|
|
|
|
|
|
3
|
30
|
26.5
|
28.5
|
30.5
|
27
|
рис. 2.1 Резьба упорная
Для окончательного выбора диаметра винта и шага, необходимо еще два
условия:
самоторможения;
максимально высокого КПД.
Расчёт на условие самоторможения.
Угол подъёма средней винтовой линии резьбы:
. ,
Где:
- угол
подъема резьбы
d2 - средний диаметр резьбы.
Приведенный
угол трения при скудной смазке:
.
Где:
f =0.13…0.15 -
коэффициент трения материалов винта и гайки;
Условие
самоторможения выполняется.
Дальше выполняем проверочный расчёт винта:
;
Hмм
Условие прочности выполняется.
3.РАСЧЕТ
ГАЙКИ
Гайки обычно изготавливаются из материалов,
имеющих в паре со стальным винтом низкий коэффициент трения и хорошую
износостойкость. К таким материалам относятся оловянистые и безоловянистые
бронзы, латунь, металлокерамика и антифрикционный чугун.
Гайки выполняются в виде цилиндрических втулок, которые запрессовываются
или ввинчиваются в подвижный или неподвижный корпус. В данном случае конструкцию
гайки выбираем таким образом, чтобы распределение нагрузки по виткам резьбы
было наиболее равномерным
Материал
гайки: БрАЖН 10-4-4ГОСТ 613-41(sв=650);
Рис.
3.1 Конструкция гайки
При
расчёте резьб гаек допускается, что осевое усилие распределяется по виткам
равномерно, а угол подъёма витков настолько мал, что их можно рассматривать в
виде плоских круговых колец. В гайке рассчитывают резьбу (на изгиб, срез и
удельное давление), основные её размеры (H, D), а
также отдельные элементы (посадка в корпус, упорный буртик , фиксирующие детали и др.).
Тело
гайки подвергается кручению и сжатию. Наружный диаметр тела гайки определяется из условия прочности:
где
k -коэффициент, учитывающий скручивание тела гайки, k=1.3;
допускаемое
напряжение сжатие или растяжения ,;
;
Найдём
число витков гайки:
.
Принимаем
z=710
Высота
гайки H=zS=73=21
Равномерно
распределенная нагрузка по наружному контуру витка гайки:
Проводим
проверку витков резьбы на прочность, так как материал гайки обладает более
низкими механическими свойствами, чем материал винта. Виток резьбы гайки
разворачиваем по наружному диаметру (D) и представим в виде консольной
балки, несущей равномерно распределённую нагрузку, которую заменяем
сосредоточенной силой F/z. Наибольшее напряжение среза и изгиба возникают в
корневом сечении с длиной и высотой витка . Исходя
из условия прочности витка на срез:
а) на срез:
мм.
, мм. - зазор.
мм.
б)
на изгиб:
Все условия выполняются.
Размер
заплечика определяем из условия смятия материала гайки под
действием силы P по уравнению:
,
где
Из конструкторских соображений принимаем D=9 мм.
Высоту
заплечика определяется из условия изгиба под действием нагрузки
F, без учёта запрессовки и трения на поверхности гайки,
по уравнению:
Соединение гайки с корпусом имеет следующий вид (рис. 3.2).
Рис. 3.2.
Гайку в
корпус ставим по посадке с гарантированным натягом. Для уменьшения натяга гайку
в корпусе фиксируем штифтом, который должен удерживать гайку от проворачивания
при работе механизма. Если <, гайка в корпусе проворачиваться не будет, штифт
нагрузки не испытывает. В противном случае штифт будет работать на срез. Найдём
момент трения, возникающий на опорной поверхности заплечника.
.
Момент, возникающий между винтом и гайкой: Мвп=88.66 ().
Неравенство Мвп<Моп выполняется, значит,
гайка в корпусе не будет проворачиваться
(мм)
Из конструкторских соображений принимаем d0 =5(мм)
Штифт 4Г8ГОСТ 3128-70
4. РАСЧЁТ ПЯТЫ ТРЕНИЯ
По ГОСТ 6874-75 мы имеем упорные шариковые однорядные подшипники -
упорный однорядный с лёгкой широкой серией, его характеристики:
,
определим момент трения :
.
6.РАСЧЁТ РУКОЯТКИ
Материал рукоятки: Сталь 40Х (sв=1100 sт=900);
В переносных винтовых механизмах чаще всего применяются
перекидные рукоятки либо рукоятки с трещотками.
Длина рукоятки определяется из условия равенства движущего момента моменту сопротивления в винтовой паре . Принимаем усилие рабочего равным Q=150 H.
;
,
где - внутренний диаметр подшипника пяты.
;
Длина
рукоятки
Диаметр рукоятки определяется из условия прочности на изгиб:
; ;
;
;
7. РАСЧЁТ КОРПУСА
Материал корпуса:
Сталь
40x закалка в масле, отпуск ,
Конструктивно
принимаем a = 8 мм., b = 16 мм., d = 6 мм.
Проверим
наши значения при .
Конструктивно
принятые размеры не нарушают допустимых прочностных условий.
9. КПД МЕХАНИЗМА
Коэффициент полезного действия винтовой пары скольжения
определяется по формуле:
При прямом ходе
Коэффициент полезного действия механизма определяется по формуле:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе данного домашнего задания мы приобрели первичные навыки
конструкторской деятельности. В данной расчетно-графической работе представлен
расчет винтового механизма самолётного съёмника. В ходе расчетов были
определены параметры винтовой передачи, корпуса, подобраны стандартные детали и
выполнен чертеж съёмника. Определен КПД механизма, который равен 32.3 %
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
подшипник съемник винтовой
1. Назин В.И. Проектирование механизмов с передачей винт-гайка: Харьков, Харьк. авиац.
ин-т, 2006
.Еофян А.С., Дорофеев В.Г. Проектирование винтовых механизмов
авиационных устройств и роботов: Харьков, Харьк. авиац. ин-т, 1989.
.Анурьев В.И. Справочник конструктора - машиностроителя: В
3-х т.М.: Машиностроение, 1979. Т.1
.Анурьев В.И. Справочник конструктора - машиностроителя: В
3-х т.М.: Машиностроение, 1979. Т.2