Аудит операций с основными средствами в ОАО 'Родина' Каневского района

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,2 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Аудит операций с основными средствами в ОАО 'Родина' Каневского района

Содержание

Введение

. Цель, задачи и методика проведения проверки учета операций с основными средствами

. Организационно-экономическая характеристика ОАО "Родина" Каневского района

. Аудит операций с основными средствами в ОАО "Родина" Каневского района

.1 Планирование аудита

.2 Проверка правильности документального оформления движения основных средств

.3 Проверка правильности учета амортизации основных средств

.4 Аудит результатов инвентаризации основных средств

.5 Оценка правильности учета ремонтов основных средств

.6 Проверка данных инвентарного и синтетического учета основных средств

.7 Обобщение результатов проверки

Выводы и предложения

Список использованных источников

Введение

Тема моей курсовой работы достаточно актуальна на сегодняшний момент. На каждом предприятии имеются в наличии основные средства, естественно их размеры будут абсолютно различными для отдельных отраслей хозяйства, а некоторые предприятия будут их арендовать. Но в любом случае эти активы являются особо дорогостоящими, и поэтому каждый руководитель предприятия будет задумываться об этом вопросе, особенно при открытии предприятия. Проведение экономической реформы требует нового подхода к решению комплексной задачи повышения эффективности производства. А это предполагает не только применение новых методов решения проблем учета основных средств в организациях, но и изменение всей системы экономических показателей результатов финансовой деятельности. Вместе с тем на современном этапе мы сталкиваемся с некомпетентностью и непоследовательностью и государственных органов управления, и представителей фирм при внедрении рыночных отношений в процесс обновления средств производства. Низкие темпы роста инвестиций в новое производство и модернизацию основных фондов ограничивают экономический рост, снижают действенность осуществляемых реформ. Все это предполагает создание качественно новых теоретических разработок и проведение практических исследований в области оптимизации инвестиционной политики на рыночной основе.

Реформа учета основных средств требует нового подхода к проблемам постановки и решения всего комплекса задач, касающихся повышения эффективности деятельности организаций. Но прежде всего речь идет о взаимной увязке интересов разнообразных фирм, их учредителей, административного аппарата, местных и федеральных органов власти.

Кроме того, изучение аудита основных средств необходимо для принятия взвешенных управленческих решений руководства организаций путем следования советов внешних аудиторов, либо путем создания внутреннего аудита и уделения внимания персонала данного отдела данному вопросу. А также это изучение важно для создания системы контроля действенного использования всех видов ресурсов, определения и отражения достоверных данных в отчетности, характеризующих успехи и неудачи фирм в достижении поставленных целей, увеличения капитала в результате хозяйственной деятельности. Цель данной работы - провести аудит основных средств, причем не только имеющихся в наличии у организации, но и арендованных и приобретенных по договору лизинга, ну и соответственно переданных в аренду и по договору лизинга. Задачами проведения аудита основных средств будут являться определенные стадии, которые соответствуют разделам курсовой работы. Будет проведена организация подготовки аудиторской проверки операций по учету основных средств, будет определен порядок проведения аудиторской проверки операций по аудиту основных средств, а также обобщены результаты аудиторской проверки. Данная работа в основе своей построена на отчетности ОАО "Родина" Каневского района, являющегося, на мой взгляд, хорошим примером для аудита именно данного направления учета. При подготовке материалы были проработаны многие нормативные акты Российской Федерации. Не были взяты международные договоры и иные международные документы, так как в отчетности и отчете базового предприятия не было выявлено связи с иностранными партнерами. Среди отечественного законодательства опорными документами можно назвать гражданский кодекс, федеральный закон № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", положение по бухгалтерскому учету №6/01 и другие. Из-за недостатка информации представленная работа дополнена личными домыслами по поводу первичных документов организации и отчетных регистров. Естественно данное действие произведено не без анализа состояния базового предприятия, и не без изучения дополнительного материала, представленного в списке литературы.

1. Цель, задачи и методика проведения проверки учета операций с основными средствами

Аудит основных средств - важная часть проверки финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта. При проверке производственных отчетов надежность и достоверность аудита операций с основными средствами определяется достоверностью оценки имущественного состояния.

Целью аудита является установление соответствия применяемой на предприятии методики учета основных средств, отраженной в приказе руководителя "Учетная политика", нормативным и законодательным актам, действующим на территории РФ и регулирующим учет поступления, наличия и движения основных средств.

Программа аудиторской проверки может включать в себя следующие этапы:

проверку правильности постановки на учет;

оценку наличия основных средств и эффективности их сохранности;

оценку состояния аналитического и синтетического учета собственных и арендованных основных средств в бухгалтерии и по материально ответственным лицам в местах эксплуатации основных средств;

проверку соблюдения налогового законодательства по операциям, связанным с приобретением, выбытием и арендой основных средств у юридических и физических лиц;

проверку правильности начисления амортизации;

проверку результатов переоценки инвентарных объектов основных средств;

проверку действующего порядка учета затрат на текущий и капитальный ремонт основных средств при подрядном и хозяйственном способах ремонтных работ;

проверку учета капитальных вложений;

проверку обоснованности произведенных затрат на ремонт основных средств и правильности отражения сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета;

оценку эффективности использования основных средств в случаях, если это предусмотрено условием договора возмездного оказания аудиторских услуг.

В ходе аудита сохранности, учета и использования основных средств независимый аудитор проверяет:

наличие эффективного контроля за наличием и сохранностью основных средств;

правильность отнесения предметов к инвентарным объектам основных средств, их группировки по классификации, принадлежности и характеру участия в производственном процессе;

правильность оценки основных средств в учете;

правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;

правильность начисления и отражения в учете амортизации и ремонта основных средств;

правильность и эффективность использования основных средств;

правильность отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.

С учетом поставленных задач аудитор проверяет:

меры по обеспечению сохранности основных средств на хозяйствующем субъекте; наличие приказа руководителя предприятия о материально ответственных лицах, отвечающих за сохранность инвентарных объектов основных средств; наличие письменных договоров о полной индивидуальной материальной ответственности в соответствии с требованиями Положения о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, утвержденного Верховным Советом СССР 13 июля 1976 г. (применяется в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ);

соответствие должностей материально ответственных лиц Перечню должностей и работ, замещаемых и выполняемых работниками, с которыми предприятием могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности;

условия, созданные материально ответственным лицам, для обеспечения сохранности материальных ценностей. Наличие специальных помещений для хранения, например несгораемых шкафов, сейфов и т.п.;

наличие пожарно-охранной сигнализации в соответствующих помещениях;

организацию и порядок вывоза материальных ценностей с территории предприятия;

наличие приказа руководителя о постоянно действующей комиссии для проведения проверки сохранности материальных ценностей;

наличие актов инвентаризации и выборочных проверок сохранности основных средств. В случае выявления фактов хищений, безответственности и халатности в ходе проводимых инвентаризаций и выборочных проверок - наличие мер воздействия к виновным.

Внутрихозяйственный риск при аудите операций с основными средствами зависит, во-первых, от стадии жизненного цикла аудируемой организации. Если обновление основных средств происходит активно, то необходимо прежде всего проверить своевременность их постановки на учет, начала начисления амортизации, полноту оценки. Если основные средства не обновляются, основное внимание уделяется аудиту операций по их ремонту и своевременному списанию, контроля за полнотой начисления амортизации. Внутрихозяйственный риск существенно повышается в том случае, если проводилась переоценка основных фондов, менялась их классификация или принималась большая масса основных средств в форме взноса в уставный капитал, безвозмездно и т.п.

В соответствии с Законом об аудиторской деятельности в РФ аудитор имеет право проводить выборочную или сплошную проверку фактического наличия материальных ценностей. В ходе такой проверки, как правило, устанавливается также наличие инвентарных номеров на инвентарные объекты основных средств.

В ходе аудиторской проверки аудитор применяет различные методы получения аудиторских доказательств. К ним относятся:

. Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций;

. Инспектирование;

. Подтверждение;

. Наблюдение;

. Запрос;

. Пересчет:

. Аналитические процедуры.

При аудиторской проверке аудитору необходимо получить подтверждение надлежащего оформления прав собственности организации на объекты основных средств, которые вытекают из договоров на основании которых получены основные средства. Аудитору должны быть предоставлены договоры на создание, приобретение, передачу объектов основных средств, в необходимых случаях - и свидетельства о регистрации сделок в соответствии с законодательством. необходимо проверить сохранность и наличие основных средств, выяснить правильность оценки основных средств, поскольку от этого зависят расчеты с бюджетом по налогу на имущество, налогу на добавленную стоимость, расчет амортизационных отчислений, а также достоверность отражения финансовых результатов организации и составления отчетности. Для проведения проверки аудитор привлекает первичные документы, формы которых унифицированы. Проверка правильности оценки основных средств может быть сплошной (при небольшом количестве объектов) или выборочной.

Оценка основных средств и определение первоначальной стоимости в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденным ПБУ 6/01 и зависит от способа поступления основных средств на предприятие. Наиболее востребованными процедурами при проверке правильности оценки основных средств являются инспектирование, запрос, аналитические процедуры.

Проверка условий хранения и эксплуатации основных средств предполагает получение сведений о том, за кем закреплены отдельные объекты, как организована их охрана и использование. Для этого следует провести осмотр производственных помещений или опрос сотрудников предприятия. В процессе изучения учетных данных аудитор устанавливает наличие объектов основных средств по отдельным классификационным группам (производственные, непроизводственные, собственные и арендуемые и т. д.) и местам размещения (подразделениям и материально-ответственным лицам). Выясняется правильность организации аналитического учета основных средств. При этом особое внимание следует обратить на наличие инвентарных номеров, технической документации, на сроки поступления и оприходования основных средств. Эти данные сопоставляются с записями по счету 01 "Основные средства" и информацией инвентарных карточек. При расхождении данных аналитического и синтетического учета определяются их причины, виновные лица и экономические последствия. Аудитор должен проверить: подверглись ли переоценке основные средства или их часть; не производилась ли переоценка земельных участков и объектов природопользования, числящихся в составе основных средств; каким способом производилась переоценка (путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам); имеется ли документальное подтверждение рыночных цен; выборочно проверить правильность расчетов; менялась ли амортизация после проведения переоценки, отражены ли результаты переоценки в инвентарных карточках, правильно ли отражены результаты переоценки в бухгалтерском учете, учтены ли результаты переоценки при составлении отчетности.

Важным этапом проверки является проверка операций по движению основных средств. Поступление объектов основных средств должно быть проверено с точки зрения законности, целесообразности и правильности отражения в учете. При этом объем проводимых процедур аудитор определяет самостоятельно на основе его субъективной классификации операций с основными средствами на типичные и нетипичные, исходя из повторяемости операций, целей создания и функционирования организации, сложностей при налогообложении.

Проверка типичных операций может проводиться выборочным путем. Нетипичные операции проверяются, как правило, сплошным методом. К нетипичным операциям могут быть отнесены, например, операции, предусматривающие нестандартную стоимость услуг аренды и/или порядок расчетов; операции, осуществленные без видимой логической причины; операции, содержание которых отличается от их формы (договор аренды, по существу являющийся договором продажи основных средств с рассрочкой платежа); другие операции, которые, по мнению аудитора, отличаются от обычно производимых организацией.

Если организация, приобретающая основные средства за плату, является плательщиком НДС, то аудитор должен проверить правильность отражения НДС на счетах бухгалтерского учета. В случае, если организация не является плательщиком НДС, он является невозмещаемым налогом и включается в первоначальную стоимость объекта основных средств. Аудитор должен установить методом прослеживания: выделен ли НДС в хозяйственном договоре, в первичных документах контрагентов, в расчетных документах организации; имеется ли счет-фактура на приобретенные основные средства, используется ли в учете счет 19 "Налог на добавленную стоимость" при создании основных средств хозяйственным способом; для каких целей приобретен объект основных средств, поскольку от этого зависит порядок отражения налоговых вычетов по НДС. Особое внимание аудитор должен обратить на операции приобретения организацией основных средств у физических лиц. Такие операции оформляются договором купли-продажи, составленным в письменной форме с указанием паспортных данных продавца. При проверке выбытия основных средств необходимо выяснить, правильно ли начислены и уплачены налоги на добавленную стоимость и на прибыль. При передаче основных средств безвозмездно плательщиком НДС является сторона, передающая основные средства.

Если у предприятия имеются объекты основных средств, взятые в аренду, то аудиторам требуется выяснить правильность начисления, перечисления и отражения в учете арендной платы за арендуемое имущество. Если организация сдает в аренду объекты основных средств, то аудиторам необходимо на основе анализа заключенных договоров, расчетно-платежных документов выяснить целесообразность и законность таких операций, своевременность поступления арендных платежей, правильность их регистрации в учете и налогообложения. Выявленные нарушения и ошибки фиксируются в рабочем таблице выявленных нарушений по однородным группам хозяйственных операций.

Аудитор проверяет операции по выбытию основных средств (продажа на сторону, вклад в уставный капитал, безвозмездная передача, ликвидация, передача в аренду, передача по договору простого товарищества). Данные операции целесообразно подвергнуть сплошной проверке путем изучения первичных документов (актов списания, актов приема-передачи, накладных, счетов-фактур) и регистров аналитического и синтетического учета (инвентарных карточек, ведомостей, машинограмм).

С помощью аналитических процедур анализируются факты ликвидации пришедших в негодность объектов основных средств. Аудиторы выясняют причины списания, законность и целесообразность этой операции, порядок ликвидации и оприходования образующихся запасных частей, материалов и др. Акты на списание объектов основных средств должны быть составлены с соблюдением установленной формы, то есть иметь все заполненные реквизиты, мотивированное заключение комиссии, подписи всех членов комиссии и руководителя организации. Для подтверждения правильности корреспонденции счетов, аудиторы сравнивают бухгалтерские проводки, указанные в учетных регистрах организации и схемах корреспонденции счетов.

В процессе подтверждения достоверности проводимой инвентаризации аудитор оценивает учетную политику на предмет обоснования сроков и порядка проведения инвентаризации основных средств. Изучаются предоставленные инвентаризационные и сличительные ведомости, инвентаризационные описи (ф. № ИНВ-1, ИНВ-10, ИНВ-18), протоколы заседаний инвентаризационных комиссий, решения руководства организации по итогам проведения инвентаризации. Проверка материалов инвентаризации необходима аудитору для того, чтобы убедиться, насколько можно доверять результатам внутреннего контроля. Если в процессе инвентаризации не установлены отклонения, то можно сделать вывод, либо о формальном характере инвентаризации либо об эффективной системе внутреннего контроля. Для подтверждения того или иного мнения аудитор может провести выборочную инвентаризацию основных средств в рамках процедуры инспектирования. При этом в состав выборки включаются легкореализуемые, дорогостоящие основные средства. Результаты выборочной инвентаризации распространяют на всю проверяемую совокупность основных средств и делают выводы о качестве проведения инвентаризации. С помощью процедуры прослеживания проводится проверка соответствия: показателей форм бухгалтерской отчетности по основным средствам; показателей отчетности и Главной книги; показателей Главной книги и регистров синтетического и аналитического учета.

В процессе проведения аудита амортизационных отчислений аудитор осуществляет проверку правильности начисления амортизации по отдельным объектам основных средств и в целом расчет за отчетный период.

Аудитору необходимо получить перечень объектов основных средств, по которым применяются особые условия начисления амортизации или ее прекращения.

линейный способ;

способ уменьшаемого остатка;

способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Применение одного из этих методов по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу. Для налогообложения должен использоваться линейный способ начисления амортизации по нормам, установленным действующим законодательством (при этом в целях исчисления налога на прибыль в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ амортизация начисляется линейным или нелинейным методами, предусмотрено также применение повышенных и пониженных норм амортизации).

2. Организационно-экономическая характеристика ОАО "Родина" Каневского района

ОАО"Родина" расположен в юго-восточной части района в 33 км от районного центра станицы Каневской и в 130 км от краевого центра - города Краснодара. Административно-хозяйственный центр колхоза - станица Челбасская. Кроме этого на территории колхоза расположен хутор Калинино.

Хозяйство хорошо обеспечено автомобильными дорогами общего пользования и сетью внутрихозяйственных дорог. Все бригадные станы, тока, машинные дворы и животноводческие фермы обеспечиваются связью по дорогам с твёрдым покрытием. В станице Каневской находятся основные пункты сдачи сельскохозяйственной продукции, железнодорожная станция.

Общая площадь земель колхоза состоит 9635 га, в том числе сельскохозяйственных угодий 9092 га, из них 8820 га пашни.

Землепользование представлено единым массивом, вытянутым с запада на восток на 28 км, с севера на юг - на 13 км.

Территория хозяйства характеризуется континентальным климатом. Годовое количество выпадаемых осадков составляет 500 мм. На тёплый период года приходится 60% осадков. Осадки летне-осеннего периода в условиях высокой температуры и низкой относительной влажности усиленно испаряются почвой. Показатель водообеспеченности по месяцам вегетационного периода говорит о том, что самый неблагоприятный период с июля по сентябрь.

Среднегодовая температура воздуха достигает +9,70С. Самый жаркий месяц - июль - имеет среднемесячную температуру +23,20С. Сумма положительных среднесуточных температур воздуха за период с температурой выше 100С составляет 33000 - 34000С. Первые заморозки начинаются в середине октября, последние - заканчиваются в апреле. Средняя продолжительность безморозного периода 180 - 190 дней. Снежный покров неустойчив, появляется в середине декабря, высота его в среднем не превышает 15 см.

Господствующими ветрами на территории хозяйства являются ветры восточного и северо-восточного направлений, которые в зимне-весенний период сносят снег, мелкие частицы почвы и в отдельные годы вызывают пыльные бури. В летнее время эти ветра приносят суховей и пагубно отражаются на наливе зерна колосовых, ухудшают опыление и нормальное формирование початков кукурузы, а иногда и корзинок подсолнечника. За лето насчитываются 70 - 85 дней с суховеями, из них 5 - 7 дней приходится на интенсивные.

Территория хозяйства представляет пологоволнистую равнину с широкими водораздельными плато, балками с пологими склонами и узкими тальвегами, большей частью балки заболочены и заросли камышом.

Почвенный покров хозяйства сравнительно однороден и представлен в основном чернозёмами обыкновенными (97,2%). Незначительную часть площади составляют лугово-чернозёмные уплотнённые и лугово-болотные (1,0%).

Почвы хозяйства характеризуются сравнительно высоким почвенным плодородием, их совокупный балл равен 84, почв района (в среднем) - 82, края - 77.

Растительным покровом в естественном состоянии покрыты незначительные площади. Здесь произрастает спорыш, цикорий, молочай, пырей ползучий, костёр, овсюг, мышей. Вдоль балок - осоки, рогоз, мятлик, горчак и другие.

Промышленная инфраструктура предприятия включает автопарк, машинно-тракторную станцию, нефтебазу, склад запчастей, животноводческий комплекс (состоящий из бойни, ветеринарной аптеки, молочно-товарных ферм (№1,3,4), овце-товарной фермы, свинотоварной фермы), растениеводческий комплекс (представлен Бригадой №1 и Бригадой №2), хим. склад, хозяйственную часть (состоит из гостиницы, пожарной команды, подсклада), строительно-монтажный участок, центральный зерносклад, мельницу, административно-управленческий персонал, а так же службу охраны.

Хозяйство обеспеченно трудовыми ресурсами среднегодовая численность работающих за 2011 год составила 338 человек. Имеется целый арсенал техники: количество тракторов - 73 шт., среди них высокопроизводительные Бюллера, Нью Холланды.

В связи с эффективным ведением производства с каждым годом происходит наращивание объёмов, увеличивается урожайность сельскохозяйственных культур. Более подробно ресурсы и результаты финансово-хозяйственной деятельности хозяйства отражены в ниже представленных таблицах.

Таблица 1 - Динамика и структура землепользования в ОАО "Родина" Каневского района

Виды земельных угодий:2011 г.2012 г.2013 г.2013г.в % к 2011г.га% к итогуга% к итогуга% к итогуОбщая площадь земельных угодий963510093261009330100,096,8Площадь сельскохозяйственных угодий909294,4882094,6882494,697,1Площадь пашни882091,5882094,6882494,6100,0Многолетние насаждения2722,8--Пруды и водоёмы690,7690,7690,7100,0Древесно-кустарниковые растения4374,54374,74374,7100,0Болота370,4--

Согласно данным, представленным в таблице 1 видно, что площадь земельных угодий с 2011 года по 2013 год уменьшается. Это связано с тем, что часть земель переходит в собственный отдел физических лиц. Площадь пашни в 2013 году к уровню 2011 году составляет 96,8%, что говорит о том, что основной объем сельскохозяйственных угодий занят пашней, что свойственно для всех сельскохозяйственных предприятий, которые занимаются выращиванием сельскохозяйственных культур.

Таблица 2 - Результаты производственной деятельности

Показатель2011 г.2012 г.2013 г.2013 г. в % к2011 г.2012 г.Валовое производство : молока50758117682116335229,298,9живой массы крупного рогатого скота3978435212096304,1277,9живой массы свиней45352003 Валовой сбор основных культур : зерновые и зернобобовые32852215523024196573,7155,9в том числе : озимые зерновые32788514370424196573,8168,4яровые зерновые38711526 кукуруза на зерно28515626192133974,834,1сахарная свекла76260189362362387681,869,8подсолнечник на зерно339923701259922176,3161,9многолетние травы7508188277160361213,6181,7однолетние травы667858455480861121,195,6кукуруза на силос11041448525131400119,0270,8соя829-

Данные таблицы 2 свидетельствуют о следующих результатах:

производство молока увеличилось по сравнению 2013 года к 2011 на 129,2%, и уменьшилось по сравнению 2013 к 2012 гг. на 2,1%

живая масса КРС увеличилась в 2013 г. по сравнению с 2011 и 2012 годом на 204,1% и 177,9%

Валовой сбор основных культур :

снизилось производство озимых зерновых в 2013 г. по сравнению с 2011 на 27,2%, а в 2012 увеличилось на 68,4%;

кукурузы на зерно снизилось в 2012 г. на 41280 ц, в 2011 г. на 7176 ц;

сахарной свеклы снизилось в 2012 г. на 269747 ц, в 2011 г. на 138725 ц

подсолнечника на зерно производство в 2011 г. увеличилось на 76,3%, а в 2012 на 61,9%;

многолетние травы в 2011 году снизилось на 113,6%, а в 2012 г. увеличилось на 81,7%;

однолетние травы снизились к 2013 г. на 4,4%;

кукуруза на силос увеличилась к 2013 г. на 170,8 %;

соя в 2013 г. не производилась.

Видно, что из года в год возрастает валовая продукция произведённая в ОАО"Родина". Особенно резко возрастает валовой доход в животноводческой продукции ,так как хозяйством были куплены коровы, привезённые из США, которые повысили надои молока, но прибыль в основном от реализации растениеводческой продукции. Животноводство пока является убыточным.

Таблица 3 - Финансовые результаты деятельности

Показатель2011 г.2012 г.2013 г.2013 г. в % к2011 г.2012 г.Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 539860674994625353115,892,6Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 460708541824534109115,998,6Валовая прибыль, тыс. руб. 7915213317091244115,368,5Коммерческие расходы, тыс. руб.-418733633886,8Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. 79152912975490669,460,1Прочие доходы, тыс. руб. 1426441024169615567,493,9Прочие расходы, тыс. руб.82458723552740933,237,9Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб.96239702505845960,783,2Чистая прибыль (убыток) отчетного периода, тыс. руб.95483702505815160,982,8Рентабельность продаж, %14,713,58,859,765,0

Анализируя данные таблицы 3 - Финансовые результаты деятельности, рассматриваемой выше, сделаем следующие выводы:

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг увеличилась в 2013 г. по сравнению с 2011 на 15,8%, а в 2012 г.снизилась на 7,4%.

Так же увеличилась себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг в 2013 г. по сравнению с 2011 на 15,9% в 2012 г. снизилась на 1,4%.

Валовая прибыль так же увеличилась в 2013 г. по сравнению с 2011 на 15,3%, в 2012г. снизилась на 31,5%.

Прибыль (убыток) от продаж к 2013 году снизился на 39,9%.

Прочие доходы к 2013 г. снизились на 6,1%, а прочие расходы на 62,1%.

Прибыль (убыток) до налогообложения по сравнению с 2013 г. снизился в 2011 г. на 39,3%,а в 2012 г. на 16,8%.

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода по сравнению с 2013 г. снизилась в 2011 г. на 39,1%,а в 2012 г. на 17,2%.

Показатель рентабельности свидетельствует о том, что в целом по хозяйству динамика за исследуемый период уровня рентабельности увеличилась с 59,7% до 65,0%.

Таблица 4 - Эффективность использования основных средств в ОАО "Родина"

Показатель2011 г.2012 г.2013 г.2013 г. в % к2011 г.2012 г.Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.403740466050415427102,989,1Выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг, тыс. руб.539860674994625353115,892,6Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.79152912975490669,460,1Чистая прибыль, тыс. руб.95483702505815160,982,8Получено на 100 руб. основных средств, руб.-выручки от продаж1,31,41,5115,8107,5-прибыли от продаж0,20,20,166,166,1-чистой прибыли0,20,20,170,070,0Рентабельность производственных фондов, %19,619,613,2--

Данные таблицы 4 свидетельствуют о том, что среднегодовая стоимость основных средств снизилась к 2013 г. на 10,9%.

Так же на 100 руб. основных средств получено:

выручки от продаж 1,5 руб. к 2013 г.(увеличилась на 7,5%);

прибыли от продаж 0,1 руб. к 2013 г.(снизилась на 43,9%);

чистой прибыли 0,1 руб. к 2013 г.( снизилась на 30,0%).

Показатель рентабельности основных фондов свидетельствует о том, что в целом по хозяйству динамика за исследуемый период уровня рентабельности основных фондов снизилась с 19,6% до 13,2%.

Органами управления общества являются :

общее собрание акционеров;

совет директоров;

единоличный исполнительный орган (Генеральный директор, управляющая организация, управляющий);

в случае назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все функции по управлению делами общества.

Органами контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества является ревизор. Совет директоров и ревизор избираются общим собранием акционеров. Генеральный директор избирается советом директоров общества.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (Генеральным директором, управляющим, управляющей организацией). Он подотчетен совету директоров и общему собранию акционеров.

Генеральный директор избирается советом директоров на срок 5 лет. Управляющая организация (управляющий) утверждается по предложению совета директоров общества общим собранием акционеров на срок 5 лет.

Наличие и состав трудовых ресурсов в ОАО "Родина" можно рассмотреть на примере таблицы.

Таблица 5 - Наличие и состав трудовых ресурсов

Показатель2011 г.2012 г.2013 г.2013 г. в % к2011 г.2012 г.Среднегодовая численность работников, всего, чел. 338357350103,698,0в том числе занятых в сельскохозяйственном производстве,298314329110,4104,8в том числе рабочие постоянные236248265112,3106,9из них:-трактористы-машинисты 516365127,5103,2-операторы машинного доения 182321116,791,3-скотники крупного рогатого скота11912109,1133,3-работники свиноводства128Служащие, всего, чел.626664103,297,0из них:руководители151515100,0100,0специалисты253031124,0103,3Работники подсобного хозяйства, чел.101317170,0130,8Работники торговли и общественного питания444100,0100,0Работники занятые на строительстве хозяйственным способом26260,0

Таблица 6 - Показатели ликвидности баланса ОАО "Родина", 2013 г.

ПоказательНа начало годаНа конец годаИзменения (+,-)Наличие оборотных средств, тыс. руб. 63901771987680859Наличие денежных средств, тыс. руб. 603201394-58926Коэффициент абсолютной ликвидности 0,1570,003-0,154Коэффициент быстрой ликвидности 0,3470,265-0,082Коэффициент текущей ликвидности-0,213-0,526-0,313Коэффициент обеспеченности собственными средствами 0,2270,102-0,125Коэффициент маневренности собственных оборотных средств0,5330,028-0,505Доля оборотных средств в активах 0,4390,388-0,051Коэффициент покрытия запасов0,9241,0050,081

Значение коэффициента быстрой ликвидности (0,265) также оказалось ниже допустимого. Это говорит о недостатке у организации ликвидных активов, которыми можно погасить наиболее срочные обязательства. Рассчитывается отношением ликвидных активов к краткосрочным обязательствам. Нормальное значение: 1 и более.

Не соответствующим норме так же оказался коэффициент абсолютной ликвидности (0,003 при норме 0,2). За рассматриваемый период коэффициент абсолютной ликвидности снизился на 0,154. Рассчитывается отношением высоколиквидных активов краткосрочным обязательствам. Нормальное значение: 0,2 и более.

Соответствует норме коэффициент обеспеченности собственными средствами 0,102 при нормальном значении 0,1.

3. Аудит операций с основными средствами в ОАО "Родина" Каневского района

.1 Планирование аудита

Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, включает в себя разработку аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также разработку аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

Планирование аудита должно проводиться аудиторской организацией в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также в соответствии со следующими частными принципами:

комплексность планирования;

непрерывность планирования;

оптимальность планирования.

Принцип комплексности планирования аудита предполагает обеспечение взаимосвязанности и согласованности всех этапов планирования - от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.

Принцип непрерывности планирования аудита предусматривает установление сопряженных заданий группе аудиторов и увязку этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям). При планировании аудита на длительный период (в случае аудиторского сопровождения экономического субъекта в течение года) аудиторской организации следует своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений и результатов промежуточных аудиторских проверок.

Принцип оптимальности планирования аудита подразумевает обеспечение вариантности планирования в процессе планирования аудиторской организации для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией.

Планирование аудита аудиторской организации состоит из следующих основных этапов:

предварительное планирование аудита;

подготовка и составление общего плана аудита;

подготовка и составление программы аудита.

Содержание предварительного планирования аудита. Для эффективного планирования аудита до написания письма-обязательства и до заключения договора о проведении аудита аудиторская организация должна согласовать с руководством экономического объекта основные организационные вопросы, связанные с проведением аудита.

На этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь следующую информацию:

о внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности;

о внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями.

Кроме того, аудитор должен ознакомиться с:

организационно-управленческой структурой экономического субъекта;

видами производственной деятельности и номенклатурой выпускаемой продукции;

структурой капитала и курсом акций (в случае, если акции экономического субъекта подлежат котировке);

технологическими особенностями производства продукции;

уровнем рентабельности;

основными покупателями и поставщиками экономического субъекта;

порядком распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации;

существованием дочерних и зависимых организаций;

организованной экономическим субъектом системой внутреннего контроля;

принципами формирования оплаты труда персонала.

При подготовке общего плана и программы аудита аудиторской организации следует установить приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной.

Аудиторский риск - это предпринимательский риск аудитора (аудиторской фирмы), представляющий собой оценку риска неэффективности аудиторской проверки. Аудиторский риск базируется на оценке риска неэффективности системы учета клиента, риска неэффективности системы внутреннего контроля клиента, риска невыявления ошибок клиента аудиторами.

Аудиторский риск состоит из трех компонентов: внутрихозяйственный риск; риск средств контроля; риск необнаружения.

Аудитор обязан изучать эти риски в ходе работы, оценивать их и документировать результаты оценки. Аудиторские риски оцениваются как минимум по трем оценкам: низкая, средняя и высокая.

Аудиторские организации могут принять решение о применении в своей деятельности большего количества градаций при оценках рисков или об использовании для оценки рисков количественных показателей (процентов или долей единицы).

При проведении аудита аудитор должен принять необходимые меры для того, чтобы снизить аудиторский риск до разумного минимального уровня. Полностью исключить риск можно при проведении сплошной аудиторской проверки. Однако при больших объемах деятельности предприятия проверять все сплошным порядком не возможно. Поэтому для снижения риска аудитор должен применять более детальные аудиторские процедуры.

Существуют два основных метода оценки аудиторского риска:

оценочный (интуитивный);

количественный.

Оценочный (интуитивный) метод, наиболее широко применяющийся российскими аудиторскими фирмами, заключается в том, что аудиторы, исходя из собственного опыта и знания клиента, определяют аудиторский риск на основании отчетности в целом или отдельных групп операций как высокий, вероятный и маловероятный и используют эту оценку в планировании аудита.

Количественный метод предполагает количественный расчет многочисленных моделей аудиторского риска. Наиболее простая модель расчета аудиторского риска является основой планирования аудита, так как позволяет понять взаимосвязь отдельных составляющих аудиторского риска и оценить объем тестирования.

При оценочном методе в данном случае мы будем использовать такие оценки влияния факторов на риск:

низкое (0 баллов)

нейтральное, среднее (1 балл)

высокое (2 балла)

Таблица 7 - Оценка рисков при проведении аудита

№ п/пФактор рискаОценка влияния фактора на рискнизкое (0 баллов)Нейтральное среднее (1 балл)высокое (2 балла)1Фактор неотъемлемого риска(НР) 1.1Организация является крупным предприятием 21.2Осуществляет два вида деятельности 21.3Организация применяет два режима налогообложения (стоимость отдельных активов и расходы требуют распределения)0 1.4Учет автоматизирован (снижен риск арифметической ошибки или пропуска информации в регистрах)0 1.5Имеются случаи неотражения в учете финансово-хозяйственных операций, оказавшие существенное изменение на общую сумму оборота по счету 1 1.6Приказ об учетной политике существует, но он не учитывает отдельные важные элементы учетной политики 1 2Факторы риска средств контроля 2.1Служба внутреннего аудита отсутствует 22.2Квалификация учетного персонала высокая0 2.3Инвентаризация активов производится 1 2.4Производится сверка расчетов с контрагентами 1 2.5Редкая смена главного бухгалтера0 2.6Руководитель и собственник - в одном лице (отсутствует конфликт интересов)0 2.7Наличие у руководителя проблем финансового характера(неудовлетворительная контрольная среда) 1 3Факторы риска не обнаружены (НР) 3.1Аудит проводится не впервые у аудируемого лица 23.2Большинство участников проверки - неаттестованные аудиторы0 3.3Не запланировано участие аудитов в инвентаризации0 3.4Не запланировано получение внешних подтверждений 1 3.5Применение выборочных методов контроля научно обоснованно и автоматизировано 1

Аудитор должен рассчитать сумму максимально допустимой ошибки в отчетности, при которой она будет являться достоверной. Это значение носит название уровень существенности и регулируется стандартом аудиторской деятельности "Существенность в аудите".

Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь отчетности с большой степенью вероятности перестанет быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.

Уровень существенности рассчитывается на основании базовых показателей и процентов ошибки по ним.

Базовые показатели - это наиболее важные показатели деятельности предприятия, отраженные в формах отчетности, по которым пользователь оценивает возможность взаимодействия с предприятием.

Например, у открытого акционерного общества основным пользователем отчетности являются акционеры. Данную группу пользователей будет интересовать такой показатель отчетности как прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. То есть аудитор понимает, что именно этот показатель отчетности должен быть достоверным и принимает его как базовый показатель для расчета уровня существенности. Для банков в отчетности любого предприятия будет интересна сумма активов. И поэтому аудитор, как правило, в систему базовых показателей включает итог баланса.

Система базовых показателей разрабатывается каждой аудиторской организацией самостоятельно и применяется постоянно.

Таблица 8 - Определение уровня существенности

Наименование базовых показателейЗначения бухгалтерской отчетности экономического субъекта, тыс.руб.Границы существенности, %Расчетные показатели, тыс.руб.Чистая прибыль581515,061058Выручка6253535,0656620Собственный капитал4557885,0478577Валюта баланса12566045,01319434Общие затраты6048925,0635136

Таблица 9 - Общий план аудита основных средств ОАО "Родина" Каневского района

Проверяемая организацияОАО "Родина"ИсполнительПрилепская Н.А.Планируемый аудиторский риск5%Период проверкис 03.11.14 по 28.11.14

№ п/пПланируемые виды работПериод проведенияИсполнительПримечания1Аудит наличия и сохраннности основных средствс 03.11.14 по 06.11.14Прилепская Н.А.Согласно сводному общему плану аудита экономического субъекта2Аудит движения основных средствс 07.11.14 по 15.11.14Прилепская Н.А. 3Аудит правильности начисления амортизациис 17.11.14 по 21.11.14Прилепская Н.А. 4Проверка правильности налогообложения по основным средствамс 22.11.14 по 28.11.14Прилепская Н.А.

Источниками информации об организации для аудитора могут быть устав экономического субъекта; документы о регистрации экономического субъекта; протоколы заседаний совета директоров, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления экономического субъекта; документы, регламентирующие учетную политику экономического субъекта и внесение изменений в нее; бухгалтерская отчетность; статистическая отчетность; документы планирования деятельности экономического субъекта (планы, сметы, проекты); контракты, договоры, соглашения экономического субъекта; внутренние отчеты аудиторов-консультантов; внутрифирменные инструкции; материалы налоговых проверок; материалы судебных и арбитражных исков; документы, регламентирующие производственную и организационную структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний; сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным персоналом экономического субъекта; информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков, складов.

На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита. В случае если аудиторская организация считает возможным проведение аудита, она переходит к формированию штата для проведения аудита и заключает договор с экономическим субъектом.

При планировании состава аудиторской группы аудиторская организация должна учитывать бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита (подготовительного, основного и заключительного); предполагаемые сроки работы группы; количественный состав группы; должностной уровень членов группы; преемственность персонала группы; квалификационный уровень членов группы.

В процессе предварительного ознакомления с клиентом аудитору необходимо оценить финансовую стабильность клиента; положение клиента в экономической среде; отношения с предыдущей аудиторской фирмой, если они имели место.

Новому аудитору целесообразно связаться со своим предшественником, от которого он может получить информацию о намерениях руководства, спорных вопросах по поводу применения принципов учета, аудиторских процедур или оплаты. Но предварительно аудитор должен согласовать возможность такого контакта с клиентом.

В случае если между бывшим аудитором или клиентом были судебные разбирательства или спорные вопросы, новый аудитор должен быть уведомлен о том, что ему может быть не предоставлена какая-либо информация. Аудитору необходимо тщательно оценить ситуацию, если клиент не дал разрешения на получение информации от предыдущего аудитора или предыдущий аудитор отказался дать информацию.

Кроме того, аудитор может воспользоваться информацией, предоставляемой юристами, другими аудиторскими фирмами, предпринимателями.

Оценку возможного продолжения сотрудничества проводят и фирмы, не первый год сотрудничающие с клиентом. Спорные вопросы могут привести к прекращению сотрудничества.

При оценке причин приглашения аудитора последний должен определить наиболее вероятных пользователей финансовой отчетности. Если отчетность используется достаточно интенсивно или предприятие будет продано (реорганизовано) в ближайшем будущем, аудитор должен собрать больший объем материала с подтверждением достоверности отчетности.

Общая информация о предприятии необходима для того, чтобы в дальнейшем сделать обоснованное заключение о достоверности отчетности. В частности, необходимо выяснить специфику деятельности и отраслевые особенности предприятия, понять его организационное устройство, определить производственные, финансовые и другие связи, познакомиться с юридическими обязательствами, получить информацию из различных источников.

Посещение и осмотр основных участков, производственных единиц, складов позволяют воочию убедиться в наличии и сохранности активов, сформировать представление об условиях производства.

На основании общего плана составляется программа аудита - документ, в котором подробно детализируются работы, запланированные в общем плане аудита. В программе аудита определяется характер, временные рамки и объем запланированных процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа служит подробной инструкцией и является средством контроля качества работы (таблица 8).

учет аудит проверка ремонт

Таблица 8 - Программа аудита основных средств

Проверяемая организацияОАО "Родина"ИсполнительПрилепская Н.А.Планируемый аудиторский риск5%Период проверкис 03.11.14 по 28.11.14

№ п/пПеречень аудиторских мероприятий (процедур)Период проведенияИсполнительРабочие документы аудитора1. Аудит наличия и сохранности основных средств1.1Проверка создания комиссии по приемке основных средств03.11.2014Прилепская Н.А.Приказы,распоряжения1.2Проверка правильности отражения первоначальной стоимости в актах приемки-передачи основных средств04.11.2014Прилепская Н.А.Акты приемки-передачи, инвентарные карточки№ п/пПеречень аудиторских мероприятий (процедур)Период проведенияИсполнительРабочие документы аудитора1.3Оценка организации синтетического и аналитического учета основных средств в бухгалтерии предприятия и по МОЛ в местах эксплуатации основных средств05.11.2014Прилепская Н.А.Первичные документы, учетные регистры, учетная политика1.4Проверка результатов последней инвентаризации основных средств05.11.2014Прилепская Н.А.Инвентаризационные документы, первичные документы1.5Проверка отражения в отчетности наличия основных средств06.11.2014Прилепская Н.А.Формы отчетности(Форма № 5, Форма № 17-АПК)2. Аудит движения основных средств2.1Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете взносов в уставный капитал07.11.2014Прилепская Н.А.Приказы, акты приемки, регистры бухгалтерского учета2.2Проверка фактического поступления в качестве вкладов учередителей в уставный капитал основных средств08.11.2014Прилепская Н.А.Приказы, акты приемки, регистры бухгалтерского учета2.3Проверка фактического выбытия основных средств в результате расчетов с учередителями12.11.2014Прилепская Н.А.Протоколы, приказы, регистры бухгалтерского учета 2.4Проверка отражения в отчетности движения основных средств15.11.2014Прилепская Н.А.Формы отчетности(Форма № 5, Форма № 17-АПК)3. Аудит правильности начисления амортизации3.1Проверка правильности ежемесячного начисления амортизации по основным средствам в целях ведения бухгалтерского учета и налогообложения 17.11.2014Прилепская Н.А.Справки, регистры бухгалтерского учета, баланс3.2Проверка объектов основных средств, по которым не начисляется амортизация18.11.2014Прилепская Н.А.Справки, регистры бухгалтерского учета, документы № п/пПеречень аудиторских мероприятий (процедур)Период проведенияИсполнительРабочие документы аудитора3.3Проверка срока, с которого начинается и заканчивается начисление амортизации основных средств20.11.2014Прилепская Н.А.Приказ директора организации, инвентарные карточки3.4Проверка отражения в отчетности начисленной амортизации основных средств21.11.2014Прилепская Н.А.Формы отчетности(Форма № 5), регистры бухгалтерского учета4. Проверка правильности налогообложения по основным средствам4.1Проверка правильности расчетов по НДС22.11.2014Прилепская Н.А.НК РФ, гл.21, баланс4.2Проверка правильности расчетов по налогу на прибыль24.11.2014Прилепская Н.А.НК РФ,гл.25, отчет о прибылях и убытках, справки, расчеты4.3Проверка правильности расчетов по налогу на доходы физических лиц25.11.2014Прилепская Н.А.НК РФ, гл.23,справки, расчеты4.4Проверка отражения в отчетности всех операций по учету основных средств27.11.2014Прилепская Н.А.Формы отчетности(Формы №5, Форма № 7-АПК, Форма № 15-АПК)4.5Проверка правильности расчетов по налогу на имущество28.11.2014Прилепская Н.А.НК РФ, гл.30, справки, расчеты

.2 Проверка правильности документального оформления движения основных средств

Проверку операций по оприходованию основных средств следует начинать с изучения учетной политики предприятия на финансовый год, за который производится аудиторская проверка, так как в учетной политике должно определяться, что принимать за основу (какую стоимость) при отнесении объектов к основным средствам.

Далее следует проверить, имеется ли в организации постоянно действующая комиссия по приему и списанию основных средств или (как это нередко бывает) ее функции неофициально переданы Главному бухгалтеру. Если такой комиссии не создано, то в ходе проверки необходимо добиться у руководства ее создания, так как все оформленные документы по приему и особенно по списанию основных средств не имеют юридической силы и все записи в учете по этой причине должны быть скорректированы.

Очень важно удостовериться в правильности определения первоначальной стоимости объектов основных средств. В практике проведения аудиторских проверок встречается масса случаев, когда первоначальная стоимость объектов значительно занижается за счет неприсоединения к указанной в договоре (счете) поставщика стоимости дополнительных расходов, понесенных организацией, связанных с доставкой (стоимость перевозки), погрузкой, разгрузкой и монтажом оборудования. Как правило, все эти дополнительные расходы относятся на себестоимость готовой продукции (работ, услуг), чем искажают финансовые показатели деятельности организации и занижают начисленные и уплаченные суммы налогов.

При аудите правильности определения первоначальной стоимости основных средств, приобретенных за плату, необходимо руководствоваться II разделом Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средство (ПБУ-6/01), утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н, и пунктом 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 20 июля 1998 г. № 33-н.

Имеют место случаи, когда оплаченные за поставку основных средств суммы длительное время значатся в дебиторской задолженности, в то время как они такое же время успешно работают на производство продукции. Отсутствие должного учета основных средств приводит к его хищениям, такие случаи выявляются при проведении встречных проверок с поставщиками основных средств, за которыми длительное время числится дебиторская задолженность за оплаченные основные средства.

Участились случаи, когда предприятия-поставщики за изделия, входящие по техдокументации в комплект основных средств, вынуждают заказчиков (покупателей) платить дополнительные суммы, которые бухгалтера предприятий присоединяют к стоимости основных средств, в результате чего первоначальная стоимость основных средств автоматически увеличивается на стоимость комплектующих деталей, узлов и агрегатов. Последствия такой оценки основных средств для предприятий могут иметь негативные последствия.

Очень важно проверить фактическое наличие основных средств, сравнив его с учетными данными. Это необходимо делать в связи с тем, что инвентаризацию основных средств разрешается проводить один раз в три года.

Надо также сверить инвентарные номера основных средств с учетными данными. Нередко бывает так, что инвентарные номера вообще не присваиваются, или присваиваются номера ранее списанных основных средств.

Важным элементом является проверка учета основных средств, полученных безвозмездно, принятых или сданных в аренду, а также оприходованных в качестве взноса в уставной фонд (капитал).

Аудитор должен также проверить правильность разделения основных средств по характеру участия их в производстве (находящиеся в производстве, на реконструкции, в запасе или на консервации).

.3 Проверка правильности учета амортизации основных средств

С помощью выбранной учетной политики организация приобретает возможность оказывать влияние на формирование расходов, прибыли, налоговых баз по налогу на прибыль и на имущество через способы начисления амортизации. Выбор способа зависит от целей и стратегии финансово-хозяйственной деятельности организации. Если целью организации является поддержание стабильного уровня рентабельности и умеренного уровня накопления амортизационных отчислений, то линейный способ начисления амортизации, по нашему мнению, отвечает этим требованиям. Если организация предпочитает значительный рост уровня рентабельности или аккумулирование крупных финансовых ресурсов для обновления материальной базы, то она закрепляет в учетной политике один из нелинейных способов начисления амортизации.

Организации теперь имеют возможность начисления амортизации по нормам ниже установленных Кодексом. Использование пониженных норм амортизации допускается только с начала налогового периода и в течение всего налогового периода.

Таким образом, итоговое мнение аудитора формируется не только по результатам детальной проверки правильности начисления амортизации, но и на основе анализа учетной политики в отношении основных средств, которая оценивается по следующим аспектам:

) метод начисления амортизации;

) вариант применения ускоренной амортизации;

) вариант использования метода амортизации по нормам ниже установленных - в случае, если соответствующее решение принято руководителем организации.

Введение ускоренной амортизации влечет за собой рост себестоимости и снижение прибыли. Применение пониженных коэффициентов амортизационных отчислений создает краткосрочные предпосылки для снижения затрат и роста прибыли. Однако в долгосрочном плане снижение амортизационных отчислений ведет к устареванию основных средств и деградации материальной базы.

В связи с этим аудитору следует оценить качество амортизационной политики как инструмента финансирования основного капитала, обеспечивающего достаточность собственных источников для обновления основных средств.

.4 Аудит результатов инвентаризации основных средств

В процессе работы аудитор должен сформировать мнение об организации сохранности основных средств. Основное внимание уделяется качеству проведения и оформлению результатов инвентаризаций, для чего проверяется соблюдение сроков подведения итогов, а также оценивается качество подготовки инвентаризационных описей. Аудитору необходимо изучить решения, принятые по результатам инвентаризации, и проверить правильность их отражения в учете.

При этом проверяющему следует убедиться в соблюдении положений по бухгалтерскому учету, регулирующих порядок и сроки проведения инвентаризаций. Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда осуществить инвентаризацию обязательно. Оценивая достоверность данных о наличии основных средств на дату проверки, аудитор может использовать, например, сверку описей карточек инвентарного учета с имеющимися в картотеке инвентарными карточками. В ходе проверки он может наблюдать за процессом проведения инвентаризации, принимать участие в контрольном осмотре основных средств, изучать, имеются ли в наличии объекты основных средств, пришедшие в негодность и подлежащие списанию, а также длительно не используемое имущество.

Обнаружив расхождение между фактическим наличием основных средств и учетными данными, аудитор анализирует причины отклонений. В результате составляется сличительная ведомость, которая является доказательством присутствия нарушений. Ее данные служат информационной базой для осуществления последующих процедур. По итогам инвентаризации аудитор формирует информацию по собственным, арендованным и находящимся на особом хранении основным средствам.

Инвентаризируя здания, сооружения и другую недвижимость, аудитор проверяет наличие документов, подтверждающих право собственности, зарегистрированное в установленном порядке в соответствующем учреждении юстиции. При инвентаризации производится осмотр объектов по местам хранения и эксплуатации. Если в ходе проверки выявлены неучтенные объекты, аудитор должен определить причины, по которым основные средства не отражены в учете. Непригодные к эксплуатации предметы отражаются в отдельной инвентаризационной описи.

Аудитору необходимо убедиться в следующем:

все отраженные в отчетности основные средства действительно существуют;

права организации на основные средства не обременены;

основные средства отвечают критериям, оговоренным в положениях по бухгалтерскому учету, оценены и отражены в отчетности в соответствии с учетной политикой;

приобретенные основные средства отражены в учете и отчетности в правильной оценке и в соответствующем отчетном периоде.

.5 Оценка правильности учета ремонтов основных средств

Восстановление основных средств осуществляется посредством:

ремонта (текущего, среднего, капитального);

модернизации и реконструкции.

При проверке операций по учету ремонта основных средств аудитор должен установить, какая учетная политика принята организацией по данному вопросу, что определяет последовательность дальнейшей проверки. В организации затраты по ремонту основных средств могут списываться:

· непосредственно на себестоимость по мере возникновения затрат;

· за счет созданного резерва на ремонт основных средств;

отнесением затрат на счет 31 "Расходы будущих периодов" с последующим равномерным списанием на себестоимость.

Если согласно учетной политике организация производит начисление резерва на ремонт основных средств, то проверяется: экономическое обоснование размера отчислений, предусмотрены ли размеры отчислений по видам основных средств (здание, оборудование и т.д.) или установлена единая норма отчислений, соблюдение принципа ежемесячного начисления резерва. Фактические затраты на проведение ремонта списываются за счет созданного резерва, поэтому аудитор должен убедиться, что по окончании года (в случае окончания ремонтных работ) излишне начисленный резерв сторнирован.

При проверке отражения операций по ремонту на счетах бухгалтерского учета аудитор должен убедиться, что расходы по ремонту производственных основных средств списаны на себестоимость, а по непроизводственным основным средствам - отнесены за счет собственных источников.

Аудитор проверяет, каким способом проводились ремонтные работы: подрядным или хозяйственным.

Если в отчетном периоде проводился ремонт арендованных основных средств, необходимо проверить характер ремонта (текущий, капитальный), предусмотрен ли капитальный ремонт в договоре аренды и за чей счет списываются расходы.

Организация в отчетном периоде могла производить затраты на модернизацию и реконструкцию объектов основных средств. Аудитор проверяет в этом случае: учитывались ли затраты на счете 08 "Капитальные вложения", была ли увеличена первоначальная стоимость объекта по окончании работ, показано ли в учете увеличение добавочного капитала организации.

.6 Проверка данных инвентарного и синтетического учета основных средств

Проверяя состояние учета основных средств, нужно убедиться в правильности организации аналитического учета; выяснить, все ли основные средства закреплены за материально ответственными лицами; правильно ли проведена последняя инвентаризация, каковы её результаты и отражены ли они в учете; проконтролировать достоверность учетных данных о наличии и движении основных средств.

Аналитический учет основных средств ведется в инвентарных карточках, что снижает трудоёмкость учётной работы, даёт возможность группировать основные средства, позволяет автоматизировать учётный процесс, а также значительно расширить информацию об отдельных объектах основных средств. Аудитор должен проверить правильность ведения учётных карточек индивидуального и группового учёта основных средств. Особое внимание обращается на правильное и своевременное заполнение всех реквизитов карточек, что имеет большое контрольное значение и предотвращает замену новых одноименных предметов старыми. Это необходимо также для получения полной и объективной информации о состоянии и использование того или иного объекта основных средств.

Следует проверить количество инвентарных карточек. С этой целью сопоставляют данные описей инвентарных карточек по учету основных средств по классификационным группам с имеющимся в картотеке инвентарными карточками. При отсутствии каких-либо инвентарных карточек следует выяснить причины, убедиться в наличии объектов, по которым нет инвентарных карточек, и предложить восстановить аналитический пообъектный учет основных средств.

При расхождении между данными аналитического и синтетического учета необходимо выяснить их причины и виновных в этом должностных лиц, определить последствия и внести предложения по устранению выявленных недостатков.

Необходимо убедиться в достоверности данных показателей инвентарных карточек. Для этого следует выборочно, по отдельным видам средств, например, по тем, что подвергались ремонту в отчетном периоде, проверить, правильно ли отражены затраты на ремонт.

.7 Обобщение результатов проверки

Итоговым этапом аудита являются обобщение результатов аудита, анализ ошибок, выявленных в ходе аудита.

Необходимо проанализировать обнаруженные ошибки и нарушения в соответствии с требованиями федерального стандарта аудиторской деятельности "Существенность в аудите". Существенность ошибок оценивается количественно и качественно. Для количественной оценки аудитор сравнивает обнаруженные ошибки с уровнем существенности, установленным на стадии планирования. При качественной оценке аудитор руководствуется собственным практическим опытом и знаниями.

При анализе ошибок, выявленных в ходе аудита, необходимо определить степень их влияния на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.

По результатам аудита аудитор разрабатывает рекомендации по устранению ошибок в бухгалтерском и налоговом учете и совершенствованию системы бухгалтерского и налогового учета основных средств.

Рабочая документация аудиторской проверки является строго конфиденциальной и подлежит хранению в специально оборудованных помещениях, исключающих случайное повреждение или уничтожение и допуск без специального разрешения.

Рабочие документы являются собственностью аудитора. По усмотрению аудитора они могут быть представлены аудируемому лицу, однако не могут служить заменой бухгалтерских записей.

Таблица 9 - Обобщение результатов проверки ОАО "Родина"

№ п/пСодержание нарушенияНормативные документы, которым противоречит нарушениеСумма нарушения, руб.Влияние на показатели отчетности1В принятой Обществом Учетной политике не указано проводит Общество переоценку каких-либо видов основных средств или нет.ПБУ 1/2008 не влияет2Не проведена инвентаризация земельных участковПБУ 6/01, утверженное приказом Минфина от 30.03.2001 № 26н24 054 013,36не влияет3Имеют место случаи несвоевременного отражения в учете введенных в эксплуатацию основных средств. Имеются расхождения данных первичных документов по поступлению ОС при формировании первоначальной стоимости ОС и данных, отраженных в бухгалтерском учете. Не надлежащим образом оформлены первичные документы по поступлению ОС. ПБУ 6/01, утверженное приказом Минфина от 30.03.2001 № 26н не влияет4Активы в Обществе приобретаются, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, используются менее 12 месяцев, а затем перепродаются, что противоречит п.4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств". ПБУ 6/01, утверженное приказом Минфина от 30.03.2001 № 26н100 035,77Форма №1 "Бухгалтерский баланс"5В нарушение абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" Общество учитывает инвентарь стоимостью менее 40 000 рублей за единицу на счете 10.09 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности", который эксплуатируется, но не зачисляются на соответствующие счета учета затрат, а продолжают учитываться на счете 10.09ПБУ 6/01, утверженное приказом Минфина от 30.03.2001 № 26н15 871 567,17Форма №1 "Бухгалтерский баланс"

Выводы и предложения

В заключении подведем итоги проделанной работы.

Основные средства формируют основную составляющую материально-технической базы организаций и играют важную роль в осуществлении ведущих направлений их деятельности. С развитием рыночных отношений в учете основных средств произошли существенные изменения. Эти изменения коснулись: состава и структуры основных средств; амортизации их стоимости; учета долгосрочных инвестиций; учета операций, связанных с лизингом и арендой имущества; переоценки стоимости основных средств; учета и финансирования затрат на ремонт основных средств; учета реализации и прочего списания основных фондов. Аудиторская проверка, следовательно, должна проводиться по указанным направлениям.

Таким образом, конкретная цель аудита основных средств - проверка правильности формирования состава, полноты и реальности учета основных средств и достоверности амортизации их стоимости.

Аудит основных средств представляет собой трудоемкий и последовательный процесс, начиная с проверки состояния хранения основных средств и заканчивая проверкой достоверности бухгалтерского учета и отчетности по основным средствам. Сущность этой проверки проявляется в обеспечении сохранности основных средств, в выявлении нарушений и злоупотреблений, установлении их причин, а также в разработке мероприятий по их устранению и недопущению в будущем.

Аудиторская проверка основных средств включает три этапа:

проведение аудиторских процедур;

оценка результатов проверки и разработка аудиторского заключения.

В ходе написания работы была описана меодика проведения аудиторской проверки основных средств в ЗАО "Минский завод безалкогольных напитков". Главными направлениями были проверки:

обеспечения контроля за наличием, сохранностью и техническим состоянием основных средств;

правильности отнесения предметов к основным средствам, их группировки по классификации, принадлежности и по характеру участия в производственном процессе;

правильности оценки основных средств в учете;

правильности оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;

правильности начисления и отражения в учете износа основных средств;

выполнения плана ремонтов, их своевременности и качества; правильности и эффективности использования основных средств;

правильности определения результатов от реализации и прочего выбытия основных средств;

правильности отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.

На основании вышеизложенного можно внести следующие предложения по совершенствованию учета основных средств в ОАО "Родина" Каневского района:

исправить выявленные в ходе проверки нарушения;

усилить контроль за правильностью оформления первичной документации;

в целях повышения контроля за поступлением и обработкой документов пересмотреть план-график документооборота;

в целях получения оперативной информации об изменениях в законодательстве использовать информационно-справочные базы типа "Гарант", "Консультант - плюс".

Список использованных источников

1.Агеева, Ю. Б. Аудиторская проверка: практическое пособие для аудитора и бухгалтера : учеб.пособие / Ю. Б. Агеева, А. Б Агеева,- "Бератор-Пресс", 2010 г. - 108 с.

.Алборов, Р. А. Аудит в организациях, промышленности, торговли и АПК: Учеб.пособие / Р. А. Алборов,- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство "Дело и Сервис", 2011 г.

.Анализ счетов 01 "Основные средства" за 2013 г. ОАО "Племзавод "Дружба"

.Андреев, В. Д. Практикум по аудиту: Учеб. пособие /В. Д. Андреев, Т. И. Киселевич, И. В. Атаманюк- М.: Финансы и статистика, 2010 г.

.Астахов, В. П. Бухгалтерский финансовый учет / В. П. Астахов - М.: ИКЦ "МарТ", 2012. - 95 с.

.Брызгалин, А. В., Бухгалтерский и налоговый учет и отчетность организации (практический пример)Учеб.пособие / В. Р. Берник, А. Н. Головкин,- М.: "Налоги и финансовое право", 2012г.

.Бухгалтерская отчетность ОАО "Родина" за период 2011-1013 гг.

.Говдя В.В. "Финансовый учет материально-производственных запасов в сельскохозяйственных организациях", учеб пособие/ Краснодаг: КГАУ, 2004 г. - 55 с.

.Ефимова О.В. Финансовый анализ: учеб. / О.В. Ефимова. - 3-е изд. - М.: Бухгалтерский учет, 2010. - 62 с.

.Камышанов, П. И. Практическое пособие по аудиту: учеб.пособие /П. И.Камышанов. - М.: Инфра. - 2010. - 75 с.

.КанксА.А. "Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия", учеб.пособие/ М.: "ИДФОРУМ-ИНФРА-М", 2011 г. 125 с.

.Ковалева, О. В.Аудит:учеб.пособие / О. В. Ковалева, Ю. П. Константинов.- М.: "Издательство ПРИОР", 2011 г. Козлова, Е. П. Бухгалтерский учет в организациях : учеб.пособие / Е. П. Козлова, Т. К. Бабченко, Е. Н. Галанина.- 2 изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 80 с.

.Ларионова А. Д. Практикум по аудиту :учеб.пособие А. Д. Ларионова. - М.: ООО "ТК Велби", 2012 г.

.Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. №119н

.Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные приказом Минфина РФ от 26.12.2002 г. № 135н.

.Методические рекомендации по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов в сельскохозяйственных организациях, утвержденные приказом Минсельхоза России от 31.01.2003 г. №26.

.Подольский В.И. Аудит: учебник : учеб.пособие / В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр "Академия", 2010. - 352 с.

.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности № 34 н : утв. приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. - М.: Проспект, 2013. -240 с.

.Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008, утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 г.

.Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина России от 09.06.2001 г. № 44н

.Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99: утв. приказом Минфина России от 06 мая 1999.- М.: Проспект, 2013.- 93 с.

.Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 : утв. приказом Минфина России от 06 мая 1999.- М.: Проспект, 2013. - 99 с.

.Положение по бухгалтерскому учету "Основные средства" ПБУ 6/01 : утв. приказом Минфина России от 06 мая 1999.- М.: Проспект, 2013. - 99 с.

.План счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.

.Рабочий план счетов ОАО "Родина" Устав ОАО "Родина".

.Сотникова Л. К. Внутренний контроль и аудит.учеб. пособие /Л. К. Сотникова. - М.: Финстатинформ, 2010 - 239с.

.Стандарты аудиторской деятельности. С учетом изменений действующего законодательства за 2013 год. - М.: Эксмо, 2013. - 352 с.

.Учетная политика ОАО "Родина" за 2012 г.

.Федеральный закон "О бухгалтерском учете" № 402-ФЗ от 06.12.2011

.Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" № 307-ФЗ от 30.12.2008

Похожие работы на - Аудит операций с основными средствами в ОАО 'Родина' Каневского района

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!