной/ новой (по отношению к учебнику) информации как обучающимися по заданию преподавателя, так и самим преподавателем для интеграции полученной информации в материал занятия.

Для эффективного обучения иностранному языку, наиболее интересными, с точки зрения преподавателя, являются сайты. Они помогают решать целый ряд задач:

·формировать навыки чтения;

·пополнять словарный запас;

·расширять кругозор студента, формируя его социокультурную компетенцию;

·повышать мотивацию к изучению иностранного языка [1, c.29].

Примером использования интернет-cайтов для расширения кругозора студентов может являться bbclearningenglish.net. Этот сайт предлагает различные учебные и методические материалы, а так же позволяет студентам проверить себя. Доступ к новой информации может осуществляться круглые сутки. Особый интерес у меня вызывает раздел Video Stories. Сначала диктор сообщает тему сюжета и называет активную лексику с полным дефенициями по представленной теме. Студенты просматривают сюжет первый раз: диктор четко и ясно начитывает текст на фоне видеоряда; во время второго просмотра они могут видеть субтитры с новой лексикой на экране по мере ее появления в тексте. И заключительное задание по теме, это вставить новые лексические единицы в другой контекст. Такая презентация новой лексики по темам способствует быстрому усвоению лексического материала. Существенным минусом использования данного сайта может являться низкий уровень владения иностранным языком у студентов. В этом случае, преподавателю необходимо проработать лексику заранее и дать хотя бы некоторое представление и теме сюжета.

·слишком быстрая речь собеседника;

·сложные структуры предложений;

·большое количество новых слов в речи говорящего;

·использование в речи большого количества разговорной и ненормативной лексики;

·сильный акцент собеседника [1, c. 30].

В англоязычной культуре существует 5 видов учебных Интернет-ресурсов: hotlist, treasure hunt, subject sampler, multimedia scrapbook, web-quest. Эти технологии можно использовать для организации продуктивной самостоятельной работы студентов независимо от их уровня владения языком. Поподробнее остановимся на каждом из них.

Hotlist представляет собой список интернет-сайтов по заданной тематике. Его очень просто создать, достаточно просто ввести ключевое слово в поисковую строке. scrapbook - представляет собой своеобразную коллекцию мультимедийных ресурсов. Здесь содержится не только текстовая информация, но и ссылки на аудио, видео-файлы и виртуальные путеводители. Вся это информация может быть легко скачана студентами и использована для изучения той или иной темы.

Treasure hunt содержит ссылки на различные сайты по изучаемой теме, с той только разницей, что эти ссылки содержат вопросы по содержанию сайта. С помощью treasure hunt преподаватель может направлять поисковую деятельность студентов. Например:

Тема: the USA sightseeng: For this lesson you will need find out some information about the USA sightseengs. Use the Web for discovering any interesting information about well-known sightseengs. Below you'll have a list of questions. Good luck!: Where is the largest house in America located?many tows/cities in the USA named Hollywood?is the largest living history museum?sight you can find interesting in Silicon Vallay? Why?are the greatest festivals in the USA? When are they celebrated?: #"justify">Subject Sampler - здесь так же содержаться ссылки на интернет-источники, но в отличии от treasure hunt студентам необходимо не просто ознакомиться с предложенным материалом, но и составить и выразить свое аргументированное мнение по одному или нескольким дисскусионным вопросам.

Topic: Healthy Living Guide: #"justify">1) Obesity and physical inactivity are the main teenager's problems.

2)Do you know that only 13 % of the population smoke in the USA, but in Russia - more than 76 %. Why there is a such problem in Russia?

3)One in five 11-to16-year-olds skip breakfast. Many eat only pizza, chips, crisps and cola for lunch. What have the parents to do?

При работе в группах, необходимо разбить одну тему на несколько аспектов. После обсуждения в группе, студенты могут представить свои результаты всем остальным.

Webquest - это сценарий организации проектной деятельности обучающихся по любой теме с использованием ресурсов интернет. Вэбквест включает в себя элементы четырех вышеупомянутых технологий, а так же позволяет студентам детально изучить предложенную тему. Студенты могут объединятся в небольшие группы для изучения одного из аспектов предложенной темы для самостоятельной работы. На занятии они познакомят других студентов с проработанным ими материалом и предложат задания и упражнения для закрепления [2, c. 161].

Мы с вами видим, что каждый из этих пяти видов интернет-ресурсов вытекает из предыдущего и постепенно усложняется. Хотлист и мультимедиа скрепбук направлены на поиск необходимой или дополнительной информации по предложенной теме. Трэже хант, сабджект сэмпл и вебквест содеожат элементы проблемного обучения.

Итак, преимущества использования Интернет-ресурсов при обучении иностранному языку:

Современные компьютерные телекоммуникации обеспечивают передачу знаний и доступ к разной учебной информации гораздо быстрее и эффективнее, чем традиционные средства обучения.

Обучение с использованием ресурсов Интернет можно смело отнести к новым педагогическим технологиям. Меняется позиция преподавателя - он перестает быть единственным источником знаний, а становится организатором процесса поиска, переработки информации (возможно, ее адаптации к уровню владения языком обучаемых той или иной группы) и координатором исследования и создания творческих работ студентов.

Интернет развивает общеучебные навыки учащихся, связанные с такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, сопоставление, обобщение, а также механизмы вероятностного и смыслового прогнозирования, языковую догадку, их лингвистическую наблюдательность.

Обучая студентов языку, Интернет-ресурсы помогают преподавателю в формировании продуктивных умений и навыков разговорной речи, обеспечивая подлинную заинтересованность обучаемых в результатах обучения. Задача преподавателя - научить студентов спонтанно и адекватно реагировать на высказывания носителей языка или одногруппников, выражая свои чувства и эмоции, подстраиваясь или перестраиваясь на ходу, т.е. осуществляется деятельный подход в обучении иностранному языку.

обучение иностранный язык интернет

Список литературы

1.Алиев З.Г. Проблемы использования компьютерных программ //Преподавание иностранных языков и культур: Теоретические и прикладные аспекты. Материалы международного научно-методического симпозиума. Пятигорск, 2004. С. 68-71.

2.Амирова Е.А. Использование интренет-ресурсов в обучении английскому языку студентов неязыковых специальностей// Вестник ВолГУ. Серия 9. Выпуск 11. 2013. С.160 - 162.

3.Артамонова Л.А., Архипова М.В. Инновации в обучении английскому языку студентов неязыковых вузов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. №2. С. 28 - 33.

4.Ивайловская Ю.В. Использование компьютерных программ в обучении иностранным языкам// Вестник Московского университета. Сер.19. Лингвистика и межкультурная коммуникация.2004. №3. С. 108 - 119.

5.Кудрявцева Л.В. Использование телекоммуникационных проектов для формирования иноязычной социокультурной компетенции у учащихся старших классов (на примере США и России) // Иностранные языки в школе. 2007. №4. С. 49 - 53.

Похожие работы на - Инновационные методы обучения иностранному языку в неязыковом вузе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!